Психологическое влияние на людей. Средства и методы психологического воздействия информации на человека

Старение - неизбежный биологический факт, однако, социально-культурная среда, в которой оно протекает, оказывает свое влияние на него. Психическое здоровье пожилого человека в наше время на каждом этапе жизни во многом определяется его участием в социуме.

Изменение социального статуса в старости, в основном из-за прекращения или ограничения трудовых отношений, пересмотра ценностей и взглядов на жизнь, перемена уклада и образа жизни, коммуникаций, появление трудностей в социальной адаптации и внутренней психологической устойчивости к новым условиям, требует разработки конкретных подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми.

У старого человека по объективным возрастным причинам сужаются социальные связи, происходит снижение социальной активности.

Во-первых, потому, что с вынужденным приостановлением профессиональной деятельности, естественным образом происходит создание и обновление системы отношений и социальных обязательств, очень немногие пожилые люди и впредь активно продолжают участвовать в деловой жизни (как правило, те, кто пытается избежать зависимости и где главной чертой характера является уверенность в своих силах).

Во-вторых, постепенно уменьшается его возрастная группа, и многие из его ближайших друзей умирают или испытывают трудности в поддержании отношений (в связи переездом друзей к детям или другим родственникам).

Ряд исследований в области геронтологии указывают, что в принципе каждый человек стареет в одиночестве, потому что в старости он постепенно абстрагируется от других людей. Пожилые люди больше зависят от боковых линий родства. Косвенные отношения становятся нормой, они стараются сохранять их в отсутствии других близких родственников. Любопытно, что многие пожилые люди не считают себя старыми, и в связи с этим не хотят или ограничивают время для общения с друзьями (особенно теми, кто жалуется на старость и болезни), предпочитая компанию молодых людей - как правило, это представители следующего за ним поколения. В то же время, они часто обнаруживают, что новые социальные отношения, в которых молодое поколение относится к ним снисходительно, отвергают жизненный опыт и советы пожилых людей, и что старые люди не имеют места в других возрастных группах, и в обществе в целом.

Отсутствие контакта с публикой способно вызвать у пожилых людей эмоциональные изменения: уныние, пессимизм, тревогу и страх за будущее. Людей в этом возрасте почти всегда явно или неявно сопровождает мысль о смерти, особенно в случаях потери родных и друзей. Когда из сверстников в этом возрасте устраняется каждый десятый, найти кого-то еще, чтобы занять их место из более молодого поколения может быть затруднительно. В этом смысле, в лучшем положении, являются не европейские, а азиатские модели культуры. В таких странах, как Китай и Япония, которые не связывают данную возрастную полосу и не относят в плотную однородную массу.

В этих культурах, пожилым отведена роль патриархов, старейшин, у них есть возможность общаться друг с другом, идет трансляция опыта с молодыми, приветствуется непосредственное участие в социально - значимых событиях общества .

В-третьих, люди в этом возрасте быстро устают от напряженных социальных контактов, многие из которых кажутся, им неважными и неактуальными. Они сами ограничивают себя в общении с окружающим миром. Пожилой человек все чаще хочет побыть один « подальше от остального народа». Круг общения пожилого человека часто бывает достаточно узок, и ограничен их ближайшими родственниками, друзьями и соседями, которые живут недалеко.

Участие в общественной жизни неизбежно снижается с возрастом, который обостряет проблему одиночества. Но острее проблему снижения социальной активности и одиночества испытывают пожилые люди, живущие в городах, чем в сельской местности. Связано это с различием уклада жизни проживающих в городе и на селе людей. Пожилые люди с устойчивым психическим и физическим здоровьем, скорее всего будут больше, и дольше пытаться сохранять и поддерживать существующие социальные связи. Они часто придают им характер ритуала (например, ночные телефонные звонки, еженедельные выходы по магазинам, ежемесячные встречи друзей, совместное проведение общих годовщин, юбилеев и т.д.). В среднем, женщины занимают больше социальных контактов в связи с тем, что они имеют больше социальных ролей, у них часто имеется больше друзей, чем у мужчин. Тем не менее, отмечено, что пожилые женщины чаще, чем мужчины жалуются на одиночество и отсутствие социальных контактов .

После 60 лет постепенно усиливается ощущение социальной изоляции пожилых людей от более молодых поколений, что особенно болезненно воспринимается в обществах, где недостаточно предложены социальные услуги. Многие пожилые люди часто живут с чувством бесполезности, отказа от них как полноценной единицы социума, отсутствие спроса на их жизненный опыт. Это означает, что в старости не только отмечено сужение межличностных контактов, но и нарушение качества человеческих отношений. Пожилые люди с эмоциональными расстройствами, остро осознают это, что часто унизительно деморализует их. Они предпочитают добровольную изоляцию, пытаясь таким образом оградить себя от насмешливого высокомерия молодых. Эти навязчивые идеи могут стать основой старческих самоубийств вместе с финансовой нестабильностью и страха умереть в одиночестве.

На социальные отношения пожилых влияет широкий спектр факторов. Итак, мы знаем, что люди старше 60 лет часто жалуются на здоровье и возраст, при том, что, они не очень больны и не слишком стары. Л.М. Терман отметил, что такие явления часто наблюдаются после потери любимого человека (вдова) или в ситуации одинокого старения, то есть одинокие пожилые люди часто ассоциируют себя с больными.

Факторы, способствующие тому, что человек начинает "чувствовать свой возраст", испытывает отчаяние и депрессию, в этом случае происходят следующие процессы: переживание утраты близких людей и соблюдение правил траура, необходимость поиска новых друзей, которые будут принимать его, как человека своего круга, и помогут заполнить образовавшийся «вакуум». Он должен научиться решать многие проблемы самостоятельно. С другой стороны, человек меньше подвержен чувству одиночества, если он чувствует комфорт и стабильность существования, он счастлив у себя дома, удовлетворен своими материальными условиями и местом жительства, если у него есть потенциал, чтобы продолжать свои контакты с другими людьми, если он планирует в своей жизни некоторые дополнительные мероприятия, если он сосредоточен на новые виды деятельности и долгосрочные проекты (ожидание внуков, покупка автомобиля или защиты диссертации сына, урожая яблок, и т.д.) .

До сих пор мы рассматривали своего рода "вертикаль" старческого возраста, его положение в структуре интегральной человеческой жизни. Обратимся теперь к ее «горизонтали», то есть фактически к особенностям психологического портрета старости. Вот, к примеру, как характеризует стариков в своей работе Е. Авербух: " Старики сводят к минимуму свое самочувствие, самооценку благополучия, самосознание, чувство собственного достоинства, у них повышенное чувство обиды, неполноценности, неуверенности в завтрашнем дне. Происходит снижение адекватного восприятия юмора, обычно преобладают различные тревожные опасения, одиночество, беспомощность, бедность, страх смерти. Люди в этом возрасте становятся грубыми, раздражительными, мизантропами, пессимистично смотрят на мир.

У большинства утрачивается способность наслаждаться жизнью, снижается интерес к внешнему миру. Они становятся эгоистичными и эгоцентричными, более замкнутыми, сужается круг интересов, есть растущий интерес к опыту прошлого к его переоценке. Наряду с этим проявляется повышенный интерес к своему телу, внимание к различным неприятным ощущениям, часто наблюдаемых в пожилом возрасте, неуверенность в себе, что в будущем делает пожилых менее открытыми. Они становятся педантичными, консервативными, малоинициативными и т.д. .

