Страны речи посполитой. Речь Посполитая – что это значит? Культура и религия

Чайник Рассела бороздит просторы космического театра

Чайник Рассела – это известная аналогия о том, что надо доказывать существование явления или предмета, а не не-существование. “Чайник” был впервые использован в религиозной теме, однако применять эту логическую посуду приходится в астрономии.

Диспуты о религии часто сводятся к одному тезису: “А вы докажите, что Бога\Будды\Летающего Макаронного Монстра нет!” В 1952 году математик, мыслитель и просто хороший человек Бертран Рассел написал статью “Есть ли Бог?”, в которой было сказано следующее:

Если бы я стал утверждать, что вокруг Солнца по эллиптической орбите вращается фарфоровый чайник, никто не смог бы опровергнуть моё утверждение, добавь я предусмотрительно, что чайник слишком мал, чтобы обнаружить его даже при помощи самых мощных телескопов. Но заяви я далее, что, поскольку моё утверждение невозможно опровергнуть, разумный человек не имеет права сомневаться в его истинности, то мне справедливо указали бы, что я несу чушь. Однако если бы существование такого чайника утверждалось в древних книгах, о его подлинности твердили каждое воскресенье и мысль эту вдалбливали с детства в головы школьников, то неверие в его существование казалось бы странным, а сомневающийся - достойным внимания психиатров в просвещённую эпоху, а ранее - внимания инквизиции.

Бертран Рассел доволен сказанным.

Говоря вкратце, парадокс Чайника Рассела заключается в следующем – ученый не обязан доказывать, что чего-то не существует. И наоборот, любое утверждение о существовании предмета или явление должно быть чем-то подкреплено.

Охлаждающий Чайник

Аналогия, приведенная математиком, пришлась по душе людям, и потому стала притчей в языцех и одним из критериев научности высказывания. Например, существование динозавров подкреплено доказательствами в виде костей, а говорящих помидоров – нет. Поэтому сейчас в школе учат, что давным-давно ходили динозавры, а не говорящие помидоры, хотя нет доказательств, которые бы опровергали последнее. Здесь, надеемся, все понятно – если нет, пишите в комментарии, придумаем пример яснее.

Как пираты влияют на глобальное потепление

Есть еще один забавный феномен, косвенно связанный с Чайником. Мы не можем доказать влияние пиратов на глобальное потепление, хотя между ними есть статистическая взаимосвязь. Когда в мире было много пиратов, на Земле было намного прохладнее. Уменьшение количества пиратов к ХХ веку совпало с ростом глобальной температуры. Достигнув пика в конце 2000-х годов, потепление стало отступать одновременно с расцветом пиратства в Сомали. Разумеется, пираты имеют к температуре такое же отношение, как бородатые одноглазые и одноногие дядьки в треуголках к реальным пиратам, но совпадение забавное.

Есть и другая сторона. О существовании Атлантиды говорится только в мифах, и нигде нет явных свидетельств. Потому никто с археологов не утруждает себя доказательствами того, что мифических атлантов не было. Это трактуется любителями сверхъестественного в духе “молчание – знак согласия”. “Если ученые не могут опровергнуть Атлантиду, значит она существовала!” – говорят они. Тут-то и приходит на помощь Чайник Рассела и остужает чрезмерно пылкие умы.

Супер-чайник в быту

Принцип Чайника использовался людьми еще задолго до рождения Бертрана Рассела. Давайте посмотрим, как чайник-супергерой помогает нам в повседневной жизни.

Один из самых ярких примеров – это презумпция невиновности в правосудии. Если в доме напротив ночью обокрали магазин, никто не станет вас арестовывать лишь потому, что вы живете по соседству. Для обвинения нужны более веские причины; например то, что вас видели возле дверей, когда сработала сигнализация. Каждый невиновен, пока не доказано обратного – этот принцип, двоюродный брат Чайника Рассела, защищает людей уже многие годы от произвола в судебной системе.

Рептилоиды не пройдут!

