Основные сведения о владимирском крае. Описание храма Покрова на Нерли: история создания

История Стоглавого собора

Стоглавый собор, проходивший в Успенском соборе в Москве с 23 февраля по 11 мая 1551 года, является важнейшим событием не только в истории России, но и Русской православной церкви.

Замечание 1

Название «Стоглавый» происходит от количества входивших в него частей (отдельных глав). По своей сути он представлял определенный законодательный акт, регулировавший многие сферы жизни, и обязательный для исполнения церковью. Однако некоторые из принятых введение так и остались лишь на бумаге.

Участниками Стоглавого собора помимо царя Ивана Грозного были князья, высшее духовенство, а также представители Боярской думы.

Вся работа происходила в два этапа:

  • совещание с обсуждением вопросов,
  • непосредственная обработка материала.

В соответствии со структурой Стоглава:

  • 1-4-я главы содержали сведения об открытии собора, участниках, причинах и целях;
  • царские вопросы были в двух частях, первые 37 отражены в 5-й главе, вторые 32 - в 41-й главе;
  • ответы находятся в 6-40-й главах и 42-98-й;
  • глава 99 говорит о посольстве в Троицкий монастырь;
  • 100-я глава содержит ответ Иосафа, предложившего ряд замечаний и дополнений.

Цели

Стоглавый собор был, прежде всего, необходим для разрешения многих значимых вопросов всех сторон духовной жизни. В их числе укрепление духовной дисциплины в ряд ах духовенства, объем полномочий церковного суда, борьба с пережитками язычества и порочным поведением священнослужителей, необходимость унификации церковных служб и обрядов, регламентация порядка строительства церквей и писания икон.

Собор также был призван обсудить проблемы церковного управления, ростовщичества монастырей, избрания благочинных – поповских старост, а также достойных и грамотных служителей алтаря.

Был поставлен вопрос о необходимости создания духовных училищ в целях подготовки духовенства. Все это также способствовало бы повышению грамотности среди населения.

Решения

Итогом Стоглавого собора был сбор и систематизация норм действующего церковного права.

Порочившие церковь беспорядки были также признаны собором, и в целях их ликвидации были введены должности поповских старост, определяемых для каждого города в индивидуальном порядке. Также вводились должности помощников поповских старост – десятских, избираемых из числа священников. К их обязанностям относился контроль за ведением службы в подведомственных церквях.

Замечание 2

Было вынесено решение о «двойных» монастырях, где могли проживать как мужчины, так и женщины.

Стоглавый собор осуждал пережитки язычества в виде скоморошества, пьянства и азартных игр, а также запрещал общаться с иноземцами.

Замечание 3

Но, конечно, большинство решений собора касались богослужений.

К примеру, двуперстное сложение при крестном знамении было узаконено именно тогда. Также важное значение имел вопрос об иконографии Святой Троицы, а именно в обсуждении традиционного православного изображения Троицы в виде трех ангелов. Тем не менее, не имеется информации об определенном ответе, и скорей всего данный вопрос так и остался неразрешенным.

Что касается Церковного суда, то итогом Стоглавого собора стало определение взаимоотношений духовной и гражданской власти. Был применен принцип самостоятельности церкви в церковных делах. Были отменены «несудимые» грамоты, вследствие чего все монастыри стали подсудны епископам. А вот светские суды не могли судить духовных лиц.

На соборе также обсуждался вопрос о церковном землевладении, однако он не был включен в Соборное уложение. Тем не менее, позднее была добавлена 101-я глава под названием «Приговор о вотчинах», в которой и были закреплены основные решения по вопросу.

Значение Стоглавого собора

Стоглавый собор был значимым событием, произведя фиксацию правовых норм внутренней жизни Церкви. Немаловажной стала разработка своеобразного кодекса взаимоотношений между духовенством, обществом и государством. В конце концов, русская церковь отныне обрела самостоятельность.

Замечание 4

Земский и Стоглавый соборы стали равными.

Также было наконец законодательно разграничено церковно-монастырское землевладение, что было особо важно для Ивана Грозного, так как государство остро нуждалось в свободной земле для обеспечения поместьями расширяющегося военно-служивого сословия, а церковь твердо отстаивала свою имущественную неприкосновенность.

Стоглавый собор был не вполне успешен с точки зрения возникновения раздора между православными и старообрядцами по многим обсуждаемым вопросам. На протяжении долгого времени не утихали споры между представителями официальной церкви и раскольниками. Однако все же для своего времени проведение Стоглавого собора было весьма важным и актуальным.

В 1551 г. был созван так называемый Стоглавый Собор, который имел большое значение как для русской церкви, так и для государственных дел.

До нас не дошло стенограммы его заседаний. Книга «Стоглав» (сто глав), которая содержит отчет о деяниях собора, дает неполное их описание. Она, очевидно, была составлена клириком, чья главная цель состояла в ознакомлении духовенства с программой реформ в жизни церкви, в особенности с нормами поведения и обязанностями духовного лица.

Стоглав был признан как учебник русского церковного законодательства. Это – важный исторический документ. Он показал, какова была роль царя в установлении повестки дня заседаний и выявил различие мнений между царем (направляемым Сильвестром и Адашевым), который хотел ограничить рост монастырских и церковных земельных угодий, и митрополитом Макарием, который считал своим долгом по отношению к большинству епископов и настоятелей защищать в этот период право церкви на владение землей.