Все эти изменения в сочетании со снижением зрительного восприятия, памяти, интеллектуальной деятельности создает уникальный портрет старого человека и делает всех старых людей, в какой-то степени похожими друг на друга.

У лиц пожилого возраста постепенно меняется мотивационная сфера, а также важным фактором является отсутствие необходимости работать каждый день, чтобы удовлетворить свои потребности. По Маслоу, основные потребности пожилого и старческого возраста - это телесные потребности, потребность в безопасности и надежности.

Многие пожилые люди начинают жить одним днем, даже простые домашние дела и простые вопросы становятся важными для сохранения чувства занятости, они должны что-то делать, что бы чувствовать необходимость для себя и других.

Как правило, пожилые люди не строят долгосрочных планов. Для них имеют большую важность планы в настоящее время. Живут они воспоминаниями о прошлом, не заглядывая далеко вперед, хотя некоторые "струны" в ближайшее, обозримое будущее все же протянуты. Особенно важное значение приобретает реализация творческой деятельности старшего поколения. Результаты исследования биографий творческих людей показывают, что их производительность и эффективность не снижается в конце онтогенеза в различных областях науки и искусства.

Одним из интересных явлений старости являются неожиданные взрывы творческих способностей. Таким образом, в 50-х годах двадцатого века газеты по всему миру рассказали об интересном факте: 80-летняя бабушка Грандма Мозес начала писать оригинальные художественные картины, и её выставка имела большой успех у публики. Многие старые люди последовали ее примеру, не всегда с тем же успехом, но всегда - с большой для себя личной выгодой .

В пожилом возрасте, не только значительные изменения происходят с человеком, но и отношения человека к этим изменениям. Типология Ф. Гизе обозначает 3 типа старости:

Старик - негативист, отрицающий любой признак старости и дряхлости;

Старик - экстраверт (в типологии К. Г. Юнга), признает наступление старости, но это признание приходит через внешние воздействия и наблюдения окружающей действительности;

Старик - интроверт, уязвленный процессом старения, проявляется тупость по отношению к новым интересам, просветление памяти о прошлом воспоминания, интерес к вопросам метафизики, малоподвижность, недостаточность проявления эмоций, снижение или полное отсутствие сексуальных возможностей, желание покоя .

Конечно, эти оценки являются приблизительными. Не менее интересным является классификация социально-психологических типов старости И.С. Кона, построенная на основе характера вида деятельности, занимающего старость.

Активный, творческий возраст, когда человек, закончивший свою трудовую карьеру выходит на пенсию и продолжает участвовать в общественной жизни, в воспитания молодежи и т.д.;

Старость с хорошей социальной адаптации и психологической направленностью, когда энергия стареющего человека направлена??на устройство своей жизни - материальное благополучие, отдых, развлечения и самообучение - на всё то, на что раньше не хватало времени.

- "женский" тип старения - в этом случае семья испытывает необходимость в услугах пожилого человека: домашняя работа, семейные проблемы, воспитание детей, внуков, присмотр за дачей, потому что домашняя работа неисчерпаема, поэтому нет времени, чтобы быть в депрессии, но удовлетворенность жизнью у этой категории пожилых людей как правило, ниже чем у двух предыдущих групп;

Старость в соблюдении здорового образа жизни ("мужской" тип старения) - в этом случае моральное удовлетворение от жизни наполнено заботой о своем здоровье, что позволяет активизировать различные виды деятельности, но в этом случае человек может уделять большее значение своим выдуманным недугам и ослабить внимание на реальную прогрессирующую болезнь, преобладает повышенное чувство беспокойства.

Эти четыре типа Кон. И.С. считает психологически удачными, но есть и отрицательные типы развития в старости. Например, можно отнести к ним: старых ворчунов, недовольных состоянием мира, критикой все и вся, кроме себя, и поучающих и терроризирующих свое окружение бесконечными претензиями. Другой вариант реализации негативных проявлений старости - разочарованные в себе и своей собственной жизни неудачника, таким людям одиноко и грустно. Они винят себя за их упущенных реальные возможности. Так же они не в состоянии прогнать темные воспоминания и ошибки прошлой жизни, что делает их очень недовольными .

Таким образом, основные психологические характеристики пожилых людей характеризуются следующими особенностями:

1) с возрастом человека сужаются его социальные связи, и социальная активность;

2) в связи с дефицитом контактов с обществом у лиц пожилого возраста наблюдается упадок духа, обеспокоенность, резко нарушается жизненный стереотип, приспособляемость к новым условиям, перестраивается весь образ жизни;

3) старый человек быстрее устает от социальных контактов требующих его активного участия, ему хочется побыть одному, «отдохнуть от людей»;

4) у людей преклонного возраста постепенно изменяется мировоззрение, они начинают жить «одним днем», больше всего их волнует страх быть обузой для родственников, страх проблемы со здоровьем.

Скрытое психологическое воздействие на партнера по общению с целью добиться от него выгодного поведения, называется манипуляцией. В коммуникации с себе подобными, сами того не осознавая, люди часто используют манипулятивные методы, особенно, когда они хотят от другого человека чего-то добиться. Поскольку понятие «манипуляция» все понимают по-разному, рассмотрим, что такое манипуляция.

Как было сказано выше, манипуляция это скрытое психологическое воздействие. В заключение скажу, что тема о манипуляциях в общении, конечно, не исчерпана этой публикацией и будет еще продолжена. Для иллюстрации понятия манипуляции приведем пример. В данном случае это пример манипуляции на потребности человека красиво выглядеть в глазах объекта воздыхания. Вы сидите в летнем кафе с девушкой, за которой Вы ухаживаете и ведете с ней светскую беседу о жизни и любви. И вот к Вам подходит симпатичная девочка-подросток (или не менее миловидная бабушка) с букетиком цветов и предлагает Вам их приобрести. Как Вы думаете - это обычное слегка навязчивое предложение о покупке или манипуляция? Ответ: манипуляция. Почему? Потому что здесь есть скрытый расчет на то, что Вам будет неловко отказаться от покупки цветов для этой девушки (а для кого же еще!?) на глазах у самой девушки. Ведь она же подумает, что Вам для нее цветов жалко, и Вы будете целый час чувствовать себя скрягой и дураком. Поэтому зачастую мужчине легче откупиться от своей неловкости и не портить вечер. На это и расчет.

Таким образом, отличие манипуляции от других способов воздействия состоит в том, что при манипуляции, кроме явного и открытого мотива (торговое предложение), есть скрытый мотив, расчет, подтекст (ему неловко будет выглядеть скуповатым).

Пример манипуляции в торговле. В магазине покупатель выбирает товар, нерешительно рассматривая то более дешевые, то более дорогие вещи.
Продавец: - Эта модель лучше, но она, пожалуй, дороговата для Вас.
Покупатель: - Вот ее-то я и возьму.

На внешнем уровне продавец констатировал некоторые правдивые факты: высокое качество вещи и невысокие финансовые возможности покупателя. Скрытый смысл этой манипуляции - расчет на желание покупателя хотя бы перед продавцом (и значит, в какой-то мере перед собой) выглядеть респектабельно. Покупатель взял дорогую вещь, погладив свое самолюбие и утерев (как ему кажется) нос продавцу.

