Выступление на МО учителей русского языка и литературы "Подготовка к ЕГЭ. Проблемы

Выступление на МО по теме самообразования «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.»
учителя начальных классов ГБОУ ШКОЛА №1362
Арутюновой Е.В.
Проблема грамотного письма всегда волновала учителей. Трудности, преследующие ребенка в овладении правописанием, для некоторых учеников так и остаются непреодолимыми. Часто знание правил не спасает от ошибок. Вероятно, причиной неумелого применения правил является неумение увидеть нужную орфограмму.
Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание.
Как и многих учителе начальных классов меня волнует проблема: безграмотное письмо учащихся; неумение "видеть” орфограммы.
Как помочь учащимся писать грамотно?
Как развивать орфографическую зоркость?
Как добиться грамотного письма у детей?

Цель: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка.
Задачи: изучить степень развития орфографической зоркости учащихся класса; изучить приёмы и применять на уроках русского языка формирования орфографической зоркости у учащихся; разработать «орфографические разминки» для учащихся, обеспечивающих формирование грамотного письма;
Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости, а это: 1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.
2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух. 3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически. 4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание так как надо писать. Профессор М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:1) увидеть орфограмму в слове;2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде те же этапы представляет

Какие орфографические умения необходимо формировать у младших школьников?
В начальном обучении русскому языку велико значение упражнений.
К упражнениям К.Д.Ушинский предъявлял следующие требования:
1. Они «должны быть по возможности, самостоятельными, т.е. действительными упражнениями, а не кажущимися только».
2. «Упражнения...должны быть систематическими», т.е.
«всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд»
«пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретённого и пользуются им для приобретения нового»;
«чем больше развивается дар слова в детях, тем меньше должен помогать им учитель, тем самостоятельнее должны быть упражнения».
3. «Упражнения должны быть логические...Это даёт возможность находить главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят».
4. «Упражнения... должны быть устные и письменные, и при том устные должны предшествовать письменным».
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.

Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость.
1. Списывание.
Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:
· Внимательно прочитай предложение.
· Повтори его не заглядывая в текст.
· Подчеркни в предложении все орфограммы.
· Прочитай предложение орфографически.
· Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
· Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
· Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, я предлагаю по желанию, выписывать из любимых книг наиболее понравившиеся отрывки. Кроме того рекомендую детям и родителям так называемое «устное списывание». В течение 5-10 минут ребёнок орфографически читает текст вслух, затем мама называет любое слово из прочитанного орфоэпически, а ребёнок диктует его запись орфографически.
Время для списывания я отвожу на каждом уроке, на отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Причём списывание может дополняться грамматическими заданиями.
Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:
Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; выпиши побудительное, вопросительное или повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д.
Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.
Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.
Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.
Спиши слова определённой части речи.
Выпиши словосочетания.
2. Комментированное письмо.
Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.
3. Письмо с проговаривание.
Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.
4. Письмо с пропуском орфограмм.Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.
5. Какографические упражнения.
Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.
6. Скоростное письмо.Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).2. Самостоятельное чтение хором.3. Объяснение орфограмм (коллективно).4. Считают количество предложений в тексте.5. Чтение по предложениям.6. Орфографическое чтение.7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.9. Проверка написанного.
7. Письмо по памяти.
Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти.
Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:
1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
2. Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.
3. Упражнение в запоминании.
4.Орфографическое чтение слов с орфограммами.
5. Запись.
6. Проверка.
8. Диктант
· Предупредительный диктант
· Объяснительный диктант
· Выборочный диктант
· Свободный диктант
· Самодиктант
· Зрительно-слуховые диктанты
Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память.
· Диктант с постукиванием.
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.· «Проверяю себя».
Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.
· Словарный диктант.
. Орфографические минутки
Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.

