Звуки М, М'. Буква М

Дата:

Класс:

Тема: «Звук и буква М».

закрепить четкое произношение звуков ибукв [м], [м‘], буквами “М”, “м”;

Коррекционно-развивающая

Коррекционно-воспитательная :

Оборудование:

Ход урока

1. Организационный момент.

Живет она в норке
В подполье, в каморке.
Серая малышка
Кто это? (мышка)

Произнесите несколько раз это слово. Какой звук слышится в начале слова?

- (Звук [м])

Какой он гласный или согласный?

-(Согласный, при произношении образуется преграда из губ)

Звонкий или глухой?

Назовите слова, в которых есть звук [м]

-(Машина, молоко, малыш, магнитофон, март, май)

Получилась буква М? – Да!

3. Основная часть.

Знакомство со звуком [М].

Голодная - мычит,

Сытая - жует,

Всем детям молоко дает. (Корова )

Воздух выходит через нос;

Горлышко «работает».

Фонетическое упражнение.

Корова мычит: ММММММММММ... (вслед за взрослым произносить звук [М] длительно).

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».

м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы; мак, Оля, муха, дом, суп, мука;

Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание губ при произнесении звука [М]:

ма, мо, му, мы; ам, ом, ум, им.

Повторить слоговой ряд:

ма-мо, ма-мы, му-ма, му-мы; ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им.

Скороговорка: Мама мыла Милу мылом. - Произносите скороговорку с разными интонациями (удивления; радости; печали).

Игра “Догоняй-ка” (Работа продолжается до тех пор, пока произношение детьми не достигнет темпа скороговорки)

4. Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит.
- Взять ладонь ребенка в руку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца.

Игра “Дополни слоги до слов”

    ма- (машина, малина, матрешка, мальки)

    мо- (море, морж, мойка, мост, мох)

    му – (мусор, муха, муравей)

    мы – (мышка, мышь, мысли)

    ми – (мишка, миска, минута, мир)

    ме – (месяц, метр, мебель, мех, мел)

Чтение слогов и чистоговорок.

Ма-ма-ма - дома я сама.
Му-му-му - молоко кому?
Мо-мо-мо - едим эскимо.

Ми-ми-ми - поем ноту ми. (Слайд 17).

Письмо буквы М в тетради.

5.Итог занятия.

говорили на занятии ?

Какой это звук?

Каким цветом обозначаем?

Дата:

Класс:

Тема: «Звук и буква М».

Коррекционно-образовательная: Познакомить детей с новыми звуками [м], [м‘], буквами “М”, “м”; учить сравнивать звуки, различать буквы; .

Коррекционно-развивающая формировать навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения; делить слова на слоги; развивать умение анализировать слова, познавательные интересы и способности; развивать речь, внимание, память; обогащать словарный запас;

Коррекционно-воспитательная : развивать внимание, самоконтроль; развивать коммуникативные и речевые навыки.

Оборудование: индивидуальные зеркала, карандаши, мячик,

Ход урока

1. Организационный момент.

Игра «Запомни – повтори»
Гном – альбом – дом – ком 3 – 4 варианта цепочки
- Что общего в словах?
Муха – мыло – малина – моток 3 – 4 варианта цепочки
- Что общего в словах?
Мила – пирамида – пулемёт
- Что общего в словах?

На что похожа буква М? Что она напоминает вам? Выйти и взяться за руки.

Получилась буква М? – Да!

Давайте вместе громко произнесём этот звук, тихо, шепотом, без звука.

Сегодня на уроке мы не только повторим, то что изучили ранее, но познакомимся с новой буквой.

2. Артикуляционная гимнастика:

3. Основная часть.

Знакомство со звуком [М].

Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку и ответить на вопрос:

Голодная - мычит,

Сытая - жует,

Всем детям молоко дает. (Корова )

«Как мычит корова?» - «МММ...»

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [М]: когда мы произносим звук [М]:

Губки сомкнуты без напряжения;

Воздух выходит через нос;

Горлышко «работает».

Звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук - согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком. Таким образом ребенок усваивает характеристику звука [М].

Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове».

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто это?., (мышка )

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной... (медведь )

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке:

Зимой - спит,

Летом - ульи ворошит. (Медведь )

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз )

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь )

Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (Муха )

4. Пальчиковая гимнастика “Молоточки” .