Существуют не только однократные разовые манипулятивные действия, но и целые продолжительные манипулятивные игры. Приведу пример манипулятивной игры из практики милиционеров и следователей. Теперь Вам придется представить себя задержанным в отделении милиции. Здесь одним из эффективных способов добиться от задержанного показаний (или денег за свободу), является игра в «доброго и злого полицейского». Сначала с задержанным беседует «злой» следователь - разговаривая на повышенных тонах, он угрожает и рисует мрачные картины вашего дальнейшего пребывания в стенах органов правопорядка. После того как Вы изрядно напуганы, в дело вмешивается «добрый» следователь, который упрекает за несдержанность «злого», сочувствует задержанному, предлагает решить дело по-хорошему, по-доброму. Агрессивный и доброжелательный стили общения чередуются несколько раз, пока задержанный не созреет. В чем манипулятивный смысл такой игры? В том, что Вы подводитесь к мысли, что лучше принять меньшее из зол, т.е. «доброго» полицейского и пойти на союз с ним.

Такая манипулятивная игра создает ощущение, что можно отделаться малой кровью, согласившись с хорошим и вежливым полицейским, пока опять не активизировался злой и жестокий. В результате задержанный дает показания или откупается. Что от него и требуется. Кстати, обе эти роли может сочетать в себе и один полицейский - смысл игры остается тем же.

Выгода при манипуляции может быть не только материальная, но и психологическая: повышенное внимание значимых людей, приобретение более высокого авторитета и уважения и т.п.

Например, за искрометными шутками в адрес других людей обычно имеет место именно такой скрытый смысл, прячущийся за внешним желанием просто повеселить и развлечь товарищей. Человек, отпускающий шутки в адрес других, как правило, не видит другой возможности завоевать авторитет в компании и пользуется таким накатанным для себя способом. То, что при этом он задевает других, снижает их авторитет, он либо не осознает, либо пренебрегает этим незначительным фактом. Таким образом, шутки в адрес других людей тоже носят манипулятивный характер.

Напрашивается вопрос. Как оценивать явление манипуляции: со знаком плюс или со знаком минус? Хорошо это или плохо? Использовать это в жизни или искоренять? Напрашивается ответ. Если манипулирую я - хорошо, если манипулируют мною - плохо. Шутка. На самом деле манипуляция - это ни хорошо, и ни плохо. В целом это явление нейтральное. По своей сути манипуляции - это инструмент, который может быть использован в различных целях.

В зависимости от того, в каких руках он находится. Так же как нож может служить как инструментом для хирургических операций, так и орудием убийства. Если Вы столкнулись с манипуляцией, то для оценки конкретной ситуации, предлагаю опираться на два критерия.

Первый. Какой мотив и желаемый результат у автора манипуляции? Если это не только выгода себе, но и желание добра Вам, то это заслуживает если не положительной оценки, то хотя бы снисхождения. Например, родители частенько манипулируют своими детьми, всеми правдами и неправдами вынуждая их ложиться вовремя спать, делать зарядку, ходить в школу и т.д. Делают они это не только ради себя, но и ради блага в будущем своего чада, которое пока не способно оценить по достоинству эту заботу.

Второй. Бывает, что скрытый мотив манипуляции не особенно-то и скрывается. И тогда у объекта приложения этой манипуляции есть истинный, а не навязанный выбор. Американский писатель и психотерапевт Э. Берн приводит такой пример игры во флирт: Ковбой: Не желаете ли посмотреть конюшню? Девушка: Ах, я с детства люблю конюшни! Хотя речь идет вроде бы о конюшнях (а у нас бы говорили бы о театре) оба понимают внутренний смысл игры. И девушка, выбирая экскурсию на конюшню, догадывается о содержании этой экскурсии. А раз у нее это понимание есть, и ее никто не принуждал отвечать на заигрывание, значит, она осознанно вступила в эту игру, и, следовательно, плохого тут ничего нет.

Если присмотреться, мы с Вами живем в мире манипуляций, и бояться их не стоит, а стоит хорошо уметь в них разбираться и обращать знание о них на пользу себе и другим людям. Все это тоже один из таймов игры под названием «жизнь» и эта игра тоже может быть занимательной.

Как же можно нейтрализовать действие манипуляции, если в Ваши планы не входит «вестись» на нее?

Первое. Понять, увидеть, осознать скрытый мотив общения в Вашем партнере. Это возможно, если Вы внимательны, имеете психологический опыт и доверяете своей интуиции. По микродвижениям глаз, минимальной мимике лица, интонациям голоса, жестам и малоуловимым движениям тела психологически компетентный человек может догадаться о наличии фальши в действиях и речи человека. По-простому говоря, лукавит он или нет. Если догадываетесь, что, может быть, не все чисто, то следующий шаг: понять, что же он действительно хочет. Для этого поставьте себя на его место - чтобы Вы сами делали, как бы себя вели, какие идеи попытались бы реализовать? Дело в том, что мы все очень похожи (как ни хочется верить в собственную уникальность) и то, что Вы придумаете, скорее всего, придумал и он. «Прокрутите» возможные варианты и озарение может Вас посетить. Не скажу, что проникнуть в сознание другого человека так уж легко, но ведь жизнь вообще штука непростая.

Второе. Если манипуляция предполагает наличие скрытого мотива и это и есть ее основное оружие, то нейтрализацией оружия будет освещение, прояснение скрытого мотива в Вашем общении. Образно говоря, «высвечивание фонарем» лишает манипуляцию скрытого смысла. Того, что ее и делает манипуляцией. Например, если человек при людях направляет свой юмор на Вас, высмеивает Вас или Ваши ценности, и Вы догадались, в чьих глазах он хочет подняться, можно спокойно ему сказать: "Я понимаю, что ты очень хочешь казаться остроумным в глазах Марины - мы уже оценили твой юмор, он великолепен, спасибо".

Когда вскрыт смысл - крыть уже нечем, игра теряет свое продолжение и смысл. Однако, если Вы догадались о содержании манипулятивной игры, которая с Вами ведется, не обязательно сразу ее прекращать. Ведь в этом случае Вы имеете козыри на руках: оппонент же еще не знает, что Вы уже догадались о скрытом смысле. Этот козырь Вы можете использовать, как хоккеисты используют численное преимущество.

Рассмотрим реальную ситуацию из реальной жизни. Наверняка к Вам когда-либо на улице подходили люди с «подарком» от фирмы. Очень жизнерадостные, начиная со слов «Здравствуйте!», они торжественно объявляют, что в честь 500-летия их щедрой фирмы Вы получаете бесплатно прекрасный набор вот в этой сумке, вместе с самой сумкой. И вручают ее Вам! Еще несколько секунд оптимизма и обаяния и вот Вы уже начинаете верить в это чудо. Но оказывается, для того, чтобы Вы окончательно вступили в права владения всем богатым содержимым этого саквояжа, необходим сущий пустяк. Оплатить всего лишь одну вещь из этого богатства. Какие-то там жалкие (по сравнению с содержимым) несколько сот рублей. Для тех, кто не догадался - потом, разумеется, окажется, что товар по стоимости гораздо ниже, чем эта «жалкая» сумма. Но это будет уже потом!

