Подготовка русских лекарей 17 18 век. Аптекарский приказ

С середины XII до конца XV вв. в стране был период феодальной раздробленности.

Причины феодальной раздробленности:

1) развитие феодального земледелия, а также становление нового боярства – вотчинников;

2) слабые экономические связи между различными регионами страны;

3) рост городов;

4) боярство, заинтересованное в более близкой и более эффективной власти местного князя;

5) падение экономического и политического влияния Киева.

27 февраля 1425 г. – смерть Василия I Дмитриевича, который правил с 1838–1425 гг. В это время начинается феодальная война.

К итогам феодальной войны можно отнести следующее:

1) политическую нестабильность;

2) признание Москвы столицей;

3) разорение и ослабление страны, что позволило Орде и Литве совершить новые захваты русских земель;

4) формирование на Руси жестокой, сильной княжеской власти;

5) победа отсталого центра над экономически мощным Галичем, что предопределило развитие на Руси деспотизма.

1480 г – свержение монголо-татарского ига.

1549 г. – созван I Земский собор – новый орган власти, занимающийся решением наиболее важных государственных дел вплоть до избрания нового царя.

1530–1584 гг. – годы жизни Ивана Грозного.

1565 г. – вышел указ об опричнине. Опричнина была выгодна тем, что царь мог пополнить казну, войско, а также расширить свои владения.

Итоги опричнины:

1) безграничная власть царя;

2) введение «заповедного лета» – временного запрещения крестьянам уходить от феодала, даже в Юрьев день;

3) разорение земель. Крестьяне перемещаются на Урал, в Поволжье;

4) установление исторической традиции сплоченности монарха и боярства;

5) всеобщее недоверие, препятствующие успешному развитию экономики;

6) превращение многих дворян, чьи поместья и вотчины были разорены во время опричнины, в нищих;

7) опричнина сыграла главную роль (если не решающую), в утверждении в России крепостного права.

1589 г. – введение патриаршества.

1598–1605 гг. – правление Бориса Годунова.

Это время в истории России получило название смуты. Смута – это гражданская война, которая столкнула различные сословия: дворян, посадских людей, бояр, холопов, крестьян.

Причины Смуты следующие.

1. Экономические:

1) усиление феодальной эксплуатации крестьянства;

2) экономический кризис, который был вызван опричниной.

2. Политические:

1) нарастающее недовольство дворянства своим положением вне власти;

2) династический кризис (появление Лжедмитрия).

3. Расшатанность нравственных основ общества.

1613 г. – начало правления первого из рода Романовых – Михаила Федоровича Романова.

В это время появляются новые черты в экономике России:

1) появление мануфактур, которое обусловило наступление эпохи капитализма;

2) возрастание значения во внутренней торговле ярмарок;

3) складывание внутреннего рынка, специализация регионов;

4) происходит устранение натуральной замкнутости сельского хозяйства и постепенное втягивание его в рыночные отношения;

5) улучшение внешней торговли;

6) мануфактуры, обслуживающиеся трудом крепостных.

1649 г. – принятие Соборного уложения.

Соборное уложение

1. Церковь и государство.

Права церкви были достаточно урезаны: земли, принадлежавшие церкви, передавались в управление государству. Церквям запрещалось передавать вотчину.

2. Оформление крепостного права.

Была произведена отмена урочных лет, закрепление крестьян за землевладельцем пожизненно. Городское население закреплялось за городом и должно было заниматься ремеслом и торговлей.

3. Дворяне – привилегированное сословие.

Обязанность – военная служба, за которую они получают землю и крестьян. Раньше вотчина могла передаваться по наследству, а поместье отдавалось за службу. Теперь поместье могло передаваться по наследству.

Значение:

1) оформление крепостного права;

2) оформление в России сословного строя, включающего духовенство, городское население, дворянство, крестьян.

В XVII в. происходит раскол в Русской православной церкви. Этот раскол назрел давно, поскольку существовало достаточно много разногласий в церковных обрядах, книгах. Собственно поэтому возникает идея привести все в порядок. Раскол закончился тем, что церковники разделялись на сторонников Никона и сторонников Аввакума. Никон проиграет в этом противостоянии.

Раскол – это религиозное общественное движение, вылившееся в отделение от Русской православной церкви части верующих, которые не приняли реформ Никона.

Причины раскола:

1) реформы Никона практически совпали с оформлением крепостного права;

2) по мнению старообрядцев, Никон нарушил главный принцип церкви – соборность! Все реформы проводились от имени одного только патриарха, что нарушало автономию церкви и косвенно подчиняло ее государству.

В рассматриваемый нами период исторического развития необходимо отметить, что происходило развитие Московского княжества, которое становилось достаточно мощным средневековым государством.

Необходимые понятия

Эпидемия – это широкое распространение какой-либо инфекционной болезни.

Пандемия – это эпидемия, охватывающая область, страну или ряд стран.

Эндемия – это постоянное наличие в данной местности определенного заболевания, обусловленное ее природными особенностями и своеобразием условий жизни населения.

2. Развитие медицины в начале XV в. Медицинские направления

Дело в том, что монголо-татарское иго, под которым Русь находилась продолжительное время, затормозило развитие Великой Руси, Киевского государства, которое, кстати говоря, считалось одним из самых цивилизованных и крупных. Поэтому после победы над монголо-татарским игом, в 1480 г., медицина не претерпела значительных изменений. В Европе же в этот период открывались университеты, увеличивалось число врачей, даже несмотря на то, что господствовала схоластика, были гонения церковью подлинной науки. В Москве, которая объединяла вокруг себя княжества с целью создания централизованного мощного государства, медицина по-прежнему оставалась народной. Обучение происходило по типу семейного ученичества. Необходимо отметить тот факт, что национальная культура и вместе с ней медицина носили в первую очередь гражданский характер, они не подвергались гнету, власти церкви. Например, в Европе были сожжены Коперник, Ян Гус, Дж. Бруно, Сервест и др. Хотя на Руси также преследовали колдунов, ведьм и так далее и сжигали их, однако это никак не сравнимо с так называемой охотой на ведьм в Европе (надо сказать, что тысячи людей погибали на церковных кострах).

В рассматриваемый период развивались два основных направления медицины:

1) народная;

2) монастырская.

А также, кроме этого, появились первые лекари в войсках.

