Почему правление николая 1 называют апогеем самодержавия. Николаевская Россия: «Апогей самодержавия

Канкрина



Социально-экономические развитие России второй четверти XIX в.

С отменой крепостного права, тормозившего развитие индустрии, происходит некоторый застой (многие подневольные рабочие ушли с заводов), но затем начинается бурный промышленный рост. В 3 раза выросла продукция машиностроения, в 2 раза выплавка стали, в 200 раз - добыча нефти. Уже в 1860-х гг. фабрики производили более 50 % продукции обрабатывающей промышленности, доля которой во всем промышленном производстве доходила почти до 2/3. Расцвет промышленности был обусловлен высвобождением миллионов рабочих рук, государственными инвестициями, развитием железных дорог. Росла концентрация производства. В 1879 г. действовало 81 предприятие более чем с 1000 рабочих. В России шло формирование рабочего класса - пролетариата, который стал активно бороться за свои права. Уже в 1880-х гг. (при Александре III) возникает рабочее законодательство: ограничивалась эксплуатация детского и женского труда, штрафы с рабочих перестали поступать фабрикантам, создавалась фабричная инспекция и т. д.

Политические движения в России второй четверти XIX в. Власть и оппозиция.

Ослабление цензуры и репрессий при Александре II привело к росту общественного движения. В нем активно участвовали как дворяне, так и разночинная интеллигенция.

Либералы. Лидерами их были А. М. Унковский, Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин. Они добивались введения гражданских и политических свобод, улучшения жизни крестьян, отмены сословных преград, некоторые - конституции. Однако основная часть интеллигенции понимала, что в случае введения конституции и парламента преобладание в последнем получат дворяне - наиболее влиятельная группа в обществе. В 1880-1881 гг. министром внутренних дел был М. Т. Лорис-Меликов, ослабивший цензуру и успешно наладивший контакт с либералами, чтобы лишить революционеров их поддержки, но после гибели Александра II он подал в отставку.

Революционеры-демократы. Вынашивали идею свержения самодержавия и перехода к социализму. Поначалу группировались вокруг журнала «Современник» Н. Г. Чернышевского. Пользовались популярностью издания Герцена (который жил в Англии) «Колокол» и «Полярная звезда».

70-е годы 19века сложилось несколько близких течений утопического социализма, получивших название “народничества”. Народники полагали, что благодаря крестьянской общине и качествам крестьянина Россия может прямо перейти к социалистическому строю. Взгляды теоретиков народничества (Бакунин, Лавров, Ткачев): главное препятствие для социализма в гос. Власти; должны поднять народ на восстание и привести его к победе.

Во всей европейской части России возникли многочисленные народнические кружки. Среди них выделялось об-во “чайковцев” (Чайковский, Кропоткин, Перовская и др.). Члены об-ва вели пропаганду среди крестьян и рабочих, а затем возглавили “хождение в народ”. Цель – подготовка крестьянского восстания. Многие народники поселились в деревне в качестве учителей, врачей и т.п. Однако их призывы не находили отклика, крестьяне выдавали пропагандистов властям. В 77-78г.г. состоялся суд над народниками (процесс 193-х).

В конце 76г. возникла новая организация народников – “Земля и воля”. Землевольцы стали издавать газету “Земля и воля”. Два течения: одни склонялись к продолжению пропагандистской работы и объединились в “Черный предел” , другие считали единст­венным средством борьбы – терроризм и объеденились в “Народную волю”. “Ч.П” существовал до 81г., к этому времени все его члены (Плеханов,Засулич, Дейч) либо эмигрировали, либо перешли в “Н.В”. “Н.В.” объеденила кружки студентов, рабочих, офицеров. В авг.79г. они вынесли смертный приговор А2 и после нескольких покушений он был смертельно ранен бомбой, брошенной народовольцем Гриневицким. Все участники убийства А2 были задер­жаны и публично повешаны.

Кавказская война XIX в.

В 1817г. началась Кавказская война - восстали племена Чечни, Дагестана, Абхазии. В 1834 г. их возглавил имам Шамиль. Идеологией бало исламское течение мюридизм, вводивший строгие правила поведения среди мусульман. Главной целью российского правительства официально объявлялось «умиротворение» горцев, выражавшееся прежде всего в отказе их от набегов. Против горцев действовали А. П. Ермолов, М. С. Воронцов, А. И. Барятинский. Лишь в 1859г. Шамиль сдался в ауле Гуниб. В 1864 г. пал последний оплот повстанцев - Кбаада. Часть местных жителей ушла с Кавказа. Горцы, захваченные во время карательных экспедиций, находились на положении военнопленных, в то время как плененные на «русской» территории проходили по уголовным статьям за грабеж. Их ждал суд, арестантские роты, ссылка в Сибирь или во внутренние губернии. Того, кто принял участие в набеге после дачи присяги о покорности, могли расстрелять как изменника. Особенностью войны на Кавказе было наличие в рядах противников большого числа беглых солдат - русских, татар и поляков. Победа в Кавказской войне во многом была обеспечена изменениями, которые стали ответом российских войск на военные, культурные и природно-климатические реалии этого региона. Усилилось его освоение русскими.

Антигитлеровская коалиция.

Одной из главных задач внешней политики Советского Союза явилось создание антигитлеровской коалиции. Предпосылками для ее образования явились: освободительные цели в войне для большинства стран; общая опасность, находившая от фашистского блока.

22 июня 1941 года премьер-министр Англии Черчилль, а 24 июня президент США Рузвельт заявили о намерении их стран оказать помощь Советскому Союзу в его борьбе против Германии

12 июля 1941 года было подписано Англо-советское соглашение о совместном действии в войне против Германии, СССР и Англия обязывались оказывать друг другу помощь и поддержку, а так же не вести переговоры, не заключать перемирия или мирный договор, кроме как с обоюдного согласия. Предложение СССР об открытии фронта на севере Франции было отклонено.

В августе 1941 года Рузвельт и Черчилль, встретившись в Атлантическом океане у берегов Канады, подписали так называемую хартию, которая излагала официальные цели США и Великобритании. Хартия была сформулирована в демократическом духе. Но в ней указывались пути ликвидации фашистского порядка. Для выполнения этих взаимных обязательств существовало три формы сотрудничества, государств коалиции: военная, войне - и стала одним из программных документов антигитлеровской коалиции.

материальная помощь, политическая.

С целью материализации всех ресурсов союзные страны в Москве (29 сентября-1 октября 1941 года) состоялась конференция трех держав – Советский Союз, США и Великобритания, принявших решение об англо-американских поставках вооружения и стратегических материалов на ближайшие девять месяцев. Вскоре правительство США предоставило Советскому Союзу кредит в сумме 1 миллиард долларов, и распространил на СССР действие закона о "ленд – лизе".

Победа под Москвой (декабрь 41 года) содействовала окончательному оформлению антигитлеровской коалиции. 26 мая 1942 года в Лондоне был подписан договор между СССР и Великобританией о союзе в войне против гитлеровской Германии и ее сообщников в Европе. Договор предусматривал так же сотрудничество и оказание взаимной помощи после войны.

Вместе с тем, между участниками антифашисткой коалиции существовали глубокие расхождения относительно целей войны и программы послевоенного устройства мира.

Советский Союз видел цели войны в разгроме фашистской Германии, освобождении порабощенных народов, восстановлении демократии, создании условий для прочного мира. США и Великобритании считали главной целью войны ослабление Германии и Японии как основных конкурентов. В то же время Западные державы стремились сохранить Германию и Японию как военную силу для борьбы против СССР.

На протяжении всей войны СССР строго соблюдал взятые на себя союзнические обязательства. В ходе советско-английских и советско-американских переговоров была достигнута договоренность об открытии второго фронта в Европе в 1942 году.

После битвы под Сталинградом и тем более под Курском правящие круги США и Англии пришли к выводу, что СССР может один разгромить Германию и освободить Европу.

В октябре 1943 года в Москве состоялась конференция министров иностранных дел трех держав, на которой западные союзники проинформировали советскую сторону о планах открытия второго фронта в мае-июне 1944 г., которое было явно запоздалым, т.к. исход войны был предрешен. СССР в войне понес наибольшие потери, но с другой стороны наступление союзнических войск ускорило разгром фашистской Германии, приковав к себе до 1/3 ее сухопутных войск.

Наступление контрреволюции.

3) Попытка разрешить поставленные революцией вопросы путём постепенного реформирования страны, развития парламентаризма.

Анализ событий 1905-1907 позволяет ответить на вопрос, какой же из 3 альтернативных путей оказался реальным. Мощь правительственного лагеря во главе с самодержавием, незаинтересованность буржуазии в решительной победе революции, социальная и национальная неоднородность революционно-демократического лагеря, острое соперничество между полит. партиями и организациями, полит. неопытность народа, его разобщённость и неорганизованность, инерционность мышления, накопленная почти за 3 века крепостного рабства, сложившаяся международная ситуация - всё это и многое другое привело к тому, что исходом I российской революции явилась частичная модернизация гос. строя и его дальнейшая эволюция на пути превращения в буржуазную монархию. В сложившихся условиях меньше всего шансов на успех имела идея правого гос-ва, т.к. российская буржуазия в ходе революции обнаружила свою полит. слабость. Немалую роль в этом сыграла низкая полит. культура масс.

