Кто такие монголо татары почему их назвали. Татары и монголы

Для этой главы не случайно был выбран лозунг из знаменитой книги Дж. Оруэлла "1984". И прежде чем переходить к другим главам, где будет рассматриваться период татарского ига, нам надо разобраться с приемом "подмены понятий", который постоянно используется в русской историографии.

Прием "подмены понятий" не нов, его еще могут называть "борьба с ветрянными мельницами" или "ad absurdum". Смысл этого приема заключается в том, что вводится некий ложный тезис, а затем его мощно разоблачают.

Одним из таких "тезисов" стали татары или монголы.

Например, говорят и уже пишут "монгольское нашествие". И затем удивленно вопрошают "а где следы монголов"? Ну и находясь в загнанном в угол положении, обязательно стремятся добавить: "татары - это не татары" или "татары - это булгары".

Так что давайте все-таки разберемся: кто такие татары, откуда и когда они появились на территории РФ, татары- это татары или нет, и конечно же что послужило мотивом крайне занятной трансформации: татары-> татаро-монголы->монголо-татары-> монголы. Данная транформация является типичным приемом, который условно можно назвать "сварить лягушку на медленном огне", дело в том, что если лягушку поместить в воду, которую медленно нагревать, то лягушка и не заметит как сварится. Точно так же происходит и с уже упомянутой трансформацией: татары-> татаро-монголы->монголо-татары-> монголы. Действительно, все славянские летописи говорят исключительно о татарах! В них нет ни слова о монголах! Однако, уже в советское время появляется термин "татаро-монголы", который в пост-перестроечное время медленно заменяется на "монголо-татар", который уже в наше время заменяется просто на "монголов" - на лицо полная аналогия с варением лягушки на медленном огне. Казалось бы, в соответствии с данным приемом, следующим шагом должна быть замена "монголов" на "русских"...и это вообще-то уже сделано! Еще не официально, пока что на уровне "альтернативной истории" негодяев и лжецов вроде Фоменко, Носовского и Задорнова.

Как мы видим, если бы термин "татары" сразу бы заменили на "монголы", то эта подмена стала бы слишком очевидной, поэтому замена длилась длительное время с постепенной трансформацией:

татары -> татаро-монголы->монголо-татары-> монголы.

Что говорят летописи?

Приведу несколько цитат из Лаврентьевской летописи:

"В год 6731 (1223). Всеволод Юрьевич ушел из Новгорода к отцу своему во Владимир, а новгородцы призвали к себе на княжение Ярослава Всеволодовича из Переяславля.

В тот же год пришли народы, о которых никто точно не знает, кто они, и откуда появились, и каков их язык, и какого они племени, и какой веры. И называют их татары..."

"И мы слышали, что татары многие народы пленили: ясов, обезов, касогов, и избили множество безбожных половцев, а других прогнали."

"Узнав об этом, русские князья Мстислав Киевский, и Мстислав Торопецкий, и Мстислав Черниговский, и прочие князья решили идти против татар, полагая, что татары нападут на них."

"А русские князья выступили в поход, и сражались с татарами, и были побеждены ими, и немногие только избегли смерти; кому выпал жребий остаться в живых, те убежали, а прочие перебиты были."

"В тот же год зимой пришли из восточных стран на Рязанскую землю лесом безбожные татары, и начали завоевывать Рязанскую землю, и пленили ее до Пронска, и взяли все Рязанское княжество, и сожгли, город, и князя их убили. А пленников одних распинали, других - расстреливали стрелами, а иным связывали сзади руки. Много святых церквей предали они огню, и монастыри сожгли, и села, и взяли отовсюду немалую добычу; потом татары пошли к Коломне. В ту же зиму выступил Всеволод, сын Юрия, внук Всеволода, против татар. И встретились они у Коломны, и была битва великая. И убили воеводу Всеволодова Еремея Глебовича, и многих других мужей Всеволода убили, а Всеволод прибежал во Владимир с малой дружиной. А татары пошли к Москве. В ту же зиму взяли татары Москву, и воеводу убили Филиппа Няньку за правоверную христианскую веру, а князя Владимира, сына Юрия, взяли в плен. А людей избили от старца до грудного младенца, а город и церкви святые огню предали, и все монастыри и села сожгли.."

Итак, мы видим, что везде идет речь исключительно о татарах.

Тут надо понимать, что иностранцы (в данном случае - русские) могли узнать название этого народа - татары - только от самих татар, т.е. татары - это самоназвание.

Иногда, ряд фальсификаторов пытаются представить дело, будто татары - это те, кто шел в первых рядах и когда они шли в бой, то кричали "татар", "татар", и мол поэтому это название и возникло.

Эта версия не выдерживает критики, т.к. с одной стороны, татары известны были китайцам еще с 3в н.э., а на енисейских памятниках датируемых VII в н.э. татары зафиксированы навечно. С другой же стороны, татары никогда не использовали название своего этноса в качестве боевого клича, обычно они кричали "ура", откуда это слово и перекочевало в русский язык, а кроме того, кто и что кричит в пылу битвы вообще невозможно услышать.

О происхождении древних татар

Знакомясь с краткой историей Тюркского каганата, мы неизбежно столкнемся с союзами древнетатарских племен под названиями "отуз-татар" и "токуз-татар", известных по орхоно-енисейским руническим письменам на могильных камнях VII - VIII веков. Если чуть подробнее говорить о них, то основные этаны истории древних татар на своей родине в Центральной Азии представлены таким образом. Отуз-татары, впервые упомянутые на похоронах основателя Тюркского каганата Бумын-кагана и одного из его преемников Истеми-кагана, через сто лет - во второй половине VII века - вели сражения против тю-гю (тюргешей) под руководством Ильтерис-кагана. Обо всем этом написано на памятнике известного полководца, принца Кюль-Тегина (умер в 731 году). Сын Ильтерис-кагана Бильге-каган, брат Кюль-Тегина, в 722 - 723 годах вел войны против огузов и токуз-татар - об этом известно по надписям на могильном камне самого Бильге-кагана, скончавшегося в 734 году.

Так, в письме китайца Ли-Деюя, написанном уйгуру Урмудзу в 842 году, сообщается именно о таких племенах, а в докладе посланника императора Ванг-Иен-тина уже конца Х века, под 981 годом, говорится о восьми татарских племенах.

