Уроки по русскому языку 11. Комментарий к выполнению заданий

Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста»

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 1 Макаренко А.А.

Тип урока : повторительно-обобщающий

Вид урока : практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке : индивидуальная, групповая, фронтальная и др.

Цели урока:

Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление (В ЕГЭ задания А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, А 26, А 28

А12-17(орфография), В 1, В 2, В3, элементы части С.

Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;

Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

Методические цели:

Индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

Осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;

Осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.

Цели обучения русскому языку определяются через формирование коммуникативной компетенции :

Понимать читаемый текст,

Определять тему и основную мысль текста, - формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль,

Аргументировать свою точку зрения,

Строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения,

Отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи,

Соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные. Большую роль в создании речевой среды на уроке играет подбор дидактического материала.

Комплексная работа с текстом использована для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся.

- лингвистическая компетенция , т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

- языковая компетенция , т. е. практическое владение родным языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;

- коммуникативная компетенция , т.е. умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;

- интеллектуальная компетентность , т.е. умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.

Анализ текста предполагает опору не только на знания, но и на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования культуры речи. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. Наконец, в тексте отражаются факты и особенности национальной культуры. Через текст ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции

Задачи урока:

  1. Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: Орфографии, Орфоэпии, Лексике, Синтаксису и т.д.;
  2. Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ;
  3. Обобщить представления об экспрессивных возможностях данных синтаксических конструкций и показать необходимость их использования;
  4. Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ; умение грамотно проводить комплексный анализ текста;
  5. Совершенствовать навыки правописания.

Для реализации задач урока использованы следующие виды работ :

Орфоэпическая разминка

Лексико-орфографическая работа

Тренинг

Творческая работа

Тест

Задание «Корректор»

Контроль / Работа в парах/ группах/индивидуальная

Комплексный анализ текста

Подведение итогов урока

Домашнее задание

Методы работы:

  1. по характеру познавательной деятельности учащихся : репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;
  2. по степени активности учащихся : продуктивные, творческие;
  3. по источнику знаний : словесные, практические;
  4. стимулирования и мотивации : познавательные, эмоциональные;
  5. интеллектуальны е: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
  6. контроля и самоконтроля : устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль;
  7. по организации деятельности : индивидуальные, групповые, парные, фронтальные.

Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять, продуктивная подготовка к ЕГЭ.

Оборудование:

Рабочий лист урока, оценочный лист, карточки, эпиграф к уроку, задания по типу ЕГЭ, раздаточный материал.

Л.И. СКВОРЦОВ. ЭКОЛОГИЯ СЛОВА.- М.: 1996

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ / карточки с заданиями/

СХЕМА «Секреты хорошей речи»: ЯСНОСТЬ,

ТОЧНОСТЬ,

КРАТКОСТЬ,

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ.

ХОД УРОКА.

Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего

Ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык.

А. Н. Толстой
1.Организационный момент. Введение в тему.

1)Работа с эпиграфом в виде беседы. Постановка учебной задачи.

Здравствуйте. Садитесь. Откройте тетради и запишите тему нашего урока: Давайте начнем нашу работу с чтения эпиграфа. «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык, »- писал А.Н.Толстой.

Как вы понимаете слова известного русского писателя? (А.Н, Толстой говорит о богатстве и красоте русского языка, отмечая в первую очередь культуру речи. Я считаю, что каждый человек должен уметь правильно говорить, не допуская в речи ошибок)

Ребята, радует, что вы осознаете роль грамотной речи в жизни современного человека. Именно за вами наше будущее, вы наш народ, наш язык, наша культура. Вы уже одной ногой на пороге школы и сдачи ЕГЭ. Вы осознаёте, что задания ЕГЭ по русскому языку отличаются от стандартных тестов, в них охвачен весь курс русского языка средней школы. Кроме проверки орфографической и пунктуационной грамотности, проверяется владение нормами литературного языка, теоретические знания и умение применять их на практике, умение анализировать текст. Исходя из этого, я предлагаю Вам провести урок – практикум по подготовке к ЕГЭ.

Цель: проверить уровень усвоения знаний с помощью выполнения заданий разного типа; развивать навык анализа предложенного текста, развивать творческие и речевые способности учащихся.

2. Работа по теме урока.

1)Орфоэпическая разминка Г рамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В ЕГЭ это задание А 1 . На столах у вас листы со словами. Ваша задача записать эти слова и правильно расставить в них ударение.

У доски работают 2 человека

Добыча, закупорить, договор, торты, баловаться, черпать, жалюзи, свёкла. дефис, красивее.

Банты, водопровод, каталог, монолог, звонишь, столяр. щавель, засветло, затемно, озлобить.

Проверьте себя.

2) Работа «Корректор»

Задание: найдите ошибки в рассуждениях,

В слове стриженые под машинку волосы пишется одна буква н, т.к. оно образовано от глагола несов. вида стричь. (В этом суждении верно то, что слово образовано от глагола несов. вида стричь, но так как это причастие с зависимым словом под машинку мы пишем две н)

Фасованые продукты пишется с одной буквой н, т.к. отглагольное прилагательное образовано от глагола фасовать несов. вида. (Прилагательные глагольного происхождения на ованный, ёванный пишутся с 2 нн)

В словах деревянный дом и серебряная ложка пишутся две буквы нн, т.к. это исключения. (Слово деревянный исключение, пишу 2 нн, а прилагательное серебряный образовалось от существительного серебро. Суффиксы ан, ян, ин с одной н.

Загруженная машина пишется с н, т.к. нет зависимого слова. (Зависимого слова нет. Но это причастие имеет приставку за, следовательно пишем суффикс енн с 2 нн).

3) Переходим к следующему этапу работы. Вспомните, что такое паронимы? (Это однокоренные слова одной части речи, близкие по звучанию, но имеющие разные лексические значения.

Перед вами паронимы. Объясните их лексическое значение. Подберите слова, с которыми они могут сочетаться.

Глиняный Глинистый

сделанный из глины содержащий глину, с примесью глины.

горшок, очаг, игрушка раствор, берег, почва

Искусный Искусственный

умелый, хорошо знающий свое дело ненатуральный, не природный, сделанный

наподобие подлинного

мастер, пианист, искусная работа цветы, освещение.

Дождевой Дождливый

относящийся к дождю обильный дождями

поток, капля день, месяц, утро

Выполните тестовые задания.

1. НАДЕТЬ - ОДЕТЬ

В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ?

1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся одеть охотничьи сапоги.

2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.

4) Танцоров одели в национальные костюмы.

2. ОБСУЖДЕНИЕ - ОСУЖДЕНИЕ

В каком предложении вместо слова ОБСУЖДЕНИЕ нужно употребить ОСУЖДЕНИЕ?

1) ОБСУЖДЕНИЕ проблемы загрязнения окружающей среды стало важней темой.

2) Никогда нельзя предугадать результаты ОБСУЖДЕНИЯ сути научного открытия.

3) Урок был посвящен ОБСУЖДЕНИЮ новой книги В. Распутина.

