Инклюзивное образование в свете нового Закона «Об образовании в Российской Федерации». Что такое инклюзивное образование в законе «Об образовании в Российской Федерации Мы существенно отстаем от развитых стран

Согласно пункту 27 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ), «инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Для осуществления равных прав на получение образования часть 5 статьи 5 данного закона обязует органы государственной власти и местного самоуправления создавать условия, которые позволили бы людям с ограниченными возможностями здоровья получать качественное образование и возможности для социальной адаптации с учетом их индивидуальных потребностей. В том числе - путем организации для них инклюзивного образования.

Чтобы ученик был признан имеющим ограниченные возможности здоровья, требуется соблюдение трех условий:

  1. У него имеются недостатки в физическом или психологическом развитии.
  2. Они подтверждены специальной психолого-медико-педагогической комиссией.
  3. Получение образования этим учеником невозможно без создания специальных условий.

Образовательные стандарты

В статье 11 Закона № 273-ФЗ идет речь о федеральных государственных образовательных стандартах, и в частности, пункт 6 статьи 11 требует создания для учащихся с ограниченными возможностями отдельных образовательных стандартов либо добавления специальных требований в уже имеющиеся. Так, с 1 сентября 2016 года применяются «Стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», утвержденный приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599, и «Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденный приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598.

Статья 79 Закона № 273-ФЗ регулирует основные принципы организации инклюзивного образования в России. Прежде всего указано, что в основу такого образования положена адаптированная образовательная программа, разработанная специально для обучающегося. Если же речь идет об инвалиде, то для него содержание и условия получения образования определяются его индивидуальной программой реабилитации.

Организация специальных условий для инклюзивного обучения

В образовательном учреждении, где ведется адаптированное образование, должны быть обустроены специальные условия для его получения. В структуре этих условий можно выделить три элемента:

  1. Материально-техническую составляющую - важную, но не единственно главную. Сюда относятся обеспечение доступа в здание, технические средства для перемещения по этажам, соответствующее специальное оснащение аудиторий, услуги ассистента-помощника и т.д., смотря по потребностям конкретных учеников.
  2. Методический элемент: адаптированные программы и методы образования и воспитания, возможность выбрать форму обучения, специальные учебники и пособия и др.
  3. Коммуникационно-организационный элемент: общение и взаимодействие между учениками и преподавателями, а также внутри ученического коллектива, построенное на толерантности и предупредительности.

На практике создание такого комплекса условий часто доставляет столько хлопот, что обычные школы предпочитают отказывать родителям ребенка-инвалида, которые хотят обучать его инклюзивно. Либо же, наоборот, такого ребенка стремятся социализировать во что бы то ни стало и отдают его в обычную школу, не обращая внимания на отсутствие условий обучения конкретно для него.

В РФ наряду с развитием инклюзивного - то есть с интеграцией в социальную среду - образования сохраняется и система коррекционного образования в специализированных учреждениях. Минобрнауки считает, что две эти системы не мешают друг другу. Статья 79, помимо прочего, предоставляет выбор организации образования: вместе с другими учениками или же в отдельных классах, группах или учреждениях, то есть инклюзивно либо специализированно. Нормы международного права предусматривают создание спецшкол только тогда, когда инклюзивность почему-либо невозможна, однако в отечественных реалиях такие формулировки пока неактуальны.

Учащимся с ограниченными возможностями полагается бесплатное двухразовое питание, а если они живут в своем образовательном учреждении - то и полное государственное обеспечение. Специальная учебная литература и услуги сурдопереводчиков также предоставляются безвозмездно.

Принципы инклюзивности в профессиональном и высшем образовании

Важным фактором для адаптации в обществе и нормальной жизни людей с инвалидностью становится владение профессией. Статья 79 Закона № 273-ФЗ уделяет целых три абзаца организации профессионального обучения студентов с ограниченными возможностями, в том числе тех, кто остался без общего образования. Законом для таких студентов предназначены специальные условия и адаптированные программы, однако принципы инклюзивности в деле получения профессионального образования сложно переоценить. Сноровка в профессии, как известно, нарабатывается в процессе практики и общения с другими мастерами, для чего необходимы навыки коммуникации и умение получать и обрабатывать информацию без помех со стороны своих ограниченных возможностей.

Как в законодательстве, так и в статьях экспертов-аналитиков подчеркивается также немаловажность доступности инклюзивного образования в высших учебных заведениях. Как замечает в своей статье А.Ю. Верховцев, для этой категории людей выбор жизнедеятельности, как правило, ограничен, поэтому для них «именно высшее образование становится наиважнейшим фактором в сложном процессе саморазвития личности во взаимодействии с различными социальными группами, институтами, организациями».

Правительством Российской Федерации принята Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы. Она предусматривает увеличение количества образовательных учреждений, которым вменяется в обязанность обеспечить условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. К нынешнему, 2017 году, Программа требует наличия таких условий в 25% учреждений из общего числа образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования. К 2020 году эта доля должна составлять уже 70%.