Татары жили южнее монголов Восточного Забайкалья и современных монгольских степей. Они вошли в контакт с монголами, постоянно общались с ними и вскоре были вовлечены в процесс создания Монгольского государства под руководством Хабул-хана, позднее его правнука Чингисхана, объединившего все разрозненные монгольские и некоторые соседние племена в одно централизованное государство. В его составе оказалась и значительная часть древних татар.

В китайских, монгольских и персидских исторических источниках довольно подробно описывается история племен монголов и их южных соседей татар. В то же время по этим материалам татары, в отличие от монголов, представляются племенами иного этноса, а именно тюркского. Даже несмотря на некоторую противоречивость сведений отдельных авторов, история тюркско-татарских племен отличается от истории монголов и других родственных им племен (ойротов, меркитов и других). В одной китайской хронике XIII века, например, конкретно указывается, что татары "происходят от особого рода ша-то". Племена ша-то - это конфедерация племен западных тюрок, обитавших в VII веке в районе нынешней Ферганы в Средней Азии. В VIII - IX веках часть из них переселилась на территорию Северного Китая. Китайские источники отмечают белых татар, называя так онгутов (по-монгольски - чаган-татар), которые были тюркоязычными.

После войны между монголами и татарами в 1198 году, источники отмечают четыре больших татарских племени: чаган-татар, алчи-татар, дутаут-татар, алухай-татар.

И не зря позднее выдающийся историк средневековья Рашид ад-дин (XIV век), он же госсекретарь иранского правителя Газан-хана, располагавшего огромной библиотекой ценнейших рукописей, которыми успешно пользовался и наш персидский автор при создании своего классического труда "Сборник летописей", перечислил 14 тюркских племен, одно из самых больших из них назвал татарским, состоявшим в свое время из 70 тысяч юрт (домов, семей). Вот что писал он о татарах:

"Из-за [их] чрезвычайного величия и Почетного положения другие тюркские роды при [всем] различии их разрядов и названий стали под их именем и все назывались татарами". Это - достоверное и очень серьезное сообщение, и определения его автора являются поистине энциклопедическими. Кстати, крупнейший отечественный востоковед, академик В.В.Бартольд писал, что "сочинение Рашид ад-дина представляло сооой огромную историческую энциклопедию, какой в средние века не было ни у одного народа ни в Азии, ни в Европе".

Мы сказали, что часть татар была ассимилирована монголами. Можно сказать, что ассимиляция была даже обоюдной. Во всяком случае, заметный тюркский пласт в тогдашнем монгольском языке связан именно с татарами. Известно, что сам Чингиз-хан знал и татарский язык; имеются некоторые сведения о том, что его мать, красавица Оэлун, родилась от смешанного татаро-монгольского брака. Кстати, один Чингиз-хан, в отличие от всех монголов, был "высокого и величественного роста, с обширным лбом и длинной бородой"; у него из татар были две жены и еще приемный сын. Верховным судьей империи и одним из крупных военачальников был татарин Шики-Хутуку. Вообще, как в личной жизни Чингиз-хана, так и в его государственных делах татары сыграли немаловажную роль. В его кодексе основных законов под названием "Великая яса" ("яса" от тюркского слова "ясак" - подать, дань) было много тюркско-татарских терминов и титулов. Изречения Чингиз-хана, высказанные в основном в стихотворной форме, назывались тюркским словом "билик" (белек - знание). Ханская печать была двух родов, для обозначения которых употреблялись тюркские термины "ал тамга" (алая тамга) и "кок тамга" (синяя тамга). Кстати, само слово "хан" тюркского происхождения.

О языке казанских татар

Говоря о древних татарах, надо уточнить, что их язык относился к кыпчакской подгруппе тюркских языков. Язык булгар(гуннов) относился к булгарской подгруппе тюркских языков. Язык же современных казанских татар относится к промежуточной - булгаро-кыпчакской подгруппе тюркской группы языков, указывая на то, что язык казанских татар формировался в результате этногенеза двух этносов: булгар(гуннов) и древних татар.

Кратко об археологии

Археологи занимающиеся раскопками городов Золотой Орды на территории Булгарии указывают на то, что по археологическим слоям они могут наблюдать последовательное изменение культуры. Это указывает на то, что булгары не были истреблены, т.к. в этом случае археологи увидели бы не плавное изменение культуры, а резкий обрыв одной и резкое начало другой культуры. Плавное изменение культуры указывает на совместное проживание булгар и татар и на то, что эти два этноса участвовали в этногенезе современных поволжских татар.

Говоря о языке татар и монголов необходимо заметить, что имена всех ханов Золотой Орды были тюркские: Джанибек, Узбек, Тохтамыш, Мамай, Тимур, Тинибек, Ногай, Бердибек, Каганбек, и т.д. Эти имена до сих пор можно встретить среди татарских, казахских или узбекских имен, а приставка "бек" или "бай" - это типичные тюркские слова обозначающие господина и богатого человека. Сравним упомянутые имена с именами монгольских писателей: Бадам-Очирын Галаарид, Бямбын Ринчен, Ванчинбалын Инжинаш, Галдан-тайджи, Гун-Аажавын Аюрзана, Дашдоржийн Нацагдорж, Дондогийн Цэбэгмид, Донровын Намдаг, Доржийн Гарма, Содномбалжирын Буяннэмэх, Сормуниршийн Дашдоров, Сэнгийн Эрдэнэ, Цэрэнтулгын Тумэнбаяр, Чадраабалын Лодойдамба, Шагдаржавын Нацагдорж

Похожи ли монгольские имена на имена ханов Золотой Орды?

Кратко о крымских татарах

Упомянув казанских татар, нельзя обойти вниманием и крымских татар, тем более, что в русской пропаганде крымские татары представляются совершенно отдельным этносом, якобы не имеющий никакой связи с поволжскими татарами.

