Перспективное планирование сюжетно-ролевых игр в младшем дошкольном возрасте. Перспективный план по развитию и руководству сюжетно-ролевой игры «Космонавты Сюжетно ролевые игры старшей группы перспективный план

Шабанова Ольга Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СШ№ 19 структурное подразделение ДС "Рябинка"
Населённый пункт: село Раздольное
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Комплексное тематическое планирование сюжетно ролевых игр в старшей группе
Дата публикации: 17.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Методическая разработка

Примерное

календарно – тематическое

планирование сюжетно- ролевых игр

в старшей группе

Составила:

ШАБАНОВА

ОЛЬГА ВЯЧЕСЛАВОВНА

Воспитатель

первой квалификационной категории

сентябрь

«Школа»

Расширять знания детей о школе,

Создавать игровую обстановку.

Воспитывать дружбу, умение

работать и жить в коллективе.

Обогащение игрового опыта.

Целевая прогулка к школе.

Экскурсия в школу.

Беседа о школе с показом школьных

принадлежностей.

Рассматривание картин о школе.

Интерактивная дидактическая игра

«Собери портфель»

Заучивание стихотворений о школе

Чтение рассказов о школе.

Разучить песню «Чему учат в школе»

Ручной труд: сделать маленькие

тетради, книжки, учительский

журнал для игры

« в школу», приготовить тряпочки и

«Семья»

Формировать представление о

коллективном ведении хозяйства,

семейном бюджете, совместных

досугах. Воспитывать заботливое

отношение к членам семьи, интерес к

их деятельности.

Обогащение игрового опыта

Беседа с детьми о взаимоотношениях

мужчины и женщины в семье, об

обязанностях детей дома.

Рассказ детей из личного опыта «Как

я провел выходной»-

Чтение худ. лит-ры: «Крылатый,

мохнатый» да масляный» обр. И.

Карнауховой;

А. Гайдар, «Чук и Гек» (главы), В.

Драгунский, «Друг детства»,

Т. Александрова, «Домовёнок

Кузька» (главы); П. Бажов,

«Серебряное копытце»; В. Катаев,

«Цветик-семицветик»; Е. Благинина,

«Посидим в тишине»; Э. Успенский

«Разгром».

Просмотр мультфильмов «Моя

семья», «День рождения бабушки»,

«И мама меня простит»,

«Папа, мама и золотая рыбка».

Рассматривание семейных

фотографий.

«На дорогах

города»

Закрепить знания детей о правилах

дорожного движения, познакомить с

новой ролью- регулировщик,

воспитывать выдержку, терпение,

внимание на дороге.

Обогащение игрового опыта

Экскурсия на пешеходный переход

Наблюдение за работой светофора,

эвакуатора

Просмотр мультфильма «Уроки

тетушки Совы», серии мультфильма

«Озорная семейка»

Детская презентация «Правила

дорожного движения»

Чтение художественной литературы

С.Михалков «Дядя Степа –

милиционер»

Решение проблемных ситуаций

Изготовление макета дороги и

тротуаров

Интерактивная игра «Что означает

дорожный знак?»

«Кругосветное

путешествие»

Расширить кругозор детей, закрепить

знания о частях света, разных стран.

Воспитывать желание

путешествовать, расширить

словарный запас детей: « капитан,

путешествие вокруг света»

Обогащение игрового опыта

Рассказ воспитателя детям о

Северном полюсе

Нахождение Северного полюса на

глобусе, географической карте

Просмотр презентации о Северном

Рисование «На Северном полюсе»

Реализация краткосрочного проекта

«Путешествуем к Северному

полюсу» (продукт проекта макет

Северного полюса)

Беседа «Экспедиция на Северный

Чтение детям отрывков из рассказов

Снегирева «Пингвиний пляж» и «К

Просмотр мультфильмов «Юху и его

друзья на Северном полюсе»,

«Приключение Котобоя –

Путешествие на Северный полюс»,

«Умка ищет друга»

«Зоопарк»

Расширять знания детей о диких

животных, воспитывать доброту,

внимательное отношение к

животным, культуру поведения в

общественных местах.

Обогащение игрового опыта

Рассматривание картинок из серии

«зоопарк»

Просмотр детских презентаций о

животных.Просмотр

мультфильмов«Песенка мышонка»,

«Ну, погоди!»

Чтение детям С. Михалков «Три

поросенка», В. Маяковский «Кем

быть», Рисование на тему «Если я

буду работать в зоопарке»

Интерактивная игра «О правилах

поведения в зоопарке..

«Почта»

Научить детей пользоваться

Продолжать знакомить с трудом

работников связи, формировать

уважительное отношение к

работникам почты.

Обогащение игрового опыта

Рассказ воспитателя о почте

Просмотр презентации о почте

Просмотр презентации о разных

профессиях людей, работающих на

Создание и рассматривание

фотоальбома почте.

Чтение книги «Азбука для вежливых

Просмотр презентации о правилах

поведения почте.

Просмотр видеороликов «Как

доставляют почту».

«Салон

красоты»

Научить детей пользоваться

предметами-заместителями в игре,

понимать воображаемую ситуацию и

действовать в соответствии с ней.

Продолжать знакомить детей с

профессиями (парикмахер, визажист,

маникюр). Отражать в игре

представления о сфере

обслуживания.

Обогащение игрового опыта

Рассказ воспитателя о салоне красоты

Просмотр презентации о работе

разных специалистов, делающих

людей красивыми.