Так вот, один мой уже ученый жизнью товарищ проделал следующий трюк. На словах «Вы получаете это в подарок» он принял сумку, но не стал стоять, как положено по сценарию, возбужденно дыша, а со словами «Спасибо!» бодро направился в толпу по дороге к метро. Через пару секунд, которые потребовались махинатору на то, чтобы придти в себя, догонять счастливого обладателя подарка от фирмы уже было поздно. Самое интересное, что и осуждать его не за что - подарок же, у богатых фирм свои причуды и отказываться от подарка неудобно и даже невежливо… Ключевое слово здесь - «скрытое». При манипуляциях внешний смысл слов, обращения или действия по отношению к другому человеку не совпадает со смыслом внутренним. Внешний смысл слов, как правило, является невинным, не содержащим какого-то ущемления потребностей другого человека, зато внутренний смысл несет содержание, подводящее этого человека к тому, что хочет от него автор манипуляции. Получается, что человек, которым манипулируют, делает то, что нужно его партнеру по общению, будто бы сам это выбирая. В действительности его к этому выбору мягко подвели, и этот его выбор является несвободным и неосознанным.

13.07.2011 65468 +86

Как повлиять на человека, заставить его действовать иначе, изменить его поведение, чувства, мысли? Такие манипуляции можно проводить на подсознательном уровне. Для этого нужно знать некоторые приемы психологии, которые может использовать каждый человек. Чтобы все получилось, необходимо вникнуть в некоторые тонкости.

Оказывать влияние на людей под силу не только психологам, но и обычным людям, для этого даже не нужна магия. Во время общения с человеком важно уделять внимание интонации, с которой произносят слова. Именно интонация способна творить чудеса. С давних времен, когда колдуны произносили заговор, они меняли скорость речи, акцентировали внимание на отдельных словах.

Можно подумать, что магия, различные колдовские ритуалы — что-то мистическое . Даже небольшой багаж знаний психологической науки помогает одним лицам без особых усилий воздействовать на других. Часто магия основана на процессе закладывания в подсознание субъекта скрытых команд, из-за этого создается иллюзия, что человек самостоятельно изменил собственную жизнь, судьбу, или что это дело рук мага.

Чтобы повлиять на человека, не нужно иметь сверхспособностей. Достаточно знать немного теории и умело применять ее на практике. Во время общения специально употребляют отдельные фразы, чтобы манипулировать человеком. Их можно выделять жестами или интонационно. Субъект, с которым ведется беседа, может даже не заметить, что его собеседник использует какие-то приемы. А в это время в его подсознании уже отложилась определенная фраза.

К примеру, если нужно успокоить знакомого, можно сказать: «У моего коллеги вчера дома проводили обыск, но при этом он находился в состоянии полного спокойствия и уверенности». Интонационно выделяют именно конец предложения. Разговор ведется о коллеге. На подсознательном уровне запоминаются слова о том, как нужно себя вести.

Учимся скрытому влиянию

Важным условием скрытых команд, способных менять жизнь человека, являются уровни их восприятия. Два уровня запрещено смешивать в смысловом отношении. Если этого правила не придерживаться, то команда не будет воздействовать на подсознание человека, а восприниматься сознательно.

Если сказать: «Сейчас будем расслабляться, получать удовольствие от жизни», положительного результата не добиться. Призыв будет понятен окружающим, однако психологически он неверен, поскольку до подсознательного уровня не доберется. Поднять настроение расстроенным или уставшим людям, повлиять на психику человека удастся при помощи рассказа. Достаточно изложить вкратце предложения со скрытыми командами. В нем может идти речь о том, как недавно друзья проводили время в клубе, расслаблялись, и вечер с этого только начинался. Благодаря этому приему настроение в кругу собравшихся друзей быстро поднимется.

Интонационное влияние на человека действенно при выделении отдельных, нужных фраз. Вспомогательные слова, служащие в качестве обрамления ключевых, произносят обычным тоном.

Читайте также

6 способов, которые помогут существенно улучшить решение проблемы

За счет этого удастся добиться желаемого эффекта. Для максимальной результативности управления людьми допустимо делать паузу перед и после произнесения важной части предложения.

Чтобы действительно изменить подсознание человека в нужную сторону, необходимо использовать скрытые фразы максимально грамотно, соблюдая осторожность. Нельзя употреблять отрицательные фразы, команды негативного направления. Благодаря им можно испортить отношения с человеком, обидеть, расстроить, нередко навредить.

Психология — наука, которая основана не только на теоретических знаниях, даже понятные истины требует практического подтверждения. Если нет уверенности, что удастся переубедить кого-то или заставить что-то сделать, можно сначала потренироваться на другом лице. Можно спросить, как бы он воспринял такие действия или слова.

Не всегда можно за счет скрытых фраз изменить судьбу человека, поднять настроение, отвлечь от негативных мыслей. Можно рассмотреть случай, когда друг развелся с женой или лишился имущества. Позитивные рассказы с выделением интонацией отдельных слов не всегда убедительны и действенны. Для этого существуют другие методы.

Многообразие методов

Психология воздействия на человека бывает разной. Применяемые методы могут быть неимперативными и императивными, дисциплинарными. Часто изменить судьбу человека удается благодаря убеждениям. С их помощью воздействие производится на сознание. К примеру, объяснив ребенку, почему он должен учиться в высшем учебном заведении, можно добиться того, что ребенок окончит университет, после чего он станет успешным ученым, бизнесменом, политиком и пр.

Влияние посредством убеждений позволяет добиться желаемого. Для этого достаточно грамотно разъяснить, осветить суть вопроса или проблемы, напомнить о причинах, последствиях. Нужное решение человеком после правильного убеждения принимается вроде бы самостоятельно, поскольку он понимает его значимость.

Повлиять на человека на расстоянии или непосредственно в беседе с ним можно за счет похвалы. Это тип положительного воздействия, который нужно применять для всех людей. Жизнь человека станет радостней и приятней, если отметить его достижения в карьере, учебе, спорте.

Воздействовать на окружающих, менять их мысли и поведение удастся за счет психологического приема в виде внушения. Для этого используют разные средства (речевые и не только). За счет внушений легко изменить судьбу человека, поскольку внушаемая информация приобретает форму внутренней установки. С ее помощью можно стимулировать и направлять лицо в процессе формирования его намерений. Среди психологов используются различные формы, которые меняют подсознание человека. Это воздействие эмоционально-волевого типа, уговоры и давление.

Мысли и сознание могут подвергаться воздействию с помощью принуждения. Такое влияние применяют, когда остальные приемы не действуют или для их задействования нет времени. Принуждение связывают с выражаемым требованием принятия некоторого поведенческого эталона, так, можно заставить согласиться с принятым решением или существующей точкой зрения. При помощи принуждения иногда можно избежать развития конфликта, например, заставить выполнить в данный момент какие-то действия.

Если рассматривать способы дисциплинарного влияния на лиц, популярностью пользуются выговоры, предупреждения, наказания. Предупреждения имеют мягкую форму, сигнализируя о более серьезных последствиях, которые будут применяться в будущем (при необходимости). Выговоры часто используют руководители для своих сотрудников. Наказание — лишение лица чего-то важного, например, какого-то предмета.

Читайте также

Как стать богатым - законы достижения успеха

Сила внушения

Сталкиваясь с проблемами в семье, в учебе, на работе люди часто пытаются изменить в лучшую сторону судьбу человека. Многие пытаются обратиться к опытным людям, которые используя заговор, заставят, к примеру, пьющего мужа отказаться от вредной привычки, вернуться к жене и пр.

На самом деле такие методы действительно в большинстве случаев помогают. Заговор обычно произносят вслух. Присутствие больного необязательно, однако ему часто тоже предстоит выполнять некоторые действия (пить специальный травяной настой или что-то другое).

