Как называется письменная речь. Письменная речь

Речь делится на два основных противопоставленных друг другу, а в некоторых отношениях сопоставленных типа. Это устная и Они разо-шлись в своем историческом развитии, поэтому обнаруживают различные принципы организации языковых средств. Общелитературные языко-вые средства, объединяющие такие типы, как устная и письменная речь, являются основой форми-рования и функционирования синонимических рядов. Разъединяющие их книжно-письменные и устно-разговорные средства употребляются в полном наборе в своем типе, а в противополож-ный получают доступ с определенными ограничениями.

Устность речи

Устность является основным фактором, объединяю-щим различные разновидности, на которые подразделяется Свойства речи письменной реализуются в разновидностях книжно-письмен-ного типа. Разумеется, форма не единственный фактор объединения. Но в устно-разговорном типе именно она предопределяет формирование и функционирование специфических языковых средств, отличающих от письменной устную речь. Свойства речи связаны с характером ее порождения. Рассмотрим его более подробно.

Различия в порождении устной и письменной речи

Различие форм опирается на глубин-ное психофизиологическое различие. Психологами установлено, что механизмы порождения и восприятия устной и письменной речи неодинаковы. При порождении письменной речи всегда есть время на обдумывание формального плана высказывания, благодаря чему сте-пень ее структурированности высока.

Соответственно, и при чтении всегда можно остановиться, глубже обдумать написанное, сопрово-дить его своими личными ассоциациями. Это позволяет и пишущему, и читающему перевести нужную информацию из оперативной памяти в долговременную. Не то при говорении и слушании. Свои особенности имеет звучащая, исторически первичная устная речь. Свойства речи в данном случае определяются тем, что она представляет собой некий поток, который только при ее продукции может прерываться говорящим в соответствии с его намерениями закончить или приостановить инфор-мацию. Слушающий же должен в своей рецепции следовать за говоря-щим во времени, и у него далеко не всегда там, где ему нужно, есть возможность остановиться для более глубокого продумывания. Поэтому действует преимущественно когда воспринимается устная речь. Свойства речи в этом случае состоят в том, что она спонтанная, одноразовая, она не может повторить-ся снова в том виде, в каком уже была произнесена.

Автоматизированность

При изучении иностранного языка во время подготовки к занятию можно готовить каждое предложение заранее, но на самом занятии это не получится: задача спонтанного продуцирования требует заново в плавном речевом потоке выдавать речевые порции. Характеристика речи устной заключается в том, что ее полностью подготовить нельзя, она продуцируется в значительной степени автоматизированно. Если говорящий будет уси-ленно ее контролировать, она утратит качество спонтанно-сти и естественности. Контроль над собой в полной мере возможен лишь в медленной учебной речи, своим ненатуральным темпом вы-дающей свой неоригинальный характер.

Озвучивание письменного текста

От продуцируемой спонтанной устной речи следует отличать про-стое озвучивание письменного текста, осуществ-ляемое дикторами, артистами, а иногда и докладчиками. Такое озвучи-вание ничего не меняет в тексте, и он хоть и звучит, но остается таким, каким был написан. При этом сохраняется характеристика речи письменной, все ее свойства. От устности в ней появляется только интонационный контур и возможная фонетическая экспрессивность. То есть акустические свойства звуков речи меняются. Интересно наблюдение Е. А. Брызгуновой, сравнивавшей актерские озвучивания одного и того же текста: они различались. Это значит, что как только появляется устный речевой элемент, в данном случае интонация, возникают расхождения из-за индивидуализации.

Индивидуальность

Устная связная речь всегда индивидуальна. Для письменной же это не общее качество всех разновидностей. Индивидуальна лишь художественная речь и отчасти речь нестрогих газетных жанров. У каждого говорящего есть своя манера, характеризующая человека как личность со стороны его психологических, социальных, даже профессиональных особенностей и общей культуры. Это касается не только В парламенте, например, выступление каждого депутата высвечивает его личностные качества и интеллектуальные возможности, дает его социальный портрет. Устная связная речь нередко больше значит для слушателя, чем содержащаяся в выступлении информация, ради которой и происхо-дит выступление.

Особенности устной речи

Если обратиться к факторам членения, действующим в устно-раз-говорном типе, то окажется, что помимо действующих в книж-но-письменном типе здесь имеются некоторые дополнительные. Одни свойства устной речи являются общими для всего устно-разговорного типа и свойственны ему в отличие от книжно-письменного, разделяя современный русский литературный язык на две части. Другие же принимают участие в выделении разновидностей самого устно-разговорного типа. Перечислим эти дополнительные факторы. Такими свойствами речи являются адресованность, ситуативность, рече-вой вид (использование монологов и диалогов).

Адресованность устной речи

Устная речь всегда адресована, причем непосредственно слушателю, который воспринимает ее одно-временно с ее продукцией адресантом здесь и сейчас. Разного рода технические ухищрения вроде отсроченной и затем воспроизведенной записи могут в расчет не приниматься, так как они не лишают комму-никативный акт главного: сиюминутности восприятия, где важна вре-менная синхронность. Адресат речи может быть: а) индивидуальный; б) коллективный; в) массовый.

Эти три вида адресованности устной литературной речи, совпадающие с действием других факторов ее чле-нения (все эти факторы, включая и адресованность, однонаправ-ленны), участвуют в выделении трех разновидностей устной литера-турной речи (устно-разговорного типа литературного языка): 1) уст-но-разговорная; 2) устная научная; 3) радио- и телевизион-ная.

