Какая непроизносимая согласная в корне слова песня. Непроизносимые согласные

26 августа 2016

Сегодня погода ненастная,

И я такая несчастная.

Сеет дождь совершенно ужасный.

Скорей бы снова стало ясно,

И засияло б солнце красное,

И стало бы вокруг прекрасно!

Никто не любит дождливую погоду, потому что нельзя пойти играть с друзьями. Чем же заняться, сидя дома, когда за окном идёт дождь? Может быть, изучить, как пишутся непроизносимые согласные в корне слова?

Правило

Чтобы правильно писать такие слова, нужно выучить правило:

Применим оно к словам из стихотворения:

Сегодня погода ненастная (ненаст ье),

И я такая несчастная (несчаст ье).

Сеет дождь совершенно ужасный (ужасен - нет т ).

Скорей бы снова стало ясно (ясен - нет т ),

И засияло б солнце красное (красен - нет т ),

И стало бы вокруг прекрасно (прекрасен - нет т )!

Так помогает проверить непроизносимые согласные в корне слова правило. Оно очень простое, его нужно обязательно выучить наизусть.

Подбери проверочное слово

Поиграем в игру «проверочное слово». К каждому из данных ниже примеров подберите проверочное однокоренное слово

  • известный, вестник, повестка (весточка, вести, известие, весть);
  • грустный (грусть, грустить);
  • здравствуй (здравие, здоровье, здоровый);
  • звёздный (звезда, звёздочка);
  • капустный (капуста);
  • местность (место, местечко);
  • ненастный (ненастье);
  • поздний (опоздать, опоздание);
  • радостный (радость);
  • свистнуть (свист, свистит);
  • сердце (сердечко, сердечный);
  • солнце (солнечный);
  • тростник (тростинка);
  • участник (участие);
  • честный (честь);
  • опасный (опасение);
  • чудесный (чудеса);
  • ужасный (ужасен);
  • интересный (интересен).

Второклассники начинают изучать непроизносимые согласные в корне слова. 2 класс уже должен уметь подбирать проверочные слова.

Видео по теме

Слова для запоминания с непроизносимыми согласными

Не всегда есть возможность применить правило. Существуют такие слова, в которых непроизносимые согласные в корне слова нельзя проверить. Они называются словарными, их правописание нужно выучить:

  • лестница - ряд ступенек или перекладин;
  • праздник - день, когда отмечается какое-либо знаменательное событие;
  • чувства - внутреннее переживание, эмоциональное состояние;
  • сверстники - люди одного возраста;
  • ровесники - синоним слова "сверстники".

Найди слова, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова

Необходимо развивать умение находить слова с непроизносимыми согласными среди других. Для этого нужна тренировка. Здесь даны предложения, найдите в них слова с непроизносимыми согласными.


В этих предложениях использованы слова с разными орфограммами, среди них «Непроизносимые согласные в корне слова», примеры таких слов: вестник, радостный, прелестный, чудесный, прекрасный, звёздное, капустница, повестку, поздняя, тростниках, местности.

Распредели слова на две группы

Слова для распределения: небе…ый (небесный), сви…уть(свистнуть), древе…ый (древесный), колё…ый (колёсный), ус…ый (устный), интере…ый (интересный), хру…уть (хрустнуть), запа…ой (запасной), виру…ый (вирусный), радо…ый (радостный), согла…ый (согласный), ко…ый (костный).

Такое задание помогает развивать умение классифицировать слова по орфографическому признаку: есть непроизносимый согласный в корне слова или нет непроизносимого согласного.

Загадки

Давайте поиграем в загадки. Нужно угадать и записать последнее слово в предложении:

  • На заре в оконце заглядывает _______________(солнце).
  • Моя любовь откроет дверцу в твоем ____________(сердце).
  • В ночи морозной горят огни на небе _____________(звёздном).
  • Он правдолюб известный, лжи не потерпит, потому что __________(честный).

Такое задание будет интересно выполнить при изучении темы «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 класс справится с такой работой легко и весело.

Мини-диктанты

А теперь напишем маленький диктант. Выбирай любой:

Утро прекрасное! Только что прошёл дождик. Капустные грядки умыты и свежи. Солнечные лучи пригревают, и хорошо пахнет сырой землёй. На сердце радостно от этого прекрасного утра. Здравствуй, лето!

Неудачная охота

Охота не удалась. Ненастный был день. Солнце скрылось за тучами, пошёл грустный мелкий дождь. Мы выбрались из леса. Местность была нам известна. На этом пастбище летом пасли деревенское стадо. Недалеко виднелся шалаш пастуха. В нём мы отдохнём после неудачной охоты.

