Установление власти большевиков. Обеспечили социальные гарантии

Вопрос 01. Какие факты свидетельствуют о наличии общенационального кризиса осенью 1917 г.?

Ответ. Факты:

1) из-за недостатка топлива и сырья к осени 1917 года закрылось около 800 предприятий;

2) выпуск промышленной продукции за год сократился почти на 36%;

3) в расстройство пришёл железнодорожный транспорт;

4) в мае-июне были введены продуктовые карточки. из торговли исчезли основные потребительские товары: мыло, чай, обувь, гвозди;

5) временное правительство продолжало выпускать бумажные деньги, не подкреплённые товарами, они быстро обесценивались;

6) общее число бастующих в сентябре-октябре составило 2,5 млн человек – почти в 8 раз больше, чем весной;

7) крестьяне захватывали помещичьи земли, громили усадьбы, не подчинялись властям;

8) критическим было положение на фронте: нередким явлением стало неподчинение приказу, братание с противником, дезертирство;

9) немцы захватили Моонзундские острова, оттеснили Балтийский флот в Финский залив, угроза Петрограду становилась всё более реальной.

Вопрос 02. Каковы причины прихода к власти большевиков?

Ответ. Большевики провозгласили лозунги (власть Советам, мир народам, землю крестьянам, заводы и фабрики рабочим), понравившиеся значительному числу имевших оружие и решимость его применить групп населения.

Вопрос 03. Каково было соотношение политических сил на II съезде Советов? Какую позицию заняли на съезде меньшевики, правые и левые эсеры?

Ответ. Большинство на съезде составляли большевики и левые эсеры, которые выступали за вооружённое восстание и провозглашение советов единственной властью. В то время как правые эсеры и меньшевики высказались резко против планов восстания и за переговоры со Временным правительством.

Вопрос 04. Как вы думаете, могла ли быть реализована идея создания коалиции всех социалистических партий?

Ответ. Осенью 1917 года такая коалиция вряд ли была возможно, если даже левое и правое крыло одной социалистической партии (эсеров) не могли договориться и фактически разделились на две разные партии.

Вопрос 05. Почему первыми законодательными актами большевиков были Декреты о мире и о земле?

Ответ. Потому что именно таких декретов от них ждали рабочие и солдаты. Большевики поняли, что главное показать нужное намерение, его реализация на практике при этом может серьёзно отличаться от записанного в документе и от чаяний масс: когда массы это поймут, власть будет в руках уже нужных людей.

Вопрос 06. Как устанавливалась власть большевиков в стране?

Ответ. В каждом из крупных городов власть советов устанавливалась по-своему. В одних она фактически уже была в руках советов, в других достаточно было лишь демонстрации силы, в третьих дело дошло до настоящих уличных боёв. Но результат практически всюду, за редким исключением, был один. 23 апреля 1918 года В.И. Ленин заявил: «Гражданская война в основном закончена». В свете последующих событий эта фраза вызывает в лучшем случае смех.

Сразу после взятия власти большевики приступили к формированию новой политической системы.
II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов образовал Временное (вплоть до созыва учредительного собрания) правительство - Совет народных комиссаров во главе с В. И. Ульяновым (Лениным) и Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет во главе с Л. Б. Каменевым. С этого момента начался процесс организации центральной власти в Петрограде, а также ее утверждение на местах.
Поскольку власть была взята большевиками силовым путем, для них изначально было важно придать ей легитимный характер, показать, что ее поддерживают различные политические силы. С этой Целью, несмотря на многие принципиальные расхождения с левыми эсерами (лидер - М. А. Спиридонова), Ленин пошел на союз с ними, продолжавшийся вплоть до июля 1918 г.
На местах власть большевиков устанавливалась вплоть до февраля 1918 г., причем из 97 крупных городов страны мирным этот переход был в 79 случаях. В Москве становление новой власти произошло в ходе ожесточенных боев, завершившихся только 3 ноября.
Вначале мало кто верил в то, что большевики продержатся хотя бы до созыва Учредительного собрания (слишком ничтожными ка-зались их шансы на успех). Постарались им «помочь» и представи-тели свергнутой власти. Глава Временного правительства А. Ф. Керенский, прибыв в штаб Северного фронта, паправил войска на Пет-роград, но они потерпели поражение. Попытки сформированного в столице из всех противников вооруженного звахвата власти «Комитета спасения родины и революции» также не нашли поддержки у населения.
Военно-революционные комитеты под руководством большевиков были созданы во всех армиях и на фронтах. Верховным главное командующим вместо генерала Н. Н. Духонина был назначен: Н. В. Крыленко.
Неприятие новой власти привело к началу формирования первых очагов сопротивления ей. Они возникли первоначально на Дону, Кубани и Южном Урале - в местах с большим удельным весом казачьего населения. Уже в ноябре 1917 г. на Дону начала формироваться Добровольческая армия, костяк которой состоял из офицеров царской армии и казачьей верхушки, а во главе стоял атаман Войска Донского А. М. Каледин. Однако первые выступления этой новой силы были отбиты революционными войсками в начале 1918 г. Аналогичный результат имело и выступление вооруженных отрядов во главе с атаманом Оренбургского казачьего войска] А. И. Дутовым.
После принятия 2 ноября 1917 г. «Декларации прав народов России» власть Советов была установлена на Украине, в Белоруссии, Прибалтике, в Баку. В то же время в декабре 1917 г. новая власть; должна была признать независимость Польши и Финляндии.
На данном этапе все попытки антибольшевистских сил найти массовую поддержку в борьбе против новой власти были тщетными. Главная причина этого состояла в том, что, в отличие от Временного правительства, СНК приступил к решению практически всех ос-новных задач, о которых на протяжении всего 1917 г. шли лишь разговоры.