3. Судебник 1550 г. и народная медицина. Государева аптека

В 1550 г. Иван Грозный собрал в Кремлевском дворце Земский собор, который получил название «Стоглавый» (по числу статей законов или глав, утвержденных им). Так, «Стоглавый» собор утвердил Судебник. Постановили, что в Москве, а также в других городах, необходимо создавать училища, которые бы обучали детей грамоте, а также обустраивать в городах богадельни для призрения больных, престарелых и увечных, «чтобы жили в чистоте и в покаянии и во всяком благодарении».

Однако в XVI–XVII вв. практически для всего населения России единственным средством для поддержания своего здоровья оставалась народная медицина. Опыт русской народной медицины передавался в устной форме, а также сохранялся в многочисленных лечебниках и травниках, отражался в законодательных актах, историко-бытовых повестях (среди которых «Повесть о Петре и Февронии Муромских» – повесть записана в XV в., в ней рассказывается о чудесном исцелении Муромского князя Петра), летописях. Надо сказать, что в лечебниках достаточно большое место отводилось «резанию» (т. е. хирургии). Среди «резальников» были кровопуски, костоправы, зубоволоки. Кроме этого, на Руси проводили такие операции, как чревосечения, черепосверления, ампутации. Мандрагору, вино, мак использовали в качестве средств для усыпления больного. Инструментами были: щупы, топоры, пилки, ножницы, долота и т. д. Инструменты эти проводили через огонь. Обработка ран производилась вином, золой, березовой водой. Зашивание ран проводили волокнами конопли, льна, а также тонкими нитями из кишок животных. Для того чтобы извлечь металлический осколок, стали использовать магнитный железняк. Интересен тот факт, что на Руси создавались оригинальные конструкции протезов для нижних конечностей.

Было ясно, что медицина требовала создания центрального органа, т. е. требовала, по сути, организации процесса. При Иване IV, в 1581 г., была образована аптекарская палата (придворная государева аптека). Она была необходима для обслуживания царской семьи, а также ближайших бояр. Помещения государевой аптеки были обставлены очень роскошно. Стены, потолки были расписаны, полки и двери обиты «английским добрым» сукном, окна были с разноцветными стеклами. Работали в аптеке каждый день – с раннего утра до позднего вечера, а когда заболевал кто-то из членов царской семьи, аптекари работали круглосуточно. Очень строгим было поднесение лекарств царю. Сначала лекарство, которое предназначалось для царя, пробовали доктора, которые его выписали, а также аптекари, которые готовили это лекарство. Затем лекарство пробовал боярин, который впоследствии и отдавал его царю. Приняв от царя рюмку с остатком лекарства, боярин был обязан «что в ней останется вылить на ладонь и выпить». Переселение в Москву иноземных врачей, хирургов, аптекарей началось в первой половине XVI в. Они фигурировали в царских списках «нужных людей». Надо отметить, что иноземные доктора не нуждались практически ни в чем. Например, при Борисе Годунове каждый иноземный врач, который приезжал на службу в Россию, получал поместье с крепостными крестьянами, достаточно большое ежегодное жалование (примерно 200 рублей), различные товары и продукты питания, лошадей, на содержание которых в достаточном количестве выделяли сено и солому, а также, когда прописанное врачом лекарство оказывало положительный эффект, царь награждал доктора дорогими подарками. Кроме того, надо отметить, что служба при российском царском дворе была довольно престижной.

Эпидемии и государственные противоэпидемические мероприятия

Особое внимание нужно уделить эпидемиям, которые уносили сотни тысяч жизней. Развитие торговли с другими странами имела не только положительные, но и отрицательные стороны. Торговые ворота достаточно часто открывали путь страшным эпидемиям, которые в средние века бушевали в Европе. Очень часто подвергались эпидемиям Псков и Новгород – крупные торговые города.

В 1401 г. (а если рассматривать летопись Никона, то в 1402 г.) был описан мор в городе Смоленске, однако не было указано никаких симптомов. Если же мы обратим свое внимание на Псков, то там в 1403 г. случилась эпидемия, которая была охарактеризована как «мор железою». Ученые сделали вывод, что эту эпидемию можно отнести к чумным эпидемиям. Интересен тот факт, что во время этой эпидемии были зафиксированы случаи выздоровления, но, к сожалению, это происходило крайне редко. Обычно люди, подвергшиеся этому заболеванию, погибали на 2-3-й день болезни. Такие эпидемии в Пскове повторялись в 1406 г., а также в 1407 г. Надо заметить, что люди считали нашествие этих эпидемий виной своих князей. Именно поэтому в 1407 г. псковские жители отреклись от своего князя Данилы Александровича и призвали к себе другого князя. Нужно отметить, что начиная примерно где-то с 1417 г. эпидемии чумы практически беспрерывно «ходили» по России. В некоторых источниках встречаются заметки о том, что «смерть косила людей, как серп косит колосья». Эти эпидемии продолжались вплоть до 1427 г. С 1427 до 1442 гг. не упоминается ни об одной эпидемии. Однако в 1442 г. в Пскове опять проявляется эпидемия, которую по описаниям можно отнести к чумным. В дальнейшем возникали различного рода эпидемии, которые уносили сотни тысяч жизней. Например, в эпидемиях 1552–1554 гг. в Новгороде, Старой Руссе, а также во всей новгородской области погибло 279 594 человек, а в Пскове – более 25 тыс. человек. Надо сказать, что особенно много погибало лиц духовного звания (священников, монахов и т. д.). Народ во время эпидемий использовал обычные средства лечения – посты, постройка церквей, молитвы и т. д. Наряду с чумой в России бушевали и другие смертельные болезни. Например, в 1552 г. войско князя, которое должно было воевать с Казанью, в городе Свяжске было поражено цингой. К концу XVI в. люди начали осознавать, что бороться с эпидемиями нужно реальными действиями, а не постройками церквей, молитвами и т. д.

Теперь необходимо поговорить о методах борьбы с эпидемиями (в частности с чумой) в средневековой Руси. Как уже говорилось в предыдущей лекции, в XIV в. начали появляться первые заметки о борьбе с эпидемиями. В XVI в., в 1551 г., в летописях встречается первый пример того, как были устроены заставы. Улица, где были больные, закрывалась с обеих сторон: в Пскове во время эпидемии чумы «князь Михайло Кислица велел… улицу Петровскую заперети с обою концов, а сам князь побеже на руху в паствище». В 1552 г. во время эпидемии в Новгороде «бысть застава на Псковской дороге, чтобы гости с товарами не ездили во Псков, ни изо Пскова в Новгород». Обратим внимание на Новгородскую летопись. Там сказано, что в Новгороде в 1572 г. стали запрещать хоронить людей, которые погибли от «заразной» болезни, около церквей. Их необходимо было хоронить далеко за городом. На улицах, где были обнаружены больные, ставили заставы, дворы, где погибал человек от «заразной» болезни, запирали, не разрешая выходить другим оставшимся в живых людям. Рядом был сторож, который подавал людям пищу, воду прямо с улицы, т. е. он не входил во двор. Священникам также не разрешалось посещать больных. За несоблюдение последнего правила они сжигались вместе с человеком, который был болен. Теперь обратим внимание на «Историю Московии» Милтона. Дело в том, что здесь был приведен первый случай введения карантина в России, причем это было сделано по отношению к иностранцу. Дженкинсон – английский посол, приехал в Россию уже в третий раз. Это было в 1571 г. Он приплыл по Белому морю на корабле. Его долго держали в Холмогорах, так как в России в этот период была чума. В российских городах впервые карантин был зарегистрирован во время чумы в Пскове – в Ржеве в 1592 г.

