Система информирования об объектах культурного наследия вологодской области. Утраты, перестройки, реставрации

Крупные голубые колокольчики, когда-то посаженые руками ещё крепостного садовника (кажется, тронь их – тоненько зазвенят), теперь растут не на клумбах, а вдоль тропинок, у какого-то нелепого дощатого забора… Выхожу к пруду, дно которого, говорят, выложено булыжником и засыпано песком. Когда-то в этом пруду плавали лебеди, а сейчас зелёная ряска, похожая на лягушачью икру, затянула его. Этот пруд перетекает в следующий, а тот – в запруду, сделанную на речке Дери-нога. За речкой на холме, за какими-то сараями и дачными домиками-скворечниками, ещё видны остатки елового леса, называемого «оленик». Владельцы усадьбы запускали туда оленей…

Возвращаюсь к большому барскому дому, к печальному пепелищу на месте одного из двух флигелей. Я думаю о той давней и славной жизни, свидетельства которой взывают к нашей памяти и совести.

Вологда – в ожерелье дворянских усадеб. Но это ожерелье рассыпано, а жемчужины, составлявшие его, в большинстве утеряны. Некоторые усадьбы давно уже слились с городом и почти растворились в нём – Осаново, Ковырино. От других остались внезапные аллеи лип или дубов посреди поля, а то и в лесу, затянутые тиной пруды, кое-где – кирпичная россыпь фундаментов.

Усадьба Спасское-Куркино расположена в тридцати километрах от Вологды, по дороге в сторону Кирилло-Белозерского монастыря. Слава Богу, главный усадебный дом в Куркино ещё жив. Жив и один из флигелей. Два их было – как два крыла, второй сгорел совсем недавно. Жив и парк, деревья в котором были высажены в форме двуглавого орла. Сохранился и каскад прудов, и здание бывшего «музыкантского павильона». Сумеем ли сберечь?

19 августа – Преображение Господне, традиционный в Куркино праздник с давних времён. Сейчас местные энтузиасты пытаются возродить его. На праздник приезжают потомки последних владельцев усадьбы дворян Андреевых из Санкт-Петербурга и Вильнюса. Побывала на празднике Преображения и Татьяна Александровна Ватсон, представительница рода Брянчаниновых, внучка последнего владельца усадьбы Покровское.

Чудо восстановления Покровского произошло на её глазах и при её непосредственном участии. Хотя живёт Татьяна Александровна в Австралии, уже много лет каждый год приезжает на Вологодчину – землю своих предков.

Её приезд в Спасское-Куркино тоже не случаен. Конечно же, дворяне одной губернии были знакомы между собой, а Брянчаниновы и Резановы-Андреевы ещё и дружили, более того – были крёстными на крещении детей в обеих семьях.

Так вот, Татьяна Александровна Ватсон, осмотрев усадьбу Спасское-Куркино, сказала: «Какие же вы счастливые, что у вас ещё остался усадебный дом, парк и что вы строите церковь… Когда в Покровское приехали архитекторы, я их спросила, сколько усадеб в России осталось, где есть усадебный дом, парк и церковь, и они сказали, что десять. Значит, ваша усадьба, когда вы восстановите церковь, будет одиннадцатая. Во всей России! Конечно, ещё много нужно восстанавливать, но ваша усадьба такая красивая! Я знаю, что со временем она снова будет цветущей».

Внук последнего владельца усадьбы Анатолий Владимирович Андреев, инженер из Санкт-Петербурга, считает: «Важно сохранить главное здание. Не будет его – не будет усадьбы, никакие субботники в парке уже не помогут». Чёрная дыра и остовы печек на месте флигеля, замыкавшего композицию усадебного двора, – серьёзный повод для безпокойства.

Долгие годы в главном здании усадьбы располагалась контора сельхозпредприятия, благодаря этому здание и сохранилось. Сельхозпредприятие приказало долго жить, созданное на его останках хозяйство содержать усадьбу не может. Огромный усадебный дом пустует.

Сейчас дом передан в пользование одному из энтузиастов возрождения усадьбы Николаю Алфеевичу Сайкину. Но много ли может Сайкин, хозяин небольшого валеночного производства и бизнеса? Содержать такое здание – дело дорогое. Пока содержит, просит помощи добрых людей. Добрые люди есть, в большинстве своём небогатые.

К счастью, неравнодушных людей, таких как братья Сайкины, как учителя местной школы Ирина Николаевна Соколова, Любовь Анатольевна Шавилова (они ведут большую краеведческую работу со школьниками), много. Поэтому и есть надежда, что уникальную усадьбу Спасское-Куркино удастся спасти.

Но без поддержки власти надежда на спасение может так и остаться лишь надеждой. Усадьба – это ведь не только архитектура, но и память о людях, строивших её, живших здесь… Резановы и Андреевы, строители и владельцы усадьбы – представители славных дворянских родов, немало сделавших для России. Вспомним о них.

Известно, что происходит древний род Рязановых из Польши, но уже во времена Ивана Грозного Резановы верой и правдой служат России. Из этого рода вышли стольники, стряпчие, воеводы… Позднее были Резановы офицерами, предводителями уездного и губернского дворянства.

Один из Резановых – Алексей Фёдорович Резанов (1819–1848) – оставил по себе уникальный литературный труд «Арабески моей жизни».

Я приведу лишь небольшой отрывок в качестве подтверждения незаурядного литературного таланта автора и яркую картинку жизни усадьбы в первой половине XIX века.

«День же Троицына дня, или лучше сказать последние два дня заговенья перед Петровым постом праздновались в нашем селе под качелями. С самого утра из всех окрестностей села кругом вёрст на 20 сходились поселяне и поселянки разряженные, что называется, в пух. Мы всегда любовались с китайской беседки нашего сада на пестреющие с разных сторон группы крестьян с их семействами. Все тропинки полей кипели народом, стекающимся со всех сторон, и походили на ленты всевозможных цветов, колеблемые ветерком...Толпы народа с шумом валили в наш двор из всех его ворот, и он захлёбывался разноцветными волнами гуляющих.

Качели с скрипом поднимали людей, и родная песня русская, вторя свисту и скрипу качелей, раздавалась в воздухе, то исчезая, то снова являя свои звучные перекаты, сопровождаемая игрой на кларнете и хлопками в ладоши, символами, означающими излияние чувств наслаждения и радости русского мужичка, который, подгулявши в меру, в синем кафтане, в красной рубахе с пуховой шляпой набекрень, ходя под качелями, пощёлкивает орешки, вытаскивая их из своих полосатых штанов и махая белым своим платком, приплясывал под лад песенников и музыкантов…»

В конце XIX века мужская линия Резановых прерывается. Последним владельцем усадьбы являлся Николай Николаевич Андреев. Между прочим, был он членом Первой Государственной Думы по выборам от Вологодской губернии, избирался губернским предводителем дворянства.

