Как растения путешествуют по миру. Как распространяются с помощью ветра семена

Семена довольно редко, но прорастают непосредственно в растении. К примеру, разрезав спелую тыкву, мы можем наблюдать в ней уже проросшие семена. Однако в основном они прорастают не там, где созревают, а в совершенно другом месте. Каковы они - способы распространения плодов и семян растений? Как это происходит и почему? Давайте узнаем!

Что такое плод

Перед тем как мы подробно рассмотрим способы распространения плодов и семян, следует изучить эти самые понятия. Ведь без элементарных знаний нам будет трудно понять весь процесс и механизм «путешествия» семян и плодов по всему миру. Итак, начнем. Не секрет, что груша, слива, яблоко, земляника, вишня - это плоды фруктовых растений и деревьев, содержащие в себе семена. Считается, что они развиваются из завязей и прочих частей растений, однако не все ботаники согласны с этим.

Некоторые из них уверены, что настоящими плодами можно назвать только те, которые образовываются исключительно на завязях, например, у вишни, сливы, томатов, мака и т.д. Плоды, которые развиваются из других частей цветков и растений, принято называть ложными. К примеру, земляника вообще образована разросшимся цветоложем. О какой завязи здесь вообще можно говорить! В итоге ученые решили рассматривать плоды как результат видоизменения всего цветка. При этом если в начале своего «жизненного пути» они еще как-то могут сохранить некоторые признаки цветка, то уже после созревания совсем теряют или сильно видоизменяют их.

Как устроены плоды растений

Снаружи каждый плод окружен так называемым околоплодником, защищающим от повреждений и высыханий зреющие внутри семена. В свою очередь, околоплодники делятся на сочные и сухие. Например, сочным околоплодником можно назвать мякоть спелого арбуза, дыни или персика. Незрелый же околоплодник - вяжущий, горький, кислый, невкусный. В этот период он предохраняет сам плод от несвоевременного поедания, а его еще незрелые семена - от скорой порчи.

Виды плодов

Чтобы понять, как распространяются семена и плоды тех или иных растений и деревьев, необходимо знать, что к сочным плодам ботаники относят:

  • многосеменные (тыква, ягода, яблоко, гранат);
  • односеменные (персик, абрикос, манго, вишня, черемуха, чернослив).

Как следует из названия плода, в односеменных имеется одна косточка. Еще их называют костянками. Однако и здесь есть свое исключение: например, ягода ежевики - это многокостянка, но является односеменным плодом.

Способы распространения плодов и семян напрямую зависят от их размеров, веса и формы. Как уже было сказано выше, плоды бывают сочными и сухими. Сухие, в свою очередь, делятся на вскрывающиеся и невскрывающиеся. Например, вскрываются (лопаются) после своего созревания околоплодники спелых бобов, стручков, а также коробочки мака. Но вот, к примеру, околоплодник лещины очень твердый и одеревенелый. Сам он ни за что на свете не вскроется. Он имеет одно единственное семя, которое мы прекрасно знаем: орешек.

Еще одним видом плода является коробочка. Обычно она имеет от 3 до 5 гнезд с семенами. Когда эти семена созревают, то их «домик» начинает лопаться. Например, коробочки зверобоя или табака дают трещины вдоль своих перегородок, после чего распадаются на отдельные части. В то же время у «домиков» лилий, гиацинтов, тюльпанов и хлопчатников растрескиваются лишь стенки, а у тополя и ивы коробочки вообще трещат по швам. Самой известной коробочкой является стручок, который во время созревания с треском распадается на две створки.

Считается ли плодом ягода

Да. Это своеобразный плод, имеющий в своем составе множество семян, но не имеющий косточек. Если ягода спелая, то у нее появляется сочный и мясистый околоплодник (виноград, клубника, брусника, клюква, черника). Именно поэтому, с точки зрения ученых-ботаников, вишня не является ягодой, а помидоры являются! Сюда же можно отнести и цитрусовые плоды, которые тоже являются ягодами:

  • мандарины;
  • апельсины;
  • лимоны;
  • померанцы;
  • грейпфруты.

Дело в том, что гнезда с семенами, расположенными внутри вышеупомянутых плодов, заполнены ароматным экзотическим соком. Ягодами можно назвать и плоды :

  • дыни;
  • арбузы;
  • огурцы.

Простому обывателю это, конечно же, режет слух, а вот профессиональные ботаники уже давно свыклись с той мыслью, что формально арбуз и огурец не только ягоды, но и родственники.

Как выглядит семя изнутри

Распространение плодов и семян (2 класс, ознакомление на уроках биологии учащихся с теми или иными способами «путешествия» семян и плодов различных растений) немыслимо без участия в этом человека, животных и, конечно же, воды и ветра. Но чтобы понять, как такое маленькое семя может «путешествовать» по свету, необходимо кратко ознакомиться с его строением. Так, любое семя покрыто кожурой. На гладких семенах виден рубчик, образующийся на тех местах, где он отделяется от семяножки.