Готовясь к собору, Иван IV написал обращение, которое он зачитал на открытии. Это был наиболее ранний пример его сочинений, в котором стали очевидными некоторые характерные черты его литературного стиля. Что касается содержания, то может показаться, что речь была, по крайней мере отчасти, вдохновлена и отредактирована Сильвестром. В ней Иван IV сожалел о своем раннем сиротстве, жаловался на плохое обхождение с ним бояр в детстве, признавался в своих грехах, объяснял все собственные и государственные неудачи карой за свои и чужие прегрешения и взывал к покаянию.

В конце своего обращения царь обещал воплощать вместе с членами собора христианские предписания. "Если вы не сумели по своему невниманию исправить отклонения от божьей, истины в наших христианских законах, вы должны будете ответить за это в судный день. Если я не согласен с вами (в ваших праведных решениях), вы должны меня увешивать; если я не смогу повиноваться вам, вы должны бесстрашно отлучить меня, с тем чтобы сохранить живыми мою душу и души моих подданных, а истинно православная вера стояла непоколебима".

Затем царь представил для одобрения Собора новый судебник. Собор утвердил его. Характерно сходство церковного и государственного законодательства этого периода по форме: как судебник, так и «Стоглав» были разделены на то же количество статей (глав) – сто.

Царь также попросил Собор (и последний сделал это) утвердить образец уставных грамот для провинциальной администрации. Это было связано с замыслом Адашева упразднить систему кормления (кормление провинциальных чиновников населением) и заменить ее местным самоуправлением (глава 4 «Стоглава»).

Затем царь представил вниманию членов собора длинный перечень вопросов для обсуждения. Первые тридцать семь вопросов относились к различным сферам церковной жизни и ритуала, исправлению церковных книг и религиозному образованию. Собор получил совет царя принять соответствующие меры, чтобы избежать распущенности и злоупотреблений среди монахов («Стоглав». Глава 5). Эти вопросы были предположительно предложены царю Макарием и Сильвестром.

В дополнение к этим тридцати семи вопросам царь представил для рассмотрения перечень проблем, относящихся в основном к государственным делам. В некоторых вопросах этой группы царь указал на необходимость передачи по крайней мере некоторых церковных и монастырских земель в пользование дворянства (в качестве поместий за военную службу) и горожан (в качестве усадеб в городах). Эти дополнительные вопросы не были включены в «Стоглав». Несомненно, что в формулировке этих вопросов царю помогли те же Адашев и Сильвестр.

Получив ответ на эти вопросы, царь представил еще тридцать два, которые должны были исходить от Макария и Сильвестра. Эти вопросы в основном касались определенных деталей церковного ритуала, а также народных предрассудков и остатков язычества, народной музыки и драмы, которые были также обозначены как язычество.

Митрополит Макарий, следуя в этом случае Иосифу Санину, вместе с большинством епископов и настоятелей выступил против любой попытки секуляризации церковных и монастырских земель, а также против подчинения церковных судов судам мирян. Под влиянием Макария Собор подтвердил неотчуждаемость церковных и монастырских земельных владений (главы 61‑63), а также освобождение духовенства и церковных людей от юрисдикции государственных судов (главы 54‑60 и 64‑66).

Тем не менее Макарий и иосифляне должны была пойти царю и Адашеву на уступки я согласились на некоторые меры, сдерживающие дальнейшее расширение церковных и монастырских земельных владений как в сельских районах, так и в городах. 11 мая 1551 г. монастырям было запрещено покупать земельные владения без одобрения сделки царем в каждом случае. То же правило было применено к дарению или наследованию земли монастырями по воле землевладельцев. Царю таким образом было дано право ограничения дальнейшего роста монастырских землевладений.

В то же время Собор одобрил правила, согласно которым церковным и монастырским властям запрещалось основывать в городах новые слободы. Те, что были основаны незаконно, подлежали конфискации («Стоглав», глава 94).

Исторически эти меры означали продолжение длительного соперничества между русским государством и церковью за контроль над фондом церковных земель и судебную власть над «церковными людьми».

Собор провозгласил византийский принцип «симфонии» церкви и государства, включив в «Стоглав» описание его актов, сущности шестой новеллы императора Юстиниана, одного из основных положений «симфонии» ("Стоглав, глава 62). В церковно‑славянском варианте «Стоглава» читаем: "Человечество обладает двумя великими дарами Бога, данными ему через любовь его к людям – священство./Sacerdotium/ и царство /Imреrium/. Первый направляет духовные потребности; второй – управляет и заботится о человеческих делах. Оба вытекают из одного источника

«Стоглав» содержал честную критику недостатков русского духовенства и практики церкви и в то же время рекомендовал средства исцеления. Они состояли частично в усилении контроля высших деятелей церкви над поведением священников и монахов, частично – в более конструктивных мерах. Для подготовки духовенства рекомендовалось основать школы в Москве, Новгороде других городах (глава 26).

Поскольку в рукописных копиях религиозных книг и церковных учебников по небрежности копиистов встречались ошибки, специальному комитету ученых священников предписывалось проверять все копии до их поступления в продажу и использования (1 рукописной форме, ибо в это время в Москве не было типографии (главы 27 и 28).

Особая глава «Стоглава» касается иконописи и иконописцев (глав 43). Подчеркивается религиозная природа искусства. Рекомендовалось соответствие икон священной традиции. Художники должны были подходить ходить к работе с почтением и быть сами религиозными людьми.