Корниловский мятеж.

Укрепляются позиции правых радикалов, крепнет идея установления военной диктатуры. Рассмотрение кандидатуры Корнилова на пост диктатора, но Керенский смещает того с поста Главнокомандующего рос. войсками, Корнилов не подчинился и 25 августа Корнилов начал наступление на Петроград с целью установления военной диктатуры. Эта угроза заставила Керенского обратиться к народу и дальше пойти на сотрудничество с большевиками. 30авг мятежные войска были остановлены, а Корнилов арестован. Подавление корниловщины означало поражение правого лагеря, шансы левых резко повысились. После этого престиж Керенского и кадетов упал, влияние большевиков усилилось и в конце августа - начале сентября петроградский и московский советы приняли резолюцию о взятии всей полноты всей гос власти. В ответ была предпринята попытка усиления центральной высшей власти. 30авг создано новое прав-во - Деректория в составе пяти человек во главе с министром-председателем Керенским. 1сент Россия была провозглашена республикой, 15сент в Петрограде было создано всероссийское Демокр. собрание, цель кот подорвать влияние большевизированных Советов, на совещании был создан Дем. совет республики (Предпарламент), от его имени Керенский сформировал 3 коалиционное прав-во на основе компромисса умеренных соц-ов вместе с кадетами, однако, его власть становилась все более призрачной. Революция вступила в новую фазу, большевики во главе с Лениным начали подготовку к захвату полит. власти.

Политика «воен ком» не только не выввела Россию из экон разрухи, но и усугубила её. Нарушение рыночных отношений вызвало развал финансов, сокращение производства в пром и с/х. Население городов голодало.

Образование СССР.

К началу 20-х на территории бывшей Рос империи сущест неск гос образований: РСФСР, Укр, Бел Азерб, Армян и Грузинская ССР, Бухарская и Хорезмская народные соц республики, Дальневосточная республика. С окончанием гражд войны во взаимоотношениях республик сохранилось политическое и углубилось экон сотрудничество.

Авг1922 Политбюро ЦК РКП(б) образовало комиссию по подготовке законопроекта о новой форме гос объединения. Сталин разработал план «автономизации», кот ущемлял суверенные права народов, и поэтому большинство партийно-гос руководителей республик высказались против него. В окт-ноябре после обсуждения вопроса о форме гос правления была принята идея Ленина об образовании союзного государства как федерации равноправных республик.

Дек1922 - Во всех республиках состоялись съезды Советов, участники кот одобрили предложение Ленина.

10дек192 2 - Первый Всесоюзный съезд Советов утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР (РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР И ЗСФСР). Добровольность объединения, равноправие республик, право их свободного выхода из союза. На съезде избран ЦИК СССР (Калинин, Петровский, Червяков, Нариманов). Исполнит власть до принятия Конституции должен был осуществлять Совнарком СССР.

Июль1923 - II сессия ЦИК приняла Конституцию.

Янв1924 II съезд Советов СССР утвердил Конституцию. Она законодат закрепила образование СССР, форма гос устройства - федерация республик с правом свободного выхода и самост решения вопросов внутр политики, юстиции, образования, здравоохр и соц обеспечения. Верховный законодат орган - Всесоюзный съезд Советов, а в перерывах м/у съездами - двухпалатный ЦИК: Совет Союза и Совет Национальностей. СНК СССР - исполнит власть (при СНК образованы общесоюзные наркоматы, Госбанк, Госплан). Конституция устанавливала единое союзное гражданство для граждан всех республик.

НАЧИНАЕТСЯ НЭП

1) Март1921 - На XX съезде РКП(б) принимается резолюция о замене продразверстки продналогом (объявляется перед посевной, в 2 раза меньше продразвёрстки).

2) Разрешена частная торговля зерном. Развитие товарно-денежных отношений.

3) Денационализация мелкой и средней промышленности. На госпредприятиях введен хозрасчет (самофинансирование, самоокупаемость). Широкое использование иностр. капитала, использование старых специалистов.

4) Финансовая реформа - восстановлен единый Госбанк, появление кооперативных и частных банков, восстановлена система налогообложения, плата за коммунальные услуги, транспорт. Введен золотой червонец. Остановлена инфляция.

5) 1922 - новый КЗОТ, отмена всеобщей трудовой повинности.

1825 - ликвидирован продналог, введен денежный налог, что свидетельствует о стабилизации. Снимается запрет на аренду земли и на наем рабочей силы, крестьяне получили право выходить на хутора и отруба. Бухарин: "Обогащайтесь".

Противоречия НЭПа:

Борьба в советском руководстве между Сталиным, Троцким, Каменевым и Зиновьевым (в январе 1924 Ленин умирает).

В сфере политики в годы НЭПа либеральные перемены не произошли: унитаризм в идеологии, разгром оппозиции (в начале 1921 арестованы и преданы суду лидеры меньшевиков, осень 1922 - «философский теплоход», высылка интеллигенции). Либо либерализация политики, либо слом существующей экономики. 35% крестьян (беднейшие) выступили против НЭПа, т.к. лишались дотаций. Проблема кадров (руководители - бывшие командиры полков, зачастую без образования).

Кризисы 1923,1925 обойдены экон методами. Кризис 1927-28 вызван:

1) обострением междунар обстановки: налёты на сов представительства, разрыв дип отношений с Лондоном. Это вызвало ажиотажный спрос на товары первой необходимости, затем последовал товарный голод.

2)1927 - неурожайный год для зерновых культур, хорошо уродились технические культуры. Крестьяне придерживают зерно до весны.

1928 - проблема прод снабжения армии и городов.

апр1928 - Пленум ЦК рассматривает причины кризиса и определяет пути выхода. Две точки зрения на причины: Бухарин - недостатки хозяйственного механизма. Выход - экон меры и повышение закупочных цен; Сталин - виноваты кулаки, выход - борьба с ними. Победила ставка на силу: насильственное изъятие хлеба, статья УК о спекуляции 1928 (запрет на перевоз хлеба м/у областями). В результате сокращение посевных площадей и забой скота для выхода из категории зажиточных. В конце 1928 вводятся карточки на ряд продуктов.

Итоги НЭПа :

1) ослабление эксплуатации крестьян

2) повышается уровень жизни населения

3) улучшилась фин ситуация, исчезла инфляция

4) выход из внешнеполитич изоляции

Апогей самодержавия» при Николае I.

Николай вступил на престол (1825-1855) не подготовленный к правлению, напуганный бунтом декабристов, не­навидящий революционеров. Общественный строй и правительственный аппарат России нуждался в серьезных реформах. Он решил провести реформы под своей непосредственной командой. “Собственная его величества канце­лярия” была разделена на 6 отделений: 1-е личные бумаги государя, 2-е модификация законодательства, 3-е сбор налогов, 4-е благотворительные и образовательные учреждения, 5-е управ­ление гос.крестьянами, 6-е кавказские дела. Модификация законодательства была поручена Сперанскому. В 1830г. было закончено полное собрание законов Россий­ской империи. К 33г. был составлен свод действующих законов Росс. Империи. При Н1 было завершено становление бюрократической машины. Н1 интересовал крестьянский вопрос. Он организовал негласные комитеты по крестьянскому делу, которые собирали сведения, писали докладные записки. Но Н1 не решился на ломку существующего порядка. Н1 было учреждено особое министерство гос. Имуществ (Киселев), кот. заботилось об удовлетворении нужд крестьян, проводило размежевание земель, устраивало ссудо-сберегательные кассы, школы, больницы. Органами м-ва в губерниях были палаты гос. имуществ, губернии подразделялись на округа. Волостное и сельское управление были построены на начале крестьянского самоуправления. Из внутренних мероприятий николаевского царствования следует упомянуть финансовую реформу Канкрина (39-43г.г.) Были изъяты старые бумажные деньги, и выпущены новые, серебро и банкноты менялись в соотношении 1 к 1. Новый университетский устав 35г. передавал рук-во делом просвещения в руки попечителей учебных округов и ограничивал университетскую автономию. В 49г. министром народного просвещения вводится строгий надзор над университетским преподаванием. В 48г. для наблюдения за печатью учреждается особый комитет, к-рый доводит дело цензуры книг до абсурдных крайностей.

