Все имена числительные. Имя числительное

В общем, краски можно определить, как совокупность веществ, предназначенных для изменения цвета предмета. В жизни человека краски встречаются на каждом шагу, будь то свой дом или дачный посёлок. Даже не задумываясь о том, мы видим результат «деятельности» краски везде: от живописных картин, написанных великими художниками, до крашеных фасадов домов и заборов. Любой из нас, немного задумавшись, может назвать больше десяти наименований красок, использующихся в разных сферах жизни.

Роль краски сложно переоценить. Без ярких цветов мир и предметы были бы очень скучными и унылыми. Недаром человек старается подражать природе, создавая чистые и сочные оттенки. Краски известны человечеству с первобытных времён.

Первобытные времена

Яркие минералы притягивали взор наших далёких предков.

Именно тогда человек догадался растирать такие вещества в порошок и, добавляя некоторые элементы, получать первые в истории краски. Цветная глина также шла в ход. Чем больше развивались люди, тем больше становилась потребность запечатлеть и передать свои знания. Сначала для этого использовались стены пещер и скал, а также самые примитивные краски. Считается, что самым древним из обнаруженных наскальных рисунков уже более 17 тысяч лет! При этом живопись доисторических людей довольно хорошо сохранилась.

В основном первые краски изготавливались из железистого природного минералы охры. Название имеет греческие корни.

Для светлых оттенков использовали чистое вещество, для получения более тёмных добавляли в смесь чёрный древесный уголь. Все твёрдые вещества растирались вручную между двумя плоскими камнями. Далее непосредственно краску замешивали на животных жирах. Такие краски хорошо ложились на камень и долго не высыхали из-за особенности взаимодействия жира с воздухом. Получаемое покрытие, как уже было сказано ранее, было очень прочным и стойким к разрушительным воздействиям окружающей среды и времени.

Для наскальной росписи использовалась преимущественно жёлтая охра. Красноватые оттенки оставляли для ритуальных рисунков на телах умерших жителей племени.

Предположительно, именно эти обряды дали современное название минералу красный железняк - гематит, с греческого языка переводимого как «кровь». Красный цвет придаёт минералу безводная окись железа.

Древний Египет

Шло время, и человечество открывало для себя новые виды и способы производства красок. Примерно пять тысяч лет назад появилась киноварь - ртутный минерал, придающей краске алый цвет. Наибольшую популярность киноварь завоевала у древних ассирийцев, китайцев, египтян, а также в древней Руси.

Египтяне на заре расцвета своей цивилизации открыли секрет изготовления пурпурной (фиолетово-красной) краски. Из особого вида улиток выделяли секрецию, которую потом добавляли в стандартный состав красящих веществ.

Для создания белой краски с древнейших времён люди использовали известь, которая является конечным продуктом сжигания известняковых минералов, устриц, мела и мрамора. Такая краска была одной из самых дешёвых и простых в изготовлении. Кроме того, белая известь может поспорить с охрой в вопросе древности рецепта.

Египетские гробницы и пирамиды фараонов перенесли из времён расцвета египетской цивилизации удивительно красивый и чистый оттенок - ляпис-лазурь, натуральный ультрамарин. Даже спустя несколько тысяч лет рисунки не потеряли своей яркости и не потускнели. Основным красящим пигментом в такой краске является порошок минерала под названием лазурит. В Древнем Египте лазурит был очень дорог. Чаще всего бесценную краску применяли для изображения священного символа египтян - жука-скарабея.

Надо сказать, что с древнейших времён методы производства краски не претерпели значительных изменений. Твёрдые вещества также перетирают в порошок, правда, используя при этом специальные установки. Вместо натуральных жиров сейчас используют полимерные вещества. А вот для получения тёмных оттенков всё так же применяют сажу, но уже очищенную современными способами.

Древний Китай

Китайской цивилизации принадлежит пальма первенства в создании бумаги. Здесь же, за Великой Китайской стеной, появились лёгкие акварельные краски. В их состав, помимо красящих веществ и масел, входят мёд, глицерин и сахар. Для создания картин из акварельных красок нужна подходящая основа. Холсты, древесина, камни и другие традиционные предметы, на которые наносятся краски, не могут быть использованы для этой цели: акварель не ляжет на них хорошо. Поэтому при рисовании акварельными красками применяют только бумагу. Это объясняет факт появления таких красок именно в Китае, который является прародителем бумажного производства.

Средние века

Средневековье подарило миру масляные краски. Их преимуществом стали большая стойкость и надёжность, а также сравнительно малое время высыхания. Основой для таких красок служат натуральные растительные масла: ореховое, маковое, льняное и другие.

Во времена Средневековья люди научились накладывать масляные краски именно тонкими слоями. Получившаяся картина приобретала за счёт этого глубину и объем. Улучшалась и цветопередача.

Однако далеко не все мастера средневековой живописи создавали свои краски на основе растительных жиров. Кто-то замешивал красящие вещества на яичном белке, кто-то - на казеине, являющимся одной из производных молока.

Из-за уникальных особенностей производства разных красок не обошлось без исторических казусов. «Тайная вечеря», созданная знаменитым средневековым мастером Леонардо да Винчи, начала разрушаться ещё при жизни художника. Это произошло потому, что масляные краски на основе растительных жиров были смешаны с красками на основе разведённого в воде яичного белка. Химическая реакция, возникшая при этом, помешала надёжности покрытия и сохранности картины.

