Ребёнку рассказать про день победы. Беседуем с детьми о дне победы

Накануне 9 Мая The Village спросил у иркутских родителей, для чего и как они рассказывают своим детям о трагедии Великой Отечественной войны и о празднике победы.

Татьяна Меделян

директор ресторана Jacard

Поколение наших дедушек и бабушек было насквозь пропитано войной, наши родители тоже. Мы еще застали ветеранов, ведь почти в каждой семье были герои. Кто-то воевал, кто-то работал в тылу. Мой дедушка Иван Егорович Скляр прошел две войны - финскую и Великую Отечественную. Ни разу он нам про войну не рассказывал. Не принято это как-то было у ветеранов. Защищать свою Родину не считалось подвигом, это было само собой разумеющееся. И чем старше я становлюсь, тем больше мне хочется, чтобы мои дети знали, помнили, гордились и почитали память Героев. Но фильмы о войне моих девочек совсем не интересуют. А вот история «А зори здесь тихие» сильно зацепила старшую Екатерину. Ей сейчас 14. Младшей Диане всего пять лет. В этом возрасте, конечно же, не стоит вдаваться в подробности. Я рассказываю о том, что наша страна победила в этой войне, что 9 мая люди отмечают праздник Победы. В этот день ветераны надевают ордена, звучат военные песни, устраивается праздничный салют. Рассказываю о детях-героях, которые наряду со взрослыми защищали свою Родину. В этом году первый раз вместе пойдем в «Бессмертном полку», неся в руках портреты наших дедов с надеждой на то, что нашим детямникогда не придется пережить ужасы войны.

Гульнара гарифулина

директор благотворительного фонда «Дети Байкала»

В нашей семье мы вспоминаем родных, которые участвовали в Великой Отечественной войне. не только перед праздником. С детства дети узнают, кто были их предки и какую жизнь они прожили. В военных действиях участвовал дедушка моего супруга, он прошел всю войну, участвовал в битве на Курской дуге и несколько раз был ранен, но выжил и умер уже в мирное время за рулем трактора. Про него муж рассказывает детям, что дедушка был очень добрым и баловал его. Мои бабушка и дедушка жили в войну в Иркутске и работали на заводе, помогая фронту. Я рассказываю детям, что хотя они не были на фронте, им тоже было очень трудно, что они работали для победы, отдавая все силы, и что был сильный голод. Дедушка детей (отец мужа) родился в июне 1941 года, он постоянно рассказывает какой был страшный голод, и как ему все время хотелось есть, и как трудно было выживать детям. До сих пор для него ценность номер один - это обычный хлеб! 9 мая мы обязательно с детьми покупаем цветы и идем к Вечному огню, кладем их на плиту г. Курска, где чудом остался жив их прадед Иван. Обязательно участвуем в шествии «Бессмертного полка» - дети гордо несут портреты наших родных. Любимые военные фильмы нашей семьи - это «Семнадцать мгновений весны», «А зори здесь тихие» и «В бой идут одни старики». Правда, однажды именно 9 мая я включила детям фильм «Обыкновенный фашизм», помню, что в детстве на меня этот фильм произвел очень сильное впечатление. Мои дети были в ужасе, что такое фашизм и как это страшно. Но я считаю, знать историю необходимо, и замалчивать ее трагические вехи не стоит.

виктор вахнович

президент Федерации Дзендо России

Очень важно передавать знания и воспоминания о той войне. Это надо делать ради памяти о подвиге наших ветеранов. Но, пожалуй, маленьким детям о самих боевых действиях и не нужно рассказывать в подробностях. А вот об отдельных подвигах людей во время войны - да! Моя бабушка по материнской линии на авиазаводе работала во время войны. Ей 92 года в этом году исполнилось! И, о том, как они жили до войны и как тяжело трудились и выживали после, она нам рассказывала. А фильмы и книги о Великой Отечественной смотреть и читать надо обязательно! Только не об общих исторических фактах из школьной программы, а об отдельных событиях, переживаниях и поступках людей. Это, на мой взгляд, куда ценнее. Моему сыну пять лет исполнилось, и в этом году мы обязательно пойдем на парад в честь Дня победы.

