Пересказ былины рождение богатыря. Почему дети рождаются крупными? Возможные осложнения в ходе родов

В летописных источниках, в отличие от былин и песен, Алешу Поповича называют Александром (Олешей). Причем он на самом деле являлся поповским сынком, то есть отпрыском священника из Ростова, где такой человек и правда существовал. Причем у него даже есть должность – «храбр», что значит принадлежность к особой касте отборных воинов, лучших из лучших.

Он прославился дружбой с былинными богатырями и личными подвигами, а также тем, что чуть не увел супругу своего соратника Добрыни Никитича, который был командирован князем по неотложным делам и слегка задержался на целых двенадцать лет. Так кто такой Алеша Попович, настоящий русский богатырь, бездумно бросающийся в драку, несмотря на явное неравенство сил или смекалистый стратег былых времен. Давайте разбираться по порядку, не забегая вперед.

Смешливый воин «храбр» Алеша Попович: биография богатыря

Про богатыря Алешу Поповича информации в летописях не очень много, однако доподлинно известно, что такой человек существовал на самом деле и служил киевскому князю Владимиру Красно Солнышко. Витязь этот был человеком смелым, потому и прославился многочисленными подвигами и победами. Он отличался независимым сильным характером, а также веселым нравом и острым языком. В его стиле было лезть напролом в самую гущу схватки и рубить налево и направо вражеские головы без разбору.

В древних летописях сохранились тексты, которые свидетельствуют, что богатырь Алеша Попович однажды чуть не зашиб по ошибке своего прямого командир, князя Мстислава Удатного (Удалого). В разгаре липецкой битвы он неожиданно заметил непутевого аристократа, а потом еще и без уважения отчитал его, ведь его дело руководить, а в бою полководцам нечего делать. Интересно, что за это он не только не был наказан, но даже и заработал благодарность Мстислава.

Способности и черты характера Поповича

Согласно древним русским былинам, которые рассказывают про богатыря Алешу Поповича, он вовсе не был силачом, как мы это понимаем. Более того, в некоторых текстах даже нарочно указывается на его слабость или какие-нибудь физические недостатки, вроде хромоты. Зато он был удалым и хитрым, смелым и даже несколько нагловатым, никогда не лез за словом в карман и всегда отвечал на грубость колкостями, не давая в обиду ни себя, ни своих близких и друзей. Он неплохо играл на гуслях и обладал приятным голосом.

Кроме всего былины и летописи называют Алешу хвастливым и кичливым, любителем бравады молодецкой. Его шуточки порой были вовсе не добрыми, но всегда меткими и по теме. Он мог быть коварным и даже злым, потому его старшие товарищи по ратному делу зачастую ставили его на место и читали нотации. Современные исследователи считают, что Алеша имел двойственную и противоречивую натуру.

Возможное наложение образов с Вольгой Святославовичем

Характеристика Алеши Поповича зачастую напоминает описание черт характера, которые были свойственны другому русскому былинному богатырю, а именно Вольге Святославичу. Сразу после рождения богатырь просит не пеленать его обычными пеленами, а завернуть в кольчугу богатырскую, во время всего действа гремят громы и сверкают молнии. Он рос точно также, как и Вольга, не по дням, но по часам, после чего сразу же просится у матери отправиться «погулять по белу свету».

Завидная хитрость Алеши напоминает поведение Вольги и его проделки во многом подобны, а разные ловкие приемы, используемые им, похожи на волшебные превращения. В былинах указывается, что женой Поповича становится Аленушка, сестра Збродовичей, а супругу Вольги звали Еленой. В одном из текстов братья убивают Алешу, за то, что он обесчестил их сестрицу, но в остальных все заканчивается благоприятно, то есть свадьбой. Самым старым можно назвать текст о том, как Алеша Попович сражался с Тугариным, злым богатырем, по всей видимости, имеющем прямое отношение к кочевникам, которые на то время уже вовсю терзали русские земли.

Сведения о происхождении богатыря

Александр Попович

Принято считать, что прототипом витязя и богатыря Алеши стал, реально существовавший ростовский боярин, по имени Александр (Олеша) Попович. Согласно Новгородской и ныне утраченной Иоакимовской летописи, о которой мы можем судить только из записей великого русского историка Василия Татищева, он был элитным (отборным) воином-храбром и долгое время служил князю переяславскому, киевскому и владимирскому Всеволоду Юрьевичу Большое Гнездо.

Если отождествлять личность богатыря с этим человеком, значит родился он в Ростове. Никоновская летопись гласит, что он помогал освободить Киев, за что и был щедро награжден князем Владимиром. При этом сведений о матери витязя нет совершенно никаких.

Сын попа Леонтия

Существует иная версия того, где родился Алеша Попович, причем он тоже вполне имеет право на жизнь. Более того, согласно летописным текстам, епископ Ростовский и Суздальский Леонтий, о котором и идет речь, как раз жил именно во времена былинных богатырей, а умер не позднее 1077 года. Потому мог спокойно быть отцом Алеши. Кроме того, в двух былинах, о Тугарине и о борьбе со змеем, в качестве отчества как раз и используется Леонтьевич.

Если принимать это за чистую монету, тогда скорее всего Алеша появился на свет в деревеньке под названием Селище, что доныне расположена на территории Ярославской области, где и жил его отец. Однако исследователей смущает тот факт, что Леонтий никогда не был женат, а после смерти от руки непокорных язычников, которым он пытался донести слово божье, был канонизирован и причислен к лику святых. Фигура матери богатыря в данном варианте становится еще более туманной, чем в предыдущем варианте.

Служба князьям Русским: ратный подвиг Поповича

Как мы уже говорили, более вероятно, что речь идет именно об Олеше (Алеше) Поповиче, хотя даты действительно не сходятся. Однако Никоновская летопись четко дает понять, что все события происходили на рубеже десятого и одиннадцатого века. Богатырь поступает на службу в качестве храбра к Всеволоду Юрьевичу Большое Гнездо, когда тот уже стал князем Владимирским.

В 1211 году возник вопрос, кто же будет управлять княжествами после его кончины, так как он был уже стар. Тогда он написал завещание, в котором на княжение садил младшего Юрия, фактически лишив Константина наследства. Тогда богатырь Алеша Попович принял сторону Константина Всеволодовича в развернувшейся войне за престол и даже привел его к власти. Однако правил он недолго и в 1218 году отдал Богу душу, а во Владимире вокняжился Юрий, который, мягко говоря, к Поповичу был мало расположен.

Алешке пришлось улепетывать и он отправился в Киев, где на то время правил князь псковский, белгородский и киевский Мстислав Романович Старый. Именно сражаясь на его стороне, в бою с монголами при Калке, Александр Попович погиб в 1233 году. Однако такие даты делают невозможной его дружбу с Ильей и Добрыней, которым к тому времени должно было уже исполнится более чем по сотне лет. Потому стоит снова заглянуть в Никоновскую летопись, которая упоминает Алешу современником Владимира Святого, а это уже совершенно иное дело.

В древних текстах можно почерпнуть, что к Киеву в начале одиннадцатого века подступил Володар Перемышльский, да еще и привел с собой целую армию половцев, которых купил золотом. События можно отнести к 1110 году, когда враги желали князя и княгиню казнить, а город сровнять с землей. Однако Александр Попович бросается на половцев вместе со своей ратью и побеждает их бешеным натиском и безмерной отвагой больше, чем численным превосходством, которого, собственно и не было. Это вполне соответствует былинному образу богатыря, который мы знаем.

Богатырская судьба Алеши: Тугарин, сестрица Збродовичей и жена Добрыни

По данным русского советского филолога и историка Сергея Николаевича Азбелева, насчитывается более пяти десятков русских народных былин, которые можно смело считать аутентичными. Однако главным героем Алеша Попович выступает только в двух из них, о которых мы и поговорим чуть позже. Кроме того он играет немаловажную роль в третьем тексте о том, как богатырь собирался жениться на супруге собственного соратника, наставника и старшего товарища Добрыни Никитича.

