План конспект по звуковой культуре речи. Конспект по звуковой культуре речи

Интеграция образовательных областей: Коммуникация, социализация, чтение художественной литературы.

Виды детской деятельности: Коммуникативная, игровая, чтение художественной литературы.

Цель:

Закреплять правильное произношение детьми шипящих звуков «ж» в словах.

Учить различать этот звук на слух, внятно выговаривать слова и фразы с ним при произношении с различной громкостью (фонематический слух).

Совершенствовать отчётливое произношение слов с данным звуком.

Дидактический материал: фланелеграф, предметные картинки (жук, жираф, кружок), игрушки: медвежонок, ёж, жеребёнок, собака, кубик.

Ход занятия:

1. – Дети, я шла сегодня в детский сад и встретила почтальона, он передал мне вот этот конверт. Вы хотите узнать, что в этом конверте?

Ой, ребята, здесь нарисованы лица детей. Наши гости, наверное, хотели бы знать, что изображено на лицах, мы им сейчас расскажем об этом.

1) Это лицо мальчика. А что у него на лице, Катя?

У него на лице глаза, нос, губы.

2) - Молодец. А вот лицо другого мальчика. Что изображено у него на лице, Аня?

Рот открыт, за губами зубы.

3) - Умница, правильно. А что изображено на лице этого мальчика, Даня?

Это язычок, а рот это домик для язычка.

Верно, молодец.

2. – Сидел Язычок в домике, слышит: кот-то поёт незнакомую песенку: ж-ж-ж. «Я не умею так петь, - огорчился Язычок – я знаю песенку листьев, гуся, змеи». Я что это за песенка, напомни мне, Алёша?

- «Но эта песенка не такая звонкая: ш-ш-ш». Дети, помогите своим язычком, спойте звонкую песенку: ж-ж-ж. Давайте послушаем, получится ли звонкая песенка у Тани.

Да, получилась, молодец, Таня. А у Кирилла?

Умница. А у Алёши?

Хорошо, и у тебя получилась. «Ж-ж-ж» – это песня жука, она поётся также как песня «Ш-ш-ш», но только звонко, с голосом. Песню «Ж-ж-ж» поёт даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте «ж-ж-ж». Песня поётся уже в горлышке, Миша?

А теперь приложите ладонь к горлышку и спойте песню гуся. Поёт горлышко, Карина?

Давайте поучим песню жука. Откройте рот, Положите язычок на нижнюю губу. А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Хорошо, закройте рот. Отдохните немножко. Давайте повторим. Как только язычок спрячется далеко, за верхние зубы, сразу начинайте петь «Ж-ж-ж». Сначала произнесём все вместе: «Ж-ж-ж». Молодцы. А теперь Алёша.

Молодец. Теперь Миша.

Теперь споём все вместе песню маленького жука и большого жука. Как будем петь песню маленького жука, Аня?

Молодец. А песню большого жука, Костя?

Конечно. Молодцы.

Гриша, спой песню маленького жука.

Хорошо, а Соня спой песню большого жука.

Замечательно. Очень хорошо пели.

3. А сейчас поиграем в игру «Подскажи словечко».

Я буду начинать строчку, а вы её заканчивать.

Итак, начали:

1) Лежебока рыжий кот, отлежал себе … (живот).

2) Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын… (жираф).

3) И бежит Айболит к бегемотикам

И хлопает их по… (животикам).

4) Солнце светит очень ярко

Бегемоту стало… (жарко).

5) А рядом бегемотики

Схватились за …(животики).

Молодцы, хорошо справились с заданием.

4. Сейчас немного отдохнём и поиграем в игру «Жуки».

«Из леса к нам прилетели жуки и жужжжат (дети вместе с воспитателем вытянули руки в стороны и долго тянут: ж-ж-;)/ Устали жуки и сели отдохнуть на листочек (дети опускаются на корточки). Посидели жуки, отдохнули и опять полетели в лес. Зажужжали сначала громко, затем всё тише и тише и совсем улетели(2р.)