Если хорошо присмотреться, то рядом с таким рубчиком можно увидеть микрополярное отверстие, именуемое в научной среде микропиле. Где-то поблизости имеется и кончик корня. Именно он при прорастании семени самым первым появляется наружу. Плотная кожура защищает семя от различных повреждений и в то же время пропускает влагу, не мешая прорастанию зародыша - главной части всех семян. Он образуется лишь после оплодотворения яйцеклетки и состоит обычно из стебелька, корешка и почечки.

Как распространяются семена растений в природе

Ну вот мы и подошли к главному. Как уже было сказано выше, редко проросшие семена дают жизнь новым растениям, поскольку в подавляющем большинстве случаев произрастают не там, где они созревали. Почему это происходит? Все просто: на новые места они «путешествуют» посредством людей, животных и самой матушки-природы! Если условия для новой жизни окажутся вполне подходящими, эти семена начнут прорастать, а если нет - погибнут.

  1. Прекрасным способом их распространения является перекрестное благодаря которому могут образовываться новые виды представителей флоры. Это тот минимум, который дает жизнь новым растениям. Конечно же, способы распространения плодов и семян растений не ограничиваются лишь опылением.
  2. Неприятные человеку на вкус или вовсе ядовитые плоды и семена являются весьма привлекательной пищей для птиц. При этом семена, имеющие твердую оболочку, просто не способны перевариться в их желудках. В итоге они вместе с птичьим пометом (гуано) переносятся на дальние расстояния от места своего первоначального «рождения». Но этим роль птиц в распространении новой жизни растений не ограничивается!
  3. Многие птицы, устраивая себе запасы на зиму, тащат семена и плоды различных растений в гнезда. Часть их просто теряется во время перелетов пернатых, падая на новые места. Например, постоянно запасаются желудями, часть из которых теряется и прорастает со временем.
  4. Еще одни помощники в прорастании семян и плодов - это муравьи. Эти маленькие, но полезные в природе существа уносят к себе в гнезда семена самых разных растений, в особенности богатых эфирными маслами (василек, чистотел, медуница, кислица, фиалка). Как и птицы, муравьи львиную долю собранных семян теряют в пути. Кстати говоря, этим маленьким пронырам в основном доступны именно семена трав.

Как еще «путешествуют» плоды и семена растений

В основном они распространяются с помощью ветра. Семена при этом разлетаются гораздо лучше, чем уже сформировавшиеся плоды. Но об этом позже. Как известно, в природе есть и так называемые «живые» плоды, которые самостоятельно цепляются за шерсть животных, случайно пробегавших мимо, а также прилипают к одежде человека. К примеру, таковыми являются плоды репейника, череды, дурнишника и лопуха.

Здесь ученые-ботаники особенно отмечают пизонию - кустарник или дерево, произрастающее на островах Тихого океана. Плод этого заключен в специальную чашечку, усаженную рядами различных липких волосков. Именно они позволяют плодам пизонии легко приклеиваться к любому животному или предмету. Нередко в природе можно заметить рептилий и мелких птиц, полностью облепленных такими плодами. К сожалению, в этом случае животные не могут полноценно двигаться и погибают.

«Путешествие» по воздуху

Вы знаете, что плоды и семена могут распространяться с помощью ветра, т.е. по воздуху? Например, это происходит в высокогорных степях, в саваннах и пустынях, где постоянно гуляют сильные ветра. В этом случае семена просто разлетаются в разные стороны и на огромные расстояния. Особенно хорошо приходится семенам, имеющим плоскую форму и малые размеры (колокольчик, хмель, вереск, заразиха, эвкалипт).

Крылатые семена и плоды

Интересным будет узнать, как распространяются с помощью ветра семена, имеющие так называемые крылья. Они появились у тех растений, которые произрастают исключительно на открытых местностях. Этими «крыльями» являются специфические волоски, которыми сплошь покрыты семена (например, у ветреницы). У тополей и ив семена вообще снабжены хохолками, состоящими из тончайших волосков.

У лещины, граба, ольхи и березы плоды - это маленькие орешки, снабженные крыльями. По одному крылу имеют плоды ясеней и кленов. Кстати говоря, именно поэтому они кружатся при падении. Распространяются с помощью ветра семена и плоды осоки вздутой, пузырника, астрагалов. Любопытно, что у этих растений они путешествуют в воздушных шарах, которые образуются при помощи воздушных мешочков, покрывающих их.

Перекати-поле

Наверное, каждый хотя бы раз слышал о таком причудливом растении. Научное название ему - качим метельчатый. В осеннее время оно имеет свойство полностью отрываться от своего корня. Рыхлые и шаровидные кусты этого растения с созревшими плодами распространяются с помощью ветра. Семена у качима метельчатого спрятаны в коробочках, зубцы которых имеют загнутую внутрь форму. Это позволяет семенам высыпаться наружу лишь во время довольно сильных порывов ветра, уносящего их на большие расстояния.

