Информационное сообщение о князе пожарском. Князь дмитрий пожарский - суздаль - история - каталог статей - любовь безусловная

на южской земле

Южский край - заповедный лесной уголок на юго-востоке современной Ивановской области. С XIV века он входил в состав Стародубского княжества, центром которого был город Стародуб-на-Клязьме (ныне с. Клязьминский Городок, находящееся в 40 км на восток от Суздаля). Стародубский удел был выделен Всеволодом Большое Гнездо (1197-ок.1247) для младшего сына Ивана. В роду князей Стародубских есть прославленный как местночтимый святой Владимирского края благоверный князь Феодор (ум.1330). Его сын Андрей вместе с другими русскими князьями был участником Куликовской битвы, где командовал правым крылом русских войск.

Князья Пожарские - прямые потомки Стародубских князей, происходя от Василия Андреевича (ум. в к. XIV в.), которому на Стародубских землях в удел был выделен Пожар, расположенный на юг и юго-запад от Стародуба-Ряполовского, близ с. Осипово. По названию удела князья и получили свою фамилию. Где-то между 1437 и 1445 гг. князь Данило Васильевич Пожарский променял родовое гнездо у родственника князя Дмитрия Ивановича Ряполовского на с. Мугреево с деревнями. Во время опричнины князья Пожарские лишились части своих суздальских вотчин, но Фёдор Иванович, дед князя Дмитрия, некоторые из них сумел вернуть во своё владение, передав сыну Михаилу, по прозвищу «Глухой». Об отце князя Д.Пожарского Михаиле практически ничего не известно, кроме того, что он скончался в 1588 г., когда будущему национальному герою было 10 лет.

В 1590-х годах его мать, Евфросинья Фёдоровна (урожд. Беклемишева, ум.1632), служила при дворе царицы Марии Григорьевны Годуновой и царевны Ксении Фёдоровны верховой боярыней, взяв придворное имя «Мария».

Дмитрий Михайлович Пожарский родился 1 ноября 1578 года, в день памяти св. бессребреников Косьмы и Дамиана, и был крещён в честь одного из этих святых Косьмой. В данной грамоте от 1588 года мы встречаем его первый автограф уже с именем Дмитрий, придворным именем князя. Согласно ей мальчик вкладывает на помин отца, по его завещанию, деревню Три Дворища (близ современного с. Мугреево-Дмитриевское) в Суздальский Спасо-Евфимьев монастырь.

Подпись князя Дмитрия стоит под Соборным определением об избрании на царство царя Бориса Годунова. Пожарский нёс службу при его дворе в 1598-1605 гг. сначала как «стряпчий с платьем», а с 1604 - стольником. В том же чине он продолжал службу при Лжедмитрии I (1605-1606) и Василии Шуйском (1606-1610). Присягнув в 1607 г. царю Василию Шуйскому, он остается верным присяге до конца своих дней. В 1608 г. Пожарский впервые проявил свой полководческий талант: охраняя коломенский хлебный тракт, со своим отрядом разгромил воровских казаков у с. Высоцкого близ Коломны. Когда столицу в 1609 г. осадили войска Лжедмитрия II, Дмитрий Михайлович был призван к защите Москвы и участвовал в обороне города.

За «Московское осадное сидение» князь Дмитрий был пожалован вотчинами в Суздальском уезде: селом Нижний Ландех с прилегающими деревнями и починками и частью слободы Холуй. Из жалованной грамоты царя Василия узнаем, что Дмитрий Михайлович «против врагов стоял крепко и мужественно», царю и Московскому государству «многую службу и дородство показал... На воровскую смуту и прелесть не покусился», стоял «в твёрдости разума крепко и непоколебимо».

В 1610 г. князь Дмитрий был назначен воеводой в Зарайск, один из ключевых пунктов обороны южных рубежей Московского государства на рязанщине. Своих взбунтовавшихся горожан он усмирил, не позволив присягнуть Лжедмитрию II, и вернул к повиновению царю восставшую Коломну. Молитвенным предстательством св. Николая (в Зарайске был особенно почитаемый его образ) князь одержал в это время много блестящих побед. Когда весной 1610 г., после кончины М.В.Скопина-Шуйского, П.П.Ляпунов предложил ему пойти на союз с Тушинским вором, Пожарский с негодованием отклонил предложение и доложил царю о намерениях рязанского дворянина.

После сведения с трона царя Василия для Москвы наступили тяжкие времена, предательством Семибоярщины столица была отдана во власть польского гарнизона. В марте 1611 г., когда началось стихийное восстание московского люда, князь Пожарский оказался в гуще событий. Наёмные солдаты гарнизона выжигали город, наступая на защитников Руси вслед за линией огня, и единственным очагом сопротивления скоро оказалась Сретенка с деревянным острожком, который по команде Пожарского был возведён у церкви Введения на Лубянке. Князь получил тяжелейшее ранение и был увезён сначала в Троице-Сергиев монастырь, а затем в его вотчину Мугреево. Крестьянский историк О.П.Голиков (потомок священника Саввы, лично знавшего Пожарского), писал в истории с. Нижний Ландех, что Пожарский лечился от ран «не инде где, а в Святоезерском монастыре». Сюда, в с. Мугреево, и пришли в октябре 1611 г. посланцы Нижнего Новгорода, приглашая князя возглавить ополчение, собранное его тёзкой Кузьмой Мининым.

