Афанасий Фет — Ель рукавом мне тропинку завесила: Стих. Анализ стихотворения Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

Древние говорили - поэтами рождаются. И Фет действительно родился поэтом. Замечательная художественная одаренность составляла суть его сути, душу его души. Уже с детства был он "жаден до стихов", испытывал ни с чем не сравнимое наслаждение, "повторяя сладостные стихи" автора "Кавказского пленника" и "Бахчисарайского фонтана". В немецком пансионе ощутил он первые "потуги" к поэтическому творчеству: "В тихие минуты полной беззаботности я как будто чувствовал подводное вращение цветочных спиралей, стремящихся вынести цветок на поверхность; но в конце концов оказывалось, что стремились наружу одни спирали стеблей, на которых никаких цветов не было. Я чертил на своей аспидной доске какие-то стихи и снова стирал их, находя их бессодержательными".
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -
Я ничего не пойму.
Огромный успех лирические стихи Фета встречали все же преимущественно в литературных и потому довольно узких кругах. Это прямо должен был признать тот же Боткин, отмечая, что хотя в журналах тех лет о лирике Фета отзывались с "сочувствием и похвалами, но тем не менее, прислушиваясь к от зывам о ней публики не литературной, нельзя не заметить, что она как-то недоверчиво смотрит на эти похвалы: ей непонятно достоинство поэзии г. Фета. Словом, успех его, можно сказать, только литературный: причина этого, кажется нам, заключается в самом таланте его".
Последнее справедливо лишь отчасти. Истинная причина заключалась не столько в характере фетовского поэтического дарования, сколько в резком, еще более остро обнаружившемся несоответствии его с "духом времени". В отличие от гениального выразителя этого "духа" -- Некрасова лира Фета на всем протяжении его творчества не была переозвучена "на другой лад".
Ветер.
Кругом все гудёт и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.
В суженное художественного мира фетовской поэзии - в отсутствии в нем не только гражданских мотивов, но и вообще связи с общественными вопросами, ставившимися "духом времени" и остро волновавшими современников, - видели критики-шестидесятники коренной недостаток Фета. Все это знаменовало окончательный разлад между Фетом и "духом времени".
Уход от неудовлетворяющего реального мира в мир, создаваемый искусством, от борьбы со злом, от "битв" - в эстетическую созерцательность, - все это характерные черты того типа литературного романтизма, который Горький называл "пассивным" и родоначальником которого в России был В.А.Жуковский. В лирике Фета, несомненно, имеются родственные Жуковскому черты, возникшие в результате как исторической преемственности, так и типологических совпадений. Но имеется и существеннейшее между/ними различие.
В идеальном мире"лирики Фета, в противоположность Жуковскому, нет ничего мистически-потустороннего. Извечным объектом искусства, считает Фет, является красота. Но эта красота не "весть" из некоего нездешнего мира, это и не субъективное приукрашивание, эстетическая поэтизация действительности - она присуща ей самой. "Мир во всех своих частях равно прекрасен, - утверждал Фет. - Красота разлита по всему мирозданию и, как все дары природы, влияет даже на тех, которые ее не сознают, как воздух питает и того, кто, быть может, и не подозревает его существования. Но для художника недостаточно бессознательно находиться под влиянием красо ты или даже млеть в ее лучах. Пока глаз его не видит ее ясных, хотя и тонко звучащих форм, там, где мы ее не видим или только смутно ощущаем, - он еще не поэт... Итак, поэтическая деятельность, очевидно, слагается из двух элементов: объективного, представляемого миром внешним, и субъективного, зоркости поэта - этого шестого чувства, не зависящего ни от каких других качеств художника. Можно обладать всеми качествами известного поэта и не иметь его зоркости, чутья, а следовательно, и не быть поэтом... Ты видишь ли, или чуешь в мире то, что видели или чуяли в нем Фидий, Шекспир, Бетховен? "Нет". Ступай! Ты не Фидий, не Шекспир, не Бетховен, но благодари Бога и за то, если тебе дано хотя воспринимать красоту, которую они за тебя подслушали и подсмотрели в природе".
Представлению о "красоте", как о реально существующем элементе мира, окружающего человека, Фет остается верен до конца. "Целый мир от красоты, от велика и до мала", - читаем в одном из позднейших его стихотворений, примыкающих к периоду "Вечерних огней". И в этом отношении Фет идет не за Жуковским, а за Пушкиным, во всеохватывающем творчестве которого среди бесчисленных семян и побегов, прорастающих в последующей русской литературе, есть и несомненное и по-своему весьма значительное "фетовское" зерно.
Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.
О блеске, силе, остроте, глубине и одновременно поэтичности ума Фета свидетельствуют и его критические статьи и образцы его художественной прозы. И все это интеллектуальное богатство, все напряжение воли, все силы души он обратил на достижение поставленной цели, идя к ней всеми путями, не различая добра и зла, жертвуя своей идее-страсти всем самым близким и дорогим.

