Вечный студент откуда пошло выражение. Вечный студент

По закону каждый имеет право поступать в вуз столько раз, сколько считает нужным, но получить бесплатное образование можно только единожды. Пока студент не получит диплом, его право на бесплатное высшее образование считается нереализованным. А значит, он может поступать снова и снова, пока не закончит обучение или не откажется от этой затеи. The Village записал истории вечных студентов - людей, которые учились в разных вузах, но по разным причинам так и не смогли их окончить.

Михаил, 27 лет

бросил четыре вуза и планирует поступать снова

В свой первый институт я пошел сразу же после школы просто потому, что надо было куда-то поступать. Я из Беларуси, поступил в Белорусский национальный технический университет на программиста. Но даже не успел начать учиться, только сходил на встречу первокурсников. Мой отец тогда жил в Москве и предложил переехать к нему. Я переехал. Учебный год уже начался, и снова пойти учиться я мог только в следующем сентябре. Отец почему-то решил, что мне опять надо поступать на программиста, причем обязательно в Бауманку или МИСиС.

В Беларуси система такая же, как ЕГЭ в России, только называется она централизованным тестированием. Оценки тоже измеряются в баллах. Так вот, я сдал физику на 17 баллов при минимальном балле 15. Я был в шаге от того, чтобы вообще никуда не поступить. По идее, за год можно было ее подтянуть, но на деле я сразу же пошел на работу, и готовиться серьезно возможности не было совсем. В итоге поступал, что называется, куда поступится. Так попал во Всероссийский заочный финансово-экономический институт. Честно говоря, там было даже неплохо. Но в 18 лет меня окружали творческие люди, которые постоянно вели разговоры о том, что надо воплощать свои детские мечты. В детстве я собирал конструкторы, рисовал и мечтал стать архитектором.

Я проучился в ВЗФЭИ почти год, но сессию сдавать не стал, решил поступить на архитектурный, начал долго и усиленно готовиться. Репетиторы из МАРХИ были мне не по карману, поэтому я сходил только на четыре занятия. Зато понял, что надо делать дальше. Я начал рисовать людей в метро - чтобы научиться ловить построение и размеры. Втихаря выбирал человека, на которого хорошо падал свет, и набрасывал рисунок в блокноте.

Для поступления в архитектурный вуз надо сдать три творческих экзамена: рисунок головы, рисунок капители и чертеж - и два нетворческих: русский язык и математику. На творческих экзаменах со мной приключалась одна и та же проблема: на рисунок, например, давалось пять часов, а я всегда укладывался за два, поэтому мне приходилось буквально заставлять себя рисовать медленно. Сейчас я понимаю, что мало занимался подготовкой. За два года я всего 16 раз сделал то задание, которое ждало на вступительных. Порядочно отвлекала от подготовки необходимость работать: я продавал газеты, занимался веб-дизайном, в какой-то момент устроился в казино. Именно после казино, как мне кажется, я перестал быть молодым и устал. Работать приходилось по ночам, в не самой лучшей атмосфере: люди проигрывали всю зарплату и, конечно, испытывали стресс. Бывало такое, что я заканчивал смену, уходил домой, спал, возвращался на работу и видел того же человека, с которым играл в прошлые сутки. Он мог даже не сдвинуться с места, просто периодически доставал фишки и плакал.

В итоге после двух лет подготовки я все же поступил в Государственный университет землеустройства на архитектурный факультет. Тогда я начал общаться со студентами и работающими архитекторами и быстро понял, насколько трудоемкое и ресурсозатратное занятие выбрал. Во время сдачи проектов люди почти не спят и принимают стимуляторы. И очень многие жалуются, что им все равно не удается построить то, что они хотят. В архитектуре я разочаровался и после первого же семестра из ГУЗа ушел.

После архитектуры я захотел заняться музыкой, но понимал, что поступить, например, в Гнесинку будет нереально. В этот момент мне подвернулась достаточно доступная, денежная и при этом связанная с музыкой специальность - звукорежиссер. Я поступил в Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино» на заочку. Мне хотелось пойти на дневное отделение и погрузиться в студенческую жизнь, но такой возможности не было.

Порядочно отвлекала от подготовки необходимость работать : я продавал газеты, занимался веб-дизайном, в какой-то момент устроился в казино .

Наш набор был первым на факультете, программа обучения была очень сырой и невыстроенной. На первом курсе я нашел работу по специальности: устроился звукорежиссером в агентство по организации детских праздников. Помимо этого, тренировался в своей домашней студии. Уже на втором курсе у меня возникло ощущение, что я все знаю. Учиться стало неинтересно. Тут еще грянул экзамен по философии, а я не был ни на одной паре. В итоге я ее не сдал, расстроился и решил уйти. Мой аттестат до сих пор лежит в МИТРО.

Сейчас я работаю программистом. Наткнулся на бесплатные курсы в интернете - оказалось, что это на 100 % мое. Если рисовать или заниматься музыкой я иногда себя заставлял, то за программированием мог сидеть по 12 часов не отрываясь, мог вскочить посреди ночи, если придумал, как решить задачу. Тогда я решил заняться программированием серьезно, договорился с девушкой, что посижу у нее на шее пару месяцев, и начал учиться. Занимался по 12 часов в день. Мне кажется, за это время я выучил столько, сколько другие не могут осилить за пять лет в институте. После этого стал искать работу. В одной серьезной компании меня готовы были принять после собеседования, но тут выяснилось, что у меня нет высшего образования. Работу я все же нашел, но понимаю, что отсутствие корочек способно помешать карьере, поэтому планирую их получить. Я присматриваюсь к институту, где можно учиться онлайн. Думаю, много сил и времени такое обучение не отнимет и мне удастся получить диплом.

