Система информирования об объектах культурного наследия вологодской области. Утраты, перестройки, реставрации

Крупные голубые колокольчики, когда-то посаженые руками ещё крепостного садовника (кажется, тронь их – тоненько зазвенят), теперь растут не на клумбах, а вдоль тропинок, у какого-то нелепого дощатого забора… Выхожу к пруду, дно которого, говорят, выложено булыжником и засыпано песком. Когда-то в этом пруду плавали лебеди, а сейчас зелёная ряска, похожая на лягушачью икру, затянула его. Этот пруд перетекает в следующий, а тот – в запруду, сделанную на речке Дери-нога. За речкой на холме, за какими-то сараями и дачными домиками-скворечниками, ещё видны остатки елового леса, называемого «оленик». Владельцы усадьбы запускали туда оленей…

Возвращаюсь к большому барскому дому, к печальному пепелищу на месте одного из двух флигелей. Я думаю о той давней и славной жизни, свидетельства которой взывают к нашей памяти и совести.

Вологда – в ожерелье дворянских усадеб. Но это ожерелье рассыпано, а жемчужины, составлявшие его, в большинстве утеряны. Некоторые усадьбы давно уже слились с городом и почти растворились в нём – Осаново, Ковырино. От других остались внезапные аллеи лип или дубов посреди поля, а то и в лесу, затянутые тиной пруды, кое-где – кирпичная россыпь фундаментов.

Усадьба Спасское-Куркино расположена в тридцати километрах от Вологды, по дороге в сторону Кирилло-Белозерского монастыря. Слава Богу, главный усадебный дом в Куркино ещё жив. Жив и один из флигелей. Два их было – как два крыла, второй сгорел совсем недавно. Жив и парк, деревья в котором были высажены в форме двуглавого орла. Сохранился и каскад прудов, и здание бывшего «музыкантского павильона». Сумеем ли сберечь?

19 августа – Преображение Господне, традиционный в Куркино праздник с давних времён. Сейчас местные энтузиасты пытаются возродить его. На праздник приезжают потомки последних владельцев усадьбы дворян Андреевых из Санкт-Петербурга и Вильнюса. Побывала на празднике Преображения и Татьяна Александровна Ватсон, представительница рода Брянчаниновых, внучка последнего владельца усадьбы Покровское.

Чудо восстановления Покровского произошло на её глазах и при её непосредственном участии. Хотя живёт Татьяна Александровна в Австралии, уже много лет каждый год приезжает на Вологодчину – землю своих предков.

Её приезд в Спасское-Куркино тоже не случаен. Конечно же, дворяне одной губернии были знакомы между собой, а Брянчаниновы и Резановы-Андреевы ещё и дружили, более того – были крёстными на крещении детей в обеих семьях.

Так вот, Татьяна Александровна Ватсон, осмотрев усадьбу Спасское-Куркино, сказала: «Какие же вы счастливые, что у вас ещё остался усадебный дом, парк и что вы строите церковь… Когда в Покровское приехали архитекторы, я их спросила, сколько усадеб в России осталось, где есть усадебный дом, парк и церковь, и они сказали, что десять. Значит, ваша усадьба, когда вы восстановите церковь, будет одиннадцатая. Во всей России! Конечно, ещё много нужно восстанавливать, но ваша усадьба такая красивая! Я знаю, что со временем она снова будет цветущей».

Внук последнего владельца усадьбы Анатолий Владимирович Андреев, инженер из Санкт-Петербурга, считает: «Важно сохранить главное здание. Не будет его – не будет усадьбы, никакие субботники в парке уже не помогут». Чёрная дыра и остовы печек на месте флигеля, замыкавшего композицию усадебного двора, – серьёзный повод для безпокойства.

Долгие годы в главном здании усадьбы располагалась контора сельхозпредприятия, благодаря этому здание и сохранилось. Сельхозпредприятие приказало долго жить, созданное на его останках хозяйство содержать усадьбу не может. Огромный усадебный дом пустует.

Сейчас дом передан в пользование одному из энтузиастов возрождения усадьбы Николаю Алфеевичу Сайкину. Но много ли может Сайкин, хозяин небольшого валеночного производства и бизнеса? Содержать такое здание – дело дорогое. Пока содержит, просит помощи добрых людей. Добрые люди есть, в большинстве своём небогатые.

К счастью, неравнодушных людей, таких как братья Сайкины, как учителя местной школы Ирина Николаевна Соколова, Любовь Анатольевна Шавилова (они ведут большую краеведческую работу со школьниками), много. Поэтому и есть надежда, что уникальную усадьбу Спасское-Куркино удастся спасти.

