Памятник борцам революции на марсовом поле. Памятник борцам революции

Расположен по адресу: Тюмень, .

Дата установки: 1957 год.

Материал: мрамор, чугун.

Описание

Памятник представляет собой скульптуры двух человек с флагом и оружием в руках, расположенных на постаменте. На лицевой стороне постамента – слова: «Павшим борцам революции от трудящихся Тюмени». С обратной стороны памятника – текст: «1918 год. На станции Подъем погибли от рук белогвардейцев 14 моряков и 4 красногвардейца». Далее – список из 18 фамилий. С левой стороны памятника – текст: «1918 год. Пали смертью храбрых в боях с белыми на станции Вагай». Далее – список из 6 фамилий. «Взорвав броневик, сгорели с пением интернационала тт. Дульнис, Ольберх, Полтавцев и 6 красногвардейцев». С правой стороны постамента – текст: «1918 год. Погибли в бою на станции Заводоуковская тт. Потапов и Васильев, в боях на станции Ишим отдали жизнь 30 красногвардейцев. 1921 год. Зверски замучен кулаками губернский комиссар Инденбаум».

Историческая справка

5 июля 1918 года 48 тел со станции Вагай (по данным краеведа А. Петрушина – 46 чел., по другим данным – 9) и других мест боев были привезены в Тюмень. Здесь останки погибших героев с воинскими почестями были похоронены в братской могиле в саду, разбитом на Александровской площади. 9 июля 1918 года совет Тюменского городского хозяйства вынес постановление о переименовании площади в Сад Октябрьской революции; сейчас это площадь Борцов революции.

15 июля 1918 года здесь же похоронили красногвардейцев, погибших на станциях Карман и Подъем, где белогвардейцы пытались захватить участок железной дороги Тюмень – Екатеринбург. В начале 20-х годов на братской могиле установили деревянный памятник в виде колонны, которую венчала буденовка с красной звездой. Через несколько лет колонну заменили деревянным обелиском.

К сорокалетию советской власти провели творческий конкурс на лучший проект памятника Борцам революции. В 1957 году скульпторами Евгением Герасимовым и Алексеем Ремизовым (во многих источниках почему-то не указывают второго автора) был создан монумент – сначала гипсовый, затем на станкостроительном заводе его отлили из чугуна. Надписи на постаменте рассказывают о трагедии.

В 1984 году монумент реставрировали: поврежденный белый постамент заменили новым, украсив его лабрадоритом и сделав, таким образом, благородно-темным. Скульптуру развернули на 90 градусов.



Текст:

Еще раз о памятнике Павшим борцам революции // Возрождение исторического центра г. Тюмени. Тюмень в прошлом, настоящем и будущем: материалы науч.-практ. конф. / Инспекция по охране и использованию памятников истории и культуры г. Тюмени, Тюм. гос. ун-т; отв. ред. В. В. Московкин. – Тюмень: Вектор Бук, 2004. – С. 62-64.

Иваненко, А. Памятник Борцам революции // Иванеко А. Прогулки по Тюмени / А. Иваненко. – Тюмень, 2006. – С. 55-56.

Рощевская, Л. П. Памятник павшим борцам революции // Памятники и памятные места Тюменской области. – Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1980. – С. 114.

Ранее у Потешного поля (Царицина луга, Марсова поля) была дурная слава. Это болотистое место считалось странным и неприятным. Поговаривали о резвящихся на нем русалках, о завывающих звуках, и блуждающих огнях.

В начале XVIII века к западу от Летнего Сада была незастроенная территория, которую называли «Потешное поле» или «Большой», а позже «Царицын луг». На лугу проходили военные парады.

Затем тут были построены казармы и на Марсовом поле был плац Павловского полка. Тут было пыльно и ходили даже пыльные смерчи)))

В память об основателе полка в павловцы негласно набирали невысоких курносых блондинов или рыжих. В солдатской песне XIX века «Журавле» про павловцев пели:
Кто курносы как телята?
Это павловцы ребята.

Когда смысл в плацу отпал, поле опять пришло в запустение. Жизнь тут кипела только зимой - здесь строили большие горки и катались с них.