4) ОБСУЖДЕНИЕ преступника судом на 3 года исправительных работ вызвало недовольство горожан.

3. ОСВОИТЬ - УСВОИТЬ

В каком предложении вместо слова ОСВОИТЬ нужно употребить УСВОИТЬ?

1) Завод ОСВОИЛ выпуск новой продукции.

2) Ученик сумел быстро ОСВОИТЬ новый материал.

3) Жители деревни решили ОСВОИТЬ новые земли для посева зерновых культур.

4) Пришлось ОСВОИТЬ новую технику.

Обсуждение - процесс действия по знач. глаг.: обсуждать, обсудить. Осуждение - неодобрение, порицание.

Надеть что-либо - Одеть кого-либо.

Освоить – овладеть, довести до состояния годности. Усваивать – 1) делать своим, свойственным, присущим себе. 2)Запоминать, выучивать, осваивать

4)Решение учебной задачи. Учащиеся работают в группах в течение 5-7 минут

Для решения этой задачи предлагаю разделиться на 2 группы и почувствовать себя: 1 группа - в роли учителя русского языка,

2 группа – в роли лингвиста.

Желаю удачи. Пусть вам помогут наблюдательность, чувство слова, лингвистический микроскоп.

РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ.

1 группа. Задание:

Вы учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе, которого вы не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте ошибки. Определите вид ошибки. Каким вы представили себе нового ученика? Воспользуйтесь примерной схемой ответа.

КАРТОЧКА – ТЕТРАДЬ

  1. Впереди лидирует команда наших спортсменов.(употребление лишнего слова).
  2. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа (употребление рядом однокоренных слов ).
  3. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать

(употребление слова в несвойственном ему значении ).

  1. Провожая меня, лицо его выражало сожаление. (неправильное употребление Д.О.).
  2. Родители хотели устроить праздник более пышнее.(неправильное образование форм прилагательных ).

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОТВЕТА.

Новый ученик допустил следующие виды речевых ошибок / формулировка вида ошибки, чтение предложения/. В исправленном варианте предложения должны звучать так: / чтение исправленных вариантов/.

Обрати внимание на задания ЕГЭ и повтори алгоритм работы с ними.

II группа. Задание:

Прочитайте выразительно предложения. Определите вид ошибки. Намеренно ли допускает эти ошибки писатель? С какой целью использует этот приём писатель?

Карточка – текст

1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом… на дачу. (А.П.Чехов) / Отсутствие логики/

2) Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии. (А.С.Пушкин). / Каламбур, словесная шутка /

3) Вдруг какой – нибудь эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь Гороховая, чёрт возьми, или там эдакая какая – нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой – нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чёртом… (Н.В. Гоголь). / Повтор слов, ругательные слова/.

ВЫВОД: Подобные нарушения логики высказывания используются как стилистический приём создания комического эффекта.

6) Слово учителя. Знакомство с текстом. Стихотворение В.Шефнера «Устная речь»

Любовь к родному языку связана с умением вслушиваться, вдумываться в слово. Умение надо развивать, чтобы научиться хорошо говорить, писать и понимать текст.

Слово «Текст» заимствовано в XVIII веке из немецкого языка. Text - словесное единство. Сегодня на уроке мы не только будем объяснять синтаксические понятия, но и продолжать учиться искусству чтения и понимания текста в его словесном единстве.

лет назад я участвовал в одной избирательной кампании.

(2) Комплексный анализ текста.

(1) Несколько Приехали мы в таёжный городок Лесосибирск. (3) Выступили несколько

раз, а вечером хозяева повезли нас поужинать в лучшую, как они сказали,

закусочную города. (4) Накормили по-русски - местной рыбой, борщом,

пельменями. (5) Но когда мы выходили из этой закусочной, я оглянулся и,

прочитав горящее неоновыми буквами её название, обалдел: закусочная

называлась «Оклахома»… (6) С той поры Оклахома стала для меня символом

нашего самооплевания, нашего лакейства и холуйства.

(7) Приедешь в любой древний русский город - Калугу, Рязань, Воронеж, -

идёшь по центральной улице: магазины, рестораны, фирмы - и кругом

«Клондайк», «Аляска», «Эльдорадо», «Миссисипи»… (8) Словом, сплошная

Оклахома. (9) И Москва-Сити - тоже Оклахома. (10) И «Кофе-хауз» вместо

тёплого слова «кофейня» - тоже Оклахома.

(11) Всё тянут нас и тянут. (12) Уже не поймёшь куда: в Европу или в

Америку. (13) Ну какая же мы Европа, если две трети России находится в Азии?

(14) Не только быт, промышленность и сельское хозяйство, но головы и души у

нас живут по-разному. (15) И не в языке дело. (По Ст. Куняеву.)

1. В одном – двух предложениях сформулируйте главную проблему, поставленную автором текста.

2. В четырёх – пяти предложениях связного текста прокомментируйте названную вами проблему.

3. В одном-двух предложениях сформулируйте позицию автора по названной вами

проблеме.

4. Используя пять - шесть предложений связного текста, напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. Приведите два аргумента в защиту своей точки зрения.

7)Групповая, парная, индивидуальная работа по интересам (5 мин.).

На уроке работают три группы:

«литературоведы» (объясняют тему и проблему текста);

«языковеды» (исследуют языковые средства, изобразительно-выразительные средства, раскрывающие тему и идею);

«лингвисты» (исследуют синтаксические конструкции, помогающие понять мысль автора).

А) Планирование учебной деятельности. Собственно учебная деятельность-комплексный анализ текста.

Ученики знакомятся с заданиями к тексту, алгоритмом работы, формируют пары, группы.

Творческое задание:

1. Составьте связное устное высказывание на основе практического исследования (задания № 1-4 к тексту)

3.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Слово учителя. (Слова Д.С.Лихачева выведены через проектор на слайде, схема «Секреты хорошей речи»)

Наш современник Дмитрий Сергеевич Лихачёв, учёный – филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владеющий русским словом, в книге « Письма о добром и прекрасном» писал: « Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому, учёному, инженеру, экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость стиля».

Я желаю вам лёгкости стиля.

Ребята, так в чём же секрет хорошей речи? (Ответы учащихся).

Затем учитель выводит на проекторе схему «Секреты хорошей речи»:

ясность

Точность

Краткость

Выразительность

Спасибо за урок. Оценку получит каждый, общую за урок, исходя из критериев оценки каждого этапа урока.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: по группам

Комплексный анализ текста.

Прочитайте отрывок из выступления Александра Исаевича Солженицына на круглом столе Российской академии наук. А если бы вам предложили выступить и откликнуться на то, о чем сказал писатель? Что бы вы сказали?

(1)Упомянув слово культура, я должен пояснить, какого определения я придерживаюсь. (2)Двух. (3)Одно – различающее цивилизацию как возделывание среды, условий обитания и культуру как возделывание внутренней жизни человека, его души. (4) Второе: культура есть совокупность интеллектуальных, мировоззренческих, этических и эстетических достижений. (5) Как видим, определения эти сходятся в одно: главное в культуре – развитие, обогащение, совершенствование нематериальной жизни.

