Теория и практика экзистенциальной психологии: Краткая история. Экзистенциальная психология — что в ней есть для нас? Детская экзистенциальная психология

Экзистенциальное направление в психологии возникло в Европе в первой половине ХХ в. на стыке двух тенденций. С одной стороны, появление его было продиктовано неудовлетворенностью многих психологов и терапевтов господствовавшими тогда детерминистскими взглядами и установкой на объективный, научный анализ человека. С другой - мощным развитием экзистенциальной философии, которая проявляла большой интерес к психологии и психиатрии. В результате в психологии появилось новое течение, представленное такими именами, как К. Ясперс, Л. Бинсвангер, М. Босс, В. и др. Важно отметить, что влияние экзистенциализма на психологию не ограничилось появлением собственно экзистенциального направления - очень многие психологические школы в той или иной мере ассимилировали эти идеи. Особенно сильны экзистенциальные мотивы у Э. Фромма, Ф. Перлса, К. , С. Л. и др.

Экзистенциальная психология (терапия) в узком смысле выступает как хорошо осознаваемая и последовательно реализуемая принципиальная позиция. Первоначально это собственно экзистенциальное направление (в узком смысле) именовалось экзистенциально-феноменологическим или экзистенциально-аналитическим и представляло собой чисто европейский феномен. Но после Второй мировой войны экзистенциальный подход получил широкое распространение и в США. Причем там в число его наиболее ярких представителей вошли некоторые лидеры третьей, гуманистической, революции в психологии (которая, в свою очередь, во многом опиралась на идеи экзистенциализма) - Р. Мэй, Д. Бюджентал и др.

Экзистенциалистский взгляд на человека берет свое начало из конкретного и специфического осознания уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. Экзистенция («существование») происходит от латинского existere - «выделяться, появляться». Этим подчеркивается, что существование - не прозябание, не статистический процесс, а динамический. Внимание экзистенциалистов, в отличие от представителей других направлений, переключается с объекта на процесс. Таким образом, сущность - это некая фикция, а существование - это постоянно изменяющийся процесс. Тогда понятно, что разница в понятиях «сущность» и «существование» в данном случае раскрывается несколько иначе.

Впервые термин был употреблен датским философом и теологом С. Кьеркегором, прожившим короткую и трагическую жизнь в мучительных попытках философского и теологического самопознания. Идейным истоком экзистенциализма стала феноменология Гуссерля. Философско-методологическими предпосылками развития экзистенциального направления в психологии явились труды М. Бубера, Ж. П. Сартра, М. Хайдегге-ра. Среди экзистенциалистов можно провести четкую разграничительную линию: одни из них (Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов) являются истинно религиозными, другие (Хайдеггер, Сартр, Камю) считали себя атеистами. Деление это можно считать принципиальным, поскольку одни из них видели смысл всего в Боге, другие же находили его в самой жизни, в ее процессе. До сих пор попытки изложить полный обзор теории экзистенциализма не увенчались успехом. Дело в том, что трудов в духе этого направления по философии, литературе, психологии и психиатрии огромное множество, но между ними существует большое количество разногласий. Однако есть один момент, который объединяет всех экзистенциальных мыслителей - это вера в реальность свободы личности.

Экзистенциальная психология - наука о том, как человеческая судьба зависит от отношения человека к жизни и смерти, а следовательно, и к смыслу своей жизни, поскольку первые две категории неминуемо приводят к третьей.

Основные проблемы, интересовавшие экзистенциалистов, - это , проблема свободы и ответственности, проблема общения и одиночества, а также проблема смысла жизни. Они выполняют динамическую функцию по отношению к человеку - побуждают развитие его личности. Но столкновение с ними болезненно, поэтому люди склонны защищаться от них, что зачастую приводит к иллюзорному решению проблемы. Люди должны начать переоценивать ценности, стараться не совершать тривиальных, типичных, лишенных оригинальности, бессмысленных поступков, глубже понимать смысл жизни в настоящем, стать свободными от внешних и внутренних обстоятельств.

Экзистенциалисты в свою теоретическую основу вкладывали основные принципы гуманистической психологии, произведения таких авторов, как Гегель, Достоевский, Ницше, Сартр и др. Особое влияние на развитие экзистенциальной идеи оказал постулат Гегеля о том, что обстоятельства и влечения управляют человеком ровно настолько, насколько он им позволяет. Отсюда было сделано два очень важных вывода.
1. Обстоятельства и влечения действительно могут управлять человеком.
2. Человек может им не позволить сделать этого.

Воля является одним из ключевых понятий экзистенциализма. А. Шопенгауэр одним из первых экзистенциалистов обращается к этому понятию, утверждая, что человек может наделить жизнь смыслом и представить ее так, как ему нужно, если у него есть воля. Получается, что, признавая неуловимость реального бытия, в то же время признается реальность воздействия наших представлений и возможность волевого управления ими.

Представители данного направления критикуют , Адлера за то, что у них человек зависим от влечений, а Уотсона, - за зависимость от окружающей среды и несвободу. В рамках экзистенциального направления, наоборот, личность обладает свободой выбора, а каждая ситуация открывает для человека возможность найти свое наилучшее применение, и это является для человека смыслом.

Особо рассматривается проблема связи человека с миром. С точки зрения этой теории попытка понять человека отдельно от его мира - онтологическая ошибка. Не существует человека без мира (бытия), точно так же не существует и мира без человека.

Основным постулатом экзистенциальной теории стали слова Гёте:
Принимая человека какой он есть, мы делаем его хуже;
принимая его таким, каким он должен быть,
мы помогаем ему стать таким, каким он может быть.

Экзистенциалисты понимают природу « » таким образом, что бытие включает в себя «бытие в будущем». Мы не запираем человека в настоящем, а даем ему возможность для изменения и динамики. Все свойства человеческой личности понимаются экзистенциалистами как процессы, а не как «состояния» или «черты».

Не менее важно с точки зрения данного направления и осознание своего способа существования. Только в экстремальных ситуациях возникает ощущение экзистенции - подлинного существования (аутентичности). Аутентичность является одним из ключевых понятий экзистенциальной психологии, это свобода быть самим собой. Мы ощущаем аутентичность в минуты горя, радости, высшего блаженства, восторга, когда освобождаемся от всех масок. Здесь проявляется наша сущность.

Особое отношение сложилось у экзистенциалистов к кризисным жизненным ситуациям, которые помогают человеку переосмыслить свою жизнь. Хорошей иллюстрацией данного утверждения будет отрывок из произведения В. Г. Короленко «Дети подземелья», в котором главный герой впервые сталкивается с «загадкой жизни и смерти». «О да, я помнил ее (о матери. - С. Т.)!.. Когда она, вся покрытая цветами, молодая и прекрасная, лежала с печатью смерти на бледном лице, я, как зверек, забился в угол и смотрел на нее горящими глазами, перед которыми впервые открылся весь ужас загадки о жизни и смерти».

