Школьный возраст. Физическое воспитание учащихся школьного возраста

Как известно, детство (т. е. время от рождения ребенка до 18 лет) делят на периоды, характеризующиеся качественным своеобразием психофизиологических признаков в том или ином возрасте. По-мнению большинства психологов (Л.С. Выготского, И.С. Кона, Д.И Фельдштейна), подростковый возраст охватывает период жизни человека от детства до юности, т.е. с 10-12 лет до 13-15 лет. Данный возраст называют периодом "бури" и "натиска". (Прихожан 1990)

Согласно классификации А.К. Марковой, принято следующее деление детства на такие возрастные периоды (Маркова 1995):

младенческий - от рождения до 1 года, причем в нем выделяется специально первый месяц - период новорожденности;

преддошкольный возраст - от 1 года до 3 лет;

дошкольный возраст - от 3 до 7 лет;

младший школьный возраст - от 7 до 1 1-12 лет;

средний школьный возраст (подростковый) - от 12 до 15 лет;

старший школьный возраст (юношеский) - от 15 до 18 лет.

В свою очередь, школьный возраст распадается на (Маркова 1995):

младший школьный (7-10,11 лет), возраст начальной школы;

средний школьный возраст, или подростковый (10, 11-15 лет), возраст

4-8 классов;старший школьный возраст, или возраст ранней юности (15-17 лет), возраст 9-11 классов.

Ведущей деятельностью - «движущей силой» для всех школьных возрастов является обучение, однако специфика каждого школьного возраста определяется тем, освоение каких сторон деятельности осуществляется ребёнком в ходе учения. Это и определяет ведущую деятельность каждого школьного возраста. (Выготский 2006) В дальнейшем мы будем придерживаться взглядов Выготского на психологические особенности детей данного возраста.

С переходом из младших классов школы изменяется положение школьников в системе деловых и личных взаимоотношений с окружающими людьми. У школьника - подростка этот переход связан с включением его в доступные ему формы общественной жизни. Вместе с тем меняется и реальное место, которое ребенок занимает в повседневной жизни окружающих его взрослых, в жизни своей семьи. Теперь его сила, его знания и умения ставят его в некоторых случаях на равную ступень со взрослыми. (Мухина 2006)

Продолжается развитие нервной системы, мыслительной деятельности. Особенно заметным в эти годы становится рост сознания и самосознания школьников, что представляет собой существенное расширение и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Развитие самосознания школьников находит своё выражение в изменении мотивации основных видов деятельности: учения, обучения, труда. Прежде "детские" мотивы, характерные для младшего школьного возраста, теряют свою побудительную силу. На месте их возникают и закрепляются новые, "взрослые" мотивы, приводящие к переосмыслению содержания, целей и задач деятельности. Те виды деятельности, которые прежде выполняли ведущую роль, например, игра, начинают себя изживать и отодвигаются на второй план. Возникают новые виды деятельности, меняется иерархия старых, начинается новая стадия психического развития. (Мухина 2006)

Л.С. Выготский отмечал также ещё два новообразования возраста - это развитие рефлексии, и на её основе - самосознания. Развитие рефлексии у подростка не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считал JI.C. Выготский, зависит от культуры содержания среды. (Выготский 2006) Многие исследователи, такие как Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Н.С. Кон, С.Л. Рубинштейн и др., отмечают в качестве важного итога развития личности в подростковом возрасте становление принципиально нового уровня самосознания. В развитии когнитивной стороны самосознания это проявляется в повышении значимости системы собственных ценностей. Л.С. Рубинштейн, характеризуя процесс развития самосознания, проводит его через ряд ступеней - от наивного неведения в отношении себя ко все более определённой и иногда резко колеблющейся самооценке. «В процессе развития самосознания, центр тяжести для подростков всё более переносится от внешней стороны личности к её внутренней стороне, от более или менее случайных черт, к характеру в целом. С этим связаны осознание - иногда преувеличенное - своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате, человек самоопределяется как личность на более высоком уровне». (Рубинштейн 2009)

В этом возрасте ученик осваивает социальную деятельность межчеловеческих отношений, осознает этапы общественного сознания (идеалы, ценностные ориентации), сопоставляет себя с ними через мнения и оценки других людей. Одновременно происходит дальнейшее освоение структуры учебной деятельности. Таким образом, средний школьный возраст - возраст овладения самостоятельными формами учебной деятельности и способами взаимодействия с другим человеком в ходе учебной деятельности. (Маркова 1995) Социальное развитие подростка идёт в двух основных направлениях - освобождение от родительской опеки и установление новых отношений со сверстниками. Стремление к освобождению от опеки со стороны взрослых в ряде случаев приводит к учащению и углублению конфликтов с ними. Однако полной свободы подростки, в действительности, не хотят, поскольку они ещё не готовы к ней. Они хотят всего лишь иметь право на собственный выбор. (Маркова 1995)

Отрочество - это период, когда подросток начинает заново оценивать свои отношения с семьёй. В этот период подросток начинает высоко ценить свои отношения со сверстниками. В целом, основной проблемой подросткового возраста является потребность познать самого себя. (Маркова 1995)

В свою очередь, А.К. Маркова выдвигает три типа развития отрочества.

Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое "Я".

Второй тип развития - плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких серьёзный сдвигов в собственной личности.

Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя,преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины. (Обухова 2004).

Ж. Пиаже определил мышление подростков как мышление на уровне формальных операций. Этот новый вид интеллектуальной обработки данных носит абстрактный, умозрительный характер и свободен от «здесь и сейчас». Мышление на уровне формальных операций включает в себя размышления о возможностях, а также сравнение реальности с теми событиями, которые могли бы произойти или не произойти. Мышление на уровне формальных операций требует способности формулировать, проверять и оценивать гипотезы, предполагает манипулирование не только известными элементами, которые можно проверить, но также вещами, противоречащими фактам. У подростков также возрастает способность планировать и предвидеть.