Улетели жуки, но оставили свою «песенку» в словах:

5. (Фланелеграф с картинками, в которых есть звук «ж»).

Жжжук, кружжжок, жжжираф. Послушайте ещё раз, как поёт жук в этих словах, и попробуйте сказать так же как я: жжжук, кружжжок, жжжираф. Произнесём все вместе. Теперь произнесёт Соня.

Жжжук, кружжжок, жжжираф.

Молодец. А сейчас Миша.

Жжжук, кружжжок, жжжираф.

Я много знаю слов в которых есть песенка жука: ножик, кружжжиться, жжжарко. А вы, знаете слова с такой песенкой? (Дети произносят слова с выделением звука «ж», если ребёнок ошибся, то воспитатель медленно произносит слово и предлагает детям послушать есть ли в нём песенка жука).

6. Дети, к нам в гости пришёл мальчик. Давайте дадим ему имя, где живёт звук «Ж», Катя.

Хорошо. Посмотрите на игрушки и подарите Жене те игрушки, в которых есть звук «Ж».

Жук, жираф, жеребёнок, медвежонок, ёжик.

Правильно, молодцы. А почему остались собака, кубик Кирилл?

В них нет звука «Ж».

7. - Умница. Дети, а вы знаете чистоговорки? Давайте почитаем их мальчику Жене.

Жа-жа-жа, есть иголки у ежа.

Жу-жу-жу, как-то уж пришёл к ежу.

Жи-жи-жи, мне ежаток покажи.

Жу-жу-жу, я с ужатами дружу.

Жа-жа-жа, уж уходит от ежа.

Молодцы, правильно прочитали чистоговорки, голосом старались выделить нужный звук «Ж».

8. А кто из вас знает стихи, в которых есть звук «Ж»?

1) Бывают в мире чудеса

Ужжа ужжалила оса,

Ужжалила его в живот,

Ужжу ужасно больно,

«Я ничего не нахожу;

Но всё жже думается мне

Лежжать вам лучше на спине,

Пока живот не заживёт,

3) Жжжук упал и встать не может,

Жжждёт он кто ему поможет.

4) Дедушка Ежжок,

Не ходи на бережок,

Там растаял снежжжок,

Заливает лужок.

9 – Молодцы, дети, вот, сколько стихотворений со звуком «Ж» вы знаете.

А теперь усаживайтесь за столы. Вы должны рассмотреть все предметы на листочке, определить в каких словах есть песенка жука. Обвести их. Будьте внимательны. Справились, хорошо.

На этом наше занятие закончилось.

Вы сегодня молодцы, очень хорошо работали, я вами довольна.

Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, что нового узнали?

Познакомились с новым звуком «Ж»;

Учились определять этот звук в словах и составляли свои слова со звуком «Ж»;

Учили чистоговорки;

Читали стихи со звуком «Ж»;

Обводили картинки где есть звук «Ж».

Занятие по звуковой культуре речи; .

Звук - «С» (в основе. - тема - «посуда)

Программные задачи: 1,звукопроизношение

Продолжать работу над автоматизацией правильного

произношения звука «С » детей группы

2. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА

СЛОВ

Закрепить у детей умениеподбирать слова на за­данный звук - Совершенствовать навык вьделения заданного

звука из слова 3. РАЗВИТИЕ грамотического СТРОЯ

РЕЧИ: - Совфшенспвовать навык словообразования при

помощи суффикса

Работать над формирование умения правильно пользоваться предлогами на в за с в речи

Развивать согласование прилагательных и су-

ществительных

Упражнять в использовании в речи детей раз-

личных типов простых и сложных педложений

4. ЛЕКСИКА

Уточнить и расширить представления детей о

посуде и ее назначении

Ввести в активный словарь:

существительных« посуаза », « каст-

рюляя » э « сковорода », « солонка».

« самовар.», « масленка » э «сахар­ница. .», « соусник », « селедочница», .прилагательные « блестящий», « чистый » э « красивый ».