Адресованность письменной речи

Здесь адресованность не непосредственная: по-средником между автором текста и читателем служит бумага, а она позволяет сколь угодно отсрочить чтение, т. е. элиминировать фактор физического времени, сама же речь наделена качествами неспонтанности и многоразовости. В отличие от устной речи к ней непримени-ма пословица "Слово не воробей, вылетит - не поймаешь". Такая опосредованная адресованность не может быть фактором членения.

Ситуативность

Основные свойства речи включают в себя также ситуативность. Она присуща разговорному типу, где ситуация восполняет словесно не выраженный смысл, любые недосказанности и неточности. Она обычно считается эксклюзивным качеством разговорной речи, но, строго говоря, постоянно обнаруживает-ся. Это показывает, например, анализ речи поэтической, когда для точного понимания и чувствования стихотворения требуется биографический комментарий. Вообще, комментарии такого рода, снабжающие художественное про-изведение любого жанра, позволяют обогатить восприятие и понима-ние замысла автора. К ситуативности добавляется общая апперцеп-ционная база говорящего и слушающего, общность их знаний и жиз-ненного опыта. Все это допускает словесные намеки и обеспечивает понимание с полуслова. Частично ситуативность свойственна и кол-лективно адресованной речи. Например, преподаватель знает, какие у него слушатели, что они знают и могут, чем интересуются. Массово же адресованным текстам ситуативность не свойственна. Таким образом, она действует как фактор вычленения разговорной речи и как неполный фактор, харак-теризующий устную научную речь. Естест-венно, ситуативность не может быть свойственна ни одному виду письменного типа.

Использование монологов и диалогов в письменной речи

Что касается соотношения монологического и диа-логического видов, то это свойство и письменного, и устного типов при членении литературного языка на разновидности вы-ступает по-разному. В книжно-письменном типе оно не играет роли фактора членения, в устно-разговорном же является таким фактором. Это связано с разным соотношением монолога и диалога в письмен-ных и устных разновидностях. В книжно-письменном типе научная речь обычно монологична, но и в ней можно усмотреть при-знаки диалогичности. Хотя с этим можно не соглашаться: если они и есть, то носят не прямой, а весьма косвенный характер. Деловая речь бывает выражена монологическим видом, но одиночные (обычно) предложения, выражающие распоряжение, просьбу, инструктивное указание, приказ и прочее и содержащие глагольную форму побудитель-ного (повелительного) наклонения, по форме и организации близки к реплике диалога. Газетные статьи обычно монологичны, но могут со-держать элементы диалога, имитирующие вопросы читателю и его предполагаемые ответы, прямой же диалог бывает в жанрах интер-вью, переписки с читателями, ответов на вопросы и др. В художест-венной речи диалог - средство общения героев, авторской же речи достается монологический вид. Но есть жанры полностью диалогиче-ские. Речь, конечно, идет о пьесах и драматургии как виде искусст-ва. В целом получается, что как фактор членения диалог - монолог выступают неотчетливо, но довольно ясно показывают нарастание диалогичности слева направо.

Монологи и диалоги в устной речи

В устно-разговорном типе принципиально иное соотношение. Оно определяется тем, что диалогический и монологический как следствие, имеют разную организацию, а именно: моно-лог - это посегментный синтаксис, диалог - это краткие разговор-ные реплики жесткой, специфически разговорной синтаксической структуры. Конечно, и в письменном диалоге есть свои синтаксиче-ские особенности сравнительно с монологом, который является про-странством для осуществления многочисленных синтаксических мо-делей, всего богатства письменной речи. Но здесь различия диалогиче-ского и монологического вида не влекут за собой столь принципиаль-ных различий в синтаксисе, где специфически разговорные модели складываются в пространстве диалога. В целом же диалогичность в устно-разговорном типе убывает справа налево. И доходит до минимума в устной научной речи. Равноправие диалога и монолога позволяет сре-ди других факторов членения выделить устно-разговорную речь как самостоятельную разновидность, отделенную по этому признаку от радио- и телевизионной и устной научной речи.

В реферате отражены следующие темы: Характеристика письменной речи. Особенности письменной речи. Отличие письменной речи от устной. Письменная речь ребенка и взрослого. Усвоение письма и предпосылки его формирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБС(К)ОШ-интернат VIII вида, п.г.т. Уруссу, учитель-логопед Галяутдинова Зульфия Абузаровна

Тема: Характеристика письменной речи.

План.

Введение.

  1. Характеристика письменной речи.
  2. Особенности письменной речи.
  1. Отличие письменной речи от устной.

3. Усвоение письма и предпосылки его формирование.

Заключение.

Литература.

Введение.

Письмо - это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи. В тоже время письмо - это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельной функций: письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения. Читая книги, исторические документы разных времен и народов, мы можем прикоснуться к истории, культуре всего человечества. Именно благодаря письменности мы узнаем о великих цивилизациях древнего Египта, шумеров, инков, майя и др. Письмо прошло длительный путь исторического развития от первых зарубок на деревьях, наскальных рисунков до звуко-буквенного типа, которым сегодня пользуется большинство людей, т.е. письменная речь вторична по отношению к устной. Буквы, используемые на письме, - это знаки, с помощью которых обозначаются звуки речи. Звуковые оболочки слов и частей слов изображаются сочетаниями букв, знание букв позволяет воспроизводить их в звуковой форме, т.е. читать любой текст. Знаки препинания, используемые на письме, служат для членения речи: точки, запятые, тире соответствуют интонационной паузе в устной речи. Это значит, что буквы являются материальной формой письменной речи.