В ноябре 1917 г. состоялись выборы в Учредительное собрание. Это был самый демократический выборный орган, созданный за всю предшествующую историю страны. Депутатами были избра-ны лидеры всех политических партий и крупных общественных орга- низаций, многие депутаты Государственной думы, известные ученые и т. п. Открытие собрания состоялось 5 января 1918 г. Его председа-телем был избран лидер партии эсеров В. М. Чернов. Руководство большевиков потребовало вначале утвердить все декреты СНК, принятые после II Съезда Советов, и тем самым одобрить действия большевиков. Следующим логическим шагом должно было стать подтверждение полномочий большевистского руководства. Однако депутаты отказались подчиниться. Тогда Учредительное собрание было распущено, а для легитимации своей власти большевики созвали III съезд Советов. На нем произошло объединение Советов рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов. Была принята «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», в основе которой лежали решения, принятые в первых декретах Советской власти: ликвидировался сословный строй; церковь была отделена от государства, а школа от церкви; женщины были уравнены в юридических правах с мужчинами; высшим законодательным органом был объявлен съезд Советов, а между съездами -ВЦИК. Председателем ВЦИК был избран Я. М. Свердлов. Главой теперь уже постоянного правительства - Совета Народных Комиссаров (СНК) - был вновь избран Ленин.
В декабре 1917 г. была создана Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК), функции которой состояли в «борьбе с контрреволюцией и саботажем», в январе 1918 г. - Красная Армия (формировавшаяся на добровольной основе по классовому принципу).
В регионах Советы распустили городские думы и земства и взяли всю полноту власти в свои руки.
Однако главной особенностью организации новой власти как в центре, так и на местах стало то, что в ее основе лежало партийное руководство, осуществлявшееся на всех уровнях через членов партии большевиков, делегированных в органы советской власти. С учетом большинства, которое они имели при сохранении блока с левыми эсерами, любое решение ЦК РКП(б) или местного партийного органа принималось при необходимости как решение Совета. С самого начала существования новой власти началось сращивание партийного и советского аппарата в центре и на местах.

Установление власти большевиков (1917-1918 гг.)

Содержание
1. Февральская революция. Возникновение двоевластия. 137
2. Политические партии в условиях двоевластия. 147
3. Кризисы власти. 156
4. Политическое положение в стране после июльских
событий. 168
5. Мятеж Корнилова. Расстановка классовых сил накануне восстания. 176

Первые попытки сопротивления новой власти.

Ультиматум Викжеля2

На II съезде Советов прозвучало немало заявлений политических оппонентов большевиков (в частности, Ю. Мартова) о том, что раскол в лагере демократии и захват власти большевиками связан с реальной опасностью возникновения в стране пожара гражданской войны. Так оно и случилось. Советской власти пришлось защищаться буквально на второй день своего существования. Знамя борьбы против большевизма поднял свергнутый глава Временного правительства А. Керенский, уехавший из столицы за подкреплением

" См.: Вопросы истории, 1992, № 1, с. 4.

2 Викжель - Всероссийский исполнительный комитет железнодорожного профсоюза. Был создан на съезде железнодорожников в Москве летом 1917 года. В его состав входило 14 эсеров, 6 меньшевиков, 3 большевика, 6 членов других партий, 1"1 беспартийных. На протяжении всего времени существования (даже после реорганизации его в советское время во Викжедор) занимал антибольшевистские позиции. Был распущен в годы гражданской войны. (См.: Великая Октябрьская социалистическая революция. Энциклопедия. М., 1987, с. 79).

еще утром 25 октября. Заручившись поддержкой командира 3-го конного корпуса генерал-лейтенанта П. Краснова, 26 октября он отдал приказ о наступлении на Петроград. Однако за организаторами мятежа последовала лишь часть корпуса. Казакам Краснова удалось захватить Гатчину, Царское Село и выйти на ближайшие подступы к городу.

Организацию обороны столицы возглавил специально созданный Штаб (А. Муравьев, В. Антонов-Овсеенко), работа которого направлялась Лениным. На защиту встали революционные полки гарнизона, моряки Балтфлота и отряды Красной Гвардии. Около 20 тысяч человек было направлено на строительство оборонительных сооружений ЦК большевистской партии направил в войска Краснова группу партийных работников и агитаторов.

В самый ответственный момент борьбы с мятежниками “Комитет спасения Родины и революции”, куда наряду с кадетами входили эсеры и меньшевики, спровоцировал мятеж юнкеров. Они захватили помещение бронедивизиона, гостиницу “Астория”, телефонную станцию. Однако мятежные юнкера не нашли поддержки у солдат гарнизона и рабочих. Революционные матросы и солдаты вместе с красногвардейцами на другой же день разогнали юнкеров.

30 октября в результате многочасового боя войска Краснова были остановлены и отброшены на исходные позиции. А 1 ноября с мятежом было покончено, поскольку казаки, “распропагандированные” большевиками, отказались от дальнейшей борьбы. Краснов и его штаб были арестованы, а Керенский, переодевшись в форму матроса, в сопровождении небольшой охраны, бежал и перешел на нелегальное положение."

Генерал Краснов был доставлен в Смольный и под честное слово не вести впредь борьбы против Советской власти отпущен на свободу.2

" А. Керенский скрывался до лета 1918 г., а затем был переправлен за границу. Проживал во Франции и США, где и умер в 1970 году.

2 Краснов не сдержал слова и вскоре стал одним из организаторов сопротивления на Дену. В годы Великой Отечественной войны сотрудничал с немцами. По приговору Верховного суда СССР был казнен в 1947 году.

В это напряженное время лидеры умеренных социалистов демонстративно встали на путь конфронтации с большевиками.

29 октября, когда еще шла борьба с мятежниками, Викжель предъявил советскому правительству ультиматум. Он потребовал:

Сформировать “правомочный орган всей демократии” в лице “Народного Совета”, что являлось замаскированной попыткой замены Советской формы организации власти;

Создать “однородное социалистическое правительство” из представителей всех партий, от большевиков до народных социалистов;

Заменить В. И. Ленина на посту председателя правительства, а также вывести из состава правительства Л. Троцкого.

При этом Викжелъ угрожал всеобщей забастовкой железнодорожников.

В этот же день ультиматум Викжеля обсуждался на заседании ЦК партии. На нем была выработана своеобразная платформа для ведения переговоров. Большевики не возражали против включения в правительство представителей других “советских партий” (за это они выступали еще на II Съезде Советов). Но были выдвинуты при этом и принципиальные условия: правительство должно создаваться ВЦИК и перед ним быть ответственным, подтверждение декретов о мире и земле, о рабочем контроле, признание II съезда Советов единственным источником власти и необходимости борьбы с контрреволюцией. Большевики настаивали также на сохранении прочного большинства во всех органах власти, в том числе и в правительстве."