Но без поддержки власти надежда на спасение может так и остаться лишь надеждой. Усадьба – это ведь не только архитектура, но и память о людях, строивших её, живших здесь… Резановы и Андреевы, строители и владельцы усадьбы – представители славных дворянских родов, немало сделавших для России. Вспомним о них.

Известно, что происходит древний род Рязановых из Польши, но уже во времена Ивана Грозного Резановы верой и правдой служат России. Из этого рода вышли стольники, стряпчие, воеводы… Позднее были Резановы офицерами, предводителями уездного и губернского дворянства.

Один из Резановых – Алексей Фёдорович Резанов (1819–1848) – оставил по себе уникальный литературный труд «Арабески моей жизни».

Я приведу лишь небольшой отрывок в качестве подтверждения незаурядного литературного таланта автора и яркую картинку жизни усадьбы в первой половине XIX века.

«День же Троицына дня, или лучше сказать последние два дня заговенья перед Петровым постом праздновались в нашем селе под качелями. С самого утра из всех окрестностей села кругом вёрст на 20 сходились поселяне и поселянки разряженные, что называется, в пух. Мы всегда любовались с китайской беседки нашего сада на пестреющие с разных сторон группы крестьян с их семействами. Все тропинки полей кипели народом, стекающимся со всех сторон, и походили на ленты всевозможных цветов, колеблемые ветерком...Толпы народа с шумом валили в наш двор из всех его ворот, и он захлёбывался разноцветными волнами гуляющих.

Качели с скрипом поднимали людей, и родная песня русская, вторя свисту и скрипу качелей, раздавалась в воздухе, то исчезая, то снова являя свои звучные перекаты, сопровождаемая игрой на кларнете и хлопками в ладоши, символами, означающими излияние чувств наслаждения и радости русского мужичка, который, подгулявши в меру, в синем кафтане, в красной рубахе с пуховой шляпой набекрень, ходя под качелями, пощёлкивает орешки, вытаскивая их из своих полосатых штанов и махая белым своим платком, приплясывал под лад песенников и музыкантов…»

В конце XIX века мужская линия Резановых прерывается. Последним владельцем усадьбы являлся Николай Николаевич Андреев. Между прочим, был он членом Первой Государственной Думы по выборам от Вологодской губернии, избирался губернским предводителем дворянства.

В ветвистом древе рода Андреевых есть имена, дорогие всякому русскому человеку, – М.И. Кутузов, И.С. Тургенев. И множество менее известных людей, служивших отечеству, строивших усадьбы, честно исполнявших свой долг перед родиной, разделивших вместе с Россией все горести и тяготы.

Искусствовед и литератор Иван Евдокимов в 20-е годы прошлого века предпринял попытку описания вологодских усадеб, труд остался незавершённым, но статья о Куркине была написана.

«Спасское-Куркино – одна из наиболее примечательных художественно вологодских усадеб, она полна редкого очарования прошлого. Революционные события последних лет порою нещадно коверкали и ломали вековой ансамбль её убранства, но многое ещё осталось целым… Перед нами… типичная помещичья обстановка, типичное архитектурное строительство усадебной России. Беседки, павильоны, пруды, населённые разнообразными породами рыб, огромный господский дом в колоннаде, ворота с остатками лежащих на них львов, огромные службы, церковь, парковые перспективы, аллеи, кружала – вот современный облик Куркина. Особенно важно отметить в этом облике, заслуживающем самого пристального внимания, удивительную для России сохранность и цельность первоначального устройства…

Ценность Куркина увеличивается ещё оттого, что перед глазами воочию встаёт мелкопоместная усадьба всех этих Лариных, Ленских, Онегиных, Петушковых, живая отдалённая Россия пушкинского времени…

Ещё и сегодня полностью сохранился главный дом, внутренняя планировка его осталась прежней: лестницы, анфилады комнат, большой зал. Конечно, утеряна внутренняя отделка тех помещений, но, например, литая решётка на балконе и сегодня на том же месте. До неузнаваемости переделано, но стоит на своём месте здание «музыкантского павильона», цел левый флигель, но состояние его удручающее. Парк жив, по возможности за ним ухаживают местные жители. На своём месте и пруды – их только почисти, и хоть карпов да лебедей запускай.

В усадьбе Спасское-Куркино ещё есть что сохранять, есть что восстанавливать. Дом, старый парк – будто бы затаились и ждут.