Итак, до 30х годов 15 века места кочевания татар простирались от Крыма до Поволжья. Так в русских летописях есть сообщение за 1432г, когда один из беклярбеков из рода Ширинов - Тегеней-бей, зимой ушел в Крым зимовать, а летом пришел на ставку Улу-Мухаммеда который в это время жил в Поволжье. Улу-Мухаммед - это Хан Большой Орды, представлявший остаток Золотой Орды. Ставка его была в г. Сарае, который тогда еще существовал. И таким образом, в то время крымские татары образовывали просто одно из ответвлений всего татарского народа. Таких контактов на самом деле очень много. Другой пример: во время "Великой замятни" в Золотой Орде, появился Хан Тохтамыш, который попытался объеденить все территории Золотой Орды и Хан Тохтамыш появился в Крыму в 1380г, когда окончательно победил Мамая. Мамай был владетелем Крымского полуострова. Он принадлежал к знатному роду Кият, откуда и сам Чингисхан вышел. И после того, как Мамай был побежден, Крымский полуостров достался одному из великих князей-беков Тохтамыша из рода Ширинов. У Тохтамыша была личная гвардия из личных племен, данных под его управление еще Чингисханом и вот эти четыре племени: Ширин, Барын, Аргын, Кыпчак. И вот Крымский полуостров достался Ширинам. Эти четыре племени - воины которые составляли костяк гвардии хана. Эти группы потом остаются в Крыму, мы потом застаем эти группы там в XV веке, но эти же группы имелись и в Казанском ханстве и в Касимовском ханстве!

О перемещении татар по ханствам говорит такой пример: Чура Нарыков побывал и в казахских степях, и в Астрахане, и в Касимове, потом приходит в Казанское ханство. Происходит это незадолго до падения Казанского ханства. И он был как раз из племени Аргын. Аргыны были в Казанском ханстве - это мы знаем по источникам. Поэтому нельзя говорить что крымские и казанские татары якобы разные. Различия заключались в местном субстракте, например в Поволже - это булгары, которые были ассимилированны татарами, в Крыму были остатки хазар, остатки алланов, кыпчаки и они были ассимилированны татарами. Культурные различия между казанскими и крымскими татарами появились значительно позже.

Население бСССР

Продолжая разговор о том, было ли это татарское/тюркское завоевание или монгольское, давайте взглянем на карту бСССР и попытаемся там найти хотя бы одну монгольскую деревеньку или монгольскую республику. Их нет. Калмыков мы не рассматриваем, т.к. они появились на этой территории лишь в 17 веке. Зато мы видим множество татарских деревень и даже татарских республик и это не говоря о вообще тюркских республиках. А ведь это явный след, который лишний раз доказывает, что нашествие было тюркским, а не монгольским.

Таким образом, мы имеем достаточно доказательств и по историческим документам, и по археологическим памятникам и документам, и по лингвистическому анализу, чтобы констатировать, что современные поволжские татары являются потомками и булгар(гуннов) и древних татар пришедших с Чингисханом и далее с Бату ханом.

Племенное объединение татар было могущественным и многочисленным. Это были примерно 70 тысяч семей. Среди 14 тюркских племен оно было самым крупным. В арабском источнике подчеркивается, что именно благодаря величию и авторитету татарского племени другие племена также объединились и стали называть себя татарами. В источниках XI века сообщается, что татары обитали и на берегах Иртыша.

Татары часто воевали с китайцами. Китайцы опасались татар и в целях безопасности считали необходимым «сокращать совершеннолетних» татар. Делалась это путем войн, которые китайцы вели против татар регулярно (примерно один раз в три года). Время от времени разгорались междоусобные войны, а также локальные войны между татарами и монголами. В 1164 году татары разгромили монголов, а в 1198 году пошли войной на Китай. На стороне Китая выступили и монголы. Помогали Китаю в войне с татарами и кереиты. Война для татар закончилась трагически. Значительная их часть была уничтожена, многие попали в плен. Остальные ушли на запад, подальше от китайских границ.

А часть татар осталась на востоке. Они пытались восстановить свое величие, но безуспешно. С ними жестоко расправлялись монголы. В 1202 году монголы разбили военные силы татарских племен алухай, алчи и чагаи. Татары в этом сражении потеряли очень много своих людей. Но на этом монголы не успокоились. В 1204 году монголы окончательно разгромили восточных татар. Монголы стали единственными хозяевами всего региона после того, как разгромили найманов, кереитов, мерктов и других. Монголы побеждали под водительством Темучина. В 1206 году всемонгольский курултай избрал Темучина единственным главой всех местных племен. С тех пор Темучин стал называться ханом Вселенной – Чингисханом.

Что касается названия татар, то оно постепенно стало распространяться на монгольские племена. В китайских летописях XIII века говорится о белых, диких и черных татарах. Белыми татарами были названы уйгуры, онгуты и тюрки, в том числе и остатки татарских племен. Их описание весьма лестное. Они благовоспитанны, уважают своих родителей, имеют приятный внешний вид, обладают стройной фигурой. Дикими татарами названы тунгусо-маньчжурские племена севера. Отношение к ним летописца сугубо отрицательное. По его словам они бедны и очень примитивны. И вообще они не обладают никакими способностями. В китайской летописи черными татарами названы собственно монголы, в том числе император Чингиз, его министры, полководцы и сановники.

Говоря о татарском войске, важно учитывать еще одну деталь. Завоеванные народы должны были поставлять монголам воинов. Их всегда ставили в первых рядах (как в наше время штрафников). Передовые части первые вступали в бой и несли наибольшие потери. В исторических источниках XIII века указывается, что монгольские военачальники во всех сражениях первыми посылали татар. Но это не значит, что всегда ими были истинные татары. Одна из жен Чингисхана из числа татар, которые остались в живых после разгрома 1204 года, сформировала два крупных воинских соединения. Они сыграли значительную роль в боях за покорение китайских, восточнотуркестанских, а также среднеазиатских земель. Татары были бесстрашными, жестокими и страшными. Поэтому и осталось в истории: «татары идут». Такое представление о татарах распространилось на всё монгольское войско.

Татар в монгольских войсках было не так уж и много. Они всегда были «на линии огня», и, естественно, многие из них погибали. Передовые отряды пополнялись за счет других племен и народов. И не только передовые отряды. Известно, что, когда монголы наступали на Центральную Европу, их армия составляла не менее полумиллиона человек. Самих же монголов в ней было не более 130 – 140 тысяч. Остальные воины представляли народы, которых монголы покорили в предыдущих войнах. В качестве примера можно привести русских. В 1330 году под Пекином в монгольской колонии находилось не менее десяти тысяч русских. Они входили в гвардию хана, которая была его охраной и стояла значительно выше обычной армии. Был сформирован целый русский полк. Он назывался «Во веки веков верная русская гвардия».

Исследуя, почему монголов называют татарами, надо иметь в виду еще один момент. Считалось, что если у врага отнять его имя и его оружие, то сила и мощь врага перейдут к тебе. С этой точки зрения понятно, почему отец Чингисхана назвал своего сына именем своего самого злостного врага Темучина. Видимо и монголы охотно называли себя именем самых стойких и бесстрашных своих врагов – татар. Поэтому неудивительно, что все завоевания монголов связывались с именем «татар».

