История крейсера "аврора". Крейсер "Аврора" - корабль, известный одним выстрелом

Крейсер 2-го ранга "Аврора" является одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. И вовсе не потому, что крейсер участвовал в Октябрьской революции. А скорее потому, что это один из немногих кораблей такого возраста в мире доживший до наших дней.

Кроме Авроры в мире осталось только 2 корабля-музея такого класса и такого возраста. Это японский броненосец "Микаса" (1900) и греческий броненосный крейсер "Авероф" (1910). Примечательно, что с "Микасой" "Аврора" встречалась в Цусимском сражении.

А если бы не участие в революции, то "Аврора" вообще вряд ли дожила бы до наших дней. Ведь на поддержание исторической реликвии тратились большие деньги. Без своей исторической роли обветшалый, латаный-перелатаный корабль был бы давно пущен на слом. Ведь крейсер получил множество пробоин в Цусимском сражении, пережил разруху во время Гражданской войны, 3 года пролежал полузатопленным на дне финского залива во время Великой Отечественной, подвергаясь постоянным обстрелам. Гламурные послеперестроечные вечеринки тоже не добавили кораблю жизни.

Конечно, облик крейсера далёк от исторического. Сохранение подобного корабля требует компромиссов. Но для истинного ценителя истории российского флота это не очень важно. Главное - возможность посетить настоящий боевой крейсер, на котором Андреевский флаг был поднят более 100 лет назад.

Бронепалубный крейсер "Аврора", историческая справка.

"Аврора", легендарный крейсер Балтийского флота, прославившийся активным участием в Великой Октябрьской социалистической революции.

Крейсер 2-го ранга "Аврора" спущен на воду в Петербурге 11 мая 1900 года. Длина 124 метра, ширина 18 метров, осадка 7 метров, водоизмещение 6731 тонн, скорость хода 20 узлов (37 км/ч).

Вооружение крейсера: 8 - 152-мм, 24 - 75-мм, 8 - 37-мм орудий; экипаж 578 человек.

Крейсер участвовал в Цусимском морском сражении 1905 года. В Первую мировую войну нес дозорную службу в Финском заливе.

С 1916 года находился в ремонте, который был закончен перед Октябрьской революцией.

28 февраля 1917 года власть на корабле взяли революционные матросы. В апреле на "Авроре" организована ячейка Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) (42 человека), руководившая выступлениями команды против Временного правительства и корниловщины. Судовой комитет "Авроры", руководствуясь указаниями Центробалта, отказался выполнять приказы Временного правительства, в том числе об уходе "Авроры" из Петрограда.

В ночь на 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 года по приказу Петроградского военно-революционного комитета "Аврора" подошла к Николаевскому мосту (впоследствии мост лейтенанта Шмидта, затем Благовещенский). Революционные матросы "Авроры", руководимые комиссаром Александром Викторовичем Белышевым, захватили мост, обеспечив переход отрядов Красной Гвардии с Васильевского острова в центр города.

Утром 25 октября радиостанция "Авроры" оповестила весь мир о переходе власти в руки Военно-революционного комитета и передала подписанное В.И. Лениным воззвание "К гражданам России".

В тот же день в 21 час 45 минут холостым выстрелом носового орудия крейсер "Аврора" подал исторический сигнал к штурму Зимнего дворца.

В дальнейшем отряды матросов "Авроры" участвовали в Октябрьском вооруженном восстании в Москве, в разгроме контрреволюционной ставки Духонина в Могилеве, сражались на фронтах Гражданской войны.

С 1923 года крейсер, находясь в составе учебного отряда Балтийского флота, был кузницей командных кадров. На нем проходили курсантскую практику многие известные адмиралы и офицеры советского Военно-морского флота. "Аврора" была одним из первых советских кораблей, участвовавших в заграничных походах флота.

Отмечая революционные заслуги "Авроры", Центральный Исполнительный Комитет СССР, в августе 1923 года принял над крейсером шефство и вручил экипажу знамя Центрального Исполнительного Комитета. В канун 10-летия Великого Октября, 2 ноября 1927 года, "Аврора" награждена орденом Красного Знамени.

В Великой Отечественной Войне пушки "Авроры" были использованы для усиления обороны Ленинграда. Орудия крейсера использовались на стационарных батареях и на бронепоездах.

С 17 ноября 1948 года крейсер установлен на вечную стоянку на Неве как один из памятников Великой Октябрьской социалистической революции. Одновременно, "Аврора" являлась учебным кораблем Санкт-Петербургского Нахимовского училища. В 1957 году на "Авроре" создан филиал Центрального военно-морского музея. 22 февраля 1968 года в честь 50-летия Советской Армии и Военно-Морского флота крейсер награжден орденом Октябрьской революции.

В 1984-1987 годах крейсер был капитально отремонтирован.

В 2010 году крейсер "Аврора" приказом министра обороны РФ был выведен из состава флота и передан на баланс Центрального военно-морского музея.

26 января 2013 года министр обороны РФ С. К. Шойгу заявил, что крейсер "Аврора" будет отремонтирован, а затем приведён в ходовое состояние.

Фотоэкскурсия по крейсеру "Аврора". Лето 2014 года.

С поверхности воды крейсер выглядит гораздо более величественным, чем с набережной, через паутину проводов и сувенирных палаток.

Носовая часть крейсера. Кстати, раструб на форштевне корабля - "ствол" торпедного аппарата.

Поднимаемся на палубу крейсера...

Запасная лопасть винта.

Крейсер пришвартован к берегу металлическими штангами.

Так подавались снаряды к орудиям.

Французское 152-мм орудие фирмы "Шнейдер".

Откуда "Шнейдер" на "Авроре"? Дело в том, что во время послевоенной реконструкции орудия для "Авроры" собирали, что называется, "с миру по нитке". Найти 14 орудий Обуховского завода не получилось.

Надо сказать, что артиллерийское вооружение крейсера менялось несколько раз.

Когда "Аврору" спускали на воду на ней было 8 152-мм пушек Обуховского завода и 24 75-мм пушек Канэ. Во время ремонта 1908-1909 годов были добавлены ещё 2 152-мм орудия.

Во время Первой Мировой войны были добавлены ещё 4 152-мм орудия. Добавление орудий происходило за счет демонтажа 75-мм пушек.

В 1919-м году годов крейсер был законсервирован, все орудия были сняты и отправлены на фронты Гражданской войны.

В 1923-м году "Аврора" стала учебным кораблем и получила 10 современных 130-мм орудий.

В 1941-м году из 9-ти орудий крейсера была создана стационарная батарея. В сентябре 41-го батарея неделю вела бой в полном окружении и расстреляв все снаряды погибла.

Десятое орудие "Авроры" было установлено на бронепоезд "Балтиец".

В 1947-м году во время послевоенного ремонта на крейсер установили 14 152-мм орудий, собранных по разным арсеналам.

История орудий неглавного калибра и зенитного вооружения ещё более разнообразна...

Проходим во внутренние помещения корабля...

В состав музейной экспозиции, расположенной на батарейной палубе крейсера, включен матросский кубрик, обстановка которого восстановлена по фотографиям. Подробно рассказывается о Цусимском сражении.