В Москве, Киеве, Пскове и других городах устраивались больницы и богадельни. Нужно сказать также, что появлялись и первые «гражданские» лечебницы. Например, Ртищев в одном из московских подворьев организовал больницу, состоящую из двух палат, которая вмещала 15 коек. Из числа служащих этой больницы была организована команда рассыльных, которая обходила улицы и собирала «больных и калек» и доставляла их в эту больницу. В народе ее называли «Больница Федора Ртищева». По словам современников в этой больнице предоставляли «амбулаторный приют нуждающимся во временной помощи».

Надо отметить, что за период с 1654–1665 гг. было подписано свыше 10 специальных царских указов «о предосторожности от морового поветрия», а во время чумных эпидемий 1654–1655 гг. повелевалось устанавливать на дорогах заставы и никого не пропускать под страхом смертной казни, это касалось всех, несмотря на звания и чины. На этих заставах также сжигали зараженные предметы, а деньги промывали в уксусе. Что же касается писем, то их многократно переписывали по пути их следования, а оригиналы сжигали.

Во время эпидемий приостанавливались вывоз и ввоз различных товаров, прекращались работы на полях. Вследствие этого возникали неурожаи и голод, которые всегда тянулись вслед за эпидемиями.

Аптекарский приказ и аптеки

Аптекарский приказ был создан в 1620 г. Он включал в себя постоянный штат, который обеспечивался полностью за счет царской казны. С самого начала Аптекарский приказ включал в себя небольшое количество человек:

2) 5 лекарей;

3) 1 аптекаря;

4) 1 окулиста;

5) 2 переводчиков (толмачей);

6) 1 руководителя – подьячего.

Однако в дальнейшем (спустя 60 лет) в Аптекарском приказе служило уже 80 человек:

2) 4 аптекаря;

3) 3 алхимика;

4) 10 лекарей-иноземцев;

5) 21 русский лекарь;

6) 38 учеников лекарского и костоправного дела;

7) 12 подьячих, переводчиков, огородников, хозяйственников.

Руководство аптекой и Государевым аптекарским приказом доверялось только особо приближенным к царю боярам.

Вокруг Кремля стали разводить лекарские сады, аналогичные сады выращивали у Никитских ворот, а также в других местах. Именно поэтому в Аптекарском приказе были необходимы огородники. Они ведали этими лекарскими садами. Первый из государевых аптекарских огородов был создан у западной стены Московского Кремля (кстати сказать, теперь на этом месте расположен Александровский сад). Можно сделать вывод о том, что Аптекарский приказ – первое государственной учреждение здравоохранения. Теперь необходимо обозначить основные функции Аптекарского приказа:

1) организация медицинской помощи членам царской семьи;

2) организация медицинской помощи стрельцам, боярам и другим людям, обращавшимся за ней;

3) организация обеспечения отечественными и импортными зельями;

4) строгий контроль земель;

5) принятие определенных мер профилактики и защиты при эпидемиях;

6) приглашение зарубежных лекарей и докторов;

7) подготовка лекарей в лекарской школе при Аптекарском приказе;

8) надзор за ученичеством в аптекарском приказе;

9) обеспечение стажировки будущих отечественных лекарей у известных докторов;

10) организация заготовки лекарств.

В 1634 г. недалеко от Москвы, около деревни Духолино, был создан особый «стекляночный» завод. Это была своего рода небольшая мануфактура, где работали 15 человек. Этот завод производил так называемые алхимические сосуды.

В 1654 г. при Аптекарском приказе была открыта школа, которая готовила русских лекарей. С самого начала в ней обучались около 30 человек. Обучение длилось от 4 до 6 лет. После того как лекарь заканчивал обучение в такой школе, он, как правило, направлялся в войска, причем не только в военной время. Дело в том, что чуть позже каждый полк будет иметь личного военного лекаря. Таким образом, наряду с гражданским и монастырским направлениями в медицине существовало еще одно – военная медицина, которое не входило в ведение Аптекарского приказа. Обратим внимание на учебные пособия школ при Аптекарском приказе. В качестве учебников использовали различные лечебники, зельники, травники, прохладные вертограды, а также произведения, переведенные с латинского и греческого языков, таких авторов, как Везалий, Гален, Аристотель «О строении человеческого тела», «Тайна тайных», «Аристотелевы врата» и различные другие, которые были дополнены комментариями отечественных переводчиков).

Аптекарский приказ согласно указаниям царя должен был организовывать заготовку лекарств. Главным образом это растительные лекарства.

Лекарственные зелья население получало в рынках, зеленых рядах. В дальнейшем царским указом в Москве были организованы 2 аптеки. В 1581 г. – только для царя и его близкого окружения, а вторая аптека, организованная 20 марта 1672 г. – «для людей и всяких чинов». Третья аптека была открыта в 1682 г. – при первом гражданском госпитале у Никитских ворот. В Московские аптеки были приглашены зарубежные фармацевты (Френч Якоби и т. д.).

Снабжение аптек лекарственными средствами осуществлялось различными путями. С самого начала лекарственное сырье завозили из Англии. Одновременно с этим некоторые материалы закупали в торговых рядах. Например, сало свиное на пластырь – в мясном, различные целебные травы и ягоды – в зелейном ряду, серу горючую и смолу черную – в москательном ряду. Существовала еще так называемая ягодная повинность: к воеводам в разные концы Руси отправлялись царские указы, которые предписывали собирать различные травы, которыми славятся эти земли, для Государевой аптеки. Так, например, из Коломны везли корень черной чемерицы, из Костромы – можжевеловые ягоды, из Астрахани и Воронежа – солодовый корень и т. д. За невыполнение ягодной повинности полагалось тюремное заключение. Еще одним способом снабжения аптек лекарственным сырьем был завоз их иностранцами. Так, еще в 1602 г. аптекарь Джеймс Френч привез с собой из Англии очень ценный по тем временам запас лекарств. Эти лекарства были самыми лучшими по тем временам. Когда завезенные запасы истощались, сырье закупалось или выписывалось из других стран – из Англии, Голландии, Германии и т. д.