В ветвистом древе рода Андреевых есть имена, дорогие всякому русскому человеку, – М.И. Кутузов, И.С. Тургенев. И множество менее известных людей, служивших отечеству, строивших усадьбы, честно исполнявших свой долг перед родиной, разделивших вместе с Россией все горести и тяготы.

Искусствовед и литератор Иван Евдокимов в 20-е годы прошлого века предпринял попытку описания вологодских усадеб, труд остался незавершённым, но статья о Куркине была написана.

«Спасское-Куркино – одна из наиболее примечательных художественно вологодских усадеб, она полна редкого очарования прошлого. Революционные события последних лет порою нещадно коверкали и ломали вековой ансамбль её убранства, но многое ещё осталось целым… Перед нами… типичная помещичья обстановка, типичное архитектурное строительство усадебной России. Беседки, павильоны, пруды, населённые разнообразными породами рыб, огромный господский дом в колоннаде, ворота с остатками лежащих на них львов, огромные службы, церковь, парковые перспективы, аллеи, кружала – вот современный облик Куркина. Особенно важно отметить в этом облике, заслуживающем самого пристального внимания, удивительную для России сохранность и цельность первоначального устройства…

Ценность Куркина увеличивается ещё оттого, что перед глазами воочию встаёт мелкопоместная усадьба всех этих Лариных, Ленских, Онегиных, Петушковых, живая отдалённая Россия пушкинского времени…

Ещё и сегодня полностью сохранился главный дом, внутренняя планировка его осталась прежней: лестницы, анфилады комнат, большой зал. Конечно, утеряна внутренняя отделка тех помещений, но, например, литая решётка на балконе и сегодня на том же месте. До неузнаваемости переделано, но стоит на своём месте здание «музыкантского павильона», цел левый флигель, но состояние его удручающее. Парк жив, по возможности за ним ухаживают местные жители. На своём месте и пруды – их только почисти, и хоть карпов да лебедей запускай.

В усадьбе Спасское-Куркино ещё есть что сохранять, есть что восстанавливать. Дом, старый парк – будто бы затаились и ждут.

…Я подхожу к морщинистому неохватному стволу, трогаю его ладонью и вдруг будто бы слышу всплески далёкой музыки, детский смех, чьи-то шаги, шёпот, легкое дыхание…

Дмитрий Анатольевич ЕРМАКОВ
г. Вологда

Сохранившиеся дореволюционные фотографии дают подробное представление о прежнем виде усадьбы. Фото: Архив Усадьба Спасское-Куркино

Усадьба расположена всего в 20 км от Вологды на популярной туристической трассе на Кириллов, однако посетители сюда заглядывают редко. Нынешнее состояние памятника довольно плачевно. Между тем усадебный ансамбль начал складываться в 1830-х годах. Первыми хозяевами поместья были Резановы, крупные землевладельцы, которым в то время принадлежало около 140 вологодских сел. В 1880-х годах в результате брака Анны Резановой имение перешло к влиятельному роду Андреевых. Последний владелец усадьбы Николай Андреев был уездным предводителем дворянства, одним из самых уважаемых людей губернии.

В 1918 году Спасское-Куркино перешло Советам. Обстановка частично была разграблена, частично передана в Вологодский областной музей; обширная усадебная библиотека стала публичной, а здания были отданы под хозяйственные нужды. Это и спасло главный дом от гибели: до 2013 года здесь располагались конторы сельхозпредприятий, которые все же как-то поддерживали сохранность самого здания. Четыре года назад после банкротства последней из этих контор здание было заброшено и начало разрушаться. Тогда-то и забил тревогу местный предприниматель, некогда член общественного совета Вологодского района Николай Сайкин.

Нынешнее состояние усадебного дома вызывает тревогу, хотя многое в Спасском-
Куркино еще можно спасти. Фото: Юлия Виноградова

Вообще-то усадьба — памятник регионального значения, но ни областные, ни районные власти денег на ее содержание не дают, ценным объектом не считают. «Замгубернатора так и сказал: „Я изучил вопрос и решил, что усадьба нам не нужна“. А ведь он сам историк — как это возможно?» — сокрушается Сайкин. В области уже восстановили две усадьбы — Брянчаниновых и Гальских (куда попала часть куркинских вещей), и руководство считает, что этого Вологодчине предостаточно.

Есть потенциальные меценаты, но их трудно привлечь, поскольку нет средств на проект реставрации (около 2 млн руб.). Проект потребует не только значительного архитектурного обследования, но и архивных изысканий, ведь даже архитектор здания неизвестен. Хотя реставраторы уже осматривали усадебный дом, нашли остатки первоначальных росписей и лепнины, по которым можно восстановить интерьер (сейчас все внутри покрыто облупившейся масляной краской). Создали макет ансамбля. В большом архиве наследников Андреевых есть фотографии первоначального вида усадьбы, на них видны утраченные элементы фасадов. В интерьере сохранились «родные» двери, печи, частично остекление. Чудом уцелела в лихолетье чугунная решетка балкона.

Интерьеры усадьбы. Фото: Юлия Виноградова

Но о былой роскоши главного усадебного дома сегодня напоминает только величественная кубатура: анфилада комнат, просторные залы, окна почти в пол. У усадьбы нет даже отопления: средства на него обещал выделить район, но не вышло. Николай Сайкин за свой счет вставил разбитые окна, починил крышу и электропроводку. Помогают и потомки Андреевых, живущие в Петербурге и Вильнюсе. В 2014 году работы по главному зданию компания «Вологдареставрация» оценила в умеренные 27 млн руб.: здесь крепкий фундамент и каменный первый этаж, второй этаж и мезонин сложены из лиственницы, мало подверженной гниению.

Усадебный ансамбль включал и другие строения. Спасо-Преображенская церковь 1818 года постройки была снесена, на ее месте устроили футбольное поле, а на территории кладбища — поселковую школу (недавно рядом возвели современный храм). Остался каменный гостевой флигель, даже не имеющий охранного статуса. Из двух деревянных павильонов, превращенных в жилые дома, один сгорел в 2013-м, второй перестроен до неузнаваемости. Едва читается структура английского парка, некогда весьма обихоженного. Крепкое помещичье хозяйство включало также конюшни, винокуренный и мукомольный заводы, пекарню, оранжерею — от них остались лишь воспоминания.

