Военная элита древности: самые отважные бойцы, о которых сложили легенды. Игры Герои ударного отряда: научный спецназ

Где-то на планете Земля было два отряда воинов. Каждый отряд состоял из воинов света, знавших о новых дарах, которыми Бог наделяет людей в новую эпоху. Они осознавали своё предназначение, но знали и то, что есть силы тьмы, которые хотят помешать им в достижении целей. Поэтому они воззвали к Богу и попросили даровать им новую энергию. В результате каждый воин получил некий свёрток.

В свёртке у каждого было три предмета: меч, щит и доспехи. Меч был воплощением истины, и его нельзя было сломать. Истина чиста, и потому меч также служил прекрасной защитой от происков сил тьмы. Щит символизировал знания - знание слабостей врага и многовековую мудрость древних. Никакая энергия не могла пробить этот щит, поскольку знание способно разгадать все секреты и заговоры. Тайны и заговоры не могут существовать в свете знания, ибо, чтобы они имели силу, нужны темнота и невежество. Доспехи представляли «покров Духа Божьего». Это духовная мудрость, которая открывает человеку, что он на деле является «частицей Бога». Таким образом, во всех дарах воплощена была Божественная мудрость, прежде всего мудрость в обращении с истиной и умение воспользоваться знанием в минуту опасности.

И действительно, силы тьмы в одночасье пошли в атаку. Воины света обоих отрядов считали, что готовы отразить нападение, и бросились к могущественным дарам. Когда силы тьмы приблизились, воины первого отряда развернули свёртки и уставились на их содержимое, не веря своим глазам. Всё было разобрано на части. Нашлась и инструкция следующего содержания: «Требуется сборка». Они не успели подготовиться к встрече с врагом, и поэтому отряд был быстро смят и потерпел поражение от тех, кто желал, чтобы воины служили им. Они ожесточились и подумали, что Бог обманул их, вселив ложные надежды и чувство безопасности. Как ни странно, но даже после поражения у них оставались их свёртки, но они думали, что их содержимое бесполезно.

Второй же отряд давно развернул свои свёртки. Они сразу собрали оружие и успели поупражняться с ним. И это было очень кстати, ибо обнаружилось, что меч слишком быстр, и орудовать им не так-то легко. У щита оказалось так много приспособлений, что пришлось поломать голову, прежде чем они поняли, как им пользоваться, да и доспехи оказались невероятно тяжёлыми. Благодаря тренировке и размышлениям, они в конечном итоге научились управлять со всем этим и были готовы.

Они поняли, что ни одно из орудий не действенно само по себе, без двух остальных. Доспехи, которые были ближе всего к телу, были ключом, который подсказал им, как управляться с мечом и щитом. Щит же можно было применять самыми разными способами, в зависимости от ситуации, а мечом можно было легко управлять, если правильно пользоваться щитом. Едва приблизившись, враги увидели грозную силу отряда и обратились в бегство. Битва не состоялась, и воины возрадовались своей победе. Боя не было, никто не был ранен.


Пожалуй, войны и сражения берут свое начало с сотворения мира. Одни войска погибали из-за недостаточной подготовки, другие разрабатывали целые стратегии. До сегодняшнего дня дошло множество исторических свидетельств об особых солдатах древности, сражавшихся за десятерых. Сейчас такие войска называют элитными.

1. Спартанцы



Знаменитые 300 спартанцев, образ которых воспет в легендах и так популярен в современном кинематографе, относились к военной элите – гиппеям. Несмотря на то, что «гиппеи» в переводе с греческого означает «всадники», среди спартанцев в основном были пешие отряда.



В истории остался знаменитый эпизод битвы при Фермопилах. Царь Леонид не мог собрать армию против персидского царя Ксеркса из-за того, что в Спарте проходили празднования в честь богов, и дельфийский оракул предсказал или поражение Спарте, или смерть одному из ее царей. Леонид взял в поход только свою личную гвардию – 300 гиппеев. Ни один из воинов не смел отступить, т. к. он мог вернуться домой только с щитом или на щите. Спартанцы сдерживали многотысячную армию персов до тех пор, пока местный житель Эфиальт не провел вражеское войско по горной тропе, и оно не окружило спартанцев.