Когнитивное развитие в отрочестве включает в себя следующее:

Более эффективное использование отдельных механизмов обработки информации, таких, как ее сохранение в памяти и перенос.

Развитие более сложных стратегий для различных типов решения задач.

Более эффективные способы получения информации и ее хранения в символической форме.

Развитие исполнительных функций более высокого порядка (метафункций), в том числе планирования и принятия решений, и повышение гибкости при выборе методов из более широкой базы сценариев.

За счет появления новых и совершенствования старых когнитивных умений диапазон мышления подростков становится значительно шире, а содержание мышления - богаче и сложнее.

Тем самым, исходя из выше сказанного, можно утверждать, что проблемное обучение напрямую связано с мышлением на уровне формальных операций, что согласно теории Пиаже подтверждается на уроках иностранного языка где используется проблемный метод обучения.

Следует отметить, что в среднем школьном возрасте активно идет процесс познавательного развития. Они относительно свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы, практически не доступные интеллекту младшего школьника. Важнейшее интеллектуальное приобретение среднего школьного возраста - это умение оперировать гипотезами. (Обухова 2004)

В подростковом возрасте развивается внимание, которое характеризуется не столько большим объёмом и устойчивостью, сколько и специфической избирательностью. Выделяют три основных вида внимания:

непроизвольное (возникает само собой, без усилий воли) - этот вид характерен для деятельности дошкольников;

произвольное (требует от человека волевых усилий) - начинает формироваться с возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми);

последовательное.

В подростковом возрасте у ребёнка увеличивается объём внимания, т.е.

в короткий промежуток времени он может сознательно удерживать в своём сознании большее число объектов.

Выше, по сравнению с учащимися младших классов, у подростков и

устойчивость внимания, способность отвлечься от всего постороннего.

В средних классах школы развитие познавательных процессов школьников достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека,

включая самые сложные. Познавательные процессы школьников приобретают такие качества, которые делают их совершенными и гибкими, причём развитие средств познания несколько опережают собственно личностное развитие.

По словам Н.Д. Гальсковой, интересы школьников этой группы приобретают более устойчивый характер. Именно с этого возраста начинает формироваться профессиональная ориентация, которая окончательно определяется в старших классах. (Гальскова 2004) В этом возрасте, усваиваются многие точные понятия, школьники обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач.

По словам Н.С. Лейтес, у подростка происходят изменения в развитии памяти. Она принимает последовательный, логический характер. В усвоении материала и развитии речевых умений всё большее значение отводится целенаправленному наблюдению, стремлению находить главное, выделять опорные пункты, облегчающие запоминание и воспроизведение. (Гальскова 2004)

В среднем школьном возрасте значительно увеличивается объём памяти, причём не только за счёт лучшего запоминания материала, но и его логического осмысления. Память подростка, как и внимание, постепенно принимает характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. (Кон 1987) Вследствие появления в школе многих новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую должен запомнить учащийся, в том числе механически. У подростка возникают проблемы с памятью, и жалобы на плохую память в этом возрасте встречаются значительно чаще, чем у младших школьников.

В этом возрасте, усваиваются многие научные понятия, школьники

обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированное у них теоретического или словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных

познавательных процессов (Немов 2011) Важной особенностью среднего школьного возраста является формирование активного, самостоятельного,

творческого мышления. В этом возрасте, согласно Ж. Пиаже, окончательно формируется личность, строится программа жизни. Для создания же программы жизни необходимо развитие гипотетико-дедуктивного, то есть формального мышления. (Пиаже 2008) Выготский, как и Ж. Пиаже, особое внимание обращал на развитие мышления в подростковом возрасте - овладение.подростком процессом образования памяти, который ведёт к высшей норме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения.

По словам JI.C. Выготского, функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте. JI.C. Выготский пишет о том, что в раннем детстве в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте - память, в школьном - мышление, а также понимание действительности, понимание других и понимание себя - вот что приносит с собой мышление в понятия. (Выготский 2006)

Как отмечает В.С. Мухина, в подростковом возрасте развитие речи идёт, с одной стороны, за счёт расширения богатства словаря, с другой - за счёт усвоения множества значений, которые способен закодировать словарь как родного так иностранного языка. Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык, будучи знаковой системой, позволяет, во-первых, отражать окружающую действительность, во-вторых, фиксировать определённый взгляд на мир. Именно в отрочестве человек начинает понимать, что развитие речи определяет познавательное развитие. (Мухина В.С, 2000)

Согласно А.П. Петровскому, Д. Б. Эльконину, для школьников в подростковом периоде ведущую роль играет интимно-личностное общение. Учащиеся принимают ситуации, связанные с проблемами взаимоотношений между ними. Тем самым, можно утверждать, что диалог для подростков имеет важнейшую роль, и, пользуясь принципами проблемного обучения, можно успешно формировать умения диалогической речи.

Параграф написан доцентами М. В. Матюхиной и К. Т. Патриной.

