Состояние здоровья детей в зависимости от условий и образа жизни семьи (обзор литературы). Международный студенческий научный вестник Современные проблемы здоровья и развития детей

1

Проведен анализ зарубежных и отечественных исследований, посвященных состоянию здоровья детского населения в разных возрастных группах. Выявлены общие тенденции в заболеваемости детей и ведущие нозологии (болезни костно-мышечной системы, органов дыхания и пищеварения, болезни нервной системы, ЛОР-патология). Во многих исследованиях отмечается сокращение числа здоровых детей до 7,0-10,0% и увеличение функциональных нарушений среди детей уже на ранних этапах развития. Европейское бюро ВОЗ разработало стратегию профилактики, являющуюся, по мнению экспертов, самой эффективной инвестицией в здоровье детей и всего общества в целом. Обзор отечественных исследований показал, что в современных условиях необходим междисциплинарный и интегративный подход с введением новых дисциплин в образовательный процесс по профилактической педиатрии.

здоровье

группа здоровья

заболеваемость

профилактика.

2. Междисциплинарный анализ социально детерминированных рисков здоровья детского населения / Н.Н. Шигаев [и др.] // Современные проблемы науки и образования. – 2016. - № 2.?id=24246 (дата обращения: 17.05.2017).

3. Инвестируя в будущее детей: Европейская стратегия охраны здоровья детей и подростков, 2015–2020 гг. // Европейский региональный комитет ВОЗ, шестьдесят четвертая сессия (Копенгаген, Дания 15–18 сентября 2014). – Копенгаген, 2014. – 25 с.

4. Меренкова В.С. Влияние анамнеза матери на здоровье детей первого и второго года жизни / В.С. Меренкова, Е.И. Николаева // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2010. – Т. 3, № 3. – С. 53-80.

5. Мазур Л.И. Мониторинг показателей физического развития заболеваемости детей первого года жизни / Л.И. Мазур, В.А. Жирнов, М.В. Дмитриева // Современные проблемы науки и образования. – 2016. - № 2.?id=24318 (дата обращения: 17.05.2017).

6. Богданова Л.В. Состояние здоровья детей в критический период развития / Л.В. Богданова, В.И. Шилко // Уральский медицинский журнал. – 2011. - № 7. – С. 39-42.

7. Параничева Т.М. Здоровье и физическое развитие. Динамика состояния здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т.М. Панаричева, Е.В. Тюрина // Новые исследования. – 2012. - № 4 (33). – С. 68-78.

8. Лучанинова В.Н. О системе формирования здоровья у детей и подростков / В.Н. Лучанинова, М.М. Цветкова, И.Д. Мостовая // Современные проблемы науки и образования. – 2016. - № 4.?id=24969 (дата обращения: 17.05.2017).

9. Связь тяжести течения болезни в перинатальном периоде и состояния здоровья детей в школьном периоде / Е.А. Курзина [и др.] // Трансляционная медицина. – 2013. - № 2 (19). – С. 38-44.

10. Заболеваемость детей в возрасте от 5 до 15 лет в Российской Федерации / Л.С. Намазова-Баранова [и др.] // Медицинский совет. – 2014. - № 1. – С. 6-10.

11. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация европейских и российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков) / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.С. Намазова-Баранова и др. - М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2010. – 54 с.

12. Баранов А.А. Профилактическая педиатрия – новые вызовы / А.А. Баранов, Л.С. Намазова-Баранова, В.Ю. Альбицкий // Вопросы современной педиатрии. – 2012. – Т. 11, № 2. – С. 7-10.

13. Сабанов В.И. Возрастно-половые градации состояния здоровья детей по результатам профилактических осмотров как первый этап диспансеризации детского населения / В.И. Сабанов, О.Ф. Девляшова, Е.В. Пелих // Вестник Росздравнадзора. – 2016. - № 1. – С. 56-62.

14. Кильдиярова Р.Р. Основы формирования здоровья детей – новая дисциплина в обучении студентов медицинских вузов / Р.Р. Кильдиярова, М.Ю. Денисов // Вестник НГУ. Серия: Биология, клиническая медицина. – 2013. – Т. 11, вып. 2. – С. 175-177.

15. Глазкова И.Б. К вопросу об учебной дисциплине «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей» // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2012. - № 3. – С. 29-33.

По мнению Европейского сообщества, профилактика на всех этапах жизни является самым эффективным подходом (с экономической и медицинской точек зрения) к инвестиции в здоровье и развитие гармоничного общества . Безусловно, индивидуальные характеристики ребенка во многом определяют степень воздействия на него факторов риска (гендерная и этническая принадлежности; генетическая предрасположенность; эмоциональная устойчивость), на первое место среди которых в дальнейшем выходят социальные, экономические и экологические детерминанты (уровень доходов и образования семьи, условия жизни и труда) .

Именно социальные детерминанты, по мнению экспертов ВОЗ, играют ведущую роль в формировании популяционного здоровья. При снижении адаптационно-компенсаторных возможностей организма на фоне высокой агрессивности факторов окружающей среды и неблагополучного социального портрета матери (алкоголизм, табакокурение, бедность) социальные предикторы способствуют увеличению заболеваемости и инвалидизации детей в критические периоды роста и развития .

В перинатальном периоде закладывается фундамент здоровья взрослого населения, определяя дальнейшее развитие организма. Согласно исследованиям ВОЗ, у юных матерей с неблагополучным социальным статусом чаще рождаются дети с низкой массой тела, которая, в свою очередь, является предиктором многих возрастных патологий и напрямую связана с повышенным риском развития ишемической болезни сердца, инсульта, артериальной гипертензии и инсулинозависимого сахарного диабета. На самых ранних этапах жизни важная роль в формировании физического и психического здоровья ребенка принадлежит семье. Так, по данным Европейского сообщества, у лиц, испытавших в детстве жестокое обращение, в последующей жизни наблюдается более высокий риск табакокурения, абдоминального ожирения и алкоголизма на более поздних стадиях жизни .

Современное состояние здоровья детей в Европейском регионе характеризуется высокой детской смертностью в возрасте до пяти лет, особенно в первый месяц жизни, на долю которого приходится 50,0% случаев. Ведущими причинами при этом являются неонатальные патологические состояния (недоношенность, сепсис, асфиксия при рождении), травмы, пневмония и диарея. В возрасте 5-19 лет на первое место выходит дорожно-транспортный травматизм. В структуре непреднамеренных травм дорожные аварии занимают 39,0%, утопления - 14,0%, отравления - 7,0%, пожары и падения - по 4,0%. Непреднамеренные травмы являются причиной 42 000 смертей в возрасте от 0 до 19 лет. Наряду с этим более 10,0% подростков имеют психические нарушения, нервно-психические расстройства являются доминирующей причиной инвалидности среди данной возрастной группы. По частоте распространения среди детей 0-17 лет на первой позиции находятся тяжелые депрессивные расстройства, затем по нисходящей - тревожные расстройства, поведенческие расстройства и расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ .

Проведенное исследование показало, что каждый третий ребенок в возрасте 6-9 лет страдает от избыточной массы тела или от ожирения. В группе 11-13-летних детей аналогичные показатели составляют от 5,0 до 25,0%. Согласно прогнозам, более 60,0% детей, имеющих излишнюю массу тела до наступления пубертатного периода, сохраняют подобную тенденцию и в раннем трудоспособном возрасте, что способствует развитию опосредованных взаимозависимых патологий - сердечно-сосудистых заболеваний и инсулинозависимого сахарного диабета .

Состояние здоровья детей разных возрастных групп и факторы, его определяющие, являются предметом изучения и отечественных авторов. Так, В.С. Меренковой с соавт. исследовались 50 пар «мать-ребенок первого года жизни» со средним возрастом матери 24,46±5,57 года и 50 пар «мать-ребенок второго года жизни» со средним возрастом матери 25,54±4,9 года. В ходе работы выявлено, что ухудшение здоровья детей напрямую связано с материнскими факторами: на первом году жизни - с фетоплацентарной недостаточностью, угрозой прерывания беременности и наличием гестоза (r = 0,44; 0,38 и 0,35 при p<0,01, соответственно); на первом-втором годе - с преждевременными родами (r = 00,63 при p<0,001), и на 2 году жизни - с анемией, венозными осложнениями и болезнями почек у матери (r = 0,51 при p<0,01; 0,48 при p<0,01, соответственно) .

Изучение здоровья детей первого года жизни в г. Самара за период 2012-2014 гг. показало, что в структуре заболеваемости лидируют болезни органов дыхания, отмечается высокий уровень распространения кишечных инфекций, болезней нервной системы и алиментарно-зависимых патологий (анемия, рахит) .

Экспертная оценка состояния здоровья детей в возрасте 3-7 лет, посещающих дошкольное учебное учреждение г. Екатеринбурга (n = 322), выявила, что ни один из них не принадлежал к I группе здоровья, во II группу было отнесено 58,7±2,7%, и в III группе насчитывалось 41,3±2,7%. В целом заболеваемость данной возрастной группы характеризовалась мультиморбидностью, при этом на первом ранговом месте находились болезни органов дыхания, на втором - опорно-двигательного аппарата и на третьем - болезни органов пищеварения. Достаточно высокий процент составляли дети, имеющие хронические заболевания - 41,3±2,7%, из которых на долю мультисистемных поражений приходилось 52,8±4,3% .

Мониторинг здоровья детей 5-9 лет (n = 738, из которых 418 мальчиков и 320 девочек) обнаружил, что уже на дошкольном этапе здоровых детей не более 10,0%; у 70,0% обследованных регистрируются множественные функциональные нарушения. Среди нозологий превалируют болезни костно-мышечной системы (46,1%); болезни органов пищеварения и системы кровообращения (16,7%); ЛОР-патология (17,8%) .

Аналогичные данные были получены при двухэтапном изучении здоровья детей и здоровья взаимозависимых последовательных групп в Приморском крае и Владивостоке. В исследовании приняли участие 626 детей 4-17 лет; 226 детей 4-6 лет; 224 учащихся 5 класса и 176 старшеклассников. Одновременно анализировались семьи, ожидающие ребенка (n = 54), дети грудного возраста (n = 60), дошкольники (n = 126) и подростки (n = 123). Результаты исследования позволили выработать эффективные профилактические мероприятия на каждом этапе онтогенеза: семья-новорожденный-дошкольник-школьник-подросток-семья. Итогом проводимой работы стало увеличение числа физиологически протекающих беременностей с 38 до 90,0%; реже регистрировались острые респираторные заболевания среди детей первого года жизни - с 50 до 75,0%; отмечалось улучшение состояния здоровья детей во всех возрастных группах .

Как уже отмечалось выше, течение перинатального периода во многом определяет ресурсы здоровья. Катамнез 136 детей в возрасте 4 лет (n = 48; для детей 1994 года рождения) и 11 лет (n = 88; дети 1991 г.р.), находящихся на начальном этапе жизни в отделениях реанимации и интенсивной терапии, выявил тесную связь между тяжестью болезни новорожденного и состоянием здоровья в целом, определяемую по шкале NTISS (Neonatal Therapeutic Intervention Scoring System, Gray J.E. et al., 1992). Также было установлено, что степень функциональной дезинтеграции в период новорожденности и в катамнезе напрямую коррелируют друг с другом. Следовательно, перекрёстное взаимодействие совокупности параметров состояния здоровья и перинатальных факторов на индивидуальную характеристику конституции и реактивности определяют особенности течения патологии в перинатальном и последующих периодах онтогенеза .

Большое исследование на основе профилактических осмотров проводил НИИ ГиОЗДиП «НЦЗД» РАМН в 6 дошкольных учреждениях г. Москвы (n = 383 детей, из которых 200 мальчиков и 183 девочки) и в школах среди учащихся с 1 по 9 класс (n = 426 детей; 216 мальчиков и 210 девочек). Итоговые данные показали, что к I группе здоровья относятся 5,0-7,0% детей, ко II - 40,0-45,0% и к III - 50,0-55,0% дошкольников. В данной возрастной группе регистрируются функциональные нарушения костно-мышечной системы, патология ротоносоглотки и функциональные психические расстройства и расстройства поведения. Среди школьников отмечается прогрессивное ухудшение здоровья: в 1 классе I группа здоровья составляет 4,3%, а в 9 классе только 0,7%. По гендерному распределению более подвержены функциональным расстройствам и заболеваниям мальчики. Хронизация заболеваний происходит уже к 7-9 классу. Лидирующие позиции среди функциональных расстройств занимают сердечно-сосудистые, бронхолегочная патология и нарушения со стороны пищеварительного тракта .