Фет, Афанасий Афанасьевич – один из величайших русских поэтов девятнадцатого столетия. Среди его работ много лирической поэзии. Стихотворение « » тоже принадлежит к жанру лирики.

Оно было написано в 1891 году, и по мнению многих критиков относится к циклу стихотворений о любви поэта к Марии Лазич. Несмотря на то, что Фет сам прервал отношения с Лазич, он очень долго жалел об этом, выражая тоску по потерянной любви в своих стихах. На то, что стихотворение посвящено именно ей, намекают последние строчки.

Стихотворение написано четырехстопным хореем, который присущ стихам Фета. Многочисленные повторения, чередование полных и неполных предложений, употребление междометий и восклицаний создают уникальный ритм, который в точности отражает настроение лирика.

В первом четверостишие Фет описывает одиночество и растерянность, что царили у него на сердце. Во втором четверостишие начинается действие, резкое движение, далекие звуки, говорящие о беспокойстве поэта. В последнем четверостишие поэт предвкушает встречу с любимой, зная что ее уже нет в живых.

Эти строчки можно интерпретировать как предчувствие поэтом собственной смерти, ведь Фет умер через год после написания этого стихотворения, в 1892 году.

Подробный анализ

Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила…» Афанасий Афанасьевич Фет написал в преклонных годах в 1891 году. Позднее творчество поэта также посвящено пейзажной лирике, как и ранние произведения. Но в данном стихотворении просматривается и личная трагедия поэта. В молодости он был влюблен в Марию Лазич, которая трагически погибла после расставания с ним. В её гибели Фет винит себя, любовь к ней он отразил во многих своих стихах.

В стихотворении описаны чувства человека, находящегося в глухом осеннем лесу. Поэт олицетворяет ель, которая «рукавом завесила», преградила путь одинокого путника. Лирический герой вынужден на мгновение остановиться. Он останавливается и прислушивается к природе. «Ветер» сразу завладевает его чувствами, приводит их в некоторую неразбериху, смятение, настораживает.

Наш герой дальше начинает осматриваться. От могучего ветра природа приходит в движение, её звучание передает слово «гудёт». Но для одинокого человека в лесу создается жуткая картина. Сердце замирает, а мысли уносятся в даль, в прошлое. И вдруг «неожиданно слышится» звук, издающийся человеком. Этот звук возвращает его в настоящее. В лесу одному уже не страшно, так как поблизости живая душа. «Мертвые листы» не привлекают внимания; могучей, страшной силы в лесу больше нет.

В последней строфе автор сравнивает себя со «странником бедным», так как, пройдя через всю жизнь, он так и не нашел отклика тех чувств, что испытывал к М. Лазич. В последней строке он прямо говорит о ее нежности, о желании скорей воссоединиться с ней в мире ином.