Настольно – печатная игра «Что

нужно для профессии»

Чтение художественной литературы:

Интерактивная игра - викторина

«Отгадай загадку»

Рассказ ребенка из личного опыта

«Как я с мамой ходил в

парикмахерскую», «Моя мама –

парикмахер»

Рассматривание модных журналов,

каталогов.

Конкурс рисунков «Лучшая

прическа»

Беседа о правилах поведения в

общественных местах

«Космонавты»

Расширить тематику сюжетных игр,

познакомить с работой космонавтов в

космосе, воспитывать смелость,

выдержку. Расширить словарный

запас детей: «космодром, полет,

открытый космос».

Обогащение игрового опыта

Оформление помещения группы на

тему «Космос»

Знакомство детей со звездами,

созвездиями, легендами о созвездиях

Знакомство детей с планетами (чем

они отличаются от звезд и созвездий)

Знакомство детей с Луной и Солнцем

(почему на Земле бывают день и

Знакомство детей с космосом

(обсуждение вопросов: Почему в

космос летают на ракете? Почему и

как летит ракета? Как устроена

ракета? Зачем космонавту скафандр?

Рассматривание книг и

иллюстрированных альбомов о

Рисование на тему «Космос»

Чтение глав из книг «Почемучка»,

«Малышам о звездах и планетах»,

«Веселая астрономия», «О чем

рассказал телескоп»

«Скорая

помощь »

Формировать умение детей делиться

на подгруппы в соответствии с

сюжетом. Показать социальную

значимость медицины. Вызвать

интерес к профессиям врача,

медсестры, воспитывать чуткое и

внимательное отношение к больному.

Обогащение игрового опыта

Беседа с детьми о том, кто из них был

в поликлинике и что там делал.

Экскурсия в медицинский кабинет с

целью наблюдения за работой врача и

медицинской сестры в детском саду.

Просмотр детской презентации о

разнообразии медицинских

профессий.

Художественная литература: К.

Чуйковский «Айболит», С. Михалков

«Прививка», «Чудесная таблетки»,

Ю. Шигаев «Я сегодня медсестра».

Изготовление атрибутов для игры.

Просмотр мультипликационных

фильмов: по мотивам В. Сутеев «Про

бегемота, который боялся прививок.

К. Чуйковского «Айболит»

Интерактивная игра «Что нужно

Кулагина Е.Н.

Перспективное планирование сюжетно-ролевых игр

в младшем дошкольном возрасте

Общеизвестно, что сюжетно-ролевые игры в младшем дошкольном возрасте переходят из модели «играем рядом» в модель «играем вместе». В 2 - 4 года ребенок активно переходит от предметного взаимодействия с игровым материалом к воспроизведению человеческих взаимоотношений. В его игре отражаются нормы и правила социальных контактов, которые воздействуют на становление его нравственной сферы. Воспитателю на данном этапе необходимо устанавливать новые формы взаимодействия с ребенком, давать ему возможность проявить себя, стимулировать самостоятельность.

При разработке перспективного плана особое внимание мы уделили не столько подробному описанию хода игр, сколько ее главным составляющим. Информационный фонд младших дошкольников еще незначителен, поэтому большую роль в организации сюжетно-ролевой игры занимает предварительная работа. Именно, качественно проведенная предварительная работа является залогом успешности детской игры.

Перспективный план включает в себя поквартальное планирование. В качестве примера разработано 10 игр. Наряду с играми, рекомендованными «Программой воспитания и обучения в д/с» под редакцией М.А.Васильевой («Больница», «Семья», «Детский сад» и др.), мы руководствовались и другими современными дошкольными образовательными программами: «Детство», «Радуга» и др. («Магазин игрушек», «Зоопарк», «В гостях у матрешки» и др.).

Данный перспективный план может служить в качестве ориентира в работе воспитателя с детьми младшего возраста в данном направлении. Рекомендуется перспективный план согласовывать с планированием других видов образовательной деятельности дошкольников.

ТЕМАТИКА

ОБОРУДОВАНИЕ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ГЛАВНЫЕ

СОСТАВЛЯЮЩИЕ

СЮЖЕТА ИГРЫ

I квартал.

Сентябрь

Куклы, кукольная мебель, детская мебель, коляски для кукол, утюги, кукольная посуда, «угощения» из соленого теста, строительный модуль, ванночка для купания.

Беседы с детьми на тему: «Добрые слова», «Моя семья», «Как называют тебя ласково мама и папа?», «Кем работает твои мама и папа?», «Как прошел выходной день?». Игры «Имена», «Маленькая хозяйка» (Фомина, стр.31), рассматривание семейных фотографий, иллюстраций, картин. Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Алёнушка», З. Александрова «Мой мишка», Майков «Мать и дети», А. Барто «Девочка чумазая». Пальчиковая игра «Моя семья» (Е. Синицина «Умные стихи» стр.142). Лепка «Угощение» (пряники, баранки, оладушки, печенье, конфеты и т. д. из соленого теста). Конструирование из строительного модуля: «машина», «детская горка», «мебель», «театр». Игра «Кто у нас хороший».

1) «Уложим куклу Таню спать».

2) «Оденем куклу на прогулку».

3) «Приготовим кукле суп».

4) «Покормим куклу Таню».

5) «Помоем посуду».

6) «Постираем кукле платье».

7) «Погладим кукле платье».

I квартал.

«Детский сад»

Куклы, мягкие игрушки, кукольная мебель, детское пианино, музыкальные инструменты, материал для «занятий» (карточки для игр, раздаточный материал, используемый на занятиях по ФЭМП, физ. оборудование, цветные карандаши, краски, фломастеры, глина, пластилин, бумага), пальчиковый театр, кукольный театр, настольный театр, фланелеграф, ширма.