Здоровье подростков, обеспечение их нормального роста и развития определяет уровень благосостояния и региональную стабильность страны на десятилетия вперед. Многоаспектное исследование А.А. Баранова с соавт. констатирует, что на протяжении 20-летнего периода сохраняется тенденция к росту заболеваемости по обращаемости среди детской популяции на 2,0-4,0% в год, регистрируется рост хронической патологии, снижается число здоровых детей во всех гендерно-возрастных группах. Как отмечают авторы, согласно государственной статистике, общая заболеваемость детей в возрасте от 0 до 15 лет превышает 2400‰, а общая заболеваемость детей 15-17 лет приближается к 2000‰. Отмечается увеличение первичной заболеваемости среди детей 15-17 лет по всем классам болезней на 66,0-64,6%. При этом наиболее значительный рост показателя выявлен у новообразований (+97,7%), болезней крови (+99,2%), системы кровообращения (+103,1%), органов пищеварения (+80,7%), костно-мышечной системы и соединительной ткани (+96,9%), мочеполовой системы (+77,2%), последствий воздействия внешних причин (+71,8%). Как отмечают авторы, неблагоприятной тенденцией является ухудшение репродуктивного здоровья детей, особенно в старших возрастных группах. Так, более чем у 30,0% юношей и девушек выявляется задержка полового созревания, растет частота расстройств менструальной функции у девочек в возрасте 15-17 лет (+ 96,5% за период 2001-2008 гг.); воспалительных заболеваний половых органов (+46,2%); около 40,0% мальчиков и юношей 15-17 лет страдают заболеваниями, способными нарушить реализацию репродуктивной функции. Еще одним тревожным моментом, по мнению авторов, является то, что одно из ведущих ранговых мест в структуре заболеваемости подростков занимают психические расстройства и расстройства поведения, показатель которых за период 2001-2008 гг. вырос на 43,4% и 25,3% (соответственно, общей и впервые выявленной заболеваемости). В их структуре превалируют поведенческие синдромы, непсихотические и невротические расстройства, связанные со стрессом; соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы. На этом фоне не имеет тенденции к снижению заболеваемость детей психическими расстройствами органического генеза и умственной отсталостью .

Сохранение и укрепление здоровья детей является многоаспектной проблемой. Согласно основным принципам профилактики Европейского регионального бюро ВОЗ, 2006 г., расходы на профилактику болезней в детском возрасте являются инвестицией в здоровье и развитие страны. Для достижения поставленных целей необходимо создание благоприятной среды обитания для здоровья детей с воспитанием потребности к здоровому образу жизни; обеспечить всеобщую доступность услуг здравоохранения и государственную поддержку в реализации профилактических программ. Также следует проводить мониторинг подверженности поведенческим, социальным и экологическим рискам детей с целью использования этих данных для определения социальных детерминант здоровья детей и мер воздействия на них .

По мнению ряда отечественных авторов, прежде всего необходимо укреплять законодательную базу в отношении охраны здоровья детей; осуществлять профилактику и мониторинг младенческой смертности, детской заболеваемости и инвалидности; создать протоколы по профилактической деятельности медицинских организаций на всех уровнях с междисциплинарным и интегративным подходом; решить кадровые вопросы с введением специальности «социальный педиатр»; внедрить новые форм реабилитации; привлечь СМИ для информирования населения по основным элементам здорового образа жизни .

Кроме этого, требуется усовершенствование образования, для чего предусматривается дополнительная профессиональная программа повышения квалификации врачей-педиатров и организаторов здравоохранения «Актуальные вопросы профилактической и социальной педиатрии»; введение в учебный процесс раздела «Основы формирования здоровья детей» (где даются базовые знания по профилактической медицине, включая понятие ЗОЖ, и по профилактике аддиктивного поведения; рекомендации по сохранению здоровья дошкольников и школьников; детей, занимающихся спортом; понятия психического здоровья) и дисциплины «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей», осуществляемой в соответствии с Концепцией медицинского образования педагогических работников на основе учебных программ для студентов .

Таким образом, анализ отечественных и зарубежных исследований показал, что на сегодняшний момент остаются неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детей. Решение данной проблемы требует междисциплинарного подхода, направленного на внедрение комплекса профилактических мероприятий на протяжении всего онтогенеза, но специфичных для каждой возрастной группы и с учетом имеющихся функциональных резервов организма ребенка. Немаловажную роль в достижении поставленной цели также играет внедрение новых профессиональных программ обучения педиатров основам охраны здоровья детей с позиций профилактической и социальной педиатрии.

Библиографическая ссылка

Соколовская Т.А. ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ЕГО СОХРАНЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4.;
URL: http://сайт/ru/article/view?id=26572 (дата обращения: 31.01.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

З а последнее десятилетие катастрофически растет заболеваемость детей. Отмечены высокие темпы роста числа таких заболеваний среди детей до 14 лет, как анемия (в 1,3 раза), болезни эндокринной (в 1,5 раза) и костно-мышечной системы (в 1,5 раза), аллергические болезни (в 1,3 раза), болезни системы кровообращения (в 1,3 раза), новообразования (в 1,3 раза).

Наиболее серьезная ситуация регистрируется среди подростков. Отмечается рост анемий в 1,8 раза, болезней эндокринной системы в 1,9 раза, аллергических болезней в 1,6 раза, болезней системы кровообращения в 1,5 раза, новообразований в 1,8 раза, болезней мочеполовой системы в 1,5 раза, костно-мышечной системы в 1,9 раза.

Вследствие увеличения доли длительно текущих соматических болезней за этот период вдвое возросла психосоматическая патология. Как ответ на воздействие негативных факторов внешней среды, на треть увеличилось число реактивных состояний и психопатий.

Число наркологических расстройств в 90-х годах возросло в 3,7 раза, наркоманий - в 15 раз, алкогольных психозов - в 15,5 раз, хронического алкоголизма - в 2 раза. По данным специальных исследований, реальное число больных алкоголизмом подростков увеличилось в 2-3 раза, страдающих наркоманиями и токсикоманиями - в 6-10 раз, токсикоманов - в 5,6 раза.

Есть убедительные данные о замедлении наблюдавшегося ранее ускоренного физического развития детей и подростков и даже об их децелерации.

Концентрированным отражением уровня и качества здоровья подрастающего поколения может считаться показатель инвалидности. Он наиболее наглядно иллюстрирует резкое снижение у детей и подростков функциональных возможностей организма, реакций приспособления и защиты. За последние 10 лет число детей-инвалидов увеличилось в 4 раза и достигло 600 тыс. По экспертным оценкам, число детей-инвалидов в ближайшие 5 лет удвоится. Число здоровых детей, по данным разных исследований, в настоящее время не превышает 4-9%.

В целом в России состояние здоровья подрастающего поколения характеризуется следующими особенностями:

Увеличением хронической заболеваемости

Нарастанием уровня инвалидности

Нарушением становления репродуктивной системы

Отклонениями психического здоровья

Увеличением числа дезадаптированных детей

Снижением показателей физического развития.

Перечисленные тенденции в состоянии здоровья детей связаны с комплексом факторов, неблагоприятно влияющих на растущий организм.

Ухудшение социального статуса большинства детей

Изменение качества питания

Воздействие экологических факторов

Нарастание тяжести зобной эндемии

Медикаментозную “агрессию”

Введение новых форм обучения.