Главное место в экспозиции - участие "Авроры" в Октябрьском вооруженном восстании. Большое внимание в экспозиции музея уделено периоду Великой Отечественной войны.

Надо отметить, что в музее содержится много экспонатов, рассказывающих не только об "Авроре", но и об истории российского и советского флота.

Золотые слова...

Якорная лебёдка.

Первый комиссар "Авроры" -А. В. Белышев.

3 августа 1923 года Президиум Центрального Исполнительного Комитета СССР постановил принять шефство ЦИК СССР над крейсером "Аврора". Шефское знамя было вручено крейсеру в 1924-м году.

Стенд посвящённый Великой Отечественной войне. Обломок реи, сбитой немецким снарядом.

30 сентября 1941 года в результате нескольких попаданий немецких снарядов крейсер лёг на грунт у Ораниенбаума. В августе 1944 года "Аврору" подняли и перевели в Ленинград.

Носовое орудие крейсера.


Libmonster ID: RU-12411


Утром 27 февраля 1917 г. матросы крейсера "Аврора", стоявшего у причала Франко- Русского завода на Неве, были назначены на ремонтные работы. Вот уже больше недели рабочие завода бастовали, и матросам приходилось одним ремонтировать корабль, который должен был по расчетам командования к началу летней кампании вступить в строй действующего флота. Казалось, что служба и в этот день будет идти по установленному распорядку. Однако обычный ход жизни корабля был нарушен. В середине дня на крейсер привели трех "агитаторов" (двух солдат и рабочего), арестованных караулом Кексгольмского полка 1 . По распоряжению командира корабля капитана 1-го ранга М. И. Никольского арестованные были посажены в судовой карцер и содержались там втайне от команды. Но вскоре матросы узнали об этом, и многие из них стали выражать недовольство, заявляя, что крейсер - не тюрьма и что надо силой освободить арестованных 2 . Командир корабля вынужден был вызвать караул и передать ему арестованных. Однако когда солдаты стали уводить арестованных с крейсера, доносил Никольский начальнику 2-й бригады крейсеров, часть команды "бросилась от бака к шканцам, крича "ура" и ругая караул. Команды и приказания мои остановиться и отойти от борта и замолчать не были исполнены, и люди продолжали бежать на шканцы. По ним было сделано несколько выстрелов", и группа около 300 человек разбежалась. Один матрос был ранен в грудь, другой упал на лед. Далее Никольский отмечал, что настроение команды "нервное" и он "ручаться ни за что не может" 3 .

На другой день толпа рабочих Франко-Русского завода, сняв матросов с охраны заводской электростанции, двинулась к кораблю. Впереди шли с красным знаменем женщины. Рабочие потребовали от командира корабля разрешения отпустить матросов на берег, но получили отказ. Тогда они, приветствуемые матросами, силой ворвались на крейсер. Весть о победе Февральской революции в столице вызвала у авроровцев небывалый подъем. Захватив оружие и арестовав офицеров, они стали хозяевами корабля. Ненавидимый ими командир корабля М. И. Никольский был убит, а старший офицер П. П. Огранавич - ранен 4 . Команда крейсера перешла на сторону восставшего народа. Вместе с рабочими и солдатами Петрограда она вела борьбу на улицах города с жандармами, громила полицейские участки, освобождала политических заключенных из тюрьмы "Литовский замок".

1 ЦГАВМФ, ф. 407, оп. 1, д. 7924, л. 1.

2 "Правда", 6.IV.1917.

3 См. "Советские архивы", 1967, N 1, стр. 40.

4 "Балтийские моряки в подготовке и проведении Великой Октябрьской социалистической революции". М. -Л. 1957, стр. 19.

Так началось участие легендарной "Авроры" в исторических событиях 1917 года. В то время экипаж корабля состоял из 550 матросов и младших командиров, 14 офицеров, судового врача и священника 5 . 1 марта, в день издания Петроградским Советом известного приказа N 1, на общем собрании команды прямым, равным и тайным голосованием был избран "для внутреннего самоуправления" судовой комитет в составе унтер-офицера Федянина (председатель), унтер-офицера Д. Бахмурцева, фельдфебеля А. Голубева, машиниста С. Бабина, комендора М. Кезля. Затем в комитет были дополнительно введены минно-артиллерийский содержатель Е. Максимов, кочегар А. Кулаков, гальванер Ф. Родимцев 6 . Формально крейсером руководил его командир, но по существу вся власть на корабле находилась в руках судового комитета 7 . Своими постановлениями комитет призвал матросов к революционному порядку и дисциплине, ввел новую организацию судовой службы, создал боевой взвод "на случай требования", разрешил увольнение на берег личному составу, взял под контроль оружие. Судовой комитет "Авроры" был первым комитетом, созданным в военно-морском флоте России. Вслед за ним, в начале марта, возникли комитеты на других кораблях и в частях, положившие начало широкой демократизации флота. В первом составе комитета крейсера было всего лишь два человека, которые сочувствовали большевикам и позднее вступили в ряды этой партии, - С. Бабин и Д. Бахмурцев. Остальные же придерживались меньшевистско-эсеровских взглядов. Из числа избранных в Петроградский Совет четырех депутатов от "Авроры" трое были эсерами, один - беспартийный. Состав членов комитета и депутатов, посланных в Совет, так же как и стихийные действия команды в дни восстания свидетельствовали о том, что влияние большевиков на корабле было еще слабым.

Победа Февральской революции способствовала росту политической активности матросов крейсера. Почти каждый день, обычно на церковной палубе, они проводили митинги и собрания. Наряду со служебными делами довольно часто обсуждались особенности "текущего момента". Более всего волновали матросов вопросы войны и мира, земельный вопрос, отношение к Временному правительству и Петроградскому Совету, демократизация армии и флота. Принимаемые командой резолюции вначале носили оборонческий характер. Показательна в этом отношении резолюция, одобренная общим собранием команды 2 марта. В ней выражалась "защита и поддержка" Временного правительства и Петроградского Совета "в деле организации победы над врагом и водворения порядка в стране"; уверенность, что эти органы власти в скором времени созовут Учредительное собрание, а последнее "установит ту форму правления, которая будет соответствовать воле народа" 8 . Матросы "Авроры", как и многие другие, в силу недостаточной зрелости и организованности тогда еще слабо разбирались в политике. Они наивно верили в правдивость пропаганды меньшевиков и эсеров, что война ведется по необходимости, в интересах страны и защиты революции, что земельный вопрос будет решен Учредительным собранием, а Временное правительство при соответствующем "давлении слева" может изменить свою политику.

Наибольшим влиянием на корабле в те дни пользовались эсеры, которые уже в марте создали свою организацию 9 . Они имели большинство в судовом комитете, задавали тон на митингах и собраниях, находя себе опору среди части матросов - выходцев из крестьян, а также кондукторов, сверхсрочников и офицеров. Развернули свою работу на крейсере и большевики, особенно партийный комитет 2-го городского района, в составе которого находилась "Аврора". С докладами на корабле выступали М. И. Калинин, Б. П. Позерн, В. Володарский и другие известные партийные работники 10 . Они помогали матросам разобраться в сложной политической обстановке, разоблачали предательство соглашательских партий, рассказывали об отношении большевиков к событиям. С созданной в конце марта Военной организацией при ЦК РСДРП (б) 11 матросы крейсера установили связь.

