Характер февронии. Повесть о Петре и Февронии Муромских: характеристика героев

В начале XVI века, еще во времена царя Иоанна Грозного, митрополит Московский и всея Руси Макарий поручает своим монастырским помощникам-книжникам искать по всем русским городам и деревням истории о праведных людях, которые прославились своей благочестивой жизнью. Одним из таких древних красивых и романтичных рассказов оказалась «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Анализ поступков главных героев говорит о том, что это были праведники, ставшие духовным символом христианской семьи. И поэтому с согласия Церковного собора в 1547 году они были канонизированы. Священнику Ермолаю было доверено написать подробное сочинение о жизни и любви Петра и Февронии.

Петр и Феврония. Краткое содержание сюжета

В городе Муроме правил князь Павел. И вдруг к его жене стал прилетать на блуд Змей в облике Павла. Она немедленно рассказала об этом своему мужу. Тот сразу попросил ее, чтобы она при следующей встрече со Змеем льстиво выведала у него, от чего же ждет он смерть свою. Смиренная жена так и сделала. Обольщенный ее красотой и нежными речами, Змей выдал ей тайну своей погибели, которая заключалась в том, что убьет его Петр с помощью Агрикова меча. Озабоченный этой новостью, Павел зовет к себе брата Петра и все ему рассказывает. И тот был готов сразиться с врагом, правда, не знал, где ему раздобыть Агриков меч.

Агриков меч

При этом невозможно не упомянуть тот факт, что этот меч выковал Агрик - сын жестокого тирана Ирода, известного по библейским текстам. Этот могучий меч имел сверхъестественные свойства и во тьме испускал голубоватое свечение. Он легко расправлялся с любыми воинскими доспехами. Кстати, его еще называли мечом-кладенцом - оружием былинных богатырей. Но как он попал в Древнюю Русь? Есть основания утверждать, что тамплиеры, участвуя в раскопках скорее всего, нашли главные христианские реликвии: чашу Грааля, плащаницу, позже названную Туринской, и Агриков меч. Его-то они и преподнесли бесстрашному полководцу Владимирскому - князю Андрею Боголюбскому - в качестве особого вознаграждения, когда тот решил вернуться на Русь. Но с началом междоусобных войн князь был убит. А меч стал переходить из одних рук в другие. В конце концов его спрятали в стенах монастыря славного города Мурома.

Продолжение сюжета

Так вот, через некоторое время Петру, молящемуся в церкви монастыря, отрок указывает на клад, в котором хранился Агриков меч. Он взял оружие и отправился к брату. Князь Петр почти сразу понял, что у жены брата Павла сидит Змей в своем колдовском обличье. Тогда он нанес ему смертельный удар, и тот мгновенно скончался, обрызгав его своею кровью, после чего князь сильно заболел и покрылся струпьями. Ни один врач не брался лечить Петра. Но однажды нашлась такая деревенская целительница от природы, мудрая дева с именем Февронья, которая излечила князя и стала его верной женой. После смерти брата Павла престол занял Петр. Но коварные бояре решили изгнать простолюдинку, не по душе она была их женам. И Февронья была готова покинуть город, но только со своим мужем, который решил идти с ней. Бояре были сначала очень рады их отпустить, но через некоторое время, после междоусобных браней и убийств за престол, они решили вернуть супружескую княжескую чету. И после этого все зажили радостно и счастливо.

Главная развязка

А когда пришло время, Петр и Февронья приняли монашеский постриг и получили при этом и Ефросинья. Они даже молились Богу, чтобы Он послал им смерть в один день, и даже приготовили двойной гроб с перегородкой. Так и случилось - они почили в один день, но священники побоялись гнева Божьего и не стали хоронить их вместе. Расставив их покойные тела в разных церквях, на утро они обнаружили их вместе в своем специальном гробу. Это повторялось дважды. И тогда решено было похоронить их вдвоем, никогда более не разлучая.

Теперь всегда вместе святые возлюбленные Петр и Феврония. Краткое содержание этой истории открыло лишь небольшую часть их праведной жизни. Эти чудотворцы стали покровителями брака и любви. Теперь любой верующий имеет возможность помолиться над святыми мощами в Свято-Троицком монастыре города Мурома.