2. Древнегреческие воины из Фив



Еще 300 не менее отважных воинов, о которых сложили легенды, находились в Фивах. Любопытно то, что отряд состоял из 150 пар гомосексуалистов. Военачальники полагали, что воины не побегут с поля боя, оставив милого друга одного. После череды побед отряд потерпел поражение во время столкновения с силами царя Филиппа отца Александра Македонского. Несмотря на то, что отряд из Фив погиб, македонский царь отметил храбрость и отвагу, с которой сражались 300 воинов.

3. Персидские «бессмертные»

В Древней Персии тоже была своя военная элита. Вот только этих супер-воинов насчитывалось не 300 человек, а 10 000. Они назывались армией «бессмертных», т. к. в случае гибели солдата, на его место становился другой, чтобы сохранять то же число. «Бессмертные» имели свои привилегии: во время походов им предоставлялись женщины и слуги, одежда из дорогих материалов. Но, судя по истории, подготовка персидской военной элиты очень уступала обычным спартанцам. После череды греко-персидских войн, «бессмертные» были распущены.

4. Янычары



Турецкой военной элитой считались янычары. Ими становились христианские юноши, которых забирали в монастыри-казармы и воспитывали в исламских традициях. Официально личная гвардия султана считалась его рабами. Янычары участвовали в завоевательных походах и давили восстания внутри страны.

До XVI века янычарам было запрещено жениться и обзаводиться своим домом. В XVII веке военная элита вдруг осознала свое могущество, и уже султан должен был бояться своих «защитников». Янычары вовсю занимались торговлей, связывали себя узами брака и участвовали в дворцовых интригах. В 1826 году янычары были упразднены как гвардия. Когда те попытались взбунтоваться, их казармы расстреляли.

5. Варанги



В Византии у императора тоже было свое особое войско, вот только состояло оно не из местных солдат, а из выходцев из Западной и Северной Европы, объединенных одним общим названием «варанги» (производное от «варяги»). Сравнивая умения византийцев и европейцев, один из историков называл первых «глиняными горшками», а последних – «металлическими котлами».
Наемники были очень преданы императору, из них состояла дворцовая стража и элитные отряды в военных походах. Варанги считались дисциплинированными воинами, передававшими почетное право на службу при императоре от отца к сыну. После победы крестоносцев в 1204 году и взятия ими Константинополя, варанги разбрелись кто куда.

Воины Древней Руси тоже были не робкого десятка. Историей их сражений проникся художник Олег Федоров. Он создал серию

Дружина (отряд воинов) Дружина, 1) отряд воинов, объединявшихся вокруг племенного вождя, а затем князя, короля; дружинная военная организация наиболее характерна для периода разложения родового строя и зарождения феодальных отношений. У древних германцев Д. засвидетельствована историческими источниками 1 в. до н. э. как временная, а с 1 в. н. э. уже как постоянная. Вождь и Д. были связаны взаимными обязательствами: Д. должна была защищать вождя, вождь ‒ содержать Д. Дружинники, обогащаясь за счёт военного грабежа, постепенно превращались в военно-аристократическую верхушку племени. Согласно варварским правдам , они составляли привилегированный слой, часто обладавший повышенным вергельдом . Д. способствовала возвышению вождя племени и возникновению королевской власти. Социальная роль Д. у германских племён особенно возросла в период их вторжений на территорию Западной Римской империи (4‒6 вв.). Дружинники в результате завоеваний и последовавших затем королевских пожалований приобретали земельные владения и вливались в формировавшийся класс феодалов. Д. часто служили не только королю (князю), но и частным лицам ‒ крупным земельным собственникам. С развитием феодальных отношений дружинная организация уступила место вассальным отношениям и соответствующей военной организации. Существование дружинных отношений характерно и для других народов.

Лит . см. при ст. Германцы .

В Древней Руси Д. появляется в 9 в. Во главе её стоял князь. «Старшая» Д. состояла из немногих, наиболее знатных дружинников, бывших близкими советниками князя. Старшие дружинники нередко получали от князя права сбора дани в некоторых областях в свою пользу и имели свои Д. «Молодшая» Д. состояла из «гридей», «отроков», «детских» и др. воинов, составлявших основную массу Д. и привлекавшихся также для выполнения различных поручений. С развитием феодального землевладения дружинники превращались в земельных собственников ‒ бояр. Д. князей существовали до 16 в., когда были ликвидированы удельные княжества.

Лит.: Срезневский И. И., Материалы для словаря древнерусского языка, т. 1, М., 1958; Греков Б. Д., Киевская Русь , [М.], 1953.

