Эзоп. Ворон и Лисица

С самого детства с нами идут по жизни персонажи произведений Крылова. Мораль басни Крылова, любой из них, зачастую помогает нам разобраться в жизненных ситуациях, сделать правильные выводы в трудном случае. Басню как таковую мы читаем с ранних школьных лет! И в нашей с вами памяти хранятся эти яркие образы, которые так и приходят на ум, когда возникает «патовая» ситуация. Скажем, мораль басни Крылова помогает нам жить! И мы не устаем удивляться проницательности автора произведений.

Извечные темы

То припомнится Моська, лающая на Слона, тщетно пытающаяся произвести впечатление бесстрашной и храброй. И многие верят!

То перед глазами Обезьяна, насмехающаяся над собой, не узнавшая своего отображения в зеркале.

То Волк объясняет Ягненку, что, дескать, он во всем виноват лишь тем, что Волку кушать хочется...

То Мартышка (и это особенно актуально в наши дни!), не зная ценности очков, разбивает о камень!

Все это — известные басни Крылова. Мораль каждой из них, как правило, заключается в нескольких емких словах или фразах, зарифмованных автором для пущего запоминания. Да, каждая мораль басни Крылова давно превратилась в «крылатое выражение», как мы привыкли это называть! Крыловское слово остро!

Некоторые критики говорят, что, мол, Иван Крылов писал совсем не для детей, и подлинный смысл его басен детям не понятен. Но мораль басни Крылова, почти что каждой, выписана настолько ясно, что это понятно каждому, даже ребенку! И стоит нам услышать: «...мораль сей басни такова...» - Крылов подразумевается моментально!

Крылов и Эзоп

Сопоставим с работами известного греческого литератора — Эзопа (от него и пошло сие выражение «эзопов язык», язык иносказания). По сравнению с баснями Эзопа, жившего в шестом веке до нашей эры, басни Ивана Крылова отличаются персонажей. А также у Крылова сюжеты мастерски зарифмованы, обладают емкими фразами, четко запоминаются читателям. Например, «Муравей и Жук» Эзопа и «Стрекоза и Муравей» Крылова.

«Стрекоза и Муравей» и «Муравей и Жук»

Так что же у этих произведений общего и чем они отличаются?

Общий, без сомнения, сюжет. Персонажи также перекликаются друг с другом. Но у Эзопа Жук будет сочувствовать Муравью, а Муравей, в свою очередь, ограничивается только высказыванием упрека: «Если бы ты работал, то не сидел бы без корма». Позиция русского баснописца гораздо жестче по отношению к бездельникам и тунеядцам: «так пойди же, попляши!»

Стрекоза и Жук чем-то похожи (наверное, тем, что и та и другой — насекомые!), но их поведение и в том и в другом случае обуславливает реакцию Муравья. В случае с Эзопом это более мягкое нравоучение, скорее, пожелание, подразумевающее сочувствие. А в случае с Крыловым мы видим прямой упрек и пожелание «идти плясать» без всякого видимого сочувствия к пострадавшей от стихии Стрекозе.

К тому же у Крылова развитию сюжета помогает рифма — а так басня лучше запоминается на слух! Крылов склонен использовать национальные образы, привязывать сюжет басни к "национальным реалиям", и от этого повествование становится еще ярче, еще весомее.

  1. Как вы понимаете мораль этой басни, чему она учит?
  2. Басня осуждает эгоизм, стремление ис-пользовать чужой труд себе в пользу и не ответить на это благодарностью, жад-ность, то есть те качества, которые делают человека плохим товарищем.
  3. Нарисуйте портреты Феди и Сенюши. Опиши-те характеры каждого из мальчиков. Попытайтесь использовать при рассказе такие качества, как изо-бретательность, сообразительность, ловкость, со-вестливость, жадность, хитрость, беспечность, за-ботливость, доброта, рассудительность, доверчи-вость, наивность. Какие из качеств, которые названы в этом перечне, подходят для характеристики Сеню-ши, какие — Феди? Попробуйте доказать правиль-ность своего выбора.
  4. Два мальчика-одноклассника решили залезть на дерево и набрать себе кашта-нов. Придумал эту затею Федя. Мы ви-дим, что он изобретателен и находчив, ре-шителен и предприимчив. И сначала он нравится своей смелостью и энергией. Но потом наше отношение к мальчику меня-ется. Мы видим его жадность, стремление заботиться только о себе. Он думает, как добыть что-то себе, и ему безразличен то-варищ, без которого он не смог бы полу-чить плоды. Плохой товарищ и жадный человек потерял наше уважение своими поступками.

