Кто из султанов отменил закон фатиха. Закон Фатиха: в борьбе за власть все средства хороши

Чтобы устранить хаос при выборе главы государства, в Османской империи было узаконено братоубийство.

Во всех турецких государствах, существовавших до Османской империи, какой-либо системы перехода власти от одного лица к другому не существовало. Правом возглавить государство обладал каждый член династии. История знает множество примеров того, как данная ситуация становилась причиной хаоса, регулярно приводя к ожесточенным конфликтам в борьбе за престол. Обычно членам династии ничто не угрожало до тех пор, пока они не претендовали на трон. Бывали также случаи, что и те, кто оказывал сопротивление, в конечном счете получали помилование. Тем не менее эта ситуация стала причиной гибели десятков тысяч человек.

Первое братоубийство

После смерти первого османского султана Османа Гази в 1324 году при отсутствии борьбы за султанат между тремя его сыновьями трон унаследовал Орхан Гази. В 1362 году на престол взошел его сын Мурад I, который боролся за власть с братьями Ибрагимом и Халилем, отстранив их от управления в Эскишехире. Согласно слухам, наследники оспаривали у Мурада I престол. С их умерщвлением была впервые пролита братская кровь.

Унаследовав трон после Мурада I в 1389 году, Баязид I Молниеносный приказал убить своего брата Якуба Челеби на поле боя, хотя его брат и не вступал в конфликт по поводу наследования. Период междуцарствия после смерти Баязида I обернулся тяжелым испытанием для османов. Борьба за власть между четырьмя сыновьями Баязида продолжалась 11 лет, Османская империя оказалась в кризисе. Именно это время и подготовило почву для легализации братоубийства в империи.

Свод законов Мехмеда II

Когда на престол вступил Мехмед II Завоеватель, Османская империя еще не отошла от потрясений Османского междуцарствия. Завоевав Стамбул, Мехмед II вновь собрал земли Османской империи воедино. Составляя свод законов о государственной организации, Мехмед II также включил пункт, связанный с наследованием султаната:

«Если кто-нибудь из моих детей станет во главе султаната, то для обеспечения общественного порядка ему надлежит убить своих братьев. Большинство улемов (признанных и авторитетных знатоков теоретических и практических сторон ислама — прим. пер. ) одобряет это. Пусть это правило соблюдается».

Мехмед Завоеватель был не первым правителем, введшим в практику братоубийство. Он лишь узаконил сложившуюся гораздо раньше практику. И делая это, он исходил прежде всего из опыта периода междуцарствия (1402-1413).

Братоубийство

Братоубийство необходимо рассматривать в рамках условий конкретного временного периода. Явление братоубийства, характерное для Османской империи, — это вопрос всей турецкой истории. В его основе лежит в первую очередь отсутствие какой-либо системы и института наследования престола.

Чтобы искоренить братоубийство, назрела необходимость создать такую систему наследования. Это долго не удавалось сделать, но с начала XVII века был введен принцип вступления на престол старшего из представителей династии. Однако это не решило всех проблем процедуры смены правителя. Неблагоприятный отпечаток также накладывало традиционное заточение наследников престола во дворце, в помещении под названием «шимширлик». Большинству правителей, взросление которых происходило таким образом, так и не удавалось познать жизнь и принципы работы государственного аппарата, что в конце концов приводило к их неспособности участвовать в процессе управления.

Легализация братоубийства и умерщвление наследников престола даже в том случае, если они не претендовали на трон, отводят османам особую позицию на протяжении всей турецкой истории. В частности, благодаря братоубийству Османская империя смогла сохранить свою целостность — в отличие от существовавших до Османской империи турецких государств.

При анализе турецкой истории становится очевидно, что борьба за престол нередко заканчивалась распадом государства. Османы, которые, сохранив целостность, смогли обеспечить власть единого правителя, достигли превосходства над Европой в том числе и благодаря этому.

Свод законов Мехмеда Завоевателя не настоящий?

Те, кто не желают пятнать имя султана и отказываются приписывать закон о братоубийстве Мехмеду II, утверждают, что знаменитый свод законов на самом деле был составлен Западом. Иначе как можно объяснить то, что он существует в единственном экземпляре и находится в Вене? Между тем проведенные исследования позволили обнаружить и новые версии данного кодекса.

После Завоевателя

Значение пункта, который был включен в свод законов Мехмедом II, было по-новому осмыслено незамедлительно после смерти султана, когда между двумя его сыновьями Баязидом II и Джемом Султаном вспыхнула борьба, которая продлилась несколько лет. Первые годы султаната Явуза Султана Селима войдут в историю как период, когда спор братьев за престол достигнет апогея.

Закон Фатиха (или закон братоубийства ) - позднее название одного из положений из Канун-наме (сборника законов) Мехмеда Фатиха . Оно позволяло тому из наследников османского трона, кто стал султаном , убить остальных ради общественного блага (Nizam-I Alem ) - предотвращения войн и смут.

Существование этого закона признавалось не всеми; распространена точка зрения, что Мехмед не мог легализовать убийство невиновных. Сомневающиеся полагали, что этот закон выдумали европейцы и ложно приписали его Фатиху. Турецкие учёные доказали, что это не так.

Оценка легитимности такого положения (соответствия нормам шариата), а также влияния этого закона на историю Османской империи неоднозначна. Высказывалось ошибочное мнение, что законы шариата не могут одобрить убийство невиновного.

Учёные, положительно оценивающие роль закона, указывали, что в случае применения закона необходима была ещё фетва высокопоставленного муфтия (то есть целесообразность его применения каждый раз обсуждалась) и что страна избежала множества братоубийственных войн за наследство. Они акцентируют внимание на том, что этот закон позволил сохранить целостность империи, в отличие от прочих тюркских государств, каждое из которых оказалось раздроблено между всеми членами правящей династии. Учёные, оценивающие роль закона отрицательно, полагают, что закон спровоцировал войны и бунты сыновей султанов ещё при жизни отцов.

Закон братоубийства

Формулировка

«Закон о братоубийстве» содержится во второй главе (bāb-ı sānī ) Канун-наме Мехмеда II . Формулировки закона в разных рукописях имеют незначительные орфографические и стилистические отличия друг от друга. Ниже приводится версия из текста, изданного Мехмедом Арифом-беем в 1912 году :

И кому из моих сыновей достанется султанат, во имя всеобщего блага допустимо умерщвление родных братьев. Это поддержано и большинством улемов . Пусть они действуют в соответствии с этим.