«Апогей самодержавия». Реформы Николая I

1) В царствование Николая I (1825-1855 гг.) самодержавная форма правления достигла своего апогея. Император стремился править в изоляции от общества, испытывая к нему недоверие, вызванное восстанием декабристов. Это привело к тому, что единственной опорой его абсолютной власти стал втрое выросший за годы его правления бюрократический аппарат, модернизированная полиция, покорная церковь и колоссальная армия, используемая им в первую очередь для подавления освободительных движений как внутри страны, так и за рубежом. Основной целью своего правления он ставил борьбу с революцией, для чего ужесточал контроль над всеми сферами общественной жизни путём:

1. создания новой политической полиции – жандармерии, которая подчинялась III отделению Собственной канцелярии императора. Её деятельность была направлена не только на выявление противников режима, но и на предупреждение политических преступлений (для чего использовались слежка, доносы, тайная агентура);

2. ужесточения цензуры. Любая критика режима и его представителей была недопустима. Цензурные права получило огромное количество государственных учреждений;

3. реакционной политики в области просвещения. Образование вновь стало сословным (университеты и гимназии – для дворян; уездные училища – для купцов и мещан; приходские школы – для крестьян). Из программ исключались предметы, требующие самостоятельности мышления. Ужесточался контроль над сферой образования со стороны государственных органов. Предусматривались многочисленные виды репрессий против нарушителей весьма жёсткой учебной дисциплины;

4. создания собственной идеологической доктрины, обосновывавшей незыблемость самодержавия – «теории официальной народности», разработанной С.С. Уваровым. Она пропагандировала «православие, самодержавие, народность» как якобы коренные «начала русской жизни». Они, по мнению авторов теории, означали отсутствие базы для социального протеста против абсолютизма – народ в России любит царя как отца, и любовь эта базируется на прочном фундаменте православия. Теория эта внедрялась в сознание общества через образовательные учреждения, официальную печать, литературу, театр.

2) Однако, Николай понимал, что укрепить империю одними ограничениями и репрессиями невозможно. Поэтому он провел также и ряд реформ, позволивших временно стабилизировать социально-экономи-ческую ситуацию в империи:

1. Кодификацию законодательства, проведённую М.М. Сперанским. Она позволила несколько ограничить произвол бюрократии, неизбежный при самодержавно-бюрократическом режиме. В 1830 г. был составлен сборник всех российских законов, вышедших с 1649 по 1825 годы – Полное Собрание законов Российской империи (45 книг), а в 1832 г. на его основе – сборник действующего права – «Свод законов Российской империи» (8 книг).


2. Реформу государственной деревни (1837-1841 гг.), осуществлённую П.Д. Киселёвым. Она позволила несколько улучшить положение государственных крестьян. Было введено крестьянское самоуправление. В государственной деревне появились больницы и ветеринарные пункты. Были упорядочены рекрутские наборы, землепользование. На случай голодовок предусматривалась так называемая «общественная запашка», урожай с которой поступал в общественный фонд.

3. Финансовую реформу, (1839-1843 гг.), реализованную Е.Ф. Канкриным. Благодаря сохранению жёсткой пропорции между бумажными кредитными билетами и серебром удалось добиться бездефицитности бюджета и укрепить финансовую систему страны. Однако в целом успехи внутренней политики Николая оказались весьма ограниченными и кратковременными. Причина этого – в сохранении самодержавно-бюрократического строя и крепостничества. Они тормозили развитие страны и, как следствие, привели к печальному концу николаевского правления – поражению России в Крымской войне (1853-1856 гг.).

История России XVIII-XIX веков Милов Леонид Васильевич

§ 1. Николаевское самодержавие

Политические представления Николая I . Вступив на престол, Николай I свою главную задачу в области внутренней политики видел в укреплении самодержавной власти. События 14 декабря, которые произвели на него огромное впечатление, он связывал со слабостью покойного императора, с его конституционно-реформаторскими начинаниями. Николая I беспокоило состояние умов в России, брожение, охватившее разные общественные слои, он связывал с влиянием европейского радикализма. Ему приписывали слова: «Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится дыхание жизни, пока, Божиею милостью, я буду императором».

Не обладая ни способностями Александра I, ни его политическим кругозором, он, став императором в тридцать лет, без колебаний принял на себя бремя правления, полагая, что их с избытком заменят твердая воля и работоспособность. У него был ясный систематический ум, отличная память, он хорошо разбирался в инженерном деле и, как все сыновья Павла I, был знатоком фрунта. В науке он ценил ее прикладную сторону, к просвещению относился подозрительно, презирая беспокойный «дух времени». Ему было присуще бездушное рационально-механистическое восприятие мира, правильное государственное устройство он понимал как работу хорошо налаженного механизма, которому подчинены дела и помыслы всех людей. Образцом для него была военная служба: «Здесь порядок, строгая безусловная законность, никакого всезнайства и противоречия, все вытекает одно из другого, никто не приказывает, прежде чем сам не научится повиноваться. Я смотрю на всю человеческую жизнь, только как на службу, так как каждый служит». Милитаризм был внутренней потребностью царя. По свидетельству его личного друга А. X. Бенкендорфа, «развлечения государя со своими войсками, по собственному его признанию, единственное и истинное для него наслаждение».

Николай I искренне считал себя помазанником Божиим и твердо защищал самодержавную власть от любых посягательств. При нем самодержавие достигло своего апогея, когда весь ход государственных дел определялся лично императором, все нити государственного управления находились в его руках. Утверждая прерогативы самодержавия, Николай I следовал политическим наставлениям Карамзина, которого он высоко ценил. Царь верил в самодержавную инициативу, но упрощенно представлял ее единственно как гарантию внутреннего спокойствия. Когда в 1830 г. во Франции началась революция и была свергнута династия Бурбонов, он рассуждал о том, что «Россию наиболее ограждает от бедствий революции то обстоятельство, что у нас со времен Петра Великого всегда впереди нации стояли ее монархи». Самодержавную власть он понимал как безграничное самовластное вмешательство в ход даже самых мелких государственных дел, как право распоряжаться судьбами подданных. Он сам определял мундирные цвета полков, редактировал сочинения Пушкина, указывал, какими должны быть построения кордебалета на императорской сцене.

Манифест 13 июля 1826 г . Николай I не простил декабристам их выступления. Он покарал их с «примерной жестокостью», не желая при этом знать, что расправа над ними противоречила российскому законодательству и давней политической традиции, которая обязывала монарха править, опираясь на первенствующее сословие. В день казни декабристов 13 июля 1826 г. был издан написанный Сперанским Высочайший манифест, который возвещал о суде над государственными преступниками: «Дело, которое мы всегда считали делом всей России, окончено; преступники восприяли достойную их казнь; Отечество очищено от следствий заразы, столько лет среди его таившейся». Важнейший документ николаевской эпохи, Манифест 13 июля утверждал незыблемость вековых устоев России: «В государстве, где любовь к монархам и преданность престолу основаны на природных свойствах народа, где есть отечественные законы и твердость в управлении, тщетны и безумны всегда будут усилия злонамеренных: они могут таиться во мраке, но при первом появлении отверженные общим негодованием они сокрушатся силою закона. В сем положении государственного состава каждый может быть уверен в непоколебимости порядка, безопасность и собственность его хранящего, и спокойный в настоящем может прозирать с надеждою в будущее. Не от дерзностных мечтаний, всегда разрушительных, но свыше усовершаются постепенно отечественные установления, дополняются недостатки, исправляются злоупотребления».

В Манифесте 13 июля впервые были официально высказаны догматы, которые спустя несколько лет развил С. С. Уваров. Их важнейшей составной частью стало противопоставление России и Европы, русских и европейских политических, общественных и культурных идеалов: «Не в свойствах, не в нравах российских был сей умысел. Составленный горстию извергов, он заразил ближайшее их сообщество, сердца развратные и мечтательность дерзновенную; но в десять лет злонамеренных усилий не проник, не мог проникнуть далее. Сердце России для него было и будет неприступно. Не посрамится имя русское изменою престолу и Отечеству». События «мгновенного мятежа», говорилось в Манифесте, соединили все сословия в преданности государю, «тайна зла долголетнего» раскрылась, «туча мятежа» была рассеяна. Единодушное соединение всех верных сынов отечества укротило зло, «в других нравах неукротимое». Манифест провозглашал: «Горестные происшествия, смутившие покой России, миновали и, как мы при помощи Божией уповаем, миновались навсегда и невозвратно».

Манифест обращал внимание российских подданных на нравственное воспитание детей: «Не просвещению, но праздности ума, более вредной, нежели праздность телесных сил, - недостатку твердых познаний должно приписать сие своевольство мыслей, источник буйных страстей, сию пагубную роскошь полупознаний, сей порыв в мечтательные крайности, коих начало есть порча нравов, а конец - погибель. Тщетны будут все усилия, все пожертвования правительства, если домашнее воспитание не будет приуготовлять нравы и содействовать его видам». Дворянству - «ограде престола и чести народной» - предлагалось стать «примером всем другим состояниям» и предпринять «подвиг к усовершенствованию отечественного, не чужеземного воспитания». Высказанный дворянству упрек знаменателен: император считал, что недовольное жестокой расправой над декабристами дворянское общество с ним в ссоре.