Композиция выражена тремя четверостишиями, имеющими разностопный дактиль. Рифмы имеют перекрестный характер, чередование мужской и женской форм. В первой строфе описание пейзажа и чувств автора. Во второй – описание природы прерывается неожиданным звуком. В третьей строфе описываются чувства и мысли автора: «сладостен», «нежно». Начинается стихотворение с тревожных нот, а заканчивается приятными мыслями о возлюбленной. Художественные средства – метафоры и эпитеты – позволяют наиболее точно прочувствовать состояние души поэта, увидеть картину единственного мига.

В своих стихотворениях Фет пишет о простых моментах. Но даже и тот миг составляет целую эпоху жизни писателя.

Анализ стихотворения Ель рукавом мне тропинку завесила Фета для 6, 10 класса

Афанасий Фет – был замечательным русским поэтом, он основал такой жанр как лирическая миниатюра. Он ограничивает тематику своих произведений показывая в основном любовь и природу. Автор брал за главное желание передать ту красоту мгновений и сиюминутных состояний. К такому примеру можно отнести его произведение «Ель рукавом мне тропинку завесила».

Эта работа была написано Афанасием Фетом в 1891 году. Написано оно четырёхстишьем-катреном. Фетом была использована перекрестная рифмовка, это придают особую атмосферу, не только твердость, но и нежность и напевность. В этой работе повествование идет о времени, когда наступает глубокая осень, о природе и её чудесах, о тех эмоциях и чувствах, которые возникают при наблюдении столь печальной осенней картины. Данными словами автор показывает, что его самого наполняет та загадочность и необъяснимость окружающей среды:


Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело... "

Афанасий Фет пытается показать и дать ощутить то, о чем описано в строках. То есть чтобы читатель смог сам погрузиться в атмосферу природы и представить неописуемую красоту происходящего вокруг. Образ нежного героя в стихотворении – это его переживания, мысли и чувства которые описаны в произведении. Его характер часто меняется, так как он зависит от того,как почувствует это поэт.

В данной работе Фета за идею можно взять соединения природной красоты и эмоций человека, это совмещение помогает создавать особые описания и атмосферу происходящего. Большинство стихотворений Фета основаны именно на передаче мгновений, на сравнении природы с человеком и описания любви к ней.

Не малую роль уделяет поэт в произведении художественным приемам. Если изучить строение стихотворения, то видно что в первой части нет ни единого эпитета и метафоры, единственное, что использует автор-олицетворения. В отличие от первой части, которая скупа на приемы, вторая часть представляется богатой на эпитеты и метафоры. Открываются яркие краски описания и раскрывается идея единения человека с природой. Не смотря на яркие описания и желания автора показать всё в ярких красках, все же главным настроением стихотворения можно считать грусть, вперемешку с добром и состраданием к главному герою, который хочет убежать от одиночества и холода.

Вариант 4

Весь заключительный период литературного творчества Афанасия Фета связан с одним единственным человеком – Марией Лазич, которая являлась польской красавицей, ранее он был влюблен в нее. Но он не захотел связывать с ней свою жизнь из-за материального положения, потому что мечтал, что брак поможет восстановить ему доброе имя и имущество, которого его лишили в 16 лет. Молодой человек разорвал отношение с несостоятельной девушкой, но потом серьезно жалел о собственном выборе, который дался ему совсем не просто. Мария Лазич скончалась через некоторое время при достаточно трагичных условиях, а сам Афанасий Фет всегда будет винить себя в совершенном.

Если стихи, которые были написаны в раннем творчество были легкими и наивными, фактически в каждой строчке автор восторгался происходящим в окружающем его мире. Стихотворение, которое получило название «Если ель рукавом мне тропинку завесила…», было создано в 1891 году, и не стало исключением. Оно появляется на свет после того, как автор уже посвятил возлюбленной целый цикл произведений, а теперь снова вернулся к описанию пейзажей. Но он пропускает все описания через собственную душу, поэтому они теряют легкость, и становятся грустными и тоскливыми.