Оригинальный текст (осм.)

و هر کمسنه یه اولادمدن سلطنت میسر اوله قرنداشلرین نظام عالم ایچون قتل ایتمك مناسبدر اکثر علما دخی تجویز ایتمشدر انکله عامل اوله لر

Оригинальный текст (тур.)

Ve her kimseye evlâdımdan saltanat müyesser ola, karındaşların Nizâm-ı Âlem için katl eylemek münasiptir. Ekser ûlema dahi tecviz etmiştir. Anınla amil olalar.

Тексты

Два совпадающих по тексту списка Канун-наме находятся в Австрийской национальной библиотеке в Вене (Cod. H. O. 143 и Cod. A. F. 547) . Одна рукопись, датируемая 18 марта 1650 года, была переведена Йозефом Хаммером на немецкий с пропусками и опубликована в 1815 году под названием «Кодекс султана Мухаммеда II» . Примерно через столетие Мехмед Ариф-бей опубликовал текст более старой рукописи от 28 октября 1620 года, под названием Ḳānūnnnāme-i āl-i’Os̠mān («Кодекс Османов»). В переводе на русский язык эта рукопись публиковалась в 1990 году . До обнаружения второго тома незавершённой хроники Коджи Хуссейна Beda’i’u l-veḳā"i («Времена основания») эти две рукописи из Венской библиотеки оставались единственными известными списками Канун-наме. Коджа Хуссейн, служивший реис уль-киттабом (секретарём) дивана , использовал записи и тексты, хранившиеся в османских архивах . Копия хроники (518 листов, в Nesta’lī Du-Duktus , размеры листа 18 × 28,5 см, 25 строк на страницу) была куплена из частной коллекции в 1862 году Санкт-Петербурга и попала в Ленинградское отделение Академии наук СССР , где она и хранится (NC 564). Первая факсимильная публикация этой рукописи после длительной подготовки состоялась в 1961 году в серии « » .

Ещё один, более короткий и неполный список Канун-наме (в котором отсутствует закон братоубийства) можно найти в работе Хезарфена Хюсейна-эфенди (умер в 1691 году) в работе «Резюме объяснений законов Дома Османа». Согласно предисловию, она написана неким Лейсадом Мехмедом бин Мустафой, главой государственной канцелярии (тевви’и ), в трёх разделах или главах. Создание рукописи относится ко времени, когда великим визирем был Караманлы Мехмед-паша (1477-1481) .

Престолонаследие

Длительное время после образования Османского государства в правящей династии отсутствовала передача власти от одного правителя к последующему напрямую, не существовало чётких правил, позволявших определить наследника. На востоке, в частности в странах дар аль-ислама , как наследие кочевых времён сохранялась система , при которой все члены семьи мужского пола, происходившие от основателя династии по мужской линии, имели равные права (Ekber-i-Nesebi ) . Султан не назначал преемника; считалось, что правитель не вправе определить заранее, кто из всех претендентов и наследников получит власть , поскольку власть переходила к тому, «кому [по словам Дуки] помогала судьба» . Назначение наследника трактовалось как вмешательство в божественное предопределение - «Султана называет Всевышний» . Сулейман писал своему мятежному сыну Баязиду: «Будущее надо было оставить Господу, потому что царствами распоряжаются не человеческие желания, а Божья воля. Если он решит отдать государство после меня тебе, то ни одна живая душа не в силах будет ему помешать» . На практике трон занимал тот из претендентов, чья кандидатура получала поддержку знати и улемов . В османских источниках сохранились указания на то, что брат Эртогрула , Дюндар-бей, тоже претендовал на лидерство и титул вождя, но племя предпочло ему Османа .

В этой системе все сыновья султана теоретически имели равные права на престол. Не имело значения, кто был старше, а кто младше, был это сын от жены или наложницы. С самого раннего времени, следуя традициям народов Центральной Азии , правители направляли всех родственников по мужской линии управлять различными областями. При этом сыновья правящего султана обретали опыт управления государством и армией под руководством лалы . С появлением таких административных единиц, как санджак , сыновья султана получали пост санджакбеев . Помимо административного, до середины XVI века османские принцы получали и военный опыт, принимая участие в битвах, командуя войсками. Последними были сыновья Сулеймана: в кампании на Дунае в 1537 году участвовали Мехмед и Селим , в осаде Буды в 1541 году участвовали Селим и Баязид, в Нахичеванской кампании 1553 года участвовали Селим и Джихангир, Мустафа тоже принимал участие в этой кампании и был казнён .

Когда султан умирал, новым султаном становился тот, кто раньше успевал прибыть в столицу после смерти отца и принять присягу от чиновников, улемов и войск. Эта практика способствовала тому, чтобы к власти приходили опытные и талантливые политики, сумевшие выстроить хорошие отношения с элитой государства и получить её поддержку . Все сыновья султана старались получить назначение в более близкий к столице санджак. Бунты шехзаде Ахмета и шехзаде Селима , сыновей Баязида II , и шехзаде Баязида , сына Сулеймана , были связаны с нежеланием ехать в более удалённый город. Но ещё более, чем близость к столице, были важны силы, стоявшие за тем или иным сыном султана. Например, после смерти Мехмеда II обоим его сыновьям (Джему и Баязиду) были посланы письма с сообщением об этом. Как написал Анджолелло , служивший Мехмеду: «Все дело было в том, кто прибудет в столицу первым»; «И захватит казну», - уточнял Спандунес . Санджак Джема был ближе; кроме того, существовало мнение, что Мехмед более благоволил к нему, и к тому же его поддерживал великий визирь . Однако партия Баязида была сильнее. Занимая ключевые посты (бейлербей Румелии, санджакбей в Анталии), сторонники Баязида перехватили гонцов, ехавших к Джему, блокировали все пути, и Джем не смог прибыть в Стамбул .

Практика посылать шехзаде в санджаки прекратилась в конце XVI века. Из сыновей султана Селима II (1566-1574) в Манису поехал только его старший сын, будущий султан Мурад III (1574-1595), в свою очередь Мурад III тоже послал туда только своего старшего сына, будущего султана Мехмеда III (1595-1603). Мехмед III был последним султаном, прошедшим «школу» управления в санджаке. В течение последующего полувека старшие сыновья султанов носили титул санджакбеев Манисы, проживая в Стамбуле .

