Методическая разработка к уроку "политическая культура". Политическая культура Типы политических культур

1 слайд

2 слайд

Политическая культура – это отношение граждан к политике и политическому устройству общества, политический образ жизни Факторы формирования политической культуры Знания граждан о политической системе Личное участие граждан в функционировании политической системы

3 слайд

Понятие политической культуры Узкое значение Представления личности, социальной группы о мире политики, политической системе того или иного общества, их законах и особенностях функционирования Широкое значение Представления личности, социальной группы о мире политики, политической системе того или иного общества, их законах и особенностях функционирования Политические отношения индивидуума, гражданского общества и государства Политические институты общества

4 слайд

Структура политической культуры Функционирование политических институтов: избирательный процесс, принятие и реализация политических решений, воспитание и регулирование социально-политических конфликтов Политическое сознание: политические представления и убеждения, политические установки, политические ценности, традиции, обычаи и нормы Политическое поведение: политические действия, политическое участие, политическая деятельность

5 слайд

Формы политической культуры Политические знания, убеждения Навыки, умения участвовать в политической жизни Уровни политической культуры Политическая культура общества Политическая культура социальной или национальной группы Политическая культура личности

6 слайд

Типы политических культур по Г. Алмонду и В. Вербе (амер. политол.) Патриархальный, или тип общин Подданнический, или тип субъекта Активистский, или тип участника «Культура гражданина» или смешанный тип Отсутствие интереса к политической жизни, политические ориентации неотделимы от религиозных и социальных Присутствует сильная приверженность к существующим в стране политическим институтам и режиму власти, низкая индивидуальная активность Уделяет много внимания политике, гордится политической системой своей страны, стремиться влиять на власть Участие в политике без энтузиазма, интерес к политическим новостям, неучастие в политических организациях

7 слайд

Функции (роли) политической культуры Познавательная Воспитательная Регулятивная Это стремление к политическому осмыслению социальных процессов, развитие гражданской ответственности, политической этики Это конечное воздействие граждан на политический процесс – индивидуально и через институты власти и гражданского общества, а в конечном итоге включение самих масс в этот процесс Это повышение политической информированности и компетенции, совершенствование интеллектуальных способностей

8 слайд

Функции (роли) политической культуры Защитная Коммуникативная Интегративная Это консолидация всех слоев, классов и наций общества на основе доминирующих общегражданских ценностей, идей, традиций, норм и принципов политического общежития Это передача политической культуры общества через СМИ новым поколением, обмен политической информацией Это нацеливание на защиту экономической, социально-политической, духовной и экологической сфер общества

9 слайд

Особенности политической культуры современной России Слаборазвитая индивидуальность, низкий статус личных притязаний на политическое участие Предрасположен-ность к конформизму, легковерности и подвижности политических принципов Подданническое отношение к любому центру реальной власти Правовой нигилизм Заидеологизирован-ность мышления, непримиримость к любым нетрадиционным взглядам Низкая компетентность в управлении делами общества и государства Неразвитость гражданских позиций

10 слайд

Проблема. Все ли в политической деятельности и ее результатах является политической культурой? Можно ли говорить о политической культуре гитлеровского фашизма или сталинской диктатуры? Оценочный подход (ценностный подход) Не вся политическая деятельность и ее результаты являются политической культурой (т.к. культура по определению – ценности, созданные человеком) Описательный подход (деятельностный подход) Вся политическая деятельность и ее результаты являются политической культурой (т.е. культура по определению – все созданное человеком)

12 слайд

Различия правовой и политической культур Правовая культура в большей мере, чем политическая, подразумевает четкое знание нормативной стороны дела Политическая культура больше подразумевает знание принципов и концепций политической жизни Политическая культура учащегося Желание и умение самостоятельно осмысливать политическую информацию, в том числе о деятельности правительства Способность и готовность к политическому диалогу Проявление нравственной убежденности и гражданской позиции Политическая культура является неотъемлемым компонентом профессионализма любого человека, какой бы деятельностью он ни занимался

Политическая культура.

Ожидаемые результаты:

  1. Учащиеся смогут дать определение того, что такое политическая культура и каковы ее основные компоненты.
  2. Сравнить четыре типа политических культур: индивидуалистическую, государственную, республиканскую и традиционалистическую.
  3. Охарактеризовать роль гражданина в каждой из культур.

Ход урока.

  1. Мотивация. Продолжите мысль Платона: «…у различных людей непременно бывает столько же видов духовного склада, сколько…» (существует видов государственного устройства).

Какая взаимосвязь отражена в это высказывании Платона?

Впервые термин «политическая культура» употребил немецкий философ-просветитель 18 в. Иоганн Гердер.

Жан-Жак Руссо писал о том, что мы теперь называем политической культурой. Он не использовал этого термина, но определил составляющие его: мораль, традиции и мнения .

Желание понять, что отличает жителей Северной Америки от жителей Старой Европы, привело Алексиса де Токвиля в 1830-е годы в США. Он хотел понять, почему попытки установить демократию после французской революции на своей родине, Франции, потерпели неудачу, а в Соединенных Штатах увенчались успехом. В своей классической работе Демократия в Америке он привел такое объяснение:

Быть может самой известной работой по проблеме политической культуры считается исследование, проведенное Габриелем Алмондом и Сиднеем Верба. Результаты своих исследований они опубликовали в 1963 году в книге Гражданская культура . Как и Токвиля, их интересовало, почему демократия успешно развивается в одних странах и терпит фиаско в других.

2.Работа с термином. Приложение 1.

Политическая культура

Политическая культура

Политическая культура

Политическая культура

1.знания

2.умения

3.модели поведения (навыки)

3.Отношение к согражданам.

4.ценности.

3.Работа в группах.

Проанализировав тексты (Приложение 2.) по данному типу культуры, ответьте на вопросы:

Источник власти;

Политические ценности;

Задача государственной власти;

Роль гражданина в государстве

Сильные стороны данной культуры;

Недостатки

Тип политической культуры

Источник власти

Политические ценности

Задача государственной власти

Роль гражданина в государстве

Достоинства культуры

Недостатки культуры

Индивидуалистическая.