…Я подхожу к морщинистому неохватному стволу, трогаю его ладонью и вдруг будто бы слышу всплески далёкой музыки, детский смех, чьи-то шаги, шёпот, легкое дыхание…

Дмитрий Анатольевич ЕРМАКОВ
г. Вологда

В селе Куркино в 20 км к северо-западу от Вологды расположена усадьба Спасское-Куркино помещиков Резановых-Андреевых – в XIX веке один из крупнейших и красивейших на Вологодчине историко-архитектурных ансамблей провинциальной усадебной культуры.

В истории Вологодского края позапрошлого века не так уж много дворянских фамилий, которые были бы известны за его пределами. К таковым можно смело отнести фамилии Резановых, Андреевых и Нееловых. Дворяне Резановы, первоначальные владельцы имения Спасское-Куркино, довольно крупные землевладельцы (в 1828-1832 гг. Федору Дмитриевичу Резанову в четырех уездах Вологодской губернии принадлежали 139 сел и деревень), вложили немало сил и средств в создание крепкого помещичьего хозяйства и благоустройство усадьбы. Чтобы придать значимость своему имению, Ф.Д. Резанов в 1818 году на свои средства построил каменную церковь Спаса-Преображения.

В 1880-е гг. после того как единственная наследница Резановых вышла замуж за молодого дворянина Андреева, всё наследство от одного знатного рода перешло к дворянам Андреевым. Генеалогическое дерево Резановых-Андреевых составил правнук последних владельцев усадьбы Спасское-Куркино Александр Олегович Андреев, ныне живущий в Вильнюсе. В родне у господ Резановых и Андреевых, а также у Л.А. Гизетти, супруги последнего владельца усадьбы Н.Н. Андреева, можно найти генералиссимуса А.В. Суворова и фельдмаршала М.И. Кутузова, писателя И.С.Тургенева и А.М. Ридигера – патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Более того, отец будущего патриарха неоднократно бывал в усадьбе Спасское-Куркино в младенчестве; в архивах сохранились фотографии, где малолетний Миша Ридигер запечатлен на руках своей матери А.Ю. фон Бальц на ступенях парадной лестницы, сбегающейся к одному из любимейших мест отдыха – вазонной площадке.

После революции усадьба перешла в ведение ГубЧК, а после в ней располагались различные сельскохозяйственные учреждения; без должного ухода здание усадьбы и прилегающий парк постепенно приходили в упадок.

Куркинская усадьба когда-то включала в себя полукаменный господский дом, каменный флигель, песочный балкон (так называлась крытая песочница, где дворянские дети гуляли во время дождя), деревянный музыкальный павильон (в усадьбе играл оркестр из 40 музыкантов) и его двойник, а также огромный парк с березовыми и липовыми аллеями, кружалами и беседками, оранжерею, белый двор перед конюшней, каскад прудов с островками, купальню, устроенную для детей в одном из прудов, и многочисленные хозяйственные постройки. До настоящего времени сохранились усадебный особняк, флигель, музыкальный павильон, деревянное здание бывшей богадельни, устроенной для инвалидов и сирот в годы Первой мировой войны женой последнего владельца усадьбы Л.А. Андреевой (Гизетти). Уцелел и английский парк в форме двуглавого орла (липы на месте утраченной «головы» орла досажены весной 2015 года школьниками и учителями, а также активистами по восстановлению усадебного комплекса Спасское-Куркино во главе с жителем села, индивидуальным предпринимателем Николаем Сайкиным) и каскад из четырёх рукотворных прудов. На небольшом расстоянии от последнего пруда расположен так называемый «оленник»: лесной массив, в котором владельцы усадьбы разводили оленей для своего любимого занятия – охоты. Дворяне Резановы-Андреевы были также крупными конезаводчиками; лошадь изображена и на гербе Резановых.

