Пстгу › факультеты и отделения › исторический факультет › преподаватели › свящ. андрей постернак

Когда-то он создавал профессиональное звучание московского рока на альбомах «Центра» и «Вежливого Отказа», потом первым начал выдавать в российский телеэфир концертный стереозвук. Сегодня Андрей Пастернак работает, в основном, на ТВ, но готов вернуться в студию.

Сегодняшний герой происходит из второго рокн-ролльного поколения, которое пришло в музыку в начале 80-х. Именно в музыку: долгое время Андрей Пастернак был действующим музыкантом; его студийный проект, группа «Театр», записала три альбома, один из которых удостоился главы в книге «100 магнитоальбомов советского рока». Но в историю русского рока он вошел прежде всего как человек, стоявший за лучшими работами «Вежливого Отказа», «Центра», «Ва-Банка» и многих других. Сегодня главная сфера приложения талантов Пастернака - телевидение; список его телевизионных работ занимает довольно много места, он - действующий член Академии российского телевидения и лауреат премии «ТЭФИ-2010» в номинации «Лучший звукорежиссер телевизионной программы». Наш долгий разговор мне показалось правильным представить читателям в форме монолога Андрея.

Начало

Началось все со школы - тогда стали возникать в огромном количестве ВИА, и я в это дело влился - в том числе как автор текстов и музыкант. И мне было очень интересно, как то, что мы играем, может выглядеть в разных вариантах. Для этого я использовал самодельный микшер, кассетный магнитофон и пленочный для наложения - и на репетицию приходил практически готовым. Институт у меня был опять же близкий к профессии, факультет «Радиосвязь и радиовещание», диплом я писал на кафедре акустики - но все-таки это была инженерная специальность, техническая. Но она мне дала возможность общаться с оборудованием на «ты». В предолимпийские годы мы усиленно занимались английским языком, и технический английский вместе со знанием техники как таковой дали мне возможность свободно читать мануалы и разбираться с аппаратурой. Ну и музыкантскую деятельность продолжал. Но понял, что мне не хватает музыкального образования. Я прошел теоретический курс музыкальной школы самостоятельно, а потом два с половиной года учился в джазовой студии ДК «Москворечье», по классу басгитары. А после института попал в Дом актера; сначала - на площадку Большого зала, где был звукорежиссером, отвечал за свет, за все вообще, а потом перешел в студию, где уже занимался записью.

Первые опыты. «Центр»

Началась моя первая запись с того, что как-то на площадке Дома актера выступал Сережа Минаев. Мы познакомились, поговорили, он посмотрел, что у меня есть, - а были у меня два магнитофона STM и пульт EPP производства Венгрии... Потом он позвонил и говорит: есть интересный коллектив, не хочешь на нем попробовать себя? Это была группа «Центр».

У группы Васи Шумова уже было несколько кустарно записанных альбома и песенка в программе «Веселые ребята», да и вообще коллектив был достаточно сложившийся. Используя сцену Большого зала для записи барабанов и маленькую конурку, в которой все оборудование располагалось, для всего остального, мы записали первый наш альбом - «Стюардесса летных линий». Никаких комбиков, все писалось в пульт, в наушниках, чтобы никому не мешать! Использовали наложения - с проблемами, конечно, потому что STM"ы скорость не держали, тональность уплывала, да еще и оба, даром что изначально стереофонические, работали только в монорежиме - пришлось доводить их до ума руками.

Но большая часть альбомов, которые я с ними сделал, были в электронике. Драм-машина, секвенсоры - только гитары прописывались в студии и вокал. Все остальное - а у Шумова к тому времени был уже свой восьмиканальный магнитофон - он мог делать дома. Это, наверное, были мои первые серьезные работы с секвенсорной частью. Потому что, как ни крути, чтоб что-то зазвучало из секвенсора, это нужно было сыграть. Я тогда начал понимать, что секвенсоры могут здорово помочь на сведении. Можно многое автоматизировать, нажимая кнопки на тех или иных эффектах, программировать, использовать на сведении - ведь автоматики пультовой тогда пока что не было. Все это создавало массу дополнительных возможностей. Может, на «Мелодии» тогда и были пульты с автоматикой, но они не использовали электронную часть по причине того, что просто не умели этого делать. Нет, были упакованные студии - у Саши Кальянова, Юры Ширкина, - но им все это оборудование доставалось потому, что они работали со звездами. У меня таких возможностей не было, кроме Васи, который женился на француженке и из Франции что-то привозил. Мы садились, вместе изучали, начинали пользоваться - а потом железный занавес упал, и компьютеры повалили в Россию. Это было в начале 90-х. И я понял, что пришел к наступлению новой эры в звукозаписи подготовленным.