В источнике XIV века сказано: «В древности это государство было страной кипчаков, но когда им завладели татары (монголы), то кипчаки сделались их подданными. Потом они (татары) смешались и породнились с ними (кипчаками), и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (татар), и все они стали точно кипчаки, как будто они одного с ними рода, от того, что монголы поселились на земле кипчаков, вступали в брак с ними и оставались жить на земле их» (Шихабутдин ал-Омари, XIV век).

Тамерлан называл Орду «Великой татарской страной». Наравне с названием «кипчаки» использовалось название «татары». Это наименование стало общепризнанным в Золотой Орде.

MENSBY

4.8

Интересные сведения о татаро-монгольском нашествии, которых вы наверняка не знали. Есть много сведений, которые заставляют взглянуть на привычную со школы версию иначе.

Все мы знаем из школьного курса истории о том, что Русь в начале XIII века была захвачена иноземным войском хана Батыя. Пришли эти захватчики из степей современной Монголии. Огромные полчища обрушились на Русь, беспощадные конные всадники, вооруженные согнутыми саблями, не знали пощады и одинаково хорошо действовали как в степях, так и в русских лесах, а замерзшие реки использовали, чтобы быстро передвигаться по русскому бездорожью. Говорили они на непонятном языке, были язычниками и обладали монголоидной внешностью.

Наши крепости не могли устоять перед искусными воинами, вооруженными стенобитными машинами. Страшные темные времена пришли для Руси, когда ни один князь не мог править без ханского "ярлыка", для получения которого нужно было унизительно ползти на коленях последние километры до ставки главного хана Золотой Орды. Просуществовало "монголо-татарское" иго на Руси около 300 лет. И только после того, как иго было скинуто, Русь, отброшенная на века назад, смогла продолжить свое развитие.

Однако есть много сведений, которые заставляют взглянуть на привычную со школы версию иначе. Причем, речь не идет о каких-то секретных или новых источниках, которые историки просто не учли. Речь про все те же летописи и другие источники средневековья, на которые опирались и сторонники версии "монголо-татарского" ига. Часто неудобные факты оправдывают "ошибкой" летописца или его "неосведомленностью" или "заинтересованность".

1. В "монголо-татарской" орде не было монгол

Оказывается, нет упоминай о воинах монголоидного типа в войсках "татаро-монголов". С самого первого сражения "захватчиков" с русскими войсками на Калке в войсках "монголо-татар" были бродники. Бродники - это вольные русские дружинники, обитавшие в тех местах (предшественники казаков). А во главе бродников в том бою был воевода Плоскиня - русский и христианин.

Историки полагают, что участие русских в татарских войсках было принудительным. Но им приходится признать, что, "вероятно, позднее прекратилось принудительное участие в татарской армии русских воинов. Остались наемники, уже добровольно вступавшие в татарские войска" (М. Д. Полубояринова).

Ибн-Батута писал: "В Сарае Берке было много русских". Более того: "Главную массу вооруженных обслуживающих и рабочих сил Золотой Орды составляли русские люди" (А. А. Гордеев)

"Представим себе всю нелепость ситуации: победители-монголы зачем-то передают оружие завоеванным им "русским рабам", а те (будучи вооружены до зубов) спокойно служат в войсках завоевателей, составляя в них "главную массу"! Напомним еще раз, что русские якобы были только что побеждены в открытой и вооруженной борьбе! Даже в традиционной истории Древний Рим никогда не вооружал только что завоеванных им рабов. На протяжении всей истории победители отбирали у побежденных оружие, а если и принимали их потом на службу, то те составляли ничтожное меньшинство и считались, конечно, ненадежными."

"А что же можно сказать о составе войск Батыя? Венгерский король писал папе римскому: "Когда государство Венгрии от вторжения монгол, как от чумы, в большей части, было обращено в пустыню, и как овчарня было окружено различными племенами неверных, именно: русскими, бродниками с востока, булгарами и другими еретиками с юга..."

"Зададим простой вопрос: а где же здесь монголы? Упоминаются русские, бродники, булгары - то есть славянские и тюркские племена. Переведя слово "монгол" из письма короля, получим попросту, что "вторглись великие (= мегалион) народы", а именно: русские, бродники с востока. Поэтому наша рекомендация: полезно всякий раз заменять греческое слово "монгол = мегалион" его переводом = "великий". В результате получится вполне осмысленный текст, для понимания которого не нужно привлекать каких-то далеких выходцев с границ Китая (о Китае, кстати, во всех этих донесениях нет ни слова)." (Г.В. Носовский, А.Т. Фоменко)

2. Непонятно, сколько было "монголо-татар"

А сколько было монголов к началу Батыева похода? Мнения по этому поводу разнятся. Точных данных нет, так что есть только оценки историков. В ранних исторических трудах предполагалось, что армия монголов составляет около 500 тыс. всадников. Но чем современней историческая работа, тем меньше становится войско Чингизхана. Проблема в том, что для каждого всадника нужно 3 лошади, а табун из 1,5 млн. лошадей не может передвигаться, так как передние лошади съедят весь подножный корм и задние просто умрут с голоду. Постепенно историки сошлись на том, что армия "татаро-монгол" не превышала 30 тыс., что, в свою очередь, маловато для захвата всей России и ее порабощения (не говоря про остальные завоевания в Азии и Европе).

Кстати, население современной Монголии - чуть больше 1 млн., в то время, как еще за 1000 лет до покорения Китая монголами, там уже было более 50 млн.. А население Руси уже в X веке составляло примерно 1 млн. При этом ничего неизвестно про нацеленный геноцид в Монголии. То есть непонятно, могло столь малое государство покорять такие большие?

3. В монгольских войсках не было монгольских лошадей

Считается, что секретом монгольской конницы была особая порода монгольских лошадей - выносливая и неприхотливая, способная самостоятельно добывать корм даже зимой. Но это у себя в степи они могут разбить наст копытом и поживиться травкой когда пасутся, а что они смогут добыть русской зимой, когда все заметено метровым слоем снега, да еще нужно везти наездника. Известно, что в средневековье был малый ледниковый период (то есть климат был жестче, чем сейчас). Кроме того, специалисты по коневодству на основании миниатюр и других источников почти единогласно утверждают, что монгольская кавалерия воевала на туркменках - лошадей совсем другой породы, которые зимой без помощи человека прокормиться не могут.

