Быт и обычаи жилище 18 века. Повседневный быт россиян в XVIII веке

Цель: cформировать представления учащихся о повседневной жизни жителей России в конце 18 века.

  • уметь воссоздать исторический образ;
  • сравнить жизнь и быт россиян разных сословий.

Ход урока

(Звучит музыка из репертуара русских народных песен. На её фоне учитель начинает урок. Постепенно музыка смолкает.)

Учитель: Сегодня у нас с вами урок-путешествие. Но путешествовать мы будем не в пространстве, а во времени. И перенесемся с вами в коней 18 века. Посмотрим, как жили различные слои населения в этот период времени.

Тема сегодняшнего урока “Быт и обычаи русского народа в конце 18 века”.

Вопрос: Скажите мне, что такое “быт”?

(БЫТ – повседневная жизнь. Определение написанное на листе бумаги прикрепляется на доску).

Вопрос: Что мы, прежде всего, подразумеваем под повседневной жизнью?

(Ответы детей: питание, одежда, дома и т.д.)

Учитель: На каждой парте лежат листы бумаги, на которых записаны слова, среди них нужно найти те, которые относятся к жизни людей 18 века: лапти, телевизор, камзол, замок, многоэтажка, диски, карандаш, президент, книга, ярмарка, мортира, лодка, фаворит, треуголка, ухват, лучина, босоножки, машина и другие слова. (Можно эти же слова вывести на экран мультимедиа).

Вопрос: Почему вы выбрали именно эти слова?

(Слова, напечатанные на бумаге прикрепляются к доске. Если в презентации, то выделены другим цветом).

Вопрос: К каким сферам жизни отнесем выбранные слова?

  • жилище,
  • одежда,
  • предметы быта.

Учитель: Сегодня на уроке речь пойдет об этих составляющих быта людей, живших в 18 веке. Предоставляю слово своим помощникам, которые приготовили небольшие сообщения о жизни различных слоев населения 18 века.

Сообщения учащихся с одновременным показом презентаций, которые заранее подготовили сами учащиеся.

Презентация 1 (не представлена, т.к. имеет большой размер, находится у автора статьи)

1. Сообщение и показ презентации “Жилище знати”

Жилище высших слоев населения 18 века

Я хочу рассказать о том, как стали жить в конце 18 века высшие слои общества. (Слайд 2) По сравнению с началом 18 века даже цари стали жить роскошнее. Самым крупными царскими дворцами были Зимний в Петербурге. (Слайд 3) Также знаменитыми были Большой Екатерининский в Царском Селе и Большой в Петергофе, созданные по проектам Растрелли.

(Слайд 4) Для освещения лишь одного из них в праздничные дни требовалось не менее 20 тысяч свечей и 150 тысяч лампад.

(Слайд 5) Построенные в стиле барокко, они были богато украшены лепными узорами, стенными росписями, зеркалами, картинами, позолотой, коврами, оружием.

(Слайд 6) Дворцы по приказу царей строились и для их фаворитов. (Слайд 7). Например, по приказу Екатерины 2 богатейший Мраморный дворец был построен для Григория Орлова, Таврический - для Григория Потемкина.

Старались не отставать от царей и вельможи. (Слайд 8) Они строили себе по несколько дворцов не только в Петербурге и Москве, но и в пригородах. Вельможи старались не уступать друг другу в роскоши обстановки. (Слайд 9) Дворцы украшали фресками, мозаиками, в мраморных бассейнах плавали золотые рыбки, в позолоченных клетках пели канарейки и говорили попугаи. (Слайд 10)

Жилища простого городского населения и крестьян по-прежнему строились из дерева. (Слайд 11) При возникновении в городе даже небольшого очага пожара возникала угроза выгорания целых кварталов и даже всего города. Впервые в 18 веке появилась нумерация домов по улицам, а раньше она была порядковой. Поэтому рядом с домом номер 7 мог стоять дом под номером 342. Все чаще в городских домах в окна вставляли стекла, а не слюду, как прежде.

Крестьянские избы строились по старому. Для них 18 век не принес никаких перемен.

2. Сообщение и показ презентации “Одежда знати 18 века”. Презентация 3

Одежда высших слоев населения (слайд 1)

В одежде высших слоев российского общества в течении 18 века произошли огромные изменения. (Слайд 2) Введенные Петром 1 западноевропейские фасоны платья теперь не внедрялись насильственно. (Слайд 3) Русское дворянство начало выписывать модные одежды из Европы, а затем стали приглашать модных модельеров из Франции, Австрии, Голландии прямо в Петербург. (Слайд 4)

Очень сложными были женские наряды. Обязательным их атрибутом был корсет, в который женщину затягивали изо всех сил, прежде чем надеть на неё платье. Теперь её талия казалась очень узкой. Нижняя часть платья, наоборот, с помощью специального каркаса была сильно расширена.

(Слайд 5) Шили платья из разных, но очень дорогих материалов. Считалось неприличным появляться в одном и том же платье несколько раз в одном обществе. (Слайд 6) В связи с этим у дамы из высшего общества имелось огромное количество платьев. У императрицы Елизаветы Петровны, (слайд 7) например, во время московского пожара сгорело 4 тысячи платьев. Когда же она умерла, после неё осталось ещё 15 тысяч платьев.

Мужская одежда тоже сильно изменилась. (Слайд 8) Вместо длиннополой мешковатой традиционной одежды дворяне надевали теперь тонкие рубашки с кружевами, галстуками и бантами, короткие и узкие камзолы. Поверх них носили кафтаны из бархата или плотного шелка.