Для участия в совещании при Викжеле и ведения переговоров от ЦК были делегированы Г. Сокольников, а от ВЦИК - 5 человек, в том числе Свердлов, Рязанов и левый эсер Закс.2

" См.: "Протоколы ЦК РСДРП (б), 1968, с. 122-123. 274. 2 Там же, с. 270.

Совещание состоялось немного позднее заседания ЦК. В нем участвовали около 30 представителей партий и различных организаций. От меньшевиков и эсеров присутствовали лидеры всех групп: меньшевики-оборонцы - Дан и Эрлих, меньшевики-интернационалисты - Мартов и Мартынов, правые эсеры - Гендельман и Якобин, левые эсеры - Колегаев, Малкин и др.

Комиссия ЦК и ВЦИК в ходе переговоров не проявила требуемой от нее дисциплинированности и принципиальности. Нарушив решения ЦК, она пошла навстречу идее “Народного Совета” и безусловного создания однородного социалистического правительства. А когда обсуждались возможные кандидатуры в правительство, комиссия не настаивала на оставлении в его составе В. И. Ленина. Более того, всерьез обсуждались кандидатуры эсеров Чернова и Авксентьева на пост председателя правительства."

Ход переговоров не раз обсуждался в ЦК партии. В поддержку Каменева и Сокольникова выступали члены ЦК Рыков, Зиновьев, Милютин, Ногин и ряд членов правительства. Налицо было возникновение оппозиции внутри руководящего органа партии, стала реальной и угроза раскола.

Первого ноября ЦК вновь подтвердил свою прежнюю позицию в отношении ультиматума Викжеля. А на другой день в ЦК развернулась острейшая борьба вокруг резолюции “По вопросу об оппозиции внутри ЦК”, предложенной Лениным. Голосовался каждый из 9 ее пунктов. Десятью голосами против пяти она была принята.2

3 ноября состоялось новое совещание при Викжеле. От ЦК на нем присутствовали Каменев, Сокольников и Сталин.

Лидеры Викжеля потребовали от Совнаркома прекращения ареста контрреволюционеров, отмены декрета о закрытии буржуазных газет. Эти ультимативные требования были отвергнуты, а переговоры.прекращены.

" См. Протоколы ЦК РСДРП (б). М., 1958, с. 271.

2 Там же), с. 275. В ст. “Ультиматум демократизму”. (Советская Россия, 2 августа, 1967) ошибочно приводятся данные-9 против 5.

В тот же день Ленин написал “Ультиматум большинства ЦК РСДРП (б) меньшинству” и предложил подписать его членам ЦК. Делалось это так. Ленин приглашал к себе по-одиночке каждого члена ЦК и знакомил с текстом. Подписали документ Ленин, Троцкий, Свердлов, Сталин, Дзержинский, Иоффе, Бубнов, Сокольников, Муранов. Большинство ЦК категорически потребовало от меньшинства письменного ответа на вопрос: “обязуется ли меньшинство подчиняться партийной дисциплине и проводить ту политику, которая сформулирована в принятой ЦК резолюции тов. Ленина”."

Недовольное оппозиционное меньшинство пошла на крайне опасный шаг: стало провоцировать кризис в партии и правительстве. 4 ноября Каменев, Рыков, Милютин, Зиновьев и Ногин подали заявление в ЦК, в котором объявили о сложении с себя “звания членов ЦК”. Вслед за этим во ВЦИК поступило заявление, подписанное 9 работниками Совнаркома, в том числе наркомами Ногиным, Рыковым, Милютиным и Теодоровичем, о выводе из правительства.2

В этот ответственный для большевистской власти момент ЦК партии проявил твердость и решительность. Каменеву, Зиновьеву, Рязанову и Ларину был предъявлен уже персональный ультиматум с требованием “дать обязательство подчиняться решениям ЦК... либо отстраниться от всякой публичной партийной деятельности”. В противном случае, говорилось в заявлении ЦК, может встать вопрос об исключении их из партии.3 Вслед за этим Ленин написал обращение ЦК РСДРП (б) ко всем членам партии и ко всем трудящимся: в нем подробно говорилось о поведении оппозиции, которое квалифицировалось как дезертирство.

" См. Протоколы ЦК РСДРП (б), М., 1958, с. 133-134.

2 Там же, с. 197; Нарком труда Шляпников, поддерживая оппозицию, не слагал с себя обязанностей наркома.

3 Там же.

Развязка кризисного конфликта произошла в течение нескольких дней. На вакантные посты в правительстве были назначены новые руководители-большевики - Г. Петровский, Шлихтер, П. Стучка и др. 7 ноября Зиновьев обратился с пространным письмом “К товарищам”, где он делал попытку объяснить свое поведение и объявил о намерении взять свое заявление об уходе с ответственных партийных постов назад и подчиняться партийной дисциплине. 8 ноября на заседании ЦК было принято решение об отстранении Каменева от председательства во ВЦИК." В этот же день это решение было проведено через советский парламент. Председателем ВЦИК был избран Я. Свердлов.

Примечательным во всей истории с Викжелем было то, что вновь не была использована возможность создания коалиционной власти на платформе Советов. И виноваты в том были обе стороны: их взаимная нетерпимость и недоверие друг к другу, неуступчивость и амбициозностъ.

И те, и другие оказались не на высоте задач, перед которыми поставила их история. А это значит, что были упущены возможности более спокойного, менее драматичного развития страны в будущем.

Неоднозначно, а порой и драматично развивались события на местах, где большевики вели активную работу по установлению власти Советов. В основных губернских городах Центральной России это произошло вскоре после победы восстания в Петрограде. Причем в абсолютном большинстве из них взятие власти происходило мирным путем, как, например, в Самаре. В целом из 90 крупных городов России в 73-х власть к Советам перешла без кровопролития.2

Там же, где; старая власть, обладала значительной военной силой, борьба за власть Советов принимала острые вооружённые формы; так было в Москве; где вооруженная борьба длилась более недели и погибло около 1000 человек. То

" См. Протоколы ^К РСДРП (б), М:, 1958, с: 143-146

2 "бмЙ"За""рубежом"""1990," №""52, "с. 137". "

же наблюдалось в таких городах Поволжья, как Нижний Новгород, Казань, Саратов, Астрахань.

