Правое и левое полушарие головного мозга тренировка. Как развивать правое полушарие мозга? Видео: Гимнастика мозга — станьте успешным в любом возрасте! Ольга Троицкая.Только упражнения

Как известно, наш мозг состоит из двух полушарий: левого и правого, к каждому из которых идут нервные пути от органов чувств и от всех органов, имеющих чувствительность (например, болевую или тактильную - осязательную). При этом правое полушарие в основном "обслуживает" левую сторону тела: принимает большую часть информации от левого глаза, уха, левой руки, ноги и т.д. и передает команды соответственно левой руке, ноге, а левое полушарие обслуживает правую сторону.

Главное отличие левого полушария от правого в том, что только в нем расположены речевые центры и переработка всей поступающей в левое полушарие информации происходит с помощью словесно-знаковых систем. Левое как бы дробит картину мира на части, на детали и анализирует их, выстраивая причинно-следственные цепочки, классифицируя все объекты, выстраивая схемы, последовательно перебирая все то, что попадает в сферу его восприятия или извлекается из памяти. На это требуется время, левое полушарие действует сравнительно медленно. Правое же полушарие, в котором нет центров речи, схватывает картину мира целостно, одновременно включая в рассмотрение всю конкретную реальность, не дробя на части, а синтезируя целостный образ во всей совокупности его конкретных проявлений. Оно специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах. Правое полушарие действует быстро.

Таким образом, левое полушарие можно назвать аналитическим, классификационным, абстрактным, алгоритмическим, последовательным, индуктивным. Можно сказать, что левому полушарию свойственно рационально-логическое, знаковое мышление.

Правому полушарию соответствуют такие характеристики, как целостное, синтетическое, конкретное, эвристическое (от слова "эврика!"), параллельное (одновременное, а не последовательное), дедуктивное. Его называют еще эмоциональным. Ему свойственно наглядно-образное, интуитивное, творческое мышление.

Левое полушарие отвечает за наши способности к чтению и письму. Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Правое полушарие отвечает также за способности к музыке и изобразительному искусству.

Обычно какое-то из полушарий у человека является доминирующим, что отражается на индивидуальных свойствах личности. Например, левополушарных людей больше тянет в науку. Правополушарные больше стремятся заниматься искусством или сферами деятельности, требующими индивидуальных образных решений. Подавляющее большинство великих творцов - композиторов, писателей, поэтов, музыкантов, художников и т.п. - "правополушарные" люди.
Вся современная цивилизация преимущественно левополушарная. Все обучение в нашей культуре ориентировано на людей с доминирующим левым полушарием. Увы, люди в большинстве своем игнорируют неисчислимые возможности, таящиеся в правой половине мозга. До сих пор еще существует недооценка значения интуиции и интуитивного познания.

Ребенок поначалу является ярко выраженным правополушарным существом, но постепенно начинает подключаться и левое полушарие мозга и примерно с возраста двух лет к нему переходят наиболее важные функции (в первую очередь речь).

В связи с этим несколько слов о раннем обучении детей, становящемся все более модным. Всегда ли оно обосновано? Может быть в данном случае нарушается столь важный принцип воспитания, как своевременность. Татьяна Везель в своей статье "Левша - это хорошо или плохо?" (журнал "Материнство") пишет: "В последнее время набирает силу мода на раннее обучение. Родители соперничают, демонстрируя умение малышей читать, писать и считать. Бурно поощряя раннюю активность левого полушария, они буквально насилуют детей, стимулируя его деятельность, даже если этой активности нет.

Если правое полушарие успевает до победы левого накопить необходимый багаж, то все в порядке. Если нет, то левополушарный крен может "заблокировать" правый мозг, оставив навсегда психику данного человека обедненной. Ему будет труднее стать самим собой, а значит уникальным, неповторимым созданием, каковыми изначально задуманы все люди".

Так что раннее развитие детей имеет не только плюсы, но и минусы. Но этих "минусов" можно избежать, если стремиться к тому, чтобы оба полушария мозга у ребенка работали гармонично. А для этого нужно именно гармоничное развитие, без узкой специализированной направленности, а значит необходимо заниматься не только развитием интеллекта ребенка, но и его эмоциональным и физическим развитием.

Преимущества гармоничной работы полушарий мозга огромны. Это своеобразный ключик, позволяющий открыть дверцу, за которой спрятаны огромные потенциальные возможности человека.

Существуют также специальные упражнения, направленные на развитие правого полушария. Опишем здесь некоторые из них.

1. Упражнения на визуализацию.

Когда у вас найдется свободная минутка, посадите ребенка рядом с собой и предложите немного пофантазировать.

Давай закроем глазки и представим белый лист бумаги, на котором большими буквами написано твое имя. Представь, что буквы стали синими... А теперь - красными, а теперь - зелеными. Пусть будут зелеными, но лист бумаги вдруг стал розовым, а теперь - желтым.

А теперь прислушайся: кто-то зовет тебя по имени. Угадай, чей это голос, но никому не говори, сиди тихонько. Представь, что твое имя кто-то напевает, а вокруг играет музыка. Давай послушаем!

А сейчас мы потрогаем твое имя. Какое оно на ощупь? Мягкое? Шероховатое? Теплое? Пушистое? У всех имена разные.

Теперь мы будем пробовать твое имя на вкус. Оно сладкое? А может быть, с кислинкой? Холодное, как мороженое, или теплое?

Мы узнали, что наше имя может иметь цвет, вкус, запах и даже быть каким-то на ощупь.

А теперь откроем глазки. Но игра еще не окончена.

Попросите ребенка рассказать о своем имени, о том, что он видел, слышал и чувствовал. Немного помогите ему, напомните задание и обязательно поощряйте: "Как интересно!", "Ну надо же!", "Никогда бы не подумал, что у тебя такое замечательное имя!".