глаголы « накрывать», « сервиро-

5. ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ: - Упражнятьдетей в умении синтеза, со­ставлении целого из отделыяых частей:

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети входят в игровую комнату; садятся на ковер,

логопед: Дети; сейчас вы послушаете небольшой отрывок из сказки и должны

будете угадать название этого произведения. Слушайте внимательно!

(Г|юслушивание аудиокассеты э ответы детей - « Федорино горе ») ЛОГОПЕД: Правильно, а кто назовет. какая посуда сбежала от Федоры. ответы детей: « Кас^фюли, сковородки», « ложки », « ножи », « самовар » и др. ЛОГОПЕД: А сейчас я буцу называть слова, а вы послупшите... (Происходит называние слов с четким наделением звука «с»: кастрюля, сковорода» стжан). ЛОГОПВД: Кжой звук я вщцелила? ответы детей:: звук (С).

2 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ,

логопед: Сегодня мы с вами поработаем и поиграем со звуком (С). Довейте произнесет! звук (С) все вместе громко.,., а теперь тихо.: Посмотрите дети к нем пришла бабушка. Федора» и принесла с собой свою битую посуду.

Назовите посуду в название которой есть.звук (С).

ответ детей: Сковородки, Самовар, Стакан, Солонка.

ЛОГОПЕД: А почему вы не назвали другие предметы?

ответы детей: потому что в их название нет звука (С).

логопед: Окажите, а почему от Федоры посуда убежала?

отвег детей: Она её не мыла, не ухаживала за ней, не чистила, была грязнулей.

логопед: А какая теперь стала посуда у Федоры?

ответ детей: чистая, блестящая, красивая, вымытая.

ЛОГОПВД: Сейчас поиграем в игру «Что, где лежит?»

Мама принесла из магазина много разных продуктов. Нужно помочь ей все разложить по местам. Куда нужно поставить сахар"?

ответ детей: (В сахарницу)

логопед: Полина, найди за ширмой сахарницу. повтори, что это?

Полина: Сахарница

По аналогии: СЬль - солонка

масло -масленка

Сухари. - Сухарница

Селедку - селедочницу ЛОГОПЕД: Саша, с кем ты делая зарядку? Саша: Со слоном, Озр0еш?зь каждого ребенка, логопед В названии ваших игрушек я слышу звук (С).

А кто у меня в руках? ответ детей: бабушка Федора!

логопед:А вы слышите звук (С) в слюве Федора?

ответ детей: нет,

логопед: Деле, куда бы вы хотели посадить свою игрушку?

Каждый ребенок должен ответить полным поедлеоюзшем

: - я хочу посадить свою собачку за стол,

В самосвал; на скамейку и т.д. ребёнок игрушку и сажает за стол

ЛОГОПЕД- Ребята бабушка Федора для каждого из вас принеош конверт. Давайте посмотрим, что же в конвертах.

(В конвертах нарезаны картинки с изображением посуды) логопед: Это битая посуда, давайте поможем: Федоре и склеим посуду. (Игра, «Составь целое из частей»)

Дети соспшвляют картину и четко произносят, что на ней нарисовано (самовар, солонка, кастрюля, стакан и т.д.) Дети меняются картинками. логопед : Дети, бабушка Федора очень благодарна вам и хочет угостить вас сладостями. Помогите мне накрыть и сервировать стол

Что нужно постелить на стол? ответ детей: скатерть.

А что мы поставим в центре стола? ответ детей: Самовар.

Что мы поставим ещё?

ответ детей: Сахарницу; сухарницу; сладости

логопед: Ребята с каким звуком мы с вами сегодня играем и произносим чаще

ответ детей: со звуком (С)

логопед: Приглашайте наших гостей к сладкому столу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.

Упражнение в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического слуха и логического мышления и внимания. Упражнение в звуковом...

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 -6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц - ч»...

Анна Синева
Конспект по звуковой культуре речи

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад №132»

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по направлению социально – личностного

развития детей

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по речевому развитию в средней группе

Тема : «В гостях у Петрушки» .

Составила : воспитатель Синева А. Н.

г. Дзержинск

Цель звуков речи родного языка .

Задачи :

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие» : формировать умение коллективного взаимодействия.