Михаил, 23 года

семь раз бросал вуз, проучившись один семестр

Последние три класса я учился в школе № 239 Санкт-Петербурга. Это крупнейший физико-математический лицей города, сейчас он стал называться Президентским. В разное время там учились известные люди: Алиса Фрейндлих, Борис Гребенщиков, Александр Халифман. Хороша эта школа тем, что дает отличные знания по физике, математике, техническим предметам, а плоха тем, что там практически ничего не требуют, а у учеников возникает невероятное самомнение. Просто для статистики: в моей старой, совершенно обычной школе далеко не все смогли поступить, но те, кому это удалось, учебу закончили. Из моего класса в 239-й школе треть хотя бы раз вылетала или брала академический отпуск, хотя поступили все, и притом бесплатно. В первый раз я поступал, будучи призером двух олимпиад по математике и олимпиады по физике, и мог выбирать среди всех технических вузов города.

Выбрал математико-механический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Проходной балл там очень низкий и поступить проще простого - немногие хотят мало того, что мучить себя математикой, так еще и ездить в Петергоф. Причем не в тот парадный Петергоф с дворцами и фонтанами, а в самую натуральную деревню. Изначально матмех находился на Васильевском острове, но в советское время из университета решили сделать эдакий Кембридж. Но только сделали не по-человечески: теперь студенты и преподаватели катаются в такую даль, где инфраструктуры нет совсем, а около факультета гуляют коровы и козы.

Кроме расстояния, матмех был хорош всем. Но на первом курсе я получил травму и выпал из привычной жизни почти на год. За этот год, когда не нужно было рано вставать и сразу бежать по делам, я еще больше расслабился и обленился. В итоге, когда я второй раз пришел на матмех, на меня свалилось огромное количество материала. Я осознавал объем подготовки и думал: «Я, конечно же, ничего не понимаю по большей части предметов, но я же из 239-й, я гениальный, и я справлюсь». Наступил час икс - надо было сдавать экзамены. Тут я понял, что никакой не гениальный. Меня отчислили не по правилам, но я бы все равно вылетел. Третий заход был туда же, но тогда у меня была несчастная влюбленность со всеми вытекающими: депрессией, желанием прыгнуть с крыши и походами к психологу. Мне было совершенно не до учебы.

После этого я решил сменить специальность. Так оказался в Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики на факультете фотоники и оптоинформатики. Попал туда случайно, по рекомендации друга. Сходил буквально на два десятка пар, а потом опять ушел. Я поступал еще дважды - опять на матмех в СПбГУ и в ИТМО на специальность, связанную с математикой. Сейчас я совершенно не помню почему, но тогда на парах я вообще не появлялся. В то время я постоянно находился в общаге и пытался социализироваться путем пьянок. Вроде бы мне даже нравилось учиться, но дело снова было в моей лени. За все годы, что я пытался учиться на матмехе, преодолевал последствия травмы и неудачной влюбленности, я обленился настолько, что мне бывало лень просто доехать до вуза.

Седьмой раз был на геофаке СПбГУ. Идея возникла совершенно спонтанно: она мне приснилась. Я понял, что география была интересна мне еще со школы. Я пошел учиться на картографа, но разочаровался. На лекциях опять почти не появлялся, а когда все же приходил, не слышал ничего интересного. Большинство из них были очень скучными, а заинтересовать меня смог только преподаватель по физике. Возможно, сыграли роль мои завышенные ожидания. Я хотел научиться чему-то, что будет применимо на практике.

Я пытался учиться на матмехе, преодолевал последствия травмы и неудачной влюбленности, я обленился настолько, что мне бывало лень просто доехать до вуза .

Теперь я совершенно не знаю, куда себя девать. У меня есть жизненный принцип: делаю я только то, что мне в кайф и не требует особенных усилий. Так что пока перебиваюсь на каких-то работах. Уже поработал в фастфуде, в книжном магазине, официантом, раздавал листовки. Сейчас снова выбираю, куда поступать. Мне интересно программирование (но оно мне не дается) и история (но я не уверен, что у историков есть работа). Склоняюсь к факультету экологии в Гидрометеорологическом университете. А пока работаю курьером и ищу себя.

Митрофан, 27 лет

учился в трех вузах и почти получил диплом, но институт лишили лицензии

Я из Нижнего Новгорода. После школы поступал в Волго-Вятскую академию государственной службы на специальность «государственное и муниципальное управление». Родители уверяли, что меня ждет светлое будущее, если я отучусь и пойду работать госслужащим, а я им зачем-то поверил. В итоге полтора года я провел абсолютно бессмысленно. При поступлении думал, что в академии будут давать практические знания, но меня ждали ненужные предметы. Например, я так и не понял, зачем будущему мелкому чиновнику нужна высшая математика. Возможно, на пятом курсе какие-то полезные знания я бы все же получил, но отзывы ребят из моей группы, которые окончили академию, говорят об обратном. Сейчас все они работают в своих полпредствах и заксобраниях и говорят, что обошлись бы и без такого образования. Наверное, единственное, что мне пригодилось в работе, - это знание документооборота.

На первом курсе меня сразу же захлестнула студенческая жизнь: я играл в КВН, записался во всякие профкомы, советы, активы, работал вожатым. Я снимал квартиру с друзьями, и никакого контроля со стороны родителей не было. Вместо пар я частенько развлекался. На втором курсе забил на учебу совсем и начал работать няней - за это платили хорошие деньги. В конце года я решил уйти из вуза, сказал об этом родителям и забрал документы.