Главный дом усадьбы – полукаменный, двухэтажный с антресолями, выстроен почти сплошь из лиственницы – исключительного по прочности дерева. Строгий фасад украшает мощный портик с шестью деревянными колоннами дорического ордена и легким треугольным фронтоном. Светлый двухэтажный дом площадью 1200 квадратных метров с большим количеством окон в свое время славился далеко за пределами губернии своими роскошными и изящными интерьерами: пол в 25 основных комнатах покрывал паркет из палисандрового красного и чёрного дерева, вся мебель в стиле ампир была из красного дерева или карельской березы, расписные потолки (росписи на потолках сохранились до сих пор под слоем штукатурки: об этом свидетельствуют исследовательские пробы, взятые реставратором О.А. Соколовой) украшали плафоны и хрустальные люстры, стены были обиты шелковыми обоями. Обстановку дополняли зеркальные горки с фарфором русских заводов, мраморные статуэтки, литографии, картины, иконы, портреты. Владельцам имения удалось также собрать богатую библиотеку – в ней насчитывалось свыше четырех тысяч томов. В настоящее время имущество, мебель, посуда, различная утварь и личные вещи дворян Резановых-Андреевых находятся в фондах Вологодского музея-заповедника, а большую часть дворянской библиотеки можно увидеть в отделе редкой книги Вологодской областной универсальной научной библиотеки. Более того, можно вспомнить, что богатейшая библиотека Резановых-Андреевых, экспроприированная после событий Октябрьской революции 1917 года, поступила в фонды Вологодской областной библиотеки в конце октября 1918 года, в числе первых четырех национализированных стародворянских библиотек. Под номером один в областной библиотеке зарегистрирован томик стихов на французском языке, выпущенный ещё при жизни А. С. Пушкина. На книге имеются вензеля господ Резановых-Андреевых.

Как каждая старинная усадьба, Спасское-Куркино обладает своими тайнами, легендами и секретами. Один из них – подземный ход, по преданиям существовавший в усадьбе, но до сих пор не найденный.

В 2006 году старинный парк и несколько зданий бывшей дворянской усадьбы получили статус объекта культурного наследия регионального значения, а спустя еще два года прилегающий к дому огромный английский парк был объявлен особо охраняемой природной территорией. Изюминкой парка стали трехствольные липы, а также замысловато обрезанные берёзы, выращенные опытным садовником, работавшим в усадьбе Резановых-Андреевых.

В летний период 2014-2015 годов на территории усадьбы проводились восстановительные работы силами российских и иностранных волонтеров; при благотворительном фонде «Земля Вологодская» действует программа «Усадьба Спасское-Куркино», в задачах которой вопросы восстановления, реконструкции усадьбы и создания на ее базе музейно-туристического комплекса; в Вологодском районе создан координационный совет по восстановлению усадьбы. На территории усадьбы силами местных энтузиастов проводятся различные праздники, благотворительные концерты, исторические реконструкции, мастер-классы, проведён первый за последнее столетие бал – бал Победы; красоты и виды усадьбы становятся темой многих пленэров. В усадьбу часто приезжают потомки Резановых-Андреевых – Анатолий Владимирович Андреев (г. Санкт-Петербург) и его дочь – Светлана Анатольевна (г. По, Франция). С.А. Андреева участвовала во II Международном фестивале народных промыслов «Голос ремесел» и подарила в будущий музей усадьбы свою конкурсную работу – чайную пару с усадебными видами.

Активисты села выпустили три книги, посвящённые Куркино и усадьбе: «Усадьба Спасское-Куркино» (2013 г.), «Духовным светом осиянны...» (2014 г.) и «Арабески моей жизни» А.Ф. Резанов (2015 г.).

Дворянская усадьба Спасское-Куркино считается наиболее художественно оформленным помещичьим имением Вологодчины и на сегодняшний день является ценнейшим памятником провинциальной дворянской культуры. Неравнодушными людьми поселка за последнее время принимаются немалые усилия для сохранения усадьбы и ее возрождения. Они убеждены, что при разумном вложении средств, поиске инвесторов, усадьба в Куркино может стать образцом достойного отношения к своей истории, интереснейшим объектом для туризма не только в Вологодском районе, но и во всей Вологодской области, и будет служить воспитанию еще не одного поколения юных граждан.