Мудрая Феврония

Характеристика Петра и Февронии удивляет их бесконечным смирением, спокойствием и безмятежностью. Обладая огромной внутренней силой, целомудренная и прозорливая Феврония очень скупа в ее внешнем проявлении. Она победила свои страсти и была готова на все, даже на подвиг самоотречения. Ее любовь стала непобедимой внешне, потому как внутренне подчинилась уму. Мудрость Февронии заключается не только в ее необыкновенном уме, но в чувстве и воле. И между ними не существует никакого конфликта. Отсюда такая проникновенная «тишина» в ее образе. Поэтому неудивительно, что Феврония обладала животворящей силой, настолько великой, что даже оживляла срубленные деревья, которые после того становились еще больше и зеленее. Обладая сильным духом, она способна была разгадывать мысли путников. В своей любви и мудрости она даже превзошла своего идеального благоверного Петра. Любовь Петра и Февронии нашла свой отклик в сердцах миллионов людей, которые обязательно буду молиться этим святым образам.

Отважный Петр

Характеризуя князя Петра, можно увидеть его небывалый героизм и мужество в победе над коварным дьявольским Змеем. Сразу видно, что он - глубоко верующий человек, иначе он бы не смог победить такого коварного искусителя. Однако все же он однажды обманул Февронию, когда давал обещание, что после его выздоровления он женится на ней. Он так и не выполнил его, пока опять не покрылся зловонными струпами. Урок, преподанный Февроньей, князь быстро усвоил и после стал слушать ее во всем. В скором времени они обвенчались и стали жить как истинные христианские семьи в любви, верности и согласии. Князь Петр никогда не потакал своей жене. Он был воистину благочестивым, не зря же его полюбили бояре и народ.

По-своему уникальна характеристика Петра и Февронии. Это были действительно люди от Бога. И не раз удивляешься тому, насколько сильными были у них взаимопонимание и любовь. Ведь они прекрасно дополняли друг друга, поэтому и стали образом идеальной супружеской пары.

Жанры древнерусской литературы

Кроме этой знаменитой повести, существовали и другие примеры древнерусской литературы. Вообще, древнерусские книжники, осваивая общеславянскую литературу, в основном занимались греческими переводами и затем обратились к созданию своих оригинальных произведений, исполненных в различных жанрах: житие, летопись, поучение, воинская повесть. Точно невозможно указать, когда именно возникли первые записи разных исторических преданий, но яркие примеры древнерусской литературы появились уже в середине XI века. Именно тогда были созданы русские летописи, представляющие собой подробную запись некоторых очень на Руси. Особое место занимают повести древнерусской литературы - это что-то промежуточное между романом и новеллой. Но сейчас в основном это рассказы - короткие повествования о каком-либо событии. Таким образом, современниками особенно ценится народный фольклор и древнерусская литература.

Памятники древнерусской литературы

Одним из первых известных древних летописцев стал преподобный Нестор (его святые мощи покоятся в пещерах Киево-Печерской лавры) с его летописью «Повесть временных лет», датированной XI веком. За ним Великий князь Киевский Владимир Мономах написал книгу «Поучение» (XII век). Постепенно стали появляться такие произведения, как «Повесть о житии Александра Невского», автором которого, вероятнее всего, был книжник Владимирского митрополита Кирилла рубежа конца XII и начала XIII века. Потом был создан еще один памятник древнерусской литературы, датированный началом XII века, под названием «Слово о полку Игореве», где имя автора осталось неизвестным. Непременно хочется отметить и великое произведение о Мамаевском побоище «Задонщина», созданное на рубеже конца XIV и начала XV века, предположительно автором был рязанский священник Софроний.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Анализ

Постепенно список древнерусской литературы расширялся. В него вошла и «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Анализ этого произведения XVI века называет его гимном супружеской любви и верности. И это будет правильно. Вот он - образец настоящей христианской семьи. и преданность демонстрирует «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Анализ художественных особенностей произведения говорит о том, что оно объединяет в себе два фольклорных сюжета. В одном из них повествуется о коварном Змее-соблазнителе, а в другом - о мудрой деве. Его отличают простота и ясность изложения, степенная неторопливость развития событий и, главное, спокойствие повествователя в беззлобии описания действующих лиц. Оттого она легко воспринимается и читается, а значит, учит нас любить по-настоящему, смиренно и самоотверженно, как это делали ее главные герои - Петр и Февронья.