Об ухудшении социального статуса большинства детей свидетельствует рост числа социально обездоленных детей. Так, 600 тыс. детей не имеют родителей, 500 тыс. ежегодно “теряют” одного из родителей, 300 тыс. детей ежегодно рождаются вне брака. 160 тыс. детей - беженцы и переселенцы, 12 млн. детей живут в семьях с доходом ниже прожиточного минимума, 10 млн. - в бедных семьях, 2 млн. - безнадзорные. При таком положении дел в стране социальный фон может являться серьезной предпосылкой к формированию болезней и их прогрессированию.

Изменение качества питания

По данным многочисленных исследований, в последние годы дети недополучают не только белки, жиры и достаточную для восполнения энергии пищу, но и испытывают глубокий дефицит витаминов, минералов и микроэлементов. Так, специалисты НИИ питания РАМН, обследовавшие школьников Москвы, установили, что концентрация аскорбиновой кислоты в крови была ниже нормы у 40%, витамина Е - у 33%, витамина А - у 28% школьников. В Оренбурге у 95% детей обеспеченность витамином С была существенно ниже нормы, в том числе у 10% выявлен глубокий дефицит. Аналогичные показатели отмечены и в других регионах России.

Резкое снижение употребления молока и молочных продуктов, мяса, овощей и фруктов сформировало новую проблему - организм современного ребенока вынужден работать в режиме недостаточного обеспечения кальцием, железом, многими другими макро- и микронутриентами. Наибольшего внимания в настоящее время требует кальциевая обеспеченность, что связано с ростом числа детей и подростков с остеопорозом, распространенность которого достигла, по нашим данным, 44%.

Необходимо принимать во внимание, что в ряде регионов России не только дети, но и 40-90% беременных женщин испытывают разную степень дефицита того или иного макро- или микронутриента.

Нарушения, возникающие в состоянии здоровья в связи с недостаточностью питания, выходят на одно из первых мест. К ним прежде всего относятся: увеличение числа маловесных детей, начиная с рождения, снижение устойчивости к воздействию факторов внешней среды, повторные респираторные заболевания, рост болезней органов пищеварения, ухудшение физической выносливости, быстрая утомляемость, ослабление познавательной и двигательной активности, задержка полового созревания, увеличение доли детей со снижением остроты зрения.

Воздействие экологических факторов

Бесспорна роль экопатогенных факторов в ухудшении состоянии здоровья современных детей. Это обусловлено постоянно возрастающей техногенной нагрузкой на растущий организм. Промышленное загрязнение мест проживания повышает уровень хронической патологии на 60%, в том числе болезней органов дыхания - на 67%, пищеварения - на 77,6 %, опорно-двигательного аппарата - на 21%, новообразований - на 15%.

Нарастание тяжести зобной эндемии

Прекращение йодной профилактики в России привело не только к распространенности эндемического зоба, но и к увеличению до 9-12% числа детей с отставанием роста, до 14% школьников, имеющих трудности обучения, до 5-12% - доли подростков с нарушениями полового созревания.

Медикаментозная “агрессия”

Все еще широкая практика необоснованного включения в терапию сильнодействующих антибиотиков и высокая лекарственная нагрузка на детей приводит ко многим негативным изменениям в детском организме, в первую очередь к снижению естественных защитных механизмов и развитию полиорганной патологии.

Введение новых форм обучения

Реформирование школьного образования без учета состояния здоровья детей существенно повысило заболеваемость. С введением новых форм обучения, когда сотни новых программ буквально обрушились на учащихся, ежедневные школьные занятия по длительности на 3-5 ч превысили допустимые нормы. С этой “антидетской” реформой школа превратилась в фактор, разрушающий здоровье. Об этом свидетельствует тот факт, что число здоровых детей в современных общеобразовательных учреждениях с первого до одиннадцатого класса школы уменьшается, как минимум, на треть.

Уже сегодня качество здоровья детей и подростков значительно снизило социальные возможности подростков и молодежи. 30% из них имеют ограничения в получении достойного образования, 26% - к службе в Вооруженных Силах. Каждый четвертый имеет высокий риск нарушения репродуктивной функции.

Проблемы и решения

Совершенно очевидно, что сохранение и восстановление здоровья детей в современных условиях требует широкого внедрения массовых профилактических программ, создания оптимальных условий воспитания и обучения, с одной стороны, и оптимизации нутритивного обеспечения, гармоничного развития и грамотной терапии болезней - с другой. Педиатрические наука и практика имеют большой опыт, позволяющий решать эти проблемы. О значении оценки значимости профилактики в сохранении здоровья детей можно судить по результатам, которые сулит принести реализация некоторых из них программ.

Внедрение массовой йодной профилактики обеспечивает:

Снижение на 10-20% числа детей дошкольного возраста с дисгармоничным физическим развитием

Снижение на 30% числа детей с хроническими болезнями

Снижение на 20-25% числа детей, не усваивающих базовую учебную программу

Уменьшение на 15% числа детей с риском асоциальных форм поведения

Предотвращение тяжелых форм умственной отсталости до 1000 детей ежегодно

Снижение заболеваемости раком щитовидной железы в 3 раза.

Профилактика дефицита кальция у детей и подростков позволяет снизить до 40-45% частоту болезней опорно-двигательного аппарата у лиц трудоспособного возраста.

Совершенствование медицинской помощи подросткам 15-18 лет может:

Снизить на треть частоту неблагоприятных исходов хронических болезней

Повысить выявляемость функциональных нарушений и хронических болезней в 5 раз, особенно сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата

Уменьшить на 18-20% частоту развития инвалидности в трудоспособном возрасте.

Организация оздоровления детей непосредственно в школе позволит:

Уменьшить в 2 раза число детей с дефицитом массы тела

Снизить в 2,2 раза заболеваемость ОРВИ

Уменьшить на 22% число рецидивов хронических болезней

Снизить в 2 раза частоту ЛОР-патологии

Улучшить на 15% успеваемость школьников.

В настоящее время как никогда актуально активизировать и научные исследования в педиатрии. Ребенок динамичен, его отличает способность остро реагировать на все изменения окружающей среды. Поэтому перед педиатрией на каждом этапе развития общества встают новые научные задачи, от решения которых зависит эффективность профилактических и организационных технологий.

К числу первоочередных научных задач следует отнести:

Оценку адаптационных возможностей детей разного возраста к воздействию факторов среды: особенностей вскармливания, микронутриентной обеспеченности, неадекватных физических нагрузок, ксенобиотиков, стрессов, повышенных школьных нагрузок и др.

Разработку новых технологий сохранения и укрепления здоровья, основанных на повозрастном прогнозе адаптации, повышении функциональных резервов организма на воздействие факторов риска.

Обоснование и оценку качества здоровья детей.

Разработку новых алгоритмов терапии различных заболеваний периода новорожденности, предусматривающих снижение медикаментозной нагрузки на незрелых (недоношенных) детей.

