Основные достижения периода бронзового века на территории Донбасса. Кочевые народы на территории донецкого края

Сейчас, когда говоришь "история Донбасса", возникают ассоциации с Екатериной Второй, с Потемкиным, с завоеванием Крымского ханства, будто до этого времени Приазовские степи были пустыми и никакой истории не имели. Однако это не так. Люди на этих землях живут много тысяч лет. Доказательство тому и заповедник , и Амвросиевская стоянка.

Амвросиевская стоянка - памятник археологии, объект культурного наследия мирового значения. Один из самых крупных памятников позднего палеолита в Европе. Площадь стоянки - около 6 гектаров. Расположен у г. #Амвросиевка в #Донецкой области Украины, на правом берегу реки Крынка, на склоне овражка.

Эпоха палеолита - древнейший период и самый большой отрезок времени в истории человечества. Люди делали самые первые шаги на пути покорения окружающей природы: у них появились грубые, примитивные орудия из дерева и камня; они начинали знакомиться с огнем и постепенно научились добывать его; стали расселяться за пределы той довольно обширной зоны, где совершалось их выделение из животного состояния. В эту эпоху закладывался фундамент для всего позднейшего развития человеческой культуры.

Амвросиевская стоянка представляет собой большое скопление костей животных, так называемое костище, и стоянку, расположенную на 100-70 м. выше по склону. Большое скопление костей - это место забоя и разделки первобытных бизонов. Стоянка, располагавшаяся рядом, функционировала одновременно с местом забоя, на ней осуществлялась утилизация охотничьей добычи. Стоянка, в отличие от костища, которое исследуется с 1935 г, была открыта в 1950 г. а начало ее полноценных исследований относится к началу 1990 гг.

Стоянка обнаружена в 1935 году у города Амвросиевка в Донецкой области, на правом берегу реки Крынка археологом В. М. Евсеевым. Археологами производились раскопки в 1935, 1940, 1949 и 1950 годах. Костище при стоянке содержит кости порядка 1000 зубров (Bison priscus). Среди скелетов бизонов на костище случаются костяные наконечники копий, кремневые вкладыши к ним, ножи, изготовленные из кремневых пластин. Всего было найдено 15000 различных предметов из кремня.

Загнанных к балке и добытых здесь бизонов охотники разбирали с помощью кремневых ножей, а мясо ели в 200 м от места охоты, на стоянке. В культурном слое стоянки найдены кремневые изделия, характерные для эпиграветта Причерноморья с элементами ориньякской традиции. Подобные Амвросиевского костища в местах коллективной охоты на бизонов известны в прериях Северной Америки.


Находки из Амвросиевской стоянки хранятся в Донецком областном краеведческом музее. На гербе Амвросиевки изображено каменное рубило как символ заселения этой территории с древних времён.

Возраст такого «грубо обработанного орудия», найденного в 6 км от пос. Войковский, Амвросиевского района, Донецкой области, в балке Казённая (поблизости от костей зубров), определили в 100 тыс. лет.

Ориньякская культура — археологическая культура раннего этапа позднего палеолита. Названа по раскопкам в пещере Ориньяк (Aurignac) в департаменте Верхняя Гаронна (Франция). Впервые выделена в начале XX в. Ориньякские стоянки в Европе:

На сегодняшний день археологи располагают свидетельствами, что первобытный человек в восточной части Приазовской возвышенности появился более 1 млн. лет назад. На северном берегу Таманского полуострова найдена стоянка древних людей — «Богатыри». Время существования стоянки — от 1 до 1,2 миллионов лет назад.

По земле, которая теперь называется Донбассом, проходили киммерийцы, скифы, сарматы, гунны, готы, болгары, авары, хазары, половцы, печенеги. Когда и сколь долго они здесь останавливались, знают курганы и каменные бабы (). Двадцать семь веков, от племен бронзового века: «древнеямников», «катакомбников» и «срубников» – до средневековых половцев, степняки возводили в Донбассе погребальные курганы – земляные насыпи, на пологие горбы которых кипчаки водружали известковые изваяния – «каменные бабы» (от тюркского «бабай», сильный воин – встречаются и другие толкования). На территории современной Донецкой области обнаружено свыше восьми тысяч курганов. Земля Донбасса вполне достойна звания Средиземья, поскольку связывала восток и запад, север и юг. Здесь проходили, жили, смешивались самые различные этносы.

Рисунок 1 – Курганы и каменные бабы

Известно, что со II тысячелетия до н.э. в Приазовских степях жили племена киммерийцев. Предполагается, что в VII до н.э. киммерийцев сменили в степях Приазовья скифы. Царские скифы освоили водный путь из своего торгового города Гелона, расположенного в устье реки Самары, левого притока Днепра в Меотиду. Этот путь пролегал вверх по Самаре, её притоку Волчьей и далее в Кальмиус. Упоминание о реках Волчья-Кальмиус можно найти у древнегреческого историка Геродота (V в. до. н.э.): «Из их земли текут четыре большие реки через область меотов (Приазовье) и впадают в так называемое озеро Меотиду (Азовское море). Название рек: Лик (Кальмиус), Оар (Миус), Таномс (Дон) и Сиргис (Северский Донец)» . Геродот называет реку Кальмиус, а заодно и реку Волчью, являвшихся частями одного водного пути – Лик («lukos» – «волчья»). Пожалуй, это первое упоминание о Донецком крае. В период господства в степи царских скифов на берегах Азовского моря появились немногочисленные города торговцев из Греции.

Во II веке на смену скифам пришли родственные им сарматские народы, населявшие до этого пространства между Волгой и Доном. Поселения сарматов, в свою очередь, подверглись нападению готов – германских племён, вторгавшихся в Приазовье и северное Причерноморье с берегов Вислы. В эпоху Великого переселения народов, середине III в. н.э., германцы (готы Германариха) разрушили античный Танаис в устье Дона. Захватив эти земли, готы возглавили племенной союз, куда кроме готов вошли германские, сарматские и праславянские племена. В 371 году гуннская конница Атиллы напала на владения готского племенного союза в северном Причерноморье и стерла с лица земли все островки оседлости и земледелия, которые существовали к этому времени на этой земле.

