Что надо чтобы стать учителем. Профессия – учитель обществознания и истории

Профессия педагога всегда привлекает. Стремление помогать в развитии, обучении, давать людям новые знания заслуживает уважения. Но как стать учителем без педагогического образования? И как улучшить свои навыки, стать действительно наставником и помощником? Для этого, увы, одного желания недостаточно.

Отсутствие специального образования

Первый момент, с которым могут столкнуться желающие стать учителями, – это отсутствие педагогического образования. Нередко бывает так, что в школе отсутствуют педагоги по каким-либо дисциплинам. Или же педагог не очень хороший и освещает недостаточное количество материала. Или, возможно, ребёнок занимается на дому и потому тяжело обеспечить для него эффективный педагогический процесс. В любом случае, знать, как стать хорошим учителем, пусть и без педагогического образования, необходимо каждому родителю.

Обычно для учительской практики обязательным требованием является наличие диплома по специальности. Тем не менее, в 2010 году был издан приказ, согласно которому можно принимать для работы в школе людей без специализированного образования. Но преподаваемый предмет должен быть максимально близок к специальности, указанной в дипломе. В школе могут работать представители таких профессий:

  • экономисты;
  • юристы;
  • врачи;
  • спортсмены.

Чтобы начать преподавать, необходимо сдать квалификационные экзамены. После успешного их окончания можно смело приступать к педагогической деятельности. Эти экзамены обычно сдаются на базе педагогического института, уровень аккредитации которого позволяет проводить аттестацию работников.

Начальная школа

Следующий момент – как стать учителем начальных классов. Образование, которое получают студенты педагогических вузов, включает в себя работу с различными категориями детей, развитие их познавательного интереса и даже проведение коррекционного образования, почему и стоит при выборе учителя начальных классов отдать предпочтение дипломированному специалисту.

Но даже лучшее специализированное образование не сделает из человека хорошего преподавателя начальных классов, если он не любит детей и не может контролировать свои эмоции. При отсутствии специализированных знаний можно всё равно получить разрешение на ведение уроков в начальных классах. Но это потребует прохождения квалификационных тестов.

Английский язык

Одна из самых востребованных специальностей в школе – учитель английского языка. Чтобы понять, как стать учителем английского языка в школе, нужно обратить внимание на следующие моменты:

  • Идеальное знание языка. Самым лучшим вариантом будет проживание в стране и непосредственный контакт с носителями языка. Чтение литературных изданий на изучаемом языке также поможет в данном вопросе.
  • Знание методики преподавания. Это самый сложный момент, касающийся иностранного языка, и английского в частности. Способность к пониманию и восприятию у детей разных возрастных групп отличается. Взрослые совершенно иначе воспринимают язык, и для них обучение может быть куда более сложным, чем для детей. Чтобы уметь правильно подбирать задания и средства преподавания английского, необходимо пройти курс по методике преподавания, который обычно включён в программу высших учебных заведений.

Конечно, для преподавания английского потребуется подтверждение о прохождении квалификационного теста. В некоторых случаях допускаются исключения, если человек имеет педагогическое образование по другой специальности, но в совершенстве владеет английским.

Физкультура

Важность физического развития детей очевидна, особенно со стремительно уменьшающимся количеством подвижных игр. Зная, как стать учителем физкультуры, можно не только укрепить здоровье своего ребёнка, но и привить ему любовь к спорту.

Профессиональное образование можно получить в техникуме на дневной форме обучения. По окончании техникума можно поступить в университет на специальность, связанную с физкультурой, и получить уже высшее образование. Обучение в университете, которое осуществляется после техникума, можно получить как на дневной, так и на заочной форме.

Обязательным условием работы в школе, конечно же, является любовь к детям. Изучение теории и методики физического воспитания поможет грамотно планировать урок и составлять задания. Учитель физкультуры должен уметь оказывать первую помощь, поскольку данный предмет характеризуется высоким риском получения травм. Также, для проведения уроков физического воспитания, преподавателю нужно самому находиться в хорошей физической форме. Чтобы этого добиться, можно самостоятельно заниматься спортом. Нередки случаи, когда спортсмены по окончании карьеры уходят тренировать или в учителя физического воспитания.

Биология и химия

Стать учителем биологии может лаборант института, научный работник или врач. Как уже было сказано выше, для получения разрешения на ведение уроков потребуется прохождение аттестации. При планировании уроков естественно-математического цикла стоит обращать внимание не только на возраст учеников, но и на информативную составляющую.

Обычно такие предметы, как биология и химия, воспринимаются детьми без особого интереса, поскольку требуют усвоения большого количества информации. Чтобы облегчить процесс преподавания, необходимо замотивировать детей к обучению и показать, почему знания, которые они получат на уроке, пригодятся им в дальнейшей жизни. Это является одним из основных качеств хорошего педагога – стимуляция познавательного интереса у учащихся.

Музыка

Чтобы стать учителем музыки, необходимо окончить специализированный музыкальный колледж или обучение в университете. Для этого в большинстве случаев требуются навыки игры на музыкальных инструментах и умение петь. При отсутствии музыкального слуха получить специальное образование будет проблематично.

Чтобы подтвердить квалификацию, потребуется получить сертификат от Национальной ассоциации преподавателей музыки. Для этого нужно пройти учебную программу, которая завершается тестированием. Важно отметить, что для преподавания музыки в старшей школе может потребоваться докторская степень или магистратура по специальности «Музыка». Объём зарабатываемых средств будет напрямую зависеть от полученной степени. Магистры обычно имеют более высокий оклад, чем бакалавры.

Зная, что нужно, чтобы стать учителем, можно быстро освоить желаемую профессию. Но, выбирая педагогический ВУЗ, следует помнить, что данная специальность требует большого количества времени и терпения. Человек, который хочет работать в сфере образования, должен обладать такими качествами.