Когда на первом курсе я стал главным редактором студенческой газеты, все говорили: «Митя, у тебя талант! Пишешь как боженька!» Я подумал, что такой талант нельзя зарывать, и решил, что филологический факультет подойдет для карьеры журналиста. Тогда я подал документы на филфак Университета имени Лобачевского. Я даже начал ходить на пары, но как-то раз приехал в гости к родителям в не самый подходящий момент: у меня дома находился военком. Мне вручили повестку, а я решил, что сыну офицера не подобает бегать от армии. Я серьезно собирался служить: забрал документы из вуза, расстался с девушкой, завязал с работой. В течение всех школьных лет в приписном свидетельстве стояло «годен к срочной службе в армии». Но на первом курсе я попал в аварию, повредил ноги, отчего у меня развился артроз. Хирург на медкомиссии меня забраковал и отправил к военкому. В одних трусах я нашел его, тот оглянул меня с головы до ног и сказал: «Да ты нам на хрен в армии не нужен». В армию я не попал, но, чтобы пойти учиться, пришлось бы заново подавать документы.

Задумался о поступлении я только следующей весной. На тот момент я сам себя обеспечивал, поэтому одним из критериев выбора вуза был вопрос цены - потяну ли я оплату за учебу. Я решил поступать на заочку в Нижегородский институт менеджмента и бизнеса, тогда год обучения стоил в районе 20 тысяч рублей, и меня эта цифра полностью устраивала. Я пошел на факультет PR, попал сразу на третий курс, досдав несколько экзаменов. В моей группе учились четверо - сильно старше меня, они пришли за корочкой, нужной для повышения по службе. Я проучился год, а потом мне предложили работу в Москве.

Я переехал и учиться стал совсем по-раздолбайски. Обычно приезжал раз в пару месяцев и скопом шел сдавать все экзамены. Так дотянул до шестого курса. Когда оставалось только сдать госэкзамены и защитить диплом, на работе образовался проект, который я никак не мог оставить. Тянулся он долго, и я уже был готов взять академический отпуск. Но, когда приехал подписывать документы, оказалось, что вуз лишили лицензии.

Фотографии: обложка, 3, 4 – Виктор Юльев, 1, 2, 5, 6 – Иван Анисимов Английское словосочетание life long education (образование длиною в жизнь) и русский фразеологизм «вечный студент» обозначают одно и то же понятие, но есть разница в стилистической коннотации: русский фразеологизм имеет ярко выраженную негативную окраску, а стилистическая коннотация его английского аналога – позитивная. И если у нас на студенческой скамье сидят, вчерашние школьники, то в американских коллеждах всегда встретшь и тех кому за тридцать, и тех кому за сорок, и тех кому за пятьдесят. Почему так? Например, вчерашняя школьница учится в университете по специальности «дикая природа». После окончания учёбы, если повезёт, можно найти с таким дипломом работу в каком-нибудь агенстве по охране окружающей среды. А если не повезёт – никуда с таким дипломом больше не сунешься. Помыкается такой выпускник без работы и опять идёт в колледж получать другую специальность, но нет никакой гарантии, что с новой специальностью не повторится прежняя история. Тем временем может быть острая нехватка специалистов по родственной специальности, но в США вообще отсутствует такое понятие как «родственная» или «смежная» специальность. И пока коренной американец по второму кругу патится в колледже, агенства по трудоустройству по всему миру ищут специалистов, чтобы заполнить вакансии по смежной профессии, и находят специалистов где-нибудь в Египте или на Филиппинах, - вот почему Америка до сих пор зависит от притока новых эмигрантов, как от иглы. А как у нас? У нас есть биологический факультет. По окончанию этого факультета, с одним и тем же дипломом, можно и в школе биологию преподавать, и в лаборатории работать, и даже в агенстве по охране дикой природы что-то делать. У нас с дипломом филолога можешь быть и учителем, и библиотекарем. В США с дипломом учителя не можешь работать библиотекарем, а библиотекарь не имеет права преподавать в школе, хотя на приобретение диплома магистра по библиотечному делу уходит минимум шесть лет. Но даже если и найдёшь по специальности работу, вряд ли доработаешь по этой специальности до пенсии: в твоей области может пройти обвальное сокращение, диплом тогда потеряет свою ценность, и в середине жизни опять тебе нужно идти учиться. Очент часто учаться сначала, чтобы получить право работать по смежной специальности, для которой и прежний диплом, по нашим понятиям, годится. Бывают даже пакости и похуже: проработал два десятка лет на одном месте, как вдруг наверху решили, что для работы по твоей специальности нужен другой диплом. Вот и должен ты после сорока идти в колледж за новым дипломом, платить деньги, влезать в новый кредит, хотя содержание новой учебной программы ни чем принципиально не отличается от той программы, которую ты уже прошёл в своё время. А образование у них состоит из двух частей: общеобразовательных предметов и специальных. Какие предметы изучают в курсе общеобразовательных? Сказать, что изучают математику, значит ничего не сказать. Математик у них – штук десять, у каждой свой код: математика 1141, математика 1200 и так далее. На одну специализацию нужна математика с одним кодом, на другую -- с другим. А уровень всех этих математик – намного ниже нашей средней школы. И так по всем общеобразовательным предметам. Почему так? Если по какой-то причине тебе нужно поменять специализацию, тебя можно заставить проходить математику, да и другие предметы, ещё раз, но уже с тем кодом, который якобы более соответствует другой специальности, и всё это – источник их доходов. Не правда ли, прекрасно продуманный лохотрон: полжизни ходишь студентом, но при этом всё равно остаёшься тупым потребителем гамбургеров, рабом, у которого не хватает образования, чтобы понять, как банкиры ограбили страну, довели её до кризиса. При этом населению внушили, что нет ничего лучшего, чем провести полжизни на студенческой скамье, – вот откуда у американского словосочетания «вечный студент» позитивная коннотация. И всем при этом хорошо: колледжам хорошо, потому что их услуги пользуются спросом; банкирам хорошо, потому что вечным студентам вечно нужны кредиты на учёбу; пятидесятилетним студентам тоже хорошо, потому что им пропаганда внушила, что нет в жизни ничего лучшего, как быть вечным студентом. А американские семьи тем временем разлaгаются, родителям не хватает времени для детей. Этому способствуют многие причины, многие из которых детально проанализированы. Но не говорят о том, как развалу семей способствует вечное студенчество. Да это и понятно: если слишком много времени уделяешь чему-то одному, что-то другое страдает. Страдает прежде всего семья, когда из взрослого члена семьи делают вечного студента.