Усадьба Спасское-Куркино — памятник регионального значения. Фото: Юлия Виноградова

Хотя за прошедшие четыре года кое-что удалось сделать. Парк Спасского-Куркино попал в федеральную программу и получил средства на капитальный ремонт двух плотин. Каскад прудов восстановлен, летом здесь планируют пустить лодки. Недавно парку выделили еще и президентский грант на благо-устройство зеленых насаждений и беседок. Николай Сайкин старается популяризировать место. «За полтора года, — рассказывает он, — мы провели три благотворительных концерта, пленэры художников, праздники. К нам приезжают волонтерские отряды с международным участием. Мы выпустили пять книг об истории усадьбы». Он и дальше хотел бы наполнять усадьбу жизнью. Но прежде всего — капитальный ремонт и реставрация.

Кажется, что генеральных путей спасения усадьбы два: либо привлечь внимание федеральных органов охраны, либо искать заинтересованный частный капитал. Иначе серьезный памятник рискует если не пропасть бесследно, то потерять последние признаки своего достоинства, растворившись в северном поселке на тысячу человек.

Вологодский Кремль начал возводиться в XVI веке по приказу Ивана Грозного. Планируемая территория в 2 раза превосходила территорию Московского Кремля. Закладка каменной крепости проходила 28 апреля 1565 года, в день святых апостолов Иасона и Сосипатра. Это событие впоследствии дало другое название Вологде - Насон-город. Царь хотел сделать из Вологды личную резиденцию, однако ликвидация опричнины, вероятно, изменила его планы, а Кремль не был построен. Комплекс сооружений, который сейчас называется Вологодским Кремлем, создавался в течение нескольких столетий, его разновременные постройки сильно отличаются друг от друга по своему стилю. Это была Резиденция вологодских Архиереев. До середины XVII века все постройки владычной резиденции были деревянными. Уже в первой половине XVII века в резиденции вологодских архиереев находились все необходимые для административного епархиального центра помещения. Эти многочисленные деревянные здания неоднократно перестраивались, и в настоящее время не сохранены. О них можно судить лишь по различным документальным материалам, в частности по писцовой книге Вологды 1627 года. Вологодский Кремль ранее был Резиденцией вологодских Архиереев. В комплекс памятников Вологодского Кремля входят: Экономский корпус Здание Казенного приказа, или Экономский корпус - первое каменное сооружение в Архиерейском доме, относящееся к концу 1650-х годов. В нижнем, подклетном этаже здания прежде находились ледники и погреба, в верхнем, основном этаже - два больших разделенных сенями помещения, занятые казенной приказной и казначейской кельями. В мезонине здания хранились архиерейская казна, драгоценности и важные документы. Палаты предназначались не только для служебных целей, в них устраивались и торжественные приемы. Большая толщина стен нижнего этажа здания Казенного приказа (до 1, 75 м) вызывает предположение о более раннем возникновении этой части памятника (возможно, в начале XVII века). В целом же архитектура Казенного приказа отличается простотой и строгостью; в ней нет еще того пышного узорочья, которое процветает в эти годы в Москве и появится на Севере лишь позднее. Воздвиженская (надвратная) церковь (1687 - 1692) Надвратная Воздвиженская церковь была выстроена в конце XVII века вместо шатрового верха над главными Святыми воротами, выходящими к Софийскому собору. Это достаточно скромное по своей архитектуре здание имеет традиционную композицию объемов. Сравнительно небольшой четверик, увенчанный одной главой, возвышается над прямоугольным алтарем и узкой, сдвинутой к северу трапезной. Прямоугольная форма алтаря была типична для надвратных храмов XVII века. Надвратная Воздвиженская церковь сохранилась до настоящего времени, но ее прежний облик был несколько искажен купольным покрытием и вычурной главой, относящимися к XVIII веку. Консисторский корпус (XVIII в.) Здесь между 1740 и 1753 годами при епископе Пимене было выстроено каменное одноэтажное здание, расположившееся между архиерейскими палатами и северной стеной крепостной ограды. В 1770-х годах при вологодском епископе Иосифе Золотом над зданием был надстроен второй этаж, и оно было отдано переведенной сюда духовной семинарии, а позднее, в XIX веке, - здесь разместилась сильно разросшаяся Консистория. С тех пор Консисторскими стали называть и сам корпус и образовавшийся благодаря его появлению небольшой дворик. В летний период здесь устраиваются театральные и музыкальные фестивали: «Голоса истории» и «Лето в Кремле». Симоновский корпус Симоновский корпус с церковью Рождества Христова. Второе по времени каменное здание Архиерейского двора. Они были возведены во второй половине XVII века при вологодском преосвященном архиепископе Симоне. Высокий четверик домовой церкви Рождества Христова с четырехугольным алтарем…

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Датировка: XVIII – нач. XX в.

Вид: памятник архитектуры.

Статус: объект культурного наследия регионального значения.

Документ о постановке на государственную охрану: Постановление Правительства Вологодской области от 21 июля 2006 г. № 687 "О постановке под государственную охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территориях Вологодского и Усть-Кубинского районов Вологодской области"

Адрес: Россия, Вологодская обл., Вологодский р-н, с. Куркино, ул. Парковая, 14.

Краткое описание.

Прекрасный образец усадебного ансамбля с представительными постройками в стиле позднего классицизма и пейзажным парком с каскадными прудами. Главный дом – архитектурная доминанта центрального ядра усадебного ансамбля – обладает редкой сохранностью фасадов и принадлежит к лучшим на территории Вологодской области образцам архитектуры данного стиля.

Состояние: удовлетворительное.

Современное использование: многофункциональный центр «Центр дворянской культуры» (в процессе создания).

ИСТОРИЯ

Деревня Куркино впервые упоминается в описании 1613 года. Тогда она значилась в городском стане, состояла из 6 дворов и была отдана во владение Трусовой с сыновьями Жданом и Михаилом. Во вводной грамоте 1630 года читаем: «...за недорослем Степаном Игнатьевым сыном Чалеевым... отца его поместье сельцо, что была деревня Куркино». В 1658 г. «сельцо» было передано его жене Пелагее. В 1666 г. Куркино снова сменило владельцев, о чём мы узнаем по грамоте размежевания земель: «Вдовы Пелагеи прожиточное поместье дано было зятю ее Юрию Матвеевичу сыну Резанову (царедворцу Алексея Михайловича) в поместие со всем».