Успех воспитания зависит прежде всего от знания воспитателями (учителями, родителями) закономерностей возрастного развития детей и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка.
С давних пор детство (т. е. время от рождения ребенка до 18 лет) делят на периоды, характеризующиеся качественным своеобразием психо-физиологических признаков в том или ином возрасте. В настоящее время принято следующее деление детства на такие возрастные периоды:
1) младенческий - от рождения до 1 года, причем в нем выделяется специально первый месяц - период новорожденности;
2) преддошкольный возраст - от 1 года до 3 лет;
3) дошкольный возраст - от 3 до 7 лет;
4) младший школьный возраст - от 7 до 11-12 лет;
5) средний школьный возраст (подростковый) - от 12 до 15 лет;
6) старший школьный возраст (юношеский) - от 15 до 18 лет.
Определение границ этих периодов является условным, так как наблюдается большая вариативность в этом отношении. Вместе с тем следует иметь в виду, что учет возрастных особенностей учащихся нельзя понимать как приспособление к слабым сторонам того или иного возраста, поскольку в результате такого приспособления они могут только закрепиться. Вся жизнь ребенка должна быть организована с учетом возможностей данного возраста, имея в виду побуждение перехода к следующему возрастному периоду.
Младший школьный возраст. К 7 годам ребенок достигает такого уровня развития, который определяет его готовность к обучению в школе. Физическое развитие, запас представлений и понятий, уровень развития мышления и речи, желание идти в школу - все это создает предпосылки того, чтобы систематически учиться.
С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняются его режим, отношения с окружающими людьми. Основным видом деятельности становится учение. Учащиеся младших классов, за очень редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится новое положение ученика, привлекает и сам процесс учения. Это определяет добросовестное, ответственное отношение младших школьников к учению и школе. Не случайно они на первых порах воспринимают отметку как оценку своих стараний, прилежания, а не качества проделанной работы. Дети считают, что если они «стараются», значит, хорошо учатся. Одобрение учителя побуждает юс еще больше «стараться».
Младшие школьники с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Им хочется научиться читать, правильно и красиво писать, считать. Правда, их больше увлекает сам процесс учения, и младший школьник проявляет в этом отношении большую активность и старательность. Об интересе к школе и процессу учения свидетельствуют и игры младших школьников, в которых большое место отводится школе и учению.
У младших школьников продолжает проявляться присущая детям дошкольного возраста потребностъ в активной игровой деятельности, в движениях. Они готовы часами играть в подвижные игры, не могут долго сидеть в застывшей позе, любят побегать на перемене. Характерна для младших школьников и потребность во внешних впечатлениях; первоклассника, как и дошкольника, в первую очередь привлекает внешняя сторона предметов или явлений, выполняемой деятельности (например, атрибуты классного санитара - санитарная сумка, повязка с красным крестом и т. п.) .
С первых дней обучения в школе у ребенка появляются новые потребности: овладевать новыми знаниями, точно выполнять требования учителя, приходить в школу вовремя и с выполненными заданиями, потребность в одобрении со стороны взрослых (особенно учителя), потребность выполнять определенную общественную роль (быть старостой, санитаром, командиром «звездочки» и т. д.).
Обычно потребности младших школьников, особенно тех, кто не воспитывался в детском саду, носят первоначально личную направленность. Первоклассник, например, часто жалуется учителю на своих соседей, якобы мешающих ему слушать или писать, что свидетельствует о его озабоченности личным успехом в учении. Постепенно в результате систематической работы учителя по воспитанию у учащихся чувства товарищества и коллективизма их потребности приобретают общественную направленность. Дети хотят, чтобы класс был лучшим, чтобы все были хорошими учениками. Они начинают по собственной инициативе оказывать друг другу помощь. О развитии и укреплении коллективизма у младших школьников говорит растущая потребность завоевать уважение товарищей, нарастающая роль общественного мнения.
Для познавательной деятельности младшего школьника характерна прежде всего эмоциональность восприятия. Книжка с картинками, наглядное пособие, шутка учителя - все вызывает у них немедленную реакцию. Младшие школьники находятся во власти яркого факта; образы, возникающие на основе описания во время рассказа учителя или чтения книжки, очень ярки.
Образность проявляется и в мыслительной деятельности детей. Они склонны понимать буквально переносное значение слов, наполняя их конкретными образами. Например, на вопрос, как надо понимать слова: «Один в поле не воин», - многие отвечают: «А с кем ему воевать, если он один?» Ту или иную мыслительную задачу учащиеся решают легче, если опираются на конкретные предметы, представления или действия. Учитывая образность мышления, учитель применяет большое количество наглядных пособий, раскрывает содержание абстрактных понятий и переносное значение слов на ряде конкретных примеров. И запоминают младшие школьники первоначально ке то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно или ново.
В эмоциональной жизни детей этого возраста изменяется прежде всего содержательная сторона переживаний. Если дошкольника радует то, что с ним играют, делятся игрушками и т. п., то младшего школьника волнует главным образом то, что связано с учением, школой, учителем. Его радует, что учитель и родители хвалят за успехи в учебе; и если учитель заботится о том, чтобы чувство радости от учебного труда возникало у учащегося как можно чаще, то это закрепляет положительное отношение учащегося к учению.
Наряду с эмоцией радости немаловажное значение в развитии личности младшего школьника имеют эмоции страха. Нередко из-за боязни наказания малыш говорит неправду. Если это повторяется, то формируется трусость и лживость. Вообще, переживания младшего школьника проявляются подчас очень бурно.
В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как любовь к Родине и национальная гордость, учащиеся восторженно относятся к героям-патриотам, к смелым и отважным людям, отражая свои переживания в играх, высказываниях.
Младший школьник очень доверчив. Как правило, он безгранично верит учителю, который является для него непререкаемым авторитетом. Поэтому очень важно, чтобы учитель во всех отношениях был примером для детей.