Рассказ окончен. Берем карандаши и просим нарисовать имя. Ребенок может рисовать все, что захочет, главное, чтобы рисунок отражал образ имени. Пусть ребенок украсит рисунок, использует как можно больше цветов. Но не затягивайте это занятие. Важно закончить рисовать в строго определенное время. Тут уж вы сами думайте, сколько отвести на рисование - медлительному малышу нужно минут двадцать, а торопыга нарисует все и за пять минут.

Рисунок готов. Пусть малыш объяснит, что значат те или иные детали, что он пытался нарисовать. Если ему сложно это сделать - помогите: "Что это нарисовано? А это? А почему ты нарисовал именно это?"

Теперь игра окончена, можно отдохнуть.

Вы, наверное, догадались, в чем ее суть. Мы провели ребенка по всем ощущениям: зрение, вкус, обоняние, заставили включиться в деятельность и воображение, и речь. Таким образом, все зоны мозга должны были принять участие в игре.

Теперь можете придумывать и другие игры, построенные на таком же принципе. Например: "Имя-цветок" - рисуем цветок, который мы могли бы назвать своим именем; "Я взрослый" - пробуем представить и нарисовать себя взрослым (как буду одет, как говорю, что делаю, как хожу и так далее); "Воображаемый подарок" - пусть малыш дарит воображаемые подарки своим друзьям, а вам рассказывает, как они выглядят, пахнут, какие на ощупь.

Вы застряли в пробке, долго едете в поезде, скучаете дома или в очереди к врачу - поиграйте в предложенные игры. Малыш в восторге и не канючит: "Мне скучно, ну когда же наконец...", а родительское сердце ликует - ребенок-то развивается!

Предлагаем вам еще одно упражнение на визуализацию, которое называется "Стирание из памяти стрессовой информации".

Предложите ребенку сесть, расслабиться и закрыть глаза. Пусть он представит перед собой чистый альбомный лист, карандаши, ластик. Теперь предложите малышу мысленно нарисовать на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Далее попросите, опять же мысленно, взять ластик и начать последовательно стирать ситуацию. Стирать нужно до тех пор, пока с листа не исчезнет картинка. После этого следует открыть глаза и произвести проверку: закрыть глаза и представить тот же лист бумаги - если картинка не исчезла, нужно снова мысленно взять ластик и стирать картинку до полного исчезновения. Упражнение рекомендуется периодически повторять.

2. "Ухо-нос". Левой рукой беремся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши и поменяйте положение рук так, чтобы уже правая держалась за кончик носа, а левая - за противоположное, т.е. правое ухо.

3. "Колечко". Поочередно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.

4. "Зеркальное рисование". Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

Кстати, когда вы что-то делаете обеими руками одновременно, например, играете на музыкальном инструменте или даже набираете текст на клавиатуре, работают оба полушария. Так что это тоже своеобразная тренировка. Еще полезно совершать привычные действия не ведущей рукой, а другой. Т.е. правши могут пожить жизнью левшей, а левши соответственно наоборот стать правшами. Например, если вы обычно чистите зубы, держа щетку в левой руке, то периодически перекладывайте ее в правую. Если пишете правой рукой, переложите ручку в левую. Это не только полезно, но и весело. А результаты таких тренировок не заставят себя долго ждать.

Подпишитесь на нас

Шошина Вера Николаевна

Терапевт, образование: Северный медицинский университет. Стаж работы 10 лет.

Написано статей

Головной мозг – самый важный орган организма, состоящий из . Чтобы понять особенности того или иного человека, важно знать, за что отвечает правое полушарие мозга, а за что – левое.

У человека есть органы чувств, которыми он связан с внешним миром:

И всей этой обработкой занимается мозг. Кроме этого, с его помощью осуществляется:

  • действие планирования;
  • принятие решений;
  • координация движений;
  • распознавание эмоций, разделение их на положительные и отрицательные;
  • развитие внимания и памяти;
  • мышление (высшая функция).

Полушария мозга – не отдельные структуры, которые работают обособленно. Между ними есть щель с мозолистым телом. Это помогает функционировать обоим полушариям скоординировано.

Всеми движениями одной стороны тела руководит противоположная часть мозга. Так, если человек совершает движение правой рукой, значит, она получила импульс из левого полушария. У людей, переживших инсульт (нарушение кровообращения в области головного мозга), парализуется та сторона тела, которая противоположна пораженному участку.

Мозг состоит из двух компонентов – серого и белого вещества. , под ее контролем находится вся деятельность человека, а белое – это нервные волокна, выполняющие множество функций, которые руководят слаженной работой обоих полушарий. Серое вещество формируется у человека в возрасте до 6 лет.

Функции левой половины

Благодаря тому, что мозг состоит из двух полушарий, каждое из них задействовано в большей или меньшей степени и выполняет свои функции. Это открытие было сделано меньше века тому назад американскими нейрохирургами Богеном, Фогелем и нейропсихологом Сперри.

Левое полушарие ответственно за способности человека пользоваться языком как средством общения. Оно контролирует:

  • процесс речи (построение фраз, лексический запас);
  • способность расшифровывать информацию, полученную с помощью органов зрения;
  • использование графических знаков при письме;
  • важной информации.

Человек отличается от всего животного мира тем, что у него единственного развита способность к мышлению, за которую тоже отвечает левое полушарие.

Эта сторона мозга способна не только воспринимать информацию, но и перерабатывать ее. Именно левое полушарие распознает цифры и символы, потому что может их расшифровать.

Поскольку благодаря левому полушарию человек способен мыслить логически, именно эта часть мозга долгое время считалась ведущей (доминирующей). Но это справедливо только тогда, когда выполняются функции:

  • речь;
  • письмо;
  • решение математических задач;
  • движение правой половиной тела.

Обычно разные виды деятельности требуют активизации определенной доли мозга.