гаждане

свобода

Защита прав граждан

Свободный член общества

Государственническая.

государство

безопасность

Обеспечение законности и порядка

Выполняющий свои обязанности гражданин

Республиканская.

общество

единство

Умножение общественного блага

Активный член общества

Традиционалистическая.

Божественный промысел

преемственность

Контрль за поведением граждан

верноподданный

4.Модели поведения гражданина в каждой из политических культур. Приложение 3.

Проранжировать качества гражданина, опираясь на предложенный вашей группе тип политической культуры. Объяснить свой выбор.

1-3 – участие (республиканская)

4-7 –автономность (индивидуалистическая)

8-12 – социальный порядок (этатистская)

13-14 – солидарность (традиционалистическая и республиканская)

5.Творческие задания группам.

Составить 1-2 мин.выступление по заданной теме представителя одной из политических культур. Учащиеся должны догадаться, представитель какой культуры выступает.

Россия: Запад или Восток (трдицион.)

Усиление борьбы с терроризмом (индивидуал.)

Запрет видеоигр, содержащих насилие (этатист.)

Отмена смертной казни (республ.)

6. Тест.

7. Подведение итогов.

О чем мы сегодня говорили?

Для чего нам нужны знания о политической культуре?

Приложение 1.

Политическая культура отражает отношения личности к политической системе и ее составляющим, а также понимание человеком своего места в этой системе.

Политическая культура – система исторически сложившихся ориентаций сознания, моделей поведения индивидов и групп, а также моделей функционирования политических институтов, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов исторического процесса.

Политическая культура - комплекс типичных образцов поведения и ценностных ориентаций в политике; передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп; исторически сложившаяся устойчивая совокупность форм политической деятельности, определяемых знаниями, убеждениями, чувствами, оценками, ориентациями, традициями, обычаями, нормами.

Политическая культура – это совокупность специфических для страны и принимаемых большинством ее граждан как привычные и правильные форм и методов политических действий.

Что общего у этих определений?

Какие компоненты политической культуры можно выделить на основании анализа этих терминов?

1.Чувство национальной принадлежности.

2.Отношение к себе как участнику политической жизни страны.

3.Отношение к согражданам.

4.Отношение к работе государственных органов.

5.Осведомленность о политических процессах принятия решений в государстве.

Приложение 2.

Индивидуалистическая политическая культура.

В индивидуалистической политической культуре на центральном месте – личность. Личность, а не только член какой-то группы – единственное думающее, с моральными ценностями действующее лицо политического процесса.

Современная концепция личности, как носителя прав – результат развития идей о человечестве и политике в рамках того, что мы называем либерализмом , однокоренного со словом свобода по-английски (liberty). Вот некоторые из фундаментальных идей классического либерализма.

  • Высшая ценность личности, его свободы и прав
  • Равная ценность каждой индивидуальной личности
  • Личность должна иметь право сама свободно выбирать свои цели в жизни
  • Личный выбор должен быть защищен от необоснованного вмешательства государства
  • Личная собственность – продолжение личности человека, она неприкосновенна
  • Земля и натуральные ресурсы должны служить человеку

Представители индивидуалистической политической культуры видят в себе создателей государства. Теория социального контракта Джона Локка и других легла в основание этой политической культуры. Граждане как бы составляют договор между собой подчиняться властям, которые сами граждане создали для того, чтобы защитить определенные права, которые, по общему мнению, даны им от рождения. Так как граждане полагают, что народ суверенен, они верят в то, что народ имеет право свергнуть или изменить власть, которая оказалась не способна защитить их права. Политический мир представляется как рынок, где происходит обмен общественными ценностями. На первом месте стоит индивид, его интересы и права. Общественное благо представляется результатом здоровой конкуренции индивидуальных интересов на политическом рынке. Роль конституции – определить правила, по которым осуществляется государственная власть и защищаются права индивида. Роль власти в государстве ограничивается поддержанием баланса и обеспечением продвижения вперед. Роль гражданина – преследовать свои разумные интересы. Главная гражданская обязанность – самоограничение и терпимость к другим. Свобода – главная ценность, достигающаяся за счет некоторой потери социального или экономического равенства.

Такой подход способствует развитию демократических институтов, верховенства закона, терпимости к меньшинствам и процессов мирного реформирования общества.

Приложение 2.

Государственническая (этатистская) политическая культура.

При этатистской политической культуре люди воспитаны в убеждении в том, что индивид должен служить интересам государственной власти и других государственных институтов. В государствах с такой политической культурой власти контролируют такие институты, как политические партии, СМИ и даже группы интересов, например молодежные объединения.

Некоторые политические мыслители, например, Жан-Жак Руссо, критически отнеслись к идеям либерализма и индивидуалистическому пониманию культуры. Государство – больше, чем простое собрание отдельных личностей, государство имеет культуру и своеобразие, которые формируют людей, рожденных в нем.

Этатистские системы имели широкий спектр идеологий, от коммунизма до фашизма. Некоторые государства, как, например, современная Франция, являются демократическими государствами, хотя остаются крайне централизованными и бюрократическими.

Несмотря на разницу идеологий, этатисткие культуры имеют много общего. Роль конституции в таких государствах – легитимизировать действия государства и наделить полномочиями правительство. Задачи правительства делать все, что необходимо для того, чтобы обеспечить в стране мир, безопасность и сравнительное экономическое благосостояние. От граждан в такой стране ожидается, что они будут пассивны, искать защиту и источники благосостояния у государства и будут готовы работать на государство. Долг гражданина подчиняться закону и требовать этого от своих детей. Во многих этатистских системах существует обязательная воинская повинность для всех годных к службе мужчин и женщин. Главные принципы – равенство и защищенность граждан. За это они платят потерей индивидуальной свободы.