Весна пришла

Ненастные дни закончились, наступила весна. Птички весело поют, греет солнце, радостно журчат ручьи. Местность покрылась травкой, под деревьями зацвели ландыши. Раскрылись почки на деревьях. Здравствуй, весна!

Все эти диктанты предназначены для проверки знаний по теме «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 класс должен справляться с такими заданиями.

Вставьте слова в тексте

Был очень интересный текст, но жук-буквоед съел некоторые буквы в словах. Что же делать? Надо вернуть первоначальный вид словам, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова.

Изве…ый писатель написал рассказ о князе, который был непобедим в боях. В слове…ом портрете говорится о вла…ом характере и ужа…ом облике князя. Этот князь участвовал в походе и подвергался опа…остям. Сам он был так жесток, что только раз пощадил одного старика.

Однажды после победы он устроил праз…ичный пир. Стол ломился от вку…ых я..тв. Но радо…ный пир прервался. Со...це скрылось за тучами и наступило нена…тье. Подул сильный ветер, грянул гром, сверкнула молния. Князь почу…твовал сильную боль, а потом упал на землю без чу…ств. Гру…но бы закончилась эта повесть, но тут появился колдун. Он был рове…ник века. Этот старый маг чуде…ным образом оживил князя и сказал: «Здра…твуй, князь! Ты однажды спас меня от смерти, я вернул тебе долг!».

Составим предложения из слов

Когда все научились писать диктант, можно перейти к более сложному заданию - составлению предложений. Для этого используем слова, в которых есть изучаемая орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова». Примеры таких слов: на школьном празднике, радостных лиц, участникам концерта, прекрасные цветы, красивую местность, известный писатель, интересном рассказе, вестники весны, поздней осенью, ненастной погоды, грустный вид.

С этими словами можно составить, например, такие предложения:


Придумывая предложения с использованием слов, в которых есть непроизносимый согласный в корне слова, третьеклассники лучше всего их запоминают.

Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. Тема урока: «Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными».

Доброе слово здравствуйте сказала я вам. «Здравия желаю! » Так приветствуют друг друга военные. Что же означало слово здравие ? Здравие - это здоровье. А здравствовать - означало быть здоровым и жить, быть живым. Поэтому наше приветствие здравствуйте! означает: будьте здоровы и живите, будьте живы.

Здравствуйте, здравствовать - так пишутся эти слова, так как есть родственное слово здравие (здоровье).

А произносим эти слова по-другому: здра[ст]вуйте, здра[ст]вовать.

Некоторые звуки русского языка трудно выговаривать, когда рядом с ними есть ещё несколько согласных. Вот и решили буквы на месте этих звуков писать, а звуки не произносить.

В русском языке много слов, в которых есть подряд три согласных звука. Один согласный звук из трёх не произносится. Такие согласные звуки называются непроизносимыми.

Прочитаем однокоренные слова. Найдём слова, в которых не все согласные звуки произносятся.

Весть, известие, вестник, известный, известно.

Звук [т] не произносится в словах ве [с’н’] ик, изве[сн]ый, изве[сн]о.

Корень -вест- в однокоренных словах пишется одинаково.

Грусть, грустит, грустно, грустный.

Звук [т] не произносится в словах гру[сн]о, гру[сн]ый. Корень -груст- пишется одинаково.

Букву, которая обозначает непроизносимый согласный звук, будем подчёркивать одной чертой. Это орфограмма.

вестник - весть

грустный - грусть

В этих словах ясно слышится звук [т’] на конце слова. Подчеркнём букву в проверочном слове двумя чертами.

вестник - известие

грустный - грустит

В этих словах ясно слышится звук [т’], так как после согласного звука идёт гласный. Подчеркнём эти буквы двумя чертами.

Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался.

Проверочными могут быть однокоренные слова, в которых:

— согласный звук ясно слышится на конце слова;

— согласный звук ясно слышится, когда находится перед гласным.

Попробуем решить новую орфографическую задачу знакомыми вам способами проверки корней.

Измените слова по команде вопроса каков? Подберите однокоренное слово, отвечающее на вопрос что?

чуде[сн]ый - чудесен, чудеса, чудесный интере[сн]ый - интересен, интерес, интересный сви[с’н’]ет - свист, свистнет у[сн]а я - уста, устная хру[сн]ула - хруст, хрустнула Во всех словах есть сочетание согласных [сн] или [с’н’].