По праздникам разворачивали "Парки развлечений" и днем тут отдыхал народ. Царицыном лугу, который позже стали называть Марсовым полем, находился Малый театр, или театр Книппера.
Он находился в скромном деревянном здании в 90-е годы XVIII века... и стоять бы ему, пока фундамент не обвалится, и балки не рухнут, отражая в окнах марширующих солдат, если бы не служил в то время петербургским генерал-губернатором Николай Петрович Архаров...

Однажды на параде Павел I, оценив однообразную красивость «пехотных ратей и коней», вскользь заметил, что театр тут, пожалуй, не к месту. Архаров, ловивший каждое царское слово, приказал своим «архаровцам» театр снести. И за ночь от Малого театра ничего не осталось. Вообще ничего, «архаровцы» даже землю разровняли. На утро весь Петербург обсуждал потрясающую новость: Малый театр исчез!

Об исчезновении храма Мельпомены доложили императору. Павел рассердился и вызвал Архарова для объяснений. Как оправдывался Архаров - история умалчивает, но, увы, уже нельзя было ничего исправить. Малый театр погиб, но и карьера Архарова погибла тоже. Он был отставлен от должности и удалён в своё имение... а полицейский он был знатный...

Ночами тут случались и иные странные, даже мистические случаи. В 1905 году жандармский унтер-офицер, проезжал с нарядом около Марсова поля. Услышав непонятные звуки из темноты, жандарм рискнул в одиночку проверить, кто там шумит... и больше его никто не видел. Утром лишь поймали испуганную лошадь и помятую жандармскую фуражку со следами непонятного вещества, напоминающего рыбью слизь.

На Марсовом поле провели первенство мира по конькобежному спорту и первый международный хоккейный матч.

Не все знают что тут чуть было не появился театр с залом на 2070 человек. Планы были...

Построить театр оперы должен был главный архитектор театров императорского двора Шрётнеру В.А. Фасад театра должен был смотреть на Неву.

Но не сбылось, а наверное зря. то лучше чем кладбище в центре города.

Ныне все уже не страшно)))

Тени вечером у нас сильные...

Народ и гуляет и играет))) в-е-с-н-а...

Сейчас песочек остался только в центре Марсова поля.

Поймал солнышко в фонарь))

Летом тут флешмобы проходят - бои с подушками))) поле ведь Марсово...

Фонари здесь с дореволюционные, они переехали с Николаевского моста. Ныне

Затем тут устроили кладбище революционеров. Оно добавило мистической жути рассказам о мрачных тайнах Марсового поля.

Первые 180 гробов в издревле проклятую землю опустили 23 марта 1917 года, и погребения продолжались здесь до середины 30-х годов. Тут и финские революционеры и латышские стрелки...
Последним похороненным, был секретарь Ленинградского горкома ВКП(б) Иван Газа. После этого кладбище объявили историческим памятником.

Мемориальный комплекс в центре площади создан архитектором Л. В. Рудневым, победившим в конкурсе, проведённом весной 1917 года.

Первоначально мемориал носил название «Героям-борцам за свободу России, павшим жертвою в этой борьбе» и был посвящён жертвам Февральской революции.

Комплекс был завершён в 1918 году и был дополнен высеченными на камнях текстами А. В. Луначарского.

Тут похоронен и Руднев, который (якобы) был членом мистической секты поклонников Миктлантекутли (бог мертвецов или бог подземного мира индейцев Центральной Америки).

Якобы Руднев Лев Владимирович очень интересовался эзотерическими знаниями, изучал культы мертвых и ему удалось разгадать многие тайны вечной жизни. Именно в этом мемориальном монументе жертвам революции он воплотил идеи погребальных храмов ацтеков и майя. И они теперь вечно живые...

Считается, что все построено по индейскому фен-шую и это место способно накапливать темную силу мертвых, а само место - портал, по которому можно попасть в потусторонний мир и даже вернуться обратно. Аллилуйя! На всякий случай плюю через плечо.. на кошку (не специально, просто подвернулась).