2) Д. формировались также в ходе революций 1905‒07 и 1917 различными партиями из числа рабочих, студентов, демократических слоёв городского населения (см. Боевые дружины 1905‒07 , Военные и боевые организации большевиков ).

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Дружина (отряд воинов)" в других словарях:

    Отдых великого князя Владимира Мономаха после охоты. (Виктор Васнецов, 1848) Дружина княжеское войско в древней Руси. Дружина является таким же необходимым элементом в древнерусском обществе, как и князь. Князь нуждался в военной силе как для… … Википедия

    ДРУЖИНА, отряд воинов, объединявшихся вокруг племенного вождя, затем князя, привилегированный слой общества. Вооружённые отряды во главе с князьями в Древней Руси участвовали в войнах, управлении княжеством, личным хозяйством князя. Делились на… … Русская история

    1) отряд воинов, объединявшихся вокруг племенного вождя, а затем князя (короля) и составлявший привилегированный слой общества. Дружинная военная организация характерна для периода разложения родового строя и зарождения государства. У древних… … Политология. Словарь.

    1) отряд воинов, объединявшихся вокруг племенного вождя в период разложения родового строя, а затем князя (короля) и составлявший привилегированный слой общества.2) Вооруженные отряды при князе в Др. Руси, участвовавшие в войнах, управлении… … Большой Энциклопедический словарь

    Дружина - ДРУЖИНА, 1) отряд воинов, объединявшихся вокруг племенного вождя в период разложения родового строя, а затем князя (короля); составляли привилегированный слой общества. 2) Вооруженные отряды при князе в Древней Руси, участвовавшие в походах,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Ы; ж. 1. В Древней Руси: приближённые князя, составлявшие ядро его войска и участвовавшие в управлении государством княжеством и феодальным владением князя. * С дружиной своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне (Пушкин). 2.… … Энциклопедический словарь

    I Дружина 1) отряд воинов, объединявшихся вокруг племенного вождя, а затем князя, короля; дружинная военная организация наиболее характерна для периода разложения родового строя и зарождения феодальных отношений. У древних германцев (См.… … Большая советская энциклопедия

    Дружина - отряд воинов (соратников, сподвижников), объединявшихся вокруг вождя племени (предводителя союза племен), позже князя или короля в период разложения родового строя и становления клас. отношений, формировалась с учетом гл. обр. личностных качеств… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    1) В древнейшем значении сообщество, объединение людей. В этом смысле Д. назывались члены др. рус. общины верви; в 14 15 вв Д. именовались члены артелей иконописцев и т. п. 2) Отряд конных воинов, объединявшихся вокруг племенного вождя, а затем… … Советская историческая энциклопедия

    ДРУЖИНА - сообщество, товарищество, вооруженный конный отряд, приближенные древнерусского князя. Источники указывают на бытование у восточных славян Д., которые на начальном этапе своего развития проживали обособленно на содержании предводителя – князя… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

Собственно, знаменитые 300 спартанцев - это гиппеи, элитный отряд спартанской армии. Спартанское войско само по себе являлось элитой среди остальных эллинских армий. Гиппеи же были элитой элит. Хотя «гиппеи» с греческого переводится как «всадники», это был пеший отряд: у спартанцев очень плохо было как с наличием кавалерии, так и с ее качеством. Доходило даже до того, что спартанских всадников приходилось привязывать к редким лошадям, чтобы они с них не упали.

Гиппеи прежде всего известны своим подвигом при Фермопилах. В отличие от многих греческих полисов, Спарта не торопилась посылать свою армию к Фермопилам, ссылаясь на то, что не хочет прогневать богов отказом от священных празднеств. Царь Леонид, решившийся идти к Фермопилам, не мог, нарушив закон, заставить пойти все войско, зато он мог взять свою личную гвардию - гиппеев. Когда же объединенное греческое войско, опасаясь окружения персами, отступило от Фермопил, Леонид со своим отрядом остался, повинуясь закону, гласившему, что спартанский воин не может отступить: он должен или победить, или умереть. Последнее Леонид с гиппеями героически и совершили.

Священный отряд, Фивы

Триста отборных бойцов были не только в Спарте, но и в Фивах - еще одном древнегреческом полисе. Комплектование этого элитного отряда было своеобразным: он состоял из 150 гомосексуальных пар. Считалось, что отряд, составленный из любовников, непобедим, поскольку воин не бросится в бегство и не оставит, так сказать, дорогого друга.