В словах чудесный, интересный между звуками [сн] нет непроизносимого звука [т], а потому нет и буквы т. В словах свистнет, устная, хрустнула есть непроизносимый согласный звук [т], есть и буква т.

Как узнать, есть в слове непроизносимый согласный звук или нет?

Прочитаем слова так, как мы их говорим. Вслушивайся в звуки в указанных местах.

звёздн ое, грозн ый, поздн ий, праздн ик, проказн ик, чувств о, участв ую

звё[зн]ое, гро[зн] ый, по[з’н’]ий, пра[з’н’]ик, прока[з’н’]ик, чу[ств]а, уча[ств]ую Что интересного в обозначении звуков [ств], [зн], [з’н’]?

На месте звуков [ств] могут быть буквы ств, вств .

На месте звуков [зн], [з’н’] могут быть буквы зн, здн.

Примени знакомые способы проверки и докажи, что слова написаны правильно.

звёздная - (что?) звезда, поздний - (что сделать?) опоздать, праздник - (каков?) празден

В этих словах есть непроизносимый согласный звук, поэтому пишем букву д

грозный - (что делать?) грозить, проказник - (что?) проказы

В этих словах нет непроизносимого согласного звука, поэтому нет и буквы д

В словах чувство, участвую поможет запомнить буквы словарь.

Скажем эти слова и послушаем звуки: со[нц] е, се[рц]е.

Узнаем нужные буквы с помощью однокоренных проверочных слов.

Есть такие пословицы: «При солнышке тепло, при матери добро. Острое словечко колет сердечко ».

солнышко, (какой?) солнечный - солнце

сердечко, (какой?) сердечный - сердце

В словах есть непроизносимые согласные звуки, они обозначены буквами Л, Д.

Ты, наверное, удивишься тому, что слова крест и окрестность раньше были однокоренными. В древности в русском языке было слово окрест , что означало вокруг, около , на все четыре стороны. А окрестность - это место вокруг чего-то или по соседству с чем-то, например: город и его окрестности.

Окрестность можно проверить словом окрест.

Какие сочетания звуков при письме опасны?

Непроизносимые согласные могут быть в таких сочетаниях звуков:

[сн], [с’н’], [зн], [з’н’], [ств], [нц], [рц].

При письме эти сочетания звуков опасны, так как может быть орфограмма: буква на месте непроизносимого согласного звука.

Буквы непроизносимых согласных: Д, Т, В, Л.

Запоминаем способы проверки:

Властный, радостный, несчастный,

и прелестный, и ненастный,

доблестный, бескорыстный, честный.

Этих слов не забывайте.

При письме в них Т вставляйте.

Решите орфографические задачи в словах с опасным сочетанием звуков [сн]. Старайтесь запомнить способы проверки.

что?

власт ный - (что?) власть

радост ный - (что?) радость

несчаст ный - (что?) несчастье

прелест ный - (что?) прелесть

ненаст ный - (что?) ненастье

бескорыст ный - (что?) корысть

доблест ный - (что?) доблесть

чест ный - (что?) честь

Вкусный, гласный, интересный,

безопасный и небесный,

и чудесный, и прекрасный,

и ужасный, и напрасный.

Этих слов не забывайте,

букву Т в них не вставляйте. (Н. Бетенькова)

Подберём однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что? Изменим эти слова по команде вопроса каков?

вкусный - (каков?) вкусен

гласный - (что?) глас

интересный - (каков?) интересен

безопасный - (каков?) безопасен

небесный - (что?) небеса

чудесный - (что?) чудеса

прекрасный - (каков?) прекрасен

ужасный - (каков?) ужасен

напрасный - (каков?) напрасен

В этих словах нет непроизносимого согласного звука, поэтому буквы Т в них быть не должно.

Размышляем над транскрипциями слов:

Даны транскрипции слов. Почему в словах букв больше, чем звуков?

[л’эс’н’ица] - лестница 7 звуков, 8 букв [м’эсный’] - местный 6 звуков, 7 букв [св’эрсн’ик] - сверстник 8 звуков, 9 букв

В этих словах букв больше, чем звуков, так как один звук непроизносимый

Слово лестница проверить нельзя.

Местный проверим словом место .

Слово сверстник образовалось от древнего русского слова верста , что означало возраст.

А вот ровесник пишется без буквы Т. Написание слова надо запомнить.

Заключение:

Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался.

