Дата:
Класс:
Тема: «Звук и буква М».
закрепить четкое произношение звуков ибукв [м], [м‘], буквами “М”, “м”;
Коррекционно-развивающая
Коррекционно-воспитательная :
Оборудование:
Ход урока
1. Организационный момент.
Живет она в норке
В подполье, в каморке.
Серая малышка
Кто это? (мышка)
Произнесите несколько раз это слово. Какой звук слышится в начале слова?
- (Звук [м])
Какой он гласный или согласный?
-(Согласный, при произношении образуется преграда из губ)
Звонкий или глухой?
Назовите слова, в которых есть звук [м]
-(Машина, молоко, малыш, магнитофон, март, май)
Получилась буква М? – Да!
3. Основная часть.
Знакомство со звуком [М].
Голодная - мычит,
Сытая - жует,
Всем детям молоко дает. (Корова )
Воздух выходит через нос;
Горлышко «работает».
Фонетическое упражнение.
Корова мычит: ММММММММММ... (вслед за взрослым произносить звук [М] длительно).
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».
м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы; мак, Оля, муха, дом, суп, мука;
Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание губ при произнесении звука [М]:
ма, мо, му, мы; ам, ом, ум, им.
Повторить слоговой ряд:
ма-мо, ма-мы, му-ма, му-мы; ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им.
Скороговорка: Мама мыла Милу мылом. - Произносите скороговорку с разными интонациями (удивления; радости; печали).
Игра “Догоняй-ка” (Работа продолжается до тех пор, пока произношение детьми не достигнет темпа скороговорки)
4. Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит.
-
Взять ладонь ребенка в руку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца.
Игра “Дополни слоги до слов”
ма- (машина, малина, матрешка, мальки)
мо- (море, морж, мойка, мост, мох)
му – (мусор, муха, муравей)
мы – (мышка, мышь, мысли)
ми – (мишка, миска, минута, мир)
ме – (месяц, метр, мебель, мех, мел)
Чтение слогов и чистоговорок.
Ма-ма-ма - дома я сама.
Му-му-му - молоко кому?
Мо-мо-мо - едим эскимо.
Ми-ми-ми - поем ноту ми. (Слайд 17).
Письмо буквы М в тетради.
5.Итог занятия.
говорили на занятии ?
Какой это звук?
Каким цветом обозначаем?
Дата:
Класс:
Тема: «Звук и буква М».
Коррекционно-образовательная: Познакомить детей с новыми звуками [м], [м‘], буквами “М”, “м”; учить сравнивать звуки, различать буквы; .
Коррекционно-развивающая формировать навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения; делить слова на слоги; развивать умение анализировать слова, познавательные интересы и способности; развивать речь, внимание, память; обогащать словарный запас;
Коррекционно-воспитательная : развивать внимание, самоконтроль; развивать коммуникативные и речевые навыки.
Оборудование: индивидуальные зеркала, карандаши, мячик,
Ход урока
1. Организационный момент.
Игра «Запомни – повтори»
Гном – альбом – дом – ком 3 – 4 варианта цепочки
- Что общего в словах?
Муха – мыло – малина – моток 3 – 4 варианта цепочки
- Что общего в словах?
Мила – пирамида – пулемёт
- Что общего в словах?
На что похожа буква М? Что она напоминает вам? Выйти и взяться за руки.
Получилась буква М? – Да!
Давайте вместе громко произнесём этот звук, тихо, шепотом, без звука.
Сегодня на уроке мы не только повторим, то что изучили ранее, но познакомимся с новой буквой.
2. Артикуляционная гимнастика:
3. Основная часть.
Знакомство со звуком [М].
Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку и ответить на вопрос:
Голодная - мычит,
Сытая - жует,
Всем детям молоко дает. (Корова )
«Как мычит корова?» - «МММ...»
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [М]: когда мы произносим звук [М]:
Губки сомкнуты без напряжения;
Воздух выходит через нос;
Горлышко «работает».
Звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук - согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком. Таким образом ребенок усваивает характеристику звука [М].
Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове».
В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто это?., (мышка )
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной... (медведь )
Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке:
Зимой - спит,
Летом - ульи ворошит. (Медведь )
Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз )
Сидит девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь )
Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха )
4. Пальчиковая гимнастика “Молоточки” .