Экскурсия по детскому саду. Беседы о профессиях воспитателя, помощника воспитателя, медсестры, повара, музыкального работника. Наблюдения за играми старших детей. Чтение рассказа Н. Забилы «Ясочкин садик», А. Барто «Игрушки», Н. Кашниной «Первый день в детском саду», Э. Успенский, Чижиков «Вера и Анфиса в детском саду». Рассматривание картин, иллюстраций на тему «Детский сад», «Мы играем», «Новенькая». Драматизация сказок «Теремок», настольный театр «Маша и медведь», фланелеграф «Волк и семеро козлят». Лепка угощений для кукол. Слушание музыкального произведения А. Филиппенко «Детский сад».

1) Прием детей

2) Утренняя зарядка

3) Завтрак

4) Занятие

5) Прогулка

6) Обед, тихий час

7) Кукольный театр

8) Уход домой

ТЕМАТИКА

ОБОРУДОВАНИЕ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ГЛАВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ

СЮЖЕТА ИГРЫ

I квартал.

«В гостях у матрешки»

Куклы, мягкие игрушки, детская посудка, «угощение», мебель, подарки для матрешки: поделки из бумаги, природного и бросового материала, соленого теста. Строительный модуль.

Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Муха-цокотуха», С. Михалков «Песенка друзей», по английской сказке «Именинный суп» Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой» стр. 339. Составление рассказа по серии картин «День рождения мишки». Игра «Выбери друга» (Князева, стр. 106). Лепка из соленого теста «угощения» для кукол. Аппликация: «Открытка-приглашение». Рисование: «Рисунок-подарок», «Красивый цветок», «Красивая салфеточка», «Украсим матрешке платье».

1) Приглашение на день рождения (телеграмма, письмо, открытка).

2) Выбор подарка матрешке.

3) Поездка на автобусе.

4) Матрешка встречает гостей.

5) «Каравай».

6) Чаепитие.

II квартал

«Парикмахерская»

Рабочий стол парикмахера с зеркалом, фен, расчески, щипцы, ножницы, заколки для волос, флаконы, форма для парикмахера, накидка для клиента, журналы.

Беседа на тему «Как я с мамой хожу в парикмахерскую». Беседа – рассказ с использованием иллюстративного материала о труде парикмахера (картины, репродукции, фотографии). Игра «Кому что нужно для работы», игра «Сделай красивую прическу своей кукле», ручной труд «Украсим баночки для парикмахера». Изготовление альбома «Модели причесок».

1) Запись к парикмахеру.

2) Выбор прически.

3) Стрижка.

4) Маникюр.

5) Конкурс причесок.

Воспитатель первой квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 201» г. Оренбурга

Игра - это основной вид детской деятельности. Этот факт давно известен и неоспорим. Однако очень часто случается так, что игра детей «пущенная на самотек», состоит из действий, которые носят стереотипный характер, а взаимодействия с игрушками является ничем иным как манипулированием предметом. Как следствие, игра не выполняет полноценно ту развивающую функцию, которую она несет, поэтому нередко можно увидеть «одинаковые» по содержанию игры у детей младшего и старшего дошкольного возраста. Точно также как учить детей правильно держать ложку, одеваться, выполнять гимнастику их надо учить и играть. Речь идет не о копировании игровых действий взрослого, а о взаимодействии взрослого и ребенка в игре.

1. постепенное усложнение игровых действий;

2. взаимодействие взрослого и ребенка во время игры (дети всегда охотно играют с взрослыми);

3. интеграцию разных видов деятельности, связанных с темой (рисование, конструирование, рассматривание иллюстраций и т.д.);

4. взаимосвязь с обучением детей правилам дорожного движения.

Перспективный план развития и руководства сюжетно-ролевой игрой

Тема: «Водители»

Информационная часть, ознакомление с окружающим

Создание проблемной ситуации, обогащение игрового опыта

Предметно-игровая среда

Сентябрь

1.Чтение: История о происхождении автомобиля

2. Рассматривание иллюстраций с изображениием легкового автомобиля

3. игра «Назови часть целого» (гараж, машина)

4. Наблюдение за легковым автомобилем во время прогулки

5. ПДД - история происхождения светофора

Действие: построение машины (с опорой на личный опыт детей)

Проблемная ситуация: прокол колеса

Ролевые взаимодействия: водитель (взрослый) - пассажир (ребенок)

Руководство игрой: взрослый следит за соответствием между ролью и ролевым поведением, речью детей; участвует в создании и разрешении проблемной ситуации; следит за применением атрибутов для игры (чтобы избежать манипуляции предметами)

Стулья, руль, предметы-заместители (колеса, насос)

Иллюстрации с изображением автомобиля

Октябрь

1. Чтение: История о происхождении троллейбуса

2. игра «Автомобиль из геометрических фигур»

3. Рисование автомобиля цветными карандашам (с использованием трафаретов)

4. Подвижная игра «Цветные автомобили»

6. ПДД - игра «Три сигнала светофора»

Действие: построение машины, дополнение образа (руль, педали, колеса, сигнал)

Проблемная ситуация: группа (взрослый и несколько детей) хочет попасть на речку, как это сделать, если в легковой автомобиль все не поместятся (построение автобуса)

Ролевые взаимодействия: водитель (ребенок) - пассажиры (взрослый + дети)

Руководство игрой: закрепление игрового опыта детей, взрослый следит за соответствием между ролью и ролевым поведением, речью детей, участвует в создании и разрешении проблемной ситуации

Стулья, руль, предметы- заместители (педали, колеса, сигнал).