Проблемы подготовки кадров

В числе важных задач организации инклюзивного образования стоит подготовка преподавательских кадров. Порой даже в спецшколах педагоги испытывают трудности, например, со свободным владением языком жестов. Тем более мало в России педагогических учебных заведений, которые готовили бы педагогов вести учебный процесс сообразно принципам инклюзивного образования. Министерство образования РФ ввело в педвузах курсы «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с особыми образовательными потребностями», однако качественная подготовка преподавателя-«инклюзивщика» не ограничивается профессиональными навыками, которые можно получить в вузе уже готовыми. Модель инклюзивного образования для России совершенно новая, отличная от привычной коррекционной модели, и методики такого обучения приходится совершенствовать и развивать прямо в процессе работы. Как отмечает Н.З. Солодилова в статье «Многоаспектная проблема реабилитации и социальной интеграции инвалидов», «для того чтобы ввести в России инклюзивное образование, нужно изменить не только методологию внедрения интеграционных инноваций в систему образования, но и массовое сознание людей».

Отражение в законодательстве субъектов РФ

Положения Закона № 273-ФЗ в части образования лиц с ограниченными возможностями находят развитие на уровне субъектов федерации. В законах об образовании многих субъектов РФ отражены общие нормы федерального законодательства об инклюзивности, а в ряде субъектов приняты отдельные нормативно-правовые акты на эту тему или целые концепции развития инклюзивного образования, например:

  • Закон г. Москвы от 28 апреля 2010 г. N 16 "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве".
  • Концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга, утвержденная 5 мая 2012 г.
  • Концепция инклюзии в социальной политике Республики Татарстан на 2015 - 2018 годы, утвержденная 17 сентября 2015 г.
  • Концепция развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе инклюзивного образования) в Архангельской области на 2015 - 2021 годы, утвержденная 24 ноября 2015 г.
  • Концепция развития инклюзивного образования в Республике Бурятия, утверждена 28 мая 2013 г.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ» 2012 г.

Жаворонков Р. Н.

Россия, г. Москва, Институт проблем интегрированного (инклюзивного) образования МГППУ

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» был подписан Президентом РФ 29 декабря 2012 г. Принятие этого закона открыло качественно новый этап правового регулирования образования в нашей стране. Во многом это связано с беспрецедентным участием широких кругов профессионального сообщества и общественности в разработке данного закона.

Разработка проекта закона была начата Минобрнауки РФ в 2009 г. Первоначальный текст проекта в 2010 г. в течение полугода обсуждался на сайте Минобрнауки РФ, в Общественной палате, Совете Федерации, Государственной Думе, Союзе ректоров России. Переработанный в итоге текст законопроекта был опубликован на сайте zakonoproekt2010.ru для широкого общественного обсуждения. За 15 месяцев - с 1 декабря 2010 г. по 1 февраля 2011 г. - на сайт поступило почти 11 000 замечаний и предложений. По результатам их рассмотрения, Президенту РФ был представлен доклад с рекомендациями по доработке законопроекта. Текст новой версии закона был рассмотрен в 2011 г. на традиционных августовских педагогических совещаниях работников образования.

После того как законопроект был внесен Правительством РФ на рассмотрение в Государственную Думу, общественная дискуссия продолжилась, но если раньше обсуждались концепция и структура нового закона, то теперь предложения касались в основном внесения поправок в существующий текст. 17 октября 2012 г. проект федерального закона был принят Государственной Думой в первом чтении. После этого в рамках работы ответственного комитета Государственной Думы были сформированы три рабочие группы по его доработке. Количество рассмотренных группами замечаний и предложений исчислялось тысячами. Были проведены парламентские слушания, на которых выступали представители регионов, профессиональных и других организаций. Общественная палата РФ провела общественную экспертизу нового закона.

В течение декабря 2012 г. проект закона был принят Государственной Думой во втором и третьем чтениях (18 и 21 декабря), одобрен Советом Федерации (26 декабря) и подписан Президентом РФ.

Участие профессионального сообщества, представителей инвалидов и родителей детей с ОВЗ в разработке закона об образовании обеспечило его соответствие требованиям международных актов. Закон впервые закладывает полноценную правовую основу для развития инклюзивного образования в нашей стране.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Исходя из этого в п. 2 ст. 3 устанавливается, что одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования*.

Основываясь на указанных положениях, в пп. 1 п. 5 ст. 5 указывается, что в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В Законе об образовании (п. 16 ст. 2) дается понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». Это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Следует отметить, что этот термин распространяется как на лиц, признанных инвалидами, так и на лиц, не являющихся инвалидами. Также могут быть инвалиды (в основном страдающие соматическими заболеваниями), не являющиеся обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно п. 4 ст. 79 Закона об образовании образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Таким образом, закон заложил правовую основу для существования как инклюзивного, так и интегрированного и специального (коррекционного) образования.

В Законе об образовании впервые в федеральном законодательстве закрепляется понятие инклюзивного образования (п. 27 ст. 2). Это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В соответствии с п. 2 ст. 79 Закона общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Согласно п. 3 той же статьи под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Также согласно п. 11 ст. 79 при получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

Для обеспечения инклюзивного образования имеет значение порядок установления правил приема в общеобразовательные организации, содержащийся в ст. 67.

Согласно данной статье правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано в следующих случаях:

По причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования;

При организации индивидуального отбора в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации;

При организации конкурса или индивидуального отбора для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования;

При поступлении в загранучреждения МИД РФ для получения общего образования.

Таким образом, установленный порядок приема в целом не ограничивает право детей с ограниченными возможностями здоровья на поступление в учреждения общего образования.

Закон об образовании устанавливает (п. 2 ст. 34), что обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции. Этому праву корреспондируется обязанность педагогических работников (пп. 6 п. 1 ст. 48) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.