(Слайд 9) Рукава были украшены золотым шитьем и жемчугом. Стоимость парадного платья Григория Потемкина (слайд 9) составляла, например, 200 тысяч рублей, что было примерно ровно годовому оброку 40 тысяч его крестьян. (Слайд 10) Самой модной обувью были туфли с квадратными носами на невысоком каблуке. Их пряжки были богато украшены, иногда даже бриллиантами. Цена такой обуви порой достигала стоимости нескольких деревень с крепостными крестьянами.

3. Сообщение учащегося и показ презентации “Быт русского народа”. Презентация 2

Быт народа 18 века

За сотню лет быт крестьян практически не изменился. Крестьянский двор представлял собой избу, крытую соломой или дранкой. Изба топилась по черному. (Слайд 2) Рядом с домом находился хлев для скота, сарай. Зимой крестьяне держали в своей избе мелкий скот (поросят, телят, ягнят) и птицу (кур, гусей, уток). (Слайд 3) Освещали избу лучиной, которую вставляли в печные расщелины. Окна были затянуты рыбьим пузырем или кусками промасленного холста.

(Слайд 4) Обстановка крестьянской избы была довольно скудной и состояла из простых столов и лавок, закрепленных вдоль стен. Они служили не только для сидения, но и для ночлега. Зимой крестьянская семья спала на печи – это было самое теплое место в доме.

(Слайд 5) Материалом для одежды служили домотканые холсты, шкуры овец (овчина) и пойманных на охоте животных. Слайд 6 Обувью служили в основном лапти. Зажиточные крестьяне носили обувь, сделанную из одного-двух кусков кожи, а порой и сапоги.

(Слайд 7) В праздничные дни крестьянки одевали одежду, которую хранили и часто передавали по наследству. Расшитый сарафан, кокошник.

(Слайд 8) Посуда была деревянной и глиняной. Пища готовилась в русской печи в глиняной посуде. Ели в деревянных тарелках и деревянными ложками.

4. Сообщение учащегося “Питание различных слоев населения в конце 18 века”

Питание основной части населения российской империи оставалось традиционным. Для богатого и среднего городского населения в 18 веке привычными стали сосиски и сардельки, салаты, колбасы, котлеты.

Был нарушен главный принцип допетровской системы питания – раздельное питание, не допускавшее смешивания продуктов при готовке блюд. Если раньше тушки животных и птиц зажаривались целиком на вертеле, то теперь мясо жарили кусочками. Стали впервые использовать плиты и сковороды.

Больше всего перемены в пище коснулись высшего света. Здесь влияние западной кухни было огромным. Фактически все популярные в Европе рецепты различных блюд попробовали русские вельможи. а некоторые повара, работавшие в России, стали родоначальниками новых блюд. Например, повар Оливье изобрел рецепт самого известного сегодня салата, называемого на западе его именем или просто “русским”. А традиционную русскую пищу знать старалась употреблять лишь в домашней обстановке.

Широкое распространение в 18 веке получили званные обеды. Они обычно длились по 4 – 5 часов. Еще до начала обеда пришедшим предлагалась водка с легкой закуской – икрой, сырами, соленой рыбой. Позже все приглашенные шли в обеденный зал. За обедом могли быть поданы 80 – 100 блюд. Вначале – до 10 разных супов. За ними следовали закуски – Куринные и фазаньи рулеты, фаршированные кролики, пироги и маринады, соленая семга и осетрина, грибы и ветчина. После этого выносили горячие мясные блюда – ростбифы и антрекоты, фаршированных поросят и козлят. К ним подавались специальные соусы.. затем следовали новые закуски – копченые языки, угри, раки, креветки, устрицы. В завершение подавали сладкий десерт. Завершался званный обед чаем и кофе, к которым предлагали конфеты и торты, экзотические фрукты.

А вот в питании простого народа мало, что изменилось в течение века. По-прежнему основой питания были зерновые культуры – рожь, пшеница, овес, просо. Из ржаной муки пекли хлеб и пироги. Из овса готовили кисели, пиво, квас. Много употребляли в пищу овощей: капусту, морковь, свеклу, редьку, огурцы, репу. По праздникам в небольших количествах готовили мясные блюда. Использовали в пищу также лесные орехи, грибы, ягоды.

Учитель: (благодарит детей за выступления)

Есть ещё одна сторона жизни народа. Это досуг. Что это такое? (Досуг – занятия в свободное время. Слово напечатанное на листе вывешивается на доску. Либо его выводят на экран в презентации).

Учитель: Чем же занимались в свободное время разные слои населения. Давайте посмотрим, чем занимались в часы досуга высшие слои населения. Откройте учебник на странице 238 (автор Данилов, Косулина). Прочитать и ответить на мой вопрос.

Учитель: Беседа с классом:

  • Как же проводили досуг простые люди?
  • Много ли у них было свободного времени?
  • Почему?
  • Чем занимались в свободное время люди низших слоев населения?
  • Назовите праздники, которые отмечали люди в 18 веке? (Дети называют Масленицу, Пасху, Рождество).

Учитель: В январе отмечается Рождество Христово. На Рождество в 18 веке молодежь колядовала.

  • Скажите, что такое “колядки”? (Обрядовые песни).
  • Знаете ли вы какие-нибудь колядки?
  • Объясните смысл этого старинного обычая “колядок”?

(Если есть время, то можно включить записи колядок).