4. Монголы занимались объединением русских земель

Известно, что Батый вторгся на Русь в момент перманентной междоусобной борьбы. Кроме того остро стоял вопрос престолонаследования. Все эти междоусобицы сопровождались погромами, разорением, убийствами и насилием. Например, Роман Галицкий зарывал живьем в землю и жег на кострах своих непокорных бояр, рубил"по суставам", сдирал кожу с живых. По Руси разгуливала банда князя Владимира, выгнанного с галицкого стола за пьянство и разврат. Как свидетельствуют летописи, эта удалая вольница "тащила на блуд" девиц и замужних женщин, убивала священников во время богослужения, а в церкви ставила коней. То есть, шла обычная междоусобица с нормальным средневековым уровнем зверства, такая же, как на западе в то время.

И, вдруг, появляются "монголо-татары", которые стремительно начинают наводить порядок: появляется строгий механизм престолонаследия с ярлыком, выстраивается четкая вертикаль власти. Сепаратистские поползновения отныне пресекаются на корню. Интересно, что нигде, кроме Руси, монголы не проявляют такой озабоченности наведения порядка. А ведь согласно классической версии, в империи монголов находится половина тогдашнего цивилизованного мира. Например, во время своего западного похода, орда жгет, убивает, грабит, но не облагает данью, не пытается выстроить вертикаль власти, как на Руси.

5. Благодаря "монголо-татарскому" игу Русь переживала культурный подъем

С появлением "монголо-татарских захватчиков" на Руси начинается расцвет православной церкви: возводится множество храмов, в том числе и в самой орде, происходит возвышение церковных санов, церковь получает множество льгот.

Интересно, что письменный русский язык во времена "ига" выводит на новый уровень. Вот что пишет Карамзин:

"Язык наш, - пишет Карамзин, - от XIII до XV века приобрел более чистоты и правильности". Далее, по Карамзину, при татаро-монголах вместо прежнего "русского, необразованного наречия писатели тщательнее держались грамматики церковных книг или древнего сербского коему следовали они не только в склонениях и спряжениях, но и в выговоре".

Итак, на Западе возникает классическая латынь, а у нас - церковнославянский язык в его правильных классических формах. Применяя те же стандарты, что и для Запада, мы должны признать, что монгольское завоевание стало эпохой расцвета русской культуры. Странные завоеватели были монголы!

Интересно, что не везде "захватчики" были так снисходительны к церкви. В польских хрониках есть сведения о резне, учиненной татарами среди католических священников и монахов. Причем убиты они были уже после взятия города (то есть не в пылу схватки, а намеренно). Это странно, так как классическая версия говорит нам об исключительной веротерпимости монголов. А вот в русских землях монголы старались опереться на на духовенство, предоставляя церкви существенные поблажки, вплоть до полного освобождения от налогов. Интересно, что и сама русская церковь проявляла удивительную лояльность к "иноземным захватчикам".

6. После великой империи ничего не осталось

Классическая история говорит нам, что “монголо-татарам” удалось построить огромное централизованное государство. Однако, это государство пропало и не оставило после себя следов. В 1480 году Русь окончательно скинуло с себя иго, но уже во второй половине XVI века началось продвижение русских на восток - за Урал, в Сибирь. И не встретили никаких следов былой империи, хотя прошло всего 200 лет. Нет крупных городов и селений, нет ямского тракта длиной в тысячи километров. Имена Чингизхана и Батыя никому не знакомы. Есть только редкое кочующее население, занятое разведением скота, рыболовством, примитивным земледелием. И никаких преданий о великих завоеваниях. Кстати, и великий Каракорум так и не был найден археологами. А ведь это был огромный город, куда уводили тысячами и десятками тысяч ремесленников, огородников (кстати, интересно, как их гнали по степям 4-5 тыс. км).

Не осталось также и письменных источников после монголов. В русских архивах не было найдено “монгольских” ярлыков на княжение, которых должно было много, зато есть много документов того времени на русском. Было найдено несколько ярлыков но уже в XIX веке:

Два-три ярлыка, найденных в XIX веке Причем не в государственных архивах, а в бумагах историков Например, знаменитый ярлык Тохтамыша, по свидетельству князя М А Оболенского, был обнаружен лишь в 1834 году “в числе бумаг, находившихся некогда в Краковском коронном архиве и бывших в руках польского историка Нарушевича” По поводу этого ярлыка Оболенский писал: “Он (ярлык Тохтамыша - Авт) разрешает положительно вопрос на каком языке и какими буквами писались древние ханские ярлыки к великим князьям русским Из доселе известных нам актов - это второй диплом” Оказывается, далее, что этот ярлык “писан разнохарактерными монгольскими письменами, бесконечно разнствующими, нисколько не сходными с напечатанным уже господином Гаммером ярлыком Тимур-Кутлуя 1397 года”

7. Русские и татарские имена трудно отличить

Старые русские имена и прозвища не всегда походили на современные нам. Вот такие старые русские имена и прозвища вполне можно принять за татарские: Мурза, Салтанко, Татаринко, Суторьма, Ейанча, Вандыш, Смога, Сугоняй, Салтырь, Сулейша, Сумгур, Сунбул, Сурьян, Ташлык, Темир, Тенбяк, Турсулок, Шабан, Кудияр, Мурад, Неврюй. Эти имена носили русские люди. А вот, например, у татарского царевича Олекса Неврюй - славянское имя.

8. Монгольские ханы браталсиь с русской знатью

Часто упоминается, что русские князья и “монгольские ханы” становились побратимами, родичами, зятьями и тестями, ходили в совместные военные походы. Интересно, что ни в одной другой разбитой или захваченной ими стране, татары так себя не вели.

Вот еще один пример удивительной близости нашей и монгольской знати. Столица великой империи кочевников находилась в Каракоруме. После смерти великого хана приходит время выборов нового владыки, в котором должен принять участие в том числе и Батый. Но сам Батый в Каракорум не едет, а посылает туда представлять свою персону Ярослава Всеволодовича. Казалось бы, более важной причины, чтобы поехать в столицу империи, и придумать нельзя. Вместо этого Батый посылает князя из захваченных земель. Удивительно.

9. Супер-монголо-татары

Теперь поговорим о возможностях “монголо-татар”, об их уникальности в истории.