Теория против практики?

К концу 80-х я подумал: неплохо бы получить профессиональное образование. Оказалось, что готовят звукорежиссеров только три заведения: кажется, Гнесинка, ГИТИС и ВГИК, куда я и пошел. У меня был серьезный багаж, и кое-что из того, что студентам там пытались дать, меня смущало. Не было никакого подхода к оборудованию, сплошная теория - и все сводилось к тому, как записать звук на площадке с использованием микрофонов и магнитофона. Ни о многоканальной записи, ни о записи музыки речи никакой не шло, и... мне стало неинтересно. К тому же форма обучения была дневная, а надо было работать, кормить семью. Наверное, зря я бросил, но ни о чем не жалею: зачаток той профессии, которой я сейчас занимаюсь - а сейчас я звукорежиссер телевизионный, - они мне дали. Отношения звука с картинкой - это прежде всего ВГИК, конечно.

«Вежливый отказ» как эпоха

Сейчас не вспомню, как назывался фестиваль в «Лужниках», на котором я побывал в 1987-м... там в первый раз я услышал «Вежливый Отказ» по-серьезному - до этого был только на прослушивании в Доме самодеятельного творчества. Меня очень заинтересовала их музыка, и, когда от них поступило предложение поработать вместе, я ни секунды не сомневался.

Рома Суслов - очень непростой музыкант и композитор, но у меня никогда не возникало конфликтных ситуаций ни с ним, ни с кем-то еще из музыкантов. Я настолько был выучен «Отказом», что со многими потом было трудно: я был недоволен тем, как они подходили к созданию аранжировки. Мне казалось это слишком простым. Но первую виниловую пластинку на «Мелодии» - сейчас ее называют «белый альбом» - делал не я. Я присутствовал на записи альбома, давал какие-то незначительные советы, но записывал ее Андрей Ветр, нынешний руководитель службы звукорежиссеров канала «Россия». Зато перед этим мной был записан альбом, который вышел в Финляндии, «Этнические опыты». С ним случилась такая история: после записи, которая была сделана в очень сжатые сроки, материал сразу же уехал в Финляндию; мы получили какое-то небольшое количество пластинок, а мастер ушел - и не вернулся к нам. И было решено записать его заново, с чистого листа. Почему? Я послушал пластинку, и многое мне не понравилось. Мы писали ее как-то очень просто и, связанные сроками, очень гнали, а потому кое-где просто не доделали. А тут появилась многоканальная аппаратура... Думаю, о том, что мы работали над одним материалом дважды, и музыканты не жалеют. Над второй версией мы работали скрупулезно; басист Дима Шумилов мне очень помогал на сведении, потому что рук не хватало. Вещи были длинные, сложные; делали ошибки, останавливались, начинали сначала... Пульт был расклеен бумажками, означавшими, где, на каком месте какая ручка должна находиться. И по моим ощущениям это один из первых альбомов «Отказа», к которым весь коллектив подошел действительно серьезно. Хотя была простая, удивительно комфортная обстановка, без напряга - и все сложилось идеально.

«Программа А»

Постепенно я превратился в студийного звукорежиссера и понял, что мне неинтересно работать на концертах. Это совпало с тем моментом, когда Сережа Антипов, режиссер главной тогда в стране музыкальной передачи «Программа А», перешел на только что образованный канал РТР - и позвал меня работать. Четыре эфира ежемесячно, из часа времени сорок минут живого выступления одного или нескольких коллективов; работа была непростая, и мы, надо сказать, были первопроходцами в этом формате. И для меня это была первая большая телевизионная работа. Телевизионная звукорежиссура - отдельная профессия. Это работа на износ, сиюминутная, нужно мгновенно принимать решения: думать долго возможности нет. Ты привязан ко времени эфира, ты пишешь и музыку на площадке, и работаешь над сюжетами, с ведущими в прямом эфире, существует прием телефонных звонков - да что там, мы первыми начали стереофоническое телевещание в стране! Правда, не так, как сейчас, а с использованием радиоканалов FMрадиостанции: «Европа+» транслировала синхронно с эфиром наш звук. Многие выключали звук на телевизорах и включали радио! Конгломерат всех этих задач дал мне огромный опыт; восемь лет работы в «Программе А» - это, наверное, самая лучшая школа, что была у меня за весь период времени.