Еще Чайник беспощадно бичует желтую прессу. В 2012 году журналисты часто допытывали астрономов насчет планеты Нибиру. Cлыша в ответ, что ученые не могут доказать то, что ее нет, журналисты трубили о конце света. А ведь астрономы просто хотели сказать, что Нибиру не реальнее фарфорового чайника между Марсом и Юпитером! К слову, мы уже писали о Солнечной системы. Существует мнение, что именно ее приняли за Нибиру астрономы прошлого.

Принцип может быть также полезен на работе. Если начальник говорит, что нет причин чтобы не выплачивать премию, это еще не значит, что деньги у вас в кармане. Ведь еще нужны причины для поощрения!

Напоследок

У нас, Гидов в мире космоса, на кухне есть свой Чайник Рассела, и мы регулярно завариваем им отрезвляющий чай. И если Вам интересны настоящие чудеса Вселенной, а не атланты, бороздящие просторы космического театра, то вы в правильном месте. Ниже у нас много всего интерактивного, а еще есть

В официальных документах XVII - XVIII вв. также Rzeczpospolita Obojga Narodów (Республика двух народов) государство, возникшее в результате объединения Польского королевства (Короны Польской) и Великого княжества Литовского. Согласно соответствующему сегменту историографии, условия объединения можно считать федеративными. Хронологические рамки - - третий раздел 1795 г.

Речь Посполитая возникла в результате заключения Люблинской унии, основным внешним фактором которой стала война между Великим княжеством Литовским и Русским государством, длившаяся с 1558 г. В результате поражений в войне угроза военной катастрофы для ВКЛ стала очевидной. Не смотря на личную унию объединявшую Польшу и Литву, и усилия короля Сигизмунда II Августа, польский сейм не торопился оказывать военную и финансовую помощь Великому княжеству Литовскому без более детального компромиссного соглашения, предусматривавшую взаимную ответственность польской и литовской шляхты и магнатерии. На переговорах польская сторона выставила жесткие условия, что вызвало негодование литовских магнатов, покинувших заседание. В результате этого польские представители, опираясь на часть литовской и русинской шляхты выдвинули предложение о присоединении к Короне Польской брацлавщины, киевщины и Левобережной Украины, на что литовские и русинские шляхтичи, настроенные против литовских крупных феодалов ответили согласием. 1 июля 1569 г. Люблинская уния была подписана вернувшимися литовскими представителями и затем, 4 июля ратифицирована Сигизмундом II. Условия унии предусматривали объединение двух стран, совместные выборы короля, введение единой монеты, проведение общей внутренней и внешней политики. Отдельно оговаривалась военная помощь Литве со стороны Короны Польской. Также была предпринята попытка ограничения влияния католической церкви: отменена церковная десятина, шляхта была освобождена от юрисдикции церковных судов, а также церковные владения были обложены налогами в пользу армии.

Социальный строй. Уникальность социальной стратификации Речи Посполитой заключалась в особом, несколько гиппертрофированном положении привилегированного сословия - шляхты, численность которой достигала 10%. Формально шляхтичи были равны (что, разумеется, не соответствовало практике), однако внутри этого сословия шло сильное социальное расслоение на магнатов - наиболее богатых и влиятельных, среди которых выделялись «кролевята» - крупнейшие феодалы, обладавшие сотнями деревень и десятками городов. Среди них можно назвать Вишневецких, Потоцких, Конецпольских, Острожских и проч. Большую часть шляхетского сословия представляли средние слои, представители которых владели 1-5 деревнями и наконец мелкая, «дробная шляхта», среди которых были шляхтичи владевшие частью деревни, одной крестьянской семьей или вовсе безземельные. В XVII в. начинается процесс слияния малоземельной шляхты и крестьянства. Бедные шляхтичи часто входили в состав клиентелы магнатов, чем укрепляли их позиции в Речи Посполитой. Магнаты могли содержать до двух-трех сотен клиентов, превращая их, таким образом, в собственных телохранителей.

Шляхта обладала всей полнотой гражданских прав. Ей принадлежала исключительная возможность занимать государственные должности («уряды»), шляхта практически полностью составляла сейм. Только шляхта имела право владеть землей и крестьянами. Только шляхтичи могли занимать вакантные высшие церковные должности и только шляхтичи могли быть судимы королевским судом. Из ограничений, свойственных шляхте можно подчеркнуть только запрет на проживание в городах и занятие ремеслами. В то же время обязанности шляхты были крайне ограниченными - самой главной из них стало участие в посполитом рушении, то есть в вооруженном ополчении.