О.С. – ноги – на ширине плеч, руки опущены. Пальцы сжаты в кулачок.

– Кулачок об кулачок постучали – чок да чок. Молоточки тук-тук-тук. По гвоздочкам стук-стук-стук. Молоточки тук-тук, по гвоздочкам стук-стук. Молоточки тук-тук-тук. По гвоздочкам стук-стук-стук. (Повтор – 2 раза под музыку, дети выполняют соответствующие движения

Звуки М – Мь в предложениях
Нам приготовили следующее задание.
У Октября рассыпались предложение и нам надо помочь ему их собрать добавть слова в которых пишеться буква М
Оля пьёт ….
По дороге едит….
Спит в берлоге…..
В саду растет ягода …..

Письмо буквы М в тетради.

5.Итог занятия.

Ребята, вспомните, о каком звуке мы сегодня говорили на занятии ?

Какой это звук?

Каким цветом обозначаем?

Что понравилось больше всего?

Выучить чистоговорки:

Ма-ма-ма - дома я сама.

Му-му-му - молоко кому?

Мо-мо-мо - едим эскимо.

Мы-мы-мы - прочитали книгу мы.

Ми-ми-ми - поем ноту ми.

Ме-ме-ме - дай-ка травки мне.

Взрослый произносит пару слов и просит ребенка определить, какой первый звук в этих словах, а затем составить с каждым словом предложение:

мышка - мишка; мыла - Мила; мал - мял.

Задание 19. Упражнение для пальчиков и развития координации речи с движениями:

Мы писали, мы писали, Ритмично сжимать пальцы

А теперь все дружно встали. в кулачки.

Ножками потопали, Выполнять соответствующие

Ручками похлопали. движения.

Мы писали, мы писали, Ритмично сжимать пальцы

Наши пальчики устали. в кулачки.

Мы немножко отдохнем -

Опять писать начнем.

Задание 20. Знакомство с буквой М.

Буква М с двумя горбами,

Как верблюд - смотрите сами!

О. Гофман

На что похожа буква М? Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные - сжать в кулачок.

Игры с буквой.

Задание 21. Анализ слогов: АМ, МА. Составление схем из кружков. (Согласный звук - синий кружок с колокольчиком, гласный звук - красный кружок.)

Составление из букв разрезной азбуки слогов АМ, МА. Чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Звук «М», буква «М»

Программное содержание:

1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «м».

2. Формировать понятие «согласный звук».

3. Развивать слуховое внимание.

4. Познакомить с буквой «М».

5. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Белый снег лежит кругом

Падают снежинки

Ой! Мороз стоит за ёлкой

Сядьте дети, прячьте нос.

Ребята! Вы любите отгадывать загадки?

Наступили холода

Превратилась в лёд вода.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? Правильно, ребята, это бывает зимой.

2. Основная часть:

Игра «Что общего в словах?»

Муха – мыло – малина – моток 3 – 4 варианта цепочки

Давайте вспомним, что такое звуки? (Это то, что мы слышим и произносим).

Произнесём звуки [м],[м].

Чем мы произносили эти звуки?

Артикуляция звуков (положение губ, зубов, языка, прохождение воздуха, голос).

Обозначим звук [м] звуковым кружочком.

Обозначаем звук [м] звуковым кружочком.

Поставили пальчик на синий кружок – «оживили» этот звук, теперь на зелёный кружок – «оживили».

Характеристика звуков по акустическим признакам.

Ребята, а что мы можем рассказать об этих звуках?

Звук [м] – согласный, твёрдый, звонкий, обозначаем синим цветом.

Звук [м] – согласный, мягкий, звонкий, обозначаем зелёным цвітом.

Чем отличаются эти звуки?

Чем они похожи?

Ребята, чем звук отличается от буквы? Правильно, звук мы слышим и прозносим, а букву пишем и видим.

Слушайте слоги и

Повторяйте за мной

Сшила платье я сама

МА-МА-МА, МА-МА-МА.