27 июля 2016, 23:05

Моя работа, несмотря на все корпоративные бонусы и перспективы, действовала на меня удушающее. В прошлом июле я достигла точки уныния и написала заявление на увольнение. Новую работу я не искала, хотелось целый год спать, читать книги, пить кофе или жить в деревне.

И тут случилась магическая вещь: мне позвонили из моей сельской школы и спросили не хочу ли пойти к ним учителем истории поработать. Я со школы, класса с 10-го, мечтала быть учителем, именно истории и именно в своей школе.

В университетские годы мой пыл поостыл, после педагогической практики я думала, что ошиблась, что это все не моё, дети такого пугливого и стеснительного учителя не заслуживают, какой пример я могу им дать? Да и самой страшно с ними один на один оставаться.

Поэтому, долго не раздумывала и согласилась на предложение директора, предупредив, что только на год. Мама, когда узнала, два дня со мной не разговаривала, вообще вышел форменный скандал: все родственники звонили и отговаривали, спрашивали, может случилось чего у меня, и никак поверить не могли, что я все оставлю и вернусь в деревню и кем! Учителем!

Собеседования не было, директор по телефону мне озвучила примерную зп, нагрузку и какие льготы (70% жкх-счетов оплачивается) + необходимо предоставить медкнижку, паспорт прививок и справку об отсутствии судимостей. По договоренности с прежним начальством я работала до середины сентября, потом съездила в отпуск, и 1 октября приехала в школу.

Больше всего меня с самого начала волновал вопрос моей квалификации. Историю, я конечно, люблю и читаю статьи интересные разные, книги по античной культуре, на группы вк подписана сплошь исторические. Но, на минуточку, универ я закончила в 2008 и по специальности и даже около не проработала ни дня. Но еще более странно, то что волновал этот вопрос только меня одну и больше никого. Я решила, что разберусь на месте, за месяц который мне оставался прочитала несколько полезных книг по педагогике, записалась на он-лайн курс Истории России СПБГУ, пересмотрела сериал “Романовы”, все фильмы про школу и учителей, биографии художников заодно (это для МХК).

В дальнейшем это мне очень помогло, т.к. ни на какие курсы повышения квалификации или типо того меня отправлять не собирались, наставник, который мне полагался делиться знаниями не собиралась и на все мои вопросы был один ответ: в интернете найдешь. Про нее отдельное эссе написать можно “WTF”: она бывший директор и серый кардинал школы, в кабинет с табличкой “История” всем другим учителям вход был заказан, мне запрещала пользоваться компьютером (школьная собственность) и проектором (вдруг сломаю), я как-то все-таки воспользовалась ноутбуком, так она потом его запаролила. Смех))) Как к руководителю школьного метод-объединения, к ней поступала вся информация по конференциям и конкурсам, мне она сообщала за день или два, что исключало моё в них участие. При попытках сопротивления и неповиновения напускала родительниц. Но вместе с тем постоянно строила козни и ученикам из своего класса, если они как-то ей перечили, отзывалась о неугодных “он слабак”, “этот трус”. Вот с этим учителем было самое большое разочарование, как в человеке и наставнике, так и как в педагоге, когда сама училась в школе этого учителя боготворила.

Предыдущий учитель истории из этой школы ушла из-за странной и тяжелой атмосферы вокруг предмета: кабинета нет (он есть фактически, но в него не пускают или там ничем не воспользуешься), других кабинетов не дают, хочешь вести урок с проектором - актовый зал, пожалуйста, нагрузку и расписание сначала выбирает старая историчка, потом остатки - тебе, все узнаешь в последнюю очередь. Директор улыбается и плечами пожимает.

Большая часть учителей относились ко мне хорошо и очень помогли. Самый лучший и ценнейший совет: ставить оценки сначала в черновик, потом в журнал. Исправления не приветствовались, если исправлена оценка - внизу печать и подпись директора школы, в теме урока или сзади журнала - заклеивай и пиши заново. Точки ставить нельзя, за наполняемостью оценок следят, неявки - обязательно. Я сначала дрожащей рукой вносила оценки, путалась, исправляла, ходила к директору с повинной головой, нервничала, что такая растяпа. И вот эта штука с черновиком журнала - мое спасение: и домашки там записывала (самой не забыть, чего задала и кому какой доклад), контрольные и тесты, когда наобещала провести, чего проходим (за программой не всегда успевали, а иногда и опережали), двойкам - раздолье, долгам всяким - отдельное место. А в конце недели все в тишине и аккуратности переносилось мною в журнал.

Еще лайфхак для учителей - пользуйтесь одной и той же ручкой, с бледно-синей пастой - как правило её терпеть не могут ученики, меня это несколько раз выручало, когда особо отличившиеся ставили сами себе оценки.

Ученики - самое лучшее, что есть в школе. Если вы человек нормальный и адекватный, это видят. Но все ваши недостатки тоже. Вы как голый, ничего скрыть нельзя. И бесит собственное бессилие, неопытность, незнание, когда ты хочешь говорить интересно, и чтобы все слушали, а они зевают и смотрят в окно. Но когда получается, когда все работают и спорят о чем-то по теме и делают домашку так, как ты учила и говорят “спасибо за урок” - вот сразу забываешь обо всех неудачах.

К внешнему виду, привычкам и разным гаджетам очень пристальное внимание. Мне тяжело было первое время много говорить, прям до спазмов, и я носила с собой ромашковый чай в термокружке, сколько было комментариев и вопросов “зачем”, “а с коньяком, наверно” и “можно попить”. Как-то нарисовала стрелки на глазах, иду по коридору навстречу 6-му классу, и мальчик один во весь голос: “Вы глаза накрасили???!!!”