О.С. – ноги – на ширине плеч, руки опущены. Пальцы сжаты в кулачок.
– Кулачок об кулачок постучали – чок да чок. Молоточки тук-тук-тук. По гвоздочкам стук-стук-стук. Молоточки тук-тук, по гвоздочкам стук-стук. Молоточки тук-тук-тук. По гвоздочкам стук-стук-стук. (Повтор – 2 раза под музыку, дети выполняют соответствующие движения
Звуки М – Мь в предложениях
Нам приготовили следующее задание.
У Октября рассыпались предложение и нам надо помочь ему их собрать добавть слова в которых пишеться буква М
Оля пьёт ….
По дороге едит….
Спит в берлоге…..
В саду растет ягода …..
Письмо буквы М в тетради.
5.Итог занятия.
Ребята, вспомните, о каком звуке мы сегодня говорили на занятии ?
Какой это звук?
Каким цветом обозначаем?
Что понравилось больше всего?
Выучить чистоговорки:
Ма-ма-ма - дома я сама.
Му-му-му - молоко кому?
Мо-мо-мо - едим эскимо.
Мы-мы-мы - прочитали книгу мы.
Ми-ми-ми - поем ноту ми.
Ме-ме-ме - дай-ка травки мне.
Взрослый произносит пару слов и просит ребенка определить, какой первый звук в этих словах, а затем составить с каждым словом предложение:
мышка - мишка; мыла - Мила; мал - мял.
Задание 19. Упражнение для пальчиков и развития координации речи с движениями:
Мы писали, мы писали, Ритмично сжимать пальцы
А теперь все дружно встали. в кулачки.
Ножками потопали, Выполнять соответствующие
Ручками похлопали. движения.
Мы писали, мы писали, Ритмично сжимать пальцы
Наши пальчики устали. в кулачки.
Мы немножко отдохнем -
Опять писать начнем.
Задание 20. Знакомство с буквой М.
Буква М с двумя горбами,
Как верблюд - смотрите сами!
О. Гофман
На что похожа буква М? Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные - сжать в кулачок.
Игры с буквой.
Задание 21. Анализ слогов: АМ, МА. Составление схем из кружков. (Согласный звук - синий кружок с колокольчиком, гласный звук - красный кружок.)
Составление из букв разрезной азбуки слогов АМ, МА. Чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.
Конспект занятия по грамоте в старшей группе Звук «М», буква «М»
Программное содержание:
1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «м».
2. Формировать понятие «согласный звук».
3. Развивать слуховое внимание.
4. Познакомить с буквой «М».
5. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Белый снег лежит кругом
Падают снежинки
Ой! Мороз стоит за ёлкой
Сядьте дети, прячьте нос.
Ребята! Вы любите отгадывать загадки?
Наступили холода
Превратилась в лёд вода.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? Правильно, ребята, это бывает зимой.
2. Основная часть:
Игра «Что общего в словах?»
Муха – мыло – малина – моток 3 – 4 варианта цепочки
Давайте вспомним, что такое звуки? (Это то, что мы слышим и произносим).
Произнесём звуки [м],[м].
Чем мы произносили эти звуки?
Артикуляция звуков (положение губ, зубов, языка, прохождение воздуха, голос).
Обозначим звук [м] звуковым кружочком.
Обозначаем звук [м] звуковым кружочком.
Поставили пальчик на синий кружок – «оживили» этот звук, теперь на зелёный кружок – «оживили».
Характеристика звуков по акустическим признакам.
Ребята, а что мы можем рассказать об этих звуках?
Звук [м] – согласный, твёрдый, звонкий, обозначаем синим цветом.
Звук [м] – согласный, мягкий, звонкий, обозначаем зелёным цвітом.
Чем отличаются эти звуки?
Чем они похожи?
Ребята, чем звук отличается от буквы? Правильно, звук мы слышим и прозносим, а букву пишем и видим.
Слушайте слоги и
Повторяйте за мной
Сшила платье я сама
МА-МА-МА, МА-МА-МА.