За это время Афанасий Фет в полной мере осознал, что такое горечь потери, а очевидцы утверждают, что на фоне горя он поврежден рассудком, не может грамотно формулировать мысли и описывать происходящее, он полностью замыкается в себе и не может рассказать окружающим о собственном горе. Никто не мог разгадать странности поведения поэта, который отказывался публиковать стихотворения, посвященные Марии Лазич, которые будут опубликованы только после его гибели, благодаря супруге, нашедшей его заметки и дневники.

Но стихотворение «Если ель рукавом мне тропинку завесила…» было опубликовано еще до его смерти, оно было опубликовано в сборнике, получившим название «Вечерние огни».

В самом произведении содержится косвенный намек на чувства к Марии Лазич, но человеку, которые не посвящен в его личные тайны, не сможет отыскать этого намека. Со стороны может показаться, что Афанасий Фет серьезно увлекся философской тематикой, но на самом деле стихотворение содержит больше интимных тем, которые близки автору.

Здесь в стихотворении Афанасий Фет показывает, что только смерть поможет ему объединиться с единственной возлюбленной, которая ждет его по ту сторону происходящего. Он уверен, что только таким образом, он сможет лишиться собственных переживаний, в его душе начнется постоянный покой и счастье, он сможет жить в гармонии с собственным я, поэтому он даже пару раз попробует покончить жизнь самоубийством, но у него не получится.

6 класс, 10 класс.

Анализ стихотворения Ель рукавом мне тропинку завесила по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения У могилы Есенина

    Мимолетность человеческого существования – довольно актуальная тема, о которой люди довольно часто забывают. Конечно, каждому хочется быть обладателем длинной и счастливой жизни

    Александр Блок – поэт, который был в своей время очень талантливым и умным человеком. Недаром, когда он того хотел, он писал быстро и просто превосходно. Все женщины того времени просто пылали от любви к нему

Текст стихотворения Фета “Ель рукавом мне тропинка завесила” был написан в 1891 году. Произведение принадлежит к поздней лирике поэта и косвенно отражает чувства к полячке Марии Лазич. Несмотря на то, что Афанасий Афанасиевч был против публикации стихов, посвященных, трагически погибшей при пожаре, возлюбленной, оно было опубликовано в “Вечерних огнях” – сборнике стихов. При его создании поэт использовал яркие эпитеты: рог – “взывающий”, глашатай – “медный”, листы – “мертвые”, а странник – “бедный”. Композиционно стих включает 3 строфы по четыре строки. В первой строфе лирический герой предстоит перед поэтом в заснеженном лесу и, скорее всего, он углубился в собственные мысли и заблудился, так как ему “Шумно, и жутко, и грустно, и весело.”. Во второй строфе он неожиданно слышит “Тонко взывающий рог”, и эти звуки напоминают ему о любимой” – об этом можно узнать из последних двух строчек третьей строфы.

Файл может быть использован как дополнение к урокам литературы в старших классах.

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,-
Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом все гудёт и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.

Урок литературы в 6 классе по теме:

А.А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила...»

Учитель: Попова Лилия Владимировна

МБОУ «Бухарайская ООШ»

Цель урока : дать учащимся возможность «открыть себя» в работе со словом, испытать радость самовыражения в слове; знать основные понятия лирики: настроение, мотив, художественные средства, ключевые слова.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить с жизнью и творчеством Фета, пробудить интерес к его лирике, помочь понять настроение, чувства поэта;

Совершенствовать умения выразительного чтения, навыки анализа поэтического текста;

Способствовать взаимосвязи интеллектуального и нравственного развития учеников, разнообразить формы взаимодействия и сотрудничества школьников на уроке (ученик-учитель, ученик-ученик);

Развивающие:

Развивать культуру читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции;

Развивать образное и аналитическое мышление;

Развивать навыки совместной работы, межличностного общения;

Воспитательные:

Воспитывать патриотические чувства;

Воспитывать эстетический вкус;

Формировать познавательную активность учащихся.