Образовательная область «Познавательное развитие» : продолжать формировать представления о животных

Образовательная область «Речевое развитие» : формировать правильное произношение звуков ж - з . Развивать артикуляционный аппарат. Развивать фонематический слух : различать на слух и называть слова с определёнными звуками .

Образовательная область «Физическое развитие» : развивать стремление играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :

1. Рассматривание детских энциклопедий о животных.

2. Изготовление жетонов.

3. Дидактическая игра «Где живёт звук » .

4. Подвижные игры : «Лиса и зайцы»

5. Разучивание скороговорок и чистоговорок со звуками «З» и «Ж» .

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА : Стимулировать речевую активность у Данила К. Помочь Артему Л. найти домик для его животного.

СПОСОБЫ : сюрприз, вопросы, игра, физкультминутка , показ иллюстраций.

СРЕДСТВА :

письмо, 8 жетонов зеленого цвета, 12 жетонов желтого цвета,

силуэтное изображение жирафа, силуэтное изображение зебры, макет домика в котором живет жираф, макет дома в котором живет зебра, петрушка, макеты деревьев, кукла, 8 конвертов с зеленым жетоном, 12 конвертов с желтым жетоном, 20 картинок с изображением животных, в названии которых есть звук «З» , 12 картинок с изображением животных, в названии которых используется звук «Ж» , 20 домиков желтого цвета, 20 домиков зеленого цвета.

ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТРЕСУРСЫ :

1. Основная образовательная программа «От рождения до школы» . Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

2. «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада»,

В. В. Гербова

3. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома, средняя группа.

4. http://www.razumniki.ru/stihi_dikie_givotnye.html

Воспитатель : сегодня утром в детский сад в нашу группу почтальон принёс письмо. Хотите я его прочитаю.

Здравствуйте дорогие ребята.

5 октября на лесной полянке состоится веселье. Мы будем петь, плясать, играть, отгадывать загадки. Я приглашаю вас к себе в гости. Высылаю вам жетоны, это пригласительные билеты на лесную полянку. (Петрушка Весельчак)

Воспитатель : мне очень хочется на лесную полянку, а вам?

Воспитатель : пригласительные билеты у нас есть, тогда нам нужно поспешить.

Воспитатель прикалывает жетоны желтого цвета первой подгруппе, а жетоны зелёного цвета второй подгруппе.

Воспитатель : готовы, тогда поехали!

Дети строятся друг за другом и идут по группе

На пути стоит дом

Воспитатель : Дети, посмотрите, что за дом у нас на пути.

Воспитатель : кто в домике живет, как вы думаете?

(Дети стучат в домик и спрашивают : Тук, тук кто в домике живет, кто в не высоком живет)

В доме сидит жираф.

Воспитатель : кто это? Скажите – жираф. Какой звук живёт в слове жираф ? («ж» )

Воспитатель : Ой, опять на нашем пути домик. Кто в этом домике живет?

(дети : Тук, тук кто в домике живет. Кто в невысоком живет)

В доме – зебра.

Воспитатель : кто это? Скажите – зебра. Какой звук живёт в слове зебра ? («З» )

Воспитатель подводит детей к одному из столов, на котором сидит кукла и лежат картинки с изображением животных, в названии которых присутствует звук «Ж» и звук «З» (жираф, обезьяна, коза, заяц, ёж, морж и т. д.) и два домика, один желтого цвета, другой зеленого.

Здравствуй, девочка. Почему ты такая грустная?

Девочка - кукла : Выпустила я животных из своих домиков погулять, а когда стала их загонять домой и забыла, кто в каком домике живет. Кто теперь мне поможет?

Воспитатель : Не переживай девочка, мы постараемся тебе помочь.

Воспитатель : дети, я очень хочу помочь девочке, а вы?

Воспитатель : Дети, назовите животных, которые изображены на картинках.

Воспитатель показывает картинки животных по одной.

Воспитатель : дети, животные, в названии которых есть звук «Ж»

А животные, в названии которых есть звук «З» , какого цвета будет у них домик?

Воспитатель : Молодцы.