Ожесточенней характер приняла борьба в казачьих районах страны - на Дону (Каледин и Краснов) и Северном Кавказе (Корнилов, Деникин), в Оренбургской губернии (Дутов) и в Забайкалье (Семенов, Калмыков). Именно здесь и оформились основные очаги сопротивления новой власти."

Борьба за установление Советской власти в некоторых национальных регионах (например, в Закавказье) носила сложный и затяжной характер и, как правило, не обходилась без вооруженных схваток. Это объяснялось в значительной степени тем, что борьбу приходилось вести не только с представителями Временного правительства, но и с национальной буржуазией и ее организациями.

К середине февраля 1918 года Советская власть установилась почти на всей огромной территории России. В. И. Ленин назвал это время периодом победного, триумфального шествия Советской власти. Но этот факт неправомерно расценивать как свидетельство поддержки большевиков абсолютным большинством народа. Широкие массы населения страны, рассматривая Советы как близкую и понятную им власть, соотносили ее с программными установками и деятельностью всех социалистов, а не только большевиков. Многие рядовые люди плохо разбирались в сущности разногласий среди социалистов. Но то, что реализация идеи однородного социалистического правительства имела бы широкую поддержку народа, не вызывает никаких сомнений, то показали и выборы в Учредительное собрание.

" В советской исторической науке начало гражданской войны обычно относилось к весне 1918 г., когда в ряде районов страны возникли очаги иностранной военной интервенции и произошло ее объединение с белым движением. На наш взгляд, в это время начался уже другой этап гражданской войны, фактически же началом гражданской войны был октябрьский переворот. В противном случае неясно как рассматривать борьбу Советской власти с вооруженными выступлениями Краснова-Керенского, Каледина, Дутова идр. до весны 1918 года? А если быть еще более точным, то элементы гражданской войлы уже имели место до октября 1917 года (июльские события, корниловский мятеж).

8. Первые преобразования. Советской власти

В первые месяцы существования Республики Советов правительство осуществило ряд глубоких преобразований во всех сферах общественной жизни. В чем их смысл и значение?

Сущность всех преобразований в сфере организации власти и управления сводилась к ломке старого государственного аппарата и созданию нового аппарата управления в центре и на местах.

За короткое время были упразднены.центральные органы власти - сенат, государственная канцелярия, министерства. Одновременно шло формирование новых органов власти и управления - .ВЦИК, Совнаркома, наркоматов.

Для решения всех экономических вопросов в составе центральных органов государственной власти был создан Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ), а на местах - областные, губернские и уездные Советы народного хозяйства. Председателем ВСНХ стал В. Оболенский (В. Осй- нский).

Для подавления сопротивления всех противников нового режима _в начале декабря 1917 года была создана Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК) по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Возглавил ее член ЦК - Ф. Дзержинский. При Советах для охраны общественного порядка была создана рабочая милиция.

В декабре были приняты декреты, предусматривающие демократизацию армии, - отмену чинов и званий, введение выборности командования, передачу власти солдатским комитетам. 15 января 1918 года правительство приняло Декрет о создании рабоче-крестьянской Красной армии, а 20 февраля -Красного флота. Эти декреты устанавливали классовый принцип формирования армии: только из представителей трудящихся классов.

Сущность всех преобразований в социально-политической сфере сводилась к улучшению жизни трудящихся, укреплению союза рабочего класса с крестьянством, дружбы между народами бывшей Российской империи. Этому способствовали декреты о рабочем законодательстве, о равноправии женщин, о ликвидации сословного деления и др. И

все же наибольшее значение для последующего развития страны имели два законодательных акта - “Декларация прав народов России” (2 ноября 1917 года) и “Основной закон о социализации земли” (27 января 1918 года).

“Декларация” провозглашала основные принципы национальной политики Советской власти: равенство и суверенность народов России, право народов России на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельных государств, отмену всех и всяких национально-религиозных ограничений и привилегий, свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп.

“Основной закон о социализации земли” обсуждался на III съезде Советов и после доработки был утвержден ВЦИК 27 января 1918 года. Этот закон являлся продолжением Декрета о земле, поскольку он устанавливал конкретный механизм реализации всех аграрных преобразований в стране. Он подтвердил отмену частной собственности на землю. Земля, ее недра, леса, воды 0"бъявлялись всенародным достоянием. Право пользования землей было передано органам Советской власти. В соответствии с желаниями крестьян устанавливался уравнительный принцип землепользования на основе трудовой или потребительской нормы." Предусматривались, в зависимости опять-таки от желания крестьян, различные формы землепользования: подворная, хуторская, артельная. Вместе с этим говорилось и о необходимости поощ-

" Уравнительный принцип землепользования - основной пункт аграрной программы эсеров. Труодовая норма - количество земли, которое может обработать семья без применения наемного труда; потребительская норма - количество земля, "которое необходимо для обеспечения прожиточного минимума.

рения и даже предпочтительности (в интересах социализма) коммунистических форм хозяйствования. Но это было уже шагом назад по сравнению с Декретом о земле."

Преобразования в сфере экономики в соответствии с марксистскими установками были нацелены на подрыв экономического господства буржуазии и создание нового социалистического уклада хозяйства. Целой серией декретов предусматривалась национализация крупной промышленности, банков, внешней торговли и транспорта, изъятие из обращения денежных средств буржуазии, организация товарообмена между городом и деревней через объединение населения в потребительские общества. Декретом от 14 ноября 1917 года на ненационализированных предприятиях был введен рабочий контроль, осуществляемый выборными органами рабочих-фабзавкомами. .

До весны 1918 года в экономической политике Советской власти доминировали методы экспроприации экспроприаторов, т. е. методы принуждения и насилия. Ленин характеризовал это время как период “красногвардейской атаки на капитал”. Необходимость этих методов он обосновывал ссылками на ряд обстоятельств: военное сопротивление буржуазии, отсутствие опыта управления и необходимого количества специалистов.