На уровне инстинкта мы боимся смерти. Но по существу мы боимся не смерти вообще, а ранней смерти, когда чувствуем, что жизненная программа неестественно прервана, гештальт не завершен.

Еще одно принципиальное положение экзистенциализма - единство объекта и субъекта. Б. В. Зейгарник полагает, что объектом науки, по мнению экзистенциалистов, должен стать субъект, который выступает не как продукт социальных отношений или биологического развития, а как неповторимая личность, познание которой достигается только через интуитивное переживание. Между воспринимающим и воспринимаемым нет резкой границы, объект и субъект как бы вливаются друг в друга, и объективного восприятия быть не может, оно всегда искажено.

Таким образом, отправной точкой экзистенциализма является . От остальных его обособляют свобода, ответственность, право выбора, смысл жизни.

Яркий представитель данного направления - Виктор Франкл (1905-1997), автор логотерапии и экзистенциального анализа, объединенных общим названием Третья венская школа психотерапии. Пройдя первую () и вторую () венские школы, Франкл встал на путь создания собственной. Термин « » Виктором Франклом был предложен еще в 20-е гг., впоследствии в качестве равноценного использовался термин «экзистенциальный анализ». Стоит отметить, что сам термин «логос» для Франкла - не просто «слово», не просто вербальный акт, а квинтэссенция идеи, смысла, т. е., по сути, это и есть сам смысл.

Особое внимание Франкл уделяет «пограничным» ситуациям и положениям, когда человек оказывается перед лицом неизвестного заболевания или в концентрационном лагере, - так он получает возможность познать смысл и ценность своего существования. Слова Ницше: «Если есть ЗАЧЕМ жить, можно вынести почти любое КАК», стали своеобразным девизом экзистенциальной психологии.

Сам В. Франкл прошел с 1942 по 1945 г. пять концлагерей, в которых потерял родителей, жену и брата. Трагические события его жизни, несомненно, обогатили его как психолога: «Когда человек перестает видеть конец какого-то временного отрезка своей жизни, он не может поставить себе никакой дальнейшей цели, никакой задачи; жизнь тогда теряет в его глазах всякое содержание и всякий смысл. И наоборот, стремление к какой-либо цели в будущем составляет ту духовную опору, которая так нужна узнику лагеря, так как только эта духовная опора в состоянии уберечь человека от падения под влиянием отрицательных сил социальной среды, уберечь его от полного отказа от самого себя».1 По мнению В. Франкла, «латинское слово "finis" означает как "конец", так и "цель"».

Именно смысл и ответственность определяют психическое здоровье человека и гармонию между составляющими человеческого естества, считает Франкл. Личность должна быть сосредоточена на проблеме, на чем-то объективном, что стоит делать. Задача заставляет забыть об удовлетворении влечений, удовольствиях, гордости, защите. Здесь и очевидна связь с ответственностью.

Франкл вводит термин экзистенциальный вакуум, обозначающий пустоту, отсутствие смысла жизни, переживаемое человеком. Следствием экзистенциального вакуума является массовая невротическая триада: депрессия, наркомания, агрессия. Самое главное, что помогает жить, - это смысл жизни. Осознание неизбежности смерти меняет жизнь человека. Когда он осознает это, он становится более ответственным за свою жизнь, считает Виктор Франкл. При этом человек обладает определенной свободой, которую не может отнять у него никто.

Одним из ярких представителей экзистенциальной терапии является Дж. Бюдженталь, который назвал свою терапию жизнеизменяющей. Важнейшие положения его подхода заключаются в следующем.
1. За любыми частными психологическими трудностями в жизни человека лежат более глубокие (и не всегда ясно осознаваемые) экзистенциальные проблемы свободы выбора и ответственности, изолированности и взаимосвязанности с другими людьми, поиска смысла жизни и ответов на вопросы: что я есть? что есть этот мир? и т. д. Терапевт проявляет особый экзистенциальный слух, позволяющий ему за фасадом заявленных проблем и жалоб клиента уловить эти скрытые экзистенциальные проблемы и призывы. В этом и состоит смысл жизнеизменяющей терапии: клиент и терапевт совместными усилиями пытаются помочь первому понять способ, которым он отвечал на экзистенциальные вопросы своей жизни, и пересмотреть некоторые из ответов таким образом, чтобы сделать жизнь клиента более аутентичной и более полноценной.

2. Данный подход основывается на признании человеческого в каждом человеке и изначальном уважении к его уникальности и автономии. Это также означает осознание терапевтом того, что человек в глубинах своей сущности безжалостно непредсказуем и не может быть познан до конца, так как сам может выступать источником изменений в собственном бытии, разрушающих объективные предсказания и ожидаемые результаты.

3. В центре внимания терапевта находится субъективность человека, та, как говорит Дж. Бюдженталь, внутренняя автономная и интимная реальность, в которой мы живем наиболее искренне. Субъективность - это наши переживания, стремления, мысли, тревоги и все, происходящее внутри нас и определяющее то, что мы делаем вовне, а главное - что мы делаем из того, что там с нами случается. Субъективность клиента - главное место приложения усилий терапевта, а его собственная субъективность - главное средство помощи клиенту.

4. Не отрицая большого значения прошлого и будущего, данное направление ведущую роль отводит работе в настоящем с тем, что в данный момент действительно живет в субъективности человека, что актуально «здесь и теперь». Именно в процессе непосредственного переживания, в том числе и событий прошлого или будущего, могут быть услышаны и полноценно осознаны экзистенциальные проблемы.

5. Экзистенциальный подход задает скорее определенную направленность, локус осмысления терапевтом происходящего в терапии, нежели определенный набор техник и предписаний. По отношению к любой ситуации можно занять (или не занять) экзистенциальную позицию. Поэтому этот подход отличается удивительным разнообразием и богатством используемых психотехник, включая даже такие, казалось бы, «нетерапевтичные» действия, как совет, требование, инструктаж и т. д.

Центральную позицию Бюджентала можно сформулировать следующим образом: при определенных условиях почти любое действие может вести клиента к усилению работы с субъективностью; искусство терапевта как раз и состоит в способности адекватно применять весь богатый арсенал, не переходя при этом к манипулированию.

Именно для становления этого искусства психотерапевта Бюджен-тал описал 13 основных параметров терапевтической работы и разработал методику развития каждого из них.

Теоретическим и идейным лидером экзистенциальной психотерапии принято считать выдающегося американского психолога и психотерапевта Ролло Мэя (1909-1994).