В мой первый день девочка из 11-го класса спросила могу ли я её подготовить к ЕГЭ и какой у меня педагогический опыт. Я честно ответила - 4-й урок.

В 9-м классе рассказываю, как проходил первый визит советского лидера в США, куда возили, что показывали. Спрашиваю у класса: кто этот советский лидер? Молчат. Давайте, ребята, мы в четверг на истории России говорили об этом? Класс: Сталин? Ленин? Я: подсказка - кукуруза. Ученик: Кукурузин?!

В 6-м классе писали эссе на тему “Как я могу заработать карманные деньги”. Девочка написала: “Я могу сочинять стихи и продавать их, а еще время от времени сдавать кровь”.

Самое трудное - отказаться от личного отношения и ставить оценки объективно. Один из главных уроков жизни, что я усвоила в школе: если ребенок начинает вести себя по-другому: не ходит на уроки, домашнюю не делает, огрызается или едко комментирует все и вся, то по любому что-то случилось в семье и такое, что врагу не пожелаешь. Но есть такие, которые премерзко ведут себя всегда, товарищ один мне всегда напоминал шакала, приспешника Шерхана, было в его поведении с другими учениками что-то похожее, сам на уроках не работал, только болтал и хихикал, домашние, в лучшем случае, списаны.

Получается у него тройка в четверти (и то, много!), приходит с директором и отцом, ставьте ему «4» и все тут! У мальчишки глаза огромные, слёзы стоят. Что вы, да я не разговаривал! Что вы, да я все сам делал! Что вы, да я руку тянул (в туалет можно, ага). Что вы, я был на каждом уроке! Где тетрадка? Тетрадку я потерял, дал списать и не вернули. И, вот честно, в этот момент я - дракон, он - кролик. Такие актеры)))

Много детей под опекой, при живых родителях, кто-то с синяками ходит, в одежде грязной, девочки некоторые в 7-8 классе, а “не первый год замужем”. Питание в школе платное, 270-300 р в неделю, но многие родители себе и этого позволить не могут, поэтому дети голодные, ходят хлеб едят (в столовой можно брать сколько хочешь, если каша или суп остаются, то и их раздают желающим), некоторые стоя едят. Мальчик один написал заявление, чтобы его в детдом забрали по собственному желанию, из-за невыносимых условий в семье. Как мне сказал социальный педагог, для многих школа - единственное место, где они могут побыть нормальными детьми. Поэтому и общая политика такая ходят в школу и ладно.

Еще с начальной школы детей делят по социальному статусу семей (поселок и все всех знают), поэтому разница между “А” и “Б” огромная. Некоторые классы в параллели, из-за нехватки средств на зарплату учителям, объединены в один. У меня было два таких 6 и 8. Это катастрофа. И если шестиклашкам ещё все интересно, то с 8-м классом тяжело справиться. В одной из своих книг я вычитала, что большую аудиторию можно настроить на рабочий лад дав письменное задание. Так в основном мы с ними и делали. Если я пыталась что-то рассказать, тут же начинался гул голосов. Уроки с дебатами или игровые формы очень быстро выходили из-под контроля

Дети, которым родители уделяют внимание (занимаются с ними, проверяют дневник, домашние задания, ходят на собрания, кружки, секции, находят время, чтобы интересоваться жизнью своего ребенка) и все остальные разделены огромной пропастью.

Ко всем ученикам я обращалась на “вы”, за что директор в конце года учебного назвала меня “интеллигентнейшей женщиной” при всей школе и грамоту вручила. Детям многим не нравилось, спрашивали почему другие учителя “ты” им говорят, я придумала, что это от того, что другие знают их с самых первых классов, когда они были малышами, а я первый год их вижу).

Формы ни для учеников, ни для учителей нет, только дресскод. Зимой было так холодно, что сидели в шапках и куртках (вечно что-то ломалось), но мне как-то стеснительно было в верхней одежде, поэтому я вещала, закутавшись в шарф.

Все уроки вела стоя, это и дисциплине в классе помогает и внимание держит лучше.

Спускаюсь как-то по лестнице и... мимо ступеньки, растянулась, ногу подвернула (вообще подумала, что, как минимум, сломала лодыжку), лежу, навстречу мне началка с физры идут и как давай ржать надо мной. Пришлось с каменным лицом вставать и ковылять в учительскую. Пришла и давай реветь, хорошо, что там никого не было. И больно и обидно и смешно, но уже потом.

Еще один бесценный педагогический совет, который я получила: никогда не пытаться говорить, когда в классе шумно, поэтому в минуты всеобщего галдежа я молча ждала, когда все угомонятся. Сначала на это уходило и 5 и 10 минут, но потом к моей тактике привыкли и пары минут хватало, чтобы вернуться к уроку. Дети долго привыкали, что я не кричу на них, некоторые давали советы: “Вы крикните на нас, мы сразу успокоимся”.

Тяжело работать, когда постоянно отвлекаешься на чьи-то разговоры, комментарии, как учителю, так и тем ученикам, которые вовлечены в процесс.

Нагрузка у меня была небольшая - 18 часов в неделю, зато раскиданы они были со вт по сб вразнобой (через окно или 5 и 6 урок - на два часа приходи в школу), я вела предметы: история России, Всеобщая история, обществознание, МХК, историческое краеведение. Плюс я согласилась на классное руководство одного из 9-х классов и школьный музей. Ниже я и моя зп))))

Один мой урок стоил 120р, а готовилась к каждому по 2-3 часа. Так как очень много информации для запоминания, часть работы я делала вечером, а потом вставала в три часа утра и повторяла все заново. Для каждого урока я делала презентацию, это очень удобно, т.к. у меня ни карт исторических, ни каких-то других наглядных материалов не было, да и зачем, если все есть в цифровом виде и превосходном качестве, старалась добавить что-то интересное, забавное (если тема позволяла). Но часто были такие случаи, что готовилась-готовилась, а дали кабинет без проектора и досвидули всей подготовке.