Но уже в конце апреля 1918 года, оглядываясь на итоги проделанной работы, Ленин заявил о наступлении нового периода в экономической политике Советской власти и необходимости перехода к новым, высшим формам борьбы с буржуазией. В данном случае он имел в виду использование в борьбе с ней мер организационного и экономического характера. “Мы побеждали, - писал Ленин, - методами подавления, мы сумеем побеждать и методами управления”2.

" За первым шагом вскоре последовал и второй: в 1919 году было принято “Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию”, где, в частности, говорилось, что вся земля, в чьем бы пользовании она ни была, считается единым государственным фондом. В результате основные положения Декрета о земле были перечеркнуты и большевики вернулись к своей идее национализации земли. (См.: Коммунист, 1991, № 2, с. 110).

2 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 36, с. 178.

Ленин предложил изменить центр тяжести экономической и политической работы Советской власти. На первый план он выдвинул задачу строжайшего и всенародного учета над производством и распределением, поскольку именно эта работа, по его мнению, сильно отстала от работы по непосредственной экспроприации экспроприаторов. Причем введение учета и контроля предполагалось не только на национализированных предприятиях, но и в других секторах экономики, в том числе и в сельском хозяйстве.

Учет и контроль в социалистическом секторе экономики рассматривался как важная и необходимая предпосылка перехода к плановому ведению хозяйства. А введение его в частнохозяйственном секторе на практике означало бы создание государственно-капиталистических предприятий. В тех условиях госкапитализм рассматривался как одна из форм преобразования частно-капиталистической собственности. По мнению Ленина, он был выгоден Советской власти, так как создавал дополнительные возможности получения нужных для восстановления экономики средств, для налаживания экономических связей с деревней.

Учет и контроль в мелкотоварном секторе, в деревне, рассматривался как важнейшее средство государственного воздействия и регулирования индивидуальных крестьянских хозяйств, преодоления опасной для революции мелкобуржуазной стихии. А в сочетании с различными формами кооперации он способствовал бы повышению технической оснащенности и культурного уровня деревни, облегчал бы ее переход к социалистическим формам хозяйствования.

В. И. Ленин считал, что организация учета и контроля позволит Советской власти решить первоочередные задачи экономической и финансовой политики: завершить национализацию банков, подготовить монополию внешней торговли, установить госконтроль за денежным обращением, ввести поимущественный и подоходный налог, трудовую повинность.

Он обращал также внимание и на политический аспект этой проблемы, рассматривая учетно-контрольную работу в качестве одного из важнейших путей привлечения широких масс к управлению государством.

УСТАНОВЛЕНИЕ ВЛАСТИ БОЛЬШЕВИКОВ

Большевики приходят к власти. В самом начале сентября 1917 г. прошли довыборы в Петроградский Совет. Большевики получили в нем большинство мест. Председателем исполкома Совета был избран Л. Д. Троцкий, который поддерживал Ленина по вопросу о власти. 5 сентября большевики получили преобладание в Московском Совете. В агитационном арсенале РСДРП (б) вновь появился лозунг "Вся власть Советам!", но теперь он звучал как призыв к вооруженному выступлению. Ленин, находившийся на нелегальном положении, считал, что "получив большинство в обоих столичных Советах рабочих и солдатских депутатов, большевики могут и должны взять государственную власть в свои руки". В своих письмах в ЦК партии он потребовал поставить "на очередь дня... вооруженное восстание в Питере и Москве, завоевание власти, свержение правительства".

Вернувшись в Петроград, Ленин 10 октября провел тайное заседание ЦК. За ленинскую резолюцию о вооруженном восстании проголосовало 10 из 12 присутствующих. Против выступили Л. Б. Каменев и Г. Е. Зиновьев, которые считали, что "Россия не готова принять власть большевиков". 12 октября 1917 г. при Петроградском Совете был создан Военно-революционный комитет (ВРК), выполнявший роль штаба по подготовке восстания. В него помимо большевиков вошли представители левого крыла эсеровской партии. Фактическим руководителем ВРК стал Л. Д. Троцкий. 22 октября ВРК направил своих представителей во все воинские части Петроградского гарнизона. В это же время во всех районах города большевики организовывали многочисленные митинги, на которых выступали лучшие партийные ораторы.

По распоряжению правительства 24 октября отряд милиции и юнкеров закрыл типографию, где печаталась большевистская газета "Рабочий путь". Большевики расценили это как начало "контрреволюционного заговора". ВРК разослал во все полки Петроградского гарнизона и на суда Балтийского флота "Предписание № 1" о приведении полков в боевую готовность. В этот же день отряды рабочей Красной гвардии и солдат начали захватывать мосты, почту, телеграф, вокзалы. Никто не оказывал им ни малейшего сопротивления. К утру 25 октября столица оказалась в руках восставших. Военно-революционный комитет в обращении к гражданам России объявил о захвате власти. Небольшая заминка произошла лишь со штурмом Зимнего дворца, защищать который остались небольшой юнкерский отряд и добровольческий женский батальон. В ночь на 26 октября Зимний пал. Керенский еще до штурма успел покинуть дворец. Остальные члены Временного правительства были арестованы.

Начало работы II съезда Советов. Вечером 25 октября открылся II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Из 739 делегатов 338 составляли большевики, 127 мандатов принадлежало левому крылу эсеровской партии, поддерживавшему большевистскую идею вооруженного восстания. Меньшевики и правые эсеры резко осудили действия большевиков и потребовали от съезда начать переговоры с Временным правительством об образовании нового кабинета министров, опирающегося на все слои общества. Не получив одобрения съезда, меньшевистская и правоэсеровская фракции покинули заседание. Тем самым они лишили себя возможности принять участие в формировании новых органов власти, а значит, и возможности корректировать действия большевиков "изнутри". Левые эсеры, поддержавшие большевиков и вошедшие в Петроградский ВРК, отказалась подчиниться требованию ЦК ПСР и приняли участие в работе съезда.