Вопрос: Сделайте вывод, как изменился быт разных слоев населения в России в течение 18 века? (Выводы учащихся)

Учитель: Перемены в быте 18 века были действительно огромны. Если посмотреть на Россию начала и конца 18 века, то перед нами будет во многом другая страна. Но все эти перемены коснулись в основном высших слоев населения. Для абсолютного большинства населения почти ничего не изменилось.

Далее, если есть время то можно проверить детей, как они усвоили материал. Для этого им раздаются листы с тестом (всего 5 вопросов). Ребята должны выполнить за короткое время. Либо данный тест дать в презентации. Тогда возможна работа с классом.

Приложение № 1. Тест.

Рефлексия. Ребята, вы, наверное, знаете, что простые люди стремились украсить свою домотканую одежду вышивкой. Да и дома украшали резьбой по дереву и рисунками. Но какой же домик без красивого окна. У меня на доске – окно (нарисованное). Его нужно украсить. У каждого на парте по 2 птички, вырезанные из бумаги разных цветов. Если вам понравился урок и вы узнали что-то интересное, новое, то к окну нужно прикрепить желтую птичку. А если по какой-то причине вы остались равнодушны, вам не понравилось, то птичка может быть белой. (Ребята прикрепляют птичек. Учитель выставляет оценки).

Домашнее задание п 32.

Приложение

Тема “Быт и обычаи в конце XVIII века”

Выберите один вариант ответа.

1. Для какого вельможи был выстроен Мраморный дворец в Санкт-Петербурге?

а) Г. А. Потёмкина,

б) П. А. Зубова,

в) А. М. Дмитриева-Мамонова,

г) Г. Г. Орлова.

2. Жилища какой социальной группы подверглись наибольшим изменениям в XVIII в.?

а) крестьян,

б) духовенства,

в) дворянства,

г) посадского населения.

3. Что представляла собой одежда большинства населения России в XVIII в.?

а) западноевропейскую одежду,

б) традиционную русскую одежду,

в) смешение русского и западноевропейского стилей в одежде.

4. Укажите обычные формы досуга знати в XVIII в.

а) колядки,

б) кулачные бои,

в) званые обеды,

г) карнавалы,

д) игра в карты,

5. Какие изменения произошли в жилищном строительстве в XVIII в.?

а) повсеместно на смену слюде в окнах пришло стекло,

б) появилась поуличная нумерация домов,

в) увеличилось количество этажей,

г) изменилась планировка жилого дома,

д) дома стали строиться только из камня.

  1. в, г, д, е
  2. а, б, г

Земледельческие работы в поле проводились с апреля по октябрь. Способы обработки почвы, приемы выращивания урожая, набор орудий труда передавались от отца к сыну и внуку. В разных регионах страны наблюдались отличия, связанные с климатическими и историческими условиями. Большое значение имели обрабатываемые почвы. Но соха, предмет старины крестьянского быта, хоть и с конструктивными отличиями, оставалась собой по всей территории страны.

Основными сельскохозяйственными культурами, выращиваемыми русскими крестьянами, были зерновые. Рожь, пшеница, овес, просо, гречиха произрастали во всех регионах. Для откармливания скота высаживались горох, вика, клевер, для технических и хозяйственных нужд – конопля, лен. Это исконно русские культуры.

Из «заграничных» и прижившихся в российском сельском хозяйстве следует отметить капусту, чечевицу, а в XVIII веке - кукурузу, картофель, подсолнечник и табак. Хотя эти «деликатесы» выращивались не для крестьянского стола.

Домашнее животноводство

Уровень крестьянского быта напрямую зависел от количества возделываемой земли и наличия скота. Прежде всего коровы. Если на дворе есть крупный рогатый скот, семья уже не бедствует, может позволить себе и более сытную еду, и по праздникам покупную одежду, и домашнюю утварь побогаче. В хозяйствах «середняков» могли быть 1-2 лошади.


Мелких животных: свиней, овец, коз - содержать было проще. И трудно было выжить без птицы: кур, уток, гусей. Там, где позволяли условия, местные жители добавляли в свой небогатый рацион грибы и ягоды. Немаловажное значение имели рыболовство и охота. Особенно эти промыслы были распространены в Сибири и на Севере.

Крестьянская изба

Поначалу так называлась жилая отапливаемая часть, но к XVIII веку это уже комплекс дворовых построек. Качество и добротность строений зависели от доходов семьи, от уровня крестьянского быта, а состав хозяйственных построек был приблизительно одинаков: амбары, риги, сараи, бани, хлева, птичники, погреба и так далее. В понятие «двор» включались сад, огород, земельный участок.

На Руси дома были рубленными, то есть основным строительным инструментом был топор. Утеплителем, который закладывали между венцами, служил мох, позже - пакля. Крыши крыли соломой, которая при нехватке кормов к весне скармливалась скотине. Вход в отапливаемую часть был через сени, служившие для сохранения тепла, хранения хозяйственной утвари, а летом - в качестве дополнительной жилой площади.


Мебель в избе была «встроенной», то есть неподвижной. Вдоль всех незанятых стен ставились широкие лавки, которые на ночь становились лежанками. Над лавками вешались полки, на которых хранили всякую всячину.

Значение печи в крестьянском быте начала 18 века

Сложить печь, которая была очень важным элементом крестьянской избы, приглашали хорошего мастера, потому что это непростое дело. Печь-матушка кормила, грела, парила, лечила, укладывала спать. Топились печи по-черному, то есть трубы не было, а едкий дым из дымохода расстилался под потолком. Дышать было трудно, глаза слезились, коптились потолок и стены, зато дольше сохранялось тепло, экономились дрова.