Скляр и Крупский

Мне всегда было интересно работать с Сашей Скляром. Более уважительно относящегося ко мне человека среди музыкантской братии я не знаю. Я всегда чувствую, что он хочет услышать мое мнение. А оно у меня всегда есть! Я, например, ему говорил: неправильно это, что вы сами продюсируете свои альбомы. И Саша, подумав, пригласил для записи «Босиком на Луне» Александра Солича из «Морального кодекса» как музыкального продюсера. Группа готовила материал не в студии, а на базе, на запись музыканты пришли готовыми процентов на 70. И мы пошли нормальным профессиональным путем. Когда нам казалось, что нужны сессионные музыканты - мы их приглашали. Паша Кузин из «Браво» сыграл что-то на барабанах, и сам Солич играл, и Кильдей (гитарист «Морального кодекса» Николай Девлет-Кильдеев. - А.Л.)... При этом никто из ва-банковцев не обиделся, включая Скляра. «Ва-Банк» держался на голосе Скляра. Убери - ничего не останется. Поэтому было важно, чтобы аранжировка соответствовала его манере исполнения - Солич именно такую и сделал. Все было четко, ясно, понятно. Убирали все лишнее нещадно, до кристальной чистоты. Работа была настолько увлекательной, что, когда закончили, стало чего-то не хватать. Мне кажется, тут электрический «Ва-Банк» достиг некоего потолка. Я не умаляю работ, которые Скляр сделал после - когда он пел Вертинского, цыганскими какими-то делами занимался, в этом я его тоже вижу... но электрический «Ва-Банк» мог бы быть вот таким. А Толя Крупнов, например, оказался совершенно не тем, кем я его представлял по «Черному обелиску», его основной группе. Мне сказали, что он хочет записать сольный альбом (проект «Крупский сотоварищи») - и назвали столько имен, что я понял: пропущу - буду всю жизнь жалеть. Мы встретились, и я был потрясен: Толя оказался интеллигентнейшим человеком, чего от металлиста как-то не ждешь. У него были свои взгляды на музыку; более того, после работы с Крупновым я много узнал о музыке нового для себя! Он, например, открыл мне Леонарда Коэна, песню которого он спел на том альбоме - и мы искали, как ее сделать, как аранжировать, кого-то, может быть, позвать. А уж когда после его смерти мы доделывали «Postальбом», то каждый привносил чтото свое: там играли музыканты из «Обелиска», из «Неприкасаемых», а под конец записи кто только ни приезжал! Юра Шевчук, Костя Кинчев, Гарик Сукачев... Скляр исполнил несколько песен Толи практически с первого дубля! Это было необычно: мы с ним всегда бились над тем, как подать материал, - а тут мы все в один голос заорали: «Саша, ты спел!», а он в ответ: «Не может быть!»

Звезды и шесть каналов

Я никогда не зависел от какой-то звезды; если и работал с кем-то, то приглашался для той или иной конкретной задачи. Так, первая серьезная многоканальная запись концерта была с Филиппом Киркоровым. Получилась она так: мы с большей частью коллектива «Программы А» поехали на фестиваль «Славянский базар». Все вечерние концерты там идут обычно вживую, и одним из них был концерт Киркорова. И мы его сделали в режиме реального времени. Назавтра в передвижку к нам пришел Филипп, посмотрел большую часть концерта, потом пожал мне руку... а когда у него возник первый концерт в «Олимпийском», он назвал мою фамилию. Я должен был заниматься многоканальной записью, сведением звука и совмещением его с видеокартинкой. Это был живой концерт, без фанеры; надо отдать должное Киркорову - он много танцевал, были трюки, где он прыгал на канате и еще пел; кое-что мы перепели потом, но немного: в основном, это был живой концерт. Не могу сказать, что все было сделано с первого раза и хорошо по всем моим делам, многому пришлось учиться. Это все-таки эстетика поп-музыки, а она сильно отличается от рок-н-ролльной. Здесь важна более скрупулезная работа с материалом. Многое, что прощается в рок-музыке, непростительно в поп-среде. Потом мы работали с Аллой Борисовной Пугачевой над программой «Избранное». Она, кстати, вообще ни разу не появилась в студии. Не потому, что не хотела - просто к ее исполнению вопросов не было. Мы этот концерт сводили дважды: первый раз для телеэфира, второй - для выпуска DVD; это первый опыт мой в сведении шестиканального звука. Когда мы сводили в стерео, в процессе принимали участие музыканты пугачевского коллектива - Андрей Денисов, руководитель, и Саша Юдов. Они много корректировали по инструментальному балансу, поэтому мне было важно в шести каналах сохранить то, что они сделали. Тогда я впервые услышал, что звук в 5.1 гораздо прозрачнее. В стерео получается замыленная картинка, инструменты существуют, у них есть какая-то плановость, но они существуют абстрактно где-то. А тут полная детализация, полная и управляемая. Можно выбрать именно то, чего хочешь. Но очень важно то, что и зал, и отзвук от инструментов должны существовать в записи, они тоже формируют картинку, они присутствуют в микрофонах. Позже, когда технология стала позволять править вокал, переписывать любую партию любого инструмента это пришлось учитывать, потому что в 5.1 все вылезало! Приходилось заменять зальную акустику, что неправильно, конечно. Впрочем, на нескольких концертных альбомах известных западных исполнителей я слышал ту же самую правку: несмотря на все ухищрения, зальная акустика не соответствовала инструментальным партиям.