Первые декреты советской власти. Учитывая печальный опыт Временного правительства, утратившего доверие масс из-за нежелания решать главные проблемы революции, Ленин сразу же предложил II съезду Советов принять декреты о мире, о земле и о власти. Декрет о мире провозгласил выход России из войны. Съезд обратился ко всем воюющим правительствам и народам с предложением всеобщего демократического мира, т. е. мира без аннексий и контрибуций. В основу декрета о земле были положены собранные эсерами 242 местных крестьянских наказа I съезду Советов, в которых излагались представления крестьян об аграрной реформе. Т. е. фактически, Декрет о земле воспроизводил эсеровскую программу. Благодаря этому, крестьяне пошли за большевиками.

Декрет о власти провозглашал повсеместный переход власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Съезд избрал новый состав ВЦИК. В него вошли 62 большевика и 29 левых эсеров.

Исполнительная власть передавалась новому правительству - Совету народных комиссаров (Совнарком, СНК) - во главе с В. И. Лениным. Левые эсеры отклонили предложение большевиков войти в правительство. Они не хотели окончательно порывать со своей партией, надеясь, что в дальнейшем все-таки будет сформировано коалиционное правительство из представителей всех социалистических партий. Поэтому первое советское правительство состояло из одних большевиков.

При обсуждении и принятии каждого декрета подчеркивалось, что они носят временный характер - до созыва Учредительного собрания, которое должно будет законодательно закрепить принципы государственного устройства.

Поражение Керенского. Установление новой власти на местах. Керенский, бежав из Петрограда, сумел собрать немногочисленные силы. В самом Петрограде еще 24 октября был создан Комитет общественной безопасности под руководством городского головы Г. И. Шрейдера. 26 октября эсерами и меньшевиками - членами городской думы, прежнего ВЦИК, исполкома Всероссийского Совета крестьянских депутатов, ушедшими со II съезда Советов членами фракций социалистических партий - был создан Комитет спасения Родины и революции. Комитет планировал одновременно с вступлением в Петроград войск Керенского поднять восстание против большевиков. Однако ночью 29 октября эти планы стали известны ВРК. Поэтому Комитет спасения приказал начать выступление немедленно. Вспыхнул мятеж, который был подавлен силами красногвардейцев и солдат гарнизона. 30 октября отряды Керенского были разбиты у Пулковских высот, самому ему удалось скрыться.

Установление советской власти в Москве. 25 октября московские большевики создали партийный центр, который предпринял ряд мер по захвату власти. Вечером собрался объединенный пленум Московских Советов рабочих и солдатских депутатов. На нем был избран ВРК, состоявший из большевиков и меньшевиков.

В это же время состоялось заседание городской думы, на котором был создан Комитет общественной безопасности. По заданию Комитета командующий войсками Московского военного округа полковник К. И. Рябцев провел мобилизацию офицеров и юнкеров для организации борьбы с большевиками. В течение двух дней ему удалось взять под свой контроль центр города.

По призыву ВРК с утра 28 октября началась политическая стачка московских рабочих. Собрание представителей воинских частей гарнизона заявило о всемерной поддержке ВРК и непризнании распоряжений штаба округа и Комитета общественной безопасности. 29 октября положение в Москве изменилось в пользу восставших. Им удалось очистить от юнкеров Тверскую улицу, занять Малый театр и здания градоначальства на Тверском бульваре, окружить кадетские корпуса в Лефортово. На следующий день кадеты сложили оружие. Днем 2 ноября Кремль оказался в плотном кольце окружения. Председатель Комитета общественной безопасности городской голова В. В. Руднев направил в ВРК письмо, в котором сообщалось, что при "данных условиях Комитет считает необходимым ликвидировать в Москве вооруженную борьбу, перейдя к мерам борьбы политической". Это означало капитуляцию.

В ряде городов Центрального промышленного района (Иваново-Воз-несенск, Кострома, Тверь, Брянск, Ярославль, Рязань, Владимир, Коломна, Серпухов, Подольск и др.) местные Советы обладали реальной властью еще до октябрьских событий. Они лишь узаконили и упрочили свое положение. В Самаре, Царицыне, Сызрани, Симбирске власть Советов была установлена мирным путем. В Калуге и Туле процесс ее утверждения затянулся до конца ноября - середины декабря, а в уездах даже до весны 1918 г. В Центрально-Черноземном районе, где большим влиянием пользовались эсеры, борьба продолжалась до декабря, а кое-где - до января. То же самое было в Казани, Саратове и Астрахани. В Западной Сибири Советы взяли власть лишь в начале декабря. К февралю 1918 г. власть Советов утвердилась почти по всему Алтаю, в феврале - в Чите, Верхнеудинске, лишь затем в Забайкалье и к марту - на Дальнем Востоке.

Уничтожение национального и сословного неравенства. Новая власть приняла ряд законов, ликвидировавших национальное и сословное неравенство. 2 ноября 1917 г. СНК обнародовал "Декларацию прав народов России". В ней были сформулированы важнейшие положения, определявшие национальную политику советской власти: равенство народов России, их право на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств. В декабре 1917 г. большевики признали независимость Финляндии. Позже, в августе 1918 г., был принят декрет об отказе от договоров и актов о разделах Польши, заключенных правительством Российской империи.

ВЦИК и Совнарком приняли 10 ноября декрет "Об уничтожении сословий и гражданских чинов". Было ликвидировано деление общества на дворян, купцов, крестьян, мещан, отменялись княжеские, графские и иные титулы, гражданские чины (табель о рангах). Для всего населения устанавливалось одно общее наименование - гражданин Российской советской республики. 18 декабря были уравнены гражданские права мужчин и женщин. 23 января был издан декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви.

В декабре летосчисление было переведено с юлианского на григорианский календарь. Первый день после 31 января 1918 года предписывалось считать не 1-м, а 14-м февраля, второй считать 15-м и т.д.

В декабре 1917 г. при Совете народных комиссаров была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) для борьбы с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией - первый карательный орган советской власти. Ее возглавил Ф. Э. Дзержинский.