В феврале 1612 года, воодушевлённые воззванием только что погибшего патриарха Гермогена, ополчение под командованием князя Дмитрия Михайловича, вооружённое на народные средства, с Казанской иконой Пресвятой Богородицы, вышло из Нижнего Новгорода, направляясь через волжские города Кинешму, Кострому и Ярославль к Москве. В Ярославле была сделана долгая остановка, за время которой Пожарский и Минин создали Совет всея земли, от его имени рассылали грамоты и собирали новые силы. Надо отметить, что монеты, чеканенные ими, выпускались с портретом последнего государя из династии Рюриковичей Фёдора Иоанновича (1584-1598). В июле 1612 г. уже с отрядом прекрасно снаряжённого войска, в числе около 7 тыс. человек, Пожарский вышел в судьбоносный поход на Москву, по пути зайдя в Троице-Сергиев монастырь. Оттуда войско, благословляемое иноками, подошло к столице почти одновременно с превосходящим войском коронного гетмана Ходкевича (10 тыс. отборных воинов) и вступило с ним 23-24 августа в бой. Чашу весов перевесил подвиг К. Минина, ночью с отрядом храбрецов напавшего, с согласия своего военачальника, на отдыхавшего противника. Ходкевич был отброшен, и голодающий польский гарнизов в Кремле был обречён.

После осады 22 октября ополчение Пожарского и Минина взяло приступом Китай-город, и польский гарнизон капитулировал с условием сохранить жизни сдавшихся. Казаки Д.Т.Трубецкого, при выходе сдавшихся из Кремля, перебили почти всех; князь же Пожарский сдержал свое слово, и все, доверившиеся в его руки, остались живы. С тех пор день 22 октября (4 ноября н. ст.) стал церковным праздником Казанской иконы, а теперь - государственным праздником.

По инициативе князя был созван Земский собор с уникальнейшим представительсвом по 10 человек от всех городов и всех сословий, включая крестьян. Из 4-х кандидатов, выдвинутых на царство, собор избрал Михаила Фёдоровича Романова, ставшего родоначальником новой династии русских царей. 1 июля 1613 г. состоялось венчание на царство Михаила Романова, Московская Русь вновь обретала единство и преемство. В ночь перед церемонией князь Пожарский находился при «бережении» регалий: шапки Мономаха и барм. При церемонии шествия в Успенский собор Дмитрий Михайлович нёс царский скипетр, а во время торжественной литургии держал «яблоко» (так в старину называли царскую державу).

Символика оказалась пророческой: ведь во все время последующей службы именно князь Пожарский был посылаем юным царём во все «горячие точки», охраняя власть и державу нового самодержца. В первые годы после Смуты (до 1628 г.) в наводнённой вооружёнными отрядами стране князь возглавил ключевые ведомства: Ямской и Разбойный приказы. За это время он сумел построить множество новых путей, обеспечить их безопасность, даже ввёл новые законы: ответственность за неумышленное убийство и за куплю-продажу краденого имущества.

Получивши высший чин думного боярина и множество новых вотчин, стареющий князь осенью 1641 г. составил духовную грамоту, в которой среди прочих заветов разделил детям семейные святыни. Известно, что от брака с Прасковьей Варфоломеевной (ум.1635) он имел 6 детей: Ксению (в замужестве Куракину, ум.1625), Петра (ум.1649), Фёдора (ум.1633), Анастасию (Пронскую), Ивана (ум.15.02.1668), Елену (Лыкову). Второй женой Д.М.Пожарского была Федора Андреевна Голицына, детей у них не было.

Cпаситель Отечества отошёл ко Господу на Фоминой седмице 20 апреля 1642 г. и был погребён в родовой усыпальнице в суздальском Спасо-Евфимьевом монастыре, куда передал при жизни и по завещанию множество средств и семейных реликвий.

Князь Иван Дмитриевич, благословленный родовой иконой святителя Николая, после смерти брата Петра в 1649 г. основал Николо-Борковскую пустынь близ с. Холуй, доныне сохранившуюся на южской земле. До нашего времени сохранился синодик Святоезерского монастыря, в который Иван сделал множество вкладов. Первым среди рода Пожарских поминается «князь Козьма». Образ благоверного воина, освободителя Отечества князя Пожарского является примером воплощения завета Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Подвигом и делами «болярина князя Козьмы» мы стоим и сегодня.

Сегодня Сам Бог обращает наше внимание на дело Пожарского: совсем недавно, 19 ноября 1996 года, на южской земле произошло явление Матери Божией и была явлена икона Неопалимая Купина . Словно призыв вызволять любимое Отечество из пламени огня.

Род Пожарских

Дмитрий Пожарский является потомком Василия Андреевича, первого из князей Пожарских, выходцев из Стародубских князей суздальской земли. Стародубские князья, в свою очередь, являются потомками великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича , сына Юрия Долгорукого , основателя Москвы . Согласно распространённой легенде, центр его небольших владений - село Радогость - было опустошено пожаром, и после восстановления стало прозываться Погаром, откуда и произошло название удела.

До Дмитрия Михайловича выдающихся военных и политических деятелей в роду Пожарских не было. Лишь его дед, Фёдор Иванович Пожарский, участвовал в качестве полкового воеводы при завоевании Казани царём Иваном Грозным . В результате учреждения Иваном Грозным опричнины поместные земли у многих княжеских семей в центральной части Руси были отобраны. Многие семьи попали в опалу и были сосланы. Такая участь постигла и семью князя Фёдора Ивановича Пожарского, которая в 1560-х годах века была сослана на «низ» (низовскими землями в то время считались земли Нижегородского уезда и соседствующих с ним иноверцев - мордвы , черемисов , а впоследствии и татар), где у Пожарских было старинное родовое имение в Жарской волости в селе Юрино.