«Путешествие» по воде

Не всегда плоды и семена растений распространяются с помощью ветра. Семена нередко «путешествуют» по ручьям и рекам, переносятся морскими течениями и потоками дождя. Например, кокосовый орех может оставаться на плаву в открытом море годами, не теряя при этом своей всхожести. Нередко от берега может отламываться целый участок суши с произрастающими на нем пальмами и кустарниками, а также с обитающими там животными. Такие островки начинают плыть по течению, распространяя семена своих деревьев на тысячи километров.

Е. Линник

Маленький коралловый островок, затерянный в безбрежных просторах Тихого океана. Узкая полоска суши окружает небольшую лагуну с прозрачной зеленоватой водой. Пенистые волны окутывают островок тучами водяной пыли.
На островке растет несколько кокосовых пальм. Как попали семена на заброшенный клочок земли, отделенный океаном от других островов и материка сотнями километров? Где их родина?
Распространяясь по земному шару, семена растений переплывают океаны, перелетают по воздуху тысячи километров, преодолевают высокие горные хребты и безводные пустыни.
О таких путешествиях мы и расскажем в нашей статье.

ПО ВОЗДУХУ И ВОДЕ

Середина мая. Распускаются листья на деревьях и кустарниках. Зацветает черемуха. Нежная щетинка молодой травы становится с каждым днем все гуще и зеленее.
Что это? Откуда летят тучи белых пушинок?
Возьмем одну из них. Внутри – семечко. Его окружает легчайший пушок.

Семена ивы

Такие пушистые планеры образуются у тополя, ивы, ольхи, осины и некоторых других древесных и травянистых растений. Иногда их семена пролетают несколько сотен метров, пока не упадут на землю. И если условия окажутся подходящими, из них вырастают новые растения.
Несколько лет назад во Франции на высоте 1 500 метров в воздухе были обнаружены семена некоторых африканских растений из семейства сложноцветных.
Для таких планеров действительно не страшны ни моря, ни горные хребты!..


ПЛОДЫ-КОЛЮЧКИ. Якорцы – однолетнее ползучее растение со стелющимся ветвистым стеблем и желтыми одиночными цветками. Плоды якорцев снабжены чрезвычайно острыми и крепкими шипами. Их родина – Центральная Азия. Отсюда они распространились по теплым странам почти всего света.
Колючки запутываются в овечьей шерсти, и растение расселяется по новым местам.
Попав в США, якорцы были развезены по стране на автопокрышках. Это вредное растение наносит большой ущерб автомобильному транспорту. Колючки прокалывают и портят автомобильные покрышки. В США даже было объявлено, что будет выдана премия нашедшему эффективное средство борьбы с якорцами на дорогах.

Другие виды растений расселяются с помощью воды. Весенние паводки уносят семена полевых сорняков иногда на значительные расстояния. Конечно, во время дальних плаваний по ручьям и рекам некоторые семена теряют всхожесть и гибнут, но многие, попав в благоприятные условия, начинают прорастать.
Растения, встречающиеся в сырых и топких местах, распространяются главным образом водой. Плоды-коробочки вероники в сухую погоду плотно закрыты и раскрываются только тогда, когда попадают в сырое место. Вода вымывает семена и сносит их в болотистые низины.
Однажды известный шведский ботаник Карл Линней прогуливался по небольшой отмели в глухом уголке Северной Норвегии. Был отлив, и на крупной гальке остались скользкие ржаво-коричневые узловатые водоросли. Линней стал внимательно рассматривать их.
В куче водорослей виднелись темные шарики. Ученый поднял один из них. Да ведь это морские бобы! Это растение встречается в тропиках, на берегах Антильских островов. Как же попали морские бобы в Скандинавию? Линней понял, что они принесены сюда теплым морским течением Гольфстримом. Тысячи километров проплыли бобы по океанским волнам, пока прибой не выбросил их на берега Норвегии.

Ризофора

В заливах, устьях рек, лагунах, отгороженных от океана коралловыми рифами и песчаными отмелями, раскинулись мангровые заросли, приспособленные к жизни на неустойчивом илистом грунте.
Над водой колышется плотная стена деревьев – ризофоры с блестящими кожистыми листьями. В листве видны какие-то дубины, свисающие толстыми концами вниз. Это не что иное, как проростки. Ризофора – живородящее дерево. Семена у нее начинают прорастать, находясь еще в плодах, висящих на дереве. Семя развивается в длинную (до метра) тяжелую палку, висящую до тех пор, пока плод не раскроется. Тогда проросток срывается и падает толстым концом в ил. Вонзившись в вязкий грунт, он быстро разрастается в новое дерево. Не всегда удается проростку укрепиться в иле. Иногда течение подхватывает его и уносит за многие сотни километров. Долгие месяцы носится он по волнам, пока не зацепится где-нибудь в защищенном уголке.