Основная функция письменной речи - фиксация устной речи, имеющая цель сохранить ее в пространстве и времени. Письмо служит средством коммуникации между людьми, когда непосредственное общение невозможно, когда они разделены пространством и временем. Развитие технического средства сообщения - телефона - уменьшило роль письма. Появление факса и распространение системы Интернет помогают преодолевать пространство и вновь активизировать письменную форму речи.

Основное свойство письменной речи - способность к длительному хранению информации.

Письменная речь развертывается не во временном, а в статическом пространстве, что дает возможность пишущему продумывать речь, возвращаться к написанному, перестраивать текст, заменять слова и т.д. В связи с этим письменная форма речи имеет свои особенности.

1. Характеристика письменной речи.

Письменная речь - это особый вид деятельности, включающий в себя три уровня (психологический, сенсомоторный, лингвистический).

На психологическом уровне осуществляется:

1) возникновение намерения, мотива к письменной речи;

2) создание замысла;

3) создание на основе замысла общего смысла;

4) регуляция деятельности и осуществление контроля за выполняемыми действиями.

Сенсомоторный уровень делится на два подуровня: сенсо-акустикомоторный и оптикомоторный подуровни. Сенсо-акустико-моторный подуровень обуславливает процесс звукоразличения, создает основы для операций акустического и кинестетического анализа звуков, слов, для умения выделять устойчивые фонемы и артикулемы; обеспечивает установление последовательности написания букв в слове, что возможно при сохранной слухоречевой памяти. Оптико-моторный подуровень отвечает за перешифровку (перекодирование) с одного кода на другой:

  1. при письме - со звука на букву, с буквы на комплекс тонких движений руки;
  2. при чтении происходит соотнесение букв с соответствующими звуками. При этом отмечаются сложные соотношения между звуком и буквой, между фонемой и графемой.

Перевод с одного уровня на другой возможен лишь благодаря взаимодействующей работе целого ряда анализаторных систем и самого высокого уровня организации речи. Для осуществления письменной речи необходимы: обобщенные представления о звуках данной языковой системы, устойчивые связи звуков и букв, означающих эти звуки и обобщенные в устойчивые графемы.

На лингвистическом уровне происходит реализация перевода внутреннего смысла, формирующегося на психологическом уровне в лингвистические коды - лексикоморфологические и синтаксические единицы.

Письменная речь обеспечивается работой ряда анализаторов, отвечающих за психофизиологическую основу этого процесса: акустический, оптический, кинестетический, кинетический, проприоцептивный, пространственный и др.

Таким образом, при письме и звуковой анализ обеспечивается совместной работой акустического и кинестетического анализаторов, перешифровка звуков и букв обеспечивается акустическим, кинестетическим и оптическим анализаторами, при написании буквы осуществляется работа оптического, пространственного и двигательных анализаторов, обеспечивающих тонкие движения руки.

Каждый уровень реализуется за счет работы различных отделов коры головного мозга:

  1. психологический уровень осуществляется за счет работы лобных отделов головного мозга (передне-задне- и медео-базальных отделов лобной области КГМ);
  2. психофизиологический уровень - за счет заднелобных, нижнетеменных, височных, задневисочных, переднезатылочных отделов;
  3. лингвистический уровень - за счет передних и задних речевых зон, обеспечивающих синтагматику и парадигматику.

Таким образом, для осуществления письменной речи необходимо наличие всех трех структурных уровней, входящих в состав деятельности вообще.

2. Особенности письменной речи.

2.1. Отличие письменной речи от устной.

Речь устная и речь письменная - это две формы речевой функции. И та и другая - основное средство общения в человеческом обществе. Устная речь формируется первой, а письменная - надстройка над уже созревшей устной речью - использует все ее готовые механизмы, совершенствуя и значительно усложняя их, присоединяя к ним новые механизмы, специфические для новой формы выражения языка.

Письменной речью овладевают целенаправленно в процессе обучения. Устная речь развивается в процессе практического общения ребенка со взрослыми, главным образом на основе подражания. Письменную речь характеризует участие большего количества анализаторов (зрительно-слухо-моторной). В письменной речи более высокие требования к подбору слов, к построению фраз. Письменная речь протекает без коррекции со стороны (собеседника). Письменная речь лишена живых средств общения - мимики, жестов. Единицей письменной речи является монолог. Письменная речь контекстна, сама себя порождает, активизирует и контролирует. Она абстрактна, дискретна, членима на минимальные сегменты, буквы.

Устная речь представляет собой звуковое единство, сегментация ее с акустико-физиологической точки зрения не совпадает с лингвистическим членением. В устной речи отчетливо звучащие элементы сочетаются с редуцированными; в акте письма наблюдается активный или скрытый полный тип произнесения. Для устной речи характерен слуховой и кинестетический контроль; для письменной речи характерен зрительный и кинестетический контроль.

2.2. Письменная речь ребенка и взрослого.

В процессе своего развития письменная речь значительно изменяется.

У человека, только что начинающего писать, на первом плане стоят следующие процессы:

  1. звуковой анализ слова, написание каждой отдельной буквы, сохранение их нужного порядка;
  2. пишущий опирается при этом на проговаривание того, что пишет. То есть у ребенка техническая сторона письма осознаваема. Написание элементов букв становится действием, так как есть цель. Письмо у ребенка - это процесс формирования навыков, несвязный процесс.