В юности я сюда возлагал цветочки после свадьбы. Не знал еще о всех ужасах. Говорят - плохая примета))) - правду говорят...

Это я с женой у Марсова поля... но вернемся в полю.

В середине 1970-х годов ленинградский социолог С. И. Балмашев изучал проблемы современного брака и с удивлением выяснил, что лидером по разводам был Дзержинский район города. Здесь на тысячу зарегистрированных браков приходилось до шестисот распавшихся семей в год, что значительно выше чем в других районах.

При этом большинство разводов случались сразу же после бракосочетания и основной причиной служило пьянство, либо совершение преступления с осуждением одного из супругов.

Ломая голову над этим феноменом, Балмашев исследовал все что можно и не нашел ему объяснений, кроме того, что все брачущиеся обязательно возлагали цветы на местах боевой и трудовой славы.
Каждый из шестнадцати загсов имел свое место для проведения нового советского обряда. И Дзержинскому районе досталось Марсово поле.

Балмашев даже нашел женщин, которые утверждали, что на Марсовом поле к свадебным процессиям пристраивался какой-то облезлый и неестественно бледный тип.

Он появлялся неизвестно откуда и столь же внезапно пропадал, словно растворяясь в воздухе... а затем кто-то умирал или съезжал мозгами с пути истинного.

Балмашев выступил с докладом на расширенном заседании городского партхозактива и этого ему не простили. Связать счастье новобрачных с возложением цветов на могилы революционеров почситали идеологической диверсией. Балмашева пропесочили в прессе, исключили из партии и с позором выгнали из института, где он проработал двадцать лет...

В мае 1936 года в психиатрическое отделение больницы им. Фореля был доставлен рабочий Патрушев. Карета «скорой помощи» увезла его прямо с Марсова поля, где он в одночасье сошел с ума.

Патрушев был на хорошем счету, работал на заводе. Вечером он купил в магазине четвертинку водки и по дороге домой решил культурно отдохнуть на скамейке, недалеко от памятника павшим борцам революции.
Он собрался было уже приступить, как увидел стоящего рядом с ним маленького опухшего мальчика с запавшими глазами от которого исходил тошнотворный запах.

Патрушев успел крикнуть «Сгинь, нечисть!» — но зомби бросился на него укусил за руку. Патрушев его попытался отпихнуть и мальчик на его глазах рассыпался в прах. Мальчик тут деуствительно был похоронен - юный артист-агитатор Котя Мгебров-Чекан.

На душераздирающие крики рабочего прибежали люди, которые и вызвали врачей. Психиатр Андриевич откровенно признался, что еще не встречал в своей практике подобного случая помешательства за столь короткий срок. Через три дня Патрушев умер от общего заражения крови.

В этом году исполняется 95 лет со дня открытия памятника-мемориала «Борцам революции» на Марсовом поле, расположенного в Центральном районе Санкт-Петербурга между Суворовской площадью, набережной реки Мойки, Летним садом и зданием бывших казарм Павловского лейб-гвардии полка (арх. В.П.Стасов).

Внешний вид памятника сдержанный по своим архитектурными формам - квадратная в плане стена из прямоугольных блоков кованного серого гранита, внутри которой расположены 12 памятных плит с именами героев, погибших в Февральскую и Октябрьские революции, а в центре – горелка «Вечного огня». Памятник был открыт 7 ноября 1919 г.

В справочнике «Памятники Санкт-Петербурга», изданном Музеем городской скульптуры дана краткая историческая справка о создании памятника. В ней сказано, что «в дни Февральской революции 23-27 февраля 1917 г. в уличных боях Петрограда погибло более 400 и пострадало 1382 человека. Для организации траурно-торжественной церемонии погребения создана специальная комиссия во главе с М.Горьким. Писателем было поддержано предложение группы архитекторов во главе с И.А.Фоминым о захоронении умерших на Марсовом поле. В ходе конкурса на проект мемориала лучшим признан проект архитектора в Л.В.Руднева. После Октябрьской революции комиссию по строительству возглавил А.В.Луначарский, им же составлены восемь надписей для торцевых плит. Проект надписей выполнил художник В.М.Конашевич и Н.А.Тырса. В 1919 году архитектурная мастерская Петроградского Совкомхоза провела конкурс на лучшую планировку Марсова поля. Было поддержано предложение А.Н.Бенуа о создании на Марсовом поле низкого партерного сада. В 1920-1926 гг. по проекту И.А. Фомина выполнена планировка и создан партерный сквер.