Для привлечения внимания использовалось все, в том числе и творчество из тетрадей)

Сильная загруженность, как правило, только в первый год работы, потом ты уже только корректируешь свои наработки. Многие учителя жалуются на большой объем различных отчетов, на тяжёлый учительский труд, у меня эти жалобы вызвали лишь улыбку. Серьезно?! В два часа никого нет в школе, два выходных в неделю, все каникулы (надо только свое кол-во часов посидеть в школе), карантин (две недели в феврале был), морозы, все праздники государственные, больничный - пожалуйста, отгул - на, заслужил! отпуск, внимание, 56 дней подряд. Ну, правда)))) отчеты - это 10 часть того, что выполняет специалист какой-нибудь корпорации. Мне подготовка к урокам была в удовольствие, поэтому я в расчет это время не беру)

Тетради всегда проверяла в школе, с мылом и дезинфектором, боялась клопов, вшей и чесотки, домой никогда не носила. Математике и русскому языку доплачивают за проверку, всем остальным - нет. Как правило, это скучное занятие, все списывают со списанного, поэтому я периодически задавала писать эссе - смеялась до слез, хоть какая-то радость. Учительница по математике рассказала историю: она всегда носила тетради в холщовой котомке домой проверять, идет как-то раз, а её соседка спрашивает с укоризной, что это вы из школы сумками таскаете?!

Раз в месяц ездила сопровождающим на школьном автобусе по близлежащим деревням. За два часа поездки, которая начиналась в шесть утра платили 60 рублей. 60 рублей, Карл! Весной хорошо - рассвет, леса, поля вокруг. Раз в неделю надо стоять в коридоре и дежурить, чтобы все не носились как угорелые, не засовывали пальцы в железные петли, не дрались.

Само здание школы - долгострой, еще с советских времен, но школа считается новой: учебные кабинеты просторные, над кабинетом директора - спортзал, во время физры там настоящий ипподром, библиотека на третьем этаже (все норм, пока не наступает момент сдачи учебников). При школе, спонсором построен футбольный стадион, и начиная с начальных классов и до 9-х ребята тренируются, ездят на игры, форма есть игровая, тренировочная, зимняя и проч. Это такое большое дело, не просто благотворительность, а внимание и работа постоянная с детьми. У многих из них появилась цель в жизни и мечта и возможности, которые их родители, в силу обстоятельств, дать им не могут.

Коллектив отличный, за некоторым исключением, все учителя в основном 30 +, дружные, веселые, но все разговоры вокруг школы. Многие работают по федеральной программе: дом + машина. Также многие участвуют в различных конкурсах, выигрывают гранты (100-400 тыс). Зп учителя зависит от нагрузки часов, категории и системы баллов, которые зарабатываются в течении года.

Конечно, тяжело привыкнуть к жизни в деревне, после города. Куда бы я не шла - везде ученики. Радуются, здороваются, потом на уроке объявляют, что мы вас видели, вы куда-то шли в серой шапке/тряпичных сапогах/синем платье. Не хватает обычного городского комфорта, чтобы был тротуар, например, или магазины закрывались не в шесть вечера все. Очень много внимания, личной жизни нет, только общественная. Но зато свежий воздух, вода из-под крана, зима с белыми сугробами, всюду доехать можно за 10 минут. Как-то ко мне в гости приехала подружка, мы пошли в единственное суши-кафе, один столик - учительницы из моей школы, второй - одинацатиклассницы, третий - мы))))

Я кардинально поменяла свое мнение о школе, многие статьи, которые печатают в журналах модных оторваны от реальности, у половины детей, в стремительно меняющейся культуре, потоке информации, нет ни ориентиров, ни авторитетов, ни дисциплины. И учителя и родители, в одной лодке и должны идти в одном направлении, грести в разные стороны не имеет смысла.

За этот год я получила бесценный опыт, работа интересная очень, при должном старании можно и зарабатывать нормально.

Ну и напоследок, минутка истории: теперь правильно говорить Древнерусское государство (а не Киевская Русь) и монгольское нашествие (а не татаро-монгольское)

Всем спасибо за внимание)

Учительство и учителя известны с древнейших времен человечества, и сегодня профессия педагога - одна из самых распространенных. Значение этой профессии сложно преувеличить: все специальности мира зависят от человека, который решил посвятить свою жизнь педагогике, поскольку все - и простой рабочий, и врач, и кинозвезда, и политический деятель начинали свое образование со школьной скамьи. Тем не менее, путь в школьную учительскую или за лекционную кафедру в вузе не так уж тернист. Город+ выяснил, кто может стать преподавателем и какими профессиональными навыками должен обладать педагог?

Право преподавать

Для всех, кто чувствует в себе силы и желание обучать серьезно, а не «чему-нибудь и как-нибудь», следует для начала изучить юридическую сторону дела. Право на занятие педагогической деятельностью устанавливается государством и чётко прописано в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями вступил в силу с 01.09.2016). Статья 46 гласит, что правом преподавать обладают лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование. Важное условие – необходимо отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и профессиональным стандартам.

Соответственно, наличие профильного – педагогического – образования не является обязательным.


Фото: vm.ru

Не допускаются к преподаванию

Лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

Имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

Признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

Имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

Заболевания, которые не позволят исполниться мечте о преподавании, перечислены в перечне медицинских психиатрических противопоказаний, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". Кроме того, при устройстве на работу и в течение своей трудовой деятельности преподаватель обязан проходить медицинские осмотры - это указано в статье 48 закона "Об образовании в Российской Федерации".