Обратная сторона непрерывного образования, которое сейчас так восторженно воспевают, — синдром «вечного студента». Мысль, что без дополнительной корочки, очередного диплома, двадцати курсов повышения квалификации и тринадцатого по счету мастер-класса невозможно сделать первый (или любой другой) шаг, прочно укоренилась в сознании многих людей. Причины разные — от лени или желания оставаться в «безопасной гавани» до слишком высоких требований к самому себе, из-за чего неудача представляется чем-то смертельным, а потому попытка применить свои знания на практике постоянно откладывается.

Как перестать учиться и начать жить — своими мнениями на эту тему с «Понедельником» поделились психолог, продюсер, путешественница-блогер и, что немаловажно, два преподавателя.

«В России о работе говорят как о каторге»

Оксана Силантьева ,
мультимедийный продюсер, основатель компании «Силамедиа», окончила магистратуру в Великобритании:

— Страх выйти во взрослую жизнь действительно существует. И корни его — в особенностях нашей культуры. Посмотрите на истерию родителей вокруг запихивания вчерашних одиннадцатиклассников в вузы. Провал на экзаменах представляется как жизненная трагедия. Год никуда не поступать, пойти поработать, подумать, определиться со своей взрослой жизнью? Нет, это не наш путь. Поступить-поступить-поступить — как мантра. Если так настроены все вокруг, откуда у абитуриента появится уважение к своему выбору? И к работе вообще? У тех, кто поступил, скорее всего, не было времени, чтобы попробовать поработать лет с 14. Вместо этого старшеклассники корпят над пробным ЕГЭ и мучают репетиторов. Граница, за которой возможность получить собственный опыт работы, отодвигается и отодвигается. До поступления в вуз — это невозможно точно, но и в случае, если эта планка взята… «Не отвлекайся, выучись сначала, — говорят родители на протяжении и всех студенческих лет. — Вот будет у тебя диплом — тогда и найдешь работу». А если вдруг у студента-старшекурсника, или молодого специалиста все еще остается желание трудиться, он может послушать, как о своей работе отзываются родители на кухне, спикеры разных телепрограмм на экране и лидеры мнений в соцсетях. Много ли мы слышим вокруг рассказов людей, которые занимаются любимым делом? И почему-то в такой ситуации виноватым в прокрастинации оказывается «вечный студент». Почему бы не спросить с его родителей и учителей — что они сделали, чтобы сформировать желание и готовность работать, чтобы молодой человек обладал навыками, дающими возможность зарабатывать деньги? Обвинять «вечных студентов» просто. Куда сложнее изменить систему образования, культуру отношения к труду. В одной школе в Сент-Луисе, с опытом которой я знакомилась, есть практика каждый год задавать всем ученикам, начиная с первого класса, написать небольшое эссе, в котором нужно ответить на четыре вопроса: — Что тебе понравилось изучать в этом году? (важен не предмет, а тема, часть мира, которая интересует ученика); — Что ты хотел бы изучать в следующем году? (с помощью этого вопроса активизируют самоанализ и самоопределение ученика); — Кем бы ты хотел работать в будущем? (прямо с первого класса!); — Как бы ты хотел зарабатывать деньги? (этому учат в школе). Я уже десять лет пытаюсь найти хотя бы одну российскую школу, которая начала бы задавать такие же вопросы ученикам. От редакции «Понедельника»: мы правда несколько таких школ знаем! Познакомьтесь, например, с известной в Санкт-Петербурге частной школой «Взмах». Кстати, ее выпускники очень востребованы на рынке труда!

«Вечное студенчество» как диагноз

Денис Зеликсон ,
психолог-консультант, кандидат психологических наук:

— Тяга к познанию чего-то нового имеет фундаментальную биологическую основу, которая сформировалась в ходе эволюции. Кроме того, в современном мире практически не осталось «чистых» профессий, а срок «жизни» одного образования не превышает пяти-семи лет. Проблемой «вечное студенчество» становится, когда приобретает компульсивную форму. В таком случае бесконечное сидение на студенческой скамье представляет собой своеобразный вид психического расстройства: оно отличается наличием навязчивых мыслей о необходимости повышения своей квалификации, состоянием стресса и тревожности из-за бесконечного желания получить очередной диплом. Один из таких «вечных студентов» умудрился поучиться в кредит на несколько миллионов рублей, пока не осознал причины своей «тяги к знаниям» после посещения профессионального психотерапевта. Однако такие случае крайне редки, а получение нескольких образований зачастую обосновывается отмиранием полученной профессии или уходом в узкую специализацию.

«Не бойтесь уже ошибок!»