Закон устанавливает порядок оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ст. 42). Эта помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, а также трудности в развитии и социальной адаптации. Данная помощь оказывается в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, а также психологами и педагогами-психологами образовательных организаций, в которых такие дети обучаются. Закон устанавливает, что включает в себя психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь. Указанная помощь оказывается детям по заявлению или с письменного согласия их родителей.

Согласно п. 8 ст. 79 Закона об образовании профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. В соответствии с п. 10 той же статьи профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Для развития инклюзивности профессионального образования и повышения его доступности важное значение имеет то, что для инвалидов установлены особые права при приеме в вуз на обучение по программам бакалавриата и спецалитета.

По общим правилам согласно ст. 70 прием на обучение по этим программам проводится на основании результатов единого государственного экзамена. При этом вуз устанавливает минимальное количество баллов, необходимое для приема.

В соответствии со ст. 55 прием в вуз на обучение за государственный счет осуществляется на конкурсной основе. Следовательно, принимаются те, кто предъявил наивысшие результаты ЕГЭ.

Согласно ст. 71 для приема детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы, вуз устанавливает квоту. Эта квота не может быть менее чем десять процентов общего объема контрольных цифр приема граждан, обучающихся за государственный счет. Указанные категории лиц принимаются при условии успешного прохождения вступительных испытаний.

Также дети-инвалиды, инвалиды I и II групп и инвалиды войны имеют право на прием на подготовительные отделения федеральных вузов на обучение за счет федерального бюджета. Они также имеют преимущественное право зачисления в вуз при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях.

Законом предусмотрены меры социальной поддержки студентов-инвалидов. В соответствии ст. 36 студентам, являющимся детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, а также инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы, устанавливается государственная социальная стипендия. Согласно ст. 39 тем же категориям студентов жилые помещения в специализированном жилищном фонде образовательной организации предоставляются бесплатно в первоочередном порядке.

Можно с уверенностью констатировать, что закон регулирует все ключевые, базовые вопросы организации инклюзивного образования. В настоящее время главной задачей является адекватное развитие положений закона в подзаконных актах с целью создания правовой базы для реализации отечественных научных разработок, касающихся инклюзивного образования граждан с ОВЗ.

* Здесь и далее автор ссылается на Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года.

Новый стандарт инклюзивного образования будет введен в школах с 1 сентября 2016 года. Однако пока остается много вопросов: что нужно успеть сделать, подготовить, изменить за оставшееся время? Что это даст детям, которые будут учиться по новым программам и в новых условиях?

Эти и другие вопросы обсудили эксперты, собравшиеся в информационном агентстве «Россия сегодня» на мультимедийное ток-шоу «Стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья: что изменится в российских школах с 1 сентября 2016 года».

С принятием нового образовательного стандарта связана долгая история. В 2008 году Россия подписала конвенцию ООН о правах инвалидов, где, в том числе говорится о необходимости обеспечения инклюзивного образования. С этого момента в России начался полномасштабный эксперимент, в регионах стали создавать различные модели инклюзивного образования. Тот опыт, который был наработан, и положили в основу формирования стандартов.

19 декабря 2014 года вышли приказы Министерства образования об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Федеральные стандарты включают в себя требования к структуре, условиям, результатам адаптированных основных общеобразовательных программ. Нормы государственных стандартов распространяются на слабослышащих, глухих и позднооглохших, слабовидящих и слепых, детей с тяжелыми нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата, с задержками в психическом развитии и расстройствами аутистического спектра, а также иными тяжелыми дефектами.
Начальник отдела департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ Лариса Фальковская сказала:

- Чтобы чиновники могли обеспечить все необходимые условия к 1 сентября 2016 года, необходимо задолго до этой даты точно знать, сколько детей с какими нарушениями здоровья и в каких условиях нуждаются, и в какую школу они пойдут. Родители могут выбирать образовательное учреждение. За ними остается выбор, отдать ребенка в коррекционную или обычную школу. Но решать это нужно заранее, а не 1 сентября!

Заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов рассказал, что стандарты рождались в пылу серьезных дискуссий. Разработчикам стандартов поступали тысячи предложений, и не было уверенности, что представителям разных школ, родительских ассоциаций и прочих заинтересованных групп удастся договориться - слишком разные особенности и потребности у детей! Но все же удалось услышать друг друга и сойтись на главном.

Каганов отметил:

- Боюсь, что не могу гарантировать стопроцентной готовности всех школ работать по новым стандартам с 1 сентября 2016 года. Наша задача без паники, разумно, напрягая все возможные ресурсы, поэтапно двигаться к тому, чтобы становилось все больше и больше школ, где смогут учиться особые дети. Где-то это будет быстрее, где-то медленнее - зависит от уровня оснащения школ и подготовки преподавателей. Но в любом случае бесконечно размазывать по времени этот процесс никто не собирается.
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ Ирина Терехина уточнила, что задача создать условия для инклюзивного образования к 1 сентября 2016 года стоит перед каждым образовательным учреждением. Для ее решения необходима соответствующая материально-техническая база и подготовка кадров. Заниматься этими вопросами регионы должны уже сейчас.

Что касается кадров, то сейчас уже разработана программа повышения квалификации.

- В этот проект , - рассказала проректор Московского городского психолого-педагогического университета Светлана Алехина, - попала тысяча человек. Половина из них будет проходить обучение дистанционно, половина очно.

Изменения в программы образования педагогов, психологов, логопедов и дефектологов будут вноситься и далее. Но кроме педагогов необходимо подготовить и сопровождающих для детей с ограниченными особенностями здоровья - тьюторов. С такой работой простому волонтеру не справиться, нужны специальные знания.