Елена Легчанова

Плюсануть

Вологодский Кремль начал возводиться в XVI веке по приказу Ивана Грозного. Планируемая территория в 2 раза превосходила территорию Московского Кремля. Закладка каменной крепости проходила 28 апреля 1565 года, в день святых апостолов Иасона и Сосипатра. Это событие впоследствии дало другое название Вологде - Насон-город. Царь хотел сделать из Вологды личную резиденцию, однако ликвидация опричнины, вероятно, изменила его планы, а Кремль не был построен. Комплекс сооружений, который сейчас называется Вологодским Кремлем, создавался в течение нескольких столетий, его разновременные постройки сильно отличаются друг от друга по своему стилю. Это была Резиденция вологодских Архиереев. До середины XVII века все постройки владычной резиденции были деревянными. Уже в первой половине XVII века в резиденции вологодских архиереев находились все необходимые для административного епархиального центра помещения. Эти многочисленные деревянные здания неоднократно перестраивались, и в настоящее время не сохранены. О них можно судить лишь по различным документальным материалам, в частности по писцовой книге Вологды 1627 года. Вологодский Кремль ранее был Резиденцией вологодских Архиереев. В комплекс памятников Вологодского Кремля входят: Экономский корпус Здание Казенного приказа, или Экономский корпус - первое каменное сооружение в Архиерейском доме, относящееся к концу 1650-х годов. В нижнем, подклетном этаже здания прежде находились ледники и погреба, в верхнем, основном этаже - два больших разделенных сенями помещения, занятые казенной приказной и казначейской кельями. В мезонине здания хранились архиерейская казна, драгоценности и важные документы. Палаты предназначались не только для служебных целей, в них устраивались и торжественные приемы. Большая толщина стен нижнего этажа здания Казенного приказа (до 1, 75 м) вызывает предположение о более раннем возникновении этой части памятника (возможно, в начале XVII века). В целом же архитектура Казенного приказа отличается простотой и строгостью; в ней нет еще того пышного узорочья, которое процветает в эти годы в Москве и появится на Севере лишь позднее. Воздвиженская (надвратная) церковь (1687 - 1692) Надвратная Воздвиженская церковь была выстроена в конце XVII века вместо шатрового верха над главными Святыми воротами, выходящими к Софийскому собору. Это достаточно скромное по своей архитектуре здание имеет традиционную композицию объемов. Сравнительно небольшой четверик, увенчанный одной главой, возвышается над прямоугольным алтарем и узкой, сдвинутой к северу трапезной. Прямоугольная форма алтаря была типична для надвратных храмов XVII века. Надвратная Воздвиженская церковь сохранилась до настоящего времени, но ее прежний облик был несколько искажен купольным покрытием и вычурной главой, относящимися к XVIII веку. Консисторский корпус (XVIII в.) Здесь между 1740 и 1753 годами при епископе Пимене было выстроено каменное одноэтажное здание, расположившееся между архиерейскими палатами и северной стеной крепостной ограды. В 1770-х годах при вологодском епископе Иосифе Золотом над зданием был надстроен второй этаж, и оно было отдано переведенной сюда духовной семинарии, а позднее, в XIX веке, - здесь разместилась сильно разросшаяся Консистория. С тех пор Консисторскими стали называть и сам корпус и образовавшийся благодаря его появлению небольшой дворик. В летний период здесь устраиваются театральные и музыкальные фестивали: «Голоса истории» и «Лето в Кремле». Симоновский корпус Симоновский корпус с церковью Рождества Христова. Второе по времени каменное здание Архиерейского двора. Они были возведены во второй половине XVII века при вологодском преосвященном архиепископе Симоне. Высокий четверик домовой церкви Рождества Христова с четырехугольным алтарем…