    Сенюша пострадал от жадности и пред-приимчивости своего товарища, и мы ему сочувствуем. Так, скромный, добрый, до-верчивый, наивный и нерешительный Се-нюша вызывает нашу симпатию, а хит-рый Федя перестает нам нравиться.

  5. Придумайте рассказы о том, как мальчики со-бирали каштаны, от лица Феди и от лица Сенюши. Могут ли ваши рассказы быть одинаковыми? Что, как вы думаете, будет их отличать?
  6. Один ученик рассказал от имени Феди о сборе каштанов так: «Во время перерыва я сообразил, что можно добыть себе каш-танов. Для этого нужно было залезть на дерево. Я это сделал и наелся каштанов вволю». После этого рассказа некоторые ученики возмутились. Они обиделись за Сенюшу, о котором Федя даже не упомянул. Но после споров все согласились с тем, что жадный Федя наверняка не стал бы рассказывать, что ему кто-то помогал. Рассказ от лица Сенюши может выглядеть так: Сенюше было обидно, что не уда-лось попробовать каштанов, и при этом выяснилось: Федя — плохой товарищ.

  7. Как вы думаете, какой диалог мог бы про-изойти между мальчиками, когда Федя, сытый и довольный, слез с каштана?
  8. Можно выбрать один из вариантов отве-та. В первом случае: Сеня был обижен, и он мог просто не разговаривать с Федей. Второй вариант: Сенюша высказал одно-класснику свою обиду. Ученики чаще вы-бирают этот вариант и предлагают Сене такие слова: «Почему ты не принес и мне немного каштанов?», «Где же те кашта-ны, которые ты сорвал для меня?», «Как тебе не стыдно спускаться с каштана с пустыми руками!».

  9. Найдите рифмы в стихотворных строках басни.
  10. Рифмы в этой басне расположены за-тейливо. Проследите за тем, как это сде-лано в первой и второй строфах:

    «………………………как баранов, …………………………….в класс, …………………………..каштанов!» ………………………….не про нас! ……………………………недалеко. ……………………………..высоко: ……………………………… влезть …………………………..не есть!» …………………………..догадка! …………………………..ухватка. ………………………….погоди! ………………………..подсади. ………………………..умудримся ………………………..наедимся».

    В первой строфе рифмуются первая и третья, вторая и четвертая, пятая и шес-тая, седьмая и восьмая строки. То есть сначала идет перекрестная, а затем парал-лельная рифмовка.

    Во второй строфе строки рифмуются па-раллельно (первая и вторая, третья и чет-вертая, пятая и шестая).

    В этой строфе рифмы расположены пе-рекрестно.

    В последней строфе рифмовка парал-лельная:

    …………………………….на свете я, …………………………………друзья ………………………………помогали, ……………………………….не видали.
  11. Прочтите вновь басню И. А. Крылова «Два мальчика». Как поступки характеризуют Сеню и Фе-дю? Нет ли противоречия между речью и поступка-ми Феди? Ответ аргументируйте.
  12. Федя быстро придумал поход за кашта-нами. Он же решил, что Сеня сможет ему помочь, и подсказал, как это сделать. Мы убедились в его сообразительности, но ког-да он, при помощи Сени взобравшись на дерево, забыл о своем друге и стал в оди-ночку поедать каштаны, мы убедились, что он жаден, неблагодарен и вообще пло-хой товарищ. Сеня же так и не попробо-вал плодов, но он и не пытался просить их у товарища, не хотел ссориться с ним.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • обоснование афоризмы басни и.а. крылова два мальчика
  • басня эгоист
  • "два мальчика" и.а.крылов
  • нарисуйте портреты феди и сенюши.
  • мораль на басню крылова два мальчика

