Сообщение в гаванях афинского порта. Задание на группы

Андреева Гульнур Зиннуровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ им. П.Е.Воробьева с. Нижняя Русь"
Населённый пункт: Республика Татарстан
Наименование материала: конспект урока
Тема: В гаванях афинского порта Пирей
Дата публикации: 03.11.2016
Раздел: полное образование

В гаванях афинского порта Пирей

Цель:
дать представление о роли Афин в истории Древней Греции, категориях населения, жизни населения афинского порта Пирей рассмотреть условия жизни рабов в Афинах.
Задачи:
выявить источники рабства, развивать умения работать с учебником, с историческими документами, выделять главное, анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы, воспитывать чувство уважения к истории и культуре других стран. Планируемые результаты:
Предметные:
овладевать целостными представлениями об историческом пути развития греков; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для описания условий и образа жизни, занятий афинян. Метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала. Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально- нравственный опыт предшествующих поколений. Оборудование: проектор, мультимидейная презентация, раздаточные материалы, учебник Всеобщая история Вигасин А.А.
Тип урока: урок открытия новых знаний Вид урока: урок экскурсия Ход урока. I.Организационный момент.(слайд 1) -Ребята, здравствуйте! - Сегодня урок отменяется! Мы все вместе с вами поплывем вот на этом корабле с белыми парусами и совершим морское путешествие. У вас на столах ленточки завяжите их, с этой минуты вы юнги нашего корабля. А капитаном корабля буду я, Гульнур Зиннуровна. II. Мотивационно- целевой этап. - Место поездки вы должны отгадывать. Эта страна находится в Балканском полуострове, омывается Эгейским и Средиземными морями - (Греция). Но в Греции много полисов, нам нужен один. В гавани какого полиса мы остановимся? Это самый могущественный полис, где впервые зародилась демократия… -Верно,Афина. Как же мы сформулируем нашу тему?(слайд2)
Тема: В гаванях афинского порта Пирей.
III. Актуализация. - Что нужно иметь, чтобы попасть в корабль? - правильно пропуски. У Вас на столах есть билеты, они не простые а с заданиями. Это и есть Ваш пропуск в корабль 1. Демос (народ)
(слайд 3)
2. Демократия (власть народа)
3. Олимп (Олимпийские гора, где проводились первые игры) 4.Мильтиад (военный начальник Афинян) 5.Дарий I(персидский Царь) 6. Эллада (Греция) Молодцы ребята, добро пожаловать на наш корабль. Мы отплываем из нашей гавани.
Учитель:
Сегодня мы познакомимся с историей афинского порта Пирей
.(Слайд 4)


План урока.
1.

Порт Пирей

Военные гавани порта

Торговая гавань

Тяжелая участь рабов

Основное препятствие (слайд 5)
Но, у меня есть очень интересная для Вас информация! Побывавшие в Пиреи чужестранцы разделились во мнении: одни неустанно его хвалили, а другие с осуждением относились к местным жителям. Кто же был прав в оценке греческого города? Подумайте, и старайтесь найти ответ в течении нашего путешествия! Ой, кажется Мы подплываем к берегу. Ребята, нам не дают сойти с корабля? -Что должны сделать чужестранцы, чтобы попасть в порт? - Да, заплатить пошлину.
- А пошлина у нас состоит из следующих вопросов: - Что мы можем увидеть у берега? (порт, много кораблей, людей) - Кто же нас может встретить, что мы услышим? -Ура, ребята нас пустили в порт.
IV. Изучение нового материала.
Перед нами порт Пирей.
Военные гавани порта (слайд 6)

Учитель
: в Vв.д.н.э главным портом Афинского государства стал Пирей, расположенный в 5-6 км от Афины, дороги соединяющей Афины с Пиреем были соединены Длинными стенами. Со стороны суши соорудили каменные стены. - Как вы думаете, кто защищал порт со стороны моря? - В Пиреи находились две военные и одна торговая гавани.
(слайд 7)
Узкие входы в гавани запирались железными цепями или просмоленными канатами. Афинский флот был самым сильным в Элладе и насчитывал 400 триер. На военных кораблях служили только,
афинские граждане.