Печи ставились большими, почти на четверть избы. Хозяйка вставала рано, чтобы протопить ее с утра. Топилась она долго, зато долго и сохраняла тепло, можно и еду приготовить, и хлеба напечь, и одежду просушить. Печь приходилось топить круглый год, даже периодически летом, чтоб напечь хлеба на неделю и насушить грибов-ягод. Спали на печи обычно самые слабые члены семьи: дети и старики. В русских избах строили полати, настил от печи к противоположной стене – тоже спальное место.


От местоположения печи в доме «плясала» планировка помещения. Ставили ее слева от входной двери. Устье печи смотрело в угол, приспособленный для готовки еды. Это хозяйкино место. Здесь располагались предметы крестьянского быта, которыми ежедневно пользовались женщины: ручные жернова, ступки, горшки, миски, ложки, сита, ковши. Угол считался «грязным», поэтому прикрывался от посторонних взглядов ситцевой занавеской. Отсюда же был спуск в подполье за продуктами. У печи висел рукомойник. Изба освещалась лучинами.

Остальная часть комнаты, называвшаяся чистовой, имела красный угол. Он находился в углу, по диагонали от печи. Здесь всегда был иконостас с лампадкой. Сюда приглашались самые дорогие гости, а по будням здесь, во главе стола, сидел хозяин, который давал разрешение приступать к еде после молитвы.

Другие постройки двора

Часто дворовую постройку делали в два этажа: внизу жила скотина, а наверху – сеновал. Разумные хозяева пристраивали ее одной стеной к дому, чтоб скотине было теплее и хозяйке не приходилось выбегать на мороз. Орудия труда, сани, телеги хранились в отдельно стоящем сарае.


Крестьянский быт 18 века не обходился без бани. Даже самые бедные дворы имели ее. Устройство бани дошло до наших дней, практически не изменившись, только топилась она тогда по-черному.

Амбар с зерном берегли больше всего. Ставили его подальше от избы, следили, чтоб не загорелся, на дверь вешали замок.

Во что одевались крестьяне?

Мужчины носили кафтаны из толстого сукна, поддевки для тепла. А летом во всех случаях жизни – рубахи из ситца и холщовые штаны. Лапти на ногах были у всех, но по праздникам состоятельные крестьяне надевали сапоги.

Женщины всегда больше интересовались своей одеждой. Носили холщовые, ситцевые, шерстяные юбки, сарафаны, кофты – все то, во что одеваются и сейчас. Только тогда одежда шилась чаще всего из домотканых тканей, зато украшалась вышивкой, бисером, разноцветными шнурками и поясками.

Крестьянский быт состоял не только из суровых будней. В русских деревнях всегда любили праздники и умели гулять весело. Катание с гор, на лошадях, качелях и каруселях – традиционные забавы. Веселые песни, хороводы, многоголосое пение – это тоже быт 18-го века.

XVIII век принято называть эпохой перелома, что подтверждается, в первую очередь, петровскими преобразованиями, направленными на соз­дание новой системы государственного правления, новой армии, флота и новой культуры. Именно петровские реформы способствовали созданию одной из самых ярких культур, которые только знало человечество. Поро­ждением Петровской эпохи стало и то русское дворянство, каким мы его видим в XVIII - XIX веках. Материалом, из которого это сословие соста­вилось, было допетровское дворянство Московской Руси. Оно представля­ло собой "служилый класс", то есть состояло из профессиональных слуг государства, которых за службу "верстали" деревнями и крестьянами. Пе­реставая служить, дворянин был обязан вернуть земли в казну или поста­вить на свое место нового воина. Правда, за особые заслуги земли могли пожаловать в наследственное владение, и "воинник" становился "вотчин­ником"". Патриотизм "вотчинника"-боярина уже не был столь ярко окра­шен личной преданностью государю; он был связан с привязанностью к земле, с памятью о службе, которую нес род, о чести, которой он пользо­вался. Ещё в XVII веке началось стирание различий между поместьем и вотчиной, а указ царя Федора Алексеевича (1682), возвестивший уничто­жение местничества, показал, что господствующей силой в государстве будет дворянство.

Психология служилого сословия была фундаментом самосознания дворянина XVIII века. Именно через службу сознавал он себя частью сословия. Петр I всячески стимулировал это чувство - и личным примером, и рядом законодательных актов. Вершиной их явилась Табель о рангах, отменившая распределение мест по крови. Главной идеей Табели о рангах явилось следующее соображение; люди должны занимать должно­сти по своим способностям и реальному вкладу в государственное дело. Все виды службы соответственно Табели о рангах делились на воинскую, статскую и придворную. Все чины были разделены на 14 классов. Табель о рангах ставила военную службу в привилегированное положение. Это выражалось, в частности, в том, что все 14 классов в военной службе давали право наследственного дворянства, в статской же службе такое право давалось лишь начиная с VIII класса. Это означало, что самый низший обер-офицерский чин в военной службе уже давал потомственное дворянство, между тем как в статской для этого надо было дослужиться до коллежского асессора или надворного советника. Из этого положения в дальнейшем проистекало различие между наследственными ("столбовыми") дворянами и дворянами личными. К по­следним относились статские и придворные чины XIV - IX рангов. Впо­следствии личное дворянство давали ордена и академические звания. Лич­ный дворянин пользовался рядом сословных прав дворянства, однако не мог передать этих прав своим детям, не имел права владеть крестьянами, участвовать в дворянских собраниях и занимать дворянские выборные должности. Такая формулировка закона открывала, по мысли Петра I, дос­туп в высшее государственное сословие людям разных общественных групп, отличившимся в службе, и, напротив, закрывала доступ "нахалам и тунеядцам".