Воспитатель приглашает всех детей к столам.

У каждого из вас на столе два домика, один желтого цвета, другой зеленого и конверты с картинками животных. (Для детей первой подгруппы конверт с желтым жетоном, в нем две картинки, для второй подгруппы с зеленым жетоном, в нем одна картинка).

Воспитатель : У каждого из вас на груди прикреплен жетон, у одних он желтого цвета, у других он зеленого цвета.

Воспитатель : Если у вас на груди жетон желтого цвета, то какой вам нужно взять конверт? (жёлтый) .

А у детей с зеленым жетоном? (зелёный)

Задание для ребят у кого конверт с желтым жетоном. Найдите картинку с изображением животного, в названии которого есть звук «Ж» и поместить в свой домик, и одну картинку с изображением животного, в названии которого есть звук «Ж» и найти и ему домик.

Детям, у кого конверт с зеленым жетоном, необходимо найти картинку с изображением животного, в названии которого есть звук «З» и поместить в свой домик.

Воспитатель : Молодцы, ребята, задание было у вас трудное, но вы все сделали правильно.

Приглашаю всех поиграть

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА :

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

(Дети идут по кругу друг за другом)

За мамой-лосихой топал лосенок,

(Идут, громко топая)

За мамой-лисицей крался лисенок,

(Идут крадучись)

За мамой-ежихой катился ежонок,

За мамой-медведицей шел медвежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)

За мамою-белкой скакали бельчата,

(Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)

За мамой-зайчихой - косые зайчата,

(Скачут, сделав «ушки» из ладоней)

Волчица вела за собою волчат.

(Идут на четвереньках)

Все мамы и дети напиться хотят.

(Идут на четвереньках)

Воспитатель : Отдохнули наши ручки и ножки, а сейчас нам пора спешить, петрушка нас уже, наверное, заждался.

Помощник воспитателя выставляет 2-3 нарисованных макета деревьев и сажает на полянку петрушку.

Воспитатель : Вот и добрались мы с вами до лесной полянки.

Воспитатель берет куклу петрушки.

Петрушка : - Здравствуйте, я очень рад, что вы пришли ко мне в гости.

Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

Петрушка : Тогда, послушайте загадки и определите, какой звук «З» или «Ж» есть в слове отгадке.

«Ползун ползет, иглы везет» .

Что за зверь такой лесной,

Встал как столбик под сосной?

Кто стоит среди травы,

Уши больше головы?

Петрушка : Молодцы! Со всеми моими загадками справились! А я, ребятки, для вас приготовил не только загадки. Я хочу вам смешные стихи рассказать. Слушайте : «Ой, кричат вокруг хозяйки, в огород забрались жайки» . Найдите ошибку и скажите, какой надо поставить звук , чтобы было правильно.

«Стужа. Снег. Метут метели. Темной ночью бродят двери» .

Петрушка : Правильно, не двери, а звери.

Ребята, какие вы внимательные! А сейчас я предлагаю вам немножко поиграть!

Хотите поиграть?

Петрушка : Тогда слушайте правила. Я буду называть слова. Если в слове услышите звуки «З» или звук «Ж» хлопайте в ладоши. А если таких звуков нет , сидите и молчите, а ручки спрячьте за спинку.

Петрушка : Правила понятны?

Петрушка называет слова :

Обезьяна,

Петрушка : Молодцы, никто не нарушал правила.

Воспитатель : Хорошо у петрушки в гостях на лесной полянке, но уже поздно и нам нужно возвращаться домой.

(Дети прощаются с петрушкой и возвращаются в группу)

Рефлексия :

Воспитатель : Ребята, вам понравилось наше путешествие?

А о чем вы хотели бы рассказать своим друзьям?

Тема: «Произношение звука «З»

Цель: Познакомить со звуком «З».

Задачи:

Обучающие: Упражнять детей в произношении звука «З» в слогах и словах; учить произносить звук «З» твердо; различать слова с этим звуком.