Алеша Попович и Тугарин

Первый свой ратный былинный подвиг Алеша совершил в окрестностях Киева, а по иным сведениям, прямиком в городе. Под именем Тугарина большинство историков усматривают вполне реального человека – половецкого хана, по имени Тугоркан. В 1094 году князь Святополк договорился с половцами о заключении перемирия, а для закрепления такого важного политического союза даже взял себе в жены «дщерь Тугорканю», то есть дочку хана.

Однако подлые половцы, наплевав на заключенные ранее договоренности, приступили к Переяславлю с войсками печенежского хана Кури, известного убийством Святослава и изготовлением чаши из его черепа. Тогда призван был Алеша Попович со своей ратью, который подлого Тугарина и убил. В некоторых текстах былин он разметал тело его по степи, привязав к хвосту собственного коня. Однако по иным сведениям, зять отобрал тело тестя и похоронил его, как и полагается со всеми почестями.

Былины представляют все несколько иначе, в ней Алеша попадает на пир к киевскому князю, где был и Тугарин. Последний начинает нагло приставать к княгине и даже кладет ей голову на грудь, упившись вином и объевшись угощением. Такое поведение раздражает всех, а острый на язык богатырь постоянно поднимает хана на смех, после чего тот бросает в него нож. Ничего не остается, кроме как сражаться. Понятно, что победа осталась за поповским сынком, который привез голову Тугарина на копье в Киев, обвиняя княгиню в непотребном поведении, ввиду чего даже отказывается от награды, назначенной князем.

Добрыня на свадьбе своей жены

Есть еще одна былина, что раскрывает совершенно новый взгляд на биографию Алеши Поповича, краткое содержание которой мы и перескажем. Итак, однажды Добрыня затосковал и решил ехать в поход, чтобы развеяться. Оставил он дома матушку и молодую супругу Настасью Микуличну, вскочил на коня, да и велел его ждать четыре раза по три года. Прошло двенадцать лет, но богатырь так и не воротился, затосковала жена, заплакала мать.

Однажды приехал Алеша Попович, соратник Добрынюшки, да и сказал, что видел его в поле убитым и вороны клевали глаза его. Тогда предложил он Настасье выходить за него замуж, а в сваты взял самого князя Владимира. Так как все сроки ожидания мужа уже вышли, девица соглашается и закатывают они в Киеве пир на весь мир. Однако конь буланый рассказал Добрыне, что затеял его друг и младший товарищ, потому он бросается скорее домой.

Приехав в родную сторонку, застал Добрыня уже свадебный пир, а на престольных местах сидели молодые, а рядом с ними сам князь. Взял тогда молодец скомороший наряд, гусли, да и пошел песни петь о том, что при живом муже жена решила еще раз замуж выйти, но и тогда никто не узнает его. Тогда он садится напротив невесты и протягивает ей кубок вина, на дно которого бросает свой венчальный перстень. Тогда-то личность его становится понятной, все просят у Добрыни прощения, в особенности Алеша. Старший приятель задает ему славную трепку и отпускает с богом. Так свадьба Поповича оказывается разлаженной и ему приходится искать иную невесту.

Алеша Попович и сестра Збродовичей

Третья былина рассказывает о том, как богатырь Попович женился, но началось все далеко не со свадьбы. Однажды на пиру у Владимира собралось множество разного люда и стали хвастать кто чем. Некоторые рассказывали о своих баснословных богатствах, другие хвалились широкими дворами да большими домами, третьи говорили о конях буланых, а самые глупые стали речь вести о красоте жен и сестер. Только братья Петровичи-Збродовичи все молчали и ничего не говорили.

Князь Владимир заметил, что они молчат, да и сам спросил, что же им и похвастаться нечем, что ли, может, нет у них достатка и коней, а также красавиц-жен. Тогда рассказали парни, что есть у них сестрица Аленушка, красота которой затмевает луну и звезды, но сидит она в задних палатах и никто ее увидеть до свадьбы не сможет. Тогда поднимется Алеша Попович и рассказывает, будто давно уже живет с Аленкою, будто с женою. Однако, зная острый язык богатыря, братья сразу в это не верят, думая, что все это только его фантазии.

Чтобы доказать свою правоту, Попович предлагает бросить ей снежок в окошко, что братья и сделали. К их огромному удивлению, окно отворилось и девушка выбросила белое полотно, достающее до самой земли. Тогда Збродовичи приказывают сестре надеть черное платье и ехать с ними в поле, где и собираются отсечь ей буйную голову. К счастью, их планам не суждено было сбыться, так как Алеша бросается на помощь своей возлюбленной, забирает ее и ведет под венец, высказав, что жены братьев уже давно изменяют им с Добрынюшкой и Переметушкой. По одной из версий, братья убивают Алешу, а вслед за ним и сестру Алену.

Смерть былинного героя

Чем Известен Алеша Попович и что он делал в своей жизни более или менее уже выяснили, остается только разобраться, как же он умер. Однако так как этот образ в былинах можно назвать собирательным, то есть описывается не конкретное лицо, а несколько, то и выяснить достоверно, как и где умер богатырь не представляется возможным. Если верить летописям, он мог скончаться, когда поссорился с братьями Збродовичами, так как в одном из текстов они отсекают ему голову с плеч за то, что он обесчестил их сестру.

Согласно иной версии, если считать, что прототипом послужил ростовский боярин Александр-Олеша, тогда скорее всего сложилось по-другому. Примкнув к Мстиславу Старому, на то время князю киевскому, он принял участие в битве против половцев. Именно в решающем бою под стенами Киева он и нашел свою погибель, спиной к спине с самим князем. О том, где он мог бы быть похоронен до наших дней не сохранилось.

Образ в культуре народного фольклора

Несмотря на то, что сведений о кончине и захоронении героя нет, он до сей поры остается ярким персонажем, известным каждому школьнику. Память о третьем, самом младшем и зачастую не совсем праведном богатыре, сохранилась на века. Одно время именно именем этого витязя назывался русский речной колесный пароход «Володарский». Алеше посвящена баллада Льва Толстого и поэма Николая Радищева, изданная в 1801 году. Его образ запечатлели на своих полотнах такие известные художники, как Верещагин и Васнецов, Иван Билибин и Константин Васильев.

В музыкальном искусстве он тоже сыграл немалую роль. Этот былинный витязь стал вдохновителем для создания оперы-былины Александра Гречанинова, а также симфонических- картин таких композиторов, как Александр Танеев и Григорий Алчевский. Существует множество художественных кинолент о богатырях, где никак невозможно обойтись и без Алеши Поповича. К примеру, в ленте 1956 года режиссера Александра Птушко, роль молодого лоботряса сыграл Сергей Столяров. Но чаще всего он появляется в детских мультфильмах, которые, впрочем, с радостью смотрят и взрослые. С 2014 года по 2018 выпущено пока четыре полнометражных анимационных фильма, одним из главных героев является Алешка Попович.

Краткое содержание: Данная познавательная история о том, как рождение славного богатыря предназначалось началом властвования всего человечества над всей вселенной и заставило волноваться грозного Скимен-зверя, рассказывает былина Рождение богатыря. В солнечный день в широком поле произошел большой переполох. Оттуда выскочил невероятно большой и злющий зверь, которого все боялись и называли Скимен. В древней мифологии он описывается, как олицетворение грозных сил, которые правят всем миром и всей вселенной. Им является большой, могучий и нереально сильный змей, который символизируется с темным потусторонним миром. Начал он шумно шипеть по- змеиному и свистеть по- соловьиному, поднимать свою щетину и становиться на задние лапы. От его грозного, страшного и громкого рева, разволновалась большая и широкая река Днепр, прижалась низко к земле трава, а все деревья в округе низко наклонились к земле. А причиной волнения лютого страшного Скимен-зверя было произошедшее событие всей вселенной, это рождение русского сильного богатыря. Читать былину Рождение богатыря онлайн бесплатно можно на этой страничке. Не забывайте оставлять свои отзывы и комментарии после чтения или прослушивания данной истории.