Важной особенностью польского привилегированного сословия было то, что внутри него не сложилось вассальной лестницы такой же, как и в Западной Европе. Это во много отражалось в т.н. идеологии шляхетского сарматизма. Центральным местом этой идеологии был этногенетический миф о происхождении польской шляхты от сармат, завоевавших местное славянское население. Идея равенства во многом подчеркивалась через представление о некоторой избранности Речи Посполитой в целом и шляхетского сословия в частности в борьбе католической Европы против Османской империи и православного Русского государства. Важное значение играл спрос на польский хлеб, что так же подтверждало в глазах польской шляхты их исключительную роль среди европейских народов.

Положение крестьян, как следовало ожидать, ухудшалось, что связанно с процессом т.н. «второго издания крепостничества». К концу XVI в. крестьяне в основном стали крепостными, количество крестьян, распоряжавшихся своим наделом и платившим чинш резко сокращалось. Постепенно изменялся и юридический статус крестьян (хлопов). Они были полностью подчинены панскому суду, в прерогативы которых входила в т.ч. и смертная казнь. Безправность польских крестьян приводила к росту социальной напряженности и участию их в многочисленных социальных взрывах.

В Речи Посполитой, несмотря на Магдебургское право так же не сложилось привилегированного городского сословия. Мещане Речи Почполитой не имели представительства в сейме, были ограничены в торговле. В малых городах и местечках мещане были зачастую подчинены шляхтичам и магнатам.

Политическое развитие. Первый крупный политический кризис Речи Посполитой произошел в 1572 г., после кончины Сигизмунда Августа, на котором пресеклась династия Ягеллонов. Новым польским королем был избран Генрих Валуа, впоследствии уехавший во Францию и коронованный как Генрих III. С его коротким правлением связано принятие т.н. «Генриховых артикулов», суть которых сводилась к укреплению положения шляхты и следующим условиям: 1) регулярный созыв шестинедельного сейма (раз в два года); 2) отказ короля от права вводить новые налоги без разрешения сейма; 3) внешняя политика ставилась под контроль совета резидентов, назначенных из сената; 4) шляхта не обязана была участвовать в заграничных походах, не получая вознаграждения; 5) регулярная армия содержалась только за счет кварты - четвертой части доходов королевских имений (отсюда название - кварцяное войско). Генриховы артикулы во многом ослабили королевскую власть, что сыграло важную роль в дальнейшем политическом развитии страны, оказавшейся ослабленной перед лицом абсолютистских режимов Восточной Европы.

В 1574 г. Генрих Валуа оставил Польшу и занял вакантный французский престол, оставаясь формально королем до 1576 г., когда на сейме был избран . Несмотря на волю ограничить всевластие шляхты, особого влияния на внутренние дела Баторий не оказал, однако именно с ним связана победа Речи Посполитой в войне с Русским государством и заключение Ям-Запольского перемирия. Следующий король Сигизмунд III Ваза также старался укрепить позиции королевской власти: ввести принцип голосования большинством, взамен права liberum veto, увеличить приток налогов и укрепить армию. Это вызвало противодействие со стороны шляхты и привело к восстанию части дворянского сословия (т.н. рокош Зебжидовского) в 1606 - 1609 гг. несмотря на победу сторонников королевской власти, проведение реформ было сорвано. Дальнейшее правление Сигизмунда III было относительно стабильным, чему способствовала успешная внешняя политика. Интервенция польско-литовских войск в Россию в годы Смуты привело к присоединению к Речи Посполитой Смоленского и Черниговского воеводств. Несмотря на поражение от турецких войск в Цецорской битве 1620 г., через год Речи Посполитой во многом благодаря участию запорожских казаков во главе с гетманом Сагайдачным удалось остановить турецкую экспансию. Успешная политика на востоке, однако, была сопряжена с неудачами на западе. Так в 1611 г. польский сейм передал Бранденбургу наследственные права на Восточную Пруссию, что впоследствии привело к формированию сильного абсолютистского государства под властью Гогенцоллернов. Отказ от участия в отвоевании Силезии привел к процессу, получившему в части историографии определение как «дрейф» Речи Посполитой на восток.