Развивающие: Развивать фонематический слух; учить различать на слух и называть слова начинающиеся на заданный звук; развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Воспитательные: Воспитывать культуру общения.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята посмотрите к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями улыбнемся и покажем какие мы хорошие и умные. Ребята скажите, какое сейчас время года?

Дети: Осень

Воспитатель: А какое время года нравится вам?

Ответы детей

Воспитатель: Почему?

Ответы детей

Воспитатель: Мне тоже нравится лето, летом тепло, много ягод, цветов, можно купаться. А вы бы хотели оказаться летом на красивой поляне, где много цветов, ягод, летают красивые бабочки?

Ответы детей

Воспитатель: Так давайте сядем на поезд времени и отправимся в путь. Все сели? Ту – ту – у- у поезд отправляется (дети двигаются по кругу имитируя поезд). Вот мы и приехали. Посмотрите как здесь красиво, как много цветов. А давайте соберем большой красивый букет. Ребята вдохните его аромат. Ах! Вы не устали с дороги? Давайте присядем и отдохнем. (Дети садятся на стульчики).

  1. Основная часть.

Воспитатель: Ой – ой – ой, что это такое меня кто – то кусает. Ребята посмотрите кто это?

Ответы детей: комар

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у каждого насекомого есть своя песенка?

Ответы детей

Воспитатель: Вот и у комара есть своя песенка. Сегодня мы с вами научимся правильно петь песенку комара. К нам в гости пришел самый главный из комаров Комар – Пискун. Он очень любит петь песни. Послушайте его самую любимую песенку (З – з – з). Вам понравилась эта песенка?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята посмотрите как мы произносим звук «З». губы улыбаются, зубки – делают заборчик, язычок за нижними зубами. Давайте с вами попробуем произнести звук «З».

Дети произносят звук «З» с начало хором (громко, тихо), по одному.

Воспитатель: А теперь давайте с вами поиграем в игру «Эхо» (Воспитатель произносит слоговые дорожки дети должны повторить их)

Воспитатель: За – зо – зы; Зу – Зо – За; Зы – За – Зо;

Дети повторяют слоговые дорожки.

Воспитатель: Молодцы вы все понравились Комару и он для вас приготовил задание. Проводится игра «Слоговые песенки»

Воспитатель произносит слоговые песенки дети повторяют.

За – за – за - прилетела стрекоза (дети повторяют с начало хором, затем 1 – 2 ребенка).

Зу – зу – зу – не дразните вы козу. (дети повторяют с начало хором, затем 1 – 2 ребенка).

Зы – зы – зы – крылья есть у стрекозы. (дети повторяют с начало хором, затем 1 – 2 ребенка).

Воспитатель: А теперь давайте мы с вами отдохнем

Физкультминутка

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть

Раз – два; раз – два

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать

Кто – то зайку напугал

Зайка прыг и ускакал.

Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру «Доскажи словечко»

Прибежала мышка – мать, стала щуку в няньки … (Звать);

Зайку бросила хозяйка, под дождем остался …(Зайка);

Ох и плачет медведь и ревет, медвежат из болота …(Зовет); дети должны определить первый звук в досказанном слове.

Воспитатель: Ребята, а Комар приготовил для нас игру.

Проводится игра «Один – много»

Воспитатель называет слова в единственном числе, дети должны назвать эти слова во множественном числе.

Зонт – зонты; заяц – зайцы; завод – заводы; зуб – зубы; заколка – заколки; звезда – звезды; замок – замки; забор – заборы; змея – змеи; замок – замки;

Воспитатель: Молодцы! Давайте присядем на стульчики.(дети садятся на стульчики).

Воспитатель: Молодцы, а теперь я предлагаю поиграть еще в одну игру которая называется «Поймай звук», Я буду называть вам звуки, а вы когда услышите звук «З» хлопните в ладоши.

Воспитатель называет звуки «Ц», «К», «З», «С», «М», «З».

Воспитатель: Молодцы! Ребята Комар предлагает нам с вами поиграть еще в одну игру. Проводится игра «Четвертый лишний»

(На доску вывешиваются картинки. Дети должны определить какая картинка лишняя)

  1. Заяц – Зонт – Мяч – Замок.
  2. Змея – Зубы – забор – Кубик.
  3. Замок – Заколка – Звезда – Пирамидка

Воспитатель задает вопрос почему?