(6) Уже не первое столетие в цивилизованном мире идет далеко не сразу замеченный процесс потери духовной сосредоточенности и высоты, процесс рассеяния, быть может, невосполнимой растраты духовных ценностей.

(7) В 19 веке еще редко кто различал его. (8) Но уже весь 20 век, столь технически успешный, а психологически поспешный, разными путями действовал, снижая уровень культуры. (9) Этот крушительный мировой процесс, неуклонный от десятилетия к десятилетию, застал нас, однако, как бы врасплох. (10) И широко – однако необоснованно – создалась иллюзия культурного пресыщения, культурной усталости: будто уже вся возможная культура исчерпана и уже не питает нас.

1.Озаглавьте текст.

2.Выпишите ключевые слова.

3.Определите тему текста, основную(ые) мысль (и) текста.

4.Объясните лексическое значение слов ИЛЛЮЗИЯ, ПРЕСЫЩЕНИЕ.

5.Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

А) Культура и цивилизация – это не одно и то же.

Б) Культура – это то, что связано с развитием в области духовной жизни человека.

В) Процесс потери духовной высоты начался недавно и всеми был замечен.

Г) 20 век, несмотря на успехи в области техники, неуклонно разрушал духовные ценности.

6.Выпишите из текста (предложения 5-8) страдательное причастие прошедшего времени. Как оно образовано?

7.Сравните: чем различаются слова ОДНАКО в предложениях 9 и 10? Какой частью речи является каждое из слов?

8.Определите способ образования слова РАСТРАТЫ в 6 предложении.

9.Укажите тип связи слов в словосочетании УРОВЕНЬ КУЛЬТУРЫ.

Комплексный анализ текста.

А если бы вам предложили выступить и откликнуться на то, о чем сказал писатель? Что бы вы сказали?

(1) Язык – это мерило бытия нации, ее веры, нравственности и даже физического благополучия, здоровья людей. (2) Через язык человек познает добро и зло, испытывает на себе их воздействие и постигает, что может сам творить словом добро и зло. (3) И выбор между добром и злом люди впервые делают, именно выбирая между благим и гибельным словом.

(4) Доказано сегодня не только богословами, но и наукой, что словесное давление на человека - это не только метафора, а физическая реальность… Каждое слово, услышанное или увиденное нами, слышат не только наши уши, видят не только наши глаза, но вся личность человека несет в себе отпечатки увиденного и услышанного. (6) Вот почему, интуитивно познав и опытно постигнув силу слова, человечество искони очень осторожно обращалось с ним, вводя запреты на всуе обращенное слово к Богу, на клятву и проклятие, на сквернословие и брань.

(по М. Мироновой)

  1. Озаглавьте текст. Укажите ключевые слова.
  2. Определите тему и основную(ые) мысль (и) текста.
  3. Объясните значение слов МЕРИЛО, ВСУЕ, БОГОСЛОВ.
  4. Подберите синонимы к слову ИНТУИТИВНО.
  5. Из предложений 2-3 выпишите антонимы.
  6. Из предложений 5-6 выпишите причастия и деепричастия.
  7. Выберите грамматически правильный вариант предложения: Постигнув силу слова,

А) были созданы замечательные произведения русской классики;

Б) добро сможет победить зло;

В) происходит выбор между добром и злом;

Г) человечество всегда очень осторожно обращалось с ним.

8.Определите способ образования слова НРАВСТВЕННОСТИ в 1 предложении.

9.Укажите тип связи слов в словосочетании ОПЫТНО ПОСТИГНУВ.


Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Серия уроков русского языка в 11 классе.

Комментарии.Данные уроки проводятся после углубления и систематизации

знаний учащихся в области стилистики, знакомства с основными требованиями к

выполнению и структуре заданий под литерой «С» единого государственного экзамена по

русскому языку, работынад выявлением специфики жанров, использование которых

возможно при написании сочинения на ЕГЭ (отзыв, рецензия, эссе), обобщающего

повторения основных типов речи. Цель данной работы –подготовка учащихся к

выполнению творческого задания, предлагаемого в части третьей ЕГЭ по русскому языку.

Урок №1. Тема: Культура работы с текстом.

Цель:обобщение и систематизация знаний о специфике жанров (рецензия, отзыв,

эссе), отработка практических умений и навыков по созданиюразножанровых творческих

работ на основе анализа предложенного текста, развитие творческого мышления

учащихся в ходе выполнения работы по созданию текста заданного ст иля, жанра, типа

речи, подготовка к предстоящей аттестации по литературе.

Ход урока.

1.Слово учителя(знакомство с порядком работы (тематическое планирование, 4

урока), целями и задачами).

2. Работа с отрывком из романа И.А.Гончарова «Обломов» (чтение отрывка,

определение основных проблем, поднимаемых автором в предложенном для анализа

отрывке, определение места и роли данного отрывка в произведении). Фронтальная

Текст №1 (отрывок из романа И.А.Гончарова «Обломов»)

Обломов задумался…

«Что ж это такое? А другой бы всё сделал?–мелькнуло у него в голове. –Другой,

другой…Что же это такое другой

Он углубился в сравнение себя с «другими». Он начал думать, думать…

Он должен был признать, что другой успел бы написать все письма, так что который

и что ни разу не столкнулись бы между собою, другой и переехал бы на новую квартиру,

и план исполнил бы, ив деревню съездил бы…

«Ведь и я бы мог всё это… - думалось ему, - ведь я умею, кажется, и писать; и

писывал, бывало, не то что письма, а премудренее этого! Куда же всё это делось? И

переехать что за штука? Стоит захотеть! «Другой» и халата никогда не наденет, -

спит…«другой» тешится жизнью, везде бывает, всё видит, до всего ему дело…А я! я…не

«другой!» - уже с грустью сказал он и впал в глубокую думу. Он даже высвободил голову

из-под одеяла.

Настала одна из ясных сознательных минут в жизни Обломова.

Так страшно стало ему, когда вдруг в душе его возникло живое и ясное

представление о человеческой судьбе и назначении, и когда мелькнула параллель между

этим назначением и собственной его жизнью, когда в голове просыпались один за другим,

и беспорядочно, пугливо носились, как птицы, пробуждённые внезапным лучом солнца в

дремлющей развалине, разные жизненные вопросы.

Ему грустно и больно стало за свою неразвитость, остановку в росте нравственных

сил, за тяжесть, мешающую всему; и зависть грызла его, что другие так полно и широко

живут, а у него как будто тяжёлый камень брошен на узкой и жалкой тропе его

существования.

В робкой душеего вырабатывалось мучительное сознание,что многие стороны его

натуры не пробуждались совсем, другие были чуть- чуть тронуты и ни одна не разработана

до конца.

А между тем он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое- то

хорошее, светлое начало, может быть теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в

недрах горы, и давно бы пора этому золоту быть ходячей монетой.

Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, наносным сором. Кто- то будто украл и

закопал в собственной его душе принесённые ему в дар миром и жизнью сокровища. Что-

то мешало ему ринуться на поприще жизни и лететь по нему на всех парусах ума и воли.

Какой- то тайный враг наложил на него тяжёлую руку в начале пути и далеко отбросил от

прямого человеческого назначения…

И уж не выбраться ему, кажется, из глуши и дичи на прямую тропинку. Лес кругом

его и в душе всё чаще и темнее; тропинка зарастает более и белее; светлое сознание

просыпается всё реже и только на мгновение будит спящие силы. Ум и воля давно

парализованы, и, кажется, безвозвратно.

События его жизни умельчились домикроскопических размеров, но и с теми

событиями не справится он; онне переходит от одного к другому, а перебрасывается ими,

как с волны на волну; он не в силах одному противопоставить упругость воли или

увлечься разумом вслед за другим.

Горько становилось ему от этой тайной исповеди перед самим собою.

Определить основные проблемы, поднятые автором в предложенном для

анализа отрывке (сущность человека (в нем заключены добро и зло); смысл

человеческой жизни - два типа жизни: активная позиция и позиция

пассивная; влияние воспитания на дальнейший образ жизни человека;

проблема рока, судьбы: человек –властелин своей жизни или игрушка в

руках судьбы).

Каковы место и роль данного отрывка в произведении (даёт представление о

характере главного героя(внутренний монолог и авторская оценка), готовит к

восприятию дальнейших событий, о которых пойдет речь в произведении).

Вспомним, какова специфика рецензии как жанра (рецензия –один из жанров

литературной критики, отклик на произведение с целью его оценки и разбора;

задача –дать характеристику (анализ текста), оценить (определить

достоинства и недостатки концепции или идеи, стиля и языка и др.)

Ещё раз перечитайте отрывок и отметьте те особенности (композиционные,

художественные, речевые и др.), на которые вы обратили бы внимание, если

бы вам было предложено прорецензировать данный отрывок (работа в парах

и групповая работа).

3. Работа с рецензией на предложенный для анализа отрывок. Задача –

прорецензировать данную работу, отметить сильные и слабые её сторон, сопоставить с

намеченным вами ходом рецензии(работа в парах и групповая работа).

Текст №2. Рецензия на предложенный для анализа отрывок.

Предложенный для анализа отрывок представляет собой «тайную исповедь» Ильи

Ильича Обломова «перед самим собой» в одну из«ясных сознательных минут в жизни».

Герой задаёт себе «разные жизненные вопросы», размышляет «о человеческой

судьбе и назначении».

Внутренний монолог героя, в котором он сравнивает себя с «другими», как нельзя

лучше раскрывает « мирдуши»Ильи Ильича, помогает читателю понять причины

бездеятельности и апатии Обломова.

Илья Ильич понимает, что сравнение его с «другими», которые умеют ясно излагать

свои мысли, способны воплотить планы в жизнь, довести любое дело до его логического

завершения, явно не в его пользу. Он признаёт свою несостоятельность, видит свои

недостатки (это свидетельствует о его самокритичности), он мог бы жить по- другому

(«Стоит захотеть!»), но изменить что- то в своей жизни он не в состоянии («я…не

«другой!»).

Что мешает ему жить так, как живут другие, «полно и широко»? Художественное

мастерство И.А.Гончарова помогает нам «прочесть» ответ на этот вопрос в самом

монологе героя, различных способах выражения авторской оценки. Илья Ильич робок

неоднократно употребляемое («…умею, кажется, и писать…», «…не выбраться ему,

кажется, из глуши и дичи…», «ум и воля…парализованы, и, кажется, безвозвратно»),

красноречиво свидетельствует об этом. Вопросно- ответная форма ведения диалога с

самим собой в самом начале размышлений героя, использование восклицательных

предложений, при помощи которых герой будто хочет доказать себе, что способен что- то

изменить в своей жизни, заставляют нас поверить в его силы и потенциальные

возможности. Но художественная деталь (халат, о котором тут же вспоминает Обломов),

олицетворяющая представление о «покойной, долговременной» жизнив «мирном

уголке», родной Обломовке, возвращает героя к его нормальному состоянию –дремоте

(«тут он зевнул»).Его мысли возвращаются в «нормальное русло»: прерываются,

путаются. Прием умолчания помогает нам это понять. И наша вера в его способность

изменить свою жизнь тает, как легкий предрассветный туман с приходом солнца.

Но радует ли это нашего героя? Конечно,нет. Проследим за изменением его

психологического состояния во время «глубоких раздумий». Состояние грусти («с

грустью сказал он») сменяется ощущением страха («страшно стало ему»). На смену

страху приходят грусть, боль и зависть («грустно и больно стало за свою неразвитость»,

«зависть грызла его»). Вслед за этим «в робкой душе его» вырабатывается «мучительное

сознание, что многие стороны его натуры не пробуждались совсем, другие были чуть- чуть

тронуты и ни одна не разработана до конца».

Огромную смысловую роль выполняют сравнения и сопоставления, используемые в

данном отрывке. Жизненные вопросы сравниваются с птицами, пробуждёнными

«внезапным лучом солнца», а жизнь героя подобна «узкой и жалкой тропе», на которую

брошен «тяжёлый камень». Светлое начало в душе , ассоциирующейся с тёмным лесом,

«зарыто, как в могиле»,подобно золоту, лежащему «в недрах горы». Герой понимает, что

он, подобно маленькой беззащитной лодке в океане жизни, «перебрасывается» «с волны

на волну» против своего желания, а его «ум и воля давно парализованы».Что- то мешает

ему идти своим путём, «какой- то тайный враг наложил на него тяжёлую руку в начале

пути и далеко отбросил от прямого человеческого назначения», «светлое сознание

просыпается всё реже и только на мгновение будит спящие силы».Он понимает, что не в

состоянии противиться этому «чему- то», столь роковым образом распоряжающемуся его

судьбой, «измельчившему его жизнь до микроскопических размеров». Какие чувства

возникают у читателя по отношению к герою в этот момент? Пожалуй, жалость и

сострадание. Как часто судьба превращает нас в послушных марионеток, заставляет

играть по своим правилам, подчиняться навязанным ею условиям!

Что это за сила, подчинившая себе доброе, «чистое и светлое»существо, Илью

4. Выступления учащихся.

Найдите предложение(предложения) в рецензии, стилистически не совсем

соотносимые с данным жанром работы (последние предложения

предпоследнего абзаца).

В сочинениях каких жанров подобная форма предложений будет уместна?

(отзыв, эссе).

Вспомним, что характеризует сочинение- эссе и сочинение- отзыв (работа с

обобщающими таблицами).

С какими произведениями русской литературы перекликаются проблемы,

(фронтальная работа. План выступления: назвать произведение; определить

литературные параллели, ассоциации, реминисценции и аллюзии; построить

аргументационную базу).