Ход урока:

1. Актуализация знаний

Читаем отрывок из воспоминаний А.А. Фета:

«Два года назад, в тихую осеннюю ночь, стоял я в темном переходе Колизея и смотрел в одно из оконных отверстий на звездное небо. Крупные звезды пристально и лучезарно глядели мне в глаза, и, по мере того, как я всматривался в тонкую синеву, другие звезды выступали предо мною и глядели на меня так же таинственно и так же красноречиво, как и первые. За ними мерцали во глубине еще тончайшие блестки и мало-помалу всплывали в свою очередь. Ограниченные темными массами стен, глаза мои видели только небольшую часть неба, но я чувствовал, что оно необъятно и что нет конца его красоте».

Какую картину вы представляете, слушая эти строки?

Каким словом можно передать самое главное ощущение от увиденного? (красота)

Каким вам представляется человек, так воспринимающий мир, природу (поэт)

2. Работа над пониманием художественного образа

Вы сейчас говорили о своем понимании художественного образа. Что значит понимать поэта, художника, композитора?

Высказывания учащихся.

Как одно из мнений высказывание литературоведа Ю.М. Лотмана:

«Мы часто говорим: этого поэта я не понимаю, это стихотворение я понимаю. Мы употребляем слово «понимать» и в других значениях, говорим: я понял решение этой задачи, эту теорему я понимаю. А между тем понимание задачи и стихотворения – совершенно разные вещи.

Поняв решение задачи, мы больше к ней не возвращаемся, мы не будем второй раз ломать над ней голову. А стихотворение, если мы его поняли, только тогда и начинает для нас свою жизнь. Зачем? Дело в том, что понять поэта – значит войти в его мир. Научиться у него видеть то, чего мы не видели, а он видит».

3. Создание эмоционального настроя к творчеству

Музыка.

Какое настроение вызывает эта музыка? Почему?

О чем она? Что вы себе представили, слушая музыку?

Без воображения и сопереживания нельзя постичь красоты поэзии.

4. Определение тематики творческих работ на уроке

Поисковое задание (предварительное) – из энциклопедических сведений составить сообщение «Основные темы поэзии А.А. Фета».

5. Работа над стихотворением

Чтение (наизусть):

Ель рукавом мне тропинку завесила:

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело,

Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом все гудит и колышется,

Листья кружатся у ног.

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!

Мертвые что мне листы!

Кажется, издали страницы бедного

Нежно приветствуешь ты.

Напишите слово, которое выражает ваше ощущение после прочтения текста.

Запишите к этому слову столбик слов, сходных с ним по смыслу (ассоциативный ряд) по настроению.

Желающие зачитывают свои ответы вслух.

Общение в группах. Используя имеющиеся слова, запишите фразу, которую вы хотели бы ему сказать.

Работа над анализом:

Как меняется тон, настроение?

Найдите слова, которые помогают определить состояние лирического героя в начале и в конце стихотворения.

Найдите изобразительно-выразительные средства, помогающие создать образ странника.

Найти слова или строчки, в которых передается звук (звучание).

6. Социализация

Эти задания направляют урок в нужное русло, при выполнении каждого задания учащиеся абсолютно свободны, включаясь в поисковую деятельность. Система заданий позволяет уйти от простой передачи информации, раскрепоститься, работать творчески.

Основные темы поэзии А.А. Фета

Основные темы его поэзии – природа и любовь, слитные воедино. Именно в них сосредоточена вся красота мира, вся радость и очарование бытия. Природа и любовь образуют фетовскую вселенную красоты. Ее поэт воспринимает всеми органами чувств, достигая небывалого мастерства в описании. Глаз художника замечает в природе человека тончайшие переходы из одного состояния в другое, «тени без конца» и «ряд волшебных изменений милого лица». Стихи Фета насыщен благоухающим ароматом цветов и трав. Поэт любит рисовать не только прямое изображение предмета, но и его отражение. Эти «опрокинутые» в зыбкие воды ручья, реки пейзажи качаются, трепещут, создавая неуловимый образ красоты.