Декреты новой власти многими были встречены с удовлетворением. Их поддержали и Всероссийские съезды Советов крестьянских депутатов, проходившие в ноябре - начале декабря 1917 г. Съезды приняли решение о слиянии ЦИК Советов крестьянских депутатов с ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов. Поддержка крестьянством декрета о земле привела правых эсеров во ВЦИК, а левых - в правительство. В ноябре-декабре 1917 г. в Совнарком вошли семь представителей левых эсеров.

Созыв и роспуск Учредительного собрания. Требование созыва Учредительного собрания появилось еще в ходе первой революции. Оно входило в программы почти всех партий. Свою кампанию против Временного правительства большевики вели под лозунгом защиты Учредительного собрания, обвиняя правительство в том, что оно затягивает выборы. Но, придя к власти, они изменили свое отношение к Учредительному собранию и заявили, что только Советы являются подлинной формой народовластия. Однако, учитывая популярность в народе идеи Учредительного собрания, большевики не рискнули отменить его созыв. Итоги прошедших в ноябре 1917 г. выборов разочаровали большевиков: им отдали голоса всего 23,9% избирателей, 40% голосовали за эсеров, причем в списках преобладали правые эсеры. Меньшевики получили 2,3%, а кадеты - 4,7% голосов.

3 января 1918 г. ВЦИК принял написанную Лениным Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. В ней были зафиксированы все происшедшие с 25 октября изменения, которые расценивались как основа для последующего социалистического переустройства общества. Декларацию было решено представить в качестве основного документа для принятия его Учредительным собранием.

В день открытия Учредительного собрания, 5 января 1918 г., в Петрограде прошла демонстрация в его защиту, организованная эсерами и меньшевиками. По приказу властей она была расстреляна. Собрание открылось в напряженной атмосфере противостояния. Зал заседаний был наводнен вооруженными матросами, сторонниками большевиков. Председатель ВЦИК Я. М. Свердлов зачитал текст Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа и предложил принять ее, тем самым, узаконив существование советской власти и ее первые декреты. Но Учредительное собрание отказалось утверждать этот документ, начав дискуссию по предложенным партией эсеров проектам законов о мире и земле. Тогда большевики заявили о своем уходе с Учредительного собрания. Вслед за ними заседание покинули и их союзники левые эсеры. Продолжавшееся после ухода членов правящих партий обсуждение поздно ночью прервал начальник охраны матрос А. Г. Железняков сообщением о том, что "караул устал". Он настойчиво предложил делегатам покинуть помещение. 6 января 1918 г. ВЦИК принял декрет о роспуске Учредительного собрания.

10 января 1918 г. в Таврическом дворце, где недавно заседало Учредительное собрание, открылся III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Через три дня к нему присоединились делегаты III Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов. Тем самым завершилось объединение Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в единую государственную систему. Объединенный съезд принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, объявил Россию советской федеративной социалистической республикой (РСФСР) и поручил ВЦИК разработать конституцию нового государства.

Большинство населения спокойно восприняло решение о роспуске Учредительного собрания. Эсеры и меньшевики оказались в сложном положении. С деятельностью Учредительного собрания они связывали надежды на мирный путь устранения большевиков от власти. Теперь правые эсеры все больше стали склоняться к необходимости вооруженной борьбы с большевиками.

Что необходимо знать по этой теме:

Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX в. Николай II.

Внутренняя политика царизма. Николай II. Усиление репрессий. "Полицейский социализм".

Русско-японская война. Причины, ход, результаты.

Революция 1905 - 1907 гг. Характер, движущие силы и особенности русской революции 1905-1907 гг. этапы революции. Причины поражения и значение революции.

Выборы в Государственную думу. I Государственная дума. Аграрный вопрос в Думе. Разгон Думы. II Государственная дума. Государственный переворот 3 июня 1907 г.

Третьеиюньская политическая система. Избирательный закон 3 июня 1907 г. III Государственная дума. Расстановка политических сил в Думе. Деятельность Думы. Правительственный террор. Спад рабочего движения в 1907-1910 гг.

Столыпинская аграрная реформа.

IV Государственная дума. Партийный состав и думские фракции. Деятельность Думы.

Политический кризис в России накануне войны. Рабочее движение летом 1914 г. Кризис верхов.

Международное положение России в начале XX в.

Начало первой мировой войны. Происхождение и характер войны. Вступление России в войну. Отношение к войне партий и классов.

Ход военных действий. Стратегические силы и планы сторон. Итоги войны. Роль Восточного фронта в первой мировой войне.

Экономика России в годы первой мировой войны.

Рабочее и крестьянское движение в 1915-1916 гг. Революционное движение в армии и на флоте. Рост антивоенных настроений. Формирование буржуазной оппозиции.

Pусская культура XIX - начала XX в.

Обострение социально-политических противоречий в стране в январе-феврале 1917 г. Начало, предпосылки и характер революции. Восстание в Петрограде. Образование Петроградского Совета. Временный комитет Государственной думы. Приказ N I. Образование Временного правительства. Отречение Николая II. Причины возникновения двоевластия и его сущность. Февральский переворот в Москве, на фронте, в провинции.

От Февраля к Октябрю. Политика Временного правительства в отношении войны и мира, по аграрному, национальному, рабочему вопросам. Отношения между Временным правительством и Советами. Приезд В.И.Ленина в Петроград.

Политические партии (кадеты, эсеры, меньшевики, большевики): политические программы, влияние в массах.

Кризисы Временного правительства. Попытка военного переворота в стране. Рост революционных настроений в массах. Большевизация столичных Советов.

Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.

II Всероссийский съезд Советов. Решения о власти, мире, земле. Формирование органов государственной власти и управления. Состав первого Советского правительства.

Победа вооруженного восстания в Москве. Правительственное соглашение с левыми эсерами. Выборы в Учредительное собрание, его созыв и разгон.

Первые социально-экономические преобразования в области промышленности, сельского хозяйства, финансов, рабочего и женского вопросов. Церковь и государство.

Брестский мирный договор, его условия и значение.

Хозяйственные задачи советской власти весной 1918 г. Обострение продовольственного вопроса. Введение продовольственной диктатуры. Рабочие продотряды. Комбеды.

Мятеж левых эсеров и крах двухпартийной системы в России.