Текст сказки Рождение богатыря

Как из да?леча, дале?ча, из чиста? поля,
Из того было раздольица из широкого
Что не грозная бы туча накатилася,
Что не буйные бы ветры подымалися, -
Выбегало там стадечко змеиное,
Не змеиное бы стадечко - звериное.
Наперед-то выбегает лютый Ски?мен-зверь.
Как на Скимене-то шерсточка буланая,
Не буланая-то шерсточка - булатная,
Не булатна на нем шерсточка - серебряна,
Не серебряная шерсточка - золо?тая,
Как на каждой на шерстинке по жемчужинке,
Наперед-то его шерсточка спрокинулась.
У того у Скимена рыло как востро копье,
У того у Скимена уши - калены? стрелы,
А глаза у зверя Скимена как ясны звезды.
Прибегает лютый Скимен ко Днепру-реке,
Становился он, собака, на задние лапы,
Зашипел он, лютый Скимен, по-змеиному,
Засвистал он, вор-собака, по-соловьему,
Заревел он, вор-собака, по-звериному.
От того было от шипу от змеиного
Зелена трава в чистом поле повянула;
От того было от свисту от соло?вьева
Темны лесы ко сырой земле клонилися;
От того было от рева от звериного
Быстрой Днепр-река сколыбалася,
С крутым берегом река Днепр поровнялася,
Желты мелкие песочки осыпа?лися,
Со песком вода возмутилася,
В зеленых лугах разливалася,
С крутых гор камни повалилися,
Крупны каменья по дну катятся,
Мелки каменья поверху несет.
Заслышал Скимен-зверь невзгодушку:
Уж как на небе родился светел месяц,
На земле-то народился могуч богатырь.

В городе Муроме, в селе Карачарове, живёт Илья, крестьянский сын. Тридцать лет сидит он сиднем и не может подняться, потому что не владеет ни руками, ни ногами. Однажды, когда его родители уходят и он остаётся один, под окнами останавливаются двое калик перехожих и просят Илью отворить им ворота и пустить в дом. Тот отвечает, что не может встать, но они повторяют свою просьбу. Тогда Илья поднимается, впускает калик, а те наливают ему чарку медового питья. Сердце Ильи разогревается, и он чует в себе силу. Илья благодарит калик, а те говорят ему, что отныне он, Илья Муромец, будет великим богатырём и ему не грозит смерть в бою: он будет биться со многими могучими богатырями и побеждать их. Но со Святогором калики не советуют Илье сражаться, потому что Святогора сама земля через силу носит - так он дороден и могуч. Не должен Илья биться и с Самсоном-богатырём, потому что у того на голове семь волосов ангельских. Калики также предостерегают Илью, чтобы тот не вступал в единоборство с родом Микуловым, ибо этот род любит мать-сыра земля, и с Вольгой Сеславичем, потому что Вольга побеждает не силой, но хитростью. Калики учат Илью, как добыть богатырского коня: надо купить первого попавшегося жеребчика, держать его три месяца в срубе и кормить отборным пшеном, потом три ночи подряд выгуливать по росе, а когда жеребчик станет перепрыгивать через высокий тын, на нем можно ездить.

Калики уходят, а Илья отправляется в лес, на поляну, которую надо очистить от пней и коряг, и справляется с этим в одиночку. Наутро его родители идут в лес и обнаруживают, что кто-то сделал за них всю работу. Дома они видят, что их немощный сын, который тридцать лет не мог подняться с места, ходит по избе. Илья рассказывает им о том, как выздоровел. Илья отправляется в поле, видит хилого бурого жеребчика, покупает его и ухаживает за ним так, как его научили. Через три месяца Илья садится на коня, берет у родителей благословение и выезжает в чистое поле.

Илья Муромец и Соловей-разбойник

Отстояв заутреню в Муроме, Илья отправляется в путь, чтобы успеть к обедне в стольный град Киев. По дороге он освобождает от осады Чернигов и один разбивает целую вражескую армию. Он отказывается от предложения горожан стать в Чернигове воеводой и просит указать ему дорогу в Киев. Те отвечают богатырю, что эта дорога заросла травой и по ней давно уже никто не ездит, потому что у Чёрной Грязи, близ речки Смородины, неподалёку от славного Леванидова креста, сидит в сыром дубу Соловей-разбойник, Одихмантьев сын, и своим криком и посвистом убивает в округе все живое. Но богатырь не боится встречи со злодеем. Он подъезжает к речке Смородине, а когда Соловей-разбойник начинает свистать по-соловьиному и кричать по-звериному, Илья стрелой выбивает разбойнику правый глаз, пристёгивает его к стремени и едет дальше.

Когда он проезжает мимо жилища разбойника, его дочери просят своих мужей выручить отца и убить мужика-деревенщину. Те хватаются за рогатины, но Соловей-разбойник убеждает их не биться с богатырём, а пригласить в дом и щедро одарить, только бы Илья Муромец его отпустил. Но богатырь не обращает внимания на их посулы и отвозит пленника в Киев.

Князь Владимир приглашает Илью отобедать и узнает от него, что богатырь ехал прямой дорогой мимо Чернигова и тех самых мест, где обитает Соловей-разбойник. Князь не верит богатырю, пока тот не показывает ему пленённого и раненого разбойника. По просьбе князя Илья приказывает злодею вполсилы засвистать по-соловьиному и зареветь по-звериному. От крика Соловья-разбойника кривятся маковки на теремах и умирают люди. Тогда Илья Муромец увозит разбойника в поле и срубает ему голову.

Илья Муромец и Идолище

Несметное войско татар под предводительством Идолища осаждает Киев. Идолище является к самому князю Владимиру, и тот, зная, что никого из богатырей нет поблизости, пугается и приглашает его к себе на пир. Илья Муромец, который в это время находится в Царь-граде, узнает про беду и тотчас отправляется в Киев.

По дороге он встречает старца пилигрима Ивана, берет у него клюку и меняется с ним одеждой. Иван в платье богатыря идёт на пир к князю Владимиру, а Илья Муромец приходит туда же под видом старца. Идолище спрашивает у мнимого богатыря, каков из себя Илья Муромец, много ли он ест и пьёт. Узнав от старца, что богатырь Илья Муромец ест и пьёт совсем немного по сравнению с богатырями татарскими, Идолище насмехается над русскими воинами. Илья Муромец, переодетый пилигримом, вмешивается в разговор с издевательскими словами о прожорливой корове, которая так много ела, что от жадности лопнула. Идолище хватается за нож и бросает его в богатыря, но тот ловит его на лету и срубает Идолищу голову. Потом выбегает во двор, перебивает клюкой всех татар в Киеве и избавляет от плена князя Владимира.

Илья Муромец и Святогор

Илья Муромец едет по полю, выезжает на Святые горы и видит могучего богатыря, который дремлет, сидя на коне. Илья удивляется, что тот спит на ходу, и с разбега сильно ударяет его, но богатырь продолжает спокойно спать. Илье кажется, что он нанёс недостаточно сильный удар, он бьёт его ещё раз, уже сильнее. Но тому все нипочём. Когда же Илья изо всей силы бьёт богатыря в третий раз, тот наконец просыпается, хватает Илью одной рукой, кладёт себе в карман и возит с собой двое суток. Наконец конь богатыря начинает спотыкаться, а когда хозяин корит его за это, конь отвечает, что ему трудно одному возить двоих богатырей.

Святогор братается с Ильёй: они меняются нательными крестами и становятся отныне крестовыми братьями. Вместе ездят они по Святым горам и однажды видят чудо чудное: стоит большой белый гроб. Начинают они гадать, для кого предназначен этот гроб. Сначала в него ложится Илья Муромец, но Святогор говорит ему, что этот гроб не для него, и ложится в него сам, а названого крестового брата просит закрыть его дубовыми досками.