Феврония: Образ «мудрой девы» Ф. восходит к русской сказке. Дочь бортника («древолазца») из деревни Ласково Рязанской земли славится добрыми делами, умом и прозорливостью. Она - верная и заботливая жена, умеющая бороться за свое счастье. Ф. воплощает любовь, которую не могут победить ни злые люди, ни сила обстоятельств. Исследователи не раз сравнивали древнерусскую повесть с западноевропейским романом о Тристане и Изольде, которые на пути к счастью также встречают разнообразные препятствия. Главная героиня активна, она сама творит свою судьбу и судьбу князя Петра, над которым одерживает моральную победу.

Образ же П. играет в повествовании менее заметную роль, его как бы затмевает яркая и колоритная фигура Ф. Муромский князь П., вступившись за честь жены своего брата, борется с повадившимся к ней летучим змеем. Овладев Агриковым мечом, П. одерживает победу, но ядовитая кровь змея вызывает на его теле неизлечимые язвы и струпья. Ф. врачует князя, выдвинув условие: она вылечит П., если тот возьмет ее в жены.

Князь не хочет жениться на простой крестьянке. Но после вторичного обращения к Ф. за помощью пристыженный князь берет крестьянскую девушку в жены.

Мудрость Ф. проявляется не только в делах и поступках, но и в умении говорить иносказаниями, загадками. Так не понимает ее княжеский посланец, в ответ на вопросы которого Ф. говорит: «Плохо, когда двор без ушей, а без глаз»; «Отец и мать пошли взаймы плакать, а брат ушел сквозь ноги смерти в глаза глядеть». Ф. сама же и разъясняет смысл сказанного: уши дому - пес, а глаза - ребенок.

Они, каждый по-своему, предупредят хозяина о приближении незнакомца. Отец и мать героини ушли на похороны, а брат-бортник - заниматься своим опасным ремеслом, залезая на высокие деревья.

Мудрыми речами Ф. ставит в тупик и своего будущего мужа. Петр: После того как Ф. становится женой князя, злобные бояре и их жены, «аки пси лающе», не желают, чтобы ими управляла женщина крестьянского происхождения, стремятся изгнать Ф. из города, разлучить героев. Однако и тут сила любви одерживает верх. Ф. хочет взять с собой самое дорогое - своего супруга.

П. отказывается от княжения, покидает Муром вместе с Ф. Герои повести не дорожат властью и богатством. Так любовь П. и Ф. преодолевает социальные препятствия. В этом эпизоде заметна определенная антибоярская тенденция. Создатель повести подчеркивает, что «злочес-тивые» бояре передрались из-за власти: каждый «хотя державствовати».

Горожане упрашивают П. править Муромом по-прежнему. Вернувшись в город, П. и Ф. правят не яростью, а истиной и справедливостью, относятся к подданным не как наемники, а как истинные пастыри.

Они сравниваются с милостивыми и сердечными чадолюбивыми родителями. Ни социальное неравенство, ни «злокозненные» бояре не могут разлучить героев.

Неразлучны они и перед лицом смерти. Одновременно приняв иноческий чин, П. и Ф. молят Бога: «Да во един час будет преставление ею»; и завещают похоронить себя в одной гробнице. Особенно выразительно описание кончины святых. Перед самой смертью «блаженная» Ф. вышивает «воздух» с ликами святых для собора.

Князь, чувствуя близкую кончину, посылает сказать супруге о том, что он ждет ее, чтобы вместе покинуть этот мир. Ф. просит своего господина подождать, пока она закончит работу. После третьего обращения к ней П. («Отхожу из этого мира, не могу более ждать тебя»), княгиня-инокиня, успевшая вышить лик и руку святого, откликается на зов супруга. Воткнув иглу в недошитый покров и замотав вокруг нее нить, Ф. посылает к П. сказать, что готова.