Вопрос к группам: Первое препятствие
Кого еще можно было увидеть на военных гаванях и чем они занимались? , читаем 172 стр. 1,2 абзац
.(Слайд 8,9)

Вывод: Какую роль играли военные порты? (защитную)

- Физкультминутка:(слайд 10)

Ану-ка,

ребята

вместе

дружно

встали

посмотрим

небо,

ожидается ли ураган, ведь нам обратно вернутся.

- посмотрели на право,

-посмотрели на лево,

- посмотрели друг- на друга,

- волны качаются раз,

- волны качаются два,

- волны качаются три и успокоились, на море полный штиль.
Продолжаем с Вами знакомиться Пиреем.
На экране картина, Торговая гавань.

Задание на группы

Перед нами порт Пирей. (Слайд 11)

Второе препятствие(слайд 12)
1. Как можно узнать, что действие происходит на торговой площади? 2. Предположите, что находится в мешках, привезенных в Афины? 3. Какой товар идет собственными ногами? 4. Каково содержимое амфор вывозимых из Афин на продажу? 5. Что вывозили купцы из Афины, что ввозили?
6.
С какими странами торговали? Стр.172, 2пункт,2 абзац
(слайд 13)

Учитель:
Все купцы приехавшие в Афины с товаром, должны были заплатить в государственную казну особый взнос- пошлину за право торговать. Среди купцов были и
переселенцы

метеки)
из других городов, проживавшие в Афинах. Они говорили по- греческий, одевались как греки, поклонялись тем же богам,платили пошлину за право торговать и платили за права жить в Афинском государстве. Граждане Афин такого налога не платили.
(Слайд 14)
-Почему, несмотря на уплату налога, метекам выгодно было жить в Афинах? (Ведь они не считались гражданами полиса, а значит, не участвовали в управлении государством.)
(Слайд 15)

Докажите, что морская торговля способствовал могуществу и богатству Афин. (Деньги шли в казну Афинского государства.)
Вывод: Почему торговый путь называли в Греции «Ртом Афины»,

справедлива ли это? Почему? (слайд 15)
Потому что,именно торговый путь приносил большую прибыль от продажи: вин, оливкового масла, рабов и от уплаты налогов.
Тяжелая участь рабов. (Слайд 16)
Обратите внимание на людей, которые сходят с корабля. Как вы думаете, кто это? - Задание на группу:
Четвертое препятствие(слайд 17)
1.Основным источником рабства являлся? стр.174 1 абзац 2. Чем рабы отличались от остальных людей?стр.174 посл. абзац 3. Где применялся труд рабов?стр.174 2-4 абзацы 4. Кто такие вольноотпущенники? Стр. 175 5. Всели афиняне могли владеть рабами? Стр. 174 документ 6. Могли ли стать бедные афиняне рабами(нет, отменено было долговое рабство)
Вывод: Какое единственное право было у рабов по законам Афин?

V.Первичное закрепление

Ребята, вот и закончилось наше путешествие, наш корабль приплывает в нашу гавань. И все- таки вернемся к вопросу:
(слайд 18)
Побывавшие в Пиреи чужестранцы разделились во мнении: одни
неустанно его хвалили, а другие с осуждением относились к местным

жителям. Кто же был прав в оценке греческого города?
-С каким мнением вы согласитесь? Почему?
VI. Домашнее задание(слайд 19)
Пользуясь п. 36: - Нарисовать рисунок «Один день в Пиреи» или - Составить рассказ на эту тему
VII.Рефлексия
Ребята, помните, наш корабль был белого цвета, а теперь я попрошу вас разукрасить наш кораблик в яркие краски. У вас на столах есть разноцветные детали прикрепите их на корабль. Вот какой замечательный, яркий получился наш корабль! Пусть он поможет Вам дальше путешествовать по морю «Знаний!»
Попутного вам ветра, ребята!
Раздача подарков.