В шкаф пошло оно само

МО-МО-МО, МО-МО-МО

Ничего я не пойму

МУ-МУ-МУ, МУ-МУ-МУ

Может это снится мне,

МЕ-МЕ-М Е, МЕ-МЕ-МЕ

Нет висит оно, смотри

МИ-МИ-МИ, МИ-МИ-МИ

Игра «Присядь когда услышишь звук [м]» п, н, м, к, л, м, па, на, ма, по, мо, ми.

Игра с мячом «назови ласково» (снегирь, синица, голубь, воробей, скворец, ворона, ласточка)

Игра «Камень и вата» (Море, мир, мартышка, муравей, метро, миска, март, машина, мыло)

Знакомство с буквой м.

Логопед: Ребята, а вы знаете, что звуки[м],[м"] обозначаются одной буквой?

Дети: Нет.

Логопед: Они обозначаются буквой м (показываю на доске: м).

Логопед: Ребята, из скольких элементов состоит буква М?

Дети: Буква М состоит из 4 палочек.

Логопед: Какие палочки по размеру?

Дети: Две длинные и одна короткая.

Логопед: Возьмите палочки и выложите букву М. (Дети выкладывают букву).

3. Итог занятия.

Логопед: С какими новыми звуками и буквой мы познакомились?

Дети: Мы познакомились со звуками [м],[м"] и буквой М.


, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: закрепить знания детей о согласных звуках и буквах; учиться различать звуки по артикуляции, отличать звуки и букву, которая их обозначает. Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику.

Оборудование: презентация, мультимедийное устройство, тетради, ручки красного, синего и зелёного цвета.

Ход занятия

1. Организационный момент

.

Сядет тот, в чьём имени есть звук [И].

Психогимнастика. Логопед : Какое бывает выражение лица у мамы и папы, когда они сердятся? Что вы делаете, когда вас ругают (Слайд 1)(плачем, грустим, прячемся, защищаемся, молчим, извиняемся – дети мимикой выражают разное эмоциональное состояние). Разыгрываются 2-3 сценки.

2. Сообщение темы занятия.

(Показ слайда 2)

Логопед: Что это? – Дом. Какой последний звук в слове дом? (Звук [М]). В этом доме живут бабушка, дедушка, папа, мама, дети – сын и дочка по фамилии Михайловы. Скажите одним словом – “семья” (Слайд 3).Какой третий звук в этом слове? (Звук [М’]) – Сегодня мы будем учиться различать звуки [М]– [М’] и букву, которая обозначает эти звуки на письме. Буква М.(Слайд 4)

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Логопед: Посмотрите на мои губы, они чуть-чуть улыбаются, когда произносят звук [М’], и чуть-чуть сердятся, когда произносят звук [М].

М – нам губы звук смыкает!
Звуку голос помогает. (Профиль звука [М]– (Слайд 5),

Обозначение звуков цветовыми символами и “звоночками” (Слайд 6)

4. Развитие фонематического слуха. Игра “Твёрдый – мягкий”

Логопед: Семья Михайловых – дружная. Они вместе трудятся и вместе отдыхают, любят играть в различные игры. Папа Матвей предлагает вам поиграть в игру “Твёрдый – мягкий”. Если услышите звук [М], то поднимайте синий квадратик, а если услышитезвук [М’], то поднимайте зелёный квадратик. (Слова: самолет, малина, мёд, мост, милый, мала, мясо, мука, медведь, муха) Логопед: А на что же похожа буква М?

Буква М с двумя горбами, Как верблюд - смотрите сами (Слайд 6)

Взялись за руки друзья.
И сказали: “Ты да я – это мы!
А между тем
получилась буква М.
А.Шибаев (Слайд 7)

Логопед: Внукам Мите и Майе очень нравится играть и с бабушкой Машей.

5. Развитие внимания, памяти, логического мышления. Игра “Четвёртый лишний”.

Логопед: Посмотрите на картинки, назовите их, найдите “лишнее слово”, объясните, почему вы так считаете.

Образец ответа: Я считаю, что слово “дом” “лишнее”, потому что звук [М] в конце слова, а во всех словах слышится в начале слова.

(Масло, машина, малыш, дом – Слайд 9),
(Мяч, мёд, мелки, море -Слайд 10)
(Мороженое, мясо , мыло, муха -Слайд 11), (2 варианта ответа)
(Мама , монеты, мост, мотоцикл-Слайд 12).