Этот образ красоты окружен у Фета ореолом страдания. Жизнь, в его представлении, – это игра страстей и инстинктов, ведущих все живое к вечному страданию. Есть только один выход из этой печали – погружение в красоту мира, поэзии. Именно искусство дает человеку ощущение радости жизни. Реальная жизнь – «мир скуки и труда» – безобразен и жесток. Поэзия – храм искусства, а поэт – жрец этого храма.

Творчество Афанасия Фета отличает утонченный лиризм, выразительность образов, красота и мелодичность слога. Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила» написано в ноябре 1891 года семидесятилетним поэтом за год до кончины. При этом оно поразительно свежо и удивляет непосредственностью эмоциональных переживаний, которые испытывает поэт.

Главная тема стихотворения

Тема стихотворения, как и в большинстве лирических миниатюр Фета, воспроизведение эмоционального настроения лирического героя через описание природы. Поэт передает свое душевное волнение и неясные предчувствия перемен. При этом настроение автора полностью соответствует тому состоянию, в котором находится окружающая его природа. Очутившись в осеннем лесу, застигнутый ветряным шквалом, автор пытается разобраться в душевных порывах, которые происходят и в нем самом.

Стихотворение сюжетно делится на две части. В первой описывается картина природы: осенний лес шумит, гудит и роняет листья под напором ветра. Здесь же дается описание состояния самого лирического героя, который ассоциируется с автором: «шумно, и жутко, и грустно, и весело…» При этом рассказчик уточняет, что ему не разобраться в том, что же происходит в его душе, какие эмоции доминируют. Главное здесь - ощущение, что что-то должно произойти. Возможно, поэт ждет какого-то чуда и его приход предопределен. Далее, сюжетно это вторая часть произведения, автор «неожиданно» слышит звук «тонко взывающего рога». Вот и чудо! Ведь это воспринимается, как приветствие «страннику бедному» от нежного друга. И уже не страшна лесная шумная глушь и «мертвые что мне листы». Зов глашатая сладостен.

В жизни Фета была трагически завершившаяся любовь. Он сам отказался от счастья провести жизнь с любимой, но небогатой женщиной. А вскоре и она навсегда ушла из этого мира, не оставив ему надежды даже на случайную встречу. Фет помнил о своей любимой всегда, до конца жизни. Не ее ли нежный зов услышал он в бушующем от ветра осеннем лесу? Поэт доверчиво открывает читателю душу, просто, без прикрас и самолюбования рассказывает о смятении в душе и сладостной надежде на встречу с любимым другом, которую подарил донесшийся сквозь шум ветра зов медного рога.

Структурный анализ стихотворения

Стихотворение написано в излюбленном Фетом жанре поэтической миниатюры. Это зарисовка, наподобие тех, которые пишет художник, но в виде литературного произведения. Сходство с произведением живописи ему придает использование ярких образов: «ель рукавом… завесила», «глашатая медного», «мертвые… листы». Доминирующим образом в произведении становится ветер. Этим словом начинаются две строфы стиха, и для большего эффекта восприятия оно выделено в однословное предложение. Чередование коротких и длинных строф создает особый порывистый ритм стихотворения, ассоциирующийся со шквалами ветра, сбившимся шагом человека и прерывистым от волнения дыханием. Произведение, как и многие у Фета, очень музыкально. Оно таит в себе некую мелодию, которую, кажется, только и нужно, что записать нотами.

Удивителен талант Фета легко и непринужденно умевшего выразить в стихотворных строках невесомые, едва улавливаемые душевные движения. Поражает и изящная легкость, с которой создан одухотворенный образ природы и чувство гармонии с ней человека.