Домашнее задание:подготовиться к творческой работе (сочинение -отзыв,

сочинение- эссе), подобрать цитатный материал, который может пригодится при

выполнении творческой работы (работа с произведениями, названными на уроке),

написать черновой вариант творческой работы (сочинение- рассуждение (отзыв или эссе)

по проблемам, затронутым в предложенном для работы тексте на тему: «Что наша

Урок №2. Тема: Информационная переработка текста.

Цель:развитие творческих способностей учащихся, готовить к предстоящей

аттестации.

Ход урока.

1. Вопросы теории(работа с обобщающей таблицей «Разножанровые сочинения»).

2. Групповая работа или работа в парах(пары и группы формируются на уроке в

зависимости от выбранного учащимися при выполнении домашней работы жанра

творческой работы). Задача –подготовить устное выступление заданного типа и жанра

(тема сформулирована ранее)на основе обобщения собранной информации и анализа

подготовленных при выполнении домашнего задания черновых вариантов творческих

3. Выступления учащихся и рецензирование предложенных работ (устная

4. Индивидуальная письменная творческая работа выбранного жанра на

заданную ранее тему.

Домашнее задание:завершить начатую на уроке работу (принести работы на

контроль), подготовиться к выполнению творческой работы (часть «С» ЕГЭ по русскому

языку), вспомнить информацию о жизни и творчестве И.А.Гончарова.

Урок №3. Тема: Создание текста (часть «С» ЕГЭ по

русскому языку) на основе анализа предложенного текста

(творческая работа).

Цель:развивать аналитические и творческие способности учащихся с целью

подготовки к предстоящей аттестации.

Ход урока.

1. Вспомним вопросы теории (обобщающее повторение, работа с листком -

предложенного в части «С» ЕГЭ по русскому языку»).

2. Слово учителя.Роман И.А.Гончарова «Обыкновенная история», написанный

провинциального восторженного романтика, в столице, где он попадает под влияние

дядюшки, Петра Ивановича Адуева, «преподающего» племяннику «уроки жизни». Адуев-

младший поначалу не хочет верить, что всё в этом мире происходит в соответствии с

«законом выгоды», но постепенно он убеждается в этом. Оставшуюся в душе племянника

романтичность, веру в людей и свои силы пытается сохранить тётушка, Лизавета

Александровна. Именно в ней удачно сочетаются «розовая» романтика племянника и

голый практицизм дядюшки, именно она ратует за сохранение духовности в мире

рационализма. Но, несмотря на её усилия, племянник теряет интереск жизни, вновь

уезжает в деревню. Однакоуроки дядюшки пошли племяннику впрок: в «Эпилоге»

появляется Александр Адуев, сияющий, румяный, с гордостью несущий «выпуклое

брюшко и орден на шее». А уже через четыре года он выгодно женится на «приданом».

Основной смысл «Обыкновенной истории» - неприятие автором и осуждение пустой

романтики и не менее ничтожной чиновничье- коммерческой деловитости, всего, что

лишено духовности, столь необходимой человечеству. Этот мотив романа получит

широкое развитие в «Обломове».

Для работы вам предлагается отрывок из романа «Обыкновенная история»,

представляющий собой диалог главных героев и соотносящийся по смыслу с тем

фрагментом из романа «Обломов», с которым мы работали на протяжении двух уроков.

3. Работа с текстом.Выполнить задание, предложенное в части «С» ЕГЭ по

русскому языку (задание записывается на доске в соответствии с формулировкой,

предложенной в демонстрационном варианте).

Текст для работы.

И.А.Гончаров. Фрагмент из романа «Обыкновенная история».

дружба; что люди только и делают, что одни пишут стихи, другие слушают да изредка,

так, для разнообразия, примутся за прозу?.. Я доказал тебе, что человеку надо работать, и

много работать, даже до боли в пояснице…цветов жёлтых нет, есть чины, деньги: это

гораздо лучше! Вот что я хотел доказать тебе! я не отчаивался, что ты поймёшь наконец,

что такое жизнь, особенно как её теперь понимают. Ты и понял, да как увидел, что в ней

мало цветов и стихов, и вообразил, что жизнь –большая ошибка, что ты видишь это и

оттого имеешь право скучать; другие не замечают и оттого живут припеваючи. Ну чем ты

недоволен? чего тебе недостаёт?Ни нужда, ни болезнь, ни какое реальное горе не

дотрагивалось дотебя. Чего у тебя нет? Любви, что ли? Мало ещё тебе: любил ты два раза

и был любим. Тебе изменили, ты поквитался. Мы решили, что друзья у тебя есть, какие у

другого редко бывают: не фальшивые; в воду за тебя, правда, не бросятся и на костёр не

полезут, обниматься тоже не охотники; да ведь это до крайности глупо! Но зато совет,

помощь, даже деньги –всегда найдёшь… Это ли не друзья? Делай всё, как другие, - и

судьба не обойдёт тебя: найдёшь своё. Смешно воображать себя особенным, великим

человеком, когда тыне создан таким! Ну о чём же ты горюешь? –закончил Пётр Иваныч.

- Я вас не виню, дядюшка, напротив, я умею ценить ваши намерения. Что делать,

что они не удались? Не вините же и меня. Мы не поняли друг друга –вот в чём наша беда.

Что может нравиться и годиться вам, другому, третьему –не нравится мне…

- Не то говоришь, милый! разве я один так думаю и действую, как учил думать и

действовать тебя?.. Посмотри кругом: рассмотрим массу – толпу , как ты называешь её,

современную, образованную, мыслящую и действующую: чего она хочет и к чему

стремится? как мыслит? и увидишь, что именно так, как я учил тебя. Чего я требовал от

тебя –не я всё это выдумал.

Кто же? – спросила Лизавета Александровна.

Век.

- Так непременно и надо следовать всему, что выдумал твой век? –спросила она, -

так всё и свято, всё и правда?

Всё и свято! – сказал Пётр Иваныч.

- Как! правда, что надо больше рассуждать, нежели чувствовать? Не давать воли

сердцу, удерживаться от порывов чувства? не предаваться и не верить искреннему

излиянию?

Да, - сказал Пётр Иваныч.

- Действовать везде по методе, меньше доверять людям, считать всё ненадёжным и

жить одному про себя?

Да.

- И это свято, что любовь не главное в жизни, что надо больше любить своё дело,

нежели любимого человека, не надеяться ни на чью преданность, верить, что любовь

должна кончаться охлаждением, изменой или привычкой? что дружба привычка? Это всё

ей, а нынче это сделалось общеизвестной истиной.

- Свято и это, что всё надо рассматривать, всё рассчитывать и обдумывать, не

позволять себе забыться, помечтать, увлечься хоть и обманом; лишь бы быть оттого

счастливым?..

- Свято, потому что разумно, - сказал Пётр Иваныч. - Так, из капризов, ничего не

делается; везде разум, причина, опыт, постепенность и, следовательно, успех: всё

стремится к совершенствованию и добру.

- В ваших словах, дядюшка, может быть, есть и правда, - сказал Александр, - но она

не утешает меня. Я по вашей теории знаю всё, смотрю на вещи вашими глазами; я

воспитанник вашей школы, а между тем мне скучно жить, тяжело, невыносимо… Отчего

4.Сдать работы на контроль.