Человек, имеющий достаточно автоматизированный навык письма, пользуется уже закрепившимися навыками написания не только отдельных букв, но и слогов, звуковых комплексов и даже целых слов. То есть для письма взрослого характерно неосознавание технической стороны, а основной целью является передача смыслового содержания, информации. Только в определенных случаях техника письма становится целью (когда надо писать красиво, стилизовано); это процесс автоматизированный, характеризуется связностью, большей скоростью, чем у ребенка.

3. Усвоение письма и предпосылки его формирования.

Письменная речь усваивается сознательно, необходимо созревание мозговых структур и подготовленность психических функций и процессов, участвующих в письме. Для овладения письмом необходима сформированность симультанных и сукцессивных способностей, сформированность межанализаторного взаимодействия, достаточный уровень сенсорного развития ребенка (слуховое восприятие, зрительное восприятие, пространственное отношение и представление, развитая психомоторика). Также необходимо достаточное развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления), достаточный уровень сформированности познавательной и интеллектуальной деятельности ребенка, достаточный уровень развития устной речи.

По мнению А.Н.Леонтьева психофизиологическую структуру письма можно представить в следующих трех операциях:

  1. процесс символизации,
  2. процесс моделирования звуковой структуры слова с помощью графических символов,
  3. графомоторные операции.

Предпосылками формирования этих операций являются:

Навык символизации, который формируется в символических играх с замещением предметов, в изобразительной деятельности;

Развитие фонематического восприятия ребенка;

Овладение фонематическим анализом, который необходим для моделирования звуковой структуры слов с помощью букв (установление временной последовательности фонем, трансформация временной последовательности фонем в пространственную последовательность букв параллельно с графомоторными операциями записи букв);

Сформированные графомоторные навыки, зависящие от зрительно-моторной координации.

Выделяют четыре этапа овладения письмом.

1) Ориентировочный этап - ребенок дошкольного возраста приучается обращаться с бумагой, ручкой, развиваются движения руки, зрительный анализ, осознание письменной деятельности как средства общения.

2) Аналитический этап - добукварный и букварный периоды школьного обучения, на которых происходит развитие моторики при написании элементов букв и их соединений и осуществляется связь звука и буквы.

3) Аналитико-синтетический этап - постбукварный период, который включает в себя переход к соединению букв в слове, преобладает процесс синтеза.

4) Синтетический этап - ближе к старшей школе. В этот период письмо автоматизируется, техника написания переходит на второй план, основным является изложение мысли.

Заключение.

Таким образом, письменная речь - одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка. Для различных форм языковой деятельности первичной может быть как устная, так и письменная речь (сравним фольклор и художественную литературу). Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных человечеством. Письменная речь не только совершила переворот в методах накопления, передачи и обработки информации, но она изменила самого человека, в особенности его способность к абстрактному мышлению.

Письменная речь использует книжный язык, употребление которого достаточно строго нормировано и регламентировано. Порядок слов в предложении закреплен, инверсия (изменение порядка слов) не типична для письменной речи, а в некоторых случаях, например в текстах официально-делового стиля речи, недопустима. Предложение, являющееся основной единицей письменной речи, выражает сложные логико-смысловые связи посредством синтаксиса. Письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространенные определения, вставные конструкции и т.п. При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом.

Письменная речь ориентирована на восприятие органами зрения, поэтому она обладает четкой структурной и формальной организацией: имеет систему нумерации страниц, деление на разделы, параграфы, систему ссылок, шрифтовые выделения и т.п.

К сложному тексту можно не раз возвращаться, вдумываться в него, осмысливать написанное, имея возможность просматривать глазами тот или иной отрывок текста.

Письменная речь отличается тем, что в самой форме речевой деятельности находят определенное отражение условия и цель общения, например художественное произведение или описание научного эксперимента, заявление об отпуске или информационное сообщение в газете. Следовательно, письменная речь обладает стилеобразующей функцией, что находит отражение в выборе языковых средств, которые используются для создания того или иного текста. Письменная форма является основной формой существования речи в научном, публицистическом, официально-деловом и художественном стилях.

Литература.

  1. Алтухова Т.А. Коррекция нарушения чтения у учащихся начальных классов с трудностями в обучение. Белгор. гос. ун-та, 1998.
  2. Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся III-VII классов. Язык. Речь. Творчество. М. Лабиринт. 1998.
  3. Казарцева О.М. Вишнякова О.В. Письменная речь. М. Флинта. Наука, 1998.
  4. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М. Просвещение. 1985.
  5. Садовникова Н.И. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М. ВЛАДОС. 1995.
  6. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. М. АЙРИС ПРЕСС. 2005.
  7. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. М. ИНТОР. 1998.