Военная служба считалась преимущественно дворянской службой, статская не считалась "благородной". Ее называли "подьяческой", в ней всегда было больше разночинцев. Лишь в александровское и позже, в ни­колаевское, время статский чиновник начинает в определенной мере пре­тендовать на общественное уважение рядом с офицером. Табель о рангах создала военно-бюрократическую машину государственного управления. Власть государства покоилась на двух фигурах - офицере и чиновнике. «Чиновник» происходит от слова "чин"", что в древнерусском языке озна­чало "порядок". Чиновник - человек жалованья, его благосостояние непо­средственно зависит от государства. Запутанность законов и общий дух государственного произвола привели к тому, что русская культура XVIII века практически не создала образов беспристрастного судьи, справедли­вого администратора. Чиновник в общественном сознании ассоциировался с крючкотворством и взяточничеством. Русская бюрократия почти не оставила следа в духовной жизни России: она не создала ни своей культуры, ни даже своей идеологии. Человек в Росси, если он не принадлежал к податному сословию, не мог не служить. Без службы нельзя было получить чина, а человек без чи­на должен был подписываться: "недоросль такой-то". Если дворянин дей­ствительно никогда не служил, то родня устраивала ему фиктивную служ­бу. Знатный вельможа мог служить фиктивно где-нибудь в придворной службе. Такой человек не был заинтересован в чинах, а даровитый чиновник мог выбиться в люди, получить дворянство. В кругах поместного дворянства, зачастую родовитого, считалось хорошим тоном демонстриро­вать презрение к чину.

Развитие крепостного права изменило само понятие слова "помещик". Это был уже не условный держатель государевой земли, а абсолют­ный и наследственный собственник как земли, так и сидящих на ней кре­стьян. По мере усиления независимости дворянства оно начало тяготиться двумя основными принципами петровской концепции службы: обязатель­ностью ее и возможностью для недворянина становиться дворянином по чину и службе. Оба эти принципа подверглись уже со второй трети XVIII века энергичным атакам. Отделение дворянских привилегий от обязатель­ной личной службы и утверждение, что самый факт принадлежности к со­словию дает право на душе- и землевладение, было оформлено двумя ука­зами: указом Петра III от 20 февраля 1762 года ("Манифест о вольности дворянства") и Екатерины II от 21 апреля 1785 года ("Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства"). По этим документам дарование дворянам сословных прав: освобож­дение от обязательной службы, от телесных наказаний, право "беспрепят­ственно ездить в чужие края" и "вступать в службы союзных держав" - получало и более широкую трактовку. В Грамоте Екатерины II писалось: Подтверждаем на вечные времена в потомственные роды российскому благородному дворянству вольность и свободу"- При этом дворянину га­рантировалась неприкосновенность "чести, жизни и имения".

Так создалась своеобразная социокультурная ситуация: дворянство окончательно закрепилось как господствующее сословие. Более того, именно за счет положения крестьян, которые после указа 13 декабря 1760 года (дававшего помещикам право ссылать крестьян в Сибирь на поселе­ние "с зачетом их в рекруты"") и 17 января 1765 года (расширявшего это право до возможности помещикам по собственному произволу отправлять неугодных крестьян на каторгу) были практически низведены до степени рабов ("крестьянин в законе мертв", - писал Радищев), дворянство в Рос­сии получило вольность и свободу. Культурный парадокс сложившейся в России ситуации состоял в том, что права господствующего сословия фор­мулировались именно в тех терминах, которыми философы Просвещения описывали идеал прав человека.

Мы говорили о том, как развивался и складывался нравственный об­лик человека XVIII столетия, при этом ведя речь о мужчинах. Между тем женщина этой поры не только была включена в поток бурно меняющейся жизни, но начинала играть в ней все большую роль. И женщина очень ме­нялась. Петровская эпоха вовлекла женщину в мир словесности: ей потребо­валась грамотность. Уже у Фонвизина неграмотная женщина - сатириче­ский образ. Художественная литература, сохраняя и увеличивая свою не­зависимость от прямых поучений государства, завоевывает место духовно­го руководителя общества. К концу XVIII века появляется новое понятие - женская библиотека. Оставаясь по-прежнему миром чувств, миром детской и хозяйства, "женский мир" становится все более духовным. До­машние библиотеки женщин конца XVIII века сформировали облик людей 1812 года и декабристской эпохи.

В XVIII веке реформы Петра I перевернули не только государствен­ную жизнь, но и домашний уклад. Первое последствие реформ для жен­щин - это стремление внешне изменить облик, приблизиться к типу за­падноевропейской женщины. Семья в начале XVIII века подверглась по­верхностной европеизации. Женщина стала считать модным иметь любов­ника, без этого она "отставала" от времени. Кокетство, балы, танцы - вот женские занятия. Семья, хозяйство, дети отходили на задний план; ребе­нок вырастал почти без матери. Затем произошли важные перемены. К 70-м годам XVIII века в Ев­ропе зарождается романтизм, и модным становится стремиться к природе, к естественности. Это оказало влияние и на семью. Во всей Европе кор­мить детей грудью стало признаком нравственности. С этого же периода стали ценить ребенка, детство. Раньше в ребенке видели маленького взрослого, что было очень заметно по детской одежде: в начале XVI11 века детям шьют маленькие, но по фасону - взрослые одежды. Постепенно в культуру входит представление о том, что ребенок и есть нормальный че­ловек. Появляется детская одежда, детская комната, возникает представле­ние о том, что играть - это хорошо. Так в домашний быт вносятся отноше­ния гуманности, и это - заслуга женщины. Именно женщина создает дет­ский мир, и для этого ей надо много пережить, перечувствовать. И здесь помогает литература - в 70-е - 90-е годы XV11I века женщина становится читательницей. Первым в эпоху Просвещения подготовить круг женского и детского чтения поставил целью Н.И. Новиков. Под его руководством начал свою просветительскую деятельность Н.М. Карамзин. Вместе со своим другом А.П. Петровым он редактировал новиковский журнал "Дет­ское чтение для сердца и разума""(1785 - 1789}. Вопрос о месте женщины в обществе неизменно связывался с отно­шением к ее образованию. В петровскую эпоху проблема женского обра­зования возникла в исключительно своеобразной форме; Петр специаль­ным указом предписал неграмотных дворянских девушек, которые не мо­гут подписать хотя бы свою фамилию, не венчать. Необходимость жен­ского образования и характер его стали предметом споров и связались с общим пересмотром типа жизни, типа быта.