Изучение современной этиологической структуры инфекционной патологии у новорожденных детей и разработку эффективных методов их профилактики и лечения.

Для успешного внедрения результатов научных исследований и эффективных профилактических технологий надо немного: сделать охрану здоровья детей и подростков национальным приоритетом государства.

1

1 ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет» МЗ РФ

2 БПОУ Омской области «Медицинский колледж»

3 БУ ДПО ОО «Центр повышения квалификации работников здравоохранения»

Представлен всесторонний анализ влияния условий и образа жизни семьи на состояние здоровья детей. Результаты исследований, проведенных в области охраны здоровья детей в различных типах семей, доказывают, что социальное неблагополучие, а также расслоение населения по социальному составу с присущими каждой социальной группе особенностями условий и образа жизни, отражается на тех или иных отклонениях в росте и развитии детей, препятствует нормальному развитию, отрицательно отражается на физическом, соматическом, психическом и нравственном здоровье, способствует развитию у ребенка состояния хронического стресса, что на фоне функциональной и соматической незрелости организма приводит к раннему возникновению ряда заболеваний. Настоящий обзор подготовлен с целью систематизации литературных данных по проблеме взаимосвязи условий и образа жизни семьи с состоянием здоровья детей. Обоснована необходимость учета социально-гигиенических факторов, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья детей.

здоровье

факторы риска

1. Адаптация и психоэмоциональное состояние детей на третьем году обучения в школе, проживающих в неполных семьях / М.А. Пунина, Н.Н. Рябкина, З.В. Липень, О.А. Сивакова, В.Н. Шестакова // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. – 2010. – № 4. – С. 42–45.

2. Альбицкий В.Ю., Cигал Т.М., Ананьин С.А. Состояние здоровья детей из социопатических семей // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 1994. – № 1. – C. 8–11.

3. Бабенко А.И., Денисов А.П. Медико-социальные аспекты здоровья детей раннего возраста и их семей // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2007. – № 5. – С. 18–20.

4. Денисов А.П., Банюшевич И.А. Факторы, влияющие на состояние здоровья детей раннего возраста из различных типов семей // Омский научный вестник. – 2012. – № 2 (114). – С. 11–14.

5. Здоровье детей и подростков Сибири как основа формирования трудового потенциала региона / И.И. Новикова, Г.А. Оглезнев, В.А. Ляпин, Д.М. Плесовских // Вопросы современной педиатрии. – 2005. – Т. 4. № S1. – С. 380–381.

6. Каракеева Г.Ж. Состояние здоровья детей из многодетных семей: дис. … канд. мед. наук. – Бишкек, 2012. – 111 с.

7. Кеуш В.М. Особенности формирования неполных семей и состояние их здоровья в сельской местности: автореф. дис. ... канд. мед. наук. – Красноярск, 2004. – 24 с.

8. Кислицына О.А. Жилищные условия и здоровье // Общественное здоровье и профилактика заболеваний. – 2006. – № 6. – С. 23–34.

9. Лебедев Д.Ю. К вопросу о здоровье детей, проживающих в бедных семьях сельской местности // Российский медико-биологический вестник им. Академика И.П. Павлова. – 2011. – № 1. – С. 59–62.

10. Лежнина Ю.П. Социально-демографические особенности бедных в России // Социс. – 2014. – № 1. – С. 20–28.

11. Леонова И.А., Хомич М.М. Физическое развитие детей в семьях с различным материальным положением // Гигиена и санитария. – 2010. – № 2. – С. 72–74.

12. Ляпин В.А. Социально-гигиенические и экологические проблемы сохранения здоровья детской популяции // В сборнике: Актуальные проблемы здоровья населения Сибири: гигиенические и эпидемиологические аспекты. Материалы V межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. 2004. – С. 81-85.

13. Медико-социальные аспекты формирования здоровья детей раннего возраста / А.П. Денисов, А.И. Бабенко, О.А. Кун, И.А. Банюшевич. – Омск, 2015. – 172 с.

14. Монахов M.B. Качество жизни семей с детьми и его влияние на заболеваемость и инвалидизацию детей: автореф. дис. … канд. мед. наук. – М., 2008. – 26 с.

15. Новикова И.И., Оглезнев Г.А. Современные проблемы здоровья детей // Материалы Региональной научно-практической конференции: Общественное здоровье: стратегия развития в регионах Сибири [под ред. В.Н. Денисова]. – 2002. – С. 29–30.

16. Оглезнев Г.А., Новикова И.И., Ляпин В.А. Социально-гигиенические и экологические проблемы сохранения здоровья детской популяции // В сборнике: Здоровье, обучение и воспитание детей: история и современность (1904–1959–2004). Союз педиатров России; Научный центр здоровья детей РАМН. – М., 2006. – С. 134–137.

17. Сафронова М.В., Гаврилова Е.В. Психическое здоровье и индивидуально-психологические особенности детей, воспитывающихся в многодетных семьях // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2010. – № 7. – С. 158–162.

18. Смердин С.В. Научное обоснование стратегии охраны здоровья семей с детьми в муниципальных образованиях Сибири: дис. … д-ра мед. наук. – Красноярск, 2008. – 228 с.

19. Характеристика медико-социального статуса современных семей, воспитывающих детей / Н.А. Садовникова, Б.А. Поляков, Д.Л. Мушников, А.В. Наумов, Л.Г. Ананьина // Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке». – 2012. – Т. 14, № 1. – С. 164–166.

20. Харичкин Е.А. Право ребенка на семью // Вестник Росздравнадзора. – 2009. – № 2. – С. 30–35.

21. Шведовская А.А., Загвоздкина Т.Ю. Социально-экономический статус семьи и психическое развитие ребенка: зарубежный опыт исследования // Психологическая наука и образование. – 2013. – № 1. – С. 73–84.

22. Яковлева Т.В., Курмаева Е.А., Волгина С.Я. Состояние здоровья детей дошкольного возраста из бедных семей // Вопросы современной педиатрии. – 2008. – Т. 7, № 14. – С. 14–18.

23. Evaluation of a mental health outreach service for homeless families / V. Tischler, P. Vostanis, T. Bellerby et al. // Arch. Dis. Child. – 2002. – V. 86. – P. 158–163.

24. Factors influencing iron nutrition among one-year-old healthy children in Sweden / A.C. Bramhagen, J. Svahn, I. Hallstrom, I. Axelsson // J. Clin. Nurs. – 2011. – № 5. – P. 10.

25. Nelson R.,PaynterJ., Arroll B. Factors influencing cigarette access behaviour among 14-15-year-olds in New Zealand: A cross-sectional study // Journal of Primary Health Care. – 2011. – № 3 (2). – P. 114–122.