Что такое "Письменная Речь"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Письменная Речь – речь, изображенная на бумаге (пергамене, бересте, камне, полотне или какой-либо др. поверхности) с помощью специальных графических знаков (знаков письменности). Использование письменной формы речи позволяет пишущему обдуманно отбирать языковые средства, строить высказывание постепенно, исправлять и совершенствовать текст. Это способствует появлению более сложных синтаксических конструкций, чем в устной речи (см.), большей логичности, последовательности, связности изложения, высокой нормативности речи. П. р. необходима для коммуникации во всех функц. сферах: научной (произведения, относящиеся к жанрам монографии, статьи, учебника и др.), официально-деловой (законы, указы, постановления, договоры, заявления и т.д.), публицистической (статьи в газетах, журналах), художественной (литературные произведения), разговорной (записки, частные письма). Научные, публицистические, официально-деловые тексты формируются преимущественно на базе письменной реализации лит. языка. Не случайно эти функц. стили называют книжными. В форме П. р. существует и худож. литература. В этой области лишь устное народное творчество имеет в качестве первичной формы существования устную, записи фольклора являются вторичной формой его реализации. Для русского (древнерусского) языка первые фиксации П. р. относятся к X–XI вв. Появление письменности у восточных славян стало основной предпосылкой формирования лит. языка, который возник именно как письменный (лат. littera – буква, письмо). Под древнерус. лит. языком понимается тот язык, который дошел до нас в письменных памятниках XI–XIII вв., принадлежащих к различным жанрам, а именно: жанрам светской повествовательной литературы (литературно-художественное произведение "Слово о полку Игореве", летописные повествования и др.), деловой письменности (свод законов "Русская правда", договорные, купчие, жалованные и другие грамоты), церковно-религиозной литературы (проповеди, жития), где был широко представлен старославянский язык, но употреблялись и восточнославянские элементы. Рус. лит. язык существовал только как письменный на протяжении всего донационального периода. Для развития письменного лит. языка огромное значение имеет деятельность выдающихся мастеров слова. Писателям принадлежит важная роль в эволюции стилей худож. прозы и поэзии, в литературной обработке общенародного языка. Так, А.С. Пушкин, руководствуясь принципами соразмерности и сообразности, достиг в своем худож. творчестве смелого синтеза всех жизнеспособных элементов лит. языка с элементами живой народной речи. Велика роль крупных ученых (среди отечественных – прежде всего М.В. Ломоносова и других деятелей науки периода формирования науч. стиля рус. лит. языка) в создании специальной терминологии, в становлении речевой системности функционального стиля, в совершенствовании способов выражения рассуждения как логического построения текстового характера, формирующегося и используемого прежде всего именно в письменной науч. речи. Значителен вклад В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева в формирование стиля литературно-критических работ. Лит.: Соболевский А.И. История рус. лит. языка. – М., 1980; Виноградов В.В. Очерки по истории рус. лит. языка XVII–XIX вв. – 3-е изд. – М., 1982; Его же: Проблемы литературных языков и закономерностей их образования и развития. – М., 1967; Винокур Г.О. Рус. язык. Исторический очерк // Избр. работы по рус. языку. – М., 1959; Ефимов А.И. История рус. лит. языка. – М., 1971; Мещерский Н.А. История рус. лит. языка. – Л., 1981; Горшков А.И. Теория и история рус. лит. языка. – М., 1984; Земская Е.А. Письменная речь // Рус. язык: Энц. – М., 1998. Т.Б. Трошева

Письменная Речь - Категория. Вид речи. Специфика. Основана на визуально воспринимаемой устойчивой фиксации языко... Большая психологическая энциклопедия

Письменная Речь - Письменная речь - речь - , основанная на визуально воспринимаемой устойчивой фиксации языковых кон...

Взаимодействие с людьми - это значимая часть нашей жизни. Существуют две речевые формы: устная и письменная речь. Каждый раз, чтобы оформить письмо или просто поговорить, мы выбираем наиболее приемлемый стиль изложения. Успех общения в целом и результат отдельного диалога зависят от верного выбора одного из пяти стилей.

Он особенно важен при письменном общении, ведь читатель не может видеть и слышать голос автора. Какие виды речи выделяют? Каковы особенности речевых стилей?

Речь

Речь зависит от многих условий, изменяется и обладает своеобразными особенностями. Общение осуществляется благодаря внешней речи, которая доступна для слуха и зрения собеседника.

Внутренняя речь беззвучна и не является средством взаимодействия. Это процесс, недоступный для окружающих, мышление в оболочке слов. Ее особенностью является краткость, свернутость.

При переводе сокращений внутренней речи на развернутую внешнюю речь, понятную собеседнику, говорящий может испытывать трудности: «Крутится на языке, а выразить не могу!» Этим и объясняется возникающая иногда сложность объяснения внутренних мыслей одного человека другому.

Понимать собеседника и слышать его реакцию можно только при устной речи. Читатель, воспринимающий письменную речь, не может видеть, слышать пишущего, ему необязательно его знать. Автора и читателя могут разделять время и пространство.

С отсутствием прямого контакта связаны трудности по созданию письменного текста. Автор не сможет использовать многие вербальные и невербальные средства выразительности: мимику, темп речи, интонацию, жесты, контакт глаз. В тексте присутствуют знаки препинания, но они не в состоянии заменить средства общения. Поэтому устная речь отличается большей выразительностью, чем письменная.

Полнота мыслей, развернутость, связность, понятность изложения - все это свойственно письменной речи. Главной ее особенностью является обработанность, возможность тщательно в течение какого-либо времени совершенствовать выражение мыслей. Для устной речи такие паузы несвойственны.

В устном общении не принято повторение уже известной по предыдущим репликам информации. Одни и те же фразы могут использоваться с разными целями. Например, для письменной и устной речи неоднозначен вопрос: "Который час?" На письме он имеет одно значение - интерес ко времени. Ситуации же устного общения разнообразны, и этот же вопрос несет разный смысл. Для засидевшихся гостей намек: «Не пора ли Вам домой?», для опоздавшего выражение негодования: «Сколько мы можем ждать?»

Таким образом, нормы устной и письменной речи различны. Можно сказать, не говорите, как пишите, и не пишите, как говорите!