На политическую ситуацию внутри польско-литовского государства сильно повлияла противоречивая религиозная и социальная политика. Заключение и отказ от наделения сословными правами казаков привел к росту социальной напряженности, вылившейся в ряд казацких восстаний в 1620-е - 30-е гг. Несмотря на некоторые уступки, сделанные королем Владиславом IV, к принципиальному решению проблемы это так и не привело. В 1648 г. вспыхнуло масштабное крестьянско-казацкое восстание под руководством православного шляхтича . Восстание вышло за рамки внутреннего дела Речи Посполитой и привела к вмешательству Русского государства, которое Богдан Хмельницкий вовлекал в конфликт с самого нала восстания. Выступление Москвы на стороне восставших было поддержано широкими слоями населения украинских и белорусских земель. К 1655 г. московские войска заняли всю территорию Великого княжества Литовского, а казаки при содействии московских войск - большую часть украинских земель. В 1655 г. в войну вступила Швеция, войска которой заняли Варшаву и Краков. Это время получило в польской историографии названия «потопа». Только благодаря общенациональному движении, направленному против захватчиков Речи Посполитой удалось восстановить независимость. По условия Оливского мира со Швецией 1660 г. польский король Ян Казимир отказался от претензий на шведский престол. Согласно Андрусовскому договору 1667 г. Речь посполитая утратила Смоленск, Чернигов, а также Левобережную Украину (по условиям Московского договора 1686 г. - также Киев и Запорожье).

Правление Михаила Вмшневецкого (1669-1673 гг.) и Яна Собесского (1674 - 1696 гг.) не пресекли нарастающего ослабления власти: срывы сеймов превратились в обычное дело, королевские универсалы зачастую просто игнорировались. Избрание на королевский престол короля Августа Сильного из саксонской династии, в чем особую роль сыграла политическая воля положила начало трансформации Речи Посполитой из субъекта международного права, в объект. В годы Северной войны Речь Посполитую сокрушил еще один крупный внутренний конфликт между сторонниками Августа II, поддержанного российской армией и сторонниками Станислава Лещинского, креатуры Карла XII. Победа России в Северной войне предопределила укреплению у власти представителей саксонской династии.

Внутриполитическое развитие Речи посполитой в 1730-е - 1760 гг. характеризовалось попытками части правящей элиты реформировать политический строй. Во главе этого процесса стояла т.н. «Фамилия», включавшая в себя представителей клана Чарторыйских. Опираясь на т.н. диссидентский вопрос (проблема соблюдения прав не-католиков) Россия и Пруссия настояли на сохранении статус-кво и запрещения реформ, что стало причиной начала т.н. Барской конфедерации, с которой Россия вела долгую и напряженную борьбу, продемонстрировав, что в условиях русско-турецкой войны была не в состоянии единолично держать Речь Посполитую в подчинении. В результате это привело к первому разделу 1773 г., по которому Россия получила Восточную Белоруссию, Пруссия - Поморье, Австрия - Галицию и Малую Польшу. Первый раздел оказал благотворное влияние на внутриполитическую обстановку в стране. Общество сумело консолидироваться, что привело к работе т.н. Великого сейма 1773 - 1791 гг. Горожанам было предоставлено право участвовать в сейме, прерогативы шляхты несколько сократились. Вершиной преобразований стало издание Конституции 3 мая 1791 г., которая вводила принцип разделения властей, превращала королевскую власть в наследственную и предоставляла права более широким слоям населения. Напуганная конституционным движением в Польше и тем фактом, что оно явилось одним из следствий Великой французской революции, пошла на второй раздел Речи Посполитой, по которому Россиия получил Белоруссию и правобережную Украину, Пруссия - Великую Польшу.

Второй раздел стал причиной мощного освободительного движения под руководством Тадеуша Костюшко. Фактически, ему удалось держать под контролем всю неразделенную территорию Речи Посполитой в качестве диктатора. Однако энергичные действия российской армии под руководством подавили вооруженное сопротивление. В 1795 г. Речь Посполитая была разделена в третий раз, а король Станислав Понятовский перевезен в Санкт-Петербург. Таким образом, польское государство прекратило свое существование до 1918 г.