Как показал Георгий Острогорский, "Стоглав по сути не вводит чего‑либо нового (в принципы иконописи), но отражает и подтверждает наиболее древние представления об иконописи... «Стоглав следует принципам византийской иконографии с совершенной точностью... Как с художественной, так и с религиозной точки зрения, его решения взаимосвязаны с сутью верований и идей православия».

Следует отметить, что как Макарий, так и Сильвестр были знакомы с иконописью и ее традициями. Глава «Стоглава» об иконописи была, возможно, написана, или же по крайней мере отредактирована, одним из них или совместно обоими.

Некоторые другие положения «Стоглава» не были столь адекватно сформулированы как положение об иконописи и позднее оказались открытыми для критики. Их переоценка в середине XVII столетия – почти через сто лет после Стоглавого собора – послужила побудительной причиной конфликта между патриархом Никоном и старообрядцами.

Одним из таких прецедентов, в конце концов приведших к смуте и разногласиям, было решение Собора о способе соединения пальцев при крестном знамении. Подобно митрополиту Даниилу в правление Василия III, собор одобрил двоеперстие (соединение указательного и прилежащих к нему пальцев и их поднятие), с тем чтобы символизировать двойственную природу Христа (глава 31). И как в случае митрополита Даниила, некоторые из древних греческих работ (использованных отцами Стоглавого Собора в славянском переводе для подтверждения собственных решений) не были написаны авторитетами, на которых ссылались священники, а лишь приписывались им. Тем не менее следует подчеркнуть, что в раннехристианской церкви действительно существовали разные способы соединения пальцев для крестного знамения и двоеперстие было одним из них.

Другое решение Стоглавого собора, которое позже оказалось предметом разногласий, затрагивало детали церковного ритуала. Было отмечено, что «алилуя» пелось трижды во многих церквах и монастырях в Пскове и Новгороде вместо двух раз, как это было принято в московских церквах. Собор полагал трехкратное исполнение «алилуя» в латинском (т.е. римско‑католическом) варианте и одобрил двухкратное повторение «алилуя» (сугубая алилуя) (глава 42).

Третье противоречивое решение Стоглавого собора неосознанно вело к добавлению слова в восьмом параграфе символа веры. Параграф в православном прочтении звучит так: /Мы веруем/ «в Святой дух, Бога, Дарителя Жизни, Который произошел от Отца...». В некоторых славянских рукописях «Бог» (по‑церковнославянски и по‑русски – Господь) был заменен на «Истинный». Некоторые копиисты, возможно связывая различные рукописи, вставили «Истинный» между словами «Бог» и «Даритель Жизни». Стоглавый собор постановил, что следует говорить либо «Бог», либо «Истинный», не произнося оба слова вместе (глава 9).

Это правило в действительности игнорировалось. Постепенно в Московии стало установившейся практикой читать восьмой параграф символа «Святой Дух, Истинный, Даритель Жизни». Это прочтение закрепилось в поздних копиях самого «Стоглава».

Митрополит Макарий и большинство прелатов – членов собора 1551 г. – были консерваторами. Они стремились избавить русскую церковь от ее недостатков, но не собирались вводить ничего нового в ее практику, и в особенности в догматику.

И все же собор дал импульс постепенному подъему новых течений в русской религиозной и интеллектуальной жизни. Открытая и смелая критика Собором недостатков в жизни церкви послужила ферментом более сознательного отношения к церковным проблемам среди священников и мирян.

Собор провозгласил принцип «симфонии» церкви и государства, что подразумевало определенное ограничение царского самодержавия. Собор подчеркнул важность поддержки образования и основания школ. Решения собора проверить аккуратность рукописей религиозных работ и церковных учебников и откорректировать их привело к более критичному отношению к древним текстам и к лучшему пониманию ценности учености.

Искусство печати не упоминалось в актах собора, но нет сомнений, что митрополит Макарий (и возможно Сильвестр) уже думали во время Стоглавого собора об открытии в Москве типографии. Это было сделано в 1553 г.

В связи с далеко идущими реформами, начатыми правительством царя Ивана IV, в особенности ввиду необходимости обеспечения членов дворянской армии земельными наделами и предложенных, ограничений церковных в моностырских земельных владений, рав‑но как и для введения новых налогов с целью увеличения государственных доходов, было необходимо прежде всего определить размах национальных ресурсов, в особенности размеры земельного фонда для ведения сельского хозяйства, бывшего в то время главным источником богатства России.

Уже в 1549 г. Ермолай‑Еразм обсуждал проблему переоценки недвижимости в Московии в своем трактате «Благохотящим царем правительница и землемерие». Очевидным первым шагом в этом направлении был новый земельный кадастр. Это было сделано в 7059 году Anno Mundi (с 1 сентября 1550 г. по 31 августа 1551 г.). На базе этого кадастра была введена новая единица налогообложения – «большая соха».

Размер большой сохи как нормы налогообложения варьировался относительно различного типа обрабатываемых земель. Для определения землевладений бояр и дворян, равно как и для тех, что принадлежали царским придворным (дворовые), новая соха составляла 800 четвертей хорошей земли на одном поле (при трехполье, тогда использовавшемся в Московии); для церковных и монастырских земель размер сохи устанавливался в 600 четвертей; для земли государственных крестьян (черные) – 500 четвертей. Всего норма для трех полей составляла соответственно 2400, 1800 и 1500 четвертей, т.е. 1200, 900 и 750 десятин. Для земель худшего качества норма была иной.

Чем меньше был размер сохи как единицы налогообложения, тем выше был налог, который следовало уплатить. Это означало, что церковные и монастырские землевладения были оценены по более высокому уровню, нежели дворцовые и боярские земли, и с них платилось пропорционально больше налогов.