Средний школьный возраст. Основным видом деятельности подростка, как и младшего школьника, является учение, но содержание и характер учебной деятельности в этом возрасте существенно изменяется. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным, место одного учителя занимает коллектив педагогов. К подростку предъявляются более высокие требования. Это приводит к изменению отношения к учению. Для школьника среднего возраста учебные занятия стали привычным делом. Учащиеся порой склонны не утруждать себя лишними упражнениями, выполняют уроки в пределах заданного или даже меньше. Нередко происходит снижение успеваемости. То, что побуждало младшего школьника активно учиться, не играет теперь такой роли, а новые побуждения к учению (установка на будущее, дальние перспективы) еще не появились.
Подросток не всегда осознает роль теоретических знаний, чаще всего он связывает их с личными, узко практическими целями. Например, зачастую семиклассник не знает и не хочет учить правила грамматики, так как «убежден», что и без этих знаний можно писать грамотно. Младший школьник все указания учителя принимает на веру - подросток же должен знать, зачем нужно выполнять то или другое задание. Нередко на уроках можно слышать: «Для чего это делать?», «Зачем?» В этих вопросах сквозит и недоумение, и некоторое недовольство, и порой даже недоверие к требованиям учителя.
В то же время подростки склонны к выполнению самостоятельных заданий и практических работ на уроках. Они с готовностью берутся за изготовление наглядного пособия, живо откликаются на предложение сделать простейший прибор. Даже учащиеся с низкой успеваемостью и дисциплиной активно проявляют себя в подобной ситуации.
Особенно ярко проявляет себя подросток во внеучебной деятельности. Кроме уроков, у него много других дел, которые занимают его время и силы, подчас отвлекая от учебных занятий. Школьникам средних классов свойственно вдруг увлечься каким-либо занятием: коллекционированием марок, сбором бабочек или растений, конструированием и т. д.
Большая активность, готовность подростков участвовать в различных видах деятельности проявляется в пионерской работе. Им нравится обежать множество квартир и побывать в неожиданных ситуациях при сборе макулатуры или металлолома. Они охотно включаются в оказание тимуровской помощи. «Красные следопыты» готовы пройти и проехать по многим местам, чтобы получить желаемые сведения.
Ярко проявляет себя подросток и в играх. Большое место занимают игры-походы, путешествия. Они любят подвижные игры, но такие, которые содержат в себе элемент соревнования. Подвижные игры начинают носить характер спортивных (футбол, теннис, волейбол, игра типа «Веселые старты», военные игры). В этих играх на первый план выступает смекалка, ориентировка, смелость, ловкость, быстрота. Игры подростков носят более устойчивый характер. Особенно ярко в подростковом возрасте проявляются интеллектуальные игры, которые носят состязательный характер (шахматы, КВН, соревнование в решении задач на сообразительность и т. д.). Увлекаясь игрой, подростки часто не умеют распределить время между играми и учебными занятиями.
В школьном обучении учебные предметы начинают выступать для подростков как особая область теоретическх знаний. Они знакомятся со множеством фактов, готовы рассказать о них или даже выступить с короткими сообщениями на уроке. Однако подростков начинают интересовать не факты сами по себе, а их сущность, причины их возникновения, но проникновение в сущность не всегда отличается глубиной. Образы, представления продолжают занимать большое место в мыслительной деятельности подростка. Часто детали, мелкие факты, подробности мешают выделить главное, существенное и сделать необходимое обобщение. Учащиеся довольно подробно рассказывают, например, о восстании под предводительством Степана Разина, но вскрыть его социально-историческую сущность затрудняются. Для подростков, как и для младших школьников, характерна установка скорее на запоминание материала, чем на обдумывание и глубокое осмысливание.
В то же время в отличие от младшего школьника, который с большим интересом воспринимает готовое, подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности. Многие подростки предпочитают справляться с задачами, не списывая их с доски, стараются избегать дополнительных разъяснений, если им кажется, что они сами могут разобраться в материале, стремятся придумать свой оригинальный пример, высказывают свои собственные суждения и т. д. Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. В отличие от младшего школьника, который все принимает на веру, подросток предъявляет более высокие требования к содержанию рассказа учителя, он ждет доказательности, убедительности.
В области эмоционально-волевой сферы для подростка характерны большая страстность, неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. Если в отношении к нему проявляется малейшая несправедливость, он способен «взорваться», впасть в состояние аффекта, хотя потом может об этом сожалеть. Такое поведение возникает особенно в состоянии утомления. Очень ярко эмоциональная возбудимость подростка проявляется в том, что он страстно, с жаром спорит, доказывает, высказывает возмущение, бурно реагирует и переживает вместе с героями кинофильмов или книг.
При встрече с трудностями возникают сильные отрицательные чувства, которые приводят к тому, что школьник не доводит до конца начатое дело. В то же время подросток может быть настойчивым, выдержанным, если деятельность вызывает сильные положительные чувства.
Для подросткового возраста характерен активный поиск объекта для подражания. Идеал подростка - это эмоционально окрашенный, переживаемый и внутренне принятый образ, который служит для него образцом, регулятором его поведения и критерием оценки поведения других людей. Но действенность идеала определяется не столько рассудочной деятельностью подростка, сколько силой его эмоций. В качестве идеала часто выступает конкретный человек. Обычно это выдающиеся люди, яркие, героические личности, о которых он узнает из книг, кинофильмов и реже близкие люди, по отношению к которым в большей степени проявляется критичность. На психическое развитие подростка определенное влияние оказывает половое созревание. Одной из существенных особенностей личности подростка является стремление быть и считаться взрослым. Подросток всеми средствами пытается утвердить свою взрослость, и в то же время ощущения полноценной взрослости у него еще нет. Поэтому стремление быть взрослым и потребность в признании его взрослости окружающими остро переживается.
В связи с «чувством зрелости» у подростка появляется специфическая социальная активность, стремление приобщаться к разным сторонам жизни и деятельности взрослых, приобрести их качества, умения и привилегии. При этом в первую очередь усваиваются более доступные, чувственно-воспринимаемые стороны взрослости: внешний облик и манера поведения (способы отдыха, развлечений, специфический лексикон, мода в одежде и прическах, а подчас курение, употребление вина).
