Страны с классическим рабством. Десять стран, где по-прежнему царит рабство

Последние исследования показали, что во всём мире более 45 миллионов человек, в том числе и детей, используемых в качестве рабов. Об этом сообщила организация Walk Free Foundation. /сайт/

Walk Free Foundation провела исследование, по результатам которого составила рейтинг стран с наибольшим количеством рабов. Оказалось, что число рабов в современном мире можно сравнить с населением крупной страны, такой как Испания или Аргентина. Анализ показал, что данные предыдущих исследований были существенно занижены.

Исследование показало, что 58% всех рабов родом из Индии, Китая, Пакистана, Бангладеша и Узбекистана. К странам с наибольшим числом рабов относятся Северная Корея, Узбекистан, Камбоджа, Индия и Катар.

Как отмечает международная организация, существуют свидетельства использования рабского труда с помощью системы исправительно-трудовых лагерей. Такая сеть рабского труда широко распространена в Китае. В Узбекистане жителей принудительно заставляют убирать хлопок.


По данным правозащитных организаций, подпольная работорговля является третьим по прибыльности криминальным бизнесом в мире после торговли оружием и наркотиками. «Вполне возможно, что рабский труд использовался для изготовления ваших ботинок или сахара, который вы добавляете в свой кофе. Рабы клали кирпичи, из которых состоит стена фабрики, на которой произведён ваш телевизор», - пишет социолог Кевин Бэйлз, автор книги «Новое рабство в глобальной экономике».

Как попадают в рабство?

Чаще всего в рабство попадают те, кто был похищен или незаконно мигрировал. По данным ООН, в 11 странах отмечен «очень высокий» уровень активности похищения людей. Там ежегодно крадут более 50 тысяч человек. К этим странам относятся Зимбабве, Конго, Новая Гвинея, Судан, Китай, Литва, Россия, Украина и Беларусь.

Некоторых заманивают в рабство обманом. Обычно при этом схема всегда одинаковая: сначала работнику обещают высокую зарплату в другом городе или стране, после приезда у него отбирают документы и принуждают к труду. Девушкам часто сулят карьеру в модельном бизнесе, а по факту заставляют заниматься проституцией или в лучшем случае работать на подпольных швейных фабриках.

Мужчин чаще всего принуждают к тяжёлому физическому труду. Самым известным примером являются бразильские углежоги. Их набирают из местных нищих, обещая высокооплачиваемую работу. Затем у них отбирают паспорт, трудовую книжку и отвозят в глухие леса Амазонии, откуда некуда бежать. Там работников заставляют без отдыха сжигать огромные эвкалипты для получения угля.

Число углежогов составляет более 10 тысяч. Правозащитные организации пока не могут справиться с этой проблемой. Во многом причиной этому служит заинтересованность местных властей в теневом бизнесе, который несёт огромную прибыль.

Ситуация с рабством в России

Согласно рейтингу Walk Free Foundation, в России на сегодняшний день в рабстве живут 1 млн 48 тысяч 500 человек. Таким образом, Россия занимает 16 место в мире по соотношению свободных граждан и рабов. По общему числу рабов наша страна находится на седьмом месте в мире.

По оценкам из доклада Госдепа, только в Москве и Московской области не менее 130 тысяч человек работают бесплатно. Они не имеют документов и живут в ужасных условиях. Многих заставляют насильно заниматься попрошайничеством.

Попрошайничество в Москве - обычное явление. Фото: MAXIM MARMUR/AFP/Getty Images

В России действует общественная организация «Альтернатива», которая помогает людям, попавшим в подобные ситуации. За четыре года существования активисты освободили более 300 человек из разных регионов России. По оценкам сотрудников организации, в России ежегодно в трудовое рабство попадает около 5 тысяч человек. Всего в стране около 100 тысяч подневольных рабочих.

Активисты организации отмечают, что в основном жертвам работорговцев становятся люди из провинции, желающие улучшить условия своей жизни и не разбирающиеся в трудовых отношениях. Таких на вокзалах Москвы уже поджидают вербовщики. Они предлагают приезжим хорошую работу на юге. После этого ведут жертву в привокзальное кафе, где есть договорённости с официантами. Там им в чай добавляют снотворное, после чего увозят в нужном направлении.

Чаще всего рабочих везут к метро «Тёплый стан», а оттуда автобусом в Дагестан. В Дагестане нелегальные рабочие трудятся на кирпичных и других заводах. Когда идут крупные проверки в регионе, то рабов просто выкидывают за забор. Волонтёры «Альтернативы» отмечают, что серьёзной «крыши» у рабовладельцев нет, всё происходит на уровне участковых и младшего офицерского состава. Поэтому часто хозяева заводов не препятствуют освобождению людей.

При этом прокуратура Дагестана не установила факты принуждения к труду работников предприятий по производству кирпича. «Фактов принуждения в какой-либо форме к труду прокурорской проверкой не установлено», - сообщает ведомство.

Участник движения «Альтернатива» Олег Мельников отметил, что правительство нашей страны просто не признаёт рабство. «Как мне кажется, у нас в России просто нет политической воли, чтобы признать, что в нашей стране существует рабство. И некоторые следователи мне прямо говорили, что никогда не возбудят дела по статье „рабство“. И следователи просят использовать формулировку при возбуждении уголовных дел „незаконное удержание двух и более лиц“, а не „рабство“», - отметил правозащитник.

Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?

Шесть показательных примеров рабства в современном мире

Правозащитники выделяют следующие характеристики рабского труда: им занимаются против своей воли, под угрозой применения силы и при ничтожной заработной плате либо вовсе без нее.

2 декабря – Международный день борьбы за отмену рабства. Использование рабского труда в любой его форме запрещено Всеобщей декларацией прав человека. Тем не менее в современном мире рабство распространено сильнее, чем когда бы то ни было.

Очень прибыльный бизнес

Эксперты международной организации Free the Slaves утверждают, что если за 400 лет существования трансатлантической работорговли с Черного континента было вывезено примерно 12 млн невольников, то в современном мире на положении рабов живут более 27 млн человек (1 млн в Европе). По мнению экспертов, подпольная работорговля является третьим по уровню прибыльности криминальным бизнесом в мире, уступая лишь торговле оружием и наркотикам. Ее прибыль составляет 32 млрд долларов, а годовой доход, приносимый подневольными работниками своим владельцам, равен половине этой суммы. «Вполне возможно , пишет социолог Кевин Бэйлз , автор книги «Новое рабство в глобальной экономике», что рабский труд использовался для изготовления ваших ботинок или сахара, который вы добавляете в свой кофе. Рабы клали кирпичи, из которых состоит стена фабрики, на которой произведен ваш телевизор… Рабство позволяет снижать стоимость товаров по всему миру, поэтому рабовладение столь привлекательно сегодня».