Набор геометрических фигур.

Трафареты-«Транспорт», цветные карандаши, бумага.

Набор разноцветных кругов для детей и взрослого.

Круглые жетоны для детей красного, желтого и зеленого цвета

Ноябрь

1. Рассматривание иллюстраций: легковой автомобиль, грузовик, скорая помощь, пожарная машина, троллейбус, милицейская машина и др. (сравнение)

2. Наблюдение за транспортом во время прогулки

3. Загадки о разных видах транспорта

4. игра «Узнай по описанию» (разные виды транспорта)

5. ПДД - игра «Что за знаки придумали эти взрослые»

Действие: построение машины (грузовика) с использованием личного и игрового опыта детей

Проблемная ситуация: идет стройка, нужно доставить строительный материал, какую машину лучше построить (легковую, грузовую или др.)

Ролевые взаимодействия: водитель (ребенок) - строители (взрослый + дети)

Руководство игрой: взрослый следит за соответствием между ролью и ролевым поведением детей, закрепление игрового опыта детей, поощрение самостоятельности и инициативы детей при развитии сюжета, поощрение использования детьми личного опыта, знаний

Стулья, предметы - заместители, крупный строительный материал.

Иллюстрации с изображением разного вида транспорта.

Набор дорожных знаков.

Декабрь

1. Заучивание - «Моя улица» С. Михалков

2. игра «Путешествие автомобиля по волшебной дорожке» (геометрические фигуры)

3. игра «Что лишнее?»

4. Игры с набором предметов (объединение общим сюжетом 3-4 разных мелких предметов)

5. Наблюдение за транспортом во время прогулки

6. ПДД - действия регулировщика

Действие: построение машины (автобуса), действия регулировщика.

Ролевое взаимодействие: водитель (ребенок) - пассажиры (дети) - регулировщик (взрослый)

Обогащение игрового опыта: введение билетов за проезд, остановка автобуса на показ знака «Остановка», подчинение действиям регулировщика, сигналам светофора.

Руководство игрой: закрепление игрового опыта детей, взрослый следит за соответствием между ролью и ролевым поведением, речью детей

Стулья, предметы-заместители, «билеты», знак «Остановка», светофор, полицейский жезл, фуражка инспектора ГИБДД.

Набор разных мелких предметов.

Январь

1.Чтение - «Автомобиль» А. Меркулов

2. игра «Перечисли как можно больше способов использования автомобиля»

3. игра «Путешествие шофера и автомобиля по волшебной дорожке» (части суток)

4. Конструирование - гараж для машины (из строительного материала), машина (из снега)

5. Наблюдение за транспортом во время прогулки

6. ПДД - игра «Запрещается - разрешается», заучивание считалки «Стоп, машина…»

Действие: конструирование обстановки для игры «Водители», конструирование обстановки для игры «Семья»

Ролевое взаимодействие: водитель (ребенок) - пассажиры (дети + взрослый); мама (взрослый) - дочка или сын (ребенок или кукла)

Обогащение игрового опыта: взрослый берет на себя дополнительную роль (мама + пассажир), строит свои игровые действия и речь в зависимости от роли, выполняемой в данный момент (пассажир или мама)

Руководство игрой: следит за соответствием роли и поведения, речи у играющих детей, а также создает условия для того, чтобы дети могли также, по образцу, брать на себя дополнительные роли, поощрение самостоятельности при подборе необходимых для игры атрибутов

Атрибуты для игры «Водители»; атрибуты для игры «Семья».

«Волшебная дорожка», карандаши.

Строительный материал.

Лопаты, формы для конструирование из снега.

Февраль

1. Заучивание - «Машина моя» Я. Пишумов

2. игра «Кто кем будет? Кто кем был?»

3. Рисование - «Нарисуй фантастическую машину»

4. Придумывание истории (введение сказочного персонажа)

5. Наблюдение за транспортом во время прогулки

6. ПДД - загадки о дорожных знаках,

чтение - стихотворение Г. Ладонщикова «Светофор»

Действие: конструирование обстановки для игры «Водители», конструирование обстановки для игры в «Магазин»

Ролевое взаимодействие: водитель (ребенок) - пассажиры (дети + сказочный персонаж, н-р, Карлсон); продавец (ребенок) - покупатели (сказочный персонаж + дети), при построении ролевого диалога используется телефон.

Обогащение игрового опыта: взрослый и дети (под руководством взрослого) берут на себя дополнительные роли (пассажиры + покупатели), опыт построения ролевого диалога от имени игрового персонажа.

Проблемная ситуация: у Карлсона закончилось варенье, он звонит в магазин, спрашивает - есть ли у них в продаже варенье. Затем едет в магазин на машине (автобусе) - роль пассажира. Покупает варенье - роль покупателя (ролевое поведение и речь должны соответствовать роли, выполняемой в данный момент). Первоначально роль игрового персонажа берет на себя взрослый, постепенно привлекая детей к использованию в играх других сказочных персонажей.