Очевидно, что работы в ближайшие полтора года предстоит много. И будем надеяться, что все участники внедрения стандартов инклюзивного образования достойно справятся с возложенным на них делом - ведь от этого зависит, получат ли дети действительно равные образовательные возможности.

Лидия Громека

Инклюзивное образование – это передовая система обучения, которая нужна детям, имеющим определенные особенности в развитии и здоровье. Согласно ей, ребята здоровые и с инвалидностью обучаются совместно. Описано инклюзивное образование в законе об образовании – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», подписанном президентом РФ 29.12.2012 года. Согласно этому закону, каждый ребенок имеет право обучаться с остальными. Суть инклюзивного образования в том, что все дети имеют равный доступ к образованию, причем это не зависит от их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Что говорит закон?

Современная система образования рассчитана на детей со стандартными возможностями, то есть на тех, кто может обучаться по общей программе и успевать в соответствии с установленными требованиями. Но на деле оказывается совершенно не так, поскольку многие дети имеют особые образовательные потребности. Еще недавно таких ребят обучали отдельно, и они выпадали из общего образовательного процесса. Сегодня же все чаще встречается такое понятие, как инклюзивное образование. В законе об образовании оно описывается как обучающий процесс детей, к которым требуется индивидуальный подход. В основе данного метода лежит идея о том, что таких ребят нельзя дискриминировать. Как следствие, даже школьники с особыми потребностями в образовании могут обучаться в системе общего образования.

Новые веяния

Инклюзия сегодня – это развитая, гуманная и эффективная система образования, рассчитанная на совокупное обучение и здоровых детей, и тех, кто требует более внимательного отношения. То есть получается, что образование должно быть доступно каждому независимо от состояния его здоровья – физического или умственного.

Несмотря на то что описано инклюзивное образование в законе об образовании, внедрение этого процесса в нашей стране вызывает массу споров, но еще больше – сложностей. В зарубежных странах инклюзия – это образовательный процесс с богатой историей, который законодательно закреплен. В России с этим проблемы, несмотря на то что почти 5% детского населения относится к лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Принципы инклюзии

Инклюзивное образование детей охватывает глубокие аспекты современного развития школы. В данном процессе важную роль играет право ребенка на образование, в соответствии с чем создается особенная среда, максимально адаптированная под конкретные особенности лиц. Для детей с определенными отклонения в развитии инклюзив предполагает создание образовательной среды, в которую будет вовлечен каждый. Как следствие, при таком типе образования реализуется несколько принципов:

  1. Образование имеет равную ценность для всех учеников и педагогов.
  2. Все учащиеся должны быть одинаково вовлеченными как в учебный процесс, так и в культурную жизнь школы.
  3. Методика обучения должна быть реструктурирована таким образом, чтобы оно отвечало потребностям каждого ребенка.
  4. Перед детьми не должно быть никаких барьеров для получения знаний.
  5. Все различия между учениками должны отражаться в ресурсах педагогического процесса.

Особенности законодательства

Министерство образования и науки призывает к тому, чтобы все дети имели одинаковое право на обучение. Разработка соответствующего закона об инклюзивном образовании велась при участии как профессионального сообщества, так и представителей детей-инвалидов. Основной принцип этого закона таков: каждый человек имеет право на образование без дискриминаций. Положения законопроекта указывают на то, что для реализации данного постулата в каждом субъекте РФ органы государственной власти и местного самоуправления должны создать все условия для получения образования детьми с разным состоянием здоровья.

Инклюзивное образование в законе об образовании понимается как обучение детей с ограниченными возможностями, то есть лиц, у которых есть недостатки в развитии. В обязательном порядке любые отклонения должны быть подтверждены соответствующими справками. Сам образовательный процесс может быть организован как отдельно, так и совместно со здоровыми детьми. Под инклюзивным образованием законодательство закрепляет равный доступ к получению знаний для всех обучающихся независимо от того, есть ли у них определенные потребности или индивидуальные возможности.

Министерство образования и науки акцентирует внимание на том, что в детских садах и школах образовательный процесс должен вестись с учетом индивидуальных особенностей каждого требующего внимания ребенка. Специальные условия – это разработка специальных программ и методов обучения, учебников, дидактических материалов, специальных технических средств, которые позволяли бы проводить коррекционные занятия.

Особенности образовательного процесса

Получение образования лицами с ограниченными возможностями ведется на основе бесплатных специальных учебников, пособий. За данную социальную поддержку отвечает конкретный субъект РФ. Инклюзивное образование в школе должно вестись специалистами, которые будут оказывать всестороннюю помощь детям: психолого-педагогическую, медицинскую, социальную. Инклюзивность образования и его доступность повышается и благодаря особым правам, которые действуют для таких лиц при поступлении в высшие учебные заведения.

Как все организовать на деле?

Инклюзивное образование организовать само по себе невозможно в первую очередь потому, что современная школа – это социальный институт, который направлен на обучение детей, способных усвоить стандартную программу. Чтобы организовать инклюзивное образование в школе, важно подготовить саму сложившуюся систему к этому явлению. А для этого нужно пересмотреть психологические и ценностные установки специалистов, уровень их компетентности. В большинстве школ учителя просто не готовы ни профессионально, ни психологически, ни методически к проведению подобной работы. К тому же всегда превалирует страх перед неизвестным, ведь обучать особенных детей очень и очень трудно. Соответственно, для начала нужно подготовить руководителей образовательных учреждений, где будет внедряться инклюзив, а уже потом открывать коррекционные классы.