Манифест 13 июля заложил идейные основы николаевского самодержавия. В историю России оно вошло как первая попытка идеократического правления, когда целостная, повсеместно насаждаемая и жестко контролируемая система воззрений определяла основы внутренней и внешней политики, развитие просвещения и культуры, частную жизнь граждан. Поддержание социальной и политической стабильности, противостояние разрушительным европейским учениям требовали возведения «умственных плотин» и создания универсальной идеологической доктрины. Решать эту задачу выпало С. С. Уварову, который принадлежал к тем немногим николаевским сановникам, кто никогда не служил в военной службе. Однако царь ценил его политический кругозор, умение обращать на пользу самодержавию достижения европейской мысли.

Николаевская идеократия. Уваров был умен, прекрасно образован. В александровское время он был попечителем Петербургского учебного округа, в 1818 г. стал президентом Академии наук. В общественной жизни слыл последователем Карамзина, входил в «Арзамас». В разгар борьбы с Наполеоном Уваров написал несколько французских брошюр, обращенных к европейскому общественному мнению, где идейно обосновал необходимость противостояния деспотизму. Он выражал надежду, что «цари, народы на могиле Бонапарта совместно принесут в жертву деспотизм и народную анархию». Революция была для него «грудой преступлений и бесполезных несчастий». Убежденный монархист, Уваров полагал, что республиканский строй «неприменим к современной системе великих европейских государств». Общеевропейским идеалом он считал легитимное правление, где «мощные барьеры обеспечивают гражданские свободы личности».

После 14 декабря арзамасский либерализм Уварова улетучился. В 1832 г. он был назначен на пост товарища министра народного просвещения. Его первым шагом стало очищение Петербургского университета, выразившееся в увольнении неугодных профессоров, вторым - ревизия Московского университета, где было раскрыто «дело Сунгурова»: студенты обвинялись в сочувствии польским повстанцам. Изучив причины «своевольства» студентов, он пришел к выводу: «Не ученость составляет доброго гражданина, верноподданного своему государю, а нравственность его и добродетели». Благодаря Уварову нравственность и добродетель стали категориями николаевской внутренней политики.

Стержнем уваровского отчета о ревизии Московского университета стала мысль привести всю культурную и общественную жизнь России «к той точке, где сольются твердые и глубокие знания с убеждением и теплою верою в истинно русские хранительные начала православия, самодержавия и народности, составляющие последний якорь нашего спасения и вернейший залог силы и величия нашего Отечества». Отчет получил одобрение императора, Уваров стал министром народного просвещения. Находясь на этом посту, он окончательно систематизировал те воззрения, что стали основой николаевской идеократии и сводились к доктрине превосходства православной и самодержавной России над европейским Западом. Эти идеи лежали в основе манифестов Сперанского и Блудова, начала были изложены в поздних политических сочинениях Карамзина. Цель доктрины Уваров формулировал четко: «Изгладить противоборство так называемого европейского образования с потребностями нашими; исцелить новейшее поколение от слепого, необдуманного пристрастия к поверхностному и иноземному, распространяя в оных душах радушное уважение к Отечеству».

Призванный императором к решению задачи, которая была тесно связана «с самою судьбою Отечества» и заключалась в том, чтобы «найти начала, составляющие отличительный характер России и ей исключительно принадлежащие», Уваров провозгласил национальными началами православие, самодержавие и народность. Он утверждал: «Искренно и глубоко привязанный к церкви отцов своих, русский искони взирал на нее как на залог счастья общественного и семейственного. Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должен погибнуть… Самодержавие составляет главное условие политического существования России. Русский колосс упирается на нем, как на краеугольном камне своего величия». Следование основам православия и самодержавия отвечало давним традициям консервативной общественной мысли. Народность, понимаемая как особые свойства русского народа - покорность, смирение, долготерпение, потребовала пояснений: «Относительно народности все затруднение заключалось в соглашении древних и новых понятий; но народность не заставляет идти назад или останавливаться, она не требует неподвижности в идеях».

Доктрина Уварова идеально соответствовала представлениям Николая I о русском народе, о России и ее месте в мире. Внешнеполитические успехи, прочное внутреннее положение Российской империи как бы подчеркивали ее особое место в Европе, служили подтверждением правоты доктрины. Это была теория казенного патриотизма победоносной военной империи. Из нее вовсе не вытекала необходимость политической и экономической изоляции России, но весьма желательной представлялась изоляция идейная. Основанная на идее национальной исключительности и имперского превосходства, она стала необходимым и важным компонентом внутренней политики Николая I. Уваровская триада, которую иногда называют «теорией официальной народности», обеспечивала стабильность николаевской системы.

Доктрина Уварова претендовала на универсальность, она была обращена ко всем сословиям. По распоряжению Николая I в 1833 г. композитор А. Ф. Львов создал народный гимн на слова В. А. Жуковского. Львов вспоминал: «Я чувствовал надобность написать гимн величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, годный для войск, годный для народа - от ученого до невежды». В этих словах отражено стремление николаевской идеократии к всеохватности и общедоступности. Однако проповедь казенного патриотизма, православия и народности, понимаемой в «русском духе», была заведомо неприемлема для значительной части российских подданных, которые не были русскими и принадлежали к иной конфессии. Естественным ответом на нее стал национализм нерусских народов.

Преобразование императорской канцелярии. При воцарении неопытный Николай i не представлял хода работы государственной машины, но твердо знал, что ему не нужен первый министр. Впавший в глубокую депрессию Аракчеев был отстранен от «общегосударственных дел», что не означало отказа от основных принципов аракчеевщины. Вслед за Аракчеевым вскоре оказался не у дел популярный в армии А. П. Ермолов. Император доверял немногим, среди которых были лично ему близкие А. X. Бенкендорф, И. Ф. Паскевич, А. Ф. Орлов. Влияние на дела сохранили начальник Главного штаба И. И. Дибич, министр финансов Е. Ф. Канкрин и министр иностранных дел К. В. Нессельроде.

Стремясь увеличить свое влияние на государственные дела, Николай I провел общее преобразование императорской канцелярии. Созданная в 1812 г. Собственная его императорского величества канцелярия первоначально занималась всеми делами, требовавшими решения императора. В январе 1826 г. прежняя канцелярия была переименована в I Отделение, и было образовано II Отделение, предназначенное для сборов и систематизации законов Российской империи. В июле того же года возникло III Отделение, затем их число увеличилось до шести.

В I Отделение все центральные ведомства должны были каждое утро доставлять сведения о своей деятельности и особо представлять дела, которые требовали личного рассмотрения царя. У Николая I возникала иллюзия, что государственные дела постоянно находятся под его контролем. Для повседневного вмешательства во все сферы правительственной деятельности и общественной жизни он использовал офицеров свиты. Генерал-адъютанты и флигель-адъютанты исполняли самые разные поручения. К примеру, С. Г. Строганов в 1826 г. ревизовал Московский университет, и по его представлению было запрещено преподавание философии.

Чтобы глубже разобраться во внутреннем состоянии империи, царь приказал делопроизводителю Следственного комитета А. Д. Боровкову составить свод мнений декабристов, высказанных ими в период следствия. Он часто их просматривал и оттуда «черпал много дельного». Для изучения возможности государственных преобразований 6 декабря 1826 г. был образован Секретный комитет во главе с давним сотрудником Александра I В. П. Кочубеем. Комитет должен был разобрать бумаги, оставшиеся в кабинете Александра I, где было немало проектов конституционных преобразований и решения крестьянского вопроса. Туда же был передан свод показаний декабристов. Первостепенную роль в Комитете играл Сперанский, в котором Николай I нашел «самого верного и ревностного слугу с огромными сведениями, с огромною опытностию». Более всего членов Комитета занимали сословный вопрос и административные преобразования. Кочубей считал полезным обратить внимание правительства на «рабство» помещичьих крестьян, но призвал к осторожности, «удаляя всякую мысль о даровании мгновенно свободы».

По мнению членов Комитета, следовало освободить Государственный совет от административных и судебных дел, оставив в его ведении составление законов. Предлагалось разделить Сенат на Сенат правительствующий, куда входили бы министры, и Сенат судебный. Тем самым последовательно проводился принцип разделения властей. В низших местных учреждениях, волостных и сельских, усиливалось коллегиальное начало и допускались выборные должности, что могло служить ограничению чиновничьего произвола. Сословная реформа призвана была укрепить права дворянства. Главный принцип преобразований, предложенный Комитетом 6 декабря 1826 г., заключался «не в полном изменении существующего порядка управления, но в его усовершенствовании посредством некоторых частных перемен и дополнений, соответствующих истинным нуждам государства». Проработав более трех лет, Комитет прекратил свои заседания. План административных и сословных преобразований был отложен.