Подлинный переворот в педагогических представлениях русского общества XVIII века внесла мысль о необходимости специфики женского образования. Возникла идея просвещения всех дворянских женщин, по­этому необходимо было выработать систему женского обучения. Сразу же встала проблема учебных заведений. Учебные заведения для девушек приняли двоякий характер: появились частные пансионы, но одновременно возникла и государственная система образования. Становление ее связано с именем известного деятеля культуры XVIII века И.И. Бецкого. Бецкой был приближен к правительственным кругам и в целом отражал настроения Екатерины II. И в итоге было создано то учеб­ное заведение, которое потом существовало долго и называлось по поме­щению, где око располагалось, Смольным институтом, а ученицы его - смолянками. Основную массу учениц составляли девушки дворянского происхождения, но при институте существовало "Училище для малолет­них девушек" недворянского происхождения. Обучение длилось девять лет, в течение которых девушки были практически изолированы от дома.

Обучение было поверхностным, исключение составляли лишь языки. В этой области знаний требования действительно были очень серьезными, и воспитанницы достигали больших успехов. Из остальных предметов значение фактически придавалось только танцам и рукоделию. Физика сводилась к забавным фокусам, математика - к самым элементарным зна­ниям. Только литературу преподавали немного лучше, особенно в XIX ве­ке, в пушкинскую эпоху, когда преподавателями в Смольном институте стали А.В. Никитенко, известный литератор и цензор, и П.А. Плетнев, приятель Пушкина, которому поэт посвятил "Евгения Онегина". Смольный был не единственным учебным заведением, возникали ча­стные пансионы. К концу XVIII века по проверке их оказалось несколько десятков в Петербурге, десять - в Москве и ряд - в провинции. Пансионы были иностранные. Тип русской образованной женщины, особенно в столицах, стал складываться уже в 30-х годах XVIII века. Напомним хотя бы о вкладе в культуру Екатерины II и ее союзницы княгини Дашковой. Однако в целом женское образование в России XVIII - начала XIX века не имело ни своего Лицея, ни своего Московского или Дерптского университета. Тип высоко­духовной русской женщины сложился под воздействием русской литера­туры и культуры эпохи. Этот вопрос освещён по книге Ю.М.Лотмана «беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века)». – СПб, 1994. – 399 с.

=Факты о жизни и быте русских людей 18 века =

31 факт о жизни и быте русских людей 18 века из первой книги японца о нашей стране.

Десять лет японский капитан Дайкокуя Кодаю жил в России и записывал все, что видел и слышал: от внешнего вида людей до правил кастрации животных.
На основе этих записей японский ученый Хосю Кацурагава написал книгу «Краткие сведения о северных краях» ("Хокуса Бунряку"), в которой очень подробно и скрупулезно описал жизнь русских людей и облик страны в целом.

  1. В русском алфавите 31 буква, все буквы имеют звук, но не имеют смысла. Соединенные вместе, несколько букв образуют одно слово, и только тут появляется смысл.
  2. В России производство пяти зерновых растений очень незначительное, поэтому все жалованье выплачивается деньгами.
  3. Церкви гораздо выше домов простых людей, и строятся так, что постепенно сужаются кверху. Крыши круглые, вроде перевернутого горшка, а в центре ставят крест, покрытый латунью. Главное здание храма и колокольня одинаковы. Вокруг крыши сделано много круглых дыр для голубей.
  4. Глаза у русских голубые, носы очень крупные, волосы каштановые. Волосы русские отращивают со дня рождения, поэтому они очень тонкие и мягкие. Бороду бреют, как знатные, так и простые люди, только среди крестьян можно встретить людей с бородами.
  5. У жителей Сибири волосы и глаза черные. Мужчины одеваются в общем наподобие голландцев.
  6. Женщины все одеваются по немецкому образцу. Красивыми у них считаются женщины с румяными лицами.

Вид на Красную площадь, 1795 год. Гильфердинг, раскрашенная гравюра.

  1. По всей стране летом ложатся спать от 8 до 10 часов вечера, а встают от 3 часов 30 минут до 5 часов 30 минут утра.

    Зимой ложатся спать от 9 до 11 часов вечера, а встают от 12 часов до 2 часов 40 минут дня. Это объясняется тем, что день в это время очень короткий, а ночь — очень длинная.