УСАДЕБНЫЙ АЛФАВИТ. Буква «Б».
На букву «Б» мы решили взять слово «библиотека». Неинтересно? Мы не согласны! Думаете, библиотека – это только перечисление книг. Нет! Слово «библиотека» включает в себя взгляды и мысли, которые раскрывают историю усадебной культуры. Кстати, а Вы знаете, что при произношении этого слова ударение раньше делалось только на «о», поэтому библиотéка называлась библиóтекой. Такое произношение было особенно характерно для старой петербургской интеллигенции. С чем же ассоциируется слово «библиотека» в истории усадьбы Спасское-Куркино и о чем оно нам может рассказать?
Во-первых, библиотека – это собрание книг и журналов. В старину все знания черпали в первую очередь из книг. Поэтому книга стала одним из непременных атрибутов усадебной жизни. В усадьбах дворяне собирали библиотеки от нескольких десятков или сотен книг до десятков тысяч как на русском, так и на многих иностранных языках. Коллекции книг часто включали приобретения наиболее выдающихся произведений своего времени. Библиотека дворян Резановых-Андреевых из имения Спасское-Куркино являлась одним из крупнейших книжных собраний Вологодской губернии, которое насчитывало около 4000 томов книг на русском и иностранных языках. Книги принадлежали нескольким поколениям семьи, о чем свидетельствуют владельческие записи и тиснения, сохранившиеся на книгах. На многих страницах книг имеются пометки, подчеркнутые абзацы, по которым заметно, что эти произведения читались и перечитывались. Усадебные библиотеки носили чаще универсальный характер, учитывали общественные настроения, модные течения в литературе и обществе, но при этом книги подбиралась в соответствии с интересами и вкусами владельцев. В библиотеке усадьбы Спасское-Куркино встречается в основном литература XIX века, но присутствуют и произведения XVIII столетия. В ней можно увидеть переводную французскую и английскую литературу, русскую классику, книги по различным вопросам ведения хозяйства и педагогике, специальную и сельскохозяйственную литературу, книги юридические и богословские, энциклопедии и словари, а также периодику, в том числе издания журналов «Колокол» и «Полярная звезда». Особенностью библиотеки Резановых-Андреевых является наличие масонской литературы и обилие путеводителей по Западной Европе, различных карт, каталогов музеев и художественных альбомов. Андреевы часто ездили за границу, что подтверждает наличие путеводителей по Европе (Германия, Франция, Италия, Швейцария, Чехия, Греция) и планов европейских столиц. О любви к путешествиям говорит и наличие книг об экзотических в XIX веке странах, таких как Япония и Мексика. Представители рода Резановых и Андреевых обладали незаурядными литературными и художественными талантами, о чем говорит не только обстановка усадебного дома, но и богатство книжного собрания.
Во-вторых, библиотека – это помещение или здание для хранения книг. В комнатах барских особняков и усадебных домов обязательно стояли шкафы с книгами. Часто книги были разложены в специально устроенных шкафах и располагались в образцовом порядке, по которому составлялись специальные книжные каталоги. В некоторых усадьбах библиотеки занимали отдельные, специально отведенные для них комнаты, а иногда и целые здания. Великолепие этих барских библиотек мы можем увидеть в произведениях художников. В усадьбе Спасское-Куркино библиотека располагалась на втором этаже в парадных комнатах. К сожалению, ее описание в настоящее время не обнаружено, но обилие книг свидетельствует о ее богатстве и красоте.
В-третьих, библиотека – это прошлое, в котором отражается не только история семьи и личные интересы ее владельца, но и история, например, Вологодской области в целом. В годы революции книги из усадебных библиотек часто гибли (множество книг сгорело при разграблении усадеб) или бесследно исчезали, вывезенные мешками (эта мера исчисления книг в те времена была весьма распространенной). После революции национализированное имущество помещиков, включающее книги из усадебных библиотек (особенно наиболее ценные издания) передавалось в музеи. Судьбами усадебных библиотек занимались также органы народного просвещения: конфискованные книги передавали в школы, в библиотеки, народные дома. В Вологодской губернии после революции все национализированные книги свозились в город Вологду в здание бывшего Дворянского собрания. Книги из усадьбы Спасское-Куркино поступили в фонды Вологодской публичной библиотеки в конце октября 1918 года, официальное открытие которой состоялось 9 февраля 1919 года. Под номером один в библиотеке был зарегистрирован томик стихов на французском языке, выпущенный при жизни А.С.Пушкина из библиотеки усадьбы Спасское-Куркино. Большую часть дворянской библиотеки сегодня можно увидеть в отделе редкой книги Вологодской областной универсальной научной библиотеки имени И.В.Бабушкина, ее реконструкцией занимается Н.Н.Фарутина. 9 февраля 2019 года библиотеке исполняется 100 лет! Поздравляем библиотеку – ее сотрудников и наших добрых друзей – с наступающим юбилеем! Наталья Николаевна часто рассказывает удивительную историю, как однажды на экскурсии, показывая книги из усадьбы Спасское-Куркино, в одной из них был обнаружен засушенный цветок. Как долго он там лежит неизвестно. Возможно, даже более 100 лет. Он как символ старой усадебной жизни хранит память о прошлом, передавая из поколения в поколение ценности и традиции ушедшей эпохи.
Ну и, наконец, библиотека – это настоящее и будущее. На сегодняшний день выпущено три книги, посвящённые усадьбе Спасское-Куркино: «Усадьба Спасское-Куркино» (2013 г.), «Духовным светом осиянны...» (2014 г.) и «Арабески моей жизни» А.Ф. Резанов (2015 г.). Мы надеемся, что в будущем в восстановленной усадьбе будет вновь собрана великолепная библиотека!

Крещение Господне - это один из двух праздников, которые традиционно отмечаются на святом источнике священномученика Пантелеимона-целителя, что находится возле деревни Колбино. Напомним посетителям группы, что данный родник находится под опекой прихода сельского храма Преображения Господня, который находится в 4 километрах в селе Куркино.