Через некоторое время Святогор просит Илью убрать дубовые доски, которые закрывают гроб, но, как Илья ни старается, он не может их даже сдвинуть. Тогда Святогор понимает, что пришло время ему умирать, и начинает исходить пеной. Перед смертью Святогор говорит Илье, чтобы тот слизал эту пену, и тогда никто из могучих богатырей не сравнится с ним по силе.

Илья в ссоре с князем Владимиром

Стольный князь Владимир устраивает пир для князей, бояр и богатырей, а лучшего из богатырей, Илью Муромца, не приглашает. Илья сердится, берет лук со стрелами, сбивает золочёные маковки с церквей и созывает голь кабацкую - собирать золочёные маковки и нести в кабак. Князь Владимир видит, что вся городская голь собирается вокруг богатыря и вместе с Ильёй они пьют и гуляют. Опасаясь, как бы не вышло беды, князь советуется с боярами, кого им послать за Ильёй Муромцем, чтобы пригласить его на пир. Те подсказывают князю послать за Ильёй его названого крестового брата, Добрыню Никитича. Тот приходит к Илье, напоминает ему, что у них с самого начала был уговор, чтобы меньшему брату слушаться большего, а большему - меньшего, а потом зовёт его на пир. Илья уступает своему крестовому брату, но говорит, что никого другого не стал бы и слушать.

Вместе с Добрыней Никитичем Илья приходит на княжеский пир. Князь Владимир сажает их на почётное место и подносит вина. После угощения Илья, обращаясь к князю, говорит, что, если бы князь послал к нему не Добрыню Никитича, а кого-нибудь другого, он не стал бы даже слушать посланного, а взял бы стрелу и убил бы князя с княгиней. Но на этот раз богатырь прощает князя Владимира за причинённую обиду.

Илья Муромец и Калин-царь

Стольный князь Владимир гневается на Илью Муромца и сажает его на три года в глубокий погреб. Но дочь князя не одобряет решение отца: тайком от Него она делает поддельные ключи и через своих доверенных людей передаёт богатырю в холодный погреб сытную еду и тёплые вещи.

В это время на Киев собирается идти войной Калин-царь и грозит разорить город, сжечь церкви и вырезать все население вместе с князем Владимиром и Апраксой-королевичной. Калин-царь отправляет в Киев своего посланника с грамотой, в которой сказано, что князь Владимир должен очистить все улицы стрелецкие, все дворы и переулки княжеские и всюду наставить полных бочонков хмельных напитков, чтобы было чем разгуляться татарскому войску. Князь Владимир пишет ему в ответ повинную грамоту, в которой просит у Калина-царя три года, чтобы очистить улицы и припасти хмельных напитков.

Проходит указанный срок, и Калин-царь с огромным войском осаждает Киев. Князь отчаивается, что нет в живых Илья Муромца и некому защитить город от неприятеля. Но княжеская дочь говорит отцу, что богатырь Илья Муромец жив. Обрадованный князь выпускает богатыря из погреба, рассказывает ему про беду и просит постоять за веру и отечество.

Илья Муромец седлает коня, надевает доспехи, берет лучшее оружие и отправляется в чистое поле, где стоит неисчислимая татарская рать. Тогда Илья Муромец отправляется на поиски святорусских богатырей и находит их в белых шатрах. Двенадцать богатырей приглашают его вместе с ними отобедать. Илья Муромец рассказывает своему крестному батюшке, Самсону Самойловичу, что Калин-царь грозит захватить Киев, и просит у него помощи, но тот отвечает, что ни он, ни остальные богатыри не станут помогать князю Владимиру, который поит и кормит многих князей и бояр, а они, святорусские богатыри, никогда ничего доброго от него не видели.

Илья Муромец в одиночку нападает на татарское войско и начинает топтать врагов конём. Конь же говорит ему, что одному Илье с татарами не справиться, и рассказывает, что татары сделали в поле глубокие подкопы и этих подкопов три: из первого и второго конь сможет вывезти богатыря, а из третьего - только сам выберется, а Илью Муромца вывезти не сумеет. Богатырь сердится на коня, бьёт его плёткой и продолжает сражаться с врагами, но все случается так, как и говорил ему конь: из третьего подкопа он не может вывезти хозяина, и Илья попадает в плен.

Татары заковывают ему руки и ноги и отводят в палатку к Калину-царю. Тот приказывает расковать богатыря и предлагает ему служить у него, но богатырь отказывается. Илья выходит из палатки Калина-царя, а когда татары пытаются его задержать, богатырь хватает одного из них за ноги, и, размахивая им как дубиной, проходит сквозь все татарское войско. На свист богатыря к нему прибегает его верный конь. Илья выезжает на высокую гору и оттуда стреляет из лука в сторону белых шатров, чтобы калёная стрела сняла крышу с шатра и сделала царапину на груди его крестного батюшки, Самсона Самойловича Тот просыпается, догадывается, что стрела, которая сделала царапину ему на груди, - это весть от его крестника, Ильи, и приказывает богатырям седлать коней и ехать к стольному городу Киеву на помощь Илье Муромцу.

В чистом поле к ним присоединяется Илья, и они разгоняют все татарское войско. Калина-царя они берут в плен, привозят к князю Владимиру в Киев, и тот соглашается не казнить врага, а брать с него богатую дань.

Илья Муромец на Соколе-корабле

По Хвалынскому морю двенадцать лет плавает Сокол-корабль, ни разу не причаливая к берегу. Корабль этот дивно украшен: нос и корма - в виде морды звериной, и у неё вместо глаз - два яхонта, а вместо бровей - два соболя. На корабле помещаются три церкви, три монастыря, три торговища немецких, три государевых кабака, и живут там три разных народа, которые не знают языка друг друга.

Хозяин корабля - Илья Муромец, а верный его слуга - Добрыня, Никитин сын. Турецкий пан, Салтан Салтанович, замечает с берега Сокол-корабль и приказывает своим гребцам плыть к Соколу-кораблю и взять Илью Муромца в плен, а Добрыню Никитича убить. Илья Муромец слышит слова Салтана Салтановича, накладывает калёную стрелу на свой тугой лук и приговаривает над ней, чтобы летела стрела прямо в город, в зелёный сад, в белый шатёр, за золотой стол, где сидит Салтан, и чтобы она пронзила Салтану сердце. Тот слышит слова Ильи Муромца, пугается, отказывается от своего коварного замысла и впредь зарекается иметь дело с могучим богатырем.

Илья Муромец и Сокольник

Недалеко от города на заставе пятнадцать лет живут тридцать богатырей под началом Ильи Муромца. Богатырь поднимается на заре, берет подзорную трубу, смотрит во все стороны и видит, как с западной стороны приближается неизвестный богатырь, подъезжает к белому шатру, пишет грамоту и передаёт Илье Муромцу. А в той грамоте неизвестный богатырь написал, что он едет в стольный город Киев - церкви и государевы кабаки огнём пожечь, иконы в воде утопить, печатные книги в грязи истоптать, князя в котле сварить, а княгиню с собой забрать. Илья Муромец будит свою дружину и рассказывает про неизвестного удальца и про его послание. Вместе со своими богатырями он думает, кого послать вдогонку за чужаком. Наконец он решает послать Добрыню Никитича.

Добрыня догоняет неизвестного в чистом поле и пытается вступить с ним в разговор. Сначала чужак не обращает на слова Добрыни никакого внимания, а потом поворачивается, одним ударом снимает Добрыню с коня и велит ему ехать назад к Илье Муромцу и спросить у него, почему он, Илья, сам не поехал за ним.

Пристыженный Добрыня возвращается и рассказывает, что с ним произошло. Тогда сам Илья садится на коня, чтобы догнать чужака и расквитаться с ним. Своим дружинникам он говорит, что не успеют они щи сварить, как он вернётся с головой дерзкого удальца.