Азия

В Индии по сей день существуют целые касты , поставляющие дармовых работников, особенно детей, работающих на вредных производствах.

В северных провинциях Таиланда продажа в рабство дочерей является главным источником средств к существованию на протяжении столетий.

«Здесь , пишет Кевин Бейлз, культивируется особая форма буддизма, который видит в женщине существо, неспособное достичь блаженства как высшей цели верующего. Рождение в женском обличье указывает на грешную жизнь в прошлом. Это своего рода наказание. Секс не грех, он только часть материального природного мира иллюзий и страдания. Тайский буддизм проповедует смирение и покорность перед страданием, ибо все происходящее – это карма, от которой человеку все равно не уйти. Такие традиционные представления очень облегчают функционирование рабства» .

Патриархальное рабство

Сегодня существует две формы рабства – патриархальное и трудовое . Классические, патриархальные, формы рабовладения, когда невольник считается собственностью хозяина, сохраняются в ряде стран Азии и Африки - Судане, Мавритании, Сомали, Пакистане, Индии, Таиланде, Непале, Мьянме и Анголе . Официально подневольный труд здесь отменен, но он сохраняется в форме архаических обычаев, на которые власти смотрят сквозь пальцы.

Новый мир

Более современная форма рабства – это рабство трудовое, появившееся уже в ХХ веке. В отличие от патриархального рабства, здесь работник не является собственностью хозяина, хотя и подчинен его воле. «Такая новая рабовладельческая система , - считает Кевин Бейлз, - присваивает экономическую ценность отдельных людей без какой-либо ответственности за их элементарное выживание. Экономическая эффективность нового рабства чрезвычайно высока: экономически убыточные дети, старики, больные или увечные просто выбраковываются (в патриархальном рабстве их обычно худо-бедно содержат на более легких работах. – Прим. «Вокруг света» ). В новой системе рабства рабы – сменная деталь, добавляемая к процессу производства по мере необходимости и утратившая свою прежнюю высокую стоимость ».

Африка

В Мавритании рабство особое – «семейное». Здесь власть принадлежит т. н. белым маврам арабам-хасанам. Каждая арабская семья владеет несколькими семьями афромавританцев харатинов . Семьи харатинов передаются в семьях мавританской знати по наследству на протяжении столетий. Невольникам поручают самые разные работы – от ухода за скотом до строительства. Но самый прибыльный вид рабского бизнеса в этих краях – продажа воды. С утра до вечера харатины-водоносы развозят по городам тележки с большими флягами, зарабатывая в день 5 10 долларов – очень неплохие деньги для этих мест.

Страны победившей демократии

Трудовое рабство распространено по всему свету, включая страны победившей демократии. В него обычно попадают те, кто был похищен или незаконно иммигрировал. В 2006 году комиссия ООН опубликовала доклад под названием «Торговля людьми: глобальные закономерности». Там говорится, что людей продают в рабство в 127 странах мира, а в 137 государствах эксплуатируются жертвы торговцев людьми (что касается России, то здесь, по некоторым данным, проживает более 7 млн человек на положении невольников). В 11 государствах отмечен «очень высокий» уровень активности похитителей людей (более 50 тыс. человек ежегодно), среди них – Новая Гвинея, Зимбабве, Китай, Конго, Россия, Украина, Беларусь, Молдова, Литва и Судан .

Мужчины, женщины и дети

Тем работникам, которые сами хотят покинуть родину, некие фирмы обычно сперва обещают высокооплачиваемую работу за рубежом, но потом (по прибытии в чужую страну) у них отбирают документы и продают простаков держателям криминального бизнеса, которые лишают их свободы и принуждают к труду. По оценкам специалистов из конгресса США, ежегодно 2 млн человек переправляются за границу для последующей перепродажи . По большей части это женщины и дети. Девушкам часто сулят карьеру в модельном бизнесе, а на деле заставляют заниматься проституцией (сексуальное рабство) или работать на подпольных швейных фабриках.


В трудовое рабство попадают и мужчины . Самый известный пример – бразильские углежоги. Их набирают из местных нищих. Завербованных, которым сначала пообещали высокий заработок, а потом отобрали паспорт и трудовую книжку, увозят в глухие леса Амазонии, откуда некуда бежать. Там они только за пищу, не зная отдыха, пережигают огромные эвкалипты в древесный уголь, на котором работает сталелитейная промышленность Бразилии . Редко кому из углежогов (а число их переваливает за 10 000) удается проработать более двух-трех лет: заболевших и травмированных безжалостно выгоняют...

ООН и другие организации прилагают немало усилий в борьбе с современным рабством, но результат пока довольно скромный. Дело в том, что наказание за работорговлю в разы ниже по сравнению с другими тяжкими преступлениями, например с изнасилованием. С другой стороны, местные власти зачастую настолько заинтересованы в теневом бизнесе, что откровенно покровительствуют современным рабодержателям, получая часть от их сверхприбылей.

Фото: AJP/Shutterstock, Attila JANDI/Shutterstock, Paul Prescott/Shutterstock, Shutterstock (х4)

Ввела в международный оборот следующие определения раба и работорговли:

1. Под рабством понимается положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности.
2. Под работорговлей понимаются все действия, связанные с захватом, приобретением какого-либо лица или с распоряжением им с целью обращения его в рабство; все действия, связанные с приобретением раба с целью его продажи или обмена; все действия по продаже или обмену лица, приобретённого с этой целью, и вообще всякое действие по торговле или перевозке рабов.

Рабство осуждено договором Лиги Наций в 1926 году и во Всеобщей декларации прав человека ООН от , а также во всех других главных документах, касающихся прав человека.

На протяжении последних 5000 лет рабство существовало почти повсюду. Среди наиболее известных рабовладельческих государств - Древняя Греция и Рим , в Древнем Китае понятие си , эквивалентное рабству, известно с середины II тысячелетия до н. э. В российской литературе существовала традиция отождествлять крепостных крестьян с рабами, однако, несмотря на целый ряд сходных черт, у рабства и крепостничества были некоторые различия. В более поздний период рабство существовало в США и Бразилии . Рабство на Древнем Востоке имело много отличительных черт. Современное понятие раба не учитывает этих различий, понятие крепостной в правах человека отсутствует и полностью совпадает с определением раба. В тоталитарных государствах крупнейшим рабовладельцами стали не индивидуальные собственники, а сами эти государства, таким образом, прикрывая реальное положение рабов тем, что те якобы принуждаются к труду согласно установленным тоталитарным государством законами. Также во время Второй мировой войны в нацистской Германии широко использовался рабский труд.