Первая Советская Конституция.

Причины интервенции и гражданской войны. Ход военных действий. Человеческие и материальные потери периода гражданской войны и военной интервенции.

Внутренняя политика советского руководства в годы войны. "Военный коммунизм". План ГОЭЛРО.

Политика новой власти в отношении культуры.

Внешняя политика. Договоры с пограничными странами. Участие России в Генуэзской, Гаагской, Московской и Лозаннской конференциях. Дипломатическое признание СССР основными капиталистическими странами.

Внутренняя политика. Социально-экономический и политический кризис начала 20-х годов. Голод 1921-1922 гг. Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. НЭП в области сельского хозяйства, торговли, промышленности. Финансовая реформа. Восстановление экономики. Кризисы в период НЭПа и его свёртывание.

Проекты создания Союза ССР. I съезд Советов СССР. Первое правительство и Конституция СССР.

Болезнь и смерть В.И.Ленина. Внутрипартийная борьба. Начало формирования режима власти Сталина.

Индустриализация и коллективизация. Разработка и осуществление первых пятилетних планов. Социалистическое соревнование - цель, формы, лидеры.

Формирование и укрепление государственной системы управления экономикой.

Курс на сплошную коллективизацию. Раскулачивание.

Итоги индустриализации и коллективизации.

Политическое, национально-государственное развитие в 30-е годы. Внутрипартийная борьба. Политические репрессии. Формирование номенклатуры как слоя управленцев. Сталинский режим и конституция СССР 1936 г.

Советская культура в 20-30-е гг.

Внешняя политика второй половины 20-х - середины 30-х годов.

Внутренняя политика. Рост военного производства. Чрезвычайные меры в области трудового законодательства. Меры по решению зерновой проблемы. Вооруженные силы. Рост численности Красной Армии. Военная реформа. Репрессии против командных кадров РККА и РККФ.

Внешняя политика. Пакт о ненападении и договор о дружбе и границах между СССР и Германией. Вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в СССР. Советско-финская война. Включение республик Прибалтики и других территорий в состав СССР.

Периодизация Великой Отечественной войны. Начальный этап войны. Превращение страны в военный лагерь. Военные поражения 1941-1942 гг. и их причины. Основные военные события. Капитуляция фашистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.

Советский тыл в годы войны.

Депортация народов.

Партизанская борьба.

Человеческие и материальные потери в ходе войны.

Создание антигитлеровской коалиции. Декларация объединенных наций. Проблема второго фронта. Конференции "Большой тройки". Проблемы послевоенного мирного урегулирования и всестороннего сотрудничества. СССР и ООН.

Начало "холодной войны". Вклад СССР в создание "социалистического лагеря". Образование СЭВ.

Внутренняя политика СССР в середине 40-х - начале 50-х годов. Восстановление народного хозяйства.

Общественно-политическая жизнь. Политика в области науки и культуры. Продолжение репрессий. "Ленинградское дело". Кампания против космополитизма. "Дело врачей".

Социально-экономическое развитие советского общества в середине 50-х - первой половине 60-х годов.

Общественно-политическое развитие: XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв репрессий и депортаций. Внутрипартийная борьба во второй половине 50-х годов.

Внешняя политика: создание ОВД. Ввод советских войск в Венгрию. Обострение советско-китайских отношений. Раскол "социалистического лагеря". Советско-американские отношения и Карибский кризис. СССР и страны "третьего мира". Сокращение численности вооруженных сил СССР. Московский договор об ограничении ядерных испытаний.

СССР в середине 60-х - первой половине 80-х годов.

Социально-экономическое развитие: экономическая реформа 1965 г.

Нарастание трудностей экономического развития. Падение темпов социально-экономического роста.

Конституция СССР 1977 г.

Общественно-политическая жизнь СССР в 1970-е - начале 1980 гг.

Внешняя политика: договор о нераспространении ядерного оружия. Закрепление послевоенных границ в Европе. Московский договор с ФРГ. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Советско-американские договоры 70-х годов. Советско-китайские отношения. Ввод советских войск в Чехословакию и Афганистан. Обострение международной напряженности и СССР. Усиление советско-американского противостояния в начале 80-х годов.

СССР в 1985-1991 гг.

Внутренняя политика: попытка ускорения социально-экономического развития страны. Попытка реформирования политической системы советского общества. Съезды народных депутатов. Избрание Президента СССР. Многопартийность. Обострение политического кризиса.

Обострение национального вопроса. Попытки реформирования национально-государственного устройства СССР. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. "Новоогаревский процесс". Распад СССР.

Внешняя политика: советско-американские отношения и проблема разоружения. Договоры с ведущими капиталистическими странами. Вывод советских войск из Афганистана. Изменение отношений со странами социалистического содружества. Распад Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора.

Российская Федерация в 1992-2000 гг.

Внутренняя политика: "Шоковая терапия" в экономике: либерализация цен, этапы приватизации торгово-промышленных предприятий. Падение производства. Усиление социальной напряженности. Рост и замедление темпов финансовой инфляции. Обострение борьбы между исполнительной и законодательной властью. Роспуск Верховного Совета и съезда народных депутатов. Октябрьские события 1993 г. Упразднение местных органов Советской власти. Выборы в Федеральное собрание. Конституция РФ 1993 г. Формирование президентской республики. Обострение и преодоление национальных конфликтов на Северном Кавказе.

Парламентские выборы 1995 г. Президентские выборы 1996 г. Власть и оппозиция. Попытка возвращения к курсу либеральных реформ (весна 1997 г.) и ее неудача. Финансовый кризис августа 1998 г.: причины, экономические и политические последствия. "Вторая чеченская война". Парламентские выборы 1999 г. и досрочные президентские выборы 2000 г. Внешняя политика: Россия в СНГ. Участие российских войск в "горячих точках" ближнего зарубежья: Молдавия, Грузия, Таджикистан. Отношения России со странами дальнего зарубежья. Вывод российских войск из Европы и стран ближнего зарубежья. Российско-американские договоренности. Россия и НАТО. Россия и Совет Европы. Югославские кризисы (1999-2000 гг.) и позиция России.

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. ХХ век.