С первого взгляда может показаться, что государственные крестьяне были в наихудшем положении, но это не так. Вводя шкалу уровней налогообложения, правительство приняло во внимание тот факт, что крестьяне в первых двух категориях земли кроме выплаты государственных налогов должны были платить налоги (в денежном выражении) своим владельцам земли и выполнять для них определенную работу. Общие обязанности государственного крестьянина были поэтому легче, или по крайней мере равны тем, что выпадали на долю крестьян других категорий.

Стоглавый собор является важнейшим событием не только в истории России, но и Русской православной церкви. Он проходил в 1551 году. Назван стоглавым, так как в него входит 100 частей из постановлений (деяний или уложений) - отдельные главы. Стоглав является своего рода законодательным актом, который касался многих сфер жизни. И этому документу Церковь должна была следовать неукоснительно. Однако некоторые введения остались существовать только на бумаге, на практике им никто не следовал.

Место проведения и участники

Стоглавый собор проходил с 23 февраля по 11 мая 1551 года в Москве. Все происходило в Кремле, в Успенском соборе. На нем присутствовал царь Иван Грозный, высшее духовенство, князья и представители Боярской думы. Среди присутствовавшего духовенства следует выделить:

  • митрополита Макария - председателя;
  • архиепископа Акакия из Тверской епархии;
  • архиепископа Гурия из Смоленской епархии;
  • архиепископа Касьяна из Рязанской епархии;
  • архиепископа Киприана из Пермской епархии;
  • архиепископа Никандра из Ростовской епархии;
  • архиепископа Савву из Крутицкой епархии;
  • архиепископа Трифона из Суздальской епархии;
  • архиепископа Феодосия из Новгородской епархии;
  • архиепископа Феодосия из Коломенской епархии.

История создания

Иван Грозный в начале 1551 года принялся за созыв Стоглавого собора. Он взял на себя эту миссию, поскольку был убежден, что он преемник византийских императоров. Во второй главе Стоглава есть упоминание о том, что иерархи испытывали великую радость по поводу царского приглашения. В первую очередь это объясняется необходимостью разрешения многих вопросов, которые были особенно значимы в середине XVI века. К ним относилось укрепление церковной дисциплины среди духовенства, вопросы о полномочиях церковного суда. Надо было бороться против порочного поведения священнослужителей и прочих представителей церкви. Много проблем также было с ростовщичеством монастырей. Продолжалась борьба с пережитками язычества. Кроме того, возникла необходимость в унификации церковных обрядов и служб. Порядок переписки церковных книг, строительства церквей и писания икон должен быть жестко регламентирован. Поэтому Стоглавый собор Русской православной церкви был необходим.

Собор начался с торжественного молебна по случаю открытия. Произошло это в московском Успенском соборе. Далее Иван Грозный зачитал свое обращение к участникам, которые можно расценивать как его раннее сочинение. В нем уже можно было заметить художественный стиль царя. Он рассказывал о своем раннем сиротстве, плохом обращении бояр, каялся в своих грехах и просил покаяния. После этого царь представил новый судебник, который собор быстро утвердил.

На сегодняшний день исследователи не могут назвать точную дату, когда собор начал свою работу. В первой главе указано 23 февраля. Существует две версии, что произошло в этот день:

  1. Началось заседание собора.
  2. Составлялось Соборное уложение.

Вся работа протекала в два этапа: совещание (и обсуждение вопросов) и обработка материала.

Первая глава также содержит примерную программу: собор дает ответы на вопросы царя. Он выдвигал различные проблемы для соборного обсуждения. Участники могли высказать только свое мнение по предложенным темам. Всего царь предложил 69 вопросов. Составитель Стоглава явно не ставил перед собой задачу полностью раскрыть те исправления, с которыми работал. Вместо ответов составитель предлагает документы, в соответствии с которыми принимались решения. Каноническая литература не позволяла принимать решения, которые не соответствовали ей. Некоторая литература отражена в первой главе:

  • правила святых апостолов, отцов церкви;
  • правила, которые были установлены на соборах духовенства;
  • поучения канонизированных святых.

Структура Стоглава:

  • 1-4-я главы - сведения об открытии собора, участники, причины и цели;
  • царские вопросы были в двух частях, первые 37 отражены в 5-й главе, вторые 32 - в 41-й главе;
  • ответы находятся в 6-40-й главах и 42-98-й;
  • глава 99 говорит о посольстве в Троицкий монастырь;
  • 100-я глава содержит ответ Иосафа. Он предложил ряд замечаний и дополнений к Стоглаву.

Знакомясь со Стоглавом, можно оценить, насколько сильна была роль царя. Но больше всего видно, насколько различны мнения между царем и Макарием. Каждый из них преследовал свои цели и старался продвинуть их вперед.

Цели Стоглавого собора

Стоглавый собор 1551 года основной целью считал преодоление "нестроений" в жизни Русской церкви. Следовало благоустроить и упорядочить все стороны духовной жизни. В ходе работы был прослушан огромный список вопросов и сообщений. Во всех них описывались недостатки и трудности церковно-народной жизни. Собор обсуждал проблемы церковного управления, соблюдение церковного устава в богослужении. Для осуществления последней задачи необходимо было избрать поповских старост - благочинных. Кроме того, большое внимание уделялось проблемам избрания грамотных и достойных служителей алтаря. Возникли вопросы о создании духовных училищ, где подготавливали бы священнослужителей. Это также способствовало бы повышению грамотности среди населения.