Съезжается в этот день за освящённой водой большое количество народа. Здесь можно увидеть куркинских, фетининских, колбинских, молочненских, вологодских жителей. Может, кого-то и не упомянул, поправите.

Хорошо, что в этом году водосвятный молебен прошёл в традиционное время - в 23:00. Как говорится, всё вернулось на круги своя. Службу провёл иерей Вадим Калмыков, настоятель храма Преображения Господня.
Территория возле родника - проход к роднику и часовне, площадка перед часовней для проведения церковной службы, спуск по лестничному маршу к роднику, место для забора воды возле родника были расчищены от снега, льда и освещены электрическими прожекторами. Всю эту работу выполнил практически один человек - Александр Сайкин, немного помогли Федор Сайкин и Марина Никитина. Огромное спасибо Александру Алфеевичу от всех участников праздника Крещения и пользователей родника Пантелеимона-целителя за подготовку территории родника и обеспечение электро-освещением Праздника Крещения.

Приезжайте за святой водой в деревню Колбино на родник, освящённый в честь великомученика Пантелеимона-целителя!
Воды хватит всем!

УСАДЕБНЫЙ АЛФАВИТ
«Усадебный алфавит» – что это такое? Не знаете? Тогда присоединяйтесь к нам! Мы долго размышляли о том, как рассказать об усадьбе Спасское-Куркино и, главное, о чем именно рассказать, что будет интересно. Долго думали и решили создать своеобразный «усадебный алфавит». На каждую букву алфавита мы будет подбирать слово, с помощью которого сможем рассказать об истории и жизни усадьбы Спасское-Куркино. Конечно, слов на одну букву можно подобрать много, но мы постараемся выбрать что-то яркое и необычное. Дорогие друзья, предлагаем Вам окунуться в мир русской дворянской усадьбы, а именно в мир усадьбы Спасское-Куркино и запускаем проект «Усадебный алфавит». Мы будем рады, если этот проект будет Вам интересен. Пишите свои отзывы и мнения в комментариях.
Итак, мы начинаем. Первая буква «А», и первое слово «Арабески»!
Согласно Энциклопедическому словарю Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона, издававшемуся в конце XIX – начале XX века арабески – это орнаменты в живописи и пластических искусствах, причудливое сочетание форм, цветов, животных, чудовищ, атрибутов, архитектурных элементов, ваз и всякого рода предметов и орудий, созданных фантазией художника. Где же в вологодской усадьбе можно увидеть арабески и кто художник? В усадьбе Спасское-Куркино есть собственные арабески – «Арабески моей жизни». Только скорее Вы сможете их не увидеть, а прочитать. Их художник, или лучше сказать автор – Алексей Федорович Резанов, родившийся в 1819 году. В фондах Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника сохранился портрет и дневник Алексея Федоровича Резанова под заглавием «Арабески моей жизни». На портрете, как пишет искусствовед Мира Евсеевна Даен, Алексей Резанов представлен романтическим юношей, подобно Ленскому «с кудрями черными до плеч», в театральном костюме восточного типа, с тюрбаном на голове, в короткой курточке, отделанной позументом, с чубуком в руке, украшенном позолоченным наконечником. Представляется, что, заказывая портрет, он или его родители, хотели увидеть в нем актера, исполняющего роль восточного принца в каком-то домашнем спектакле. Алексей Федорович Резанов умер рано – в 1848 году от холеры в возрасте 28 лет и был похоронен в Ильинской Доровской церкви Грязовецкого уезда. Что касается даты написания «Арабесок моей жизни», то она неизвестна. Возможно, они были написаны незадолго до смерти. В 2015 году силами энтузиастов и хранителей усадьбы Спасское-Куркино «Арабески моей жизни» были выпущены небольшой книжкой.
«Арабески» Алексея Резанова – это причудливое сочетание слов и предложений, созданных мыслью автора, но, к сожалению, сохранившийся не полностью (отсутствует тетрадь № 3 и последняя тетрадь). Автор в этих воспоминаниях не просто описывает события, произошедшие с ним в хронологическом порядке, он будто рисует наиболее памятные, значимые сцены своей жизни и жизни Вологодской губернии. Все явления и события описаны яркими красками: будь то уроки учителя, описание бала, прогулки в саду, приезд императора Александра I в Вологду или холера 1831 года. Воспоминаний об усадебной жизни написано немало. «Арабески моей жизни» из общего ряда выделяет не только выразительный, точный, живописный, образный язык, но и сильное чувство любви. Так, одним предложением Алексей Резанов непередаваемо ярко описывает природу: «И когда уже солнце, как будто истощивши силу своих лучей, начинает удаляться от нашего зенита к западу, когда прохладный ветерок пролетит как резвое дитя, распустивши свои ручонки бежит за бабочкой, и освежит воздух, прогоняя солнце все далее к западу, тогда-то очаровательно смотреть на засыпающую природу, убаюкиваемую подобно ребенку гулом пробегающего по лесам ветерка и щебетаньем птичек и говором не умолкающего еще народа, возвращающегося толпами с полевых работ» или «Прохладный ветерок сдувает с листочков дневной загар солнца, и мрак, подобно туманному свету в спальне красавицы, нисходит на землю, и луна, как молодая невеста, выкатывается на свое лазурное ложе и любуется в зеркале ручейка, шепотом разговаривающего с камушками, как будто боясь нарушить всемирную тишину». Интересны философские размышления Алексея Резанова, актуальные и в наши дни: «Политика, другими словами, есть искусство жить на этом свете так, чтоб и волки были сыты и овцы были целы. Волки-то бывают сыты, но что касается до овец, то хоть они и остаются живы, но по большей части с изорванной шкурой» или «Человек есть совершенный образец машины. Его главный двигатель – ум, прочие его способности – колеса, которые действуют в нем и принимают направление сообразное тем, которое дает двигатель – разум». Прочитайте «Арабески моей жизни» Алексея Резанова и Вы много откроете для себя!