В VII веке в Приазовських степях сложился союз тюркоязычных протоболгарських племён – Великая Болгария, во главе которой стоял Кубрат-хан. После его смерти этот союз распался. Разъединённые болгарские племена не смогли противостоять новым завоевателям, пришедшим с востока – хазарам. В последующие годы по берегам Кальмиуса кочевали аланы, угры, болгары. Хазары основали поселения в районе современных сел Богородичное, Татьяновка, Сидорово, Маяки, Новоселовка. С кочевниками вели борьбу племенные союзы славян, имевшие виды на эти земли. Опустошительные набеги печенегов в конце Х-начале XI веков привели к тому, что население из прикальмиусской зоны и всего Приазовья, ушло за Северский Донец, в леса: «Ведение нормального земледельческого хозяйства южнее… было невозможно из-за печенежской опасности».

В середине XI века на землю Донбасса пришли половцы, совершавшие свои набеги на южные рубежи славянских поселений. В «Слове о полку Игореве» земля между Донцом и Доном названа половецкой.

И взыграло море. Сквозь туман
Вихрь промчался к северу родному –
Сам господь из половецких стран
Князю путь указывает к дому.
Уж погасли зори. Игорь спит –
Дремлет Игорь, но не засыпает.
Игорь к Дону мыслями летит,
До Донца дорогу измеряет.

Отправляясь в поход на половцев, в 1185 году, Игорь Святославович намеревался дойти до Дона и моря Азовского.

Князь промолвил: «Братья и дружина!
Лучше быть убиту от мечей.
Чем от рук поганых полонёну!
Сядем, братья, на лихих коней
Да посмотрим синего мы Дону!»
Вспала князю эта мысль на ум –
Искусить неведомого края,
И сказал он, полон ратных дум,
Знаменьем небес пренебрегая:
«Копие хочу я преломить
В половецком поле незнакомом,
С вами, братья, голову сложить
Либо Дону зачерпнуть шеломом!»

Предполагается, что место битвы 12 мая 1185 года русского князя Игоря с половецким ханом Кончаком на реке Каялы находится при впадении в реку Кальмиус реки Камышевахи (ниже Старобешево). Постоянных жителей в донецких степях, по «Слову о полку Игореве», не было. Известно о существовании древнейших половецких городов: Шарукань, Сугров, Балин, Сурож, Корсунь и Тмутаракань. Ранее в 1111 и 1116 годы к этим городам свершали «смелые и дальние походы» русские дружины, ведомые воинственным князем Владимиром Мономахом.

В начале XIII века войска монголов преследовали половцев, которые попросили защиты у русских князей. Три сильнейших князя Руси, три Мстислава: Галичский, прозванный Удалым, Киевский и Черниговский, собрав свои рати, решили защитить половцев. На реке Калке (река Кальчик – приток Кальмиуса) 31 мая 1223 года произошло сражение между восьмидесятитысячной русско-половецкой армией и двадцатитысячным войском монголов. Русская армия была разбита.

На столетие обезлюдел Донецкий край с приходом в начале XIII века с востока монголо-татар. Оседлое население сохранилось на Северском Донце, где известен ряд поселений с «керамикой древнерусского облика». Во второй половине XIV века на территории современного Донбасса отмечался рост поселений. Абсолютное большинство этих поселений не пережило походы Тамерлана 1391-1395 годов. Их гибель обозначила новый этап в истории донецких степей, который продолжался до конца XVI века и характеризовался полным отсутствием на этой территории оседлости и господством кочевого быта. Появлялись крымские татары, кочевники-ногайцы, калмыки. Эти земли были составной частью Дикого поля, занимавшего значительную территорию – все междуречье Днепра и Дона от Северского Донца и до Азовского побережья. В середине XV века значительная часть земель Дикого поля была присоединена к Крымскому ханству, попавшему вскоре в зависимость от Османской империи.

К началу XV I века (1515 год) относится первое письменное упоминание о поселении монахов-отшельников в меловых горах на правом берегу Северского Донца, в районе современного Святогорска. С 1571 года река Северский Донец служила пограничным рубежом с Крымско-татарским ханством и ногайской ордой. После сожжения Москвы «крымчаками» Девлет-Гирея воевода Ивана IV Грозного (1530— 1584 гг.) князь Михаил Воротынский начал строить в наших краях систему острогов и засек, призванных охранить рубежи земли русской (Коломацкая, Обишанская, Бакалийская, Святогорская, Бахмутская, Айдарская сторожи). На бродах Северского Донца (Абашкин, Бишкинский, Берецкий, Изюмский и др.) стояли сторожи Рыльских, Путивльских, Ливенских станичников, в задачи которых входило вовремя оповестить воевод приграничных городов о приближении татарской и ногайской конницы. В 1579 году русское правительство организовывает в Диком поле погранично-сторожевую службу и формирует подвижные отряды для патрулирования по степным дорогам от Дона и Миуса до Кальмиуса и Самары.

В 1577 году на запад от устья Кальмиуса крымские татары основали укреплённое поселение Белый Сарай (возможно, отсюда происходит название «Белосарайская Коса»). Но в 1584 году татарский Белый Сарай был разрушен.

Заселение Донецкого края началось после начала Хмельничины (1648-1654 годы), когда от ужасов войны на эти земли бежали крестьяне с Правобережной Украины. О том, как мало были в то время заселены нынешние Харьковская, Луганская и Донецкая области, можно судить по тому, что Белгородский уезд, занимавший огромную территорию от Курска до Азова, имел в 1620 году только 23 поселения с 874 дворами. Новопоселенцы изучали недра донецкого бассейна. C 1625 года в районе нынешнего Славянска добывали соль. «Промышлять» её в донецкие степи ездили «охочие» люди из Белгорода, Валуек, Воронежа, Оскола, Ельца, Курска и других «окраинных» городов России. В 1645 году был построен острожек Тор для охраны от крымских татар, совершавших набеги на новопоселенцев и «охочих» людей (ныне Славянск). В 1650 году начали действовать частные соляные заводы острожка Тора. В 1676 году вдоль Северского Донца поселились «черкасы» (ушедшие из-под ига польской шляхты украинцы). Изюмские и донские казаки стали варить соль и на Бахмутке, притоке Северского Донца. Возле соляных промыслов вырос городок Бахмут.