Священный отряд успешно противостоял даже спартанцам, лучшим солдатам Эллады, и погиб не менее славной смертью, чем 300 спартанцев царя Леонида. Во время битвы при Херонее, в которой греки сражались за свою независимость против македонского царя Филиппа, отца Александра Великого, отряд погиб полностью. Македоняне в той битве победили. Но Филипп высоко оценил мужество Священного отряда, когда, «осматривая трупы, оказался на том месте, где в полном вооружении, грудью встретив удары македонских копий, лежали все триста мужей».

«Бессмертные», Персия

В древней персидской державе людей было хоть отбавляй, поэтому она могла позволить себе набрать первоклассный отряд не в 300 человек, а в 10 тысяч - именно столько воинов насчитывала гвардия шахиншаха, называвшаяся «бессмертными». А назывались они так потому, что, когда кто-либо погибал, его место занимал другой, так что численность отряда оставалась прежней.

Этот элитный отряд пользовался привилегиями, о которых рядовые персидские воины и мечтать не могли. Например, «бессмертных» сопровождал караван с женщинами и слугами. Кроме того, воины выходили на поле брани в дорогой одежде.

Впрочем, даже этот лучший в персидской армии отряд по боевым качествам не превосходил обычного спартанского воина. Даже афинские гоплиты побеждали «бессмертных» в битвах - например, в знаменитом сражении при Марафоне. После греко-персидских войн корпус «бессмертных» был расформирован.

Преторианцы, Римская империя


В Римской республике полководца и его штаб (преторий) охранял отборный отряд воинов. Когда на смену республике пришла империя, были созданы постоянные когорты преторианцев, охранявших императоров. Довольно скоро преторианцы, осознав свою силу, начали смещать и назначать императоров. В какой-то момент бравые гвардейцы выставили императорский трон на торги. Впрочем, такие ничтожные личности, покупавшие императорский сан и расположение преторианцев, долго на престоле не удерживались.

Парадоксальным образом, но преторианцы оказали хорошую услугу Римской империи, поскольку зачастую убивали совсем уж одиозных личностей типа Калигулы или Нерона. Зато сильные и популярные императоры пользовались поддержкой гвардии, которая в таких случаях подавляла всякое недовольство римской толпы и сената. Таким образом, преторианская гвардия долгое время являлась гарантом стабильности в империи. Наконец, утомившись от трехвековой преторианской вольницы, императоры (а именно Константин Великий - тот, который ввел христианство в Римской империи) уничтожили преторианскую гвардию, а преторианский лагерь был разрушен как «постоянное гнездо мятежей и разврата».

Варанги, Византия

Элитными подразделениями византийской армии, лейб-гвардией императоров, были вовсе не сами византийцы, а иноземцы из Западной и Северной Европы, приехавшие искать счастья в богатой империи. Они были известны под общим именем «варанги» (варяги) и изначально состояли в основном из скандинавов и славян. Но когда нормандцы во главе с Вильгельмом Завоевателем покорили Англию, бежавшие с родины англосаксы довольно скоро стали преобладать в корпусе варангов.

Сами византийские императоры, сравнивая византийских воинов и варангов, говорили, что первые подобны «глиняным горшкам», вторые же словно «металлические котлы». Описывая одно из сражений, византийский историк восклицал, что отряды варангов, стоявшие среди византийских войск, возвышались подобно башням в крепостной стене. Как отмечали современники, в отличие от непостоянных византийцев, варанги были более преданы правителю: «рассматривают свою верность императорам и службу по их охране как наследственный долг, как жребий, переходящий от отца к сыну; поэтому они сохраняют верность императору и не будут даже слушать о предательстве».

Неудивительно, что варанги приобрели привилегированное положение в византийском войске: только они имели право стоять у трона императора и в основном из них состояла дворцовая стража. В большой степени благодаря варангам императоры могли сохранять покой внутри империи и успешно противостоять внешним угрозам.

Варангов также отличала строгая дисциплина. Один варанг пытался изнасиловать местную жительницу, но она умудрилась убить насильника его же собственным мечом. Узнав об этом, варанги отдали женщине все имущество покойного, а его тело выбросили без погребения.

После взятия Константинополя крестоносцами в 1204 году известия о варангах в Византии исчезают.