Юрий Матвеевич с семьей посетил вологодское имение только в 1720 г., так как служба Отечеству далеко не всегда позволяла дворянам устраивать спокойную жизнь в провинции. Однако вскоре после смерти владельца в 1721 г. и его сына – в 1723, внуки Петр и Алексей отправляются на военную службу, и в имении остаются одни женщины: вдова Михаила (сына Юрия Матвеевича) Марфа Стефанова с дочерьми Анной, Анисьей, Ириной и Авдотьей.

Артиллерийскому офицеру Алексею Михайловичу Резанову сельцо Куркино с деревянным господским домом принадлежало в середине XVIII в. Затем им владел его сын Димитрий, женатый на Екатерине Федоровне, урожденной Мезенцевой. Её сыновья Фёдор и Алексей Дмитриевичи Резановы и стали создателями дошедшего до наших дней усадебного ансамбля. Согласно традиции семьи они продолжили государственную службу и большую часть зимних месяцев находились в Вологде, но лето проводили в своем имении.

В 1813–1821 гг. сооружается каменная Спасо-Преображенская церковь и село приобретает новое название – Спасское-Куркино. В 1810-е – 1830-е гг. были возведены главный дом, западный флигель, музыкальный павильон.

Каменная церковь с приделами Михаила Архангела и Алексея Митрополита была сооружена по инициативе А.Д.Резанова. Она представляла собой яркий пример архитектуры позднего классицизма: купольную ротонду с трапезной и четырехъярусной колокольней. Храм окружала кирпичная ограда с башнями и монументальными арочными трехпролетными воротами. По оси подъездной дороги были поставлены еще одни арочные ворота более скромного характера. Около 1838 года была выстроена конюшня – деревянное здание с представительным главным фасадом, выходившим на северную сторону парадного двора, который в усадьбе называли Белым. Конюшня имела в центре портик, а на флангах – небольшие павильоны, объединенные между собой галереями с колоннами. Восточный деревянный флигель построили, очевидно, около середины XIX в., примерно тогда же и производственный корпус (сыроварню?) в хозяйственной части усадьбы.

Дмитрий Резанов, сын Федора Дмитриевича, – последний владелец усадьбы, носивший эту фамилию. Учился он в Санкт-Петербурге, а затем служил при дворце и всю жизнь по возвращении на родину гордился своей столичной службой, подписывая документы как «Камер-юнкер двора Его Императорского Величества».

Его дочь Анна вышла замуж за Николая Федоровича Андреева, надворного советника, председателя палаты уголовного суда. Их сын Николай Николаевич Андреев становится последним хозяином имения. Окончив Александровский лицей, он служил в государственной канцелярии и в отделении свода законов. В 1894 г., в возрасте 23 лет, вернулся в Вологду и был сразу избран уездным предводителем дворянства. За успешное руководство всеобщей переписью населения по Вологодскому уезду ему была объявлена высочайшая благодарность. В 1897 г. он был избран почетным мировым судьей, в следующем году определен на службу в Министерство внутренних дел, где участвовал в работе комитета по сельскохозяйственным нуждам. В 1905 г. Николай Николаевич стал губернским предводителем дворянства, а вскоре и первым депутатом Государственной Думы от Вологодской губернии. При нем в 1915 г. в Куркине был открыт приют-ясли для сирот воинов на 80 человек.

Интересно, что женат он был на Лидии Анатольевне Гизетти, родственнице И.С. Тургенева.

В начале XX в. Николай Николаевич сдает имение в аренду увлеченно занимающемуся сельским хозяйством немцу Э.Э. Лерчеру.

После революции 1917 г. Андреевы не посещали усадьбу – она перешла в ведение ГубЧК, затем в ней располагались различные сельскохозяйственные учреждения, не заботившиеся о ее сохранности, потому главное здание и прилегающий парк со временем потеряли былое великолепие. В мае 1918 г. на базе имения был создан совхоз «Куркино».

В 1920-е годы последние владельцы усадьбы уехали в Ленинград, где в настоящее время проживают 6 внуков, 13 правнуков и 7 праправнуков последнего владельца Спасского-Куркино.

В 2006 г. «усадьба Спасское-Куркино, XVIII – нач. XX в.» была поставлена под государственную охрану как объект культурного наследия регионального значения, а в 2008 г. утверждено положение об особо охраняемой природной территории областного значения «Памятник природы “Старый парк” в селе Куркино».

В ноябре 2013 г. обанкротившееся сельскохозяйственное предприятие, занимавшее усадьбу, выехало из нее.

В рамках программы «Усадьба Спасское-Куркино», разработанной при благотворительном фонде «Земля Вологодская», администрацией Вологодского муниципального района, активной группой жителей села Куркино и руководителем программы Николем Алфеевичем Сайкиным осуществляются восстановление, реконструкция усадьбы и создание на ее базе музейно-туристического комплекса «Центр дворянской культуры», который будет включать в себя музей, центр ремесел, гостиницу и кафе.

Уже сейчас здесь проходят различные праздники и благотворительные концерты, а усадьбу часто посещают потомки Резановых-Андреевых – Анатолий Владимирович Андреев (г. Санкт-Петербург, Россия) и его дочь – Светлана Анатольевна (г. По, Франция).

В 2013 г. была выпущена книга «Усадьба Спасское-Куркино», в 2014 – «Духовным светом осиянны...», в 2015 – «Арабески моей жизни» А.Ф. Резанова.

В летний период 2014–2015 гг. восстановительные работы в усадьбе осуществлялись российскими и иностранными волонтерами.

По решению Арбитражного суда области от 29 февраля 2016 г. здание усадьбы Спасское-Куркино перешло в собственность Вологодского муниципального района.

На ее базе с 19 июня по 2 июля 2017 г. работал международный молодежный волонтерский отряд «Дружба». Молодежь из Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Франции, Ирландии, Вологды и Вологодского района благоустраивали дворянский парк, в ненастные дни фронт работ перемещался в главный дом.

В настоящее время имущество, мебель, посуда, различная утварь и личные вещи дворян Резановых-Андреевых хранятся в фондах Вологодского государственного музея-заповедника, а большую часть богатейшей дворянской библиотеки, поступившей в фонды в конце октября 1918 г., можно увидеть в отделе редкой книги Вологодской областной универсальной научной библиотеки.