Квалификационные требования и профстандарты


В Едином квалификационном справочнике должностей (ЕКСД) указано следующее требование к должностям учителя и преподавателя: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету. При этом требования к стажу работы не предъявляются. Это означает, что даже лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, по рекомендации аттестационной комиссии школы могут быть назначены на соответствующие должности. Например, если человек окончил вуз и получил степень бакалавра по химии, а затем работал на химкомбинате, он может спокойно работать в школе учителем химии. Очень часто в школе не хватает реальных преподавателей-практиков, которые изучили вопрос "изнутри" и спокойно оперируют не только теорией, но и кейсами из своего профессионального опыта. Кроме того, можно стать и преподавателем-практиком в университете - например, на факультете журналистики практические занятия часто ведут журналисты, для которых работа в газете является основным заработком, а образование при этом может быть далеко не педагогическим и даже не журналистским. С 1 июля 2016 года работодатели обязаны применять профессиональные стандарты к претендующим на должность педагога в образовательном учреждении. Полный перечень профстандартов перечислен в справочнике.
Фото: vdv-dubna.ru

Переквалификация


Несмотря на то, что путь к карьере педагога относительно простой, работодатель охотнее примет на работу соискателя, имеющего квалификацию преподавателя. Существует множество курсов переподготовки и переквалификации на базе высшего образования, пройдя которые, вы получите сертификат и гораздо больше шансов устроиться на желаемую работу. Например, в РГПУ им. Герцена работают очные и очно-заочные курсы, позволяющие в сжатые сроки овладеть профессией преподавателя английского языка, музыкальных дисциплин, изобразительного искусства и т.д. Подобные курсы обычно реализуются на базе университетов, а также в формате дистанционного обучения. Как правило, обучение на курсах переподготовки длится от 3 месяцев до года.

Педагогические вузы


Если вы всерьез решили получить второе высшее образование и стать "полноценным" педагогом, вам следует изучить программы педагогических вузов Петербурга. На сегодня профессиональных педагогов выпускают следующие вузы города:
  • Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена,
  • Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина,
  • Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта,
  • Институт специальной педагогики и психологии,
  • Русская христианская гуманитарная академия.
Помимо прочего, можно получить среднее профессиональное педагогическое образование в одном из колледжей Санкт-Петербурга.

Другие способы преподавать

Если мечта о преподавании не дает покоя, а высшего образования у вас нет, то, возможно, вам подойдет должность педагога дополнительного образования. Эта должность не требует обязательного высшего образования. Желающим работать в этой сфере достаточно пройти курсы, соответствующие тематике и специфике занятий. Например, чтобы вести кружок рисования, можно окончить курсы по данному направлению. Однако следует помнить о конкуренции - специальное образование все-таки дает небольшое преимущество. Другой способ удовлетворить свою потребность в преподавании - это работа в детских лагерях. Существует несколько должностей, которые позволят взаимодействовать с детьми и обучать их тому, что вы знаете и умеете - вожатый, воспитатель, кружковод. Стать вожатым можно бесплатно, посещая тренинги одного из студенческих отрядов Санкт-Петербурга, - их в городе великое множество. Кроме того, существуют курсы вожатского мастерства на базе лагерей, а также волонтерские организации, где можно приобрести ценный опыт, который котируется при устройстве на работу в лагерь. Текст: Юлия Севостьянова

Айкью Ревью продолжает делать обзоры профессий - мы берем интервью только непосредственно у специалистов и выведываем все профессиональные секреты. Сегодня наша тема - «Профессия Учитель». Своим жизненным опытом с читателями поделится молодая учительница математики из Белоруссии. Вы узнаете о плюсах и минусах работы в школе, как стать учителем без педагогического образования и с какими проблемами приходится регулярно сталкиваться представителям этой уважаемой профессии.

Учитель начальной школы

Почему я выбрала профессию учителя

Меня зовут Татьяна, стаж работы - 5 лет, я - учитель математики в гимназии в городе Гродно, Беларусь. Профессия учителя вызывала восхищение у меня еще в детстве, но тогда я думала, что учителем быть очень просто: пришел в кабинет, сел на стул - и сиди себе, рассказывай детям материал. Но на деле все оказалось совсем по-другому.

Учитель - это человек, который должен быть грамотным, современным, воспитанным, с правильно поставленной речью, с хорошими манерами. Он должен понимать и чувствовать и детей, и свой предмет, иметь определенный жизненный опыт и стараться его передать детям.

Какое образование нужно для работы педагогом

Сегодня практически все учителя имеют высшее образование, возможно, некоторые окончили и колледжи (или техникумы), а затем прошли переподготовку по данной специальности. Во всяком случае, если вы планируете работать учителем в городе, вам необходимо получить высшее образование (и на работу охотнее примут, и зарплата будет выше).

Говорят, что есть два варианта высшего образования, которые выбирают школьники: первый - легко поступить, но тяжело учиться, второй - тяжело поступить, но легко учиться. Так вот, мы имеем дело с первым.

На самом деле, конкурсы практически во всех вузах страны на педагогические специальности самые низкие . Поэтому берут всех, но остается на выпуске всего 30-40% поступивших.

Естественно, учитель должен:

  • владеть определенным комплексом знаний по своему предмету;
  • уметь писать планы;
  • знать психологию;
  • знать методику преподавания предмета.

Но, я скажу, что не менее важны и человеческие качества.

Процесс трудоустройства

По окончании учебы у вас будет два варианта - выбрать 2-годичное распределение или самому найти работу (в Белоруссии существует система распределения после получения высшего образования за счет средств государственного бюджета - прим. ред. ). По распределению вас направляет вуз. Тут как повезет, могут и в деревню, могут и в город, все зависит от вашего рейтинга при обучении (наш поток распределяли, такое чувство, что по прописке, чтоб не платить «подъемные» за переезд). Можно найти работу самому, тут следует обойти максимальное количество учреждений образования (школ, колледжей) и обращаться непосредственно к завучу или директору. Не стоит расстраиваться, если вас сразу не берут, могут записать ваш телефон и тогда, если вакансия освободится, вам перезвонят.