На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с афинским портом Пирей, который сами афиняне называли «ртом Афин».

Предыстория

Афины расположены не на берегу моря, а в нескольких километрах от него. Поэтому Афины не были изначально портовым городом. Порт у Афин появился во время , в V веке до н.э., во время правления Фемистокла. Благодаря появлению порта и военного флота афиняне смогли одолеть персов превосходящих числом.

События

Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя - как отец, так и мать - были гражданами. В гаванях было много бедных граждан, пришедших сюда на заработки. Это были гребцы и матросы, рабочие на верфях, где чинили старые и строили новые корабли. Изо дня в день здесь стучали топорами, пропитывали днища триер смолой, затыкали образовавшиеся в плавании щели.

В гаванях можно было увидеть и богача, например, землевладельца или купца. Он пришёл, чтобы выполнить почётную, но разорительную обязанность. По афинским законам богатейшие граждане должны были за свой счёт снарядить по боевому кораблю.

Множество кораблей из разных стран и городов прибывало в самую обширную из гаваней Пирея. Из Египта привозили льняные ткани и папирус, из других областей Африки - слоновую кость, из причерноморских колоний - зерно, солёную рыбу и рабов (рис. 2).

Рис. 2. В торговой гавани Пирея ()

Жадные до новостей афиняне кидались к вновь прибывшему купцу с вопросом: «Что нового?» Узнавали о ценах на хлеб и другие товары. Раскрыв рот, слушали рассказы о дальних странах, о встречах с пиратами и морскими чудовищами.

Перед разгрузкой корабля купец, привезший товары, платил пошлину за право торговать в Афинах. Деньги шли в казну Афинского государства. Сборщиками пошлины были граждане, избранные по жребию на эту должность.

Купцы везли за море изделия афинских ремесленников: великолепные сосуды из глины, мраморные статуи, серебряные браслеты, серьги, кубки. В больших количествах вывозили вино и оливковое масло, которые скупали у земледельцев Аттики. Это привело к тому, что земледельцы меньше прежнего сеяли хлеб, зато в больших количествах выращивали виноград и оливки. Теперь разорение им не грозило.

Среди купцов было немало переселенцев из других городов, постоянно проживавших в Афинах. Переселенцы говорили по-гречески, одевались так же, как и остальные афиняне, поклонялись тем же богам, но должны были платить налог в казну за одно только право жить в Афинском государстве. Граждане такого налога не платили.

В Пирее, как и в других городах Эллады, торговали людьми, как скотом. Продавали чужеземцев, взятых в плен, купленных за морем или захваченных пиратами (рис. 3).

Рис. 3. Труд рабов ()

Богатые афиняне покупали рабынь для дома: подметать, ухаживать за детьми, выпекать хлеб, ткать. Невольников охотно приобретали владельцы мастерских. В кузнице, например, раба заставляли носить уголь, раздувать мехами огонь в пылающей печи, бить по раскалённому металлу тяжёлым молотом. Зажиточные земледельцы также покупали одного-двух рабов. Им поручали собирать оливки, давить ногами и прессом виноград.

Самая ужасная участь ожидала тех, кто попадал в серебряные рудники на юге Аттики. Глубоко под землёй, страдая от недостатка воздуха и света, тысячи рабов добывали драгоценную руду.

Законы Афин запрещали убивать раба. Но в остальном за ним не признавали прав человека: раб не мог распоряжаться своим трудом, иметь семью, менять место жительства. В неволе раб часто терял имя и получал кличку по названию того племени, к которому принадлежал: Скиф, Фракиец, Перс.

Иногда владельцы рабов отпускали их на свободу. Такие люди назывались вольноотпущенники. Ими могли стать преданные слуги, например, няня, вырастившая детей хозяина. Вольноотпущенниками становились заплатившие выкуп талантливые умельцы - сапожники, строители, художники, украшавшие рисунками глиняную посуду.

