Путешествие по австралии. Большая Песчаная пустыня

Цели и задачи урока:

  • повторить и обобщить изученный материал
  • продолжить работу по развитию устной речи и географического мышления
  • развивать умение работать в коллективе
  • повысить интерес к изучению географии.

Оборудование: настенные карты Австралии, атласы, настенная контурная карта Австралии.

Ход урока.

Вступительное слово учителя

Ребята! В течение нескольких уроков мы знакомились с Австралией. Сегодня у нас заключительный урок и мы совершим еще одно путешествие на этот материк. Во время путешествия мы повторим то, что вы уже узнали на уроках и, может быть, откроем для себя что-то новое.

Чтобы оценить работу каждого на уроке вам выдается оценочный лист, в который внесены виды работ на уроке. Вам предстоит оценить свою работу самостоятельно, выслушать мнение команды и получить оценку учителя.

(каждому учащимся выдается оценочный лист )

Оценочный лист

№ п/п Содержание работы Самооценка Оценка команды
1 Географические названия на карте
2 Путешественники исследователи
3 Рельеф материка
4 Остановка (характеристика природной зоны)
5 Кто это что это?
6 Записки Врунгеля
7 Итог

Учитель:

Путешествовать мы с вами будем на кораблях, поэтому вам сейчас нужно разбиться на команды, выбрать капитана и придумать название своему кораблю.

(учащиеся делятся на команды, выбирают капитана, садятся группам)

Учитель:

Хороший путешественник перед дальней дорогой всегда знакомится с картой местности, в которую он отправляется. У нас, к сожалению, есть только контурная карта, на которую нам необходимо нанести элементы береговой линии, острова, проливы, и другие географические объекты.

(учащиеся по очереди выходят к доске и наносят на контурную карту географические названия объектов, которые учитель заранее приготовил на карточках)

Географические названия:

Индийский океан, залив Карпентария, Коралловое море, Тихий океан, Тасманово море, о. Тасмания, Бассов пролив, Большой Австралийский залив, Индийский океан, м.Йорк, Большая Песчаная пустыня, Большая пустыня Виктория, р.Муррей, р.Дарлинг, г.Косцюшко, Большой Водораздельный хребет, м.Байрон, м. Стип-Пойнт, м. Юго-Восточный, остров Тасмания, оз. Эйр.

Учитель:

Давайте сравним полученную карту с физической картой Австралии (вывешивается карта). Ну что ж, получилось неплохо.

Для выхода на берег Австралии командам необходимо найти удобную бухту для своего корабля и обосновать свой выбор. Приступайте к работе.

(учащиеся работают с картами атласа, выбирают место для причала корабля и обосновывают свое мнение перед классом)

Учитель:

Австралия была открыта позже других материков. Имена каких путешественников мы не можем не вспомнить, говоря об Австралии?

(Учащиеся обязательно называют имена А. Тасмана, Д. Кука и получают задание рассказать об исследованиях и открытиях этих путешественников)

Учитель:

Знаете ли вы имена других путешественников, которые изучали материк?

(если учащиеся не могут ответить на вопрос, то предлагается «домашняя заготовка»: один из учеников кратко рассказывает об исследованиях Басса, Митчела, Эйра, Стюарта)

Учитель:

Расскажите о рельефе, геологическом строении и полезных ископаемых материка.

(Одной из команд предлагается рассказать о рельефе западной части материка, а другой – о горах востока)

Учитель:

Следующими остановками на материке будут берег озера Эйр и среднее течение реки Дарлинг. В какую из природных зон попала ваша команда? Что вы увидели вокруг? Подготовьте рассказ.

(Учащиеся работают в команде с картами атласа, готовят характеристику природной зоны, один из учащихся выступает с докладом)

Учитель:

А теперь каждой команде предлагается карточка с заданием «Кто это? Что это?» После трех минут работы с карточками команде предстоит ответь на предложенные вопросы.

«Кто это? Что это?»

Задание первой команде Задание второй команде
Карпентария Мельбурн
Сидней Косцюшко
Гондвана Йорк
Джеймс Кук Дарлинг
Тасмания эвкалипт
Муррей казуарины
эндемики коала
кенгуру ехидна
бутылочное дерево эму
вомбаты варан
утконос лиана
казуары термиты
динго опоссум

Учитель:

Подходит к концу наше путешествие. Перед вами письмо, которое написал Врунгель после своего путешествия по Австралии. Познакомитесь с этим письмом и найдите в нем ошибки, если такие имеются.

(Командам раздается письмо Врунгеля, в котором они ищут ошибки и озвучивают их)

Рассказ Врунгеля.