Плоды кокосовых пальм

Зрелые плоды кокосовых пальм, попавшие в море, сохраняют свою жизнеспособность до полугода. Непроницаемый для воды кожистый слой надежно защищает семена, спрятанные внутри ореха, а волокнистый воздухоносный слой придает плоду плавучесть.
Когда начинается ураган, ветер срывает орехи с дерева. Они падают в воду, и волны уносят их к далеким берегам.
У семян некоторых растений, например тропического дерева моринды, есть даже специальные плавательные пузыри.

ЖИВЫЕ СЕЯЛКИ

Зреют на горячем июльском солнце ягоды земляники и малины, наливаются сладким соком вишни, в ясные сентябрьские дни среди перистых листьев рябины появляются оранжево-красные кисти терпких плодов.
Яркие съедобные плоды привлекают птиц. Они поедают ягоды, но семена проходят через пищеварительную систему неповрежденными, так как защищены прочным покровом.


Сойка с желудем

Перелетая с места на место, птицы иногда совершают путь в сотни километров. Вместе с ними путешествуют по воздуху и семена.
В 19 веке в Новую Зеландию были привезены скворцы. Предполагалось, что эта полезная птица будет уничтожать вредителей полей и огородов. Но скворцы перенесли в Новую Зеландию семена ежевики, и густые заросли этого колючего кустарника покрыли во многих местах пастбища. От этого стало страдать животноводство.
Семена странствуют не только в желудках птиц. Они попадаются в комочках грязи, которые птицы часто переносят на лапках.


ГУСИНАЯ ЯГОДА. Много разнообразных деревьев, кустарников и лиан с вкусными, питательными плодами растет в тропических странах. На Антильских островах и во Флориде встречается невысокое вечнозеленое дерево, известное в ботанике под названием "филлантус ацидус". Местное население называет это дерево "гусиной ягодой".
Сочные желтые плоды "гусиной ягоды" собраны в плотные кисти. Эти небольшие плоды клюют птицы, растаскивают и разбрасывают обезьяны.

Иногда семена совершают весьма сложные путешествия. Пресноводные рыбы поедают семена некоторых водяных растений. Рыб, в свою очередь, поедают птицы, и семена путешествуют под водой и по воздуху и оказываются иной раз в очень отдаленном от своей родины районе.
Когда-то южноафриканские степи были покрыты пышной растительностью. На них паслись многочисленные стада антилоп. Постепенно европейцы истребили большую часть этих животных, и степи стали превращаться в пустыню. Оказалось, что антилопы, поедая траву, способствовали расселению ее семян на обширных пространствах.
Жители Южной Африки нашли способ спасти пастбища. В корм овцам они стали подсыпать семена трав.
При помощи этих "живых сеялок" была восстановлена травянистая растительность в степях Южной Африки.

НЕПРОШЕННЫЕ ГОСТИ

Флотилия тяжело нагруженных испанских каравелл входит в гавань Монтевидео. Окончено долгое, утомительное плавание через обширный океан. Корабли бросают якоря и один за другим пришвартовываются к деревянной пристани. Колонисты с надеждой смотрят на пустынные берега и синеющую вдали цепь гор. Что ожидает их здесь?
Начинается выгрузка. На скрипучих блоках спускают на бревенчатый настил причала бочонки с порохом, тяжелые ящики с мушкетами, ножами, гвоздями. Перетаскивают мешки с пшеницей, ячменем, овсом.
С одного из кораблей выгружают скот. Испуганных мычащих коров сводят по шатким мосткам. Сбившихся в кучу овец просто берут за ноги и выносят на плечах, как мешки с мукой.
В стойлах на кораблях остались вороха соломы и сена. Юнга сгребает их и выбрасывает за борт, вскоре прибой выносит сено на берег. Вместе с ним на новую землю попадают и семена.
Так вместе с колонистами приплывали в Америку многие дикие европейские растения. Обыкновенный чертополох настолько освоился на новой родине, что стал теснить местные растения.

Ширица

В зале крупного аэропорта царит оживление, какое обычно бывает после прибытия самолета международной авиалинии. Один за другим подходят пассажиры к столу таможенного инспектора и предъявляют для просмотра свой багаж. Инспектор быстро просматривает чемоданы и саквояжи, наклеивает ярлыки.
Одна из прибывших женщин держит в руках небольшой букет.
Инспектор просматривает ее чемодан, ставит в паспорте штамп. Но тут его внимание привлекают цветы. Он осматривает букетик и находит в нем случайно попавшие туда сорняки с семенами.
Во многих государствах организована карантинная служба по борьбе с сорняками. Нелегко охранять границы от таких "нарушителей". Мелкие семена сорняков скрываются в штабелях леса, прячутся в кипах хлопка и даже в почтовых бандеролях.