Камнем преткновения для всех кочевников было взятие городов и крепостей. Есть только одно исключение - армия Чингизхана. Ответ историков прост: после захвата Китайской империи, армия Батыя овладела самими машинами и техникой ее использования (либо взяла в плен специалистов).

Удивительно, что кочевникам удалось создать сильное централизованное государство. Дело в том, что в отличие, от земледельце - кочевники не привязаны к земле. Поэтому, при любом недовольстве они могут просто взять и уйти. Например, когда в 1916 году царские чиновники чем-то допекли казахов-кочевников, они взяли и перекочевали в соседний Китай. А ведь нам говорят, что монголам это удалось в конце XII века.

Непонятно, как Чингизхан мог уговорить своих соплеменников на поход “к последнему морю”, не зная карт и вообще ничего о тех, с кем придется вступить в схватку по пути. Это не набег на соседей, которых хорошо знаешь.

Все взрослые и здоровые мужчины у монгол считались воинами. В мирное время они вели свое хозяйство, а в военное время брались за оружие. Но кого оставляли “монголо-татары” у себя дома после того, как ушли на десятилетия в походы? Кто пас их стада? Старики и дети? Получается, что в тылу у этого войска не было сильной экономики. Тогда непонятно, кто обеспечивал бесперебойное снабжение продовольствием и вооружением армию монголов. Это сложная задача даже для больших централизованных государств, не говоря уже о государстве кочевников со слабой экономикой. Кроме того, размах монгольских завоеваний сопоставим с театром военных действий II мировой войны (причем с учетом битв с Японией, а не только Германии). Поставки вооружения и провианта представляются просто невозможными.

В XVI веке началось покорение Сибири казаками было делом нелегким: потребовалось около 50 лет, чтобы с боями пройти несколько тысяч километров до Байкала, оставляя за собой цепочку укрепленных острогов. Однако у казаков было в тылу сильное государство, откуда они могли черпать ресурсы. А военная подготовка народов, обитавших в тех местах не шло ни в какое сравнение с казачьим. Однако “монголо-татарам” удалось пройти вдвое большее расстояние в обратном направлении за пару десятков лет, завоевывая государства с развитыми экономиками. Звучит фантастично. Были и другие примеры. Например, в XIX веке американцам потребовалось около 50 лет, чтобы пройти расстояние в 3-4 тысячи км.: индейские войны были ожесточенными и потери армии США были значительными, несмотря на гигантское техническое превосходство. С подобными проблемами столкнулись европейские колонизаторы в Африке в XIX веке. Легко и быстро получилось только у “монголо-татар”.

Интересно, что все крупные походы монголов на Руси были зимними. Это нехарактерно для кочевых народов. Историки говорят нам, что это позволяло им быстро передвигаться по замерзшим рекам, но это, в свою очередь, требует хорошего знания местности, чем не могут похвастаться пришлые завоеватели. Одинаково успешно воевали они и в лесах, что тоже странно для степняков.

Есть сведения, что ордынцы распространяли поддельные грамоты от имени венгерского короля Белы IV, чем внесли большую неразбериху в стан неприятеля. Неплохо для степняков?

10. Выглядели татары как европейцы

Современник монгольских войн, персидский историк Рашид-ад-Дин пишет, что в роду Чингисхана дети “рождались большей частью с серыми глазами и белокурые”. Облик Батыя хронисты описывают в похожих выражениях: светловолос, светлобород, светлоглаз. Между прочим, титул “Чингис” переводится, по некоторым данным, как “море” или “океан”. Возможно, это связано с цветом его глаз (вообще, странно, что в монгольском языке XIII века есть слово “океан”).

В битве под Лигнице, в разгар схватки польских войсках возникает паника, и они обращаются в бегство. По свидетельствам некоторых источников эта паника была спровоцирована хитроумными монголами, которые затесались в боевые порядки польских дружин. Выходит, что “монголы” выглядели как европейцы.

В 1252-1253 годах из Константинополя через Крым в ставку Батыя и дальше в Монголию проезжал со свитою посол короля Людовика IX Вильям Рубрикус, который, проезжая по нижнему течению Дона, писал: “Повсюду среди татар разбросаны поселения русов; русы смешались с татарами… усвоили их порядки, а также одежду и образ жизни. Женщины украшают свои головы головными уборами, похожими на головные уборы француженок, низ платья опушают мехами, выдрой, белками и горностаем. Мужчины носят короткую одежду; кафтаны, чекмини и барашковые шапки… Все пути передвижения в обширной стране обслуживаются русами; на переправах рек - повсюду русы”.

Рубрикус едет по Руси всего через 15 лет после ее завоевания монголами. Не слишком ли быстро русские смешались с дикими монголами, переняли их одежду, сохранив ее до начала XX века, а также порядки и образ жизни?

В то время “Русью” называлась не вся Россия, а только: Киевское, Переяславское и Черниговское княжества. Часто встречались упоминания поездок из Новгорода или Владимира в “Русь”. Например, Смоленские города уже еще не считались “Русью”.

Слово “орда” часто упоминается не по отношению к “монголо-татарам”, а просто к войскам: “шведская орда”, “немецкая орда”, “орда залесская”, “Земля Казачей Орды”. То есть означает просто - войско и никакого “монгольского” калорита в нем нет. Кстати, на современном казахском “Кзыл-Орда” переводится как “Красная армия”.

В 1376 г. русские войска вступили в Волжскую Булгарию, осадили один из ее городов и вынудили присягнуть жителей на подданство. В город были посажены русские чиновники. Согласно традиционной истории получилось, что Русь, будучи вассалом и данником “Золотой Орды”, организует военный поход на территорю государства, являющегося частью этой “Золотой Орды” и заставляет принести его вассальную клятву. Что касается письменных источников из Китая. Например, в промежуток 1774-1782 в Китае изъятия проводились 34 раза. Был предпринят сбор всех пчатных книг, когда-либо вышедших в Китае. Связано это было с политическим видением истории правящей династией. Кстати, у нас тоже произошла смена династии Рюриковичей на Романовых, так что исторический заказ вполне вероятен. Интересно, что теория “монголо-татарского” порабощения Руси родилась не в России, а в среде немецкий историков гораздо позже самого предполагаемого “ига”.