На самом деле заговор — что-то близкое к молитве. Можно и самому человеку произнести определенные слова, чтобы помочь себе в трудоустройстве, получении более высокой должности, удачном замужестве и т. д. Все сказанные слова или мысли, которые не произносят вслух, должны быть искренними, необходимо верить в собственные действия.

На практике чтобы оказать на судьбу положительное воздействие, изменить жизнь в лучшую сторону, следует ежедневно произносить некоторые фразы. Они положительно воздействуют на сознание, притягивают удачу и благополучие. К ним относят такие предложения:

  1. Уверен, что сегодня случится что-то чудесное.
  2. Уверен в великолепном исходе каждой ситуации в жизни.
  3. С каждым днем ощущаю себя лучше и лучше (повлияет на судьбу человека и сделает его здоровей).
  4. Пусть добрым будет день сегодняшний.

Такие установки обладают невероятной силой, настраивают субъекта на позитивные мысли.

Воздействие на поведение человека, будь то заговор или любые психологические приемы , может оказываться незаметным для субъекта. Освоить правила влияния на подсознание окружающих людей несложно, особенно если закреплять их на практике. Применять их нужно только в благих целях, при попытке изменить человеческую жизнь в лучшую сторону.

20 простых способов влияния

  1. Заинтересовать

Любой человек ищет в разных ситуациях личную выгоду. Когда вы в очередной раз будете объяснять свою позицию, то обязательно расскажите слушателю, что с того он может найти и для себя.

  1. Найти компромисс

Просто зазомбировать человека невозможно. Хотите на кого-то повлиять – научитесь вести переговоры, а при необходимости идти на компромиссы.

  1. Общаться

Безусловно, общение является основным ключом к влиянию. Чем больше вы будете развивать свою коммуникабельность, тем больше людей будут поддерживать именно ваше мнение.

  1. Стать вдохновителем

Чтобы убедить в чем-то других людей, вам и самим необходимо излучать бодрый энтузиазм.

  1. Загипнотизировать

Конечно, загипнотизировать собеседника нужно не в буквальном смысле этого слова. Это делается с помощью обаяния. Не следует забывать, что большинство людей люди охотнее согласятся с теми, кого уважают и любят.


Одним из направлений психологии являются методы психологического воздействия на людей . Они включают в себя различные способы оказания влияния на окружающих, которые используются людьми в повседневной жизни в процессе построения семейных, общественных и профессиональных отношений.

Когда между индивидами происходит взаимодействие, не имеет значения, на каком уровне, оно включает в себя определенное воздействие друг на друга путем убеждений, подражаний, внушения или заражения. Причем последний способ является наиболее распространенным и используется с древних времен.

Заражение, как скрытое влияние на окружающих.

В чем же заключаются основные приемы психологического воздействия на человека путем заражения? Их действия направлено, прежде всего, на эмоциональную, бессознательную сферу восприятия индивида. Примерами заражения являются смех, который окружающие начинают бессознательно поддерживать, паника, негативные эмоции, которые провоцирует один человек, а большинство впоследствии подхватывает. Таким образом, происходит передача психических и эмоциональных настроений от одной личности к другой. То, насколько сильным будет влияние, зависит от эмоционального настроения индивида, которые является источником заражения. Для того чтобы воздействовать на большое количество людей, необходимо значительное превосходства в толпе восприимчивых к заражению лиц. Это стимулирует способность источника ощутить единство с группой индивидов, учитывая собственный высокий уровень эмоциональных ощущений.

Внушение, как скрытое влияние на окружающих.

Эта методика также направлена на эмоциональную, бессознательную сторону подсознания индивида. Основными инструментами воздействия здесь являются вербальные показатели: слова, мимика и жесты. Для того чтобы внушить человеку ту или иную информацию, необходимо предоставлять ее в форме краткого изложения, но в то же время как можно более содержательного, с использованием экспрессии.

Сам человек, который оказывает психологическое воздействие на людей путем использования внушения, не должен находиться на уровне эмоционального транса. В основе успешного внушения лежит признание авторитетности мнения источника, а для этого ему необходимо иметь здравый рассудок, проявлять уверенность в своей точке зрения и грамотно работать с возражениями и сомнениями. Результат не будет достигнут, если индивид, который пытается внушить информацию, не является авторитетом для оппонента.

Большое значение в достижении поставленной цели имеет интонация, с помощью которой внушающий подает информацию, тон должен быть уверенный, авторитетный, в разговоре необходимо задействовать значимые, весомые доводы и слова.

Каждый индивид по-разному реагирует на внушение, в виду своего уровня устойчивости к воздействию со стороны, отсутствия критического восприятие сведений, поступающих со стороны и других особенностей психики и подсознания. Намного легче оказывать психологическое воздействие на людей путем внушения, если они обладают неустойчивой внимательностью, или их нервная система расшатана и слаба.

Внушение может осуществляться в трех основных формах:

1. Человеку внушают определенную информацию в то время, когда он бодрствует;
2. Объект внушения находится в расслабленном состоянии, а именно его мышечные и психические способности;
3. Внушение с помощью гипноза.

Первый тип внушения включает в себя воздействие на подсознание объекта, когда он находится в состоянии бодрствования, и он, в свою очередь, делиться на подтипы: поведенческие элементы внушения, эмоциональные и интеллектуальные. Попробуем рассмотреть на примере каждый подтип, чтобы обрисовать полную картину того или иного внушения.

Элементы эмоционального внушения.

Для того, чтобы воздействовать на человека, внушить ему, что подаваемая информация действительно правильная, необходимо в первую очередь воздействовать на его эмоции. Например, для того, чтобы показать человеку всю суть понятий, которые вы пытаетесь ему внушить, необходимо использовать неоспоримые аргументы. Задача эмоционального внушения – преподнести сведения так, чтобы у оппонента не осталось сомнений в вашей правоте, аргументируя это визуализация, приведением примеров или другими доступными способами.

Элементы поведенческого внушения.

Воздействие на подсознание личности путем использования различных форм поведения внушающего. Допустим, человек попадает в группу людей, где наблюдается ажиотаж вокруг одного события или факта. Спустя некоторое время он сам будет увлечен объектом интереса окружающих, поддерживая ажиотажное поведение.

Элементы интеллектуального внушения.

Иногда, даже не задумываясь как воздействовать на людей и что для этого надо делать, люди неосознанно становятся внушающими. Например, вы наверняка сталкивались с тем, что неожиданно замечаете у себя привычку принимать такую же позу во время разговора, как и ваш начальник. Или ваши привычки с лучшим другом вдруг становятся практически одинаковыми, а манера общения сильно напоминает то, как общается ваш коллега. Эти люди не хотели вам что-либо внушать, но так произошло неосознанно, без умысла.

Для того чтобы внушение было эффективным, оппонент должен воспринимать сведения с минимальной критичностью. Для этого используют эмоциональную переориентацию значимости с одних сведений на другие, или свидетельства.

Методы психологического воздействия , основанные на переориентации значимости сведений, включают в себя определенные способы подачи информации. для того, чтобы достигнуть цели и внушить человеку положительное отношение к тематике внушения, можно провести аналогию с теми моментами, которые вызывают у объекта одобрение. Например, для того, чтобы стимулировать активное развитие индивида в определенном направлении, можно приводить в пример успехи и достижения других людей. Точно также можно действовать и от обратного, например, для того, чтобы переубедить человека поступать тем или иным образом, можно привести в пример ситуацию, когда кто-либо сделал аналогичный поступок и получил лишь дополнительные проблемы.