Варианты образовательного процесса

Существует несколько возможностей организации учебного процесса для детей с особенностями развития:

  1. В первом варианте ребенок участвует в образовательном процессе наряду с остальными сверстниками в те же самые календарные сроки. Чтобы дети с ограниченными возможностями могли усвоить программу, важно предусмотреть для них поддержку педагогов, психологов.
  2. При втором варианте развития событий ребенок может обучаться в классе со сверстниками, но индивидуально, по определенной продуманной программе.
  3. Обучение детей с проблемами с теми, у которых есть сходные особенности в развитии.
  4. В четвертом варианте предполагается разработка специального стандарта, согласно которому ребенок будет обучаться индивидуально.

Начинать нужно с детского сада

Федеральный закон модернизирует в первую очередь дошкольное образование. Именно поэтому продумывается инклюзивное образование в ДОУ, где дети могут получать качественные знания без каких-либо барьеров. Сегодня в России дети с ограниченными возможностями - не редкость. Но определенные недостатки физического или психического развития - не повод лишать их возможности обучаться вместе с остальными. Конечно, не все дети, да и не все взрослые готовы к такому совместному обучению, но и воспитатели, и учителя отмечают, что инклюзивное образование направлено на развитие у дошкольников толерантности, терпимости, милосердия, понимания того, что ребята с ограниченными возможностями – обычные, но со своими особенностями.

Специально для реализации такой возможности требуется создание определенных методик обучения. А для этого нужно грамотно оценивать возможности и образовательные потребности детей. Специально для этого проводится психолого-педагогическая диагностика, направленная на:

  • своевременное определение числа ребят, которые имеют ограниченные возможности;
  • выявление особых образовательных потребностей у детей, у которых есть проблемы со здоровьем;
  • определение оптимального педагогического маршрута;
  • оказание индивидуально-ориентированной помощи;
  • планирование коррекционных мероприятий, разработку программ;
  • оценку динамики развития детей и степень эффективности проводимой коррекционной работы;
  • консультативную помощь родителям.

Этапы диагностики ребенка

Дети-инвалиды требуют особенного подхода к обучению. В связи с этим уже в садах проводится специальная диагностика. Она осуществляется в три ступени:

  1. На первом этапе педагог получает представление о состоянии и развитии ребенка.
  2. На втором этапе проводятся различные мероприятия – беседы, тесты, опросы, анкетирование, которые необходимы для конкретизации и уточнения первого представления.
  3. На последнем этапе обобщаются полученные данные, анализируются, после чего продумывается определенная методика обучения.

В рамках мониторинга подвергается оценке психическое развитие ребенка, состояние его здоровья, степень развития общих способностей. После получения комплекса сведений педагоги оценивают возможность инклюзивного образования.

Какие имеются цели?

Коррекционно-развивающая работа проводится в первую очередь для того, чтобы оценить всестороннее развитие ребенка, который требует индивидуального подхода. Это нужно для обогащения его социального опыта, чтобы включение в коллектив было более гармоничным. Все мероприятия проводятся с учетом решения некоторых задач. Так, в плане здоровья важно сохранить и укрепить психическое здоровье ребенка, развить ручную моторику, зрительно-пространственную координацию.

В рамках социализации важную роль играет обеспечение гармоничного вхождения ребенка с особенными потребностями в коллектив, формирование у него представлений о себе и окружающих, правилах поведения в обществе. Немаловажно и обучение детей-инвалидов с точки зрения коммуникации, художественного творчества, музыки – все это в комплексе позволяет аккуратно вовлекать их в общий образовательный процесс уже с ДОУ.

Особенность системы включенного образования в том, что она затрагивает все уровни образования – от детских садов до школ и университетов. Самое главное в этом процессе – создать безбарьерную среду для обучения людей с ограниченными возможностями.

Инклюзив в мире и в России

Развитие инклюзивного образования в мире началось еще в 70-е годы XX века, когда впервые были разработаны и внедрены нормативные акты, которые расширяли образовательные возможности инвалидов. В современной образовательной системе США и Европы одновременно развивается несколько подходов в рамках инклюзива. Постоянно проводятся различные исследования, которые оценивают экономическую эффективность инклюзивного образования. В большинстве западных стран финансирование государственных и муниципальных школ ведется из бюджета, поэтому и проблем с принятием детей-инвалидов в такие учреждения попросту не существует.

В нашей стране подобные учреждения появились в 90-е годы. Первая инклюзивная школа была открыта в Москве в 1991 г. - она называлась «Ковчег». Спустя еще год начал реализовываться проект «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья», в рамках которого в одиннадцати регионах России были созданы экспериментальные площадки для обучения детей с особенными потребностями.

Уже в 2008 году модель инклюзивного образования внедрялась в таких областях, как Архангельская, Владимирская, Ленинградская, Московская, Нижегородская и Самарская. В Москве на сегодняшний день уже открыто больше полутора тысяч общеобразовательных школ, где ведутся занятия в рамках инклюзивного образования.

Особенности развития инклюзива в нашей стране

Инклюзивное образование детей чаще всего ведется по разноуровневому принципу. То есть ребенок в зависимости от своих знаний может по одному предмету обучаться в базовой группе, а по другому – в углубленной. Но образование лиц с инвалидностью начинается еще в детском саду – в Москве и других городах России создаются специальные образовательные учреждения-интернаты, где есть коррекционные классы.