Приведем, как иллюстрирующий пример, случай из жизни. В семидесятых годах двадцатого века российская семья иммигрировала в Израиль в поиске религиозной свободы. Они поселились в Беершеба, где построили небольшой домик. Однажды домик загорелся и сгорела вся мебель. Соседи хотели помочь погорельцам, собрали мебель и передали семье иммигрантов. Однако, глава этой российской семьи созвал телевизионную пресс-конференцию, где призвал своих соседей забрать подаренную мебель. Почему? По мнению главы семьи, правительство Израиля было обязано помочь погорельцам. А соседи здесь не причем.

Как и русские, французы имеют долгую этатистскую традицию и как они находятся в двойственных отношениях с государством. С одной стороны. они не доверяют государству, с другой стороны, они очень много от него ожидают. Несмотря на свое вечное недоверие к государственной власти, французы ожидают от правительства реализации широкой программы социальной защиты. Уже достаточно давно французские власти приняли самую широкую в мировой практике программу социального обеспечения граждан от рождения до могилы. Она включает в себя бесплатное медицинское обслуживание, бесплатное высшее образование, ежегодный пятинедельный оплачиваемый отпуск, дешевое социальное обеспечение стариков, большие пенсии по старости. Ежемесячно в семьи с более чем одним ребенком посылаются денежные субсидии. Эта мера введена для борьбы с низким уровнем рождаемости в стране. Для контроля за исполнением своих многочисленных программ Франция создала громоздкий бюрократический аппарат. Ежедневная работа государства сегодня выполняется более чем двумя с половиной миллионов бюрократов – по одному на каждых двадцать два француза. Эта по-настоящему армия госслужащих дает возможность Франции не только контролировать промышленность, торговлю и сельское хозяйство, но и частную жизнь граждан в вопросах, считающихся не сферой интересов правительства в индивидуалистических политических культурах.

Приложение 2.

Республиканская политическая культура.

В соответствии с гражданско-республиканской теорией лучшее общество то, которое защищает интересы общины и общее благо от интересов индивидуума или общественного класса. Знаменитый римский писатель Цицерон так передает суть гражданского республиканизма: Невозможно хорошо жить иначе, чем в хорошей общине и лучшая гарантия благосостояния общины в разумно учрежденном и упорядоченном государстве .

Древний Рим является ярким образцом гражданской политической культуры. Его граждане должны были проявлять высокие образцы гражданских добродетелей, что означало, что они должны были жертвовать своими интересами во имя общего блага. Полибий был греческим историком, который путешествовал по Риму, изучая жизнь государства во многом по тем же причинам, которые привели Алексиса де Токвилля в Соединенные Штаты столетия спустя. В своих Историях Полибий описал образцового гражданина Римской империи.

Хороший римлянин должен обладать личной смелостью: он должен использовать свои возможности на благо общества, а не бесцельно расточать их, как Гасдрубал, карфагенец, который устраивал пиры во время голода. Он должен быть честным, как Сципион, который не взял себе лично в Карфагене абсолютно ничего, хотя и не был особенно богат. Он должен быть ответственным и деятельным гражданином: во время Пунической войны в Риме, как в Афинах, столетия до этого, военные корабли содержались за счет одного или группы частных лиц. Рим победил в войне, благодаря патриотическому духу и щедрости своих именитых граждан…которые служили Риму, не щадя своих сил и возможностей.

Помимо требования проявления гражданских чувств, главные идеи и убеждения, гражданского республиканизма таковы:

  • Существование маленьких общин необходимо, там, где люди знают друг друга и стремятся к достижению общего блага
  • Граждане должны играть активную роль в управлении, принимая участие в обсуждении общественных проблем, другой общественной деятельности, служа в армии
  • Граждане должны учиться быть добродетельными, получая моральное воспитание. Все граждане ответственны за нравственное воспитание молодежи
  • Необходимо бороться с имущественным неравенством, так как оно неизбежно приводит к коррупции и образованию группировок граждан, которые будут стремиться только к достижению личной выгоды, а не благу общества в целом
  • Хороший гражданин отдает много собственных сил и средств на благо общества

Сегодня гражданский республиканизм скорее мечта реформатора, чем политическая реальность. Некоторые аспекты гражданской политической культуры можно найти в маленьких европейских демократиях: Швейцарии, Нидерландах и скандинавских странах. Элементы этой культуры присутствуют в политической жизни регионов некоторых стран, которые имеют давние гражданские традиции. Это – Флоренция в Италии, штаты Новой Англии в Соединенных Штатах Америки. Отзвуки идей гражданского республиканизма слышны в работах различных современных политологов прокоммунистических взглядов.

Приложение 2.

Традиционалистическая политическая культура

Традиционалисты призывают следовать традициям прошлого и считать их критериями в поведении в современной жизни и в общественной политике. Традиции сохраняются в документах и обычаях, передаваемых от поколения поколению. К традициям можно отнести религиозные убеждения, нормы языка, национальную кухню и даже занятия определенными видами спорта. На первое место ставится семья. Идеология становится подобной светской религии. Роль конституции – защитить существующий статус, поддерживать мир и порядок. Задача власти – исполнять закон, гарантировать мир и порядок. Роль гражданина зависит от его социального статуса, как и его права и обязанности.

Традиционализм в своем политическом значении означает приверженность политическим традициям и защиту этих традиций, когда они входят в противоречие с нетрадиционными убеждениями и ценностями. Нельзя недооценивать силу политического традиционализма. Он дает людям чувство принадлежности к правильному образу жизни, ощущение связи с прошлым своего народа, национальную идентичность. Традиционализм питается из религиозных, национальных и родовых источников.

Традиционалистические политические культуры существовали в прошлом и существуют в современном мире, особенно в развивающихся странах. Как правило, крайне националистические движения в развивающихся странах опираются на традиционалистические чувства населения, когда борются за политическую власть.