Для того, чтобы оказать психологическое воздействие на людей с помощью внушения, необходимо минимизировать критичное восприятие предоставляемой информации. Это можно осуществить с помощью приема свидетельствования. Для этого следует прибегнуть к цитатам успешных людей, привести примеры из жизненного опыта профессионалом и знаменитостей, которые могут стимулировать как положительный эффект, так и отрицательный. Выбор направления эмоционального восприятия зависит от того, чего хочет достичь человек, внушая информацию. Некоторые специалисты советуют использовать приемы психологического воздействия, основанные на подсознательном желании человека соответствовать большинству. Для этого приводится общественное мнение, как стимулятор положительного восприятия информации.

Попытки внушить определенные сведения человеку могут иметь место в тот момент, когда он находится в расслабленном состоянии. Здесь основной упор делается на то, что индивид больше сам себе начинает внушать какие-либо сведения, опираясь на воображение, как на рычаг управления состоянием собственной психики и самочувствия. Эксперты считают, что существует взаимосвязь между мышечной системой человека и его эмоциональными стрессами и переживаниями. Во время стрессовых ситуаций чувствуется повышение напряженности практически всех групп мышц, а вот когда индивид расслабляется, его накал эмоций тоже сходит на нет.

Эмоциями также можно управлять с помощью дыхания. Человек, находясь в возбужденном эмоциональном состоянии, дышит часто и неравномерно, при этом делая неглубокие вдохи. В расслабленном состоянии дыхательные процессы нормализуются, человек вдыхает воздух глубже, медленнее и ритмичнее. Это форма психологического воздействия, которая называется аутотренинг, направленная на самоконтроль и управление собственными эмоциями. Для достижения желаемого результата необходимо изучить ряд упражнений, которые помогут управлять эмоциональными проявлениями и влиять на собственное самочувствие.

Аутотренинг позволяет использовать методы психологического воздействия на людей, которые подразделяются на три основных группы.

Группа 1. Воздействие на скелетные мышцы и дыхательный процесс с целью управления центральной нервной системой.

Группа 2. Контроль психофизического состояния индивида с помощью представления, воображения и образов, сформированных с помощью чувств и эмоций.

Группа 3. Управление психофизическим состоянием с помощью внушения на основе слов и аргументированных доводов.

Именно достигнув расслабленного состояния, человеку намного лучше удается воспринимать образы, сформулированные в подсознании на основе эмоциональных и чувственных ощущений. Именно на основе визуализации этих образов индивиду удается управлять своими чувствами, психологическим состоянием, формируя собственный настрой. Для этого он может напрямую использовать образы, с целью воздействия на психологическое состояние, или же изначально влиять на самочувствие организма, а уже через него – на психические функции.

Для того чтобы оказывать скрытое влияние на психофизиологическое состояние , понадобится освоить ряд определенных тренировочных действий. Именно используя их, вам удастся намного быстрее управлять своим состоянием, ориентируясь на словесное внушение чего-либо самому себе. Таким образом, следует произносить установки вслух, как бы указывая себе, что нужно чувствовать, что делать и так далее. Например: у меня хватит сил, я справлюсь, мне не холодно и прочие. Фразу следует произносить не быстро, в ритм со своим дыханием. Вдыхая, говорите первую часть фразы, выдыхая – вторую. Для достижения эффекта повторить действие следует два и более раз.

Для того чтобы внушить индивиду информацию при помощи гипноза, сначала необходимо ввести его в гипнотический транс . Тогда человек будет полностью находиться под влиянием того, кто его гипнотизирует, что даст возможность управлять его эмоциями, поведением и ощущениями. С помощью гипноза возможно воздействие на подсознание, двигательные и мнемонические функции, личностную и чувственную зону индивида. Наука до сих пор не смогла полностью обосновать, что такое гипноз и за счет чего он действует, признавая его своеобразным способом влияния на людей.

Человек, который находится в гипнотическом состоянии, не контролирует поведение с помощью своего мозга, что стимулирует потерю управления своим поведением, восприятия ситуации и критическое понимание собственных поступков. Гипнотизируя индивида, ему могут внушить, что его органы чувств обостренно воспринимают внешние факторы воздействия, или, наоборот, восприимчивость занижена. Например, человеку может обычный шелест казаться грохотом, а сильнейший шум ощущаться, как легкий шепот. Гипнотическое состояние может стимулировать паралич голоса, ног или рук, но при этом оно позволяет управлять процессами памяти и мышления человека, направляя их на восстановление определенных моментов в памяти или их исключение из воспоминаний. Особенности психологического воздействия с помощью гипнозов заключаются в том, что человек может рассказать тайные сведения, сделать что-либо, что, не желая того или играть определенные внушенные роли в таком состоянии.

Это зачастую становится причиной использования гипноза, для осуществления обмана, получения секретной информации или выманивания материальных средств у человека. Гипноз может внести кардинальные изменения в психику, поведенческие и эмоциональные особенности индивида.

Ученые считают, что в психологическое воздействие на людей практически не подконтрольно коре головного мозга человека, ведь оно влияет на бессознательное восприятие реальности, а сознание не принимает в нем участия.

Любая форма психологического воздействия путем внушения может оказывать положительный результат, но только если осуществляется с гуманными намерениями. В некоторых ситуациях, внушение – единственный способ обратиться к человеку, допустим, когда он пребывает в состояниях аффекта, или же просто не воспринимает ту или иную информацию.

Как воздействовать на людей с помощью убеждений.

Убеждая оппонента в чем-либо, расчет делается на то, что он добровольно примет факты, которые ему преподносят. Здесь исключаются любые методы давления и принуждения, объект убеждения может, как согласиться со своим оппонентом, так и остаться при своем мнении. Ключевое направление влияния убеждений – это разум человека, что обязуют того, кто убеждает, выстраивать логические цепочки и аргументировать свои доводы. Большое значение имеет уровень развития человека в культурной и интеллектуальной области обоих участников дискуссии. То, удастся ли убедить оппонента, зависит от его личностных особенностей, настроения и расположения духа во время разговора, мнение об источнике убеждений и окружающей среды.

Легче убедить человека, который интеллектуально развит, мыслит логически, обладает покладистым и добрым характером, а в данный момент находится в отличном расположении духа. Следует уделять внимание окружающей среде: если вокруг напряженная, беспокойная и раздражительная атмосфера, то задачи психологического воздействия могут быть не достигнуты. А вот спокойная, приятная и комфортная обстановка станет отличным союзником в процессе убеждения оппонента.

Именно поэтому, большинство серьезных и важных деловых встреч проходит в расслабленной, спокойной обстановке. Но все равно намного тяжелее будет убедить личность, которая имеет сложный характер, находится в негативном настрое или ее интеллект находится на низкой стадии развития. Прежде чем приступать к убеждению индивида, надо проанализировать его личностные особенности и подобрать наиболее подходящие методы психологического воздействия. Итак, каким должен быть убедительный оппонент и его аргументы:

Необходимо учитывать индивидуальные особенности оппонента в разговоре, для того чтобы воздействовать на его подсознание;
Речь надо строить последовательно, используя логические доводы, доказательную базу, оперируя примерами и обобщениями;
В процессе убеждения надо опираться на те факты, о которых знает оппонент;
Для того чтобы убеждение действительно подействовало на человека, следует и самому быть полностью убежденным в собственной правоте. Если сам убеждающий будет преподносить информацию, сомневаясь, недоговаривая или не имея достаточного количества аргументов, ему вряд ли удастся достигнуть результата.