В столице принят закон, согласно которому лица с ограниченными возможностями могут обучаться и в общеобразовательной школе, и в специальном учреждении, и на дому – все зависит от индивидуальных потребностей и особенностей конкретного ребенка. Условия инклюзивного образования требуют принятия детей-инвалидов в школу на основе медико-психолого-педагогической комиссии.

В чем преимущества?

Инклюзивное обучение для детей-инвалидов – зачастую единственно возможный способ получать знания, несмотря на состояние своего здоровья. Вовлеченность в общий образовательный процесс, по мнению и психологов, и педагогов, хороша благодаря нескольким факторам:

  • детям с особенностями развития проще взаимодействовать со здоровыми сверстниками, нежели с теми школьниками, которые находятся в спецшколах;
  • в инклюзивной среде ребенку проще найти способы коммуникации с остальными детьми;
  • организация учебного процесса в малых группах позволяет здоровым сверстникам лучше относиться к лицам с инвалидностью.

Не менее полезен инклюзивный процесс обучения и для обычных школьников. Они учатся в первую очередь принимать других детей как себе подобных, помогать им, вовлекать их в общий образовательный процесс.

Быть или не быть?

Инклюзивное образование сегодня – это один из приоритетов образовательной политики, которая активно проводится в России. Переход к ней нужен, и он уже постепенно продумывается и поддерживается принятием соответствующих законодательных актов. Но чтобы такое явление прижилось в нашей стране, важно еще создать правильное общественное мнение. Специалисты отмечают, что включающее образование – это возможность создать гармоничное общество, в котором будет уютно чувствовать себя даже ребенок с серьезными проблемами. Но создать такое общество можно только в том случае, если и педагоги, и воспитатели, и родители, и сами дети будут заинтересованы в причастности к такому явлению в образовании.

Рудова Анна Сергеевна,

к.э.н., к.псх.н., психолог, специалист в области дефектологии, семейный консультант-психотерапевт, директор центра коррекции и реабилитации Арлекин, председатель Саратовской региональной общественной организации родителей детей в аутизмом «Особенный мир».

специально для газеты "Саратовские Вести"

14 апреля 2016 г. состоялась очередная прямая линия с президентом. Президент фонда помощи детям с аутизмом «Выход» Авдотья Смирнова спросила президента, как можно помочь инвалидам. И возможно ли в стране инклюзивное образование - то есть образование, основанное на понимании, что инвалиды должны быть вовлечены в социум.

«Дело в том, что общество к полному инклюзивному образованию пока, к сожалению, не готово. Но государство должно поддерживать таких людей, как вы (Смирнова - прим. ВЗГЛЯД) и продвигать такое образование», - отметил президент.

По его словам дети с аутизмом - часто очень талантливые и одаренные, они могут сфокусировать все свое внимание на чем-то одном и делают что-то одно чрезвычайно успешно. "Будем очень напряженно работать в этом направлении" - сказал Путин.

А знаете ли вы, о чём, собственно, шла речь? Что такое инклюзивное образование сегодня?

Разберёмся!

Сейчас общество начало осознавать, что дети с особенностями в развитии должны иметь равные возможности с другими детьми. Нет необходимости, как ранее, изолировать «особых» детей в спецшколах. Множество детей могло бы стать полноценными членами общества при правильно организованном инклюзивном образовании. Инклюзивное (от французского термина inclusif - включающий в себя) или включенное образование - это обучение детей с особыми потребностями в общеобразовательных, в массовых школах бок о бок с детьми без нарушений в развитии, но при этом с созданием для «особых» детей специальных образовательных условий и доступной среды.

Инклюзивное образование - не дань моде, и не попытка слепо копировать западные законы. Инклюзия - естественный процесс для развитого и морально здорового государства, ведь мы вместе ходим по одним улицам, подчиняемся тем же законам. Попытки отделить особых детей от обычных, даже только в рамках школьного обучения, создают поле для дискриминации.

Начало изменениям было положено в 2008 году, когда Россия подписала конвенцию ООН о правах инвалидов. Там, среди прочего, говорится о необходимости обеспечения инклюзивного образования на всех уровнях обучения. С этого момента в стране начался полномасштабный эксперимент. В регионах были опробованы различные модели инклюзивного образования. Наработанный опыт лёг в основу формирования новых образовательных стандартов: федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598) и федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599). С 1 сентября 2016 года эти нововведения вступят в силу и российские школы ждёт трансформация в сторону инклюзивного образования.

инвалидности, несмотря на имеющиеся у него отклонения от норм, так как боятся «поставить клеймо и испортить будущее». Со временем распространение инклюзии поможет побороть постыдный подтекст термина «ребёнок-инвалид».

Мне приходилось наблюдать непонимание обязанности государства и родителей обучать любого ребенка: чему, мол, и как в обычной школе можно научить неговорящего аутиста или слабослышащего ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью?

Современное законодательство определяет, что содержание образовательной программы зависит от психофизических возможностей ребенка. То есть, для ребенка с любым диагнозом может быть разработана адаптированная программа, позволяющая ему развиваться в силу своих возможностей в обычной массовой школе.