В русском языке существуют слова, у которых в корневой морфеме рядом сочетаются несколько согласных звуков. При этом в устном разговоре одна из этих букв выпадает, не произносится. К примеру, известный (звук «т»), сверстник (звук «т»), радостный (звук «т»), сердце (звук «д») и т.д.

Филологи считают, что звук «т» является абсолютным чемпионом по своей непроизносимости. Слов с этой буквой, которую не слышно при разговоре, огромное множество, и большинство из них возможно проверить.

Непроизносимые согласные буквы, лишившиеся в определенных сочетаниях звукового значения, в русском языке встречаются часто, хотя этот термин условный. Любой лингвист скажет, что буквы не произносятся вообще, а звуков таких не бывает.

Кроме буквы «т» есть и другие непроизносимые согласные: это звуки «д», «в», «л».

Орфография русского языка, учитывая их специфическую особенность, определяет правила для правописания таких звуков, исходя из действия морфологических принципов.

Но как же правильно написать слово, в котором не слышится один из звуков, при этом неизвестно, есть ли он вообще или нет?

Грамматика русского языка предполагает правило, определяющее правописание согласных.

Для того чтобы узнать, пишутся ли непроизносимые согласные в корне, нужно изменить данное слово или подобрать к нему однокоренное, но так, чтобы проверяемая буква оказалась перед

Например, вестник - известие, окрестность - перекресток, свистнуть - свистеть, свист, честный - с честью, яростный - яростью и т.д.

Как видим, перед гласной эта непроизносимая согласная в корне отчетливо слышится: солнце - солнечно, грустный - грусть.

Исключение в данном правиле составляют: блеснуть, хотя и проверяется - блестеть, плеснуть - плеск, лестница - лесенка. Эти слова нужно просто запомнить, так как они претерпели определенное историческое изменение.

При этом необходимо также отличать такие слова, в которых непроизносимых согласных просто не существует, их нет. Например: гласный, вкусный, искусный, опасный, косный, ровесник, ужасный, словес-ность, чествовать, участвовать, яства, шествовать и т.п.

Букву «т» в лестнице, «д» в празднике и «в» в чувстве нужно просто навсегда запомнить. Детям в школе преподаватели обычно предлагают следующие подсказки для легкого запоминания:

ЛесТница получается из сТупеньки, сТупеньки, сТупеньки;

ПразДник - это День раДости и поДарков;

ЧуВства жиВут В нас, В нашем сердце.

Сегодня погода ненастная,

И я такая несчастная.

Сеет дождь совершенно ужасный.

Скорей бы снова стало ясно,

И засияло б солнце красное,

И стало бы вокруг прекрасно!

Никто не любит дождливую погоду, потому что нельзя пойти играть с друзьями. Чем же заняться, сидя дома, когда за окном идёт дождь? Может быть, изучить, как пишутся непроизносимые согласные в корне слова?

Правило

Чтобы правильно писать такие слова, нужно выучить правило:

Применим оно к словам из стихотворения:

Сегодня погода ненастная (ненаст ье),

И я такая несчастная (несчаст ье).

Сеет дождь совершенно ужасный (ужасен - нет т ).

Скорей бы снова стало ясно (ясен - нет т ),

И засияло б солнце красное (красен - нет т ),

И стало бы вокруг прекрасно (прекрасен - нет т )!

Так помогает проверить непроизносимые согласные в корне слова правило. Оно очень простое, его нужно обязательно выучить наизусть.

Подбери проверочное слово

Поиграем в игру «проверочное слово». К каждому из данных ниже примеров подберите проверочное однокоренное слово

  • известный, вестник, повестка (весточка, вести, известие, весть);
  • грустный (грусть, грустить);
  • здравствуй (здравие, здоровье, здоровый);
  • звёздный (звезда, звёздочка);
  • капустный (капуста);
  • местность (место, местечко);
  • ненастный (ненастье);
  • поздний (опоздать, опоздание);
  • радостный (радость);
  • свистнуть (свист, свистит);
  • сердце (сердечко, сердечный);
  • солнце (солнечный);
  • тростник (тростинка);
  • участник (участие);
  • честный (честь);
  • опасный (опасение);
  • чудесный (чудеса);
  • ужасный (ужасен);
  • интересный (интересен).

Второклассники начинают изучать в корне слова. 2 класс уже должен уметь подбирать проверочные слова.

Слова для запоминания с непроизносимыми согласными

Не всегда есть возможность применить правило. Существуют такие слова, в которых непроизносимые согласные в нельзя проверить. Они называются словарными, их правописание нужно выучить:

  • лестница - ряд ступенек или перекладин;
  • праздник - день, когда отмечается какое-либо знаменательное событие;
  • чувства - внутреннее переживание, эмоциональное состояние;
  • сверстники - люди одного возраста;
  • ровесники - синоним слова "сверстники".