Приведу несколько видов упражнений на развитие орфографической зоркости, которые я провожу на своих уроках русского языка.1. Прочитайте пословицу: Весна красна цветами, а осень снопами. Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить. Как это сделать? Запишите предложение и выделите орфограммы. 2. Предлагаю составить предложения по сюжетной картинке на тему «Следы на снегу». Например: Зимой снега засыпают лес. На снегу видны следы зверей: зайца, волка, лисицы. Поставьте знаки ударения, подчеркните гласные, которые нужно проверить (запомнить). 3. Часто повожу зрительно-слуховые диктанты. На доске: В лесу под сосной нора. В этой норе живёт лиса с лисятами. Лиса хитра. Прочитайте текст. Как определить, какие гласные нужно проверять? Определите. Проверьте. (Текст закрываю, дети записывают его под диктовку. В написанном тексте дети выделяют орфограммы.) 4. Сколько гласных букв нужно проверить в словах берега, холода. 5. Провожу различные игры. Игра «Спрячь Ь в середину слова»: день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е. Игра «Помоги Незнайке» вставить пропущенные буквы»: пля, мря, сды. Объясни, почему вставили такие буквы. Игра «Подбери буквы»: Красивы русские лса! Лса пошла по пушистому снегу. Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному? Игра «Скалолазы». Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберётся до вершины: вставить пропущенные буквы: Зу сне сугро рука бере ду моро зимний ле гладкий лё Часто использую следующие виды работ: - На доске пишу два слова со звонкой или глухой согласной, два слова с проверяемой безударной гласной, два слова с удвоенной согласной. Прошу выписать слова только с удвоенной согласной. - При изучении темы «Непроизносимые согласные» предлагаю детям написать по памяти пять слов с непроизносимым согласным и обязательно подчеркнуть их. Если ученик, написав слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчёркивать. После того как учащиеся написали 5 слов по памяти, я открываю доску, на которой написаны 10 слов на данную тему. Дети списывают те слова, которых у них нет, подчёркивая непроизносимые согласные. Это упражнение использую при изучении любой темы. - Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки». На доске записываю предложения. Детям предлагаю «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки зажигаем» на доске с помощью красных магнитов, затем учащиеся записывают предложение и проводят туже работу у себя в тетради с помощью красного карандаша. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске. - Иногда при работе использую диктант «Проверь себя» (3-4 предложения). Учащиеся записывают предложения под диктовку, а те слова, в написании которых появились сомнения, пропускают. После диктанта дети спрашивают, как нужно написать то или иное слово, т.е. в написании которого они сомневались. И только после этого вставляют пропущенные орфограммы. В чем заключается моя помощь: предлагаю вспомнить правило, задаю вопрос или объясняю. Но только доброжелательная обстановка даёт желаемый результат. - Ещё один вид диктанта (но не контрольный) с постукиванием. Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произношу слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму. Все выше перечисленные приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Таким образом, включая в работу игровые упражнения, я активизирую познавательную активность учащихся, прививаю интерес к предмету, воспитываю взаимовыручку, чувство коллективизма, товарищества. Начатую в 1 классе работу по развитию орфографической зоркости продолжаю до конца 4 класса, увеличивая её в объёме и сокращая во времени, т.к. у детей уже выработаны определённые умения и навыки. Работа по орфографической зоркости на уроках русского языка всегда доставляет не мало хлопот учителю. Дети часто не очень охотно выполняют задания учителя, плохо запоминают правило, не проявляют интереса к уроку. Поэтому, чтобы вызвать интерес у учащихся, я использую на уроках стихотворные упражнения по орфографии. Например:
Безударный гласный звук причиняет много мук! Как писать г(о,а)ра, тр(а,о)ва и слова м(о,а)ря, д(е,и)ла? Чтобы не было сомненья, ставим звук под ударенье: Горы, травы, море, дело! Вот теперь напишем смело.

Правописание ЖИ-ШИ: Лыжи, мыши и ужи Шины, ёжики, чижи, ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ- С буквой И всегда пиши.
Мягкий знак – показатель мягкости. Мягкий знак, мягкий знак – Станут «пенками» «пеньки», Без него нельзя никак! «уголками» - «угольки», Без него не написать «банька» в «банку» превратится. Тридцать, двадцать, десять, пять. Вот, что может получиться, Вместо «шесть» получим «шест», Если будем забывать Вместо «есть» получим «ест». Мягкий знак в словах писать. Я убедилась, что использование таких рифмованных упражнений в сочетании с заданиями учебника, способствует более успешному овладению детьми орфографического навыка.
Словарная работа.
В течение четырёх лет младшие школьники должны изучить достаточное количество слов, в которых имеется непроверяемая орфограмма. Особенно трудно усваивают такие слова учащиеся, у которых плохо развита зрительная память. Приведу несколько примеров, которые помогают детям лучше запомнить непроверяемые написания. Словарные слова вывешиваю в классном словарике, но орфограммы, которые написаны крупнее и выделены красным цветом, закрываю полосками бумаги. На каждом уроке провожу словарную работу, используя разнообразные виды заданий. Вот некоторые из них: 1. Запись слов под диктовку. Я диктую слова, учащиеся записывают их, затем проверяют по словарю, открывая полоски бумаги. 2. Устная работа с помощью сигнальных карточек, на которых написаны гласные а, о, и, е, я. Я называю слова из словаря, дети поднимают сигнальную карточку с нужной орфограммой. 3. Предлагаю выписать из словаря слова с непроверяемыми безударными гласными по вариантам (1в – с гласной а, 2в – с гласной о). 4. Выписать слова, отвечающие на вопросы кто? (что?). 5. Выписать слова, в которых два слога (три слога). 6. Выписать слова на тему «Животные», «Школьные принадлежности» и тек далее. 7. Выборочный диктант. Читаю текст, дети должны записать словарное слово, которое встретилось. 8. Ответить на вопросы. Кто живет в лесу? Кто следит за чистотой в классе? Какие овощи растут на огороде? И т.д. 9. Дописать предложение. Весело чирикает. (воробей0. Дети катаются на. (коньках). 10. Отгадать загадку: Без рук, без ног, а рисовать умеет. (мороз) Жидко, а не вода, бело, а не снег.(молоко) Все учащиеся с интересом выполняют предложенные задания. Очень любят ребята игру «Найди лишнее слово». Например, я предлагаю учащимся следующий словарный диктант: Деревня, тетрадь, суббота, Москва, огород, карандаш, чёрный, сорока. Дети называют «лишние» слова: 1. Москва – так как это слово пишется с большой буквы; 2. суббота – так как это слово на правописание двойного согласного в корне слова; 3. тетрадь – на правописание парного согласного в корне слова; в этом слове букв больше, чем звуков; 4. сорока – отвечает на вопрос кто? Остальные на вопрос что? (кроме слова черный); 5. чёрный – это слово отвечает на вопрос какой? Оно является именем прилагательным, остальные имена существительные; 6. карандаш – состоит из четырёх слогов, остальные из двух или из трёх. Такой вид работы дети очень любят. Здесь развивается внимание, сообразительность, умение найти отличительные признаки, сгруппировать слова по видам орфограмм. При работе со словарными словами пользуюсь этимологическим словариком, который сделает запоминание графического облика слова не механическим, а осмысленным. Этимологический словарик содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание. Например, слово малина – в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из маленьких частей. Слово малина образовано от слова малый – маленький. Слово урожай – то, что уродилось (выросло, созрело) на земле. Исторически в нём выделяется приставка – у. Урожай – род с приставкой - у. Такая историческая справка позволяет не только лучше запомнить написание слова, но и расширить кругозор учащихся. Использование различных видов работы над словарными словами даёт положительные результаты. Важное место при обучении правописанию отвожу работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм, но и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление. Работу над орфографическими ошибками начинаю с воспроизведения знаний учащихся по определённым орфографическим правилам, на которые ими были допущены ошибки. Сначала даю образцы объяснения ошибок, закрепляю навыки правописания, а также готовлю учащихся к самостоятельной работе над ошибками. Предлагаю детям завести у себя индивидуальные словарики «Мои ошибки», где дети записывают слова, в которых были допущены ошибки. Для организации самостоятельной работы, домашней работы над ошибками, предлагаю памятку, которая есть у каждого учащегося. Она подскажет, на какое правило допущена ошибка, и в которой дан образец, как правильно исправить ошибку. Таким образом, к концу четвёртого года обучения большая часть учащихся, усваивает основные виды орфограмм и умело применяет нужные правила при письме. Итак, работу по развитию орфографической зоркости веду на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Керчи