Сегодня в комплекс усадьбы Спасское-Куркино входят:

1. Главный дом, первая треть XIX в.

2. Западный флигель, первая треть XIX в.

3. Бывший дом призрения (жилой дом).

4. Музыкальный павильон, первая треть XIX в. (перестроен во второй половине XX в.).

5. Сыроварня (?), середина XIX в.

6. Винокуренный завод, конец XIX в. – начало XX в.

7. Парк с каскадными прудами, XVIII – начало XX в.

АРХИТЕКТУРНОЕ ОПИСАНИЕ

Усадьба занимает довольно большую территорию, непосредственно примыкая к современному поселку, строения которого находятся с запада, на другой стороне подъездной дороги, и с юга. Основная часть комплекса расположена вдоль подъездной дороги, имеет продольно-осевую планировку. Ядром ее является парадный, так называемый Белый двор, примерно квадратный в плане, с трех сторон обстроенный представительными сооружениями в стиле позднего классицизма. На его южной стороне стоит главный дом. Перед его главным фасадом (противоположным парадному двору) высятся две лиственницы, а перед боковым, западным – три пихты. С двух боковых сторон парадный дом фланкируют почти идентичные по архитектуре одноэтажные с мезонином жилые флигели: кирпичный и оштукатуренный с запада и деревянный, обшитый тесом с востока. На парадном дворе растут молодые березы и ели, а перед домом – несколько лип. В центре парадного двора поставлен обелиск памяти погибших в Великой Отечественной войне. С севера к парадному двору примыкает обширная хозяйственная часть. Здесь за конюшней находились скотный двор, мастерские, оранжерея и другие постройки, из которых сохранился только производственный корпус (сыроварня?) , поставленный на берегу хозяйственного пруда. Полукаменное двухэтажное здание с элементами позднего классицизма в архитектуре имеет кирпичный, побеленный первый этаж и деревянный, обшитый тесом второй. К восточному торцу примыкает одноэтажный кирпичный объем. Одинаковые продольные фасады имеют пятиосевую композицию с легким рустованным ризалитом в центре на первом этаже.

Боковые окна первого этажа попарно объединены ленточными нишами над ними. Такие же ниши расположены на боковом, западном фасаде в четыре оси проемов. Стены завершены профилированным карнизом. Здание сложено верстовой кладкой из кирпича размером: 25 (25,5) x 12 x 8 (8,5) см.

В несохранившемся восточном флигеле , по рассказам местных жительниц Е.А.Калининой и Л.В.Сухаревой (Малиновской), сообщенных Л.А. Шавиловой, находилась барская детская, которая со стороны парка выходила в песочницу, оформленную в виде балкона. Поэтому само здание называли «песочным балконом».

Западный флигель , в котором жили дворня и прислуга, расположен вдоль западной стороны парадного двора. Вместе с аналогичным ему по архитектуре восточным флигелем он формировал симметричную композицию центрального ядра усадебного комплекса. Это одноэтажное с мезонином кирпичное оштукатуренное здание с гранитным цоколем выстроено в стиле позднего классицизма. Прямоугольный сильно вытянутый основной объем покрыт вальмовой кровлей. Длинные фасады в средней части акцентированы мощным ризалитом в 7 осей проемов, отвечающим по ширине мезонину. Простенки между прямоугольными окнами почти целиком обработаны тосканскими пилястрами большого ордера, которые создают выразительный ритм вертикальных членений. Над окнами первого этажа расположены сандрики-полочки, объединенные с прямоугольными накладными досками. Ризалит завершается пологим треугольным деревянным фронтоном с профилированным карнизом. Тимпан фронтона прорезает своеобразное трехчастное чердачное окно, следующее своими очертаниями наклонам фронтона.

Главный полукаменный дом усадьбы возведен в стиле позднего классицизма. Кирпичный нижний этаж оштукатурен, декорирован ленточным рустом, верхняя часть здания – деревянная, бревенчатая, из лиственницы – обшита тесом. Окна первого этажа акцентированы веерными гребнями с клинчатыми замками, прямоугольные окна стройных пропорций второго – обрамлены простыми наличниками и завершены треугольными сандриками.

Дом стоит на главной планировочной оси архитектурного ансамбля усадьбы. Перед его северным фасадом расположен парадный двор. Восточным торцом дом обращен к английскому парку, который был посажен в виде двуглавого орла и за которым находился каскад прудов.

Главный, южный фасад, к которому ведет подъездная дорога, выделяется сильно выступающим посередине ризалитом с цоколем-аркадой на первом этаже и шестиколонным портиком тосканского ордера на втором. П-образный в плане объем, имеющий крупные боковые ризалиты со стороны парадного двора, завершен вальмовой кровлей.

Колонны южного фасада несут антаблемент с трехчастным окном. Карниз фронтона украшен мутулами. В центре и глубине аркады расположен главный вход в дом. За портиком находится балкон, огражденный кованой ажурной решеткой.

Боковые крылья главного фасада и остальные фасады отличаются единым характером декоративной обработки: проемы второго этажа по всем фасадам объединены полочкой, стены завершены антаблементом, который со стороны парадного двора прерывается прямоугольными антресольными окнами, с гладким фризом и профилированным карнизом.

Несмотря на некоторое смещение средних окон первого этажа от осей верхних окон, композиция северного фасада выглядит строго симметричной. Это подчеркивают треугольные фронтоны над боковыми ризалитами и крупное слуховое окно на средней оси фасада. Последнее имеет полуциркульный проем и треугольный фронтон.

Не менее интересно внутреннее убранство усадьбы: пол в 25 основных комнатах покрывал паркет из палисандрового красного и черного дерева, вся мебель в стиле ампир была из красного дерева или карельской березы, расписные потолки (росписи на потолках сохранились до сих пор под слоем штукатурки: об этом свидетельствуют исследовательские пробные раскрытия, выполненные реставратором О.А. Соколовой) украшали плафоны и хрустальные люстры, стены были обиты шелковыми обоями. Изысканности комнатам добавляли мраморные статуэтки, зеркальные горки с фарфором русских заводов Гарднера, Миклашевского, Поскочина, Софронова, Попова; иностранных – Мейсона, Сакса, Севра.

Особенно роскошно выглядела гостиная с плафоном, представляющим собой гирлянды цветов с плодами, и росписью стен: нижняя часть стены лимонного тона с синими медальонами амуров на драконе и репьями в розетке, над ними план, по которому брошены живописные рисунки труб, цитр, бубен, скрипок, мандолин, нот, лавровых венков, злаков, палитр, факелов, кузнечных инструментов, рыболовных принадлежностей, корзин с фруктами и цветами.