О «Фирмачах»

У меня было много пересечений с зарубежными музыкантами и продюсерами - я ведь работал над концертами Стинга, Манфреда Мэнна, Дэвида Боуи... да чего только не было! Нет вопросов в общении в студии или на площадке, в совместной работе над материалом. Или вот, помню, когда на одну из премий MTV приехали Брайан Мэй и Роджер Тэйлор из Queen - и весь мультитрек пошел ко мне! Земфира там пела, переволновалась, конечно... но материал я сводил своими руками! Мэю с Тэйлором в Лондон все отсылали, и они дали добро на эфир: без их слова вообще ничего не происходит.

Я считаю, что между ними и нами разницы никакой, кроме одной - разница в технической подготовленности, пусть уж наши музыканты не обижаются. С хорошим музыкантом у звукорежиссера работы минимум: просто сделай правильный баланс, а дальше музыкант работает сам. Увы, сегодня уровень исполнительского профессионализма у нас и за рубежом разительно отличаются, и не в нашу пользу. Мы с «Программой А» несколько раз ездили в Эстонию на фестиваль «Rock Summer» - там у меня была возможность послушать каждого музыканта отдельно; да еще мы много по Европе с «Отказом» поездили, по фестивалям, где, в основном, звучит некоммерческая музыка - там не звезды выступают, но музыканты невероятно профессиональные. И вот что я понял: важно, конечно, какой на записи стоит микрофон, конечно, но то, как музыкант извлекает звук, куда важнее. А этому надо учиться с малолетства.

Возвращение возможно!

В студии сегодня я почти не работаю. Теперь у меня основная часть работы - телевидение, площадка и постпродакшен; на студию времени не остается. Правда, я очень хорошо понимаю, что сюда, в студию Дома актера, могу вернуться для работы в любой момент, и у меня не будет с этим проблем. Не могу сказать, что я достиг совершенства, безупречности в профессии, нет - мне еще учиться и учиться. Но мне сегодня совершенно не страшно начать работу с исполнителем любого ранга. Потому что я знаю, о чем с ним говорить.

Текст: Артём Липатов

Елена Гнатченко

Андрей Пастернак нам понравился еще до того, как мы с ним встретились лично, перебрав тонну информации о ведущих, пересмотрев видео и перечитав кучу отзывов, мы остановились на двух претендентах. После встречи у нас уже не осталось никаких сомнений, что Андрей-это именно «наш» ведущий. И мы не ошиблись. Андрей очень профессионально подмечал настроение гостей, нашел подход к каждому, запомнил имена, и в конце свадьбы гости подходили к нам со словами: «Все замечательно, и ведущий, просто бомба»!) Спасибо большое Андрею за его драйв, за незабываемое интервью с нами, после которого все гости долго не могли перестать смеяться)))? Нам было очень приятно, когда наши родственники, которые побывали уже на многих свадьбах, уверенно заявили, что это самая красивая, незатянутая, комфортная, веселая свадьба, из всех. И это благодаря нашему неугомонному, проницательному ведущему!? Прошло больше месяца, и мы уверены, что поверни время вспять, мы бы выбирали Андрея еще и еще!) Это не просто профессионал, а ПРОФЕССИОНАЛИЩЕ?? Спасибо большое за этот волшебный день!☺️ С наилучшими пожеланиями, Семья Гнатченко