Австралия была открыта раньше других материков. Открытие материка связано с именем английского мореплавателя Давида Левингстона. Местные жители материка относятся к австралийской ветви монголоидной расы и внешне напоминают жителей Северной Африки. До прихода европейцев основными видами деятельности населения были земледелие и скотоводство. Люди разводили овец и кроликов, выращивали кукурузу и пшеницу, а с приходом европейцев стали добывать полезные ископаемые. Местные жители приветливо встретили европейцев, европейцы ответили им взаимностью. Эта дружба между людьми разных национальностей существует до сих пор. Население в Австралии размещено неравномерно: большая часть населения сосредоточена в центре материка, где мягкий и теплый климат, который способствует развитию сельского хозяйства. Столица государства – город Сидней, один из красивейших городов Австралии. Он расположен в нижнем течении р. Муррей на побережье залива Карпентария. Государственный язык в Австралии – австралийский.

Подведение итогов урока.

Учитель:

Ребята! Возьмите оценочные листы и оцените свою работу, поставив плюсы и минусы по каждому виду работы в графе «самооценка». Далее команда оценивает работу каждого участника команды на уроке по пятибалльной системе и заполняет графу в оценочном листе. Капитаны отчитываются по результатам выставленных оценок.

Учитель подводит итоги урока и выставляет оценки в журнал и дневники.

Предварительный просмотр:

Путешествие в Австралию.

Форма проведения: урок-КВН.

Цель: проверить знания учащихся по теме: «Австралия и Океания»,

Формирование у учащихся навыков работы в группах,

Развитие интереса к предмету.

Оборудование: физическая карта Австралии, флаг Австралии, картины с

Изображением животного мира Австралии; карточки-задания,

Лото, эмблемы команд, жетоны отвечающим, грамота

Команде-победителю.

План урока:

  1. Организационный момент. Сообщение темы урока, постановка задач.

Мы завершили изучение самого удивительного материка – Австралии. И сегодня, с имеющимися у нас знаниями отправимся в путешествие по материку и близлежащим островам. А следить за нашим путешествием будет жюри.

(представление жюри)

  1. Ход соревнования:

1 конкурс : Представление команд. «Приветствие». Команды представляют свое название, эмблему, капитана команды. (максимум 2 балла).

2 конкурс «выездной» на станцию «Номенклатура»: По 2 человека от каждой команды заполняют пустую к/к там, где стоят цифры. (1 название = 1 балл. Максимум 5 баллов)

В-1 В-2 В-3

1. Индийский океан 1. Тихий океан 1. Большой Австралийский

Залив

2. Коралловое море 2. Тасманово море 2. о. Тимор

3. о. Новая Зеландия 3. о. Новая Гвинея 3. м. Йорк

4. м. Юго-Восточный 4. м. Стип-Пойнт 4. Большой Барьерный риф

5. Большая пустыня 5. река Муррей 5. о. Эйр

Виктория

Слово жюри .

3 конкурс «Разминка»: «Что такое? Кто такой?». Команды получают карточки с пятью словами, которые они должны объяснить, по возможности показать на карте. (1 слово = 1 балл + 1 балл за показ на карте).

В-1 В-2 В-3

1. Большой Барьерный 1. «Экономика Австралии 1. Мертвое «сердце»

Риф едет на овце» Австралии

2. Аборигены 2. Папуасы 2. Англо-австралийцы

3. Скреб 3. Эвкалипт 3. Крики

4. Атолл 4. Тасмания 4. Океания 5. Новая Гвинея 5. Большой Водораз- 5. Эйр

Дельный хребет

Слово жюри.

4 конкурс : «Знаешь ли ты Австралию?». Учащиеся тянут бочонки с номерами и отвечают на вопросы. (каждый вопрос – 1 балл)

1. Назовите самое крупное на Земле скопление островов и ученого,

Посвятившего свою жизнь изучению этих островов.

(Океания, Н.Н. Миклухо-Маклай)

2. Даны координаты 28* юш 137* вд. Найдите на карте этот объект и

Расскажите, что вы о нем знаете?

(озеро Эйр)

3. Эти гигантские деревья, высотой более 100 метров являются самыми

Распространенными на материке. Они образуют светлые, огнестойкие леса.

Что это за деревья?

(эвкалипты)

4. О чем идет речь: температурные условия +20*…..+24* способствуют их

Росту. Их постройки образуют причудливые формы, кружева, цветы,

Деревья раскрашенные в разные цвета.

(кораллы)

5. Видовой состав растений и животных Австралии беден, но своеобразен.

Объясните, с чем это связано?

(Австралия отдалена от др. материков, органический мир развивался

Изолированно)

6. Назовите животных, изображенных на гербе Австралии.