План
Введение
1 Название
2 История
2.1 Создание
2.2 История
2.3 Разделы Речи Посполитой
2.4 Попытки возрождения союза и их поражение

3 Площадь территории и население
4 Столица
5 Административное деление
5.1 Великопольская провинция
5.2 Малопольская провинция
5.3 Великое княжество Литовское

6 Культура и религия
Список литературы

Введение

Речь Посполи́тая - федерация Короны Королевства Польского и Великого княжества Литовского, возникшая в результате Люблинской унии в 1569 году и ликвидированная в 1795 году с разделом государства между Россией, Пруссией и Австрией. Располагалась преимущественно на территориях современных Польши, Украины, Белоруссии, Литвы и Латвии, а также частично на территориях России, Эстонии, Молдовы и Словакии. Главой государства являлся пожизненно избираемый сеймом монарх, носивший титул короля польского и великого князя литовского. Существовавший в Речи Посполитой специфический политический режим принято называть шляхетской демократией.

1. Название

Речь Посполитая - дословный перевод с латинского на польский слова республика (лат. Res publica ) и на русский язык переводится как «общее дело». Официальное название государства - Речь Посполитая Короны Польской и Великого княжества Литовского (польск. Rzeczpospolita Korony Polskiej i Wielkiego Księstwa Litewskiego ; лит. Lenkijos Karalystės ir Lietuvos Didžiosios Kunigaikštystės Respublika; белор. Рэч Паспалітая Кароны Польскай і Вялікага Княства Літоўскага; укр. Республіка Корони Польської та Великого Князівства Литовського). Местными жителями государство обычно называлось Речь Посполитая (польск. Rzeczpospolita ; зап.-русск. Рѣч Посполита ), иностранцами - Польша.

С XVII века в дипломатической переписке использовалось название Светлейшая Речь Посполитая польская (польск. Najjaśniejsza Rzeczpospolita Polska ; лат. Serenissima Res Publica Poloniae ).

Ныне широко употребляется название Речь Посполитая Обоих Народов (польск. Rzeczpospolita Obojga Narodów ), появившееся, однако, только в XX веке. В Польше это название стало популярным после выхода в свет в 1967 году исторической одноимённой трилогии польского писателя Павла Ясеницы.

2. История

2.1. Создание

Речь Посполитая явилась своего рода продолжением государства Ягеллонов - польско-литовской личной унии, существовавшей с 1385 года (с перерывами). В 1569 между Польшей и Литвой была заключена Люблинская уния, по которой оба государства объединялись в одно - с общим королем, общим сеймом, единой внешней политикой и единой монетной системой. Однако обе части сохраняли свою администрацию, казну, войско, суды.

2.2. История

Для Речи Посполитой было характерно уникальное государственное устройство. Первое столетие её существования польские историографы называют настоящим «Золотым веком», каким он был для католического польского меньшинства страны (шляхты), составившего его элиту. Второе столетие характеризуется военными поражениями, в том числе катастрофическими демографическими потерями в ходе так называемого Шведского потопа.

В 1596 году на церковном соборе была принята Брестская уния. Входя в унию, Польское правительство, без сомнения, рассчитывало на то, что соединение двух христианских исповеданий приведёт и к политическому объединению двух славянских народов. Но на практике случилось обратное: уния вместо ожидаемого объединения Польского государства, привела Польшу к совершенно обратным результатам. Некоторые польские историки, как, например, М. Боржиньский, считают, что «Брестская уния, вместо того, чтобы привести к религиозному единству, вызвала раскол в русском населении и часть его, оставаясь верной Восточной Церкви, была враждебно настроена в отношении униатов и поддерживавшей их Польши».

Политика полонизации и религиозного гнёта вызывает недовольство православных восточнославянских народов, усиление эксплуатации которых означает возвращение к крепостничеству. Усиливаются народные восстания, нарастает анархия в политической жизни страны. Последние годы её существования характеризуются неудачными попытками модернизации и проведения демократических реформ.