В центре села Куркино находится двухэтажный особняк, являвшийся когда-то центром интереснейшего архитектурного ансамбля. До наших дней сохранились господский дом, каменный флигель, музыкальный павильон и песочный балкон. Из зданий хозяйственного назначения еще стоят пустующими винокуренный завод, маслозавод и столярка. Медленно умирает куркинский парк, разбитый крепостными садовниками дворян Резановых еще в XVIII веке.Красивейший парк,который сверху выглядит как двуглавый орел.В парке есть и каскадные пруды,которые красиво перетекают один в другой.
Купальня находилась в нижней части куркинского парка и была связана водной протокой с запрудой. Купальня была выложена плиткой.
Утрачены въездные каменные ворота с флагштоком эпохи Николая I. Ворота были белые с красной крышей, солидные, крепкие, в трех пролетах. Над средним - фронтон, украшенный по углам приятного рисунка четырьмя красными вазами. За воротами в усадьбу вела дорога, оформленная березовой аллеей.
Вдоль дороги справа решетчатая ограда обрамляла дворянские владения, слева шла церковная ограда. Ворота ограды, как и сама Спасо-Преображенская церковь, а также часовня, в советское время были разрушены. Справа от главных въездных ворот находились каменные рустованные ворота в форме двух пилонов с лежащими на них львами, через 15 метров по прямой линии были вторые ворота, точно такие же. Сейчас нет ни тех, ни других. Правда, их место как бы обозначают древние серебристые тополя, чей возраст достигает 180 лет, впрочем, они почти умерли. Большая часть их гигантских ветвей уже не зеленеет весной и летом, а чернеет своим печальным скелетом на фоне голубого неба.
Резановы, исконные владельцы и строители усадьбы, по-видимому, придерживались принципов осевой симметрии в устройстве ансамбля, поэтому у многих зданий были своего рода двойники. Выстроены они были небольшими деревянными особнячками, довольно изящными в своих крошечных пропорциях. Три окна по фасаду, фронтон с полукруглым слуховым окном, две пары пилястр отражали хороший вкус хозяев и мастерство строителей. Бывший "музыкальный павильон" обезображен до неузнаваемости.
В начале XX века по причине ветхости было разобрано самое старое здание усадьбы - деревянный дворянский особняк в стиле классицизма, выстроенный еще в начале XVIII века. Сейчас его местонахождение можно отыскать в части старого парка, где указателем служит образовавшаяся пустота. Молодая поросль в течение всего XX столетия так и не смогла заглушить освободившееся место. Исчезли здания конюшни, оранжереи, скотного двора.
В начале XX века усадьба принадлежала помещику Н.Н. Андрееву.
Он был почетным мировым судьей по Вологодскому уезду и участвовал в работе Комитета по сельскохозяйственным нуждам.
Была попытка создать на базе усадьбы музей, но она оказалась безрезультатной...
Теперь от старой усадьбы остались только главный особняк, два флигеля, "музыкальный павильон" и парк с каскадными прудами.