Афины превратились в крупнейший центр ремесла и торговли.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. W-st.ru ()
  2. Greece-info.ru ()
  3. Rabpower.ru ()

Домашнее задание

  1. Где расположен Пирей?
  2. На какие группы делилось население Афинского полиса?
  3. Какими правами обладали граждане, переселенцы?
  4. Где использовался труд рабов?

Урок 41. В гаванях афинского порта Пирей

Цели: контроль качества знаний учащихся по теме «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием»; показать роль Афин в истории Древней Греции, углубить знания учащихся об античной демократии; продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами.

Оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.», картина «Афинская гавань Пирей».

Ход урока

        Организационный момент

        Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Нашествие персидских войск на Элладу»

1. Выполнение тестового задания «Греко – персидские войны».

        Переход к изучению новой темы

После победы при Саламине и Платеях жители Афин отстроили заново свой город, сожженный Ксерксом. Постепенно от персов были освобождены захваченные ими греческие города. Для борьбы с персами Афины создали военный союз греческих государств, который называли Афинским морским союзом. Именно этот союз смог окончательно разбить войска персов. По договору между противоборствующими сторонами персам и их военным кораблям было запрещено плавать в Эгейском море. Во многих освобожденных полисах была установлена власть демоса - демократия. Наибольшего расцвета она достигла в Афинах.

Выясним, как жили жители афинского порта Пирей.

        Изучение новой темы

План

          В военных и торговой гаванях.

          Продажа рабов.

На доске: тема урока, новые слова: Пирей, верфи, Совет пятисот.

1 . Рассказ учителя .

Главным портом Афинского государства в V в. до н. э. стал Пирей, расположенный в 5-6 км от Афин. Афиняне тщательно его укрепили. В Пирее находились две военные и одна торговая гавани. В военных гаванях находилось около 400 триер, служили на них только граждане. Кроме граждан, в Афинах были переселенцы и рабы. За порядком в военных гаванях следил Совет пятисот. Бурная жизнь кипела в торговой гавани этого порта.

            Работа по картине и иллюстрации в учебнике «Афинская гавань Пирей»

а) Внимательно рассмотрите картину.

б) Ответьте на вопрос:

    Чем торговали в этой гавани? (В глиняных сосудах могло быть оливковое масло, виноградное вино, в мешках-зерно, которое привозили из колоний, в плетеных корзинах - свежая рыба и, конечно, «живой товар» -рабы.)

    1. Работа с историческим документом .

Аристотель. Политика, 1252в -12546

1253а. Во всех ремеслах... нужны бывают соответствующие для них инструменты... и из этих инструментов одни являются неодушевленными, другие - одушевленными... раб же является в известной степени одушевленной частью собственности...

Ксенофонт. О доходах

Никий, сын Никерата, владел в рудниках тысячью рабами: он их отдавал внаем фракийцу Сесии под условием, чтобы тот платил ему за каждого раба ежегодно по одному оболу (мелкая монета) чистого дохода и потом сдал обратно то же самое число рабов.

Демосфен, LIIL Против Никострата

22. .. .Они предложили дать мне этих рабов для допроса под пыткой... Я ответил им при свидетелях, что готов пойти с ними в совет и допросить рабов... Стела , столбец 1 ... Кефисидора, метека в Пирее. 165 драхм - фракиянка, 144 драхмы - скиф 240 драхм - сириец, 72 драхмы - ребенок из Карии 161 драхма - иллириец, 60 драхм - лидиянка

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

М., 1987. С. 144-146.

    Вопросы к документам и беседа по ним.

Где применялся труд рабов в Греции? (Во всех ремеслах, но самым тяжелым был труд рабов в серебряных рудниках.)

Как обращались с рабами? (Рабы считались одушевленной частью собственности владельцев, «инструментом» в работе ремесленников. Их могли пытать на допросах, бить, продать, как скот.)

Кто мог быть рабом в Древней Греции? (Это, как правило, были пленные иностранцы.)