Воспитатель: Молодцы! Ну вот и подошло к концу наше занятие.

Итог занятия:

воспитатель задает вопросы детям:

Ребята с каким звуком мы с вами сегодня познакомились?

Что вам понравилось?

Конспек разработан для детей старшего дошкольного возраста. В этом конспекте представленно занятие на тему: звуковая культура речи "Веселая прогулка". На занятие дети учаться давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [c],[ш]; упражняются в придумывание слов с определенным звуком, а так же учаться выделять последовательность звуков в простых словах. При этом у детей развивается фонематический слух и восприятие, умение внятно и отчетливо произносить слова и предложения, развивается общая и артикуляционная моторика.

Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивный для ее решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

Программа: «От рождения до школы»

Образовательная область: речевое, познавательное развития.

Тема: звуковая культура речи « Веселая прогулка ».

Группа: старшая

Цель: создание благоприятных условий для формирования звуковой культуры речи для детей старшего дошкольного возраста.

Программные задачи:

  1. Воспитательные: воспитывать интерес к родному слову, языку, воспитывать культуру речи, общения; воспитывать навыки сотрудничества в игре; совершенствовать умение слушать других внимательно не перебивая собеседника; воспитывать организованность; интерес к результатам своей деятельности.
  2. Развивающие: развивать фонематический слух и восприятие; развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и предложения; развивать общую и артикуляционную моторику; формировать, обогащать и активизировать словарь, развивать связную речь, внимание, память, сообразительность, любознательность, словотворчество, расширять кругозор, творческие способности.
  3. Образовательные: учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [с] ,[ ш]; упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком; учить детей выделять последовательность звуков в простых словах; у чить детей внимательно слушать взрослого и друг друга; правильно отвечать на вопросы, задавать вопросы друг другу.
  4. Здоровьесберегающие: сохранение здоровья детей, повышение двигательной активности и умственной работоспособности, создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.

Активизация словаря: звуки [с] и [ш], каша, машинка, кошка, шорты, шар.

Наглядный материал и оборудование:

Оборудование: разрезные картинки : кота Матроскина, пес Шарик, Язычок, кубик с заданиями, мяч, карточки с заданиями, компьютер, колонки, файлы с чистоговорками.

Демонстрационный материал : иллюстрации, фотографии, картины.

Раздаточный материал : листы бумаги, цветные карандаши.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Алфавит», беседа о звуках.

  1. Организационный этап:

1. Приветствие:

В.: Посмотрите ребята, к нам сегодня пришло много гостей, поздоровались дети.

Д.: Здравствуйте!

2. Проверка готовности детей:

Ребята, приготовьтесь к увлекательному занятию,

Глаза смотрят увлекательно, а уши слушают внимательно!

Работаем активно, играем позитивно!

3. Мотивация к организованной деятельности детей

Вводное слово воспитателя. Введение игровой ситуации:

В.: Ребята, сейчас я вам расскажу интересную историю. Жил-был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, умылся, почистил зубы верхние, нижние. Открыл окошко, посмотрел, какая погода. Увидел Язычок, что погода хорошая и решил прогуляться . Увидел Язычок улыбку и трубочку и начал тянуть губки.

Дети выполняют артикуляционные упражнения (в стихах) .

«Улыбка – трубочка»

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А теперь сужаем губы,

Словно дуем, дуем в трубы.

Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята с горки катаются.

«Качели»

Эх, раз! Еще раз!

Мы качаемся сейчас

Вверх, вниз мы летим,

Тормозить мы не хотим.

Покачался он на качелях вместе ребятишками и пошел к себе домой. Решил он попить чаю из чашечки.

«Чашечка»

Мы чаек горячий

Будем пить на даче.

Чашечку мы держим,

Крепче, крепче, крепче.

Скрылось солнце за горой. Дверь он запер на замок, лег в кроватку и умолк. Давайте и мы с вами расслабимся и отдохнем.