Даже посмертное чудо - важный элемент композиции агиографического повествования - вновь утверждает неразрывность супружеских уз героев. Люди, стремившиеся разлучить П. и Ф. при жизни, дважды разлучают их и после смерти: тело П. положено в городе, «в соборней церкви пречистоя Богородицы», а тело Ф. погребено «вне града», в Воздвиженском храме женского монастыря. Наутро все видят чудо: тела князя и княгини оказываются в общей гробнице.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Характеристика героев повести о петре и февронии муромских перт -. Феврония- уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    1. Автор и повествователь в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник". 2. Русский национальный характер в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник". 3. Образ России в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник". 4. Нравственный идеал в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник". 5. Мотив пути в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник". 6. Мир природы в повести Н. С. Лескова " Очарованный странник ". 7. Судьба и случай в повести
    1. Смысл названия повести "Собачье сердце". 2. Портрет эпохи в повести "Собачье сердце". 3. Художественное своеобразие повести "Собачье сердце". 4. "Великие преобразователи природы" (по повестям М. А. Булгакова "Роковые яйца" и "Собачье сердце"). 5. Образ профессора Ф. Ф. Преображенского в повести "Собачье сердце". 6. Сравнительная характеристика образов Шарика и П. П. Шарикова в повести "Собачье сердце". 7. Своеобразие проблематики повести "Собачье сердце". 8. Пролетариат и интеллигенция в повести "Собачье сердце".
    Герои повести "Шемякин суд" - это богатый и убогий, братья-земледельцы, поп, "житель града", у которого убогий убил отца, и судья Шемяка. Главный герой повести совершил три преступления: "оторвал" хвост у лошади, которую взял в аренду у богатого брата; в доме попа упал с полатей и убил его сына; собираясь покончить жизнь самоубийством, прыгнул с моста и задавил дедушку, которого сын вёз мыться в баню. Шемяка наказывает на суде трёх пострадавших героев: богатого
    По горизонтали: 5. Имя жены поэта. 6. Стихотворение 1819 года, которое по цензурным соображениям при жизни поэта не было полностью опубликовано. 9. Имя няни поэта. 11. Стихотворение, написанное под впечатлением украинской песни “Ехав казак за Дунай”, ставшее впоследствии народной песней. 12. Русский поэт, откликнувшийся на гибель А. С. Пушкина стихотворением “На смерть Поэта”. 15. Стихотворение, написанное по просьбе внучки Кутузова, графини Екатерины Тизенгаузен, которое она должна была прочесть для императорской
    Женские образы в повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка» Среди тех немногих женских образов, которые встречаются в повести, наибольшее впечатление про­извели на меня образы Василисы Егоровны Мироно­вой - жены капитана Миронова и ее дочери Маши Мироновой. Что касается Василисы Егоровны, то в ее образе ав­тор показал нам простую русскую женщину, храни­тельницу семейного очага и счастья, не забитую, не слабую, а самоотверженную и благородную, умею­щую принять важное решение, и в тоже
    Повесть " Первая любовь"- автобиографическое произведение Тургенева. Прототином молодого героя повести, как говорил Тургенев, послужил он сам: "Этот мальчик ваш покорный слуга". Прототипом Зинаиды стала поэтэсса Екатерина Шаховская. Она была соседкой по даче пятнадцатилетнего Тургенева и, именно она открыла в его жизни полосу неразделенной любви. В повести " Первая любовь " писатель очень поэтически описывает это чувство, приносящее ему и радость и горе, но всегда делающее его чище, возвышеннее. Сюжет повести
    Повесть - среднее по объему прозаическое художественное произведение, в котором раскрывается несколько эпизодов из жизни литературного героя на фоне изображения судеб других персонажей. Повесть представляет собой эпический жанр, занимающий среднее - между рассказом и романом - положение. Повесть больше рассказа, но меньше романа. Причем это не столько количественная разница, сколько качественная, содержательная. В повести больше действующих лиц, история развития характеров которых образует более сложную конструкцию. Здесь несколько сюжетных линий, ряд эпизодов,

/ / / Образ Февронии в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

В 16 веке в России было большое внимание к литературе житийного направления. Задачей многих писателей ставало описание жизни благочестивых людей, которых признавала церковь. Среди таких авторов оказался и русский писатель Ермолай-Еразм. Будучи к тому же священником, он принялся за написание повести о деяниях благородных князя Петра и Февронии Муромских.

« » - рассказ, который вышел за рамки житийного направления. Это не простое описание жития святых, а увлекательный трогательный рассказ о сильных личностях. В его сюжете переплетаются фольклорные и религиозные мотивы. А художественная ценность данного произведения неоспорима.