Такие программы разрабатываются для групп:

  • глухих детей
  • слабослыщащих и позднооглохших детей
  • слепых детей
  • слабовидящих детей
  • детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • детей с тяжёлыми нарушениями речи
  • детей с задержкой психического развития
  • детей с нарушениями аутистического спектра
  • детей с умственной отсталостью

Но родители детей с особыми возможностями здоровья не торопятся определять малышей в массовые школы, так как инклюзивное образование уже обросло мифами и непониманием, толком даже не успев развернуться. Поэтому попробуем разобраться, как с сентября этого года будет выглядеть обучение в школах.

Раньше ребенок с особенностями развития мог получать школьное образование одним из трёх способов: в отдельном классе обычной школы, в отдельных обособленных школах (для глухих, слепых, детей с умственной отсталостью и т.д.), и во время прохождения реабилитации или лечения - в центрах психолого-педагогической, медико-социальной помощи и реабилитационных центрах. Теперь появился дополнительно четвёртый способ - в классе обычной массовой школы вместе с детьми без особенностей здоровья.

Инклюзивное образование касается не только детей-инвалидов, но и детей с особенностями здоровья, которым по каким-то причинам не оформлена инвалидность. По статистике в России примерно 4,5 % детей имеют инвалидность, а ещё 7-8% - нарушения развития разной тяжести, но без инвалидности. Многие родители не обращаются за оформлением ребёнку

Но даже это деление ещё не окончательное! Для каждой из групп разрабатываются от 2 до 4 вариантов образовательных программ. Например, в группе детей с расстройствами аутистического спектра выделяются 4 подгруппы в зависимости от тяжести нарушений и, соответственно разрабатываются программы по четырём направлениям. Первая программа ориентирована на детей, которые достигают к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме, и имеют положительный опыт общения со сверстниками, например, посещали детсад.
Вторая программа - для подгруппы детей, которые не достигают к моменту поступления в школу уровня знаний и умений, близкого к нормативному, но одновременно не имеют дополнительных ограничений здоровья, препятствующих получению образования на общих условиях. Третья программа разрабатывается для детей-аутистов с легкой умственной отсталостью. Чётвёртая подгруппа детей имеет, кроме аутизма и умственной отсталости, дополнительные тяжелые множественные нарушения развития. Поэтому для каждого ребёнка этой подгруппы на основе общей образовательной программы разрабатывается личная программа развития, учитывающая индивидуальные образовательные потребности обучающегося.

Сложно описать особенности всех программ, остановимся только на отдельных моментах. Согласно разработанной программе, у ребёнка может быть личный план посещения уроков, когда ребёнок сидит в классе только на отдельных занятиях, а остальные предметы осваивает один на один с учителем. Ребёнку может быть определён сопровождающий человек или же тьютор (ассистент), которые будут оказывать обучающимся необходимую техническую помощь. Ряд программ предусматривает использование особых учебников или тетрадей, учебных пособий и дидактических материалов. Но большинство программ предлагает обучение по тем же учебникам, что и остальные дети в классе. Ребёнку, согласно потребностям, могут быть выделены специальные технические средства обучения, а также для него организовано специальное рабочее место. Детям обязаны обеспечить дополнительные коррекционные занятия.

В рамках разных программ предметы могут варьироваться. Некоторые предметы дети не проходят в полном объёме. Например, дети с тяжёлыми нарушениями речи не изучают иностранный язык в рамках общей программы, а только факультативно. Другие предметы детям заменяют на сходные. Скажем, дети с ДЦП не будут изучать физкультуру наравне с одноклассниками - для них предусмотрены особые занятия по ЛФК. Основные предметы (математика, чтение, русский язык, обществознание и.т.п.) дети с нарушениями в развитии изучают, но в каждой программе прописан объём знаний, который преподаётся ребёнку. Где-то эти знания идут в том же объёме, что и у обычных детей, где-то из программы исключены маловажные блоки знаний. Но это не означает, что ребёнок с нарушениями в развитии будет имеет менее насыщенный учебный график, у таких школьников появляются дополнительные предметы, которых нет у обычных детей: логопедия, психологические занятия, уроки по социальной ориентации и другие предметы.

Теперь учитывается, что часть детей имеет индивидуальный темп усвоения материала. Поэтому рядом программ предусмотрено, что обучение в младших классах займёт не 4, а 5 и даже 6 лет. Эффект от такого нововведения наиболее ярким будет среди детей с задержкой психического и речевого развития: предполагается, что эти дети смогут преодолеть проблемы до начала средних классов и в средней школе уже не будут отличаться от обычных детей. Время обучения в средних классах тоже может быть увеличено на год, а для детей с умственной отсталостью оно удлиниться на срок от 9 до 13 лет. Определённые изменения касаются и сдачи, например ОГЭ (выпускные экзамены по окончанию среднего неполного образования): отдельные программы предусматривают замену сочинения на изложение, увеличение времени на подготовку к ответу, и даже сдачу ОГЭ на дому.

Возникает вопрос, как педагог сможет обучать сразу по нескольким программам в рамках одного урока. Во-первых, количество детей с ограниченными возможностями здоровья строго регламентируется, и в классе не будет больше 2 детей, обучающихся по специальным адаптивным программам. Во-вторых, учителям предлагается применение технологии разноуровневого обучения. Такая технология позволит учителю четко дифференцировать учебный материал, варьировать темп, формы и методы его изложения учащимся, применять гибкую систему оценки знаний. Скажем, в зависимости от успешности ребенка, учитель может давать задания, разные по объему, с включением для «особых» детей задач на формирование мыслительных операций и творческих способностей.