Нигде политический традиционализм так не распространен, как в исламском мире. Этот мир простирается от Мавритании на западе до Индонезии на востоке. Некоторые страны в этом мире, такие как Иран и Саудовская Аравия, имеют конституционные системы, основанные на шариате. Другие страны исламского мира, такие как Египет и Сирия, приняли конституционные и политические системы в большей степени светские. В некоторых странах этого мира большинство населения составляют мусульмане, в других они половина населения или значительное меньшинство.

Ни одна традиционалистическая политическая культура полностью не похожа на другую. От культуры к культуре варьируются убеждения и ценности. Но есть возможность провести некоторые обобщения. В традиционалистической политической культуре действуют следующие убеждения и традиции:

  • Уважение к прошлому
  • Уважение к семейным, родовым связям
  • Подчинение властям
  • Сохранение традиционных источников власти
  • Строгие нормы поведения
  • Конформизм, отклонения преследуются, реформы вызывают подозрение
  • Стремление избегать политических конфликтов и конфронтаций, стремление к достижению консенсуса
  • Фаталистическая покорность, ощущение невозможности изменить что-либо
  • Принятие статус-кво и предназначенного жизненного пути

У людей разное отношение к традиционализму. Для одних это смирительная рубашка, для других это гарантии безопасности, стабильности и предсказуемости.

Приложение 3.

  1. Участие в добровольных организациях.
  1. Участие в политике.
  1. Выбор товара по политическим или моральным причинам.
  1. Независимое мнение.
  1. Желание понимать других.
  1. Слежение за действиями правительства.
  1. Служба присяжным в качестве призыва.
  1. Законопослушание.
  1. Готовность выступить в качестве свидетеля преступления в суде.
  1. Готовность платить налоги.
  1. Готовность служить в армии в случае крайней нужды.
  1. Готовность поддерживать людей в своей стране, которым живется хуже, чем Вам.
  1. Готовность поддерживать людей в других странах, которым живется хуже, чем Вам.


1. Основные приёмы и методы работы, используемые в ходе изучения данной темы.

Главной целью данного урока является


  • формирование целостного представления о политической культуре,

  • развитие умений анализа письменных источников, сравнения исторических событий и явлений, типов политической культуры, систематизации полученной информации в виде тезисов, схем, таблиц.
Взаимодействие в малых группах позволяет решать задачу

  • формирования коммуникативной культуры учащихся,

  • углубляет мотивацию учащихся в учебной деятельности.
Основные методы и приёмы организации:

Работа над понятиями;

Обучение составлению аналитических, сравнительных схем и таблиц;

Анализ конкретных ситуаций политической истории и реальности;

Постановка проблемных вопросов.

Оборудование и материалы:


  • Учебник

  • Словарные мтериалы с разными определениями понятий темы

  • Таблицы «Классификация политической культуры». «Структура политической культуры», «Показатели политической культуры»

  • Документы, предложенные в данной теме

  • Компьтер с доступом в интернет

  • УЭИ «Обществознание -11класс»

Содержание изучаемой темы необычное для восприятия и учителем и учащимися, так как базируется не на привычных классификациях типов политической культуры, а строится на основе альтернативных взглядов и представлений. Поэтому требуется предварительная работа с учащимися по теоретическому осмыслению понятий «политическая культура», «типы политической культуры и их признаки»,

«политическая преемственность», «политическая активность» и др.

Перед учащимися ставится проблема « Может ли в одном обществе одновременно существовать несколько типов политической культуры? Приведите примеры, иллюстрирующие возможность такой ситуации или исключающие такое положение?»

2.Организационный этап.


  • Сообщение темы занятия,

  • формирование групп учащихся,

  • выдвижение учебных проблем;

  • определение форм самостоятельной работы;

  • разъяснение алгоритма действия каждой группы;

  • предъявление требований к оформлению результатов лабораторной работы.
В каждой группе по 4 человека. Названия групп условно ассоциируются с названиями типов политической культуры.

I группа – «Политическая культура и её виды»;

II группа – «Демократическая политическая культура»;

III группа – «Патриархальная политическая культура»;

V группа – «Революционная политическая культура»;

VI группа – «Мессианская политическая культура».

Алгоритм работы группы №1.

«Политическая культура и её типологии».


  1. Прочитать текст учебника «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке», стр. 211;

  2. Прочитать текст Книги для учителя, стр. 289-292;

  3. Составить схему «Элементы политической культуры»;

  4. Составить схему «Типология политической культуры» по Л.Т. Ионину;

  5. Найти общие черты и различия политических культур;

  6. Составить таблицу «Основные признаки политической культуры».
Для сокращения времени весь объём работы разделить на части и выполнять индивидуально.

Алгоритм работы группы №2.

«Демократическая политическая культура».

«Демократическая – плохая форма правления, однако ничего лучшего человечество не придумало».У. Черчилль


  1. Прочитайте текст учебника «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке»,стр. 212-213;

  2. Выделите основные признаки демократической культуры по заданным параметрам таблицы;



  3. Работая с текстом, найдите примеры присутствия демократической культуры в различные периоды истории;

  4. Сделать вывод о наличии или отсутствии демократической культуры в истории России;

  5. Выразите своё отношение к высказыванию У. Черчилля

Алгоритм работы группы №3.

«Когда правит тиран, народ молчит, а законы действуют».Саади


  1. Прочитайте текст учебника «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке», стр. 213-214;

  2. Выделите основные признаки авторитарной политической культуры по заданным параметрам таблицы;

  3. Отразите ответы в ваших тетрадях, заполнив соответствующие колонки таблицы;

  4. Доложите классу о проделанной работе.

  5. Работая с текстом, найдите примеры присутствия авторитарной культуры в различные периоды истории;

  6. Сделать вывод о наличии или отсутствии авторитарной культуры в истории России;

  7. Выразите своё отношение к высказыванию Саади.
Алгоритм работы группы №4.

«Патриархальная политическая культура».