Элодея канадская

Особенно легко удается "переходить границы" семенам, снабженным крючочками, шипами или зацепками.
В 19 столетии через черноморские порты в Россию "нелегально" прибыл злостный сорняк щирица. Эта невысокая трава с цветками-метелками чрезвычайно плодовита. Один экземпляр щирицы дает в год до полумиллиона семян. Борьба с ним очень трудна.
В начале девятнадцатого века в Европе появилась канадская элодея. Ее часто разводят в аквариумах. Условия для развития элодеи в водоемах Европы оказались чрезвычайно благоприятными. Она распространилась настолько быстро, что ее прозвали "водяной чумой". Рыхлым, зеленоватым облаком она заволакивает прозрачную глубь озер и иногда размножается так, что даже препятствует движению судов.

* * *
Мы рассказали о некоторых естественных путях распространения растений. Однако, преобразуя природу, человек не может не вмешиваться и в эту сферу ее жизни. Он заставляет растения путешествовать и по своему усмотрению переселяет их из одного района в другой сообразно своим хозяйственным нуждам и целям.

КАК РАСТЕНИЯ РАССЕЛЯЮТСЯ НА НОВЫЕ МЕСТА

Цели: познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян в природе; выяснить отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком.

Оборудование: рисунки с изображением растений; семена растений; загадки о растениях.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

Рассмотрите рисунки на доске. Что здесь изображено? (Дерево, кустарник, травянистое растение.)

Что объединяет эти разные растения? (У всех растений есть корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.)

А как отличить плод от других частей растения? (Плод образуется на месте цветка, внутри плодов есть семена.)

Сегодня на уроке мы узнаем, какую роль выполняют семена в жизни растений.

II. Изучение нового материала.

1. Ч т е н и е э к о л о г и ч е с к о й с к а з к и Н. Осипова.

«На опушке рос дуб - хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два желудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там рос дубочек».

А дуб на нее как набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!».

Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверюшек не отваживался приближаться к дубу. Так и жил он в полном одиночестве. Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под могучей кроной, прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы все его многочисленное потомство было при нем. Но потомству не везло.

Всем росткам, появившимся из желудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили один другого и погибали в малом возрасте.

Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявил и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены».

Почему же дуб так и не дождался себе смены? (Ответы детей.)

Семенам надо странствовать, отправляться в путешествие. Это позволяет им переселяться на новые места, где больше света, тепла и пищи для молодых растений.

2. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 22-23).

Как же растения переселяются на новые места?

Рассмотрите центральный рисунок разворота учебника. Какие растения здесь изображены? Назовите плоды, семена этих растений.

Рисунки на с. 22 подсказывают, как путешествуют семена растений. Кто (или что) им в этом помогает?

Репейник и многие другие растения расселяются в природе с помощью своих колючих плодов с крючками и зацепками. Они цепляются за каждого, кто проходит мимо (за шерсть собаки, овцы, коровы, лошади, за одежду человека), и таким образом «проезжают» немалое расстояние, прежде чем упадут на землю.

Обратите внимание на второй рисунок-подсказку. Зачем птица несет плоды? (Плоды и семена служат кормом для многих птиц.)

А помогают ли птицы расселению растений? (Птицы в полете могут уронить плоды с семенами, и они прорастут на новых местах далеко от родительского растения.)

Иногда животные прячут корм про запас, часть кладовых остается нетронутой, семена прорастают. Многие семена путешествуют прямо в желудках птиц. Птицы клюют зрелые плоды и глотают их вместе с семенами. А семена окружены крепкими толстыми оболочками и потому не перевариваются в желудках, выходят с пометом неповрежденными. А птицы за это время могут перенести их на большие расстояния. К тому же в птичьих желудках толстые оболочки семян размягчаются, и семена потом быстрее прорастают.

Что вы видите на третьем рисунке-подсказке? (Муравей тащит семя.)

Семена, которые переносят муравьи, богаты вкусным и питательным маслом. Эту лакомую пищу муравьи заготавливают впрок. Из-за твердой оболочки не все семена доступны насекомым. Часть семян муравьи поедают, а другие вместе с накопившимся мусором выносят наружу. Так расселяются в природе семена фиалки, хохлатки, чистотела, медуницы, марьянника.

Рассмотрите центральный рисунок разворота учебника (с. 22-23). Как вы думаете, почему здесь изображен ручей? (Плоды и семена некоторых растений, как крохотные лодочки, странствуют по воде.)

Некоторым растениям расселяться помогают водоплавающие птицы. Стоит утке, гусю, лебедю или другой птице поплескаться в пруду или в озере, как к их оперению прилипнут семена. Поплескавшись в одном водоеме, птица перелетит на другой, а вместе с ней переместятся и семена. Особенно далеко эти «прилипалы» разносятся во время осенних и весенних перелетов птиц.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Выросла я, липка, тоненькой и гибкой -

Не ломай меня!

Медоносным цветом зацвету я летом -

Береги меня.

В полдень подо мною спрячешься от зноя -

Вырасти меня.

Я тебя листвою от дождя укрою -

Поливай меня.

Вместе, друг мой милый, наберемся силы -

Ты люби меня.

А дождешься срока, выйдешь в мир широкий, -

Не забудь меня!

П. Воронько

3. Чтение рассказа «Как деревья с ветром дружат».