Илья догоняет неизвестного богатыря, и они вступают в поединок. Когда ломаются их сабли, они берутся за палицы, пока те не распаиваются, потом хватаются за копья, а когда ломаются и копья, вступают в рукопашный бой. Так они дерутся целые сутки, но ни один не может ранить другого. Наконец у Ильи подламывается нога, и он падает. Сокольник собирается заколоть богатыря, но Илье удаётся сбросить с себя врага Он придавливает Сокольника к земле и, прежде чем заколоть его кинжалом, спрашивает, кто он такой, какого роду и племени. Тот отвечает Илье, что его мать - Златогорка, удалая богатырка одноокая. Так Илья узнает, что Сокольник - его родной сын.

Илья просит сына, чтобы тот привёз свою мать в Киев, и обещает, что отныне он будет первым богатырём в его дружине. Однако, Сокольника берет досада, что мать скрыла от него, чей он сын. Он приезжает домой и требует у неё ответа. Старушка во всем признается сыну, а тот, разгневавшись, убивает ее. После этого Сокольник сразу же едет на заставу, чтобы убить и Илью Муромца. Он входит в шатёр, где спит его отец, берет копье и ударяет его в грудь, но копье попадает в золотой нательный крест. Илья просыпается, убивает сына, отрывает ему руки и ноги и разбрасывает по полю на добычу диким зверям и птицам.

Три поездки Ильи Муромца

Едет Илья по Латынской дороге и видит камень, на котором написано, что перед ним, Ильёй, три дороги: по одной ехать - быть убитым, по другой - быть женатым, по третьей - быть богатым.

Богатства у Ильи много, а жениться ему, старому, ни к чему, вот и решает он ехать по той дороге, которая грозит ему смертью, и встречает целую станицу разбойников. Те пытаются ограбить старика, но Илья соскакивает с коня и одной лишь шапкой разгоняет разбойников, а потом возвращается к камню и исправляет на нем надпись. Он пишет, что ему, Илье, не грозит смерть в бою.

Поехал он по другой дороге, остановился в крепости богатырской, пошёл в церковь и видит, что от обедни идут двенадцать прекрасных девиц, а с ними - королевна. Та приглашает его в свой терем на угощение. Насытившись, Илья просит красавицу отвести его в опочивальню, но, когда он видит кровать, в душу ему закрадывается подозрение. Он ударяет красавицу о стену, кровать переворачивается, а под ней - глубокий погреб. Королевна туда и проваливается. Тогда Илья идёт во двор, находит двери погреба, заваленные песком и дровами, и выпускает на волю сорок царей и сорок царевичей. А когда из погреба выходит красавица королевна, Илья срубает ей голову, рассекает ее тело и размётывает куски по полю на съедение диким зверям и птицам.

После этого Илья возвращается к камню и снова подправляет на нем надпись. Едет богатырь по третьей дороге, которая сулит ему богатство, и видит: стоит на дороге пречудный крест из золота и серебра. Илья берет этот крест, отвозит в Киев и строит соборную церковь. После этого Илья окаменевает, а его нетленные мощи поныне хранятся в Киеве.

Узелок с горбушкой хлеба и салом да пару луковиц или помидоров по летнему времени, которые шахтер захватывает из дому в забой, издавна называется «тормозком». Обеденных перерывов под землей не было и нет, но четверть часа или даже полчаса всегда можно выкроить даже в напряженной шахтерской упряжке, чтобы перекусить. До чего же была рада Надя, когда после долгого перерыва собирала мужу «тормозки».

С продуктами в те годы приходилось туго. Мясо, хлеб, крупу выдавали по карточкам. С рук - все дорого. Привезла Надежда Николаевна из деревни домашнего сала немалый запас - по осени родители кабана закололи. Дали ей еще мешок лука да мешок муки. Вот и положила своему Никише пару белых пышек, а между ними розовые ломти сала. Очистила луковицу покрупнее, завернула снедь в чистую тряпицу, любовно завязала, сунула в карман жесткой куртки.

Ну вот, подкрепишься там, - сказала она и потерлась легко щекой о жесткий подбородок мужа - выше не доставала.

Изотов молчал, улыбался. Хорошо, что Надюша все понимает. Упряжки для него - вроде праздника.

Совестливый во всем, тем более в отношении к работе, Изотов тяжело переживал хроническое отставание знаменитого прежде Первого рудника. Положим, сам он дает две и даже три нормы за смену, да и не один он такой грамотный в забое. Вон сколько ударников записано на красную доску шахты. Закавыка получается. Вроде бы и много ударников, а шахта в хвосте плетется. Значит, всем миром надо навалиться, чтобы уголек рекой хлынул на-гора. Такими мыслями делился Изотов в нарядной с Федором Артюховым и Гавриилом Денисенко.

Озорной Артюхов, тряхнув чубом, запел, дурашливо округляя глаза:

Мы Америку догоним.

И сумеем перегнать.

Только нужно уголь черный

С превышением давать…

Ты подожди, подожди, - махнул на него рукой Изотов. - Ты еще «Яблочко» спляши. Я о деле, а ты насмешки.

Думаешь, у меня душа не болит? - сразу посерьезнел Федор. - Всем миром, всем миром, - передразнил он нарочито густым голосом. - Сравнил лошадь с трактором. Шахтное поле сохой не поднять. Условия пускай забойщикам создадут, тогда можно крикнуть: «Братва, давай в гору!» На красную доску, значит, - пояснил он.

Денисенко, уже одетый для спуска в шахту, постукивал резиновыми чунями по полу, соглашался:

Правильно, Федя. У многих зуд хороший в руках, да размахнуться не дают. Ты погляди, - обратился он к Изотову, вставая с широкой скамьи и задирая голову, - сколько люди простаивают в забоях? То-то… Письмо надо писать.

Какое еще письмо? - Изотов сверху смотрел на Денисенко, на широком лице недоумение.

А такое… Коллективное письмо ударников в трест. Для начала, - пояснил Денисенко. - Если не поможет, то выше обратимся. К товарищу Калинину. Понял?

Напомним, что ударничество как форма трудового соперничества за высокие (ударные) темпы возникло в середине 20-х годов. И в короткое время охватило всю страну.

В 1931 году шахта № 1 пользовалась неважной репутацией в Горловке. Даже новички, которых кадровики треста направляли туда на работу, возражали: «Только не на первую, оттуда и так все тикают». Из месяца в месяц на общегородской доске показателей против первой изображали черепаху, а «минус» перед четырехзначной цифрой говорил о тысячах не выданных из забоев тонн угля, о копившемся изо дня в день долге. Приезжали представители из треста, спускались в шахту, осматривали подготовительные выработки, состояние механизмов, многозначительно качали головами. Но на рабочих собраниях о неполадках на шахте говорили какими-то общими гладкими словами. И получалось: вроде бы все виноваты в отставании и в то же время есть «объективные причины», то есть виноватых, в общем-то, и нет. А постоянные призывы «мобилизоваться… собрать все силы в единый кулак… поднять добычу на уровень передовых шахт…» вызывали у горняков глухое раздражение.

После того как ударники направили коллективное письмо о своих бедах, нагрянул сам управляющий трестом. В пролетке рядом с ним сидел испуганный главный инженер шахты. Оказывается, управляющий встретил его по дороге, когда тот гулял в сквере. Встретил и, багровея от возмущения, предложил занять место рядом. На невнятный лепет главного инженера демонстративно не отвечал. Зато дал волю чувствам в кабинете заведующего шахтой Хлопонина.

Докатились, - гремел он. - Позор на весь Донбасс, все участки минусуют, а начальник штаба, - он показал на главного инженера, - этаким франтом с палочкой по аллеям прогуливается. Вот еще только барышню бы какую-нибудь захватил с собой.

Но позвольте, я обдумывал схемы…

Сейчас вот в шахту поедем, а потом обдумаем, - перебил его управляющий, обводя взглядом присутствующих. - Все поедем.