«Целью политики является общее благо: народ и власть должны подчиняться закону».Аристотель


  1. Прочитайте текст учебника «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке», стр. 214-215;

  2. Выделите основные признаки патриархальной политической культуры по заданным параметрам таблицы;

  3. Отразите ответы в ваших тетрадях, заполнив соответствующие колонки таблицы;

  4. Доложите классу о проделанной работе.

  5. Работая с текстом предложенных учебников, найдите примеры присутствия патриархальной культуры в различные периоды истории;

  6. Сделать вывод о наличии или отсутствии патриархальной культуры в истории России;

  7. Выразите своё отношение к высказыванию Аристотеля.

Алгоритм работы группы №5.

«Революционная политическая культура».

«Власть, основанная на ложной идее, обречена на гибель от собственного произвола».

В. Короленко


  1. Прочитайте текст учебника «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке», стр. 215-216;

  2. Выделите основные признаки революционной политической культуры по заданным параметрам таблицы;

  3. Отразите ответы в ваших тетрадях, заполнив соответствующие колонки таблицы;

  4. Доложите классу о проделанной работе.

  5. Сделать вывод о наличии или отсутствии революционной культуры в истории России;

  6. Работая с текстом предложенных учебников, найдите примеры присутствия революционной культуры в различные периоды истории;

  7. Выразите своё отношение к высказыванию В. Короленко.

Алгоритм работы группы №6.

«Мессианская политическая культура».

«Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна».А. Сумароков


  1. Прочитайте текст учебника «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке», стр. 216-217;

  2. Выделите основные признаки мессианской политической культуры по заданным параметрам таблицы;

  3. Отразите ответы в ваших тетрадях, заполнив соответствующие колонки таблицы;

  4. Доложите классу о проделанной работе.

  5. Сделать вывод о наличии или отсутствии мессианской культуры в истории России;

  6. Работая с текстом предложенных учебников, найдите примеры присутствия мессианской культуры в различные периоды истории;

  7. Выразите своё отношение к высказыванию А. Сумарокова.

Каждая группа работает по собственному алгоритму действий, время работы – 20 минут. В ходе работы учащиеся заполняют графы таблицы, используя текст учебника и знания по истории. После выполнения задания каждая группа представляет своё выступление. По ходу выступления группы один из её участников заполняет графы таблицы на доске.

Работа первой группы проходит под руководством учителя и является самой сложной по характеру. Поэтому в данную группу целесообразно ввести сильных учащихся. Они изучают текст учебника, знакомятся с дополнительной литературой и в результате составляют схему « Типы политической культуры» и таблицу « Признаки политической культуры».

В ходе выступления первой группы учащиеся знакомятся с понятиями «политическая культура: типы, признаки, особенности», используя дополнительные источники знаний.

К защите проектов

1наш мини проект называется …..

2гланая цель нашей работы….

3 в результате мы создали «продукт»

4 данная работа:

А) дала возможность совершенствовать навыки работы в группах

Б)дала простор нашему творческому воображению и т.д
3. Обсуждение теоретических аспектов изучаемой темы.

Цель нашего урока: создать и защитить мини – проекты по теме «Особенности русской политической культуры»


  • Проект – завершенная и завершающая форма творчески организованной самостоятельной работы уч-ся.
Учитель: Политическая культура – это явление динамическое, развивающееся, её содержание и формы постоянно обогащается историей. Она чутко реагирует на изменение в реалиях окружающего мира. Участники группы №1 представят вам результаты домашней работы. Они расскажут, что такое политическая культура, каковы её типы, характерные признаки.
Выступление группы №1

Выступления учащихся сопровождаются демонстрацией схемы «Пять типов политической культуры» и таблицы « Признаки политической культуры».

1 слайд - название.

Группа 1: Ученик: Все народы земли, которые создавали свою государственность, имеют собственные традиции организации власти и государственного управления. В этих традициях можно выделить нечто общее, но в то же время остаётся и то своеобразие которое отличает любой данный народ от другого. Особое сочетание таких традиций у данного народа принято называть политической культурой.

2 слайд. Политическая культура - совокупность специфических для страны, региона, социальной группы или класса и принимаемых большинством граждан или членов сообщества как привычные и правильные форм и методов политических действий.

3 слайд

Политическая культура - одно из главных понятий современной политологии. Автором егосчитается немецкий философ XVIII в. И. Гердер, но формирование теории политической культуры и её

исследование начинается лишь во второй половине ХХ в. Классическоеопределение

политической культуры предложили американские политологи Г. Алмонд иС. Верба. Они определили «политическую культуру как систему ценностей, глубокоукоренившихся в сознании, ориентаций и установок, регулирующих поведение людейв ситуациях, имеющих отношение к политике». Это определение утвердилось в политической науке, однако сохраняются разногласия по многим другим вопросам.

Что включать в политическую культуру? Как соотносятся политическая культура и политическое поведение? Какие существуют типы политических культур?


4 слайд . Под политической культурой в первую очередь понимаются взаимоотношения государства и граждан. Здесь могут действовать и различные объединения людей – нации, политические объединения, малые социальные группы. Все они в той или иной мере несут в себе следующие элементы: Элементы политической культуры.

  1. Формы политической деятельности – способы выражения своих взглядов. Они могут быть и законными (санкционированные митинги, участие в выборах, референдумах) и незаконными (террористические акты, агрессивные войны, политические убийства).

  2. Стереотипы – образцы политического поведения в той или иной ситуации . Они могут быть активными и пассивными, индивидуальными и коллективными. Например, в России в случае серьёзных злоупотреблений властей практически никогда не обращаются в суд, как на Западе, а предпочитают прибегать к забастовкам, голодовкам, блокированию путей сообщения.

  3. Политические знания – теории, концепции, идеи, принципы, представления об устройстве властных структур, законодательных основаниях их деятельности, правах и обязанностях граждан, альтернативах различных политических решений; доступ к информации о происходящих политических событиях.

  4. Идеалы – оценочные мнения о том, как должна осуществляться государственная власть. Одни могут придерживаться коммунистических идеалов, другие либеральных, третьи – националистических.