Как вы понимаете мораль этой басни, чему она учит? Басня осуждает эгоизм, стремление использовать чужой труд себе в пользу и не ответить на это благодарностью, жадность, то есть те качества, которые делают человека плохим товарищем. Нарисуйте портреты Феди и Сенюши. Опишите характеры каждого из мальчиков. Попытайтесь использовать при рассказе такие качества, как изобретательность, сообразительность, ловкость, совестливость, жадность, хитрость, беспечность, заботливость, доброта, рассудительность, доверчивость, наивность. Какие из качеств, которые названы в этом перечне, подходят для характеристики Сенюши, какие - Феди? Попробуйте доказать правильность своего выбора.

Два мальчика-одноклассника решили залезть на дерево и набрать себе каштанов. Придумал эту затею Федя. Мы видим, что он изобретателен и находчив, решителен и предприимчив. И сначала он нравится своей смелостью и энергией. Но потом наше отношение к мальчику меняется. Мы видим его жадность, стремление заботиться только о себе. Он думает, как добыть что-то себе, и ему безразличен товарищ, без которого он не смог бы получить плоды. Плохой товарищ и жадный человек потерял наше уважение своими поступками.

Сенюша пострадал от жадности и предприимчивости своего товарища, и мы ему сочувствуем. Так, скромный, добрый, доверчивый, наивный и нерешительный Сенюша вызывает нашу симпатию, а хитрый Федя перестает нам нравиться.

Придумайте рассказы о том, как собирали каштаны, от лица Феди и от лица Сенюши. Могут ли ваши рассказы быть одинаковыми? Что, как вы думаете, будет их отличать?

Один ученик рассказал от имени Феди о сборе каштанов так: "Во время перерыва я сообразил, что можно добыть себе каштанов. Для этого нужно было залезть на дерево. Я это сделал и наелся каштанов вволю". После этого рассказа некоторые ученики возмутились. Они обиделись за Сенюшу, о котором Федя даже не упомянул. Но после споров все согласились с тем, что жадный Федя наверняка не стал бы рассказывать, что ему кто-то помогал. Рассказ от лица Сенюши может выглядеть так: Сенюше было обидно, что не удалось попробовать каштанов, и при этом выяснилось: Федя - плохой товарищ.

Как вы думаете, какой диалог мог бы произойти между мальчиками, когда Федя, сытый и довольный, слез с каштана?

Можно выбрать один из вариантов ответа. В первом случае: Сеня был обижен, и он мог просто не разговаривать с Федей. Второй вариант: Сенюша высказал однокласснику свою обиду. Ученики чаще выбирают этот вариант и предлагают Сене такие слова: "Почему ты не принес и мне немного каштанов?", "Где же те каштаны, которые ты сорвал для меня?", "Как тебе не стыдно спускаться с каштана с пустыми руками!".

Найдите рифмы в стихотворных строках басни.

Рифмы в этой басне расположены затейливо. Проследите за тем, как это сделано в первой и второй строфах:

"………………………как баранов, …………………………….в класс, …………………………..каштанов!" ………………………….не про нас! ……………………………недалеко. ……………………………..высоко:……………………………… влезть …………………………..не есть!"…………………………..догадка! …………………………..ухватка. ………………………….погоди! ………………………..подсади. ………………………..умудримся ………………………..наедимся".

В первой строфе рифмуются первая и третья, вторая и четвертая, пятая и шестая, седьмая и восьмая строки. То есть сначала идет перекрестная, а затем параллельная рифмовка.

Во второй строфе строки рифмуются параллельно (первая и вторая, третья и четвертая, пятая и шестая).

…………………………………. ног,…………………………принялся,………………………….обливался,……………………………….. помог.

………………………………..мал:…………………………………губки;……………………………….убирал,…………………………..скорлупки.

В этой строфе рифмы расположены перекрестно.