Часто студенты последних курсов подрабатывают в школах (на замене), а потом там и остаются. Конечно, на собеседовании директор обращает большое внимание на выписку из диплома (почему-то считается, что красный диплом — это самый высокий показатель, но это не так, можно иметь высшую отметку, а материал не уметь преподнести), так что можете ее просто не брать. Это не показатель ума. Хороший вы учитель или нет, и вы и директор поймете только по истечении некоторого времени.

Обязательно одевайтесь на соответственно случаю, деловой стиль всегда приемлем, возьмите с собой блокнот, чтоб делать пометки (может вы там и не напишете ничего, но так вы покажете, что относитесь серьезно к работе). Главное - не волноваться, учителями не разбрасываются, их и так мало. Так что, если не здесь, то в другом месте вас точно возьмут.

После подписания трудового договора или контракта, к вам, скорее всего, приставят наставника, который будет за вами наблюдать и подсказывать, но на деле никто не хочет «за так» перетруждаться , так что придется самому бегать и спрашивать, просить. Вначале страшно что-то сделать не так. Но учителя — народ отзывчивый, они всегда помогут и подскажут, ведь делиться опытом так приятно!

Суть работы учителя - ежедневная рутина


Работа учителя

Насчет самой работы могу сказать, что бумажной волокиты гораздо больше, чем работы . Где-то это оправдано, где-то - нет. Конечно, начнем с того, что нужно писать план к каждому уроку - это примерно 1-2 листа текста. Заполнять ежедневно журнал, проверять тетради не реже 1 раза в неделю, плюс контрольные, изучение методической литературы, писем и документов из отдела образования и приказов администрации.

В принципе, если вы не классный руководитель, то работать еще терпимо. Но если вам «повезло» стать классным руководителем, то на вас взваливается еще груз проблем: проверка дневников, сбор денег за питание ежедневно и оплата за питание, звонки родителям, если ребенок не явился в школу, проверка присутствия учеников 2 раза в день (ведь некоторые могут убежать с уроков), организация классных часов и родительских собраний, планирование воспитательной работы с детьми на полгода вперед, посещение с детьми различных мероприятий, выставок, кинотеатров, и, конечно же, рабочая суббота! Даже если у вас третий урок по счету, вы все равно обязаны приехать к первому, дабы осуществить все перечисленные процедуры.

Вроде все неплохо, но давайте более подробно разберем одно из мероприятий, например, поход в кино . Нужно накануне провести инструктаж с детьми о правилах поведения, подписать инструктаж в приемной у директора, один вложить в папку классного руководителя для проверки, найти желающих (представьте, перед вами поставили план - 15 чел., а хотят пойти 5, ведь все мероприятия в субботу, а в субботу дети ездят к бабушкам, проводят время с родителями, идут в гости и т.д.). Конечно, вы не имеете права заставить ребенка отказаться от поездки за город с родителями, но план тоже надо выполнять!

Вот и получаешь потом от администрации нагоняй за то, что пришло мало людей на мероприятие! И это всюду! Мало сдали на ремонт – виноват! Не хотят питаться в столовой, потому что после этой еды у взрослого до конца дня изжога, не говоря уже о детях – тоже виноват!

Ты всегда за все в ответе: на перемене — дежурства (тут бы передохнуть, ан нет), после уроков — совещания, вечером — собрание. Бывало, выйдешь на работу в 7.00 и приходишь домой в 21.00, а еще планы писать и спать ложишься этак к часу ночи, а утром на работу. Вначале всегда тяжело, не знаешь за что взяться, что сделать. Потом привыкаешь, используешь уже готовые материалы. Это все приходит с опытом.

Как преподавать эффективно


Учебная доска

С детьми работать интересно, преподавать интересно, а все остальное - волокита и излишнее напряжение! Говорят, что учителя медленнее стареют, я в это верю, на это просто нет времени. Хотелось бы получать от работы удовольствие, но это редкость, по крайней мере, у меня.

У учителя должно быть много фантазии, ведь материал не просто преподнести, нужно сделать это так, чтоб ребенок понял, а главное - запомнил . Ну что интересного в синусах и косинусах? Сказку не расскажешь, вроде дети уже в 10 классе. Вот и вспоминаешь, что кардиограмма - это та же синусоида, считаешь, рисуешь, сравниваешь. Учитель должен быть всесторонне развитым, ведь одна наука сама по себе не может существовать, они все связаны.

Сколько платят школьным учителям в 2015 году


Зарплата учителя в России

Многие уходят из профессии из-за низкой зарплаты, но, в принципе, заработать можно. В работе учителя существуют такие понятия как ставка и категория . Сейчас ставка - 20 часов в неделю, то есть примерно 5 уроков в день. Сколько платят за ставку учителю? Будучи молодым специалистом, работая на одну ставку, вы будете получать максимум 150$ (это у нас в Гродно), через 2 года вы можете сдать на вторую категорию, это еще плюс 10%, через 5 лет — на первую категорию, еще плюс 10%, и потом через 5 лет — на высшую, еще плюс 10%. Кроме того, к ставке добавляют премии (до 50% от ставки), премии за высокие достижения в труде - это конкурсы, выступления на педсоветах (еще плюс 20%). У меня в школе учитель максимум мог получить 300$, и это было почти за 2 ставки с учетом премий. Больничные оплачиваются, но только в размере 70% от оклада.