В шкаф пошло оно само
МО-МО-МО, МО-МО-МО
Ничего я не пойму
МУ-МУ-МУ, МУ-МУ-МУ
Может это снится мне,
МЕ-МЕ-М Е, МЕ-МЕ-МЕ
Нет висит оно, смотри
МИ-МИ-МИ, МИ-МИ-МИ
Игра «Присядь когда услышишь звук [м]» п, н, м, к, л, м, па, на, ма, по, мо, ми.
Игра с мячом «назови ласково» (снегирь, синица, голубь, воробей, скворец, ворона, ласточка)
Игра «Камень и вата» (Море, мир, мартышка, муравей, метро, миска, март, машина, мыло)
Знакомство с буквой м.
Логопед: Ребята, а вы знаете, что звуки[м],[м"] обозначаются одной буквой?
Дети: Нет.
Логопед: Они обозначаются буквой м (показываю на доске: м).
Логопед: Ребята, из скольких элементов состоит буква М?
Дети: Буква М состоит из 4 палочек.
Логопед: Какие палочки по размеру?
Дети: Две длинные и одна короткая.
Логопед: Возьмите палочки и выложите букву М. (Дети выкладывают букву).
3. Итог занятия.
Логопед: С какими новыми звуками и буквой мы познакомились?
Дети: Мы познакомились со звуками [м],[м"] и буквой М.
, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока: закрепить знания детей о согласных звуках и буквах; учиться различать звуки по артикуляции, отличать звуки и букву, которая их обозначает. Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику.
Оборудование: презентация, мультимедийное устройство, тетради, ручки красного, синего и зелёного цвета.
Ход занятия
1. Организационный момент
.Сядет тот, в чьём имени есть звук [И].
Психогимнастика. Логопед : Какое бывает выражение лица у мамы и папы, когда они сердятся? Что вы делаете, когда вас ругают (Слайд 1)(плачем, грустим, прячемся, защищаемся, молчим, извиняемся – дети мимикой выражают разное эмоциональное состояние). Разыгрываются 2-3 сценки.
2. Сообщение темы занятия.
(Показ слайда 2)
Логопед: Что это? – Дом. Какой последний звук в слове дом? (Звук [М]). В этом доме живут бабушка, дедушка, папа, мама, дети – сын и дочка по фамилии Михайловы. Скажите одним словом – “семья” (Слайд 3).Какой третий звук в этом слове? (Звук [М’]) – Сегодня мы будем учиться различать звуки [М]– [М’] и букву, которая обозначает эти звуки на письме. Буква М.(Слайд 4)
3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
Логопед: Посмотрите на мои губы, они чуть-чуть улыбаются, когда произносят звук [М’], и чуть-чуть сердятся, когда произносят звук [М].
М – нам губы звук смыкает!
Звуку голос помогает. (Профиль звука [М]– (Слайд 5),
Обозначение звуков цветовыми символами и “звоночками” (Слайд 6)
4. Развитие фонематического слуха. Игра “Твёрдый – мягкий”
Логопед: Семья Михайловых – дружная. Они вместе трудятся и вместе отдыхают, любят играть в различные игры. Папа Матвей предлагает вам поиграть в игру “Твёрдый – мягкий”. Если услышите звук [М], то поднимайте синий квадратик, а если услышитезвук [М’], то поднимайте зелёный квадратик. (Слова: самолет, малина, мёд, мост, милый, мала, мясо, мука, медведь, муха) Логопед: А на что же похожа буква М?
Буква М с двумя горбами, Как верблюд - смотрите сами (Слайд 6)
Взялись за руки друзья.
И сказали: “Ты да я – это мы!
А между тем
получилась буква М.
А.Шибаев (Слайд 7)
Логопед: Внукам Мите и Майе очень нравится играть и с бабушкой Машей.
5. Развитие внимания, памяти, логического мышления. Игра “Четвёртый лишний”.
Логопед: Посмотрите на картинки, назовите их, найдите “лишнее слово”, объясните, почему вы так считаете.
Образец ответа: Я считаю, что слово “дом” “лишнее”, потому что звук [М] в конце слова, а во всех словах слышится в начале слова.
(Масло, машина, малыш, дом – Слайд 9),
(Мяч, мёд, мелки, море -Слайд 10)
(Мороженое, мясо , мыло, муха -Слайд 11), (2 варианта ответа)
(Мама , монеты, мост, мотоцикл-Слайд 12).