Источником написания рассказа стала старинна легенда о крестьянской девушке Февронии, которая вела праведный образ жизни и благодаря своей добродетели и мудрости стала женой князя. Феврония была родом из села Ласково, которое существует и сегодня. Эта одна из художественных деталей, подтверждающая историческую основу рассказа.

Образ Февронии – воплощение идеальной русской девы. Героиня вводится в сюжет только во второй части рассказа, но играет важную роль. Она появляется в качестве спасительницы князя Петра. Ведь именно Феврония излечивает болезнь, которую никто не мог одолеть. Ее искренняя тихая любовь к князю, ее мудрость и добродетель помогают Петру снова стать великим князем. Доброта девушки вознаграждается – и она становится княгиней.

Феврония – традиционный фольклорный образ мудрой девы. Она не склонна к ярким внешним проявлениям чувств, но зато обладает огромной внутренней силой. В ее образе все идеально сочетается: ум, чувства, воля. Девушка смогла подчинить собственные чувства разуму, преодолеть слабости. Благодаря отсутствию конфликта в ее естестве, она является олицетворением праведности. Такую женщину не возможно победить или склонить на сторону зла. Поэтому она – идеальная жена для мудрого правителя.

Героиня наделяется животворящей силой любви. Приводится пример чуда, сотворенного нею: воткнутые в землю жердья превращаются в цветущие деревья. Доказательством неимоверной силы духа служит и умение Февронии разгадывать мысли окружающих. В совокупности образ Февронии более привлекателен, чем даже образ самого князя Петра.

Любовь героини сочетается с ее долгом. Даже когда , предчувствуя свой близкий конец, посылает за нею в монастырь гонца, она первые два раза отказывается идти, так как не закончила вышивать для храма «воздух». Но в третий раз женщина дает согласие, так как теперь ее земные дела закончены, и она может провести вечность с любимым.

Феврония: Образ «мудрой девы» Ф. восходит к русской сказке. Дочь бортника («древолазца») из деревни Ласково Рязанской земли славится добрыми делами, умом и прозорливостью. Она - верная и заботливая жена, умеющая бороться за свое счастье. Ф. воплощает любовь, которую не могут победить ни злые люди, ни сила обстоятельств. Исследователи не раз сравнивали древнерусскую повесть с западноевропейским романом о Тристане и Изольде, которые на пути к счастью также встречают разнообразные препятствия. Главная героиня активна, она сама творит свою судьбу и судьбу князя Петра, над которым одерживает моральную победу.

Образ же П. играет в повествовании менее заметную роль, его как бы затмевает яркая и колоритная фигура Ф. Муромский князь П., вступившись за честь жены своего брата, борется с повадившимся к ней летучим змеем. Овладев Агриковым мечом, П. одерживает победу, но ядовитая кровь змея вызывает на его теле неизлечимые язвы и струпья. Ф. врачует князя, выдвинув условие: она вылечит П., если тот возьмет ее в жены.

Князь не хочет жениться на простой крестьянке. Но после вторичного обращения к Ф. за помощью пристыженный князь берет крестьянскую девушку в жены.

Мудрость Ф. проявляется не только в делах и поступках, но и в умении говорить иносказаниями, загадками. Так не понимает ее княжеский посланец, в ответ на вопросы которого Ф. говорит: «Плохо, когда двор без ушей, а дом без глаз»; «Отец и мать пошли взаймы плакать, а брат ушел сквозь ноги смерти в глаза глядеть». Ф. сама же и разъясняет смысл сказанного: уши дому - пес, а глаза - ребенок.

Они, каждый по-своему, предупредят хозяина о приближении незнакомца. Отец и мать героини ушли на похороны, а брат-бортник - заниматься своим опасным ремеслом, залезая на высокие деревья.

Мудрыми речами Ф. ставит в тупик и своего будущего мужа. Петр: После того как Ф. становится женой князя, злобные бояре и их жены, «аки пси лающе», не желают, чтобы ими управляла женщина крестьянского происхождения, стремятся изгнать Ф. из города, разлучить героев. Однако и тут сила любви одерживает верх. Ф. хочет взять с собой самое дорогое - своего супруга.

П. отказывается от княжения, покидает Муром вместе с Ф. Герои повести не дорожат властью и богатством. Так любовь П. и Ф. преодолевает социальные препятствия. В этом эпизоде заметна определенная антибоярская тенденция. Создатель повести подчеркивает, что «злочес-тивые» бояре передрались из-за власти: каждый «хотя державствовати».