Найди слова, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова

Необходимо развивать умение находить слова с непроизносимыми согласными среди других. Для этого нужна тренировка. Здесь даны предложения, найдите в них слова с непроизносимыми согласными.


В этих предложениях использованы слова с разными орфограммами, среди них «Непроизносимые согласные в корне слова», примеры таких слов: вестник, радостный, прелестный, чудесный, прекрасный, звёздное, капустница, повестку, поздняя, тростниках, местности.

Распредели слова на две группы

Слова для распределения: небе…ый (небесный), сви…уть(свистнуть), древе…ый (древесный), колё…ый (колёсный), ус…ый (устный), интере…ый (интересный), хру…уть (хрустнуть), запа…ой (запасной), виру…ый (вирусный), радо…ый (радостный), согла…ый (согласный), ко…ый (костный).

Такое задание помогает развивать умение классифицировать слова по орфографическому признаку: есть непроизносимый согласный в корне слова или нет непроизносимого согласного.

Загадки

Давайте поиграем в загадки. Нужно угадать и записать последнее слово в предложении:

  • На заре в оконце заглядывает _______________(солнце).
  • Моя любовь откроет дверцу в твоем ____________(сердце).
  • В ночи морозной горят огни на небе _____________(звёздном).
  • Он правдолюб известный, лжи не потерпит, потому что __________(честный).

Такое задание будет интересно выполнить при изучении темы «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 класс справится с такой работой легко и весело.

Мини-диктанты

А теперь напишем маленький диктант. Выбирай любой:

Утро прекрасное! Только что прошёл дождик. Капустные грядки умыты и свежи. Солнечные лучи пригревают, и хорошо пахнет сырой землёй. На сердце радостно от этого прекрасного утра. Здравствуй, лето!

Неудачная охота

Охота не удалась. Ненастный был день. Солнце скрылось за тучами, пошёл грустный мелкий дождь. Мы выбрались из леса. Местность была нам известна. На этом пастбище летом пасли деревенское стадо. Недалеко виднелся шалаш пастуха. В нём мы отдохнём после неудачной охоты.

Весна пришла

Ненастные дни закончились, наступила весна. Птички весело поют, греет солнце, радостно журчат ручьи. Местность покрылась травкой, под деревьями зацвели ландыши. Раскрылись почки на деревьях. Здравствуй, весна!

Все эти диктанты предназначены для проверки знаний по теме «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 класс должен справляться с такими заданиями.

Вставьте слова в тексте

Был очень интересный текст, но жук-буквоед съел некоторые буквы в словах. Что же делать? Надо вернуть первоначальный вид словам, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова.

Изве…ый писатель написал рассказ о князе, который был непобедим в боях. В слове…ом портрете говорится о вла…ом характере и ужа…ом облике князя. Этот князь участвовал в походе и подвергался опа…остям. Сам он был так жесток, что только раз пощадил одного старика.

Однажды после победы он устроил праз…ичный пир. Стол ломился от вку…ых я..тв. Но радо…ный пир прервался. Со...це скрылось за тучами и наступило нена…тье. Подул сильный ветер, грянул гром, сверкнула молния. Князь почу…твовал сильную боль, а потом упал на землю без чу…ств. Гру…но бы закончилась эта повесть, но тут появился колдун. Он был рове…ник века. Этот старый маг чуде…ным образом оживил князя и сказал: «Здра…твуй, князь! Ты однажды спас меня от смерти, я вернул тебе долг!».

Составим предложения из слов

Когда все научились писать диктант, можно перейти к более сложному заданию - составлению предложений. Для этого используем слова, в которых есть изучаемая орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова». Примеры таких слов: на школьном празднике, радостных лиц, участникам концерта, прекрасные цветы, красивую местность, известный писатель, интересном рассказе, вестники весны, поздней осенью, ненастной погоды, грустный вид.

С этими словами можно составить, например, такие предложения:


Придумывая предложения с использованием слов, в которых есть непроизносимый согласный в корне слова, третьеклассники лучше всего их запоминают.

Буква непроизносимого согласного в корне слова
Планируемый результат: применять правила правописания
Умения: находить орфограммы в словах, определять место орфограмм в слове, соотносить орфограмму с изученным правилом, находить слова с буквой непроизносимого согласного в корне.
Вкусный, гласный, интересный, И ужасный, и напрасный -
Безопасный и небесный.
Этих слов не забывайте,
И чудесный, и прекрасный,
Букву «т» в них не вставляйте!