Задачи правой половины

Способность к мышлению у человека существует не только благодаря работе левой половины мозга, но и правого полушария. Но долгое время ученые не видели особой пользы от правого полушария, а хирурги при повреждении могли удалить его, считая таким же рудиментарным органом, как и аппендикс.

Доходило до того, что ребенка, который учился писать и брал ручку в левую руку, переучивали и заставляли работать правой рукой.

Так как интуиция и конкретное образное мышление – это заслуга правой доли, то эти функции не считались важными. А интуиция вообще высмеивалась, и ее существование подвергалось сомнению. Доказано, что это не более чем миф.

Сегодня особенно ценны те люди, которые могут мыслить нестандартно, а их креативность – яркая черта творческой личности. Психологи считают, что долгое время воспитание детей было левополушарным. Поэтому в книжных магазинах можно встретить сборники упражнений, с помощью которых можно научиться стимулировать правое полушарие мозга.

Исходя из этого, возникает вопрос: если у ученого развито логическое мышление, за что отвечает левое полушарие мозга, то зачем ему правое? Может быть, оно ему не нужно?

Со временем ученые пришли к выводу, что функции правого полушария важны и для остальной части мозга. Оказалось, что большинство математиков одновременно используют и стиль мышления, свойственный противоположной доле. Обычные люди думают при помощи слов, но во время научной деятельности к этому часто подключается образность. Поэтому такая способность обеих долей синхронизироваться дает в результате нестандартные решения, изобретения, инновации в разных сферах жизни.

Альберт Эйнштейн в детстве поздно начал говорить и писать. Это значит, что у него в этот период активно развивалось правое полушарие. Благодаря ему он создавал свои знаки внутренней речи, а потом их использовал в научной деятельности. Этому известному всему миру ученому не давались школьные науки, кроме математики. Но тем не менее он стал образованным человеком и создал физическую теорию относительности, квантовую теорию теплоемкости.

Анализ его мозга показал, что левое и правое полушарие мозга связаны сильнее, чем у обычных людей, а некоторые зоны увеличены. Такая особенность позволила ученому с мировым именем подарить человечеству полезные изобретения.

Правое полушарие мозга отвечает за обработку невербальной информации, которая представляется в виде картин, знаков, символов, схем. Кроме этого, человек, у которого развита правая доля, отличается тем, что он:

  • ориентируется в пространстве, собирает головоломки;
  • имеет музыкальный слух и способности к музыке;
  • понимает подтекст сказанного;
  • способен мечтать и фантазировать, придумывать, сочинять;
  • имеет способности к творчеству, в частности, к рисованию;
  • обрабатывает параллельно информацию, идущую из нескольких источников.

Эти способности делают людей интересными, неординарными, творческими.

Развитие полушарий

Мозг ребенка работает иначе, чем у взрослого. Эти различия обусловлены тем, что у малыша все развивается поэтапно, а у взрослого это уже сформировавшийся орган.

Ученые доказали, что наиболее важными периодами, влияющими на развитие эмоций, процессов познания и адаптации в социуме, являются годы от 1 до 4. Скорость формирования новых нейронов у ребенка составляет 700 в секунду. У взрослого человека количество связей постепенно уменьшается (отсюда и забывчивость, невнимательность, замедленность реакций у пожилых людей).

Сначала у ребенка активно развиваются зоны, отвечающие за восприятие – зрение и слух. Затем активизируется область, отвечающая за речь. Потом формируется процесс познания.

Многие родители хотят, чтобы их ребенок развивался по намеченной им цели. И если малыш не оправдывает их ожиданий, они стараются «перепрофилировать» мозг детей и получить в итоге художника или математика.

Каждый человек владеет инструментом для развития мозга – это его пальцы. Чтобы маленький ребенок быстрее заговорил, с ним делают упражнения на мелкую моторику. Для получения активной работы левого и правого полушарий они стараются в течение дня делать не совсем стандартные действия. Например, любители рисовать пробуют это делать в зеркальном отражении.

Еще одно упражнение – «Кольцо». Делают его из большого и указательного пальцев рук. Затем поочередно большой палец соединяют со средним, безымянным и мизинцем. Это нужно делать как можно быстрее. Сначала одной рукой, а затем двумя одновременно.

Во время обычной зарядки нужно часто соединять противоположные конечности: левую руку с правой ногой и наоборот. Можно левой рукой достать до правого уха, затем все в точности до наоборот. Полезно делать ежедневные дела неактивной рукой:

  • застегивать пуговицы на одежде;
  • писать на бумаге;
  • подметать;
  • вытирать пыль;
  • пользоваться столовыми приборами.

В результате продуктивность разных частей мозга .

Тем, кто хочет заниматься точными науками, не нужно специализироваться только на логических задачах. Развивая образное мышление, можно достичь значительных результатов даже в физике и математике.

Функции головного мозга четко разделены, направлены на выполнение различных функций. Каждому полушарию необходимый особый подход, а потому и развивать их нужно по-разному.

Задача каждого полушария

Давайте разберемся, за что отвечает каждое из полушарий. Итак, левое полушарие - это логика, буквальное восприятие информации, математические способности, письмо, чтение, способность к языкам.

Левое полушарие отвечает за построение причинно-следственных связей. Таким образом, понимаем, что левополушарное мышление по сути своей довольно-таки рационально. Теперь давайте перейдем, к правополушарному мышлению, более спонтанному и иррациональному.


Правое полушарие отвечает за воображение, эмоции, способности к музыке, изобразительному искусству. Среди многих хорошо нам всем известных талантливых и творческих людей есть много левшей, то есть людей с доминирующим правополушарным мышлением.

Это, например, Моцарт, Леонардо да Винчи, Рафаэль и многие другие. Кроме того, правое полушарие отвечает за интуицию и образное мышление.