Горожане упрашивают П. править Муромом по-прежнему. Вернувшись в город, П. и Ф. правят не яростью, а истиной и справедливостью, относятся к подданным не как наемники, а как истинные пастыри.

Они сравниваются с милостивыми и сердечными чадолюбивыми родителями. Ни социальное неравенство, ни «злокозненные» бояре не могут разлучить героев.

Неразлучны они и перед лицом смерти. Одновременно приняв иноческий чин, П. и Ф. молят Бога: «Да во един час будет преставление ею»; и завещают похоронить себя в одной гробнице. Особенно выразительно описание кончины святых. Перед самой смертью «блаженная» Ф. вышивает «воздух» с ликами святых для собора.

Князь, чувствуя близкую кончину, посылает сказать супруге о том, что он ждет ее, чтобы вместе покинуть этот мир. Ф. просит своего господина подождать, пока она закончит работу. После третьего обращения к ней П. («Отхожу из этого мира, не могу более ждать тебя»), княгиня-инокиня, успевшая вышить лик и руку святого, откликается на зов супруга. Воткнув иглу в недошитый покров и замотав вокруг нее нить, Ф. посылает к П. сказать, что готова.

Даже посмертное чудо - важный элемент композиции агиографического повествования - вновь утверждает неразрывность супружеских уз героев. Люди, стремившиеся разлучить П. и Ф. при жизни, дважды разлучают их и после смерти: тело П. положено в городе, «в соборней церкви пречистоя Богородицы», а тело Ф. погребено «вне града», в Воздвиженском храме женского монастыря. Наутро все видят чудо: тела князя и княгини оказываются в общей гробнице.

С чего начинается любовь? С первого взгляда, пленительной улыбки, ласкового слова, страстного поцелуя? Вряд ли бы нашелся чудак, который отказался найти ответ на этот вопрос. Мы жадно вчитываемся в тексты книг и всматриваемся в кадры фильмов, но ответ все время ускользает. Наверное, именно поэтому истории о любви вызывают такой интерес. Ромео и Джульетта, Д′Артаньян и Констанция, Цезарь и Клеопатра – этот список можно продолжать бесконечно. Одна из самых необычных пар на поприще славянской культуры – союз Петра и Февронии.

Рассказ об их жизни считается гимном любви. Что мы знаем об этих героях, почему история их так волнительна и действительно ли это гимн любви? Для того чтобы разобраться в этом, рассмотрим характеристики главных героев. К сожалению, как и в любом другом тексте принадлежащем к периоду древней литературы, не стоит искать описание внешности, сложный сюжет или развернутые диалоги – необходимо делать выводы о личностных качествах исходя из поступков героев.

Начало повествования

Действие повести охватывает длительный период. Начинается повествование в городе Муром в период правления князя Павла. Как-то раз дьявол «послал жене князя на блудное дело злого крылатого змея». Конечно, такое действие не вызывало восхищение ни у князя, ни у княгини. Обманным путем удалось им узнать, что смерть вредителю «суждена от Петрова плеча, от Агрикова меча». И пока Павел с женой раздумывают над тем, кто такой Петр и как его найти. Брат князя, которого зовут так же, как и предполагаемого спасителя, не сомневается в своем предначертании.

Что мы знаем о Петре?

Автор ничего не рассказывает нам о детстве и отрочестве этого героя, мы знакомимся с ним, когда он уже взрослый. Петр – истинно верующий христианин, он время от времени любит заходить в церковь Воздвижения честного и животворящего креста. Она для него привлекательна тем, что побыть здесь можно в одиночестве. Почему это для Петра так важно, мы не знаем. Можно предположить, что присутствие множества людей отвлекает, не дает возможности сосредоточиться на общении с Господом. Однажды в церкви к Петру подошел мальчик. Фактически он тоже выполняет свое предначертание – показывает, где находится губительный для змея меч. Хочешь, я покажу тебе Агриков меч?» – спрашивает он. Петр должен сделать выбор: отказаться или же следовать дальше предначертанию. Однако Петр уверен, в том, что спаситель из предсказания – это он.