Надо сказать, что обычно лекарства выписывались из-за границы, но потом все больше применялись народные средства. Наряду с растительными средствами применялись и экзотические, такие, например, как рог единорога в порошке, сердце оленя, порошок из молодых зайчат в вине, «камень безуй» (его находили на берегу моря) и т. д. Также имел место здоровый образ жизни: применении пихты, сосны от цинги, соблюдение чистоты, баня, которая была панацеей от многих болезней.

Хотя в Аптекарском приказе и существовала школа, но жители все-таки предпочитали народных целителей. Во-первых, население им больше доверяло, во-вторых, это было гораздо дешевле, чем лечиться у докторов.

Сложилась даже в некотором роде иерархия: «дохтур, обтекарь и лекарь, потому что дохтур совет свой дает и приказывает, а сам тому не искусен, а лекарь прикладывает и лекарством лечит, а обтекарь у этих обоих повар».

4. Монастырские и гражданские больницы

При монастырях строились монастырские больницы. Так, в 1635 г. при Троице-Сергиевой лавре были сооружены двухэтажные больничные палаты (надо сказать, что эти палаты сохранились до наших дней). До наших дней сохранились и больничные палаты, которые были построены при Кирилло-Белозерском, Новодевичьем и других монастырях. Надо отметить, что монастыри в Московском государстве имели очень важное оборонное значение.

Дело в том, что во время вражеских нашествий на базе больничных палат при монастырях разворачивали временные военные госпитали, в которых занимались лечением раненых. Надо сказать, что лечение и содержание больных во временных госпиталях осуществлялось за счет государства, хотя и не входило в ведение Аптекарского приказа. Это одна из отличительных черт русской медицины XVII в.

Обратим внимание на гражданские больницы. Как уже было сказано выше, боярин Федор Михайлович Ртищев организовывал в своих домах в Москве богадельни, которые можно считать первыми правильно устроенными гражданскими больницами на Руси. Заметим, что лекарства выдавались для этих больниц из Государевой аптеки. В 1682 г. был издан указ об открытии в Москве двух «шпитален» (т. е. больниц), которые обслуживали гражданское население. Помимо лечения больных, в этих учреждениях также обучали лекарскому делу. В том же 1682 г. была учреждена в Москве Славяно-греко-латинская академия. Что же касается военных больниц, то первая из них была открыта в 1656 г. в городе Смоленске.

5. Первые русские доктора медицины

В России в XV в. начали появляться первые врачи из Европы, которые начали занимать доминирующее положение. Среди зарубежных врачей, которые были приглашены на русскую службу, можно встретить достаточно известных медиков. Например, в 1621 г. в Москву прибыл Артемий Дия. Он написал большое количество работ по медицине. Многие из этих работ были напечатаны в Париже.

Также в России работали такие зарубежные врачи, как Лаврентий Блюментрост, Роберт Якоб. Отечественные врачи также ездили за границу для обучения. Среди тех, кто успешно прошел обучение, а также защитил за границей диссертацию, можно отметить П. В. Постникова. Он получил звание доктора медицинских наук в Падуанском университете, в Италии. Надо сказать, что Петр Постников был даже ректором Падуанского университета. В 1701 г. Постников вернулся в Россию и был зачислен в Аптекарский приказ.

К сожалению, Петр Постников, вернувшись в Россию, не смог заниматься медициной и физиологией (это его любимая отрасль медицины), поскольку служил российским дипломатом во Франции, Англии и Голландии. Он закупал книги, хирургические инструменты, контролировал обучение российских студентов за рубежом.

Также можно отметить Георгия из Дрогобыча. Он получил звание доктора медицины и философии в Болонском университете, а также написал сочинение «Прогностическое суждение 1483 г. Георгия Дрогобыча с Руси, доктора медицины Болонского университета», которое было издано в Риме. В одно время (1481–1482 гг.) он был ректором Болонского университета. Читал лекции в Краковском университете (с 1485 г.), работал в Венгрии (1482–1485 гг.). В 1512 г. Франциск Скорина из Полоцка получил звание доктора медицины в Падуанском университете. Затем он работал в Кенигсберге, Праге, Вильне.

Подготовка лекарей в Московском государстве долгое время носила ремесленный характер: ученик в течение ряда лет обучался у одного или нескольких лекарей, затем несколько лет служил в полку в качестве лекарского помощника. Иногда Аптекарский приказ назначал проверочное испытание (экзамен), после чего произведенному в звание лекаря выдавали набор хирургических инструментов.

В 1654 г. во время войны с Польшей и эпидемии чумы при Аптекарском приказе была открыта первая на Руси Лекарская школа. Существовала она на средства государственной казны. Принимали в нее детей стрельцов, духовенства и служилых людей. Обучение включало сбор трав, работу в аптеке и практику в полку. Кроме того, ученики изучали латинский язык, анатомию, фармацию, диагностику болезней ("знамена немочей") и способы их лечения. Во время военных действий функционировали также годичные школы костоправного дела (Заблудовский II.Е. История отечественной медицины. - Ч. I. - М.: ЦОЛИУВ, 1960. - С. 40.).

Преподавание в Лекарской школе было наглядным и велось у постели больного. Анатомию изучали по костным препаратам и анатомическим рисункам. Учебных пособий еще не было. Их заменяли народные травники и лечебники, а также "докторские сказки" (истории болезней).

В XVII в. в Россию проникли идеи европейского Возрождения, а вместе с ними и некоторые медицинские книги. В 1657 г. монаху Чудова монастыря Епи-фанию Славинецкому был поручен перевод сокращенного труда Андреаса Веза-лия "Эпитоме" (изданного в Амстердаме в 1642 г.).

Е.Славинецкий (1609-1675) был весьма образованным и одаренным человеком. Он окончил Краковский университет и преподавал сначала в Киево-Моги-лянской академии, а затем - в Лекарской школе при Аптекарском приказе в Москве. Сделанный им перевод труда А.Везалия явился первой в России научной книгой по анатомии и использовался в преподавании анатомии в Лекарской школе. Эта рукопись долгое время хранилась в Синодальной библиотеке, но впоследствии была утрачена и по сей день не найдена (Куприянов В. В., Татевосянц Г.О. Отечественная анатомия на этапах истории. - М.: Медицина, 1981. - С. 66-68.). Считают, что во время Отечественной войны 1812г. она сгорела при пожаре Москвы.