Детство

Традиционно считается, что Дмитрий Михайлович родился 1 ноября 1578 года. Отцом Дмитрия был князь Михаил Фёдорович Пожарский, который в 1571 году женился на Марии (Евфросинии) Фёдоровне Беклемишевой , происходившей из старинного знатного дворянского рода . При рождении и крещении Пожарский получил «прямое имя » Косма в честь Космы бессребреника , поминовение которого приходится на 17 октября (по старому стилю). Одновременно он получил «публичное» имя Димитрий в честь Димитрия Солунского , поминовение которого приходится на 26 октября (по старому стилю). В составе приданого Марии Фёдоровны было село Берсенево в Клинском уезде , где, вероятнее всего, и родился Дмитрий, так как Суздальские земли князей Пожарских, в том числе и село Мугреево (Волосынино) , были конфискованы царём Иваном Грозным в пользу опричников. У Пожарских был дом в Москве, на Сретенке , подвальная часть которого сохранилась до настоящего времени и входит в состав дома графа Ф. В. Ростопчина , который владел домом в начале XIX века (сегодня Большая Лубянка , 14). В московском доме Пожарских в это время никто не жил, так как детей у Фёдора Ивановича Пожарского, кроме сына Михаила, не было. Умер Фёдор Иванович в 1581 году, а его жена Мавра - в 1615 году. Оба были похоронены в Троице-Сергиевом монастыре . Отец Дмитрия, Михаил Фёдорович, умер 23 августа 1587 года и похоронен в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале . Его мать Мария (Евфросиния) Беклемишева умерла 7 апреля 1632 года и тоже похоронена в Спасо-Евфимьевом монастыре . Из исторической литературы известно, что у Михаила Фёдоровича Пожарского было четверо детей. Старшей была дочь Дарья и сыновья - Дмитрий, Юрий и Василий. Когда умер отец, Дарье было пятнадцать лет, Дмитрию - неполных десять, Василию - три. Юрий умер при жизни отца. Впоследствии Дарья вышла замуж за князя Никиту Андреевича Хованского .

Служба при царе Борисе Годунове

После смерти Михаила Федоровича семья Пожарских переехала в Москву, где его мать Мария Федоровна занялась воспитанием детей. В 1593 году в 15 лет Пожарский поступил на дворцовую службу, как это было принято у княжеских и дворянских детей того времени. В начале царствования Бориса Годунова (1598 год) у Пожарского был придворный чин - «стряпчий с платьем». Тогда же Пожарский с матерью неоднократно (до 1602 года) попадали в опалу к царю Борису. Но в 1602 году опала с них была снята. Сам Пожарский был пожалован царём в стольники , а его мать стала боярыней при дочери царя Ксении Борисовне . Под конец царствования Бориса Годунова мать Пожарского была уже верховной боярыней при царице Марии Григорьевне , сменив на этом посту мать боярина Бориса Михайловича Лыкова . Архивировано − Марию Лыкову. В конце 1602 года у Дмитрия Пожарского был местнический спор с Борисом Лыковым за верховенство их матерей при дворе. Данный спор не был разрешён. Но в итоге мать Дмитрия Пожарского всё же стала верховной боярыней Московского двора . Поэтому мнение историка XIX века Н. И. Костомарова о «захудалости» княжеского рода Пожарских неверно - по крайней мере, той ветви, к которой принадлежал Дмитрий Михайлович Пожарский, в том числе и по материнской линии.

Мать оказывала Пожарскому большую помощь в течение всей своей жизни. Она сама была высокообразованной женщиной и всем детям своим дала блестящее, по тому времени, образование, что было тогда редким явлением. Так после смерти отца Пожарский, которому было неполных десять лет, отдал в поминание по отцу в Спасо-Евфимьев монастырь деревню Три дворища, сам составив дарственную и подписав её. Под влиянием матери у Пожарского привились и сохранились до конца его жизни такие замечательные черты, как высокое чувство веры, чести и долга. По отзывам современников и согласно историческим документам, присущими князю Пожарскому чертами характера были: отсутствие всякого чванства, заносчивости и зазнайства; отсутствие алчности и высокомерия. Его отличали справедливость и великодушие, щедрость в пожертвованиях конкретным людям и обществу в целом; скромность и честность в отношениях к людям и поступках; преданность государям российским и своему Отечеству; храбрость и способность к самопожертвованию; благочестие, исключительная набожность, но без фанатизма; любовь к своим ближним. В необходимых случаях он был твёрд духом, решителен и непоколебим, непримирим к врагам Отечества и изменникам Родины, отличался высоким чувством собственного достоинства. Вместе с тем он был очень мягким и внимательным человеком, что притягивало к нему людей разного возраста и социального положения, от холопа до боярина, что было очень удивительно для эпохи того времени. Поэтому неслучайно, что когда нижегородцы стали искать военачальника для второго народного ополчения , то остановились единодушно на кандидатуре князя Пожарского.

После смерти царя Б. Ф. Годунова в апреле 1605 года к власти пришёл Лжедмитрий I , ставленник польского короля Сигизмунда III , которому присягнула и Москва, и боярская дума . Пожарский продолжает находиться при дворе.

Служба при царе Василии Шуйском

В мае 1606 года самозванец был убит, царём стал князь Василий Иванович Шуйский , которому присягнул и Д. М. Пожарский. Весной следующего года появился Лжедмитрий II , а с ним на русские земли вторглись полчища литовцев и поляков, которые, поддерживая Лжедмитрия II, занимались грабежом, разоряли русские города, сёла, деревни, церкви и монастыри. На борьбу против нового самозванца и непрошеных гостей царь Шуйский мобилизовал все имеющиеся у него средства. В числе других приближённых в 1608 году он отрядил на борьбу с захватчиками князя Пожарского в качестве полкового воеводы.

Памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде

За ревностную службу по защите Отечества от поляков Пожарский получил от царя В. И. Шуйского в 1609 году в вотчину из своего старого поместья (отца и деда) в Суздальском уезде село Нижний Ландех c двадцатью деревнями, починками и пустошами. В жалованной грамоте было сказано, что он «многую службу и дородство показалъ, голодъ и во всёмъ оскуденье и всякую осадную нужду терпелъ многое время, а на воровскую прелесть и смуту ни на которую ни покусился, стоялъ въ твёрдости разума своего крепко и непоколебимо безо всякия шатости» .

В конце 1609 года рязанский воевода Прокопий Ляпунов уговаривал Пожарского провозгласить царём боярина Скопина-Шуйского , но князь был верен присяге Шуйскому и не поддался уговорам.

В феврале 1609 года царь назначил Пожарского воеводой города Зарайск Рязанского уезда.

После смерти Скопина-Шуйского в апреле 1610 года, П. Ляпунов обратился к Пожарскому с предложением отомстить царю Шуйскому за смерть князя, но Пожарский снова остался верен присяге. В июле Шуйский был смещён, и власть перешла к боярской думе.

Позднее, в январе 1611 года, жители Зарайска, по примеру жителей Коломны и Каширы, пытались склонить Пожарского присягнуть самозванцу, но воевода решительно отказался от их предложения, сказав, что он знает только одного царя, В. И. Шуйского, и своей присяге не изменит. Убеждённость Пожарского оказала большое влияние на умы горожан и они остались верны царю Шуйскому. Узнав об этом, «Коломна опять обратилась к царю Василию Ивановичу» .

Междуцарствие

К началу 1609 года, значительное количество городов России признало «царя Димитрия Ивановича» Только Троице-Сергиев монастырь , города Коломна , Смоленск , Переяславль-Рязанский , Нижний Новгород и ряд сибирских городов остались верны Шуйскому. В их числе был и Зарайск , где воеводствовал князь Пожарский. Царь обратился за помощью к шведам, и Карл IX послал в Россию войско под предводительством Якоба Делагарди . Русско-шведское войско М. В. Скопина-Шуйского разбило тушинцев под Дмитровым и подошло к Москве. Одновременно польский король Сигизмунд III вторгся в Россию и осадил Смоленск, потребовав от тушинских поляков оставить Самозванца и перейти на его сторону. В начале г. Лжедмитрий II вынужден был бежать из Тушина в Калугу . Скопин-Шуйский вступил в Москву, где неожиданно умер; русско-шведское войско под командованием брата царя Дмитрия Шуйского выступило на помощь Смоленску. Однако 24 июня г. оно было наголову разгромлено гетманом Жолкевским в битве при Клушине . Шуйский был свергнут, во главе Москвы встала Семибоярщина , Жолкевский подошёл к Москве и встал у Хорошева, Самозванец со своей стороны встал в Коломенском . В такой ситуации Семибоярщина из страха перед Самозванцем целовала крест сыну Сигизмунда королевичу Владиславу , на условиях его перехода в православную веру , а затем (в ночь на 21 сентября) тайно впустила в Кремль польский гарнизон .

Первое народное ополчение

Князь Пожарский, в то время зарайский воевода, не признал решения Московских бояр призвать на российский трон сына Сигизмунда III , королевича Владислава. Не признали решения Семибоярщины и нижегородцы. В январе 1611 года, утвердившись крестным целованием (клятвой) с балахонцами (жителями города Балахны), они разослали призывные грамоты в города Рязань , Кострому , Вологду , Галич и другие, прося прислать в Нижний Новгород ратников, чтобы «стати за…веру и за Московское государство заодин». Воззвания нижегородцев имели успех. Откликнулось много поволжских и сибирских городов.

Одновременно с нижегородцами собиралось ополчение и в Рязани под руководством рязанского воеводы Прокопия Ляпунова . К отряду Ляпунова примкнул со своими ратными людьми и зарайский воевода князь Д. М. Пожарский. Первое Нижегородское ополчение под руководством нижегородского воеводы князя Репнина выступило на Москву в феврале 1611 года численностью около 1200 человек. К нижегородцам примкнули отряды ратников из Казани , Свияжска и Чебоксар . Под Москву нижегородское ополчение пришло в середине марта. Несколько ранее к Москве подошли отряды ополченцев из Рязани и Владимира . Жители Москвы , узнав о приходе ополченцев, стали готовиться к истреблению ненавистных им поляков. 19 мая началось всеобщее восстание. Улицы были забаррикадированы санями с дровами, с крыш, из домов и и-за заборов в поляков стреляли. Поляки устроили резню на улицах, но в конце концов оказались осаждёнными со всех сторон. Выход был найден в поджоге города. Москва была сожжена практически дотла. Ополченцы поспешили на помощь москвичам. Д. М. Пожарский встретил врагов на Сретенке, отразил их и прогнал в Китай-город. На следующий день, в среду, поляки опять напали на Пожарского, устроившего опорный пункт около своего подворья на Лубянке (район нынешнего памятника Воровскому). Пожарский бился с поляками целый день, был тяжело ранен и вывезен из Москвы соратниками в Троице-Сергиев монастырь. Позднее он перебрался в свою родовую вотчину в Мугреево, а затем в родовое имение Юрино Нижегородского уезда. Там Пожарский продолжил своё лечение до возглавления им в октябре 1611 года второго народного ополчения, организация которого началась в Нижнем Новгороде по инициативе земского старосты Кузьмы Минина .

Первое ополчение первоначально одержало победу, захватив Белый город . Однако вражда между дворянами под предводительством Прокопия Ляпунова и казаками (бывшими тушинцами) под предводительством Ивана Заруцкого сыграла в его судьбе роковую роль. После убийства казаками Ляпунова, дворяне стали разбегаться, и ополчение фактически утратило боеспособность и распалось, хотя его остатки под руководством Заруцкого и князя Дмитрия Трубецкого по-прежнему стояли под Москвой.