Выдающуюся роль в революционизировании матросов сыграли "Правда", "Солдатская правда" и другие большевистские газеты. 1 апреля "Правда" опубликовала резолюцию моряков корабля, разоблачавшую клевету буржуазной прессы в отношении пролетариата. "Команда "Авроры", - говорилось в ней, - вполне доверяет рабочему классу в деле борьбы за народовластие, будучи уверена, что рабочие в столь тяжелое для страны время окажутся на высоте гражданского долга в борьбе за свободу и землю. Рабочий класс всегда может рассчитывать на поддержку революционного флота в борьбе с врагами внутри и извне". Положительный отклик у команды корабля вызвали Апрельские тезисы В. И. Ленина и решения VII Всероссийской (Апрельской) конференции РСДРП (б). Росту политической сознательности команды способствовало также участие ее представителей в работе Совета депутатов Коломенского района

5 ЦГАВМФ, ф. 989, оп. 4, д. 212, лл. 111 - 127, 162.

6 Там же, ф. р - 187, оп. 1, д. 330, л. 1; ф. р - 201, оп. 1, д. 3, лл. 6 - 7.

7 Приказом Главного морского штаба от 28 февраля командиром крейсера был назначен лейтенант Н. К. Никонов.

8 ЦГАВМФ, ф. р - 187, оп. 1, д. 330, л. 5.

9 Там же, ф. р - 402, оп. 2, д. 130, л. 24.

10 И. М. Кулешов, Б. В. Бурковский. Крейсер "Аврора". Л. 1962, стр. 32.

Петрограда. Уже в первой половине мая этот Совет, в котором депутатами от "Авроры" в апреле - июле были избраны Е. Г. Колеев и В. Н. Масловский 12 , полностью поддерживал политику большевистской партии. Исключительное значение для политического воспитания матросов имели демонстрации и митинги, проводившиеся на улицах Петрограда и на Франко-Русском заводе. В них участвовали и многие авроровцы. Незабываемые впечатления оставили выступления В. И. Ленина, которого морякам привелось услышать два раза: 8 мая в Морском корпусе на общегородском собрании Петроградской организации РСДРП (б), где вождь партии рассказал об итогах Апрельской конференции, и 12 мая на митинге рабочих Франко-Русского, Адмиралтейского и других заводов.

Широкая агитация и пропаганда большевиков благотворно воздействовала на матросов. Многие из них переходили на сторону большевиков. В конце марта - начале апреля комитет РСДРП (б) 2-го городского района столицы принял в ряды партии матросов П. И. Куркова, А. Н. Златогорского, А. В. Белышева, Н. И. Лукичева, Т. И. Липатова и других. На корабле организовалась партийная ячейка, которая в июне насчитывала 42 члена РСДРП (б) 13 . Авторитет большевиков возрастал с каждым днем. На митингах и собраниях крейсера их выступления встречались с явным сочувствием, некоторые большевики были избраны в представительные органы. Так, в июне депутатами в Петроградский Совет были посланы руководители партийной организации унтер- офицеры П. И. Курков и А. Н. Златогорский, членом Центробалта первого созыва стал машинист А. В. Белышев, ряд большевиков вошел в судовой комитет нового состава. Большевики корабля активно откликались на общеполитические вопросы. Они решительно выступили в защиту В. И. Ленина и его соратников, когда буржуазная печать подняла против них кампанию. "Большевики команды крейсера "Аврора", - говорилось в постановлении партийной ячейки от 6 июня, - обсудили вопрос относительно товарища Ленина и его друзей и, признав стойкого и твердого борца за свободу с капитализмом, решили поддерживать его во всякую опасную минуту и будут всегда наготове дать отпор тем буржуям, которые ведут травлю против товарища Ленина" 14 . Страстную статью в защиту большевиков опубликовал 17 июня матрос-большевик Ф. М. Силаев в кронштадтской газете "Голос правды". Многие авроровцы участвовали в массовой демонстрации трудящихся Петрограда 18 июня под лозунгами большевистской партии.

Революционизация экипажа "Авроры" не шла гладко, были и моменты срыва, отражавшие как не изжитые еще оборонческие настроения, так и некоторое изменение обстановки в стране после июльских событий. Об этом свидетельствует, например, массовое пожертвование матросами и офицерами корабля георгиевских золотых крестов, медалей, золотых часов и денежных средств на постройку символического миноносца "Свобода" 15 . (Эта кампания проводилась по инициативе командира линейного корабля "Андрей Первозванный" капитана 2-го ранга И. И. Лодыженского, преследуя ту же цель, что и пресловутый "заем свободы".)

Матросы крейсера активно участвовали в демонстрации 4 июля. Вместе с кронштадтскими моряками и рабочими столицы они направились на Петроградскую сторону; здесь у дворца Кшесинской, где помещался ЦК РСДРП (б), демонстрантов приветствовали с балкона В. И. Ленин, Я. М. Свердлов и А. В. Луначарский. "От дворца Кшесинской, - вспоминал авроровец П. И. Курков, - через Троицкий мост и Марсово поле вышли на Садовую. Но едва поравнялись с углом Невского, как раздались выстрелы, создалась паника, моряки полегли на мостовую, другие прижались к стене... До Таврического дошли не все - там все улицы были забиты солдатами и рабочими" 16 . Матросы вернулись на корабль лишь утром следующего дня. После расстрела мирной демонстрации Временное правительство перешло к репрессиям. Явилась следственная комиссия и на "Аврору". Хотя в демонстрации участвовало большинство команды, к судебной ответственности был привлечен только актив корабля. В тюрьму "Кресты" отправили 7 матросов, из них 5 большевиков 17 .

11 июля в условиях репрессий и нажима со стороны командования флота экипажем крейсера была принята резолюция, оправдывавшая действия Временного правительства и соглашательского Исполкома Всероссийского Совета рабочих и солдатских депутатов в период июльских событий 18 . Не было единодушия среди матросов и при проведении следствия на корабле над руководителями демонстрации. В состав 3-го созыва Центробалта был избран Федянин, который по многим вопросам, обсуждавшимся в комитете, поддерживал оборонцев. Это свидетельствовало о том, что значительная

12 "Районные Советы Петрограда в 1917 г.". Т. I. М. -Л. - 1964, стр. 319 - 321, 329.

13 И. М. Кулешов, Б. В. Бурковский. Указ. соч., стр. 33.

14 "Балтийские моряки в подготовке и проведении Великой Октябрьской социалистической революции", стр. 84 - 85.

15 "Протоколы и постановления Центрального Комитета Балтийского флота". М. - Л. 1963, стр. 72.

16 "Морской сборник", 1927, N 10, стр. 21.

17 М. Пронин. Легендарный крейсер. Л. 1960, стр. 131.

18 См. П. Е. Дыбенко, Из недр царского флота к Великому Октябрю. М. 1928, стр. 110.