В юные годы он увлекался искусством и литературой, и это увлечение не оставляло Мэя на протяжении всей жизни (его работы написаны великолепным литературным языком). Поначалу Мэй специализировался в области языков, учился в семинарии Теологического общества. Вскоре будущий психотерапевт увлекается идеями А. Адлера, изучает психоанализ, знакомится с Г. Салливеном и Э. . Затем, открыв собственную практику, Мэй заболевает туберкулезом, и сознание полной невозможности противостоять болезни (эффективных способов лечения в то время еще не существовало) сильно изменило мировоззрение Ролло Мэя. Тогда он попытался сформировать у себя отношение к болезни как к части своего бытия в данный отрезок времени. Он понял, что беспомощная и пассивная позиция усугубляет течение болезни. Именно на основании собственного опыта борьбы с недугом Мэй делает вывод о необходимости активного вмешательства личности в «порядок вещей», в свою судьбу. Эта установка стала одним из главных принципов его психотерапии.

Мэй уделял особое внимание изучению феноменов , первым указав, что высокая тревожность не обязательно является признаком невроза. Он разделял тревожность на нормальную и невротичную. Причем нормальная тревожность нужна человеку, так как держит его в состоянии бдительности и ответственности. Вслед за Кьер-кегором Мэй считает, что осознание человеком свободы выбора повышает у него чувство ответственности, которое, в свою очередь, неизбежно вызывает тревожность - озабоченность за эту ответственность выбора. Невротическая тревожность связана же со страхом личной ответственности и стремлением уйти от нее, а значит, и от свободы выбора.

Мэй также рассматривал два вида вины, связанных с удовлетворением или неудовлетворением потребности в свободе. Вслед за К. он внес решающий теоретический и практический вклад в становление психологического консультирования как полноправной специальности. Здесь ученый органично объединяет подходы двух своих основных профессий - пастора и психотерапевта.

Завершая раздел, в котором нами рассматривались концепции личности зарубежных авторов, отметим, что в 1970-х гг. теоретики в области персонологии начали исследовать влияние полового фактора на психологическое развитие женщины. Долгое время изучение жизненного опыта женщин фактически игнорировалось в психологии. Авторы данного подхода - Миллер (1976), Гиллиган (1982) и Джордан (1989, 1991) - выяснили, что главной движущей силой в жизни женщины является стремление к общению, взаимности и отзывчивости. Общение с людьми играет ведущую роль в жизни женщины любого возраста, а уединение и изоляция являются основной причиной страданий. Представители данного направления создали новую схему изучения жизненного опыта человека в контексте его отношений с другими людьми.

Ядром человеческих отношений, по мнению представителей данного направления, являются эмпатия и взаимное доверие. , в свою очередь, включает в себя: мотивацию (стремление узнать другого человека), восприятие (способность воспринимать вербальную и невербальную информацию), эмоции (возможность понимать чувства другого) и познание (способность вынести из общения смысл).

Взаимность подразумевает уважение к жизненному опыту другого, открытость, искренность, которые необходимы для личностного роста людей. Джордан пишет, что развитие происходит благодаря тому, что, пытаясь понять другого, человек расширяет свое сознание и утверждает в себе нечто новое.

Взаимность - это такое отношение к другому человеку, которое предполагает полноту уважения к его жизненному опыту.

Очевидно в связи с этим явное продолжение идей гуманистических психотерапевтов, и прежде всего К. Роджерса.

Итак, каждый крупный теоретик выделил и прояснил отдельные аспекты человеческой личности, каждый из них, по сути, прав в той области, которую он рассматривает наиболее внимательно. Вместе с тем, возможно, их общей ошибкой было предположение, что они обладают единственно правильным и всеохватывающим ответом.

Чтобы понять, что представляет собой такое научное течение, как экзистенциальная психология, нужно рассмотреть основные положения экзистенциальной психологии.

Из истории

Эта отрасль психологической науки появилась в последние годы 19 века, а основателем ее принято считать датского философа Сёрена Кьеркегора, который обозначил главные парадигмы нового философского направления - экзистенциализма. Позже, уже в начале 20 века, рассматриваемый нами метод был существенно укреплен и развит.

На существование данного философского и психологического течения огромное влияние оказали тяжелые времена – многочисленные войны, экономические и социальные кризисы, духовные волнения людей. Не удивительно, что многие представители экзистенциализма работали над своими теориями, находясь в заключении в тюрьмах и лагерях, зачастую испытывая в те моменты серьезные личные трагедии. Получается, что экзистенциальная психология стала своего рода проекцией настроения большинства людей в 20 веке.

Изначально экзистенциальная психология и психотерапия появились, как и многие другие философские и психологические течения, в Европе, поэтому именно там экзистенциализм больше всего распространился. Но после окончания Второй мировой войны теория постепенно стала перекочевывать в Америку и другие страны и там заняла свое определенное пространство в науке.

Психология в лицах

Чтобы наиболее полным образом понять, что представляет собой рассматриваемая нами теория, нужно подробнее поговорить о тех великих людях, которые ее основали. Итак, Сёрен Кьеркегор – это, пожалуй, главная личность в экзистенциализме. Сёрен – получивший теологическое образование датский философ. Ему принадлежит огромное количество трудов по религиоведению и философии.

Именно он первым стал рассуждать о том, что индивидуальность первична, и о том, что к поступкам и действиям любого человека нужно относиться не так, как это было принято раньше. Кьеркегор прожил относительно небольшое количество лет, при этом довольно-таки тяжелых, поэтому совсем не случайно он в кризисные и проблемные моменты задумывался о том, что такое смысл жизни, для чего люди существуют на этом свете, о том, что такое смерть.

Другим ярким представителем учения был . Он занимался изучением основных трудов и Фрейда, именно они помогли ему понять и раскрыть собственные психологические теории. В своих трудах он опирался на трудные жизненные ситуации, в процессе которых люди задумываются о смысле собственного бытия.

К примеру, такое часто случается, когда человек или кто-то из его близких тяжело заболел или попал в тюрьму. Только в такие моменты как никогда человек начинает ценить собственное существование в этом мире. Самому Франклу пришлось пережить пять тюремных заключений и потерять при этом свою семью, зато взамен этого он стал гениальным психологом. Одной из главных заслуг Франкла считают введенное им понятие «экзистенциальный вакуум», которое означает полное отсутствие у человека смысла жизни, нежелание жить, равнодушие и опустошение, что может привести к глубокой депрессии или вовсе суициду.