Монолог и диалог

Условия общения определяют используемый вид устной речи: монолог или диалог.

Диалогическая речь - это беседа двух и более людей, высказывающихся попеременно. Диалог может быть целенаправленным или спонтанным, как повседневное общение. Обычный разговор не подразумевает четкого планирования, его течение и итог зависят от поддержания друг друга собеседниками, высказываний, замечаний, возражений или одобрений. Целенаправленная беседа организуется для переговоров, получения информации, выяснения вопросов.

Для ведения диалога не требуется специальной подготовки и требований, необязательно отрабатывать связные и развернутые высказывания, как в монологической или письменной речи. Понимание между участниками диалога достигается легко, можно сказать с полуслова. Необходимым условием для собеседников становится умение выслушать партнера, не перебивая, понять его возражения и ответить на них.

Монологическая речь - это речь одного лица, окружающие воспринимают ее, но не участвуют. Подобный «односторонний» разговор часто встречается при общении, например, в виде устных или письменных выступлений, лекций, докладов. Особенностью монолога становится направленность на слушателей. Его цель - воздействовать на людей, передать знания, мысли, склонить к своей точке зрения. Поэтому монолог развернут, распланирован, строится на логичном и связном изложении мыслей. Данные требования сложно соблюдать без подготовки.

Для монолога свойственно напряжение. Оратор следит за речью и за тем, какое воздействие она оказывает на аудиторию. Содержание речи, логичность мысли, последовательность, выразительность, контакт со слушателями - все это становится предметом внимания на протяжении выступления.

Разговором и обменом высказываниями нескольких человек называют такую форму речи, как полилог.

Стили речи

Стилем речи можно назвать ее характер, особенности и своеобразие, исторически сложившиеся в разных сферах общественной деятельности. Они отличаются языковыми средствами и собственной организацией.

Выразить мысли можно с помощью научного стиля, публицистического, художественного, официально-делового и разговорного. С использованием текстов разных видов и стилей можно описать один и тот же объект. Разговорный стиль присутствует в основном в устной форме. Как устная, так и письменная речь характерна для книжных (статья, доклад, выступление).

Знание особенностей стилей абсолютно необходимо людям, трудовая деятельность которых связана с общением в разных формах. Функциональные стили - это неоднородные языковые системы. Они отражают условия общения для разных сфер, отличаются по терминологии и жанру. Рассмотрим свойства и примеры стилей.

Научный стиль

Сфера применения

Научная деятельность и образование. Курсовые, контрольные, статьи и другие научные труды. Конспект и лекция также относятся к текстам в научном стиле.

  • Тексты монологического характера с жесткими требованиями к написанию.
  • Логичная и четкая речь в рамках стереотипов.
  • Автору не свойственно проявлять эмоции в таком тексте. Он монотонно окрашен.
  • Объективность и всесторонний подход к рассматриваемой проблеме.
  • Применение тезисов, гипотез, выводов, терминологии и обозначение закономерностей.

Научная речь. Пример

"Результаты экспериментов позволяют сделать вывод, что исследуемый объект однороден, имеет сложную структуру, светонепроницаем. Объект меняет свойства после температурного воздействия выше 400 К. В результате исследований доказано, что под воздействием разности потенциалов меняется молекулярная структура данного вещества. Механическое воздействие на объект к видимым изменениям в структуре не приводит."

Публицистический стиль

Сфера применения

Основные характеристики и особенности

СМИ, выступления на собраниях, газетные статьи, аналитические и информационные передачи.

Цель - передача информации, воздействие на чувства и мысли читателя, убеждение.

  • Общедоступный стиль, более противоречив и неоднозначен, чем научный.
  • Публицистическая речь отличается выразительностью, сочетанием экспрессии и стандартов. Изобилует клише и словарными штампами.
  • Стиль эмоционален, но не объективен. Он отражает субъективное мнение и оценку автора, поэтому широко применяется в СМИ для манипулирования общественным мнением.

Рассмотрим пример:

"Беспрецедентное судебное заседание! Бразильский суд признал покер игрой, зависящей от удачи, а не от мастерства. Судебные тяжбы продолжались несколько лет. Подпольный покерный клуб был закрыт еще в 2010 году. Его владельцы, недолго думая, подали в суд с целью доказать, что покер является спортивной игрой.

Судья был непреклонен: «Невозможно отрицать умение владеть стратегией игры, которая определяется розданными картами или позицией за столом, но данные факторы не являются первостепенными, в отличие от удачи в покере. Только удача является самым важным фактором».

После полного разгрома обвиняемые подали апелляцию и привлекли специалистов по криминологии. Их точка зрения заключается в том, что успех игры определяется в первую очередь умениями и навыками игроков, а не удачным раскладом".

Официально-деловой стиль

Сфера применения

Основные характеристики и особенности

Нормативные и законодательные акты, деловая документация: приказы, деловые письма, докладные записки и другие юридические документы. Цель - передача информации.

  • Деловой стиль отличается наличием жестких правил, четкостью и консерватизмом. Строго соответствует литературным нормам.
  • Не допускает двойственности толкований.
  • Эмоциональность в тексте отсутствует.
  • Деловая речь стандартизирована. Документы создаются по общепринятой схеме или шаблону.
  • Применение специфической лексики и морфологии.
  • Императивность и внимание к деталям.

"Уважаемый Иван Петрович! Ознакомившись с рекламной акцией и планом работы Вашего торгового центра, опубликованным в № 7 «Делового журнала» от 12.04.2014 г., направляем Вам заявку на участие в экспозиции. Просим включить нашу организацию в число участников выставки".