часть команды в июле еще колебалась в выборе своей политической позиции. На нее, по словам некоторых авроровцев, оказывал большое влияние "берег" 19 , то есть обстановка и ход событий в Петрограде. Однако бурное нарастание революционных событий, резкие протесты Центробалта и судового комитета крейсера принудили судебные власти прекратить следствие и выдать арестованных на поруки команде.

Как только на крейсере были получены сведения о движении корниловцев на Петроград, авроровцы направили своих представителей в Кронштадт, которые присутствовали 27 августа на заседании местного Совета, призывавшего к повышению бдительности и боевой готовности 20 . Корабль поддерживал постоянную связь с завкомом Франко- Русского завода и Центральным комитетом Всероссийского военного флота. В те тревожные дни матросы несли охрану Зимнего дворца. После подавления корниловского мятежа команда крейсера, убедившись в контрреволюционном характере политики Временного правительства и предательстве соглашательских партий, окончательно перешла на сторону большевиков. В начале сентября на корабле состоялись перевыборы судового комитета. Его председателем был избран А. В. Белышев, секретарем - сигнальщик С. П. Захаров, членами - П. И. Курков, Т. И. Липатов, Н. И. Лукичев и другие. В составе комитета в основном оказались большевики 21 .

В середине сентября общее собрание морских команд Петрограда приняло большевистскую резолюцию с требованием передачи власти в руки Советов. За резолюцию голосовали и представители "Авроры" 22 . 27 сентября общее собрание команды решительно высказалось за партию большевиков, против Временного правительства, за созыв II съезда Советов 23 . Эти решения свидетельствуют о все более возраставшей политической зрелости команды крейсера. К ним готовился весь экипаж корабля. Авроровцы проявили высокую активность при голосовании в Учредительное собрание. За кандидатов большевистской партии по Балтийскому избирательному округу - В. И. Ленина и председателя Центробалта П. Е. Дыбенко - проголосовал 371 человек, что составляло абсолютное большинство 24 .

Крейсер «Аврора» является одним из самых узнаваемых символов Октябрьской революции. Однако история судна включает в себя еще множество событий и военных кампаний, без которых представление об историческом пути крейсера было бы неполным.

Проект крейсера

Строительство крейсера «Аврора» (корабль типа «Диана») началось в 1896 году. Согласно прежней судостроительной программе этого проекта вообще не было в планах флота. Однако в конце XIX века внешнеполитическая ситуация заметно ухудшилась. Началась гонка вооружений с Германией. На этом фоне государство нуждалось в таких новых судах, как «Аврора».

Корабль стал третьим среди крейсеров своего класса (первыми двумя были «Диана» и «Паллада»). Судно было заложено в Новом Адмиралтействе. Его проект принадлежит авторству флотского инженера-конструктора Ксаверия Ратника. Черновой вариант был одобрен в Морском техническом комитете, после чего началась подготовка к строительству.

Весной 1897 года императору Николаю II предложили 12 идей для названия будущего судна. Царь выбрал «Аврору» - имя, перенятое у античной римской богини зари. Церемония закладки состоялась 4 июня. На ней присутствовал генерал-адмирал флота Остальные два крейсера были закончены раньше, чем появилась «Аврора». Корабль делался запоздало из-за того, что исполнитель заказа долго не мог договориться о поставке паровой машины. Общество сначала не хотело передавать ценные чертежи Балтийскому заводу. Наконец конфликт был улажен, а контракт подписан (20 июля).

Начало службы

24 мая корабль «Аврора» был спущен на воду. Церемония состоялась в присутствии императора Николая II, его жены Александры Федоровны и матери Марии Федоровны. Символично, что во время спуска на борту находился моряк, до этого служивший на одноименном фрегате «Аврора», участвовавшем в обороне Петропавловска-Камчатского во время Крымской войны. Установка машин и вспомогательных механизмов началась на следующий день.

Основные технические следующие: длина - 126 метров, ширина - 16 метров, осадка - 6 метров. «Аврора» обладает водоизмещением в 6731 тонн. В качестве двигателя конструкторы выбрали Бельвиля. При мощности около 12 тысяч лошадиных сил корабль мог развивать скорость до 35 километров в час (19 узлов). Экипаж судна составлял 550 матросов и еще 20 офицеров.

Несколько лет корабль проходил испытания, после чего в 1903 году вошел в состав отряда под командованием контр-адмирала Андрея Вирениуса. Дальнейшая судьба судна была связана со Второй Тихоокеанской эскадрой, созданной из-за начавшейся русско-японской войны. Она отправилась в Порт-Артур для того, чтобы разблокировать осажденный порт. Кораблям предстоял долгий путь, который обычно растягивался не меньше чем на год.

Гулльский инцидент

Во время плавания в Балтийском море 22 октября 1904 года произошел серьезный инцидент. Корабли эскадры устроили пальбу по неопознанному в тумане подозрительному судну. Оказалось, что это были английские рыбаки. Двое из них погибли. «Аврора» также попала под дружественный огонь из-за плохой видимости. В судно попало 5 снарядов. Из-за полученного ранения вскоре скончался находившийся на крейсере иеромонах. Событие стало известно как Гулльский инцидент. Из-за ошибки флота отношения России и Великобритании были серьезно испорчены. Для того чтобы выяснить все обстоятельства трагедии стороны согласились на расследование третейского суда. Это был первый подобный случай в мировой практике.

Несмотря на произошедшее, эскадра продолжила свое путешествие. Каким было положение на крейсере «Аврора»? Корабль быстро залатали, и его повреждения не стали причиной возвращения на родину. На острове Мадагаскаре во время стоянки моряки узнали о том, что Порт-Артур пал, а Первая Тихоокенская эскадра погибла.

Цусимское сражение

14 или 27 мая 1905 года по новому стилю корабль «Аврора» принял участие в знаменитом Цусимском сражении. Для Российского флота это было решающее сражение и последняя надежда на спасение всей военной кампании. Вторая тихоокеанская эскадра потерпела сокрушительное поражение. «Авроре» повезло - корабль получил повреждения, но не капитулировал и не был потоплен в отличие от большей части других отечественных судов.

После сражения у крейсера обнаружили 18 попаданий. была перебита, а клюз выведен из строя. Остальные повреждения представляли собой пробоины. 21 мая судно в сопровождении американцев причалило в порту филиппинской Манилы. Корабль был интернирован. Команда дала подписку о неучастии в дальнейших боевых действиях с японцами. «Аврора» оставалась на стоянке в Маниле вплоть до подписания Портсмутского мира, положившего конец войне. Крейсер вернулся на родину 19 февраля 1906 года. Якорь в Либаве был брошен спустя 458 дней после того, как судно отправилось в экспедицию в составе Второй тихоокеанской эскадры.

Первая мировая война

Сразу после начала Первой мировой войны корабль-крейсер «Аврора» прибыл в порт Ревеля в ожидании новых приказов. 26 августа 1914 года в водах Финского залива сел на мель «Магдебург». «Аврора» отправилась на перехват немецкого судна. Русским морякам удалось захватить корабль. Позже он был разобран на металлолом.

Далее последовала длительная стоянка в порту Гельсингфорса. В 1916 году «Аврора» вошла в и помогала сухопутным войскам с помощью плотного артиллерийского огня. Осенью судно отправилось в Кронштадт на ремонт.