Отзыв полезен? Да 2 / Нет 0

San Sanovna

Мы с мужем долго выбирали ведущего. С Андреем встретились в первую очередь. Хотим отметить, что он с первых секунд встречи произвел на нас положительное впечатление. Хочется отметить, что Андрей - яркий, позитивный, доброжелательный, улыбчивый, запоминающийся, оригинальный ведущий. У него индивидуальный подход к каждому гостю. Он не навязчив, он, как тонкий психолог, видит особенности каждого человека. У него есть подход к парам любой сложности. Его конкурсы оригинальны и не заезженны, что очень важно в наши дни, все радуются и не против принять участие, независимо от возраста. Еще очень важный момент, который хотелось бы отметить, Андрей поддерживает молодожен до дня свадьбы: дает советы, подбадривает. Это очень важно! Мы хотим сказать ОГРОМНЕЙШЕЕ СПАСИБО, что ты был ведущим на нашей СВАДЬБЕ! Благодаря тебе, банкет стал незабываемым! А церемония и слова, произнесенные тобой никого не оставили равнодушными. Все были тронуты до глубины души. Андрей, искренне желаем тебе дальнейшего процветания и развития.

Отзыв полезен? Да 1 / Нет 0

Елена Лютая

Андрей, мы хотим с Денисом выразить тебе огромную благодарность за проведение нашего торжества.Это было незабываемо.Ты настоящий профессионал своего дела!!! Спасибо тебе за помощь и поддержку!!! Спасибо за то, что дал нам насладиться с полна нашим днём.Я помню нашу крайнюю встречу за день до свадьбы… нашу потерянность, тк из-за загруженности очень многое было не готово, мы ходили все нервные и в переживаниях. Тебе удалось нас так перезагрузить и предать уверенность.Мы помним твои слова -Ребятки это Ваш день и насладитесь им!!! На свадьбе ты так зарядил своей энергетикой и конкурсами, что все потом долго вспоминали? Все наши гости в большом восторге! Ты крутой, стильный, а от твоих песен до мурашек!!! Теперь все наши мероприятия только с тобой!!! Будем всем рекомендовать?

Наименование направления подготовки и (или) специальности : Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Историк, преподаватель со знанием иностранного языка».

Ученая степень: кандидат исторических наук

Ученое звание: доцент

Общий стаж работы: с 1995 года

Преподавательский стаж : с 1995 года

Должности: декан Исторического факультета, доцент кафедры Всеобщей истории ПСТГУ
директор Православной Свято-Петровский школы

Преподаваемые дисциплины: История Древнего мира, Новая и новейшая история, История стран Европы и Америки в конце XX – начале XXI в., История международных отношений в XVII–XX в.

Данные о повышении квалификации и/или профессиональной переподготовке: 1995–1998 гг. обучение в аспирантуре Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского.
1999 г. защита кандидатской диссертации на тему: «Внешняя политика Франции в связи с гражданской войной в Испании (1936–1939 гг.)» (научный руководитель д.и.н., проф. М. В. Новиков).
2013 г. окончил Богословский факультет ПСТГУ

Год хиротонии:
2 мая 2002 г. рукоположен в сан диакона,
30 марта 2003 г. рукоположен в сан пресвитера.
Штатный клирик храма Святителя Николая в Кузнецкой слободе г. Москвы.

Работа:
1995 г. работал на кафедре Истории Древнего мира МГУ им. М. В. Ломоносова в должности историка II категории.
С 1995 г. начал преподавать историю Древнего мира на кафедре Всеобщей истории Православного Свято-Тихоновского Богословского института.
С 2000 г. декан Исторического факультета ПСТГУ.
С 2003 г. является членом Экспертного совета Макариевского фонда.
С 2009 г. является экспертом в конкурсе «Просвещение через книгу» Издательского совета Московской Патриархии.
Член Редакционного совета и редколлегии Вестника ПСТГУ в серии «История. История Русской Православной Церкви»

Награды:
В 2003 г. удостоен Макариевской премии (молодежная премия в номинации «История России») за монографию «Очерки по истории общин сестер милосердия (М., 2001),
В 2012 г. награжден медалью св. патриарха Тихона I степени за усердные труды и многолетнее служение на ниве православного образования в связи с 20-летием ПСТГУ
Область научных интересов: история Древней Греции и Древнего Рима, Новейшая история, история России XIX–XX вв., Русская Православная Церковь и государство, благотворительность и социальное служение, женское служение в Церкви.