"Я, Пупков Борис Борисович, от лица ООО «Феникс» выражаю благодарность коллективу корпорации ОАО «Темп», в частности Петрову А. А. и Иванову С. Н. за высокий профессионализм и своевременное разрешение проблемных ситуаций".

Литературно-художественный стиль

В течение дня кок несколько раз готовит обед для голодных матросов, а это орава в 100 человек. Едят посменно, для каждой группы он накрывает столы, убирает и перемывает всю посуду. При том, что у подводников очень хорошее меню. Завтракают чаще всего творогом с медом или вареньем. Бывает даже из розовых лепестков или грецких орехов. К обеду или ужину обязательно положена красная икра, иногда ее заменяет осетровый балык.

Подводникам ежедневно подают 100 г красного вина, шоколадку и воблу. Эта традиция идет с советских времен, когда решали, как им поднять аппетит. Мнения разделились: одни члены комиссии считали, что лучше пивом, а другие - что ином. Победили те, кто за вино, но вобла к пиву так и осталась в пайке.

Разговорный стиль

"Салют, чувак! Что за жизнь, если в ней нет энергии, адреналина и скорости! Я живу для экстрима, ради острых ощущений. Драйв - это круто! Я люблю, когда адреналин срывает крышу. Я не могу без байка, дороги. Теперь ты в теме? Мне хорошо, пока я могу бросать вызов этой жизни".

"Бывало, и в лесу ночевал. Боязно как-то. Холодина, до косточек пробирает. Тогда и встретился с медведем. Шел на ток, на подслух. Уже темно было. Ага! Сидят, все слышно. Ну, вроде, кажется, чуйка подсказывает, что там... Накрыло тенью - филин сверху, метров двух. Тихонько подлетает, башкой вертит. Ну, голубчик, прихлопну я тебя!"

Чужая речь

Еще одним видом речи является чужая речь. Она присутствует в некоторых книжных стилях, состоит из реплик лиц, включенных в повествование, помимо авторских, и передается с помощью прямой и косвенной речи.

Прямая речь - это дословно приведенное высказывание человека, а косвенная - передача содержания сказанного, при этом слова говорящего можно изменить. Они различаются в основном с точки зрения синтаксиса. Прямой речью является независимое предложение. Косвенной - придаточная часть в предложении со словами автора, причем его речь играет главную роль.

Прямая речь не всегда дословно отражает сказанное, ее могут сопровождать разнообразные слова автора: "Она ответила примерно так…"; "Он с недовольством спросил…" и другие. При сближении данные виды речи образуют несобственно-прямую и полупрямую речь.

Особенности прямой речи

Передает не только высказывания, но и мысли других лиц, автора.

«Мужики, у кого есть инструмент, собирайтесь сюда,» - хриплым голосом скомандовал Дубаев.

«Вы познакомились? - спросил я. - И при каких обстоятельствах, интересно?»

Я уже было хотел сказать ему: «Ну-ну, Петрович, помиримся…».

Смотрел ей вслед и думал: «Почему жизнь так меняет людей?»

Владимир открыл ворота и провозгласил: «Привел!»

«Откуда ты его знаешь?» - спросил сын.

«Семенов жил на той же улице, что и я, - продолжал Трифонов, - в доме напротив, на третьем этаже».

Я сразу вышел и подумал: «Кто это ночью возле дома бродит?» - стало тихо.

Заключение

Нежелательно смешивать разные виды речи, устное, письменное направления и стили. Стиль разговорного характера лучше оставить для устной реализации.

При письме преобладают книжные стили, такие как научный, деловой и художественный. Публицистический используется во всех формах. Есть и исключения. Допустим, в литературном рассказе встречается разговорная форма, на устном выступлении студент представляет доклад в научном стиле или официальном.

Формы устной и письменной речи во многом схожи, так как их основой является литературная лексика. Оба видадолжны применяться с соблюдением норм русского языка.

Все рассмотренные формы относятся к активной речи. В жизни нередко используется и пассивная, когда человек не рассказывает, не записывает, а просто слушает. Пассивная речь состоит из восприятия и понимания рассказа другого.

Знаете ли вы, что древние люди вообще не умели разговаривать? И учились они этому постепенно. Когда же возникла речь? Никто этого точно не знает. Первобытные люди язык придумывали, ведь его не было совсем. Постепенно они дали название всему, что их окружало. С появлением речи люди вырвались из мира безмолвия и одиночества. Они стали объединяться, передавать свои знания. А когда появилась письменность, люди получили возможность общаться на расстоянии и сохранять знания в книгах. На уроке мы постараемся ответить на вопросы: для чего нам нужна речь? Какой бывает речь? Какую речь называют устной? А какую - письменной?

Вы знаете, что главный работник в нашем языке - слово. Из слов строятся предложения. Наша речь состоит из слов и предложений. Беседы, рассказы, вопросы, споры, советы, даже песни, которые вы поёте и слушаете - это всё речь. Речь передаёт наши мысли. Общаясь друг с другом, и используя язык, вы совершаете речевое действие.

Рассмотрите рисунки. Какие речевые действия совершают ребята (рис. 1)?

Рис. 1. Речевые действия ()

Говорят и слушают - это устная речь. В древности рот и губы называли устами, так появилось слово «устная» т. е. та, что произносится, звучит. Ещё ребята пишут и читают - это письменная речь, та, что записывается и читается. Устная речь передаётся звуками, письменная речь - знаками.