Б е с е д а п о п р о ч и т а н н о м у.

Как путешествует крылатка клена?

Учитель раздает учащимся плоды клена. Дети рассматривают их с помощью лупы.

Опишите, как выглядят семена клена. (Дети описывают.)

Да, у них один край крылышка прямой и утолщенный, другой - округлый и тонкий. Точь-в-точь как у лопасти пропеллера. И действует крылатка клена, как пропеллер. Падая с дерева, она быстро вращается. Тем самым падение замедляется, и ветер может унести семя подальше от дерева.

4. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а в п а р а х.

Учитель раздает учащимся плоды клена и ясеня. Дети рассматривают рисунок-подсказку в учебнике и показывают друг другу, как путешествуют крылатки клена и ясеня.

Для этого один ученик подбрасывает плоды вверх, а другой машет газетой, создавая воздушный поток.

III. з акрепление изученного материала.

1. О т г а д а й т е з а г а д к и.

Дети отгадывают загадки, называют растения и способ их расселения.

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал -

И развеял этот шар.

(Одуванчик, расселяется с помощью ветра.)

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета.

(Желудь дуба - животными.)

Кто ни прикасается, -

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат уголки.

(Репей - животными.)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют.

(Рябина - птицами.)

Посреди двора

Золотая голова.

(Подсолнух - ветром и птицами.)

2. И г р а «Определи, с какого растения плоды».

3. У к а ж и т е с т р е л к а м и, к какой группе относятся данные растения.

4. Ч т е н и е и а н а л и з с к а з к и Л. Толстого «Дуб и орешник».

«Старый дуб уронил с себя желудь под куст орешника. Орешник сказал дубу: «Разве мало простора под твоими сучьями? Ты бы ронял свои жёлуди на чистое место. Здесь мне самому тесно для моих отростков, и я сам не бросаю наземь своих орехов, а отдаю их людям».

«Я живу двести лет, - сказал на это дуб, - и дубок из этого жёлудя проживёт столько же».

Тогда орешник рассердился и сказал: «Так я заглушу твой дубок, и он не проживёт и трёх дней».

Дуб ничего не ответил, а велел расти своему сынку из жёлудя.

Жёлудь намок, лопнул и уцепился крючком ростка в землю, а другой росток пустил кверху.

Орешник глушил его и не давал солнца. Но дубок тянулся кверху и стал сильнее в тени орешника. Прошло сто лет. Орешник давно засох, а дуб из жёлудя поднялся до неба и раскинул шатёр на все стороны».

IV. Итог урока.

Что нового вы узнали на уроке?

Какие растения расселяются с помощью ветра?

Какие растения расселяются с помощью зверей?

Проект Как путешествуют растения, или По земле и по воздуху

Возраст участников проекта

Учащиеся 1-3 классов

Размещаем мини-анкету по авторскому праву для читателей-детей

Цели и задачи проекта

Основная цель проекта:

Разобраться, как и отчего происходит, что растения могут произрастать в самых неожиданных местах

Задачи:

  • Прочитать книгу А. Мёллер "По земле и по воздуху"
  • выяснить: как путешествуют растения, провести экскурсии
  • создать 3D книгу "Растения нашего края" и презентацию "Семена путешествуют".
  • составить инфографику "По земле и по воздуху: как путешествуют растения"

Краткая аннотация проекта

Проект, в котором примут участие школьники 1-3 классов, посвящён одному из разделов экологии: растениям. Ребята научатся находить книги по теме, узнают, как семена растений путешествуют, какие растения произрастают в родном краю. Научатся работать с сервисами Веб 2.0. Итогом проекта станет совместно выполненная инфографика "По земле и по воздуху. Как путешествуют растения"

Ключевые слова

  • Мёллер
  • Растения
  • Экология
  • Семена
  • Земля
  • Воздух
  • Цветок
  • Росток
  • Стручок
  • Дерево

Проблемный вопрос: Почему семена растений путешествуют?

Самостоятельные исследования учащихся в рамках учебного проекта

1. Тема: Растения - родители семян

Вопрос для исследования :

  • Как появляются растения?

Цель исследования :

  • прочитать книги по теме
  • принять участие в экскурсии по парку и нйти там разыне растения, зарисовать их
  • найти ответы в книге на вопросы о том, что за растения зарисованы на экскурсии в парке

Результат :

  • из рисунков и подписей к ним сделать 3D книгу "Растения нашего края".

2. Тема: Семена-путешественники

Вопрос для исследования :

  • Каким образом семена растений могут попадать в разные места?

Цель исследования :

  • рассмотреть гербарий растений и семян нашего края
  • выяснить как семена могут попадать в различные места
  • записать рассказ о "путешествии" семян

Результат

  • создать презентацию в SlideShare "Как семена растений путешествуют"

Продолжительность работы над проектом

  1. Проект длится один месяц.
  2. Проходит в два этапа.
  3. Первый - первичное знакомство с книгой, чтение.
    • Библиотекарь знакомит с книгами по теме, которые есть в библиотеке.
    • Ознакомление с веб-сервисами для представления материалов проекта.
    • Создаём 3D книгу.
    • Продолжительность этапа - 2 недели.
  4. Второй - учимся определять растения по семенам, как они могут "путешествовать"
    • Создаём презентацию.