  5. Ценности – внутренние привязанности, политические ориентиры . Представление о наиболее важных целях и задачах. Среди них можно назвать терпимость к различным мнениям, равенство граждан. Поиск компромиссов, патриотизм.
Все перечисленные выше элементы политической культуры переплетаются в каждом отдельном человеке или в группах людей, составляя различные типы.

5 слайд Типология политической культуры по Л.Т. Ионину презентация

6 слайд
Представление схемы «Структура политической культуры».

презентация

7 слайд


8 слайд

Представление таблицы «Признаки политической культуры». презентация

Учитель: Ещё до возникновения российской государственности, в раннем Средневековье на Руси начали формироваться основы демократической политической культуры.

Участники группы №2 дадут характеристику демократической политической культуре. Приведут примеры присутствия демократической культуры в различные периоды истории.


Выступление группы №2

Выступления учащихся сопровождаются демонстрацией схемы «Пять типов политической культуры» и таблицы « Признаки демократической политической культуры».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Работа сУЭИ.

Учитель: Собирание русских земель московскими государями привело к ужесточению политической власти. Это время рождения российского самодержавия, просуществовавшего вплоть до н20 века и породившего собственную авторитарную политическую культуру.

Участники группы №3 дадут характеристику авторитарной политической культуре

Выступление группы №3. Выступления учащихся сопровождаются демонстрацией схемы «Пять типов политической культуры» и таблицы « Признаки авторитарной политической культуры».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.


Ученик: Может возникнуть закономерный вопрос: почему влияние авторитарной политической культуры в российской истории в целом гораздо выше, чем в большинстве стран Запада?

Установление самодержавия и крепостного права в России в значительной мере объяснялось потребностями страны от нападений с Запада, востока и юга. Выдающийся историк Вернадский писал, что «самодержавие и крепостное право были ценою, которую русский народ должен был заплатить за своё национальное самосохранение».

Перед Советским Союзом стояли во многом похожие проблемы: требовалось осуществить индустриализацию и тем самым защитить страну от военных угроз. Эта задача была в конечном счёте решена, более того, страна поднялась до уровня сверхдержавы. Перефразируя Вернадского, можно сказать, что авторитарное коммунистическое господство стало ценой, которую Россия, как часть СССР должна была заплатить за величие.

Учитель: 15-16вв это время рождения российского самодержавия и патриархальной политической культуры. Участники группы №4 выделят основные признаки патриархальной политической культуры по заданным параметрам таблицы.

Выступление группы №4. Ученик: патриархальный характер этой политической культуры выражался в том, что государь воспринимался, как отец, строгий, но заботящийся о своих чадах – детях. Выступления учащихся сопровождаются демонстрацией схемы «Пять типов политической культуры» и таблицы « Признаки патриархальной политической культуры».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Ученик: «Царь-батюшка» оставался «батюшкой» до тех пор, пока за безграничную любовь своих подданных он платил народу любовью и заботой. Если этого не происходило или народ считал, что этого не происходит, неписаный моральный контракт считался разорванным и начинались крестьянские войны, восстания и бунты.

Учитель :20 век с его тремя русскими революциями: революцией 1905-1907 гг., Февральской и Октябрьской революциями 1917гг – полностью реализовал потенциал революционной политической культуры России.

Участники группы №5 дадут характеристику революционной политической культуре

Выступление группы №5. Выступления учащихся сопровождаются демонстрацией схемы «Пять типов политической культуры» и таблицы « Признаки революционной политической культуры».

Ученик: Революционная политическая культура полностью сложилась в Россиик к 19 в. и сочетала в себе три главных направления:


  1. анархизм

  2. народничество

  3. революционный марксизм, основанный на учении Карла Маркса о социалистической революции и возглавляемый В.И. Лениным.
Диск.

Ученик: Роль революционной политической культуры всегда двусмысленна. С одной стороны революции несли огромные жертвы и страдания народы. Но с другой стороны –призыв к революции – это всегда призыв к борьбе против очередного зла во имя свободы и справедливости. Ясно одно: опыт революций всегда обогащает политическую культуру народа.
Учитель: Революция меняет страны и цивилизации. Открывает новые, неведомые доселе исторические горизонты. Так произошло с Советским государством, которое оказалось наследником Российской империи. Участники группы №6 выделят основные признаки мессианской политической культуры.

Выступление группы №6. Ученик: В первые годы советской власти для страны было характерно своеобразное сочетание революционного и мессианского типов политической культуры. Революционность заключалась в разрушении всего старого – старых социальных иерархий, старых классовых разделений, старой культуры, старого образа жизни, религиозных догм, старого искусства, старой школы, старого отношения к труду, старого понимания любви и брака и т.д. В то же время Российская революция претендовала на открытие новых бескрайних перспектив не только для своей страны, но и для всего человечества, на создание всемирного царства свободы и справедливости. слайд

Выступления учащихся сопровождаются демонстрацией схемы «Пять типов политической культуры» и таблицы « Признаки мессианской политической культуры».

Ученик: мессианская политическая культура несёт в себе сильный заряд авторитаризма и почти неизбежно ведёт к появлению авторитарных вождей. Это и произошло в Советском Союзе, когда в начале 30-х годов прошлого века под воздействием политики Сталина революционный запал и мессианские ожидания сошли на нет. Их место заняли представления и образцы действий, характерные для авторитарной политической культуры.

На основе всего вышеизложенного можно прийти к следующим важным выводам:


  • Существует преемственность в политической культуры России, т.е. эта политическая культура имеет в основном одни и те же характеристики на всём протяжении российской истории.

  • Постоянно наблюдаются, хотя в разных соотношениях пять основных типов политической культуры.

  • На разных этапах российской истории на передний план общественного сознания выдвигается один или несколько различных типов политической культуры.

  • Из совокупности всех разных типов политических культур ныне складывается национальная русская политическая культура, в становлении которой мы сами принимаем непосредственное участие.