  1. Закрепление изученного материала

Ответьте на вопрос (текст задания зачитывает учитель). Знаменитые серебряные рудники Аттики, расположенные в Лаврийских горах, были громадным подземным городом, площадью около 150 кв. км. Входами в него служили 2000 шахт, уходящих в землю на глубину до 120 м. Ходы в рудниках были такими низкими, что один метр считался предельной высотой. А много было таких, по которым можно было продвигаться только ползком, лежа на боку. Тысячи заживо погребенных людей жили и работали в этом смрадном аду.

Стены каменных нор обдирают плечи и грудь. Маленькие глиняные светильники, расставленные в изредка выбитых в нишах, единственные светлые точки в кромешной тьме, мигают и захлебываются от недостатка кислорода.

Рабочего дня нет. Есть рабочие сутки. Только на несколько часов, выронив из ослабевших рук орудия - молот, клин или лопату, можно забыться тяжелым сном. Иногда в шахтах появляется вода. Черная и неподвижная, она кажется кровью, пролитой тысячами погибших людей. Ее вычерпывают глиняными сосудами, которые передаются из рук в руки.

Каковы причины вооруженных выступлений рабов в Древней Греции?

    Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 36; подготовить рассказ от имени путешественника, посетившего древний порт Пирей; подготовить сообщение об Акрополе

Ответы. Тест 6. 1 - 1; 2 - 2; 3 - 213; 4 - БВАЕДГ; 5 - 3.

Вариант 1

    В марафонском сражении

    афинское войско победило, не получив поддержки других греческих государств, кроме Платей

    победу над персами одержали афиняне и спартанцы

    на стороне Афин выступал союз из тридцати эллинских государств

    На месте этой битвы в древности был поставлен памятник со стихами: «О чужестранец, поведай спартанцам о нашей кончине: верны законам своим, мы здесь костьми полегли». Это

    битва при Марафоне

    битва при Фермопилах

    битва при Саламине

    Установите соответствие между именами древнегреческих полководцев и битвами, в которых они отличились.

ИМЕНА БИТВЫ

    Леонид 1) битва при Марафоне

Б) Мильтиад 2) битва при Фермопилах

    Фемистокл 3) битва при Саламине

4. Расположите в хронологической последовательности следующие события .

    Ксеркс строит мост между Азией и Европой

Б) гонец прибегает в Афины и со словами: «Радуйтесь, мы победили» - падает мёртвым

    Фемистокл в Народном собрании призывает греков строить военный флот

Г) в битве при Платеях разбита персидская армия

Д) Ксеркс оставляет Грецию, потерпев поражение в битве при Саламине

Е) горят захваченные персами Афины

Ответ:

5.Фемистокл убедил афинян быстро строить боевые корабли - триеры, в битве при Саламине греки одержали победу над персами - что связывает эти факты?

    эти факты никак не связаны

    победа при Саламине была одержана не потому, что афиняне имели более четырёхсот триер, а благодаря военной хитрости Фемистокла

    в битве при Саламине выявилось преимущество низких триер над высокопалубными персидскими кораблями

Тест 6. Греко-персидские войны.

Вариант 2

В битве при Фермопилах

    триста спартанцев пали смертью героев, прикрывая отступление основного войска

    погибло всё спартанское войско

    триста спартанцев остановили персидское войско

2. Греческая фаланга дрогнула, персы прорвали боевую линию эллинов, бросились к греческому лагерю и... были окружены. Это

    битва при Саламине

    битва при Марафоне

    битва при Платеях

3.Установите соответствие между битвами и их датами. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

БИТВЫ ДАТЫ

    битва при Марафоне 1) 480 год до н. э.

Б) битва при Фермопилах 2) 490 год до н. э.

    битва при Платеях 3) 479 год до н. э.

    Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

    Ксеркс становится царём Персии

Б) Мильтиад избран военачальником в Афинах

В)персидский флот приблизился к афинской гавани и уплыл прочь, персы увидели перед собой готовое к битве войско

Г) Ксеркс покидает Грецию, оставив в ней часть сухопутной армии

Д) Фемистокл убеждает эллинов не отступать к Коринфскому перешейку, а дать бой на море

Е) гибнет царь Леонид

5.Афины одержали победу в битве при Марафоне, военное превосходство греческих триер над персидскими кораблями было главной причиной победы Эллады в битве при Саламине - что связывает эти факты?

1) эти факты никак не связаны

2)битва при Саламине напомнила грекам о славных подвигах афинских воинов

3) победа в Марафонской битве дала Афинам десять лет, в течение которых были построены сотни триер и стала возможной победа на море

Литература:

1.А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. М. Просвещение. 2013

2.О.В. Арасланова и К.А. Соловьева. Поурочные разработки по истории Древнего мира .

3. М.Ю.Брант. Тесты по истории древнего мира.

Знакомясь с главой, подумайте: 1. Какое государственное устройство - в Древнем Египте или в Афинах - кажется вам более справедливым? 2. Почему в Афинах и других полисах, где власть принадлежала демосу, развивалось красноречие, а в школах учили ораторскому мастерству? 3. Какие особенности Афинского полиса при Перикле могли повлиять на устройство современных нам передовых государств? Поясните свою мысль. (Опорные слова: участие граждан в управлении, выборы, суд.)

После побед при Саламине и Платеях жители Афин отстроили заново свой город, сожжённый Ксерксом. Греки стали освобождать захваченные персами острова Эгейского моря и города Малой Азии. Для борьбы с персами Афины создали военный союз приморских греческих государств. Этот союз называют Афинским морским союзом.

Афинский морской союз довёл войну до победного конца: по договору с персами их военным кораблям запрещено было плавать в Эгейском море. В освобождённых от власти персов полисах была установлена власть демоса — демократия. Наибольшего расцвета демократия достигла в Афинах.

§ 36. В гаванях афинского порта Пирей

В V (5-м) веке до н. э. главным портом Афинского государства стал Пирей, расположенный в 5-6 км от Афин. С обеих сторон дороги, соединяющей Афины с Пиреем, возвели на случай войны Длинные стены. В Пирее находились две военные и одна торговая гавань.

1. В военных гаванях. Узкие входы в гавани запирались железными цепями или просмолёнными канатами. Со стороны суши каменные стены ограждали гавани, защищая их от любопытных глаз. Размещённый в гаванях афинский флот был самым сильным в Элладе и насчитывал 400 триер. На военных кораблях служили только афинские граждане.

План Пирея в V (5-м) веке до н. э. Рисунок нашего времени.

Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя — как отец, так и мать — были гражданами.

В гаванях было много бедных граждан, пришедших сюда на заработки. Это были гребцы и матросы, рабочие на верфях, где чинили старые и строили новые корабли. Изо дня в день здесь стучали топорами, пропитывали днища триер смолой, затыкали образовавшиеся во время плавания щели.

В гаванях можно было увидеть и богача, например землевладельца или купца. Он пришёл, чтобы выполнить почётную, но разорительную обязанность. По афинским законам богатейшие граждане должны были за свой счёт снарядить по боевому кораблю.

2. В торговой гавани. Множество кораблей из разных стран и городов прибывало в самую обширную из гаваней Пирея.

Из Египта привозили льняные ткани и папирус, из других областей Африки — слоновую кость, из причерноморских колоний — зерно, солёную рыбу и рабов.

Жадные до новостей афиняне кидались к вновь прибывшему купцу с вопросом: «Что нового?» Узнавали о ценах на хлеб и другие товары. Раскрыв рот, слушали рассказы о дальних странах, о встречах с пиратами и морскими чудовищами.

Перед разгрузкой корабля купец, привёзший товары, платил пошлину за право торговать в Афинах. Деньги шли в казну Афинского государства. Сборщиками пошлины были граждане, избранные по жребию на эту должность.

Амфора — сосуд для вина и масла.

В торговой гавани Пирея. Рисунок нашего времени.