Как происходит восприятие и оценка убеждающего со стороны оппонента?

Для того чтобы решить для себя, как относиться к источнику сведений и к самой информации, человек сначала сравнивает предлагаемые данные со своим собственным представлением об объекте убеждения. Если возникают сомнения в правдивости, достоверности или сокрытии фактов, то приемы психологического воздействия не окажут должного эффекта, так как уровень доверия будет на низком уровне;

Очень важно, чтобы в процессе убеждения использовалась логическая цепочка доводов и аргументов, каждый из которых должен быть обоснован и объяснен. В противном случае не получится убедить человека, насколько авторитетным и статусным не было бы положение источника информации;

Очень важна общность установок и принципов обоих сторон дискуссии, в противном случае эффективность убеждений будет намного ниже. Необходимо изначально указать на существующие общие взгляды и понятия, а если же они отсутствуют, то постараться переориентировать человека с помощью примеров, фактов и общепринятых догм.

В основе убеждений всегда лежит логика, подтвержденная авторитетность, статусом и признанием излагающего лица. Эти методы психологического воздействия на людей более эффективно действуют на группу слушателей, чем во время разговора с одним человеком. Таким образом, следует логически обосновать свою правоту, используя другие мысли и мнения. В состав всех доказательств входят тезисы, довод и демонстрационная часть.

Тезисом именуется сам тематический объект убеждения, который следует четко и понятно сформулировать, подтвердив с помощью различных фактов. Например: Корень имбиря очень полезен для организма и здоровья. Так считают ведущие специалисты в области медицины, которые не раз упоминали этот факт в литературе.

Доводы – это те суждения, которые уже были признаны обществом, которые используются для того, чтобы указать на ложность или истинность тезиса.

Демонстрационная часть – это набор логических обоснований и доказательной базы, которые подразделяются на прямые, косвенные, индуктивные и дедуктивные. Индуктивными принято называть суждения, которые базируются на выводах, сделанных в процессе одной или нескольких ситуаций, которые направлены на достижение общего логического заключения. Дедуктивная доказательная база формируется на основе общих логических выводов, при этом разделяя их на отдельные, практически индивидуальные ситуации.

К сожалению, мы не можем со сто процентной гарантией предположить, как воздействовать на людей так, чтобы они прислушивались и поддерживали направление убеждения, а не воспринимали все наоборот. Есть ряд ситуаций, когда противоположенный эффект вполне ожидаем, к ним относят:

Автор убеждения не может обосновать правильность своей установки оппонентам, в том случае, если они имеют кардинально другой взгляд на объект дискуссии;
В разговоре чрезмерно много абстракций: большое количество общей информации, фактов, которые не касаются конкретного вопроса, а характеризуют общую суть проблемы.
В беседе очень часто повторяются уже сказанные ранее факты и сведения. Это стимулирует быструю утомляемость среди аудитории, возникает чувство навязчивость и, как следствие, раздражения.

Все виды психологического воздействия одинаково используются в самых разных сферах человеческой жизни: это и политические, экономические, управленческие процессы, образовательное, педагогическое, научное направление, да и множество других областей, в которых люди вынуждены контактировать друг с другом.

Использование подражания при воздействии на человека.

Еще один очень значимый инструмент психологического управления – подражание. Этот процесс базируется на сознательном или бессознательном имитировании поведенческих особенностей, личностных качеств, движений оппонента. Подражание помогает понимать друг друга на уровне поступков, чувств, действий, при этом не возникает нужда в объяснениях и размышлении над причинами.

Подражание может действовать и на благо человека, и ему же во вред. Ведь ориентируясь на то, как поступил бы в сложившейся ситуации другой человек, мы теряем возможность полноценно использовать свои мысли, чувства и ощущения в процессе принятия решения.

Сознательное подражание – это:

Позитивное эмоциональное отношение к человеку, которому подражает объект: он вызывает восхищение, уважение, стремление быть похожим;
Отсутствие должного уровня информированности о конкретном вопросе, в отличие от объекта подражания;
Положительные качества того, кому подражает человек: харизматичность, красота, обаятельность и прочее;
Подсознательная тяга к тому, чтобы иметь как можно больше сходства с человеком, принятым за кумира или идеал.

Бессознательное подражание.

Индивид неосознанно имитирует особенности своего оппонента. Причем он замечает этот факт не сразу, а объект подражания в принципе не стремится оказывать какое-либо психологическое воздействие на людей. В основе часто лежит неосознанная зависть, или эмоциональный всплеск, который вызывает общение с объектом подражания. Практически все дети подражают своим родителям, позже кумирам или сверстникам, а иногда тягу к подражанию проносят через всю жизнь. Иногда именно эффект подражания толкает людей на определенные поступки, как положительные, так и отрицательные. Например, подросток начинает курить, потому что так делают его одноклассники. Или же молодой человек начинает активно заниматься спортом, чтобы походить на своего кумира: футболиста или актера. Эти методы психологического воздействия на людей используются непроизвольно объектами подражания, ведь понятно, что у знаменитости нет цели склонить кого-либо похудеть или нарастить массу, но, тем не менее, они оказывают такое влияние на своих поклонников.

Каролина Емельянова

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ВЛИЯНИЯ НА ЛЮДЕЙ

"Заражение" - это, пожалуй, самый древний способ влияния на людей. Он характеризуется практически автоматикой, неосознанной передачей эмоционального состояния одного человека другому. Используя механизм заражения, менеджер может значительно повысить сплоченность коллектива, мобилизовать его на выполнение целей организации.

Подражание - это усвоение действий, поступков, манеры поведения и даже способа мышления других лиц. Если "заражение" характеризуется передачей эмоционального состояния, то осознанное подражание представляет собой способ заимствования того лучшего, что есть у других.

Подражанию легко поддаются впечатлительные и слабовольные люди, а также лица с недостаточно развитым самостоятельным мышлением. Зная это, важно выяснить, кто служит для них "эталоном" для подражания и в соответствии с этим осуществлять управленческие действия.

В группу способов рассудочного управленческого влияния на подчинённых входят: внушение, убеждение, просьба, угроза, подкуп, приказ.

Внушение - это воздействие, основанное на некритическом восприятии того, что внушение как способ влияния на подчиненных является бездоказательным и неаргументированным. Поэтому эффект воздействия достигается за счет личных качеств менеджера: его признание, авторитет, престиж и т.п. Чем они выше, тем эффективнее внушение.

Внушение является односторонним воздействием: активен, как правило, внушающий, а тот, кому внушают, - пассивен. Многие менеджеры успешно влияют на людей с помощью внушения. Особенно большой эффект внушения достигается, если подчиненный возбужден и срочно ищет выход из создавшегося положения. В этот момент он готов следовать любому совету руководителя. В данном случае внушение проявляется больше как убеждение.

Убеждение - эффективная передача своей точки зрения. Руководитель, который влияет на подчинённых путем убеждения, не говорит исполнителю, что надо делать, - он "продает" подчиненному то, что нужно сделать. Для эффективного убеждения используются различные приемы.

Как эффективно использовать способ управленческого влияние на подчинённых путем убеждения?

Ø Постарайтесь точно определить потребности слушателя и апеллируйте к этим потребностям.