Решение проблемы урока « Может ли в одном обществе одновременно существовать несколько типов политической культуры? Приведите примеры, иллюстрирующие возможность такой ситуации или исключающие такое положение?»
4.Доказательства результативности деятельности учащихся.

В качестве основного вывода по результатам работы группы проводится анализ высказывания, характеризующего особенность каждой политической культуры.

В заключительной части урока проводится рефлексия учащихся по вопросам:


  • что узнал ранее;

  • что узнал новое для себя;

  • что предстоит узнать.
Работа групп обязательно оценивается.

Критерии оценки: умения

Найти ответ на поставленный проблемный вопрос:

Правильно использовать термины:

Дать развёрнутый анализ проблемы, темы, философского взгляда:

Способность к творческой самореализации:

Развитие устной речи.

При этом необходимо, чтобы все учащиеся владели полным объёмом информации. Указанные темы даются им для углубленного проникновения в проблему, но без знания целого ни одна группа, ни один ученик не могут составить всестороннюю картину изучаемой темы.


Признаки политической культуры

Роль и функция государства

Понимание политической свободы

Права народа по отношению к власти

Характер и границы политического протеста

Исторические периоды.

Факты проявления политической культуры

1. Демократическая политическая культура.

Народное установление и инструмент реализации воли народа.

Свобода граждан выражать собственное мнение и влиять на решения принима-

емые государством


Влиять на решения, принима-

емые именем государства.


Законные и правомерные средства выражение недовольства властями и противодействие властям, использование которых не идёт в разрез с демократическим принципом.

11-14 вв. –период политической раздробленности.

16-17вв-Российское централизованное государство.

19в –эпоха «Великих реформ».

1905-1907гг-первая русская революция.

1917-1991гг –Советский период.

Россия на современном этапе.


Устройство новгородской и псковской республик.

Организация народного самоуправления на разных уровнях (посадские и волостные миры)

Организация земств - органов местного самоуправления.

Учреждение народного представительства -

Государственной думы.

Создание системы демократических политических институтов. Существование множества форм культурного протеста.

Современные организации гражданского общества.


2. Авторитарная политическая культура..

Господствующая сила, решения и указания которой всегда правильны и обязательны для исполнения.

Высказывание мнений, не противореча-

щих точке зрения властей.


Права народа по отношению к властям, даже если они записаны в основополагающих

государственных документах не могут быть реализованы. Подданные принимали идею безграничности верховной власти за счёт умаления собственных прав.


Установленные процедуры выражения протеста и недовольства носят формальный характер.

15-нач20 вв. –период российского самодержавия.

кое господство


Установление самодержавия и крепостного права.

Эпоха Н.С. Хрущева, Л.И.Брежнева.


3 Патриархальная политическая культура.

Государство – заботливый отец, поданные - дети.

Ограничение политической свободы, так же как ограничены права детей

в патриархальных традициях семьи.


Послушание и следование указаниям властей, обеспечиваются изначальным почтением и уважением к мнению отца.

Противодействие властям карается санкциями со стороны государства и моральным негодованием со стороны подданных.

16-нач20 вв. –период российского самодержавия.

20-50гг. 20века - режим личной власти Сталина.


Государь восприни-

мался как царь-батюшка, строгий, но заботящий-

ся о своих подданных.

Сталин – «Отец народов»


4. Революционная политическая культура.

Тотальный слом старого государства и построение нового.

Чужды стабильность и организация. Её идеал - анархия и разрушение.

Относительность любых правил и норм.


Пренебрежительное отношение к власти. Декларативный характер народовластия.

Анархия и разрушение всего старого, призыв к революции.

20 век

Революция 1905 года и последующее свержение самодержавия в 1917 году,

Октябрьская революция.

80-е годы 20века-горбачёвская перестройка.


5. Мессианская политическая культура.

Изначальная предназначенность государства к осуществлению некой миссии, его признанность встать во главе человечества

Создание всемирного царства свободы и справедливости

Человек целиком во власти государства.

Тотальный государственный контроль


Разрушение всего старого.

Открытие новых бескрайних перспектив не только для своей страны, но и для всего человечества


Советское государство в 20-30 годы

Идея мировой революции.

учащиеся заполняют две последние графы таблицы, используя текст учебника и знания по истории.

открытый урок по обществознанию в 9 классе на тему:

«Участие граждан в политической жизни страны.»

Цель :создание условий для развития у учащихся 9-х классов универсальных учебных действий средствами ТРКМ.(технологии развития критического мышления)

Задачи:

Обучабщая-научить характеризовать и выделять основные формы участия граждан в политической жизни.

Развивающая -отработка универсальных учебных действий:

Выделять главные идеи и выстраивать их последовательность,

Умения договариваться,находить общее решение,

Умение самоконтроля и самооценивания.

Воспитательная-воспитание толерантности в межличностных отношениях.

Метод обучения -продуктивно-практический.(по Махмутовой)

Приёмы:

Фаза вызова-рефлексивный лист,кластер.

Фаза осмысления-составление плана, «лови ошибку», «лишний пункт»

Фаза рефлексии-рефлексивный лист.

Фаза вызова:

Учитель:Обществознание,как и история,предметы гуманитарного цикла.Они содержат очень большой объём информации,который необходимо запомнить.особенности человеческой памяти позволяют одним это делать легко и непринужденно,а других ставят в тупик.Скажите, какие приёмы работы с текстом позволяют запомнить информацию?

Ученики:кластер,план,конспект.

Учитель:вспомните,

1.что такое план?(сжатые записи,передающие основные мысли.)

2.Виды плана?(повествовательный,вопросительный,простой,сложный.)

3.Алгоритм составления плана.

4.Какую информацию мы можем оформить в виде плана?(текстовую,схематическую,из таблицы.)

5.В чём преимущества плана?(раскрывает содержание,позволяет глубже проследить за ходом мысли автора.)

Учитель:перед вами рефлексивный лист-заполните пожалуйста первые три графы.

На протяжении нескольких уроков мы работаем по теме -? (Политическая сфера общества.)