Нельзя обойти стороной Джеймса Бьюдженталя, который вывел основные положения экзистенциальной психологии:

  • Проблемы любого человека всегда имеют более глубокий смысл, чем это кажется на первый взгляд.
  • Следует непременно в каждой личности уважать ее автономию и самостность.
  • Каждая личность является субъективной, поэтому у каждого человека свои переживания, тревоги, радости, мысли и чувства, и у разных людей они не похожи. Поэтому удивляться, что люди могут по-разному реагировать на одни и те же жизненные обстоятельства, не приходится.
  • Главная роль в человеческом поведении отводится настоящему, хотя имеется зависимость и от прошлого, и от будущего.

Одним из сильнейших представителей, изучающих экзистенциальный подход, можно назвать Ролло Мэя. Он на протяжении всей своей жизни был весьма увлечен литературой и искусством, что существенно повлияло на его психологические теории.

Стартовой точкой его учений стало то, что Мэй заболел такой страшной болезнью, как туберкулез. Только в тот момент он понял, что человек сам является хозяином своей жизни и может ее менять, а если он надеется на судьбу и сам ничего не делает, это не приводит ни к чему хорошему. Большую роль в его теориях играло понятие « ». Мэй считал, что она может быть нормальной, то есть необходимой для того, чтобы человек оставался бдительным, и нервозной, которая не приводит ни к чему хорошему.

Школа экзистенциальной психологии не представляется полной без такого психолога, как Бинсвангер. Он жил в Швейцарии и учился у великих психологов: Юнга, Фрейда и др. Стоит отметить, что Бинсвангер был не просто психологом, но и врачом-психотерапевтом, использующим на практике техники экзистенциализма.

Из ныне живущих самых ярких представителей экзистенциального направления в психологии можно назвать такого психотерапевта, как Ирвин Ялом. Его главная идея состоит в том, что для каждого человека нужно придумывать индивидуальную психотерапию, поскольку здесь не может быть какого-то универсального метода.

Основные положения

Если постараться кратко описать суть экзистенциального направления в психологии, то она заключается в том, что каждый человек в определенный момент времени является индивидуальностью . Поэтому в психологии рассматривать каждого человека нужно всегда отдельно, а не выводить какие-то общие, усредненные законы человечества.

Идеи экзистенциализма также во многом зависят от кризисных моментов в жизни людей. Получается, что человек может себя хорошо понять только в моменты , только в сложной жизненной ситуации он начинает ценить то, что имеет, понимать настоящий смысл своего пребывания в мире.

Представления о личности в экзистенциальной психологии фокусируются прежде всего на тех, кто в определенный момент переживает серьезные трагедии в жизни. Но к каждому такому клиенту психотерапевт должен находить особенный подход, учитывая его личностные особенности. Ни при каких условиях экзистенциалисты не станут предлагать своим клиентам решать их личные проблемы, основываясь при этом на примере других людей.

Экзистенциальная психотерапия основана на том, что психотерапевт обязательно должен подтолкнуть человека увидеть свою индивидуальность и стать способным выбраться из прошлого, перестать мечтать о будущем и начать при этом жить настоящим.

Ученые, занимающиеся экзистенциализмом, находят ответы (и показывают их своим клиентам) на следующие животрепещущие вопросы: в чем заключается смысл жизни, для чего я существую, что я собой представляю, в чем состоит ценность моего существования, что такое смерть, за что я несу ответственность и т.п.

Экзистенциализм не применяет методы так называемого вознаграждения от других людей в общении, как это, например, делается в теории актуализации. В рассматриваемой нами психологической теории акцент ставится исключительно на личность и на то, что человек не зависит от других людей, а сам является центром собственной жизни и ее хозяином. Мало того, развитие личности в любом плане, в том числе и в психологическом, прежде всего зависит от самого человека, а не от того, кто его окружает. Автор: Елена Рагозина

Серия «Психология» и З В Е С Т И Я

2012. Т. 1, № 1. С. 62-68 Иркутского

Онлайн-доступ к журналу: государственного

http://isu.ru/izvestia университета

Экзистенциальный подход в психологии

О. Л. Подлиняев

Иркутский государственный университет, Иркутск e-mail: [email protected]

Аннотация. Рассматривается сущность экзистенциального подхода, его роль и место в пространстве современной психологической науки. Анализируются основные группы экзистенциальных проблем, а также принципы, лежащие в основе экзистенциальной психологии.

Ключевые слова: экзистенциализм; феноменология; личностный рост; самоактуализация.

Появление экзистенциального направления связывают с именем датского философа С. Кьеркегора , провозгласившего понятие «экзистенция» (лат. existentia - существование) как глубинную сущность «человеческого Я». Согласно С. Кьеркегору, экзистенция является фундаментом каждой конкретной человеческой личности, определяющим ее уникальность, неповторимость и отличие от остальных людей. Причем с позиции С. Кьеркегора, экзистенция - это не определенная и изначально заданная человеку сущность, а наоборот - «открытая возможность»; человеческое существование предшествует человеческой сущности - человек не рождается человеком, а становится им.

На дальнейшее становление экзистенциализма оказал значительное влияние немецкий философ Э. Гуссерль - основатель феноменологии, предметом которой является внутренний мир отдельных субъектов, рассматриваемый как неповторимый и уникальный результат самосозидания.

Наибольшего влияния экзистенциализм как философское направление достигает к середине XX в.; к этому же периоду он разделяется на религиозный (наиболее известными представителями которого являются русский философ Н. А. Бердяев; немецкий философ, психиатр К. Ясперс; французский философ Г. Марсель и др.) и секулярный (французские философы Ж. -П. Сартр; С. Де Бовуар; лауреат Нобелевской премии А. Камю; немецкие философы М. Хайдеггер, П. Тиллих и др.).

Одной из ключевых категорий экзистенциальной философии является свобода. Свобода - это главное, что отличает человека от всего нечеловеческого. Обретая себя как экзистенцию, человек обретает и свободу, которая является основным источником и движущей силой его существования. Человек может отказаться от свободы, поскольку, по словам Н. А. Бердяе-

ва, быть свободным гораздо труднее, чем быть рабом - «Свобода порождает страдание. Можно уменьшить страдание, отказавшись от свободы» ; однако отказ человека от свободы - это также частный случай свободы.

Согласно экзистенциализму, смысл свободы состоит в том, что человек не является объектом, формирующимся под воздействием социума, равно как и не является «продуктом» биологического, животного начала, а «выбирает» самого себя, создает себя своими действиями и поступками в каждый момент своей жизни. Таким образом, человек свободен в творении собственной жизни, несет полную ответственность за все в ней совершенное и не может оправдывать себя, ссылаясь на внешние обстоятельства. «Свобода есть не право, а обязанность» .

Экзистенциализм оказал сильное влияние на искусство, культуру, философию; особую значимость он приобрел в психолого-педагогической науке. Идеи экзистенциализма прошли через работы Э. Фромма, К. Хорни, Ф. Перлза, С. Л. Рубинштейна (который за «преклонение перед иностранщиной» подвергся преследованиям и в 1947 г. был уволен со всех своих должностей) и других выдающихся учёных.