На донецкие остроги и городки опирались фаворит Софьи I Алексеевны (1682-1689) князь Василий Голицын в крымских походах 1687, 1689 годов, Петр I Великий (1682-1725 гг.) в азовской кампании 1695-1696 годов и в сражениях с войском короля шведского Карла XII (1682-1718) в 1707-1709 годах. На осколках этих фортификационных сооружений были основаны современные поселения Маяки (1663), Райгородок (1684).

В начале XVII века в устье Кальмиуса на правом берегу возник сторожевой пост Домаха (ранее Адомаха). До этого здесь существовали поселения беглых крестьян, периодически разоряемых татарскими набегами. В крепости Домаха находилась церковь и торговые лавки.

В 1690 году основан зимовник Ясиновка, вблизи современного города Макеевка. В 1715 году основаны Бахмутский (Артёмовский) и Торский (Славянский) солеваренные заводы. В 1721 году экспедиция Григория Капустина впервые нашла каменный уголь в Донбассе недалеко от города Бахмут у реки Курдючей (приток Северского Донца).

30 апреля 1747 года, разрешив частный спор между «донцами» и «запорожцами» о ловле рыбы в Азовском море, Правительственный Сенат Елизаветы I Петровны (1741-1761) установил административную границу войска Донского и войска Запорожского. Границей объявлялась река Кальмиус на всем её протяжении от истоков до устья: к западу от неё землями и реками владеют запорожцы, к востоку – донцы. Эта граница как рубеж между областью Войска Донского и областью Войска Запорожского, а позднее Екатеринославской губернией сохранялась до самой революции 1917 года.

XVIII век прошёл в многочисленных войнах, которые вела Российская империя с Турцией за выход к южным морям. Войны привели к постепенному заселению Донбасса восточнославянским населением (крестьянами из центральной России, Правобережной Украины и Слобожанщины), а также выходцами с Балкан (сербами и румынами), христианским населением Крыма (греками и армянами).

В 1751-1752 годах на флангах построенной по указу Анны Иоановны (1643-1740) оборонительной линии в междуречье Бахмута и Лугани были поселены крупные войсковые команды сербов и хорватов генерала И. Хорвата-Откуртича и полковников И. Шевича и Райко Прерадовича. Вслед за сербами, укрываясь от австрийской и турецкой агрессии, на территорию Северного Донбасса потянулись македонцы, валахи, молдоване, румыны, болгары (славяне), цыгане, армяне. В результате разделов Речи Посполитой – поляки и скрывавшиеся в Польше русские старообрядцы (села Серебрянное, Привольное, Жёлтое, Каменка, Черкасское, Хорошее, Калиновское, Троицкое, Луганское). С первых дней своего существования донецкая Славяносербия ассимилировались русскими (великоросами), украинцами (малороссами) и казаками, так что к рубежу XIX-XX веков от поселенцев Хорвата, Шевича и Прерадовича в Донбассе остались топонимы (города Славянск, Славяногорск, Славяносербск и др.) и фамилии (Видович, Попович, Гужва, Милович, Мосальский, Гнедич, Перепелица, Середа и другие).

В результате русско-турецкой войны 1768-1774 годов турки и татары были вытеснены из приазовских степей. По мирному договору 1774 года Приазовье вошло в состав Российской империи. С этого момента началось централизованное заселение Дикого поля оседлым населением. Среди новых поселенцев было много русских, сербов и греков, которым царское правительство выделило в этих местах обширные земли. Кое-где возникли поселения немецких колонистов.

14 февраля 1775 года на территории современного Донецкого края, в пустынных землях между Северским Донцом, Днепром и Доном, указом Екатерины II Алексеевны была возрождена созданная еще Петром I Алексеевичем в середине декабря 1708 года (правда, в других границах) южнорусская Азовская губерния – в дальнейшем Новороссийская губерния.

В апреле 1778 года царствовавшая российская императрица Екатерина II Алексеевна, учитывая заинтересованность России в освоении земель на побережье Азовского моря и в бассейне Северского Донца, принимает ряд законодательных актов о переселении в южнорусские губернии христианского населения Крыма (греков, валахов, грузин, армян, румынов). Грамоту об этом, подписанную Екатериной II, греки получили в 1779 году, за ними закреплялись земли Азовской губернии Мариупольского уезда. На месте уничтоженной турками в 1769 году крепости Домаха был заложен уездный город Павловск. Строительство его началось в 1778 году. В 1779 году, по ходатайству греческих переселенцев прибывших с митрополитом Готфейским и Каффайским Игнатием (Хозановым) из Крыма, он был переименован в Мариуполь.

Выходцы из крымских деревень направились к Кальмиусу и основали на его правом берегу шесть сёл: Бешев, Большую Каракубу, Ласпи, Карань, Чермалык и Сартану. Деревню, как правило, заселяли выходцы из нескольких крымских сел, а вновь образованному селу присваивали название той крымской деревни, переселенцы из которой составляли большинство. Жители наиболее крупных крымских сел при основании новых сел ни с кем не объединялись. Так возникли села: Бешев, Большая Каракуба и Сартана. Все они сохранили свои названия. Свои первые сельские поселения в Новороссии греки начали строить в 1779 году. Они основали поселки: Великая Яниϲоль, Керменчик, Ласпа, Мангуш, Стыла, Чердаклы, современные города – Урзуф, донецкая Ялта, Мариуполь и другие.

После заключения Кючук-Кайнарджийского мира между Российской и Оттоманской империями 10 июля 1774 года, России стала доступна более дешёвая крымская соль, и в 1782 году генерал-губернатор края светлейший князь Григорий Потёмкин Торские соляные промыслы закрыл.

В начале 1783 года Екатерина Алексеевна упразднила две южные губернии (Азовскую и Новороссийскую), составив из них новое Екатеринославское наместничество с центром в городе Кременчуге, к Бахмутскому уезду которой была отнесена территория современной Донецкой области к западу от реки Кальмиус. В 1793 году в Славянском и Мариупольском уездах насчитывалось 20 коневодческих и 45 животноводческих заводов.