Янычары, Османская империя

Эти воины были не просто личной гвардией султана, они официально считались его рабами. Янычары жили в монастырях-казармах, до XVI века им запрещено было жениться и обзаводиться собственным хозяйством. В целом они походили на рыцарей европейских духовных орденов (тамплиеры, госпитальеры). Янычарские полки не только ходили с султаном в завоевательные походы, но и подавляли крамолу внутри государства и даже тушили пожары.

В янычары забирали юношей-христиан и воспитывали их в строгих исламских традициях. Это был своего рода налог кровью - одна из повинностей христианского населения Османской империи. Но можно было избежать «забривания» в янычары - для этого достаточно было жениться. Очевидно, поэтому в те времена так часты были ранние браки среди христиан Турции. Впрочем, нередко родители отдавали своих детей добровольно, ведь служба в рядах янычар позволяла добиться высокого положения в обществе.

К XVII веку янычары, подобно римским преторианцам, осознали свое могущество, принялись свергать неугодных султанов, участвовать в дворцовых интригах, стали обзаводиться семьями и заниматься торговлей - в общем, полным ходом шел процесс разложения этого элитного войска. Теперь янычары представляли больше угрозу султанам, чем врагам.

В 1826 году окончательно разложившаяся гвардия была упразднена указом султана, а бунт возмущенных янычар жестоко подавлен: их казармы попросту расстреляли артиллерией.

После нескольких десятилетий безраздельного господства фиванцев Александр Македонский направил кавалерийскую дружину гетайров против отборного отряда фиванской пехоты. Это было началом конца их могущества.

Священный отряд из Фив представляет собой неожиданный и единственный в своем роде случай в военной истории. Эта отборная воинская часть состояла из гомосексуальных пар и стала одним из самых грозных воинских формирований древности, поскольку, как сказал Плутарх, «союз любовников повышал ее боеспособность». По сути дела, отряд не знал поражений вплоть до сражения при Херонее, когда македонский царь Филипп II и Александр Македонский нанесли ему сокрушительное поражение.

150 мужских пар

Впервые Священный отряд упоминается в связи с битвой при Тегирах, произошедшей в начале весны 375 года до Р.Х., хотя это воинская часть существовала и до этого. У истоков ее создания стоял фиванский аристократ Горгид. Отряд состоял из 150 гомосексуальных мужских пар. Горгид взял на себя создание и набор людей в Священный батальон. Его бойцами были молодые аристократы, получившие образование в гимназии, где однополые связи были привычным делом.

Следует отметить, что представление о гомосексуальности в Древней Греции отличалось от современного. Иногда путают гомосексуальные отношения между взрослыми, которые строго осуждались в греческом народе, с педерастией, то есть, отношениями между взрослым мужчиной и юношей. В некоторых городах подобные отношения являлись частью системы образования подростков из аристократических семей. Нечто подобное происходило и в Фивах, где мужские пары состояли из взрослого и юноши. Старший отвечал за подготовку и воспитание своего подопечного, прежде всего в вопросах нравственности, прививая ему такие ценности, как преданность, верность и умеренность.

После периода строгого воспитания между ними устанавливалась тесная личная и профессиональная связь. Древнегреческий историк Плутарх утверждал, гомосексуальные связи были сильной стороной отряда, поскольку «строй, сплочённый взаимной любовью, нерасторжим и несокрушим, поскольку любящие, стыдясь обнаружить свою трусость, в случае опасности неизменно остаются друг подле друга».

Замысел состоял в том, что отряд будет биться крайне самоотверженно, поскольку бойцы не захотят опозориться друг перед другом, а в случае гибели одного из любовников второй будет биться насмерть, чтобы отомстить за него и достойно предать тело земле. Авторы фиванского законодательства прекрасно знали все преимущества отряда и всячески поощряли гомосексуальные отношения, чтобы поддерживать на высоком уровне боеготовность своего войска.

Как укреплялась власть в Фивах

Боевой дух членов Священного отряда укрепляли многочисленные мифологические примеры, в которых они видели свое отражение. Фиванская аристократия приводила в качестве примера для подражания мифического героя Иолай, молодого атлета, заклинателя лошадей, неразлучного друга и возлюбленного Геракла. Дело доходило до того, что мужчины-любовники приносили друг другу клятву в верности перед могилой Иолая. Мало того, главным мифом города была история фиванского царя Лая, который похитил своего пасынка-подростка Хрисиппа и изнасиловал его. Именно начиная с этого эпизода, в Греции стала почитаться педерастия.