Со смертью Мехмеда в декабре 1603 года султаном стал его третий сын, тринадцатилетний Ахмед I , поскольку двух первых сыновей Мехмеда III уже не было в живых . Поскольку Ахмед ещё не был обрезан и не имел наложниц, у него не было сыновей. Это создавало проблему с наследованием, и поэтому брат Ахмеда, Мустафа , был оставлен в живых - вопреки традиции . После появления сыновей Ахмед дважды собирался казнить Мустафу, но оба раза по различным причинам отложил казнь. Кроме того, не убивать Мустафу Ахмеда уговаривала Кёсем-султан , имевшая на это свои причины . Когда Ахмед умер 22 ноября 1617 года в возрасте 27 лет, он оставил семь сыновей и брата. Старшим сыном Ахмеда был Осман , родившийся в 1604 году. Улемы , визири и лидеры янычар приняли решение возвести на трон Мустафу . Это был первый случай, когда султаном стал не сын, а брат предыдущего султана. С этого времени при воцарении султаны не казнили братьев, а запирали их в кафесе под постоянной охраной. И, хотя наследников содержали, как правило, в роскоши, многие шехзаде сошли с ума от скуки либо стали развратниками-пьяницами. И это понятно, ведь они понимали, что в любой момент их могут казнить .

В 1876 году была принята Конституция Османской империи, которая закрепила де-юре существующий уже столетия де-факто сеньоратный принцип (ekberiyyet) наследования престола (наследование старшим в роду) :

Применение

Случаи убийства близких родственников во время борьбы за власть (или вследствие её) в династии османов, как и в любой династии, происходили с первых же дней: Осман поспособствовал смерти своего дяди, Дюндар-бея, не простив ему того, что Дюндар претендовал на роль вождя . И, конечно, казня соперника в борьбе за престол, зачастую казнили и всех его сыновей, независимо от возраста. До Мурада II во всех случаях казнили только провинившихся принцев (и их сыновей): бунтовщиков и заговорщиков, противников в вооружённой борьбе. Из этого ряда выпадает только смерть Якуба , который, по легендам, был убит по приказу брата, Баязида , на Косовом поле после смерти Мурада I . Мурад II первым наложил наказание на несовершеннолетних невиновных братьев (8 и 7 лет), велев их ослепить абсолютно без их вины . Его сын, Мехмед II, пошёл дальше. Сразу после джулюса (вступления во власть) вдовы Мурада пришли поздравить Мехмеда с воцарением. Одна из них, Хатидже Халиме-хатун , представительница династии Джандарогуллары , недавно родила сына, Кючюк Ахмеда. Пока женщина беседовала с Мехмедом, по его приказу Али-бей Эвреносоглу , сын Эвренос-бея , утопил младенца . Дука придавал особое значение этому сыну, называя его «порфиророждённым » (рождённым после того, как его отец стал султаном). В Византийской империи такие дети имели приоритет в наследовании престола. Кроме того, в отличие от Мехмеда, матерью которого была рабыня, Ахмед был рождён от династического союза. Всё это делало трёхмесячного младенца опасным соперником и заставило Мехмеда избавиться от него . Убийство (казнь) при воцарении невиновного брата-младенца только для предотвращения возможных проблем до этого у османов не практиковалось. Бабингер называет это «инаугурацией закона братоубийства» .

Трудно подсчитать жертвы этого закона. Нельзя сказать, что после принятия этого закона он применялся часто. Однако, возможно, что некоторые из мятежей принцев происходили вследствие боязни быть убитым при воцарении брата. В таком случае можно было бы считать жертвами закона Фатиха шехзаде Мехмеда , шехзаде Коркута , шехзаде Ахмета , шехзаде Мустафу и шехзаде Баязида , однако во всех этих случаях казнённые принцы сами давали повод обвинить себя тем или иным способом: либо бунтовали, либо участвовали в заговоре, либо подозревались в нелояльных действиях, то есть казнили их уже как бунтовщиков .

Османы унаследовали представление о том, что пролитие крови членов династии недопустимо, поэтому родственников султанов казнили, удавливая их с помощью тетивы лука . Хоронили убитых таким образом сыновей султана с почётом, обычно рядом с умершим отцом. Баязид II и Селим I не применяли при воцарении закон Фатиха, поскольку отношения с братьями выясняли с оружием в руках , Сулеймана I пережил только один сын, Селим II, поэтому в чистом виде закон Фатиха применялся начиная с воцарения Мурада III в 1574 году и до смерти Мурада IV в 1640 году:

«...султан Мурат <...> со слезами на глазах, послал немых, поручив им задушить братьев и собственными руками передал их старшему девять платков» .

В дальнейшем закон Фатиха более не применялся. Посчитано, что на протяжении всей истории Османской империи было казнено 60 принцев. Из них 16 были казнены за мятежи и 7 за попытки мятежа. Все прочие - 37 - из соображений общей пользы .

На гроб клали тюрбан. Чаще всего невинных казнённых принцев хоронили рядом с отцом.
Тюрбан на гробе казнённого принца, Хюнер-наме Тюрбе Селима II Тюрбе Мурада III Тюрбе Ахмеда I

Оценка

Роль братоубийства и закона Фатиха оценивается по-разному. Согласно одной точке зрения, братоубийство избавило Османскую империю от гражданских войн после смерти султанов и помогло сохранить целостность империи - в отличие от существовавших до неё турецких государств .

Существует точка зрения, что закон Фатиха - это выдумка. То, что до XX века была известна лишь одна копия Канун-наме, содержавшая закон Фатиха, и эта копия находилась в Вене, давало повод говорить, что кодекс является западной фальшивкой. Однако в ходе исследований были найдены и другие экземпляры . Историки Халил Иналджик и Абдулкадир Озджан показали, что Канун-наме был создан Фатихом, однако до наших дней дошли копии времён правления сына Фатиха (Баязида II), содержащие позднейшие включения и правки.