В последней строфе рифмовка параллельная:

…………………………….на свете я,…………………………………друзья………………………………помогали,……………………………….не видали. Прочтите вновь басню И. А. Крылова "Два мальчика". Как поступки характеризуют Сеню и Федю? Нет ли противоречия между речью и поступками Феди? Ответ аргументируйте.

Федя быстро придумал поход за каштанами. Он же решил, что Сеня сможет ему помочь, и подсказал, как это сделать. Мы убедились в его сообразительности, но когда он, при помощи Сени взобравшись на дерево, забыл о своем друге и стал в одиночку поедать каштаны, мы убедились, что он жаден, неблагодарен и вообще плохой товарищ. Сеня же так и не попробовал плодов, но он и не пытался просить их у товарища, не хотел ссориться с ним.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы к басне И. А. Крылова «Два мальчика» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Поэт обращается к сестре и обещает ей "пук стихов". Как вы объясните, почему эти слова автор выделил в стихотворении? "Пук стихов" - это очень много стихов, которые лицеист обещает сестре. Он хочет удивить ее своей поэтической щедростью, поразить мощью своего таланта. Какие синонимы использует поэт, говоря о себе, о своей сестре? Он более говорит о себе: "поэт младой", "мечты невольник милый", "твой друг", "чернец небогатый", а сестра, к которой он обращается, -
    Ход размышлений популярного пушкиниста С. Бонди более чем странен, потому что весь роман насыщен как раз конкретными идеями, которые А. С. Пушкин проговаривает открытым текстом. Выводы популярного пушкиниста справедливые, остаётся посожалеть, что ему пришлось внимательно всматриваться в текст романа, чтобы узреть очевидное. Например: Но если б не страдали нравы,Я балы б до сих пор любил.(1 глава, XXX стих) Условий света свергнув бремя...(1 глава, XLV стих) Кто жил и мыслил, тот
    Вам знакома инверсия - перестановка слов, которая может придать стиху большую выразительность. Проверьте это на примерах инверсии из стихов Н. Заболоцкого. Что создает в каждой строчке инверсия? Приближался апрель к середине…Лоб его бороздила забота…Непочатого хлеба ковригу…Бил ручей, упадая с откоса… "Апрель приближался к середине…" - инверсия придает фразе медитативность, лиричность размышлений. "Забота бороздила его лоб…" - инверсия помогает достичь впечатления о напряженности мысли героя. Перестановка слов подчеркивает важность забот героя. "Ковригу непочатого хлеба…"
    На мой взгляд, осень - это лучшее время года. Каждый её месяц по-своему хорош. Увядающая природа в сентябре полна печального очарования. Листва меняет зелёный цвет на жёлтые, красные, багряные и многие другие краски и оттенки. Особенно в начале осени привлекательны остролистные клёны. Своей восхитительной окраской они напоминают жаркие языки пламени огромного костра, перед сиянием которого меркнут все другие цвета осенней палитры. С усилением контраста дневных и ночных температур кленовый "пожар" разгорается
    Сказочные герои в этом стихотворении взяты из "бабушкиных сказок". Какие это герои? Докажите, что поэт доброжелательно подсмеивается над детскими страхами. Ведьма, леший, змей - герои сказок, которых вспоминают детишки в ночном. Темнота пугает, и ребята быстро и умело разводят костер ("огонек"), свет от которого помогает им справиться со своими страхами. Мы чувствуем, как доброжелательно подсмеивается автор над героями стихотворения. В каких сказках встречались вы с героями стихотворения? Леший, змей и ведьма -
    Почему каждая строфа завершается одними и теми же строками, относящимися и к простому солдату, и к следователю, и к конвоиру, и к "вождю народов"? Здесь явная пародия на идеологическую пропаганду, утверждавшую, что в нашем социалистическом государстве все делается во благо народа и во имя народа, в том числе и ведется борьба с так называемыми "врагами народа". Вместе с тем Окуджава намекает и на личную заинтересованность следователя, конвоира и вождя в ведении
    Поэма Шота Руставели - свидетельство высокого уровня грузинской культуры XII века. (Поэма могла появиться лишь в период расцвета грузинской культуры, ибо создать столь великое произведение мог не просто одаренный мастер художественного слова, а гений, опиравшийся на многовековую культурную традицию родного народа. Автор, безусловно, был знаком с творениями грузинских писателей и поэтов. Руставели глубоко освоил достижения всемирной культуры своего времени.) "Витязь в тигровой шкуре" - памятник грузинской культуры. Воссоздание древней истории

Ответы к школьным учебникам

К стр. 67

1.Кто главные герои басни? В каких строчках заключена мораль басни? В чём смысл морали?