26. Wen M., Lin D. Child development in rural China: Children left behind by their migrant parents and children of nonmigrant families // Child Development. – 2012. – № 83 (1). – P. 120–136.

Изменения, происходящие в современном обществе, оказывают влияние на повседневную жизнь, преобразуя социальные отношения, в том числе в семье и в области семейной политики, так как в сложных экономических и социальных условиях институт семьи становится особенно уязвимым .

Естественным и правомерным для каждого ребенка является воспитание в семье, поскольку именно она является крайне необходимой для его социализации и развития индивидуальности .

Весь потенциал здоровья, интеллекта, физической и творческой дееспособности закладывается и формируется преимущественно в детском возрасте, особенно в первые три года жизни ребенка . В то же время наблюдается изменение характера течения заболеваний у детей, появление их новых нозологических форм, возрастают уровни острой заболеваемости, увеличивается частота сочетанных и хронических форм заболеваний .

Цель исследования : систематизация литературных данных по проблеме взаимосвязи условий и образа жизни семьи с состоянием здоровья детей.

Формирование хронической патологии происходит постепенно под влиянием социально значимых факторов, приводя затем к возможному снижению трудовой активности и продолжительности жизни . В последнее время получил распространение термин «социопатическая семья» - семья, где родители (один или оба) ведут в той или иной степени антисоциальный образ жизни, то есть находятся в заключении, страдают алкоголизмом и т.п. .

Различия в показателях здоровья детей выявлены в семьях с различным материальным положением. Так, исследование, проведенное Д.Ю. Лебедевым , дало возможность получить социально-гигиенический портрет бедной сельской семьи, воспитывающей детей. Основными характеристиками таких семей были: низкий уровень образования отцов и матерей, занятие преимущественно малоквалифицированным трудом, проживание в неудовлетворительных жилищно-бытовых условиях, незарегистрированном браке или неполной семье, низкий уровень доходов, наличие частых конфликтов, низкой медицинской активности. Примерно у 50 % детей из бедных семей в показателях физического развития отмечалось отставание от нормы. Более 30,1 % детей имели хроническую патологию .

По данным Т.В. Яковлевой с соавторами , в структуре заболеваемости по данным обращаемости детей дошкольного возраста из бедных семей на первом месте находились болезни органов дыхания, второе принадлежало болезням костно-мышечной системы, на последующих местах находились болезни системы кровообращения, а также эндокринной системы и нарушения обмена веществ. У мальчиков чаще регистрировалась нормосомия (дефицит массы тела) и низкий рост при нормальной массе тела. По результатам обследования установлено, что большинство детей из бедных семей не готовы к школьному обучению, а более 30 % детей имели хроническую патологию, а более 50 % - морфофункциональные нарушения .

Установлено, что детям, родившимся в бедных семьях, в гораздо большей степени присущи признаки антиобщественного поведения. Однако, как только их родители получают возможность зарабатывать большие деньги и в результате финансовое положение семьи улучшается, поведение детей начинает укладываться в пределы нормы .

Устойчивость внутрисемейных отношений в значительной степени зависит от психологического климата в ней, в конечном итоге определяющего развитие как детей, так и взрослых. Однако состояние психологического климата не может быть неизменным, данным навсегда. Будет он благоприятным или неблагоприятным, зависит от поведения членов семьи, и именно от этого зависит, каким он будет. Таким образом, психологический климат семьи можно определить как результат семейной коммуникации, то есть характерный для нее более или менее устойчивый эмоциональный настрой. Например, признаками благоприятного психологического климата являются: возможность всестороннего развития личности всех ее членов, высокая доброжелательная их требовательность друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, а также ответственность и сплоченность семьи .

Кроме того определяющими критериями наличия благоприятного психологического климата в семье является стремление всех ее членов к проведению свободного времени в домашнем кругу, общению на взамоинтересные темы, выполнению домашней работы, одновременной открытости семьи, ее широким контактам. Так, только 13 % детей из бедных семей воспитывается в условиях хорошего (благоприятного) психологического климата. В то же время в 28,3 % отмечался плохой психологический климат . Эксперты ВОЗ убедительно показали, что у детей, страдающих от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, как и у детей, воспитывающихся в условиях семейного разлада, значительно чаще наблюдаются различные нарушения психического здоровья .

В то же время не были желанными 3,2 % детей из бедных семей. Дети из таких семей чаще воспитывались одним родителем, чем дети в «богатых» семьях. В «бедных» семьях родители реже имели высшее образование, чем таковые в «богатых» семьях. В то же время чаще имеют временную работу родители в «бедных» семьях, а родители из «богатых» семей проявляют большую социальную активность в поисках работы и чаще, по сравнению с родителями из «бедных» семей, работают в других городах .

В настоящее время неполная семья, многодетность предопределяют низкий материальный статус семьи .

Большинство неполных семей составляют социально неблагополучные семьи, то есть семьи с комплексом факторов риска, в том числе и по состоянию здоровья. Социально-гигиеническими факторами, оказывающими негативное влияние на состояние здоровья детей из неполных семей, в первую очередь являются: низкий уровень материального положения семьи, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, неполноценное питание, низкий культурный уровень семьи. А также наличие неблагоприятного психологического микроклимата в семье, вредных привычек у родителей, низкой физической активности детей, профессиональных вредностей у родителей, низкой самооценки и низкой мотивации к обучению детей, несоблюдение правил личной гигиены и низкая медицинская активность. Основные медико-биологические факторы риска, которые определяют состояние здоровья детей - это наличие пороков развития и сочетанной патологии у ребенка с раннего возраста, наследственной отягощенности, осложнений беременности и родов, дисгармоничного физического развития. В группу высокого риска отнесены дети из неполных семей, имеющие неудовлетворительную адаптацию и низкие компенсаторно-резервные возможности вследствие выраженной тревожности, раздражительности и высокой утомляемости, а также дисгармоничного физического развития в результате дефицита массы тела и низкого роста . Так, исследование, проведенное М.А. Пуниной с соавт. , показало, что 66,9 % неполных семей питались нерегулярно, установлено преобладание в пищевом рационе хлебобулочных и макаронных изделий, крайне малое количество овощей и фруктов, напротив, в полных семьях такой закономерности не было установлено.

Наибольшая доля семей, проживающих в неблагоприятных жилищных условиях, была установлена в семьях одиноких матерей. По материальному положению большинство неполных семей (86,4 %) относятся к низкому и очень низкому уровню обеспеченности .