Некоторые современные учёные считают, что казни принцев, которые ни чем не провинились, не бунтовали и не вели переписки с заговорщиками, были незаконны и нарушали правила шариата . Наказание невиновного человека для предотвращения возможного преступления в будущем противоречит закону в соответствии презумпцией невиновности . Но османское (шариатское) право в большинстве своих положений и не отрицало необходимость доказательства вины. Казнь невиновного человека признавалась законной (оправданной) лишь как «меньшее из возможных зол», и опиралась такая точка зрения на принцип маслаха . «Маслаха» означает приоритет общественной пользы над личной. Согласно Корану , фитна (хаос, восстание, бунт) хуже, чем убийство человека, и потому часть толкователей исламских законов считает, что они допускают убийство невиновного человека для общего блага . «Фитна хуже убийства», Коран 2:217 . При каждом таком акте требовалась «санкция»-фетва, при этом различные улемы, имеющие право истолковывать закон и выносить решение, могли иметь различное понимание ситуации и мнение. Например, османский султан Осман II хотел казнить своего брата перед отъездом к Хотину , чтобы избежать возможного мятежа . Сначала Осман обратился к шейх аль-исламу Ходжазаде Эсаду-эфенди , но тот отказал султану. Тогда Осман обратился к кадиаскеру Румелии Ташкопрюзаде Мехмеду-эфенди, тот рассудил иначе, чем шейх-аль-ислам, и санкционировал казнь шехзаде Мехмеда .

См. также

Комментарии

Примечания

Литература

  • «Канун-наме» Мехмеда II Фатиха о военно-административной и гражданской бюрократии Османской империи // Османская империя. Государственная власть и социально-политическая структура / АН СССР, Институт востоковедения; отв. ред. С. Ф. Орешкова. - М. : Наука , 1990. - ISBN 5-02-016943-9 .
  • Хюсейн. Беда’и" ул-века’и" (Удивительные события), Ч. 1, 2 / Издание текста, введение и общая редакция А. С. Тверитиновой. Аннотированное оглавление и указатели Ю. А. Петросяна. - М. , 1961. - Т. 29(XIV,1), 30(XIV,2). - 1122 с. - (Памятники литературы народов Востока. Тексты. Большая серия).
  • Финкель К. История Османской империи: Видение Османа. - Москва: АСТ, 2017.
  • Kanunname-i Al-i Osman قانوننامهء آل عثمان .
  • Іналджик Г. Османська імперія: класична доба, 1300-1600 / пер. з англ. Олександр Галенко; Ін-т сходознавства ім. А. Кримського НАН України. - К. : Критика, 1998. - 286, с. - ISBN 966-02-0564-3 . (укр.)
  • Akgunduz A.; Ozturk S. Ottoman History - Misperceptions and Truths. - IUR Press, 2011. - 694 с. - ISBN 978-9090261-08-9 .
  • Alderson, Anthony Dolphin. The Structure of the Ottoman Dynasty . - Oxford: Clarendon Press, 1956. - 186 p. (англ.)
  • Babinger F. Mehmed the Conqueror and His Time / Edited by William C. Hickman, translated from the German by Ralph Manheim. - Princeton University Press , 1992. - 549 p. - ISBN 978-0-691-01078-6 . (англ.)
  • Babinger F. Sawdji / In Houtsma, Martijn Theodoor. - Leiden: BRILL, 2000. - Vol. IX. - С. 93. - (E.J. Brill"s first encyclopaedia of Islam, 1913–1936). - ISBN 978-0-691-01078-6 . (англ.)
  • Emecen F. Osman II : Islamansiklopedisi. - 2007. - № 33 . - P. 453-456. (тур.)
  • Emecen F. Selîm I : Islamansiklopedisi. - 2009. - Т. 36 . - P. 407-414. (тур.)
  • Eroğlu H. Şehzade-2. bölüm (madde 2 bölümden oluşmaktadır) : Islamansiklopedisi. - 2010. - Т. 38 . - P. 480-483. (тур.)
  • Fisher A. Musrafa / In Houtsma, Martijn Theodoor. - Leiden: BRILL, 1993. - Vol. VII. - С. 710-713. - (E.J. Brill"s first encyclopaedia of Islam, 1913–1936). - ISBN 978-0-691-01078-6 .
  • Hammer-Purgstall J. F. Des Osmanischen Reichs Staatsverfassung und Staatsverwaltung, dargestellt aus den Quellen seiner Grundgesetze . - 1815. - 532 с.


На протяжении почти 400 лет Османская империя властвовала на территории современной Турции, в юго-восточной Европе и на Ближнем Востоке. Сегодня интерес к истории этой империи велик, как никогда, но при этом немногие знают, что у останов было немало «тёмных» секретов, которые скрывали от посторонних глаз.

1. Братоубийство


Ранние Османские султаны не практиковали первородство, при котором старший сын наследует все. В результате, зачастую на трон претендовали ряд братьев. В первые десятилетия нередкими были ситуации, при которых некоторые из потенциальных наследников укрывались во вражеских государствах и доставляли массу проблем в течение многих лет.

Когда Мехмед Завоеватель осаждал Константинополь, его родной дядя воевал против него со стен города. Мехмед справился с проблемой с присущей ему беспощадностью. Когда он вступил на престол, то казнил большую часть своих родственников мужского пола, в том числе даже приказал задушить своего брата-младенца прямо в люльке. Позже он издал свой печально известный закон, который гласил: "Тот из моих сыновей, кому должен достаться Султанат, должен убить своих братьев ". С этого момента, каждый новый султан должен был занимать трон, убивая всех своих родственников мужского пола.

Мехмед III вырвал бороду от горя, когда его младший брат просил его о пощаде. Но при этом он "не ответил ему ни слова", и мальчик был казнен вместе с 18 другими братьями. А Сулейман Великолепный молча наблюдал из-за ширмы за тем, как его собственного сына задушили тетивой, когда тот стал слишком популярным в армии и стал представлять опасность для его власти.

2. Клетки для шехзаде


Политика братоубийства никогда не была популярной у народа и духовенства, и когда Ахмед I внезапно умер в 1617 году, от неё отказались. Вместо того чтобы убивать всех потенциальных наследников престола, их начали заключать в дворец Топкапы в Стамбуле в специальные помещения, известны как Kafes ("клетки"). Принц Османской империи мог провести всю свою жизнь в заключении в Kafes, под постоянным охранников. И хотя наследников содержали, как правило, в роскоши, многие шехзаде (сыновья султанов) сошли с ума от скуки либо стали развратниками-пьяницами. И это понятно, ведь они понимали, что в любой момент их могут казнить.