Елена ДУберштейн

директор по маркетингу ООО «РАФТ ЛИЗИНГ»

Моему сыну сейчас 13 и я не раз рассказывала ему о Великой Отечественной войне. Мы вместе смотрим фильмы о событиях тех лет. Сильно впечатлили его киноленты «Список Шиндлера» и «Мальчик в полосатой пижаме». Не так давно мы были в Санкт-Петербурге, много рассказывала ему о блокаде Ленинграда. Осознанно отправились на экскурсию «Блокадный Ленинград» - сильнейшая по эмоциональному воздействию экскурсия, где в деталях узнали о том, как жители города выживали и боролись во время войны. Я считаю правильным говорить об этом. Дети должны знать историю и понимать как может быть ужасна война. Сейчас в моей семье, увы, уже не осталось в живых прямых свидетелей и участников Великой Отечественной войны. Поэтому моя задача донести моему сыну то, что мне рассказывали мои бабушки и дедушки. Для меня важно, чтобы и он понимал какой ценой досталась победа, чтил память погибших и осознавал, какие ужасы несет война.

Евгений семенов

Проректор по научной работе Иркутского Национального исследовательского технического университета

О войне в нашей семье не принято молчать. Мы рассказывали сыну истории из жизни нашей семьи, ведь многие отдали свою жизнь за то, чтобы мы сейчас жили. Я, конечно, показывал те замечательные фильмы, которые были сняты в Советском союзе - «Офицеры», «А зори здесь тихие», «Батальоны просят огня», «Битва за Москву» и многие, многие другие! Если говорить о книгах, то это, без сомнения: «А зори здесь тихие», « Судьба человека», «Повесть о настоящем человеке», «Дожить до рассвета» и другие. Надо ли рассказывать детям о войне? Нужно, обязательно! Ибо только так память передается от поколения к поколению. Мне очень жаль, что мои дети не застали своих прадедов и прабабушек. Говорить об этом нужно максимально правдиво. Смотреть вместе исторические хроники, художественные фильмы, слушать живых участников событий. И на парад мы каждый год ходим всей семьей. Так получилось, что день рождения старшего сына совпал с этим великим праздником. Это счастливое совпадение! Так что во всех смыслах 9 мая для нас очень важный семейный праздник.

Фотографии: обложка - pixabay.com

Дмитренко Инна Вячеславовна, воспитатель, ясли-сад № 4 «Соловушка»
г. Новоазовск Донецкая область

Описание: данный материал будет полезен воспитателям ДОУ, родителям детей дошкольного возраста. Применение в форме групповых, индивидуальных бесед с родителями.

Консультация для педагогов и родителей на тему: День Победы. Как объяснить это ребенку?

Пусть громы войн уступят песням лир,
И на Земле утихнут злые битвы,
И будут в каждом доме -
Хлеб и Мир,
А в каждом сердце -
тихая молитва....
(Игорь Бирулин)

Цель: объяснить родителям, педагогам как формировать у детей основы национального самосознания, как начать изучение праздника - День Победы.
Задачи: осуществлять патриотическое воспитание детей, начиная изучение истории своей страны с истории своей семьи, малой Родины; воспитывать чувство гордости за тех, кому мы обязаны мирным небом; воспитывать уважение к защитникам своей Родины и желание её защищать в будущем.