Сущность рабства и положение раба

Неразрешённой до сего дня проблемой в изучении сущности рабства является неразработанность его научной-популярной классификации. Прямое следствие этого пробела - представление большинства людей о рабстве, как о какой-то особой составляющей истории Древнего мира. В лучшем случае, люди воспринимают рабство как принадлежность исключительно рабовладельческого строя.

Одним из важнейших критериев для классификации рабства является фактор формирующего субъекта.

Значительное распространение (а, соответственно, и особую угрозу для общества) современное рабство имеет в тех случаях, когда приобретает системный характер, когда основным формирующим субъектом порабощения становится не отдельное преступное частное лицо, а государство.

Появление рабовладения

Для достижения эффективности производства жизненно необходимо разделение труда . При организации такого разделения тяжёлый (прежде всего, физический) труд является наименее привлекательным. На определённом этапе развития общества (когда развитие технологий обеспечило производство работником большего объёма продукции, чем необходимо ему самому для поддержания жизни) военнопленных , которых прежде убивали, стали лишать свободы и принуждать их к тяжёлому труду на хозяина. Люди, лишённые свободы и превращенные в собственность господина, стали рабами.

Положение раба

Условия жизни раба определяются лишь гуманностью или выгодой рабовладельца. Первая была и остаётся редкостью; вторая заставляет действовать различно в зависимости от того, насколько трудно доставать новых рабов. Процесс выращивания рабов с детства - медленный, дорогой, требующий достаточно большого контингента рабов-«производителей», поэтому даже абсолютно антигуманный рабовладелец вынужден обеспечивать рабам уровень жизни, достаточный для поддержания работоспособности и общего здоровья ; но в местах, где добывать взрослых и здоровых рабов легко, их жизнью не дорожат и изнуряют работой.

Источники рабов

  1. На первых стадиях развития единственным, а в дальнейшем весьма существенным источником рабов у всех народов служила война , сопровождаемая пленением воинов противника и похищением людей, проживающих на его территории.
  2. Когда институт рабовладения упрочился и стал основанием экономического строя, к этому источнику добавились другие, прежде всего Естественный прирост рабского населения.
  3. Кроме того, появились законы , по которым должник, не имеющий возможности уплатить свой долг , становился рабом кредитора , за некоторые преступления карали рабством, наконец, широкая отцовская власть позволяла продавать своих детей и жену в рабство. Одним из способов превратиться в раба - холопа на Руси была возможность продать самого себя в присутствии свидетелей .
  4. Существовала (и продолжает существовать) практика обращения в рабство свободных людей путём прямого безосновательного принуждения. Каков бы ни был, впрочем, источник рабства, всегда и везде сохранялась основная идея о том, что раб есть пленник - и этот взгляд отразился не только на участи отдельных рабов, но и на всей истории развития рабства.

История рабовладения

Первобытное общество

Рабов часто истязали

Рабство изначально не отражено в культуре человека. Первые источники встречаются в период захвата семитскими племенами Шумера . Здесь встречается покорение захваченного народа и его подчинение господину. Древнейшие указания на существование рабовладельческих государств на территории Месопотамии относятся к началу третьего тысячелетия до н. э. Судя по документам этой эпохи, это были очень маленькие первичные государственные образования, во главе которых стояли цари. В княжествах, потерявших свою независимость, правили высшие представители рабовладельческой аристократии, носившие древний полужреческий титул «энси» . Экономической основой этих древнейших рабовладельческих государств был централизованный в руках государства земельный фонд страны. Общинные земли, обрабатывавшиеся свободными крестьянами, считались собственностью государства, и население их было обязано нести в пользу последнего всякого рода повинности.

В библейских источниках рабство описано было до потопа (Быт. ). Древние патриархи имели многих рабов (Быт. , ). Рабами делались: люди взятые в военный плен (Втор. , ), или должники не в состоянии уплатить своих долгов (4Цар. , Ис. , Мф. ), так же вор не в состоянии уплатить за украденное (Исх. ) и вступившие в брак с лицом рабского состояния (Быт. , и др.). Иногда человек сам продавал себя в рабство по крайности обстоятельств (Лев. ). Рабы через продажу переходили от одного господина к другому, и покупка была самым обыкновенным способом добывать себе рабов.

По современным представлениям, в эпоху первобытного общества рабовладение сначала отсутствовало полностью, затем появилось, но не имело массового характера. Причиной этого был низкий уровень организации производства , а первоначально - добывания пищи и необходимых для жизни предметов, при котором человек не мог произвести больше, чем необходимо для поддержания его жизни. В таких условиях обращение кого-либо в рабство было бессмысленно, так как раб не приносил пользы хозяину. В этот период, собственно, рабов как таковых не было, а были только пленники, взятые на войне. С древнейших времён пленник считался собственностью того, кто его захватил. Эта сложившаяся в первобытном обществе практика явилась фундаментом для возникновения рабовладения, поскольку закрепила представление о возможности владения другим человеком.

В межплеменных войнах пленников-мужчин, как правило, либо не брали вовсе, либо убивали (в местах, где был распространён каннибализм - поедали), либо принимали в победившее племя. Разумеется, были исключения, когда пленённых мужчин оставляли в живых и заставляли работать, либо использовали в качестве менового товара, но общей практикой это не было. Немногие исключения составляли мужчины-рабы, особо ценные из-за каких-то своих личных качеств, способностей, умений. В массе же бо́льший интерес представляли захваченные женщины, как для рождения детей и сексуальной эксплуатации, так и для хозяйственных работ; тем более, что гарантировать подчинение женщин как физически более слабых было гораздо проще.

Расцвет рабовладения

Рабство появилось и распространилось в обществах, перешедших к сельскохозяйственному производству . С одной стороны, это производство, особенно при примитивной технике , требует весьма значительных затрат труда , с другой - работник может произвести существенно больше, чем необходимо для поддержания его жизни. Пользование рабским трудом стало экономически оправданным и, естественно, широко распространилось. Тогда и сложилась рабовладельческая система, просуществовавшая многие века - как минимум, с античных времён до XVIII века , а кое-где и дольше.

В этой системе рабы составляли особый класс , из которого обычно выделялась категория личных, или домашних рабов. Домашние рабы всегда находились при доме, прочие же работали вне его: в поле, на строительстве , ходили за скотом и так далее. Положение домашних рабов было заметно лучше: они были лично известны господину, жили с ним более или менее общей жизнью, до известной степени входили в состав его семьи. Положение прочих рабов, лично мало известных господину, часто почти не отличалось от положения домашних животных, а иногда бывало и худшим. Необходимость удержания больших масс рабов в подчинении привела к появлению соответствующей юридической поддержки права владения рабами. Помимо того, что сам хозяин обычно имел работников, чьей задачей был надзор за рабами, законы сурово преследовали рабов, попытавшихся бежать от хозяина или взбунтоваться . Для усмирения таких рабов широко применялись самые жестокие меры. Несмотря на это, побеги и восстания рабов были нередки.