Решения Стоглавого собора

Стоглавый собор собрал и систематизировал все нормы действующего права Церкви. В постановлениях Стоглава говорится об архиерейских пошлинах, церковном суде, дисциплине духовенства, монахов и мирян, богослужениях, монастырских вотчинах, народном образовании и так далее.

Нравственность и контроль за жизнью

Беспорядки, порочившие церковь и угрожавшие ее будущему, все-таки были признаны собором. Именно поэтому повсеместно был введен институт поповских старост. В каждом городе число старост определялось индивидуально. Так, для Москвы было определено 7 поповских старост. Это число соответствовало числу соборов, которые были центральными в своем округе. Поповские старосты также имели помощников - десятских. Последние избирались из священников. В селах и волостях избирались только десятские священники. В Стоглаве были зафиксированы обязанности: контроль за правильным ведением службы в подведомственных церквях и благочиниях священников.

Также было вынесено важное решение о "двойных" монастырях. В них проживали как мужчины, так и женщины.

Стоглавый собор русской церкви осуждал народные бесчинства и пережитки язычества: судебные поединки, пьянство, скоморошеские представления, азартные игры.

Постановления Стоглавого собора также касались еретических и безбожных книг. К ним относились Secreta secretorum, "Аристотель" - сборник средневековой мудрости, астрономические карты Эммануила Бена Якоба. Также было запрещено общаться с иностранцами.

Богослужение

Большинство решений собора касаются богослужений.

Двоеперстное сложение (при крестном знамении) было узаконено именно в 1551 году. Также узаконена была сугубая аллилуйя. Спустя время эти решения были основными аргументами старообрядчества.

Существует мнение, что именно Максим Грек приложил руку к тому, чтобы священные книги начали исправлять. Также было постановлено открыть Московскую типографию. Но она просуществовала недолго. В ней печатались исправленные книги.

Икона "Святая Троица"

Во время собора также рассматривался очень важной вопрос об иконографии Святой Троицы. Он состоял в том, что обсуждалось традиционное православное изображение Троицы как трех ангелов.

Часть исследователей полагает, что участники собора не дали определенный ответ, или вовсе вопрос остался неразрешенным. Одно мы знаем точно: осталась только надпись "Святая Троица" без надписей и перекрестий. Однако богословское обоснование этому предписанию отцы дать не смогли, ссылаясь на Андрея Рублева и древние образцы. Это оказалось слабым местом Стоглавого собора, что привело к печальным последствиям. Большинство сохранившихся икон Святой Троицы не имеет крестчатых нимбов и выделяющей надписи.

Еще одним важным вопросом, неразрывно связанным с написанием Троицы, был вопрос об "изобразимости Божества" (43-я глава). Текст постановления относится по прямому его значению как будто к Божеству Христа. Но проблема в том, что Божество неизобразимо. Скорее всего, здесь имеется в виду неизвестное изображение. И правда, при Стоглаве имели место три манеры изображения: традиционная, Отечество и новозаветная.

Новозаветная Троица имеет наиболее известное изображение в Благовещенскм соборе на четырехчастной иконе. Ее написали мастера по заказу протопопа Сильвестра. Не заметить тогда это изображение было невозможно. Кроме того, на эту икону ссылался царь, когда обсуждался вопрос об изображении не святых людей на иконах.

Собор имел причины замалчивать иконографию Святой Троицы. Во-первых, никто не имел четкого представления, как изображать Божество на иконах. Во-вторых, некоторые исследователи утверждают, что собор и митрополит не обладали единомыслием.

Церковный суд

Определились взаимоотношения между духовной властью и гражданской. Это происходило на принципе самостоятельности церкви в делах церковных. Стоглавый собор решил отменить "несудимые" грамоты. В результате все приходские причты и монастыри стали подсудными своим епископам. Светские же суды не могли предавать суду духовных лиц. Но так как не могли сразу упразднить существующую систему, то решили предоставить священникам право участвовать в судах посредством собственных выборных старост и сотских. Последним забыли определить роли в суде.

Церковное землевладение

По-видимому, вопрос о землевладении поднимался на соборе, но его не включили в Соборное уложение. Но через некоторое время появилась 101-я глава - "Приговор о вотчинах". В этом документе царь и митрополит отразили свое стремление снизить рост церковных земельных владений. В последней главе были закреплены пять основных решений:

  1. Архиепископы, епископы и монастыри не имеют права покупать без царского разрешения у кого-либо вотчины.
  2. На помин души допускаются земельные вклады, но необходимо оговорить условие и порядок их выкупа родственниками.
  3. Вотчинники некоторых областей не имеют права продавать людям иных городов вотчины. Также запрещено дарить вотчины монастырям без доклада царю.
  4. У приговора нет обратной силы, он не распространяется на сделки, совершенные до Стоглавого собора.
  5. Установлена санкция за нарушение договора: вотчина конфискуется в пользу государя, и продавцу деньги не возвращаются.

Значение собора

Реформы Ивана Грозного несли в себе большое значение:

Выводы

Стоглавый собор, кратко говоря, произвел фиксацию правовых норм внутренней жизни Церкви. Также был разработан своего рода кодекс взаимоотношений между духовенством, обществом и государством. Русская церковь приобрела самостоятельность.

На соборе было подтверждено, что двуперстное знамение и сугубая аллилуйя правильны и спасительны. Но споры вокруг правильного написания долго не утихали.