Тема №4. Анализ выполненных работ, ликвидация

пробелов в знаниях.

Цель:учить выпускников осуществлять самоанализ выполненной творческой

работы в соответствии с критериями оценки, совершенствовать написанное.

Ход урока

1. Анализ выполненных работ (орфография, пунктуация, грамматика, речь).

2. Работа с образцом творческого задания (часть «С») по предложенному для

анализа фрагменту из романа И.А.Гончарова «Обыкновенная история».

Текст для работы

«Что дурно, что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что

такое я?» - вот те вопросы, которые задавал себе герой романа Л.Н.Толстого Пьер

Безухов, которые задаёт себе рано или поздно каждый человек, которые задают себе герои

произведений И.А.Гончарова. А отвечает на эти важнейшие философские вопросы

каждый по- своему.

В предложенном для анализа фрагменте из романа И.А.Гончарова «Обыкновенная

история», представляющем собой диалог героев, автор формулирует ответ каждого из

участников спора на вопрос: «Что представляет для человека ценность в жизни?».

Пётр Иваныч считает, что в мире «всё стремится к совершенствованию и добру». И

цели(«найдёшь своё»). Главное для него –в сторону с прямой дороги не сворачивать, не

отвлекаться на такие «мелочи», как «искренние излияния», «порывы чувств»,

«увлечения». Основнойкритерий ценности личности, по мнению Петра Иваныча, -

умение «работать…до боли в пояснице», подавляя любые эмоции, мешающие

поступательному продвижению вперёд по служебной лестнице, потому что «чины,

деньги» «гораздо лучше» любви и дружбы, потому что «любовь должна кончаться

охлаждением, изменой или привычкой», а в дружбе главное –«совет, помощь…деньги».

Доверять или доверяться кому бы то ни было не стоит (жить «одному про себя»).Всё

следует «рассматривать, рассчитывать, обдумывать», оценивать с позиций«разума».

Слово «разум», неоднократно повторённое Петром Иванычем, представляет для него,

пожалуй, самую главную ценность в жизни. Жить, по его мнению, следует по схеме:

«разум, причина, опыт, постепенность и, следовательно, успех», руководствуясь девизом:

«мыслить и действовать», делать «всё, как другие». Именно в этом он видит залог успеха

и успешности. Свои убеждения он оправдывает велением времени, «века».

Иную позицию на этот счёт высказывает Лизавета Александровна, для которой

умение чувствовать, верить «искреннему излиянию», доверять людям и жить в согласии с

ними, уметь любить и дружить, уметь мечтать, увлекаться есть залог счастливой жизни.

Александровны. Не случайно он говорит устами своего героя, Александра, который живёт

Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Систематизация знаний по СП. Виды СП и знаки препинания в них»

Жакбалеева Талшинай Муратовна, учитель русского языка и литературы
Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: практикум
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.
Цели урока:
Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный материал, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить закрепление на художественном материале (повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие…»), на основе тренировочных упражнений.
Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;
Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.
Методические цели:
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
-осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;
-осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.
Цели обучения русскому языку определяются через формирование коммуникативной компетенции:
- понимать видео текст,
- определять тему и основную мысль текста, - формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль,
- аргументировать свою точку зрения,
- строить композицию краткого письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения,
- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи,
- соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные. Большую роль в создании речевой среды на уроке играет подбор дидактического материала.
Комплексная работа с текстом (эпизодами) использована для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся.
-лингвистическая компетенция, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
- языковая компетенция, т. е. практическое владение родным языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;
- коммуникативная компетенция, т.е. умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;
- интеллектуальная компетентность, т.е. умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.
Анализ видео предполагает опору на речевую интуицию, с помощью которой ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные позиции.
Задачи урока:
Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: Синтаксису и пунктуации
Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ;
Обобщить представления об экспрессивных возможностях данных синтаксических конструкций и показать необходимость их использования;
Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ;
Совершенствовать навыки правописания.
Для реализации задач урока использованы следующие виды работ:
Просмотр и обсуждение видеоматериала
Теоретическая разминка
Практическая задача
Лабораторная работа
Странная переменка
Работа у доски (тест + анализ стихотворения)
Взаимопроверка
Контроль / Работа в парах/ группах/индивидуальная
Комплексный анализ текста
Подведение итогов урока
Методы работы:
по характеру познавательной деятельности учащихся: проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;
по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;
по источнику знаний: словесные, практические;
стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;
интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль;
по организации деятельности: индивидуальные, групповые, парные, фронтальные.
Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять, продуктивная подготовка к ЕГЭ.
Оборудование:
Рабочий лист урока, видеофильм, медиапроектор для демонстрации, оценочный лист, карточки, эпиграф к уроку, задания по типу ЕГЭ, раздаточный материал.
Раздаточный материал: карточки с заданиями+дидактический материал по подготовке к сочинению.

ХОД УРОКА.
1.Организационный момент. Введение в тему.
1)Работа с эпиграфом в виде беседы. Постановка учебной задачи.
- Здравствуйте, дети! Сегодня у нас обычный урок. Обычный, потому что мы вместе и закрепим наши познания в области синтаксиса и пунктуации. И сейчас у нас один из обычных просмотров видеоматериала в пределах 4 минут. Просьба – сразу продумать ответы на уже привычные вопросы: с какой целью мы смотрим это видео? О чем и чему посвящен, на ваш взгляд?
Ваши подробные мысли по сюжету материала и какие дополнительные темы для размышления вы увидели в нем?
В общем, как обычно, предполагаем проблемную ситуацию. В ходе просмотра и после в течение 2-х минут можете записать ваши мысли в черновики.
Какая тема этого клипа, какую проблему вы увидели каждый для себя, приведите доказательства своего выбора.
Итак, видео.

Просмотр. Спасибо. Дети мои, ваши предположения.
2) высказывания учеников по увиденному.
1 ученик:
в преддверии юбилейной даты – 70-летия Победы, когда вся страна и мы, в том числе готовимся к этому знаменательному событию, вполне уместна тема памяти о людях, отдавших свои жизни за мирное небо над головой.
Спасибо, это твоя точка зрения.
2 ученик: Надо отметить, что те страшные сороковые годы навечно останутся в памяти поколений благодаря таким бесценным произведениям многих русских писателей и поэтов. Сегодня мы говорим о Борисе Васильеве и его повести «А зори здесь тихие…»
Хранить память и источники памяти – произведения о войне.
3 ученик: На мой взгляд, здесь также можно отметить, что через произведения писателей подчеркивается роль женщины в этой войне. Женщины, которая обязана быть хранительницей домашнего очага, воспитывать детей, создавать уют и быть верной
спутницей…
-Молодцы, женщина – воин.
4 ученик: А я считаю, что это видео подтверждает незыблемое, а именно, в тяжелое для страны время все встали на защиту своего Отечества. Кто, как не мы, будет защищать нашу Родину?
- Спасибо. Защита Отечества – долг каждого. Тема патриотизма.
Учитель:
Благодарю вас, каждый высказал свою точку зрения, каждый увидел что-то свое, и объединяющим является слово – война!
Война - это великий урок для всех людей. И произведения современных писателей позволяют нам, людям, родившимся в мирное время, понять, насколько тяжелы испытания войны, сколько горя несет она людям, как тяжело переосмысливать нравственные ценности перед лицом смерти и насколько ужасна смерть. А потому я считаю, что гуманистическое значение произведений о войне, особенно тех, в которых главное внимание уделяется проблеме человека, огромно. И повесть Васильева тоже оставила глубокий след в нашем сознании.