Участие в исследовательских проектах:
Руководство проектом издания Справочника по истории общин сестер милосердия Российской империи.
Участие в проекте «Экклезиология и церковная практика в раннехристианский период (I–VI вв.)»
Участие в проекте по изданию Дневника митрополита Арсения (Стадницкого).
Участие в проекте по изданию Следственного дела патриарха Тихона.

Оппонирование на защитах диссертаций:

Воробьев И. В. Реформы духовных академий 1905–1911 гг. Дис. на соиск. уч. степени канд. ист. наук. Ярославль, ЯГПУ, 2004 г.
Рузанова Н. П. Социально-историческая роль монастыря Козельская Введенская Оптина Пустынь в общественной жизни России XIX века. Дис. на соиск. уч. степени канд. ист. наук. М., РГСУ, 2005 г.

Руководство защитившимися аспирантами:
Буздыгар М. А. История русского интеллигента: духовный опыт С.Н. Дурылина: 1900 – начало 1920-х гг. 2008 г.
Оксенюк Е. В. Деятельность Российского Общества Красного Креста в начале XX в.: 1903–1914 гг. 2012 г.
Грабко М. Е. Деятельность Русской Православной Церкви в рабочей среде Московской губернии в конце XIX – начале XX вв. 2015.

Список публикаций

Монографии

  1. Служение женщин в Церкви: Источники / Сост. свящ. А. Постернак. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2015.
  2. Служение женщин в Церкви: Исследования / Сост. свящ. А. Постернак, С.Н. Баконина, А.В. Белоусов. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. – 2-е изд.: 2013.
  3. Постернак А.В. Очерки по истории общин сестер милосердия. М.: Изд-во Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, 2001. [Журнальный вариант: Круглый стол по религиозному образованию и диаконии. – 1999–2000].

Учебные пособия

1. Постернак А., свящ. История Древней Греции и Древнего Рима. М.: Изд-во ПСТГУ, 2008 (допущено Минобр РФ в качестве учебного пособия для студентов ВУЗов, обучающихся по направлению и специальности «Теология»).
2. Постернак А., свящ. История Древней Греции и Древнего Рима: учебное пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2004 (допущено МО РФ в качестве учебного пособия для студентов ВУЗов, обучающихся по направлению и специальности «Теология»).
3. Постернак А. В. Хрестоматия по истории Древней Греции. М.: Изд-во ПСТБИ, 2000. – 2-е изд.: 2004 (допущено МО РФ в качестве учебного пособия для студентов по направлению «Теология»).
4. Постернак А. В. Хрестоматия по истории Древнего Рима. М.: Изд-во ПСТБИ, 2000. – 2-е изд.: 2004 (допущено МО РФ в качестве учебного пособия для студентов по направлению «Теология»).
5. Постернак А. В. История Древней Греции и Древнего Рима. М.: Изд-во ПСТБИ, 1999 (допущено МО РФ в качестве учебного пособия для студентов по направлению «Теология»).

Программы курсов

1. Постернак А., свящ. Новейшая история стран Европы и Америки (ХХ – начало XXI века). М.: Изд-во ПСТГУ, 2012.
2. Деопик Д. В., Воробьев С. М., Постернак А., свящ. История Древнего мира. М.: Изд-во ПСТГУ, 2010.