По первоначальному замыслу, центр Марсова поля должен был стать пантеоном погибших только в февральскую революцию. Но с захоронением на внутренней площадке в 1918 г. В. Володарского Марсово поле становится некрополем павших во время Октябрьской революции и Гражданской войны. В 1929-1932 гг. во внутреннем объеме на могилах установлены мемориальные плиты с именами похороненных. 6 ноября 1957 г. на Марсовом поле был зажжен «вечный огонь», сооруженный по проекту архитектора С.Г.Майофиса».

Еще в начале апреля 2014 г. трудно было прочесть имена героев на гранитных плитах – краска, с покрытых пылью букв, полностью выцвела. Музейная Служба по текущему уходу за памятниками города выполнила профилактическую промывку гранитных стен мемориала и плит, восполнила тонировку текста памятных надписей.

Возможно, когда-нибудь вокруг «Вечного огня» и на вытоптанных дорожках опять появятся красивые клумбы с цветами, и это место будет радовать горожан и гостей нашего города.

Категория историко-культурного значения

Федерального значения

Вид объекта

Ансамбль

Основная типология

Памятник градостроительства и архитектуры , Памятник истории

Сведения о дате создания

Адрес объекта (местонахождение)

г. Санкт-Петербург, Марсово поле

Наименование, дата и номер решения органа государственной власти о постановке объекта на государственную охрану

Постановление Правительства Российской Федерации "О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге" № 527 от 10.07.2001 г.

Описание предмета охраны

Объемно-пространственное и планировочное решение территории: местоположение мемориального комплекса на территории, ограниченной с севера – Миллионной ул., с востока – наб. Лебяжьей канавки, с юга - наб. р. Мойки, с запада – Марсовым полем; состав объекта: 1. Мемориал; 2. Сад-партер; 3. Братские могилы погибших во время Февральской и Октябрьской революций, в годы Гражданской войны; 4. Могилы участников Гражданской войны, деятелей Коммунистической партии и советского государства; историческая объемно-пространственная композиция, включая местоположение мемориала, сада-партера, 16 фонарей-торшеров, визуальные связи с акваторией р. Невы, р. Мойки, Летним садом, Троицким мостом, Марсовым полем. I. Мемориал, 1917-1919 гг., арх. Руднев Л.В., худ. Конашевич В.М., 1957 г., арх. Майофис С.Г. (реконструкция) Объемно-пространственное решение и конструктивная система: квадратная в плане мемориальная композиция, сложенная из каменных блоков – материал (красный овоидный гранит (рапакиви), конструкция (ступенчатая), обработка поверхности блоков (бучардирование); восемь (по две с каждой стороны памятника) гранитных стел на цоколе, с полуциркульным завершением; мощение гранитными плитами по внешнему и внутреннему периметру стен и центральной площадки; восемь гранитных блоков на консолях, оформляющих торцы стен, характер и содержание надписей (автор текстов – А.В. Луначарский); двенадцать надгробных гранитных плит – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольная), характер и содержание надгробных надписей; стилизованная, квадратная в плане, чаша вечного огня – материал (гранит, металл). II. Сад-партер, 1920-1923 гг., арх. Фомин И.А., садовый мастер Катцер Р.Ф. Объемно-пространственное решение и планировочное решение: историческая объемно-пространственная композиция сада-партера; историческая регулярная, четырехчастная с центральной аллеей и площадкой, планировка; конструкция садово-парковых дорожек – набивные из высевок красного гранита на щебеночном основании; углы пересечения диагональных аллей оформлены солитерными посадками; периметр по западной, восточной и южной границам сада оформлен аллеями из формованных деревьев; углы газонов закреплены декоративными кустарниками; историческое газонное ограждение; 16 фонарей-торшеров (перенесены с Благовещенского моста) – местоположение (центральная площадка сада), исторические габариты, материал (чугун, стекло), архитектурно-художественное решение (колонна, канеллированная в верхней части и декорированная поясом из листьев аканта, с основанием в виде восьмигранной тумбы); парковые фонари – габариты, конфигурация, историческое художественное решение (металлический столб, декорированный чугунными муфтами, на чугунном пьедестале, со светильником в виде стеклянного шара на чугунной розетке); садовые диваны на чугунных ножках, с сиденьями из деревянного бруса, цвет (белый – сиденья, черный – ножки). Насаждения: исторический видовой состав насаждений: дуб черешчатый, липа мелколистная, сирень обыкновенная и венгерская (различные сорта), барбарис обыкновенный, ива; историческое цветочное оформление вдоль центральной аллеи (декоративная рабатка и посадки пионов). III. Братские могилы погибших во время Февральской и Октябрьской революций, в годы Гражданской войны Объемно-пространственное решение: историческое местоположение на территории мемориала (№ 1 на плане). IV. Могилы участников Гражданской войны, деятелей Коммунистической партии и советского государства Объемно-пространственное решение: историческое местоположение на территории мемориала (№ 1 на плане).