Республики Крым « Школа № 26»

Тема:

«Развитие творческого

мышления на уроках

Составитель: Мельник Г. Г.

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2016 г.

Слайд 1

Слайд 2 Тема: «Развитие творческого мышления на уроках

Русского языка и литературного чтения»

Развитие речи, развитие творческого мышления – важная задача обучения языку.

Слайд 3 К.Г.Паустовский

«С русским языком можно творить чудеса»

Не секрет , что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка даётся ребёнку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растёт. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда.

В общем положении о начальном образовании сказано, что федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования призван обеспечить выполнение одной из основных

целей:

- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению , формирование желания и умения учиться.

Русский язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. А развитие творческих способностей ведёт к формированию познавательных интересов, к развитию любознательности. Творческие работы и задания возбуждают «умственный аппетит»

Сухомлинский В.А. говорил: «В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество – вот имя этой волшебной птицы!». Чем раньше ребенок разбудит в себе эту птицу, чем раньше научится видеть красоту окружающего мира, понимать язык природы, музыки, поэзии, радоваться и удивляться, тем ярче, эмоциональнее, чище он будет.

Слайд 4

Актуальность моей темы

  • основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь
  • мы живем в век информации, в обществе происходят бурные изменения, человек вынужден реагировать на них, чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество.

Поэтому я считаю, что можно говорить о творчестве, как о способе положительной мотивации учения младших школьников.

Слайд 5

Показатели развития творческих способностей:

  • Высокий уровень интереса к урокам русского языка и литературного чтения.
  • Способность к фантазированию, воображению и моделированию.
  • Проявление догадливости, сообразительности; открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на вопросы в книгах.
  • Проявление самостоятельности в работе.
  • Умение преодолевать возникшие трудности.

Творчество – это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. Способность и готовность к творчеству становится чертой личности человека, креативностью (от латинского – сотворение, творчество). Поэтому в деле воспитания, образования понятие «творчество» обычно связывается с понятиями «способность», «развитие», «одарённость».

Вот поэтому на уроках я использую различные творческие задания, которые оказывают благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся.

В практике обучения русскому языку сложились вполне определённые виды творческих работ. Вместе с тем нельзя не отметить, что в понятие «творческая работа» отдельные учителя, методисты, психологи вкладывают разное содержание.

Я считаю, что в творчестве должно осуществляться самовыражение, самораскрытие личности ребёнка, оригинальность, выражающая индивидуальные склонности, способности и опыт ученика.

Слайд 6

Творчество можно разделить на несколько уровней - этапов:

  • Подготовительный (элементы творчества в обычной, исполнительской деятельности, например, игры) - проходит чаще в 1-2 классах.
  • Исследовательский (творчество в изучении языка, например, проходит во 2-3 классах.
  • Самовыражение через различные виды деятельности (например, различные сочинения), проходит больше в 3-4 классах.

Творческое развитие доступно каждому ребёнку.

Слайд 7

Основные приемы развития творческих и познавательных способностей.

  • написание сочинений, изложений;
  • рецензирование творческих работ;
  • различные виды игр;
  • задания на установление ситуативных и причинных связей между предметами и событиями;
  • творческие словари, ребусы, шарады;
  • составление синквейнов;
  • творческие задания на дом;

Я стараюсь разнообразить уроки развития речи, использую различные виды работ.