Церковный Стоглавый собор требовал писать все иконы по старому образцу, не внося каких-либо изменений. При этом следовало повышать качество иконописи, а также нравственный уровень иконописцев. Вся 43-я глава была посвящена этой проблеме. Порой она вникала в самые разные подробности отношений и жизненных положений. Этот вопрос остается самым пространным и неясным.

Земский и Стоглавые соборы стали равными.

Для Ивана Грозного было необходимо ограничить церковно-монастырское землевладение. Государство нуждалось в свободной земле, чтобы обеспечивать поместьями растущее военно-служивое сословие. В это же время священноначалие собиралось твердо отстаивать имущественную неприкосновенность Церкви. А также следовало узаконить множество возникших общецерковных преобразований.

Стоглавый собор нельзя назвать удачным, так как многие обсуждаемые вопросы стали причиной раздора между старообрядцами и православными. И со временем этот спор только разгорался.

Спустя 100 лет

Древняя православная традиция теперь была ограждена от искажений и изменений, проявлявшихся за границей. Обсуждая необходимость введения двуперстного знамения, собор повторил греческую формулу XII-XIII веков, что если кто-то крестное знамение делает не двумя пальцами, как наш Христос, будет проклят. Собравшиеся полагали, что такое исправление духовных непорядков способствует приведению всех сфер церковной жизни к благодатной полноте, совершенству. Следующие десятилетия собор представлял собой непререкаемый авторитет.

Поэтому деятельность Стоглавого собора очень не любили последователи патриарха Никона, реформаторы и гонители церкви. Через 100 лет - в 1666-1667 годах - на Московском соборе новообрядцы не только отменили клятву, которая была положена на не крестящихся двоеперстно, но и полностью отвергли весь Стоглавый собор, осудив некоторые догматы.

Московский собор утверждал, что положения Стоглава написаны неразумно, просто и невежественно. Неудивительно, что вскоре многие засомневались в подлинности этого сборника. Долгое время не утихал жаркий спор между раскольниками - старообрядцами и представителями официальной Церкви. Первые возвели собор в ранг незыблемого закона. Последние же осуждали постановление как плод заблуждения. Все участники Стоглавого собора были обвинены в невежестве. Желая смыть позор, противники постановлений выдвинули версию о непричастности собора 1551 года к Стоглаву.

Владимирская область расположена в центре Европейской части России. Площадь - 29 тысяч квадратных километров. Население 1557,7 тысяч человек. Другие значительные города – Ковров (158,5 тыс.чел.), Муром (138,2 тыс. чел.), Гусь-Хрустальный (74,9 тыс. чел.), Александров (64,4 тыс. чел.), Кольчугино (48,8 тыс. чел), Вязники (40,1 тыс. чел.). Городское население 79,7%. Включает 12 административных районов. 23 города, 32 поселка городского типа. Преобладают (%) русские 95, украинцы 1,3, татары 0,6. Большинство верующих православные (241 религиозная организация), есть протестанты (25), старообрядцы (5).

Входит в Центральный федеральный округ. Система органов государственной власти определяется Уставом (Основным законом) Владимирской области 2001 г. Государственную власть осуществляют Законодательное собрание Владимирской области, губернатор (глава администрации), избираемый на 4 года, администрация области, иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с Уставом области.

Природные условия для жизни населения весьма благоприятные. Экологическая ситуация удовлетворительная.

Имеются значительные запасы торфа, карбонатных пород (в т.ч. металлургических доломитов), кварцевых песков (формовочных и стекольных), глин (в т.ч.кирпичных, керамзитовых, цементных). Флюсового сырья и др.

В РФ выделяется как крупный производитель продукции машиностроения (ок. 44% российского производства стрелочных переводов широкой колеи, ок. 24% электродвигателей переменного тока с высотой вращения 63-350 мм, 22% телевизоров, 18,5% тракторов, 16% мотоциклов и мопедов, 3,5% экскаваторов), стекольной и фарфорофаянсовой продукции, тканей.

Ведущие отрасли - машиностроение и металлообработка. Сельское хозяйство области специализируется на растениеводстве, молочно-мясном скотоводстве и птицеводстве. Около 30 специализированных предприятий занимаются выращиванием племенного скота.

В области 91 учреждение начального и среднего образования, 26 вузов (включая филиалы), из них 14 государственных.

В области 4 театра, филармония; 14 музеев; 4 областные библиотеки. Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник включен в Государственный свод особо ценных объектов культуры России. Белокаменные памятники Владимиро-Суздальской земли и церковь Бориса и Глеба в Кидекше – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Владимирская область расположена в средней полосе Европейской части России и занимает южную часть междуречья Оки и Волги. Образована постановлением ВЦИК от 14 августа 1944 г. и первоначально включала 23 района. Граничит на северо-западе с Ярославской областью, на севере – с Ивановской, на востоке и юго-востоке – с Нижегородской, на юге с Рязанской и на западе – с Московской областями.