Столовую украшали два зеркала с фамильными медальонами, подзеркальными полуциркулярными комодиками красного дерева.

В доме можно было увидеть парадные двустворчатые двери со стрельчатыми арочками и гофрированными розетками, угловые побеленные печи со срезанным зеркалом, точеные балясины строгой формы в ограждениях лестниц, тянутые карнизы на потолках второго этажа.

Первый, хозяйственного назначения этаж имел коридорную планировку. Три помещения сохранили сводчатые перекрытия: одно – коробовый свод и два – лотковые с распалубками. Второй – парадный, жилой – сочетал коридорную систему с анфиладной.

УТРАТЫ, ПЕРЕСТРОЙКИ, РЕСТАВРАЦИИ

Утрачены многие постройки усадьбы: Спасо-Преображенская церковь с оградой и воротами (колокольня сломана в 1956 году, храм с трапезной позднее), усадебная ограда с воротами, конюшня, скотный двор, мастерские, оранжерея, восточный флигель. До неузнаваемости перестроен музыкальный павильон, руинирован винокуренный завод. Парк сильно вырублен и запущен. Территория усадьбы застроена новыми зданиями, в частности на месте конюшни сооружен крупный объем дома культуры.

У западного флигеля растесана большая часть окон. К его северному торцу примыкает новый каркасный тамбур. Сильно переделаны интерьеры и внутренняя планировка. В частности, при приспособлении южного крыла здания под магазин, там устроено единое помещение со столбиками, несущими балки перекрытия.

На северном фасаде главного дома утрачен балкон, а на восточном – обе террасы и лестница между ними. На нем сделана пожарная лестница, на которую ведет дверь второго этажа, переделанная из окна. Сильно изменился и частично был утрачен интерьер усадьбы. Внутренняя планировка была искажена новыми перегородками, а взаимосвязь некоторых помещений изменена закладкой старых и пробивкой новых проемов.

М.С.Герасимова

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Резановы

Андреевский А. Образование и воспитание в барской семье Вологодской губернии в начале XIX века: из архива села Куркино // Север. – 1928. – №7.

Герб Резановых // Гербы вологодских дворян: извлечение из «Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи». – Т.1,4. – СПб., 1794–1799.

Даен М. Е. Атрибуция портретов XVIII века из собрания ВГИАХМЗ // Памятники культуры: новые открытия. 1977. – М., 1998.

Даен М., Малинина Н., Резанов А.Ф. Арабески моей жизни // Памятники культуры: новые открытия. – М., 1972.

Мухин А. Возвращаясь к истокам. – (Мосты в прошлое: Спасское-Куркино) // Маяк. – 1994. – 16, 19, 21, 23, 26, 28.04; 17, 19.05

Резанов А. Арабески моей жизни // Памятники культуры: новые открытия. – М., 1972.

Резанов А.Ф. Арабески моей жизни. – Куркино, 2015.

Андреевы

Андреев Н.Н. // Деятели России. – СПб., 1906.

Мухин А. Мосты в прошлое: предания семьи Андреевых // Маяк. – 1995. – 01, 04, 08,13.07.

Хозяйка Спасского-Куркино // Ступени. – 1996. – 07.03.

Усадьба

Духовным светом осиянны. – Куркино, 2014.

Евдокимов И. Куркино. – [Вологда, нач. 1920-х годов] // перепеч.: Лад. – 1994. – № 6, 7.

Мухин А. Мосты в прошлое: Спасское-Куркино // Маяк. – 1994. – 16, 19, 21, 23, 26, 28.04; 19.05.

Кушнырев М. Хозяйства Вологодского уезда: Спасское-Куркино // Хозяин-северянин. – 1907. – №13.

Краткий очерк о деятельности Спасского центрального приюта за время с 15 февраля по 1 октября 1915 года. – Вологда, 1915.

Об опеке имения капитанши Анны Дмитриевны Андреевой. Опись имущества после умершей вологодской помещицы Анны Дмитриевны Андреевой. Село Спасское-Куркино. ГАВО Ф.86 Оп.1. Д.686 лл.15–48.

Обрядина В. Как погибал ансамбль усадьбы Куркино: (по материалам начала ХХ века) // Известия ВОИСКа. – Вып. XII. – Вологда, 2002.

Обрядина В. Утраченная культура: Судьба усадьбы Спасское-Куркино в 1920-е годы // Известия ВОИСКа. – Вып. XIII. – Вологда, 2004.

Усадьба Спасское-Куркино. – Куркино, 2013.

Ячменнова К. Для души: гулянье под качелями // Маяк. – 1994. – 05.07.

Библиотека

Ильюшина М. Две усадебные библиотеки // Французская культура в русской провинции. – Вологда, 2000.

Каталог библиотеки Резановых-Андреевых: книги на русском языке / сост. Н.Н. Фарутина. На правах рукописи.

Кевролева-Коноплева Л. Общий очерк усадебных библиотек. – Вологда, 1920.

Фарутина Н. Вологодское дворянство и усадебные библиотеки: на примере библиотеки Резановых-Андреевых // Румянцевские чтения: Материалы междунар. науч. конференции. – М., 2006.

Усадьба Спасское-Куркино. Главный дом: паспорт памятника истории и культуры РФ / М.Г.Карпова. Сентябрь 2003 г.

Электронные ресурсы

Легчанова Е. Усадьба Спасское-Куркино // cultinfo. Культура в Вологодской области [сайт]: URL:http://cultinfo.ru/historical-cultural-heritage/spasskoe-kurkino/

Спасское-Куркино // Вологодская областная научная библиотека [сайт]: URL: https://www.booksite.ru/usadba_new/1.htm (дата обращения: 14.07.2017).

Усадьба Спасское-Куркино: [сайт] // Русские усадьбы. URL: http://visitusadba.ru/objects/227/2311/ (дата обращения: 14.07.2017).

Усадьба Спасское-Куркино, Вологда: [группа вконтакте] // URL.

December 25th, 2013

В двадцати километрах на север от Вологды есть такой посёлок - Куркино - это бывшее дворянское имение Резановых-Андреевых. В центре села до наших дней сохранился усадебный комплекс начала XIX века, доминантой которого служит полукаменный двухэтажный барский дом, фасад которого украшен массивным шестиколонным портиком. Кроме главного дома немаленьких размеров, я вам скажу, в 2012 году ещё были целы два флигеля-особняка, выполненные по одному проекту, но из разных материалов: один каменный, другой из дерева. Поскольку в отношении вологодских усадеб можно раздобыть очень много истории, что я и сделал, мой блог будет состоять из исторической части, интересных воспоминаний старожил села и архивных фото.