Чем похожи слова? (молоко, молоток – Слайд 13) (Начинаются на твёрдый согласный звук [М], в каждом слове 3 слога, пишутся с гласной буквой О). В чём различие?(молоко–это продукт, а молоток-инструмент. В слове “молоко” – 6 букв и 6 звуков, в слове “молоток” -7 букв и 7 звуков)
Логопед: С дедушкой Мишей дети любят что-то мастерить, постучать молоточком и посмотреть интересные фильмы (слайд15)..
6. Физминутка – “Молоточки” (слайд14).
О.С. – ноги – на ширине плеч, руки опущены. Пальцы сжаты в кулачок.
– Кулачок об кулачок постучали – чок да чок. Молоточки тук-тук-тук. По гвоздочкам стук-стук-стук. Молоточки тук-тук, по гвоздочкам стук-стук. Молоточки тук-тук-тук. По гвоздочкам стук-стук-стук. (Повтор – 2 раза под музыку, дети выполняют соответствующие движения)
7. Чтение слогов и чистоговорок.
Ма-ма-ма - дома я сама.
Му-му-му - молоко кому?
Мо-мо-мо - едим эскимо.
Мы-мы-мы - прочитали книгу мы.
Ми-ми-ми - поем ноту ми. (Слайд 17).
8. Письмо слогов с буквой М (
разноцветными ручками) в тетради.Логопед: Мама учит Митю и Майю писать буквы, слоги и слова.
Слоги – МА, МУ, МО, МЫ, МИ,
Слова – Мама, ам, ум.
9. Итог занятия.
С какими звуками познакомились? Чем они похожи? В чём их различие?
Конспект логопедического занятия «В гостях у звуковичка»
Тема: Звук [М] и буква М
Цель: знакомство детей со звуком и буквой М.
Задачи:
к оррекционно-образовательные цели :
Ознакомление с артикуляцией звука [М];
Формирование навыка выделения конечного и начального звука [М] из слов; - формирование умения подбирать слова, заканчивающиеся звуком [М];
Формирование умения подбирать слова, начинающиеся со звука [М];
Деление двусложных слов (мама, Тома, Тима, пимы ) на слоги .
Знакомство с буквой М;
Конструирование и печатание буквы М;
Чтение обратных и прямых слогов с буквой м;
Чтение двусложных слов с буквой М;
Узнавание буквы М в словах.
к оррекционно-развивающие цели :
Развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения.
к оррекционно-воспитательные цели :
Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативность, ответственность.
Ход работы:
I . Организационный момент.
Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие.
Логопед. Встаньте около стульчиков, опустите руки, выпрямите спину, давайте улыбнемся друг другу. Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Назовите их.
1-й ребенок. Сом.
2-й ребенок. Дом.
3-й ребенок. Гном.
4-й ребенок. Ком.
Логопед. Какой звук слышится в конце каждого из этих слов?
Дети. Звук [м].
Логопед. Верно. Садитесь.
II . Основная часть:
Игра «Подними шарик».
Логопед убирает картинки, достает синие шары.
Логопед. Еще раз произнесите звук [м].
Дети. [М].
Логопед. Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, губы сомкнуты, а воздух проходит через нос. Зажмите нос и попробуйте произнести этот звук. Видите, не получается. Как вы думаете, звук [м] гласный или согласный?
Дети. Согласный.
Логопед. Верно. Его нельзя петь, открыв рот. И во рту есть преграда при произнесении звука [м]. Это губы. Поэтому звук [м] - согласный. Каким кружком мы будем его обозначать?
Дети. Синим.
Логопед. Правильно. Поэтому возьмите в руки по одному синему шарику. Вы будете их поднимать тогда, когда услышите звук [м].
А, м, н, и, м, т, м, о, м, у.
Ат, ом, ин, ма, му, ны, мо, по.
Сом, нос, мак, суп, молоко, мышка, бумага, палка.
Дети выполняют задание.
Логопед. Молодцы! Вы были очень внимательными.
Упражнение «Кто скорее?»
Логопед убирает воздушные шары.
Логопед. А сейчас новая игра. Она называется «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех. А, м. Что получилось?
1-й ребенок. Ам.
Логопед. Верно. Получи фишку. У, м.