Во второй половине XII - начале XIII века на огромных пространствах от Великой китайской стены до озера Байкал жили многочисленные тюркские племена, в том числе монголы и татары. Монголы дали название всему этому племенному союзу, а потом государству. На Руси их стали называть татарами, а в истории закрепилось название монголо-татары. Эти племена были разобщены и постоянно боролись друг против друга. Монголы запаздывали в своем развитии по сравнению с Русью. В монгольском обществе возникали феодальные отношения. Мерилом богатства, власти и влияния здесь были скот и пастбища. Монголы вели кочевое хозяйство и не строили города, даже после взятия городов армия оставалась жить в юртах. Все это придавало монгольскому обществу черты отсталой цивилизации. С самого начала монгольская государственность носила военизированный характер. Монголы занимались верховой ездой, борьбой и стрельбой из лука. Великие ханы поощряли занятия воинскими упражнениями, так как видели в них способ обучения армии и выявления лучших воинов. Проводилось множество турниров, и успех в них способствовал продвижению по службе. Эти занятия развивали слаженность действий, а именно она составляла силу армии монголов. Ханы в полной мере использовали военную сноровку монголов, их способность к быстрым и дальним передвижениям в седле и в кибитках. Дух дружинной удали захватил в ту пору монгольское общество. Начались войны между племенами, возвышение одних ханов и падение других, их отчаянные схватки за власть, за пастбища, за скот и табуны коней. Монгольские вожди мечтали о дальних походах и завоеваниях. " Нет ни одного народа в мире, который бы отличался таким послушанием и уважением к начальникам своим, как татары. Бранятся они редко между собой и никогда не дерутся; воров у них нет, и потому юрты и кибитки их не запираются; друг с другом общительны, помогают в нужде; воздержанны и терпеливы: случится день, два не поесть - ничего; поют и играют, как будто бы сытно пообедали, легко переносят также холод и жар." Соловьев С.М. "История России с древнейших времен" Эксмо. М.,2010г. стр. 101

Объединить племена в единое целое удалось Темучину, который на общем съезде монгольских вождей - курултае был провозглашен Чингисханом. Там же монголы заявили, что ставят своей целью завоевания мира. Чингисхан пообещал, что следующие поколения монголов будут жить в роскоши. Он начал путь завоевателя с формирования маневренной и дисциплинированной армии. Его орды наводили ужас на противника, воины убивали всех, кто не сдавался или не переходил на их сторону. Однажды его армия прошла с головокружительной скоростью 440 километров всего за три дня. В течение двух веков монголы под предводительством Чингисхана покорили Сибирь, часть Северного Китая, Дальний Восток, Корею. Монгольские отряды под руководством Субедея и Джебэ прошли через Северный Иран, Азербайджан, Грузию и Армению, вышли на северный Кавказ. Таким образом, перед монголами был открыт путь в половецкие степи и южнорусские земли.

Первое сражение с татаро-монголами у русской дружины, союзниками которых были половцы, произошло в 1223 году на реке Калке. Монголы разгромили русские войска благодаря численному и тактическому превосходству и вернулись в свои степи. " Казалось бы, что русские князья должны были из этого первого столкновения с татарским войском извлечь для себя урок на будущее, но они этого не сделали и не могли сделать, поскольку не могли при данных условиях преодолеть феодальную разобщенность, противоречивость интересов феодальных владетелей делавшую неизбежными бесконечные бессмысленные войны, не прекращавшиеся даже тогда, когда внешний враг находился в стране. Общественные элементы, которые могли бы положить конец этому положению вещей, были еще слишком слабы. " Данилевский И.Н. " Русские земли глазами современников и потомков (XII - XIV вв.)" Аспект Пресс, М.,2001г. Стр. 105 Таким образом, несмотря на то, что древнерусские князья знали об агрессивности, беспощадности, жестокости татаро-монгол, с беспокойством следили за военными успехами чингизов в Восточной Европе, но нечего не предпринимали для укрепления Руси, продолжали распри и не подготовились ко второму вражескому нашествию.

Битва на Калке свидетельствует о том, что русские князья мало думали о судьбе Руси, их больше интересовали собственные интересы, не было единого командира, каждый князь сражался сам по себе и любой из них мог покинуть поле боя. В следствие междоусобной вражды князей и трусости половцев русским войскам не удалось одержать победу. Силы монголо-татар были подорваны битвой на Калке, на обратном пути они понесли серьезные поражения от волжских булгар и через степи нынешнего Казахстана вернулись в Монголию. На поход против Руси они отважились лишь спустя год после покорения ими Волжской Булгарии.

Русь. Китай. Англия. Датировка Рождества Христова и Первого Вселенского Собора Носовский Глеб Владимирович

Кто такие монголы-татары?

Кто такие монголы-татары?

Из кого состояли монгольские войска?

В западных документах сохранились прямые указания на то, что татарами называли русских. Например, в документах Руссильона нередко упоминаются «белые татары» наряду с «желтыми». Имена «белых татар» - Лукия, Марфа, Мария, Катерина и т. п. - говорят об их русском происхождении.

Автор книги «Русские в Золотой Орде» (М., 1978) М. Д. Полубояри?нова свидетельствует: «Рашид ад-Дин говорит о прибавлении к войску хана Токты «войск русских, черкесских, кипчакских, маджарских и прочих…» Здесь же сказано, что именно русский всадник из войска Токты в 1300 году «ранил в бою Ногая…». Повествуя об Узбеке и столице его Сарае, арабский автор ал-Омари говорит: «…у султанов этого государства рати черкесов, русских и ясов». Известно, что в армии татар участвовали русские князья с их войсками!

Историки полагают, что участие русских в татарских войсках было принудительным. Но им приходится признать, что, «вероятно, позднее прекратилось принудительное участие в татарской армии русских воинов. Остались наемники, уже добровольно вступавшие в татарские войска» (М. Д. Полубояринова).

Арабский путешественник Ибн-Баттута (XIV век) писал: «В Сарае Берке было много русских». Более того: «Главную массу вооруженных обслуживающих и рабочих сил Золотой Орды составляли русские люди» (А.А. Гордеев).

Представим себе всю нелепость ситуации: победители-монголы зачем-то передают оружие завоеванным им «русским рабам», а те (будучи вооружены до зубов) спокойно служат в войсках завоевателей, составляя в них «главную массу»! Напомним еще раз, что русские якобы были только что побеждены в открытой и вооруженной борьбе! Даже в традиционной истории Древний Рим никогда не вооружал только что завоеванных им рабов. На протяжении всей истории победители отбирали у побежденных оружие, а если и принимали их потом на службу, то те составляли ничтожное меньшинство и считались, конечно, ненадежными.