Стремление быть взрослым ярко проявляется и в сфере взаимоотношений со взрослыми. Подросток протестует, обижается, когда его, «как маленького», опекают, контролируют, наказывают, требуют беспрекословного послушания, не считаются с его желаниями и интересами. Подросток стремится расширить свои права. Он требует, чтобы взрослые считались с его взглядами, мнениями и интересами, т. е. претендует на равноправие со взрослыми. Важнейшим благоприятным условием нормальных взаимоотношений с подростком является такая ситуация, когда взрослые выступают по отношению к подростку в роли старшего друга и товарища, у которого можно многому научиться. Если же старшие продолжают относиться к подростку, как к ребенку, то может возникнуть конфликтная ситуация.
Для подросткового возраста характерна потребность в общении с товарищами. Подростки не могут жить вне коллектива, мнение товарищей оказывает огромное влияние на формирование личности подростка. Особенно велико влияние пионерской и комсомольской организаций. Активно участвуя в жизни пионерской организации, находясь под контролем коллектива, подростки приучаются выполнять каждодневные обязанности, формируют общественную активность, инициативу, способность определять свою волю и интересы волей коллектива.
Подросток не мыслит себя вне коллектива, гордится коллективом, дорожит его честью, уважает и высоко ценит тех одноклассников, которые являются хорошими товарищами. Он более чутко и сознательно по сравнению с младшим школьником относится к мнению коллектива, руководствуется им. Если младший школьник в большинстве случаев удовлетворяется похвалой или порицанием, исходящими непосредственно от учителя, то подростка больше затрагивает общественная оценка. Он болезненнее и острее переживает неодобрение коллектива, чем неодобрение учителя. Поэтому очень важно иметь в классе здоровое общественное мнение, уметь на него опереться.
Место, которое занимают подростки среди товарищей по классу, имеет огромное социально-психологическое значение: в числе «трудных» учащихся, как правило, оказываются те подростки, которые в школе относятся к категории изолированных. Сильнейшим стремлением подростка является стремление завоевать авторитет среди товарищей, быть уважаемым, и во имя этого он готов на все. Если его не принимают в классе, он ищет себе друзей вне школы. Формирование личности подростка будет зависеть от того, с кем он вступит в дружеские взаимоотношения.
Иной характер по сравнению с младшим возрастом приобретает дружба. Если в младшем школьном возрасте дети дружат на основе того, что живут рядом или сидят за одной партой, то главной основой дружбы подростков является общность интересов. При этом к дружбе предъявляются довольно высокие требования, и дружба носит более длительный характер. Она можег сохраниться на всю жизнь. У подростков начинают складываться относительно устойчивые и независимые от случайных влияний моральные взгляды, суждения, оценки, убеждения. Причем в тех случаях, когда моральные требования и оценки ученического коллектива не совпадают с требованиями взрослых, подростки часто идут за моралью, принятой в их среде, а не за моралью взрослых. У подростков возникает своя система требований и норм, и они могут упорно их отстаивать, не боясь осуждения и наказания со стороны взрослых. Этим объясняется, видимо, стойкость некоторых «моральных установок», которые из года в год существуют в среде школьников и почти не поддаются педагогическому воздействию, например, осуждение тех учащихся, которые не дают списывать или не хотят подсказывать на уроке, и вполне добродушное, даже поощрительное отношение к тем, кто списывает и пользуется подсказкой. Но вместе с тем мораль подростка оказывается еще недостаточно стойкой и может меняться под влиянием общественного мнения товарищей. Это особенно заметно, когда ученик переходит из одного класса в другой, где существуют иные традиции, требования, общественное мнение, которое он и принимает.
У подростков ярко проявляется высокое гражданское чувство советского патриотизма. Особенно ярко патриотизм пионеров проявился в годы Великой Отечественной войны. Движимые чувством советского патриотизма, современные подростки-пионеры идут по местам революционной, боевой и трудовой славы старшего поколения, обогащая свой опыт новыми знаниями и высокими гражданскими чувствами. Они горячо любят свою Родину, стремятся как можно скорее и больше принести пользы обществу, мечтают прославить Родину замечательными героическими подвигами.
Старший школьный возраст. В ранней юности учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности старшеклассников. В связи с тем что в старших классах расширяется круг знаний, что эти знания ученики применяют при объяснении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относиться к учению. В этом возрасте встречаются два типа учащихся: для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной науке. Во второй группе проявляется некоторая односторонность, но это не случайно и типично для многих учеников. Основы законодательства о народном образовании закрепили награждение оканчивающих среднюю школу похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов».
Различие в отношении к учению определяется характером мотивов. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением. По своему строению мотивы старших школьников характеризуются наличием ведущих, ценных для личности побуждений. Старшеклассники указывают на такие мотивы, как близость окончания школы и выбор жизненного пути, дальнейшее продолжение образования или работа по избранной профессии, потребность проявить свои способности в связи с развитием интеллектуальных сил. Все чаще старший школьник начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию. Учащиеся начинают систематически работать с дополнительной литературой, посещать лекции, работать в школах юных математиков, юных химиков и т. п.
Старший школьный возраст - это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости. Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии. Наряду с этим физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Например, осознание своей физической силы, здоровья и привлекательности влияет на формирование у юношей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности и т. д., наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у них замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм.
Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения, его задач и содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу. Если подростки смотрят в будущее с позиции настоящего, то старшие школьники на настоящее смотрят с позиции будущего.