Как вы думаете,какую цель мы с вами должны поставить на сегодняшний урок?(пользуясь раздаточным материалом и проговоренным на уроке.)

Цель прописываю на доске .(Получить знание понятий-выборы,референдум и отработать умение по составлению плана.)

Фаза осмысления:

Работа с кластером.

Перед вами кластер-проанализируйте его текст.Что вы можете сказать?(признаки,функции,формы государства.)Мы можем каждый блок обозначить другими словами?Какими?(признаки,функции,формы государства)Теперь каждый из вас должен переработать эту схематическую информацию и записать в виде простого плана.Сделайте это в левой части листа.

Проверяем,что у кого получилось?(ответы).Переработайте простой план в сложный-сделайте это в правой части листа.Проанализируем -у кого,что получилось?

1.Сколько пунктов?

2.Вид плана-простой или сложный?

3.Тип плана-повествовательный или вопросительный?

4.На сколько точно он передает информацию?

Работа с текстом.

Мы продолжаем работу над темой «Политическая сфера общества».Перед вами текст по теме «Выборы».Вам необходимо составить план текста. Каковы будут ваши шаги?(Проговариваем алгоритм-затем открываю запись алгоритма на доске.)

2.Разделить текст на смысловые части.

3.Проверить,как они соотносятся между собой.

4.Определить количество пунктов.(по количеству главных мыслей)

5.Сформулировать пункты планы.

Вначале ребята работают самостоятельно,а затем-работа в группе.

Групповая работа.

1.Обсудите планы в группе и выберите самый на ваш взгляд правильный.

2.Перед вами на доске план этого же текста-проанализируйте его и соотнесите с вашим.

3.Ваши выводы? (найдены ошибки-один пункт лишний,одного не хватает,один стоит расширить.

4.Исправьте ошибки прямо в тексте.

На какие две группы можно разделить граждан нашей страны,если в качестве критерия взять участие их вполитической жизни страны?(те кто участвует и не участвует).Основными формами участия являются ВЫБОРЫ и РЕФЕРЕНДУМ.

Сравните определения понятий- «выборы» и «референдум».Что в них общего и что отличное?

(выборы-волеизъявление всех граждан государства по вопросу участия в государственном управлении какой-либо партии или человека.

Референдум- волеизъявление всех граждан государства

Существует понятие-АБСЕНТЕИЗМ -уклонение от участия в политической жизни страны.

Фаза рефлексии.

Какова была наша цель?(умение составлять план,т.е.выделять главное и второстепенное,перерабатывать информацию)

Проанализируйте свою деятельность на уроке и заполните ещё раз рефлексивную таблицу.

У кого 100% совпадение?

У кого все ответы в графе- «умею»?

У кого есть ответы в графах «затрудняюсь» и «не получается»?

Попробуйте наметить для себя план дальнейших действий и запишите их в графе № 5.

Д/З параграф № -составить сложный план и ответ по нему.

Закончить наш урок я хочу словами М.Твена «Кто не знает куда он направл яется,очень удивится,придя не туда»,которые подтверждают значимость данного умения не только в учебе,но и в жизни.Желаю всем,чтобы все ваши планы сбывались

Приложения

№1 рефлекcивная таблица

№2 текст (по книге К.С.Гаджиева «Политология».М.,2002.С.246-247.)

В современных условиях для большинства населения основной,а зачастую единственной формой участия в политике является избирательный процесс.Выборы в демократических странах охватывают все уровни государственности от центрального до местного.Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом,вотдельной области определить степень доверия избирателей к той или иной партии,её лидерам.Они позволяют избирателям сделать осознанный выбор в пользу той программы дальнейшего развития страны,который в наибольшей степени отвечает их интересам.

В рамках предвыборной кампании нужно обеспечить равенство возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов.Для этого во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании.Другой принцип касается организации предвыборных дискуссий:кандидат обязуется не допускать фальсификаций,оскорблений своих оппонентов.И,наконец,государственный аппарат в этот период должен сохранять неитралитет,не вмешиваться в ход избирательной кампании.

В законах многих стран указаны требования к кандидатам на выборную государственную должность.Они чаще всего включают минимальный возрастной ценз,ценз оседлости,профессиональную пригодность для искомой должности.

В настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право.Вместе с тем в ряде государств голосование не только право,но и обязанность.За её невыполнение предусмотрено наказание,чаще всего-это штраф.

Технологическая карта урока

Этапы урока

задачи

Методы и приемы

Формы работы

Результаты предметные

Результаты в формировании УУД

1.Стадия вызова

1.Актуализация имеющихся у учащихся знаний.

2. Определение цели и темы урока.

3.Определение затруднений

1.Рефлексивный лист.

2. «побуждающий диалог»

3. «ставим цель»

1.Фронтальная.

2.Индивидуальная

Актуализация знаний по теме «Политическая сфера общества»

1.Умение прогнозировать возможные затруднения при работе с текстом.

2.Умение выделять главные идеи и высраивать их последовательность.

2.Стадия осмысления

1.Получение новых знаний.

2.Отработка имеющихся умений:

Умение перерабатывать и структурировать текст,

Умение выделять главные идеи и высраивать их последовательность,

Умение договариваться и находить общее решение.

1.Составление плана.

2. «Кластер»

3. «Инсерт»

4. «Лови ошибку»

5. «Лишний пункт»

Индивидуальная

Групповая

Первичные знания о характеристике выборов,как формы участия граждан в политической жизни страны;знакомство с понятиями:выборы,референдум,абсентеизм.

1.Умение перерабатывать и структурировать текст,

2.Умение выделять главные идеи и высраивать их последовательность,

3.Умение договариваться и находить общее решение.

3.Стадия рефлексии

Отработка умения самоконтроля и самооценки.

1. «Возврат к цели»

2. Рефлексивный лист

Индивидуальная

Сформированные знания о формах участия граждан в политической жизни страны.Знание понятий:выборы,референдум,абсентеизм.

Умение самоконтроля и самооценки.