3. Дворец как тихий ад


Даже для султана жизнь в дворце Топкапы могла быть крайне мрачной. В то время бытовало мнение о том, что султану неприлично говорить слишком много, поэтому была введена специальная форма языка жестов, и правитель проводил большую часть своего времени в полной тишине.

Мустафа I посчитал, что это просто невозможно вынести и попытался упразднить подобное правило, но его визири отказались утвердить этот запрет. В итоге Мустафа вскоре сошел с ума. Он часто приходил на берег моря и бросал в воду монеты, чтобы "хотя бы рыбы куда-то тратили их".

Атмосфера во дворце была буквально пропитана интригами - за власть боролись все: визири, придворные и евнухи. Женщины гарема приобрели большое влияние и в итоге этот период империи стал известен как "султанат женщин". Ахмет III как-то писал своему великому визирю: "Если перехожу из одной комнаты в другую, то в коридоре при этом выстраивается 40 человек, когда я одеваюсь, то за мной наблюдает охрана... Я никогда не могу побыть один ".

4. Садовник с обязанностями палача


Правители османов имели полную власть над жизнью и смертью своих подданных, и они пользовались ею без стеснения. Дворец Топкапы, в котором принимали просителей и гостей, был ужасающим местом. В нем были две колонны, на которых размещали отрубленные головы, а также специальный фонтан исключительно для палачей, чтобы те могли вымыть руки. Во время периодических чисток дворца от неугодных или провинившихся во внутреннем дворике складывали целые курганы из языков жертв.

Что любопытно, османы не удосужились создать корпус палачей. Эти обязанности, как ни странно, были поручены дворцовым садовникам, которые делили свое время между убийствами и выращиванием восхитительных цветов. Большинство жертв просто обезглавливали. Но было запрещено проливать кровь султанской семьи и высокопоставленных чиновников, поэтому их душили. Именно по этой причине главный садовник всегда был огромным мускулистым человеком, способным быстро задушить кого угодно.

5. Смертельная гонка


Для провинившихся чиновников существовал единственный способ избежать гнева султана. Начиная с конца 18-го века, появился обычай, когда осужденный великий визирь мог избежать своей судьбы, победив главного садовника в гонке через дворцовые сады. Визиря вызывали на встречу с главным садовником и после обмена приветствиями ему вручали кубок замороженного шербета. Если шербет был белым, то султан предоставлял визирю отсрочку, а если он был красным, он визиря должны были казнить. Как только осужденный на казнь видел красный шербет, то он немедленно должен был бежать через дворцовые сады между тенистых кипарисов и рядов тюльпанов. Цель состояла в том, чтобы добраться до ворот на другой стороне сада, которые вели к рыбному рынку.

Проблема была в одном: визиря при этом преследовал главный садовник (который всегда был моложе и сильнее) с шелковым шнуром. Тем не менее, несколько визирей сумели сделать это, в том числе Хачи Салих-паша, последний визирь, который последним участвовал в такой смертельной гонке. В итоге он стал санджак-беем (губернатором) одной из провинций.

6. Козлы отпущения


Несмотря на то что во власти великие визири теоретически уступали во власти только султану, их, как правило, казнили или бросали в толпу на растерзание в качестве "козла отпущения" всякий раз, когда что-то шло не так. За время Селима Грозного сменилось столько великих визирей, что они начали всегда носить с собой свои завещания. Один визирь как-то попросил Селима дать ему знать заранее, если его вскоре казнят, на что султан ответить, что на замену ему уже выстроилась целая очередь желающих. Визири также должны были успокаивать народ Стамбула, который всегда, когда ему что-то не нравилось, приходил толпой к дворцу и требовал казни.

7. Гарем


Пожалуй, самой главной достопримечательностью дворца Топкапы был султанский гарем. В нем состояло до 2000 женщин, большинство из которых были купленными или похищенными рабынями. Этих жен и наложниц султана держали взаперти, а любого постороннего человека, который увидел их, казнили на месте.

Сам гарем охранялся и управлялся главным евнухом, который из-за обладал огромной властью. Об условиях жизни в гареме информации сегодня немного. Известно, что наложниц было так много, что некоторые из них почти никогда не попадались на глаза на султану. Другие же сумели получить на него такое огромное влияние, что принимали участие в решении политических вопросов.

Так, Сулейман Великолепный безумно влюбился в украинскую красавицу Роксолану (1505-1558), женился на ней и сделал ее своим главным советником. Влияние Роксоланы на политику империи было таково, что великий визирь послал пирата Барбароссу на отчаянную миссию, чтобы похитить итальянскую красавицу Джулию Гонзага (графиню Фонди и герцогиню Траетто) в надежде, что Сулейман обратит на нее внимание, когда ее привезут в гарем. План в итоге провалился, Джулию так и похитить так и не смогли.

Ещё одна дама - Кесем Султан (1590-1651) - достигла еще большего влияния, чем Роксолана. Она управляла империей в качестве регента вместо своего сына, а впоследствии и внука.

8. Кровная дань


Одной из самых известных особенностей раннего османского владычества был девширме ("кровная дань") - налог, которым облагалось немусульманское население империи. Заключался этот налог в принудительном наборе молодых мальчиков из христианских семей. Большинство мальчиков зачисляли в корпус янычар - армии рабов-солдат, которые всегда использовались в первой линии при османских завоеваниях. Эту дань собирали нерегулярно, обычно к девширме прибегали, когда султан и визири решали, что империи, возможно, потребуется дополнительная рабочая сила и воины. Как правило, набирали мальчиков в возрасте 12-14 лет из Греции и на Балканах, причем брали самых сильных (в среднем, 1 мальчика на 40 семей).

Набранных мальчиков османские чиновники собирали вместе и отвозили в Стамбул, где их заносили в реестр (с подробным описанием, на случай, если кто-то убежит), обрезали и насильственно обращали в ислам. Самых красивых или умных отправляли во дворец, где их обучали. Эти ребята могли добиться очень высоких чинов и многие из них в итоге становились пашами или визирями. Остальных мальчиков изначально отправляли на работы на фермах в течение восьми лет, где дети параллельно учили турецкий язык и развивались физически.

К двадцати годам они официально становились янычарами, элитными солдатами империи, которые славились железной дисциплиной и верностью. Система кровной дани изжила себя в начале 18 века, когда детям янычар было позволено вступать в корпус, который таким образом стал самоокупаемым.