Натуральные компоненты вкупе с ручным производством делали краски довольно дорогим материалом. Особенно это касалось натуральной ляпис-лазури. Минерал лазурит, используемый при изготовлении ультрамариновой краски, импортировали в Европу из стран Ближнего Востока. Минерал был очень редким и, соответственно, дорогим. Художники применяли ляпис-лазурь только тогда, когда заказчик произведения заранее оплачивал краски.

Новые открытия

Ситуация начала меняться в начале 18 века. Немецкий химик по фамилии Дисбах занимался улучшение качества красной краски. Но однажды учёный получил вместо ожидаемого алого цвета краску оттенка, очень близкого к ультрамариновому. Это открытие можно считать революцией в производстве красок.

Новую краску назвали «берлинской лазурью». Её стоимость была в разы ниже, нежели у натуральной ультрамариновой краски. Неудивительно, что берлинская лазурь быстро завоевала популярность у художников того времени.

Век спустя во Франции появилась «кобальтовая синька» - краска, получившаяся ещё более чистой и яркой, чем берлинская лазурь. По внешним качествам кобальтовая синька оказалась ещё ближе к натуральной ляпис-лазури.

Вершиной деятельности учёных и исследователей в этой области стало изобретение абсолютного аналога натуральному ультрамарину. Новая краска, которую получили во Франции почти четверть века спустя после кобальтовой синьки, получила название «французский ультрамарин». Теперь чистые синие цвета стали доступны всем художникам.

Однако существовало одно немаловажное обстоятельство, которое значительно понижало популярность искусственных красок. Компоненты, используемые в их составе, нередко были вредны или даже смертельно опасны для здоровья человека.

Как было выяснено в 70-х годах 19-го века, особенно большую угрозу представляла изумрудно-зелёная краска. В её состав входили уксус, мышьяк и окись меди - действительно, страшная смесь. Существует легенда, что на самом деле бывший император Наполеон Бонапарт умер, отравившись парами мышьяка. Ведь стены в его доме, находящемся на острове Святой Елены, где Бонапарт пребывал в ссылке, были покрыты именно зелёной краской.

Массовое производство

Как уже известно, краски использовались ещё пещерными людьми при создании наскальных рисунков. Однако массовое производство красок было начато менее двух веков назад. Раньше все краски изготовляли вручную: растирали в порошок минералы, смешивали их со связующими веществами. Такие краски не хранились долго. Уже спустя сутки они становились непригодными для использования.

На заре развития лакокрасочной промышленности в продаже были и готовые к непосредственному использованию краски, и сырьё для их ручного изготовления, так как многие люди придерживались консервативных взглядов и делали краски «по-старинке». Но с развитием промышленности и новых технологий готовые краски постепенно вытеснили ручное производство.

С развитием лакокрасочной промышленности краски становились всё лучше и безопаснее для использования.

Многие вредные вещества - например, мышьяк и свинец, входившие в состав киновари и красного сурика соответственно - были заменены на менее опасные синтетические компоненты.

Неорганические вещества придают краске устойчивость к разрушению, а также помогают сохранить яркость цвета за счёт постоянного состава, что немаловажно при производстве краски в промышленных масштабах.

Однако в последнее время возвращается спрос на натуральные краски. Скорее всего, это связано с их экологичностью и безопасностью благодаря входящим в состав природным компонентам. Переход на экологически чистые технологии обусловлен общей экологической ситуацией на планете.

Так часто, разглядывая картины гениальных художников, у многих начинают «чесаться руки». Хочется самому создать гениальный шедевр живописи, пусть и в масштабе своей семьи. Душа требует красоты, а руки - холста и кисти.

Учебный проект

«История краски»

Выполнила: учащаяся 4 “Г” класса Павлючёнок Полина

Научный руководитель: учитель начальных классов

Москва 2012

1. Введение. Обоснование выбора темы. ........................................................ 3

2. Теоретическая часть. ................................................................................... 4

2.1. История краски......................................................................................... 4

2.2. Процесс изготовления краски. Как сделать краску самостоятельно. .. 7

2.3. Какие бывают краски. ............................................................................... 9

2.4. Выводы................................................................................................... 11

3. Практическая часть. .................................................................................. 12

4. Источники................................................................................................. 15

5. Приложение. ............................................................................................. 16

1. Введение. Обоснование выбора темы.

Сегодня лишь немногое из того, что производится человеком, остается в своем изначальном, природном виде, не окрашенным и не расцвеченным полностью либо частично. На протяжении всей истории существования человечества люди использовали цвет в качестве опознавательного знака, отличительной черты. Возникает вопрос: как же люди разукрашивали себя и свое окружение? Конечно, с помощью краски. Я уже четвертый год рисую в кружке разными красками: акварелью , гуашью, пастелью, масляными красками. Эти краски можно купить в любом магазине канцелярских товаров. Но откуда люди брали краски много лет назад, когда еще не было магазинов и лако-красочной промышленности? Меня очень заинтересовал этот вопрос. И я поставила цель: изучить краски, используемые в живописи (с древних времен и до наших дней), и попробовать сделать краску самостоятельно.

Задачи исследования

* по литературным источникам изучить историю возникновения красок;

* изучить виды красок и способы их получения;

* попробовать изготовить краски в домашних условиях;

* полученными красками сделать рисунки;

* сравнить краски, изготовленные самостоятельно и купленные в магазине;

* получить растительный краситель и окрасить им шерсть.

Гипотеза - я предполагаю, что краски для рисования и окрашивания шерсти можно сделать самостоятельно в домашних условиях, но они будут отличаться от фабричных.

2. Теоретическая часть.