Первое упоминание деревни Куркино относится к периоду польско-литовского нашествия. В описании за 1613 г. эта деревня значилась в городском стане и состояла из 6 дворов. В вводной грамоте 1630 г. значится: «...за недорослем Степаном Игнатьевым сыном Чалеевым... отца его поместье сельцо, что была деревня Куркино...» . Сельцо Куркино Степана Чалеева в 1658 г. было передано его жене Пелагее. И только в 1666 г. «вдовы Пелагеи прожиточное поместье дано было зятю её Юрию Матвеевичу сыну Резанову ("царедворец") в поместие со всем...» . С тех пор земли находились в роду Резановых. В сер.XVIII века соседним сельцом Елизарово с деревнями владел полевой и осадный артиллерист Алексей Михайлович Резанов (имел дом в Петербурге на Артиллерийской линии (ныне Васильевский остров). Его наследником был единственный сын Димитрий, женатый на Екатерине Федоровне, урожденной Мезенцевой. Несмотря на большое количество малолетних детей и раннюю смерь мужа, Екатерина Фёдоровна энергично занимается хозяйственными делами и постоянно расширяет имение, присоединяя к нему множество новых сел и деревень. Главной же её усадьбой становится сельцо Куркино.

Её сыновья и являются создателями усадебного ансамбля дошедшего до наших дней. Немного об этих персонах:
- Фёдор Дмитриевич Резанов «в службу вступил в лейб-гвардии Преображенский полк капралом 19 октября 1775 года» , когда ему было всего 7 лет. Все унтер-офицерские чины он прошёл едва ли не в детстве и в 1784 году, в возрасте 16 лет, вышел в отставку, числясь капитаном от армии. Через два года он уже коллежский асессор в Вологодской уголовной палате. В 1797 г. награждается чином надворного советника и уходит в отставку в чине коллежского советника 21 июля 1800 г.
- Самый младший сын Алексей Дмитриевич, выйдя в отставку в 1794 г. в звании капитана армии, с 1799 по 1802 гг. исполнял должность уездного предводителя дворянства г. Грязовца, за что награжден был по указу императора Павла I орденом св. Иоанна Иерусалимского 4-й степени. Оба они в 1801 г. подают прошения о разрешении строительства каменных домов в Вологде, вместе участвуют в возведении усадебных домов в сельце Куркино. Главный дом усадьбы (1810-1830 гг..), полукаменный, двухэтажный с антресолями, в стиле ампир выстроен почти сплошь из лиственницы.
Центральная часть фасада - портик о шести деревянных колоннах дорического ордена.

С 1809 г. братья закладывают церковь во имя Спаса Преображения вместо ветхой старой деревянной церкви «что под Березою». Спасская церковь строилась 13 лет, после чего к селу Куркино добавилось название Спасское.

Вскоре жизнь Алексея обрывается, и Фёдор Дмитриевич становится полновластным хозяином усадьбы. Все свои силы он употребляет для устройства своего родового гнезда, и едва ли в Вологде с ним кто-то мог равняться по богатству. Если в 1824 г. за ним числилось 1645 душ родовых, то к 1837 это количество увеличилось до 2454.

Во 2-й пол.XIX века приёмником рода Резановых по мужской линии был Дмитрий, к которому и перешла в наследство усадьба. Но именно с ним фамилия этой линии Резановых прекращается, а его единственная дочь Анна (родилась в 1844 г.) вышла замуж за своего кузена Николая Фёдоровича Андреева, с которым прожила очень короткую жизнь и в 1880 г. умерла, оставив троих малолетних детей. Из них усадьбу Куркино унаследовал её сын Николай Николаевич Андреев. Андреевы, так же как и Резановы, уделяли много времени сохранению родового гнезда, построенного их предками, делали ремонты, следили за парком, обновляя его посадки, восстанавливали росписи дома и усадебной церкви, пополняли библиотеку.

В доме насчитывалось 25-27 основных комнат. Множество из них было наполнено обстановкой Екатерининского и Александровского времён. Все покои отличались изяществом и вкусом, со штофными обоями, хрустальными люстрами, плафонами, мраморными статуэтками, зеркальными горками с фарфором русских заводов. Комнаты назывались: гостиная, бильярдная, зал, буфет, гувернантская, детская, классная, девичья, каминная, кабинет и библиотека. В библиотеке было более трёх тысяч томов.

Необходимо добавить, что мебель была либо из красного дерева, либо из карельской березы. На стенах - литографии, картины, иконы, портреты, многие из которых после революции были перевезены в Вологодский музей. В большинстве комнат пол был покрыт паркетом из палисандрового красного и чёрного дерева.

Последний владелец Куркино Николай Николаевич Андреев

Русский общественный деятель и политик, член I Государственной думы от Вологодской губернии.
Был женат на Лидии Анатольевне Гизетти - родственнице И.С. Тургенева.

Однако, с новым владельцем эта усадьба, как и большинство других, в нач.XX века перестаёт быть дворянским гнездом и превращается в "экономию". Н.Н. Андреев сдаёт имение в аренду немцу Эдуарду Эммануиловичу Лерчеру, человеку умному, практичному, дельному, знающему хорошо сельское хозяйство. Арендатор Лерчер сдавал крестьянам окружающих деревень сенокосы и лесные покосы исполу. Вскоре заработал винокуренный завод, мельница. В барской паскотине паслись высокопродуктивные коровы. Хозяйство Куркино стало передовым. Но есть и другая точка зрения на работу Лерчера: "За последнее десятилетие из хозяйства извлекалось всё, что возможно; поля запускались, старинные постройки без малейшего ремонта пришли в окончательную ветхость. Силами хозяйства обрабатывалась только часть полевой площади, а остальное сдавалось крестьянам в исполовное пользование ". То, что Лерчер старался выкачать из куркинских угодий все возможные выгоды, ничего не вкладывая на восстановление и развитие эксплуатируемого им хозяйства, вполне объяснимо. Он не был собственником имения, а потому и не был заинтересован в интенсивном ведении хозяйства. И, чувствуя надвигающуюся революцию, он оставил имение Спасское-Куркино, сдав его обратно своему хозяину Андрееву, а сам уехал в город Вологду.
От периода хозяйственнного использования имения до наших дней сохранились такие вот производственные постройки.