Купцы везли за море изделия афинских ремесленников: великолепные сосуды из обожжённой глины, мраморные статуи, серебряные браслеты, серьги, кубки. В больших количествах вывозили вино и оливковое масло, которые скупали у земледельцев Аттики. Это привело к тому, что земледельцы меньше прежнего сеяли ячмень и пшеницу, зато в больших количествах выращивали виноград и оливки. Теперь разорение им не грозило.

Среди купцов было немало переселенцев из других городов, постоянно проживавших в Афинах. Переселенцы говорили по-гречески, одевались так же, как и остальные афиняне, поклонялись тем же богам, но должны были платить налог в казну за одно только право жить в Афинском государстве. Граждане Афин такого налога не платили.

План города Афины в V (5-м) веке до н. э.

Мальчик-рыбак. Рисунок на древне греческой вазе.

3. Тяжёлая участь рабов. В городах Эллады существовали рынки, на которых торговали людьми, как скотом. Рабами становились чужеземцы, взятые в плен, купленные за морем или захваченные пиратами. Привезённых в Пирей невольников везли на продажу в Афины.

Богатые афиняне покупали рабынь для дома: подметать, ухаживать за детьми, выпекать хлеб, ткать. Невольников охотно приобретали владельцы мастерских. В кузнице, например, раба заставляли носить уголь, раздувать мехами огонь в пылающей печи, бить по раскалённому металлу тяжёлым молотом.

Зажиточные земледельцы также покупали одного-двух рабов. Им поручали собирать оливки, давить ногами или прессом виноград.

Самая ужасная участь ожидала тех, кто попадал в серебряные рудники на юге Аттики. Глубоко под землёй, страдая от недостатка воздуха и света, тысячи рабов добывали драгоценную руду.

Законы Афин запрещали убивать раба. Но в остальном за ним не признавали прав человека: раб не мог распоряжаться своим трудом, иметь семью, менять место жительства. В неволе раб часто терял имя и получал кличку но названию того племени, к которому принадлежал: Скиф, Фракиец, Перс.

Торговец рыбой. Рисунок на древнегреческой вазе.

За один день работы в V (5-м) веке до н. э. свободным афинянам платили:

каменотёсам — одну драхму, морякам — треть драхмы, судьям — треть драхмы. Известно, что афинская семья из 3—4 человек тратила на питание не менее половины драхмы в день.

Цены на рабов и скот в Афинах в V (5-м) веке до н. э.:

погонщик ослов — 140 драхм, прислужник за столом — 215 драхм, золотых дел мастер — 360 драхм; бык — 50 драхм, свинья — 3 драхмы.

Пифос — глиняная бочка для хранения зерна.

Иногда владельцы рабов отпускали их на свободу. Такие люди назывались вольноотпущенники. Ими могли стать преданные слуги, например няня, вырастившая детей хозяина. Вольноотпущенниками становились заплатившие выкуп талантливые умельцы — сапожники, строители, художники, украшавшие рисунками глиняную посуду.

Афины превратились в крупнейший центр ремесла и торговли.

Объясните значение слов: верфь, пошлина, налог, вольноотпущенник. Проверьте себя. 1. Сколько гаваней имел главный афинский порт? 2. Какие стены афиняне называли Длинными? Почему их так называли? С какими целями Длинные стены были возведены? 3. Кто считался афинским гражданином? Кто — переселенцем? Кто — рабом? Что вы узнали о положении афинских граждан, переселенцев, рабов?

Поработайте с картой (см. с. 172). Найдите главный порт Афинского государства в V (5-м) веке до н. э. Как он назывался?

Опишите по рисунку гавань Пирея (см. с. 173). Как выглядел торговый корабль? Предположите, что находится в мешках, привезённых в Афины. Какой «товар» идёт собственными ногами? Каково содержимое амфор, вывозимых из Афин на продажу?

Подумайте. Как соотносились заработки свободных афинян с ценами на рабов (с. 174)? Предположите, почему далеко не все афиняне могли владеть рабами.