9. Рабство как традиция


Хотя от девширме (рабства) постепенно отказывались в течение 17 столетия, это явление продолжало оставаться ключевой особенностью Османской системы до конца 19 века. Большинство рабов завозили из Африки или с Кавказа (особенно ценились адыгейцы), в то время как крымскотатарские набеги обеспечивали постоянный приток русских, украинцев и поляков.

Изначально было запрещено порабощать мусульман, но об этом правиле тихо забыли, когда начал иссякать приток немусульман. Исламское рабство в значительной степени развилось независимо от западного рабства и, следовательно, имело ряд существенных отличий. Например, османским рабам несколько легче было получить свободу или достичь какого-то влияния в обществе. Но при этом нет никаких сомнений в том, что османское рабство было невероятно жестоким.

Миллионы людей погибли во время набегов за рабами или от изнурительной работы. И это даже не говоря о процессе кастрации, который применялся, чтобы пополнить ряды евнухов. О том, какой была смертность среди рабов, свидетельствует тот факт, что османы завозили миллионы рабов из Африки, тогда как в современной Турции осталось очень мало людей африканского происхождения.

10. Массовые убийства


При всём перечисленном, можно сказать, что османы были довольно лояльной империей. Помимо девширме, они не делали никаких реальных попыток обратить в свою веру немусульманских подданных. Они принимали евреев, после того, как те были изгнаны из Испании. Они никогда не подвергали дискриминации своих подданных, а империей зачастую управляли (речь идет о чиновниках) албанцы и греки. Но когда турки чувствовали угрозу, то они поступали очень жестоко.

Селим Грозный, к примеру, был очень встревожен шиитами, которые отрицали его авторитет в качестве защитника ислама и могли быть "двойными агентами" Персии. В результате, он вырезал почти весь восток империи (погибли, по меньшей мере, 40 000 шиитов, а их деревни сровняли с землей). Когда греки впервые стали добиваться независимости, османы прибегли к помощи албанских партизан, которые совершили ряд страшных погромов.

По мере того, как влияние империи снижалось, она утратила большую часть своей былой терпимости к меньшинствам. К 19 веку массовые убийства стали намного более распространенным явлением. Это достигло своего апогея в 1915 году, когда в империи, всего за два года до ее распада, вырезали 75 процентов от всего армянского населения (около 1,5 миллиона человек).

Продолжая турецкую тему, для наших читателей .

И напоследок, отметим, что Закон Фатиха действовал до начала 20 века, пока османская империя не прекратила существовать. И именно Нурбану Султан следует считать первой представительницей исторического периода Османской империи под названием «Женский султанат». Мехмед III казнил 19 своих сводных братьев в 1595 году. Этот год войдет в историю, как самый кровавый год применения закона Фатиха.

Согласно легенде: Роксолане не удалось добиться отмены закона, принятого Мехмедом II Фатихом в 1478 г. «О братоубийстве». Она боролось с этим законом всю свою жизнь. Однако в этом вопросе Сулейман Великолепный, несмотря на безграничную любовь к ней, оставался непреклонен. Сулейман в этом вопросе, одном из немногих, не согласился с Хюррем. В результате Роксолана не смогла осуществить все свои планы, во многом этому помешала еще и ранняя кончина Хюррем.

Закон Фатиха: в борьбе за власть все средства хороши

Этот запрет является единственным положительным моментом в данный исторический период. Сам по себе Женский Султанат для Османской империи стал великим злом, которое и разрушило Империю. Безусловно, положение сыновей Роксоланы было очень шатким, но ученые не обнаружили ни одного доказательства, что Хюррем Султан противилась данному закону и хотела добиться его запрета.

Закон Фатиха нередко использовался султанами Османской империи

Многие исследователи не совсем грамотно поступают, когда связывают деятельность женщин данного периода по отмене «Закона Фатиха» с Хюррем Султан, которая якобы тоже боролось против этого закона. Что касается самого «Женского Султаната», то большинство историков считают этот период разрушительным для Империи и характеризуют его, как отрицательное явление. Зато писатель Данишменд Исмаил Хани так высказывается о Женском Султанате: «К стагнации (краху) Османской империи привели причины, которые проявились в дни её наибольшего расцвета.

Прежде всего, «стагнация» и «крах» не могут являться словами синонимами, поскольку обозначают разные явления в жизни государства. Между крахом и стагнацией в Османской империи прошло почти полтора столетия. Стагнация началась в империи после окончания периода Женского Султаната, когда территориально-экономическое развитие страны остановилось.

Тем не менее, сложности с наследованием престола всё равно оставались – султаны не были ограничены в вопросе количества наложниц, так что и сыновей у них могло быть немало

Эти очевидные выводы Данишменд, естественно, не оспаривает, хотя ни один из них нельзя применить для характеристики Хюррем Султан. Времена правления Сулеймана I назвать крахом Империи просто невозможно, если действительно называть Женский Султанат следствием краха империи.

Через 21 год сын Мурада III, Мехмед III опять использует этот закон и опять это будет сделано по настоянию матери султана, уже Валиде Сафие Султан

После Мехмеда III на престол взойдет Ахмед I, наложницей которого станет знаменитая Кёсем, в будущем властная и хитрая Валиде Султан. Ахмед I введет практику заточения братьев правящих султанов в один из дворцовых павильонов, в «Кафес» (переводится как клетка), что, однако не являлось отменой закона Фатиха.

Женский Султанат» или «Султанат женщин» напротив является вполне реальным историческим периодом в жизни Османской империи

Распространенная фраза «Украинкой начался, на украинке и закончился», прямо намекающая на Роксолану Хюррем, как первую представительницу этого периода, является явно неточной, ошибочной. Позднее, в начале 18-го в. на трон стали вступать наследники в достаточно зрелом возрасте. Поэтому уже к середине 18-го века Валиде не имели особой власти при дворе и не оказывали влияние на правящих султанов, в решение каких-либо вопросов страны они уже не вмешивались.

Кроме того, в период Женского Султаната Турхан Султан способствовала тому, что её сын Великим Визирем назначил Мехмеда Кепрюлю. Это послужило началом нового периода в истории османского государство, однако этот факт заслуживает отдельной статьи. Любая империя держится не только на военных завоеваниях, экономической силе и мощной идеологии.