2.1. История краски

Краски существуют так давно, что с точностью нельзя сказать, где и кем конкретно они были изобретены. Несмотря на это, мы можем быть уверенными что первыми, кто стал пользоваться красками, были наши древние предки. Они, за тысячи лет до нас рисовали на стенах пещер, на скалах... на собственной коже!(Кстати обычай раскрашивать лицо, тело существует у многих племён в тропических странах и сейчас.)Как правило, в своих рисунках они изображали животных. Ведь считалось, что рисование - это самая настоящая магия. И если изобразить огромного буйвола, пронзенного стрелой, то охотнику обязательно улыбнется удача! Поэтому самыми распространенными рисунками в древние времена, были картины изображающие процесс охоты. Лучше всего краски сохранялись в пещерах. Потому-то из вечной тьмы пещер, из глубины тысячелетий и пришли к нам творения художников каменного века.

Какими же красками рисовали древнейшие художники?

Одной из первых краской была глина. Глина удивительный материал. Она может быть самых разнообразных расцветок – желтая, красная, зеленоватая и белая. Для того чтобы картина лучше сохранялась, наши предки сначала высекали на стене пещеры рисунок и только потом раскрашивали его. Они втирали разноцветную глину в углубления контуров рисунков и покрывали их специальным жиром, чтобы краска лучше сохранялась. Именно благодаря их находчивости и умению мы до сих пор находим старинные рисунки и можем заглянуть в прошлое.

Время шло, и человек становился все сообразительнее. В арсенале у древних художников появилась черная краска – ее добывали из древесного угля и сажи. Синюю краску получали из лазурита - минерала, который привозили в Европу из Китая и Средней Азии. Шкала цветовых оттенков лазурита - от светло-голубого до темно-фиолетового. Эта краска была очень дорогой, к тому же сложной в употреблении. Большой популярностью у древних художников пользовалась охра – природная смесь желтых, коричневых и красноватых минералов. Зеленый цвет давали соединения меди, прежде всего малахит. Также зеленые краски можно получить смешиванием желтых пигментов с синими, например желтой охры и берлинской лазури. Находили наши предки и киноварь (ртутный минерал), дающую ярко-красную краску малинового оттенка. Киноварь и некоторые другие минералы, содержат ядовитые вещества, которые вредят здоровью.

Для того чтобы можно было бы разрисовывать выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани, потребовались другие краски. Эти краски дали растения: кора барбариса и ольхи, молочай, шелковица - жёлтую краску; отвары луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны - коричневую. Для получения красного цвета (краплак - распространенное название для всех красок интенсивного холодно-красного, малинового оттенка) использовались корни марены красильной. Синий цвет подарили индигоносные растения.

Также природные красители получались при переработке мелких существ. Красивого, светло-коричневого тона красящее вещество получали из чернил каракатиц - морских головоногих моллюсков рода "сепия".Пурпурную краску получали из особого морского моллюска - пурпурной улитки. Чтобы получить грамм краски, надо было переработать более 10 тысяч раковин. Производство было очень сложное, очень вонючее. Обычно работником этой отрасли селили на выселках, потому что это все перегнивало. Зато получался королевский пурпур для одежд императоров в Древнем мире. Красная краска кармин добывалась из кошенили – насекомых семейства червецов. Отсюда в русском языке пошло слово «червонный» - красный, красивый.

Меньше чем 200 лет назад еще не существовало готовых красок и приходилось перед употреблением смешивать и перетирать ингредиенты. Но краски использовались все шире - к XIX веку краски применялись в ткацкой промышленности, в строительстве и в полиграфии (размножение печатной продукции), на бумажных денежных знаках присутствует краска. Наиболее дальновидные из предпринимателей поняли все преимущества производства готовых к употреблению красочных смесей. Так в начале XIX столетия зародилась лакокрасочная промышленность.

До XIX века было известно небольшое число красящих веществ и пигментов. Только в последние двести лет картина существенно изменилась. Химики создали целую гамму синтетических красок, и тем самым они положили начало эре создания искусственных, придуманных человеком цветов. Теперь продукты и товары могли быть самых невообразимых ранее расцветок. Технология не стоит на месте. Появились металлизированные краски, перламутровые и имитирующие различные фактуры. В наше время все, о чем бы вы ни подумали, доступно вам в самых разнообразных цветах.

Сырьевой основой для этого являлись уголь и нефть. Полученные из угля и нефти вещества для изготовления лаков и красок становились как товар массового спроса все дешевле и дешевле. Кроме этого, химико-синтетические лаки и краски обладали качествами, которых никогда не было прежде (быстрое время сушки, большая прочность, а также разнообразие). Таким образом, натуральные краски, за исключением немногих случаев, все больше и больше забывались.

С развитием промышленности, природные красители не выдержали конкуренции с красителями синтетическими и в основном утратили былое практическое значение. В небольших количествах природные красители используют в реставрационных работах. Их применяют также в пищевой и парфюмерной промышленностях и как лекарственные средства.

2.2. Процесс изготовления краски. Как сделать краску самостоятельно.

Красками называются вещества натурального или искусственного происхождения, которые способны окрашивать тот или иной материал. Основа любой краски - пигмент, т. е. краситель.

Все пигменты, а соответственно, и краски по их происхождению можно разделить на две основные группы: искусственные и природные (естественного происхождения), а последние в свою очередь разделяются на органические (полученные из растений и животных) и минеральные (земли и камни).