В конце 16, начале 17 веков Речь Посполитая ввязалась в военные конфликты почти со всеми своими соседями. В 1605-1618 годах польский король Сигизмунд III попытался воспользоваться Смутным временем в России для укрепления своего влияния в Российском государстве, вплоть до присоединения российских земель к Речи Посполитой. В начале 17-го века Сигизмунд III попытался отстоять своё право на шведский престол, в силу чего пришлось принять участие в войне в Ливонии. Также польские дворяне, иногда с позволения короля, а иногда против приняли участие в Молдавских войнах магнатов с целью установления контроля над Молдавией. В то же время некоторые польские подразделения приняли участие в религиозном конфликте на территории Священной Римской империи.

2.3. Разделы Речи Посполитой

Первый раздел Речи Посполитой 25 июля 1772 года Российской империей, Прусским королевством и Австрией в Санкт-Петербурге была подписана конвенция, согласно которой Восточная Белоруссия и часть Инфлянтов отходили к Российской империи; Вармия, воеводства Поморское, Мальборкское, Хелминьское, большая часть Иновроцлавского, Гнезненского и Познанского воеводств отходили к Пруссии; а княжества Освенцимское и Заторское, южная часть Краковского и Сандомирского воеводств, воеводства Русское и Белзское отходили к Австрии.

Второй раздел Речи Посполитой 12 января 1793, Гродно. 20 лет после первого раздела, Польша собирается с силами, Правительственная реформа, экономический подъем, Конституция (вторая в мире, первая в Европе) - Этим довольны не все, снова конфедерация, снова против Короля, но теперь за вмешательство России с призывом русских войск. К России отходит значительная часть Западной Белоруссии и Украины, а к Пруссии - Гданьск и Торунь, почти вся Польша, часть Мазовии и Краковского воеводства.

Третий раздел Речи Посполитой 13 октября 1795 году подписана третья конвенция, по которой к России отошли земли восточнее реки Буг и реки Неман; к Пруссии отошла большая часть Мазовецкого воеводства с Варшавой, часть Трокского, Подляшского и Равского воеводств; к Австрии - воеводства Краковское, Сандомирское, Люблинское, часть Мазовецкого, Подляшского, Холмского и Брест-Литовского воеводств.

Итоги трёх разделов В итоге трёх разделов Речи Посполитой к России отошли литовские, западнорусские (современные белорусские и украинские земли) (кроме части Украины, отошедшей к Австрии). Коренные польские земли поделили между собой Пруссия и Австрия. 15 января 1797 года подписана последняя конвенция, утвердившая раздел Речи Посполитой, упразднившая польское гражданство и полностью ликвидировавшая остатки польской государственности. К этой конвенции был приложен акт 1795 года отречения от престола польского короля Станислава Августа.

2.4. Попытки возрождения союза и их поражение

Попыткой возродить Речь Посполитую можно назвать создание Наполеоном Варшавского герцогства в 1807 году. Аналогичные попытки предпринимались во время Январского восстания (1863-1864) и в 1920-е, когда Юзеф Пилсудский выдвинул идею создания «Междуморья» - конфедерации Польши, Литвы, Беларуси и Украины. Современная Польша называет себя наследницей Речи Посполитой. В литовской историографии отношение к польско-литовскому союзу, несмотря на его формально «добровольный» и «обоюдный» характер было и остаётся с некоторыми оговорками в целом отрицательным из-за интенсивной полонизации литовцев и белорусов в этот период, а также из-за попыток Польши завладеть Вильно в начале XX века, пользуясь историческими прецедентами.

3. Площадь территории и население

Год Население, млн. чел. Площадь, тыс. км² Плотность, чел. на км²
1580 7,5 865 9
1650 11 878 12
1771 12,3 718 17

Люблинская уния – это союзный договор, подписанный между Польским Королевством и Великим княжеством Литовским 1 июля 1569 года. По условиям этого договора Польша и Литва объединились в единое союзное государство – Речь Посполитую. Польско-литовским содружеством управлял единый монарх, который брал на себя обязанности и польского короля, и великого князя Литовского. Власть короля регулировали сенат и парламент (Сейм). Союз стал новым эволюционным этапом в польско-литовских отношениях и сделал Речь Посполитую серьезным конкурентом для России. Помимо прочего, новое объединенное государство стало крупнейшим в Европе после России.