А что же можно сказать о составе войск Батыя? Венгерский король писал папе римскому: «Когда государство Венгрии от вторжения монгол, как от чумы, в большей части, было обращено в пустыню и, как овчарня, было окружено различными племенами неверных, именно: русскими, бродниками с востока, болгарами и другими еретиками с юга…»

Зададим простой вопрос: а где же здесь монголы? Упоминаются русские, бродники, болгары - то есть славянские племена. Переведя слово «монгол» из письма короля, получим попросту, что «вторглись великие (= мегалион) народы», а именно: русские, бродники с востока, болгары и т. д. Поэтому наша рекомендация: полезно всякий раз заменять греческое слово «монгол = мегалион» его переводом = «великий». В результате получится вполне осмысленный текст, для понимания которого не нужно привлекать каких-то далеких выходцев с границ Китая (о Китае, кстати, во всех этих донесениях нет ни слова) (рис. 10).

Рис. 10. Монгольский воин, как его сегодня представляют историки, пользуясь китайскими рисунками. Старинная китайская миниатюра

Цитируем снова книгу Гордеева:

«В сторону Запада требовалась защита границ (Монголии. - Авт. ) против Польши, Литвы и Венгрии. Для наблюдения и защиты границ в эту сторону Батыем по линии правого берега реки Днепра было образовано военное поселение из населения, выведенного из русских княжеств… Поселение это прикрывало с запада территорию всей Орды. В сторону соседних монгольских улусов верховного хана и среднеазиатского были образованы военные поселения по линии рек Яика и Терека… В состав пограничного поселения на линии Терека вошли народы русские, с Северного Кавказа, пятигорские черкесы и аланы… Наиболее прочная оборона… требовалась в сторону Запада от течения Дона и северо-западных границ русских княжеств, так называемого Червонного Яра… Этот район… и послужил для расселения одной из значительных групп русского, выведенного с их родины, народа… От центра Золотой Орды - Сарая - во все стороны, на тысячи верст, были установлены почтовые линии. По всем линиям были через 25 верст установлены ямы… На всех реках были установлены паромные и лодочные переправы, обслуживание которых также производилось русским народом. Установленная система управления Золотой Орды обслуживалась преимущественно русским народом. Монголы не имели своих историков».

Мы видим, как было организовано Монгольское государство = Золотая Орда. Всюду - русские. В войсках, в жизненно важных узлах Империи. Русские контролируют пути сообщения и коммуникации. Где же монголы? Нам говорят: на высших командных постах. Но их почему-то не свергают «покоренные рабы», не только вооруженные и составляющие подавляющую часть войска, но и владеющие переправами и т. п. Это выглядит чрезвычайно странно. Не проще ли считать, что описывается Русское государство, которое никакой внешний враг не покорял.

Итальянец Плано Карпини (XIII век), проезжая через якобы только что покоренный монголами Киев, почему-то не упоминает ни об одном монгольском начальнике. Десятским в Киеве преспокойно оставался, как и до Батыя, Владимир Ейкович. Первых татар Карпини увидел за городом Каневом. Таким образом, обнаруживается, что и многие важные командно-административные посты также занимали русские. Монгольские завоеватели превращаются в каких-то невидимок!

Много ли было монголов?

Монголы глазами современников.

Как одевались монголы и русские в то время?

Еще со школьной скамьи каждый из нас слышал, что завоеватели монголы-татары (или татаро-монголы) - это дикие кочевые племена, не имевшие грамоты, вторгшиеся на конях на территорию Руси с далеких границ Китая. Считается, будто пришлых татаро-монгол было «очень много». В то же время современные историки в специальных трудах рисуют совсем другую картину: после завоевания Руси татаро-монголы занимают в своем же войске лишь командные должности, иначе говоря, «их совсем мало». А основная часть - русские. Но тогда становится непонятным, каким образом небольшое число конных дикарей, пришедших издалека - с границ Китая, могло покорить многие мощные цивилизованные страны (вплоть до Египта), заставив население этих стран служить в своем войске.

Посмотрим, что пишут об этих монголах их современники (см. рис. 11).

Рис. 11. Угон русского полона в Орду. Миниатюра из венгерской хроники, датируемой 1488 годом. Обращает на себя внимание, что монголы, угоняющие полон в Орду, изображены в казацких шапках. У них ярко выраженные славянские лица и бороды. Они одеты в русские одежды - длиннополые кафтаны, сапоги. Пленные - в западноевропейской одежде: платье до колен, башмаки и т. п. Бород у них нет. Если бы эту миниатюру рисовали в наше время, то «монголов» изобразили бы типичными азиатами, а пленных «русских» нарисовали бы в точности так, как на этой старой миниатюре изображены «монголы». Но старый художник еще не знал романовской версии «татаро-монгольского ига» на Руси и простодушно нарисовал то, что было в действительности

Обстоятельный обзор сведений о монголах в западных источниках дал Гордеев в своей «Истории казаков».

«В 1252–1253 годах из Константинополя через Крым в ставку Батыя и дальше в Монголию проезжал со свитою посол короля Людовика IX Вильям Рубрикус, который, проезжая по нижнему течению Дона, писал: «Повсюду среди татар разбросаны поселения русов; русы смешались с татарами… усвоили их порядки, а также одежду и образ жизни… Женщины украшают свои головы головными уборами, похожими на головные уборы француженок, низ платья опушают мехами, выдрой, белками и горностаем. Мужчины носят короткую одежду: кафтаны, чекмини и барашковые шапки… Все пути передвижения в обширной стране обслуживаются русами; на переправах рек - повсюду русы».

Обратим внимание читателя, что Рубрикус едет по Руси всего через 15 лет после ее завоевания монголами. Не слишком ли быстро русские смешались с дикими монголами, переняли их одежду, сохранив ее до начала XX века, а также порядки и образ жизни?

Не нужно думать, что эта «татаро-монгольская» одежда в те времена отличалась от западноевропейской. Рубрикус пишет: «Жены русские, как и наши (сам он - западно-европеец. - Авт. ), носят на голове украшения и отделывают подол платья до колен полосами горностаевого и другого меха; мужчины носят верхнюю одежду наподобие немецкой». Карамзин прямо пишет, что «путешественники XIII века не находили даже никакого различия в одежде нашей и западных народов». Таким образом, русская одежда XIII века (при татаро-монголах) не отличалась по виду от западноевропейской.