Для многих 9 мая - День Победы является одним из самых почитаемых праздников. В этом году будет 70 лет со дня Великой Победы – победы нашей страны над фашистcкой Германией. А что знают наши дети о событии, которое изменило судьбу всего мира? Что для них означает дата 9 мая и как сегодняшним родителям рассказывать детям о Великой Отечественной войне?
Мы помним историю и чтим память погибших за мир, в котором мы живем и благодарны им за светлое мирное небо. Ни в коем случае нельзя забывать, какой ценой был завоеван мир и возможность спокойно растить своих детей. Нельзя понять, что значит «победа», «мир», не понимая, что такое «война». На сегодняшний день страх войны и цену мира особенно могут понять и оценить жители Донецкой и Луганской области. Они знают не только по истории, что такое война, что значит терять близких, что значит остаться без крова, без средств существования. Мне кажется, что те люди, которые сами столкнулись с такой бедой, как война, еще больше будут ценить тех, кто своими жизнями заплатил за то, чтобы мы строили свою жизнь без войны. Нашим детям, которые слышат взрывы и прячась в домик на игровой площадке, зовут с собой воспитателя, тоже легче объяснить, что значит война. Когда на прогулке подходит 3-х летняя девочка и обнимая воспитателя спрашивает: «А меня не убьют?», понимаешь, в какой мере ты отвечаешь за этих детей.Конечно, лучше знать о войне из рассказов других.
Ради памяти воинов, защищавших своих родных в 1941-1945 годах; ради тех, кто пережил в свои детские годы лихолетье военной поры и послевоенные годы – детей войны; ради тех малышей, которые только родились и начинают свою жизнь, мы обязаны знать историю тех великих лет, знать историю героических подвигов, знать истории человеческих судеб. Знать и передавать из поколения в поколение.
Если взять наше старшее поколение, то есть одна его особенность – нет ни одной семьи тех лет, чью семью не коснулось бы черное крыло войны. Святая обязанность взрослых – родителей, педагогов, донести до наших детей историю ВОВ. Не только историческими фактами и запланированными экскурсиями к памятникам погибших героев, а достучаться до каждого детского сердечка, вложить в него любовь и уважение, не дать такой дате, как День Великой Победы остаться просто историческим фактом.
Именно дошкольный возраст – благоприятный период воспитания патриотизма и любви к Родине. В детские годы закладывается фундамент личности, поэтому задача педагогов и родителей не только развивать у детей познавательные способности, умение мыслить и анализировать, но и донести до них важные исторические моменты нашей истории. Как же доступно детям объяснить, что такое День Победы? Почему мы так свято к нему относимся? Почему это радостный праздник со слезами на глазах? Почему нам нельзя его забывать?
В годы Великой Отечественной войны враг в лице фашистской Германии принес много горя нашему народу. Завоеватели убивали жителей городов и сел, не щадили ни женщин, ни детей, сжигали их дома, морили голодом. Весь народ в те годы поднялся на защиту Родины. Страшной, трудной была эта война, много людей погибло за 4 года. Но наша армия победила врага, который принес столько бед, прогнала его из нашей страны. День, когда закончилась война – 9 мая 1945 года. И тех пор это святой праздник для каждого жителя нашей страны. Ознакомление ребенка с этим праздником нельзя начинать с простых исторических фактов и назидания, что это нужно знать, помнить и ценить. Это маленькие дети, их нельзя заставить любить и чувствовать. Тут необходимо выйти на уровень чувств. Ребенку интереснее узнать историю, если она начнется с истории его прабабушек, прадедушек, которые принимали участие в войне или были свидетелями. Легче воспринимается то, что ближе и роднее.


Поводом для начала такой беседы может как раз стать праздник Дня Победы. Очень хорошо, если ребенку заранее рассказать историю этого праздника, рассмотреть фотографии в семейном альбоме, а потом, как закрепление сказанного, вместе пойти на праздничное мероприятие, возложить цветы к памятнику павшим воинам, постоять у Вечного огня, вручить цветы ветеранам, пришедшим на этот праздник. Яркие события останутся в памяти ребенка. Конечно, за один раз, два и три невозможно рассказать о войне, чтобы ребенок понял значимость победы. Это нужно рассказывать ребенку не один год. И не только перед праздником. История семьи, рассматривание семейного архива, чтение художественной литературы, прослушивание песен о мире и войне – это то, о чем не следует забывать. Понятие «победа» для ребенка должно состоять в том, что люди победили войну, потому что защищали свою страну и хотели жить в мире. За мир часто приходится воевать. Часто мир приходит благодаря тем, кто не жалеет своей жизни ради своих близких, детей и мы всегда в долгу перед ними. В дошкольных учреждениях педагоги уделяют много внимания беседам с детьми о тех годах, читают стихи, рассказы о военной поре, проводятся торжественные мероприятия. Совместно с родителями и воспитателями дети изготавливают поделки, посвященные празднику Победы. Это наше общее дело - воспитать граждан страны, которые помнят свою историю и вырастут достойной сменой!

Всем желаю мирного неба над головой!

Совсем скоро мы будем отмечать необычный праздник — День Победы в Великой Отечественной войне. Это одновременно день радости, гордости и скорби, поскольку победа досталась нашему народу высокой ценой.

Мы чтим память погибших за мир и благодарны им за наше светлое будущее, мирное небо.

Как рассказать о Дне Победы детям до 4 лет?

В этом возрасте малыши еще не способны понять суть военных событий. Но, это не означает, что им не нужно ничего рассказывать о Дне Победы. Как это сделать правильно? Ни для кого не секрет, что малыши лучше всего воспринимают и усваивают сказки. Именно с помощью сказок и стоит им доносить информацию. Расскажите, что такое война, почему она приносит горе людям.

Как рассказать дошкольникам и школьникам о Дне Победы?

В этом возрасте лучше всего воспринимается информация в время игры. Придумайте игру, в процессе которой дети смогут узнать о войне. Расскажите им о памятных датах, назовите города-герои, фамилии героев того времени. Например, разделите малышей на две команды и дайте задание защищать свой штаб. У каждой команды должен быть свой флаг и «противник» должен захватить штаб, а также овладеть флагом противоположной команды.