Второе народное ополчение

Савинский В. Е. «Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского» (1882).

Здесь следует отметить, что наиболее стойко и последовательно в это смутное для России время держались лишь Троице-Сергиев монастырь под руководством архимандрита Дионисия да Нижний Новгород под руководством воевод князя Репнина и Алябьева . И был ещё жив непримиримый к врагам патриарх Гермоген , заключённый поляками в темницу Чудова монастыря , где он и умер впоследствии 17 февраля 1612 года от голода и болезней .

Земский староста Кузьма Минин призывал каждого нижегородского гражданина отдать часть своего имущества для снаряжения ратников, и народ, представляющий все сословия, горячо откликнулся на его призыв. При выборе военачальника ополчения нижегородцы остановились на кандидатуре князя Д. М. Пожарского и послали к нему в село Юрино делегацию в главе с наместником Вознесенского Печерского монастыря архимандритом Феодосием. В Нижний Новгород Пожарский прибыл 28 октября 1611 года .

Второе народное ополчение выступило из Нижнего в конце февраля - начале марта 1612 года. Его путь пролегал вдоль правого берега Волги через Балахну , Тимонькино, Сицкое, Катунки, Пучеж , Юрьевец, Решму , Кинешму , Плёс , Кострому , Ярославль и Ростов Великий . По просьбе жителей Суздаля Пожарский послал в город своего родственника, стольника князя Романа Петровича Пожарского , который разбив поляков, освободил город . В Ярославль ополчение пришло в конце марта - начале апреля 1612 года и вынуждено было задержаться до конца июля, чтобы собрать больше войск и лучше подготовить ополченцев к московскому сражению. Перед приходом в Ярославль Пожарский получил известие об измене руководителей казацкого отряда, стоявшего под Москвой, князя Д. Т. Трубецкого и атамана Заруцкого , присягнувших ещё одному Самозванцу, беглому дьякону Исидору (в июне 1612 года князь Трубецкой прислал Пожарскому письмо, в котором отказался от присяги новому Самозванцу). В Ярославле же князь Пожарский чуть было не погиб от руки наёмных убийц, подосланных атаманом Заруцким .

28 июля 1612 года второе народное ополчение выступило из Ярославля в Москву и 14 августа 1612 года оно уже было у стен Троице-Сергиевого монастыря, а 20 августа подошло к Москве. 21-24 августа состоялось ожесточённое сражение ополченцев с поляками и войсками литовского гетмана Ходкевича, пришедшего на помощь полякам по приказу польского короля Сигизмунда III. К вечеру 24 августа поляки и войска Ходкевича были наголову разбиты, а сам Ходкевич с остатками своего войска утром 25 августа 1612 года ушёл в Польшу. Но ещё два месяца продолжалась борьба ополченцев с засевшими в Москве поляками. Наконец 22 октября (4 ноября по новому стилю) поляков выгнали из Китай-города.

Служба при царе Михаиле Романове

После многочисленных обсуждений на Земском Соборе 1612-1613 гг., вторым лицом на котором после князя Фёдора Ивановича Мстиславского был князь Пожарский (он направлял прения и руководил ими), 21 февраля 1613 года государем российским был избран Михаил Фёдорович Романов . Накануне, 20 февраля 1613 года, Д. М. Пожарский предложил Собору избрать царя из числа претендентов, имеющих царское происхождение, то есть из родственников последнего Рюриковича - Фёдора Ивановича , сына Ивана Грозного. Михаил же Фёдорович приходился двоюродным племянником царю Фёдору Ивановичу и был боярского происхождения .

На этом Соборе Пожарский «за службу и очищение Москвы» получил сан боярина и вотчины с поместьями в количестве 2500 четей . На грамоте Земского Собора об избрании на российский престол царём М. Ф. Романова его подпись, как боярина, идёт десятой по списку. «Местничество » в то время ещё занимало сильные позиции в российском государстве, несмотря на огромные заслуги перед Отечеством Д. М. Пожарского. При своём венчании на царство 11 июля 1613 года Михаил Романов вновь пожаловал Пожарского саном боярина, подтвердил земельные дачи Пожарскому Земским Собором и наградил его новыми землями в Пурецкой волости . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. Нижегородского уезда в количестве 3500 четей.

В 1632 году перемирие с Польшей закончилось. Русские войска осадили Смоленск (см. Смоленская война). Русскими войсками под Смоленском командовали Михаил Шеин и Артемий Измайлов. Царь послал Пожарского и князя Черкасского на помощь Шеину, но не по их вине воинские сборы затянулись, и Шеин был окружён и вынужден был принять условия капитуляции в феврале 1634 года. В начале 1635 года с Польшей был заключён Поляновский мир . В переговорах с поляками участвовал и Пожарский.

В 1636-1637 годах князь Пожарский состоял начальником Московского Судного приказа . В 1637 году ему исполнилось 60 лет, возраст по тому времени весьма преклонный. Но царь не отпускал Пожарского от себя. Он был ему нужен как человек, на которого можно положиться в любом ответственном деле. И на случай войны с крымскими татарами царь в апреле 1638 года назначает Пожарского полковым воеводой в Переяславль Рязанский . Но война эта не состоялась. Когда у Михаила Романова в 1639 году умер сначала один сын, Иван , а затем другой, Василий , Пожарский «дневал и ночевал» (то есть был назначен на почётное дежурство) при гробах царевичей. Весной 1640 года Д. М. Пожарский вместе с И. П. Шереметьевым дважды участвовал в переговорах с польскими послами, при этом писался наместником Коломенским. Эти переговоры являются последними службами князя Пожарского, записанными в Разрядной книге .(недоступная ссылка - история ) .