Февральская революция

Во время стоянки в Кронштадте капитан Михаил Никольский пытался противостоять политической революционной агитации, которая процветала на местном заводе, где ремонтировалось судно. На предприятиях начались забастовки. Требования рабочих были различными. Кто-то хотел сокращения рабочего дня, другие вообще выступали против властей. В такой ситуации капитан справедливо опасался за моральное состояние своих матросов.

27 февраля был усилен вооружений караул, охранявший крейсер «Аврора». История корабля уже включала в себя опасные морские сражения, но если бы на судне начался бунт, то офицерам рассчитывать было бы просто не на что. Кроме того, агитаторы распространяли слухи о том, что из «Авроры» сделают плавучую тюрьму.

Накануне Февральской революции на судне вспыхнули беспорядки. Матросы перестали подчиняться приказам Никольского, после чего офицеры открыли по ним огонь. Было ранено три человека, один потом скончался от осложнений. Тем временем в Петрограде уже происходили массовые народные манифестации, а власть в столице оказалась фактически парализована.

28 числа напротив «Авроры» началась демонстрация. Рабочие заполонили судно. Когда они узнали о том, что накануне на корабле была стрельба, поднялось возмущение. Недовольные задержали капитана Никольского и еще одного офицера Ограновича. С них были сорваны погоны. Эти двое были до смерти растерзаны толпой в нарастающем хаосе демонстрации. Никольского застрелили за нежелание идти в с красным полотнищем в руках. Офицерам не удалось защитить корабль от агитаторов.

Беспокойный 1917-й

В 1917 году модель корабля «Аврора» еще оставалась боеспособной и относительно современной. Крейсер, несмотря на все издержки войны и революции можно было использовать по прямому назначению. После февральских событий и свержения монархии матросы учредили судовой комитет. Там было много представителей левых партий, но ни одного большевика.

Однако уже летом ситуация в корне изменилась. Сторонники Ленина тщательно работали с армией и флотом. Поэтому они, конечно, не могли обойти стороной столь важный крейсер «Аврора». История корабля кратко была известна всем жителям столицы. Если бы большевикам удалось склонить команду судна на свою сторону, это стало бы безоговорочным успехом.

На «Авроре» выступили самые красноречивые агитаторы партии (например, Михаил Калинин), что подчеркивало ее особое отношение к стоящему на стоянке кораблю. Итог не заставил себя ждать. К лету в комитете уже было 42 представителя РСДРП(б). Матросы стали активно участвовать в большевистских уличных акциях. 4 июля во время массовой демонстрации в Петрограде моряки попали под пулеметный обстрел армии, оставшейся преданной Временному правительству. Скоро начались репрессии против большевиков. Ленин бежал в шалаш в Разливе, а некоторые особенно ретивые матросы «Авроры» оказались под арестом.

Октябрьская революция

В сентябре произошли очередные перевыборы судового комитета. Его председателем был избран большевик Александр Белышев. Капитаном стал Николай Эриксон. Так как ремонт корабля завершился, скоро он должен был отправиться в море. Однако 10 октября большевики на заседании ЦК приняли решение о вооруженном перевороте в Петрограде. «Аврора» им была необходима не просто как хорошо вооруженный крейсер, но еще и как важный символ.

Большевики контролировали не только судно, но и Петроградский совет. Согласно его решению 24 октября матросы оставили корабль в Питере. «Аврора» должна была свести Николаевский мост. Городские власти пытались заблокировать переправы для того, чтобы остановить переворот в столице, и восставшие пытались этому помешать.

В ночь на 25 октября судно вошло в Неву. Капитан Эриксон поначалу сопротивлялся этому решению, но все-таки согласился. Он опасался, что неумелые матросы просто посадят судно на мель. был в руках юнкеров. При приближении «Авроры» они разбежались, и сторонники большевиков смогли восстановить движение через реку.

Холостой выстрел

К утру 25 октября Ленин из Смольного контролировал всю коммуникационную петроградскую инфраструктуру - телеграф, почту, вокзал и т. д. Временное правительство еще оставалось в Зимнем дворце. Большевики собирались обстрелять его с Петропавловской крепости, в случае отказа министров сдать его.

Чем в штурме могла помочь «Аврора»? Тип корабля и его вооружение позволяли произвести сигнальный выстрел. Большевики решили воспользоваться этой возможностью. Днем 25 числа на судно прибыл Владимир Антонов-Овсеенко - глава полевого штаба сторонников Ленина. Он отдал распоряжение о холостом выстреле, который планировалось произвести после сигнала с Петропавловской башни. Кроме того, большевики использовали радио на «Авроре» для передачи воззвания вождя мирового пролетариата.

Холостой выстрел раздался в 21:40. Его произвел комендор Евдоким Огнев. Выстрел послужил сигналом для штурма Зимнего дворца. Кроме того, он заставил запаниковать министров Временного правительства, засевших в своем последнем оплоте. Историки до сих пор спорят о том, существовала ли техническая возможность для полевой стрельбы Авроры по Зимнему дворцу. Некоторые исследователи утверждают, что огня на поражения быть не могло хотя бы из-за места расположения корабля. Так или иначе, но дальнейшая стрельба не понадобилась. Зимний дворец оказался в руках восставших и без помощи «Авроры».

Последующая история

Эпизод, имевший место во время Октябрьской революции, стал самым знаменитым для крейсера «Аврора». История корабля тут же была превращена в важный образ зарождения советской власти. Через три дня после событий в Зимнем дворце он вернулся на ремонт. Скоро «Аврора» вновь стала частью действующего флота.

Летом 1918 года власть большевиков была еще хрупкой. Около Петрограда развивалось наступление белой армии Юденича. Класс корабля «Аврора» ничем не мог помочь боям на земле. Тем не менее было решено использовать крейсер несколько иначе. Тогда же Петроград предстал перед угрозой иностранной интервенции. Большевики хотели затопить «Аврору» и еще несколько кораблей для того, чтобы преградить путь вражеским судам. Однако такой необходимости не возникло.

В мирное время корабль «Аврора», фото которого во время октябрьских событий в Петрограде попало на передовицы многих российских и иностранных газет, стал учебным судном. Крейсер участвовал в нескольких заграничных плаваниях. Во время этих экспедиций набирались опыта новые моряки РККФ. В десятую годовщину революции в 1927 году «Аврора» была награждена орденом Красного знамени.

Последний дальний поход корабль совершил в 1930-м, когда он обогнул Скандинавский полуостров. Далее последовал долгий капитальный ремонт. Однако он не мог сгладить того факт, что судно устарело. К 1941 году его вообще планировали вывести из состава флота, однако этому помешала наступившая война.

Во время блокады Ленинграда «Аврора» подвергалась многочисленным бомбардировкам немецкой авиации. Еще в начале войны советское руководство решило сделать корабль частью системы противовоздушной обороны города. На судне было несколько зенитных орудий, которые могли пригодиться в борьбе с самолетами люфтваффе. Обстрелы привели к тому, что корабль получил множество пробоин. В конце 1941 года матросы были эвакуированы. Пальба по «Авроре» прекратилась только после снятия блокады.