На территории усадьбы располагались два особняка: один одноэтажный, деревянный с четырьмя дорическими колоннами по фасаду и другой двухэтажный полукаменный с шестиколонным портиком. Помимо господских домов усадьба включала: два флигеля, музыкальный павильон, оранжерею, огромную конюшню и многочисленные хозяйственные постройки. Был разбит огромный парк с берёзовыми и липовыми аллеями, каскадами прудов, островками и беседками.

На этом архивном снимке мы видим старый дом, который за ветхостью в начале XX столетия был разобран.

Здесь представлена боковая часть крыла главного дома (сейчас колоннада первого этажа, лестница и галерея второго утрачены). Перед фасадом этого торца лужайка, на ней устроены вазоны и зеркальный шар, а если присмотреться - там копошатся дети.

Это музыкальный павильон. И тут дети в картузах.

Некий небольшой домик со спаренными пилястрами или колоннами по фасаду.На заднем плане главный дом.

Один из флигелей.

Два боковых флигеля, выполнены по одному проекту. Только один из них каменный, а второй полностью деревянный.
К двухэтажной средней части флигеля примыкают одноэтажные крылья с рустованными углами. Населялся дворовыми людьми.

Фронтон опирается на восемь широких квадратных деревянных колонн-пилястр.

К сожалению, в 2013 г. представленный на фото деревянный флигель сгорел до основания.

Каменный флигель-особняк по окраске белое (пилястры) с жёлтым (стены) Александровского времени.

По рассказам старожилы Куркино у Лидии Вонифатьевны Сухаревой (Малиновской) отец Вонифатий Васильевич работал в сыроварне, а мать Аполлинария Михайловна - в прачечной у барина, которая размещалась в каменном флигеле. В свободное время Аполлинария Михайловна помогала на господской кухне. Хорошее мясо употреблялось на приготовление блюд господам, а мясные обрезки и кости раздавались крестьянам. В день рождения Н.Н. Андреева все работающие у него ходили его поздравлять. Отец Лидии Вонифатьевны говорил, что барин ждал их. Выйдет к ним, угостит рюмочкой, ещё и подарочек даст. Кого особенно уважал, даже ситцевой рубахой одаривал. Деревни Куркинской округи всегда были окружены изгородями, и если барин должен проехать через деревню, то деревенская детвора ворота закрывала специально и требовала откуп. Дети Андреева бросали в деревенских запасенные на такой случай конфеты и пряники, и забавлялись тем, что наблюдали, как копошились босоногие мальчишки и девчонки, стараясь подобрать из пыли как можно больше брошенных "подарков". Эдакая сцена барских забав.

Ну, и виде дополнения "забавная" история перехода усадьбы в рабоче-крестьянские руки и создание совхоза.
"В марте 1918 года в Савинском (Несвойской волости) в доме у Михайловых был большой переполох. Сын Дмитрий Иванович Михайлов пришел с фронта домой... Дмитрий Иванович возмужал, стал серьезным, говорил как-то по-другому, за самоваром он рассказывал о Петрограде, о революции, о Ленине... В избе отец с сыном. "Сынок, скажи, ты коммунист или сочувствующий?" - "Я, тятя, коммунист!" - "Ты мне скажи, кто сейчас хозяином будет?" - "Хозяин - это мы: рабочие, солдаты и беднейшее крестьянство - вот кто сейчас хозяин. Мы и будем организовывать здесь власть и наводить революционный порядок".
На другой день к Михайловым пришли ребята, началась в доме веселая, молодежная болтовня. "Ребята! Отец мой говорил, будто бы в селе Куркино до сих пор хозяйничают братья Гурьяновы - холуи барина и лизоблюды - пусть они знают, что революционный дух пришел в село вместе с нами" - "У кого есть оружие?" - "У меня есть", - говорил Анатолий Александрович Чижов, только что приехавший из Румынии. "И у меня есть винтовка с патронами", - говорил Алексей Николаев. - "Забирайте оружие у кого что есть и пошли в Куркино". Когда группа савинских ребят с оружием в руках появилась на Белом дворе усадьбы, жители села из окон и балконов с любопытством смотрели, что же будут делать савинские ребята, зачем они пришли.
"Ну, товарищи! - говорил Михайлов. - Надо вызвать сюда Гурьяновых"...
Минут через двадцать на Белом дворе появился Павел Иванович Гурьянов, с испуганным, побледневшим лицом, с дрожью в голосе. "Что вам нужно от меня ребята?" - говорил он, возмущаясь и вместе с тем испугавшись вооруженных ребят. Дмитрий Михайлов, продвинувшись из толпы вперед, подошел вплотную к Гурьянову и чётко по-военному сказал: "Именем солдат революции мы предлагаем сдать нам ключи". В это время подошел к ребятам и Василий Иванович Гурьянов, вместе с ним пришли рабочие села Куркино. "Ребята! Да ведь это ж настоящий бунт, разбой! - говорил Павел Иванович, оправившись от растерянности и волнения. - Зачем понадобились вам ключи?" - продолжал он. - Чтобы растащить и разворовать все имущество? Барин Андреев поручил охранять добро нам, а не вам". "Революционные солдаты требуют от вас ключи", - говорил Михайлов более решительно, воодушевляясь подсказками своих товарищей сзади. "Мы потеряли доверие к вам, - кричали ребята в толпе. - Вы холуи, барские лизоблюды, воры!" "Ну, хорошо, кто же из вас примет ключи?" - говорил Гурьянов, растерявшись окончательно. "Пусть принимает ключи Владимир Павлович Фокин. Фокин принимай ключи", - кричали ребята. Фокин, смущенно покраснел, но взял у Гурьянова большую связку ключей.
"Братцы! - говорил Фокин. - Надо бы составить акт, как же без бумаги-то?" "Надо комиссию!" - кто-то выкрикнул. "Да что там: Михайлов, Чижов, Юдин, Фокин - вот вам и комиссия", - говорил Малитин. "Надо бы вызвать представителя из комитета бедноты - Садовникова Александра Алексеевича", - кричали ребята. Комиссия работала долго, внимательно и серьезно: измеряла, взвешивала, записывала, опечатывала, скрепляла своей подписью..."
В мае 1918 года на базе имения был создан совхоз. Первым директором совхоза "Куркино" стал Владимир Павлович Фокин.

В создании поста использован материал сайта