Есть согласные такие В, Д, Т, Л.
Не во всех словах слышны,
Но везде они нужны.
Чтобы знать, где их писать,
Надо слово проверять.
Грустный
Грустный - грусть,
Грустить не буду.
Грустный - «Т» не позабуду.
Поздно
Поздно - проверим опоздали,
В слове поздно «Д» написали.
Солнце
В слове солнце «Л» не слышим.
В слове солнышко напишем.
Звёздный
Звёздный - проверяй звезда.
Звёздный - «Д» пиши всегда.
Здравствуй
В слове здравствуй «В» не слышна,
Проверим словом здравие.
Здоровья всем вам пожелаем
И в слове здравствуй «В» не забываем.

1. Найдите ошибки в словах рифмовки. Исправьте их.
Тростник, прелесный, властный,
Доблестный, ненасный.
Окрестный, усный, месный,
Чудестный, неизвестный.

2. Отгадайте загадки, напишите отгадки правильно
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.
Что выше леса, краше света, без огня горит?
Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене -
Найдётся сразу дело мне.

3. Переписать слова, подбирая к каждому из них такое однокоренное слово, в котором за корнем следует гласный.
Безгласный, вкусный, властный, гигантский, горестный, громоздкий, доблестный, захолустный, интересный, комендантский, корыстный, костный, местный, невестка, ненавистный, ненастный, объездчик, окрестность, опасный, повестка, послать, постлать, прелестный, пристрастный, сверстник, свистнуть, сердце, словесный, солнце, тростник, ужасный, участвовать, хлестнуть, хрустнуть, целостный, чествовать, чудесный, устный, шефствовать, явственный, яростный.

4. Выбрать вариант с непроизносимым согласным Д:
A. злос…ный нарушитель;
B. окрес…ные леса;
C. громоз…кий шкаф;
Д. редкос…ный экспонат;
E. хлёс…кая речь.

5. Выбрать вариант с непроизносимым согласным Т:
A. прекрас…ное настроение;
B. чудес…ный день;
C. безопас…ность движения;
Д. прелес…ная девушка;
E. обстановка глас…ности.

6. Выбрать вариант с непроизносимым согласным Т:
A. встреча ровес…ников;
B. дружба сверс…ников;
C. интерес…ный собеседник;
Д. искус…ная мастерица;
E. блес…нуть в вышине.

7. Выбрать слово с непроизносимым согласным В:
A. че…ствовать героев;
B. уча…ствовать в турнире;
C. я…ственно слышать;
Д. вкусные я…ства на столе;
E. ше...ствовать над классом.

8. Выбрать вариант, где встречается слово с непроизносимым согласным Д:
A. Беда завис…ника в его зависти.
B. Без труда не может быть чистой и радос…ной жизни..
C. Чес…ный нечес…ному не товарищ.
Д. Человек сер…цем могуч, дерево – корнями.
E. Тайна, извес…ная троим, уже не тайна.

9. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Подобрать проверочные слова.
Чес…ный ответ, интерес…ная книга, бесхитрос…ные слова, лес…ный отзыв, перекрес…ный огонь, вирус…ная инфекция, парус…ный спорт, час…ное лицо, трос…никовые заросли, кризис…ная ситуация, словес…ное искусство, безвкус…ная пища, опытный наез…ник, дружба ровес…ников, сверс…ники моего сына, че…ствовать гостя, чу…ствовать усталость.

10. Вставьте пропущенные буквы. Записать данные слова в два столбика: с непроизносимой согласной и без непроизносимой согласной.
Горес…ный, древес…ный, безглас…ный, опас…ный, добес…ный, ненас…ный, беспристрас…ный, целос…ный, ярос…ный, захолус…ный, неподвлас…ный, искус…ный, бессовес…ный, гиган…ский, гнус…ный, сверс…ник, ровес…ник, предвес…ник, педчу…ствовать, уча…ствовать, хлес…нуть, хрус…нуть, съес…ное, безмол…ствовать, окрес…ность, объез…чик, аген…ство, мес…ность, хулиган…ский, шампан…ское.

11. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. В скобках указывать проверочные слова.
1. Зал настороженно безмол…ствовал. 2. Ещё двести шагов – и мы в безопасности. (Арсеньев) 3. Осень в этом году была поз…няя. (Короленко) 4. Дудников всадил лопату в землю с такой силой, что трес…нул держак. (Шолохов) 5. В числе восьми детей был один ровес…ник мне. (Герцен) 6. Тут, на плитах и на жаровнях, жарились и варились, шипя, разные яства. (Гончаров) 7. Безденежье меня приковало к ненавис…ной мне деревне. (Толстой) 8. Гармонист играл так залихватски, с такими икус…ными переливами, что старик не удержался от соблазна послушать. (Марков) 9. Всё моё семейство здра…ствует и шлёт вам поклон. (Чехов) 10. Пахло пересохшей горячей глиной и близким пас…бищем. (Федин) 11. Эскадра че…ствовала своих героев. (Степанов) 12. Уча…ствовал он и в славной Бородинской битве. (Куприн) 15. Солдаты с бескорыс…ным любопытством следили за тем, куда самолеты полетят. (Казакевич)

12. Замените слово, называющее признак, словом-синонимом. Выполнить проверку.
Здешний житель –
Пасмурный день –
Печальная картина –
Правдивый ответ –

13. Вставьте пропущенные буквы: в именах прилагательных – непроизносимые согласные (если таковые имеются), а в именах существительных – парные по признаку глухости-звонкости согласные.
парус...ная ло...ка
де...ская крова...ка
капус...ные пиро...ки
радос...ная улы...ка
прекрас...ная бро...ка
горо...ская площа...ка
грус...ная ска...ка
интерес...ная кни...ка
прелес...ные серё...ки
гиган...ская ве...ка
вкус...ные оре...ки
опас...ные пры...ки
извес...ный лё...чик
чудес...ная незабу..ка
несчас...ная ко...ка

14. От данных имён существительных образуйте однокоренные имена прилагательные с непроизносимой или парной по глухости-звонкости согласной в корне слова:
город, дети, ярость, грусть, ненастье, несчастье, капуста, уста, честь, лесть.

15. Соедините имена прилагательные с подходящими по смыслу именами существительными. Вставьте, где это необходимо, непроизносимые согласные.
звёз...ный пирог
влас...ный поворот
опас...ный вечер
счас...ливый возглас
вкус...ный писатель
радос...ный денёк
чудес...ный небосклон
поз...ний рассказ
интерес...ный случай
извес...ный голос

16. Прочитайте слова. Найдите и подчеркните непроизносимые согласные.
Пастух, пасти, пастушок, пастбище.
Участвовать, участник, участие.
Грустить, грусть, грустинка, грустный.
Поздно, поздний, опоздать, опоздание.
Свисток, свистулька, свистеть, свистнуть.
Крест, крестик, окрестности, окрестные.
Молвить, молва, безмолвствовать.
Тростник, тростниковый, тросточка, тростинка.
Счастье, счастливый, счастливчик.

17. Подберите проверочные слова, чтобы непроизносимые согласные слышались отчётливо.
Вестник –
Прелестный –
Ненастный –
Тростник –
Здравствуйте –
Свистнуть –
Окрестности –

18. Напишите подходящие по смыслу существительные. Подберите проверочные слова, чтобы непроизносимые согласные слышались отчётливо.
Капустный (________________) ____________.
Областной (_______________) ______________ .
Звёздное (____________) _______________ .
Безжалостный (________________) _____________ .
Доблестный (______________) ___________ .
Известный (______________) _______________ .
Слова для справки: небо, лист, поэт, центр, воин, враг.

19. Напиши по образцу. Обозначь орфограмму.
Опоздать: поздний звонок.
Гигант: _______________________ статуя.
Радость: ______________________ встреча.
Голландия: ________________________ тюльпаны.
Сладость: _________________________ мечты.
Тягость: __________________________ впечатления.
Честь: ___________________ слово.
Корысть: _____________________ цели.

20. Вставь, где это необходимо, пропущенные буквы.
Гиган…ский, вкус…ный, капус…ный, напрас…ная, ужас…ная,влас…ная, тес…ный, соглас…ный, грус…ный, мес…ность, окрес…ности, яс…ность.

21. Найди ошибки. Напиши эти словосочетания правильно.
Устный ответ, крепостная стена, зелёное пастбище, небестный свод, сухой тростник, громко свистнул, прекрасные цветы, капусный пирог, участник соревнований, ясная погода, тяжёлое чувство, чудестные окрестности, шестнадцать лет, ужасный ветер, узкая лесница.

22. Прочитай. Выпиши в первый столбик слова, в которых есть непроизносимые согласные, в другой – слова, в которых их нет.
Вкусный, радостный, опасный, звёздный, интересный, счастливый, пре- лестный, капустный, ужасный.