Кодификация законов. Важное место в системе николаевской идеократии было отведено II Отделению. Оно должно было заниматься кодификацией законов, ему же «в порядке верховного управления» вменялось в обязанность разрешать отступления от законов. Благодаря II Отделению император контролировал всю законотворческую деятельность. Отвергнув конституционные начинания Александра I, Николай I противопоставил им систему, которая давала возможность упорядочить российское законодательство и, как ему казалось, ограничить судебный и административный произвол местных властей. Он придавал важное значение кодификации законов, что подразумевало систематизацию действующего законодательства. Со времен Соборного уложения царя Алексея Михайловича накопилось много противоречивых установлений, что делало актуальной задачу создания нового всеобъемлющего законодательства, своего рода нового Уложения.

Отказавшись от мысли разработать новый юридический кодекс, Николай I поручил II Отделению, в работе которого главную роль играл Сперанский, распределить в хронологическом порядке и подготовить к печати законы Российской империи от 1649 г. до конца царствования Александра I. Так возникло «Полное собрание законов Российской империи». Затем Сперанским и его сотрудниками были выбраны и распределены по соответствующим разделам те законы, которые должны были составить действующее законодательство. К 1832 г. был подготовлен знаменитый «Свод законов Российской империи», который начал действовать как «положительный закон» с 1 января 1835 г.

Николай I не поощрял стремление Сперанского вносить дополнения и изменения в действующее законодательство. Ему органически было чуждо творческое начало. Свод законов выполнял регламентирующую и стабилизирующую роль, но с его появлением ничего нового в административную и судебную практику самодержавия внесено не было. Объективно он укреплял всевластие бюрократии.

Первый раздел первого тома Свода законов носил название: «О священных правах и преимуществах верховной самодержавной власти». Здесь были изложены правовые понятия, определявшие объем полномочий царя. Первая статья этого раздела гласила: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти не токмо за страх, но и за совесть, сам Бог повелевает». Это была апелляция к теории божественного права, которая в XIX в. давно устарела. Согласно дальнейшим статьям Российская империя управлялась на «твердых основаниях положительных законов, исходивших от самодержавной власти». Император становился единственным источником законности.

Свод законов знал принцип разделения властей, который особо тщательно оговаривался в отношении прав и обязанностей министерств. Власть законодательная, как составляющая ведение Государственного совета, и власть судебная, как принадлежащая Сенату и судебным местам, были исключены из их функций: «Существо власти, вверяемой министрам, принадлежит единственно к порядку исполнительному: никакой новый закон, никакое новое учреждение или отмена прежнего не могут быть установляемы властию министра». Особо подчеркивалось: «Никакое министерство само собою никого судить и никаких тяжб решить не может». Министерствам принадлежала исполнительная власть: «В порядке государственных сил министерства представляют установление, посредством коего верховная исполнительная власть действует на все части управления». Функциональное разделение властей, установленное Сводом законов, упорядочивало работу государственного механизма, но не могло заменить отсутствия политической системы независимых и взаимно уравновешивающих ветвей власти. Император не только непосредственно осуществлял законодательные и исполнительные функции, но и постоянно вмешивался в решения судебных инстанций. Субъективное стремление Николая I к справедливости в таких случаях нередко вело к актам монаршего произвола.

III Отделение. В январе 1826 г. Бенкендорф подал царю проект «Об устройстве высшей полиции». Он предлагал создать политическую полицию, построенную на основах «строгой централизации» и простирающуюся на «все пункты империи». Реализация проекта была возложена на самого Бенкендорфа, который вскоре возглавил III Отделение собственной его императорского величества канцелярии. Одновременно он был шефом Отдельного корпуса жандармов. Штат III Отделения был немногочисленным, но его деятельность была эффективна. Оно располагало сетью тайных агентов в России и за границей.

На III Отделение было возложено наблюдение «за общим мнением и народным духом», сыск по политическим делам, надзор за общественными деятелями, писателями и учеными. Ему подчинялись секретные политические тюрьмы. Одновременно оно следило за иностранными подданными в России, осуществляя функции контрразведки, ловило фальшивомонетчиков, ведало расколом и сектантством, надзирало за действиями администрации, вело статистику крестьянских волнений. III Отделение должно было составлять ежегодные отчеты о состоянии умов в империи, представляемые императору. Призванное обеспечивать «безопасность престола и спокойствие государства», III Отделение было органом, который позволял императору контролировать полицейско-карательные функции. Его деятельность укрепляла личную власть Николая I, но объективно ослабляла государство, так как возникал чреватый конфликтами параллелизм в действиях III Отделения и Министерства внутренних дел.

IV, V и VI Отделения императорской канцелярии ведали воспитательными и благотворительными учреждениями, подготовкой реформы в государственной деревне, кавказскими делами. В целом императорская канцелярия, выполняя не только надзорные функции, подменяла собой соответствующие ведомства, ее деятельность неизбежно вносила дезорганизацию в работу государственного аппарата. Достигавшаяся при этом предельная централизация управления давала кратковременный эффект.

Цензура и образование. Цензура была важной частью николаевской идеократии. Именно на цензурные инстанции возлагалась ответственность за состояние дел в литературе и театре, за общее состояние умов и народную нравственность. В 1826 г. император утвердил Цензурный устав, который современники назвали «чугунным». Был учрежден Главный цензурный комитет, который подчинялся Министерству народного просвещения. Цензурный контроль, помимо Цензурного комитета, осуществляли самые разные ведомства: Синод, Академия наук, Министерство императорского двора, университеты. Была цензура театральная, духовная, военная. Верховный надзор был обязанностью III Отделения, для которого общественное безмолвие было свидетельством успеха в овладении умами.

Цензурный устав 1826 г. требовал от цензоров «ограждения святыни престола, постановленных от него властей, законов отечественных, нравов и чести народной и личной от всякого, не только злонамеренного и преступного, но и неумышленного на них покушения». Цензоры обязаны были действовать согласно «политическим обстоятельствам и видам правительства», не пропускать сочинений, колеблющих христианскую веру и порицающих монархический образ правления или содержащих «предположения о преобразованиях каких-либо частей государственного управления». Для Николая I это был естественный ответ на реформаторские настроения прошлого царствования.

Устав 1826 г. требовал от цензоров контролировать не только политическую, но и литературную сторону сочинений, «ибо разврат нравов приуготовляется развратом вкусов». Произвол был столь велик, что два года спустя правительство вынуждено было дать новый Цензурный устав, где цензорам рекомендовалось не придираться к словам и отдельным выражениям.

Николай 1 охотно играл роль покровителя науки и высшего образования, хотя и полагал, что университеты являются рассадниками вольнодумства. Он понимал, что для государственной службы требуются подготовленные чиновники. В его царствование были открыты Технологический и Межевой институты, Училище правоведения, Военно-морская академия и другие специальные учебные учреждения. По университетскому Уставу 1835 г. лица, окончившие университет, получали чин 10-го или 12-го класса по Табели о рангах. Уваров наладил систему подготовки отечественной профессуры, способствовал заграничным командировкам молодых ученых, открывал новые кафедры.

Народные выступления и национальные движения. Серьезным испытанием для николаевского режима стали европейские революционные потрясения 1830–1831 гг., восстание в Царстве Польском, холерные бунты в России, выступления матросов в Севастополе и военных поселян Новгородской губернии.

В июне 1830 г. недовольные карантинными мерами, установленными для предотвращения заболевания чумой, но сопровождавшимися грубыми злоупотреблениями властей, восстали матросы флотских и рабочих экипажей Севастополя. Военный начальник города Столыпин был убит, власти подавили выступление спустя несколько дней, стянув к городу крупные воинские части. Карантинные меры против эпидемии холеры в 1830–1831 гг. вызвали бунты в Тамбове и Петербурге, возбужденные толпы громили больницы, убивали врачей, которых считали виновниками эпидемии. Летом 1831 г. карантин стал поводом для восстания военных поселян в Старой Руссе. Восставшие убили нескольких офицеров, арестовали остальных и стали назначать командиров из своей среды. Волнения охватили почти все поселенные округа Новгородской губернии. Николай I заявил: «Бунт в Новгороде важнее, чем бунт в Литве, ибо последствия могут быть страшные». Беспорядки были подавлены военной силой, свыше четырех с половиной тысяч поселян были преданы суду. События 1830–1831 гг. были показателем острой социальной напряженности. Вяземский заметил: «Любопытно изучать наш народ в таких кризисах. Недоверчивость к правительству, недоверчивость совершенной неволи к воле всемогущей оказывается здесь решительно. Изо всего, изо всех слухов, доходящих до черни, видно, что и в холере находит она более недуг политический, чем естественный».

В ноябре 1830 г. началось восстание в Варшаве, которое Николай I воспринял как личное оскорбление. За полтора года до этого, в мае 1829 г., он как польский король исполнил неприятный ему обряд коронации и присягнул на верность конституции. Против повстанцев, которые объявили о свержении династии Романовых с польского престола, были направлены войска И. И. Дибича, которого затем сменил И. Ф. Паскевич. К осени 1831 г. восстание было подавлено, что дало возможность Николаю I покончить с главным конституционным начинанием Александра I, с общественными надеждами на возвращение правительственного реформизма. В феврале 1832 г. был издан Органический статут, по которому Царство Польское объявлялось неотъемлемой частью Российской империи. Российский император делался наследственным обладателем польской короны, и отпадала необходимость отдельной коронации. Польский сейм был ликвидирован, польская армия распущена.