2 декабря 1796 года Указом Павла I Петровича (1754-1801) Вознесенская, Екатеринославская губернии и Таврическая область были объединены в огромную Новороссийскую губернию, а её центр, город Екатеринослав, был переименован в Новороссийск. В октябре 1802 года наследник Павла I Петровича Александр I Павлович (1777-1825) разделил необъятную павловскую Новороссийскую губернию на Николаевскую (в 1803 году её центр из Николаева был переведен в Херсон и название губернии изменилось на Херсонскую), Таврическую и Екатеринославскую губернии. Донецкий край входил в Екатеринославскую губернию вплоть до создания Донецкой губернии Указом Совета Народных Комиссаров 5 февраля 1919 года.

Немецкие колониϲты – меннониты, а затем, лютеране и католики – приезжали в Приазовье и под Екатеринослав с 1788 года по 1810 год. На рубеже XV II-XIX веков донецкими немцами был основан поселок Остгейм, ставший в советские годы центром Тельмановского района Донецкой области. В это же время возникли колонии Киршвальд, Тигенгов, Розенгарт, Шенбаум, Кронсдорф, Розенберг, Грунау, Винерау, Рейхенберг, Камленау, Миррау, Кайзердорф, Гетланд, Нейгоф, Ейхвальд, Тигенорт, Тиргарт и другие.

Первые грузины, армяне, азербайджанцы, вайнахи, представители других кавказских этносов появились в Донецком регионе в конце царствования Екатерины II Великой (1762-1796) и после включения в состав Российской империи Кавказа и части Закавказья – при Александре I Павловиче (1801-1825) в 1801-1828 годах.

В конце XVIII столетия в Донбассе начался процесс раздачи свободной земли под так называемые «ранговые дачи» лицам, находящимся на государственной службе, что дало толчок развитию помещичьего землевладения. Большие наделы между Кальмиусом и Миусом получил атаман Войска Донского князь Иловайский (в Донбассе и поныне существует город Иловайск).

В 1779 году поручик Е.С. Шидловский получил в дар от царского правительства земли в черте нынешнего Донецка, где с помощью местных казаков, живших в зимовниках, основал слободу Александровка. Слободу заселяет семейный, оседлый люд и строит здесь жилье. Три года спустя после основания Александровке, как свидетельствует историко-статистическое описание Екатеринославской епархии, проживал 341 человек. Рядом в период 1803-1810 годов образуются сёла Авдотьино, Алексеевка, Григорьевка, жители которых занимались земледелием и скотоводством.

В районе Святогорска земля была подарена князю Григорию Потёмкину. 400 тысяч десятин земли по Северскому Донцу, Самаре, Быку, Волчьей были оставлены за царским двором. Стремясь избежать двойного налогообложения за владение пустующими землями и заполучить 10-летние льготы на обзаведение хозяйством, донецкие казаки нередко записывались за знакомыми помещиками из числа казацкой старшины. К примеру, в конце 1780-х годов в верховьях Кальмиуса казаками из числа сослуживцев Е.С. Шидловского, ушедших на покой, основаны две слободы: Александровка и Кругловка, в черте которых со временем возникли Ворошиловский и Киевский районы города Донецка. Население Александровки и Круглоголовки по ревизским сказкам числились «за Шидловским», а фактически – оставались лично свободными людьми. Показательно, что накануне реформы 1861 года правительственные переписчики Александра II Освободителя (1818-1881) в Бахмутском уезде Азовской губернии сумели найти только 27% помещичьих крестьян, а в Мариупольском уезде их не было обнаружено вовсе.

В 1812 году основано село Сантуриновка (сейчас – город Константиновка). В 1820 году впервые обнаружен уголь возле слободы Александровка (территория современного Донецка), появились первые мелкие шахты.

В 1820 году в Александровке открывают залежи каменного угля и здесь появляются мелкие шахты – «дудки», которые разрабатывали только верхние пласты.

В 1824 году впервые в Приазовье началось строительство морских судов, а в 1830 году произошло открытие макаронной фабрики в Мариуполе. Вероятно, в этом участвовали итализированные славяне из австрийских провинций Адриатического побережья владельцы торговых домов: Станислав Гольяно, и братья Мембели, судостроитель Кавалотти, держатели торговых контор: Радели, Петракокино.

Цыгане появились в Донецких землях после присоединения к России Молдавии и Валахии, после подписания Адрианопольского мирного договора в 1829 году, который завершил русско-турецкую войну 1828-1829 годов.

1832 год – основан Славянский курорт и на озере Рапное, началось лечение людей солёной водой и грязью. В 1841 году по приказу генерал-губернатора Новороссии М.С. Воронцова на месте современного Донецка построены первые три шахты Александровского рудника. На них трудились 76 вольнонаёмных рабочих и применялась паровая машина. К средине 1850-х годов на Александровском руднике добыча угля составляла 400-500 тысяч пудов в год.

В 1843 году на берегу мелководной речки Камач екатеринославский лесовод-естествоиспытатель Виктор фон Графф (1820-1867) насадил в сухой донецкой степи рукотворный Велико-Анадольский лес.

Во время Крымской кампании 1854-1855 годов англо-французская эскадра атаковала приазовские города Таганрог и Мариуполь. Корабельной бомбардировке подверглись Арабат, Геническ, Бердянск и Ейск. На мелководье в азовских косах союзническую эскадру в полном кавалерийском строю встретили вернувшиеся в мае 1831 года из-за Дуная отчаянные «двойные» (дважды бежавшие от властей) казаки Иосифа Гладкого. В 1849 году эти казаки основали на побережье Азовского моря станицы Новониколаевскую (ныне город Новоазовск), Николаевскую и Покровскую. Среди них были прадеды макеевского металлурга, а затем – горняка Владислава Егорова и донецкого историка Вадима Задунайского.

В 1859 году объединены в Макеевский каменноугольный рудник мелкие шахты на территории современной Макеевки. По данным ревизии число жителей Александровской волости Бахмутского уезда значительно возросло. В 1859 году в Александровке проживал 1091 человек, в Авдотьино – 380, Алексеевке – 320, Григорьевке – 154. В 1868 году основана станция Краматорская (сейчас – город Краматорск). Блестящее будущее региона заключалось в разработках соляных, меловых, алебастровых, рудных и угольных залежей междуречья Донца и Кальмиуса, что определялось геологией региона.