Руководство игрой: взрослый следит за соответствием между выбранной ролью и игровыми действиями, речью; использует при построении ролевых диалогов телефон (или предмет-заместитель); строит ролевой диалог от имени игрового персонажа; привлекает детей к использованию в игре других персонажей; поощряет самостоятельность и инициативу детей при развитии сюжета игры

Атрибуты для игры «Водители»; атрибуты для игры в «Магазин»; телефон (предметы-заместители); сказочный персонаж (н-р, Карлсон)

Бумага, цветные карандаши

Набор дорожных знаков

Март

1. игра «Хорошо - плохо»

2. Разрезные картинки - разные виды транспорта

3. игра «Наоборот»

5. игры с набором предметов (объединение 4-5 мелких предметов общим сюжетом)

6. ПДД - «Разрезные дорожные знаки»

Действие: конструирование игровой обстановки для игры «Водители», конструирование игровой обстановки для игры «Больница»

Ролевое взаимодействие: водитель (ребенок) - пассажиры (дети); врач (ребенок) - пациенты (взрослый + дети); при построении ролевого диалога используется телефон (или предмет - заместитель)

Обогащение игрового опыта: ребенок, опираясь на имеющийся игровой опыт, берет на себя дополнительные роли - водитель-пациент. Взрослый (пациент) «звонит» водителю, разговаривает с ним, по мере разговора, подводит ребенка к тому, чтобы тот посетил врача (т.е. ребенок совмещает две роли - водитель и пациент, при этом его поведение и речь должны соответствовать роли, выполняемой в данный момент).

Руководство игрой: поощрение самостоятельного создания игрового пространства, подбора атрибутов для игр, развития сюжета; закрепление опыта использования предметов - заместителей; взрослый следит за соответствием между ролью и ролевыми действиями детей

Атрибуты для игры «Водители»; атрибуты для игры «Больница»; телефон (или предметы - заместители).

Разрезные картинки с изображением разного вида транспорта.

Набор разрезных дорожных знаков.

Апрель

1.Чтение - стихотворение «Если бы…» О. Бедарев

2. игра «Придумаем новую машину»

3. игра «Чем похожи? Чем отличаются?»

4. Наблюдение за транспортом во время прогулки

5. ПДД - игра «Это я, это я, это все мои друзья»

Действие: конструирование игровой обстановки для игры «Водители», конструирование игровой обстановки для игры «Парикмахерская», конструирование игровой обстановки для игры «Семья»

Ролевое взаимодействие: водитель (ребенок) - пассажиры (дети); мама (взрослый) - папа (ребенок) - дочка (ребенок или кукла); парикмахер (ребенок) - клиент (ребенок); при построении ролевого диалога используется телефон (предмет-заместитель)

Обогащение игрового опыта: усложнение игрового сюжета - ребенок, опираясь на имеющийся игровой опыт, берет на себя дополнительные роли - водитель-папа-клиент парикмахерской. Взрослый, исполняющий роль мамы, «звонит» водителю (папе) и говорит, чтобы он заехал за ней и за дочкой и отвез их в парикмахерскую (салон красоты). По мере развития сюжета, взрослый предлагает постричься и «папе» (т.е. ребенок совмещает три роли - водитель, папа, клиент парикмахерской, при этом его поведение и речь должны соответствовать роли, выполняемой в данный момент).

Руководство игрой: использование имеющегося у детей игрового опыта; взрослый следит за соответствием между ролью и игровыми действиями, речью детей; расширение игрового опыта детей

(умение совмещать несколько ролей и выполнять соответствующие игровые действия, построение ролевых диалогов)

Атрибуты для игры «Водители»; атрибуты для игры «Семья»; атрибуты для игры в «Парикмахерская»; телефон (или предметы - заместители)

1. игра «Перевертыши»

2. игра «Противоречия»

3. Системный оператор - машина

4. Наблюдение за транспортом во время прогулки

5. ПДД - викторина

Действие: конструирование игровой обстановки для игры «Водители», конструирование игровой обстановки для игры «Семья», конструирование игровой обстановки для игры «Магазин»

Ролевое взаимодействие: водитель (ребенок) - пассажиры (дети); мама (взрослый) - папа (ребенок) - дочка (ребенок или кукла); продавец (ребенок) - покупатель (ребенок); при построении ролевого диалога используется телефон (предмет-заместитель)

Обогащение игрового опыта: усложнение игрового сюжета - ребенок, опираясь на имеющийся игровой опыт, берет на себя дополнительные роли - водитель-папа-покупатель. Взрослый, исполняющий роль мамы, «звонит» водителю (папе) и говорит, чтобы он заехал в магазин после работы и купил для дочки что-нибудь (н-р, игрушку, фрукты и т.д.)

Руководство игрой: взрослый следит за соответствием между ролью и игровыми действиями, речью детей; закрепление игрового опыта детей (умение совмещать несколько ролей, использовать в игре игровые персонажи)

Атрибуты для игры «Водители»; атрибуты для игры «Семья»; атрибуты

для игры «Магазин»

При разработке таких игр, как «Назови часть целого», «Путешествие автомобиля по волшебной дорожке», «Хорошо - плохо», «Противоречия», использовались элементы ТРИЗ (а это всегда интересно, необычно, творчески).

Структура перспективного плана развития и руководства сюжетно-ролевой игрой «Водители» может быть применима к другим играм.

ПЕРСПЕКТИВЫЙ ПЛАН сюжетно – ролевой игры

в старшей группе

Сентябрь

Название игры

Задачи

Предварительная работа

Игровой материал

Сценарий игры

«Семья»

Диагностика игровых умений и навыков детей.

Рассматривание иллюстраций с режимными процессами.

Оформление совместно с воспитателем игрового уголка для игры «Семья».

Беседа: «Как мы играем с куклами»

Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово», «Колыбельная» Ю.Горей; «Спать пора» П.Воронько. Составление детьми рассказов на тему «Как я живу дома». Беседа на тему «Как я помогаю взрослым».

Куклы, игрушечная посуда, мебель, постель для кукол, предметы – заместители.