В 1847 г. на Украине было раскрыто тайное Кирилло-Ме-фодиевское общество, организаторами которого были литераторы и историки Н. И. Костомаров, П. А. Кулиш, Н. И. Гулак, близок к обществу был поэт Т. Г. Шевченко. Правила общества были основаны на идеалах христианской нравственности, они предусматривали отмену крепостного права, равенство граждан и, главное, создание федерации славянских народов с центром в Киеве. Влияние его идей было незначительно. Однако глава III Отделения А. Ф. Орлов потребовал, чтобы цензура с особым вниманием следила за теми учеными и литературными сочинениями, «где дело идет о народности или о языке Малороссии и других подвластных России земель, не давая любви к родине перевеса над любовью к Отечеству, империи и изгоняя все, что может вредить последней любви, особенно о мнимых настоящих бедствиях и о прежнем, будто бы необыкновенно счастливом, положении подвластных племен».

Николаевское правительство и европейская «весна народов» 1848 г. Поводом для дальнейшего усиления цензурного гнета стала европейская «весна народов» 1848 г. Уже в феврале был создан Секретный комитет под председательством А. С. Меншикова для пересмотра издающихся в России журналов. От журналистов требовалось содействовать «правительству в охранении публики от заражения идеями, вредными нравственности и общественному порядку». По рекомендации этого комитета 2 апреля был учрежден Комитет для высшего надзора за духом и направлением печатаемых в России произведений. Во главе его был поставлен генерал Д. П. Бутурлин. Задачей его комитета был сплошной просмотр всех печатных изданий, выходивших в России, надзор за цензорами, редакторами и издателями. Деятельность Комитета давала основание современникам говорить о стремлении правительства ввести в России единомыслие. Создание Комитета означало дальнейшее развитие идеократии. Последние годы царствования Николая I вошли в историю как «мрачное семилетие».

Действия правительства оправдали предсказание историка С. М. Соловьева: «Нам, русским ученым, достанется за эту революцию». Попытка Уварова выступить с благонамеренной защитой университетского преподавания привела к тому, что он был отправлен в отставку. Новый министр П. А. Ширинский-Шихматов ограничил преподавание политической экономии, философии и правовых дисциплин, поощрял занятия богословием. Резко сократилось число студентов, была повышена плата за обучение. Отлаженная образовательная система оказалась на грани развала. Соловьев констатировал: «Что же было следствием? Все остановилось, заглохло, загнило. Русское просвещение, которое еще надобно было продолжать взращать в теплицах, вынесенное на мороз, свернулось». Реакция торжествовала.

На протяжении всего правления Николая I основной опорой самодержавия были доведенный до предела милитаризм, безграничная регламентация, бюрократическая централизация, они определяли прочность режима, которая долгое время удивляла Европу и внушала чувство бессилия его подданным. Такая политика создавала иллюзию стабильности, но в действительности обрекала страну на застой, на экономическое и социальное отставание от передовых европейских государств.

При Николае I самодержавная инициатива, измельчавшая во время аракчеевщины, перестала определять развитие страны. Передовое общество не шло за властью, как в екатерининские времена и в первые годы александровского правления, но находилось в постоянной к ней оппозиции. Присущее императору стремление сохранить незыблемыми устои самодержавия обрекало страну на консервацию обветшавшего сословного строя и крепостных отношений. Самодержавие из творческой силы исторического развития превратилось в режим личной власти, внешне могущественный, но безответственный и губительный для России.

Из книги Между Азией и Европой. История Российского государства. От Ивана III до Бориса Годунова автора Акунин Борис

Хрупкое самодержавие Система власти, существовавшая при слабоумном Федоре, как ни странно это выглядит из сегодняшнего дня, была много прочнее. «Блаженного» царя любили и наделяли всякими симпатичными чертами; распорядительного правителя побаивались и, в общем,

Из книги История России. ХХ – начало XXI века. 9 класс автора Волобуев Олег Владимирович

§ 3. САМОДЕРЖАВИЕ И ОППОЗИЦИЯ «ОХРАНЯТЬ НАЧАЛА САМОДЕРЖАВИЯ». Николай II, вступивший на престол в 1894 г., уже в первой своей речи на встрече с общественностью заявил, что будет «охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный покойный

Из книги Народная монархия автора Солоневич Иван

САМОДЕРЖАВИЕ И САМОУПРАВЛЕНИЕ Нам могут сказать: все это, может быть, теоретически и хорошо, но практически все это - утопия. И мы можем отве т ить - это не утопия, а факт. Не беспочвенные посулы для будущего, а совершенно реальная историческая действительность. В самом деле

Из книги Русские гусары. Мемуары офицера императорской кавалерии. 1911-1920 автора Литтауэр Владимир

Глава 2 НИКОЛАЕВСКОЕ КАВАЛЕРИЙСКОЕ УЧИЛИЩЕ Единственное военное училище в имперской России, Corps des Pages (Пажеский корпус), готовило офицеров для службы во всех родах войск. Остальные военные школы были специализированными заведениями: пехотными, кавалерийскими,

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

10.4. Самодержавие и крестьянский вопрос Одной из кардинальных проблем российской действительности была проблема крепостного права. Во время любых попыток реформирования в стране неизбежно ставили вопрос о ее разрешении.Начало царствования Александра I ознаменовалось

Из книги Зверь на престоле, или правда о царстве Петра Великого автора Мартыненко Алексей Алексеевич

Самодержавие Нам, русским людям, прирожденным государственникам, никакого «велосипеда» для созидания монархической державы изобретать не требуется. У нас он давно имеется. Это тот тип государственного устроения, который вывел нашу страну из глубочайшего кризиса еще

Из книги Новейшая история России автора Шестаков Владимир

Глава 2. Самодержавие и революция § 1. Российское самодержавие накануне революции.«Править в соответствии с волей Божией для благополучия подданных». Россия вступила в XX в. неограниченной самодержавной монархией. Вся полнота власти законодательной, исполнительной и

Из книги Начало России автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

43. Как рождалось самодержавие Ради прочного мира и согласия на Руси Василий Темный искренне был готов предать прошлое забвению. Уж на что Иван Можайский никак не мог претендовать на теплые чувства – хронический подлец и изменник, соучастник ослепления государя. Но

Из книги История религий. Том 1 автора Крывелев Иосиф Аронович

«ПРАВОСЛАВИЕ, САМОДЕРЖАВИЕ И НАРОДНОСТЬ» Со времен Петра церковью управлял Синод во главе с обер-прокурором - светским чиновником. В состав Синода входили некоторые местные епископы, созывавшиеся на заседания по специальному разрешению царя. Хотя все вопросы на этих

Из книги Последние дни Романовых автора Вильтон Роберт

Красное самодержавие Доказано, что Уральский Совет не знал, что делали люди, участвовавшие в избиении: Юровский, Голощекин - агенты Свердлова - и их помощники-статисты: Войков, Сафаров и Сыромолотов. Белобородов исполнял приказания Голощекина.Я привел имена членов

Из книги Приживется ли демократия в России автора Ясин Евгений Григорьевич

4. 1. Самодержавие Практически весь поддающийся систематическому анализу период существования российской государственности, по крайней мере от Ивана IV до 1905 года, у нас была одна форма правления – самодержавие. Можно, конечно, вспомнить период собирания Москвой русских

Из книги Император Николай II. Жизнь, Любовь, Бессмертие автора Плеханов Сергей Николаевич

Православие, самодержавие, народность Религиозное мировоззрение императора Николая наложило отпечаток и на политическую жизнь страны, и на противостояние идей. Воспринимая внешний мир, как несовершенное отражение того мира, где властвует высшая правда, царь пытался в

Из книги Капитал Российской империи [Практика политической экономии] автора Галин Василий Васильевич

Из книги Полное собрание сочинений. Том 7. Сентябрь 1902 - сентябрь 1903 автора Ленин Владимир Ильич

Самодержавие колеблется… Самодержавие колеблется. Самодержец сам признается в этом публично перед народом. Таково громадное значение царского манифеста от 26 февраля, и никакие условные фразы, никакие оговорки и отговорки, переполняющие манифест, не изменят

автора Ленин Владимир Ильич

Самодержавие и пролетариат Россия переживает новую волну конституционного движения. Современное поколение не видало еще ничего подобного теперешнему политическому оживлению. Легальные газеты громят бюрократию, требуют участия представителей народа в

Из книги Полное собрание сочинений. Том 9. Июль 1904 - март 1905 автора Ленин Владимир Ильич

Европейский капитал и самодержавие Социал-демократическая печать указывала уже неоднократно, что европейский капитал спасает русское самодержавие. Без иностранных займов оно не могло бы держаться. Французской буржуазии было выгодно поддерживать своего военного

Внутренняя политика Николая I (1825–1855) явилась развитием тенденций, обозначившихся в последнее десятилетие царствования его старшего брата Александра I. Участие в процессе над декабристами стало для нового царя первым опытом государственного управления. Николай был убежден, что только крепкая самодержавная власть может навести порядок в стране, и в основном полагался на силовой способ управления. Идеалом организации управления Николая I был отлаженный механизм армии. Многие важные административные должности были заняты генералами. Николай нередко сводил государственную власть к личному вмешательству на манер военного командования. Время правления Николая I в отечественной историографии называют «апогеем самодержавия».