У ствола случилась задержка: сорвался подъемный канат с блока, слесари устраняли аварию.

И часто, дед, у вас здесь простои? - обратился управляющий к стволовому, постукивая по колену кепкой, которую так и не успел надеть.

Да кажный божий день то то, то се. Ствол стоит, а на меня матерки сыплются, - довольный возможностью высказаться, охотно отозвался дед.

Где же выход? - поинтересовался управляющий.

В воскресенье ствол остановить вовсе, направляющие до низу просмотреть и отремонтировать, где надо, да левый шкив нужно сменить… - начал он перечислять.

Управляющий повернулся к главному инженеру:

Записывайте, товарищ… Кстати, вы когда последний раз в шахту спускались? На прошлой неделе? Ну, знаете ли, это черт знает что, - возмущенно выкрикнул он, надевая на голову кепку и поворачиваясь к заведующему. - Руководители ежедневно обязаны бывать на участках, а не отсиживаться в кабинетах. Канцеляристы у вас, а не горняки.

В шахте его худшие предположения подтвердились. На одном участке уступы лавы обогнали откаточный штрек, уголь неровным треугольником забутил часть выработанного пространства, завалил печку. На другом - машинист врубовки сорвался на крик: «Издеваются здесь над шахтерами! Неделю наверх не выезжаю, здесь днюю и ночую. Никто у нас за ремонт техники не отвечает». В следующей лаве царила тишина, забойщики сидели кружком в штреке. На вопрос управляющего, что случилось, с издевкой ответили: опять, мол, нет воздуха, хоть вновь за обушок берись, а лава именуется механизированной. Частые остановки компрессоров приводили к простоям забойщиков. В штреке десятник встретил начальство вопросом: «Скоро ли кончится базар с порожняком?» Управляющий поинтересовался, что значит «базар». А то и значит, что приходится к стволу бегать, перехватывать чужие составы, иначе уголь скапливается в лаве, и бригада уж который раз грозится шею ему, десятнику, намылить.

Вагонеток не хватает, - попытался оправдаться главный инженер.

Как не хватает? - Управляющий даже лампу поднял, чтобы увидеть лицо собеседника. - Я сам только что видел у террикона десятки вагонеток. Валяются, вроде вчера выброшенные. Их что, нельзя отремонтировать?

В принципе, конечно, можно.

Ладно, все ясно, - бесцеремонно прервал его управляющий. - Я отстраняю вас от должности. И еще надо разобраться, что это: обыкновенное разгильдяйство или преступная халатность… Мне одно ясно: организация труда примитивная, дисциплина ни к черту, соцсоревнованием никто не занимается. Все это - результат канцелярско-бюрократических методов руководства. Проведем между сменами рабочие собрания. Пусть люди выскажутся…

А ты, Хлопонин… - управляющий пренебрежительно махнул рукой, словно не находил нужного слова для оценки завшахтой. - Тоже мне, угольный волк, извини за слово. Но так тебя в райкоме характеризуют. Нянчишься с бездельниками. Взял бы стоечку крепежную…

Да в райкоме меня все остужают, говорят, к спецам бережно относиться надо, - вяло оправдывался Хлопонин.

Еще 20 января 1929 года в «Правде» была напечатана статья В.И. Ленина «Как организовать соревнование?», вызвавшая широкий отклик по всей стране. В ней говорилось: «Социализм не только не угашает соревнования, а, напротив, впервые создает возможность применить его действительно широко, действительно в массовом размере, втянуть действительно большинство трудящихся на арену такой работы, где они могут проявить себя, развернуть свои способности, обнаружить таланты, которых в народе - непочатый родник и которые капитализм мял, давил, душил тысячами и миллионами».

Лозунги партии - «Пятилетку - в четыре года!», «Овладевать техникой!» - подхватили все трудовые коллективы.

В невероятном напряжении сил страны выполнялся первый пятилетний план. Весной 1930 года пошли первые эшелоны по Турксибу. Летом Ростовский завод сельскохозяйственных машин отгрузил земледельцам первые партии многорядных дисковых сеялок. Тогда же на Сталинградском тракторном заводе состоялся многолюдный митинг, посвященный выпуску первой машины, а запорожский «Коммунар» досрочно изготовил первые отечественные хлебоуборочные комбайны. Аграрная прежде страна становилась на индустриальные рельсы. В июне - июле 1930 года XVI съезд ВКП(б) оповестил весь мир о развернутом наступлении социализма по всему фронту.

Съезд партии наметил поднять экономику Советского государства на новую ступень, поставил грандиозные задачи, ошеломившие ученых и экономистов западных стран. В 1931 году вступили в строй действующих заводы - тракторный в Харькове и автомобильный в Нижнем Новгороде, наращивал мощности Урало-Кузнецкий комбинат, становясь второй после Донбасса угольно-металлургической базой. А всего за год намечалось получить продукцию от 518 новых предприятий, создать 1040 машинно-тракторных станций. Цифры «518» и «1040 напоминали о себе со страниц газет, с плакатов и транспарантов.

В эти годы Донбасс был главной «кочегаркой» страны. Невиданными темпами создавалась тяжелая индустрия. Возводились домны и электростанции, росли корпуса гигантов машиностроения. Отовсюду шли запросы: нужен уголь! А Кузбасс только разворачивался, еще только приоткрывал несметные запасы своих недр. В июле 1931 года газеты напечатали Обращение Совнаркома СССР, Центрального Комитета ВКП(б) и ВСНХ СССР ко всем партийным, хозяйственным, профсоюзным и комсомольским организациям Донбасса с призывом преодолеть отставание, давать больше угля.

«Дальнейшее развитие Донбасса и рост добычи угля являются решающим условием выполнения задач третьего, решающего года пятилетки, решающим фактором в развитии всех отраслей народного хозяйства СССР», - говорилось в нем.

В этот период поддержка рабочей инициативы, внимательное отношение к требованиям ударников возводились в ранг государственной политики. И это было оправданно, потому что не все старые специалисты, занимавшие командные должности на предприятиях, мягко говоря, проявляли энтузиазм в решении инженерных задач, улучшении бытовых условий людей.

Наш учитель во всем - это история, - говорил на рабочем собрании парторг Стрижаченко. - Не всемирная, а история нашей шахты, Горловки, Донбасса. С Москвой мы находимся на одном меридиане. - От волнения лицо у него заалело, ярче стали глаза. - Дело, конечно, не в географии. Вспомним, как 2 января 1921 года углекопы Юзовки вышли на первый в стране бесплатный воскресник. Он проходил под лозунгом: «Уголь - замерзающим детям Москвы». В нем участвовали и многие горловчане. И добыли почти двести тысяч пудов угля. Теперь нам необходимо так же сплотиться, действовать единым фронтом. Объявим бой бюрократам, лодырям, прогульщикам…

Ве-ерна! - закричали горняки. - Прижать их к ногтю.

Вношу предложение, - продолжал с напором Стрижаченко. - Создать бригады из кадровиков и ударников для массовой работы. Я не ошибся. В забоях у нас индивидуальный труд. Пока, - поправился он. - А бригады нужны для работы в массах. С молодежью особенно. Надо им разъяснить, что и они хозяева шахты. Теперь - о руководстве. Заслушать на нарядах отчеты начальников и механиков участков о личном вкладе.

Развернувшееся в стране социалистическое соревнование рождало новые формы контроля снизу: взаимопроверку условий труда, выполнение обязательств. С такой целью и прибыла в Горловку делегация бакинских нефтяников. Они завершили свое пятилетнее задание за два с половиной года и имели моральное право потребовать у горняков отстающих предприятий подтянуться. Гости спускались в шахту № 1, присутствовали на нарядах, а в заключение на общем собрании резко высказались о слабом техническом руководстве, низкой дисциплине, неорганизованности, не щадили рвачей и лодырей.

«Стыдно нам было перед бакинскими товарищами. Горько было читать упреки в обращениях к нам ленинградских и тульских пролетариев. Вся Советская страна требовала, чтобы мы работали лучше», - напишет Изотов в своих воспоминаниях.