Если вы уже рассказали детям информацию о войне, то можно усложнить задачу и задать победителям несколько вопросов такого плана: «Когда началась Великая Отечественная война?», «Когда закончилась Великая Отечественная война?»

Детям младшего школьного возраста уже можно рассказать о тех суровых временах подробнее. Обратите внимание на то, что День Победы – это великий праздник для многих стран мира.

22 июня 1941 года на нашу страну напали фашисты, которые думали, что они в мире самые главные, а все остальные должны им подчиняться. Началась война, которая длилась 4 года. Солдатам, офицерам и всем жителям нашей Родины было трудно во время войны.

Эта война получила название Великой Отечественной и закончилась она в мае 1945 года.

Как мы отмечается День Победы?

Ветераны войны надевают медали и ордена, устраивают шествия по улицам. Дети и взрослые дарят ветеранам цветы. После парада они собираются вместе и вспоминают боевых товарищей, которые погибли в бою. В День Победы люди возлагают к военным памятникам венки и цветы.

А еще существует традиция вечером запускать салют. В небо взлетает большое количество разноцветных огоньков, которые рассыпаются на множество искорок. Все люди смотрят на эту красоту и надеются на то, что больше никогда не будет войны.

Как рассказать о Дне Победы и войне детям-подросткам?

Дети, в возрасте 11-15 лет уже что-то знают о войне. Поэтому им можно организовать викторину, игру «Что? Где? Когда?». В рамках игры можно устроить конкурс капитанов. Подобные игры позволят лучше запомнить и изучить события того времени.

Расскажите ребенку о том, что Вторая мировая война началась в 1939 году и охватила она более 60 стран мира. К нам она «добралась» утром 22 июня 1941 года. Это был выходной день, люди отдыхали, и услышали страшную новость: «Война! Фашистская Германия начала наступление…»

Все взрослые мужчины отправились на фронт, либо пошли в партизаны, чтобы в тылу бороться с врагом.

Долгие годы люди жили в ужасе. Каждый день приносил потери, это было настоящее горе. Домой не вернулось более 60 миллионов человек. Почти каждая семья бывшего Советского Союза кого-то потеряла в этот период: отца, дедушку, брата или сестру… Война не жалела ни детей, ни стариков.

В 1945 году наша армия подошла к столице фашистской Германии - городу Берлину. Битва за этот город продолжалась до 2 мая, а 8 мая 1945 года представители немецкого верховного командования подписали акт об окончании войны — враг сдался.

Анна Тарасенко
Статья для воспитателей детских садов «Как рассказать дошкольникам о Дне Великой Победы 9 мая»

Совсем скоро в нашей стране будет Великий Праздник – День Победы ! День Победы в Великой Отечественной Войне , в которой наши предки ценой собственной жизни защищали Нашу Родину, своих детей и будущих потомков. Наша обязанность, как воспитателей , донести до детей – дошкольников информацию об этом Важном Дне в истории русского народа, чтобы, встретив на улице Ветерана, наши дети с уважением и почтением реагировали на него. Чтобы не мультяшные персонажи и различные «супермены» стали настоящими героями в глазах наших детей, а наши деды и прадеды, и оставшиеся в живых ветераны.

Итак, как же максимально доступно донести информацию до ребенка о том, что за праздник – День Победы ?

1. Дети очень любят праздники, поэтому, чтобы заинтересовать малышей, наиболее актуально начать с фразы-вопроса «А вы знаете какой скоро праздник?»

2. Поскольку мышление у малышей наглядно-действенное, вторым шагом должен быть показ иллюстраций, сюжетных картинок или презентации, с заранее подобранным материалом. Усаживаем малышей так, как будто собираемся рассказать великую тайну или сказку .

3. Так как в истории о войне нет ничего смешного и весёлого, рассказ воспитателя не должен быть слишком долгим, чтобы не наскучить малышам.

4. В повествовании воспитателя должна быть обозначена дата Великой Победы (9 мая, и объяснение, что Великой она называется потому, что «когда наши дедушки и бабушки были маленькими, как мы сейчас, немецкие захватчики без предупреждения напали на нашу страну. Они скидывали бомбы и взрывали дома, стреляли в невинных людей, чтобы установить у нас свои порядки и сделать всех своими рабами. Но наши прадеды ценой своей жизни отстояли нашу страну и наши жизни.