Пигменты, употребляемые для живописи, большей частью минерального происхождения. Для того чтобы сделать краску сначала надо найти сырье. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит и др. Сырье нужно очистить от посторонних примесей и измельчить до порошка.

Первобытный человек, приготавливая краску, растирал сырье между плоскими камнями, а в настоящее время используют с этой целью бисерные и шаровые мельницы, т. е. по существу то же самое - перетирают исходные материалы так, чтобы они подвергались одновременно действию ударных сил и трению.

Уголь, мел и глину можно измельчить и в домашних условиях, а вот малахит и лазурит - очень твердые камни, для их измельчения необходимы специальные инструменты. Раньше художники растирали порошок в ступке пестиком. Полученный порошок - и есть красящее вещество или пигмент.

Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом, которое склеивает, связывает между собой частички красителя в единую цветную краску-массу. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, воск, клей, мёд, молоко, известь, древесные смолы. Эту массу нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.

Растительные (органические) красители не образуют красочного слоя, а проникают в толщу окрашиваемой поверхности, поэтому они применяются в основном для окраски тканей. Народный способ окраски растениями известен издавна.

Природные красители можно получить из корней или стеблей, коры или листьев, цветов или плодов растений. Получение красителя зависит также от времени сбора растений. Только что распустившиеся листья дают более интенсивные оттенки, чем листья зрелые, цветы - только что раскрывшиеся, кору - весной, когда она легко отделяется, корни и коренья - или до цветения растения, или осенью. При окраске свежими растениями получаются более яркие и интенсивные оттенки, чем при окраске высушенными. Если необходимо сушить растения, то нужно это делать в затененном месте, чтобы сохранить естественный оттенок цвета. Высушенные растения можно хранить в закрытой посуде, в амбаре под потолком или в сухом месте, в жилом помещении.

Луковую шелуху хорошая хозяйка никогда не выбрасывала, а каждый раз, как только приходилось чистить луковицу, собирала ее в специальный мешочек либо в корзину. Знала, что пригодится, и еще не раз: весной, чтобы яйца пасхальные покрасить, а осенью кое-какую пряжу.

Для приготовления красящего раствора листья, стебли, корни, цветы, плоды, шишки, кору или семена предварительно отмачивают в течение суток в мягкой холодной воде. После этого растения кипятят. Затем дают отстояться и фильтруют через сито, на которое положен кусочек полотна.

Окрашиваемый материал надо предварительно очистить, - плохо выстиранная пряжа или ткань окрашиваются неравномерно. Материал опускают в красящий настой и кипятят на медленном огне.

Для закрепления красящего вещества на материале используют закрепители (протраву). Без протравки окрашенная пряжа приобретает в большинстве случаев бежевый или светло-коричневый цвет.

2.3. Какие бывают краски.

Я уже несколько лет рисую в кружке разными красками и мне стало очень интересно разобраться, чем отличаются те краски, которыми я рисую.

Разные связующие вещества, которые склеивают между собой частички пигмента в однородную красочную массу, дают краски с разными названиями. Различают водяные (водно-клеевые) и масляные краски. К водяным краскам, в которых связующим веществом является вода с некоторым количеством клея, принадлежат темпера, акварель, гуашь. Соответственно, эти краски разводятся водой.

Акварельные краски - замешивают на основе растительных смол, с добавлением меда, глицерина или сахара. Это и позволяет им быть такими легкими и прозрачными. Изобрели акварель вместе с бумагой в Китае, а вот в Европу эта техника пришла только в XII веке. Акварель - это один из видов живописи водяными красками. Темпера также принадлежат к водяным краскам, но между этими видами красок есть существенное различие: в состав связующего вещества акварели входит клей преимущественно растительного происхождения, в состав темперы – преимущественно животного происхождения. Кроме того, связующее вещество темперы всегда состоит из эмульсии(несмешиваемые жидкости, когда например, капельки жира распределены в водной среде), тогда как в связующем веществе акварели эмульсия не является обязательной. С древности до XVI-XVII столетий была распространена яичная темпера (в состав связующего вещества входит яйцо).В бывших иконописных мастерских Владимирской губернии и некоторых других местах писали и пишут по настоящее время на яичном желтке. Яичный порошок, введенный в краски в большом количестве, способствует образованию трещин и скоро портится, особенно в южном климате. Для предупреждения этих нежелательных явлений принимали соответствующие меры: в Италии примешивали к желтку сок

фигового дерева, в Германии использовали пиво, русские иконописцы прибавляли к желтку кислый хлебный квас.

Темперные краски очень быстро сохнут, сильно изменяют цвет и тон, но они очень прочные.

Гуашь по своему составу очень близка к акварельным краскам, в ней тоже пигмент замешан на водорастворимой клеевой основе. Но в цвета добавлены белила, что придает краскам плотность, сильное высветление при высыхании и бархатистую поверхность.

Но самой большой любовью у живописцев пользуются масляные краски. Само название говорит о том, какое связующее вещество используют при их изготовлении - их замешивают на сохнущих маслах, алкидных смолах и растворителе, позволяющем краске быстрее высыхать. Масляные краски известны уже с X века, были усовершенствованы в XV веке фламандским живописцем Яном ван Эйком. Но кому принадлежат лавры изобретателя все же неясно, так как следы росписей краской на основе макового и орехового масла найдены в древних буддийских пещерах, а олифу – вареное масло – применяли еще в Древнем Риме. Масляные краски не меняют цвет при высыхании и позволяют добиваться потрясающей глубины цвета.