Справка : Наша героиня рассказывает о ситуации в Белоруссии. Что касается России, средняя зарплата учителей с 1 сентября 2015 года составляет 35000 рублей - данные министра образования и науки Дмитрия Ливанова (из интервью «Российской газете» перед Днем знаний). Мэр столицы Сергей Собянин и глава департамента образования Исаак Калина называют цифру в 70 тысяч рублей в качестве средней зарплаты учителя в Москве в 2015 году.

Карьерная лестница в системе образования

Конечно, как добавляют, так и отнимают, правда, очень редко. Главное - на работе присутствовать в здравом уме и светлой памяти. Можно вырасти до завуча, зарплата примерно такая же, но больше административной работы - составить расписание, проследить, проконтролировать, с детьми работают они мало, только на полставки. Директора назначает начальник местного отдела образования, тут, конечно, если нет - то не пробиться.

Дополнительные доходы и репетиторство

Но учитель всегда может взять подработку - репетиторство, причем официально и без официального оформления своей деятельности. Достаточно только заплатить единый налог на репетиторство, около 20$ в месяц (речь о Белоруссии, в России нужно платить 13% НДФЛ с дохода - прим. ред.), и пожалуйста, работай.

Нынче час репетиторства стоит 5-10 долларов. Многие работают в школе так, для стажа, основной заработок — именно на репетиторстве.

Плюсы и минусы профессии учителя

У профессии учителя много и плюсов, и минусов, вообще, зависит от человека, что он хочет видеть - этот самый плюс или минус. С детьми никогда не скучно, ты всегда в курсе всех новостей, всех новинок, владеешь молодежным сленгом и т.д.

Выбрав профессию учителя, позаботьтесь о своих ногах и удобной обуви, так как на работе особо не посидишь. На уроке - к каждому подойди, проверь, правильно ли ребенок решает, на перемене - в учительскую — сдать или взять журнал, в течение дня — проверить, все ли дети на месте, сводить в столовую на обед, зайти расписаться в каком-нибудь приказе, подготовить доску для следующего урока, а если кабинет на третьем этаже, а учительская на первом, то перемена превращается в кросс!


Усталость после работы

На работе очень быстро устаешь, приходишь домой - и ничего не хочешь, только спать. На своих детей времени мало, муж также остается почти без внимания. Тяжело. Конечно, если вы не фанат своей работы, то можете относиться к этой работе совсем по-другому. Но, как показывает практика, в этой профессии надолго задерживаются лишь те, кто самоотверженно жертвует собой, своим здоровьем ради тех, кто, возможно, и на улице не поздоровается, встретив любимого учителя через пару лет.

Мы, учителя, работаем не за деньги и не ради большинства тех, кто нас не уважает, а ради тех единиц, которые любят нас, и став Людьми с большой буквы, придут на очередной вечер встречи с выпускниками и скажут долгожданное: «Спасибо вам за все, что вы для меня сделали!». Вот такие мы чудаки! Присоединяйтесь!

Инструкция

Выбор способа получения любой профессии напрямую зависит от характера самой профессии. Конечно, в рейтинге престижных профессий педагогическая деятельность не занимает первых мест, однако уровень развития страны зависит прежде всего от того, кого и как учит и воспитывает педагог. А это значит, что учителя следует по призванию.

В учебных заведениях готовят специалистов не по конкретной профессии, а по направлению, специализации. Поэтому, если вы выбрали , то должны понимать, что учитель русского языка – это специальность, которую можно получить на филологическом факультете.

Приняв решение о направлении обучения, переходите к следующему этапу - выбору учебного заведения, в котором готовят специалистов по лингвистическим дисциплинам. Выясните, какие предметы школьной программы необходимо сдать в форме единого государственного экзамена для поступления на филологический факультет. Как правило, кроме обязательных – русского языка и математики, вузы принимают результаты ЕГЭ , или истории.

Государственный образовательный стандарт Российской Федерации предусматривает две системы высшего профессионального образования - подготовку специалистов или бакалавров. Обе системы равнозначны, однако между ними есть ряд различий. Специалист получает конкретную квалификацию, например учитель русского языка и литературы, и учится 5 лет. Бакалавриат обеспечивает выпускнику более широкую область выбора профессий, но при этом не дает конкретной квалификации. Это уровень, срок обучения составляет 4 года. Чтобы завершить третьим итоговым уровнем, вы должны проучиться еще не менее двух лет в .

Кроме выбора вуза, системы высшего профессионального образования, вы должны определить, какая форма получения образования наиболее подходит для вас: очная, заочная, вечерняя или . Будучи студентом-«заочником», вы можете трудоустроиться в школу (например, вожатым или помощником школьного ), чтобы познакомиться с учебным процессом «изнутри».

Существуют еще педагогические училища, в которых можно получить среднее специальное образование. Преимущество такого пути получения профессии в том, что стремление стать учителем в течение учебы либо окрепнет, либо исчезнет, и тогда выпускник будет иметь возможность выбрать вуз другой специализации.

Завершается получение высшего образования созданием интеллектуального продукта - дипломной работы. Ее качество характеризует профессиональную квалификацию. По окончании вуза вы получите диплом о полном высшем образовании, в котором будет указана ваша специализация и , а также тема дипломной работы. С этим документом, если вы решили работать в школе, вы можете успешно трудоустроиться.

Источники:

  • нужен учитель русского языка

Нужно ли иметь педагогическое образование для того, чтобы стать учителем? Где готовят учителей?

Для того, чтобы стать учителем начальных классов, достаточно поступить в педагогическое училище после 9-го класса и успешно закончить его. Чтобы преподавать в старших классах школы, одного училища будет недостаточно - потребуется высшее педагогическое образование. В большинстве своем , преподающие в школах и детских садах, имеют специальное профильное образование. Самый простой путь получения педагогического образования – педагогический институт, но, к счастью, этот путь не является единственным. Окончив любое высшее заведение, выпускник имеет право преподавать в других учебных заведениях, имеющих 1-3 уровень аккредитации. Например, специалист по программированию вполне может пойти работать в учителем информатики.