Слайд 8

Виды работ, которые делают уроки развития речи живыми:

  • Свободное сочинительство (пиши, что хочешь).
  • «Мой дневник» (пиши о том, что сейчас вспомнил).
  • «Фантазия-картинка» (картинка твоего воображения).
  • Экскурсия в картинную галерею.
  • Сценарий мультфильма (по рисункам на доске).
  • Музыкальное сочинение (под впечатлением прослушанного произведения).
  • Сочинение – продолжение написанного накануне изложения или диктанта.

Творческие задания я даю систематически. В то же время необходимо помнить, что перегружать заданиями нельзя – это отобьёт интерес к ним.

Чтобы выполнить творческое задание, ученик должен не столько хорошо знать программный материал, но, и это главное, - уметь делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявлять закономерности, уметь фантазировать.

Слайд 9 К. Д. Ушинский «Ребёнок мыслит образами»

Прилагаемый материал к презентация можно использовать на уроках русского языка и литературного чтения.

Главное, чтобы у детей появилось желание творить.

Слайд 10 – 22

Практически каждый раздел курса русского языка начальной школы содержит возможности для включения творческих заданий. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что использование творческих заданий играет важную роль в формировании познавательных интересов младших школьников.

Детское творчество неисчерпаемо. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и ученику и учителю.

Творите сами, проявите в полную силу свои творческие способности, и творить будут ваши ученики.

Слайд 23 В. А.Сухомлинский

«Ребёнок должен жить в мире творчества.

Без этого он засушенный цветок».


Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Уткина Н.В.

Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. В новом Законе «Об образовании» обозначена главная направленность ФГОС - это повышение качества образования. Модернизация образовательной школы предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности , его познавательных и созидательных способностей ». Другими словами, школа должна формировать целостную систему знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности учащихся.

Основное требование ФГОС основного общего образования: «В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции».

Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувства дискомфорта. Для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь (по мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева)

Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной форме, анализировать и совершенствовать написанное, умение грамотно высказать мнение по обсуждаемому вопросу - одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся. Практика показывает, что современные школьники, чрезмерно увлеченные компьютером, телефонами, все больше в своем общении используют сленговые выражения, сокращенные слова, зачастую заменяя живую, культурную речь мимикой и жестами. Такие дети затрудняются в создании самостоятельных связных устных, а особенно письменных высказываний. Поэтому с уверенностью можно сказать, что проблема культурного общения школьников - одна из самых важных на сегодня. Международные исследования качества образования PISA, проводимые в 2004, 2008, 2012 гг., показали низкий уровень читательской грамотности наших школьников - 41-43 место среди 65 стран. Это проблема, которая требует незамедлительного решения.

В основе обучения лежит компетентностный подход, связанный с формированием ключевых компетенций, одной из которых является коммуникативная компетенция. Коммуникативная компетенция определяется как «овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах».

Исходя из ситуации, с учётом заданий ЕГЭ и ОГЭ, критериев оценивания работы выпускника, наиболее эффективным средством формирования коммуникативной компетенции считаем текст, работа с которым должна превратиться в полилог, активным участником которого станет каждый ученик.

    это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды,

    основной компонент структуры учебника,

    именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе:

коммуникативная, образовательная,

развивающая, воспитательная.

Успешная сдача ГИА и ЕГЭ напрямую зависит от умения работать с текстами

Работа с текстом на уроках русского языка позволяет развивать творческий потенциал учащихся, пополнять их словарный запас, улучшать качество речи. Текст - это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Использование текста при изучении русского языка обеспечивает решение таких важных проблем школьного образования, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание бережного и вдумчивого отношения к слову. Кропотливая, постоянная работа с текстом на уроках должна, на мой взгляд, проводиться с опорой на произведения русской классической литературы. Обращение к «безукоризненным образцам» - одно из средств создания развивающей личность речевой среды, результативное средство, позволяющее сформировать у учащихся приемы построения текстов.

Этапы работы с текстом: Начальный этап (5-7 классы), средний этап (8-9 классы), старший этап (10-11 классы).

Текст - это центральное звено второй части экзаменационной работы, более сложной. На основе этого текста строятся тестовые задания разного типа: с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым - сочинением, написание которого и является самым трудным заданием для выпускника в ЕГЭ. Эту трудную задачу поможет решить использование на уроках русского языка комплексного лингвистического анализа текста с 5 по 11классы. И я считаю, что комплексный лингвистический анализ текста на уроках русского языка является не только главным средством подготовки к ЕГЭ, но и важнейшим заданием обучающего характера и эффективным способом проверки знаний учащихся. Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:

 лингвостилистический анализ текста;

 «самодиктанты»;

 сочинение-рассуждение;

 редактирование текста;

 различные виды диктантов;

 интеллектуально-лингвистические упражнения;

 работа с текстами-миниатюрами;

 составление синквейнов, кластеров к тексту;

 коммуникативные и игровые ситуации.

При работе с текстом не только объясняются орфограммы, но и ставятся задачи речевого характера, направленные на формирование умения воспринимать текст. Перед учениками постоянно ставятся вопросы: чего добивался автор текста, какую цель преследовал (рассказать, проинформировать, описать, охарактеризовать, доказать, убедить, поощрить). Постепенно ученик сам будет задавать себе эти вопросы, научится понимать даже скрытые намёки, научится читать между строк. Это способствует обогащению речи учащихся, побуждает их к поиску, творчеству. Приемы работы с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов – это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления учащихся.