Аптекарский приказ предъявлял к ученикам Лекарской школы высокие требования. Принятые на учебу обещали: "... никому зла не учинить и не пить и не бражничать и никаким воровством не воровать...". Обучение длилось 5-7 лет. Лекарские помощники, прикрепленные к иноземным специалистам, учились от 3 до 12 лет. В разные годы количество учеников колебалось от 10 до 40. Первый выпуск Лекарской школы, ввиду большой нехватки полковых лекарей, состоялся досрочно в 1658 г. Функционировала школа нерегулярно. За 50 лет она подготовила около 100 русских лекарей. Большая их часть служила в полках. Систематическая подготовка врачебных кадров в России началась лишь в XVIII в.

Подготовка лекарей в Московском го­сударстве долгое время носила ремеслен­ный характер: ученик в течение ряда лет обучался у одного или нескольких лека­рей, затем несколько лет служил в полку в качестве лекарского помощника. Иног­да Аптекарский приказ назначал прове­рочное испытание (экзамен), после чего произведенному в звание лекаря выдава­ли набор хирургических инструментов.

В 1654 г. во время войны с Польшей и эпидемии чумы при Аптекарском приказе была открыта первая на Руси Лекар­ ская школа. Существовала она на сред­ства государственной казны. Принимали в нее детей стрельцов, духовенства и служилых людей. Обучение включало сбор трав, работу в аптеке и практику в полку. Кроме того, ученики изучали ла­тинский язык, анатомию, фармацию, диагностику болезней ("знамена немо­чей") и способы их лечения. Во время военных действий функционировали также годичные школы костоправного дела.

Преподавание в Лекарской школе бы­ло наглядным и велось у постели больно­го. Анатомию изучали по костным пре­паратам и анатомическим рисункам. Учебных пособий еще не было. Их заме­няли народные травники и лечебники, а также "докторские сказки" (истории бо­лезней).

Е.Славинецкий (1609-1675) был весь­ма образованным и одаренным челове­ком. Он окончил Краковский универси­тет и преподавал сначала в Киево-Могилянской академии, а затем - в Лекар­ской школе при Аптекарском приказе в Москве. Сделанный им перевод труда А.Везалия явился первой в России науч­ной книгой по анатомии и использовался в преподавании анатомии в Лекарской школе. Эта рукопись долгое время хра­нилась в Синодальной библиотеке, но впоследствии была утрачена и по сей день не найдена.

Аптекарский приказ предъявлял к ученикам Лекарской школы высокие требования. Принятые на учебу обеща­ли: "... никому зла не учинить и не пить и не бражничать и никаким воровством не воровать...". Обучение длилось 5-7 лет. Лекарские помощники, прикреп­ленные к иноземным специалистам, учи­лись от 3 до 12 лет. В разные годы коли­чество учеников колебалось от 10 до 40. Первый выпуск Лекарской школы, ввиду большой нехватки полковых лекарей, состоялся досрочно в 1658 г. Функциони­ровала школа нерегулярно. За 50 лет она подготовила около 100 русских лекарей. Большая их часть служила в полках. Си­стематическая подготовка врачебных кадров в России началась лишь в XVIII в.

Лекари, которые оказывали врачеб­ную помощь гражданскому населению, чаще лечили на дому или в русской бане. Стационарной медицинской помощи в то время практически не существовало.

При монастырях продолжали строить монастырские больницы. В 1635 г. при Троице-Сергиевой лавре были сооруже­ны двухэтажные больничные палаты, которые сохранились до наших дней, так же как и больничные палаты Ново-Де­вичьего, Кирилло-Белозерского и дру­гих монастырей. В Московском государ­стве монастыри имели важное оборонное значение. Поэтому во времена враже­ских нашествий на базе больничных па­лат создавали временные госпитали для лечения раненных. И, несмотря на то, что Аптекарский приказ монастырской ме­дициной не занимался, в военное время содержание больных и их лечение во вре­менных военных госпиталях на террито­рии монастырей осуществлялось за счет государства.

XVII в. явился также временем созда­ния на Руси первых гражданских боль­ниц. Около 1652 г. боярин Федор Михайлович Ртищев организовал в своих домах две гражданские больницы, которые счи­таются первыми правильно устроенными гражданскими больницами на Руси. В 1682 г. был издан указ об открытии в Мо­скве двух больниц ("шпитален") для гражданского населения, предназначен­ных для лечения больных и обучения ле­карскому делу. (В этом же году в Москве была учреждена Славяно-греко-латин­ская академия.)

Торговые отношения и политическое сближение с Западом, наметившиеся во времена Иоанна IV Грозного и заметно укрепившиеся с воцарением на престол дома Романовых (1613), имели своим следствием и приглашение к царскому двору иноземных докторов, аптекарей и фельдшеров из Англии, Голландии, Гер­мании и других стран. Иноземные врачи в то время пользовались большим уваже­нием и почетом в Московском государст­ве. Однако круг лиц, пользовавшихся их услугами, был весьма ограничен (как правило, царским двором). При дворе Бориса Годунова (1598-1606) служило уже несколько иноземных врачей, глав­ным образом немцев.

Первые доктора медицины из россий­ских людей появились в XV в. Среди них Геогрий Дорогобыча (ок. 1450-1494), получивший степень доктора философии и медицины в Университете г. Болонья (1476). Впоследствии он был ректором Болонского университета (1481-1482), работал в Венгрии (1482-1485), читал лекции в Краковском университете (с 1485 г.). Его труд "Прогностическое суж­дение текущего 1483 г. Георгия Дрогобы-час Руси, доктора медицины Болонского университета", изданный в Риме на ла­тинском языке, является первой печат­ной книгой российского автора за рубе­жом.

В 1512 г. степень доктора медицины в Падуе (Италия) получил Франциск Ско рина из Полоцка (выдающийся белорус­ский первопечатник и просветитель). Впоследствии он работал в Праге, Виль­но, Кенигсберге.

Таким образом, XVI-XVII вв. на Руси были временем становления аптек и ап­течного дела, начала подготовки врачей из прирожденных россиян, создания пер­вых больниц в городах - временем за­рождения государственной организации медицинского дела на Руси.

Лекари, которые оказывали врачебную помощь гражданскому населению, чаще лечили на дому или в русской бане. Стационарной медицинской помощи в то время практически не существовало.