Чем похожи слова? (молоко, молоток – Слайд 13) (Начинаются на твёрдый согласный звук [М], в каждом слове 3 слога, пишутся с гласной буквой О). В чём различие?(молоко–это продукт, а молоток-инструмент. В слове “молоко” – 6 букв и 6 звуков, в слове “молоток” -7 букв и 7 звуков)

Логопед: С дедушкой Мишей дети любят что-то мастерить, постучать молоточком и посмотреть интересные фильмы (слайд15)..

6. Физминутка – “Молоточки” (слайд14).

О.С. – ноги – на ширине плеч, руки опущены. Пальцы сжаты в кулачок.

– Кулачок об кулачок постучали – чок да чок. Молоточки тук-тук-тук. По гвоздочкам стук-стук-стук. Молоточки тук-тук, по гвоздочкам стук-стук. Молоточки тук-тук-тук. По гвоздочкам стук-стук-стук. (Повтор – 2 раза под музыку, дети выполняют соответствующие движения)

7. Чтение слогов и чистоговорок.

Ма-ма-ма - дома я сама.
Му-му-му - молоко кому?
Мо-мо-мо - едим эскимо.
Мы-мы-мы - прочитали книгу мы.
Ми-ми-ми - поем ноту ми. (Слайд 17).

8. Письмо слогов с буквой М (

разноцветными ручками) в тетради.

Логопед: Мама учит Митю и Майю писать буквы, слоги и слова.

Слоги – МА, МУ, МО, МЫ, МИ,
Слова – Мама, ам, ум.

9. Итог занятия.

С какими звуками познакомились? Чем они похожи? В чём их различие?

Конспект логопедического занятия «В гостях у звуковичка»

Тема: Звук [М] и буква М

Цель: знакомство детей со звуком и буквой М.

Задачи:

к оррекционно-образовательные цели :

Ознакомление с артикуляцией звука [М];

Формирование навыка выделения конечного и начального звука [М] из слов; - формирование умения подбирать слова, заканчивающиеся звуком [М];

Формирование умения подбирать слова, начинающиеся со звука [М];

Деление двусложных слов (мама, Тома, Тима, пимы ) на слоги .

Знакомство с буквой М;

Конструирование и печатание буквы М;

Чтение обратных и прямых слогов с буквой м;

Чтение двусложных слов с буквой М;

Узнавание буквы М в словах.

к оррекционно-развивающие цели :

Развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения.

к оррекционно-воспитательные цели :

Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативность, ответственность.

Ход работы:

I . Организационный момент.

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие.

Логопед. Встаньте около стульчиков, опустите руки, выпрямите спину, давайте улыбнемся друг другу. Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Назовите их.

1-й ребенок. Сом.

2-й ребенок. Дом.

3-й ребенок. Гном.

4-й ребенок. Ком.

Логопед. Какой звук слышится в конце каждого из этих слов?

Дети. Звук [м].

Логопед. Верно. Садитесь.

II . Основная часть:

Игра «Подними шарик».

Логопед убирает картинки, достает синие шары.

Логопед. Еще раз произнесите звук [м].

Дети. [М].

Логопед. Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, губы сомкнуты, а воздух проходит через нос. Зажмите нос и попробуйте произнести этот звук. Видите, не получается. Как вы думаете, звук [м] гласный или согласный?

Дети. Согласный.

Логопед. Верно. Его нельзя петь, открыв рот. И во рту есть преграда при произнесении звука [м]. Это губы. Поэтому звук [м] - согласный. Каким кружком мы будем его обозначать?

Дети. Синим.

Логопед. Правильно. Поэтому возьмите в руки по одному синему шарику. Вы будете их поднимать тогда, когда услышите звук [м].

А, м, н, и, м, т, м, о, м, у.

Ат, ом, ин, ма, му, ны, мо, по.

Сом, нос, мак, суп, молоко, мышка, бумага, палка.

Дети выполняют задание.

Логопед. Молодцы! Вы были очень внимательными.

Упражнение «Кто скорее?»

Логопед убирает воздушные шары.

Логопед. А сейчас новая игра. Она называется «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех. А, м. Что получилось?

1-й ребенок. Ам.

Логопед. Верно. Получи фишку. У, м.