Могила Пожарского

В XIX-XX веках среди историков существовало мнение, что перед смертью князь Пожарский принял схиму под именем Косма, как это было принято среди княжеского сословия того времени. Однако исследование академика М. П. Погодина в середине XIX века плюс обретение Духовной грамоты князя в начале XXI века дают основание заключить, что схиму перед смертью он не принял.

По свидетельству известного архивиста XIX века А. Ф. Малиновского, сенатора, Управляющего Архивом Коллегии иностранных дел, Дмитрий Пожарский умер 30 апреля (20 апреля по старому стилю) 1642 года на 65-м году своей жизни . В монастыре Николы Зарайского была обретена записка о дне кончины Пожарского в следующих словах: «ЗРН, апреля К, преставися бояринъ князь Дмитрий Михайловичъ Пожарский, въ среду, вторыя недели по пасце». В своей работе «Обозрение Москвы», которую Малиновский закончил в 1826 году, но впервые изданной лишь в 1992 году, автор пишет, что многие думали, что Пожарский похоронен в московском Казанском соборе , первостроителем которого он был. Современные исследования показали, что его прах покоится в родовой усыпальнице в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре .

Род Пожарских прекратился по мужской линии в 1682 году со смертью его внука Юрия Ивановича Пожарского, умершего бездетным. После пресечения рода Пожарских усыпальница была заброшена и в 1765-1766 сломана «за ветхостью». В 1851 году известный русский археолог граф А. С. Уваров в ходе раскопок обнаружил на этом месте кирпичные склепы и белокаменные гробницы, расположенные в три ряда, и в 1885 году над ними был сооружён мраморный мавзолей, построенный на народные средства по проекту А. М. Горностаева . Мавзолей был разобран в годы советской власти в 1933 году. Археологические исследования летом 2008 года показали, что гробница осталась нетронутой. Над местом погребения Д. М. Пожарского в день его рождения 1 ноября 2008 года установлены плита и памятный крест . В 2009 году мраморный склеп восстановлен и 4 ноября открыт президентом России Дмитрием Медведевым .

Семья

Князь Дмитрий Пожарский был женат дважды. От первой жены Прасковьи Варфоломеевны у него было три сына и три дочери (даты указаны по с.с.):

  • Пётр (ум. в 1647 году),
  • Фёдор (ум. 27 декабря 1632 года),
  • Иван (ум. 15 февраля 1668 года),
  • Ксения (ум. 22 августа 1625 года. Была замужем за князем В. С. Куракиным)
  • Анастасия (год смерти неизвестен. Была замужем за князем И. П. Пронским)
  • Елена (год смерти неизвестен. Была замужем за князем И. Ф. Лыковым)

Прасковья Варфоломеевна умерла 28 августа 1635 года, и вскоре князь женился на дочери стольника Андрея Ивановича Голицына княжне Феодоре, которая пережила его на девять лет и умерла в 1651 году бездетной.

Потомки

Род Пожарских пресёкся по мужской линии в 1685 году со смертью Юрия Ивановича, внука князя Дмитрия .

Потомки Дмитрия Пожарского князь Андрей Михайлович Волконский и его сын, князь Пётр Андреевич Волконский .

Память

Памятник Пожарскому в Суздале

Доколе название России, спасённой Князем Пожарским, пребудет на Земном шаре знаемо, до тех пор и он послужит примером геройства, правоты и бескорыстной любви к Отечеству.

  • Памятник Минину и Пожарскому в Москве (Мартос И. П. , 1818 год).
  • Памятник Дмитрию Пожарскому в Суздале (Азгур З. И. , 1955 год).
  • Памятник Пожарскому в Пурехе (Гусев П. Н. , 1998 год)
  • Памятник Пожарскому в Зарайске (Иванов Ю. Ф. , 2004 год).
  • Памятник (копия московского памятника, Церетели З. К. , 2005 год) и центральная площадь Минина и Пожарского в Нижнем Новгороде .
  • Памятник Пожарскому в Борисоглебском (Переяславец, М. В. , 2005 год).
  • В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) дважды присутствует фигура князя Пожарского.
  • В честь Дмитрия Пожарского был назван электропоезд ЭД9 М-0212.
  • Крейсер «Дмитрий Пожарский» проекта 68-бис (1955-1987 гг.).

В филателии

Примечания

Источники

  • Малиновский А.Ф. Биографические сведения о князе Пожарскомъ. - М ., 1817.
  • Глухарев И. Н. . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. Князь Пожарский и нижегородский гражданинъ Мининъ, или освобождение Москвы въ 1612 году. Историческое сказание XVII века. - М ., 1848.
  • Смирнов С. К. . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. Биография князя Дмитрия Михайловича Пожарскаго. - М ., 1852.

Пожарский Дмитрий Михайлович (1578-1642) - князь, русский политический и военный деятель, боярин.

Родился 1 ноября 1578, с.Мугреево Суздальского уезда. Сын Михаила Федоровича Пожарского из рода князей Стародубских (происходивших от Всеволода Большое Гнездо). Службу начал в 1593 при дворе Федора Ивановича, при Борисе Годунове стал стряпчим, при Лжедмитрии I (присягнув ему) - стольником. В 1610 назначен Василием Шуйским воеводой в Зарайск и получил 20 деревень. После низложения Шуйского присягнул польскому королевичу Владиславу, однако когда польский король Сигизмунд III стал претендовать на русский престол, вошел в Первое ополчение, руководимое П.Ляпуновым. В марте 1611 был ранен в сражении на Сретенке и вывезен в принадлежавшую Пожарским Пурецкую волость в Нижегородчине.