Образцом правителя Николай считал Петра I. Подражая Петру, он всем свои образом жизни стремился показать образец добросовестного несения службы. Как и Петра I, Николая I отличала глубокая вера в силу административного решения. С его точки зрения, главной причиной основной массы проблем в России была неэффективная работа государственного аппарата, отсутствие должного порядка. Но в отличие от Петра I, Николай был убежденным антизападником, противником проникновения в Россию европейских идей. Программным заявлением можно считать слова императора: «Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится дыхание жизни».

Принцип режима личной власти проводился через разросшуюся Собственную его императорского величества канцелярию . Уже в первый год своего правления Николай расширил ее состав, размеры и функции. Подразделив канцелярию на отделения (департаменты), он превратил ее в высший орган управления государством, что существенно ограничивало компетенцию Сената, Кабинета министров и Государственного Совета.

В обязанности I отделения императорской канцелярии входило представление царю поступающих на его имя бумаг и исполнение его личных повелений, через это отделение император контролировал работу министерств.



II отделение было создано для работы по систематизации и кодификации законов. Николай твердо верил, что неукоснительное следование всех подданых букве закона обеспечит порядок в стране и придавал важное значение наведению порядка в законодательной деятельности. Душой всего дела стал М. М. Сперанский. К 1830 г. была завершена работа по составлению «Полного собрания законов Российской империи» . Оно состояло из 45 томов, куда вошло более 30 тысяч законодательных актов с 1649 по 1825 гг. (К тому времени последним обобщающим сводом законов было Соборное Уложение 1649 г.). К 1833 г. был подготовлен «Свод действующих законов Российской империи» из 15 томов, признанный единственным основанием для решения всех дел в государстве.

Одной из первоочередных задач Николай полагал организацию заслона на пути распространения «разрушительных» революционных идей в России. Ее осуществление было возложено на III отделение канцелярии императора, выполнявшее функции политической полиции, и подчиненный ему корпус жандармов. Главой отделения был назначен граф А. Х. Бенкендорф. Задачей своего ведомства он считал своевременное раскрытие и подавление всякого инакомыслия, любого недовольства существующим режимом .

Укрепление полицейско-бюрократического аппарата, последовательная централизация управления рассматривалась как средство укрепления самодержавия. Предпринимались попытки поставить под контроль государственного аппарата все сферы общественной жизни. Следствием этого был значительный рост численности чиновников. Произвол бюрократии приобрел невиданный размах. От него страдали не только простолюдины, но и дворянство. Подлинным бедствием для страны стали коррупция и казнокрадство. Деятельность специально созданного для борьбы с этими явлениями Главного управления государственных ревизий была малоэффективной. Вопиющая некомпетентность бесконтрольного чиновничества сводила подчас на нет даже те робкие попытки преобразований, которые решался провести Николай I .

Во второй четверти XIX в. происходил процесс дальнейшего развития нового, капиталистического уклада в экономике страны, приобретавшего ярко выраженный характер. В 30–40-х гг. начался промышленный переворот . Развитие промышленности привело к изменению социального состава российского общества. В районах, свободных от крепостного права (юг Украины, Предкавказье, Заволжье и Сибирь), зарождаются капиталистические отношения в сельском хозяйстве. В богатых имениях расширяется использование машин, удобрений, передовых приемов агротехники, внедряются более продуктивные сорта культур и пород скота, осваиваются новые виды сельскохозяйственных культур. Но развитие капитализма в стране сдерживали феодально-крепостнические порядки: крепостная зависимость крестьян мешала формированию рынка свободной рабочей силы. Мелочная бюрократическая регламентация предпринимательской деятельности сковывала деловую активность, инициативу промышленной буржуазии. Нарастали кризисные явления во всех сферах экономики. Для передовой общественности все очевиднее становилась необходимость преобразований в стране.

Необходимость перемен осознавал и сам Николай I. Но он полагал, что характер, последовательность и темпы преобразований должно определять только государство и отрицательно относился к либеральным, революционным идеям российской интеллигенции, полагая их несовместимыми с условиями страны.

Самой острой внутриполитической проблемой был крестьянский вопрос . Дворянство отстаивало сохранение крепостничества в нетронутом виде, правительство пыталось прикрыть его наиболее уродливые формы. Сам Николай I, хотя и называл крепостничество злом, был убежден в необходимости его сохранения, а также сохранения помещичьего землевладения. Правительство предпринимало меры лишь по смягчению крепостного права. В царствование Николая I было издано более сотни законодательных актов по крестьянскому вопросу. В 1826 г. помещикам запретили отдавать своих крестьян в виде наказания на горнозаводские работы. В 1827 г. помещикам запрещалось продавать крестьян без земли или одну землю без крестьян. В 1827–28 гг. помещикам запретили ссылать крестьян в Сибирь. В 1833 г. был запрещен публичный торг людьми с раздроблением семей, расплату крестьянами за казенные и частные долги. Все эти положения носили характер полумер.

Большую значимость в поиске подходов к решению крестьянского вопроса имели Секретные комитеты. Работа этих учреждений ставила обсуждение проблемы крепост­ничества на официальную основу. В 1835 г. был сформирован Секретный комитет для обсуждения крестьянской реформы. Был предложен план т. н. «двуединой реформы», которая в равной степени коснулась бы и помещичьей, и государственной деревни. Предполагалось слияние государственных и частновладельческих крестьян. Начать решено было с реформы государственной деревни (1837–1841 гг.), население которой составляло более 40 % всех крестьян России. С этой целью было создано V отделение Собственной императорской канцелярии, позже преобразованное в Министерство государственных имуществ, во главе которого был поставлен граф П. Д. Киселев. Государственные крестьяне стали юридически свободными землевладельцами. Крестьянским общинам придавался статус органов местного самоуправления. Министерство должно было следить за экономическим благосостоянием крестьян, собирать с них подати и налоги, гарантировать им гражданские права. Власти занимались увеличением крестьянских наделов, переселением крестьян из центра на окраины, где еще хватало свободных земель. Строились школы, больницы, ветеринарные пункты, внедрялись прогрессивные формы ведения хозяйства. Государство стремилось показать пример помещикам «правильных» взаимоотношений с крестьянами.

По отношению к помещичьим крестьянам в 1842 г. был издан указ «об обязанных крестьянах» , согласно которому крестьянин по воле помещика получал свободу и надел, но не в собственность, а в пользование. За это он был обязан выполнять прежние повинности, но помещик впредь не мог менять размеров как повинностей, так и надела .

Все эти меры смягчали крепостнические порядки. На полную же отмену крепостного права Николай I так и не решился.

Годы царствования Николая I (1825 - 1855) оцениваются историками как "апогей самодержавия".

Влияние восстания Декабристов на правления Николая I А. Ф. Тютчева «Он чистосердечно и искренне верил, что в состоянии всё видеть своими глазами, всё слышать своими ушами, всё регламентировать по своему разумению, всё преобразовывать своею волей. Он никогда не забывал, что, когда и кому приказывал, и следил за точным исполнением своих приказаний» . Порядок, к которому стремился Николай: ØСтрогая централизация; ØПолное единоначалие; ØБезоговорочное подчинение низших высшим. ØПостоянная борьба с революционны движением, гонение на все передовое и прогрессивное в стране

Одной из первоочередных задач внутриполитического курса Николая I было укрепление полицейскобюрократического аппарата, учреждались многочисленные секретные комитеты и комиссии, находившиеся в непосредственном ведении царя и часто подменявшие министерства.

В центре внимания правительства Николая I стояли три важнейшие проблемы: административная - совершенствование государственного управления, социальная - крестьянский вопрос, идеологическая - система просвещения и образования.

Принцип режима личной власти монарха воплотился в разросшейся "собственной канцелярии" царя. Канцелярия царя стала ее I отделением, в обязанности которого входило подготавливать бумаги для императора и следить за исполнением его повелений.

Укрепление роли государственного аппарата Собственная Его Императорского Величества Канцелярия Отделение 2: Кодификаци я законов Отделение 1: Контроль за исполнением распоряжений императора Отделение 3: Орган политического сыска и контроля за умонастроениями 4 отделение создано в занималось женскими училищами и благотворительностью 5 отделение создано в Для реформы государственных крестьян. 6 отделение. Создано в по вопросам управления Кавказа

31 января 1826 г. было создано II отделение "для совершения уложения отечественных законов", получившее название "кодификационного".