Критерии оценивания работ учащихся

  • полнота раскрытия темы,
  • аккуратность и эстетичность проектной работы,
  • умение отбирать и анализировать информацию,
  • грамотность

Ссылки на ресурсы Интернет по теме проекта

Рефлексия:Что учащимся понравилось/не понравилось в проекте

Во время проведения сетевого проекта невозможно обойтись без рефлексии участников, то есть мнения о том, понравилось или не понравилось ребенку работа, что именно понравилось или нет. Её можно проводить в разных формах. Наиболее простая форма проведения - это опрос в вики, или тот, который можно провести используя Google-форму. Что такое рефлексия можно прочитать в статье

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

Дидактическая цель:

  1. Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации.

Образовательные цели:

  1. Познакомить учащихся с различными способами распространения плодов и семян растений (с помощью ветра; животных; человека).
  2. Раскрыть биологическое значение приспособления растений к распространению семян.

Развивающие цели:

  1. Развивать наблюдательность, познавательный интерес.
  2. Воспитательная цель:
  3. Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

Оборудование:

  1. Таблицы “Семена растений”, “Опыление растений ”.
  2. Рисунки растений: одуванчик, бешеный огурец, недотрога.
  3. Рисунки животных: белка, сойка, кедровка, коза.
  4. Детская энциклопедия “Я познаю мир. Растения” - по 1 на парту
  5. Образцы плодов и семян - по 1 комплекту на парту.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок,
Начинается урок
Все за парты, сядем дружно,
Начинать работу нужно.

II. Актуализация знаний.

1. Сообщение синоптика (работа в дневниках наблюдения)

2. Фронтальная работа:

На прошлом уроке мы узнали, кто участвует в размножений растений

Какую работу они выполняют? (опыляют растения)

На доске таблица “Опыление растений”.

3. Индивидуальные задания:

3-4 ученика работают на индивидуальных карточках.

Используя таблицу, расскажите, как происходит опыление растений.

(2 ученика отвечают домашнее задание устно у доски).

III. Сообщение темы и целей урока.

Достаточно ли работы насекомых для размножения растений?

(Нет. Они только опыляют растение, а семена ещё нужно посадить.)

А кто это делает? (Люди)

Правильно. Люди сеют семена, ухаживают за растениями, получают урожай.

А кто помогает дикорастущим растениям? Это нам и нужно сегодня выяснить.

Прочитайте тему сегодняшнего урока.

Семена путешествуют

Что значит, путешествуют (бывают в других городах, странах, и т.д.)

На чем можно путешествовать? (на поезде, самолёте, теплоходе и т.д.)

А могут ли так же путешествовать семена растений? (Нет)

Какова же будет цель сегодняшнего урока?

Дети называют цели, учитель корректирует:

  1. Как путешествуют семена?
  2. Кто им помогает путешествовать?
  3. Какое значение имеют эти путешествия для природы?

IV. Открытие нового знания и первичное закрепление.

У многих семей есть садово-огородные участки, на которых они

выращивают культурные растения. У меня тоже есть. И вот как-то летом среди молодых всходов редиса и салата я обнаружила на своих грядках лужайки из желтых шариков одуванчика.

Откуда взялись одуванчики в саду, ведь я их не сеяла? Выслушиваются мнения детей.

Эти семена-ПУТЕШЕСТВЕННИКИ . Специально их никто не сеет. Все мы любим дуть на белые шапочки одуванчика и радуемся, когда легкие парашютики летят и опускаются на землю.

- ПАРАШЮТИК (или зонтик)- это плод одуванчика. Так дикорастущие растения приспособились к расселению с помощью ветра . Даже при слабом ветре перелетают они на большие расстояния, потому что легкие.

Так как же переселились одуванчики на мой участок? (Путешествуют с помощью ветра)

Не только одуванчик расселяется с помощью ветра. На доске плакат “Семена летучие”.

Практическая работа

На партах наборы семян растений (клена, березы, сосны и др.).

Рассмотрите семена растений. Есть ли у них парашютики? Как же они расселяются?

У клена плоские крылышки, чтобы подольше кружиться, удержаться в воздухе и долететь до земли.

Плоды астры, пушицы, тополя имеют хохолки из мелких волосков. Семена березы едва видны простым глазом. Мелкие плоды послушны ветру.

ВЫВОД: Ветер помогает путешествовать и расселяться семенам с легкими, плоскими и мелкими семенами. Чем легче семена, тем дальше их уносит ветер от родительского дерева.

Физкультминутка.

У - Представим, что мы легкие семена.