По донецким степям кочевали племена киммерийцев, скифов, сарматов, аланов, гуннов, булгар, печенегов, половцев, торков.

Основное занятие кочевых племен – скотоводство и военные набеги. Часть кочевых народов занималась примитивным земледелием. Кочевники - несколько раз в год перемещались с места на место, поскольку животным постоянно были необходимы новые пастбища. Поэтому наиболее распространённым типом жилищ у кочевников были разборные, легкопереносимые конструкции, покрываемые шерстью или кожей (юрта, палатка или шатер). Домашняя утварь и посуда чаще всего делалась из небьющихся материалов (дерево, кожа, металл). Одежда и обувь шились, как правило, из кожи, шерсти и меха.

Передвигались кочевники на лошадях, были прекрасными наездниками. У всех кочевых племен все мужчины были воинами и с раннего детства осваивали военное искусство. У некоторых племен воинами были и женщины. Ядро войска составляла конница. Кочевники использовали традиционную для них тактику внезапных нападений, ложных отступлений и засад. Оружием всадников служили копья, луки и дротики, а так же кинжалы, мечи и топоры. Скифами уже были освоены некоторые осадные машины, прежде всего таран. У половцев появилась тяжеловооруженная конница, а также тяжелые самострелы и «жидкий огонь».

Все кочевники были язычниками. Погребения умерших чаще всего осуществляли в курганах. В могилу клали одежду, оружие, украшения, посуду, часто на могиле или в могиле оставляли останки коня.

1. Гунны (хунну) - тюркоязычные племена, пришедшие с Востока из Центральной Азии. В могилы знатных гуннов клали большое количество золотых и серебряных украшений, поясных наборов, диадем, седел, конской сбруи, оружия, головных уборов, пряжек, подвесок, фаларов (фалар - большая выпуклая круглая бляха с рельефным орнаментом) и накладок. Гуннским временем датируется каменная стела из Новоазовского района.

2. Булгары - тюркские и угро-финские племена, населявшие причерноморские и приазовские степях в VII веке. В Приазовье создали свое государство Великую Болгарию (Булгарию) со столицей в г. Фанагория. Часть населения занималась земледелием, развивалось и традиционное занятие степняков- скотоводство. В результате давления со стороны Хазарии часть булгар ушла в Малую Азию, в Аравию, где со временем ассимилировалась среди местного населения, часть переселилась на Кавказ (в частности, в Армению), часть булгар ушло в Европу и создало новое государство - Булгарию на Дунае, часть булгар осталась на своих землях и стали частью Хазарского каганата.



3. Хазары - тюркоязычные кочевые племена. Хазары завоевали приазовских болгар и создали сильное, процветающее государство - Хазарский каганат во главе с правителем - каганом и столицей в г. Итиль. Долгое время хазарам платили дань за сохранение мирных отношений и Византия, и Русь. До основания государства они были кочевниками, а затем начали вести полукочевой образ жизни, на зиму оставаясь в городах. Активно занимались торговлей, хотя собственной монеты у хазар не было. Войско хазар было многочисленно и состояло из постоянного отряда и ополчения. Решающий удар по каганату нанес киевский князь Святослав. После чего Хазарский каганат не смог оправиться никогда и вскоре прекратил свое существование. Вблизи Северского Донца ученые обнаружили крупное городище времен Хазарского каганата. В захоронении хазарской женщины в Мариуполе обнаружен набор украшений, зеркало и монеты. Во время раскопок археологи нашли набор клещей, щипцы, стремена, пряжки, оружие, а также остатки хазарских кочевьев, в которых сохраняются следы от круглых жилищ - юрт.

4. Торки - родственные печенегам племена тюркоязычных кочевников. Основные кочевья торков располагались в Донецкой области в бассейне реки Казенный Торец. От них происходит целая серия гидронимов (названия рек) - Казенный Торец, Кривой Торец, Сухой Торец, Торские озера

и топонимов (названия местности) - Большой Тор, Торецкое городище и город Тор (современный Славянск), поселки Торецкое и Торское в Константиновском и Краснолиманском районах, Краматоровка (современный Краматорск). Именно в этом степном микрорайоне обнаружены немногочисленные погребения торков: у села Торское в Краснолиманском районе и города Ясиноватая Донецкой области. Во многом они похожи на печенежские. Торки, как и печенеги, хоронили своих сородичей в курганах в ямах с деревянным настилом. Сверху настила клали голову и ноги коня. Самого коня родственники съедали во время тризны (тризна - поминки). Конь был обязательным элементом захоронения. Кочевники верили, что покойные въезжали в рай на коне.

5. Печенеги - кочевые тюркоязычные народы. Печенеги пребывали в постоянном движении и перемещались по степи со своими стадами. Основу стада составляли кони и овцы. Долговременных стойбищ у них не было, жилищем служили легкие юрты. Юрта - это круглое жилище из войлока и шкур животных на каркасе из деревянных жердей. В центре юрты всегда устраивался открытый очаг. Грабительские войны были важным способом обогащения. Печенеги постоянно нападали на соседей, захватывали людей с целью выкупа, уводили скот. Соседние государства стремились заключить с ними мир и откупиться данью. На рубежах русских княжеств печенеги впервые появились в 915 г. Князь Игорь сразу же заключил с ними договор о мире. Позже началась долгая кровопролитная борьба Руси с печенегами и только в 1036 г. Ярослав Мудрый сумел разбить под Киевом большое печенежское войско и положить конец их набегам.

6. Половцы - иное название команы (или куманы), кипчаки (или кыпчаки). Вся половецкая земля по­лучила название Дешт-и-Кипчак. Центр половецкой земли находился в Северном При­азовье. Русские летописи называют эти земли Лукоморьем. Крупным центром половцев от Дона были укреплен­ные городища на Северском Донце у сел Богородичное, Си­дорове и Маяки в Славянском районе Донецкой области, в их землях упоминаются города Шарукань, Сугров, Чешуев.

Кипчаки были ти­пичными кочевыми скотоводами. Они разводили лошадей, верблюдов, коз и овец, буйволов и коров, в теплое время года половцы кочевали по степи. В холодное время устраивали зимовники. Они состояли из юрт и кибиток. Незначительная часть половцев оседала на землю и занималась примитив­ным земледелием. Основными продуктами питания были мясо жи­вотных и коровье молоко, кумыс (переработанное лошади­ное молоко), каши из проса и пшеницы. Одежда была хорошо приспособлена для верховой езды.