Сюда, по указанию Кузьмы Минина, к нему явились послы с предложением стать воеводой Второго ополчения, собранного в Нижнем Новгороде. Пожарский согласился, но в ополчении и в образованном в Ярославле правительстве «Совете всея земли» (февраль 1612) фактически оказался на вторых ролях рядом с Мининым.

Летом 1612 к засевшему в Кремле польскому гарнизону двинулось на подмогу подкрепление под командованием гетмана Ходкевича (12 тыс. чел), в ответ Пожарский привел ополченцев к столице, встав у Арбатских ворот. 22 августа поляки начали переправу через Москву-реку к Новодевичьему монастырю, скапливаясь возле него, но конница Пожарского при поддержке казаков кн.Д.Т.Трубецкого оттеснила Ходкевича к Поклонной горе. 22-24 августа Пожарский заставил поляков перейти к обороне. Он отбил провиант, привезенный для польского гарнизона Ходкевичем, после чего участь поляков была решена, голод принудил их сдаться 26 октября 1612.

Со взятием Москвы окончилась история Второго ополчения. Впоследствии Пожарский не играл видной роли в избрании царя Михаила Романова, новый царь возвел его из стольников в бояре (1613), но крупных вотчин Пожарский не получил. Во время русско-польской войны 1614 принимал участие в сражении под Орлом против польского авантюриста Лисовского. Затем ведал в Москве «казенными деньгами», оборонял от литовских налетчиков Калугу, участвовал в военных операциях против королевича Владислава, служил воеводой в Новгороде и Переяславле-Рязанском, заведовал Судным приказом. Перед смертью в 1642 принял схиму и духовное имя Кузьмы в память своего сотоварища по ополчению. Погребен в родовой усыпальнице Спасо-Евфимьевского монастыря в Суздале.

Д.М.Пожарскому и К.Минину воздвигнуты памятники на Красной площади (скульптор И.П.Мартос, 1818), в Нижнем Новгороде (скульптор А.И.Мельников, 1826). В 1885 на его могиле в Суздале сооружен памятник на народные средства. Образ Пожарского запечатлен в живописных полотнах В.Е.Савинского Больной князь Пожарский принимает послов (1882), М.Скотти Минин и Пожарский, в фильме Минин и Пожарский режиссеров В.Пудовкина и М.Доллера.

В 1578 г. родился Д.М. Пожарский, государственный и военный деятель, боярин. Придворную службу начал в 1593 г. С 1602 г. стольник. Боевое крещение получил в 1605 г. в сражении при Добрыничах. В 1608 г. руководил ратью, оборонявшей в районе г. Коломны хлебные обозы, и разбил отряд Лжедмитрия II. С 1610 г. воевода в Зарайске. Принял непосредственное участие в организации Первого (1610 г.) и Второго (1611 г.) ополчений. Тогда же получил титул, который подчеркивал его общегосударственную власть: «По избранию всей земли московского государства всяких чинов у ратных и у земских дел стольник и воевода князь Пожарский». В 1612 г. во главе ополчения освободил Москву от поляков. В 1613- 1618 гг. руководил военными действиями против польских интервентов и поддерживавших их казачьих отрядов гетмана Сагайдачного. В бою близ Орла (09.09.1615 г.) нанес поражение значительно превосходящим силам противника пана Лисовского. В 1628-1630 гг. воевода в Новгороде. Умер 20.04.1642 г., погребен в родовой усыпальнице в Спасо-Ефимьевом монастыре г. Суздаля.

Он вошел в историю России как участник первого ополчения и восстания против польско-литовских интервентов в Москве в 1611 году, в Смутное время. А с конца октября 1611 года Дмитрий Пожарский был одним из руководителей второго ополчения. Он вместе с нижегородским купцом Мининым разработал и осуществил в 1612 году план освобождения Москвы от польских интервентов. С освобождением Москвы, с конца 1612 года по 1613 год, он вместе с князем Д.Т. Трубецким возглавлял временное правительство. После избрания Михаила Романова на российский престол Пожарский продолжил политическую карьеру, руководя приказами: Галицкой частью - в 1617 г., Ямским - в 1619-1624 гг., Разбойным - в 1624-1628 гг., Приказных дел - в 1631-1632 гг., Московным судным приказом - в 1634-1638 и в 1639-1640 гг. В 1628-1630 гг. Дмитрий Пожарский служил воеводой в Новгороде.

Самые яркие моменты жизни Дмитрия Пожарского связаны с защитой России в Смутное время на рубeже XVI-XVII веков. Неудача первого земского ополчения огорчила, но не обескуражила земских людей. В провинциальных городах скоро снова началось движение за организацию нового ополчения и похода на Москву. На этот раз исходным пунктом и центром движения стал Нижний Новгород во главе с его знаменитым земским старостой Кузьмою Мининым. Городской совет, из представителей всех слоев населения, руководил сбором средств и призывом ратных людей. Начальником земского ополчения был приглашен «стольник и воевода» Дмитрий Михайлович Пожарский, способный военачальник и человек с незапятнанной репутацией; хозяйственную и финансовую часть взял на себя «выборный человек всей землею» Кузьма Минин.

Узнав о движении нижегородского ополчения, Михаил Салтыков со своими приспешниками потребовали от патриарха Гермогена, чтобы он написал грамоту с запрещением нижегородцам идти к Москве. Вокруг ополчения объединилось больше половины тогдашней России; в городах работали местные советы из представителей всех слоев населения, а из Ярославля назначали в города воевод. В самом Ярославле образовался Земский собор, или совет всея земли, из представителей с мест и от служебных людей, составлявших ополчение; этот совет и был временной верховной властью в стране.