По территории области протекают две крупные реки: Ока, образующая юго-восточную границу области, и Клязьма – левый приток Оки, пересекающая область с запада на восток. Большая часть остальных рек области являются притоками Клязьмы, меньшая – Оки. Наиболее многочисленны и существенны как в рельефе, так и в истории области левые притоки Клязьмы: Киржач, Пекша, Ворша, Колокша, Нерль и Уводь

Река Клязьма делит область на две примерно равные, но сильно различающиеся по рельефу зоны: северо-западную и юго-восточную. Северо-западная расположена на левобережье Клязьмы и представляет собой слабо волнистую равнину, приподнятую на 150–230 метров и прорезанную неглубокими долинами рек и ручьев и оврагами. В восточной части этой равнины между реками Колокша и Нерль расположено Ополье – территория степи с плодородными почвами, послужившая основой для экономики Владимиро-Суздальского княжества и бывшая наиболее заселенным районом как в древности и Средневековье, так и в Новое время. Основные города Ополья – Суздаль, Юрьев-Польской и, на его южной окраине – Владимир. Западнее между реками Киржач и Колокша, расположена поросшая смешанным лесом равнина с издавна распаханными долинами рек. В этом районе, освоенном позже, располагалось большинство дворянских усадеб на территории области. Старых городов здесь почти нет за исключением Александрова, называвшегося Александровой слободой и служившего загородной резиденцией московских великих князей и царей в ХVI в., но затем ставшего монастырем. Остальные города, Покров и Киржач, образовались из подмонастырских слобод во 2 половине ХVIII в.

Совершенно иной характер имеет юго-восточная часть области, большую часть которой занимают низменные, порытые смешанными лесами и частично заболоченные – Приклязьминская равнина и Мещерская низина. В этой менее освоенной зоне выделяется только издавна распаханный район вокруг Мурома, бывший центром летописного племени Муромы и, позднее, Муромского княжества, Кроме древнерусского Мурома в этом краю нет старых городов: Меленки, Судогда стали городами в ХVIII в., а Гусь-Хрустальный уже в ХХ в.

Владимирская область включает в себя территории основных, центральных (географически южных) уездов Владимирской губернии, существовавших в составе Российской империи в 1778-1917 гг. (1778-1796 – наместничество) и в составе РСФСР в 1917-1929 гг. Владимирская губерния была образована на территории Владимирской провинции Московской губернии, существовавшей с 1708 г.

Специфика и характер памятников архитектуры и монументального искусства Владимирской области определяется прежде всего историко-культурными и природно-географическими особенностями центральных районов Владимирской губернии, до этого составлявших ядро Владимиро-Суздальской земли. Здесь, на территории Ополья, находились города, в которых возникли великолепные белокаменные памятники Владимиро-Суздальской школы зодчества ХII–ХIII вв.: Успенский и Дмитровский соборы, а также Золотые ворота во Владимире, собор Рождества Богородицы в Суздале и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. В загородных резиденциях владимиро-суздальских князей – в Кидекше и Боголюбове – тоже сохранились храмы и фрагменты дворцовой архитектуры. Нельзя не упомянуть и жемчужину владимиро-суздальского зодчества – храм Покрова на Нерли, стоящий близ Боголюбова. Памятники зодчества Владимиро-Суздальской Руси известны своей резьбой по камню и фресковыми росписями, выполненными как византийскими, так и русскими мастерами. Во Владимирском Успенском соборе сохранились росписи начала ХV в., созданные Андреем Рублевым и Даниилом Черным.

Белокаменные храмы домонгольского периода во многом определяют славу Владимирской области как своеобразного заповедника древнерусского зодчества. Они стоят в окружении земляных валов древнерусских городов и взаимодействуют с природным окружением.

Кроме домонгольских памятников в зодчестве Владимирской области очень яркую роль играют древнерусские памятники конца ХV–ХVI вв., строившиеся в основном в великокняжеской и царской резиденции Александровой слободе, а также в прославленных и почитаемых монастырях, регулярно посещавшихся московским великими князьями и царями всея Руси, и в которых кельи и храмы строились на их вклады. К таким заметным обителям относятся Спас-Евфимьев и Покровский монастыри в Суздале, Благовещенский монастырь в Киржаче, Стефано-Махрищевский монастырь под Александровом, Успенский Княгинин и Рождественский монастыри во Владимире, Миайло-Архангельский монастырь в Юрьеве-Польском, Благовещенский и Спасский монастыри в Муроме. В ХУП в. к таким монастырям, в которых за счет казны или царской фамилии, а также за счет богатейших представителей знати или купечества, велось каменное строительство, присоединились Александровский Успенский монастырь (на месте Александровой слободы), Лукианова пустынь, Козьмин-Яхромский и Николо-Волосов монастыри в Юрьевском Ополье, Василевский и Александровский монастыри в Суздале, Никольский и Знаменский монастыри в Гороховце, Благовещенский монастырь в Вязниковской слободе, Троицкий монастырь в Муроме.

Помимо древнерусского искусства, составляющее основное богатство и даже лицо области в историко-художественном отношении, достаточно большой интерес представляют памятники Нового и Новейшего времени. Интереснейшими произведениями архитектуры Владимирской земли являются дворянские усадьбы, сосредоточенные в западной части области. Еще в середине ХVII в.началось строительство каменных храмов в усадьбах, а в ХVIII – ХIХ вв. было построено много усадебных домов, нередко представляющих значительный интерес. Сохранилась часть усадебных художественных коллекций.

Важное историческое значение имеет планировка и застройка городов Владимирской области, среди которых выделяются Владимир, Суздаль, Юрьев-Польской, Гороховец и Муром, сохранившие фрагменты естественной древнерусской планировки и участки валов городских укреплений. Эти города во второй половине ХVIII в. были перепланированы в соответствии с принципами классицизма, но наложение новой регулярной планировки осложнялось наличием каменных зданий древнерусского времени и особенностями рельефа. В новообразованных из сел и монастырских слобод городах (Александрове, Вязниках, Коврове, Меленках, Судогде и Покрове) могли быть осуществлены более ясные и более регулярные планировочные схемы, но схемы эти дольше реализовывались в каменном строительстве этих новых городов. И в старых, и в новых городах с конца ХVIII и до середины ХIХ вв. взводились жилые и общественные здания, в основном по образцовым проектам классицизма, сооружались торговые ряды, комплексы присутственных мест, острогов (тюремных замков), гимназий и т.п. Во второй половине ХIХ в. это строительство было продолжено в позднеклассических и эклектических формах.