5. Детям необходимо объяснить значение непонятных им слов, обозначить, что война длилась долгих 4 года, и много наших предков не вернулось домой. А 9 мая 1945 года немецкие войска были разбиты, и наступила долгожданная победа . И теперь, каждый год мы чествуем Ветеранов, дарим им цветы, рисунки, открытки, тем самым говорим им спасибо и радуемся тому, что живем под мирным небом.

6. Чтобы заинтересовать детей праздником Победы , пробудить чувство гордости и уважения к Ветеранам ВОВ, предложите им нарисовать в подарок Ветеранам и Блокадникам рисунки, сделать открытки или аппликации.

7. Чтобы тема Войны не была забыта, надо к ней возвращаться до тех пор, пока дети не пойдут в школу, где начнут изучать историю.

8. По мере взросления детей, мы можем добавлять к рассказу больше значительных фактов о том, как воевали наши деды и прадеды.

Также воспитателям , накануне Дня Великой Победы , необходимо проводить совместную работу с родителями. Если в семье ребенка есть родные бабушки и дедушки, или же просто знакомые, которые жили в те суровые времена, попросите родителей сходить в гости, поздравить их, а заодно и послушать о подвигах, о которых ребенок расскажет в детском саду своим сверстникам. При этом можно принести в детский сад фотографии (копии, которые также будут нести свою историю для ребёнка. Также родителям можно дать задание – обязательно в Праздник возложить цветы к Могиле Неизвестного Солдата или у Вечного огня. Объясните детям, что значит Вечный огонь и почему он горит круглый год. Родителям мальчиков можно предложить изучить технику и оружие военных лет, сходить в музеи. Воспитатель , в свою очередь может распечатать раскраски с танками и солдатами и предложить их детям.

Полезен будет и просмотр презентаций о войне. Смотря слайды с фотографиями военных лет, солдатами, бомбёжками и т. д., сопереживайте героям, обсуждайте смелость и отвагу наших предков. Еще можно рассказать детям о геройских подвигах врачей и жён, матерей, которые выживали в трудных условиях, помогали партизанам, да ещё и воспитывали детей .

Показывайте на своём примере, как важно помнить подвиги солдат – наших предков, отдавших свою жизнь за нашу свободу!

Никто не забыт, ничто не забыто…

Беседа с детьми о празднике День Победы

День Победы — самый великий и серьёзный праздник как для России, так и для многих других стран мира.

22 июня 1941 года на нашу страну напали полчища врагов — фашистов. Фашисты думали, что они самые главные в мире, а все остальные люди должны им подчиняться. Началась страшная война, которая продолжалась четыре года.

Не только российским солдатам и офицерам, но и всем жителям нашей Родины, взрослым и детям, было очень трудно во время войны. Армия с помощью народа победила врагов и прогнала их из России, а потом и из других стран.

Война, которую назвали Великой Отечественной, закончилась в мае 1945 года. А в июне того же года на Красной площади в Москве состоялся Парад Победы. Воины-победители торжественно прошли по площади и бросили на землю знамёна побеждённых фашистов. Это был Великий день.

Как мы отмечаем День Победы? Утром 9 мая в главных городах России, в Москве и в Санкт-Петербурге, проходят военные парады. Ветераны Великой Отечественной войны надевают ордена и медали, устраивают торжественные шествия по улицам. Люди дарят им букеты цветов. Потом ветераны собираются вместе и вспоминают своих боевых товарищей, то, как они воевали, поют песни военных лет.

В День Победы люди возлагают к военным памятникам венки и цветы.

А вечером, когда стемнеет, начинается Салют Победы. Взлетают в небо разноцветные огни, рассыпаются на множество сверкающих искр. Люди смотрят на эту красоту и радуются. Пусть никогда больше не будет войны! Пусть всегда будет мир!

Рано утром в майский день

С дедушкой мы встали.

Я прошу: «Скорей надень,

Дедушка, медали!»


Мы шагаем на парад,

Миру, солнцу рады,

И у дедушки блестят

На груди награды.

Не отдав своей земли

Вражеским солдатам,

Нашу Родину спасли

Прадеды когда-то.

Сколько лет мне? Только пять,

Но от вас не скрою,

Что хочу достойным стать

Дедушки-героя!

✿ О каком праздничном дне говорится в стихотворении? Назови этот праздник.

На картинках ты видишь ордена и медали, которыми награждали доблестных солдат и офицеров в Великую Отечественную войну 1941— 1945 годов. Посмотри внимательно на эти награды и назови, какие из них есть у дедушки-ветерана.