На вечной стоянке

В 1944 году было решено отправить судно на вечную стоянку у Петроградской набережной и сделать из него музей. К тому времени во всем Советском Союзе почти не было таких легендарных памятников, как крейсер «Аврора». Экскурсия по кораблю стала обязательной для туристов Северной столицы.

За несколько последующих десятилетий «Аврора» пережила дюжину реставраций. В 2014 году корабль был отправлен в Кронштадт для очередного ремонта. Планируется, что он вернется на вечную стоянку у Петроградской набережной уже летом 2016-го.

Стоящий в Петрограде крейсер оказался в центре событий двух революций в году. Находясь в тесном контакте с рабочими завода, матросы крейсера «Аврора» были вовлечены в революционную агитацию. Этому способствовала общая обстановка в России, которую война поставила на грань катастрофы. Взаимоотношения офицеров и команды на крейсере накалились до предела. 27 февраля (12 марта) экипаж потребовал от командира выпустить из-под ареста троих заключённых агитаторов. При разгоне последовавшего за этим митинга командир крейсера капитан 1 ранга М. И. Никольский и старший офицер П. П. Огранович открыли огонь по команде из пистолетов; были раненые. Когда 28 февраля (13 марта) 1917 года на крейсере стало известно о совершившейся Февральской буржуазно-демократической революции , матросы вместе с рабочими подняли на корабле красный флаг. Командир корабля был убит, старший офицер ранен, большая часть команды сошла на берег и присоединилась к восстанию.

Для осуществления демократических прав матросов на «Авроре» был избран судовой комитет. По результатам тайного голосования 3 (26) марта по вопросу о форме правления в России единогласно было принято решение, что такой формой является демократическая республика. На протяжении весны-лета-осени 1917 года политическая обстановка на корабле характеризовалась постепенной потерей доверия к Временному правительству России как со стороны матросов, так и со стороны офицеров. Росло влияние партии большевиков на корабле. После кровавых событий 27-28 февраля (13-14 марта) отношения между судовым комитетом и офицерами стали сравнительно нормальными: офицеры не шли против команды в том, что касалось политических убеждений, а судовой комитет не чинил офицерам препятствий в части порядка службы, дисциплины и работы на корабле.

Когда в октябре 1917 года вновь обострилась политическая обстановка в стране и конфликт между Временным правительством и Советами рабочих, крестьянских и солдатских депутатов зашёл в тупик, большая часть команды была на стороне РСДРП(б) . По решению Центрального комитета Балтийского флота уже практически отремонтированная «Аврора» была оставлена в Петрограде и подчинена Петроградскому совету . Матросы крейсера приняли участие в Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде 25 октября (7 ноября) 1917 года: в ночь на 25 октября 1917 года по приказу Военно-революционного комитета Петросовета команда «Авроры» захватила и свела Николаевский мост в Петрограде , соединявший Васильевский остров с центром города. 25 октября в 21:45 холостой выстрел носового орудия «Авроры», произведённый по приказу комиссара Белышева , подал сигнал к штурму Зимнего дворца , где располагалось Временное правительствоrefВ ряде современных исторических публикаций сам факт организованного штурма Зимнего дворца отрицается, соотвественно главной целью холостого выстрела бакового орудия «Авроры» указывается оказание психологического воздействия на немногочисленных оставшихся защитников дворца./ref.

28 ноября (11 декабря) 1917 года «Аврора» после ремонта вернулась во 2-ю бригаду крейсеров в Свеаборге. После декрета о роспуске старого флота и организации нового РККФ на добровольных началах, большая часть команды демобилизовалась. На корабле осталось лишь 40 человек, необходимых для текущих работ и охраны. В 1918 году в России началась гражданская война. Летом 1918 года крейсер, которые уже невозможно было поддерживать в состоянии боеготовности, был переведен в Кронштадт и выведен в резерв, как и большинство крупных кораблей флота. 152-мм орудия «Авроры» были сняты и отправлены в Астрахань для вооружения плавучих батарей. Большинство моряков крейсера ушла частью на фронты гражданской войны, частью просто по домам. В 1922 году корабль был передан Кронштадтскому порту на долговременное хранение (законсервирован).

Драматические события ночи с 25 на 26 октября 1917 года овеяны огромным количеством мифов, о них снято множество художественных фильмов, написаны книги. Но и почти сто лет спустя дым от холостого выстрела "Авроры" не рассеялся...

Зимний. "Со всех сторон был окружен..."

Хмурое утро 25 октября 1917 года. Зимний дворец, фактически отрезанный от города, лишен связи с внешним миром, его обороняют триста казаков Пятигорского полка, полурота женского батальона и юнкера. Вокруг - хмельно веселящаяся петроградская толпа. Вооруженные красногвардейцы фланируют по ближним улицам пока вполне безобидно.

Все изменилось вмиг.

Из воспоминаний Александра Зиновьева - Главного управляющего северо-западного Отделения Красного Креста:

"Я, как всегда, утром отправился в свое Управление Красного Креста. Там, где мне приходилось проходить, все еще было спокойно и ничего особенного не было заметно. Но около 11 часов утра, на Литейной против окон нашего Управления, вдруг, как-то неожиданно появились вооруженные ружьями рабочие вперемешку с матросами. Началась перестрелка, - они стреляли по направлению к Невскому проспекту, но противника их не было видно... В амбулаторию, находившуюся тут же в здании нашего Управления, стали приносить раненых и убитых... Стрельба эта продолжалась часа два, и потом все затихло, стрелявшие рабочие и матросы куда-то исчезли... Но скоро стали получаться сведения, что восстание всюду было успешно, телефонная станция, водопровод, станции железных дорог и другие важные пункты города были уже в руках большевиков и весь Петербургский гарнизон к ним присоединился...

Совет рабочих и солдатских депутатов сидел тише воды и ниже травы, Министры Временного правительства заперлись в Зимнем дворце, где большинство их и жило. Дворец защищался только юнкерами, то есть учениками военных училищ, подготовлявших офицеров, и женским батальоном, недавно сформированным Керенским. Дворец со всех сторон был окружен большевиками, солдатами и матросами...

Когда вечером, часов около 6, я шел домой, в той части города, через которую мне надо было проходить, все было тихо и спокойно, улицы были пустые, движения никакого не было, даже пешеходов я не встретил... Дом, в котором мы жили, был совсем близко от Зимнего дворца, - минут пять ходьбы, не больше. Вечером, после обеда около Зимнего дворца началась оживленная стрельба, сначала только ружейная потом к ней присоединился треск пулеметов".

Госпиталь. "А также больные-"позвоночники"

Премьер-министр Временного правительства Александр Керенский срочно выехал в Гатчину, надеясь привести в столицу верные Временному правительству войска. Он отнюдь не бежал из Зимнего согласно послереволюционной легенде, закрепившейся потом в школьных учебниках. И впоследствии, узнав об этой "трактовке", сильно переживал:

"Передайте там у себя в Москве - у вас же есть серьезные люди: скажите им, пусть перестанут писать эту глупость обо мне, что я из Зимнего дворца убежал в женском платье!.. Я уехал на своей машине, ни от кого не скрываясь. Солдаты честь отдавали, в том числе и те, которые с красными бантами. Я вообще никогда не надевал женских туалетов - даже в детстве, в шутку...", - в беседе с журналистом Генрихом Боровиком (Опубликовать интервью, взятое в 1966 году в Париже, конечно, тогда не удалось, и рассказал этот сюжет Боровик "Российской газете" уже в 2009 году).