2-й ребенок. Ум.
Логопед. Правильно. Возьми фишку.
Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: ом, им, ма, мо, му, дом, ком.
Логопед. Чудесно! У кого же накопилось фишек больше всех?
Дети. У Вани.
Логопед. Молодец, Ванюша. Давайте похлопаем ему.
Работа по книге «Мой букварь».
Логопед раздает детям буквари, открытые на с. 23.
Логопед. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней.
Мама с Машенькой гуляли
И малину собирали.
В каких словах этого стихотворения есть звук [м]?
Дети. Мама, Машенькой, малину.
Логопед. Верно! А теперь посмотрите на картинку внизу страницы. Помогите Марине выбрать все продукты, названия ко¬торых начинаются со звука [м].
Дети. Малина, мандарины, молоко, масло, макароны, мороженое.
Логопед. Верно. А в верхнем левом углу вы видите букву М - большую и маленькую. Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить эту букву?
Дети. Четыре.
Логопед. Пойдите к магнитной доске и сложите букву из четырех палочек.
Дети выкладывают на доске букву М.
Логопед. Молодцы! Вот какие красивые буквы. А теперь идите за стол, переверните страницу. Давайте почитаем, что написано в зеленой рамке.
1-й ребенок. Ам.
2-й ребенок. Ум.
3-й ребенок. Ом.
4-йребенок. Им.
1-й ребенок. Ма.
2-й ребенок. Му.
3-й ребенок. Мо.
4-йребенок. Ми.
1-й ребенок. Мама.
2-й ребенок. Тома.
3-й ребенок. Тима.
4-й ребенок. Пума.
Логопед. Очень хорошо. Рассмотрите картинку внизу страницы. Кого вы видите на ней? Что они делают?
Дети. Это мама и дети. Они пришли в зоопарк. Они смотрят на пуму.
Логопед. Давайте прочитаем, что написано под картинкой.
Дети. Тут мама, Тима и Тома. Там пума.
Логопед. Верно. Молодцы! Закройте буквари.
Пальчиковая гимнастика «Бойцы»
Пальцы эти – все бойцы( показать раскрытые ладони)
Удалые молодцы.
(сжать пальцы в кулак)
Два – больших и крепких малых
И солдат в боях удалых,
Два – гвардейца – храбреца.
( разжимать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших)
Два - сметливых молодца
Два - героя безымянных,
Но в работе очень рьяных!
Два – мизинца – коротышки-
Очень славные мальчишки.
Упражнение «Найди букву».
Логопед приглашает детей на ковер и рассыпает перед ними объемные пластмассовые буквы.
Логопед. Найдите все буквы М и сложите их в ведерко.
Дети выполняют задание.
Логопед. Вы собрали все буквы. Молодцы!
Работа в тетради №3. Логопед приглашает детей за стол, раздает им открытые на с. 16 тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед. Посмотрите на левую страницу. Вы видите большую и маленькую буквы М. Обведите маленькую букву по точкам, а потом раскрасьте обе буквы. Каким карандашом вы их раскрасите и почему?
Дети. Синим. Это согласная буква.
Логопед. Верно. Какие картинки вы видите рядом с буквой?
Дети. Мышку, морковку и машину.
Логопед. Подумайте, как правильно раскрасить эти картинки. Выполняйте задание.
Дети выполняют задание, логопед контролирует их и оказывает им помощь, если это необходимо.
Логопед. А теперь давайте напишем букву М. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу длинную палочку сверху вниз слева направо, потом пишу две коротких палочки, сверху вниз и снизу вверх - уголочком, а потом еще одну длинную сверху вниз. Напишите две буквы М по точкам. Остальные буквы мы будем писать на индивидуальных занятиях. Закройте тетради.
Специальная артикуляционная гимнастика.
Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает выполнить упражнения, которые они делали на последних занятиях. Для сопровождения гимнастики используются игрушки. Каждое упражнение выполняется 4-5раз. После каждого упражнения детям необходимо дать время для отдыха, напомнить, чтобы они проглотили слюну.
III . Итог:
Логопед. Давайте вспомним, с какой буквой вы познакомились? Что вы о ней знаете?
Дети. С буквой М. Она согласная.
Логопед. Какие слова со звуком [м] вы запомнили?