Особенно эффективны при развитии творческих способностей учащихся инновационные педагогические технологии (например, технология развития критического мышления). Создание синквейнов, кластеров, фишбоунов к тексту позволяет учащимся осмыслить всю полученную информацию, усвоить новое знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.

На уроках стараюсь использовать разные виды работы с текстом: сравнение отдельных предложений и текстов, нахождение границ предложений в тексте, деление текста на абзацы, восстановление деформированного текста, составление планов, определение темы текста, определение идеи текста (выделение предложения, в котором выражается основная мысль, отношение автора к предмету речи), анализ авторского заголовка, выделение структурных частей текста (вступления (зачина), основной части, заключения (концовки), сочинение по данному тексту, дописывание концовки текста, составление текстов разных типов речи, разных стилей по одной теме

Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Например:

1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.

2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.

3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.

4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.

Вот примерный план анализа текста любого типа речи: Выразительное чтение текста. Словарная работа. Тема текста. Идея текста. Тип текста. Стиль текста. Выразительные средства речи и их роль.

Приведу пример работы с текстом на уроке русского языка в 8 классе. Изучая тему «Назывные предложения», которая является завершающей в разделе «Односоставные предложения», учащиеся работают с предложенным текстом (текст спроецирован на экран и у каждого ученика лежит на столе): «Проснувшись и взглянув в окно П. И. Чайковский был поражен светом и ослепительной белизной. Ясный морозный денек! Чувства композитора затрепетали будто струны. Снегопад. День как гнездышко весь пуховый мягкий свежий. Серо-белое небо пушистый непримятый снег на земле крупные снежные хлопья в воздухе. Снега намело почти до крыш. Тихо. Мягко. Бело. Великолепный пейзаж! И вдруг прерывая царящую вокруг тишину слышатся едва уловимые звуки музыки композитора наполняя сердце очарованием. Усиливается снегопад, усиливаются аккорды. Услышав раз никогда не забудешь их. Смягчают душу, оживляют сердце, вдохновляют любовь. Хочется наслаждаться этими звуками вечно».

Прослушав текст, ученики отвечают на вопросы:

Действительно ли это текст? Докажите.

К какому стилю и типу речи принадлежит данный текст?

Какие слова помогают описать красоту природы?

Затем учащиеся выполняют следующие задания: Расставить в тексте знаки препинания. Найти в нём все односоставные предложения, выписать их, определив вид предложения. Озаглавить текст назывным предложением. После этого демонстрируются слайды с изображением зимних пейзажей. Задаю вопрос: «Какие чувства у вас просыпаются, когда вы видите зимние картины? Могли бы эти картины стать своеобразной иллюстрацией к нашему тексту?» В заключение я предлагаю учащимся побыть в роли творцов слова: опираясь на текст, с которым они только что работали, ребята сами сочиняют небольшой текст, используя односоставные предложения.

Такая работа не только развивает навыки анализа предложенного текста, создания собственного текста, но и воспитывает чувства, будит в душах детей любовь к прекрасному. Относительно полный языковой разбор текста требует много времени и возможен только на специальных уроках. На обычных же уроках русского языка при изучении фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса, на уроках повторения, при обобщении и систематизации изученного материала учителя часто используют частичный языковой разбор текста, связывая эту работу с усвоением норм правописания, с проведением разных видов разбора слов, предложений.

В качестве примера приведу задания по работе с текстом из УМК по ФГОС для 5 класса (приложение 2,3,4).

В результате применения разработанных методических приемов предполагается достижение следующих результатов:

Высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;

    повышение интереса к русскому языку и литературе;

Прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;

Умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;

Умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров;

Активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.

Приложение 1

Характеристика 4 уровней коммуникативной компетенции учащихся

Коммуникативная компетенция - осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной формах.

Можно выделить 4 уровня коммуникативной компетенции учащихся: низкий, средний, выше среднего, высокий и 4 составляющих коммуникативной компетенции: речевую, языковую, стилистическую и риторическую.

1 уровень (низкий)

Речевой аспект: просматривается коммуникативный замысел, но имеется более 2 логических ошибок, учащиеся пытаются выстраивать свою речь в соответствии с нормами русского языка, встречается более 2 речевых ошибок в тексте объемом 150–200 слов. У учащихся бедный словарный запас, однообразие грамматического строя речи, присутствует неуместное использование средств выразительности или их отсутствие, частые паузы. Выступление заканчивается раньше, чем через 2 минуты. Учащиеся не соотносят речь и ситуацию общения, не могут организовать пространство, стремятся уйти подальше от аудитории, спрятаться за стол учителя, опереться на него, могут отвлекаться или слишком зажаты, чувствуют себя крайне напряженно и неуютно.

Языковой аспект: раскрывают содержание вопроса (проблемы) с соблюдением норм оформления текста по образцу, не придерживаются лексических, грамматических норм, отсутствует орфографическая зоркость, частотны орфографические и синтаксические ошибки.

Стилистический аспект: учащиеся имеют самое общее представление о стилях речи. При общении преобладает разговорный стиль.

Риторический аспект: учащиеся не имеют представления о композиции речи, неточно формулируют тему текста, не могут удержать тему на протяжении всего выступления, затрудняются в формулировке тезиса и подборе аргументов, не видят логических несоответствий, причинно-следственных связей и др., не отмечают нарушений речевой этики.