Антон Духовский ,
тренер ораторского искусства и публичных выступлений:

— Когда человек остается в роли ученика, он хочет находиться в зоне комфорта. «Почему бы мне еще не поучиться?» — таким образом, он хитро рационализирует, объясняет нежелание или страх действовать. Я сторонник того, что всегда нужно идти навстречу своим страхам. Только таким образом можно справиться с ними. Откладывание (даже ради того, чтобы получше вооружиться) спасает мало! Ведь страх живет внутри нас. Я сам занимаюсь обучением, у меня много учеников, которые хотят выступать публично. Осознав это свое желание, они начинают читать книжки, смотреть видео, а на тренинг не приходят, не идут выступать, когда им это действительно необходимо. Они думают, что еще немного почитают, узнают больше, и вот тогда… Но в реальности чтобы по-настоящему научиться, нужно начать действовать. Есть замечательная книга Ричарда Брэнсона «К черту все, берись и делай!». Пожалуй, в этом названии и заключается ответ на вопрос, как перестать учиться и начать делать, жить, добиваться целей. Часто людей останавливает страх ошибки: но ведь ошибки неотделимы от процесса обучения. Нужно понимать, что ошибка — это опыт, и не бояться ошибиться. Набивать шишки неприятно, но это необходимо. Конечно, надо соизмерять риски. Если начинающий боксер сразу выйдет на ринг с чемпионом, то, скорее всего, он получит нокаут и, возможно, больше никогда не вернется на ринг. Лично я в свое время много учился, перед тем как начать преподавать публичные выступления. Но также и оттачивал на практике все свои навыки.

«Университет не учит жизни»

— Моя история простая. Я отучилась в университете в Петербурге, работала по специальности (редактором), потом уехала в отпуск в Египет и… не вернулась. Решила остаться жить за границей и путешествовать. Стоит ли говорить, что поначалу я работала кем получится, лишь бы оставаться на плаву. Училась — на ходу и по необходимости, без всяких заявок на ученые степени. И тут я внезапно осознала: университеты и институты вообще имеют мало общего с реальностью! Стоило мне заинтересоваться делом, как сразу появлялись соответствующие знакомства, полезная информация, интересные предложения… Самое главное — все получалось: и работа в радость, и деньги в копилку. А успех, как и навыки, приходит с опытом, независимо от того, сколько научных трудов ты перечитал. Естественно, это не отменяет преимуществ наличия диплома, но привычка фанатично гнаться за учеными степенями, полагая, что без них вы ничего не достигнете, больше похожа на страх вступить, наконец, во взрослую жизнь. Сейчас, получив опыт жизни в другой стране, я планирую съездить в Китай, а также мечтаю побывать в Грузии. Чем быстрее примешь ответственность за свою жизнь, тем проще будет ее контролировать. А это, пожалуй, главный жизненный навык. И ему не учат в университете. Университетское общество — это среда утопическая, связанная с клановостью и системами взяток. При выходе оттуда ты имеешь 100% теории и 0% практики. И остаешься неподготовленным к жизни. Одна моя знакомая — художник по образованию — всю жизнь работала секретарем. В 35 лет решила начать все с нуля, переехала в Египет и устроилась в отель на единственно доступную позицию — самого младшего администратора. Она очень быстро доросла до менеджера, сейчас у нее в подчинении больше ста человек. И никакой «корочки» у нее по менеджменту нет. Сама научилась, когда пришлось. Я не отрицаю, что наличие высшего образования открывает больше дверей, но в эти двери еще нужно зайти.

«Волшебный пинок» и особенности менталитета

Энди Фредерикс ,
преподаватель английского языка, переехал в Санкт-Петербург из США:

— Многие, даже зная почти все правила, не говорят на иностранном языке. Я считаю, что стоит наконец-то начать практиковаться! Чтобы преодолеть языковой барьер, нужно просто взять и сказать несколько слов, а не сидеть тихо в сторонке. Среди моих учеников наилучших успехов добиваются те, кто не боится делать ошибки. Чем быстрее они ошибутся, тем быстрее я смогу их поправить и тем скорее они начнут говорить правильно. Когда учишься чему-то новому, важно понимать, что ошибки неизбежны, и не считать себя из-за этого глупым. Задача преподавателя — создать доброжелательную атмосферу, в которой ученики не будут чувствовать себя разочарованными, когда что-то не получается с первого раза. Это позволяет преодолеть неуверенность и продвинуться вперед. Очень часто люди считают себя недостаточно компетентными, недостаточно способными к чему-либо. А потом просто берут и делают это! Я все время вижу подобное на занятиях. До тех пор пока вы стремитесь и верите в себя, все возможно. Есть такая поговорка: «Better done than perfect». Дословно переводится как «Сделанное лучше идеального». Лучше иметь то, что нужно, прямо сейчас, чем дожидаться, пока все будет сделано идеально до мелочей. Жизнь коротка, можно ведь и не дождаться. В этом и заключается самый большой риск такой позиции, когда человек не решается применить свои знания на практике. В такой тенденции — откладывать что-то на потом, бесконечно ожидая удачной возможности, я вижу особенность русского менталитета. По этому поводу есть хороший английский анекдот про Вторую мировую войну: Сидят в нацистском лагере американцы, британцы и русские. Наступило Рождество. Приходит немецкий комендант лагеря и спрашивает, что хотят лидеры этих заключенных в подарок. Американец говорит: «Виски!» Окей, получайте виски. Британец: «Нам чай!» Окей, держите чай. Русский: «А мне большой пинок!» — Как пинок? — А вот так, да посильнее. «Ну, пинок так пинок», — подумал начальник лагеря и пнул русского. Русский подлетел, после этого выхватил оружие у нациста и всех освободил. Мораль такова: русскому человеку нужен волшебный пинок, чтобы он что-то сделал!

Петенька Трофимов, выдуманный Чеховым, и сейчас гуляет по России. Другой вопрос, что он несколько изменился: "вечноучащийся" может оказаться в юбке, увлекаться эротическими техниками и даже мечтать о сцене. Главное - он всё также постоянно учится. Маниакально. Лайф о том, что скрывается под личиной бесконечного образования и что делать, если вы заучились.