2-й ребенок. Ум.

Логопед. Правильно. Возьми фишку.

Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: ом, им, ма, мо, му, дом, ком.

Логопед. Чудесно! У кого же накопилось фишек больше всех?

Дети. У Вани.

Логопед. Молодец, Ванюша. Давайте похлопаем ему.

Работа по книге «Мой букварь».

Логопед раздает детям буквари, открытые на с. 23.

Логопед. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней.

Мама с Машенькой гуляли

И малину собирали.

В каких словах этого стихотворения есть звук [м]?

Дети. Мама, Машенькой, малину.

Логопед. Верно! А теперь посмотрите на картинку внизу страницы. Помогите Марине выбрать все продукты, названия ко¬торых начинаются со звука [м].

Дети. Малина, мандарины, молоко, масло, макароны, мороженое.

Логопед. Верно. А в верхнем левом углу вы видите букву М - большую и маленькую. Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить эту букву?

Дети. Четыре.

Логопед. Пойдите к магнитной доске и сложите букву из четырех палочек.

Дети выкладывают на доске букву М.

Логопед. Молодцы! Вот какие красивые буквы. А теперь идите за стол, переверните страницу. Давайте почитаем, что написано в зеленой рамке.

1-й ребенок. Ам.

2-й ребенок. Ум.

3-й ребенок. Ом.

4-йребенок. Им.

1-й ребенок. Ма.

2-й ребенок. Му.

3-й ребенок. Мо.

4-йребенок. Ми.

1-й ребенок. Мама.

2-й ребенок. Тома.

3-й ребенок. Тима.

4-й ребенок. Пума.

Логопед. Очень хорошо. Рассмотрите картинку внизу страницы. Кого вы видите на ней? Что они делают?

Дети. Это мама и дети. Они пришли в зоопарк. Они смотрят на пуму.

Логопед. Давайте прочитаем, что написано под картинкой.

Дети. Тут мама, Тима и Тома. Там пума.

Логопед. Верно. Молодцы! Закройте буквари.

Пальчиковая гимнастика «Бойцы»

Пальцы эти – все бойцы

( показать раскрытые ладони)

Удалые молодцы.

(сжать пальцы в кулак)

Два – больших и крепких малых

И солдат в боях удалых,

Два – гвардейца – храбреца.

( разжимать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших)

Два - сметливых молодца

Два - героя безымянных,

Но в работе очень рьяных!

Два – мизинца – коротышки-

Очень славные мальчишки.

Упражнение «Найди букву».

Логопед приглашает детей на ковер и рассыпает перед ними объемные пластмассовые буквы.

Логопед. Найдите все буквы М и сложите их в ведерко.

Дети выполняют задание.

Логопед. Вы собрали все буквы. Молодцы!

Работа в тетради №3. Логопед приглашает детей за стол, раздает им открытые на с. 16 тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Посмотрите на левую страницу. Вы видите большую и маленькую буквы М. Обведите маленькую букву по точкам, а потом раскрасьте обе буквы. Каким карандашом вы их раскрасите и почему?

Дети. Синим. Это согласная буква.

Логопед. Верно. Какие картинки вы видите рядом с буквой?

Дети. Мышку, морковку и машину.

Логопед. Подумайте, как правильно раскрасить эти картинки. Выполняйте задание.

Дети выполняют задание, логопед контролирует их и оказывает им помощь, если это необходимо.

Логопед. А теперь давайте напишем букву М. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу длинную палочку сверху вниз слева направо, потом пишу две коротких палочки, сверху вниз и снизу вверх - уголочком, а потом еще одну длинную сверху вниз. Напишите две буквы М по точкам. Остальные буквы мы будем писать на индивидуальных занятиях. Закройте тетради.

Специальная артикуляционная гимнастика.

Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает выполнить упражнения, которые они делали на последних занятиях. Для сопровождения гимнастики используются игрушки. Каждое упражнение выполняется 4-5раз. После каждого упражнения детям необходимо дать время для отдыха, напомнить, чтобы они проглотили слюну.

III . Итог:

Логопед. Давайте вспомним, с какой буквой вы познакомились? Что вы о ней знаете?

Дети. С буквой М. Она согласная.

Логопед. Какие слова со звуком [м] вы запомнили?