Дети. Мама, Маша, малина, молоко, мороженое, пума, Тома, Тима.
Логопед. Из скольких элементов состоит эта буква?
Дети. Из четырех.
Логопед. Молодцы. Вы хорошо занимались сегодня! Я вами горжусь.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнка» г. Советский»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте
Тема: « Знакомство с согласными звуками [М] и [М"] и буквой « М»
в подготовительной к школе группе № 12 «Радуга»
Воспитатель : Постовалова Е.А.
г. Советский
октябрь 2014г.
Интеграция ОО:
Цель : познакомить детей с согласными звуками [М] и [М"] и буквой (М);
Образовательные задачи:
Характеристика звука с использованием схем;
Упражнять в различении твердых - мягких согласных звуков в слогах, словах;
Совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове); выделение заданного звука из потока звуков;
Закреплять умение отвечать на вопросы;
Учить составлять и анализировать предложения со словом « Мак»;
Познакомить с буквой М;
Активизировать словарь;
Развивающие задачи:
Развивать зрительное восприятие, движение органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи:
Воспитывать умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей. Воспитывать навыки оказания взаимопомощи в коллективе.
Виды детской деятельности и приёмы работы:
виды детской деятельности | Методические приёмы |
|
игровая | игровые ситуации, дидактическая игра «Хлопни - топни»; игра « Весёлый язычок», д/и « Скажи наоборот», мотивация: «Приглашение в путешествие по волшебной стране звуков и букв » . |
|
познавательно - речевая | решение проблемных ситуаций |
|
продуктивная | буквенный конструктор (буква М) , мастерская по изготовлению продуктов детского творчества – « дорисуй букву по точкам». |
|
коммуникативная | ситуативная беседа, вопросы, отгадывание загадок; чтение стихов. |
Место проведения : группа
Количество детей : 10
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: карточка с изображением буквы и звука « М» (шрифт чёрный), картинка - схема слова «мак», кружки (зелёный, синий, красный), предметные картинки, где присутствует звук «М», схемы предложений, схема произношения звуков, фланелеграф, наборное полотно.
Раздаточный материал : схемы слова «мак» и фишки синего и красного цвета для звукового анализа слова, схемы для определения местоположения звука в слове и фишки, схемы для составления предложения, зеркала для артикуляционной гимнастики, карточки для определения твёрдых и мягких звуков(синие, зелёные), предметные картинки, где присутствует звук «М», картинки – сюрпризы.
Ход:
Звенит колокольчик (воспитатель даёт звонок для начала НОД) – дети встают полукругом.
Доброе утро дети, я рада видеть вас, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. Вы готовы? - да. Проходите и встаньте к своим стульчикам. – (дети подходят к стульчикам.)
I. Организационный момент :
Сядет тот, кто придумает слово со звуком (А) в начале.
– Сядьте правильно, сейчас мы с вами как всегда вначале поиграем в игру « Весёлый язычок», возьмите зеркала - артикуляционная гимнастика: «Улыбочка» - « Хоботок» «Заборчик» - « Птенчик», «Часики», «Качели», «Чашечка» (схемы – карточки для показа упражнений).
Повторение изученного материала:
С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.
А, О, У, И, Э, Ы.
Они какие?
Гласные.
Почему мы их так называем?
Потому что их можно пропевать свободно, легко, с голосом, они не встречают препятствия.
Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? – красным.
II. Введение в тему :
Послушайте ребятки, я приготовила для вас загадки. Попробуйте их отгадать. Слушайте внимательно :
1.Сидит девица в темнице, а коса на улице! (Морковь)
Появляется соответствующая картинка
Следующая загадка :
2. Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней . (машина)
Слушайте третью загадку :
3.В подполье, в коморке
Живет она в норке,
Серая малышка
Кто же это? (Мышка.)
Появляется соответствующая картинка.
Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки. (морковь, машина, мышка)
А какой один и тот же звук слышится в начале слова? (М)
Мы сегодня будем знакомиться со звуком (М)
Характеристика звука (М) – по схеме
Возьмите зеркала в руки. Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально ) .
Что происходит с нашими губами?
Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.
Что происходит с нашими зубами?
Они смыкаются.
Где находится язык? (за зубами)
Да, а воздух выходит свободно?