Итак, после того как мы разобрались, для чего же нам нужно правое полушарие, давайте перейдем к тому, как его можно развить. Конечно, одним из способов является просто более частое использование левой части тела - той, которую оно контролирует.

То есть можно начать с того, что больше использовать левую руку, например, когда чистите зубы, едите, моете посуду и т.д. Некоторые рекомендуют научиться писать левой рукой. Однако, тут важно понимать, что злоупотребление подобного рода действиями может негативно сказаться на вашей психике, вплоть до развития эпилепсии.

Поэтому рекомендуется использовать более "безопасные" методы. Первый из них - это научиться играть на каком-либо музыкальном инструменте. Когда человек играет на чем-либо он задействует обе руки - левую и правую, что как раз и способствует развитию правого полушария у правшей и левого - у левшей.

Также своеобразной тренировкой полушарий мозга является печатание текста и другие подобные действия. Теперь рассмотрим второе упражнение - чтение слов с конца, т.е. если вам нужно прочесть слово "красный", вы его читаете как "йынсарк". Так можно проделывать с любыми текстами.

Кстати о цветах: хорошей тренировкой для правого полушария будет также если перед вами будут слова, обозначающие какой-либо цвет, при этом они сами будут написаны другим цветом, и вы будете произносить не сами слова, а цвет которым они написаны.

Например, у вас есть слово "красный", которое написано зеленым цветом. Вам нужно будет произнести слово "зеленый". На первый взгляд просто но далеко не у всех получается сделать это быстро.

Еще одно эффективное упражнение - дотроньтесь указательным пальцем правой руки до кончика носа, а левой - до правого колена. Затем хлопните в ладоши и сделайте наоборот, т.е. пальцем левой руки коснитесь кончика носа, а правой - левого колена. И так делайте столько раз, насколько хватит терпения. При этом старайтесь выполнять это как можно быстрее.

  1. Нужно учиться не просто сопереживать другим людям, а смотреть на мир его глазами, таким образом, человек глубоко соприкасается с действительностью других людей.
  2. Нужно учиться рисовать, воспринимая окружающий мир абстрактным образом, для начала можно стать дизайнером своей квартиры, делать фото, доверять своей интуиции при выборе цветовой гаммы.
  3. Человеку нужно часто слушать расслабляющую музыку, во время которой можно отдохнуть, собрать свои помысли, направить созидательную энергию в правильное русло.

А при одновременной работе обеих рук (рисование, набоб текст на компьютере, игра на музыкальных инструментах) в работу включаются оба полушария, а значит, эффективно развивается головной мозг.

При движении дотронуться левой рукой до колена левой ноги, а правой – к правой ноги. Количество раз увеличивать при каждой тренировке. Важно следить за ритмом, при этом нужно смотреть на рисунок с 2 параллельными линиями, расположить который нужно на уровне глаз.

Для следующего упражнения необходимо принять удобное положение, стоя или сидя. Одновременно руками нарисовать рисунок, можно на бумаге или в воздухе, обязательно с зеркальным отражением руки.

Упражнения на не симметрию

Упражнение выполняется аналогично первому симметричному, но руки должны касаться противоположной коленки – правая рука- левая коленка. Рисок для визуализации при движении – Х.

Для развития правого полушария нужно регулярно выполнять гимнастику для пальцев, можно делать такие упражнения - выпрямить указательный палец правой руки и большой палец левой. Затем зеркально распрямить указательный палец левой руки и большой – правой. Со временем нужно увеличивать ритм.

Вот такой небольшой список упражнений поможет вам развить правополушарное мышление безо всякого ущерба для себя и своей психики.

Дорогие друзья, рады приветствовать вас!

Если вы мечтаете расширить свои навыки и открыть в себе новые таланты, то вам стоит узнать, как развить правое полушарие . В этот статье мы подготовили для вас наиболее действенные методики, которые легко выполнять в повседневной жизни.

Помните, что правое полушарие полезно развить для того, чтобы улучшить творческое мышление и начать мыслить креативно.

Интересен факт, что правая доля головного мозга отвечает за работу левой части тела. Она влияет на эмоции человека, помогает мыслить образно, а также ответственна за нашу интуицию.

Чаще всего, у людей с самого рождение лучше развито правое полушарие, однако, со временем лидирующие позиции занимает левая доля головного мозга. Именно левое полушарие ответственно за логическое и поэтапное мышление.

В реальной жизни правое полушарие влияет на такие особенности поведения человека, как:

  • способность мечтать и фантазировать
  • умение воспринимать отдельные звуки в качестве целостной мелодии
  • сексуальные фантазии и желания
  • координация левой части тела
  • качественное и целостное восприятие визуальных картинок и действий
  • творческие навыки
  • способность ориентироваться в пространстве

В нашей статье вы найдете наиболее действенные техники для того чтобы задействовать необходимую часть мозга и развить в себе новые таланты.

1. Аудио упражнения

Развить желаемые навыки можно при помощи работы со звуком. Для этого для лучшей концентрации необходимо выбрать спокойное место. Закройте глаза и представьте, как будто вас кто-то зовет. Максимально точно определите, кому из знакомых или близких принадлежит голос.

Услышьте внимательно, что человек пытается сказать вам. Теперь вспомните вашу любимую песню. Постарайтесь точно расслышать мелодию и слова песни. Такие аудио упражнения помогут вам развить правое полушарие и улучшить его работу.

2. Визуальные образы

Вы сможете повлиять на работу головного мозга при помощи действенной визуализации. Для того чтобы развить творческое мышление вам понадобиться закрыть глаза и сосредоточить на образе. Представьте, что перед вами находится белый лист бумаги.

Попытайтесь мысленно написать на бумаге свое имя. Затем представьте, как буквы меняют свой цвет с зеленого на синий, а позже на красный. Улучшить работу головного мозга (правого полушария) получится гораздо эффективнее, если вы будете мысленно менять фон листа и четко представлять себе такую перемену.