Кодификация (упорядочение) законодательства проводилось II Отделением канцелярии под руководством Сперанского. М. М. В "Своде Законов Российской Империи" были изложены действующие законы.

Подготовка Единого свода законов. 1830 1833 Законодательные акты с Собрание законов «Соборного уложения» 1649 до Российской конца царствования империи в 45 т. Александра. I Свод законов Российской империи в 15 томах. Законодательные акты классифицированные по сферам их действия. М. Сперанский осуществил кодификацию за 5 лет.

Герцен назвал III отделение "вооруженной инквизицией, полицейским масонством", поставленным "вне закона и над законом". Во главе III отделения поставлен фаворит Николая I генерал А. Х. Бенкендорф, он же являлся и шефом жандармов.

В 1828 г. прибавилось IV отделение, которое управляло учебными, воспитательными и прочими "благотворительными" учреждениями, входящими в ведомство имени императрицы Марии Федоровны (матери царя)

Попытки Решения Крестьянского вопроса В 1842 г. вышел указ об «обязанных» крестьянах. Помещики могли освобождать крестьян с землей в наследственное владение, но за это крестьяне должны были выполнять различные повинности в пользу помещиков.

В 1837 - 1841 гг. была проведена реформа в государственной деревне П. Д. Киселевым. Была запрещена продажа крепостных за долги; запрещалась также «розничная» продажа членов одной семьи, вводились крестьянское волостное и сельское самоуправление

Попытки Решения Крестьянского вопроса В государственных деревнях открывались школы; к 1854 г. было открыто 26 тыс. школ со 110 тыс. учащимися. Для того, чтобы обезопасить крестьян от неурожаев, было решено создать «общественную запашку» . Здесь крестьяне работали сообща и пользовались плодами общего труда.

Попытки Решения Крестьянского вопроса 1847 г. крепостные получили право выкупа на свободу в том случае, если поместье их владельца выставлялось на продажу за долги; в 1848 г. им было предоставлено право покупать незаселенные земли и строения. Крепостное право в России продолжало сохраняться.

Укрепление Дворянского сословия Николай I уделял большое внимание задаче укрепления дворянского сословия. Был изменен порядок наследования крупных имений. Они теперь не могли быть раздроблены и передавались старшему в роде. С 1928 г. в средние и высшие учебные заведения принимались только дети дворян и чиновников.

Укрепление Дворянского сословия Указ о майоратах 1845. Повышение чинов, дававших право на дворянское звание (1845). Усиление роли дворянских собраний.

Почетные граждане были двух степеней: потомственные (купцы первой гильдии, ученые, художники, дети личных дворян и духовенства с образовательным цензом) и личные (чиновники до 12 -го ранга) Почетные граждане: потомственные личные

В основу народного просвещения при Николае I был положен принцип строгой сословности и бюрократической централизации, что нашло свое воплощение в изданном в 1828 г. Уставе учебных заведений.

26 июля 1835 г. был издан «Общий устав императорских российских университетов» учреждается ряд специальных учебных заведений: Технологический институт, Архитектурное училище, Императорское училище правоведения, Земледельческий институт, Главный педагогический институт, Военно-морская академия в Петербурге.

Введение Цензуры Для обуздания печати Николай ввел жесткую цензуру. Цензура находилась в ведении Министерства народного просвещения, которое возглавлял С. С. Уваров. «Устав о цензуре» 1826 г. , названный «чугунным» . Было запрещено принимать крепостных в средние и высшие учебные заведения. С. С. Уваров.

И все же, несмотря на цензурные строгости, в 30 -40 -е годы были опубликованы "Ревизор" и "Мертвые души" Н. В. Гоголя, повести А. И. Герцена "Доктор Крупов" и "Кто виноват? "

В 30 -40 гг. 19 века в России начался промышленный переворот. Под промышленным переворотом понимают исторический период перехода от мануфактуры – предприятия, основанные на ручном труде, - к машинному производству. Промышленный переворот начался в первую очередь в хлопчато-бумажной промышленности

С середины 30 -х гг. началось железнодорожное строительство. Вслед за первой железной дорогой из Петербурга в Царское Село, построенной в 1837 г. (работали 6 паровозов, закупленных за рубежом), были выпущены Варшавско-Венская (1848 г.) и Николаевская, соединившая Петербург с Москвой (1851 г.).

Реформы Е. Ф. Канкрина К 1825 году внешний долг России достиг 102 млн рублей серебром Министр финансов Канкрин: Ограничивал государственные расходы, осторожно пользовался кредитом, проводил политику покровительства русской промышленности и торговли, облагал высокими пошлинами ввозимые в Россию промышленные товары. В 1839- 1843 гг. Канкрин провел денежную реформу. Главным платежным средством стал серебряный рубль. Затем были выпущены кредитные билеты, которые можно было свободно обменять на серебро. Благодаря этим мерам Канкрин добился бездефицитности государственного бюджета, укрепил финансовое положение страны. Сохранялась пропорция между количеством кредитных билетов и государственным запасом серебра.

«Внешняя политика Николая I»: Направления внешней политики a) Западноевропейское направление b) Ближневосточное Западноевропейское направление a) b) c) d) Русско-польская война 1830- 1831 годов. 1848 г. – революция во Франции. Март 1848 - лето 1849 – революция в Германии. 3 марта 1848 - 5 сентября 1849 – революция в Венгрии. Ближневосточное направление. a) Война в Закавказье b) Русско-турецкая война 1828- 1829 годов.

Основной задачей внешней политики России в Западной Европе стало поддержание старых монархических режимов и борьба с революционным движением. Николаю импонировала роль международного жандарма в Европе, которую взяла на себя Россия в связи с образованием "Священного союза".

Русско-польская война 1830- 1831 годов. Началась 29 ноября 1830 года и продолжалась до 21 октября 1831 года. Лозунг - восстановления «исторической Речи Посполитой» в границах 1772 года. Сейм принял акт о низложении Николая и запрете династии Романовых занимать польский престол. К концу восстания, армия насчитывала 80. 821 человек. Численность всех войск, которые предполагалось употребить против поляков, доходила до 183 тыс.

В 1848 -1849 годах по Европе пронёсся новый, еще более мощный, шквал революций. В их подавлении Николай I принял самое активное участие.

Вторым и главным направлением внешней политики России в 20 -50 -х годах было решение восточного вопроса. На юге сложилась весьма непростые взаимоотношения с Османской империей и Ираном.

Стремление царизма распространить свое влияние на территории Кавказа встретило упорное сопротивление народов Дагестана, Чечни, Адыгеи. В 1817 г. началась длившаяся многие годы Кавказская война

В горах Дагестана появился знаменитый Шамиль. В центральной части Чечни Шамиль создал сильное теократическое государство – имамат со столицей в Ведено. В 1854 г. Шамиль потерпел поражение

Кавказская война продолжалась без малого полвека (с 1817 по 1864 г.) и стоила многих жертв (русские войска потеряли в этой войне 77 тыс. человек).

В конце 20 -х начале 30 -х годах внешняя политика России на Кавказе и Балканах была исключительно успешной. Русско-персидская война 1826 -1828 годов закончилась поражением Персии, и в состав России вошли Армения и Северный Азербайджан.

Война с Турцией (1828 -1829 годы), тоже успешная для России. В результате русско-турецкой и русско-иранской войн конца 20 -х годов XIX века в состав Российской империи окончательно было включено Закавказье: Грузия, Восточная Армения, Северный Азербайджан. С этого времени Закавказье стало неотъемлемой частью Российской империи.

Оборона Севастополя сентябрь 1854 - август 1855 гг Герои обороны Севастополя: Адмиралы: Корнилов, Истомин, Нахимов Военный врач: Н. И. Пирогов - первое применение наркоза Первая сестра милосердия: Даша Севастопольская Разведчик-матрос: Кошка Военно-инженерное дело: генерал Тотлебен – укрепления

Малахов курган, господствующая высота юго-восточнее Севастополя. 27 августа 1855 г. превосходящие силы французов овладели Малаховым курганом, после чего русские войска оставили южную сторону Севастополя.

Окончание войны 1855 г. – гибель Корнилова, Нахимова, Истомина Август 1855 г. – Севастополь взят. Падение Севастополя = конец войны. Новый император – АII идет на переговоры о мире. Март 1856 г. – Парижский мир. Россия теряет часть Бесарабии, покровительство над Сербией и Дунайскими княжествами. Самое унизительное для России – Черное море = нейтральное Россия не имеет права иметь там военные укрепления. Севастополь обменен на крепость Карс.

В первой половине XIX в. завершился процесс добровольного вхождения Казахстана в состав Российской империи и было положено начало присоединению Средней Азии.