2 уровень (средний)

Речевой аспект: просматривается коммуникативный замысел, но имеется не более 2 логических ошибок, учащиеся пытаются выстраивать свою речь в соответствии с нормами русского языка, встречается не более 2 речевых ошибок, бедный словарный запас, средства выразительности используются неуместно, частые паузы. Учащиеся с трудом могут выступать в течение двух минут, соотносят речь с ситуацией общения, могут организовать пространство, но при этом чувствуют себя неуверенно или чрезмерно активно, неуместно используют невербальные средства общения.

Языковой аспект: учащиеся имеют представление о лексических, грамматических нормах, но не считают нужным соблюдать их, имеют представление о правилах орфографии и пунктуации, но пишут «по привычке», не соотнося правило и конкретное слово или предложение, замечают ошибки, но не могут определить их происхождение, орфографическая зоркость развита слабо.

Стилистический аспект: имеют представление о стилях речи, но не знают их особенностей и сферы их применения.

Риторический аспект: учащиеся имеют представление о композиции речи, но не всегда ее соблюдают при построении текста, формулируют тему текста, раскрывают тему (проблему), включающую несколько вопросов, с соблюдением норм и правил составления текста, могут удержать тему. Делают попытки сформулировать основную мысль, называют аргументы, считают их исчерпывающими и достаточными, однако могут быть нарушения логики, причинно-следственных связей и др., недочеты.

3 уровень (выше среднего)

Речевой аспект: работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, допущено не более 1 логической ошибки. Учащиеся пытаются выстраивать свою речь в соответствии с нормами русского языка, встречается не более 1 речевой ошибки. Словарный запас разнообразен и соответствует возрасту. Средства выразительности используются не всегда уместно. Паузы отсутствуют, выступление длится в течение двух минут. Говорящий соотносит речь с ситуацией общения, умело организует пространство, чувствует себя достаточно уверенно, адекватно использует невербальные средства общения.

Языковой аспект: учащиеся в основном соблюдают лексические, грамматические, стилистические нормы письменной и устной речи, фиксируют ошибки, но неправильно их классифицируют. Допускают не более 4 орфографических или синтаксических ошибок. У учащихся развита орфографическая зоркость.

Стилистический аспект: учащиеся разбираются в функциональных стилях речи, владеют теорией построения текста разных стилей и жанров. Риторический аспект: учащиеся знают о композиции речи и соблюдают ее при построении текста, однако наблюдаются незначительные недочеты в построении текста. Правильно ставят цель, формулируют, удерживают и раскрывают тему, основную мысль, называют аргументы и определяют жанр текста. Обращают внимание на логику в изложении аргументов, но неправильно их классифицируют.

4 уровень (высокий)

Речевой аспект: работа учащихся характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, логические ошибки отсутствуют. Учащиеся выстраивают свою речь в соответствии с нормами русского языка, речевые ошибки отсутствуют, четко формулируется тезис, подобрано достаточное количество аргументов, приведены примеры. Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм, уместно используются средства выразительности. Выступление длится более двух минут. Учащиеся соотносят речь с ситуацией общения, организуют пространство, чувствуют себя уверенно, у них хорошее настроение, выступление приносит удовольствие. Учащиеся адекватно используют невербальные средства общения.

Языковой аспект: учащиеся хорошо разбираются в языковых и речевых нормах, осознанно их соблюдают, допускают не более 2 орфографических или синтаксических ошибок. У них хорошо развита орфографическая зоркость.

Стилистический аспект: учащиеся хорошо разбираются в стилях речи и сферах их применения, умеют создавать тексты разных функциональных стилей и жанров.

Риторический аспект: композиция текста не нарушена, учащиеся четко формулируют тему и основную мысль, удерживают тему на протяжении всего выступления, правильно называют аргументы, следят за логикой изложения материала, приводят примеры, раскрывают содержание вопроса (проблемы), самостоятельно предлагают структуру текста в соответствии с нормами жанра, умеют формулировать и обосновывать свою позицию, а также убеждать окружающих в своей правоте.

Для определения уровня (низкий, средний, выше среднего, высокий) развития коммуникативных компетенций учащихся использованы специально разработаны методики А. П. Чудинова, З. И. Курцевой, Л. Г. Антоновой, А. В. Филиппова, идеи С. А. Минеевой, Т. А. Долининой и др.

Язык – живая душа народа.

(Выступление на конкурс «Язык-душа народа» в номинации «Мастер слова»)

Дивишься драгоценности

нашего языка:

что ни звук, то и подарок;

всё зернисто, крупно,

как сам жемчуг,

и право, иное названье

ещё драгоценнее самой вещи.

Н.В.Гоголь.

Русский язык, немецкий язык, английский язык, китайский язык, украинский язык, татарский язык, армянский язык… Их не сосчитать. Сколько наций проживает на Земле? Сколько языков существует в мире? Этого точно никто сказать не может, но у каждого языка своя история, своя судьба.

Язык – это одна из главных ценностей человечества. Он помогает людям понимать друг друга, сообща трудиться, обмениваться накопленным опытом и знаниями. Наши предки уважали и ценили родной язык. Язык – удивительный дар человека, самое совершенное средство общения. С помощью языка мы можем объяснить радостные минуты нашей жизни. Понимаем и чувствуем такие слова, как любовь, добро, горе, обида и счастье. В языке хранится всё богатство мыслей.