Благодарю, дети мои. Из ваших высказываний, я поняла, что часть 2 (иначе задание 25) экзаменационной работы по русскому языку вы напишите.
Я начала этот урок этим видео еще и потому что хочу связать нашу сегодняшнюю тему с повестью Б.Васильева «А зори здесь тихие…»
Все задания, которые мы сегодня будем выполнять, будут на основе отрывков из повести.
3)Слово учителя. Формулирование цели учащимися.
Теоретическая разминка.
Надеюсь, все отметили эпиграф к фильму «Никто не забыт, ничто не забыто!». Дайте мне характеристику этого высказывания (2 предикативные основы, СП, соединены интонационно, бессоюзно, БСП)
Смогли бы вы, дети мои, определить сегодняшнюю тему нашего урока.
Ученик: Если мы начали с характеристики СП, значит и урок будет посвящен этому вопросу.
Благодарю. Да, действительно, мы будем работать со СП и постараемся вспомнить, как можно больше об их особенностях.
Итак, начнем
На примере этого высказывания вы отметили интонационную и бессоюзную связь простых предложений в составе сложного. А какие еще знаки препинания в БСП вы знаете? И как объяснить их постановку?
Знаки препинания в БСП:
, -
; -
: -
-
4) Самостоятельная работа
Составить по одному БСП с учетом постановки разных знаков препинания.
Зачитать и объяснить
5) Лабораторная работа.
У вас на столах карточки с простыми предложениями из текста:
«…А потом стояли у окна. Да, потом он пошел ее провожать. (да=и, и)
А он все равно молчал и только курил, каждый раз робко спрашивая у нее разрешения. И от этой робости сердце Риты падало прямо в коленки. (а,и)
Лейтенант уехал на заставу и каждую субботу писал ей очень короткое письмо. А она каждое воскресенье отвечала длинным. (а)
На заставе ее сразу выбрали в женский совет и записали во все кружки. Рита училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов. (где, в которых)
Застава держалась семнадцать дней. Днем и ночью Рита слышала далекую стрельбу. (потому, так как)…»
Цель: составить другие виды СП с полной доказательной базой.
Результаты лабораторной работы.
Благодарю. Ну и вместо физминутки я решила провести забавную переменку (в основе так называемые собственные выдумки):
Заплакал кот, так жалобно и тонко, влез на подушку и зевнул так громко! дела бабка у стола, смотрела видик, от страха бабка закричала: «Чижик!» А он зевнул, кивнул, перевернулся и вдруг так сладко улыбнулся, что бабка сразу подбежала, погладила и убежала! (3 предложения, в которых 5 предикативных основ, осложнено прямой речью.)
Вышел я из дому, спрятал лицо, шапку надвинул, взошел на крыльцо. Встал-постоял, осмотрелся вокруг: нет никого, просто замкнутый круг!
Что же мне делать? Куда мне пойти? Некуда? Что же, придется зайти!
Я надеюсь, у нас не будет такого замкнутого круга, и мы перейдем к движению. Не пугайтесь, просто кто-то пойдет к доске. Дети уже знают такую форму работы у доски, пожалуйста, кто желает?
Я даю карточку с текстом из названной повести. Однако в этом отрывке нет знаков препинания (я сама копировала этот отрывок и убирала все знаки препинания). Необходимо найти и выписать СП и расставить в них соответствующие пунктуационные знаки. Доказать. Задание уже более осложненное, в зависимости от типа СП
Практикум:
1)Работа у доски - выбрать из отрывка только СП с разными видами связи, расставить знаки препинания и привести теоретические доказательства. (Соответствует заданию 16,18-19)
«…Теперь Рита была довольна она добилась того чего хотела. Даже гибель мужа отошла куда-то в самый тайный уголок памяти у нее была работа обязанность и вполне реальные цели для ненависти. А ненавидеть она научилась тихо и беспощадно и хоть не удалось пока ее расчету сбить вражеский самолет но немецкий аэростат прошить ей все-таки удалось. Он вспыхнул съежился корректировщик выбросился из корзины и камнем полетел вниз.
- Стреляй, Рита!.. Стреляй! - кричали зенитчицы. А Рита ждала не сводя перекрестия с падающей точки. И когда немец перед самой землей рванул парашют уже благодаря своего немецкого бога она плавно нажала гашетку. Очередью из четырех стволов начисто разрезало черную фигуру девчонки крича от восторга целовали ее а она улыбалась наклеенной улыбкой. Всю ночь ее трясло»
2)Второй учащийся пишет на доске текст стихотворения, которое читала Соня Гурвич, готовясь к встрече с немцами. Необходимо назвать изобразительно-выразительные средства и художественные приемы в этом отрывке. (Это задание соответствует заданию 24).
Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы - дети страшных лет России -
Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы
Кровавый отсвет в лицах есть...
(Эпитет, риторическое восклицанье, риторический вопрос, метафора)
У других учащихся форма работы – взаимопроверка: они работают с текстами без знаков препинания, а потом обмениваются и проверяют друг друга.
6) Итоговое тестирование по книге Пановой «Сочинение-рассуждение» Подготовка к ЕГЭ, часть 2, задание 25 в новой версии.

Составитель:

учитель русского языка и литературы

МБОУ г. Иркутска СОШ № 42 -

Подлинова Светлана Михайловна

Предмет : русский язык

Класс: 11

Тип урока : урок-практикум

Тема урока : Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

Учимся понимать исходный текст.

Цели урока:

Ознакомление с содержанием текста В. М. Пескова, методикой работы с текстом для подготовки учащихся к выполнению части С в ЕГЭ;

Развитие логического и творческого мышления, письменной речи, коммуникативной компетентности;

Воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения, показать путь к успеху.

Оформление доски : портрет В. В. Пескова; рабочие материалы для сочинения.

Эпиграф:

«Постановление о Царскосельском Лицее», 1810 г.:

«Успехи в словесности должны быть при окончании курса доведены до такой степени, чтобы воспитанники на всякую данную материю, по знаниям их и возрасту соразмерную, могли сами написать сочинение правильное, ясное и по летам их изящное, но простое, невысокопарное».

М.М. Сперанский.

Форма урока: урок - практикум с использование средств современных информационных технологий.

Технические средства: компьютер, проектор.

Предполагаемые результаты:

Формирование коммуникативной компетенции :

Формирование умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, определять позицию автора,

Высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт);

Обучение умению понимать чужую речь и излагать свои мысли в письменной и устной форме.