Большинство современных художников пользуется масляными красками фабричного производства, начало которому положено уже в XIX столетии, но и в настоящее время имеются художники, которые трут для себя краски, причем вручную, подобно прославленным старым мастерам.

Водяными красками в основном пишут на бумаге (акварель, гуашь), водяные клеевые краски служат также для живописи на штукатуренных или особо приготовленных стенах (темпера). Масляными красками пишут на холсте, дереве, металле.

Также пигменты употребляется в сухой живописи – в пастели или для изготовления цветных карандашей.

2.4. Выводы

* История красок началась вместе с появлением человека.

* Древнейшая живопись располагала простейшими материалами. Красками ей служили окрашенные земли, соки растений и другие продукты натурального происхождения.

* Современная лакокрасочная промышленность появилась в XIX веке. Сырьевой основой для этого являлись уголь и нефть. Началась эра создания искусственных, придуманных человеком цветов.

* Чтобы приготовить краску, нужно смешать пигмент (мел, уголь, глину и т. д.) со связующим веществом (масло, яйцо, вода, воск, клей, меди пр.). Такая краска образует красочный слой и в основном используется для живописи.

* Для окрашивания тканей и шерсти в основном используется краска растительного (органического) происхождения, т. к. эти красители не образуют красочного слоя, а проникают в толщу окрашиваемой поверхности.

* В зависимости от связующих веществ, краски делятся на водяные (акварель, гуашь, темперные краски) и масляные.

3. Практическая часть.

Узнав, как наши предки добывали красители, я попробовала самостоятельно приготовить краски на основе красителей из растений и минералов, а потом полученными красками сделать рисунки. Также я попробовала покрасить шерсть растительным красителем (луковой шелухой). Для проведения экспериментов мне надо было раздобыть природные пигменты и связующие вещества. В моем распоряжении оказались глина, мел и уголь.

Эксперимент 1 . Цель - получить краску путем смешивания минеральных пигментов со связующим веществом (яйцом).

1. Очистить минеральное сырье (мел, уголь, глина) от посторонних примесей (руками).

2. Измельчить сырье в ступке – получить красящий пигмент.

3. Смешать пигмент со связующим веществом (желток куриного яйца).

Эксперимент 2 . Цель - получить краску путем смешивания красящих растительных отваров со связующим веществом(медом и глицерином).

1. Взять сырье растительного происхождения (луковая шелуха, свекла, листья бузины), очистить от посторонних примесей.

2. Приготовить отвар.

3. Смешать отвар с медом и глицерином.

4. Полученной краской нарисовать рисунок.

5. Сравнить рисунки, нарисованные самодельными и магазинными красками.

Результаты экспериментов.

Эксперименты прошли успешно, я получила черную, коричневую и белую краски путем смешивания минеральных пигментов с яйцом. Также я получила коричневую, зеленоватую и малиновую краски путем смешивания лукового и свекольного отвара и отвара бузины с медом и глицерином. Полученными красками я нарисовала несколько рисунков. Полученные краски отличались по качеству:

* краски, разведенные яйцом - густые, быстро высыхали, легко набирались на кисточку, оставляли на бумаге густой след.

* краски, разведенные медом - прозрачные, легкие, долго сохли, блестели, оставляли яркий след и растекались по бумаге. При высыхании оставляли на бумаге тонкий слой.

* сравнивая рисунки, сделанные самодельными и фабричными красками, я убедилась, что фабричные краски более яркие, у них богатая палитра всевозможных, даже неестественных оттенков.

* кроме того, синтетические краски можно долго хранить, а домашние краски быстро испортились.

Эксперимент 3 . Цель – окрасить пряжу с помощью луковой шелухи.

1. Получить красящий настой. Для этого залить шелуху водой на несколько часов (с вечера) и настаивать до утра, потом прокипятить в этой же воде и процедить через марлю.

2. Покрасить образец пряжи в темный цвет – кипятить шерсть в отваре красителя 1 час.

3. Покрасить образец пряжи в светлый цвет – кипятить шерсть в отваре красиминут.

В результате эксперимента белая шерсть окрасилась. При длительном кипячении цвет получился ярким, насыщенно коричневым. При кипячении в течение 15 минут шерсть окрасилась в более светлый рыжий цвет. Таким образом, в зависимости от длительности кипячения можно получить разные по насыщенности оттенки цвета.

Вывод: натуральные растительные краски пригодны для окрашивания, они достаточно стойкие, однако их цветовая гамма ограничена, они не такие яркие, как искусственные красители.

Теперь я знаю, из чего состоят краски. Моя гипотеза подтвердилась. Некоторые краски можно сделать самостоятельно в домашних условиях. Полученные мной краски имеют преимущества и недостатки: экологически чистые, бесплатные, имеют естественные цвета, но трудоемкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.

4. Источники

1. Интернет-ресурсы:

1.1. Википедия – общедоступная многоязычная универсальная интернет-энциклопедия (http://ru. wikipedia. org) 1.2. Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия (http://www.) 1.3. Секреты изобразительного искусства (http://) 1.4. Иконы. Техника иконописи (http://www.)

1.5. https:///pages/studio

2. Техника живописи. и К», 1999 г.

3. Энциклопедический словарь и. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.

Которая обозначает число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который?