Окончательным результатом «экзистенциальной экспансии» в психо-лого-педагогическую науку стало появление отдельных направлений: «экзистенциальная психология» и «экзистенциальная педагогика». Среди наиболее известных представителей экзистенциального течения в психологии можно назвать Д. Бюджентала, Р. Мэя, В. Франкла. К представителям экзистенциальной педагогики относятся О. Ф. Больнов, А. Нилл, У. Глассер.

Психология, основанная на экзистенциальном подходе, исходит из положения, что у каждого человека существуют фундаментальные проблемы, связанные с его личностной сущностью - экзистенциальные проблемы. Причем выделяются четыре основные группы проблем, изучаемых данным направлением:

1) проблемы жизни и смерти;

2) проблемы поиска человеком смысла жизни и смерти; проблемы смысла и бессмысленности существования, деятельности;

3) проблемы свободы и ответственности, выбора и детерминизма;

4) проблемы общения и одиночества.

Экзистенциалисты считают, что почти все жизненные сложности человека являются следствием нерешенных или же неправильно решаемых сущностных, экзистенциальных проблем.

Что касается первых двух групп проблем, то представители данного подхода (в частности, В. Франкл ) исходят из того, что основным побудительным механизмом личностного развития и человеческой деятельности является стремление человека к нахождению и реализации смысла собственной жизни.

Отсутствие смысла жизни, невозможность его нахождения, бесцельность и пустота существования, приводят человека в состояние экзистенциального вакуума (экзистенциальной фрустрации, экзистенциального кризиса), который является причиной психических нарушений, девиант-

ных и делинквентных проявлений и т. п. По словам В. Франкла: «Сегодня мы, по сути, имеем дело уже с фрустрацией не сексуальных потребностей, как во времена Фрейда, а с фрустрацией потребностей экзистенциальных. Сегодня пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, как во времена Адлера, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты - поэтому я говорю об экзистенциальном вакууме» .

В. Франкл, полагающий, что у каждого времени свои неврозы и каждому времени требуется своя психотерапия, разработал свою концепцию психологической помощи - логотерапию. Сущность логотерапии заключается в том, что человеку помогают обрести утраченные смыслы; при этом ему не раскрывают какой-либо «готовый» смысл, не навязывают свои представления о нем, а лишь оказывают содействие в самом процессе поиска, в то время как смысл обретается и реализуется исключительно самим человеком. «Смысл нельзя дать, его нужно найти» .

В отношении третьей группы проблем позиция экзистенциалистов следующая: человек является субъектом своего развития и свободен в выборе собственного жизненного пути. При этом экзистенциальная парадигма не отрицает значительного воздействия на становление личности социальных обстоятельств и, безусловно, признает влияние его биологической природы, в том числе и иррациональных бессознательных сил. Однако нельзя считать социальные или биологические детерминанты доминирующими или, более того, единственными факторами человеческого развития. «Экзистенциальный анализ считает человека существом свободным, ориентированным на смысл и стремящимся к ценностям, в противоположность ходячему психоаналитическому представлению о человеке как о существе, детерминированном преимущественно влечениями и стремящимся к наслаждению» .

Человек свободен сам детерминировать действующие на него социальные и природные силы; в то же время он свободен выбрать путь отказа от этой свободы и подчиниться влиянию внешних или бессознательных воздействий - такой путь ведет к потере индивидуальности, к конформизму, к деструктивному поведению. Таким образом, человек не только свободен осуществлять свой жизненный выбор, но и полностью ответственен за него. Свобода - это всегда ответственность за эту свободу. Если реализация свободы не сопряжена с ответственностью, то она может привести к произволу. В. Франкл считал целесообразным Статую Свободы на Восточном побережье Соединенных Штатов дополнить Статуей Ответственности на Западном побережье .

В то же время из данной логики следует, что не может быть и ответственности без свободы. К примеру, в среде работников образования достаточно распространены жалобы на то, что «современные учащиеся абсолютно безответственны». Однако при этом педагоги, как правило, упускают из виду тот факт, что современный ученик в традиционной системе образования не имеет свободы практически ни по одному параметру школь-

ной жизни. Вполне естественно, что полное отсутствие свободы обусловливает полное отсутствие ответственности. Человек не может и не должен нести ответственность за чужие выборы.

Следующая группа проблем - проблемы общения и одиночества -также является ключевой для экзистенциального подхода. Человек изначально социален; аффилиация является имманентным его качеством. Люди стремятся к эмоциональным контактам, к любви, к дружбе и фрустрирова-ние потребности в общении, порождающее чувство «покинутости», одиночества, как и потеря смысла, может вызвать экзистенциальный кризис.

В то же время практически каждый человек время от времени нуждается в одиночестве, как в особом экзистенциальном состоянии. Более того, одиночество зачастую является необходимым условием реализации творческого потенциала личности. Значительная (если не большая) часть великих произведений, вошедших в историю мировой науки и культуры, создана их творцами в одиночестве (трудно представить, что, к примеру, роман «Война и мир» мог бы быть результатом коллективного труда). Таким образом, фрустрация потребности в одиночестве несет не меньшую угрозу психической целостности личности, чем фрустрация потребности в общении.

Основными задачами экзистенциально-ориентированной психологии следует считать оказание помощи человеку в выборе собственного уникального и в то же время позитивного пути личностного развития; в поиске и реализации сущностных смыслов; способствование в обретении свободы жизненных выборов и ответственности за эти выборы; содействие в решении проблем отношений как с миром внешним, так и с миром внутренним. По словам В. Франкла: «Как только список категорий ценностей пополняется ценностями отношения, становится очевидным, что человеческое существование по сути своей никогда не может быть бессмысленным» .

Основные группы экзистенциальных проблем можно объединить в пять фундаментальных положений:

1. Экзистенциальный подход исходит из постулата, утверждающего, что за любыми частными психологическими трудностями в жизни человека лежат более глубокие (и не всегда ясно осознаваемые субъектом) экзистенциальные проблемы. Соответственно, задача психолога (педагога) за внешними личностными, семейными, социальными и прочими осложнениями увидеть породившие их глубинные экзистенциальные причины.

2. Экзистенциальный подход основывается на признании человеческого в каждом человеке, на безусловном уважении его индивидуальности и одновременно на признании непознаваемости глубинной сущности его личности. С точки зрения экзистенциализма, никакие психодиагностические методики не могут создать полного и достоверного психологического портрета человека, поскольку он никогда не бывает статичен и всегда находится в процессе становления. Кроме того, он «...сам может выступать источником изменений в собственном бытии, разрушающих “объективные” предсказания и ожидаемые результаты» .