Главные герои басни - Ворона и Лисица.

Мораль басни заключена в первых 3-х строчках:

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Смысл морали в том, чтоб дать урок нравственности: льстить плохо, вредоносно, но люди обожают лесть. Но лесть никогда не употребляют люди с незапятнанным сердечком.

2.Какая ситуация подтверждает эту мораль? Как относится автор к Вороне и Лисице? Как он называет Лисицу? Какие хитрости пускает в ход Лисица, чтобы отобрать у Вороны сыр? Как передаёт баснописец состояние Вороны, услышавшей слова лести? Кого осуждает Крылов? Кого высмеивает? Могло ли что-то подобное произойти с людьми? Были ли у вас похожие ситуации?

Ситуация, когда Лисица околпачивает Ворону, подтверждает эту мораль. Создатель относится к Вороне с издевкой и легким сочувствием, а к Лисице с осуждением.

Крылов именует Лисицу «плутовкой». Чтоб отобрать у Вороны сыр, Лисица пускается на хитрости: она льстит Вороне, хвалит ее надуманную красоту, глас и провоцирует ее на то, чтоб она зрела.

У Вороны, услышавшей похвалы Лисицы, кружится голова от счастья, «От радости в зобу дыханье сперло», другими словами Ворона надулась от значимости.

Крылов осуждает Лисицу и высмеивает глуповатую Ворону. Подобные ситуации нередко происходят с людьми.

3.Прочитайте самостоятельно басни «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Две бочки». Подготовьте анализ одной из них, определите мораль, аллегорический смысл басен, подготовьте вопросы для викторины, например:
а)Из какой басни взяты слова?
А ларчик просто открывался...
б)Из каких басен извлечена мораль?
-Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.
-Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт...

«Квартет».
Мораль (выражена в словах Соловья):
«...А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь».
Аллегорический смысл этой басни в том, что никакие внеш-ние изменения не помогут человеку, если у него нет способно-стей, таланта и умения.
«Лебедь, Щука и Рак».
Мораль:
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Аллегорический смысл: общее дело можно сделать, только объединив совместные усилия.
«Две бочки».
Мораль:
Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку;
Кто дёлов истинно, - тих часто на словах.
Великий человек лишь громок на делах,
И думает свою он крепко думу Без шуму.

Аллегорический смысл басни в том, чтобы показать различие между трудолюбивым человеком, который молча делает свое дело, и пустым, бесполезным человеком, который громко шумит о. своих якобы делах.

Вопросы для викторины.

1) Из каких басен слова?

а) «...Так поди же, попляши!»

б) Избави бог и нас от таких арбитров.

в) «...Слона-то я и не приметил».

г) «...Посильнее кошки зверька нет!»

2) Из каких басен мораль?

а) Случается часто нам

И труд и мудрость созидать там,

Где стоит только додуматься,

За дело просто взяться.

б) Примолвить к речи тут годится,

Но ничьего не трогая лица,

Что делом, не сведя конца,

Не нужно хвалиться.

в) Свет полон дружбою такою.

Про сегодняшних друзей льзя молвить, не греша,

Что в дружбе они все чуть ль не одиноки:

Слушать - кажется, одна у их душа, -

А только кинь им кость, так что твои собаки!

г) Невежи судят точно так:

В чем толку не усвоют, то все у их пустяк.

3) Из каких басен эти герои?

а) Слон, овцы, волки.

б) Крестьянин, Дерево, Змея.

в) Мужчина, гуси, прохожий.

г) Собака, Лев, Волк, Лиса.