Жизнь половцев, как и всех кочевников, была нераз­рывно связана с конем. Все от мала до велика были пре­красными наездниками. после смерти, в могилы мужчин и женщин клали, как правило, целого коня, уздечный набор, стремена, иногда седло. К мужчинам клали оружие, к женщинам -украшения. Умерших хоронили в уже существовавших курганах или насыпали над их могилами новый земляной холм.

У кипчаков сложился обычай устанавливать на курганах и высоких местах каменные (очень редко деревянные) изображения умерших предков. Эти скульптуры получили название "каменные бабы". Скульптуры сделаны из серого песчаника и имеют высоту от 1 до 4 метров. «Баба» - искаженное «балбал», «бабай» (по-тюркски - сильный, уважаемый, воин-богатырь). Половецкая каменная скульптура (половецкая баба) – статуя, символизирующая предка. Каменным «бабам» приносились дары, у них просили защиты и покровительства.

Половецких воинов считали отличными воинами.

1. В половецком войске обязаны были служить все мужчины, способные носить оружие. Половецкие воины сражались луками, дротиками и кривыми саблями, арканами и копьями. Основной силой кочевников, как и у любых степняков, были отряды легкой кавалерии, вооружённой луками. Позднее в войсках половецких ханов появились и дружины с тяжёлым вооружением. Тяжеловооружённые воины носили кольчуги, панцири и шлемы с железными или бронзовыми личинами.

2. Известно также о применении половцами тяжелых самострелов и «жидкого огня», заимствованных, возможно, у Китая либо у византийцев (греческий огонь). Используя эту технику, половцы умели брать и хорошо укреплённые города.

3. Половецкие войска отличались маневренностью. Некоторые повозки оснащались арбалетами и были пригодны для защиты во время нападений противника. Во время внезапных нападений противника половцы умели стойко обороняться, окружая свой стан повозками.

4. Половцы использовали традиционную для кочевников тактику внезапных нападений, ложных отступлений и засад.

Краткая древняя история Донбасса. Представленный материал можно использовать для проведения классного часа в группе. Рекомендуется классным руководителям колледжей, техникумов.

Древняя история Донбасса

Донецк под ледником

Древние стоянки человека свидетельствуют о том, что Донецкий край начал обживаться людьми еще задолго до появления ледника, двигавшегося в сторону Донбасса с северо-запада. Толща льда гигантского ледника достигала двух километров, а сам он простирался от Британских островов до Оби, приближаясь к Донецкому кряжу и опускаясь широкими выступами по Днепру и Дону.

Если раньше на территории Донецка росли пышные пальмы и кипарисы, то с наступлением ледника они постепенно уступили место тундре с карликовыми березами и ивами, мхами и клюквой по болотам. Теплолюбивые животные вымерзли или ушли в теплые края. На смену им пришли огромные мамонты, шерстистые носороги, северные олени, пещерные медведи и зубры. Останки этих животных найдены на Северском Донце, вблизи Константиновки, Дружковки, Горловки, Артемовска и Мариуполя.

Шло время и ледник постепенно таял, к тому времени, когда закончился холодные период, климат Донецка стал близким к современному. В лесостепи появились кабаны, быки, лошади, волки и лисицы.

Первые поселенцы Донецкого края

Человек появился на территории нынешнего Донбасса еще до появления ледника. Об этом свидетельствуют найденные кремневые наконечники для стрел и копий, иглы, гарпуны, копья-металки. Просторные хижины из шкур, натянутых на остов костей, были пристанищем целого рода.

Одна из таких стоянок была обнаружена в шести километрах от Амвросиевки, в верховьях Казенной балки. Вместе с остатками костров, кремневыми и костяными изделиями сохранились каменные фигурки женщин.

Постепенно человек развивался, учился охоте и выживанию: он изобретал лук и стрелы, учился рыбной ловле.

Остатки поселений охотников и рыболовов тех времен на территории Донецка и области найдены вдоль рек Северский Донец, Бахмут, Волчья.

На заре каменного века человек учился шлифовать, пилить и сверлить камень. К прежним орудиям труда прибавились топоры, молотки и мотыги. От охоты и сбора растительной пищи люди стали переходить к разведению скота и выращиванию растений.

В Донецком областном краеведческом музее выставлены предметы стоянок древнего человека у Северского Донца, Кальмиуса, Крынки: шлифованные кленовидные топорики, наконечники стрел и метательных копий, ножи, скребки, остатки глиняной посуды.

Племена, жившие в Придонцовье и Приазовье, вели оседлый образ жизни. Их сближали родственные узы, общность языка, торговля и обмен товарами.

Киммерийцы на территории Донецких степей

Степное раздолье, проточная вода, свежие травы для выпаса скота манили племена в Приазовье. Первыми в эти степи пришли киммерийцы. Они пришли сюда в Х в. до н. э. из-за Дона, кочевали вблизи Кальмиуса и Северского Донца.

История этого народа продолжалась до второй половины VII века до нашей эры, когда он исчез, растворившись среди населения Малой Азии. Материальная культура киммерийцев аналогична племенам скифской общности, которая вытеснила киммерийцев с Донецких степей в VII в. до н. э.

Скифы

Сопровождая огромные стада скота, верховые табунщики пять веков кочевали по донецкой земле. Шестиколесные войлочные кибитки, медленно передвигаемые волами, служили жильем для многих поколений скифов-скотоводов.

Скифы были известны в античности как кочевой скотоводческий народ, живший в кибитках, питавшийся молоком и мясом скота, имевший жестокие воинственные нравы, позволившие им снискать славу непобедимых. Они стали олицетворением варварства, но оставили немало легенд. Одной из самых известных является легенда о якобы захороненном золоте скифов, которое не дает покоя археологам уже не одно столетие.

Сарматы и гунны

Во II веке до нашей эры в донецкие степи вторглись племена сарматов, пришедшие из Заволжья. Они стремились не только расширить, но и захватить пастбища у более богатых скифов, завладеть их рабами, дорогой посудой и тканями.