Для женщин, имеющих внебрачных детей, был характерен более низкий уровень образования, чем женщин-матерей, воспитывающих детей в полной семье. В то же время среди матерей-одиночек был выше удельный вес занятых на работе более девяти часов, в связи с этим они могли уделить ребенку значительно меньше времени, в том числе на разговоры с ним о принципах охраны здоровья, здоровом образе жизни и профилактике заболеваний . То есть подобные монородительские семьи характеризуются резким ухудшением психологического состояния матерей (как одного родителя), ощущением неуверенности в себе, чувством страха и раздражением из-за снижения материального благосостояния семьи. Для таких семей в значительной степени характерно формальное отношение к заботе о ребенке, матери из-за хронического дефицита времени и усталости мало интересуются жизнью ребенка, а бабушки и дедушки напротив нередко проявляют чрезмерную опеку .

Для детей из неполных семей по сравнению с полными были характерны более частые случаи нарушения состояния здоровья, чаще наблюдалось формирование хронических заболеваний и функциональных нарушений, а в структуре заболеваний отмечалось преобладание болезней сердечно-сосудистой системы (30 %), желудочно-кишечного тракта (26 %), центральной нервной (25 %) и костно-мышечной систем (20 %) .

Структура заболеваемости детей, проживающих в неполных и полных семьях, по основным нозологическим формам была аналогичной, однако хроническая патология отмечалась в 1,5 раза чаще у детей из неполных семей, чем у таковых из полных семей. Чаще регистрировались нарушения гармоничности физического развития (дефицит массы тела, низкий рост), снижение показателей умственной и физической работоспособности как результат недостаточного уровня адаптационно-резервных возможностей .

Уровень общей заболеваемости у детей в неполных семьях по классу психические расстройства и расстройства поведения в 2,3 раза выше, чем у детей, воспитывающихся в полных семьях, имея прямую корреляционную связь с уровнем заболеваемости матерей по этому классу болезней. Удельный вес детей с III группой здоровья в неполных семьях был в 1,4 раза выше, чем в полных семьях .

Полнота охвата детей вакцинацией, что является одной из основных характеристик медицинской активности семьи, показала, что наибольшая доля детей (37 %) не получала прививки в семьях, где отсутствовали оба родителя; 32 % детей оставались непривитыми в семьях, воспитывающих ребенка без отца. По мере снижения уровня материальной обеспечения семьи, также уменьшалась доля вакцинированных детей .

Аналогичная ситуация прослежена и в многодетных семьях, где дети также отстают в показателях физического развития, имеют высокую заболеваемость, смертность . Многодетные семьи в современной России переживают не лучшие времена: имеют место материальные затруднения, неудовлетворительные жилищные условия и проблемы с устройством на работу. Увеличение размера семьи пропорционально ведет к неизбежному прогрессированию проблем: наблюдается снижение уровня подушевого дохода на члена семьи, качества питания, одежды, нет возможности уделить должное внимание воспитанию и образованию детей .

По данным М.В. Сафроновой, Е.В. Гавриловой , просоциальное поведение как неизбежная попытка защиты детей из многодетных семей более выражено в случае отягощения многодетности низким уровнем материального дохода семьи. В таких семьях проблемы общения со сверстниками испытывали все дети независимо от социально-экономического статуса семьи.

Изучая медико-социальное состояние семей в зависимости от детности, С.В. Смердин выявил характерные особенности таких семей, а именно:

Высокая доля неблагополучных семей по социальному состоянию, которое связано с состоянием риска и неблагополучным состоянием здоровья I степени - характерная черта малодетных семей;

Среднедетные семьи относятся к группе медико-социального риска;

Появление семей неблагополучных по состоянию здоровья III-IV степени характерно для многодетных семей.

В работах М.А. Пуниной , Д.Ю. Лебедева изучено влияние вредных привычек на состояние здоровья детей. По данным их исследований, умеренное потребление алкоголя (не чаще одного раза в неделю) отмечается в 2-3 % случаев. Аналогичный уровень установлен и для уровня с частотой потребления алкоголя несколько раз в неделю. Однако считать эти данные достаточно объективными достаточно сложно, поскольку не следует исключать, вполне возможное сокрытие адекватной информации о потреблении алкоголя чрезвычайно, так как реальные сведения об этом часто скрываются. Весьма вероятно, что, говоря о потреблении алкоголя только по праздникам и семейным торжествам, опрошенные лица относят к этим событиям и рядовые выпивки.

К сожалению, Россия относится к группе наиболее «курящих» среди индустриально развитых стран. Это факт доказывает то, что курящих мужчин в стране более 60 % и женщин почти 10 %. В последнее время наблюдается неблагоприятная динамика увеличения распространенности курения, особенно среди молодежи и женщин . Однако курение матери со значительной степенью вероятности может привести к высокому риску низкого уровня здоровья детей и развитию у них хронических заболеваний.

Так, удельный вес курящих матерей (43 %) из «бедных» семей превалирует над таковым матерей из «богатых» семей (15 %). Из общего числа куривших матерей 33 % выкуривали более 10 сигарет в день. Более того в 25 % семей взрослые курили в присутствии ребенка. В то же время общеизвестно, что пассивное курение пагубно влияет на многие функции детского организма. Однако 4 % школьников из «бедных» семей и 3 % детей из «богатых» семей уже в той или иной степени приобщились к курению .

Таким образом, исследования, проведенные в области охраны здоровья детей, убедительно показали определяющее влияние социального неблагополучия на увеличение риска возникновения острых и хронических заболеваний низкого уровня физического, соматического, нервно-психического развития и нравственного здоровья, как закономерный результат развития у ребенка состояния хронического стресса на фоне функциональной и соматической незрелости организма.

Библиографическая ссылка

Денисов А.П., Кун О.А., Денисова О.А., Филиппова Е.Д., Равдугина Т.Г., Банюшевич И.А. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСЛОВИЙ И ОБРАЗА ЖИЗНИ СЕМЬИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 10-2. – С. 236-240;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11895 (дата обращения: 31.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» 1

В последние десятилетия XX века в России получила широкое распространение психологическая поддержка детей в условиях детских садов, школ и учреждениях дополнительного образования. Обусловлено это стрессогенностью жизни взрослых, их занятостью преимущественно работой, что приводит к росту психологических и психосоматических нарушений у детей. Негативно влияют на здоровье ребенка и огромные нагрузки как следствие столь популярного в наше время раннего обучения дошкольников и интенсивного обучения школьников. В качестве фактора риска можно также отметить дисбаланс в развитии детей, обусловленный стремлением взрослых дать им как можно больше знаний в ущерб формированию интуиции, фантазии, творческих способностей.

Необходимо разграничивать понятия психического и психологического здоровья. Под психическим здоровьем понимается комплекс характеристик обеспечивающих составной элемент здоровья в целом. Психическое здоровье является важной составляющей адаптации человека в социуме. Психологическое же здоровье - это важная характеристика личности человека. Оно тесно связано с психическим развитием в процессе всей его жизни, т.е. психологическое здоровье это возможность развития человека на всем его жизненном пути. Понятия психического и психологического здоровья тесно связаны друг с другом.