3. Тактильные чувства

Еще один эффективный способ развить правое полушарие – это использовать тактильные ощущения. Вы можете представлять во время выполнения упражнения абсолютно любые образы.

Например, попробуйте ощутить, что вы едите определенное блюдо, какое оно на вкус, что у вас ассоциируется с ним. Чтобы развить творческие навыки то же самое можно сделать и с запахом или любым образом.

4. Зеркальное рисование

Развить оба полушария в равной степени возможно при помощи этого упражнения. Возьмите листок бумаги и два карандаша или ручки. Рисуйте одновременно двумя руками одни и те же фигуры.

Это могут быть круги, квадраты, сердечки и т.д. Такое упражнение помогает эффективно развить креативное мышление и нормализовать работу обоих долей мозга.

5. Ближе к искусству

Самый простой и при этом эффективный способ, чтобы развить правое полушарие – это начать больше времени уделять творчеству. Постарайтесь чаще посещать галерею, ходить в музей или театр. Выработайте привычку слушать красивую музыку и читать художественную литературу.

Найдите себе единомышленников и посещайте культурные мероприятия вместе. Обсуждая произведения великих личностей, вам будет проще приблизиться к их мировидению. Подобным образом вы сможете развить в себе новые навыки и улучшить работу правого полушария.

6. Результативные упражнения

Попробуйте развить правое полушарие, ежедневно используя различные упражнения. Наиболее действенные способы по улучшению работы правой доли головного мозга является:

  • Работа пальцами. Подобная гимнастика поможет развить творческое мышление. Попробуйте сжать одновременно две ладони в кулаки. После этого выпрямите большой палец на правой руке и указательный палец – на левой. После выпрямите указательный палец на правой и большой на левой руке. Повторите это упражнение несколько раз, ускоряя темп. Чередуйте и выбрасывайте другие пальцы;
  • Знак бесконечности. Такое упражнение также помогает действенно развить правое полушарие и улучшить креативные навыки. Для этого необходимо прижать левое ухо к плечу и вытянуть вперед левую руку. Затем все внимание следует сконцентрировать на указательном пальце. Рисуйте рукой восьмерку, начиная с центра – вверх и с центра – влево. Выполните упражнение с левой руки 8 раз, а затем то же самое сделайте и для правой руки;
  • Параллельность в движении. Разместите перед собой рисунок (на уровне глаз), на котором будет изображены две параллельные линии. Во время шага прикасайтесь левой рукой до левого колена, а затем – правой рукой до правого колена. Все это время смотрите на рисунок. Во время выполнения этого упражнения по развитию творческого мышления вам нужно сделать 12 шагов.

Помните, что развить правое полушарие на самом деле не так сложно. Приготовьтесь регулярно выполнять упражнения, чтобы достичь результата. Предложите вашим друзьям в соц.сети прочесть нашу статью.

Подобная информация поможет им развить правое полушарие и преуспеть по жизни. Мы прощаемся с вами дорогие читатели!

Не бойтесь пробовать что-то новое и открывать в себе таланты!
Поделись статьей с другом:

Но разве это надежный способ избежать путаницы? Или есть еще что – то? По-моему, он уже имеет, наконец-то, полное право на заслуженный отдых... Н-да, у некоторых точно до обеда работает правое полушарие, а после обеда левое.

Обсуждение

По возрасту Вам уже поздно покупать книги Тюленева. Извините, если Вы из его программы "Писать, раньше, чем ходить".
Да, совсем не поздно Вам освоить программу "Оставить людей в покое, раньше, чем они Вам об этом прямо скажут".
Удачи.

26.12.2002 13:44:42, Скорпионик

Послушайте, а на фига такому 5-летке идти в 5-й класс, если он уже 10 языков знает??? По-моему, он уже имеет, наконец-то, полное право на заслуженный отдых...

Поэтому знакомое слово на карточке и написанное вами - совершенно разные образы для правого полушария – правильно, что не узнает! Есть много других, не менее эффективных, способов На обороте каждой карточки Полный набор по чтению состоит из 800 карточек.

Обсуждение

У Марии Монтессори есть подобная игра, но на начальной стадии несколько отличающаяся - все карточки с картинками в 2-х экземплярах. Один набор не разрезанный, т.е. карточка с надписью под картинкой, а второй набор разрезается - отдельно надпись, отдельно картинка. Ребёнку предлагается подобрать вначале только одинаковую картинку к контрольной карточке (неразрезанной) а потом и слово. После того как малыш с лёгкостью это делает, контрольный (неразрезанный)набор убирается и ребёнку нужно подобрать правильное слово к картинке уже без образца, а самостоятельно. Такую игру можно сделать из любого лото или "парочек" главное чтобы надписи и картинки были на одной стороне и надписи не слишком мелкие. После таких игр узнавание того же слова на другой стороне карточки не должно составить никакого труда. А потом у Зайцева в комплекте по-моему большие и маленькие карточки есть с одинаковыми изображениями и словами есть - можно их подбирать к большим - сначала стороной с картинками, а потом со словами, причем всегда можно себя проверить, перевернув маленькую карточку и сравнив картинку. Начинать можно вообще с 2-х или 3-х чтобы не слишком сложно. Попробуйте, может быть это вам поможет. Наташа

Карточки не связаны с кубиками "намертво".:) Общее у них то, что оба пособия существуют в единой системе методики Н.А. Зайцева. Кубики дают возможность складывать слово и учиться читать по складам. Карточки дают возможность воспринимать слово целиком. Задача - предоставить в распоряжение ребенка разные пособия и разные способы выхода в чтение. Что окажется для ребенка ближе, это он сам решит.:) Игры и с кубиками, и с карточками создают стереоэффект при обучении чтению.