23. От данных имён существительных образуйте однокоренные имена прилагательные с непроизносимой или парной по глухости-звонкости согласной в корне слова.
Дети – _________________________
ярость – ________________________
грусть – ________________________
ненастье – ______________________
несчастье – _____________________
капуста – _______________________
уста – __________________________
честь – _________________________
лесть – _________________________

24. Вставьте пропущенные буквы.
Наступила поз...няя в...сна. П...года стоит ч...дес...ная. Лучи со...нца л...скают землю. (Из)з...мли (по)казалас... м...л...дая тра...ка. Появились (под)снежники и ландыш... . (На)д...рев...ях (на)бухли поч...ки. В лесу запахло сла...ким б...рёзовым соком. Скоро на д...рев...ях заз...ленеют лист...я. Вот уже в...дны их первые з...лёные языч...ки. Хорошо в...сной!
Птицы поют весёлые песни. Радос...но чирикают в...роб...и. Прыгают шустрые синич...ки. Все рады весне!

25. Вставьте пропущенные буквы
Час...ный пансионат, запас...ный выход, громко свис...нуть, чудес...ный вкус, извес...ный путешественник, счас...ливый день, радос...ный праз...ник, ветка хрус...нула, чу...ствительная кожа, бескорыс...ный поступок, бесхитрос...ный приём, завис...ливый человек, тяжеловес...ная походка, лес...ничный пролёт, громоз...кий шкаф, здра...ствуйте.

26. Составьте словосочетания по образцу. Образец: (радость) день – радостный день.
(Область) город –
(Счастье) встреча –
(Гигант) завод –
(Честь) поступок –
(Прелесть) картина –
(Ярость) ветер –
(Капуста) котлеты –
(Ненастье) погода

27. Измените словосочетания по образцу. Образец: сахар из тростника – тростниковый сахар.
Площадка на лестнице –
Житель данной местности –
День праздника –
Человек, который получил известность –

28. Напишите слова, которые отвечают на вопрос какой? Образец: запаслив – (какой?) запасливый.
Вкусен (какой?)
Чудесен (какой?)
Опасен (какой?)
Прекрасен (какой?)
Интересен (какой?)
Вынослив (какой?)
Ужасен (какой?)
Ясен (какой?)

29. Запишите слова в три столбика в таком порядке: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Подчеркните слова с непроизносимыми согласными.
Шоссе, мес_ность, громоз_кий, а_уратный, ут_пает, кре_кий, жу_ать, со_нце, л_дошки, п_щат, тра_ка, осе_ий, м_кушка, утре_ий, Ро_ия, интерес_ный, тр_па, выс_хли, ло_кий, су_ота.
30. Запишите ответы, используя слова с непроизносимыми согласными и сочетаниями сн-зн.
Находящийся в запасе. Принимать участие. Вызывающий интерес. Постоянно завидующий. Приятный на вкус. Относящийся к кости. Имеющий отношение к лесу. Относящийся к области. Служащий для проезда. Обращаться с приветствием.

31. Вставьте в пословицы подходящие по смыслу слова с непроизносимыми согласными.
____________ нечес_ному не товарищ. Тайна, _________ троим, уже не тайна.
Рукам – работа, а душе – _________ . ________ встанешь – мало сделаешь.
Слова для справок: поз_но, извес_ный, чес_ный, праз_ник.
__________ матери лучше ___________ греет.
Беда _________ в его зависти.
Человек трудолюбивый – самый _______ .
Слова для справок: сер_це, со_нце, завис_ник, счас_ливый.

32. Составьте и запишите предложения из слов каждой строчки.
Ярос_ный, гонят, дуют, парус_ные, ветры, ло_ки.
Края, мес_ность, нашего, прелес_ная, очень.
Мы, встр_чали, жур_влей, прекрас_ном, с, детстве, чу_ством, в, в_сной, радос_ным.
Снимали, гиган_ских, школ_ники, с, лист_ев, капус_ных, гусениц.
Охотник, в, поймал, трос_нике, жур_вля, б_л_ной, гиган_ском, с, несчас_ного, н_гой.
Режи_ер, в, извес_ный, ненас_ный, в, Оде_у, день, приехал, прекрас_ную.

33. Спишите, исправив ошибки.
Серездные рибята получили радосное известие. Всюду звенят децкие галаса. Вшколу приехал извесный песатель. Он будет четат сваи интересные расказы. Щясливые школьники собрались на месный праздник.