Только уехали бакинцы, пообещав вернуться для проверки обстановки через полгода, как на второй наряд в административное здание зашли горняки шахты № 5 имени Ленина. Представители этого передового угольного предприятия, которое отмечали на всех городских конференциях и собраниях, и раньше приезжали сюда: призывали, стыдили. На этот раз они молча прошли к ламповой и прикрепили древко рогожного знамени к стене, так что каждый мог прочитать на нем слова: «Позор! Позор! Шахтеры шахты № 1, награждаем вас рогожным знаменем за черепашьи темпы в работе. Требуем немедленного выполнения плана и ликвидации прорыва. Ударники шахты № 5».

Зачем вы так? - сунулся было Денисенко. - Позорите зачем?

Тебя лично, Гаврила Семенович, мы уважаем, - ответили ему. - Вот собери передовиков, пусть они лодырям мозги прочистят.

Стоявший рядом с Денисенко Изотов прогудел:

Дожили, чтоб нам мышь за пазуху. - И уже мягче - делегации: - Не только мозги прочистить надо, дорогие товарищи, а учить отстающих. У нас же много хлопцев из сел приходят, они обушок-то правильно держать не могут. А мы смеемся над ними - неумехами. Так нельзя. Я тоже пришел на шахту - подкову мог согнуть, а кутка зарубить не умел. С кровавыми мозолями на ладошках ходил, - он вытянул вперед руки, - а гляньте теперь. По две нормы и более даю, а кожа гладкая. Вон Гаврила Семенович мне помог. Да и другие. А ведь иные старые забойщики и посмеивались надо мной. Когда совета просил, отвечали по старинке: «Потом надо сто раз облиться, слезами от неудач умыться, тогда сам все поймешь». Денисенко да Зубков все секреты мне открыли, ничего не утаили. И не пришлось мне слезами обливаться, с их легкой руки забойщиком стал, с любым теперь готов посоревноваться.

Ну а сам? Сам научил кого-нибудь из молодежи? - спросил подошедший на разговор парторг шахты. - Ага, молчишь. Делиться опытом надо.

Да что, я согласен, - растерянно выдавил Изотов. - Пускай кто хочет в уступ ко мне приходит, ничего не утаю. Все покажу. Даю слово, покажу, Игнатыч. - Он пришел в себя, заулыбался: - А ты наскочил… Прямо кочет…

Шли дни. Никифор довел выработку до трех, а затем и четырех норм в смену. Городская газета «Кочегарка» призывала равняться на Изотова. Ну и что доказал? Да, он может дать четыре нормы. Его даже в шутку «врубмашиной» прозвали. А дальше что? Рогожное знамя продолжало висеть у ламповой, и шахтеры, заходя сюда перед тем, как пойти к клети, отпускали всякие соленые шуточки.

Эх, вы, шутники, веселитесь, вроде у самовара собрались. Тут злость у всех нас должна появиться. Да что мы, хуже других?

Высказавшись, взял заправленную лампу, пошел к стволу. Обида билась в нем уже который день. И дома жене объяснял, как позор из-за негожих руководителей и лодырей ложится на всех и на него, Изотова, тоже.

К тому времени у шахты появился Дом культуры. В нем стали собрания проводить, оркестр духовой создали, кружки разные. Собирались здесь и общественники, бывалые шахтеры, уже вышедшие на пенсию. Парторг Стрижаченко сам составлял из них бригады для работы с молодежью. В одну из них записал и Изотова. Ходил Никифор с дедами по общежитиям, толковал с молодыми шахтерами, ободрял. Втянулся постепенно в общественную жизнь.

Но перелом на шахте пока не намечался. Пытались даже штурмовые отряды из ударников на прорыв бросать. Ерунда все получалась, общая расхлябанность мешала, неорганизованность. По совету парторга написал Изотов заметку в многотиражку «Механизированный забой». Злой был на беспорядки, потому и крыл последними словами рвачей и симулянтов. Стрижаченко сказал при встрече:

Крепко ты их, Никифор.

Во всяком деле выдержка нужна, - с участием посоветовал Стрижаченко, остужая этими простыми словами гневный пыл Изотова.

Делился не раз он с Денисенко, что считает себя в душе большевиком.

Однажды после смены сел к столу, взял лист бумаги, старательно написал: «Заявление. Прошу принять меня в партию Ленина. Хочу вместе с кадровыми рабочими - большевиками-коммунистами проводить настоящую работу за снятие с шахты рогожного знамени». И подписался. Жена спросила с легкой насмешкой, мол, не стихи ли, часом, сочиняет ее благоверный.

Стихи - это верно. Послушай-ка, Надежда Николаевна. - Он громко прочитал заявление.

Наде не понравилось выражение «за снятие с шахты рогожного знамени», и она посоветовала высказать эту же мысль как-то иначе, более грамотно, ну вроде бы так лучше - приложить силы и вывести шахту из прорыва.

А, ничего ты не поняла, - с досадой махнул он рукой, сворачивая лист бумаги и пряча в карман куртки. - Ну, напрягу я силы, дам пятнадцать, пусть даже двадцать тонн за смену. Не спасет это. Все должны напрячься, в один кулак. - И он с размаху треснул кулаком о стол, хрустнула фанерованная поверхность, и Изотов растерянно посмотрел на жену.

Хорошо хоть стол на ножках устоял, - сказала Надя. - Не забудь проведать Денисенко, заболел он.

Гавриил Семенович, не в пример жене Изотова, заявление одобрил.

Снеси Игнатычу, а то затаскаешь в кармане, - посоветовал он. - Молодец, Никиша, ба-альшой толк из тебя будет.

Изотов смущенно отмахнулся.

Несколько недель носил Изотов в кармане заявление, пока решился отдать его Стрижаченко. Тот прочитал, одобрительно сказал, что ему такая конкретная постановка вопроса нравится, а то все сразу на построение мирового коммунизма замахиваются, зато не видят, что творится под самым носом.

В ленинские дни 1932 года партийное собрание шахты № 1 рассмотрело заявление Изотова о приеме в кандидаты партии.

Партийное собрание проходило в нарядной. Первый вопрос в повестке дня: рассмотрение заявления т. Изотова о вступлении в кандидаты ВКП(б). Стрижаченко зачитал заявление, назвал поручителей Изотова, затем официально сказал:

Никифор Алексеевич, коммунисты хотят знать вашу биографию. И поподробнее, пожалуйста.

Изотов слегка оробел - не ожидал такого официального тона от Игнатыча, всегда вроде бы понятного и близкого, а тут… Откашлялся, начал говорить, незаметно увлекся, когда вспоминал нужду мужиков в Малой Драгунке, как мальчишкой попал в Горловку, о работе на брикетной фабрике и в котельной. Наверное, хорошо говорил - тишина стояла в нарядной. Вслед за ним высказались поручители. Затем слово попросил забойщик, за ним коногон, потом проходчик. Слушал их Никифор, удивлялся. Выходит, о нем у всех давно уже хорошее мнение сложилось: отзывчивый, добрый, надежный. И каждый повторял, видимо, понравившуюся фразу из выступления поручителя:

У Изотова нужно учиться работать.

Слова эти для присутствующих в расшифровке не нуждались: в 1930 году о рекордах Изотова говорили на всех шахтах, призывали горняков равняться на него. О подвигах Изотова в забое знал и С. Орджоникидзе, тогда еще председатель ВСНХ. Только сам Никифор не догадывался даже о своей громкой славе.

«И тогда я впервые подумал: работаю я действительно неплохо, и учиться у меня есть чему, но почему же я до сих пор ничего не сделал, чтобы научить других работать по-моему?» - вспоминал Изотов об этом собрании.