Дети. Мама, Маша, малина, молоко, мороженое, пума, Тома, Тима.

Логопед. Из скольких элементов состоит эта буква?

Дети. Из четырех.

Логопед. Молодцы. Вы хорошо занимались сегодня! Я вами горжусь.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнка» г. Советский»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте

Тема: « Знакомство с согласными звуками [М] и [М"] и буквой « М»

в подготовительной к школе группе № 12 «Радуга»

Воспитатель : Постовалова Е.А.

г. Советский

октябрь 2014г.

Интеграция ОО:

Цель : познакомить детей с согласными звуками [М] и [М"] и буквой (М);

Образовательные задачи:

Характеристика звука с использованием схем;

Упражнять в различении твердых - мягких согласных звуков в слогах, словах;

Совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове); выделение заданного звука из потока звуков;

Закреплять умение отвечать на вопросы;

Учить составлять и анализировать предложения со словом « Мак»;

Познакомить с буквой М;

Активизировать словарь;

Развивающие задачи:

Развивать зрительное восприятие, движение органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

Воспитывать умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей. Воспитывать навыки оказания взаимопомощи в коллективе.

Виды детской деятельности и приёмы работы:

виды детской деятельности

Методические приёмы

игровая

игровые ситуации, дидактическая игра «Хлопни - топни»; игра « Весёлый язычок», д/и « Скажи наоборот», мотивация: «Приглашение в путешествие по волшебной стране звуков и букв » .

познавательно - речевая

решение проблемных ситуаций

продуктивная

буквенный конструктор (буква М) , мастерская по изготовлению продуктов детского творчества – « дорисуй букву по точкам».

коммуникативная

ситуативная беседа, вопросы, отгадывание загадок; чтение стихов.

Место проведения : группа

Количество детей : 10

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: карточка с изображением буквы и звука « М» (шрифт чёрный), картинка - схема слова «мак», кружки (зелёный, синий, красный), предметные картинки, где присутствует звук «М», схемы предложений, схема произношения звуков, фланелеграф, наборное полотно.

Раздаточный материал : схемы слова «мак» и фишки синего и красного цвета для звукового анализа слова, схемы для определения местоположения звука в слове и фишки, схемы для составления предложения, зеркала для артикуляционной гимнастики, карточки для определения твёрдых и мягких звуков(синие, зелёные), предметные картинки, где присутствует звук «М», картинки – сюрпризы.

Ход:

Звенит колокольчик (воспитатель даёт звонок для начала НОД) – дети встают полукругом.

Доброе утро дети, я рада видеть вас, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. Вы готовы? - да. Проходите и встаньте к своим стульчикам. – (дети подходят к стульчикам.)

I. Организационный момент :

Сядет тот, кто придумает слово со звуком (А) в начале.

– Сядьте правильно, сейчас мы с вами как всегда вначале поиграем в игру « Весёлый язычок», возьмите зеркала - артикуляционная гимнастика: «Улыбочка» - « Хоботок» «Заборчик» - « Птенчик», «Часики», «Качели», «Чашечка» (схемы – карточки для показа упражнений).

Повторение изученного материала:

С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.

А, О, У, И, Э, Ы.

Они какие?

Гласные.

Почему мы их так называем?

Потому что их можно пропевать свободно, легко, с голосом, они не встречают препятствия.

Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? – красным.

II. Введение в тему :

Послушайте ребятки, я приготовила для вас загадки. Попробуйте их отгадать. Слушайте внимательно :

1.Сидит девица в темнице, а коса на улице! (Морковь)

Появляется соответствующая картинка

Следующая загадка :

2. Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней . (машина)

Слушайте третью загадку :

3.В подполье, в коморке

Живет она в норке,

Серая малышка

Кто же это? (Мышка.)

Появляется соответствующая картинка.

Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки. (морковь, машина, мышка)

А какой один и тот же звук слышится в начале слова? (М)

Мы сегодня будем знакомиться со звуком (М)

Характеристика звука (М) – по схеме

Возьмите зеркала в руки. Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально ) .

Что происходит с нашими губами?

Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.

Что происходит с нашими зубами?

Они смыкаются.

Где находится язык? (за зубами)

Да, а воздух выходит свободно?