Статьи

  1. Постернак А. В. Женская проповедь в христианских общинах античности и раннего средневековья // Христианское чтение. 2018. № 1. С. 227–233.
  2. Постернак А., свящ. Статус и деятельность диаконисс в Евангелическо- лютеранской церкви Российской империи (середина XIX – начало XX века) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. 2017. № 1 (74). С. 129–143.
  3. Постернак А., свящ. Феномен православной школы в условиях мегаполиса // «Этнодиалоги». Научно-информационный альманах. 2017. № 2 (53). С. 142–167.
  4. Постернак А., свящ. Отношение к женскому священству Православной и Католической Церкви в ХХ – начале XXI в. // Прикосновение к вечности. Сб. статей. М., 2017. С. 148–161.
  5. Постернак А., свящ. Женщины в западных церковных общинах в эпоху поздней Античности и раннего Средневековья // Божественная власть, церковная иерархия и духовный авторитет в раннехристианской латинской традиции. М., 2016. С. 119–131.
  6. Постернак А., свящ. Православная школа и вызовы современности // Этнодиалоги. 2016. № 2 (51). С. 80–82.
  7. Постернак А., свящ. Первые женские ординации в Епископальной церкви 1970-х гг. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. 2015. № 1. С. 125–134.
  8. Постернак А., свящ. Ценностные ориентиры современного школьного образования // Первые московские образовательные чтения. Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее: Сборник докладов. М., 2014. С. 83–84.
  9. Постернак А., свящ. Женщины в неортодоксальных общинах // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. 2014. № 1. С. 9–15.
  10. Постернак А. В. Церковное служение женщин в Англиканской церкви по Ламбетским конференциям // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. Сер. «История и политология». 2013. № 3. С. 72–82.
  11. Постернак А., свящ. Древние чины рукоположения диаконисс // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. 2013. № 1. С. 144–161.
  12. Постернак А., свящ. Роль православного воспитания в сохранении национальной идентичности // «Этнодиалоги». Научно-информационный альманах. 2013. № 1 (42). С. 115–117.
  13. Постернак А., свящ. Представление о благотворительной деятельности великой княгини Елизаветы Федоровны (1864–1918) по ее письмам // Династия Романовых: традиции благотворительности и меценатства: Международная научная конференция: Тезисы докладов. Москва, 4–6 июня 2013 г. / Сост. Н. Ф. Гриценко. М.: Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына, 2013. С. 55–57.
  14. Постернак А., свящ. К вопросу о статусе диаконисс в Восточных Церквах в IV–VI вв. // XXII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. Материалы. Т. 1. М., 2012. С. 387–389.
  15. Постернак А., свящ., Иноземцева С.А., Козловцева Е.Н. К вопросу о присвоении звания диаконисс сестрам Марфо-Мариинской обители милосердия // Служение женщин в Церкви: Исследования / Сост. свящ. А. Постернак, С.Н. Баконина, А.В. Белоусов. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. С. 448–463. – 2-е изд.: 2013.
  16. Постернак А., иер. Духовное воспитание в православной школе // Этнодиалоги. 2011. № 2 (35). С. 88–91.
  17. Posternak A., père. De la question de l̕ attribution du titre de “diaconesses” aux sœurs de la demeure de miséricorde // Élisabeth de Russie, moniale, martyre et sainte. Bruxelles, 2010. P. 200–208.
  18. Постернак А., свящ. Опыт преподавания основ православной культуры в Московской православной гимназии // Третьи Валаамские образовательные чтения. Валаам, 2010. С. 67–72.
  19. Постернак А., свящ. Вопрос о «женском священстве» // Материалы V Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах», Москва, 13–16 ноября 2007. М., 2009. Т. 3.
  20. Постернак А. В. История общин сестер милосердия // Благотворительность в России. 2002 г. Исторические и социально-экономические исследования. СПб., 2003. С. 311–318.
  21. Постернак А., иер. К проблеме преподавания истории в средней школе с православных позиций // Приглашение к истории: сб. ст., посвященный 70-летию Д.В. Деопика. М.: Изд-во ПСТБИ, 2003. С. 72–82.
  22. Постернак А. В. Альфред Великий // Православная энциклопедия. М., 2001. С. 86–87.
  23. Постернак А. В. Положение российских общин сестер милосердия в нач. XX в. // Материалы Ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. М., 2001.
  24. Постернак А. В. Аддай // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 296.
  25. Постернак А. В., Этингоф О. Е. Александрия // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 601–605.
  26. Следственное дело патриарха Тихона: сборник документов / Под ред. прот. В.Воробьева. М.: Изд-во ПСТБИ, 2000 (примечания и комментарии).
  27. Постернак А. В. Очерки по истории общин сестер милосердия. Первые в России организации по уходу за больными // Медицинская сестра. 1999. № 4. С. 43–44.
  28. Постернак А. В. Позиция СССР в связи с началом гражданской войной в Испании (1936 г.) // Ярославский педагогический вестник. Ярославль. 1998. № 2. С. 25–30.
  29. Постернак А. В. Позиция Франции в связи с гражданской войной в Испании (1936–1939 гг.) // Тезисы докладов 6-й конференции молодых ученых. Ярославль, 1998. С. 142–144.
  30. Постернак А. В. Социальная и религиозная деятельность женских организаций по уходу за больными в современном западном обществе // Материалы Ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. М., 1998. С. 162–168.
  31. Постернак А. В. Французские историки о международной политике и роли Советского Союза в связи с гражданской войной в Испании (1936–1939 гг.) // Ярославский педагогический вестник. Ярославль. 1997. № 1. С. 20–27.
  32. Постернак А. В. Советско-французские отношения в связи с гражданской войной в Испании (1936–1939 гг.) // Тезисы докладов 5-й конференции молодых ученых. Ярославль, 1997. С. 49–53.
  33. Воробьев В., прот., Постернак А. В., Хайлова О. И. История Православного Свято-Тихоновского Богословского института // Богословский сборник. 1997. № 1. С. 168–178.
  34. Постернак А. В. Служение женщин в раннехристианской Церкви // Античность и средневековье Европы: межвузовский сб. научных трудов. Пермь: Изд-во Пермск. ГУ, 1996. С. 70–78.
  35. Постернак А. В. К вопросу о присвоении сестрам Обители звания диаконисс // Материалы к житию преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. – 2-е изд. – М.: Изд-во Сестрич-ва во имя св. препмч. Елизаветы, 1996. С. 225–233.
  36. Постернак А. В. Женское служение в ранней христианской Церкви // Альфа и омега. 1996. № 2–3. С. 209–245.