Нет, воздух встречает преграду
Что ему мешает?
Губы.
Звук (М) какой?
Согласный, твёрдый.
Каким мы его обозначаем цветом?
Синим.
У нашего звука (М) есть братец звук (Мь)- произнесите звук (Мь)
Как мы его произносим – мягко, значит это звук какой?
Согласный, мягкий.
Каким цветом мы его обозначаем?
Зелёным. (в –ль выставляет кружок синего цвета)
А для того, чтобы это всё получше запомнить, я предлагаю поиграть в игру «Хлопни - топни»
(я буду называть звуки, а вы должны будете хлопнуть, если услышате звук М; а если Мь – топнуть) – дети играют за столами .
Физкультурная минутка.
Игра с мячом « Скажи наоборот»
(в – ль говорит например: мо – мо – мо, бросает мяч ребёнку, а ребёнок отвечает ми – ми – ми и т.д….) (садятся на места)
Работа со схемами.
Определение места звука (м) в слове.
Посмотрите на свои картинки, и определите, где находится звук (М)
(Каждый ребёнок берёт картинку и располагает её под соответствующей схемой на столе: (мыло, тумбочка, дом, сумка, аквариум, лимон, малина, мышка, бумага, чемодан)
Гимнастика для глаз.
Дети посмотрите вверх, затем вниз, поморгайте, закройте глазки.
Знакомство с буквой М.
Дети, что мы можем сказать про звуки?
Мы их слышим и произносим.
А буквы?
Пишем.
Итак, наш звук [ м ] на письме обозначается буквой М (м). Вот она.
(Изображение печатной буквы вывешивается на наборном полотне.)
На что похожа буква М? (ответы детей)
А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
Молодцы.
Звуко – буквенный анализ слова « Мак»
На доске - картинка-схема с изображением цветка (мака).
У детей на столах - карточки для анализа трехзвукового слова и фишки (синего и красного цветов).
Посмотрите, что нарисовано на этой картинке? (Мак.)
Под маком нарисованы клеточки,
Что это обозначает?
(Эти клеточки обозначают, сколько звуков в слове «мак».)
- Какой звук первый? - (м) – согласный, твёрдый, синим цветом.
Какой второй? - (а)- гласный, красный.
Какой третий?- (к) – согласный, синим цветом.
Мак - м-ааа-к - мак. (Каждый раз слова произносятся с выделением голосом нужного звука).- один ребёнок выполняет у доски.
Сколько звуков в слове «мак»? (Три.)
Сколько согласных?- два, какие?- (м), (к).
Сколько гласных? – один, какой?- (а)
Сколько слогов в слове « мак»? – определяют хлопками – один (обозначают полоской).
Оживите звуки, первый и второй. (дети ставят вместо фишек буквы)
4) Произнесение слова в соответствии с движением указки воспитателя по схеме звукового состава слова.
Молодцы справились с заданием.
Составление предложений со словом «Мак»
Составьте предложения со словом «Мак» из трёх слов (схема) –дети говорят свои предложения. В – ль предлагает одно предложение составить по схеме.
(звуковая схема остаётся на доске, под ней схема предложения, дети за столами составляют схему предложения самостоятельно)- один у доски.
Анализ предложения:
С какой буквы начинается предложение? – с заглавной.
Что ставится в конце предложения? – точка.
Сколько слов в предложении? – три
Какое первое?
Какое второе?
Какое третье?
Если я уберу одно слово, что получится? – ответы детей. Ставит обратно.
Молодцы, справились с заданием.
Давайте заселим букву М в наш буквенный домик (дети встают подходят к мольберту с домиком, говорят, в какого цвета квартиру, на какой этаж заселяют букву М).
- (дети встают в круг)
Рефлексия:
Итак, ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились?
С буквой М (м).
Какой звук она обозначает?
Звук [ м ].
Какой это звук? (согласный)
А согласный звук бывает каким? (твёрдым и мягким)
Правильно.
А что вам больше понравилось?
Что интересного запомнилось?
- Вы очень хорошо работали, молодцы! - И за то, что вы справились со всеми заданиями я вам хочу подарить волшебные «картинки – невидимки» (с изображением буквы М точками.)
Вы можете соединить точки и увидите, что у вас получится.