В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. У подростка учебные интересы определяют выбор профессии, у старших же школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего. В старших классах учащиеся переходят к усвоению теоретических, методологических основ, различных учебных дисциплин.
Характерным для учебного процесса является систематизация знаний по различным предметам, установление межпредметных связей. Все. это создает почву для овладения общими законами природы и общественной жизни, что приводит к формированию научного мировоззрения. Старший школьник в своей учебной работе уверенно пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает логически, запоминает осмысленно. В то же время познавательная деятельность старшеклассников имеет свои особенности. Если подросток хочет знать, что собой представляет то или иное явление, то старший школьник стремится разобраться в разных точках зрения на этот вопрос, составить мнение, установить истину. Старшим школьникам становится скучно, если нет задач для ума. Они любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное.
Старших школьников интересуют не только вопросы теории, но самый ход анализа, способы доказательства. Им нравится, когда преподаватель заставляет выбирать решение между разными точками зрения, требует обоснования тех или иных утверждений; они с готовностью, даже с радостью вступают в спор и упорно защищают свою позицию.
Наиболее частое и излюбленное содержание споров и задушевных бесед старшеклассников - это этические, нравственные проблемы. Их интересуют не какие-либо конкретные случаи, они хотят знать их принципиальную сущность. Искания старших школьников проникнуты порывами чувства, их мышление носит страстный характер. Старшеклассники в значительной мере преодолевают свойственную подросткам непроизвольность, импульсивность в проявлении чувств. Закрепляется устойчивое эмоциональное отношение к разным сторонам жизни, к товарищам и к взрослым людям, появляются любимые книги, писатели, композиторы, любимые мелодии, картины, виды спорта и т. д. и вместе с этим антипатия к некоторым людям, нелюбовь к определенному виду занятий и т. д.
В старшем школьном возрасте происходят изменения в чувствах дружбы, товарищества и любви. Характерной особенностью дружбы старшеклассников является не только общность интересов, но и единство взглядов, убеждений. Дружба носит интимный характер: хороший друг становится незаменимым человеком, друзья делятся самыми сокровенными мыслями. Еще более, чем в подростковом возрасте, предъявляются высокие требования к другу: друг должен быть искренним, верным, преданным, всегда приходить на помощь.
В этом возрасте возникает дружба между юношами и девушками, которая порой перерастает в любовь. Юноши и девушки стремятся найти ответ на вопрос: что такое настоящая дружба и настоящая любовь. Они много спорят, доказывают правильность тех или иных положений, принимают активное участие в вечерах вопросов и ответов, в диспутах.
В старшем школьном возрасте заметно изменяются эстетические чувства, способность эмоционально воспринимать и любить прекрасное в окружающей действительности: в природе, в искусстве, общественной жизни. Развивающиеся эстетические чувства смягчают резкие проявления личности юношей и девушек, помогают освобождаться от непривлекательных манер, вульгарных привычек, способствуют развитию чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности.
Усиливается общественная направленность школьника, желание принести пользу обществу, другим людям. Об этом свидетельствует изменение потребностей старших школьников. У 80 процентов младших школьников преобладают личные потребности, и только в 20 процентах случаев учащиеся выражают желание сделать что-то полезное для других, но близких людей (для членов семьи, товарищей). Подростки в 52 процентах случаев хотели бы что-то сделать для других, но опять-таки людям ближайшего окружения. В старшем школьном возрасте картина существенно меняется. Большинство старшеклассников указывают на стремление оказать помощь школе, городу, селу, государству, обществу.
Огромное влияние на развитие старшего школьника оказывает коллектив сверстников, будь то школьный класс, комсомольская организация или просто дружеская компания. В исследованиях, посвященных нравственным идеалам и жизненным планам десятиклассников, выяснилось, что в некоторых коллективах мнением комсомольской организации дорожат 46 процентов, мнением классного коллектива - 44 процента, а мнением учителей - всего 29 процентов школьников. Однако это не снижает у старших школьников потребности в общении со взрослыми. Напротив, поиски общения со взрослыми у них даже выше, чем в другие возрастные периоды. Стремление иметь взрослого друга объясняется тем, что решить вставшие проблемы самосознания и самоопределения самому бывает очень трудно. Эти вопросы живо обсуждаются в кругу ровесников, но польза такого обсуждения относительна: жизненный опыт мал, и тогда на помощь приходит опыт взрослых.
Старшие школьники предъявляют очень высокие требования к моральному облику человека. Это связано с тем, что в старшем школьном возрасте создается более целостное представление о себе и о личности других, расширяется круг осознаваемых социально-психологических качеств людей, и прежде всего одноклассников.
Требовательность к окружающим людям и строгая самооценка свидетельствуют о высоком уровне самосознания старшего школьника, а это, в свою очередь, приводит старшего школьника к самовоспитанию. В отличие от подростков у старшеклассников отчетливо проявляется новая особенность - самокритичность, которая помогает им более строго и объективно контролировать свое поведение. Юноши и девушки стремятся глубоко разобраться в своем характере, в чувствах, действиях и поступках, правильно оценить свои особенности и выработать в себе лучшие качества личности, наиболее важные и ценные с общественной точки зрения.
Несмотря на то, что старшеклассники более ответственно и планомерно занимаются самовоспитанием воли и характера, они все же нуждаются в помощи со стороны.взрослых, и в первую очередь учителей, классных руководителей. Учитывая индивидуальные особенности, классный руководитель должен вовремя подсказать школьнику, на что ему следует обратить внимание при самовоспитании, как организовать упражнения по самовоспитанию воли и характера, познакомить с приемами стимуляции волевых усилий (самовнушение, самообязательство, самоконтроль и др.).
Ранняя юность - это время дальнейшего укрепления воли, развития таких черт волевой активности, как целеустремленность, настойчивость, инициативность. В этом возрасте укрепляется выдержка и самообладание, усиливается контроль за движением и жестами, в силу чего старшеклассники и внешне становятся более подтянутыми, чем подростки.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Психофизиологические особенности учащегося средней школы