Рецензии

1. Постернак А., свящ. Рецензия на кн.: Davis St. J. The Cult of St. Thecla: A Tradition of Women’s Piety in Late Antiquity. N. Y. 2001. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История РПЦ. 2012. № 4 (47). С. 153–157.
2. Постернак А. В. Рецензия на кн.: Новиков М. В. СССР, Коминтерн и гражданская война в Испании 1936–1939 гг. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2007 // Отечественная история. 2009. № 5. С. 178–180.
3. Постернак А. В., Гайда Ф. А. Рецензия на кн.: Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. Материалы и архивные документы по истории Русской Православной Церкви / Сост. М.А. Бабкин. М.: Индрик, 2006. – 504 с. // Отечественная история. 2007. № 3. С. 193–194.
4. Постернак А. В. Рецензия на кн.: Abrahamsen V.A. Women and Worship at Philippi. Diana/Artemis and Others Cults in the Early Christian Era. Portland: Astarte Shell Press, 1995. – 256 P. // Вестник древней истории. 2001. № 2. С. 227–230.

Коллективные переводы с греческого и латинского языков

1. Комментарий на Книгу Бытия // Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Ветхий Завет I. Книга Бытия. 1–11 гл. / Под ред. Т.К.Одэна, А.Холла. М.: «Герменевтика», 2004.
2. Евангелие от Марка // Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Новый Завет II / Под ред. Т.К. Одэна, К.А.Холла. М., 2001.
3. Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме / Введение и комм. М.Штерна, рус. изд. под ред. Н.В.Брагинской. М., 1997. Т. 1; М., 2000. Т. 2. Ч. 1.

Научное редактирование

  1. Грабко М. Е. Деятельность Русской Православной Церкви в рабочей среде Московской губернии в конце XIX – начале XX в. М.: ПСТГУ, 2017.
  2. Прикосновение к вечности. Сборник статей. М.: ПСТГУ, 2017 (совм. с Г. Е. Захаровым).
  3. Захаров Г.Е. «…Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами»: Экклезиологическая проблематика в истории арианских споров. М.: Изд-во ПСТГУ, 2014.
  4. Оксенюк Е.В. Деятельность Российского Общества Красного Креста в начале XX века (1903–1914 гг.). М.: Изд-во ПСТГУ, 2014.
  5. Захаров Г.Е. Иллирийские церкви в эпоху арианских споров (IV – начало V в.). М.: Изд-во ПСТГУ, 2012.
  6. Панкрат Т. В. Благотворительная деятельность приходских попечительств Москвы (вторая половина XIX – начало XX столетия). М.: Изд-во ПСТГУ, 2011.
  7. Белоногова Ю. И. Приходское духовенство и крестьянский мир в начале XX века (по материалам Московской епархии). М.: Изд-во ПСТГУ, 2010.
  8. Козловцева Е. Н. Московские общины сестер милосердия в XIX – начале XX века. М.: Изд-во ПСТГУ, 2010.