"Утро в семье"; "Обед в семье"; "Вечер в семье"; "Выходной день в семье"; "В семье заболел ребенок"; "Помогаем маме стирать белье"; "Большая уборка дома"; "Семья к семье пришла в гости"

«Детский сад»

Учить детей распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с взятой ролью, не выходить из взятой роли до конца игры; учить вести ролевые диалоги.

Экскурсия по детскому саду.

Наблюдение за работой воспитателя, няни и др. работников детского сада.

Беседа: «Кто и как работает в нашем саду».

Д/игра «Режим дня».

Чтение рассказов и стихов о детском саде:

«Про себя и про ребят»,

«Зазвонил будильник» Г.Ладонщиков;

«Как Антон полюбил ходить в детский сад» В.Зернова.

«За обедом» С.Баруздин.

Рисование на тему: «Детский сад».

Куклы, игрушечная посуда, набор «Доктор», телефон, музыкальные инструменты, спортивный инвентарь, телефон, предметы – заместители.

"Прием детей в группу"; "Поездка в автобусе в детский сад и прием детей в группу"; "Зарядка в детском саду"; "Работа няни утром - завтрак"; "Работа няни - уборка группы"; "Работа повара в детском саду"; "Работа в прачечной детского сада"; "Воспитатель проводит занятие в детском саду"; "Музыкальный руководитель проводит занятие в детском саду" и т п.

октябрь

Название игры

Задачи

Предварительная работа

Игровой материал

Сценарий игры

«Поликлиника» + «Аптека»

Формировать умение творчески развивать сюжет игры; раскрыть смысл деятельности медицинского персонала; познакомить с ролью врача, медсестры, аптекаря, их обязанностями, трудовыми действиями, соблюдать последовательность игровых действий; учить весть ролевые диалоги, закрепить правила поведения больных в кабинете у врача.

Беседа с детьми: «Как мы с мамой посещали поликлинику».

Экскурсия в медицинский кабинет, где медсестра знакомит детей с медицинскими инструментами.

Экскурсия в аптеку.

Чтение произведений:

«Лечу куклу» П.Образцов;

«Врач» И.Драг

Изготовление атрибутов к игре.

Игровой набор «Кукольный доктор»: термометры, шприц, стетоскоп, пипетка, вата, бинт, предметы-заместители и др.

Касса, деньги, рецепты.

Белые халаты для врача, медсестры и аптекаря, компьютер.

"Прием врача и медсестры"; "Работа регистратора в регистратуре поликлиники"; "Работа врачей-специалистов: педиатра, ЛОРа, окулиста" (все знакомство ведется на самом доступном уровне); "Мама вызывает врача на дом"; "Вызов скорой помощи"; "Скорая помощь едет к Кате"; "Скорая помощь увозит Катю в больницу"; "Кукла Катя поправилась и выписывается из больницы"; "Аптека и аптекарь"; "Посещение врача в поликлинике и покупка лекарств по рецептам в аптеке".

«Скорая помощь» + «Больница» + «Аптека»

Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом; отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины.

Беседы «Личная гигиена»,«Микробы», «Здоровье и болезнь».

Чтение произведения «Человек заболел» И.Турчинина

«Наш доктор» А.Кардашова

«Едет, спешит мальчик» М.Коршунов

Беседа о деятельности мед. персонала, показать взаимодействие всех служб по оказанию помощи больным людям: поликлиника – аптека, скорая помощь – больница (аптека) – санаторий.

Халаты, шапочки врачей, карточки больных, рецепты, чемоданчик для врача скорой помощи, наборы «Маленький доктор», «лекарства», телефон.

"Мама вызывает врача на дом"; "Вызов скорой помощи"; "Скорая помощь едет лечить Катю"; "Скорая помощь увозит Катю в больницу"; "Кукла Катя поправилась и выписывается из больницы"; "Аптека и аптекарь"; "Посещение врача в поликлинике и покупка лекарств по рецептам в аптеке".

ноябрь

Название игры

Задачи

Предварительная работа

Игровой материал

Сценарий игры

«Парикмахерская» + «Семья»

Продолжать учить детей распределять роли, действовать в соответствии с ролью, соблюдать последовательность ролевых действий, их логичность; учить моделировать ролевой диалог, воспитывать дружеское отношение друг к другу; отображать в игре явления общественной жизни.

Посещение детьми парикмахерской с родителями. Рассказы детей о том, что они делали в парикмахерской. Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах. Рассматривание альбома с образцами причесок. Дидактическая игра «Причешем куклу красиво» Прогулка к ближайшей парикмахерской. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей

Туалетный столик с зеркалом, умывальник, полотенце, фен, пелерина, халат для парикмахера, набор «Парикмахер», альбомы с причёсками, журналы, предметы – заместители и др.

«Открытие парикмахерской»;

«Мама ведёт дочку в парикмахерскую»;

«Папа ведёт сына в парикмахерскую»;

«Вся семья посещает парикмахерскую»;

«Парикмахер в детском саду делает причёски детям (куклам) перед концертом для мам и бабушек».

«Магазин» (супермаркет)

Научить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни, развивать диалогическую речь.

Экскурсия в магазин.

Беседа на тему: «Как я с мамой ходил в супермаркет».

Чтение:

«Ниночкины покупки» Ю.Д.Владимиров, Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» и др. Этическая беседа о поведении в общественных местах.

Изготовление атрибутов к игре: ценники, чеки, деньги и др.

Касса, наборы продуктов, спецодежда для продавца, чеки, сумки, кошельки, деньги, ценники, упаковка, предметы – заместители.