В первую очередь для этого нужна была простая и чёткая система наследования власти

Уважительный эпитет «Фатих», то есть Завоеватель, ему был дан восхищёнными подданными и потомками в качестве признания выдающихся заслуг по расширению территории империи. Мехмед II действительно постарался на славу, проведя многочисленные победоносные походы как на Востоке, так и на Западе, в первую очередь на Балканах и в Южной Европе.

Верной датой «Женского султаната» следует считать 1574 год, когда Нурбану стала Валиде Султан. Следовательно, именно он имел самые высокие шансы занять престол отца. В этом случае новый султан мог пустить в ход закон Фатиха и убить своих братьев, сыновей Хюррем.

Закон Фатиха - закон Османской империи, позволяющий одному из наследников трона убить остальных ради предотвращения войн и смут.

Закон братоубийства

Формулировка

«Закон о братоубийстве» содержится во второй главе (bāb-ı sānī ) Канун-наме Мехмеда II . Два варианта формулировки закона, сохранившиеся в источниках, имеют лишь незначительные орфографические и стилистические отличия друг от друга. Ниже приводится версия из текста, изданного Мехмедом Эрифом-беем в 1912 году:

Оригинальный текст (перс.)

و هر کمسنه یه اولادمدن سلطنت میسر اوله قرنداشلرین نظام عالم ایچون قتل ایتمك مناسبدر اکثر علما دخی تجویز ایتمشدر انکله عامل اولهلر

Оригинальный текст (тур.)

Ve her kimseye evlâdımdan saltanat müyesser ola, karındaşların Nizâm-ı Âlem için katl eylemek münasiptir. Ekser ûlema dahi tecviz etmiştir. Anınla amil olalar

Тексты

Так называемый закон Фатиха о братоубийстве можно найти в Канун-наме Мехмеда II во второй части, излагающей нормы суда и государственной организации. Текст Канун-наме не дошел до нас на языке оригинала, сохранились только копии XVII века. В течение долгого периода высказывалось мнение, что Мехмед не мог легализовать братоубийство. Сомневающиеся полагали, что этот закон выдумали европейцы и ложно приписали его Фатиху. Неопровержимым, якобы, доказательством этого, с их точки зрения, являлось то, что закон долгое время существовал в единственном списке Канун-наме в архиве Вены. Однако в ходе исследований были найдены и другие экземпляры, датируемые временами Османской Империи. Историки Халил Иналджик и Абдулкадир Озджан показали, что Канун-наме, кроме небольшой его части, создан Фатихом, однако дошедшие до наших дней списки содержат включения, относящиеся ко временам правления сына Фатиха и его преемника Баязида II.

Две совпадающие по тексту рукописи в Австрийской национальной библиотеке в Вене (Cod. H. O. 143 и Cod. A. F. 547). Одна рукопись, датируемая 18 марта 1650 года, была опубликована в 1815 году Йозефом Хаммером под названием «Кодекс султана Мухаммеда II» и была переведена на немецкий с пропусками. Примерно через столетие Мехмед Ариф-бей опубликовал текст более старой рукописи от 28 октября 1620 года, под названием Ḳānūnnnāme-i āl-i’Os̠mān («Кодекс Османов»). Другие копии кроме этих двух были неизвестны до обнаружения второго тома незавершенной хроники Коджи Хуссейна Beda’i’u l-veḳā"i , «Времена основания». Коджа Хуссейн, по его собственным словам, использовал записи и тексты, хранившиеся в архивах.

Копия хроники (518 листов, в Nesta’lī Du-Duktus , размеры листа 18 x 28,5 см, 25 строк на страницу) был куплен из частной коллекции в 1862 году Санкт-Петербурга и попал в Ленинградское отделение Академии наук СССР , где он и хранится (NC 564). Первая факсимильная публикация этой рукописи после длительной подготовки состоялась в 1961 году.

Ещё один, более короткий и неполный список Канун-наме (в котором отсутствует закон братоубийства) можно найти в работе Хезарфена Хюсейна-эфенди (умер в 1691 году) в работе «Тельшию л-бекан-фа-āavānīn-i āl-i’Os̠mān», «Резюме объяснений законов Дома Османа». Согласно предисловию, она написана неким Лейсадом Мехмедом б. Мустафой, главой государственной канцелярии (тевви’и) в трех разделах или главах. Создание рукописи относится ко времени, когда великим визирем был Караманлы Мехмед-паша (1477-1481).

Одним из первых османских летописцев, комментировавших Канун-наме и цитировавших его, был Мустафа Али-эфенди (1541-1600).

Престолонаследование и династические убийства

До введения закона Фатиха

Длительное время после образования Османского государства в правящей династии отсутствовала передача власти от одного правителя к последующеиму напрямую. На востоке, в частности, в странах дар аль ислама, как наследие кочевых времён сохранялась система, при которой все члены семьи, происходившие от основателя династии по мужской линии, имели равные права (Ekber-i-Nesebi ). Султан не назначал преемника; считалось, что правитель не вправе определить заранее, кто из всех претендентов и наследников получит власть. Как сказал об этом Мехмед II: «Султана называет Всевышний». Назначение наследника трактовалось, как вмешательство в божественное предопределение. Трон занимал тот из претендентов, чья кандидатура получала поддержку знати и улемов . В османских источниках сохранились указания на то, что брат Эртогрула, Дундар-бей, тоже претендовал на лидерство и титул вождя, но племя предпочло ему Османа .

В этой системе все сыновья султана теоретически имели равные права на престол. Не имело значения, кто был старше, а кто младше, был это сын от жены или наложницы. С самого раннего времени, следуя традициям народов Центральной Азии, была установлена система, при которой все сыновья правящего султана отправлялись в санджаки, чтобы обрести опыт управления государством и армией под руководством лалы. (При Османе ещё не было санджаков, но все его родственники мужского пола (братья, сыновья, тесть) управляли различными городами. Помимо административного, до 1537 года османские принцы получали и военный опыт, принимая участие в битвах, командуя войсками. Когда султан умирал, новым султаном становился тот, кто раньше успевал прибыть в столицу после смерти отца и принять присягу от чиновников, улемов и войск. Этот метод способствовал тому, чтобы к власти приходили опытные и талантливые политики, сумевшие выстроить хорошие отношения с элитой государства и получить её поддержку . Например, после смерти Мехмеда II обоим его сыновьям были посланы письма с сообщением об этом. Санджак Джема был ближе; существовало мнение, что Мехмед более благоволил к нему; Джема поддерживал великий визирь. Однако партия Баязида была сильнее. Занимая ключевые посты (бейлербей Румелии, санджакбеи в Анталии), сторонники Баязида перехватили гонцов, ехавших к Джему, блокировали все пути, и Джем не смог прибыть в Стамбул.