Нет, воздух встречает преграду

Что ему мешает?

Губы.

Звук (М) какой?

Согласный, твёрдый.

Каким мы его обозначаем цветом?

Синим.

У нашего звука (М) есть братец звук (Мь)- произнесите звук (Мь)

Как мы его произносим – мягко, значит это звук какой?

Согласный, мягкий.

Каким цветом мы его обозначаем?

Зелёным. (в –ль выставляет кружок синего цвета)

А для того, чтобы это всё получше запомнить, я предлагаю поиграть в игру «Хлопни - топни»

(я буду называть звуки, а вы должны будете хлопнуть, если услышате звук М; а если Мь – топнуть) – дети играют за столами .

Физкультурная минутка.

Игра с мячом « Скажи наоборот»

(в – ль говорит например: мо – мо – мо, бросает мяч ребёнку, а ребёнок отвечает ми – ми – ми и т.д….) (садятся на места)

Работа со схемами.

Определение места звука (м) в слове.

Посмотрите на свои картинки, и определите, где находится звук (М)

(Каждый ребёнок берёт картинку и располагает её под соответствующей схемой на столе: (мыло, тумбочка, дом, сумка, аквариум, лимон, малина, мышка, бумага, чемодан)

Гимнастика для глаз.

Дети посмотрите вверх, затем вниз, поморгайте, закройте глазки.

Знакомство с буквой М.

Дети, что мы можем сказать про звуки?

Мы их слышим и произносим.

А буквы?

Пишем.

Итак, наш звук [ м ] на письме обозначается буквой М (м). Вот она.

(Изображение печатной буквы вывешивается на наборном полотне.)

На что похожа буква М? (ответы детей)

А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

Молодцы.

Звуко – буквенный анализ слова « Мак»

На доске - картинка-схема с изображением цветка (мака).

У детей на столах - карточки для анализа трехзвукового слова и фишки (синего и красного цветов).

Посмотрите, что нарисовано на этой картинке? (Мак.)

Под маком нарисованы клеточки,

Что это обозначает?

(Эти клеточки обозначают, сколько звуков в слове «мак».)

- Какой звук первый? - (м) – согласный, твёрдый, синим цветом.

Какой второй? - (а)- гласный, красный.

Какой третий?- (к) – согласный, синим цветом.

Мак - м-ааа-к - мак. (Каждый раз слова произносятся с выделением голосом нужного звука).- один ребёнок выполняет у доски.

Сколько звуков в слове «мак»? (Три.)

Сколько согласных?- два, какие?- (м), (к).

Сколько гласных? – один, какой?- (а)

Сколько слогов в слове « мак»? – определяют хлопками – один (обозначают полоской).

Оживите звуки, первый и второй. (дети ставят вместо фишек буквы)

4) Произнесение слова в соответствии с движением указки воспитателя по схеме звукового состава слова.

Молодцы справились с заданием.

Составление предложений со словом «Мак»

Составьте предложения со словом «Мак» из трёх слов (схема) –дети говорят свои предложения. В – ль предлагает одно предложение составить по схеме.

(звуковая схема остаётся на доске, под ней схема предложения, дети за столами составляют схему предложения самостоятельно)- один у доски.

Анализ предложения:

С какой буквы начинается предложение? – с заглавной.

Что ставится в конце предложения? – точка.

Сколько слов в предложении? – три

Какое первое?

Какое второе?

Какое третье?

Если я уберу одно слово, что получится? – ответы детей. Ставит обратно.

Молодцы, справились с заданием.

Давайте заселим букву М в наш буквенный домик (дети встают подходят к мольберту с домиком, говорят, в какого цвета квартиру, на какой этаж заселяют букву М).

- (дети встают в круг)

Рефлексия:

Итак, ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились?

С буквой М (м).

Какой звук она обозначает?

Звук [ м ].

Какой это звук? (согласный)

А согласный звук бывает каким? (твёрдым и мягким)

Правильно.

А что вам больше понравилось?

Что интересного запомнилось?

- Вы очень хорошо работали, молодцы! - И за то, что вы справились со всеми заданиями я вам хочу подарить волшебные «картинки – невидимки» (с изображением буквы М точками.)

Вы можете соединить точки и увидите, что у вас получится.