Помня судьбу Ляпунова и его ополчения, Пожарский не спешил выступать, пока не соберет достаточно сил. В конце июля ополчение двинулось из Ярославля к Москве. Услыхав о его движении, атаман Заруцкий, увлекший с собой несколько тысяч «воровских» казаков, ушел из-под Москвы в Калугу, а Трубецкой с большинством казацкого войска остался, поджидая прихода Пожарского. В августе ополчение Пожарского подошло к Москве, где через несколько дней, дало отпор войску польского гетмана Ходкевича, спешившего на помощь польскому гарнизону.

22 октября казаки пошли на приступ и взяли Китай-город. Вскоре поляки, сидевшие в Кремле, сдались, обессиленные голодом, и оба ополчения торжественно вступили в освобожденную Москву при звоне колоколов и ликовании народа.

Временное правительство Трубецкого и Пожарского созвало в Москву выборных из всех городов и из всякого чина людей «для земского совета и для государственного избрания». Земский собор, заседавший в январе и феврале 1613 года, был по составу наиболее полным из московских Земских соборов: на нем были представлены все слои населения (за исключением холопов и владельческих крестьян). Сравнительно легко они договорились о том, чтобы «литовского и шведского короля и их детей и иных некоторых государств иноязычных нехристианской веры Греческого закона на Владимирское и Московское государство не избирать, и Маринки и сына ее на государство не хотеть». Решили избрать кого-нибудь из своих, но тут начались разногласия, споры, козни и смуты, ибо среди «великородных» московских бояр, бывших ранее союзниками или поляков, или Тушинского вора, не находилось достойного и популярного кандидата. После долгих и безрезультатных споров 7 февраля 1613 года выборные люди сошлись на кандидатуре 16-летнего Михаила Романова, сына томившегося в польском плену митрополита Филарета; но так как они не знали, как отнесется к этой кандидатуре вся Земля, то было решено устроить нечто вроде плебисцита, - «послали тайно, верных и богобоязненных людей во всяких людех мысли их про государское избрание проведывати, кого хотят государем царем на Московское государство во всех гродех. И во всех городех и уездах во всех людех та же мысль: что быти на Московском Государстве Государем Царем Михаилу Федоровичу Романову...». По возвращении посланных Земский собор 21 февраля 1613 года единодушно избрал и торжественно провозгласил царем Михаила Федоровича Романова. В избирательной грамоте было сказано, что его пожелали на царство «все православные христиане всего Московского государства». В то же время были указаны его родственные связи с прежней царской династией Рюриковичей: новый царь - сын двоюродного брата царя Федора Ивановича (сына Ивана Грозного), Федора Никитича Романова-Юрьева, а царю Федору Ивановичу - племянник.

ПОЖАРСКИЙ, ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ (1578–1642) – князь, русский политический и военный деятель, боярин.

Родился 1 ноября 1578, с.Мугреево Суздальского уезда. Сын Михаила Федоровича Пожарского из рода князей Стародубских (происходивших от Всеволода Большое Гнездо). Службу начал в 1593 при дворе Федора Ивановича , при Борисе Годунове стал стряпчим, при Лжедмитрии I (присягнув ему) – стольником. В 1610 назначен Василием Шуйским воеводой в Зарайск и получил 20 деревень. После низложения Шуйского присягнул польскому королевичу Владиславу, однако когда польский король Сигизмунд III стал претендовать на русский престол, вошел в Первое ополчение, руководимое П.Ляпуновым. В марте 1611 был ранен в сражении на Сретенке и вывезен в принадлежавшую Пожарским Пурецкую волость в Нижегородчине.

Сюда, по указанию Кузьмы Минина , к нему явились послы с предложением стать воеводой Второго ополчения, собранного в Нижнем Новгороде. Пожарский согласился, но в ополчении и в образованном в Ярославле правительстве «Совете всея земли» (февраль 1612) фактически оказался на вторых ролях рядом с Мининым.

Летом 1612 к засевшему в Кремле польскому гарнизону двинулось на подмогу подкрепление под командованием гетмана Ходкевича (12 тыс. чел), в ответ Пожарский привел ополченцев к столице, встав у Арбатских ворот. 22 августа поляки начали переправу через Москву-реку к Новодевичьему монастырю, скапливаясь возле него, но конница Пожарского при поддержке казаков кн.Д.Т.Трубецкого оттеснила Ходкевича к Поклонной горе. 22–24 августа Пожарский заставил поляков перейти к обороне. Он отбил провиант, привезенный для польского гарнизона Ходкевичем, после чего участь поляков была решена, голод принудил их сдаться 26 октября 1612.

Со взятием Москвы окончилась история Второго ополчения. Впоследствии Пожарский не играл видной роли в избрании царя Михаила Романова , новый царь возвел его из стольников в бояре (1613), но крупных вотчин Пожарский не получил. Во время русско-польской войны 1614 принимал участие в сражении под Орлом против польского авантюриста Лисовского. Затем ведал в Москве «казенными деньгами», оборонял от литовских налетчиков Калугу, участвовал в военных операциях против королевича Владислава, служил воеводой в Новгороде и Переяславле-Рязанском, заведовал Судным приказом. Перед смертью в 1642 принял схиму и духовное имя Кузьмы в память своего сотоварища по ополчению. Погребен в родовой усыпальнице Спасо-Евфимьевского монастыря в Суздале.

Д.М.Пожарскому и К.Минину воздвигнуты памятники на Красной площади (скульптор И.П.Мартос, 1818), в Нижнем Новгороде (скульптор А.И.Мельников, 1826). В 1885 на его могиле в Суздале сооружен памятник на народные средства. Образ Пожарского запечатлен в живописных полотнах В.Е.Савинского Больной князь Пожарский принимает послов (1882), М.Скотти Минин и Пожарский , в фильме Минин и Пожарский режиссеров В.Пудовкина и М.Доллера