Отмечает место захоронения жертв революционных событий февраля 1917 года. Конкурс на его проект был объявлен сразу после церемонии похорон 5 апреля 1917 года, о чём объявили в петроградских газетах. Конкурсную комиссию составили архитекторы, художники и литераторы: И. А. Фомин , А. Н. Бенуа, К. С. Петров-Водкин, М. В. Добужинский, И. Я. Билибин, А. А. Блок, А. М. Горький и А. В. Луначарский.

Комиссия получила на обсуждение 11 эскизов монумента. Один из них представлял собой огромную четырёхгранную металлическую пирамиду с женской фигурой на вершине - символом свободы русского народа. Другой претендент предлагал создать памятник в виде гигантского куба, опирающегося углами на перевёрнутые усечённые пирамиды. Среди прочих был вариант памятника в виде высокой четырёхъярусной башни с встроенными в неё помещениями. Конкурсанты не стеснялись подражать О. Монферрану , предлагая установить на Марсовом поле колонну высотой 32 метра. Большинство из рассмотренных комиссией проектов были несоразмерны масштабу места установки, могли исказить исторический облик центра Петербурга.

Лучшим оказался проект памятника "Борцам Революции" молодого архитектора Льва Владимировича Руднева под девизом "Готовые камни". В условиях недостатка финансов оказалось крайне эффективным предложить использовать для монумента остатки Сального буяна . Комплекс амбаров на реке Пряжке был разобран ещё в 1913-1914 годах для расширения верфи, после чего на берегу Невы остались лежать огромные гранитные глыбы.

Памятник "Борцам Революции" был открыт на Марсовом поле 7 ноября 1919 года. На восьми его угловых плитах высечены эпитафии, сочинённые наркомом просвещения А. В. Луначарским в размере гекзаметра. Одна из них:

Не зная имён Всех героев борьбы За свободу Кто кровь свою отдал Род человеческий Чтит безыменных Всем им в память И честь Этот камень На долгие годы Поставлен

Монумент изменил исконное значение Марсова поля. Если в царское время здесь проводились военные парады и народные гулянья, то при советской власти площадь превратилась в своеобразные пантеон. Не зря Марсово поле некоторое время официально называлось площадью Жертв Революции.

6 ноября 1957 года в центре памятника "Борцам Революции" был зажжён первый в СССР вечный огонь. Его воспламенили факелом, зажжённым в мартеновской печи Кировского завода. Именно от этого огня 9 мая 1960 года был зажжён вечный огонь на Пискарёвском кладбище, а 8 мая 1967 года - вечный огонь у стен Московского Кремля. Проект гранитного каре вокруг пламени создал архитектор С. Г. Майофис.

14 ноября 2003 года после реставрации вновь был открыт памятник "Борцам Революции", вечный огонь снова был зажжён от мартеновской печи Кировского завода.