«В овощном магазине», отделы: «Одежда», «Продукты», «Ткани», «Сувениры», «Кулинария», «Книги», «Спорттовары».

Декабрь

Название игры

Задачи

Предварительная работа

Игровой материал

Сценарий игры

«Почта»

Обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры; продолжать ознакомление с трудом работников связи, учить отражать в игре труд взрослых, передавать отношения между людьми.

Занятие по предметному миру: «Знакомство с почтовыми принадлежностями».

Экскурсия на почту, беседа с работниками почты, наблюдение за их трудом.

Рассматривание и чтение книги: С.Я.Маршака «Почта»,

Рассматривание иллюстраций по теме.

Изготовление новогодних открыток на аппликации.

Изготовление атрибутов к игре: конверты, марки, почтовый ящик, деньги и др.

Сумка почтальона, конверты, открытки, газеты, журналы, посылки, компьютер, печати, штампы, почтовый ящик, деньги, кошельки, телефоны.

Распределение ролей: сортировщица, почтальон, оператор по приёму бандеролей и посылок, начальник почты, шофёр, посетители.

Оформление почтового отделения с различными отделами; работа отдела доставки; работа отдела почтовых посылок, бандеролей.

«Водители»

Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой роли; закреплять знания детей о правилах дорожного движения, учить ориентироваться по дорожным знакам; познакомить с новой ролью – регулировщик, инспектор ГИБДД.

Занятия на темы: «Городская улица», «Дорожные знаки».

Чтение произведения М.Ильина, Е.Сегала «Машины на нашей улице»,

Н.А.Кнушевицкая «Шофёр»;

Б.Житков «Светофор».

Конструирование автобус, мосты.

Изготовление атрибутов: дорожные знаки, вывески.

Детям предлагается выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те следили за порядком на дорогах города, а остальные дети – автомобилисты. По желанию распределяют роли работников бензозаправки. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного

движения.

январь

Название игры

Задачи

Предварительная работа

Игровой материал

Сценарий игры

«Библиотека» Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек; расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте; знакомить с правилами пользования книгой; пробуждать интерес и любовь к книгам, воспитывать бережное к ним отношение.

Экскурсия в библиотеку с последующей беседой. Чтение произведения С. Жупанина «Я – библиотекарь», открытие «Книжной мастерской» по ремонту книг. Изготовление карманчиков в книгах и формуляров. Выставка рисунков по мотивам прочитанных произведений.

Формуляры, книги, картотека, компьютер.

Оформление формуляров читателей. Приём заявок библиотекарем. Работа с картотекой. Выдача книг. Читальный зал.

Кафе «Сластёна» + «Семья» + «Такси»

Учить самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ролью, формировать навыки доброжелательного отношения детей; побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни.

Занятия:

предметный мир «Посуда»

аппликация «Чайный сервиз»

Чтение:

«Обедать!» Н.Саконская

Изготовление совместно с детьми атрибутов к игре:

вывеска кафе, создание меню, блокнотов для официантов, рисование и лепка (из теста) продуктов.

Фартуки, наборы посуды, подносы, меню, салфетки, наборы продуктов, предметы – заместители.

Открытие кафе «Сластёна»; семья пришла или приехала на маршрутке или такси в кафе; выбор столика, знакомство с меню, приём заказа; приём пищи; работа с директором при необходимости (жалобы, благодарность); оплата заказа; уборка столика, мойка посуды.

февраль

Название игры

Задачи

Предварительная работа

Игровой материал

Сценарий игры

«Пограничники»

Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом; расширить словарный запас детей: «граница», «пост», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод» и др.

Занятия: «Пилотка» (оригами)

Беседы на тему: «Как пограничники охраняют границу?»

Чтение стихов и рассказов о пограничниках:

«На заставе» А.Барто,

«Пограничник» С.Маршак.

Разучивание песен о пограничнике.

Изготовление атрибутов для игры.

Военные фуражки, пилотки, автоматы, погоны, санитарные сумки, бинт, вата, фляжка, телефон, рации, бинокли, пограничная собака, пограничный столб и др.

Дети изображают жизнь на пограничной заставе – дежурство в штабе, строевая подготовка, бег с препятствиями, осваивают способы маскировки, переноса раненых, передвижение по-пластунски.

Соревнования между двумя погранзаставами: «Кто быстрее обнаружит и задержит нарушителя границы» «Доставить срочный пакет», «Расшифровать срочное донесение» (ребус) и т.д.

«Транспорт» - ГИБДД

Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой роли; закреплять знания детей о правилах дорожного движения, учить ориентироваться по дорожным знакам.

Беседы на тему: «Знай и выполняй правила уличного движения»

«Зачем нужны дорожные знаки»

Чтение:

«Автоинспектор», «Шофёр» Н.А.Кнушевицкая.

Рули, дородные знаки, светофоры, жезл, свисток, флажки для регулировщика, различные документы (права, технические паспорта автомобилей).

Детям предлагается выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те следили за порядком на дорогах города, а остальные дети – автомобилисты. По желанию распределяют роли работников бензозаправки и автомастерской. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного движения.

март

Название игры

Задачи

Предварительная работа

Игровой материал

Сценарий игры

«Зоопарк»

Закрепление и обогащение знаний о животных, об их внешнем виде и о повадках; формирование умения творчески развивать сюжет игры; воспитывать доброе отношение к животным

Чтение стихотворения С.Я.Маршака «Детки в клетке», «Где обедал воробей?».

Изготовление альбома «Зоопарк».

Рассматривание иллюстраций по теме.