Несмотря на то, что Люблинская уния стала важнейшим событием в истории нескольких народов, ученые разных стран дают этому событию противоречивые оценки. Польские историки акцентируют внимание на позитивных моментах, таких как добровольное создание союза и усиление всех его членов за счет распространения влияния прогрессивной польской культуры. Литовские историки относятся к созданию Речи Посполитой более критично, ссылаясь на то, что в союзе доминировала Польша, а у Литвы было недостаточно прав. Русские, белорусские и украинские историки подчеркивают, что польско-литовский союз был построен на угнетении крестьян, несмотря на то, что в Московии ситуация с крестьянством была не лучше.

Многие историки Европы сходятся во мнении, что политическая система, заложенная Речью Посполитой легла в основу Европейского Союза, который так же является добровольным союзом с единым управляющим органом власти. Однако, ЕС имеет сложную политическую инфраструктуру, целью которой является защита интересов всех членов союза на равных условиях. Речь Посполитая же находилась под большим влиянием Польши, и о равных правах в этом содружестве речи не шло. Доминирование Польши над Литвой привело в конечном итоге к развалу польско-литовского союза.

Предтечи

Подписанию союзного договора предшествовал ряд долгих переговоров. Литовские князья опасались, что могут потерять часть своих властных полномочий, если в их стране появится более могущественная государственная структура управления. Литва долго не могла решиться на объединение с Польшей, однако угроза полного поражения в Ливонской войне поставила страну перед нелегким выбором. С одной стороны, если Литва примет поражение, то она войдет в состав России. С другой – польская знать (шляхта) не хотела помогать Литве, не получив никаких ответных гарантий с ее стороны. Несмотря на сомнения литовской знати, король Сигизмунд II Август настаивал на союзе.

Сейм 1569 года

Встреча Сейма состоялась в январе 1569 года недалеко от города Люблин. Переговорщики не смогли прийти к соглашению. Польские делегаты оказали сильное давление на литовцев, и последние в знак протеста покинули Люблин 1 марта при поддержке воеводы Николая Радзивилла. Знать опасалась, что при отсутствии сдерживающего фактора Сигизмунд II теперь неминуемо подпишет союзный договор в одиночку.

Шляхта продолжала свое давление на Литву. 26 марта король Польши издал указ, который включал в состав Польского королевства земли Волыни, Подляска, Подолья и Киева. Все эти территории ранее входили в состав , а на момент подписания указа принадлежали Литве. После аннексии территорий все дворяне, которые отказались признать власть польского короля, были приговорены к казни, а их земли конфисковала корона.

Литовцы были вынуждены вернуться к переговорам. На этот раз делегацию возглавил Ян Ходкевич. Польская шляхта продолжала настаивать на полном включении Литовских земель в состав польской короны, но литовцам удалось настоять на создании федеративного государства. 28 июня 1569 года все разногласия между сторонами были преодолены, и акт об объединении был подписан королем 1 июля того же года.

Военная поддержка

Польша оказала Литве значимую военную поддержку в ходе войны. Несмотря на то, что война была выиграна, Польша отказалась вернуть аннексированные у Литвы территории, требуя от нее признания своих прав на эти земли.

Политическая ситуация внутри союза

Люблинская уния считается самым большим достижением Сигизмунда II и одновременно его самой большой неудачей. Несмотря на то, что он смог создать одно из крупнейших государств на территории Европы, которое просуществовало более 200 лет, Сигизмунд не смог провести правильных политических реформ, чтобы заставить эту систему отлаженно работать. Он пытался укрепить монархию за счет поддержки дворянства и магнатов, однако в результате неконтролируемой коррупции она пришла в упадок.

Дворянство всеми силами стремилось заполучить как можно большую власть, зачастую прибегая к подкупу или принуждению своих подчиненных и коллег. Процветали сговоры и покровительство среди заинтересованных лиц. В результате в политической системе союза воцарился хаос.