Как утверждают психиатры, треть населения не нашла себя ни в профессии, ни в призвании. Эти люди хотят постоянно учиться: у одних это может перейти в психопатию, а у других никакой "гонки" нет. Поэтому далеко не все вечные студенты заметны. Люди таким образом бегут от одиночества или пытаются, попробовав себя в чём-то новом, наконец-то определиться с работой.

Оказывается, основная причина непрекращающейся учёбы - семейные наставления. "Ты должен быть врачом!", "Нормальные люди не идут в театр!", "Ты не будешь ходить в музыкальную школу - ты мальчик!" - это приводит к тому, что в будущем дети не смогут найти себя. По словам специалистов, заучиться могут все - неважно, есть у человека семья или нет.

Не хватает. Учиться, чтобы не чувствовать себя одиноким

Довольной жизнью, как может показаться сначала, Ольге - 34 года. Она работает в консалтинговой компании, получает больше 100 тысяч рублей в месяц и, живя в одиночестве, может все деньги тратить только на себя. Но она носит одежду из синтетики - что-то покупает в переходах метро, что-то на рынке, иногда в дешёвых магазинах. Она не ходит в рестораны и кафе (разве что в "Макдоналдс"), редко ездит за рубеж. Большая часть заработка уходит "на образование".

Ольга учится актёрскому мастерству, двум языкам, ходит на пилатес, гимнастику, йогу, секс-тренинги и курсы личностного роста. Все эти занятия она меняет, как перчатки, хотя хотела бы так переключаться с мужчины на мужчину.

Вся неделя женщины расписана: ещё до работы она может пойти в спортзал, а вечером - позвонить репетитору по чему-нибудь. Это неважно. Выходные вовсе превращаются в гонку: из дома Ольга выходит в 10-11 утра, а приходит спустя 8-9 часов. Её "всё устраивает". Ну, почти всё.

Женщина никогда не была замужем и у неё нет пока детей. Ольга убеждена, что с ней что-то не так, но если она будет всё уметь, то непременно станет кликабельней в Tinder и привлекательней на рынке невест.

В режиме нон-стоп курсов "учащаяся" уже шестой год. Слава богу, заработок позволяет. Однако на занятиях с мужчиной своей мечты она пока так и не познакомилась, а полученные навыки в консалтинге ей пока не пригодились.

Иногда Ольга сдаётся и плачет. Почти у всех подруг уже есть семьи, а потому развлекаться и забываться приходится самой.

Руководитель Центра экстренной психологической помощи Михаил Виноградов утверждает, что такие женщины не страдают от своих увлечений, они таким образом ищут мужчину и пытаются найти спутника и, как следствие, саму себя.

- Нужно либо найти мужчину, чтобы успокоиться, либо пойти к специалисту. Это, конечно, не болезнь, но идея, с которой можно так до старости проходить. При этом, как и в других случаях с вечными студентами, причину нужно искать в воспитании. Девушка не может определиться с выбором пути, отсюда неуверенность и невозможность создать семью.

Сексолог, психиатр Александр Полеев считает, что основополагающая причина постоянной "учёбы" - сексуальная неудовлетворенность. Если у человека есть постоянный любовник, то ему не нужно никак сублимировать.

- Это достаточно частая проблема молодых, неустроенных женщин (старше 27 лет). Несмотря на то что такие дамы образованны и хорошо зарабатывают, есть некие личные качества, которые мешают им устроить личную жизнь. И девушки рассчитывают, что курсы или тренинги в этом им как-нибудь помогут, - сказал Полеев. - Мой опыт говорит, что тренинги - это неплохо. Масса девочек, ранее "психологически неуклюжих", повышали таким образом самооценку, учились общаться и знакомиться.

Однако нужен психолог, который скажет, какой тренинг (психологический или нет) вам поможет. От женщин может исходить неуверенность, из-за чего мужчины после секса могут их сразу оставлять. Неинтересно, и вот тут надо сексологу разбираться - почему так, какие занятия нужны, в чём корень проблемы. Просто так постоянно что-то учить и забивать себе курсами голову не стоит - пустая трата денег.

Как рассказал член Гильдии маркетологов Андрей Милехин, целый сегмент курсов и тренингов рассчитан на "одинокую аудиторию".

- Это такая целевая группа. Причём, как правило, это люди, имеющие большой доход и свободное время. Речь идёт о курсах, связанных с личностным ростом, установлением межличностных отношений, тренингах, с помощью которых можно не просто приобрести знания, но и, возможно, новый социальный статус, - говорит Милехин. - Сейчас, благодаря прогрессу, у человечества появилось огромное количество пустого времени. А чем его заполнять - неясно (не было продумано это), поэтому мы начали заполнять его телевизором и Интернетом.

Шабашник. Учиться, чтобы наконец-то "выстрелить"

За 32 года Игорь так себя и не нашёл, зато везде попробовал. Как признаётся мужчина, он всегда хотел стать "звездой", а поэтому в 27 лет он ходил на курсы вокала, актёрского мастерства, танцы, несколько раз пытался попасть на "Фабрику звёзд", пробовал писать статьи для газет, а ещё научился отдельно множеству профессий.

Пока я ещё не стал известным, мне неважно, где работать. Вообще по профессии я инженер (этого хотели родители, и я не отказал), но это не моё. Я не ходил на пары вообще. Закончил на тройки и забыл. Я работал официантом, кассиром, грузчиком, барменом, консультантом в разных магазинах. Во многих компаниях я, конечно, проходил обучение, поэтому во многом разбираюсь. Могу и одежду подобрать человеку, и духи, и косметику, - рассказывает Игорь. - Однако долго я нигде не работал ещё. Просто не моё это. Я хочу заниматься творчеством, у меня есть талант, но никто не видит. Но я уверен, что ещё получится - меня заметят.