Еще в V—IV в. до н. э. сарматы были мирными соседями скифов. Скифские купцы, направляясь в восточные страны, свободно проходили через сарматские земли. Однако III в. до н. э. дружественные отношения сменились враждой и военным наступлением сарматов на Скифию. Причиной этому стало ослабление Скифского царства. После завоевания Скифии сарматы приобрели славу одного из наиболее могущественных народов древнего мира. Вся Восточная Европа вместе с Кавказом получила название Сарматии.

В IV веке нашей эры из жарких степей Азии в Приазовье пришли гунны: кочевники и скотоводы. Они безжалостно уничтожали поселения славян, их посевы и хозяйство. Гунны стремились продвинуться на север в лесостепную часть, но их всякий раз останавливали славянские племена.

Славяне

Ядром объединения восточнославянских племен были анты или «росы», «русы» как называли храбрых людей с реки Рось. От них, полагают, и получило название «Русь» — раннефеодальное государство восточных славян.

В первой половине ХI века в донецкие степи пришли новые завоеватели - торки. Память об их прибывании здесь и поныне сохранилась в названиях рек: Тор, Казенный Торец, Кривой Торец, Сухой Торец, а также в названиях Торских озер и населенных пунктов: село Торское, Краматорск. Как и печенеги, торки были врагами Руси.

Практически вся территория современного Донбасса входила в состав Крымского ханства. Для защиты от набегов татар и охраны своих южных границ славяне строили сторожевые крепости по берегам Северского Донца. По гребню меловых скал протянулся вал с бойницами Святогорской крепости. В 1571 году земляной вал опоясал Бахмутскую сторожу. А в 1645 году залп из сорока пушек возветил о рождении новой крепости Тор (сегодня это город Славяногорск).

В XVIII веке царица Екатерина II щедро раздавала земли нашего края помещикам, чиновникам, офицерам, переселяла греков из Крыма. На Азовском побережье и правом берегу Кальмиуса греки основали 24 слободы, которым дали названия своих прежних городов и сел: Ялта, Урзуф, Старый Крым, Карань, Бешево и др.

Летом 1868 года началось строительство «чугунки» - железной дороги, которая должна была связать Курск и Харьков с Донбассом и Азовским морем.

Заканчивался XIX век, на пороге стоял уже новый ХХ век, круто повернувший судьбу Донецка.

Безбрежная волнистая степь… Выжженные солнцем и иссушенные восточными ветрами-суховеями типчаково-ковыльные и полынные травы, оголенные участки лишенной влаги и потрескавшейся земли, скальные выходы известняков и песчаников, изредка дополняемых зарослями кустарников, а еще реже - небольшими байрачными лесами,- таков был в недалеком прошлом пейзаж Донецкого края .

Донецкий угольный бассейн образовался на заливах и лиманах давно несуществующего моря. Это море занимало всю восточную половину Европейской России и западную Азиатской, разделяясь между ними сплошным массивом Уральского хребта и врезаясь на запад узким, сильно вытянутым Донецким заливом в материк. Как памятники, давно исчезнувшего моря, до нашей эпохи сохранились сравнительно небольшие резервуары, наполненные морской водой, моря Каспийское и Аральское.

Река Кальмиус в среднем течении

В обнажившихся местах образовалась мощная толща известняка из обитавших на дне моря раковин. Берега моря были покрыты пышной растительностью, свойственной каменноугольному периоду: чудовищными сигилляриями, гигантскими хвощами, древовидными папоротниками, стройными лепидодендронами и каламитами. Остатки этих растений, весьма богатых клетчаткой, устилали дно мелководного залива, перемежаясь с песком и илом, начинали гнить и в результате тления, продолжавшегося тысячелетия, превращались в торф, каменный уголь и антрацит.

Со времени выхода из под вод каменноугольного моря толща Донецких отложений три раза была снова заливаема волнами моря - в течение юрского, мелового и третичного периодов. Наступление каждого моря уничтожало размывом высоко поднимающиеся места и заполняло своими отложениями впадины, содействуя, таким образом, постепенному нивелированию поверхности.

В конце концов, от горных цепей, перерезывавших местность, остались только их широкие основания в виде кряжей. Ряд этих кряжей пересекает весь бассейн с северо-запада на юго-восток, ясно свидетельствуя о прежнем положении размытых горных цепей. Самый значительный из этих кряжей, так называемый главный перелом, или Донецкий кряж.

Совместной деятельностью в течение целых геологических периодов кряжеобразовательного и нивелирующего процесса площадь Донецкого бассейна приведена к своему современному виду, представляя собой тип рельефа, известный под названием «Плато размыва» .

Донецкий край считается одним из наиболее поздно освоенных и заселенных в Украине. Однако в действительности на территории Донбасса человек и цивилизация появились очень давно. Это подтверждают археологические раскопки, проводимые сотрудниками Донецкого областного краеведческого музея.

Скачущий козёл.
Изображение в скифском стиле
на золотой секире первая половина
I тысячелетия до н.э.

Еще в первом тысячелетии до нашей эры территория области входила в состав Скифского государства, причем так называемой Золотой Скифии - центральной и главной части древнего царства. В первом тысячелетии нашей эры по донецким степям кочевали племена половцев. Причем как скифы, так и половцы оставили о себе память - захоронения в виде курганов. А на этих рукотворных холмах - стелы, так называемые бабы, соответственно, скифские и половецкие .

Первоначально название скифы принадлежало племени, обитавшему к востоку от нижнего течения Волги, а затем проникшему на её западный берег и на Северный Кавказ. Отсюда скифы через современный Дагестан и Дербентский проход устремились на территорию нынешнего Азербайджана. Здесь они обосновались и, включив, вероятно, в свой состав значительные группы местного скотоводческого населения, совершали походы в различные части Передней Азии.

Геродот о древнейшей истории скифов:

«По рассказам скифов, народ их - моложе всех. А произошёл он таким образом. Первым жителем этой… страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая… были Зевс и дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю). Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший - Колаксаис. В их царствование на скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошёл, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем… Но когда подошёл третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнёс золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему. Так вот, от Липоксаиса… произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата - племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев - царя - племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами.