За 33 года Священный отряд стал самой победоносной пешей силой в Греции. Городские власти обеспечивали их продовольствием и денежным жалованием даже в мирное время, а ратное дело было их единственным занятием. В мирное время эта профессиональная армия постоянной готовности располагалась гарнизоном в городе Кадмее.

Священный отряд участвовал в качестве передовой силы фиванских войск в битвах при Левтрах и Мантинее, в ходе которых мощь спартанцев была основательно подорвана. До этих сражений Фивы находились под владычеством Спарты, и только благодаря военному таланту генерала Эпаминонда удалось повысить боеспособность фиванских войск. Его считают одним из величайших военных гениев древности, а римский оратор Цицерон называл его «главным человеком Греции».

Контекст

Как Александр Македонский завоевал мир

Die Welt 18.06.2013 Благодаря гению Эпаминонда, политическая карта Греции претерпела коренные изменения. Во время битвы при Левтрах выстроились в традиционную фалангу, которая, как правило, продвигалась вперед с отклонением вправо и сосредотачивала на правом фланге свои основные силы. Зная об этом, Эпаминонд развернул на левом фланге всю свою конницу и колонну из 50 шеренг фиванских пехотинцев. Традиционное построение спартанцев из 12 шеренг не выдержало натиска фиванской колонны. Спартанцы пытались сдержать огромную массу фиванских воинов и Священный отряд, но были в буквальном смысле сметены колонной. Правое крыло спартанского войска было разгромлено, а потери составили порядка тысячи человек, среди которых был спартанский царь Клеомброт, принадлежавший к той же династии, что и Леонид.

Филипп II и Александр Македонский против Фив и Афин

Фиванцы одержали победу над спартанцами, которые считались непобедимыми воинами, но их владычество продлилось лишь до того момента, пока Македония не достигла зрелости. Македонский царь Филипп II в детстве провел в Фивах несколько дней в качестве заложника. Вернувшись домой, он задался цель осуществить реформу македонской армии, основываясь на традиционной греческой фаланге, но с добавлением некоторых тактических элементов для придания ей большей гибкости. Таким образом, он рассчитывал подчинить те греческие города, которые продолжали рассматривать Македонское царство в качестве страны варваров. Значительную часть этих тактических приемов он заимствовал непосредственно у фиванцев.

Подчинив се6е основные греческие города-государства и добившись от Афин благоприятного для Македонии союза, в середине IV века до Р.Х. Филипп II пошел на Спарту и направил ее предводителям послание, которое в иное время лишь раззадорило бы грозных спартанцев: «Настоящим предлагаю вам без промедления подчиниться моей воле, ибо в противном случае мое войско вторгнется в ваши земли, а я разрушу ваши усадьбы, уничтожу население, а сам город сотру с лица Земли». Но спартанские воины были уже не такими, как раньше, и предпочли уступить Филиппу II, чем вступать с ним в войну.

Так, в 340 году до Р.Х. Афины убедились в том, что единственным способом умерить безудержные аппетиты Филиппа II были прямые военные действия. Вместе со своим сыном-подростком Александром Филипп II вторгся в Центральную Грецию и в сражении при Херонее (338 год до Р.Х.) одержал победу на фиванцами и афинянами.

О том сражении сохранилось мало сведений, однако известно то, что молодой Александр, командовавший македонской конницей, вписал первые строки в свою блистательную военную биографию. Пока на левом фланге македонская пехота теснила войска афинян, Александр Македонский направил кавалерийскую дружину гетайров против отборного отряда фиванской пехоты, развернутой на крайнем правом фланге.

Когда поражение было уже неизбежным, Священный отряд стойко держался до последнего воина и был жестоко истреблен. Плутарх пишет, что в тот день погибли все 300 воинов. Но, согласно останкам, найденным в братской могиле в Херонее, в действительности погибли 254 человека, остальные же были ранены или взяты в плен.

Именно Плутарх утверждает, что, увидев гору тел, Филипп II с уважением сказал: «Пусть умрет тот, кто заподозрит, что они сделали что-то не так».
В ходе того сражения Фивы и Афины потеряли около 2.000 бойцов. Более 4.000 воинов были взяты в плен. Сражение при Херонее стало одной из самых решающих битв древности. После этого Александр Македонский установил свою власть над Грецией и создал Коринфский союз, в который входили все греческие государства, за исключением Спарты. Самое интересное заключается в том, что Македония частично воспользовалась тактическими приемами фиванцев, чтобы занять их трон.