Кроме того, им движет желание помочь брату со снохой. «Да увижу, где он!» – отвечает уверенно Петр. С этого момента он становится главным героем «Повести». В дальнейшем ходе повествования мы можем говорить о наличии таких качеств у главного героя как мужество, смелость и решительность. Петр раздобыл меч, но чтобы выйти на бой со змеем необходимо быть не только сильным физически, но и сильным духом. Страх не преобладает над героем даже тогда, когда выясняется, что слуга дьявола принимает облик Павла и Петр может случайно убить своего брата, а не злодея. Проблема решается просто: «Сейчас, брат, отсюда никуда не выходи, я же пойду туда биться со змеем, авось, с Божьей помощью убит будет лукавый этот змей» – говорит Петр, проявив смекалку.

В этой ситуации проявляется его такое качество как бескорыстность – за убийство змея Петр не просит никакой награды – делает он этот поступок из благородного желания помочь ближним, а не получить какую-либо выгоду для себя.

Он высокоморальный человек, что подтверждает несколько раз повторяющийся эпитет «благочестивый» по отношению к герою, к тому же, решительный – войдя в палаты, он без раздумий наносит смертельный удар, но при этом, кровь врага, попав на тело героя, вызывает заболевание: «появились на теле его язвы, и охватила его тяжкая болезнь». Почему Господь не защитил или не исцелил Петра, тоже фактически остается открытым вопросом. Можем предположить, что таким образом Бог дает сбыться еще одному предзнаменованию – свадьбе Февронии и Петра.

Кто же такая Феврония и в чем ее заслуга?

Сведения об этой девушке довольно скудны. Она живет в деревне Ласково на Рязани, отец ее древолаз. Девушка обладает даром врачевания. Автор нам изображает ее как мудрую, честную, добрую девушку. Петр решил проверить ее и дал ей невыполнимое задание, благодаря своему уму девушка легко выходит из затруднительного положения. Вопрос о бескорыстности Февронии – спорный. О плате за услугу в исцелении сама девушка говорит: «… награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его».



Перспектива жениться на простолюдинке знатному человеку не выглядит привлекательно, но желание избавиться от болезни велико. Петр обманывает Февронию обещает супружество, но при это не забывает, что неподобающее «князю дочь древолаза взять себе в жены».

Болезнь возвращается, и князь вынужден выполнить свое обещание. Сожалеет ли Петр о таком вынужденном действии? Нет, по возвращении в Муром, «ни в чем не преступая Божиих заповедей». Да и, несмотря на низкое происхождение, Фервония оказалась хорошей женой, умной и рассудительной супругой. Кажется, что во многих ситуациях она превосходит умом Петра – он часто советуется с ней и советует ее советам, но это не так – она просто умеет увидеть ситуацию под другим углом. Оба супруга обладают высоким уровнем моральных качеств и не отступают от своих предубеждений под влиянием трудных жизненных ситуаций. Даже козни бояр не стали камнем преткновения для их отношений.

Любили ли друг друга супруги?

Для современного читателя, привыкшего к шаблону о страстной, эмоциональной любви, может показаться, что никакой любви между супругами нет. Петр женится на Февронии, потому что он хочет исцелиться, не следует совету бояр жениться «на ровне», потому, что «если кто прогонит жену свою, не обвиненную в прелюбодеянии, и женится на другой, тот сам прелюбодействует» – ни о какой любви автор «Повести» нам не говорит. Однако следует внимательнее вчитаться в текст.

Автор называет Февронию святой. И это не удивительно – хлебные крошки, собранные с обеденного стола в ее ладонь, превратились в «ладан благоухающий и фимиам», а маленькие колья с костра, по ее велению, на следующее утро стали «большими деревьями с ветвями и листвой». Феврония отожествляется с Богом, поэтому любовь Петра к своей супруге приравнивается к любви к Господу. А значит о страсти здесь говорить бесполезно.

Супругов любит их народ – благодаря своей благочестивой жизни и справедливости они стали для простых людей примером для подражания и остались такими до конца своих дней.

Подведем итог

Историю Петра и Февронии нельзя приравнивать к рассказу о Ромео и Джульетте или Тристане и Изольде. Здесь чувства героев оторваны от бытовой подоплеки – они перешли на боле высокий уровень. Супруги, несмотря на схожесть в убеждениях, видении мира и отношении к различным жизненным ситуациям, гармонично дополняют друг друга. В целом и Петр и Феврония – положительные персонажи.

4 (80%) 4 votes