При монастырях продолжали строить монастырские больницы. В 1635 г. при Троице-Сергиевой лавре были сооружены двухэтажные больничные палаты, которые сохранились до наших дней, так же как и больничные палаты Ново-Девичьего, Кирилло-Белозерского и других монастырей. В Московском государстве монастыри имели важное оборонное значение. Поэтому во времена вражеских нашествий на базе больничных палат создавали временные госпитали для лечения раненных. И, несмотря на то что Аптекарский приказ монастырской медициной не занимался, в военное время содержание больных и их лечение во временных военных госпиталях на территории монастырей осуществлялось за счет государства. Это было отличительной особенностью русской медицины XVII в.

XVII в. явился также временем создания на Руси первых гражданских больниц. Около 1652 г. боярин Федор Михайлович Ртищев организовал в своих домах две гражданские больницы, которые считаются первыми правильно устроенными гражданскими больницами на Руси. В 1682 г. был издан указ об открытии в Москве двух больниц ("шпитален") для гражданского населения, предназначенных для лечения больных и обучения лекарскому делу. (В этом же году в Москве была учреждена Славяно-греко-латинская академия.)

Торговые отношения и политическое сближение с Западом, наметившиеся во времена Иоанна IV Грозного и заметно укрепившиеся с воцарением на престол дома Романовых (1613), имели своим следствием и приглашение к царскому двору иноземных докторов, аптекарей и фельдшеров из Англии, Голландии, Германии и других стран. Иноземные врачи в то время пользовались большим уважением и почетом в Московском государстве. Однако круг лиц, пользовавшихся их услугами, был весьма ограничен (как правило, царским двором). При дворе Бориса Годунова (1598-1606) служило уже несколько иноземных врачей, главным образом немцев.

Борис Годунов содержал докторов в таком же почете, как знатных князей и бояр. Каждый иноземный врач, приехавший на службу в Россию, получал поместье и 30-40 крепостных крестьян, имел ежегодное жалование 200 р., ежемесячно получал 12-14 р. и "хлебную провизию" (сколько нужно для прокормления его особы, семейства и людей), 16 возов дров, 4 бочки меда и 4 бочки пива; ежедневно около полуторы кварты водки и столько же уксуса; каждый день сторону свиного сала и от каждого царского обеда по три или четыре блюда (сколько сильный человек с трудом может унести на одном блюде). Каждый раз, когда предписанное лекарство оказывал о хорошее действие, врач получал от царя дорогие подарки (бархат на кафтан или 40 соболей). Одним слоном, придворные иноземные врачи не имели недостатка ни ни в чем.


В 1654 г. при Аптекарском приказе была открыта Первая школа русских лекарей, которая готовила русских лекарей. Существовала она на средства государственной казны. Принимали в нее детей стрельцов, духовенства и служивых людей.

Преподавание в Лекарской школе. С самого начала в ней обучались около 30 человек. Обучение длилось от 2,5 до 7, а то до 11 лет. Через 2,5 года учащийся получал звание подлекарь. Преподавание в Лекарской школе было наглядным и велось у постели больного. Ученики изучали аптечное дело, фармацию, фармакологию, латинский язык, анатомию, диагностику, болезни и способы их лечения. В обучении российских врачей использовали и европейский опыт. Анатомию изучали по костным препаратам. В 1657 году Е.Славинецкий (1609-1675) перевел сокращенный труд А.Везалия «Эпитоме», который стал первой в России научной книгой по анатомии.

Обратим внимание на учебные пособия школ при Аптекарском приказе. Их учебниками были знаменитые «Травники», «Лечебники», составляющие богатейшее наследство Древней Руси. Но особое место в преподавании занимали «дохтурские сказки» (истории болезни). А также произведения, переведенные с латинского и греческого языков, таких авторов, как Везалий, Гален, Аристотель «О строении человеческого тела».

После того как лекарь заканчивал обучение в такой школе, он, как правило, направлялся в войска, причем не только в военной время. Дело в том, что чуть позже каждый полк будет иметь личного военного лекаря. Таким образом, наряду с гражданским и монастырским направлениями в медицине существовало еще одно – военная медицина, которое не входило в ведение Аптекарского приказа.

Строго следили и за врачебной практикой будущих российских лекарей. Она проходила в полках, а если будущий медик от нее отлынивал, то «быть в наказанье без пощады». После окончания «Школы русских лекарей» вручались дипломы, где указывалось: «… лечит раны колотые и сеченые и рубленные и делает пластыри и мази и иные статьи, что достойно к лекарскому делу, и лекарское де дело ево будет». Первым лекарям Московского государства приходилось сталкиваться со многими болезнями. Вот список известных в то время болезней: цинга, лихорадки, золотуха, кароста, «каменная», «чечуйная» (геморрой), «пильные» (болезни суставов), «чепучичные» (венерические заболевания), «проносная», желтуха, рожа, астма и другие.

Одновременно с лекарской школой в 1653 году при Стрелецком приказе была создана школа «костоправного» дела с одногодичным сроком обучения.

Аптекарский приказ в 1669 г. впервые начал присуждать степень доктора медицины. К сожалению, школа Аптекарского приказа к концу XVII в. прекратила свое существование.

11.6. АПТЕКАРСКИЙ ПРИКАЗ

Он существовал около полувека ив 1714 г. был преобразован Петром в медицинскую канцелярию. Приказ ведал всеми медиками: докторами, лекарями, аптекарями, окулистами, алхимистами, костоправами и другими. Высшее место в иерархии медицинских профессий занимали доктора, которые лечили внутренние болезни; за ними следовали лекари, они занимались в основном хирургией и лечением наружных болезней. Среди докторов было много иностранцев, получивших высшее медицинское образование в университетах Европы (до начала XVIII в. сделать это в России было невозможно) и обязанных «учеников русских учить со всяким прилежанием, чему сами горазды». Среди лекарей было больше русских врачей, которые могли обучаться в медицинской («лекарской») школе, открывшейся в Москве при Аптекарском приказе в 1654 г. Создание школы было связано с потребностью в полковых врачах (это было время войны с Польшей) и необходимостью борьбы с эпидемиями. Учебными пособиями в школе служили травники, лечебники и многочисленные «дохтурские сказки» - истории болезни.

В середине XVII в. в русской армии появляются костоправы, часто в прошлом молодые стрельцы, которые «вымали пулки» и осколки пушечных ядер из солдатских тел, умели «оттирать» (ампутировать) конечности. Однако хирургия развивалась слабо, поскольку не было преподавания анатомии. Даже в медицинской школе Москвы уровень обучения анатомии был невысоким: часто скелет изучали тайком, дома у педагога.