Он попросил слово, оглядел всех в нарядной, рубанул кулаком воздух:

Принимаю на себя обязанность учить отстающих работать по-ударному…

Что ж, обязательство серьезное, - подытожил Стрижаченко после голосования. - Но какое-то неконкретное. Лучше так договоримся. Обучи за месяц одного новичка шахтерскому мастерству. Одним словом, чтобы в передовики он вышел.

На следующий же день Изотов принялся за обучение соседей: по-хозяйски забирался в другие уступы, смотрел, как рубят уголь, брал обушок, высвечивая лампой пласт, показывал, где уголь слоистый, под каким углом клевак в пласт вгонять, чтобы сил затрачивать меньше, а угля скалывать больше. Так со смехом, шуткой проходил каждый день по всем уступам лавы. Правда, у самого выработка до двух норм с четырех снизилась, зато участок впервые выполнил суточный план. Даже заведующий шахтой спустился в лаву, нашел Изотова, обнял в тесном уступе: «Ну, молодец, вот она, инициатива.

Давай я тебя на другой участок теперь переведу. Ну хотя бы на пару недель». - «А наш поплывет, - резонно возразил Изотов. - Лучше иначе сделать… Найти в других лавах, кликнуть добровольцев помочь отстающим. Они ведь в большинстве не лодыри, а просто неумехи, мышь им за пазуху».

Об обязательстве Изотова заговорили на нарядах, в забоях. Большинство горняков его поддерживали, говорили, что давно пора взяться и за новичков, и за лодырей. И так же, как в сказке дед с помощниками репку вытащил, так и общими усилиями вывести шахту из прорыва. Иные открыто насмехались: «Да брехня все это, волну Никишка гонит. Гля, какой он здоровый, под телеграфный столб. При такой-то силище и навыки не нужны. Где ж мальцам за ним угнаться? Пустую пропаганду пущают».

В 1972 году в Горловке отмечалось 70-летие со дня рождения Н.А. Изотова. Сохранилась записанная на магнитофоне беседа с его женой, Надеждой Николаевной. О том периоде после партийного собрания она вспоминала: «Каждый раз Никита мой задерживался. Наготовлю всего, а мужа нет. Наконец появляется, шумно так с порога здоровается: чувствует ведь, что перед домашними виноват. Помоется, сядет за стол, сам признается. «Я, - говорит, - Надюша, уже наверх было собрался. Гляжу, паренек в уступе сидит, горюет вроде. Интересуюсь, чего голову повесил. Да вот, отвечает, норму не выполнил. Задержался с ним, показал, как обушок держать, куда бить лучше. Посмотрела бы, Надюша, как он повеселел. Значит, толк получится, станет шахтером». И так через день да каждый день».

В короткий срок Изотов обучил более десяти горняков, и те, впервые попав на доску ударников, вручили Изотову большую коробку…

Это что, хлопцы? - удивился Изотов, снимая с коробки шпагат и открывая крышку. - Мать честная, да вы что…

В коробке лежала кепка с широким, как шахтерская лопата, козырьком.

За науку, Никифор Алексеевич, - ответили ему, - не ругайся. В город Сталино смотаться пришлось.

Не серчай, а спасибо людям скажи, - посоветовал Денисенко. - В старое время за науку ведро водки учителю, значит, ставили, а тебе почет оказывают. Да и кепчонка славная, надень-ка. Ишь ты, как с примеркой брали.

Так и ходил Изотов в этой кепке.

Илья Муромец легендарный русский богатырь и один из центральных персонажей древнерусских былин, был широко известен как у себя на Родине, так и далеко за её пределами, как например, в древнегерманских поэмах 13 века существует упоминание о русском доблестном витязе Илье Русском.

Русский богатырь, защитник русских земель, храбрый и могучий воин Илья Муромец это не мифический былинный персонаж, а реально существовавший человек, живший приблизительно в 12 веке на Руси и похороненный в пещерах Киево-Печерской Лавры. Он был канонизирован русской православной церковью в середине 17 столетия, день его памяти почитается православными христианами 1 января (19 декабря).

Кстати, он является небесным защитником Ракетных войск стратегического назначения Российской Федерации, так что российские воины особо чтут его и в трудное время просят о помощи и заступничестве.

Образ богатыря - рождение, призвание былинного героя

(В. Васнецов "Богатырский скок" 1914г )

Родился будущий защитник русской земли в 1143 году у крестьян Ивана и Ефросиньи Тимофеевых в селе Карачарово вблизи Мурома во Владимирской области. В исторических летописях тех лет его имя не обнаружено, однако это может быть связано с тем, что русские города и селения часто подвергались набегам татар и половцев, и исторические документы были просто уничтожены в пожарах и грабежах.

В 80-х годах ХХ века ученые-антропологи исследовавшие останки св. Ильи Муромца, сохранившиеся до наших дней в Лавре, установили, что это был крупный, высокий (рост 177 см) мужчина, могучего телосложения. Умер он в возрасте около 45-55 лет от многочисленных ран, и переломов, полученных вследствие ударов мечом, копьем и саблей, что подтверждает его былинные ратные подвиги.

Еще учеными было уставлено, что этот мужчина в раннем возрасте страдал параличом нижних конечностей и не мог ходить. Как написано в былинах «тридцать лет и три года сидел Илия и не имел в ногах хождения», исцелен он был чудесным образом перехожими каликами, которые попросили его водицы испить. Тогда Илья и почувствовал в ногах силу небывалую, смог встать и дать странникам воды. Так он был исцелен и получил благословение на подвиги во славу Отечества, к которым он немедля и приступил, посвятив всю свою дальнейшую жизнь служению русскому народу и его защите.

Годы, которые он провел, практически заточенный в четырех стенах, закалили его характер, который по утверждению былинных сказителей отличался великим терпением, кротостью и удивительной силой духа.

Славные подвиги русского богатыря

(Кадр из фильма "Илья Муромец" 1956г )

Описанные в былинах подвиги русских богатырей, какими бы фантастическими и удивительными они не были, имеют под собой реальную основу, потому что они все равно перекликаются с реальными событиями, имевшими место в настоящей жизни, немного приукрашенные и с добавлением толики вымысла и фантазии, сочинивших их людей.

Одни из самых знаменитых подвигов Ильи Муромца является его битва и победа над легендарным Соловьем-Разбойником, который грабил и убивал безвинных людей и торговцев на пути в Киев. Правивший в те времена киевский князь Мстислав организовал княжескую дружину для защиты торговцев и их товаров, и скорее всего, назначил её руководителем опытного и мудрого воина Илью Муромца, который в это время служил в этой дружине. Сразив в бою свистуна-грабителя Соловья-разбойника, олицетворявшего в былинах всех лихих людей того времени, русский легендарный богатырь освободил дорогу на Киев, тем самым совершив по мнению народа немалый ратный подвиги доброе дело для всей русской земли.

Также известны и другие подвиги знаменитого русского богатыря, которого почитал и прославлял русский народ за всего славные деяния во благо Отчизны, это его победа над Идолищем Поганым (скорее всего это собирательный образ всех кочевников, нападавших на русские земли), борьба с Бабкой-Горынкой, Жидовином, разными разбойниками и лихими людьми.

(Борис Федорович Андреев - народный артист СССР в роли Ильи Муромца )

И хотя Илья Муромец по утверждениям былинных сказителей никогда не терпел поражений и всегда побеждал в бою, он никогда этим не гордился и не выставлял себя напоказ, а побежденных врагов миловал и даже отпускал на все четыре стороны.

Получив в одном из сражение неизлечимое ранение в грудь русский богатырь отошел от ратных дел и приняв монашеский постриг стал жить в Киево-Печерской Лавре. Об этой стороне его жизни известно не многое, скончался он в возрасте 45 лет от колотой раны в сердце (существует версия, что монах-воин был убит в своем последнем сражении, когда он защищал Киев от нападения половцев). Был он похоронен с особыми почестями на территории Софийского собора, в те времена бывшей главной усыпальницей великих русских князей. Позже его останки перезахоронили в одной из пещер Лавры, где его нетленные мощи хранятся и по сей день.