О психологическом здоровье ребенка свидетельствует сформированность у него основных возрастных личностных образований, а те или иные трудности в их формировании указывают на определенные нарушения психологического здоровья.

Так, уже первый год жизни вносит важный вклад в формирование Я ребенка. К концу этого периода у него складывается предпосылка самоуважения, возникает первичный образ окружающего мира, к которому он испытывает доверие. Но могут сформироваться и неустойчивое или негативное отношение к себе, потребность в постоянной помощи, заботе, а также недоверие к окружающему миру, чувство небезопасности. Можно сказать, что закладываются основы эмоционального развития - оптимизм и жизнерадостность, эмоциональная отзывчивость. Но возможно и развитие апатии либо неспособности к эмоциональному заражению, к эмоциональным контактам в целом (синдром «потери чувств»).

Важнейшее условие формирования в младенчестве позитивных новообразований - адекватное возрасту и темпераменту взаимодействие с ним матери. Применительно к первым трем-четырем месяцам многие психологи говорят о необходимости «ансамбля» мать - ребенок, в котором ребенок «солирует», а мать прислушивается к его желаниям и потребностям и в соответствии с этим выстраивает свое поведение.

В раннем возрасте (от года до трех лет) Я ребенка развивается за счет первоначального осознания самого себя. К концу раннего возраста формируется автономная позиция, т. е. возможность самостоятельно совершать собственный выбор и добиваться его реализации. Однако могут возникнуть и затруднения в ее развитии, следствием чего становятся пассивность, зависимость от оценок взрослых или постоянное стремление всеми силами утверждать свою свободу. Этот период важен для формирования у ребенка способности подчиняться общественно принятым нормам. Ребенок учится следовать некоторым «можно» и »нельзя», сознательно принимать простейшие правила (самостоятельно одеваться, убирать разбросанные кубики и т.п.).

В раннем возрасте начинает развиваться эмоциональная сфера ребенка. В случае нарушенного развития ребенок прячет от окружающих свою агрессивность и становится подчеркнуто миролюбивым. В другом варианте развивается деструктивная агрессивность, т.е. стремление разрушать предметы (ломать игрушки, рвать книжки, собственные вещи) или нарушать нормы поведения, и в первую очередь не слушаться взрослых.

В дошкольном возрасте происходит стабилизация Я ребенка, он начинает задумываться над тем, какой он - плохой или хороший. Важнейшее значение в этом играет процесс идентификации с родителем своего пола, т.е. не простое подражание или частичное принятие качеств родителя, а стремление чувствовать себя сильным, уверенным или нежным, заботливым - таким, каким хотел бы видеть себя ребенок. В дошкольном возрасте также активно развивается самосознание. Ребенок осознает, что в целом он хороший, но имеет некоторые недостатки, и начинает понимать: чтобы быть хорошим, нужно соответствовать родительским требованиям. Можно говорить о так называемом явлении родительского программирования - формировании под воздействием родительских директив основных жизненных сценариев ребенка. Если же ребенок ощущает себя недостаточно хорошим, чтобы получать необходимое ему внимание позитивными способами, то у него могут складываться и закрепляться различные формы получения внимания с помощью негативных проявлений, таких, как нарушение поведения, драки, ложь и т. п. В этом случае ребенок предпочитает быть пусть наказанным, но обязательно замеченным взрослыми.

Существует объективные (не зависящие от ребенка) и субъективные (поддающиеся коррекции) факторы ухудшения психологического здоровья современных детей.

К объективным относятся:

1. Загруженность родителей на работе и дефицит общения родителей с детьми. Сейчас семья не несёт тех социальных функций, которая она несла раньше (нет близкого окружения родственников и нет рядом людей, которые эмоционально бы защитили ребенка).

2. Информационная перегрузка детей. Дети в большом количестве смотрят телевизор (в том числе и сцены насилия). Происходит ассоциирование ребенка с главными героями. Отсюда у ребенка появляются страхи, фобии, низкая самооценка, высокий уровень тревожности, ведущий зачастую к невротизации.

3. Для большинства родителей характерен такой стиль детско-родительских отношений, как гиперопека и гиперпротекция. Родители стремятся отгородить детей от любых проблем и дел. Воспитание ребенка идет вербальными методами, а не наглядно-действенными.

4. Дисгармонии семейных отношений и семейного воспитания внутри родительских отношений или нарушения в сфере детско-родительских отношений (конфликты, ссоры, частая ругань), с которых часто дети берут модель поведения. Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. Поэтому, во-первых, очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности (в силу эмоционального контакта с матерью), во-вторых, он склонен чувствовать себя виноватым в возникшем конфликте, случившемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и не достоин их любви. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психологического неблагополучия и психосоматических проблем (тики, заикание, энурез, двигательная расторможенность).

5. Нарушения развития ребенка в перинатальном периоде (асфиксия, низкий уровень здоровья матери).

6. Ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли.

Помещение детей в раннем возрасти (до трех лет) в дошкольное учреждение или привлечение няни для их воспитания является сильным психотравмирующим событием, поскольку такие дети еще не готовы к разлуке с матерью: у двухлетнего ребенка сильно развито чувство привязанности к матери, общности, единства с ней (рассматривает себя только в единстве с матерью - категория «МЫ»). При частых и длительных разлуках с матерью (помещение в ясли или в санаторий) у детей раннего возраста нарастает потребность в привязанности, что может привести к появлению невротических реакций. В среднем лишь к трем годам у ребенка появляется желание «расстаться» с матерью и стать более независимым. Кроме того, в этом возрасте уже возникает стойкая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх с другими детьми. Поэтому ребенка в возрасте трех лет можно помещать в детский сад, не рискуя его психическим здоровьем.

Субъективные же причины поддаются коррекции и к ним относятся:

Характер детско-родительских отношений;

Моральные ценности семьи и взрослых, участвующих в воспитании ребенка.

В целом, современные дети-дошкольники существенно отличаются от детей прошлых лет, а именно:

1. Большие различия календарного, физиологического и психологического возраста.

2. У детей разный уровень развития, степень эмоциональной и психологической готовности к началу обучения в школе.

3. У детей обширная, но бессистемная информированность практически по любым вопросам. Но она часто носит противоречивый характер, вследствие чего возникает тревожность и неуверенность.

4. У детей более свободное ощущение своего «Я» и независимое поведение.

5. У современных детей более слабое физическое здоровье.

6. Современные дети меньше играют в сюжетно-ролевые игры, которые зачастую заменяют телевизор и компьютер.

Библиографическая ссылка

Мичурина Ю.А., Дробышевская Д.А., Васильченко К.А. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13306 (дата обращения: 31.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»