Так рассказывают скифы о происхождении своего народа. Они думают, что со времен первого царя Таргитая до вторжения в их землю Дария прошло как раз только 1000 лет. Священные золотые предметы скифские цари тщательно охраняли и с благоговением почитали их, принося ежегодно богатые жертвы. Если кто-нибудь на празднике заснёт под открытым небом с этим священным золотом, то, по мнению скифов, не проживет и года… Так как земли у них было много, то Колаксаис разделил её, по рассказам скифов, на три царства между своими тремя сыновьями. Самым большим он сделал то царство, где хранилось золото. В области, лежащей ещё дальше к северу от земли скифов, нельзя ничего видеть и туда невозможно проникнуть из-за летающих перьев. И действительно, земля и воздух там полны перьев, а это-то и мешает зрению…

Существует ещё и третье сказание (ему я сам больше всего доверяю). Оно гласит так. Кочевые племена скифов обитали в Азии. Когда массагеты вытеснили их оттуда… скифы перешли Араке и прибыли в киммерийскую землю (страна, ныне населённая скифами, как говорят, издревле принадлежала киммерийцам). С приближением скифов киммерийцы стали держать совет, что им делать пред лицом многочисленного вражеского войска. И вот на совете мнения разделились. Хотя обе стороны упорно стояли на своём, но победило предложение царей. Народ был за отступление, полагая ненужным сражаться с таким множеством врагов. Цари же, напротив, считали необходимым упорно защищать родную землю от захватчиков. Итак, народ не внял совету царей, а цари не желали подчиниться народу.

Народ решил покинуть родину и отдать захватчикам свою землю без боя; цари же, напротив, предпочли скорее лечь костьми в родной земле, чем спасаться бегством вместе с народом. Ведь царям было понятно, какое великое счастье они изведали в родной земле и какие беды ожидают изгнанников, лишённых родины. Приняв такое решение, киммерийцы разделились на две равные части и начали между собой борьбу. Всех павших в братоубийственной войне народ киммерийский похоронил у реки Тираса. После этого киммерийцы покинули свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной.

Известно также, что скифы в погоне за киммерийцами сбились с пути и вторглись в землю мидян. Ведь киммерийцы постоянно двигались вдоль побережья Понта, скифы же во время преследования держались слева от Кавказа, пока не вторглись в землю мидян. Так вот, они повернули в глубь страны. Это последнее сказание передают одинаково как эллины, так и варвары».

Часть обшивки с
древневосточными изображениями
и изображениями в скифском стиле.
Найдена около Саккыза (Иран)

На первоначальную колонизацию Донецкого кряжа оказало наибольшее влияние то обстоятельство, что он находился на пути великого передвижения народов с далекого востока на запад. Кочевые народы востока, в течение долгих столетий, проносились шумным потоком через этот край, не желая или не имея возможности осесть в нем самим, и не давая этой возможности другим. Здесь боролись две противоположные стихии: стихия северная, славянская, стремившаяся завладеть краем путем мирной колонизации и стихия восточная, тюрко-монгольская, сметавшая на своем пути все насаждения оседлой жизни и культуры. Борьба этих двух стихий на протяжении почти тысячелетия и составляет всю историю первоначальной колонизации края.

Начало славянской колонизации края относится к VIII и IX векам христианской эры, когда этот край вместе со всем побережьем Черного и Каспийского морей находился под властью народа тюркского происхождения - хазар. Под властью хазар считались и соседи с севера - славяне, платившие им дань и пользовавшиеся их политическим покровительством.

В колонизации края также принимали участие вятичи , радимичи , а особенно черниговские северяне , наиболее энергичные колонизаторы среди славян, отчего вся колонизация получила название «северянской». Памятником этой былой, впоследствии уничтоженной колонизации, остается до наших дней название реки Северский Донец.

Новая историческая волна приносит сюда новых кочевников, тоже тюркского племени: в Х веке печенегов, которые уничтожают хазар и распространяют свою власть на Северное причерноморье и приазовье и Крыма; в ХI веке половцев , которые уничтожают печенегов и занимают их место .

12 мая 1185 года произошла битвы князя Игоря с половцами на Диком поле (ныне Донецкая область), породившей золотое слово восточно-славянской и мировой литературы «Слово о полку Игореве».

Иллюстрация к книге
«Слово о полку Игореве»

Выйдя из Новгорода-Северского 23 апреля 1185 года, войско князя Игоря 10 мая возле нынешнего села Каменка переправляется через Северский Донец и направляется в сторону нынешнего Славянска. В первом сражении с половцами под предводительством хана Кончака принимала участие русская конница. Но вскоре войско Игоря перешло на пешее сражение: половцы были хорошими лучниками, и на ровном, чистом месте они смогли быстро расправиться с конницей неприятеля. Достаточно было стрелять не во всадников, а в коней, которые бы, обезумев от боли, в скором времени смяли бы все войско. Потом половцы умело оттеснили русичей к соленым озерам, где и устроили им полный разгром.

Как известно, сын Игоря Владимир впоследствии женился на дочери половецкого хана Кончака, а его внук от этого брака через 38 лет после поражения Игоря от Кончака (одного деда от другого) руководил одной из русских дружин в исторической битве на Калке (тоже на территории нынешней нашей области) 31 мая 1223 года против татаро-монголов, где и сложил свою голову, защищая Русскую землю .

Хан Батый (Бату) -
основатель
Золотой Орды

В ХIII веке неисчислимые полчища новых кочевников, татар, нахлынули в Европу из Азии, уничтожили или поглотили половцев, грозою прошли по всей русской земле, разрушив до основания Киев, Волынь, Галич и др. города, дошли до Венгрии и, потерпев там неудачу, возвратились назад и образовали Золотую Орду, в последствии от которой сохранилась только одна ее часть - Крымское ханство.

С ХVI века прежняя борьба между кочевниками и оседлым населением переходит в другую стадию борьбы двух культур: мусульманской и христианской. Идет непрерывная борьба за преобладание между государствами: с одной стороны Оттоманская империя в качестве аванпоста, Крымского ханства; с другой стороны Польша и Украина со своим аванпостом, Запорожской Сечью, и Москва со своим аванпостом, Донским казачеством. С этого времени снова возобновляется, остановленная на много столетий наплывом кочевников, былая славянская колонизация южно-русских степей .