Числительные делятся на четыре лексико-грамматических разряда: количественные (два , пятьдесят , двести , триста пятьдесят один ) и собирательные (оба , двое , пятеро ) - отвечают на вопрос сколько? , порядковые - отвечают на вопрос который? (первый , второй , сотый ), дробные (одна пятая , три целых, две седьмых ). В состав количественных числительных входят определённо-количественные и неопределённо-количественные числительные. Первые обозначают определённое количество единиц (два , четыре , пятнадцать , полтораста , двести ), вторые - неопределённое количество единиц; к ним относятся слова мало , немало , много , немного , а также местоименные числительные несколько , сколько , сколько-нибудь , сколько-то , столько .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Количественное числительное - числительное, которое отвечает на вопрос «сколько?», «скольким?», «скольких?» и т. п.

    Количественным числительным присущи два значения.

    1. Как определённо-количественные, так и неопределённо-количественные числительные имеют количественно-числовое значение, представленное двумя частными значениями
      • количественным (количество как признак предмета: пять голов , три стула , десять дней , несколько лет ) и
      • числовым (отвлечённое количество, или число: четыре делится на два без остатка , трижды десять - тридцать ; несколько - это не всякое неопределенное количество: это может быть три , пять , десять , вообще немного; устная речь).
    2. Только определённо-количественные числительные имеют счётно-порядковое значение: они называют порядковое место предмета, который при остановке счёта оказывается последним в ряду однородных: дом три (дом, третий в ряду домов, при остановке счёта, ограниченном количеством трёх); вагон восемь , место тридцать пять (место, последнее в ряду, при остановке счёта, ограниченном 35-ю местами).

    Правописание количественных числительных в русском языке

    • Простые (состоят из одной основы) например: «один»(1), «два»(2), «три»(3) и т.д.
    • Сложные (состоящие из двух основ) количественные числительные пишутся слитно, например: «восемнадцать» (18), «восемьдесят» (80), «восемьсот» (800).
    • Составные (состоящие из нескольких слов) количественные числительные пишутся раздельно: «восемьдесят восемь тысяч восемьсот восемьдесят восемь» (88888).

    Правописание числительных

    1. У числительных с пяти по двадцать а также «тридцать» мягкий знак пишется на конце, а у числительных с «пятьдесят» по «восемьдесят» и с «пятьсот» по «девятьсот» - в середине слова.

    2. Числительные «девяносто» и «сто» имеют окончание О в именительном и винительном падежах, а в остальных падежах - окончание А. («истратить сто рублей», «не хватает ста рублей»). Числительное «сорок» в именительном и винительном падежах имеет нулевое окончание, а в остальных падежах - окончание А. («ему нет и сорока лет»). В именительном и винительном падежах числительное «двести» имеет окончание И, а числительные «триста» и «четыреста» - окончание А («существует уже триста лет»).

    3. Сложные числительные (и количественные, и порядковые), состоящие из двух основ, пишутся слитно («шестнадцать», «шестнадцатый», «девятьсот», «девятисотый») .

    4. Составные числительные пишутся раздельно, имея столько слов, сколько в числе значащих цифр, не считая нулей («пятьсот двадцать три», «пятьсот двадцать третий»). Однако порядковые числительные, оканчивающиеся на «-тысячный », «-миллионный », «-миллиардный », пишутся слитно («стотысячный», «двухсоттридцатимиллиардный»).

    5. Дробные числительные пишутся раздельно («три пятых», «три целых (и) одна вторая»), но числительные «двухсполовинный», «трёхсполовинный», «четырёхсполовинный» пишутся слитно. Числительные «полтора» и «полтораста» имеют лишь две падежные формы: «полтора» («полторы» в ж. р.), «полтораста» для именительного и винительного падежа и «полутора», «полутораста» для всех остальных падежей без родовых различий.

    6. B составных количественных числительных склоняются все образующие их слова («двести пятьдесят шесть» - «двухсот пятидесяти шести», «двумястами пятьюдесятью шестью»), при склонении дробных числительных также изменяются обе части («три пятых» - «трёх пятых» - «трём пятым» - «тремя пятыми» - «о трёх пятых»).

    7. Но при склонении составного порядкового числительного изменяется только окончание последней составной части («двести пятьдесят шестой» - «двести пятьдесят шестого» - «двести пятьдесят шестым»).

    8. Слово «тысяча» склоняется как существительное женского рода на -А; слова «миллион» и «миллиард» склоняются как существительные мужского рода с основой на согласный.

    9. Обратите внимание: числительные "оба" (м. и ср. р.) и «обе» (ж. р.) склоняются по-разному: у числительного «оба» основой для склонения является «обои-» («обоих», «обоим», «обоими»), а у числительного «обе» - основа «обеи-» («обеих», «обеим», «обеими»).

    10. Обратите внимание: при смешанном числе существительным управляет дробь, и оно употребляется в родительном падеже единственного числа: 1 2/3 м («одна целая и две третьих метра»).

    Другие виды числительных

    Склонение имён числительных

    В русском языке при склонении количественных имен числительных изменяются все слова и все части сложных слов, а при склонении порядковых - только последнее слово: пятьсот шестнадцать - пятью стами шестнадцатью - пятьсот шестнадцатый .

    Падеж 1 2 5 40 50 100 1000 300 оба(обе)
    И.п. один (первый) два (двое) пять сорок пятьдесят сто тысяча триста оба (обе)
    Р.п. одного (первого) двух пяти сорока пятидесяти ста тысячи трёхсот обоих (обеих)
    Д.п. одному (первому) двум пяти сорокa пятидесяти стa тысяче трёмстам обоим (обеим)
    В.п. одного (первого) два (двоих) пять сорок пятьдесят сто тысячу триста оба или обоих (обе или обеих)
    Т.п. одним (первым) двумя (двоими) пятью сорока пятьюдесятью ста тысячей тремястами обоими (обеими)
    П.п. одном (первом) двух (двоих) пяти сорока пятидесяти ста тысяче трёхстах (об) обоих (обеих)

    Числа от 1 до 999999 обозначаются при помощи 13-ти корней: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, сорок, сто, тысяча. Простые числительные состоят из корня и окончания (шесть) или из корня и суффикса (шестнадцать). Сложные числительные образуются с помощью двух корней (шестьдесят, шестьсот). Составные числительные образуются комбинацией простых и сложных числительных (шесть тысяч шестьсот шестьдесят шесть).