Если обучение в шумном классе не полезно «особому» ребёнку, может быть выбрано обучение на дому. Детям с проблемами двигательного и моторного плана предлагается дистанционное обучение. С сентября появится и такая новинка как сетевое обучение. Например, в школе нет логопеда и психолога, а занятия с ним прописаны программой обучения. Тогда школа для осуществления обучения обязана заключить договор с другими школами или негосударственными центрами, и тогда к психологу и логопеду ребёнок будет ходить в другие места. Такое нововведение позволит обеспечить полноту выполнения программы даже детям в отдалённой глубинке. Причём школы будут заинтересованы в поддержании инклюзивного образования в своих стенах, так как на каждого «особого» ребёнка будет выделяться целенаправленное финансирование.

Как и когда определить ребёнка на инклюзвное обучение?

По законам ребёнок должен пойти в 1 класс в возрасте от 6 лет 6 мес. до 7 лет и 11 мес. Многим родителям кажется, что если подождать достижения ребёнком 8 или даже 9 лет, ему будет легче адаптироваться в школе. Хочу напомнить, что родители несут конституционную обязанность по обеспечению получения ребенком общего образования. Ребёнок может получить разрешение ещё годик зедержаться в детсаду, это право прописано в часть первая статьи 67 Федерального закона «Об образовании в РФ», но необходимо для этого заручиться заключением специалистов с рекомендациями о продлении дошкольного образования (такие рекомендации даёт психолого-медико-педагогическая комиссия). Если же в 8 лет ребенок всё ещ не стал первоклассником и даже не проходит подготовку к школе в той или иной форме, у уполномоченных органов возникнут вопросы к родителям ребенка.

Когда ребёнок достиг школьного возраста, ему нужно пройти обследования и получить заключения от врачей, психологов, педагогов детсада, специалистов частых центров, с которыми занимается ребёнок. Затем родители обращаются на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). После анализа документов и тестирования ребёнка комиссия даёт рекомендации по поводу школьного обучения ребёнка. К прохождению ПМПК следует внимательно подготовиться, так как за короткий срок ребёнку нужно будет показать абсолютно незнакомым людям свои знания и умения. Кстати, именно здесь преимущества получают дети, с которыми родители активно занимались и водили на разнообразные курсы, индивидуальные занятия и кружки. Чем больше точных характеристик ребёнка от разных специалистов предоставили родители на комиссию, тем проще комиссии определить верно образовательный маршрут ребёнка. При наличии у ребёнка инвалидности, комиссия также учитывает индивидуальную программу реабилитации (ИПР) ребенка-инвалида. Немаловажно согласие родителей. Так, если родителям кажется, что комиссия отнеслась к ребёнку предвзято, родители могут письменно высказать несогласие и требовать вторичного прохождения комиссии их ребёнком. О том, на какое обучение хотелось бы определить ребёнка, тоже надо обязательно говорить на обследовании ПМПК, иначе комиссия примет это решение по своему усмотрению.

Не стоит бояться, что подобранная программа «не подойдёт». Если школьник показывает явные результаты, он может быть переведён на более сильную программу, а если не справляется - на более слабую. Для изменения программы потребуется получить от школы комплексную оценку результатов учёбы, и снова обратиться на ПМПК.

Но вернёмся к будущему первокласснику: когда уже есть заключение ПМПК, то выбор родителями конкретной школы и класса обусловлен рекомендациями ПМПК о том, по какой программе ребенку рекомендовано обучаться, какие методы обучения и воспитания должны использоваться при обучении, специальные учебные пособия, технические средства обучения, о предоставлении услуг ассистента (помощника), коррекционных занятий, а также об условиях доступности и других условиях, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. То есть, задача родителей - найти образовательное учреждение, в котором созданы те условия, которые необходимы ребенку, или они могут быть созданы.

Если родители затрудняются в выборе, можно идти в школу по месту жительства, так как там не имеют права отказать в приёме ребёнку. Зачем же тогда водить ребёнка по врачам и проходить ПМПК? Дело в том, что специальные условия школа может создать только на основании заключения ПМПК, так как школа дополнительное финансирование выделятся именно на основании этого заключения.

Не стоит ждать, что 100% школ России с сентября станут инклюзивными. Планируется, что переход будет плавным, новые требования не будут вводиться моментально. Большинство школ, в принципе, на данный момент не имеют возможности подключиться к этим требованиям. Вопрос как в материальных условиях (пандусы, множество специальных приспособлений), так - и это главное - и в наличии педагогов, которые понимают всю ценность инклюзии, обучены работе с «особыми» детьми и готовы помочь им адаптироваться в обществе обычных детей.

Понятно, что дети с нарушениями в развитии получают преимущества от инклюзивного обучения, так как приобретают ценный опыт взаимодействия. А социальное развитие возможно только в окружении людей, в столкновении с разными социальными ситуациями. Но от инклюзии выигрывают и обычные дети. Инклюзивная среда учит находить сильные стороны в каждом и не вешать ярлыки: ты - очкарик, ты - толстый, ты - идиот и так далее. Обучаясь вместе с инвалидами, дети становятся более заботливыми, у них возникает безбарьерное мышление. Инклюзивный опыт формирует по-настоящему свободную личность. Такой ребёнок, вырастая, может свободно общаться с кем-то, отличающимся от него. Он видит и ценит скрытые перспективы и способности тех, кого принято считать ограниченным по возможностям. Инклюзия — это не про жалость, не про сострадание. Инклюзия - это признание индивидуальности каждого ребёнка и построение общества без крена в сторону сильных или слабых, успешных и неуспешных, способных и неспособных.