Рабский труд и работорговля были важной частью экстенсивной экономики средневековых азиатских государств, созданных кочевниками, таких как Золотая Орда , Крымское ханство и ранняя Османская Турция (см. также Набеговое хозяйство). Монголо-татары, обратившие огромные массы покорённого населения в рабство, продавали рабов как мусульманским купцам, так и итальянским торговцам, владевшим с середины XIII века колониями в северном Причерноморье (Каффа с , Чембало , Солдайа, Тана и др.). Один из наиболее оживленных работоторговых путей вёл из азовской Таны в Дамиетту, находящуюся в устье Нила. За счет рабов, вывезенных из Причерноморья, пополнялась мамелюкская гвардия династий Аббасидов и Аюбидов . Крымское ханство, сменившее монголо-татар в северном Причерноморье, также активно занималось работорговлей. Основной рынок рабов находился в городе Кефе (Каффа). Рабы, захваченные крымскими отрядами в Польско-Литовском государстве и на Северном Кавказе, продавались преимущественно в страны Передней Азии. К примеру, в результате крупных набегов на Центральную Европу в рабство продавались до тысячи пленников. Общее число рабов, прошедших через крымские рынки, оценивается в три миллиона человек. В покоренных Турцией христианских областях каждый четвёртый мальчик забирался из семьи, принуждался к обращению в ислам и в теории становился рабом султана, хотя на практике янычары вскоре стали элитными войсками, претендовавшими на политическое влияние. Из рабов пополнялась янычарская гвардия и султанская администрация. Из рабынь состояли гаремы султана и турецких сановников.

Рабство в новое время

Рабство, практически повсеместно в Европе заменённое крепостничеством, было восстановлено в новом свете в XVII веке , после начала эпохи великих географических открытий . На колонизируемых европейцами территориях повсеместно, в широких масштабах разворачивалось сельскохозяйственное производство, которое требовало большого количества работников. При этом условия жизни и производства в колониях были чрезвычайно близки к тем, что существовали в древние времена: большие пространства необработанной земли, малая плотность населения, возможность ведения хозяйства экстенсивными методами, с применением самых простых инструментов и элементарных технологий. Во многих местах, в особенности в Америке , работников было просто негде взять: местное население не имело никакого желания работать на пришельцев, свободные переселенцы также не собирались трудиться на плантациях. В это же время в ходе освоения белыми европейцами Африки обнаружилась возможность достаточно легко получить практически неограниченное количество работников, захватывая и обращая в рабство коренных африканцев. Африканские народы большей частью находились на стадии родового строя или начальных стадиях государственного строительства, технологический уровень их не давал возможности сопротивляться европейцам, имевшим технику и огнестрельное оружие. С другой стороны, они были знакомы с рабством ещё до прихода европейцев и рассматривали рабов как один из товаров для выгодной торговли.

В Европе возобновилось использование рабского труда и началась массовая работорговля, которая процветала вплоть до XIX века . Африканцев захватывали в их родных землях (как правило, сами же африканцы), грузили на корабли и отправляли по назначению. Некоторая часть рабов попадала в метрополию, большинство же отправлялись в колонии , преимущественно американские. Там они использовались для сельскохозяйственных работ, в основном на плантациях. Тогда же в Европе преступников , приговорённых к каторге , стали отправлять в колонии и продавать в рабство. Среди «белых рабов» преобладали ирландцы, захваченные англичанами в ходе покорения Ирландии 1649-1651. Промежуточное положение между ссыльными и свободными колонистами занимали «проданные в услужение» (англ. indenture ) - когда люди продавали свободу за право переехать в колонии и там снова «отработать» её.

В Азии африканские рабы использовались мало, поскольку в этом регионе гораздо выгоднее было использовать на работах многочисленное местное население.

Позже всего освободили рабов-негров в Бразилии , где негры наиболее смешались с португальцами и индейцами . По переписи здесь насчитывалось 3 787 тыс. белых, 1 954 тыс. негров, 3 802 тыс. метисов и 387 тыс. индейцев; из негров было около 1,5 млн рабов. Первым шагом к отмене рабства было запрещение в ввоза рабов. В были освобождены рабы монастырей и некоторых учреждений ; в объявлены свободными все дети, рождённые в Бразилии, освобождены все казённые и императорские рабы и учреждён особый фонд для выкупа ежегодно определённого числа рабов. В освобождены все рабы старше 60 лет. Лишь в последовало полное освобождение остальных рабов. Эта мера послужила одним из поводов к революции , низвергнувшей императора дона Педру II .

Прекращение работорговли и отмена рабства

Современное состояние

Распространённость рабства на начало XXI века

В настоящее время рабовладение официально запрещено во всех государствах мира. Последний по времени запрет на владение рабами и использование рабского труда был введён в Мавритании .

Поскольку юридического права на рабовладение в настоящее время не существует, то не существует и классического рабовладения как формы собственности и способа общественного производства, кроме, вероятно, ряда упомянутых ниже по тексту слаборазвитых стран, где запрет существует лишь на бумаге, а реальным регулятором общественной жизни выступает неписаный закон - обычай. По отношению же к «цивилизованным» государствам более корректным здесь является термин «принудительный, несвободный труд» (unfree labor) .

Некоторыми исследователями даже отмечается, что после перехода работорговли на нелегальное положение доходы от неё не только не уменьшились, но даже возросли. Стоимость раба, при сопоставимом сравнении с ценами XIX века , упала, а доход , который он может приносить, вырос.

В классических формах

В формах, типичных для классического рабовладельческого общества, рабство продолжает существовать в государствах Африки и Азии , где формальный его запрет произошёл относительно недавно. В таких государствах рабы занимаются, как и многие века назад, сельскохозяйственными работами, строительством, добычей полезных ископаемых, ремёслами. По данным ООН и правозащитных организаций, наиболее тяжёлое положение сохраняется в таких странах как Судан , Мавритания , Сомали , Пакистан , Индия , Непал , Мьянма , Ангола . Официальный запрет на рабовладение в этих государствах либо вообще существует только на бумаге, либо не подкрепляется сколько-нибудь серьёзными карательными мерами в отношении рабовладельцев.

Современное рабство

Трудовое, сексуальное и домашнее «рабство» в современных государствах

В государствах, зачастую считающихся вполне цивилизованными и демократическими , существуют формы принудительного труда, которые журналисты [кто? ] окрестили штампом «трудовое рабство».