    Морфологические признаки

    Перечислим морфологические (грамматические) признаки целых количественных числительных.

    1. Количественные числительные до тысячи не имеют рода и числа. Исключение два слова: один, два.

    • Два - средний и мужской род (два моря, два материка);
    • Две - женский род (две реки);
    • Один - мужской род (один материк);
    • Одна - женский род (одна река);
    • Одно - средний род (одно море).
      Примечание. Если составное целое числительное заканчивается на один, то существительное употребляется в единственном числе: шестьдесят один ученик (а не учеников).
    • Одни - обычно употребляется с существительными, имеющими только множественное число, но значения множественности не передает: одни ножницы, одни часы, одни санки. Примечание. Слово одни в остальных случаях выступает в роли других частей речи.
      В классе были одни мальчики (одни в значении частицы «только»).
      Одни важные гости не приехали на встречу, а другие опоздали (в значении неопределенного местоимения «какие-то, некоторые»).

    2. Если числительные один и два имеют изменяемую категорию рода, то числительные тысяча, миллион, миллиард - неизменяемую: тысяча - только женский род, миллион, миллиард - только мужской род.

    4. Количественные числительные склоняются, то есть изменяются по падежам все без исключения, но они не имеют единого образца. Различают семь способов склонения.

    • Числительное один склоняется как прилагательное в единственном числе.
    • Числительные два, три, четыре - как прилагательные во множественном числе.
    • Числительные от пяти до десяти и числительные на -дцать и -десят - как существительные 3-го склонения (как ночь). У числительных на -десят склоняются обе части.
    • Числительные сорок, девяносто, сто имеют всего две формы.
    • В числительных пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят склоняются обе части как существительные 3-го склонения.
    • В числительных от двухсот до девятисот склоняются обе части: первая часть - как простое числительное, а вторая часть - как существительное во множественном числе.
    • Числительные тысяча, миллион, миллиард, биллион, триллион и др. сходны по морфологическим признакам с именами существительными. Они имеют: род (тысяча - женский род, миллион - мужского рода), число (тысяча - тысячи, миллион - миллионы), склоняются как существительные (тысяча - по 1-му склонению, миллион - по 2-му склонению). Многие лингвисты данные слова относят к существительным, но в школьной программе они считаются числительными.

    Синтаксические функции

    Если числительные употребляются без существительных, то обозначают отвлеченное число: Шесть да два - восемь. Если числительные употребляются с существительными, то обозначают количество предметов: Двадцать пять мячей положили в корзину. Если числительное стоит в им.п. (вин.п.), то оно управляет существительным:

    • числительные два, три, четыре, а также числительные, оканчивающиеся на эти числа (двадцать два), требуют постановки существительного в родительный падеж единственного числа: два обруча, три обруча;
    • остальные числительные (от пяти) требуют постановки существительного в родительный падеж множественного числа: пять обручей, одиннадцать обручей.

    Если числительное стоит в косвенных падежах, то оно зависит от существительного и согласуется с ним: род.п. - (чего?) пяти мячей, дат.п. - (чему?) пяти мячам, тв.п. - (чем?) пятью мячами.

    Целые числительные — это числительные, обозначающие целые числа и обычно сочетающиеся со счетными существительными (три, сорок пять, пятьсот и т.п.).

    Целые числительные изменяются по падежам, имея, как правило, окончания какого-то одного числа — единственного (как семь, двад-цать, сорок, пятьдесят) или множественного (как четыре, двести, восемьсот). Числительное два изменяется не только по падежам, но и по родам: форма два может сочетаться с существительными мужского и среднего рода (два стола, два окна), а если существительное жен-ского рода, то данное числительное ставится в форме две (две парты). Числительное один изменяется по падежам, родам и числам.

    Склонение целых числительных представлено несколькими типами:

    • два, три, четыре относят к смешанному склонению, отмечая при этом, что у этих числительных имеются некоторые особые флексии;
    • числительные от пяти до двадцати, тридцать и все, заканчи-вающиеся на -десят, склоняются по субстантивному III склонению;
    • числительные двести, триста, четыреста и все на -сот склоня-ются по субстантивному I склонению;
    • числительные сорок, девяносто, сто имеют по две падежные формы: именительный падеж, совпадающий с винительным, и одну форму для всех остальных падежей (сорока, девяноста, ста).

    В словосочетаниях с именами существительными числительные ведут себя следующим образом:

    • числительное один согласуется с существительным в роде, числе и падеже;
    • в именительном падеже (и в совпадающем с ним винительном при неодушевленных существительных) именно числительное оказывает-ся главным словом, требуя от существительного формы родительного падежа — либо единственного числа (при словах три, четыре), либо множественного числа (начиная с пяти);
    • особый случай наблюдается с числительным два, где в имени-тельном падеже (и в совпадающем с ним винительном при неодушев-ленных существительных) мы имеем дело с взаимным подчинением одного слова другому, т.к. числительное требует от существительного формы родительного падежа единственного числа, а существительное, в свою очередь, управляет грамматическим родом числительного (два мальчика, но две девочки);
    • в других падежах существительное оказывается главным словом, требуя от числительного согласования в падеже;
    • числительные тысяча, миллион, миллиард, триллион в словосо-четаниях ведут себя как существительные.