Если вы не просто хотите стать учителем в , а стремитесь преподавать в , вам придется закончить магистратуру. Бывают случаи, когда для преподавания не ни ученые степени, ни дипломы престижных вузов – вам всего лишь нужно досконально владеть тем предметом, который хотелось бы преподавать. Зачастую, будучи студентами, некоторые специалисты репетиторством, помогая школьникам или одногруппникам, отстающим по некоторым предметам из общего курса. Здесь может быть все, что – математика, химия, физика, иностранные языки, все зависит от ваших предпочтений и умений. По мере достижения успехов в выбранной области может перерасти в основную профессию – ведь каждый новый ученик помогает вам получать ценный опыт, совершенствоваться, овладевать современными методами обучения. В дальнейшем это может также помочь вам при поступлении на какие-либо престижные профильные курсы.

Как устроиться преподавателем в институт ? Этим вопросом обычно задаются аспиранты и выпускники вузов после окончания обучения. Получить должность сотрудника институт а или университета не очень просто, но возможно.

Инструкция

Самый распространенный путь пополнения высших педагогических кадров – поступите в . Как правило, именно аспиранты сначала устраиваются на должности лаборантов и сотрудников методических кабинетов. Через некоторое время выпускающая кафедра обычно организует аспирантскую практику, то есть дает возможность провести первые собственные лекции со студентами своего же факультета.

Если вы приехали в какой-либо город, обладаете соответствующим опытом и желаете преподавать в институт е, обратитесь в учебный отдел образовательного учреждения. Предъявите свои и возьмите с собой резюме, в котором должны быть отражены все ваши научные и педагогические достижения. Стороннему человеку устроиться в институт в качестве преподавателя довольно трудно. Обычно заполняются своими кадрами, и получить место в престижном вузе можно только в том случае, если вас знают в научном мире.

Зайдите на сайт образовательного учреждения и просмотрите списки вакансий и требования к соискателям. Иногда возникает такая ситуация, при которой вуз не выпускает представителей данной или не имеет своей аспирантуры, поэтому вынужден приглашать сотрудников со стороны. Например, технические вузы часто ищут преподавателей иностранных языков или культуры речи, так как сами не могут восполнить пробел в кадрах.

Обратитесь к знакомым преподавателям, или даже студентам. В небольшом городе обычно знают, каких специалистов не хватает, и возможно, вам смогут подсказать подходящее место. Также существует специальная «Вузовские вести», в которой помещается информация о вакансиях в институт ах и университетах.

Желание делиться знаниями с людьми можно реализовать, начав преподавательскую деятельность. Для достижения этой цели существует несколько путей. Главное - это получить специальное образование, дающее законное право стать учителем.

Первым делом, вам нужно понять, какой именно преподавательской деятельностью вы бы хотели заняться. Будет это обучение младших , учеников старших классов или студентов. А может, вы захотите преподавать азы профессии взрослым людям.

В каждом конкретном случае имеется свой путь для того, чтобы начать преподавать. Стать учителем младших классов можно, получив специальное образование в училище. Поступить в него может каждый после 9 школы.

А вот чтобы преподавать в высших учебных заведениях, придется получить дополнительное образование в магистратуре. Без диплома об ее окончании у вас не будет возможности читать лекции вчерашним . Конечно, чтобы начать преподавать, можно не получать профильного образования. Если вы в совершенстве владеете каким-то предметом, вы можете заняться репетиторством или объяснять материал отстающим однокурсникам. Впоследствии вам будет проще поступить и окончить профильные курсы, ведь у вас уже будут важные навыки работы с учениками.

Начать преподавать можно не только в школе. Сегодня весьма перспективной является работа бизнес- . Это возможность научить людей делать карьеру. Для того чтобы начать преподавать азы профессии, нужно самому быть успешным сотрудником, иметь опыт работы, постоянно совершенствоваться и приобретать дополнительные навыки.

Кандидат наук и доцент на пути к преподаванию

После окончания бакалавриата студент может поступить в аспирантуру с целью повышения своей квалификации. Там он сдает государственные экзамены и после защиты кандидатской диссертации становится старшим преподавателем, а также ему присваивают ученую степень кандидата наук. После же утверждения Всероссийской Аттестационной Комиссией кандидатской диссертации следует подать прошение на присвоение ученого звания доцента.

Звание доцента дается навсегда и дает право преподавательской деятельности в вузе. Оно присваивается ученым советом вуза и утверждается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Доцент ведет научную и методическую работу, руководит самостоятельными занятиями и научно-исследовательской работой студентов.

Профессорская деятельность

Если возникает желание идти дальше по карьерной лестнице, можно поступить в докторантуру и защитить там . Это очень сложная процедура, но получение ученой степени доктора наук открывает перед преподавателем множество новых возможностей: он имеет право работать в университете столько, сколько хочет; он руководит аспирантами; он получает более высокую зарплату.

Помимо ученого звание профессора, в современной России существует и должность профессора, которая присваивается только на время работы в этом качестве и назначается лицам, прошедшим конкурсный отбор и утвержденным ученым советом вуза.

Другие пути

Окончить педагогический университет – самый прямой путь в преподаватели. Но путь этот не единственный.

Для того чтобы стать педагогом, порой не требуются даже ученые степени. Преподавателю достаточно хорошо разбираться в своем предмете. Часто уже в период обучения многие студенты занимаются репетиторской практикой, что на опыте значительно повышает их профессиональную компетентность. При желании можно овладеть и современными методиками обучения.

Активно развиваются сегодня и бизнес-тренинги. Бизнес-тренерами становятся как гуманитарии, так и «технари», обладающие навыками манипулирования аудиторией и передачи информации, накопленного опыта в своем деле.