Ø Начинайте разговор с такой мысли, которая обязательно придется по душе слушателю.

Ø Постарайтесь создать образ, вызывающий большое доверие и ощущение надежности.

Ø Просите немного больше, чем Вам на самом деле нужно или хочется (для убедительности приходится иногда делать уступки, а если с самого начала Вы будете просить больше, Вы, по-видимому, получите именно столько, сколько Вам действительно нужно). Этот метод может сработать и против Вас, если Вы запросите слишком много.

Ø Говорите, сообразуясь с интересами слушателей, а не со своими собственными. Частое повторение слова "Вы" поможет слушателю понять, какое отношение к его или ее потребностям имеет то, что Вы, влияющий, хотите, чтобы он сделал.

Ø Если высказываете несколько точек зрения, постарайтесь изложить последние аргументы, ибо, услышанные последними, они имеют наибольший шанс повлиять на аудиторию.

Убеждение, осуществляемое в словесной форме, опирается на рассуждения и логику, а воздействие на чувства и эмоции играет вспомогательную роль. Если внушение носит одностороннюю направленность, то при убеждении активны обе стороны. При этом ведущую роль играет убеждение.

Процесс убеждения представляет собой явную или скрытую дискуссию, цель которой состоит в достижении единства мнений или компромисса. В процессе убеждения рекомендуется использовать такие "усиливающие" аргументы, как:

Ø аргумент к традиции;

Ø аргумент к большинству;

Ø аргумент к личности того, кто убеждает;

Ø аргумент к мировому опыту;

Ø аргумент психологического феномена (чувство обиды, зависти, "я лучше всех" и т.п.).

Самая слабая сторона убеждения - это медленное воздействие и неопределенность.

Просьба - способ управленческого влияния на подчиненного, основанный на добровольных, побуждающих, непринудительных мотивах. Прибегая к просьбе, менеджер пытается взывать к лучшей из сторон натуры другого человека. Положительный результат достигается в случае, если между руководителем и подчиненным существуют хорошие отношения.

Угроза - запугивание, обещание причинить подчиненному зло. Они основаны на том допущении, что страх иногда является достаточным мотивом, чтобы побудить человека выполнять поручения, с которыми он внутренне не согласен. Как правило, угрозы срабатывают на короткое время (пока подчиненный находится в "зоне страха", т.е. боится руководителя). Угроза вызывает борьбу между двумя личностями, и здесь проигравшим всегда будет тот, кто вынашивает мысль победить в будущем (никому не хочется быть постоянно проигравшим).

Подкуп - склонение на свою сторону, расположение в свою пользу подчиненного любыми средствами. Т.е. руководитель может предоставить своему подчиненному какие-либо преимущества, если он определенным образом изменит свое поведение. В некоторых случаях подкуп - это честный подход, предоставляющий подчиненному дополнительные вознаграждения за дополнительные усилия, например: "Поработай сегодня сверх нормы и завтра можно будет уйти с работы пораньше"

Приказ

Приказ - официальное распоряжение властных органов. Исключается альтернатива, поскольку приказ не обсуждают, а выполняют. И если приказ не выполнен, за этим, как правило, следуют негативные последствия.

Можно выделить некоторые основные характеристики, которые помогают усилить убеждающее влияние менеджера на работников:

Уверенность и прямой подход менеджера к проблеме;

- «эффект бескорыстия» (когда менеджер, отстаивая что-либо, приносит в жертву личные интересы);

Правильное использование стиля сообщения: как правило, образованная и заинтересованная аудитория более восприимчива к рациональным аргументам, менее образованная и равнодушная аудитория –к эмоциональным аргументам;

- «эффект хорошего настроения» – лучше передавать информацию, выбрав удобный момент, благоприятную атмосферу;



Образная подача информации;

Необходима стимуляция мышления подчиненных (риторические вопросы, ненапряженная поза менеджера, многократные повторения наиболее важных деталей, наличие коммуникативного помощника)

Каждому менеджеру необходимо знать, что, используя любые способы влияния на подчиненных, следует руководствоваться своего рода Кодексом делового поведения и нормами служебной этики (нормы и правила поведения, основывающиеся на общественном мнении и традициях). В любом случае влияние не должно вызывать у подчиненного чувства раздражения, ненависти, досады и стресса.

Кодекс делового поведения и нормы служебной этики могут предложить следующие приемы положительного влияния на подчиненных.

"Подавление" собеседника выдержкой и спокойствием. Если в разговоре с Вами собеседник нервничает и повышает голос, отвечайте на его бурные "атаки" ровным, спокойным и, главное, доброжелательным тоном (иногда с легкой иронией) - и Вы скоро увидите, как Ваш собеседник перейдет на нормальный и спокойный тон, при котором гораздо легче решать все вопросы и проблемы.

Концентрированное внимание на одном из подчиненных.

Заставьте себя сосредоточить свое внимание на ком-нибудь из Ваших подчиненных, желательно на том, кто занимает самую низшую должность. Понаблюдайте за ним, постарайтесь представить себе, что он думает, какие у него заботы, интересы, желания, поинтересуйтесь его судьбой - и Вы неожиданно для себя почувствуете живой интерес к этому человеку. И тогда Вам будет легко общаться с ним на неформальной основе, вскоре Вы обнаружите доверие со стороны этого человека. Но самое главное - Вы почувствуете моральную удовлетворенность самим собой.

"Насилие" над собственным мнением можно рассматривать как кодекс делового поведения. Заставьте себя в подчиненном, которого Вы почему-то недолюбливаете или даже терпеть не можете, найти какие-то положительные качества. Постарайтесь убедить себя, что Вы до сих пор имели ошибочное мнение о нем, даже если для этого у Вас самые веские основания. Если Вы этого достигнете, у Вас будет взаимопонимание с этим человеком

Неожиданное решение - рассмотрим как норму служебной этики. Чего обычно ожидает подчиненный? Наказания. А как относится руководитель к недобросовестному, неисполнительному или отстающему работнику? Конечно же, с неприязнью и недоверием. Эти ответы являются аксиомами. Откажитесь от них. Особенно в тех случаях, если подчиненный смирился с положением "неудачника" и не ждет от Вас доброго слова, не говоря уже о доверии. Окажите ему временное предпочтение перед другими. Дайте ему ответственное поручение. Сделайте это гласно, высказав уверенность в том, что он его выполнит.

Авансированная похвала (норма служебной этики). Дав подчиненному задание и не будучи уверенным в его выполнении, можно похвалить подчиненного, сказав, что никому другому Вы не можете поручить столь ответственное задание. Через некоторое время Вы убедитесь, что Ваша похвала авансом попала в цель: подчиненный будет старателен.

"Поставьте себя на мое место" (кодекс делового поведения). Нет, пожалуй, более простого приема, чем этот. Самый простой, человечески доступный способ проникновенного доказательства своей правоты - это принудить собеседника, выразившего в чем-либо несогласие с Вами, стать на ваше место в качестве официального лица или в качестве порядочного, честного человека. Тогда спорящий быстро поймет, что решить в его пользу вопрос либо невозможно (в связи с ограниченными правовыми компетенциями руководителя), либо противоправно, безнравственно. Здесь особое место играет рефлексия - размышление (рассуждение) за другого человека, способность мысленно поставить себя в психологическую ситуацию другого человека, думать как бы за него, рассуждать "с его точки зрения", решать, став на его место, задавая себе ситуации, будучи на его месте.