Основными его жертвами становятся незаконные иммигранты или лица, насильственно вывезенные из страны постоянного проживания. Нередко в рабство попадают лица, обратившиеся у себя на родине в рекрутинговые фирмы, обещающие высокооплачиваемую работу за рубежом. Считается, что у таких лиц под различными предлогами изымают документы после прибытия в страну назначения, после чего лишают свободы и принуждают к труду. В России известны примеры использования рабского труда бездомных (например, банда Александра Кунгурцева).

Правительственные и общественные организации, занимающиеся вопросами соблюдения прав человека [кто? ] , постоянно отслеживают развитие ситуации с рабовладением в мире. Но их деятельность ограничивается констатацией фактов. Реальная борьба с работорговлей и использованием принудительного труда сдерживается тем, что использование рабского труда снова стало экономически выгодным.

Работорговля в Чечне

В период контроля территории региона сепаратистами в Чечне работали рынки рабов: в Грозном и Урус-Мартане, где продавали людей, в том числе похищенных из других российских регионов. В документальном фильме «Рынок рабов» телекомпании «ВИД» , снятого на основе свидетельств заложников, рассказывается об обстоятельствах похищения и жизни в плену. Заложники похищались из Северного Кавказа, Ростова, Волгограда, Москвы. В частности, в фильме упоминается случай, когда в Урус-Мартане был сделан заказ на «17-летнюю блондинку, ростом 172 сантиметра, с третьим размером груди, девственницу». Через неделю девушка была похищена в Новороссийске и привезена в Чечню. Места («зинданы»), где содержались рабы, были оборудованы решётками, цепями, нарами, окошками для подачи еды. По данным авторов фильма, в зинданах Грозного и Урус-Мартана содержалось более 6 тысяч человек. Поводом для съёмок фильма стало похищение в Чечне журналистов Ильяса Богатырева и Владислава Черняева.

Влияние рабства на культуру общества

С современной точки зрения, в нравственной жизни человечества рабство имело и имеет крайне вредные последствия. С одной стороны, оно приводит к нравственной деградации рабов, уничтожая в них чувство человеческого достоинства и стремление к труду на благо себя самого и общества, с другой - отражается неблагоприятно на рабовладельцах. Давно известно, что для психики человека крайне вредна зависимость от людей, подвластных его капризам и желаниям; господин неизбежно привыкает исполнять все свои прихоти и перестаёт владеть своими страстями. Распущенность становится существенной чертой его характера .

Во времена повсеместного, широко распространённого рабовладения рабство оказывало разлагающее влияние на семью : сплошь и рядом рабыни, едва выйдя из детства, принуждались удовлетворять сексуальные потребности господина, что разрушало семью. Дети господина, находясь в постоянном соприкосновении с рабами, легко перенимали пороки как родителей, так и рабов; жестокость и пренебрежение к рабам, привычка ко лжи и безответственности прививались с детства. Конечно, встречались отдельные исключения, но они были слишком редки и ничуть не смягчали общего тона. Из семейной жизни разврат легко переходит в общественную, как особенно рельефно показывает античный мир .

Вытеснение свободного труда рабским приводит к тому, что общество делится на две группы: на одной стороне - рабы, «чернь», в значительной степени состоящая из людей невежественных, продажных, проникнутых мелким, эгоистическим честолюбием и постоянно готовых поднять гражданскую смуту; на другой - «знать » - кучка богачей , возможно, образованных, но при этом праздных и развратных. Между этими классами - целая бездна, что является ещё одной причиной разложения общества.

Другим вредным последствием рабства является обесчещение труда. Занятия, предоставленные рабам, считаются позорными для свободного человека. С увеличением масштабов использования рабов возрастает число таких занятий, в конце концов всякий труд признается позорным и бесчестящим, а наиболее существенным признаком свободного человека считается безделье и презрение к какой бы то ни было работе. Воззрение это, будучи порождением рабовладения, в свою очередь поддерживает институт рабства, да и после упразднения рабовладения остаётся в общественном сознании. Для реабилитации труда в сознании людей требуется значительное время; до настоящего момента такое воззрение сохранилось в отвращении некоторых слоёв общества ко всякой хозяйственной деятельности.

Рабство в культуре

В Библии

В кинематографе

См. также

формы, переходные к крепостничеству
  • колоны
Воины-рабы (боевые холопы)
  • Афинская полиция (полиция в древних Афинах состояла из государственных рабов)
профессии
  • Ланиста
  • Работорговец
  • Охотник за беглыми рабами
законы о рабстве прочее

Примечания

Ссылки

  • Анри Валлон «История рабства в античном мире. Греция. Рим»
  • Говард Зинн. Создание межрасовых барьеров (история рабства в Америке) // Зинн Говард. Народная история США: с 1492 года до наших дней. - М., 2006, с. 37-55

Все мы наслышаны об эпохе западного рабства, когда в течение нескольких веков европейская цивилизация варварским способом выстраивала свое благополучие на костях бесплатной рабской силы. В России были совсем иные порядки, и той жестокости, которая господствовала в от Англии до Польше никогда не было.

Предлагаю Вашему внимание не большой экскурс в историю русского крепостничества. После прочтения у меня возник только один вопрос: «а было ли рабство в России?» (в классическом понимании этого слова).

Что ж, и в нашей стране издревле существовали подневольные люди – холопы. В эту категорию попадали военнопленные, неоплатные должники, осуждённые преступники. Были «закупы», получившие определенную сумму денег и поступившие в услужение, пока её не отработают. Были «рядовичи», служившие на основании заключённого договора. Хозяин имел право наказывать нерадивых, сыскивать беглых. Но, в отличие от европейских стран, не был властен над жизнью даже самого распоследнего из холопов. В Киевской Руси правом смертной казни располагали удельные и великие князья. В Московской Руси – сам государь с боярской думой.

В 1557 – 1558 годах, в то же самое время, когда в Англии обращались в рабство десятки тысяч согнанных с земли крестьян, Иван Васильевич Грозный издал ряд указов, ограничивших холопство. Прижал ростовщиков, принудительно снизил проценты займов до 10 % годовых. Запретил обращать в неволю за долги служилых людей (дворян, детей боярских, стрельцов, служилых казаков). Их дети, ставшие холопами за долги родителей, освобождались сразу, а взрослые могли подавать иски о возвращении в свободное состояние. Государь защитил подданных и от насильственного порабощения. Отныне человека можно было считать холопом только на основании «кабалы», особого документа, оформленного в земском учреждении. Царь ограничил неволю даже для пленных. На них тоже требовалось оформить кабалу установленным порядком. Дети «полоняника» считались свободными, а сам он освобождался после смерти хозяина, не передавался по наследству.

Но отметим, что отождествлять термины «холоп» и «раб» в целом было бы некорректно. Холопами являлись не только работники, но и ключники – управляющие княжеским, боярским, царским имением. Были военные холопы, составлявшие личные дружины бояр и князей. Они приносили присягу хозяину и служили ему, но при этом теряли юридическую самостоятельность. То есть, данный термин определял личную зависимость человека.