Не подлежали опубликованию в советское время и документы, проливающие свет на появление живописных деталей (Керенский, как гласила официальная версия, переоделся в платье сестры милосердия). Дело в том, что Зимний дворец с 1915 года перестал быть цитаделью российской монархии - здесь был открыт госпиталь. Как сообщал Правительственный вестник, "в императорском Зимнем дворце высочайше разрешено отвести под раненых парадные залы, выходящие на Неву, а именно: Николаевский зал с Военною галереею, Аван-Зал, Фельдмаршальский и Гербовый - всего на тысячу раненых". Торжественное открытие госпиталя состоялось 5 октября, в день тезоименитства престолонаследника - цесаревича Алексея Николаевича. Его именем по решению царской семьи и назвали госпиталь - во избавление наследника от гемофилии.

В палаты превратились восемь самых больших - и самых великолепных - парадных залов 2го этажа. Роскошные стены затянули холстом, наборные полы покрыли линолеумом.

"Больные были размещены соответственно ранениям. В Николаевском зале, вмещавшем 200 коек, лежали раненные в голову, в горло и грудную клетку. А также очень тяжелые больные - "позвоночники" ... В Гербовом зале находились больные с ранами в брюшной полости, бедре и тазобедренном суставе... В Александровском зале лежали больные, раненные в плечо и спину", - вспоминала сестра милосердия Нина Галанина.

На 1-м этаже разместили приемный покой, аптеку, кухню, ванные, врачебные кабинеты. Госпиталь был оборудован по последнему слову науки и техники - самая совершенная аппаратура, новейшие методы лечения.

Сотни бойцов, проливавших кровь за Россию на фронтах мировой войны, тоже были застигнуты революцией врасплох.

Смольный. "Ильич готов был нас расстрелять"

Тем временем в Смольном уже вторые сутки, с 24 октября, бурлил II Всероссийский Съезд Советов. Ленин, сидя на конспиративной квартире у Маргариты Фофановой, "бомбардировал" товарищей по партии записками о необходимости немедленного начала штурма. Дипломированный юрист, выпускник Петербургского университета, он не мог не осознавать, что подстрекает к совершению государственного переворота - ведь Временное правительство де-юре могло передать власть только Учредительному собранию. Но жажда власти была сильнее "предрассудков" закона.

Товарищи! Я пишу эти строки вечером 24-го, положение донельзя критическое... Нельзя ждать!! Можно потерять все!!. Правительство колеблется. Надо добить его во что бы то ни стало!"

Наконец, не вытерпев, Ленин направляется в Смольный. Луначарский вспоминал: "Ильич готов был нас расстрелять". Ленин поднялся на трибуну, перехватив эстафету на трибуне у Троцкого; тот уже "разогрел" делегатов. Меньшевики, эсеры, представители иных партий и даже умеренного крыла РСДРП(б) пытались настоять на мирном и, что не менее важно, - законном - разрешении кризиса. Тщетно...

В Смольном царила несколько истерическая эйфория, в полутемном и беззащитном Зимнем - нервозная растерянность.

Зимний. "Бессилие и малочисленность защитников..."

Член Чрезвычайной Следственной комиссии, расследовавшей дела бывших царских министров (была учреждена после Февральской революции по приказу Временного правительства), полковник Сергей Коренев, находившийся в ту ночь во дворце, вспоминал:

"Бессилие и малочисленность наших защитников - юнкеров, которым начальство не может даже удосужиться выдать необходимые боевые припасы, это очевидное отсутствие во всем деле обороны направляющей воли, эти сонные генералы и их надежды, что если не кривая, то Керенский выручит. А тут еще все та же проклятая "Аврора", хитро подмигивающая нам жерлами своих пушек, которые, хотя и не будут стрелять, - как уверяют нас в этом наши полководцы, но все же очень подозрительно смотрят прямо нам в окна".

Это картинка - после полудня 25 октября. Примерно в это же время во дворец вошли американский журналист Джон Рид с женой и другом. Охрана их не пустила по "удостоверениям из Смольного" в ворота Собственного сада со стороны площади, но они беспрепятственно прошли через ворота с набережной, предъявив американские паспорта. Поднялись по лестнице к кабинету министра-председателя, которого, естественно, не застали. И пошли бродить по дворцу-госпиталю, разглядывая картины. "Было уже довольно поздно, когда мы покинули дворец", - напишет Джон Рид в книге "10 дней, которые потрясли мир".

А около 23 часов (упомянутые Кореневым "полководцы" ошиблись) "Аврора"-таки выстрелила. Из орудия N 1, холостым залпом, эхо которого разнеслось по городу. И вот это вызвало уже настоящую канонаду: открыли стрельбу пушки Петропавловской крепости. И отнюдь не холостыми снарядами.

Стреляли по госпиталю.

По безоружным, беззащитным, лежачим раненым в залах-палатах Зимнего. По тем самым рабочим и крестьянам, одетым в солдатские шинели, во имя которых якобы совершался захват власти.

"Аврора" . Письмо в редакции Петрограда

Тень подозрений в позорной стрельбе по лежачим пала на крейсер, что побудило его команду отправить 27 октября во все газеты Петрограда весьма эмоциональное письмо:

"Ко всем честным гражданам города Петрограда от команды крейсера "Аврора", которая выражает свой резкий протест по поводу брошенных обвинений, тем более обвинений не проверенных, но бросающих пятно позора на команду крейсера. Мы заявляем, что пришли не громить Зимний дворец, не убивать мирных жителей, а защитить и, если нужно умереть за свободу и Революцию от контрреволюционеров.

Печать пишет, что "Аврора" открыла огонь по Зимнему дворцу, но знают ли г-да репортеры, что открытый бы нами огонь из пушек не оставил бы камня на камне не только Зимнего дворца, но и прилегающих к нему улиц. А разве это есть. Разве это не ложь, обычный прием буржуазной прессы забросать грязью и не основательностью фактов происшествий строить козни рабочему пролетариату. К вам обращаемся мы, рабочие и солдаты города Петрограда. Не верьте провокационным слухам. Не верьте им, что мы изменники и погромщики, а проверяйте сами слухи. Что же касается выстрелов с крейсера, то был произведен только один холостой выстрел из 6дюймового орудия, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающих их к бдительности и готовности.

Просим все редакции перепечатать.
Председатель судового комитета
А. БЕЛЫШЕВ.
Товарищ председателя П. АНДРЕЕВ".

Большинство снарядов, летевших с Петропавловской крепости, разорвались на Дворцовой набережной, шрапнелью было выбито несколько стекол в Зимнем. Два снаряда, выпущенных из Петропавловской крепости, попали в бывшую приемную Александра III.