Конструирование клеток для зверей в зависимости от их размеров (из конструктора и коробок).

Дид. игра «Кого везут в зоопарк?»

Лепка животных.

Изготовление атрибутов для игры: билеты, табличка «Зоопарк».

Строительный материал, коробки (клетки), билеты, касса, игрушки – животные.

"Строим клетки для зверей", "Экскурсия по зоопарку", "Едем на автобусе в зоопарк", "Плывем на корабле в зоопарк", "Где обедал воробей? (игра-инсценировка по стихотворению С.Маршака), "Убираем клетки для животных", "Кормим зверей" и т.п.

«Ферма»

Закрепление и обогащение знаний о животных, об их внешнем виде и о повадках; формирование умения творчески развивать сюжет игры; воспитывать доброе отношение к животным, воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду.

Беседа о профессиях с использованием иллюстраций, рассматриванием сюжетных картин, чтение пословиц:

Всякий дом хозяином держится.

От хозяйского глаза и конь добрей.

Без коровы – не хозяйство.

У свиньи сало в корыте.

Каков пастух – таково и стадо.

Как накормишь, так и надоишь.

Познакомить с профессиями фермера, животновода, птичницы, доярки, пастуха, плотника.

Строительный материал, с/х инструменты, ведерки, косынки, инструменты плотника, игрушки – животные.

«Строим загоны для скота, ограждения», «Едем на автобусе на ферму», «Убираем загоны», «Кормим животных», «Ветеринар обследует животных, назначает лекарства» и т.п.

апрель

Название игры

Задачи

Предварительная работа

Игровой материал

Сценарий игры

«Строители»

Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, справедливо разрешать споры, действовать в соответствии с планом игры; отражать в игре знания об окружающей жизни, развивать творческое воображение.

Занятия:

Аппликация: «Строим дом»

Рисование: «В городе построены разные дома».

Рассматривание иллюстраций по теме.

Чтение:

«Каменщик», «Маляр», «Плотник» С.Баруздин,

«Строители» Г.Люнцин

«Строитель» Н.А.Кнушевицкая.

Строительный материал, планы строительства, инструменты, строительная техника, журналы по дизайну.

Воспитатель предлагает детям разделиться на бригады и поручает каждой бригаде определенный участок работы.

Выбор объекта строительства; выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку; строительство, сдача объекта.

По ходу игры воспитатель (бригадир) советует каменщикам как лучше класть стены, шоферам подсказывает, какой материал необходимо привести, грузчикам помогает организовать погрузку и выгрузку с помощью кранов и т.д.

«Ветеринарная лечебница»

Продолжать учить распределять роли, договариваться о сюжете.

Знакомство с новой ролью – ветеринар, учить выполнять игровые действия, соблюдать их последовательность.

Чтение произведения К.И.Чуковского «Айболит» и рассматривание иллюстраций.

Беседа с детьми на тему:

Изготовление атрибутов к игре: вывеска лечебницы.

Игрушки – зверята, халаты, шапочки врачей, набор «Маленький доктор», «лекарства», телефон.

Открытие ветеринарной лечебницы: вывешивается вывеска, готовятся атрибуты.

Приход больных, осмотр ветеринаром, назначение процедур и выполнение их медсестрой, врач делает записи в карточке, назначает следующий приём, может выписать рецепт.

май

Название игры

Задачи

Предварительная работа

Игровой материал

Сценарий игры

«Швейное ателье»

Формировать представления дошкольников о том, что такое ателье и для чего оно нужно; учить развивать сюжет; познакомить с новыми ролями (заказчик, приёмщица, закройщик, портниха, заведующая ателье) и ролевыми действиями; развивать диалогическую речь.

Экскурсия в кабинет кастелянши.

Чтение произведений: С. Михалков «Заяц портной», Викторов «Я для мамы платье шила», Гринберг «Олин фартук». Рассматривание образцов тканей. Изготовление альбома «Образцы тканей». Рассматривание журналов мод. Аппликация «Кукла в красивом платье». Рассматривание иллюстраций по теме.

Изготовление совместно с воспитателем атрибутов для игры.

Швейные машинки, журнал мод, швейные инструменты (сантиметр, нитки, образцы ткани и др.); выкройки, бланки заказов и др.

Выбор заказчиком модели по журналу мод; закройщица снимает мерки, делает выкройку, приёмщица оформляет заказ, определяет сроки выполнения; портниха выполняет заказ, заведующая ателье следит за выполнением заказа, разрешает конфликтные ситуации при их возникновении; кассир получает деньги за выполненный заказ.

«Фотоателье»

Продолжать формировать умения творчески развивать сюжет игры, самостоятельно распределять роли, договариваться о содержании игры, расширить и закрепить знания детей о работе в фотоателье, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу,

познакомить с новой ролью – фотограф.

Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах. Рассматривание альбома с образцами фотографий. Знакомство с фотоаппаратом. Рассматривание детского и настоящего фотоаппарата. Рассматривание семейных фотографий. Изготовление с детьми атрибутов к игре.

Компьютер, детские фотоаппараты, зеркало, расческа, образцы фотографий, рамки для фотографий, фотоальбомы, деньги, чеки, касса, образцы фотографий.

Клиент здоровается, делает заказ, оплачивает, снимает верхнюю одежду, приводит себя в порядок, фотографируется, благодарит за услугу. Фотограф фотографирует, делает фотографии. В фотоателье можно сфотографироваться, сделать фотографии (в том числе для документов), увеличить, отреставрировать фотографии, купить фотоальбом, фотопленку.