Кстати, в обращениях к царю «холопями» именовали себя отнюдь не все люди, а только служилые – от рядового стрельца до боярина. Священнослужители писали царю «мы, богомольцы твои». А простонародье, крестьяне и посадские – «мы, сироты твои». Обозначение «холопи» не было самоуничижением, оно выражало реальные отношения между монархом и данной общественной группой. Те, кто находился на службе, и впрямь выступали в отношении государя не свободными: он мог послать их сегодня туда, завтра сюда, дать какой-то приказ. По форме обращения духовных лиц видно, что и царь им обязан помогать: они же поддерживают государя своими молитвами. А обращение «сироты» указывает, что к простонародью монарх стоит «вместо отца», обязанного заботиться о своих чадах.

Но доля холопов в русском населении и в экономике была крайне незначительной. Обычно их использовали только в домашнем хозяйстве. А крепостного права в нашей стране долгое время вообще не существовало. Крестьяне были свободными. Если не нравится, могли уйти от землевладельца в другое место, уплатив «пожилое» (определённую плату за пользование избой, инвентарём, участком земли – в зависимости от местности и срока проживания). Великий князь Иван III определил единый срок для таких переходов – за неделю до Юрьева дня и неделю после Юрьева дня (с 19 ноября по 3 декабря).

И только в конце XVI века ситуацию изменил Борис Годунов. Он был по натуре «западником», силился копировать зарубежные порядки и в 1593 году подтолкнул царя Федора Иоанновича принять указ об отмене Юрьева дня. А в 1597 году Борис издал закон, установивший 5-летний сыск беглых крестьян. Мало того, по этому закону любой человек, прослуживший по найму полгода, становился вместе с семьёй пожизненными и потомственными холопами хозяина. Это ударило и по городской бедноте, мелким ремесленникам, породило массу злоупотреблений и стало одной из причин грянувшей Смуты.

Закон Бориса о холопстве вскоре был отменён, но крепостное право сохранилось после Смуты, было подтверждено Соборным Уложением Алексея Михайловича в 1649 году. Сыск беглых установили уже не в 5 лет, а бессрочный. Но стоит подчеркнуть, сам принцип крепостничества на Руси очень отличался от западного. Определённым статусом обладал не человек, а земля! Были волости «черносошные». Живущие здесь крестьяне считались свободными и платили подати государству. Были боярские или церковные вотчины. А были поместья. Они давались дворянам не насовсем, а за службу, вместо оплаты. Через каждые 2–3 года поместья перевёрстывались, могли отойти к другому владельцу.

Соответственно, крестьяне обеспечивали помещика, вотчинника или трудились для церкви. Они «прикреплялись» к земле. Но при этом могли полностью распоряжаться собственным хозяйством. Могли завещать его по наследству, подарить, продать. И тогда уже новый владелец вместе с хозяйством приобретал «тягло» по уплате податей государству или содержанию помещика. А прежний освобождался от «тягла», мог идти куда угодно. Мало того, даже если человек убежал, но успел нажить хозяйство или вступить в брак, русские законы защищали его права, категорически запрещали разлучать его с семьёй и лишать собственности.

В XVII веке в России были закрепощены не более половины крестьян. Вся Сибирь, Север, значительные области на юге считались «государевыми вотчинами», крепостного права там не было. Цари Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович признавали и самоуправление казачьих областей, закон «с Дона выдачи нет». Любой беглый, попавший туда, автоматически становился свободным. Права крепостных и холопов защищали сельская община, Церковь, они могли найти защиту у самого царя. Во дворце существовало «челобитное окно» для подачи жалоб лично государю. Например, крепостные князя Оболенского пожаловались, что хозяин заставлял их работать в воскресенье и «матерно лаял». Алексей Михайлович за это посадил Оболенского в тюрьму, а деревню отобрал.

В Европе, кстати, взаимоотношения между слоями общества куда как отличались, из-за этого случались недоразумения. Датским высокородным послам, возвращавшимся из Москвы, показалось, что русские мужики их медленно везут, их принялись подгонять пинками. Ямщики искренне удивились такому обращению, выпрягли возле Нахабино лошадей и заявили: они едут жаловаться царю. Датчанам пришлось просить прощения, задабривать русских деньгами и водкой. А жена английского генерала, поступившего на службу в Москву, возненавидела служанку, решила зверски расправиться с ней. Виноватой себя не считала – мало ли, знатная дама попыталась убить свою холопку! Но в России подобное не допускалось. Приговор царя гласил: учитывая, что жертва осталась жива, преступнице «всего лишь» отсечь руку, вырвать ноздри и сослать в Сибирь.

Положение крепостных стало ухудшаться при Петре I. Прекратились переделы поместий между дворянами, они превращались в постоянную собственность. А вместо «подворного» налогообложения было введено «подушное». Причём каждый помещик начал платить налоги за своих крепостных. Соответственно, выступал владельцем этих «душ». Правда, именно Пётр одним из первых в Европе, в 1723 году, запретил в России рабство. Но крепостных его указ не коснулся. Мало того, Пётр начал приписывать целые деревни к заводам, и заводским крепостным приходилось куда тяжелее, чем помещичьим.

Беда пришла при Анне Иоанновне и Бироне, когда в России распространились законы о крепостных из Курляндии – те самые, где крестьян приравнивали к рабам. Вот тогда-то и началась печально известная розничная торговля крестьянами.

Что было, то было. Известны и бесчинства Дарьи Салтыковой. Были уже не времена Алексея Михайловича, и барыне 7 лет удавалось скрывать преступления. Хотя можно отметить и другое: ведь двое крепостных все-таки сумели подать жалобу Екатерине II, началось следствие, и маньячка была осуждена на пожизненное заключение в «покаянной» камере Ивановского монастыря. Вполне адекватная мера для психически ненормальной.

«Освобождение крестьян». Художник Б. Кустодиев.

Впрочем, Салтычиха потому и стала «пресловутой», что в нашей стране только одна она докатилась до зверств, довольно распространённых на тех же американских плантациях. Да и законы, ограждающие имущественные права крепостных, в России никто не отменял. В 1769 году Екатерина II издала указ, призывающий крестьян заводить частные промыслы, для этого требовалось купить за 2 руб. особый билет в мануфактур-коллегии. С 1775 года такие билеты выдавались бесплатно. Предприимчивые крестьяне пользовались этим, быстро сколачивали состояния, выкупались на волю, а потом принялись скупать и сёла у своих помещиков. Крепостное право стало расшатываться. Уже в правление Николая I постепенно готовилась его отмена. Хотя упразднил его только Александр II в 1861 году.