Исторические параллели: Курс лекций по анатомии с препарированием трупов был введен лишь в 1699 г. Петром Великим после возвращения его из заграничного путешествия, во время которого царь посещал анатомические театры и медицинские кафедры университетов, познакомился с А. Левенгуком (1632-1723) и увидел его микроскоп в действии.

Со второй половины XVII в. на Руси становится известным учение А.Везалия. Его сочинение «Эпитоме» перевел на русский язык Епифаний Славинецкий (1609-1675). Он окончил Краковский университет и преподавал в Киево-Могилянской академии, затем - в медицинской школе при Аптекарском приказе в Москве.

Исторические параллели:

Епифаний Славинецкий был автором переводов многих сочинений византийских и западноевропейских авторов, в том числе «Космографии» И.Блеу (1670), в которой содержалось изложение учения Н.Коперника, а также - множество медицинских сведений, в том числе - о лекарственных растениях Нового света. Вот фрагмент перевода, рассказывающий о кустарнике кока, произрастающем в Перу: «В стране перувия есть трава, тамошние жители кокам называют, возрастом невелика... та трава такову силу имеет, егда воустех кто держит, глад и жажду на многие дни утолит».

Ученик Епифания инок Евфимий подтверждает в своих записках, что его учитель «преведе (перевел) книгу врачевску анатомию, с латинска, от книги Андреа Весса-лиа». Это письменное свидетельство весьма важно, поскольку рукопись перевода так и не была обнаружена. Считают, что она сгорела во время пожара 1812 г. в Москве.

В качестве учебных пособий в лекарской школе XVII в. применялись переводные врачебные книги - анатомия А.Везалия, травник Диоскорида, «Прохладный вертоград» и многие другие. Обучение продолжалось от 4 до 6 лет, заканчивалось экзаменами, и выпускники получали звание лекаря. Часто они занимались только лечением наружных болезней и хирургией.

Исторические параллели:

История сохранила имена славян - уроженцев Червонной Руси (Западной Украины), которые уже в XV в. обучались медицинскому искусству в европейских университетах. Наиболее известный из них - Георгий из Дрогобыча (ок. 1450-1494). Он получил степень доктора философии и медицины в 1476 г. в университете Болоньи, позже был ректором этого университета, профессором в Братиславе, преподавателем анатомии и хирургии в Краковском университете, студентом которого в 1493 г. стал 18-летний Николай Коперник. Сочинение «Прогностическое суждение текущего 1483 г. Георгия Драгобыча с Руси, доктора медицины Болонского университета» было издано в Риме на латинском языке.

Младшим современником и соотечественником Георгия Дрогобыча был известный белорусский просветитель Георгий (Франциск) Скорина (1486-540). В 1505 г. он поступил в Краковский университет, затем учился в Германии, а в 1512 г. получил диплом доктора медицины в Италии, в университете Падуи. Предисловие к своей знаменитой славянской Псалтыри, вышедшей в Праге в 1517 г., Скорина начинает словами: «Я, Францишек Скоринин, в лекарских науках доктор, повелел есми Псалтырю тиснути русскими словами...»

Первым доктором медицины из подданных Московского государства был П. В. Посников. Сын московского дьяка, после окончания славяно-греко-латинской академии в Москве он был отправлен в 1692 г. «по имянному великого государя Петра Алексеевича указу в Венецию для совершения свободных наук, в Потавинскую академию». Так в русских хрониках называли знаменитый университет в Падуе, где юноша получил диплом доктора философии и медицины. После продолжения обучения медицине в Париже и Лейдене он состоял в свите Петра во время путешествия царя в Голландию в 1697-98 гг. Был в 1701 г. зачислен в Москве в Аптекарский приказ, однако по настоянию Петра Г оставил медицину и занялся дипломатией.

Среди хирургов-«резальников» были костоправы, кровопуски, зубоволоки. Проводились операции черепосверления, чревосечения, ампутации конечностей. Усыпляли больного с помощью мандрагоры, мака или вина. Инструменты обеззараживали на огне. Раны обрабатывали березовой водой, вином или золой, зашивали волокнами льна, конопли. Умели делать тонкие нити из кишок животных.

Исторические параллели:

В ХГ-XIVвв. к полостным операциям («чревосечению») «резалъники» относились как к

«резанию великому», приступали к этой операции после долгой «молитвы богови». Для больного такая операция была «пугало», «страховитее страха». Обычно после нее больной оставался в больнице полгода. Выздоровление в более короткий срок считалось чудом. В летописи XI в. упоминается о том, что князь великий Киевский Святослав, сын Ярослава Мудрого, погиб от «резания желве» - разрезания лимфатического узла.

В XV в. слово «резалъники» вытеснилось словом «цирюльники». Оно происходит от латинского «cirugia»: так называли хирургию в университетах Франции, Италии и Польши. На Руси, как и в странах Западной Европы, хирургия считалась ремеслом в отличие от медицины, изучающей внутренние болезни. «Железная хитрость» (хирургическое искусство) лекарей и хирургов противопоставлялась «хитрости зелейной» докторов, лечивших в основном корнями и травами.

Докторов и лекарей обслуживали аптекари. «Дохтур совет свой дает и приказывает, а сам тому не искусен, а лекарь прикладывает и лекарством лсчпг и сам не научен, а обтекарь у них у обоих повар», - учит лечебник XVII в.

Близким к аптекарскому было ремесло алхимиста. Считают, что эти должности были учреждены впервые Иваном Грозным, хотя письменных свидетельств об этом не сохранилось. Алхимисты готовили лекарственные водки, экстракты и настойки, применяя такие операции, как перегонка, прокаливание, фильтрация, дистилляция и т.д. После «пропускания» (перегонки) водок над травами и пряностями получались водки коричная, гвоздичная, померанцевая, лимонная и многие другие. Их рецепты содержатся в лечебниках XVII в. Вот фрагмент рукописи, содержаще]] перечень обязанностей алхимистов: «по дохтурскому приказу лекарство всякое составливать про здоровье всяких людей...водок из надобных трав и цветов перепускать и варить и порошки всякие делать, и из кореньев всякие силы и остракты делать... и от трав и от вин, и с пряными зельями духи перепускать и масла всякие делать... иные перепускать на огне, иные над жаром, иные в пепеле, иные в песку, иные в котлах с водою, иные жаром поверх, иные жаром сисподни (снизу) и скляницами долгими, словут (называются) реторти».