  2. В Москве и Петербурге, да и не только там, а по всей стране, старым русским языком не пользуются, а часто перемешивают его с французским и немецким языками. Этикет полностью основывается на французских правилах.
  3. Поскольку страна расположена близко к северу, там везде очень холодно. Обычно снег выпадает с конца сентября и лежит до апреля-мая.
  4. Особенно холодно в Якутске и Петербурге, потому что они расположены ближе к северу. Нередко там бывает такой мороз, что отпадают уши и носы, а иногда даже остаются без рук и ног.
  5. Летом особенной жары не бывает, даже в суконной одежде без подкладки обычно не бывает жарко. В такой холодной стране, конечно, не растут пять злаков. Сеют только гречиху, табак, огурцы, арбузы, фасоль, редьку, морковь, репу и салат. Рис привозят из Турции, поэтому рис там очень дорогой.
  6. Чиновники прикрепляют к шляпе цветок, сплетенный из шелка: военные — белый цветок, штатские — черный.

Старое здание МГУ, вид от кремля через реку Неглинную, 1795 год. Гильфердинг, раскрашенная гравюра.

  1. И мужчины, и женщины, после того, как сделают прическу, посыпают ее пудрой, и волосы становятся как седые. Люди низших сословий пользуются для этого порошком из картофеля.
  2. И мужчины, и женщины ездят на лошадях, но женщины, садясь в седло, одну ногу сгибают и кладут поверх седла, а другую свешивают. Однако женщины низшего сословия ездят так же, как мужчины, садясь верхом.
  3. Младенцы лежат в подвешенных ящиках, где постлан суконный тюфяк, набитый птичьим пухом. Когда ребенок плачет, ящик качают.
  4. У всех — и у благородных, и у простых — один муж имеет одну жену, наложниц не заводят.
  5. Иностранцам разрешается жениться на русских, но для этого они должны принять русскую веру и переменить имя и фамилию. В противном же случае брак не разрешается.
  6. Когда рождается ребенок, все родственники приходят справляться о его здоровье и приносят деньги. Из родственников и знакомых выбирают человека побогаче, и он в качестве нареченного отца дает новорожденному имя.

Вид через Днепр на Фроловские ворота Смоленска в 1787 году.

  1. Медицина не делится на терапию и хирургию: лечением глазных, зубных, женских и детских болезней занимается один человек. Кроме того, есть фармацевты, которые называются аптекарями и заведуют аптеками.
  2. В столице в семьях чиновников и богачей обязательно держат негров, иногда по три-четыре человека, а иногда по семь-восемь. Бывает и так, что заводят негров мужчин и женщин, чтобы от них были дети. Их лица черные, как черный лак, носы широкие, губы вывернутые и очень красные, белые только подошвы ног.
  3. Верстах в пяти от Петербурга есть большой остров, куда все время непрерывным потоком стекаются иностранные торговые корабли. Этим и объясняется, что, хотя в России почти ничего не производится, все полностью удовлетворяется продукцией других стран.
  4. Русские слова «водка», «вино», «пиво» автор в своем словаре переводит описательным способом: водка у него — «хорошее сакэ», вино — «плохое сакэ», пиво — «мутное сакэ».
  5. Порядок кушаний в обычные дни такой: сначала едят ветчину с хлебом, затем куриный суп, после него говядину, потом бульон из рыбы, после которого — залитые молоком круглые колобки из теста.

    Вслед за этим подают жареного гуся, и в заключение едят жиденькую кашу. Наконец, подают сладости, затем моют руки, полощут рот, пьют кофе, курят и встают из-за стола. После обеда и благородные, и простые люди ложатся на час поспать.

  6. В кушанья добавляется много сахара и сливочного масла. В рыбу и птицу перед приготовлением набивается виноград, белые сливы, апельсины, засыпанные сахаром, а также рис или крупа.

Великий Новгород в 1780-е годы. Бальтазар Траверс

  1. У простого народа обед состоит из одного блюда — из мяса или рыбы с хлебом. Редьку едят сырой, присыпав солью. Посуда состоит из оловянных или деревянных мисок, а ложки делаются из меди или дерева. Говядина — это повседневная пища как в верхах, так и в низах.
  2. Женские роли в театрах исполняются настоящими женщинами, вследствие чего иногда в театре бывают случаи распутства.
  3. Три публичных дома имеются в Петербурге и три — на Васильевском острове. Кроме того, есть еще тайные логова отдельных проституток в различных местах. Правила там очень строгие, и если обнаружат такую нелегальную проститутку, то наказывают не только ее, но и ее гостя.
  4. В России вообще не празднуются ни Новый год, ни пять сезонных праздников, а день рождения императрицы считается радостным праздником, который празднуют по всей стране как благородные, так и простые люди. Точно так же празднуются и дни рождения наследника престола и внуков императрицы.
  5. В России многих домашних животных кастрируют. Благодаря этому они хорошо жиреют и цвет их шерсти становится красивей.
  6. Петербург — это новая столица России, построена она в высшей степени красиво. Дома все кирпичные, высотой в четыре-пять этажей. Жилища простых жителей от домов правительственных чиновников особенно не отличаются.
  7. Русские высоки ростом, крупные, с правильной осанкой, отличаются уважительным и миролюбивым характером, но вместе с тем — отважны, решительны и ни перед чем не останавливаются. Они не любят праздности и безделья.

В XVIII в. большие перемены произошли не только в государственных делах и художественной культуре, но и повседневной жизни русских людей, прежде всего привилегированного сословия — дворянства. На сегодняшнем занятии вы узнаете о жилище, одежде, питании и досуге основных слоев русского общества.

Тема: Россия в XVII -XVIII вв.