Конечно, карточки можно использовать, как дополнение к кубикам - например, выбрать понравившуюся карточку и "списывать" с нее слово кубиками. Это легче, чем просто "писать" слово кубиками, т.к. видно _что_ за чем, _что_ именно (какой склад) искать на кубике. Это, также, отлично развивает внимание: нужно соотносить и сравнивать написанное на карточке с тем, что написано на каждой грани кубика и т.д.

Но не могу согласиться с Юлей, что >>Сначала ребенок учится читать по кубикам, а потом совершенствуется в чтении при помощи карточек.>>
Будет ошибкой использвать сначала одно, а потом другое. Именно сочетание одного с другим дает эффект в обучении чтению.
Карточки могут выступать и как совершенно самостоятельное пособие.

Обсуждение

Да не одарёнными, а выученными....

Судя по всему и Лев Штернберг и Друг и товарищ завсегдатаи этой конфы... Мне нравится читать ваши диалоги - рассмотрение вопросов со всех сторон.
Только вот ЛИЧНО МНЕ жаль детишек "Друг и товарищ", какие то роботы должны получиться - интеллектуально развитые, энциклопедически подкованные...
А если деточка не захочет быть непризнанным заучкой-гением, вот потянет его на панк-рок...?
Или выставив его супер-гением трёхлеткой к 20 получите посредственность? Я вот в принципе в своём роде посредственность, ничего выдающегося за мной не замечено...Но я так всю жизнь прожила, а из маленьких гениев кто получается? Правильно - депрессивные алкоголики...
Не увлекайтесь вы так книжками - человечность в вас теряется.
И ещё, если хоть на секунду допустить что вы не истина в последней инстанции, и перечитать то о чём вам пишет Лев Штернберг, то возможно вы забудете о своих личных амбициях и подумаете немного о ребёнке.
Ну для чего ему читать в два года? Чтоб родители перед общественностью хвастались? Ни поесть, ни раздеться, ни домик из кубиков построить - зато мы все буквы знаем... И что? К 8 годам читать будут все. А выдающимся математиком насильно не станешь.

Выбор кондиционера Инвертор или нет какой выбрать. Сегодня лучше ориентироваться на инверторные модели кондиционеров. Такие кондиционеры позволяют плавно регулировать скорость вращения двигателя и производительность компрессора и следовательно, Сплит системы. Такие виды систем значительно экономят электроэнергию, что немало важно при таком росте цен. Принцип работы не инверторной технологии такой, что он работает практически всегда на полной мощности не в зависимости от нагрузок, примерно так...

5 способов стать умнее Каждый человек мечтает повысить свои интеллектуальные способности, однако для этого следует приложить определенные усилия. 1. Тренинг для мозга К нему могут относиться любые формы регулярной мысленной деятельности. Любители математики предпочтут щелкать задачи по алгебре и геометрии. К более простым упражнениям относятся цифровые и буквенные ребусы, судоку или кроссворды. Регулярное чтение, ведение блога, дискуссии на интересные темы – все это держит ваш мозг в тонусе...

Все чаще в последнее время молодые люди ищут интересную и творческую работу. Всем ведь хочется быть немного творцами: писать, рисовать, играть музыку, заниматься любимым делом, а за это еще деньги получать. Но, как известно, любая творческая профессия имеет свои положительные и отрицательные стороны. И одна из самых острых проблем – творческий кризис или полное отсутствие мыслей и вдохновения, писать или творить без которого просто не получается. Мы же с Вами постараемся рассказать о...

Тема создана для обсуждения статьи Секрет успеха: логика или эмоции? Подключаем правое полушарие. Уникальные возможности мозга - для бизнеса и личной жизни.

Наши дети умнее нас. Такой вывод напрашивается, когда наблюдаешь за современными малышами, осваивающие сложные для нас взрослых вещи, например, компьютеры и другие гаджеты. Любой ребенок, если в доме есть планшет, к 1,5 -2 годам осваивает это устройство, ему ничего не строит включить устройство, найти нужную программу или мультик, он знает на что нажать. если попал не туда. Большинсво родителей такие "успехи" очень умиляют. Мы сами порой тратим значительное время чтобы разобраться с новым...

СОВЕРШАЙТЕ ОШИБКИ Лучший способ преодолеть застой - совершать ошибки. Чем больше ошибок вы совершаете, тем больше учитесь, растете и развиваетесь как художник и как человек. Я все время вспоминаю старинную мудрость: «Если ты не ошибаешься, значит, ты не делаешь ничего нового». Тим Нэвис. Фотограф. ИГНОРИРУЙТЕ ПРОБЛЕМУ Под этим я подразумеваю прекращение активной работы над проектом. Через день или два после того, как я забываю о проекте, на меня валятся тонны идей. Чтобы все это произошло, вы...

1. Соблюдайте режим! Не загружайте себя работой очень сильно и не делайте слишком больших перерывов. Именно в таком ритме лень отступит на задний план. 2. Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности. Вспомните, кем вы хотели стать в детстве, и станьте им, наконец. 3. Мотивируйте себя! Самый хороший мотиватор во время работы – это хорошая зарплата. Думайте не о том, когда...

Нам 3, 7. До 2-2,5 ребенок и правой и левой все делал, потом стал правой в основном все делать, а месяц как опять начал и правой и Обясняют так: если оба полушария работают одинаково, они посылают одновременно сигналы, в итоге ничего не работает нормально..

Обсуждение

Скажем так, психолог на подготовке к школе, куда мы пошли в первый раз в 5 лет, в апреле мне не советовать отдавать сына в школу, ибо к этому моменту ребенок еще не определился с ведущей рукой до конца. В 7мь лет сын полностью определился с руками.

Извините, что влезла..
у нас Леве зухе больше 5 лет, но с рукой не определислая...
У нас по сему делу бучу уже давно подняли вплоть до спетсшколы...

Обясняют так: если оба полушария работают одинаково, они посылают одновременно сигналы, в итоге ничего не работает нормально..