Игорь в этом был убеждён в 18 лет, и он искренне в это верит в свои 32. Стоит при этом сказать, что у мужчины нет семьи - он считает, что пока рано. "Да и всё не то".

Мужчина берётся за новое дело, но угасает так же быстро, как и воспылает к новому ремеслу. Игорь считает, что его "уникальность" должны сразу заметить, но этого не происходит ни на одной работе и ни на одних курсах. Его бывшие коллеги говорят, что "он - мальчик который не вырос".

По словам психиатра Михаила Виноградова, "маниакальное желание стать известным" связано с тем, что человек вовремя не "оторвался от семьи".

Раньше было понятие - психопаты, теперь их называют акцентуированными личностями. Здесь очевидно, что семья рекомендовала сыну выбрать определённый "правильный" путь, который не подошёл чаду. Немало известных певцов, музыкантов, художников нашли себя, потому что вовремя оторвались от семьи, от гнёта. Здесь так не получалось, - говорит Виноградов.

Патологическое студенчество. Учиться, чтобы учиться

36-летняя Елена недавно закончила медицинский техникум. Получать среднеспециальное образование женщина решила, чтобы "научиться правильно делать прививки своему ребёнку" - на это Лена потратила 4 года. Надо сказать, что отучилась мамочка на "отлично". Как поясняет новоявленный медик, она только после 25 поняла, как классно учиться, а потому теперь "остановиться сложно".

Вообще Лена закончила МГУ, а сейчас учится ещё и в аспирантуре (соискателем учёной степени женщина решила стать два года назад). К 36 годам вечная студентка научилась искусству массажа, свободно говорить по-английски, наращивать самостоятельно ногти. И большую часть жизни (родители помогают) девушка не работала, а если и шла зарабатывать, то "для души".

У меня должно быть время, чтобы учиться. Мама это понимает, - рассказывает женщина. - Я чувствую себя удовлетворённой, когда начинаю в чём-то разбираться, получаю оценки...

Сейчас Елена хочет получать второе высшее - стать врачом. И её не пугает тот факт, что учиться придётся не меньше 6 лет.

Психиатр Михаил Виноградов говорит, что "учёба ради учёбы" - патология.

Это навязчивое стремление. Такие люди себя не находят и не найдут, если им также не обратиться к специалисту (если они признают проблему). Учёба должна быть для того, чтобы она помогала развиваться в каком-то одном направлении или хотя помогла определить жизненную позицию. Тут такого нет, знания особо в жизни не будут применяться. Нужно разбираться со структурой личности, с тем, что человек действительно может и хочет. Пока последнее не определено, есть метания в таком зрелом возрасте, результатов от учёбы никаких не будет.

Они самые умные в группе. Они знают ответы на все вопросы преподавателей. Они не ходят на половину пар, потому что уже сдали по ним экзамен. Нет, это не сверхлюди – это те, кто уже когда-то был первокурсником и пошел этим путём снова. Узнаём, когда они осознали, что их призвание – быть второпроходцами. Спойлер: все дороги ведут на медиаком

София Ксенофонтова

факультет гуманитарных наук НИУ ВШЭ → факультет коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, 1 курс

Момент осознания: вторая неделя сентября

Ещё годик детства

В тот год я абсолютно не знала, чем хочу заниматься, поэтому выбирала факультет наобум. Да и вообще, поступление тогда было скорее по инициативе родителей: они пытались убедить меня, что нужно идти в вуз сразу после школы, а мне хотелось сделать год перерыва и разобраться в себе.

Главное, чтобы Вышка

Даже не смогу сказать, как ко мне пришла идея перепоступить, но факт, что нужно что-то менять, был для меня очевиден. Единственное, я была уверена в том, что хочу остаться в Вышке, ведь система образования в этом университете несомненно выигрывает по сравнению с другими вузами страны.

Друг познаётся в переводе на другой факультет

Родители отнеслись скорее негативно, но всё равно поддержали мой выбор. В этот период мои близкие друзья не только меня поддерживали, но и помогали осуществить желаемое. Мне не о чем жалеть, кроме потраченных денег на прошлое обучение. Я решила, что хочу не изучать искусство, а создавать его - и выбрала медиаком.

Алексей Митров

Момент осознания: середина октября

Бойтесь арабского

Я выбирал самостоятельно, основываясь на своем тогдашнем интересе к Ближнему Востоку, который быстро иссяк. Тогда и появились первые сомнения по поводу правильности выбора.

Толчком для перевода стал заваленный экзамен по арабскому языку. Тогда я понял, что не хочу больше заниматься тем, что мне неинтересно, и выбрал направление себе по душе – медиакоммуникации. Благо, родители были исключительно «за», а друзья-одногруппники ещё долго шутили над моими тяжелыми отношениями с языками. Кстати, в новой группе шутки про арабский стали уже константой.

Релакс в медиадворе

Мне было жаль расставаться с друзьями с востоковедения, они все очень хорошие. Но в остальном я был искренне счастлив, ибо весь прошлый год был адом.

Я еще ни разу за всё время не пожалел, что сделал этот шаг. Разница между факультетами огромная: на медиа гораздо более расслабленная и умиротворенная атмосфера, нет вечного стресса и переживаний, гораздо больше места для творчества. Так что теперь я точно уверен в своем выборе.

Пётр Горбунов

факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ → факультет коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, 1 курс

Момент осознания: конец второго модуля

Куда податься

Первоначальный выбор специальности был комбинированным: основной вектор определили родители, а конкретное направление выбирал уже сам.