Вслед за Колумбом океан стали пересекать корабли работорговцев.

Но ещё раз подчеркнём: для XVIII – XIX веков подобные явления оставались обычными. Англия, которую традиционно изображают самой «передовой» державой, в 1713 году, после войны за испанское наследство, считала главным выигрышем отнюдь не завоевание Гибралтара, а «асьенто» – монополию на продажу африканцев в Латинскую Америку. Работорговлей активно промышляли и голландцы, французы, бранденбуржцы, датчане, шведы, курляндцы, генуэзцы. Общее количество рабов, вывезенных из Африки в Америку, оценивается в 9,5 млн. человек. Примерно столько же вымерло в пути.

Французская революция в 1794 году громогласно отменила рабство, но реально оно процветало, французские корабли продолжали торговать невольниками. А Наполеон в 1802 году восстановил рабство. Он, правда, заставил упразднить крепостное право в Германии (чтобы ослабить немцев), но в Польше и Литве сохранил – здесь его опорой были паны, зачем их обижать?

Великобритания упразднила рабство в 1833 году, Швеция в 1847 году, Дания и Франция в 1848 году – не так уж сильно опередили Россию. Кстати, при этом не лишне помнить, что сами по себе критерии «свобод» никак не являются показателями благоденствия. Так, в 1845 году в Ирландии не уродился картофель. Крестьян, не способных из-за этого уплатить ренту, стали сгонять с земли и разрушать их фермы. За 5 лет от голода умерло около миллиона человек! Случалось ли что-нибудь подобное в крепостнической России? Никогда…

Но это так, к слову пришлось. Если вернуться к хронологии отмены рабства, то выясняется, что далеко не все западные державы в данном отношении обогнали русских. Некоторые отстали. Нидерланды отменили его в 1863 году, США в 1865 году, Португалия в 1869 году, Бразилия в 1888 году. Причём у голландцев, португальцев, бразильцев, да и в американских южных штатах рабовладение принимало куда более жестокие формы, чем русское крепостничество.

Не лишне вспомнить и о том, что в американской войне Севера с Югом северян поддерживала Россия, а южан – Англия. И если в США рабство оказалось ликвидированным, то в 1860 – 1880-е годы его широко практиковали землевладельцы в Австралии. Здесь охотой за невольниками активно занимались морские капитаны Хейс, Льювин, Пиз, Бойс, Таунс, доктор Мюррей. В честь Таунса даже был назван город Таунсвилл. Подвиги этих «героев» состояли в том, что они обезлюживали целые острова в Океании, громили и захватывали в плен жителей, набивали в трюмы и привозили на австралийские плантации.

Между прочим, даже в самой Англии первый полноценный юридический акт, официально запретивший рабовладение и крепостное право и признавший их преступлением, был принят… три года назад! Это «Закон о коронерах и правосудии», вступивший в силу 6 апреля 2010 года. Так чего уж тогда на русских пенять?

Да, тяжело трудились крестьяне России, а жили бедно, однако и рабами не были, ибо государева власть защищала их человеческие права на жизнь и не насилие над ними. Неволя в основном была экономическая и та, что крестьянин был приписан к земле конкретного помещика, на которой он жил и должен был ему отрабатывать положенный оброк, это и не давало крестьянину материально подняться. Эти тяжелоносимые помещечьи бремена, возлагаемые на крестьян, а в городе на рабочих (несколько иная ситуация) и накопили в душе народа революционный потенциал, который легко сумели подпалить посулами лучшей жизни большевики.

Быт крестьянина примерно 18-19 век

Австралийский фонд Walk Free Foundation , созданный миллиардером Эндрю Форрестом при поддержке актёра Рассела Кроу, ежегодно проводит замер состояния рабства на планете Земля. Именно они после опроса сорока двух тысяч человек в двадцати пяти странах мира узнали, что в мире прямо сейчас живёт . Самиздат «Батенька, да вы трансформер» связался с Катариной Бриант (Katharine Bryant), научным руководителем и европейским представителем организации, и обсудил, превосходит ли рабство XXI века по масштабам золотую эпоху работорговли.

Ваше исследование от 2016 года говорит, что в мире живёт около сорока шести миллионов рабов; есть ли у вас более свежие данные?
Это и правда самый последний отчёт на сегодняшний день, и мы всё ещё отмечаем, что в мире 45,8 миллиона людей живёт в современном виде рабства. Однако ближе к концу сентября мы собираемся предоставить новые отчёты в коллаборации с Международной организацией труда, так что мы предоставим обновлённые показатели, но в настоящий момент мы всё ещё опираемся на число 45,8 миллиона: рабы есть в каждой стране на планете.

Какие формы рабства вы включаете в эту цифру? Какие явления вы понимаете как рабство?
Современное рабство для нас - общий термин, который включает в себя различные формы крайней эксплуатации, включая рабский труд, принудительный брак и коммерческое сексуальное эксплуатирование. Под рабским трудом мы подразумеваем ситуации, когда человека заставляют работать и он не способен избежать этой ситуации. Под принудительным браком мы рассматриваем детей и взрослых, которые не способны дать добровольное согласие на брак. У всех видов рабства есть один общий признак - это эксплуатация в высшей степени, от которой индивид не может избавить себя или добровольно уйти.

Самый распространённый вид рабства - принудительный труд, который включает различные аспекты: коммерческое, сексуальное эксплуатирование, принудительная проституция, государственный принудительный труд - например, в тюрьмах или армии. В частном секторе экономики тоже есть множество примеров насильственного труда.

Если сравнить число современных рабов в процентах от общей численности населения Земли, то что мы видим - увеличивается или уменьшается количество рабов по сравнению с временами расцвета рабства?
На этот вопрос тяжело ответить. Если смотреть на Трансатлантическую работорговлю XIX века, то мы считаем, что количество людей, находящихся в рабстве в наши дни, на самом деле значительно выше. Однако наши суждения ограничены, ибо до XIX века записи о работорговле велись не так чётко, поэтому тяжело сказать, больше ли людей находятся в рабстве в наши дни, чем когда-либо до, однако да, их однозначно больше, чем во времена Трансатлантической работорговли.

Самый распространённый вид рабства - принудительный труд

Опишите портрет современного раба.
Современное рабство выглядит по-разному в каждой стране. Важно помнить, что рабство действительно наблюдается в любой из ста шестидесяти семи стран, которые входят в наш список Global Slavery Index. Есть мужчины, которых заставляют рыбачить на рыболовных судах. Мы находили множество подтверждений, как мужчин похищали из Бирмы, провозили через границу в Таиланд и заставляли работать на рыболовных судах, которые никогда не заходили в порт. В европейской части есть случаи беженцев, которые бежали от войны из Сирии или Ливии, подверглись торговле людьми и были обращены в сексуальное рабство. Особую озабоченность у нас вызывают дети-беженцы, которых стали эксплуатировать по всей Европе, и они исчезли из программ для беженцев. В России и Центральной Азии мы также наблюдаем случаи принудительного труда и брака. В Узбекистане и Туркменистане принудительный труд санкционирован государством: там людей заставляют собирать уголь, там похищают невест и заставляют выйти замуж за определённого человека. Так что видов рабства много, но опять же: общим фактором является то, что индивид не может избежать этой ситуации.