неправда, ИМХО... все у ребенка работает...

Суперпамять – как её развить или хотя бы не потерять? Тренировка памяти в быту – несколько простых правил. Возможно ли выработать суперпамять и супервнимание? Однозначно, да! Многие ленивцы хотели бы иметь суперпамять, а не выработать её путём сложных упражнений. Да сложных-то, ладно! Главное, что упражнения эти должны быть систематическими. Несколько простых советов, как тренировать память в быту, чтобы она становилась крепче с каждым днём: 1. Чистить зубы левой рукой, если вы правша...

1. Переложите коврик вашей мышки на другую сторону Да, проще некуда. Положив коврик с другой стороны, вы заставите себя использовать ту руку, которой пользуетесь меньше. Это, в свою очередь, стимулирует нейронные связи между правым и левым полушариями мозга. Научные исследования подтвердили, что у людей, которые пользуются обеими руками одинаково, на 100% больше нервных волокон, соединяющих обе стороны мозга. В идеале вам необходимо производить как можно больше действий недоминирующей рукой...

Правый берег. Вы знаете, как определить, где какой у реки берег? Для этого надо встать лицом по течению, и по правую руку будет правый берег, а по левую - левый. Из-за вращения Земли в Северном полушарии правый берег чаще высокий, а левый пологий. Высокий правый берег Оки на границе Московской и Тульской областей примечателен тем, что здесь проходит граница между Югом и Севером, Лесом и Лесостепью Русской равнины. Стоит только перебраться из Подмосковья через Оку, как вырываешься из лесов на...

Правое и в самом деле, образное, а левое - логическое. Но и грамматика, если она не включает картинки-иероглифы, как и математика - "левополушашные" занятия, а распознаванием картин, музыки, чертежей занимается правое полушарие.

Обсуждение

я вот до сих пор не знаю к какому "типу" отношусь, выучилась в техническом ВУЗе без проблем (и работаю по инженерной специальности), но написать сочинение для меня нефиг делать, выучить и рассказать стих - элементарно, проанализировать исторические события, люблю пофилософствовать и т.д. :) ребенок у меня точно такой же:(

И не только детей, но и студентов. В чем это проявляется? В том, что только эти категории пассажиров не имеют права купить билет заранее, не могут приобрести абонементные билеты, билет «на дату». Почему? В железнодорожной кассе мне не смогли ответить на это вопрос. Обращения в РЖД тоже действия не имели. Возможно, ОАО РЖД в полном составе боится, что граждане в массовом порядке будут покупать льготные билеты, но билеты-то продаются после предоставления справки из школы или студенческого...

Обсуждение

я тебе больше скажу, на экспресс вообще отсутствуют "школьные" и "студенческие" билеты, после 7 лет - за полную стоимость. Ну а зайцев никто не отменял даже здесь, тоже бегают, хоть и в меньшем количестве.
А так - приходится два раза в неделю галопировать к станции, чтоб купить билет перед поездом:(при этом предъявив ребенка и справку (или карту). А с нашей стороны станции еще и лесенки на платформы нет:) т.е. беги себе по мосту сколько влезет, в режиме вечного дефицита времени я бы давно купила билет на даты, месяц, как угодно, но их не продают:(да что там, нашу несчастную станцию прокатили даже с новым билетом "большая Москва", а я ведь планировала его купить:)

А если есть отклонения в работе правого полушария, то уж какое тут МЕЖ.. Это "репродуктивный" афферентный блок расположен в средних отделах коры головного мозга и включает в свой состав "аппараты" зрительной(затылочной) доли, слуховой (височной) доли и...

Обсуждение

Одной из причин невозможности движений при ДЦП является монолатеральность головного мозга. Т.е. ребенок может двигать одновременно только руками, или только ногами, или рукой и ногой только на одной стороне тела. Здоровый ребенок билатерален. «особых» же деток надо этому учить.

Ладони ребенка вместе и по очереди подносятся к переносице ребенка и проводятся ими вниз по лицу.
Ладони ребенка вместе и по очереди подносятся к переносице ребенка и проводятся ими вниз щекам к ушам..
Одновременное сгибание и разгибание разноименных рук и ног. (правая рука-левая нога и наоборот) это выполняется и на животе, и на спине.

"Тик-так".Всем оно хорошо известно. Ребенок лежит на спине. Сгибаем ноги в коленках и кладем их то вправо, то влево. В быстром темпе. Расслабляет тазобедренный сустав. Начинают с 50 раз.
"Корзинка",которое очень эффективно, не смотря на простоту: ребенок лежит на животе, сгибаете ножки в коленке, руки ребенка отводите назад и хватаетесь за ноги, только обхватить надо с внутренней стороны, где свод стопы, чтобы сблизить лопатки. Начинаете поднимать ноги и опускать, как бы качать. Делать надо в быстром темпе. Начинают с 50раз. Потом постепенно увеличивают. Но надо смотреть по ребенку. Если возбудился или тонус чуть увеличился, надо снизить до того количества, когда все было нормально. Делая корзинку, работают все мышцы. Укрепляется шея, спина, плечи выводятся назад, раскрывается грудная клетка, улучшается дыхание, сердце работает лучше, расслабляется тазобедренный сустав.
Еще из положения в корзинке, если у ребенка получится, можно попросить поднять только голову, начать с 5 раз, потом повернуть ее вправо-влево, тоже 5 раз. Если ребетенок не может, не надо мучать, наступит момент, когда сможет.

Есть такая книга, называется "Эти невероятные левши", атора забыла, синяя в бумажной обложке, там много нужных вам упражнений, поищите. Я со своим ребенком делаю. Раньше думала, наблюдая за ним, что он точно левша, сейчас-непонятно. Специалисты рекомендуют подобные упражнения и развивать две руки. Ребенок с возрастом сам разберется, какая рука предпочтительнее, мне советовали не фиксировать его пока жестко как левшу или как правшу.