Конспект урока:

1 .Вступительное слово учителя. Мотивация деятельности учащихся (вызов интереса).

Ребята, вы любите путешествовать? Вот и я люблю путешествия, особенно виртуальные. Сколько узнаешь за один «поход» на страничку форума, посвященного сдаче ЕГЭ! Например, встречаются такого рода высказывания:

«Кто сдавал ЕГЭ по русскому языку в прошлые годы, поделитесь шпаргалками к сочинению. Эта работа творческая, за нее ставят самые высокие баллы».

«Еще бы не ставили! Дома над сочинением неделю сидишь, а тут надо за 3 часа сделать части А и В и еще нарисовать что-то вразумительное в С! Какое тут творчество, если порой такой текст попадается, что невозможно понять, о чем писать!»

«Полгода до экзамена осталось, я текст понимаю, а написать сочинение по нему не могу!»

Вот такие проблемы волнуют ваших сверстников, да, наверное, и вас. Да, ребята, часть С в ЕГЭ самая сложная. Она проверяет навыки вдумчивого, осмысленного чтения, зрелость ваших суждений при истолковании текста. Написание сочинения было сложной задачей для большинства выпускников. Поэтому с помощью данного урока мне хочется помочь вам обрести уверенность в своих способностях в написании сочинения. Пусть этот урок будет еще одним важным шагом на пути освоения технологии выполнения задания части С.

2. Постановка задач.

Итак, ребята, сегодня мы проводим урок подготовки к выполнению части С в ЕГЭ.

Обратите внимание на эпиграф урока. Это выдержка из постановления о Царскосельском лицее. Перед выпускниками этого учебного заведения стояла задача: «написать сочинение правильное, ясное и по летам их изящное, но простое, невысокопарное».

Подобная задача стоит и перед вами, уважаемые будущие выпускники!

Чтобы хорошо написать сочинение и получить хороший результат, вам нужно знать, что от вас хотят. Давайте, еще раз уточним! (Прочитать задание к части С ЕГЭ).

Обратите внимание на первую фразу: «Напишите по прочитанному тексту…» и на последующую - «Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается». Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания сочинения является правильное понимание исходного текста. Если вы правильно поймете текст - это уже 50 % успеха на экзамене. А правильно понять текст - задача не из легких.

Давайте сегодня на уроке попробуем научиться понимать исходный текст. Запишите тему урока «Подготовка к написанию сочинению-рассуждению. Учимся понимать исходный текст».

3 . Этап актуализации изученного материала

Давайте обратим наше внимание на речевое оформление сочинения.

Прежде чем выполнять работу, вы должны знать, что от вас требуют. Поэтому необходимо познакомиться с критериями, которые представлены в контрольных КИМах.

Критерии речевого оформления сочинения:

  • Смысловая цельность
  • Связность
  • Логичность
  • Коммуникативный замысел
  • Точность выражения мысли
  • Разнообразие грамматических форм
  • Средства выразительности
  • Богатство словаря

4. Этап предъявления нового материала и отработки умений видеть его характерные особенности.

Чтобы выполнить задание в соответствии с критериями, рассмотрим коммуникативный аспект культуры речи.

Нормативный аспект - это языковые нормы, мы их изучаем на уроках русского языка. Этический компонент - это речевой этикет, которому мы учимся с детства.

А вот коммуникативный аспект предполагает выбор необходимых языковых норм. Чтобы их выбрать, нужно знать коммуникативные качества речи.

Коммуникативные качества речи помогают нам правильно выражать свои мысли как при общении, так и при написании сочинения.

Каковы же эти качества?

1. Точность речи:

- Знание предмета

- Логика мышления

- Умение выбрать слово

Чтобы речь была понятной, необходимо знание предмета, логика мышления, умение выбрать слово.

2. Чистота речи:

- Отсутствие лишних слов

- Отсутствие слов-сорняков

· 3. Богатство и разнообразие речи:

А наш язык богат

· Многозначными словами

· Синонимами

· Экспрессивными словами

· Фразеологизмами

4. Выразительность речи.

Психологическая целевая установка на выразительность речи.

Хорошее, полное сочинение получится, если будем использовать изобразительно-выразительные средства, этому мы учимся на уроках литературы и на уроках русского языка при анализе текстов.

5 . Практическая часть.

путем воспроизведения информации и выполнения упражнений. 1этап. Повторение теоретических знаний о тексте. Перед тем, как разбираться в прочитанном, мне хотелось бы напомнить вам основные признаки текста. Заметьте; один из важных признаков текста- информативность. Любой текст содержит информацию:1) о каком-либо факте, событии, человеке; 2) цели его создания; 3) об авторе (его отношении к поднятым проблемам). Если вы сумеете научиться «вычитывать» эту информацию, то правильно поймете текст.

2этап. Чтение текста.

Внимательно читаем текст известного журналиста В. Пескова. Задание: определите тип и стиль речи. (Перед нами текст-рассуждение в публицистическом стиле).

3 этап. Планирование групповой работы:

Определяем тему текста.

4 этап. Исследование текста:

А. Формулировка проблемы.

Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Теперь нам необходимо отобрать информацию, необходимую для написания сочинения, и первый наш шаг «Формулирование одной из проблем, поставленных автором текста». И снова крик отчаяния из чата: «Кто знает, какая проблема рассматривается в тесте.

Автор ее часто маскирует!» - Для начала давайте вспомним, что такое проблема? Справка: (вопрос, который …). Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор?

Обратимся снова к тексту.

Перечитаем первый и последний абзацы текста, чтобы определить и сформулировать проблему.

В первом абзаце автор пишет: (1) Люди по-разному выражают свои чувства ко всему, что мы называем природой. (2) У одних выражение этого чувства буднично-грубоватое: «Красотища-то!». (3) Другие в эти минуты боятся обронить слово. (4) И есть люди, душевный инструмент которых особенно чутко воспринимает нахлынувшие чувства и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души. (5) В русской литературе, в живописи и музыке можно назвать много имен творцов, обладавших этим великим даром: Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Бунин, Есенин, Пришвин, Паустовский.

А вот в финале: 26) И все-таки в начале всего стоит Любовь. (27) Вовремя разбуженная, познание мира она делает интересным и увлекательным. (28) С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчета всех ценностей жизни. (29) Любовь ко всему, что зеленеет, издает звуки, сверкает красками, и есть любовь, по мысли яснополянского мудреца, приближающая человека к счастью.

Попробуем поставить вопрос к прочитанным фрагментам текста. Он может быть таким: что дает человеку любовь к природе?

Итак, проблема сформулирована (в данном тексте две проблемы):

1 группа : Что дает человеку любовь к природе? Об этой проблеме размышляет автор статьи .

2 группа: Текст Василия Михайловича Пескова посвящен важной для нашего времени проблеме: что должно стать толчком для пробуждения чувства природы?

Запишите ответ в рабочий лист. Вот мы и сделали еще один шаг к успеху - сформулировали проблему и заработали 1 балл по К1.