Речь

устная письменная

слушаем и говорим пишем и читаем

Что необходимо для письменной речи? Знать буквы и уметь читать и писать слова и предложения. Что необходимо для устной речи? Понимать смысл слов и уметь рассказывать с помощью предложений.

Для чего нам нужна речь? Представьте человечка, который не умеет разговаривать, слушать, читать, писать. В его жизни нет книг, тетрадей, компьютера, друзей, одноклассников. Интересно так жить? Хотите оказаться на его месте? Думаю, что вряд ли. Так жить скучно и неинтересно.

Речь человека «растет» и «взрослеет» вместе с ним. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче выражает он свои мысли, тем приятнее с ним общаться окружающим его людям, поэтому необходимо знакомиться с новыми словами, их значением, узнавать правила и законы, по которым строится правильная и красивая речь.

В далекие-далекие времена люди не умели писать и читать. Но умели сочинять прекрасные песни, сказки, загадки. И некоторые из них сохранились до наших дней. Как им это удавалось? Люди пересказывали их (рис. 2).

Рис. 2. Устно народное творчество ()

В старину всю информацию люди передавали из уст в уста. От бабушек и дедушек к детям, от детей - внукам, и так от поколения к поколению (рис. 3).

Рис. 3. Устное народное творчество ().

Прочитайте народную мудрость:

«Хорошую речь хорошо и слушать».

«От приветливых слов язык не отсохнет».

«Иное слово пропускай мимо ушей».

«Сперва подумай, а потом и скажи».

«Красно поле пшеном, а беседа умом».

Что же ценили наши предки? Прежде всего, речь грамотную и умную. В нашем языке существуют слова, с помощью которых можно дать речевую характеристику человеку: крикун, молчун, пустомеля, шутник, ворчун, спорщик, болтун. От вашей устной речи будет зависеть, как вас назовут.

Выполните задание. Разделите слова на два столбика. В первый - слова, которые расскажут, какой должна быть речь образованного человека, во второй - речь, которую надо исправлять:

Речь (какая?) - понятная, обдуманная, неразборчивая, богатая, культурная, грамотная, свободная, торопливая, сбивчивая, невнятная, безграмотная, бедная, правильная, приятная, разборчивая, сбивчивая.

Вот какой хотели бы слышать речь своих учеников учителя.

Речь должна быть понятной, обдуманной, богатой, культурной, грамотной, свободной, правильной, приятной, разборчивой.

А знаете ли вы, что в Древней Греции и Риме проходили даже состязания ораторов (рис. 4)? Оратор - тот, кто выступает с речью, а также человек, владеющий искусством произносить речи.

Рис. 4. Состязание ораторов ()

Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало восторг и преклонение. В ораторе видели наличие особой силы, которая может с помощью слов убедить в чём-то. В ораторе предполагали таинственные качества, которых нет в обыкновенном человеке. Вот почему ораторы становились государственными лидерами, великими учёными, мудрецами и героями.

У некоторых народов даже существовали боги и богини красноречия и убеждения, споров, которым поклонялись (рис. 5).

Рис. 5. Богиня красноречия ()

Искусство речи изучали в школах, в семьях, самостоятельно. Чему же учились в те далёкие времена (рис. 6)?

Рис. 6. Дореволюционная школа ()

Прежде всего, учились говорить и писать только то, что ведёт к добродетели и счастью людей, не болтать глупостей, не обманывать. Кроме того, учили собирать и накапливать знания. Учили тому, чтобы речь была понятной, выразительной. Наконец, необходимо было овладеть искусством каллиграфии - красивого и чистого письма - и владению своим голосом - его интонациями, паузами, силой голоса, темпом. Как вы думаете, в наше современное время стоит учиться этому же? Конечно.

К какой речи относятся эти правила? К устной. А как развивать письменную речь? На уроках русского языка надо учиться правильно составлять и записывать предложения, собирать из них тексты, рассказы. Учитесь подписывать поздравительные открытки, sмs-сообщения на мобильном телефоне. Но всегда помните: вашу письменную речь будут читать другие люди, поэтому её надо корректировать, то есть исправлять и улучшать.

На нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар - умение говорить, общаться друг с другом при помощи слова. Этот дар важно использовать только для блага окружающих и себя. Старайтесь быть интересными собеседниками, хорошими слушателями, активными читателями. Язык - это то, что человек знает, речь - это то, что человек умеет. Совершенствуйте свою речь - устную и письменную.

Сегодня на уроке мы узнали, что такое речь, познакомились с понятиями «речь устная», «речь письменная», научились их различать.

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011. (ссылка для скачивания )
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. - М.: Баллас. (ссылка для скачивания )
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
  1. Nsc.1september.ru ().
  2. Festival.1september.ru ().
  3. Nsportal.ru ().

Домашнее задание

1. Расскажите своим знакомым, что вы узнали по теме урока.

2. Почему устная речь так называется?

3. Из чего состоят устная и письменная речь?

4. Выберите слова, которые называют речевые действия.

Слушают, сидят, разговаривают по телефону, смотрят, читают, спят, пишут, печатают на компьютере, рассказывают, делятся впечатлениями, рисуют, посылают s м s -сообщение.

5. Прочитайте загадку. Какой речью пользуются читатели?

Всё я знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться.

6. Соедините части пословиц. Какую речь они характеризуют?

Не стыдно молчать… вовремя смолчать.

Умей вовремя сказать… не говори лишнего.

Бойся вышнего… коли нечего сказать.