Средний школьный возраст

Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) - переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма.
Характерная особенность подросткового возраста - половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков - несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.
Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле, Однако, если создаются трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их ребенок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.
В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Работа взрослого должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.
В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева.
Поэтому родитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимания.
В этом возрасте подросток весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам.
Подростки-мальчики склонны выбирать себе кумирами сильных, смелых и мужественных людей. Притягательными могут для них стать не только книжные пираты и разбойники, но и вполне реальные местные хулиганы. Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость становится жестокостью, независимость - подлостью, любовь к себе - насилием над другими.
Девочки-подростки отличаются тем, что они физически отличаются от мальчиков ранним взрослением и хотят общаться с мальчиками более старшего возраста. Исследования показывают заметное смещение акцентов с традиционно-положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Некоторые девочки-подростки считают идеальной работу проститутки, тунеядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями.
Многие подростки, как мальчики, так и девочки, не желают связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще.
Классному руководителю необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
- формирование нравственных качеств личности
- знакомство с примерами положительных идеалов.
Педагогу нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейших противоречивых условиях реальной жизни. Это даст возможность не только преодолеть отчуждение, но и наладить хорошие отношения в системе:
школа - семья - общество - ребенок.
Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать классные дела, вступать в диалог, принимать самостоятельные решения.

У многих учащихся в этом возрасте возникают проблемы с учителями. Ученик, который имеет все пятерки по многим предметам, получает лишь «2» и «3» по другим. И это порой вовсе не связано с его работоспособностью или интеллектуальными возможностями. Зачастую это связано с резким падением интереса к учению, изменением учебной мотивации.

Школьный возраст

Школьный возраст - определённый возрастной период жизни человека , который он посвящает обучению и получению школьного образования в законодательно установленном минимальном объёме. Включает в себя определенное количество годовых групп, которое соответствует сроку, установленного законодательством минимального объёма обязательного обучения . Чётко установленные рамки школьного возраста необходимы для вычисления количества людей находящихся в возрасте подлежащему школьному обучению.

История

В России вопрос о чётких возрастных рамках школьного возраста возник в 1860-е годы в вязи с постановкой вопроса о введении всеобщего обучения. Тогда основываясь на опыте некоторых стран западной Европы, был введен школьный возраст в рамках 7-14 лет .

Процент детей школьного возраста (8-11 лет) в России по переписям населения .

1897 г. мужского населения - 9,3 %; женского населения - 8,7 % 1920 г. мужского населения - 12,9 % ; женского населения - 10,5 % 1926 г. мужского населения - 8,0 %: женского населения - 7,2 %

Возрастные рамки школьно возраста

Школьный возраст определяется в возрастных рамках от 6-7 до 17-18 лет . Делится на младший школьный возраст и старший школьный возраст.

Первым периодом считается младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет) когда ребёнок обучается в начальных классах . В этот период происходит усвоение опыта, и формируется возможность произвольной регуляции психических процессов и внутренний план действий .

Старший школьный возраст , так же именуется как пуберантный период или период полового созревания. Начинается в среднем с 12 лет , у мальчиков с 13 до 17-18 лет, у девочек с 12 до 16 лет

Примечания

Источники

  • Богданов И. М. Очерки по статистике всеобщего школьного обучения. - Академия педагогических наук РСФСР, 1948
  • Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - с. 244-268
  • // Малая медицинская энциклопедия.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Школьный возраст" в других словарях:

    ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ - возраст, в котором ребенок по медицинским, психофизиологическим и иным показателям может посещать общеобразовательное учреждение (школу). Различают младший школьный возраст (6 9 лет); средний школьный возраст (10 14 лет); юношеский возраст (15 18 … Профессиональное образование. Словарь

    школьный возраст - mokyklinis amžius statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Amžiaus tarpsnis nuo 7 iki 18 metų, kuriame intensyviai fiziškai ir dvasiškai bręsta jaunas žmogus. Mokyklinis amžius skaidomas į jaunesnįjį, vidutinį ir vyresnįjį… … Sporto terminų žodynas

    Школьный возраст - Возраст с начала и до конца периода обучения в школе – с 6 до 17 лет. Подразделяется на младший (6–10 лет), средний (11–14) и старший (15–17 лет) возраст … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

    Школьный возраст - период жизни и развития детей, охватываемый временемобучения в общеобразовательных учреждениях. Этот период продолжительностью 10 11 лет подразделяется на три возрастных этапа: младший школьныйвозраст (с 6 7 до 11 лет), подростковый возраст (с 11 … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ - период развития человека от 6 7 лет до 17 18 лет; подразделяется на младший Ш. в. от 6 7 лет до 11 лет, средний Ш. в. от 11 до 15 лет и старший Ш. в. от 15 до 17 18 лет … Психомоторика: cловарь-справочник

    младший школьный возраст - Категория. Период жизни ребенка от 6 7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I IV классы) современной школе. Специфика. Для этого возраста характерно, что у ребенка в качестве ведущей деятельности формируется учебная… … Большая психологическая энциклопедия

    МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ - МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ. Возраст (6/7–10 лет) детей, обучающихся в I–III (IV) классах отечественной начальной школы. В М. ш. в. у ребенка формируется учебная деятельность, которая для него является ведущей деятельностью. Младший школьник… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Период жизни ребенка от 6 7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I IVклассы) современной школе. Для этого возраста характерно, что в качестве ведущей у ребенка формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение … Психологический словарь

    Общение: онтогенез - младший школьный возраст - О. оказывает влияние на развитие психики ребенка в детском возрасте гл. обр. через реальный процесс взаимодействия со взрослым. Младший школьный возраст (М. ш. в.) особый среди детских возрастов. Его изучение всегда было связано не только с… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    младший школьный возраст - jaunesnysis mokyklinis amžius statusas T sritis švietimas apibrėžtis Amžius, beveik sutampantis su antrąja vaikyste. Tai 6(7)–10(11) gyvenimo metai. Šį amžių pradėta skirti, kai įvairiose šalyse buvo įvestas visuotinis pradinis mokymas remiantis… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

Книги

  • Детская экспериментальная психология. Школьный возраст , В.А. Артемов. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Данное издание является раритетным и представляет собой не только интерес с исторической точки…
  • Психология здоровья (школьный возраст): Учеб. пособие / Под ред. Г. С. Никифорова. , . Психология здоровья (школьный возраст): Учеб. пособие / Под ред. Г. С. Никифорова. ISBN:978-5-28804-499-1…

Физическое воспитание обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования, осуществляется в режиме учебного и продленного дня и самостоятельно в соответствии с учебными планами, программами по физической культуре и санитарно-гигиеническими требованиями (Согласно Закона РБ «О физической культуре и споте» от 18 июня 1993 года (изм. и доп. 29 ноября 2003 г.).

Физическое воспитание детей школьного возраста осуществляется под руководством министерства образования РБ, областных управлений, городских и районных отделов образования. Во всей системе органов управления имеются специалисты, непосредственно занимающиеся руководством и контролем за состоянием физического воспитания и развитием среди учащихся данного возраста. Эта работа организуется при участии комитетов по физической культуре и спорту.

Непосредственную работу по физическому воспитанию и развитию спорта во всей этой системе организаций ведут преподаватели предмета «Физическая культура», тренеры спортивных школ и спортивных секций и инструкторы физической культуры.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня состоят из физкультминуток на уроках по общеобразовательным дисциплинам, игр и различных физических упражнений на переменах.

Внеклассная спортивно-массовая работа осуществляется коллективом физической культуры с участием учителей, родителей и шествующих над школой организаций.

Внешкольная спортивно-массовая работа организуется органами образования, спорткомитетами, советами ДСО и профсоюзными организациями. Она проводится в форме учебно-тренировочных занятий в ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ в соответствии с положениями о работе данных школ и программ.

Наряду с широкой общей физической подготовкой, в этих учебных заведениях осуществляется и профессионально-прикладная физическая подготовка.

Формы физического воспитания.

Систему взаимосвязанных форм физического воспитания учащихся школ, ПТУ и ССУЗов составляют:

1. Уроки (занятия) физической культуры.

2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня.

3. Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

4. Внеклассная физкультурно-оздоровительная работа.

5. Внешкольная спортивно-массовая работа.

Уроки проводятся не менее трех часов в неделю на протяжении всего периода обучения и включаются в учебные планы. Содержание уроков определяется действующими учебными программами физического воспитания.


Организация и проведение мероприятий в режиме учебного и продленного дня – гимнастика до занятий, физкультурные паузы на уроках, «динамические» перемены, ежедневные часовые занятия физическими упражнениями в группах продленного дня – обеспечивают необходимый объем двигательной деятельности учащихся и являются составной частью учебно-воспитательного процесса.

Занятия с учащимися специальных медицинских групп являются основной формой физического воспитания детей и подростков с ослабленным здоровьем. Содержание занятий с указанной категорией учащихся определяется соответствующим разделом действующих программ физического воспитания.

Учебные занятия планируются и проводятся во внеурочное время не менее трех раз по 45 минут каждое. Группы учащихся комплектуются по заключению врача и оформляются приказом директора учебного заведения. Минимальное количество учащихся в группе 8–12 человек.

Внеклассная физкультурно-оздоровительная работа является неотъемлемой частью системы физического воспитания в учебном заведении и включает в себя организацию и проведение:

Занятий в группах «здоровья», общей физической подготовки и туризма;

Учебно-тренировочных занятий в кружках и группах спортивной направленности;

Спортивных мероприятий внутри учебного заведения (физкультурные праздники, «Старты надежд», «Смотры-конкурсы физической подготовленности», «Стартуют все», «Дни здоровья», туристские походы и слеты);

Подготовку и участие команд учебного заведения в территориальных спортивно-массовых мероприятиях.

Внешкольная спортивно-массовая работа (занятия физкультурой и спортом за пределами учебного заведения) включает: занятия в детско-юношеских спортивных школах, детско-юношеских клубах физической подготовки, физкультурно-оздоровительных центрах по месту жительства, туристских станциях, занятия техническими и военно-прикладными видами спорта, самостоятельные занятия физическими упражнениями в семье. Все перечисленные формы работы являются занятиями по интересам с целью развития и проявления индивидуальных способностей занимающихся.

Контрольные вопросы и задания:

1. Организация занятий в детско-юношеской спортивной школе.

2. Деятельность спортивных школ и детско-юношеских клубов физической подготовки.

3. Деятельность школ высшего спортивного мастерства и центров олимпийской подготовки.

4. Охарактеризовать структуру управления отрасли физической культуры и спорта в Республике Беларусь.

5. Руководство, цели и задачи работы НОК Республики Беларусь.