Зачем штурмующие стреляли из гаубиц по фактически безоружному, почти не охраняемому дворцу? Ведь еще до истечения ультиматума, предъявленного Военно-революционным комитетом (ВРК) Временному правительству, с белыми полотнищами в руках Зимний дворец покинули казаки и ударницы женского батальона. Палить из пушек по нескольким десяткам мальчиков-юнкеров никакого смысла не имело. Скорее всего, то была психическая атака...

Ну а Петроград словно и не замечал свершавшихся в ту ночь фатальных событий.

Зимний. Юнкеры отпущены "под честное слово"

"... На улицах все буднично и обыкновенно: привычная глазу толпа на Невском, по-всегдашнему ходят переполненные трамвайные вагоны, торгуют магазины нигде не обнаруживается пока никакого скопления войск или вообще вооруженных отрядов... Только уже у самого дворца заметно необычное шевеление: на Дворцовой площади передвигаются с места на место правительственные войска. Их по сравнению со вчерашним днем как будто убыло

Зимний дворец снаружи принял уже более боевой вид: все его выходы и проходы, ведущие на Неву, облеплены юнкерами. Они сидят у ворот и дверей дворца, галдят, хохочут, бегают по тротуару в перегонки", - записал очевидец.

Защитники дворца толком не знали его логистики: как выяснилось, войдя в Зимний с набережной Невы, они не могли найти дорогу ни к кабинетам Временного правительства, ни к выходам со стороны Дворцовой площади. В этом смысле и защитники дворца, и штурмующие были примерно в одинаковом положении. Бесчисленные коридоры дворца и переходы из него в Эрмитаж никем не охранялись по той же причине - никто из военных просто не знал их расположения и не имел под рукой плана здания.

Пользуясь этим, большевистские активисты беспрепятственно проникали во дворец со стороны Зимней канавки. Их становилось все больше, а защитники все не могли обнаружить "протечку".

Вот так, поднявшись по узкой маленькой лестнице, ведущей в личные покои Ее Величества, поплутав по коридорам дворца, отряд Владимира Антонова-Овсеенко в начале третьего утра 26 октября и попал в полутемный Малахитовый зал. Услышав голоса в соседнем помещении, Антонов-Овсеенко распахнул дверь в Малую столовую. Вслед вошли остальные "эмиссары" ВРК.

За небольшим столом сидели министры Временного правительства, перебравшиеся сюда из Малахитового зала: окна там выходят на Неву, а риск продолжения обстрела из Петропавловской крепости сохранялся. После секундной паузы - обе стороны были шокированы столь простой и быстрой развязкой - Антонов-Овсеенко с порога произнес: "Именем ВРК объявляю вас арестованными".

Министры были арестованы и доставлены в Петропавловскую крепость, офицеры и юнкера отпущены "под честное слово". А Антонов-Овсеенко вернулся в Смольный, где известие о "низложении и аресте Временного правительства" было встречено овациями и пением "Интернационала". (Двадцать лет спустя, в 1937-м, Антонова-Евсеенко арестуют как "врага народа" и расстреляют за "контрреволюционную деятельность"; возникшая в беззаконии власть беспощадно расправлялась с породившими ее).

Госпиталь. "Старшая сестра сидела под арестом..."

Пока в Смольном пели "Интернационал", в залы Зимнего, заполненные тяжелоранеными, ворвались революционные отряды. Бригады красноармейцев и вооруженных рабочих, как свидетельствуют документы, "принялись срывать бинты с раненых, имевших лицевые ранения: эти палаты находились в зале, ближайшем к апартаментам правительства" - искали "замаскировавшихся под раненых" министров. Вот как вспоминала об этом медсестра Нина Галанина, дежурившая 26 октября в лазарете Зимнего дворца:

"Как только наступило утро 26/Х, я... поспешила в город. Прежде всего мне хотелось попасть в госпиталь Зимнего дворца... Пробраться туда оказалось не так легко: от Дворцового моста до Иорданского подъезда стояла тройная цепь красногвардейцев и матросов с винтовками наперевес. Они охраняли дворец и никого к нему не пропускали. Через 1-ю цепь, объяснив, куда я иду, прошла сравнительно легко. Когда проходила вторую, меня задержали. Какой-то матрос зло крикнул товарищам: "Чего смотрите, не знаете, что Керенский переодет сестрой?" Потребовали документы. Я показывала удостоверение... с печатью госпиталя Зимнего дворца. Это помогло - меня пропустили... Я вошла, как бывало сотни раз раньше, в Иорданский подъезд. Там не было на месте привычного швейцара. У входа стоял матрос с надписью "Заря свободы" на бескозырке. Он разрешил мне войти.

Первое, что бросилось в глаза и поразило, - это огромное количество оружия. Вся галерея от вестибюля до Главной лестницы была завалена им и походила на арсенал. По всем помещениям ходили вооруженные матросы и красногвардейцы. В госпитале, где был всегда такой образцовый порядок и тишина; где было известно, на каком месте какой стул должен стоять, - все перевернуто, все вверх дном. И всюду - вооруженные люди. Старшая сестра сидела под арестом: ее караулили два матроса... Лежачие раненые были сильно напуганы штурмом дворца: много раз спрашивали, будут ли стрелять еще. По возможности я старалась их успокоить... На следующий день, 27-го октября, раненых начали отправлять в другие лазареты Петрограда. 28 октября 1917 года госпиталь Зимнего дворца был закрыт".

Зимний. "Меня провели к коменданту дворца..."

Александру Зиновьеву, Главному управляющему северо-западного Отделения Красного Креста, рано утром 26 октября позвонил дежурный Управления Красного Креста и сообщил, что Зимний дворец взят большевиками, а сестры милосердия, находившиеся во дворце, арестованы. Он немедленно отправился туда.

"Всюду были разбросаны ружья, пустые патроны, в большой передней и на лестнице лежали тела убитых солдат и юнкеров, кое-где лежали и раненные, которых не успели еще унести в лазарет.

Я долго ходил по так хорошо знакомым мне залам Зимнего дворца, стараясь найти начальника солдат, захвативших дворец. Малахитовая зала, где обычно Императрица принимала представлявшихся ей, - была вся как снегом покрыта разорванными бумажками. Это были остатки архива Временного правительства, уничтоженного перед тем, что дворец был захвачен.

В лазарете мне сказали, что сестры милосердия были арестованы за то, что они скрывали и помогали скрываться юнкерам, защищавшим дворец. Обвинение это было совершенно верное. Многие юнкера, перед самым концом борьбы бросились в лазарет, прося сестер милосердия спасти их, - очевидно сестры помогали им скрываться, и благодаря этому действительно многим из них удалось спастись.

После долгих поисков мне удалось добиться кто был теперь Комендантом дворца и меня провели к нему... Со мной он был очень приличен и корректен. Я объяснил ему в чем дело, сказал, что в лазарете лежат около 100 раненых солдат, и что сестры милосердия необходимы для ухода за ними. Он сразу же приказал их освободить под мою расписку, что они не уедут из Петербурга до суда над ними. Этим дело и кончилось, никакого суда над сестрами никогда не было, и никто их больше не беспокоил, в то время у большевиков были более серьезные заботы".

P.S. Все произошло столь стремительно и неправдоподобно легко, что мало кто сомневался: большевики будут еще более временными, чем Временное правительство...