«Нам пора передохнуть»

Нам пора передохнуть,

Потянуться и вздохнуть

(глубокий вдох и выдох)

Покрутили головой,

И усталость вся долой.

II. Основной этап:

1. Сообщение темы занятия и уточнение артикуляции звуков [С] и [Ш] - сравнение артикуляционных укладов (использовать карточки-символы) .

В.: Язычок у нас жил в деревне Простоквашино. Он давно не видел своих друзей, Матроскина и Шарика, и вот однажды он пригласил их в гости. (Дефектолог вставляет картинки Матроскина и Шарика на пенопласт) . Пришли они в гости не с пустыми руками, у Матроскина был красивый синий воздушный шар, у Шарика велосипед. Но к несчастью у Матроскина шарик сдулся [Ш-ш-ш-ш], а у Шарика спустило колесо [С-с-с-с]. Но не стоит огорчаться мы сейчас надуем шарик и накачаем шину колеса.

В.: - Как вы думаете, какие звуки мы сегодня будем закреплять?

Д.: - Сегодня мы будем закреплять и правильно произносить звуки [С] и [Ш] .

В.: - Правильно [С] и [Ш]. Сегодня на занятии мы будем различать эти звуки , слышать и проговаривать .

(На наборном полотне выставить с помощью детей карточки-символы , уточняющие артикуляцию звуков [С] и [Ш] ) .

В.: - Звук [С] - согласный , твердый, глухой, губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние передние зубы.

- Звук [Ш] - согласный , всегда твердый, глухой, губы вытянуты вперед и округлены, язык принимает форму чашечки , находится вверху.

2. Игра «Замени звук »

В.: я вам буду кидать мяч и буду говорить слог со звуком [С] , а вы замените на звук [Ш] , например са – ша.

Со – Шо Су – Шу Сы – Шы Си – Ши

Ребята, давайте встанем в круг и поиграем в игру « Звуковой кубик » .

3. Физкультминутка:

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик,

Раз-сюда, два-туда

Повернись вокруг себя.

Раз-присели, два-привстали

Раз, два заниматься нам пора!

  1. Игра « Звуковой кубик »

Дети встают вкруг и по очереди бросают кубик на пол, и если на грани кубика выпадает картинка с шариком – дети придумывают слова со звуком [Ш] , а если выпадет картинка с насосом – дети придумывают слова начинающие со звука [С] .

В.: Что-то наши друзья заскучали, давайте вместе песенки споем. (Включает компьютер с песенками-чистоговорками)

Са-са-са – это хитрая лиса

Су-су-су – и живет она в лесу

Сы-сы-сы – много дела у лисы

Со-со-со – она крутит колесо

Ша-ша-ша – наша Маша хороша

Шо-Шо-Шо – рисует Маша хорошо

Шу-шу-шу – свежим воздухом дышу

Ши-ши-ши – каши ешьте малыши

  1. Игра «Исправь ошибку»

В.: Внимательно послушайте предложения, и найдите ошибку.

Мама положила кассу – Мама положила кашшу

У Вадима красивая массинка – У Вадима красивая машшинка

Максим надел ссорты – Максим надел шшорты

У Вани рыжая косска – У Вани рыжая кошшка

Молодцы дети! Ой, как интересно Матроскину и Шарику. А давайте покажем нашим друзьям, как мы хорошо слышим слова. Сколько всего звуков в слове ШАР , СОМ.

Д.: В слове шар первый звук – Ш , Второй – А, и третий – Р. Всего- три звука .

III Заключительный этап:

1. Подведение итогов. Рефлексия:

В.: Какие вы у меня молодцы! Матроскин говорит ребята, что им пора уже домой. Зато что вы надули ему шарик, а Шарику накачали шину, они дарят вам свои картинки-раскраски. (Дарит раскраски кота и пса) . Давайте скажем до свидания, и приходите к нам еще в гости.

Д.: До свидания!

2. Оценка деятельности воспитанников:

В.: Молодцы ребят! А что вам больше всего понравилось? Что больше всего запомнилось?