До Мехмеда II случаи убийства близких родственников в династии происходили не один раз. Так, Осман поспособствовал смерти своего дяди, Дундара-бея, не простив ему того, что Дундар претендовал на роль вождя . Савджи , сын Мурада, с помощью византийцев поднял восстание против отца, был схвачен и казнён в 1385 . Якуб , по легендам, был убит по приказу брата, Баязида, на Косовом поле после смерти Мурада. Сыновья Баязида долго воевали друг против друга, в итоге были казнены Мустафа-челеби в 1422 году (если он не погиб в 1402 году ), Сулейман-челеби в 1411 году , вероятно , Муса-челеби в 1413 году . Кроме того, Мехмед, оказавшийся победителем в этой братоубийственной войне, приказал ослепить племянника Орхана за участие в заговоре и связи с Византией. Сын Мехмеда, Мурад, казнил только одного из своих братьев - Мустафу «Кючюка» в 1423 году. Других братьев - Ахмеда, Махмуда, Юсуфа - он приказал ослепить . Любимый сын Мурада, Алаеддин Али (1430-1442 /1443) по традиционная версии, изложенной Бабингером, был казнён вместе с сыновьями по неизвестной причине по приказу отца .

До Мурада во всех случаях казнь или ослепление родственника была спровоцирована самим казнённым: казнили бунтовщиков и заговорщиков, казнили противников в вооружённой борьбе. Мурад первым велел ослепить несовершеннолетних братьев. Его сын, Мехмед II, пошёл дальше. Сразу после джулюса (вступления во власть), вдовы Мурада пришли поздравить Мехмеда с воцарением. Одна из них, Хатидже Халиме-хатун , представительница династии Джандарогуллары , недавно родила сына, Кючюк Ахмеда. Пока женщина беседовала с Мехмедом, по его приказу Али-бей Эвреносоглу , сын Эвренос-бея , утопил младенца . Дука придавал особое значение этому сыну, называя его «порфиророждённым » (рождённым после того, как его отец стал султаном). В Византийской империи такие дети имели приоритет в наследовании престола. Кроме того, в отличие от Мехмеда, матерью которого была рабыня, Ахмед был рождён от династического союза. Всё это делало трехмесячного младенца опасным соперником и заставило Мехмеда избавиться от него . Убийство (казнь) при воцарении невиновного брата-младенца только для предотвращения возможных проблем до этого у османов не практиковалось. Бабингер называет это «инаугурацией закона братоубийства» .

После введения закона Фатиха

Сулейману не пришлось убивать братьев, мустафа и баязид

5 братьев мурада 3

19 братьев мехмеда 3+сын махмуд

мехмед, брат османа

три брата мурада 4 +хотел ибрагима

мустафа 4

Практика посылать шехзаде в санджаки прекратилась в конце XVI века. Из сыновей султана Селима II (1566-1574) в Манису поехал только его старший сын, будущий Мурад III (1574-1595), в свою очередь Мурад III тоже послал туда только своего старшего сына, будущего Мехмеда III (1595-1603). Мехмет III был последним султаном, прошедшим «школу» управления в санджаке. Ещё в течение полувека старшие сыновья султанов будут носить титул санджакбеев Манисы, проживая в Стамбуле .

Со смертью Мехмеда в декабре 1603 года султаном стал его третий сын, тринадцатилетний Ахмед I , поскольку двух первых сыновей Мехмеда III уже не было в живых (Шехзаде Махмуд был казнен отцом летом 1603 года, Шехзаде Селим скончался ещё ранее от болезни). Поскольку Ахмед ещё не был обрезан и не имел наложниц, у него не было сыновей. Это создавало проблему с наследованием. Поэтому брат Ахмеда, Мустафа , был оставлен в живых, вопреки традиции. После появления сыновей, Ахмед дважды собирался казнить Мустафу, но оба раза по различным причинам отложил казнь. Кроме того, не убивать Мустафу Ахмеда уговаривала Кёсем-султан , имевшая на это свои причины. Когда Ахмед умер 22 ноября 1617 года в возрасте 27 лет, он оставил семь сыновей и брата. Старшим сыном Ахмеда был Осман , родившийся в 1604 году.

кафес

Политика братоубийства никогда не была популярной у народа и духовенства, и когда Ахмед I внезапно умер в 1617 году, от неё отказались. Вместо того чтобы убивать всех потенциальных наследников престола, их начали заключать в дворец Топкапы в Стамбуле в специальные помещения, известны как Kafes («клетки»). Принц Османской империи мог провести всю свою жизнь в заключении в Kafes, под постоянным охранников. И хотя наследников содержали, как правило, в роскоши, многие шехзаде (сыновья султанов) сошли с ума от скуки либо стали развратниками-пьяницами. И это понятно, ведь они понимали, что в любой момент их могут казнить.

См. также

Литература

  • «Канун-наме» Мехмеда II Фатиха о военно-административной и гражданской бюрократии Османской империи // Османская империя. Государственная власть и социально-политическая структура. - М. , 1990.
  • Кинросс лорд. . - Литрес, 2017.
  • Петросян Ю.А. Османская империя . - Москва: Наука, 1993. - 185 с.
  • Финкель К. История Османской империи: Видение Османа. - Москва: АСТ.
  • Encyclopaedia of Islam / Bosworth C.E. - Brill Archive, 1986. - Vol. V (Khe-Mahi). - 1333 p. - ISBN 9004078193 , 9789004078192. (англ.)
  • Alderson Anthony Dolphin. The Structure of the Ottoman Dynasty . - Oxford: Clarendon Press, 1956. - 186 p. (англ.)
  • Babinger F. Sawdji / In Houtsma, Martijn Theodoor. - Leiden: BRILL, 2000. - Vol. IX. - С. 93. - (E.J. Brill"s first encyclopaedia of Islam, 1913–1936). - ISBN 978-0-691-01078-6 .
  • Colin Imber. The Ottoman Empire, 1300-1650: The Structure of Power . - New York: en:Palgrave Macmillan , 2009. - P. 66-68, 97-99. - 448 p. - ISBN 1137014067 , 9781137014061. (англ.)