(страус эму и кенгуру)

7. Даны координаты: 36* юш 149* вд. Найдите на карте этот объект. Что вы о

Нем знаете?

(гора Косцюшко, h=2228 м. Самая высокая точка Австралии, находится на

Юге Большого Водораздельного хребта)

8. Перечислите природные зоны, имеющиеся на материке.

(пустыня, саванна, переменно-влажные леса, жестколистные вечнозеленые

Леса, высотная поясность)

9. Кто открыл первым Австралию?

(голландцы, Абел Тасман)

10. Назовите единственного хищника Австралии, где он обитает?

(сумчатый дьявол, на о. Тасмания)

11. Назовите государство, расположенное на материке и его столицу?

(Австралийский Союз, Канберра)

12. Назовите отрасли промышленности, развитые в Австралии?

(горнодобывающая, машиностроение, химическая, пищевая)

Слово жюри.

5 конкурс – капитанов: «Путешествие в Австралию».

Необходимо найти ошибки в предложенном рассказе.

(каждая ошибка – 1 балл)

Ошибки выписать на листок и сдать жюри.

… Путешествуя по Тихому океану наш корабль причалил к западному берегу

Австралии. Высадившись на остров мы увидели пышную растительность

экваториальных лесов , которые очень скоро сменились пустыней. Проведя

весь день в пустыне и устав от жары мы присели отдохнуть у живописного

озера , в тени многочисленных пальм. Через несколько дней, казавшаяся

бесконечной пустыня сменилась саванной, где нам встретилось стадо слонов .

Вскоре на нашем пути оказались очень высокие горы – Большой

Водораздельный хребет. Перейдя через него мы оказались на восточном

побережье Австралии, покрытом средиземноморской растительностью .

Перед нами снова было океан и можно было вновь отправляться в плавание...

Слово жюри.

Пока идет конкурс капитанов остальные участники команд готовятся к следующему конкурсу.

6 конкурс : «Собери карту».

Команды собирают карту, дают ей название и по карте характеризуют особенности материка.

1 команда – природные зоны;

2 команда – физическая карта;

3 команда – климатическая карта.

Слово жюри

  1. Подведение итогов. Выявление и награждение команды-победителя. Выявление активных игроков проигравших команд.
  1. Выставление отметок. Заключительное слово учителя.


Выход на новое знание.

Вы в Австралии бывали?

Вы Австралию ведали?

Неужели никогда вы

Не ездили туда?

А со мною так случилось – мне Австралия приснилась

Прочитайте вы сейчас мой короткий сон – рассказ.

1. Прочитайте текст и, работая в парах, дополните предложения.
Австралия самый маленький (около 7 млн км 2) и самый засушливый материк нашей планеты. Он полностью расположен в Южном полушарии и омывается водами Тихого и Индийского океанов. Около половины территории континента занимают пустыни. На востоке материка, вдоль побережья, протянулись невысокие горы - Большой Водораздельный хребет. Наивысшая точка материка- г.Косцюшко. Климат в Австралии преимущественно жаркий. Рек и озёр мало, многие из них пересыхают или заполняются водой только в короткий период дождей. Пересыхающие русла рек называются крики. Крупнейшая река Австралии - Муррей, а самое большое озеро Австралии - пересохшее соляное озеро Эйр-Норт. По количеству видов уникальных растений и животных у Австралии нет соперников. Их называют эндемиками. Это значит, что они обитают только здесь и нигде больше. Коренные жители Австралии- аборигены, имеют тёмную кожу, широкий нос, толстые губы, длинные чёрные волнистые волосы. В настоящее время их насчитывается не более 290 тыс. человек. Основное население Австралии составляют потомки переселенцев из Европы. Первое поселение было основано на юго-востоке материка, где в настоящее время расположен город Сидней. Территорию Австралии занимает одно государство - Австралийский Союз. На гербе этого государства изображены Кенгуру и страус Эму. Столицей государства является город Канберра с очень малой численностью населения

Проверка выполненного задания на интерактивном слайде.

Подведение итогов работы.



2.Практичекая работа с контурной картой.

Найди и подпиши:

о.Тасманию

полуострова Кейпт-Йорк и Арнемленд

Тасманово море, Коралловое море

заливы Карпентария и Большой Австралийский залив,

Торресов пролив и Бассов пролив,

реки Муррей и Дарлинг, озеро Эйр-Норт,

Большую песчаную пустыню, Большую пустыню Викторию, Большой Водораздельный хребет

3. Самостоятельное применение знаний

Индивидуальная работа

А сейчас вы внимательно посмотрите видеофрагмент о природе материка и во время просмотра заполните таблицу- задание 4 в «Путевом дневнике»