Теоретически, все дворянство внутри Речи Посполитой имело равные права, однако на практике это не работало. У государства не было рычагов управления и достаточных полномочий, чтобы контролировать действия представителей власти. Со временем это привело к тому, что каждый из магнатов пытался захватить все большую власть и сместить конкурентов. Такой порядок вещей привел страну к анархии и междоусобным стычкам.

Люблинская уния предполагала, что слияние Литвы и Польши в единое государство должно проводиться на равных условиях. Обе страны в теории сохраняли достаточную автономию и могли иметь собственную армию, казначейство и законы. На практике же, более развитая Польша занимала в Сейме больше мест (три к одному).
Создание Речи Посполитой подразумевало, что между странами Литвы и Польши наступит тесный и дружественный союз. Однако, Литва постоянно стремилась к укреплению своей автономии и всеми способами ограждала себя от польского влияния. Подписанный в 1566 году Второй Статут Литвы не потерял своей власти и после присоединения к Речи Посполитой и в конце концов трансофрмировался в Третий Статут, подписанный в 1588 году. Однако, он расходился с законами Люблинской унии во многих вопросах.

Польское дворянство стало рассматривать Статут Литвы как неконституционный. В уставе Люблинской унии было прописано, что ни один закон на территории Речи Посполитой не может противоречить законам союза.

Однако, Литва настаивала на том, что законы Статута действовали на территории страны еще задолго до вступления ее в союз. Между странами на этой почве зародился конфликт, который сохранялся на протяжении многих лет.

Попытки поляков ограничить власть литовских князей (в особенности клан Сапьеха) и унифицировать законы союза привели к возникновению в Литве движения koekwacja praw (за равноправие). В результате, благодаря этому движению на Сейме 1697 года был принят ряд реформ, нацеленных на уравнивание в правах Литвы и Польши.

Религия и культура

Несмотря на то, что для многих народов Речи Посполитой (например, русинов) традиционной религией являлось православие, на территории страны доминировал католицизм, традиционный для Польши. Русинское население занимало низший социальный слой. Они не принимали польский язык и религию, и в итоге это привело к значительному социальному расслоению. Некоторые русинские магнаты открыто противостояли влиянию шляхты, продолжая исповедовать православное христианство и давая детям на подконтрольных территориях строго православное образование. Однако со временем польскому влиянию было все труднее сопротивляться, и в конечном итоге практически все русинское дворянство было полонизировано.

Упадок Речи Посполитой

На протяжении практически всей истории своего существования Речь Посполитая принимала участие в войнах. В 1604 году польские магнаты поддержали Лжедмитрия и дали ему войско, благодаря чему развязалась очередная война с Россией. Напряженность внутри государства нарастала, по причине огромного количества политических и религиозных столкновений. Между князьями, магнатами и монархией регулярно возникали конфликты, что не способствовало укреплению государственной власти. В 1648 году Польское войско потерпело сокрушительное поражение, а войска Богдана Хмельницкого дошли до Вислы.

В Речи Посполитой начался «Потоп» — период анархии, аналог «Смутного Времени» в России. На территории польской разгорелась партизанская война, в результате которой Польша потеряла эту область. В 1654 году в Речь Посполитую вторглись русские войска. В результате этой войны Польша утратила Киев и все районы восточнее Днепра, по условиям Андруссовского перемирия.

Ян Собеский был последним королем Речи Посполитой, при котором государство находилось на пике. После его правления началась череда разрушительных событии: Шведская война (1621-1626), Война за польское наследство (1733), и ряд войн с Россией, в результате которых русские привели в Польше к власти своего ставленника. В результате всех этих событий Речь Посполитая значительно ослабела, и в 1772 начался процесс раздела государства.

Наследие Речи Посполитой

Люблинская уния послужила созданию крупнейшего союзного государства на территории Европы. Союз, подписанный между Польшей и Литвой лег в основу Европейского Союза. Опыт, который наработала Речь Посполитая за 200 лет своего существования, позволил создать современное союзное государство с учетом всех ошибок, допущенных в прошлом. Создание Речи Посполитой было сильным и прогрессивным политическим решением своего времени. Оно по-прежнему представляет интерес, как яркий пример взаимодействия крупных национальных государств с единым правящим независимым органом власти.