Идея непознаваемости фундаментальных основ личности характерна не только для западноевропейского экзистенциализма; эта же идея является ключевой и в русской философской мысли Х1Х-ХХ вв. (прежде всего работы П. Д. Юркевича, Л. И. Шестова, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева,

Н. О. Лосского, М. М. Бахтина и др.). В частности, по словам С. Н. Булгакова: «Личность неопределима, ибо всем и всегда определяется, оставаясь, однако, над всеми своими состояниями или определениями. Личность есть каждому присущая и неведомая тайна, неисследимая бездна, неизмеримая глубина» . М. М. Бахтин высказывает аналогичную мысль: «Нельзя превращать живого человека в безгласный объект заочного завершающего познания. В человеке всегда есть что-то, что только сам он может открыть в свободном акте самосознания и слова, что не поддается ов-нешняющему заочному определению» . Это важно отметить, поскольку сегодня все чаще встречается критика со стороны новоявленных славянофилов (как правило, бывших адептов коммунистической идеологии) по поводу ориентации отечественной психологии и педагогики на экзистенциальные идеи, «чуждые российскому менталитету».

3. Экзистенциальный подход базируется на феноменологическом принципе, исходя из которого в фокусе внимания психолога (педагога) должно находиться прежде всего то, что существует в пределах внутреннего, субъективного мира индивида. С точки зрения феноменологического подхода, поведение человека нельзя понять, не обратившись к его субъективности; таким образом, экзистенциализм противостоит в первую очередь бихевиоризму, утверждающему, что поведение легко объясняется реакцией на внешние «стимульные» ситуации.

4. Экзистенциальный подход, не отрицая значимости для индивида прошлого и будущего, отдает приоритет настоящему. Реальные изменения в сторону личностного роста возможны только в настоящем. По словам американского психолога Э. Шострома: «Единственное время, где у нас есть возможность жить - это настоящее. Мы можем и должны помнить прошлое; мы можем и должны предчувствовать будущее. Но живем мы только в настоящем» . Данные положения отличают экзистенциализм от глубинных концепций, где приоритет отводится прошлому опыту, которым жестко детерминировано как настоящее, так и будущее человека.

5. Экзистенциальный подход ориентирован в большей степени на конкретные жизненные ситуации и феноменологическое межличностное взаимодействие, нежели на стандартизированные психотерапевтические или психолого-педагогические технологии. «Экзистенциализм задает скорее определенную направленность, локус осмысления происходящего... нежели определенный набор техник и предписаний» .

В целом экзистенциальный подход, исходя из признания уникальности бытия отдельного человека, провозглашает человека главным творцом своей личности. Как сказал Сартр: «Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам» .

Безусловно признавая свободу жизненного выбора за человеком, экзистенциалисты, тем не менее, считают, что его выбор не обязательно будет направлен в сторону реализации лучших начал. Если гуманистически-ориентированные психологи, педагоги видят свою задачу в оказании помощи по развитию всего личностного потенциала, всех способностей и склонностей индивида, опираясь на веру в изначально позитивную сущность человека, то экзистенциалисты занимают в этом вопросе более осторожную позицию. В. Франкл, к примеру, называл доктрину абсолютной реализации всех возможностей индивида «потенциализмом» и считал, что есть риск наряду с позитивной частью человеческих потенций развить и негативные его задатки.

Человек, таким образом, несет ответственность не только за свободу внешних выборов, но и за выборы внутренние, касающиеся как осуществления своих возможностей, так и целенаправленного отказа от их реализации, в случае их противоречия выбранному жизненному пути.

Однако, несмотря на некоторое различие в оценке человеческой природы, гуманистический и экзистенциальный подходы нередко выступают в общем пространстве психолого-педагогической науки в качестве единой методологии. «Экзистенциализм и гуманизм, безусловно, не одно и то же; и название “экзистенциально-гуманистический” фиксирует не только их нетождественность, но и принципиальную общность, которая состоит, прежде всего, в признании за человеком свободы построения своей жизни и способности к этому» .

Личностный рост, самоактуализация, свобода выбора - все это исключительно серьезный труд, тяжелый поиск, требующий максимальной концентрации человеческих ресурсов, воли, творчества, способностей, духовных сил. Уход от этих проблем - наиболее легкий способ существования, но человек в конечном итоге расплачивается за него деперсонализацией -потерей собственного «Я». В любом случае отказ от свободы означает отказ от возможности жить счастливой, полноценной, насыщенной смыслом жизни.

Экзистенциальный подход представляет собой альтернативный вариант как бихевиористской, так и психоаналитической концепциям.

С точки зрения бихевиоризма, человек представляет собой вполне доступную для изучения и управления биологическую машину, которую можно успешно научить функционировать с помощью таких несложных алгоритмов, как стимул - реакция, или же реакция - подкрепление.

С точки зрения психоанализа, человек является иррациональным существом, поведение которого фатально обусловлено бессознательными влечениями и прошлым опытом, а также перманентным и неосознаваемым конфликтом между биологическими и социальными факторами.

Экзистенциальный подход не отрицает того, что в названных концепциях есть своя определенная логика, в то же время здесь человек, прежде всего, рассматривается как свободная личность, которая создает себя сама,

несет полную ответственность за этот процесс, осознает свое назначение в жизни.

В целом экзистенциальный подход выводит психологическую науку на новый уровень представлений о человеке и его развитии. Его влияние распространилось на разнообразные науки, предметом изучения которых является человеческая личность; в том числе экзистенциальный подход представляет методологическую основу для популярных сегодня (к сожалению, большей частью за рубежом) индирективных педагогических систем.

Литература

1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М.Бахтин. - М. : Сов. Россия, 1979. - 320 с.

2. Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря / сост. и послесл. П. В. Алексеева; подгот. текста и прим. Р. К. Медведевой. - М. : Республика, 1995. - 383 с.

3. Братченко С. Л. Экзистенциально-гуманистический подход в психологии и психотерапии / С. Л. Братченко // Психол. газ. «Иматон». - 1997. - № 1. - С. 7.

4. Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения / С. Н. Булгаков. -М. : Республика, 1994. - 415 с.

5. Маслоу А. Психология бытия: пер. с англ. / А. Маслоу. - М. : Рефл-бук, 1997. - 304 с.

6. Сартр Ж. -П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов: сборник / Ф. Ницше [и др.] ; сост., общ. ред. и предисл. А. А. Яковлева. - М. : Политиздат,

1989. - С. 319-344.

7. Тиллих П. Избранное: теология культуры: пер. с англ. / П. Тиллих. - М. : Юрист, 1995. - 479 с.

8. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник: пер. с англ. и нем. / общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вступ. ст. Д. А. Леонтьева. - М. : Прогресс,

9. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор / Э. Шостром; пер. с англ. А. Малышевой. - Минск: ТПЦ «Полифакт», 1992 . - 128 с.

10. Kierkegaard S. The Sickness unto Death / S. Kierkegaard. - Princeton University Press, 1941. - P. 25-29.

Existential Approach in Psychology

O. L. Podlinyaev

Annotation. The article regards the main point of the existential approach; its role and place in the space of the psychological science, existential psychology is analyzed in this scientific paper.

Key words: existentialism, phenomenology, personality development, self actualization.

Подлиняев Олег Леонидович Podlinyaev Oleg Leonidovich

доктор педагогических наук, профессор Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

Иркутский государственный университет Irkutsk State University

e-mail: [email protected] e-mail: [email protected]

Экзистенциальная психология (англ. existential psychology) - направление в современной западной психологии, одна из ветвей гуманистической психологии. Экзистенциальная психология исходит из первичности бытия человека в мире, столкновение с которым порождает у каждого человека базовые экзистенциальные проблемы, стресс и тревогу. Зрелой личности удается успешно совладать с ними; неспособность сделать это приводит к психическим нарушениям.

Можно выделить 4 основных узла экзистенциальных проблем, пути решения которых изучает Экзистенциальная психология:

  1. проблемы свободы, ответственности и выбора
  2. проблемы общения, любви и одиночества
  3. проблемы смысла и бессмысленности существования.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Экзистенциальная психология (от лат. existentia - существование) - одно из направлений «гуманистической психологии».

Экзистенциальная психология изучает:

  1. проблемы времени, жизни и смерти;
  2. проблемы свободы, ответственности и выбора;
  3. проблемы общения, любви и одиночества;
  4. проблемы поиска смысла существования.

Экзистенциальная психология подчеркивает уникальность несводимого к общим схемам личного опыта конкретного человека. Одной из целей Э. п. является решение проблемы восстановления аутентичности личности - соответствия ее бытия в мире ее внутренней природе. В практике современной Э. п. используются многие достижения психоанализа. Наиболее видные представители Э. п. - Л. Бинсвангер, М. Босс, Е. Минковски, Р. Мей, В. Франкл , Дж. Бугенталь.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Экзистенциальная психология - название ранее использовалось для обозначения точки зрения, выражавшейся Э. Титчнером (см. структурализм). Однако, когда оно встречается в настоящее время, оно почти неизменно относится к одной из двух версий психологических положений, возникших на базе экзистенциализма.

предметная область термина

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ - совр. направление в психологии личн. уходит корнями в экзистенциализм как популярную филос. школу второй половины XX в., возникшую на основе философии жизни, феноменологии, персонализма, идей С. Кьеркегора, Хайдеггера, Ж. П. Сартра, А. Камю и др. Э. п. л. связана с именами Бинсвангера, Босса, Мэя, Э. Ван Каама, Дж. Бьюдженталя, с гуманистической психологией. Нередко в контексте экзистенциального направления рассматривается и логотерапия Франкла.

Феноменологич. анализ актуального человеч. существования осуществляется представителями Э. п. л. путем исследования проблем жизни и смерти, свободы и выбора, смысла существования, любви и одиночества. Единственной реальностью, поддающейся изучению, объявляется уникальное человеч. переживание.

В отличие от гуманистич. психологии, где моделью саморазвития выступает самопроизвольно разворачивающаяся самоактуализация , в психологии экзистенциальной такой моделью явл. активное, субъектное достижение совершенства (perfection fulfillment).

В основе личностного роста лежит взаимосвязанная цепь жизненно важных решений, ответств. выборов, что неизмеримо сложнее фатальной реализации врожденного личност. потенциала.

Как и гуманистич. психология, Э. п. л. ориентирована на будущее, а не на прошлое. Детерминация личност. развития выбором определ. будущего активизирует врожденные процессы символизации, что способствует открытию личн. новых, более глубоких смыслов. В то же время выбор определ. будущего неизбежно ведет к "онтологическому беспокойству", тревоге, что требует от личн. мужества. Выбор безопасного статус-кво стимулирует переживание онтологич. вины как неиспользованной возможности. Развиваясь, двигаясь вперед, личн. делает усилия, преодолевает трудности, учится на собств. просчетах. Подлинность предполагает принятие этого болезненного положения дел и нахождение в себе смелости через переживание чувства собств. достоинства сохраняться перед лицом онтологич. тревоги и выбирать будущее, уменьшающее онтологич. вину.

Важнейшей целью Э. п. л. явл. поиск путей достижения личност. аутентичности, соответствия ее существования подлинной внутр. природе. Собственно аутентичный жизненный путь предполагает целостное творч. самоосуществление. Аутентичное бытие выражает особое качество человеч. ума, называемое преднамеренностью, благодаря которому становятся возможными жизненно важные для личн. решения. Каждое из таких судьбоносных решений предполагает встречу с альтернативой между неизвестным будущим и упорядоченным, знакомым прошлым.

Среди типов личн., описываемых в экзистенциальной парадигме, можно выделить индивидуалиста и конформиста. Индивидуалист определяет себя как идеального чел., живущего интеллект, жизнью, что помогает ему адекватно воспринимать происходящее и оказывать влияние на свое социальное окружение. Обладает тонким вкусом, чувством интимности и любви. Хотя индивидуалист не избавлен от онтологич. тревоги, он не позволяет ей мешать принятию взвешенных решений. Этот тип личн. представляет собой идеал личност. развития, полностью удовлетворяя биол., социальные и собственно психол. потребности.

В отличие от индивидуалиста - конформист мастерский игрок социальных ролей, удовлетворяющий прежде всего свои биол. потребности. Это прагматик и материалист, неспособный к символизации и отрицающий значение воображения. Его взаимодействие с людьми достаточно формально, лишено интимности. Погруженный в онтологич. тревогу, такой чел. чувствует себя бесполезным и ненадежным. Как результат далеко не идеального личност. развития, конформист предрасположен к т.н. экзистенциальной болезни, возникающей под давлением окружающей среды.

В экзистенциальной психологии личн. рассматривается преим. в пограничных ситуациях. Она как бы отгорожена от обыденной реальности, находится вне контекста повседневности внутри напряженных, драматичных жизн. коллизий.

Экзистенциальная психология возникла как последовательный, целостный подход к пониманию человеческого и к влиянию на него.

Несмотря на то, что экзистенциальную психологию обычно относят к гуманистической традиции , она обладает выраженными отличительными чертами, позволяющими ей объявить о своей независимости. Гуманистические подходы отбирают качества функционирования, которые выглядят положительными, так сказать, по их нарицательной стоимости, и используют их для понимания достижения совершенства в жизни через постоянное углубление и развитие. Экзистенциальная психология также содержит уникальные элементы, которые можно уяснить при более тонкой классификации моделей актуализации и достижения.