16 населенных пунктов области включены в список исторических населенных мест России. Это города Владимир, Александров, Вязники, Гороховец, Гусь-Хрустальный, Ковров, Киржач, Меленки, Муром, Покров, Судогда, Суздаль, Юрьев-Польской и поселки Боголюбово, Мстера и Ставрово.

Большое значение для истории культуры Владимирской земли имело ее разделение на епархии русской православной церкви. Первоначально территории, входящие в состав нынешней Владимирской области почти полностью включались в Ростовскую епархию, образованную еще в ХI в. Муромская же земля в церковном отношении с 1197 г. включалась в состав Рязанской епархии, которая в какой-то момент стала называться Рязанско-Муромской, а с 1669 г. стала митрополией.

Из Ростовской в 1214 г. была выделена Владимирская и Суздальская епархии. В 1299 г. во Владимир была перенесена кафедра митрополитов Киевских и всея Руси (перенос кафедры был подтвержден константинопольским патриархом в 1354 г., тога как с 1325 г. митрополичья резиденция уже находилась в Москве).
С 1381 г. Владимирская епархия стала архиепископией, но пост владимирского иерарха уже принадлежал митрополиту Русскому. Владимир входил в состав владений митрополита (а затем патриарха) как митрополичья или патриаршая волость, и собственных иерархов здесь долго не было. Земли Александровой слободы и Киржача, и район Гороховца и Вязников долгое время оставались в митрополичьей или патриаршей волости.

Зато в Суздале с 1347 г. существовала особая епископия, бывшая 1374 – 1407 гг. архиепископией и ставшая в ХVI в. архиепископией Суздальско-Тарусской. Суздальско-Тарусская епархия в 1653 г. была разделена и стала Суздальской и Юрьевской архиепископией, а с 1682 г. – митрополией. В границах 1653 г. эта церковная область существовала до 1799 г., что способствовало образованию особой суздальской архитектурной школы.

В 1744 г. была вновь образована самостоятельная Владимирская епархия, на территории которой также существовала особая архитектурная школа. В 1764 г. Муромский уезд перешел в ведение Владимирской епархии. В 1799 г. из Владимирской епархии и Суздальской митрополии была образована епархия Владимирская и Суздальская (с 1916 г. – Владимирская и Шуйская), существовавшая в границах Владимирской губернии.

Произведения владимирской и суздальской архитектуры являются мировым культурным достоянием. Значительный вклад в дело их сохранения вносят музеи, среди которых выделяется обширный Владимиро-Суздальский музей-заповедник, сохранивший множество памятников во Владимире, Боголюбове, Суздали и Кидекше. Статус музея-заповедника имеет и крупный музей Александрова слобода».

Князь Владимир был сыном князя киевского Святослава Игоревича и Малуши, которая занимала должность ключницы у его матери княгини Ольги. Исследователям не удалось установить год рождения Владимира точно, однако большинство из них считает, что это произошло в 962 году. В связи с тем, что его мать была служанкой, молодой Владимир имел обидное прозвище «робичич», которое преследовало князя не одно десятилетие (хотя в то время социальный статус ребёнка в Киевской Руси определялся по отцу).

Известно, что в Новгород малолетний князь был посажен на княжение в 970 году, а его наставником стал воевода Добрыня (его дядя). После смерти Святослава в 972 году великое киевское княжение переходит к Ярополку , однако мир его сыновьям надолго сохранить не удалось. В итоге начавшейся через три года усобицы погибает брат Святослава и Ярополка, древлянский князь Олег, а немного позже и сам князь Ярополк. Приход к власти Владимира Святославича был омрачён братоубийством.

Период правления Владимира полон важными государственными событиями. В результате военного конфликта с поляками великий князь сумел присоединить к владениям Руси несколько важных городов. В 981, а также в 982 году Владимир принял решение идти на вятичей «дабы усмирить их». Уже спустя год он открывает путь к Балтике, завоевав земли ятвагов. В 984 году были Радимичи, а через год была славная победа князя над волжскими болгарами. Кроме того, князь подчинил хорватов (992 год).

В самом начале своего княжения Владимир считался ярым язычником. Он поставил в Киеве капище для самых почитаемых шести божеств, перед которым не единожды приносились даже человеческие жертвы. Однако уже в 986 году началось «испытание вер» в ходе которого основной религией Киевской Руси стало христианство. В 988 году великий князь Владимир начал процесс крещения Руси с крещения приближённых бояр и дружинников.

В 992 году князь Владимир начал военные действия за право на Земли Черниговского княжества против Польши. И хотя, по утверждениям исследователей, тяга к битвам у князя ослабела после крещения, однако постоянные столкновения с печенегами сокрушали все надежды на мирную жизнь. Для укрепления защиты государственных земель Владимир основывает в 996 году несколько городов-крепостей. Самым важным из них стал Белгород.

Кроме того, князю Владимиру приписывается составление Церковного Устава, а также начало чеканки серебряных и золотых монет. Князь умер 15 июля 1015 года и похоронен в Киеве, в Десятинной церкви.