К концу осени появилось решение уйти с «востока», но следом всплыл вопрос: «А что делать дальше?» Бросать универ после пары месяцев обучения было нерационально, поэтому пришла мысль дать себе отдохнуть до начала следующего года, сдать ЕГЭ по недостающим предметам и поступить на другой факультет внутри НИУ ВШЭ в начале следующего года.

Я роняю

Мыслей поступать в какой-либо другой вуз даже не возникало, потому что Вышка казалась и кажется наиболее комфортным, продвинутым и подходящим именно мне учебным заведением.

Первой реакцией родителей было недоумение и негодование. Но, побушевав пару дней, они одобрили моё решение. Когда я забрал документы, то сразу же испытал облегчение и радость от того, что теперь смогу заниматься тем, к чему действительно лежит душа.

Релаксирует вместе с Лёшей в медиадворе

Я выбрал медиаком и нисколько не жалею об этом. Теперь я действительно на своём месте.

Галина Цой

факультет бизнеса и менеджмента → факультет коммуникаций, медиа и дизайна, 2 курс

Момент осознания: конец декабря

Кто виноват

Я дважды выбирала специальность самостоятельно. Оба раза родители поддержали. Это, если честно, только все усложнило, потому что так не на кого скидывать вину, кроме себя самой.

Сомнения в правильности выбора появились ещё летом, но я думала, что это просто мандраж перед переездом. Надеялась, что вся моя неуверенность пройдёт сама собой, как только начнётся учёба. На деле оказалось совсем наоборот. Мне не понравилась программа, я не понимала, на что именно трачу время и силы. Первое полугодие боялась признаться себе, что хочу сменить специальность: до последнего верила, что это сезонная хандра. Потом устала с ней мириться и решила, что буду перепоступать.

Перед фактом

За этот год Высшая школа экономики стала частью моей жизни, так что с выбором университета было очень легко. Никто до последнего не знал о том, что я готовлюсь поступать снова. Родителей поставила перед фактом, когда отправила на проверку мотивационное письмо. Так что друзья и знакомые тоже узнали всё уже после официального зачисления. Хвалили и говорили, что сделала всё правильно.

Опыт

Надо было подготовить документы для зачисления, разобраться с текущей учёбой, которую бросать окончательно тоже не хотелось. Я ясно понимала, что поздно и глупо о чём-то жалеть, поэтому старалась отгонять эти мысли. Сейчас я уверена, что прошлый год не прошёл впустую. Это был грандиозный опыт, который не забуду никогда.

Сейчас я не представляю, что могла бы учиться где-то ещё. Значит выбор был правильный. Пока что менять ничего не планирую. Сама как никто другой знаю, какое это неблагодарное дело - строить планы.

Антонина Бельченкова

факультет психологии Молдавского Государственного Университета → факультет социальных наук НИУ ВШЭ, 3 курс

Момент осознания: надо у мамы спросить

Сильная и независимая

Я свою будущую профессию выбирала самостоятельно. Конечно, я советовалась с родителями и уточняла их мнение, однако окончательный выбор делала сама. Могу точно сказать, что это был осознанный путь. Возможно, повлияло то, что я делала его в 19 лет, а не в 16-17, как это происходит в России и некоторых странах СНГ.

Наверное, будет неуместно говорить, что я осознала свою ошибку. Изначально я собиралась поступать в Питер, но, поступив только в Белгород, решила, что шило на мыло менять не буду. Поэтому осталась дома, узнав, что поступила на бюджет. Наверное, осознание, что нужно перепоступать, появилось у моей мамы, так как в Кишиневе мне будет нечего делать без знания языка. Критическим моментом для меня стало объявление, что со второго курса мы будем объединены с молдавской группой и обучение будет не на русском.

Из Петербурга в Москву

Вышку моя семья стала рассматривать после неудачного поступления по квотам в Питер. Именно из-за этой неудачи мы узнали, что есть такой замечательный вуз, который проводит свой конкурс и предоставляет бюджетные места. И да, идея действительно пришла не мне, а маме. А то я уже очень даже освоилась в своем личном МГУ, завела друзей, влилась в этот ритм жизни и решила, что уеду в Россию только в магистратуру.

Выбор

Можно с твердостью сказать, что родители были «за». Друзья разделились на два лагеря, вернее, у каждого было двоякое чувство. С одной стороны, они меня поддерживали, говоря, что я добьюсь гораздо большего в Москве, получу лучшее образование. С другой стороны, отпускать меня они не хотели, поэтому иногда прекращали разговоры о моем переезде, сдерживая слезы.

Я плакала все 5 месяцев перед отлётом, я не хотела в Москву! Боялась этого огромного города, боялась начинать самостоятельную жизнь, где вся ответственность падала только на мои плечи. Друзья, как можно их оставить? Танцы? Я занималась профессионально танцами и понимала, что отрываю часть своей души, бросая это всё. Молодой человек? За пару месяцев перед отлётом я начала отношения, хоть и понимала, что мой переезд станет поводом для разрыва. У нас не было достаточно времени, чтобы суметь сохранить их. Переезд означал для меня перечеркнуть 20 лет прожитой жизни и начать с чистого листа. Было страшно.

Дальше больше

Я твердо убеждена, что тут из меня получится хороший специалист. Мои ребята уже закончили вуз, они гордо могут сказать: «Да, я психолог!». Но, тем не менее, никто не смог ещё устроиться на работу. Я не могу ещё так сказать, я только на пути к этой цели, но уже знаю, что умею я куда больше благодаря Вышке. К тому же, Москва меня приняла. Я влюблена в этот город и не хочу его оставлять.

Текст: Александра Воробьёва

Фото: предоставлены героями материала

Если Вы нашли опечатку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или , чтобы проинформировать нас.