А как выглядит современный рабовладелец?
В случаях пропавших эмигрантов в Европе эти рабовладельцы - члены организованной преступности, они извлекают пользу из продажи и покупки рабов, потому что воспринимают их как доступный и одноразовый товар. Более традиционные формы, исторические формы рабства, где есть «хозяин», и его дети наследует рабов, в таких местах, как Мавритания в Западной Африке. В других странах за счёт рабов рабовладельцы могут получать быструю прибыль либо в цепочках поставок многонациональных корпораций, либо в более неформальных структурах: например, в Южной Азии есть множество случаев кабального труда в кирпичной промышленности, где человека заставляют работать бесплатно, пока он не выплатит долг. Иногда эти долги передаются из поколения в поколение.

Современное рабство влияет на работу корпораций по всему миру. К счастью, в Европе, а также Великобритании, США, Австралии и Бразилии правительства начинают предпринимать меры, согласно которым торговые предприятия и многонациональные корпорации должны следить за их собственными каналами поставок, искать свидетельства современного принудительного труда. Мы также приветствуем требования к предприятиям, что они должны публиковать отчёты и заявления, обозначая, что они предпринимают, чтобы предотвратить принудительный труд. Мы поддерживаем и поощряем другие страны, чтобы они приняли похожие меры.

Какова ситуация с рабством в бывших колониальных странах в настоящее время?
Есть сведения, подтверждающие наличие рабства в каждой стране мира, включая бывшие страны Английской Империи. В Австралии, где находится штаб Walk Free Foundation, мы предполагаем, что около трёх тысяч жителей испытывают различные формы современного рабства. В таких странах, как Австралия и Великобритания, эксплуатации подвержены в основном эмигранты и переехавшие рабочие. Это видно в разных сферах: например, человек, который приехал в страну, чтобы выйти замуж, принуждается к домашнему рабству, или человек находится там по временной визе, которая не предоставляет ему достаточную трудовую защиту. В Индии население эксплуатируется в неформальных структурах, например на рыбацких предприятиях, у которых нет большого количества нормативно-правовых актов, в отличие от других организаций.

в 2012 году доход от современного рабства составил 165 000 000 000 долларов

В какой стране самая страшная ситуация с рабством?

В 2016 самый высокий процент населения, подверженный современному рабству, был зафиксирован в Северной Корее - там 4 % населения находятся в рабстве, занимаются принудительным трудом в тюрьмах и лагерях. Ситуации плохи и в Польше и России, высокий процент рабства наблюдается в таких странах, как Узбекистан, Бангладеш, Индия и конфликтных зонах по всему миру.

Сколько денег крутится в этой области?
По нашим данным, в 2012 году доход от современного рабства составил 165 000 000 000 долларов - очевидно, что это невероятно доходный бизнес. С другой стороны, что интересно: для борьбы с рабством используется очень мало финансовых ресурсов. Так что пока рабство приносит большой доход, и в среднем лишь 120 000 000 долларов в год тратится на борьбу с ним.

А как можно бороться с рабством?
В свою оценку работу правительств ста шестидесяти одной страны мира по борьбе с рабством мы включаем много различных аспектов хороших и действенных методов борьбы, например программы помощи жертвам, меры уголовного правосудия, наличие антирабовладельческих законов, механизмы координации и подотчётности, оперативную реакцию на риски, а также роль торговых предприятий. Поэтому мы утверждаем, что лучшая реакция правительства на современное рабство должна охватывать все эти аспекты. Правительству следует обучать правоохранительные органы борьбе с рабством, изучать все формы современного рабства, принимать законы, сотрудничать с другими правительствами для обеспечения транснационального подхода к этой проблеме. Правительству следует ещё и убедиться, что оно обеспечивает безопасность для своего населения и наёмных работников. Помощь может выражаться в правильном трудовом законодательстве и проведении проверок для выявления любых случаев принудительного труда. Наконец, мы настоятельно рекомендуем предприятиям и правительствам работать вместе, чтобы попытаться исследовать современное рабство.

Исходя из наших исследований, государство Северной Кореи - самое лояльное по отношению к рабству. Есть множество случаев и примеров принудительного труда в трудовых лагерях, и принудительный труд используется в качестве наказания для политических заключённых. Ещё более интересен факт использования принудительного труда жителей Северной Кореи в Европе. Исследования Лейденского университета в 2015 году показали, что северные корейцы были экспортированы в Европу, где их принуждали к работе и платили им мизерные зарплаты, почти не давали свободы во время работы. В Северной Корее государство почти ничего не делает для того, чтобы помешать рабству и принудительному труду, а в некоторых случаях даже активно продвигает рабство.

Walk Free Foundation только ведёт статистику или каким-то образом способствует улучшению ситуации в мире?
Наш фонд был основан в 2012 году австралийским бизнесменом Эндрю Форрестом после того, как его дочь, Грейс Форрест, побывала волонтёром в детском доме в Непале - там она узнала, что большинство детей из того детского дома были жертвами сексуальной работорговли и их продавали из Непала в Индию. Грейс подняла этот вопрос в своей семье, и они решили изучить, что происходит в антиработорговой и антирабовладельческой сферах по всему миру, и определить, где бы они могли принести наибольшую пользу. В результате, они поняли, что антирабовладельческим организациям не хватает финансирования, торговые предприятия в борьбе с этим вопросом не слишком заинтересованы плюс было очень мало исследований по этой теме. В результате они основали фонд и Global Slavery Index , где я и работаю. Мы пытаемся определить количество людей, по всему миру подверженных современному рабству и узнать, что предпринимают правительства, чтобы с этим бороться; также мы сотрудничаем со многими агентствами ООН.

В основном мы фокусируемся на оценке количества людей в рабстве, но также предоставляем очень конкретные политические рекомендации насчёт того, что правительства должны делать, чтобы реагировать. Таким образом, помимо выявления и повышения осведомленности о масштабах проблемы, мы также пытаемся предоставить инструменты для борьбы с ней. Сейчас мы готовим наш новый отчёт, и в нём мы посвятим отдельную главу роли бизнеса в расцвете современного рабства и объясним, что бизнес может сделать уже сейчас, чтобы выявить эксплуатацию труда в своих рядах.