На мой взгляд, гражданин любого государства - это, прежде всего, человек неравнодушный, знающий, любящий и ценящий культурное наследие своих предков. Именно язык и является культурным наследием каждой нации. Язык – это целый мир, у которого своя судьба. Язык – живая душа народа, его боль, его память, его сокровище. Если мы забудем свой родной язык – мы утратим своё национальное достоинство.

Я горжусь тем, что в Крыму на протяжение многих лет в мире и согласии живут разные народы.
У Расула Гамзатова есть такие слова: «Для меня языки народов – как звезда на небе. Я хотел бы, чтобы все звёзды слились бы в одну огромную, занимающую полнеба, звезду, то есть солнце. Но пусть сияют и звёзды. Пусть у каждого будет своя звезда…»

Мы все хотим понимать других и чтобы понимали нас: сослуживцы и соседи по лестничной площадке, участковые терапевты и учителя наших детей, чиновники и страховые агенты, полицейские и продавцы, родственники, друзья, знакомые и незнакомые люди. К сожалению, мы и в одной семье зачастую не слышим и не понимаем друг друга. Что уж тут говорить о коллегах по работе или соседях? Все мы должны учиться искусству человеческого общения.

Те из нас, кто наряду с родным языком, знают и другие, неизмеримо обогащают свой внутренний мир. Ведь каждый язык – это богатейший пласт человеческой культуры, и намного интереснее читать в оригинале Виктора Гюго и Джека Лондона, Пушкина и Сервантеса, чем наслаждаться их произведениями в самом профессиональном переводе.

На протяжении веков великие сыны человечества мечтали, как о великом объединяющем благе, о едином наднациональном языке для всех народов. Язык всей земли стал предметом живейшего интереса и разработок таких замечательных умов, как Френсис Бэкон, Рене Декарт, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Исаак Ньютон.

Были созданы искусственные языки. Самый известный из них – эсперанто, на котором говорят около миллиона людей. Менее известны – солресол, окциденталь, идо, интерлингва, универсалглот, оджуванто и др.

Многие лингвисты считают, что когда-то на земле существовал единый праязык – корень всех современных языков. Известная всем библейская легенда о строителях Вавилонской башни рассказывает нам в аллегорической форме, что в те времена люди говорили на одном языке, то есть понимали друг друга.Но затем в них взыграла гордыня, и люди захотели быть выше Бога, за что были Им жестоко наказаны. Он смешал все языки, и люди перестали понимать друг друга и не смогли достроить башню (материальное благополучие) выше Бога - Духовной силы, управляющей всем мирозданием. Эгоизм разрушил единую человеческую семью, и люди разбрелись по земле.

Эгоизм является причиной того, что дети не понимают родителей, а супруги, вместо того, чтобы сообща решать все проблемы, бьют посуду на кухне или «заливают» горе в пивных барах после ссор.

Если в соседней стране экологическая катастрофа или вспышка полиомиелита, то мы просто обязаны протянуть руку помощи соседям, иначе беда придет и в наш дом. А те, кто этого не понимают, рано или поздно окажутся на свалке истории.

Системный кризис в глобальном мире требует взаимопонимания и сотрудничества всех народов вне зависимости от национальной или религиозной принадлежности.

Не знаю, будут ли когда-нибудь все люди говорить на одном языке. Думаю, что в обозримом будущем люди сохранят свое культурное и языковое многообразие и уникальность. Искусственно созданный единый язык, не имеющий внутреннего содержания смысла жизни и предназначения человека, не сможет стать фактором, объединяющим людей.

Людей, говорящих на разных языках, объединит в единую человеческую семью универсальный язык любви и взаимопомощи. Этот язык любви, понятный всем, поможет людям приподняться над своим эгоизмом – источником всех войн и разрушений в мире.

История Вавилонской башни не повторится.

Конец формы

Начало формы

Цели урока:

  • Создать условия для развития положительной мотивации к учению.
  • Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися особенностей одного из жанров публицистического стиля – публичного выступления.
  • Формировать умение выделять главное, отбирать нужный материал по теме.

Оборудование: теоретический отпечатанный материал, таблица для “теоретического лото”.

Ход урока

Много говорить и много сказать – это не есть одно и то же.

I. Повторение “Теоретическая разминка”.

– Назовите характерные особенности публицистического стиля.
– Каковы общие черты публицистического, официально-делового и научного стилей?
– Что такое публицистичность?
– Каковы требования к публичному выступлению?

II. Слово учителя (сообщение темы).

– На четвертый вопрос вы, ребята, затрудняетесь ответить, так как о публичном выступлении мы еще не говорили, это тема сегодняшнего урока. Итак, мы продолжаем изучать тему “Публицистический стиль”. Давайте изобразим схематически, какие жанры нам известны.

Публицистический стиль

Каждый жанр имеет свои цели, особенности.

  • Ребята, вы обладаете достаточным запасом знаний, чтобы охарактеризовать каждый жанр?
  • Давайте определим задачи урока:
  1. познакомиться с определением “публичное выступление”;
  2. узнать требования к устному выступлению;
  3. определить особенности текста – публичного выступления.