Урок: Повседневный быт в XVIII веке

В жилищном строительстве XVIII в. наиболее наглядно проявляются сословные различия. Парадные дворцы российских императоров в конце века не имели ничего общего не только с царскими хоромами XVII в., но и со скромными жилищами петровской эпохи. Для освещения лишь одного из них в праздничные дни требовалось не менее 20 тыс. свечей и 150 тыс. лампад. Построенные в стиле барокко, они были богато украшены лепными узорами, стенными росписями, зеркалами, картинами, позолотой, коврами, оружием. Жилища простого городского населения и крестьян по-прежнему строились из дерева. При возникновении в городе даже небольшого очага пожара возникала угроза выгорания целых кварталов и даже городов. Впервые в XVIII в. появилась нумерация домов на улицах (раньше она не была порядковой и рядом с домом № 24 мог быть дом № 3265). Сами городские дома строились теперь иначе. Если раньше в центре дома была печь, вокруг которой размещались жилые помещения, то теперь центральное место занимал коридор, в который выходило большинство комнат. Все чаще даже в небогатых городских домах в окна были вставлены стекла, а не слюда, как прежде. Крестьянские же дома и строились, и содержались по-старому.

Рис. 1. Помещичья усадьба XVIII в. ()

ХVIII в. ознаменовался переворотом в одежде дворянства. Изучение петровского законодательства позволило сделать выводы, с одной стороны, о широте начатых преобразований, с другой — об осторожности и корректности в проведении «костюмной» реформы. Национальная корректировка европейских стандартов одежды выражалась в использовании преимущественно сукна, мехов, яркой палитры костюмов. В период правления Елизаветы Петровны окончательно утвердились модные французские стандарты. Екатерина II пыталась наряду с французскими модами ввести английские веяния, причем и то, и другое соотносила с национальными традициями. Дворяне носили тонкие рубашки с кружевами, галстуками и бантами, короткие и узкие камзолы. Сверху надевали кафтаны из бархата или плотного шелка. Рукава были украшены золотым шитьем и жемчугом. Самой модной обувью были туфли с квадратными носами на невысоком каблуке. Их пряжки украшались даже бриллиантами. Обязательными предметами туалета были аксессуары: перчатки, часы, трости, напудренные парики. Непременным атрибутом дамского наряда был корсет, затягивали его изо всех сил, чтобы талия казались совсем тоненькой. Юбки носили пышные, на кринолинах (каркасы). Шили платья из дорогих тканей. В свете считалось неприличным появляться несколько раз в одном и том же наряде. Светские дамы носили драгоценности. Мелкопоместным дворянам и бедным чиновникам такая роскошь была недоступна. Однако они тоже стремились следовать моде хотя бы в фасонах одежды. Крестьяне продолжали носить все те же овчинные тулупы, армяки, зипуны.

Питание основной части населения России XVIII в. оставалось традиционным. У богатого и среднего городского населения на столе появились новшества: сосиски и сардельки, зразы, салаты, колбасы, котлеты. Был нарушен главный принцип допетровской «раздельной» системы питания. Если раньше тушку птицы или поросенка зажаривали целиком на вертеле, то теперь мясо резали кусочками, для чего впервые стали использовать плиты и сковороды. У аристократов популярностью пользовалась западная кулинария. Повар-француз Оливье изобрел рецепт самого известного и сегодня салата. Следование западной моде в еде привело к тому, что обычные русские блюда дворяне употребляли дома. С официальных приемов и обедов исчезли щи и похлебки. Вместо них подавали бульоны и супы. Русские пироги заменены слоеными пирожками на французский манер.

Дворяне участвовали в балах, маскарадах, званых обедах. При этом они считали себя очень загруженными. На балах было принято танцевать. Модным было посещение театра. В 1756 г. в Санкт-Петербурге создан театр — Русский императорский драматический театр. Театр прочно вошел в быт москвичей. В каждом номере «Московских ведомостей» печатаются театральные объявления. 30 декабря 1780 г. открыт Петровский театр (по названию улицы). Одним из самых популярных занятий в высшем свете считалось коллекционирование картин, скульптур, табакерок, драгоценностей, тростей и т. д. Горожане принимали участие в праздниках аристократов. В дни коронаций угощали пивом, пирогами, медовухой, устраивали фейерверки. Очень полюбились горожанам народные гулянья — новогодние, масленичные; работал цирк, карусель, балаганчики.

У крестьян свободного времени не было. В свободное от работы время они чаще всего занимались домашним хозяйством или ходили в церковь. В зимние праздники катались с гор; в сочельник — с Рождества до Крещения — колядовали, водили хороводы.

В быту, повседневной жизни россиян все более углубляются противоречия между высшим светом и бедными слоями общества.

Список литературы по теме "Повседневный быт в XVIII веке ":

1. История государства и народов России. XVI-XVIII вв. — М.: Дрофа, 2003

2. Краснобаев Б. И. Очерки русской культуры XVIII в. — М., 1987

3. Культура и быт России с древнейших времен до ХХ в. / Автор-составитель М. В. Короткова. — М.: Дрофа, 2009

4. Марков Б. В. Культура повседневности. Учеб. пособие / Б. В. Марков. — СПб.: Питер, 2008

5. Терещенко А. В. История культуры русского народа / А. В. Терещенко. — М.: Эксмо, 2007

3. Российский общеобразовательный портал ().

Домашнее задание

1. Какие изменения произошли в строительстве дворцов и усадеб для аристократов?

2. Что нового появилось в одежде вельмож?

3. Какие изменения произошли в еде россиян, способах приготовления пищи?

4. Опишите досуг представителей высших слоев?

5. Почему изменения в быту XVIII в. в основном затронули только высшие слои общества?