27.02.2007 10:48:55, КатяМ

А мы как раз собираемся провести полное тестирование на аутизм, на март записаны к генетику и педиатору по развитию, проверку слуха, тесты для Д.С. Также тоже Результат удивил всех - полностью отключено правое полушарие, имеются признаки деградации мозг. в-ва.

Обсуждение

Моему мальчику как раз год назад была диагностирована ломкая х-хромосома.Из внешних признаков у нас присутствуют большие уши/и то ведь все относительно/, гипермобильность в суставах. И еще конечно большие трудности с речью. А так поведение у него не агрессивное, с детьми в садике дружит,хотя он и застенчивый,что характерно для таких детей. Еще при таком диагнозе есть характерные отклонения в энцефалограмме, а ЯМР мы не делали.Я побоялась последствий наркоза. Насчет УО это тоже все очень относитнльно.У него столько аутичных заморочек,что иногда не возможно понять или он не знает, или забыл, или просто не настроен в этот момент отвечать, потому что недавно отвечал сходу и правильно.Вот например всего за несколько повторений усвоил название всех 12 месяцев года,а цвета учим уже очень долго и до сих пор путаем. Компьютер тоже освоил сам,наверно с3-х лет включает, выключает, вводит пароль, находит, открывает папки,хорошо работает мышкой, а вот карандаш в руки берем с большим трудом.
НО переходя к вашему вопросу, анализ у генетика я бы вам посоветовала сделать. Кроме того, цитогнетический анализ в большинстве случаев дает отрицательный ответ/поэтому этот синдром редко диагностируют/и если есть показания надо делать и молекулярный анализ. Хотя в принципе это ничего не меняет, что есть то и есть,но какую-то определенность в ситуацию вносит. И еще хочу сказать, что когда мне стал известен результат наших анализов, то для меня это прозвучало приговором,а потом я взяла себя в руки и поняла, что это всего лишь диагноз, и с этим можно бороться. Дети эти обучаемые, учиться любят,любят когда их хвалят,только усилий нодо приложить значительно больше.

27.12.2005 21:50:39, irra

Ну тут все просто, Срединный ЭХО сигнал прав. 71, лев. 73; Индекс мозгового плаща прав: 2,5, лев: 2,7 (норма 2,0-2,3). Ширина 3 желудочка прав: 6мм, лев: 6 мм (норма до 5 мм). Пульсация Эхосигнала 50% слева и справа (в норме до 30-40%). Дополнительных эхо сигналов нет, смещение срединных структур головного мозга вправо на 1 мм (норма до 1мм).

22.05.2004 02:09:39, Нунехия

"игнорируя базисное полушарие (правое), без отличного развития которого левое - только полуразвитый самозванец, развивать надстроечные способности (чтение, счет, письмо) раньше времени...

Обсуждение

Понятно, что наш мозг - это великий организатор тех процессов, от сохранности которых зависит наше полноценное существование, а окружающая среда - великий провокатор:)
От того, насколько наш мозг готов к провокациям (дискомфорту) окружающей среды, зависит наше процветание:)
И в этом процветании роль правого полушария трудно переоценить.
Что такое левое полушарие? Великий приспособленец:) А, значит, весьма зависимый субъект:) Что такое правое полушарие? Великий творец, благодаря которому личность может состояться, не в качестве левополушарного винтика, а в качестве ЛИЧНОСТИ.
Теперь пойдем по науке:)
Я в прошлом году много твердила о закономерностях развития детского мозга.
Это - три оси созревания: вертикальная (снизу - вверх), от подкорковых образований к коре больших полушарий, горизонтальная: от задних отделов мозга к передним, и латеральная (боковая), которая нас сейчас интересует, - от правого полушария к левому.
Сейчас даже самый непродвинутый студент психфака МГУ знает, что правое полушарие является приоритетным в развитии ребенка.
В майском номере журнала "Наш малыш" я писАла, отчего может задерживаться развитие речи (левое полушарие) ребенка: общество становится более цивилизованным, детство удлиняется, способности правого полушария (невербальные) многими родителями перестают игнорироваться: ребенок счастлив, весел, просто красив (я вижу, как много красивых детей появилось в последние годы - нормальные, красивые, счастливые лица). А специалисты бьют тревогу - речь многих детей задерживается чуть ли не до шести лет. Правильно! Возможно, эти дети будут жить не 50-60 лет, а все 200...
Что способствует развитию правого полушария? Сама природа. Мы мешаем. Способствовать мы не можем, так как не боги:) От нас требуется только одно - НЕ МЕШАТЬ!
Чем небезопасно лишать ребенка этой возможности? Сокращением лет жизни, неврозы, психозы...

Привет! Давно из России вернулись?
Совершенно согласна с цитатой:) Научать механическим навыкам можно и позже, а вот развитие умения творчески мыслить можно упустить.
Развитию правого полушария способствуют занятия в игровой форме любые:) Музыка, рисование, лепка, танец, книги, драма, математика тоже, но творческая. Много чего придумать можно. Можно и буквы учить творчески:)
Обучение чтению, письму, счету может быть опасным увлечением, если это обучение академического плана. В этом случае, все эти навыки, стоящие перед ребенком как прямая цель, могут привести к отсуствию креативности в дальнейшем, неумению творчески решать самые разные задачи. Да и вообще, время только упускать этим занимаясь, будет чуть постарше, усвоит все это за пару недель. Известный пример - неразвитые пальчики- неразвитая речь, значит и нужно начинать с мелкой моторики и развития речи, а писать получится уже после всего этого. Или раскраски- заштриховать готовую идею уже материализованную на бумаге. Ну раскрасит, научится это делать. А зачем? Для того, чтобы чувствовать границы поля, так придет оно потом неминуемо, это умение.