Вместе с аптекарями алхимисты испытывали поступавшие в Аптекарский приказ лекарства, готовили «спуски» (сплавы, смеси) различных продуктов, мази и препараты на основе винной плесени. В лабораториях существовали весы («вески»), на которых можно было взвесить количество вещества, равное ячменному зерну. Объем жидкости измерялся при помощи яичной скорлупы - «скорляпки».

Врачи и лекари Аптекарского приказа и обслуживали только царский двор. Это нашло отражение в текстах «клятвенных записей» - своего рода присяги, которую приносили врачи, поступающие на службу в это учреждение.

Каждый из них обещал «... ему, государю, служить... до своей смерти безо всякие хитрости, а лиха мне ему, государю моему, не хотеть никакова». Ратные люди, пострадавшие на войне или в плену, могли подать челобитную царю с просьбой о лечении. Приведем несколько фрагментов из этих документов, сохранившихся в архиве Аптекарского приказа. Стрелец Андрей в 1648 г. подал челобитную о лечении сына: «И едучи, государь, в Арзамас, грехом моим санишка опрокинулась и у сыночка моего спинкз" изломало...а кроме твоих, государь, дохтуров и лекарей лечить некому. Милосердный государь, царь и великий князь Алексей Михайлович... пожалуй меня...вели, государь тово моего сынишку лечить твоим государевым лекарям. Царь, государь, смилуйся, пожалуй». В 1661 г. вернувшийся из плена Иван Васильевич Самарин просит о лечении ран, полученных в бою: «Бьет челом холоп твой раненый полоняник Ивашка Васильев сын Самарин... пожалуй меня, холопа своего за мою службишку и за полонное терпение, вели, государь, мою рану лечить своим государевым лекарем... Царь, государь, смилуйся»

В 1670 г. приказу было разрешено отпускать лекарства больным боярам и стрельцам и предписано «прилагать старание о всеобщем здравии сограждан и о воспрепятствовании распространению прилипчивых болезней». Однако и после этого царю поступали челобитные о лечении, часто с просьбой о том, чтобы лечил не просто «государев лекарь», но иноземный придворный врач, авторитет и мастерство которого обычно были очень высокими. Так, в челобитной архимандрита Иверского монастыря Дионисия (1681) содержится просьба о лечении у доктора Андрея Немчина, сына знакомого нам «ученого доктора» Николая Немчина (Николая Булева) - первого переводчика «Вертограда» 1534 г.: «... пожалуй меня, богомольца своего, ради своего царского многолетнего здравия, вели, государь, дохтуру Андрею Немчину, чтоб он у меня побывал дважды или трижды и болезни мои досмотрел... Царь, государь, смилуйся, пожалуй».

Исторические параллели:

О высоком престиже иностранных врачей говорят многочисленные указания в летописях. Так, при отправке в 1474 г. венецианского посла в Астрахань на русском корабле матросы стали спрашивать, что это за человек. Переводчик посоветовал ему назваться врачом, после чего экипаж корабля оберегал путешественника и оказывал ему всяческую помощь.

Правительство было заинтересовано в приезде иноземных врачей в Россию, где они занимали привилегированное положение. Об этом говорят многочисленные челобитные от русских лекарей о прибавке жалования, например, полкового лекаря Федора Васильева «с товарыщи» 1662 г.: «Служили мы, холопи твои, тебе, великому государю, в Обтекарском приказе многое время...векую нужу и бедность и голод терпели. И твоих государевых ратных раненых людей лечили; и теми твоими государевыми дальними службами лекарей иноземцев ослуживаем; а им, лекарем иноземцом, идет твое государево жалование годовое и корм большой, а нам бедным твоего государева жалованья только на год по пяти рублев, да корму на месяц по два рубли... И мы, бедные, перед всеми чинами оскорблены... з женишками и з детишками помираем голодной смертью... запасу купить и приготовить не на что, в конец погибли...»

Врачи Аптекарского приказа обязаны были письменно отчитываться о своей работе, и отчеты эти говорят об их высокой квалификации. Вот фрагменты отчета «лекаря и окулиста, очного мастера Ягана Тириха Шартмана (1677): «... приехав де он в Московское государство излечил на Москве: боярина князя Якова Никитича Одоевского дочь: не видела очми, а ныне видит; боярина ж князь Юрия Алексеевича Долгоруково у жены ево... глаза вылечил, а испорчены де были от нашатырю, что пускали ей преж незнающие люди нашатырь в глаза... стольника у Ивана Иванова сына Лепукова - у жены его с очей снял туск: была вода темная, а ныне видит»

В 40-70-х годах XVII в., в период борьбы с ведовством и «наведением порчи», неоднократно издавались царские указы о жестоком наказании лекарей, из-за которых «многие люди мучатся разными болезнями и помирают». «... Таких злых людей, - предписывает указ 1653 г., - и врагов Божиих велено в струбах сжечь безо всякия пощады и домы их велено разорить до основания».

Исторические параллели:

Доносы, сохранившиеся в архивах Аптекарского приказа, напоминают о борьбе с ведьмами и отравителями в Западной Европе XV-XVII столетий. Процессы о ведьмах российские суды проводили с той жестокостью, которая была свойственна суду инквизиции, разница заключалась лишь в меньших масштабах «охоты на ведьм» (к началу XVIII в. число погибших по приговору суда инквизиции в странах Западной Европы достигло 100тыс. человек) и в отсутствии на Руси демонологии -религиозно-философского учения о ведьмах, которое возникло и получило развитие в недрах западной средневековой схоластики.

Многие жестоко поплатились за свой интерес к лекарственным кореньям и

травам: в случае неудачного лечения или просто по оговору их могли «жечь в срубе

с кореньями и травы». Архивы Аптекарского приказа хранят ходатайства родствен

ников тех несчастных, которых пытали по подозрению в чародействе и ворожбе.

Так, отставной стрелец в 1668 г. просил об освобождении из тюрьмы своей жены,

которая по доносу враждовавших с ними соседей «без государева указу и без

розыска пытана... и кнутом смертно изувечена, выломанными с плеч руки не

владеет, по сю пору лежит на смертной постели». Дела о колдовстве часто возника

ли на почве отношений между соседями, знакомыми, господами и дворовыми

людьми. Простое наличие корней и трав уже могло считаться доказательством вины,

в которой обвиняемый признавался после пыток, «... с первой стряски да десяти

ударов». Изредка комиссия лекарей оправдывала подсудимого: «дохтуры Валентин

с товарищи смотрев корень сказали, что тот корень... к лекарств}7 пригождается, а

лихого в нем ничего нет».