Сдунул ветер нас с цветка (дуют)
И поднял под облака (встают на носочки)
Мы летим, летим, летим,
Приземлиться не хотим (кружатся)
Вертолетики у клена
Ветерок с собой зовет (манят за собой)
Мы расправим руки-крылья (руки в стороны)
И отправимся в полет,
Как настоящий вертолет (изображают вертолет)
Парашютик белый-белый
Тоже с ветром полетел бы
Только ветер стал стихать
Всех на землю опускать (медленно приседают)
Мы на место сядем тоже
И занятие продолжим (садятся на место)

Посмотрим на плоды дуба, возьмите желудь в руки. Что можно сказать?

(Тяжелые. Нет крылышек)

Как же путешествуют тяжелые семена? Кто им помогает?

Ответ на этот вопрос вы найдете в книге “Я познаю мир. Растения”

(стр. 42, 2 абзац)

Дети читают. Делают выводы:

Семенам помогают животные (звери, птицы)

Заранее подготовленные ребята рассказывают о животных:

1. Животные очень важны для распространения семян, поскольку они могут переносить даже сравнительно тяжелые семена и плоды на большие расстояния, делая себе запасы. Расселение сосны кедровой зависит от сбора семян кедра кедровками, а в расселении европейских дубов участвуют грачи, дятлы, белки, но прежде всего-сойки.

За 30 дней 60 соек унесли примерно 300000 желудей, значит одна примерно 5000 желудей. Даже если часть их прорастет - это будет хороший вклад в расселение растений.

Муравьи, грызуны растаскивают семена и плоды, создавая себе запасы. Но часто о них забывают, часть семян теряется в пути.

2. Травоядные животные (коровы, овцы, козы, олени и др.) поедают с кормами огромное количество семян. А поскольку многие дикие животные очень подвижны, перемещаются по большой территории, они разносят семена на значительные расстояния. Плоды и семена неприятны для людей, а то и вовсе ядовиты, очень привлекательны для птиц. Вместе с птичьим пометом такие семена оказываются на далеком расстоянии от места своего созревания. Многие виды растений распространяются только птицами (омела, бересклет, бузина, можжевельник, рябина и др.)

3. Лучше всего распространяются семена и плоды, которые прикрепляются к животным: семенам не грозит разрушение при разжевывании и переваривании. У таких растений плоды и семена имеют специальные приспособления для прикрепления: клейкие железистые волоски, клейкая слизь, крючки, шипы, колючки.

4. Рассмотрим как это им удается.

На доске.

Кто еще кроме животных может перенести семена? (Человек)

В ходе беседы составляется схема

В природе существуют растения- артиллеристы (бешеный огурец, недотрога, анюткины глазки, душистый горошек и т. д.)

Послушаем рассказ об этих интересных растениях. (Выступление ученика)

Создавая новый вид растения, природа в первую очередь заботится о расселении его потомков. Как вы думаете, почему так необходимо расселение растений?

Работа с учебником.

Ответы детей:

Семена имеют больше шансов прорасти и дать побеги, если им не приходится соперничать за место, воду и пищу. Потому они совершают далекие путешествия при помощи ветра, животных и человека.

V. Закрепление:

Мы сегодня узнали, как путешествуют семена растений. А сейчас попробуйте ответить на вопрос: какие осенние изменения в природе способствуют расселению семян и плодов растений?

Ответы детей:

Усиление ветра

Заготовка животными запасов

Увеличение к зиме шерстяного покрова у животных

Появление грибников и ягодников

Ученики повторяют таким образом способы расселения семян с помощью ветра, животных и человека.

Разгадывание кроссворда:

  1. Был цветочек золотой,
    За неделю стал седой.
    А денечка через два
    Облысела голова. (Одуванчик)
  2. Ее семена с мелкими, цепкими крючками прикрепляются к одежде человека и шкуре животных. (Череда)
  3. Он помогает путешествовать семенам-летучкам. (Ветер)
  4. Они помогают расселяться тяжелым плодам, семенам без крылышек. (Животные)
  5. Как называются семена одуванчика? (Парашютик)
  6. Растение-артиллерист (Недотрога)
  7. Плод этого растения – крылатка. (Клен)

Итог урока (рефлексия)

Что мы сегодня с вами делали на уроке? (изучали распространение плодов и семян растений)

Зачем мы это делали? (чтобы расширить кругозор, знать как размножаются растения)

Как мы это делали? (Слушали рассказ учителя, сообщения ребят, находили информацию в учебнике и дополнительной литературе, проводили практическую работу с плодами и семенами растений)

Что же у нас получилось? (мы знаем, как растения приспособились к расселению, кто им в этом помогает, какое значение это расселение имеет для природы)

Литература:

  1. Я познаю мир. Растения. “Издательство АСТ”. 1998 г.
  2. Атлас-определитель “От земли до неба”.
  3. Что есть что. Растения. Издательство “Слово”. 1994 г.
  4. Растительный мир Земли. Под ред. Ф. Фукарек. Издательство “Москва Мир”. 1982 г.