Эпиграфом к уроку я взяла слова известного древнегреческого ученого Софокла.

  • Почему именно эти слова взяты в качестве эпиграфа?
  • Верно, эти слова напрямую связаны с наукой, основ которой мы сегодня коснёмся. Эта наука – риторика.

III. Сообщение подготовленного ученика.

Термин “Риторика” ввел Аристотель. Он сказал: “Риторика – это наука изобретать мысли”, т.е. это придумывание мысли – гармоничное воплощение её в слове с целью эффективного речевого воздействия.

Горгий (около 480-380 вв. до н.э.) – создатель риторики. Уроженец города Леонтины (на о. Сицилия), которому угрожали могущественные Сиракузы. Произнеся в 427 году перед народным собранием Афин речь об опасности, нависшей над его родиной, Горгий потряс искушенных в искусстве слова афинян.

Речи Горгия стали образцами для подражания, их переписывали, выучивали, создавали подобные. Его знаменитая речь, посвященная подвигам греков, отстоявших свою родину от нашествия персов, многие годы звала на новые свершения воинов Эллады.

IV. Беседа.

– Имена каких знаменитых ораторов вам известны?

– Как вы думаете, почему имена этих людей мы помним?

Их имена известны нам, потому что они несли слово людям. В слове ораторы видели главное основание могущества человека. Эти люди создали правила красноречия, которых мы придерживаемся и сегодня.

– Итак, что же такое риторика?

– Какова связь между риторикой и публичным выступлением?

V. Подготовка к самостоятельному изучению теоретического материала.

– Прежде чем начать изучение данной темы, вспомним, что мы знаем о публичном выступлении. Работаем в группах. У вас на партах лежат листы бумаги. Напишите всё, что вы знаете о публичном выступлении или свои ассоциации с этим словосочетанием. Работаем самостоятельно каждый. А затем обсудите в группе.

– Теперь составим таблицу, состоящую из трёх колонок.

Заполняем первую колонку. Каждая группа зачитывает свои записи по данной схеме, остальные дописывают то, что не было названо.

VI. Самостоятельная работа.

– На партах у вас лежит теоретический материал по теме “Публичное выступление” (приложение ). Ваша задача:

1. Изучить его, поработав самостоятельно с карандашом в руках. Внимательно читая предложенный текст, делайте пометки:

“V” – знаю;
“+” – это является для меня новым;
“-” – думал иначе;
“?” – не понял, хочу знать.

2. Обсудите в группе свои пометки, заполните пустые колонки таблицы.

3. Прочитайте, что вы узнали нового (представитель одной группы зачитывает, все остальные группы внимательно слушают, затем добавляют, не повторяя, что-то из своих записей).

4. А теперь зачитайте, что вы поместили в третью колонку “Хочу знать”.

– Все интересующие вас сведения мы узнаем на сегодняшнем и следующем уроке, который будет посвящен теме “Овладение культурой публичной речи”.

VII. Первичная проверка знаний, отработка умений и навыков.

– Выделяют несколько видов речей: информационная, воодушевляющая, убеждающая, призывающая и развлекательная.

Каждая речь имеет свою цель. Ваша задача, работая в группе, определить цель каждой речи.

1. Игра “Теоретическое лото” (таблица из двух колонок, вторая – пустая, её необходимо заполнить разрезанными карточками).

Карточки:

1) пробудить интерес к какой-либо проблеме, дать новое представление о предмете;
2) поднять настроение, вызвать эмоциональный отклик;
3) убедить в своей правоте;
4) побудить начать или прекратить какие-либо действия;
5) развлечь слушателей, вызвать положительные эмоции (обычно строится с опорой на смешные случаи из жизни).

2. Упражнение 438 (учебник Власенкова, Рыбченковой, 10-11 класс).

– Продолжаем работать в группах (каждая группа получит своё задание).

а) Найдите примеры и докажите, что речь Плевако соответствует правилам публичного выступления. Дайте оценку речи адвоката.

б) К какому виду речей вы отнесете эту речь? Почему? Докажите это.

в) Какой приём лежит в основе убеждения защитника Плевако? Подтвердите текстом свой ответ.

VIII. Творческая пятиминутка.

– Вы сейчас познакомились с образцом убеждающей речи. А теперь попробуем сами составить подобную речь.

Любая речь – это текст.

– Из каких частей состоит текст?

Задание: создать текст устного выступления на тему: “Нужно ли совершенствовать свою речь?”. (Задание одно для всех групп – время работы три минуты).

IX. Отчет групп.

У каждой группы на столе лежит карточка взаимооценки.

Одна группа выступает, а две другие внимательно слушают и затем скажут: соответствует ли выступление группы правилам публичной речи.

X. Итог урока (рефлексия).

– Сегодня мы говорили о публичном выступлении, узнали что-то новое. Продолжите предложение “Сегодня на уроке...” или напишите фразу-отзыв о сегодняшнем уроке.

XI. Оценивание работы групп.

XII. Домашнее задание (задание на выбор)

Выберете себе задание по силам:

  1. 1.Подготовить устную речь на один из видов, с которыми мы сегодня познакомились.
  2. 2.Составить речевой портрет литературного героя (из любого произведения XX века).
  3. 3.Выполнить упражнение 439 по заданию.