Теории актуализации исходят из того, что если в процессе взаимодействия со значимыми другими человек систематически получает безусловное положительное вознаграждение, то заложенные в нем от рождения потенциалы будут выражаться в его поведении, под действием врожденных тенденций к актуализации. Актуализация врожденных потенциалов ведет к развитию на протяжении всей жизни, формированию индивидуальности и достижению совершенства и - при наличии поддержки и одобрения со стороны окружающих - представляет собой автоматический, телеологический и относительно легкий процесс. Развитие человека прекращается или направляется по ложному пути только тогда, когда поддержка людей, с которыми он считается, может быть скорее признана обусловленной их собственными (эгоистичными) интересами, нежели безусловной и бескорыстной.

В противоположность этому, теории достижения совершенства (парадигматическим образцом которых и является экзистенциальная психология) делают допущения, отдаляющие их от теорий актуализации. Согласно теориям достижения совершенства, человек развивается в течение всей своей жизни независимо от того, получает ли он от окружающих безусловную поддержку или нет. Для экзистенциалистов развитие определяется скорее личным решением человека, нежели дарованными ему природой потенциалами. Хотя экзистенциалисты и соглашаются с тем, что важны и глубокий ум, и сформированная индивидуальность, их понимание процессов, благодаря которым достигается и то, и другое, отличается от понимания этих процессов сторонниками теорий актуализации.

Экзистенциальная психология исходит из того, что склонность человека символически осмыслять, воображать и оценивать непрерывный поток своего социального, биологического и физического опыта является врожденной, чисто человеческой способностью. Использование этой способности придает опыту индивидуализированный () смысл и углубляет осознание того, что характер и направление жизни складываются из многочисленных решений, принимаемых индивидуумом. Каждое решение приводит в будущем либо к новому опыту, либо к повторению того же опыта, который уже был у человека в прошлом. Экзистенциальная психология не акцентирует ничего настолько телеологически специфического и директивного, как врожденные потенциалы. Для экзистенциалистов, каким бы ни было последовательное движение и развитие, которое имеет место у конкретных людей, оно строится на текущей основе, пополняемой их отдельными решениями.

С точки зрения экзистенциальной психологии, в процессе развития предпочтительнее выбирать будущее, а не прошлое, поскольку приобретение нового опыта может привести - через стимуляцию символизации, воображения и оценки - к более глубокому пониманию смысла, чем простое повторение того, что уже знакомо. Однако обдумывание или реальный выбор будущего в точке принятия решения обычно несет с собой онтологическую тревогу (страх неопределенности) по поводу того, что именно принесет это будущее. Альтернативный выбор, т. е. выбор в пользу прошлого, тоже эмоционально болезнен, поскольку приносит с собой онтологическое чувство вины по поводу упущенной возможности приобрести новый опыт. Людям, привыкающим делать выбор в пользу прошлого, приходится бороться с накоплением онтологической вины, приобретающим форму отчаяния, вызванного бессмысленностью происходящего. Сказанное выше подтверждает, что взгляд экзистенциальных психологов на развитие отличается от взгляда сторонников теории актуализации: по мнению экзистенциальных психологов, развитие - в силу его природы - весьма трудный и болезненный процесс.

Что же касается вопроса о конкретных стадиях развития, ведущего к усваиваемым стилям жизни, то экзистенциальная психология отвечает на него несколько туманно. Однако она проводит четкую границу между ранним и дальнейшим (более поздним) развитием. Основная задача раннего развития ребенка - научиться воспринимать самого себя как выносливого и человека. Чтобы облегчить ребенку подобное научение, родители и значимые другие - в идеале - должны принять его самовыражение и создать обстановку, которая предлагала бы ребенку разнообразие, поддержку и возможности прикладывать усилия для достижения успеха , а также определенные ограничения. В подобной обстановке ребенок научится воспринимать себя как , способную держать слово, себя, и готовую принять вызов, что приведет к развитию смелости. Дальнейшее развитие - более самостоятельное, поскольку подростки, постепенно отдаляясь от родителей, начинает больше полагаться на собственные решения и интерпретацию их последствий. Они проходят стадии эстетизма и , когда освобождаются от родительской опеки и отстаивают , которые должны определить их собственную жизнь. Наученные не бояться трудностей, они, скорее всего, способны извлекать уроки из своих неудач, а это составляет основу идеала дальнейшего развития. Познав пределы эстетизма и идеализма, такие люди входят в пору зрелости, или время аутентичного стиля жизни.

Индивидуумы, живущие аутентичной (подлинной) жизнью, проявляют свои сугубо личные, неповторимые качества в своих определениях:

  1. себя как людей, которые способны - через принятие решений и интерпретацию их последствий - влиять на собственный социальный и биологический опыт;
  2. общества, как создаваемого поступками отдельных людей и, следовательно, поддающегося изменению усилиями этих людей.

Стиль жизнь характеризуется гармонией и новаторством. Биологический и социальный опыт людей, чья жизнь аутентична, отмечены утонченностью, вкусом, интимностью и любовью. помогает им воспринимать сомнения как неизбежных «спутников» выработки собственного , и они не позволяют сомнениям влиять на принятие ими тех или иных решений. Хотя аутентичные люди могут заблуждаться на свой счет, им - благодаря пристальному вниманию к себе и общей - свойственна тенденция к быстрому исправлению положения. Поэтому-то у них и не накапливается онтологическая вина за упущенные возможности или по поводу кажущейся собственной поверхностности.

Напротив, молодые люди, раннее развитие которых прошло в условиях, далеких от идеальных, никогда не обретают смелости и, в буквальном смысле, остаются зависимыми и аморфными до конца своих дней. Принимая решения, они не способны полагаться на собственные силы и не могут использовать свои способности для формирования аутентичности на основании собственного жизненного опыта. Сказанное прежде всего относится к их неумению учиться на ошибках; такие люди спешат откреститься от них, вместо того чтобы понять, что же они сделали не так. Вместо того чтобы вступить в подлинный период позднего развития, они копируют поведение окружающих их людей, проявляя конформистский , незрелый стиль жизни.

Люди с конформистским стилем жизни определяют себя исключительно как исполнителей социальных ролей. Выражение символизации, воображения и оценки у них заторможено, что приводит к стереотипному, фрагментарному функционированию. Их биологический и социальный опыт далек от утонченности и скорее похож на договорные отношения, чем на отношения, основанные на чувствах. Накопление онтологической вины, являющееся результатом того, что конформисты отдают предпочтение прошлому, а не будущему, приводит к возникновению у них чувства неуверенности и собственной никчемности. В их мировоззрении преобладают материализм и прагматизм.