    Дробные числительные — это числительные, обозначающие дробные числа. Они обычно состоят из двух частей: первая часть, называющая числитель дроби, представляет собой количественное числительное, вторая часть, называющая знаменатель, — чаще всего порядковое числительное (одна пятая, две восьмых), но может быть и существительное типа треть, четверть (одна треть, три четвер-ти). Иногда этот разряд слов понимается достаточно широко — как любое название для дробных чисел, и тогда в качестве дробных чис-лительных могут также рассматривать и целые словосочетания, напри-мер: пять с половиной, три целых две десятых. К дробным числитель-ным относятся также слова полтора/полторы, полтораста.

    Данная группа числительных имеет падежные формы. При их склонении изменяются обе части: одна вторая, одной второй, одну вторую и т.д.; три седьмых, трех седьмых, трем седьмым, тремя седь-мыми и т.д. Числительное полтора имеет также форму женского рода полторы и одну форму для косвенных падежей — полутора.

    Существительное, сочетающееся с дробным числительным, ста-вится в форме родительного падежа: две третьих круга, шесть деся-тых участка.

    Порядковые числительные — это числительные, называющие порядковый номер предмета при счете (восьмой, двадцать пятый, две тысячи десятый). Формально почти все порядковые числительные (кроме первый и второй) образованы от соответствующих количе-ственных числительных: шесть -> шестой, тридцать -> тридцатый, сорок -> сороковой и т.д.

    В академической традиции, в отличие от школьных учебников, порядковые числительные часто рассматриваются как разновидность относительных прилагательных, поскольку они обозначают признак предмета, выражающий отношение к числу. И по своим синтаксиче-ским свойствам этот разряд числительных совпадает с прилагатель-ными: порядковые числительные обычно являются определениями или именной частью сказуемого и согласуются с существительными в роде, числе и падеже.

    Количественные числительные — это числительные, называю-щие абстрактные числа или количество предметов и отвечающие на во-прос сколько? В некоторых контекстах количественные числительные могут обозначать порядковое место предмета при счете: вагон десять, место двенадцать; дом двадцать два, квартира пять.

    В ряде работ предлагается выделять два типа количественных чис-лительных — определенно-количественные (два, десять, сто и др.) и неопределенно-количественные (столько, сколько, несколько, мно-го, немного, мало, немало). Вторая группа слов в школьной традиции обычно трактуется как местоимения. Эти слова обладают признаками обеих частей речи, т.к. у них есть значение количества (как у числи-тельных), но они это количество конкретно не называют, а лишь указы-вают на него (подобно местоимениям). Количественные числительные подразделяются на целые, дробные и собирательные.

    Простые числительные — это однокомпонентные числительные, представляющие собой одно слово. Они могут быть как непроизводны-ми (три, сорок, сто), так и производными (шестнадцать, двадцатый).

    Сложные числительные — это числительные, имеющие в своем составе более одного корня (шестьдесят, семьсот, двухсоттысяч-ный). В некоторых работах их рассматривают как разновидность про-стых числительных.

    При склонении сложных числительных от пятидесяти до восьми-десяти, а также от двухсот до девятисот изменяются обе части: семь-десят, семидесяти, семьюдесятью и т.п.; четыреста, четырехсот, четыремстам, четырьмястами и т.п.

    Составные числительные — это многокомпонентные числитель-ные, состоящие из нескольких слов, каждое из которых является про-стым или сложным числительным (сорок восемь, три десятых, двести пятьдесят третий).

    В составных количественных числительных склоняются все слова, их образующие: триста двадцать два, трехсот двадцати двух, трем-стам двадцати двум и т.д.; три восьмых, трех восьмых, трем восьмым и т.д. В составных порядковых числительных склоняется только по-следнее слово: триста двадцать второй, триста двадцать второго, триста двадцать второму и т.д. Материал с сайта

    Собирательные числительные — это числительные, обозначаю-щие количество предметов в их совокупности, как единое целое. В от-личие от других разрядов количественных числительных, собиратель-ных слов насчитывается немного. Наиболее употребительные — это двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро; иногда к этому разряду относят местоименное слово оба/обе. Числительные данного разряда не могут быть названиями чисел, и они не используются при счете.

    Особенностью собирательных числительных является их употребле-ние скорее в разговорной, чем в литературной речи, а также их ограни-ченная сочетаемость. Собирательные числительные могут сочетаться:

    • с названиями лиц мужского пола или с существительными обще-го рода (двое старшеклассников, трое работяг), с существительными женского рода встречается только слово обе;
    • со словами лица (в значении ‘люди’), люди, дети, ребята, людишки, детишки, ребятишки (четверо детишек, трое подозрительных лиц);
    • с названиями детенышей (трое котят);
    • с существительными, имеющими только множественное число, — pluralia tantum (двое суток, трое очков);
    • с существительными, называющими парные предметы (двое сапог);
    • с личными местоимениями (нас было семеро).

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    На этой странице материал по темам:

    • числительныечетыреста простое или сложное
    • числительное порядковое сочинение
    • на каком основании различаются целые, дробные и собирательные количественные числительные
    • просклонять порядковое числительное 874-й по падежам
    • собирательное числительное в названия сказок